Анализ произведения не стреляйте в белых лебедей. Главные герои романа "Не стреляйте в белых лебедей"

Аннотация. В статье рассматриваются проблематика и система образов повести Б.Васильева «Не стреляйте в белых лебедей». Представлен материал для учителя по её изучению, вопросы и задания для учащихся.

Ключевые слова: человек и природа, экология, художественный образ, традиция.

Одна из актуальных задач, стоящих сегодня перед учителем литературы, — экологическое воспитание учащихся. Хотелось бы, чтобы, выстраивая систему учебных занятий и внеклассных воспитательных мероприятий, словесник включил в неё повесть Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» (1973).

Как свидетельствует практика, обсуждать это произведение лучше всего в восьмом классе в обстоятельной беседе. Написанная прекрасным языком, эмоционально, открыто выражающая авторскую позицию, роман увлекает восьмиклассников, пробуждает высокие чувства.

Роман «Не стреляйте в белых лебедей» посвящена актуальнейшей проблеме взаимоотношений человека и природы, противостояния добра и зла.

Действие повести сопряжено с жизнью природы, которая не только является фоном и местом действия, но подчас становится своеобразным героем произведения. И лес, и река, и Чёрное озеро, и деревенские собаки, и даже засохшее дерево, превращённое стараниями главного героя повести Егора Полушкина в скульптуру, — всё это активно участвует в движении сюжета и в выявлении человеческих чувств.

Именно отношение к природе разделяет персонажей произведения на два лагеря: на тех, кто понимает, любит, бережет её, и на тех, кто способен лишь тащить, хапать, убивать, портя и уничтожая всё на своём пути. На тех, кто охраняет и созидает красоту, бережёт природу, и на тех, кто легко, бездумно и безжалостно поднимает на неё руку ради эгоистической личной выгоды.

Драматические сюжеты произведений Бориса Васильева бередят душу, остаются в памяти читателей, среди которых, пожалуй, нет равнодушных ни к трагическим судьбам пяти девушек под командой старшины Васкова (повесть «А зори здесь тихие … »), ни к событиям последнего дня жизни младшего лейтенанта милиции Ковалёва (п «Самый последний день»), ни к горьким разочарованиям и утратам капитана речного катера Ивана Бурлакова из повести «Иванов катер». Но, пожалуй, никогда прежде писатель не высказывал так открыто авторского отношения к своим героям и проблемам, как сделал он это в повести «Не стреляйте в белых лебедей».

Обложка книги Б.Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» Уже само название похоже на крик, на призыв и предупреждение, заклинание или завет. В нём ощутимо стремление выразить внутренний пафос, смысл книги.

Сразу же после журнальной публикации вокруг повести развернулась горячая дискуссия. Ряд критиков (В.Кардин, И. Дедков, В.Баранов) увидели в главном герое, Егоре Полушкине, вчерашнем крестьянине, переехавшем на жительство в небольшой лесной посёлок, «непротивленца», «блаженненького», человека «не от мира сего», а повесть критиковали за идею непротивления, всепрощения, за то, что она написана «из самих благородных побуждений, но без должного уважения к реальной сложности современной нашей жизни» (И.Дедков).

Другие критики и писатели (Л.Уварова, В.Шапошников, Г. Мецынский), напротив,
считали повесть Васильева ярким произведением второй половины хх века, а образ главного героя — жизненным и убедительным, несущим в себе большой нравственно-эстетический заряд.

Что же в действительности представляет собою главный герой и какие вопросы затрагивает автор?

Человек и природа, человек и его совесть, мера ответственности человека за всё, что происходит вокруг, — вот важнейшие проблемы, поставленные автором. Егор Полушкин принадлежит к числу людей, которые обладают даром испытывать радость от труда, каким бы внешне прозаическим он ни был. Что бы ни делал Егор, где бы он ни работал — плотником в строительной бригаде, на лодочной ли станции или позднее лесником — он всегда трудится, «как сердце велело».

Причём трудится он не только истово, но и с сознанием огромной ответственности за дело. Труд, по его убеждению, «на радость людям произвоцится». Мастер — золотые руки, умелец, которыми богата наша земля, Егор Полушкин любое дело хочет сделать так, «чтобы не маялась совесть».

Одно не умеет и не хочет делать Егор – в жизни устраиваться, подлаживаться, идти на сделки с совестью. Вот и ходит он в «дурачках», недотёпой в глазах некоторых оборотистых соседей, чувствуя себя виноватым и перед женой, и перед сыном, и чуть ли не перед всеми людьми. Но это чувство вины — от обострённой совести. «Он поступал не по соображениям ума, а так, как велела совесть», — не раз скажет о нём автор.

Труженик и созидатель, Егор не только влюблён в природу, но сердцем понимает кровную нерасторжимость с нею. Его тревожат всё обостряющиеся противоречия между человеком и природой: «Сиротиночки мы: с землёй-матушкой в разладе, с лесом-батюшкой в ссоре, с речкой-сестричкой в разлуке горькой. И стоять не на чем, и прислониться не к чему», — приводят ученики цитату из текста.

В повести есть эпизод, свидетельствующий о высокой гражданской и нравственной зрелости героя. На него непременно обратим внимание учащихся. Как-то безработный Егор увидел в конторе объявление о том, что заготовительные организации за деньги принимают от жителей посёлка лыко.

Взяв с сбой сына, Егор на следующий день отправился в лес. И тут его взору предстала картина, от которой мороз пошёл по коже: «Голые липы тяжело роняли на землю увядающий цвет. Белые, будто женское тело, стволы тускло светились в зелёном сумраке, и земля под ними была мокрой от соков, что исправно гнали корни из земных глубин к уже обречённым вершинам.

— Сгубили, — тихо сказал Егор и снял кепку, — за рубли сгубили, за полтиннички».
И Егор, семья которого осталась без копейки денег, отказывается от верного заработка, возвращается домой, потому что такой «заработок» противоречит его нравственным убеждениям.

Егор Полушкин чутко вслушивается в жизнь природы, он видит и понимает её красоту, которая дорога ему способностью возвышать человеческую душу. Поэтому он не просто любуется природой — ему «хочется зачерпнуть ладонями эту нетронутую красоту и бережно, не замутив и не расплескав, принести её людям».

Сохранить эту красоту для людей — вот чем озабочен Егор и когда он рисует на прогулочных лодках вместо номеров зверушек и птиц, и когда при рытье канав для прокладки труб отказывается разорять муравейник и когда привезёт из Москвы вместо подарков семье пару лебедей, чтобы вновь расплодились они на Чёрном озере и стало бы озеро, как прежде, — Лебяжьим…

Образы лебедей не случайно возникают в произведении и даже вынесены автором в его название. Этот образ имеет богатую традицию поэтических и историко-мифологических интерпретаций. В античной мифологии лебедь выступал символом поэта; эта птица была посвящена Аполлону, покровителю искусств. В русской литературе он присутствует в поэзии Г. Державина («Лебедь»), В. Жуковского («Царскосельский лебедь»), в лицейском цикле Пушкина, в лирике Анненского («Микулич»), Н.Гумилёва («Памяти Анненского») и других поэтов.

Встраивая своё произведение в эту литературную традицию, Васильев подчёркивает поэтическую натуру, нравственную силу главного героя — человека, наделённого тонким чувством прекрасного, хранителя и защитника природы.

Став лесником заповедника, Полушкин ведёт себя как друг и союзник природы. Он «упоённо чистил лес, прорубал заросшие просеки, стаскивал в кучи валежник и сухостой … Он работал с азартом, с изнуряющим, почти чувственным наслаждением, и, засыпая, всегда успевал подумать, какой он счастливый человек».

В душе Егора живёт высокий поэтический дар. Он умеет не только любить природу и заботиться о ней, но и сам создавать прекрасное на радость людям. В изломанной липе он замечает скрытую от других гармонию и вытёсывает из неё скульптуру — изящную фигуру девы, расчёсывающей волосы.

Своим отношением к жизни Егор Полушкин напоминает тургеневского Калиныча. Но в отличие от тургеневского героя он не просто восторженный мечтатель, а человек деятельный, он гражданин. Писатель внимательно прослеживает духовную эволюцию своего героя. В начале повести он проповедует пассивную доброту: «Я хочу, чтобы ласковое было всем, и плохим, и хорошим людям», он прощает туристам бессмысленное, скуки ради, сожжение муравейника («а что муравейник пожгли — то Бог с вами»).

Однако с течением времени Егор всё больше утверждается в том, что злу надо противостоять активно, только так его можно победить. Противостоять и словом, И — главное — делом. Подлинная любовь к природе требует активных действий, направленных на защиту и сбережение её, — такова одна из важных мыслей повести. К ней и подводит автор своих читателей. Когда, став лесником, Егор застаёт в лесу порубщиков, своих бывших приятелей, он уже не уговаривает их прекратить уничтожение деревьев, а требует: «Я как официальный лесник тутошнего массива официально требую … »

Егор Полушкин противопоставлен в повести таким людям, как его свояк Фёдор Бурьянов. Писатель показывает противоположность нравственных принципов этих персонажей, рисуя их разное отношение к природе. Фёдор — откровенный рвач, главное в его натуре — хищничество. Пользуясь своей должностью, он ворует заповедный лес, браконьерствует на озере, возами возит для продажи лыко, беспощадно губя лес.

Нажива — его страсть, он подчинил ей всю жизнь. Егор, напротив, бессеребреник, способный, не задумываясь, отдать последнее. Фёдор всегда и во всём — разрушитель. Егор — созидатель, хранитель, защитник.

Жизнь сталкивает его с людьми не самых лучших нравственных правил. Но он убеждён: хороших людей больше. Таких, как учительница Нонна Юрьевна, лесничий Юрий Петрович Шувалов, который принимает деятельное участие в судьбе Егора, назначив его хранителем заповедного леса. На этом посту Полушкин предстаёт перед нами как натура цельная, глубокая, сильная.

В финале произведения Егор защищает при роду от браконьеров, убивших лебедей, которых он привёз на Чёрное озеро из московского зоопарка, и, зверски избитый Фёдором Бурьяноным и его дружками, погибает. Но из этого неравного поединка с озверевшими браконьерами он выходит нравственным победителем, превращаясь из Егора-бедоносца, как за жизненные неурядицы окрестили его в посёлке, в Георгия Победоносца.

Рисуя сцену гибели Полушкина, автор использует важную иконописную аллегорию. В меркнущем сознании Егора возникает образ его небесного покровителя с известной иконы «Чудо святого Георгия о змие», на которой великомученик Георгий Победоносец поражает копьём змея, олицетворяющего зло. В предсмертном видении является Егору красный конь и призывным ржанием зовёт «скакать туда, где идёт нескончаемый бой» и «где черная тварь, извиваясь, всё ещё изрыгивает зло».

Несмотря на гибель главного героя, финал повести нельзя назвать безысходным и мрачным. У Егора Полушкина есть преемники и наследники. Своё трепетное восприятие красоты природы, любовь к родной земле он, пронеся через все невзгоды, завещает сыну Кольке.

Умирает Егор, но остаётся жить Колька, «чистоглазик-мальчуган», унаследовавший от отца его доброе, великодушное сердце, умелые руки и, как и отец, любящий всё живое. Избравший, подобно отцу, бескомпромиссный путь утверждения добра, он продолжит всё то, что не успел завершить Егор.

Формирование характера, семейное воспитание, преемственность поколений … Этим проблемам автор уделяет немалое внимание. Как противостоят в своих взглядах на жизнь, людей, природу Егор Полушкин и его антипод Фёдор Бурьянов. так противоположны нравственные принципы и их детей, двоюродных братьев Коли и Вовки.

Если Егор Полушкин своим примером учит сына доброте, то Фёдор Бурьянов своего сына тоже личным примером — жестокости. Автор подробно рассказывает о том, какие «уроки» младшему Бурьяневу даёт отец. «У Вовки собаки не переводились. Не успеет Фёдор Ипатыч одну пристрелить, как тут же другую заводит … Собака — это ведь не игрушка, собака расходов требует и, значит, должна себя оправдывать.

Ну, а если состарилась, нюх потеряла или злобу поистратила, тогда не обессудь: за что кормить-то тебя? Фёдор Ипатыч её самолично на собственном огороде из ружья пристреливал… Шкуру собачникам сдавал (шестьдесят копеек платили!), а тушу под яблоней закапывал. Урожаистые были яблоньки, ничего не скажешь».

Подобные «уроки» не проходят для сына бесследно. Если Колька Полушкин умел и любил мечтать, а мечта у него «каждый день была иная про путешествие, про зверей, про космос », то у Вовки «одна на все дни: вот бы гипноз какой открыть, чтоб все-все заснули. Ну, все! И тогда б я у каждого по рублику взял!»

Таким хищникам и стяжателям, как Фёдор Бурьянов, как заезжие туристы-браконьеры, писатель противопоставляет нравственную красоту людей типа Егора Полушкина. В лирических комментариях, вплетённых в художественную ткань повести, он говорит о бессмертии и неискоренимости людей, подобных Егору: «Когда я вхожу в лес, я слышу Егорову жизнь. В хлопотливом лепете осинников, в сосновых вздохах, в тяжёлом взмахе еловых лап … Она зовёт меня негромко и застенчиво».

Своим романом «Не стреляйте в белых голубей» Б.Васильев будит высокие чувства в душе читателя. И в этом его бесспорная нравственная сила.

Вопросы и задания для учащихся:

1, Какое место занимает повесть «Не стреляйте в белых лебедей» в творческой
биографии Б.Васильева?
2. В чём смысл её названия?
3. Какова, по-вашему, основная мысль этого произведения? Против чего восстаёт и что защищает автор?
4. Расскажите о главным герое повести Егоре Полушкине. Что более всего ценит в
нём автор?
5. Как оценивают образ Егора Полушкина критики — участники дискуссии по повести «Не стреляйте в белых лебедей»?
6. Кто Егор Полушкин: победитель или побеждённый?
7. Кто помогает Егору защищать природу?
8. Кто в повести противостоит Егору? Как эти персонажи нарисованы автором?
9. В чём смысл противопоставления в повести двух юных героев: Коли Полушкина и Вовки Бурьянова? На чьей стороне ваши симпатии?
10. Можно ли говорить о том, что повесть Васильева оптимистична? В чём вы видите её воспитательное значение?
11. Напишите сочинение на одну из тем: «Кто, С вашей точки зрения, главный герой повести: Егор-бедоносец или Георгий Победоносец?»; «Нравственная эволюция Егора Полушкина»; «Кто не любит природы, тот не любит человека». Как эта мысль Ф.М.Достоевского реализуется в повести Васильева «Не стреляйте в белых лебедей»?»

Поставь оценку статье

— замечательная повесть Васильева, которая раскрывает такую проблематику, как взаимоотношения человека и природы. Что самое главное, это произведение и освещенные в нем проблемы актуальны и в наши дни. Здесь поднимаются несколько проблем, которые мы рассмотрим в нашем и приведем аргументы на тему.

В своей работе автор поднимает и освещает проблему бережного отношения к природе, где на примере разных людей мы видим тех, кто готов сохранять и беречь природу, как это делает Егор Полушкин. И видим тех, кто относится к природе с потребительской точки зрения. Они с легкостью могут убить животное, срубить деревья, сжечь муравейник. Если проводить параллели произведения Не стреляйте в белых лебедей с нашей жизнью, то можно смело сказать о том, что и у нас есть люди, которые с легкостью рубят леса, вытаптывают газоны, бросают мусор, выбрасывают вредные вещества в реки. К счастью, есть и люди подобные Егору, которые ежегодно стараются посадить хотя бы одно дерево, устраивают субботники, не остаются равнодушными к окружающему миру.

Аргументы к роману Васильева

Аргументы к произведению Не стреляйте в белых лебедей подтверждают высветленную проблему равнодушия, бездуховности и жестокости. Так мы видим туристов, что сжигают муравейник и при этом радуются считая себя царями природы. Браконьеры безжалостно убивают лебедей, но самое страшное, что и в нашей жизни предостаточно тех, кто жесток и равнодушен к природе. Они с легкостью могут убить щенка, издеваются над котятами, ломают молодые деревья ради развлечения. А ведь такое отношение к природе губительно, и хорошо, что пока еще есть Полушкины, которые видят смысл своей жизни в том, чтобы охранять природу и сохранять ее для людей. И таким образом автор раскрывает еще одну тему смысла жизни, тему счастья. В жизни же, если говорить о Васильеве и его произведении Не стреляйте в белых лебедей, мы можем видеть и тех, кто держит питомники, лесные хозяйства, помогают разводить животных и приумножать зеленые насаждения. Здесь мы видим и обычных людей, что ухаживают за цветочными клумбами, кто не проходит мимо брошенного животного, стараясь сохранить и приумножить дары природы.

Не стреляйте в белых лебедей замечательное произведение и аргументируя свое заключение, я скажу оно прекрасно потому, что будит в человеке высокие чувства, призывает к бережному отношению к природе.

Васильев – автор повести «Не стреляйте в белых лебедей», который раскрыл взаимоотношения человека и природы. Борис Васильев написал произведение «Не стреляйте в белых лебедей», которое и по сей день является актуальным и учит нас с уважением и вниманием относиться к окружающей природе, быть подобно главному герою Полушкину – человеку с сердцем и доброй душой.

Не стреляйте в белых лебедей краткое содержание

Так Полушкин приехал в поселок со своей семьей и поселился в доме, что выделил родственник. В поселке он прославился, как «чудик», за что бы не взялся, все оборачивалось против него. Так он сменял одну работу на другую и нигде не мог задержаться, пока не стал лесничим. Вот здесь его было призвание, здесь он выполнял работу по зову своего сердца, пытаясь защищать природу от браконьеров.

Он защищал деревья, зверей. Однажды, ему захотелось возродить озеро, что называлось Лебяжьим и, приехав из Москвы, он привозит лебедей, что там купил. Вот только не суждено было выжить этим птицам. Свояк Полушкина Федор Бурьянов вместе со своими дружками, убивает птиц. Эти выстрелы услышал и главный герой, который бросился на защиту природы, за что и поплатился жизнью.

И хоть главный герой умирает, но остается его преемник, сын Колька, который, возможно, сможет в будущем добиться цели, что поставил его отец и озеро возродится. Поэтому это еще не конец.

Анализируя работу автора «Не стреляйте в белых лебедей», в сочинении хочется отметить, насколько важную цель преследовал автор произведения. А цель его была – показать нам проблемы, что существуют среди людей, показать, насколько равнодушным может быть человек, который с легкостью может вырубить последнюю рощу, сжечь муравейник, уничтожить природу.

При этом автор произведения «Не стреляйте в белых лебедей» не полностью разочаровался в людях, ведь среди людей с хищной натурой, среди разрушителей в виде Федора, существуют хранители, защитники, которые любят природу и сделают все ради ее спасения, даже пожертвуют своей жизнью, как сделал это главный герой Полушкин Егор.

В работе Васильева «Не стреляйте белых лебедей» затронуты проблемы и вопросы отношений человека и природы, затронута совесть человеческая, показана мера ответственности людей за то, что вокруг происходит.

В завершении по произведению «Не стреляйте в белых лебедей», в своем анализе повести, отмечу актуальность данной работы. Как ни страшно это звучит, даже сейчас в нашем обществе находятся жестокие люди, в том числе и дети, кто с легкостью и большой жестокостью обходится с природой. Радует лишь одно, что все-таки защитники есть, они были тогда и есть сейчас, а значит, природа наша будет жить.

Роман Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» (в некоторых изданиях – «Не стреляйте белых лебедей») был впервые опубликован в журнале «Юность» в 1973 году. В 1980 году режиссёром Родионом Нахапетовым был снят одноимённый фильм.

Семья Бурьяновых переехала жить в отдалённый посёлок, построенный при деревообрабатывающей фабрике. Глава семьи Фёдор Ипатович получил место лесника и очень быстро стал самым богатым и уважаемым человеком в посёлке. У жены Фёдора Марьицы есть замужняя сестра Харитина. Марьица уговорила сестру переехать в тот же населённый пункт, чтобы быть ближе к родственникам.

Харитина с мужем и детьми переезжают в посёлок. Однако вместо того, чтобы помочь близким родственникам хорошо устроиться, Фёдор Ипатович пытается всячески пользоваться своим добрым и простодушным свояком Егором Полушкиным. В это время на пост лесничего назначают Юрия Петровича Чувалова. Новый лесничий обнаружил, что дом Бурьянова построен из государственного леса. Видя, что лесник – нечестный человек, Чувалов назначает на эту должность Егора Полушкина.

Фёдор Ипатович решил отомстить свояку. Услышав, как кто-то глушит ночью рыбу в местном озере, Егор поспешил к водоёму. Браконьеры напали на нового лесника и сильно избили. Полушкин узнал своих обидчиков, среди которых был и его свояк Фёдор, но так никого и не выдал милиции. Бурьянов пришёл в больницу к Егору, чтобы попросить у него прощения. Лесник простил свояка и вскоре умер.

Семья Бурьяновых

Глава семейства Фёдор Ипатович характеризуется, как человек хитрый и безжалостный, способный пойти на всё ради достижения своих собственных целей. Даже близкого родственника Бурьянов рассматривает, как бесплатную рабсилу. Переехав в новый дом, построенный Егором, Фёдор «милостиво» оставил семье свояка старую избушку, из которой забрал даже полы. Зная, что Полушкин простит его, Бурьянов организовал нападение на своего родственника.

Под стать отцу и сын Вовка. Уже в свои юные годы мальчик знает, как можно манипулировать окружающими, играя на их слабостях. Чтобы заполучить новый компас своего двоюродного брата Кольки Полушкина, Вовка угрожает утопить щенка. Компас должен стать выкупом. Однако и после получения желанной вещи, мальчик не останавливается на достигнутом. Вовка продолжает удерживать щенка у себя, утверждая, что он не стоит одного компаса. Необходимо отдать что-то ещё.

Семья Полушкиных

Полушкин получил своё имя в честь Егора (Георгия) Победоносца. Знакомые же называют его бедоносцем из-за того, что Егор постоянно попадает в неприятные ситуации. Большинство таких ситуаций возникает лишь потому, что Полушкин – добрый и честный человек, не терпящий насилия даже по отношению к насекомым. Показателен случай отказа Егора рыть канаву для канализации по прямой, как это было необходимо. Во время работы Полушкин заметил муравейник и не захотел его уничтожать.

Егор – талантливый плотник. Он умеет не только строить, но и украшать, вырезать из дерева причудливые фигурки. Однако ни на одном из рабочих мест мастер не задерживается надолго. Он работает с душой над каждой деталью, а значит, и времени на труд у него всегда уходит немало. Ни одна плотницкая артель не хочет сотрудничать с таким плотником. Полушкин срывает сроки, что приводит к конфликтам с заказчиками. Егор никогда не видит своей выгоды и не пытается её искать. Стремление к красоте заставляет плотника забывать обо всём на свете. Оказавшись в столице, он, в первую очередь, идёт в зоопарк, а не в магазины, как это обычно делают приезжие из глубинки. Поражённый красотой лебедей, Егор не мог не купить прекрасных птиц, чтобы поселить их на озере.

Добротой в семье Полушкиных отличается не только глава, но и его жена и сын. Харитина – ворчливая женщина. Она считает, что её жизнь не задалась с детства, с тех пор, как во время крещения пьяный поп дал ей странное имя. Самым главным испытанием для Харитины стал муж. Прекрасный семьянин и верный супруг, Егор, тем не менее, не может хорошо устроиться в жизни. Несмотря на постоянные недовольства и ворчание, Харитина способна отдать последнее, как и её муж. Сын Полушкиных Колька безумно любит своего отца-неудачника и всегда обижается, когда Егора называют бедоносцем. Колька не пожалел ни компаса, ни спиннинга ради спасения щенка.

Юрий Чувалов

Второстепенный персонаж романа, благодаря которому Полушкин получил место лесника, предстаёт положительным героем. Он обличает нечистого на руку Бурьянова и смещает его с занимаемой должности.

Постепенно образ Чувалова начинает «чернеть» и раскрывается окончательно после того, как лесничий провёл ночь с поселковой учительницей Нонной Юрьевной. Только утром Чувалов признался, что не свободен. Когда-то он соблазнил девушку по имени Марина. После свадьбы Марина уехала от супруга в Москву, где «потеряла» паспорт и получила новый, в котором не было печати о вступлении в брак.

В конце романа Чувалову удалось себя реабилитировать. Он женился на беременной Нонне Юрьевне. У бывшей жены лесничего к тому времени уже давно была другая семья.

Главная идея

Нравственный поступок не всегда получает материальное вознаграждение. Однако поступившего по совести ожидает намного более высокая награда – это право чувствовать себя Человеком.

Анализ произведения

Даже краткое содержание «Не стреляйте в белых лебедей» способно произвести неизгладимое впечатление на читателя. Автор использует образы, «цепляющие» публику, надолго удерживающие её внимание, заставляющие следить за ходом повествования, сопереживать героям.

Провести границу между добротой и бездушием персонажей помогает живая и неживая природа. Если для семьи Полушкиных драгоценна жизнь щенка и муравья, то другие герои романа вообще не считают ни животных, ни насекомых живыми существами. Туристы, которым мешал муравейник, просто облили его бензином и подожгли. Егор настолько был поражён видом горящих муравьёв, что позволил себе выпить лишнего.

Вряд ли кого то оставит равнодушным повесть

1001 идея интересного занятия с детьми

«НЕ СТРЕЛЯЙТЕ БЕЛЫХ ЛЕБЕДЕЙ»

Савватеева Елена Михайловна, МОУ ООШ №3 г.Камешково, учитель русского языка, заместитель директора по ВР, Владимирская

Предмет (направленность): литература.

Возраст детей: 14-15 лет, 9 класс.

Место проведения: класс.

«Учитель!»

Чтобы с гордостью произносить это слово,

надо пройти долгий и трудный путь.

Моя работа строится на основе оценки интереса к предмету. Для реализации данной цели разработан комплекс мер по развитию и поддержанию устойчивого интереса к обучению предмету. Основная парадигма в моей работе учителем - «Дать каждому ребенку шанс проявить себя. Научить любить русский язык и литературу не как школьные предметы, а как часть своего духовного Я. Научить всех детей одинаково практически не возможно, но научить не бояться, научить любить эти предметы – это цель, которую можно реализовать». Накопить богатую дидактическую копилку возможно только за долгие годы работы. Представленный вашему вниманию урок «Внеклассное чтение. Борис Васильев «Не стреляйте белых лебедей» проводился в рамках заседания методического объединения учителей русского языка и литературы в 2012-2013 учебном году по теме «Проблемы экологии – языком искусства».Много говорят о нарушении экологического равновесия в природе. В результате развития промышленности, научно-технической революции наметилась напряженность в отношениях человека и природы, углубившаяся до опасных пределов. Но мне представляется, что «нарушение равновесия» наметилось и в душах людей. Инфляция гуманизма страшнее тем, что ее никакими приборами не измеришь, опустошение душ происходит незаметно. Может, ее можно измерить ростом молодежной преступности? Потребительские интересы вытесняют интерес к внутреннему миру человека. Осознавая все это, стараюсь работать над проблемой экологии души. Кто спасет мир. По-моему, дети!Разработала свою программу «Проблемы экологии – языком искусства» (на основе программы интегрированного учебного курса под редакцией В.Р. Степанова, Л. В. Кузнецова, Чебоксары, 2007 г.)Программа модуля уроков внеклассного чтения в курсе 9 класса имеет целью раскрыть внутренний духовный мир юного человека посредством литературы. Эта программа должна позволить преодолеть у учащихся представления о литературе как явлении, далеком от них, от их мира, их духовных устремлений. Поэтому в данном курсе основным критерием при подборе литературы к урокам внеклассного чтения является близость произведений внутренним запросам современных подростков, позволяющим подвести их к осознанию мысли: «Быть взрослым – это не только права, но и обязанности; т.е. проблема формирования личности подростка.Тематика уроков внеклассного чтения, используемая мною в педагогической практике:

    «Судьба человека в условиях тоталитарного режима».

Б. Васильев «Завтра была война», В. Быков «Облава», А. Приставкин «Кукушата», «ночевала тучка золотая», Б. Васильев «Не стреляйте белых лебедей».2. «Человек на войне».Б. Васильев «А зори здесь тихие», «В списках не значился», В. Быков «Альпийская баллада»3. «Мой ровесник в современном мире»Л. Разумовская «Дорогая Елена Сергеевна», А. Арканов «Девочка выздоровела»4. «Экология и мы»Б. Васильев «Не стреляйте белых лебедей», «Жила-была Клавочка».Проект урокаТип урока: комбинированный Метод ведения урока: исследовательский, проблемный Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная Место в учебном плане: текущий (включен в календарно-тематическое планирование по литературе – внеклассное чтение) Цели урока: образовательные: показать антропоцентризм в отношениях человека с природой; варварский характер природоиспользования. Дать учащимся возможность понять на рациональном и почувствовать на эмоциональном уровне пагубность потребительского отношения к природе, которое может привести к гибели всего живого, показать предчувствие писателя, предвидящего катастрофу; обратить внимание учащихся на то, что эта тема стала актуальной и в поэзии, и в прозе.Развивающие:формировать познавательный интерес к предмету через лингвистическую, языковую, коммуникативную, культуроведческую компетенции различными средствами и способами.Воспитательные: развивать речевой слух и эстетическое чувство (восприятие красоты звучания русской речи).Оборудование: рисунки учащихся с изображением природы, стихи, музыка. Конспект урока

1.Оргмомент.- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Откройте тетради, запишите тему урока.

Начало урока – установление личностного контакта учителя с учениками, их взаимное принятие и включение мотива на совместную работу. Достижение положительной мотивации путем активного и энергичного общения с учениками, где важно пожелать успеха ребятам, а учителю «сыграть» предвкушение радости от успеха урока, который сейчас начнется.

«Не стреляйте белых лебедей» -

с тревогой о природе и человеке».

    Песня «Как прекрасен этот мир».

Современный человек все больше и больше утрачивает связи с окружающим миром и тем самым подрубает в себе корни чисто человеческие. А это очень опасно, очень страшно для человека. Нельзя быть равнодушным к природе.. Это так же невозможно, как невозможно не любить книгу, как невозможно пройти мимо плачущего ребенка или смеяться над чужим горем. Хочется, чтобы сегодня разговор взволновал, задел за живое, убедил. Чтобы каждый осознал свою личную ответственность за судьбу природы, чтобы не было тех, кто остался бы равнодушным к великой проблеме века.

    Беседа по книге Б. Васильева «Не стреляйте белых лебедей».

Перенесемся в прошлое. 12 век . Вся русская земля – полевая, степная – выплывает из «Слова о полку Игореве». И далеко, широко вокруг видны пороги Днепра, отмели синего Дона, полынные курганы, деревянные стены Новгорода, Полоцка, Киева. Молча и медленно стаи воронов летят над полями, где редко белеет рубаха пахаря. На русской земле еще не людно. Глухие леса полны медведей, овраги – волков. Еще не выбиты огромные туры. А подойдешь к реке – в прозрачной осенней воде сплошной стеной стоят лещи, язи, головли. Вот в сумерках плывет лодка, на носу пылает костер из оломанных сучьев. В пламени блестят зубья остроги. Один рыбак правит лодкой, другой замер над водой, высматривая добычу. Удар! И на зубьях извивается стерлядь! На дне лодки шлепают хвостами судаки и щуки (для челяди), налимы и стерляди (для княжьей ухи). Утром часовые в бойницах слышат крики диких гусей и уток. Они летят из половецкой земли, напоминают о том, что скоро подсохнет земля, реки войдут в свои берега – и снова жди набегов. Потрясает Русская земля тоскою расстояний! Упоминаются в «Слове…» и реки Онега и Печора. В этих местах живет главный герой повести Егор Полушкин.Но как же все изменилось !(текст стр. 111) «Вот тогда-то прошлым летом речку под поселком запрудили. Разлилась, ложки затопила, углом к лесу подобралась…» Что ждет нас в будущем? Земля без лесов? Тропинки в парках, покрытые асфальтом? Разные видеоприборы для поиска грибов, ловли рыбы? Или с помощью цивилизации начнется возрождение дикой природы?Две картинки будущего… Как вы их представляете? Опишите устно.Стихотворение А. Вознесенского .- Почему нужна человеку природа? Как образно отвечает Б. Васильев? (гл. 3, стр. 124). («Камень не просто душу холодит…»)Антитеза – композиционный прием произведения. Камень- дерево Человек – природа. В отношении к природе обнажается для писателя внутренняя духовная сущность человека, его героя.Но в книге еще противопоставляется и 2 жизненных философии.

    Беседа о главном герое. – Егоре Полушкине.

– Каково ваше мнение о Е. П.? Дайте слова, определяющие его характер. (Бессребренник, чудак)- Согласны вы с прозвищем, данным Е. П.? (Бедоносец юродивый)- Соответствует ли оно внутреннему содержанию героя?- Можно ли назвать Е.П. философом, поэтом? Приведите примеры, говорящие об особенном, поэтическом восприятии мира Егором Полушкиным.(- Чтение отрывка из книги «Последний из могикан» - стр. 116)(стр. 111)(- Плотник – работал для людей, совесть маялась от плохой работы) Итак, Е.П. – душа доверчивая, наивная, чистая и простодушная. Глубоко, изнутри, от себя задумывается он над жизнью, над ее смыслом. Только вот не всегда все складно бывает у Егора6 то тут проштрафится. То там. И прозвали его Бедоносцем.(противопоставление 2-х жизненных позиций, 2-х философий.)- Кто в повести противостоит Е.П.? В чем несхожесть героев, их жизненных позиций?Полная противоположность Егору – Федор Бурьянов, лесник, человек основательный, трезвый, хозяин. «И держал себя в соответствии, и рублю, и слову цену знал».Если Полушкин – обнаженная совесть, Бурьянов – человек с совестью ущемленной, недозрелой. Если Егор – бессребреник, способный легко отдавать последнее. Федор – откровенный приобретатель, готовый ради денег на все. (история с домом).- А как вы оцениваете Федора Ипатыча: «На земле живем, не на небе»? Что значит, по-вашему «духовная нищета»? как по-разному относятся они к природе?* Ф. Бурьянов: «Природа – источник наживы».Докажите!- Он и заповедный лес использовал для постройки дома себе* Лесник, а браконьерит* Возит возами для продажи липовое лыко, беспощадно обдирая деревья.*Для Егора – природа – дар бесценный, радость великая. (даже фамилии Полушкин – Бурьянов противопоставлены).История с муравейником, с липами (стр. 140).Стихотворение В. Шефнера «Лесной пожар» (читает ученик). Р. Бредбери – отрывок из рассказа. Рассказ о белых лебедях Стихотворение М. Дудина «Летели лебеди» - индивидуальная работа – читают ученики. - Какие названия вам больше нравятся: Грачиный переулок или переулок Буденного; Грушевая улица или улица Профсоюзная, улица Клары Цеткин или улица Бедных влюбленных? Почему?- «Чистоглазиком» звали Кольку, сына Егора Полушкина. Есть ли в нем отцовские черты?1. Колька плакал от чужого горя, от бабьих песен, от книг и от жалости, но слез этих очень стеснялся и потому старался ревет в одиночестве.2. Мечты красивые – про путешествия, зверей, космос.3. История с щенком (компас отдал за щенка).- Как повторится характер Федора Ипатыча в его сыне – Вовке?1. Вовка – только от обиды ревел. Читать не любил, а кино смотрел все подряд.2. Мечта – гипноз, чтобы все-все заснули, и тогда б он у каждого по рублику взял.3. Собаки у Вовки не переводились, их пристреливал Федор Ипатыч.- кто из героев по –настоящему серьезно сознает свою ответственность за жизнь природы, тревожится за ее судьбу? (Юрий Петрович Чувалов; Нонна Юрьевна; Колька; отец). Стихотворение М. Дудина «Чудак» – читает ученик - Как вы понимаете слова учительницы о Егоре Полушкине? «Он куда более интеллигентнее, чем некто с 3 дипломами»?* Что значит, человек высокой культуры? Достаточно ли для этого быть образованным, много знающим, умным?Смысл повести: в письмах к писателю многие читатели не соглашаются с ним, недоумевая «и зачем вы убили Е. Полушкина? Не снижает ли его образ его всепрощение?

«Ошибетесь вы, дорогие товарищи: дело здесь не во всепрощении Егора. Дело в его великодушии, а великодушие обладает поразительной способностью будить дремавшую человеческую совесть» - отвечает Б. Васильев.

Трудно согласиться с теми из критиков повести, кто видит в Егоре постыдное «непротивленчество» (убийц своих простил). Разве сама смерть Егора не есть доказательство обратного? И разве прощение Егором Федора Бурьянова не пробудило в последнем дремавшее чувство совести (слезы на его глазах)- Как вы думаете, чья жизненная философия побеждает?_ В чем смысл повести, ее название? («Не стреляйте белых лебедей»! Дорожите каждой травинкой, каждым живым существом, каждым родничком чистой воды! Любите природу! Нельзя оставаться равнодушными, когда леса «стонут», когда звонкие озера – Лебяжьи, Гусиные, Журавлиные – превращаются в Черные, умирают. Образ Черного озера, называвшегося когда-то Лебяжьим, звучит как серьезное предостережение, тревожное напоминание: «Хватит покорять природу! Пора оглянуться!)

Звучит «Песня о лебединой верности». В это время – анонимная анкета.

Какой жизнью вы хотели бы прожить: жизнью «чудака» Е. Полушкина или Хозяина жизни Ф. Бурьянова?Д/З: творческая работа – разработать макет щита для защиты леса.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то