Конспект занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов "конструирование изображений предметов из геометрических фигур". Конспект урока: Конструирование предметов из геометрических фигур(2 класс)

Все значимые точки компоновки (углы треугольника) уравновешивают друг друга относительно центра листа, являющегося одновременно приблизительным центром композиции и треугольника. То есть, нет явного стремления к опрокидыванию треугольника в ту или другую сторону. Кроме того, рисунок отвечает и основным теоретическим правилам: облегченный низ – условная сдвижка вверх, ненагруженная, высветленная правая сторона – условная сдвижка влево.

Итак, после всего вышесказанного и увиденного, становится очевидно, что все манипуляции с композицией локальны и интуитивны: правила существуют как факт, но пользуется ими ученик по собственному усмотрению, полагаясь на свое внутреннее чувство гармонии и равновесия. Именно поэтому так важны практические упражнения, развивающие эти умения. Следует также отметить, что изучаются академические приемы компоновки, которые при достаточном уровне подготовки могут умышленно нарушаться автором для усиления эмоционального воздействия работы, как, например, в ряде импрессионистических произведений.

Практические занятия:

Задание 1: «Линейная композиция»

Этапы:

1). Создать композицию, элементами которой являются три вида геометрических фигур: прямоугольник (квадрат), круг, треугольник и заключить их в произвольную рамку, учитывая все вышеизложенные правила. При этом должны применяться «активные пере сечения» и не допускаться «поцелуи». Также ограничивающая линия одной фигуры не может быть продолжением стороны другой. Желательно не «сажать» элементы на одном уровне, в ряд. Рисунок в карандаше небольшого размера: не больше? листа А-4.

Рисунок Н.Ш.

«Неактивное пересечение» «Поцелуй» «Совмещение сторон»

2). Обсудить работу и, если композиция не уравновешена, совместно исправить ее. При необходимости задание повторить.

Вариант 1 - Удачная композиция

Вариант 2 - Неуравновешенная композиция

Вариант 3 – Уравновешенная композиция

3). Разделить лист А-4 на 4 равные части от руки карандашом.

Вписать в каждую из полученных («заданных») рамок свою композицию из того же набора геометрических фигур, добиваясь их гармоничности. Если изначально работы получались удачными, то можно ограничиться тремя рисунками.


4). Рассмотреть композиции, откорректировать. Попросить ученика перерисовать, пропорционально увеличивая, понравившуюся ему работу на лист А-4, отметив, что рамка в два раза его меньше. Обвести фигуры по карандашному контуру так, чтобы пересекающиеся элементы были разных цветов, но общее тоновое решение получилось бы гармоничным. Например, избегать деления рисунка на правую «теплую» сторону и левую «холодную» и т. п. Это упражнение – первый шаг в развитии глазомера и в постижении азов построения. Необходимость соотносить элементы, вынужденные элементарные промеры оттачивают внимание и последовательность процессов исполнения. Требование рисовать без линейки развивает твердость руки.

ПРИМЕРЫ:

Рисунок Н.Ш.

Рисунок В.К.

Задание 2: «Цветовая композиция (линейная композиция с заливкой)»

Этапы

1. Взять выполненный в карандаше лист с четырьмя (тремя) композициями и выбрав любую, отличную от пропорционально увеличенной, обвести фломастерами фигуры по контуру.

2. Залить места пересечений или не вошедшие в пересечения части фигур одним из принадлежащих данным элементам цветов. Например, если оконтуренный красным треугольник наложен на желтую окружность, то пересечение будет либо желтым, либо красным. Если же пересечение остается бесцветным, то оставшиеся части круга и треугольника закрашиваются, соответственно, желтым и красным тоном.

3. На световом столе, через стекло, на цветном ксероксе сделать копию обведенной пропорционально увеличенной работы.

4. Превратить копию линейной композиции в цветовую. При этом надо учитывать, что появляющиеся цветные пятна, располагаются и окрашиваются вариативно. В зависимости от выбранного расположения и тонировки заливаемых мест можно как «разрушить» гармонию первоначального линейного варианта, так и придать ему большую красочность и эмоциональность, сохранив равновесие форм. Иногда приходится сделать несколько работ, чтобы путем сравнения выбрать лучшую.

Упражнение не только стимулирует композиционные навыки, но и оттачивает цветовосприятие.

ПРИМЕРЫ

Рисунок Н.Ш.

Рисунок Н.Ш.

Задание 3: «Предмет из геометрических фигур»

Учитывая правила размещения единичного предмета на листе, требования к пересечениям и заливке придумать и изобразить предмет из стандартных геометрических фигур. Чаще всего рисуются животные – можно посмотреть формы и пропорции тел в иллюстрированной энциклопедии, обсудить, какая фигура подойдет для лапы или головы (начальная подготовка к освоению построения предметов), но не исключены кресла из треугольников и квадратов, деревья из кругов и т. д. В любом случае активизируется творческое мышление. Задание может быть четко определено преподавателем (птица из треугольников, машина из прямоугольников и кругов) или предложено учеником самостоятельно. Количество типов графических элементов и сами типы фигур либо задаются учителем, либо выбираются автором. Останавливаясь на том или ином варианте, арт-терапевт ориентируется на уровень подготовки, состояние и личностные характеристики пациента.

Этапы

Сделать карандашный эскиз предмета.

Проанализировать и откорректировать совместно с преподавателем.

Поместить на листе.

Обвести фломастером по контуру.

Выполнить заливку (возможны вариации).

Дать название или написать краткий текст.

Обсудить работу.

ПРИМЕРЫ


Рисунок Н.Ш. Птица из треугольников «Орел»

Рисунок А.С. Птица из треугольников «Петух»

Рисунок Ж.К. Слон из треугольников, квадратов

Уравновешенная

Рисунок А.О. Черепаха из треугольников и прямоугольников

Рисунок А.О. Олень из прямоугольников и треугольников

Рисунок «Слон» выделяется тем, что в нем просматривается как слон (на мой взгляд, с меньшим сходством), так и ослик, опустивший голову. Однако, если автор настаивает именно на таком видении животного, не стоит его разубеждать, заставлять переделывать. Лучше включить «слона» в последующие работы (например, в линейный натюрморт). Добиться сходства с натурой, а потом сравнить геометрический рисунок с вновь сделанным, обсудить и, возможно, повторить «геометрию».

Конспект урока для 2 класса на тему: Конструирование предметов из геометрических фигур.

Тема: Конструирование предметов из геометрических фигур (2 класс).

Цель занятия: Формировать навыки конструирования предметов из геометрических фигур (2-4 детали).

Образовательные задачи:

  • тренировать зрительную, тактильную память с помощью специально организованных заданий;
  • учить применять на практике ранее полученные знания о цвете, геометрических формах;
  • формировать положительную мотивацию на выполнение поставленных задач путем создания ситуации успеха.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • активация энергетического потенциала организма, оптимизация и стабилизация общего тонуса тела;
  • коррекция и развитие памяти;
  • развитие пространственных представлений, тактильного восприятия, зрительной памяти, мыслительных операций анализа и синтеза;
  • развитие произвольной регуляции деятельности, самоконтроля.

Воспитательная задача:

Оборудование:

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Организационный момент начала занятия

Хорошо! (обнимают друг друга)

2. Разминка.

А) Коррекция и развитие общей моторики. Упражнения с элементами основных движений.

3. Ходьба по следам.

4.Ходьба по кочкам.

5. Имитация ходьбы на лыжах.

Б) Массаж биологически активных зон "Снеговик" (для профилактики простудных заболеваний).

А)

Б)

В)

Г) Коррекция зрительной памяти.

  1. Гимнастика для глаз.

4. Конструирование.

А)

В)

Г)

Д)

И. .. сломаем. (Топают.)

средним пальцами.)

движения всеми пальчиками.)

руки по ладони левой руки.)

то другой стороной.)

2) Анализ образца.

3) Практическая работа уч-ся

4) Выставка детских работ.

5. Итог занятия. Рефлексия.

Конспект урока на тему:"

Тема: Конструирование предметов из геометрических фигур (2 класс).

Цель занятия: Формировать навыки конструирования предметов из геометрических фигур (2-4 детали).

Образовательные задачи:

тренировать зрительную, тактильную память с помощью специально организованных заданий; учить применять на практике ранее полученные знания о цвете, геометрических формах; формировать положительную мотивацию на выполнение поставленных задач путем создания ситуации успеха.

Коррекционно-развивающие задачи:

активация энергетического потенциала организма, оптимизация и стабилизация общего тонуса тела; коррекция и развитие памяти; развитие пространственных представлений, тактильного восприятия, зрительной памяти, мыслительных операций анализа и синтеза; развитие произвольной регуляции деятельности, самоконтроля.

Воспитательная задача:

Воспитывать положительную мотивацию к обучению через игровые формы, приемы.

Оборудование:

индивидуальные, демонстрационные наборы геометрических фигур; презентация.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный момент начала занятия

А) Психологический настрой на занятие.

Здравствуй друг! (пожимают друг друга за руки)

Как ты тут? (похлопывают друг друга по плечу)

Где ты был? (подергивают друг друга за ухо)

Я скучал! (прижимают руки к сердцу)

Ты пришел? (ребята разводят руки)

Хорошо! (обнимают друг друга)

Б) Ритуал начала занятия. Психологическая игра «Волшебный камешек»

Цель: создание положительного настроя на совместную, продуктивную работу. Ритуал вхождения в занятие. «Расслабьтесь, положите руки на колени, ладонями вверх, закройте глаза и ждите, когда на вашей ладошке появится волшебный камешек. Постарайтесь сразу ощутить, какой он: тёплый или прохладный, крупный или мелкий, тяжёлый или лёгкий, гладкий или шероховатый?..»

Ведущий кладёт каждому в ладонь камень и спрашивает детей об их ощущениях. При этом дети не должны открывать глаза и двигаться. Ведущий напоминает, что всё тело надо расслабить. После ответов дети открывают глаза и рассматривают свой камень.

«Камни обладают волшебной силой. Пусть они принесут вам уверенность в себе.

2. Разминка.

А) Коррекция и развитие общей моторики. Упражнения с элементами основных движений.

Цель: Оптимизация и стабилизация общего тонуса тела.

Почему камни холодные? Если вы посмотрите в окно, то сразу догадаетесь.

Я предлагаю вам совершить зимнюю прогулку по заснеженным тропинкам. Что это ребята? (Следы)

1.Ходьба с перешагиванием через воображаемые предметы (сугробы)

2. Ходьба по узкой и широкой дорожке,

3. Ходьба по следам.

4.Ходьба по кочкам.

5. Имитация ходьбы на лыжах.

Я думаю, что наша прогулка получилась веселой и увлекательной. Вам знакома музыка, из какого она мультфильма? (Маша и медведь)

Б) Массаж биологически активных зон "Снеговик" (для профилактики простудных заболеваний).

Да, ребята на улице холодно и морозно. В зимнее время года легко простудиться и заболеть. Чтобы этого не случилось необходимо соблюдать правила сохранения здоровья.

Раз - рука, два - рука. (Вытянуть вперед одну руку, потом - другую) Лепим мы снеговика. (Имитировать лепку снежков.) Три - четыре, три-четыре, (Погладить ладонями шею.) Нарисуем рот пошире, Пять - найдем морковь для носа, Угольки найдем для глаз. (Кулачками растереть крылья носа.) Шесть - наденем шляпу косо, Пусть смеется он у нас. (Приставить ладони ко лбу "козырьком" и растереть лоб.) Семь и восемь, семь и восемь - Мы плясать его попросим. (Погладить колени ладошками.)

3. Актуализация ранее имеющихся представлений у детей по данной теме.

А) Узнавание и называние основных геометрических фигур.

Определение геометрической фигуры на ощупь и нахождение подобной фигуры.

Несмотря на суровую, морозную погоду зимой, мы всегда ждем наступление этого времени года. Ребята, а почему Маша в костюме Снегурочки?

Предновогодние дни, как и сам праздник - это время тайн и сюрпризов. Маша и медведь пришли к нам не с пустыми руками. Маша приготовила для вас загадки, а Миша - «Волшебный мешочек». (Презентация: загадки)

Б) Определение темы и целей урока.

(Демонстрируется набор конструктора)

Ребята, вы знаете, как называется эта игра? Играя в эту игру, дети занимаются конструированием, т.е. из мелких деталей собирают разные предметы. Сегодня на уроке мы будем конструировать предметы, но не из деталей конструктора, а из геометрических фигур.

В) Коррекция пространственной ориентировки.

Возьмите круг. Положите его перед собой.

Возьмите треугольник. Положите его слева от круга.

Возьмите квадрат. Положите его справа от круга.

Возьмите прямоугольник. Положите его после квадрата.

Из фигур, которые лежат перед вами, выберите лишнюю фигуру.

Почему выбрали круг? (у круга нет углов, а у остальных фигур есть)

Г) Коррекция зрительной памяти.

А теперь закройте фигуры полоской бумаги и назовите их в том порядке, в каком выкладывали на парте. Проверка.

Какую память использовали? (память глаз)

Гимнастика для глаз.

4. Конструирование.

А) Ароматерапия и дыхательная гимнастика по профилактике острых респираторных заболеваний.

Цель: развитие различных анализаторных систем обучающихся.

Ребята, а без чего еще не может наступить Новый год?

Дети выдыхают при помощи диафрагмального дыхания пары масла хвойных растений. - Ребята, сделайте, пожалуйста, три глубоких вдоха. - Как вы считаете, какой аромат появился в нашей классной комнате?

В) Конструирование ели из геометрических фигур.

Я предлагаю вам ребята сделать так, чтобы у вас на партах тоже появились елочки и помогут вам в этом геометрические фигуры. Какие?

Г) Коррекция и развитие слуховой памяти.

В преддверии Новогодних праздников в каждом доме появляются зеленые красавицы, их наряжают, украшают. У нас в классе тоже есть новогодняя елка. В Новогоднюю ночь Дед Мороз приносит по елочку новогодние подарки. (Отрывок из м/ф «Маша и медведь»)

Кому Маша с Мишей дарили подарки? (лесным зверятам)

И под нашей елочкой есть подарки. Посмотрите внимательно, что вы заметили? (все подарочные коробки квадратной формы, но они разные по цвету и размеру)

В ожидании Нового года лесные жители собираются вместе и устраивают веселье. Они очень любят играть в прятки.

И сейчас они будут прятаться, а вы их искать. Прятаться они будут за фигуры.

Лиса спряталась за желтый квадрат, потому что она любит сыр, а он желтого цвета.

Заяц спрятался за оранжевый Квадрат, потому что он любит морковку, а она оранжевого цвета

Белка - за коричневый квадрат, потому что она любит орешки, а орешки какого цвета? (коричневого цвета)

Волчонок спрятался за красный треугольник, потому что он любит мясо, а оно красного цвета?

Медведь спрятался за малиновый квадрат, потому что он любит малину, а она малинового цвета.

А теперь найдите зверят. Кто спрятался за желтый квадрат?

Д) Конструирование животных из геометрических фигур. Аппликация (по образцу)

1)Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением «Зима».

Раз, два, три, четыре, (Загибают пальцы, начиная с большего.)

Мы с тобой снежок слепили (Лепят, меняя положение ладоней.)

Круглый, крепкий, очень гладкий (Показывают круг. Сжимают ладони

И совсем-совсем не сладкий. (Грозят пальцем.)

Раз - подбросим. Два - поймаем. (Подбрасывают и ловят «снежок».)

Три - уроним (Роняют воображаемый снежок.)

И. .. сломаем. (Топают.)

Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальцы по одному.)

Мы во двор пришли гулять. («Идут» по столу указательным и

средним пальцами.)

Бабу снежную лепили, «Лепят» комочек двумя ладонями.)

Птичек крошками кормили, «Насыпают крошки» - имитируют

движения всеми пальчиками.)

С горки мы потом катались, (Ведут указательным пальцем правой

руки по ладони левой руки.)

А еще в снегу валялись. (Кладут ладони на стол то одной,

то другой стороной.)

Все в снегу домой пришли, (Отряхивают ладони.)

Съели суп и спать легли. (Двигают воображаемой ложкой

затем укладывают руки под щеку.)

2) Анализ образца.

3) Практическая работа уч-ся

4) Выставка детских работ.

5. Итог занятия. Рефлексия.

Ритуал окончания занятия «Волшебные камни»

Инструкция: «Ребята, наше занятие подошло к концу, теперь возьмите в руки камни, которые я раздала вам в начале занятия. Что изменилось? Почему?

Конструирование предметов из геометрических фигур" для 2 класса.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока: Конструирование предметов из геометрических фигур(2 класс).»

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент начала занятия

А) Ритуал начала занятия. Психологическая игра «Волшебный камешек»

Цель: создание положительного настроя на совместную, продуктивную работу. Ритуал вхождения в занятие.
«Расслабьтесь, положите руки на колени, ладонями вверх, закройте глаза и ждите, когда на вашей ладошке появится волшебный камешек. Постарайтесь сразу ощутить, какой он: тёплый или прохладный, крупный или мелкий, тяжёлый или лёгкий, гладкий или шероховатый?..»

Ведущий кладёт каждому в ладонь камень и спрашивает детей об их ощущениях. При этом дети не должны открывать глаза и двигаться. Ведущий напоминает, что всё тело надо расслабить. После ответов дети открывают глаза и рассматривают свой камень.

«Камни обладают большой силой, как только они коснулись ваших ладоней, так сразу

Здравствуй друг! (пожимают друг друга за руки)

Как ты тут? (похлопывают друг друга по плечу)

Где ты был? (подергивают друг друга за ухо)

Я скучал! (прижимают руки к сердцу)

Ты пришел? (ребята разводят руки)

Хорошо! (обнимают друг друга)

2. Разминка.

А)Коррекция и развитие общей моторики. Упражнения с элементами основных движений.

Цель: Оптимизация и стабилизация общего тонуса тела.

Почему камни холодные? Если вы посмотрите в окно, то сразу догадаетесь.

Я предлагаю вам совершить зимнюю прогулку по заснеженным тропинкам. Что это ребята? (Следы)

1.Ходьба с перешагиванием через воображаемые предметы (сугробы)

2. Ходьба по узкой и широкой дорожке,

3. Ходьба по следам.

4.Ходьба по кочкам.

5. Имитация ходьбы на лыжах.

Я думаю, что наша прогулка получилась веселой и увлекательной. Вам знакома музыка, из какого она мультфильма? (Маша и медведь)

Б) Массаж биологически активных зон "Снеговик" (для профилактики простудных заболеваний).

Да, ребята на улице холодно и морозно. В зимнее время года легко простудиться и заболеть. Чтобы этого не случилось необходимо соблюдать правила сохранения здоровья.

Раз - рука, два - рука. (Вытянуть вперед одну руку, потом - другую)
Лепим мы снеговика. (Имитировать лепку снежков.)
Три - четыре, три-четыре, (Погладить ладонями шею.)
Нарисуем рот пошире,
Пять - найдем морковь для носа,
Угольки найдем для глаз. (Кулачками растереть крылья носа.)
Шесть - наденем шляпу косо,
Пусть смеется он у нас. (Приставить ладони ко лбу "козырьком" и растереть лоб.)
Семь и восемь, семь и восемь -
Мы плясать его попросим. (Погладить колени ладошками.)

3. Актуализация ранее имеющихся представлений у детей по данной теме.

А) Узнавание и называние основных геометрических фигур.

Определение геометрической фигуры на ощупь и нахождение подобной фигуры.

Несмотря на суровую, морозную погоду зимой, мы всегда ждем наступление этого времени года. Ребята, а почему Маша в костюме Снегурочки?

Предновогодние дни, как и сам праздник – это время тайн и сюрпризов. Маша и медведь пришли к нам не с пустыми руками. Маша приготовила для вас загадки, а Миша – «Волшебный мешочек».

Б) Определение темы и целей урока.

В) Коррекция пространственной ориентировки.

Возьмите круг. Почему вы думаете, что это круг? Положите его перед собой.

Возьмите треугольник. Почему это треугольник? Положите его слева от круга.

Возьмите квадрат. Почему вы думаете, что это квадрат? Положите его справа от круга.

Возьмите прямоугольник. Почему вы думаете, что это прямоугольник? Положите его после квадрата.

Из фигур, которые лежат перед вами, выберите лишнюю фигуру.

Почему выбрали круг? (у круга нет углов, а у остальных фигур есть)

Г) Коррекция зрительной памяти.

А теперь закройте фигуры полоской бумаги и назовите их в том порядке, в каком выкладывали на парте. Проверка.

Какую память использовали? (память глаз)

Д) Гимнастика для глаз.

4. Конструирование.

А) Конструирование геометрических фигур.

Ребята, обратите внимание, фигуры, то у нас не простые, на них что-то написано… У вас на партах даны слоги или слова, из которых вы при помощи осколков элементов геометрических фигур должны составить слова. (Дети соотносят геометрическую фигуру на доске и осколок на парте и выходя к доске, соединяют их, образуя слова).

Дед Мороз Подарки Мишура

К какому событию относятся все эти слова? Назовите слово, к-е вам непонятно.

Какие геометрические фигуры у вас получились? (Овал, полукруг, прямоугольник)

Б) Ароматерапия и дыхательная гимнастика по профилактике острых респираторных заболеваний.

Цель: развитие различных анализаторных систем обучающихся.

Ребята, а без чего еще не может наступить Новый год?

– Дети выдыхают при помощи диафрагмального дыхания пары масла хвойных растений.
– Ребята, сделайте, пожалуйста, три глубоких вдоха.
– Как вы считаете, какой аромат появился в нашей классной комнате?

В) Конструирование ели из геометрических фигур.

У нас в классе тоже есть новогодняя елка. Я предлагаю вам ребята сделат так, чтобы у вас на партах тоже появились елочки и помогут вам в этом геометрические фигуры. Какие?

Г) Коррекция и развитие слуховой памяти.

В преддверии Новогодних праздников в каждом доме появляются зеленые красавицы, их наряжают, украшают. Ну, а самое главное, в Новогоднюю ночь Дед Мороз приносит по елочку новогодние подарки. (Отрывок из м/ф «Маша и медведь»)

Кому Маша с Мишей дарили подарки? (лесным зверятам)

И под нашей елочкой есть подарки. Посмотрите внимательно, что вы заметили? (все подарочные коробки квадратной формы, но они разные по цвету и размеру)

В ожидании Нового года лесные жители собираются вместе и устраивают веселье. Они очень любят играть в прятки.

И сейчас они будут прятаться, а вы их искать. Прятаться они будут за фигуры.

Лиса спряталась за желтый квадрат, потому что она любит сыр, а он желтого цвета.

Заяц спрятался за оранжевый Квадрат, потому что он любит морковку, а она оранжевого цвета

Белка – за коричневый квадрат, потому что она любит орешки, а орешки какого цвета? (коричневого цвета)

Волчонок спрятался за красный треугольник, потому что он любит мясо, а оно красного цвета?

Медведь спрятался за малиновый квадрат, потому что он любит малину, а она малинового цвета.

А теперь найдите зверят. Кто спрятался за желтый квадрат?

Д) Конструирование животных из геометрических фигур. Аппликация (по образцу)

1)Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением «Зима».

Раз, два, три, четыре, (Загибают пальцы, начиная с большего.)

Мы с тобой снежок слепили (Лепят, меняя положение ладоней.)

Круглый, крепкий, очень гладкий (Показывают круг. Сжимают ладони

И совсем-совсем не сладкий. (Грозят пальцем.)

Раз – подбросим. Два – поймаем. (Подбрасывают и ловят «снежок».)

Три – уроним (Роняют воображаемый снежок.)

И. .. сломаем. (Топают.)

Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальцы по одному.)

Мы во двор пришли гулять. («Идут» по столу указательным и

средним пальцами.)

Бабу снежную лепили, «Лепят» комочек двумя ладонями.)

Птичек крошками кормили, «Насыпают крошки» - имитируют

движения всеми пальчиками.)

С горки мы потом катались, (Ведут указательным пальцем правой

руки по ладони левой руки.)

А еще в снегу валялись. (Кладут ладони на стол то одной,

то другой стороной.)

Все в снегу домой пришли, (Отряхивают ладони.)

Съели суп и спать легли. (Двигают воображаемой ложкой

затем укладывают руки под щеку.)

2) Анализ образца.

3) Практическая работа уч-ся

4) Выставка детских работ.

5. Итог занятия. Рефлексия.

Ритуал окончания занятия «Волшебные камни»

Инструкция: «Ребята, наше занятие подошло к концу, теперь возьмите в руки камни, которые я раздала вам в начале занятия. Что изменилось? Почему?

Елена Дёмина
Игры для ознакомления с геометрическими фигурами и формой предметов

Предлагаю вашему вниманию д/и, которые способствуют познанию геометрических фигур и форм предметов.

Игра «Кто больше?»

Цель: развитие умения соотносить геометрическую форму с предметами

Материал: фишки.

2. Игра «Отгадай, что это?»

Цель: Развитие умения обследовать и классифицировать геометрические фигуры.

Материал: коробка с рукавами, набор геометрических фигур, предметов разной формы.

4. Игра «В гости к муравьям»

Цель: развивать умение сопоставлять форму предмета с геометрическим образом.

Оборудование: набор геометрических фигур (муравейники», карточки с изображением предметов разной формы (аквариум, пирамидка, яблоко, виноград, арбуз, часы, кубик, флажок, ваза, дыня, огурец, шарик, утюг и т. д., набор небольших предметов разной формы.

Содержание игры: Детям даны два четырехугольника и два треугольника, они делят фигуры на основании формы. Затем педагог показывает детям один треугольник и два четырехугольника и просит присоединить их к уже имеющимся группам. Вопрос: к какой группе подходит число «3», а к какой число «4»? (Три треугольника, у каждого по три угла; четыре четырехугольника, у каждого по четыре угла).

4. Игра «Закончи рисунок».

Ребенку дается лист бумаги с изображенными на нем геометрическими фигурами. Задача - нарисовать небольшой рисунок, в основе которого нужная геометрическая фигура. Например, из круга можно нарисовать снеговика или часы, из квадрата - телевизор, портфель.

5. Игра «Третий лишний»

Материал: набор карточек с тремя геометрическими фигурами: две одинаковые формы, но разного цвета и величины, а третья другой формы.

Ведущий предлагает поиграть с карточками, раздает их детям. Дети выясняют, какие фигуры на них нарисованы, чем отличаются, что в них одинаковое, какая фигура лишняя и почему.

6. Игра «Чья фотография?»

Материал: «фотографии» с изображением геометрическими фигурами разной формы, цвета, величины и «фотографии» с изображением на них предметами мебели, деревьями, животными.

Взрослый рассказывает о фотографе, который любил фотографировать, но у него получались необыкновенные фотографии. Однажды он захотел подарить фотографии своим моделям, но не смог вспомнить, кто где изображен. Взрослый просит детей помочь фотографу найти хозяев фотографий.

7. Игра «Бусы для куклы»

Цель развивать умение анализировать предметы сложной формы

Материал: карточки – схемы для бус, набор геометрических фигур.

8. Игра «Геометрические пазлы»

Цель: совершенствовать умение в целом предмете видеть части, определять их форму.

Материал: плоскостные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник – образцы, конверты с такими же геометрическими фигурами, только разрезанными на части.

9. Игра «Собери тарелочку»

Цель: Развивать умение складывать предметы круглой формы из частей, опираясь на рисунок.

Материла: разрезанные тарелочки (4-5 частей) с разным рисунком.

Выигрывает тот, кто быстрее соберет части.

10. Игра «Узнай геометрическую фигуру»

Цель: развивать умение соотносить геометрическую фигуру с объемными телами

Материал: объемные геометрические тела:шар, куб, пирамида, конус, цилиндр, призма; карточки с геометрическими фигурами.

Развитие психомоторики и сенсорных процессов

2 класс

Тема: Конструирование предметов из геометрических фигур

Цель: Формировать навык конструирования предметов из геометрических фигур (2-4 детали)

Задачи : 1. Формировать умение узнавать знакомые формы на рисунке-образце, самостоятельно определять, форму, цвет, величину, количество необходимых деталей, собирать по образцу предметы из геометрических фигур.

2. Развивать зрительное восприятие на материале занятия.

3. Воспитывать аккуратность при выполнении задания.

Ход занятия

I Оргмомент

Сообщение темы занятия. (Демонстрируется набор конструктора)

Ребята, вы знаете, как называется эта игра? Играя в эту игру, дети занимаются конструированием, т.е. из мелких деталей собирают разные предметы. Сегодня на уроке мы будем конструировать предметы, но не из деталей конструктора, а из геометрических фигур.

II Разминка

Общая моторика

Упражнения с элементами основных движений

  1. Ходьба по классу (вокруг одного ряда парт);
  2. Попрыгать попеременно на одной ноге, на другой;
  3. Попрыгать на двух ногах, продвигаясь вперед.

Мелкая моторика

Упражнения на развитие статической координации движений

  1. «Замок», соединить пальцы обеих рук в замок: от груди вперед, вверх, в сторону влево, в сторону вправо.
  2. Круговые движения кистей рук. Растирание рук.

Работа с массажерами

  1. Большой массажер (перекатывание в ладонях, поочередный массаж тыльной стороны правой и левой рук)
  2. Надевание и снимание массажного кольца (последовательный массаж каждого пальца);
  3. Составление из ракушек буквы, изученной на уроке чтения.

Можно сказать, что вы сейчас занимались конструированием? (да, из мелких ракушек

Составили целую букву)

Итог: Для чего выполняем разминку?

III Основная часть.

1. Работа с геометрическими фигурами.

У детей индивидуальные наборы геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник)

  1. - Возьмите круг. Почему вы думаете, что это круг? Положите его перед собой.

Возьмите треугольник. Почему это треугольник? Положите его слева от круга.

Возьмите квадрат. Почему вы думаете, что это квадрат? Положите его справа от круга.

Возьмите прямоугольник. Почему вы думаете, что это прямоугольник? Положите его после

Квадрата.

  1. А теперь закройте фигуры полоской бумаги и назовите их в том порядке, в каком выкладывали на парте. Проверка.

Какую память использовали? (память глаз)

  1. Внимательно послушайте, в каком порядке я буду называть фигуры, запомните и выложите у себя на парте. (Прямоугольник, круг, квадрат, треугольник.) Проверка.

Какую память использовали? (память ушей)

  1. Из фигур, которые лежат перед вами, выберите лишнюю фигуру.

Почему выбрали круг? (у круга нет углов, а у остальных фигур есть)

3. Конструирование

  1. Составьте домик из фигур, которые лежат у вас на парте.

Сколько фигур использовали? Какие фигуры использовали? Какая фигура находится сверху, снизу?

Итог: Можно сказать, что мы конструировали домик из геометрических фигур? (да, мы

Составили домик из квадрата и треугольника)

  1. Конструирование по образцу.

Сейчас вы будете конструировать домик, изображенный на образце. Для этого вам нужно из набора геометрических фигур выбрать только те, которые необходимы.

а) анализ образца

Рассмотрите картинку

Что изображено на картинке?

Какие геометрические фигуры использованы? (круг, прямоугольник, квадрат, треугольник)

Какого цвета фигуры?

(красный треугольник, синий прямоугольник, желтый квадрат, зеленый круг)

- Как расположены фигуры? (внизу синий прямоугольник, над ним красный треугольник, на тругольнике - зеленый круг, на прямоугольнике – желтый квадрат)

б) составление плана

Расскажите, в каком порядке будем конструировать домик, изображенный на образце?

(сначала выбрать нужные фигуры, разложить их как на образце, проверить)

в) самостоятельное конструирование

г) проверка работ

Итог: Какую работу сейчас выполняли? (конструировали домик из геометрических фигур)

В каком порядке выполняли работу? (внимательно смотрели, думали, как выложить из

фигур домик, составляли домик)

IV Итог урока:

- Чему учились на занятии? (Учились конструировать предметы из геометрических фигур)

Что нужно сделать, чтобы работа получилась такая же, как на образце?

внимательно смотреть,

Думать, какие фигуры взять и как их положить,

Выполнить задание и сравнить с образцом


  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то