Схема головоломки из тонкой проволоки. Головоломки из проволоки

В кабинете знаменитого русского адмирала Степана Осиповича Макарова находилась небольшая разборная головоломка, которую он привез из Китая. С.О. Макаров зачастую многим предлагал разобрать и вновь собрать эту замысловатую игрушку, особенно тем, кто кичился своим всезнайством или положением, лукаво намекая, что для гостя с его способностями, знаниями и характером - это едва ли составит большое затруднение.

Попробуйте сами смастерить такую головоломку. Вырежьте 6 деревянных брусочков длиной 96 мм каждый и сечением 24x24 мм, пронумеруйте их, сделайте в них выемки и приступайте к складыванию. Вы скоро убедитесь, что это не так просто, как кажется с первого взгляда.

В какой последовательности нужно собирать головоломку, показано на рисунке. Подобрав брусочки в порядке номеров и приглядевшись к тому, какой стороной нужно их прикладывать, вы легко достигнете цели. Сложив головоломку по чертежу несколько раз, вы постепенно научитесь это делать и без помощи чертежа.

Проволочные головоломки

Эти головоломки изготовляются из проволоки толщиной 1,5–2 мм.

Задача играющих снять одну часть головоломки с другой, не разгибая и не ломая проволочных фигур.

Как снять фигуру А в головоломке № 1, показано на чертеже. Нужно ввести язычок Г в кольцо дуги Б и, обведя им кольцо В перекладины, снять фигуру


Чтобы разъединить сапоги (головоломка № 2), проденьте в кольцо А носок меньшего сапога и обведите им кольцо Б. После этого сапоги легко разъединятся.

Точно так же снимается в головоломке № 3 фигура А. Вденьте фигуру А одним ушком в колечко дужки Б. Пропустите через это ушко кольцо стержня В и вытащите освободившуюся фигуру из кольца дужки.

Значительно труднее снять кольцо в головоломке № 4. Передвиньте кольцо вниз и наденьте его на часть Б. Вместе с кольцом передвиньте часть Б по дуге В поближе к части А. Поверните дугу В так, чтобы она легла на часть А. Теперь кольцо свободно пройдет сразу вокруг дуги В и части А и снимется с головоломки.


В головоломке № 5 передвиньте дужку А по стержню так, чтобы один ее конец обогнул выгиб стержня, как это показано на рисунке.

Затем кольцо свободно пройдет через выгиб в стержне и дужку А одновременно и снимется со стержня.

В головоломке № 6 наложите дужку на дужку и слегка перекосите их. Теперь пропустите кольцо между лапками дужек и двигайте его вниз, затем вверх, и кольцо снимется.

В головоломке № 7 подведите фигуру А до сгиба, сложите дужки, и тогда кольцо свободно сойдет и с фигуры А, и с дужек.

Для того, чтобы снять челнок со спирали (головоломка № 8), подведите его к петле и, повернув петлю, пропустите в то же время сквозь него спираль. А теперь вынимайте челнок из петли и освобождайте от спирали, как показано на рисунке.

Во всех этих головоломках нужно научиться не только снимать отдельные части, но и возвращать их на место, производя все действия в обратном порядке.

Шнурковые головоломки

Рисунки этих головоломок желательно увеличить и перевести и картон или фанеру. Все части головоломок вырезать или выпилить лобзиком и окрасить. Устройство каждой головоломки (как и куда продеть шнурок или подвязать кольцо) видно на чертежах. Длину шнурков следует увеличить по сравнению с тем, как они изображены на рисунках, чтобы была возможность проделать с ними те манипуляции, какие описаны ниже.

Чтобы снять шнурок в головоломке № 1, нужно протянуть узелок через глаз рыбки, вытянуть и расправить петлю и осторожно протащить ее с лицевой стороны через отверстие в хвосте (под шнурком).

Теперь можно пропустить пуговицу через петлю, вытащить петлю назад через хвост, протащить ее обратно через глаз - и все готово.

Важно только не перевернуть петлю, иначе рыбка останется в путах.

В головоломке № 2, как и в предыдушей, нужно петлю, не переворачивая ее, продеть вслед за шнурком в отверстие А, пропустить через петлю пуговицу (снизу) и вытянуть ее обратно.

Чтобы снять с часов "маятник" (головоломка № 3), нужно пропустить петлю в отверстие № 10 и затем вести ее по ходу шнурка, продевая последовательно в отверстие № 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2 и 1, пропустить через петлю пуговицу, вытянуть петлю обратно через все отверстия, и "маятник" будет освобожден.

В головоломке № 6 требуется снять якорь. Вытяните петлю П и проденьте ее через отверстие А, потом поверх шнурка - в отверстие Б. В петлю (снизу) пропустите кольцо и оттяните петлю назад. То же проделайте в отверстии В. После этого якорь окажется снятым.

Следите за тем, чтобы петля не переворачивалась.

В головоломке № 7 требуется, не развязывая петель, снять обруч. Для этого оттяните петлю П как можно больше. Проденьте ее в отверстие А по шнурку (т. е. под обруч). Наденьте петлю на качалку со стороны выступа А1 и пропустите в узелок А1. Накиньте петлю на утолщение качалки и потяните назад. Затем потяните петлю вверх до отказа. То же самое проделайте на стороне отверстия и узелка Б1, и обруч будет снят. Эта головоломка наиболее трудная, весьма возможно, что вам не сразу удастся решить ее.

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАСТОЙЧИВОСТИ И ТОЧНОСТИ ДВИЖЕНИЯ

Существует целая серия игр, способствующих развитию, настойчивости, стремления довести до конца начатое дело. По своему содержанию, характеру игрового задания такие игры очень разнообразны. По условиям задания в одних играх требуется загнать на место шарики, в других - надеть на колышки кольца, в третьих - правильно разместить различные детали внутри коробочки закрытой стеклом. Есть и такие игры, которые близки к головоломкам, например, различные лабиринты, в которых нужно найти правильный путь и провести по этому пути шарик.

Дети очень любят такие игры.

Многие игры представляются, на первый взгляд, легко выполнимыми, но это впечатление ошибочно. В действительности чаще всего оказываются очень трудными. Это повышает интерес к ним, заставляет играющих упорно и настойчиво добиваться поставленной цели.

Большинство описанных в настоящем разделе игр представляет собой коробочки разного размера, покрытые сверху стеклом или оргстеклом. Внутри коробочек лежат различные детали. Устройство игр и размеры всех деталей показаны на чертежах.

Коробочки следует изготовлять из дерева твердой породы.

Стекло вставляется в пазы в боковых стенках, в шпунты, но так, чтобы стекло можно было вынуть для замены или ремонта. Донышки коробочек фанерные. Детали, находящиеся внутри коробочек, выпиливаются из фанеры, иногда оклеиваются сверху бумагой, на которую наносится рисунок, и окрашиваются.

Для некоторых игр требуются металлические шарики от подшипников диаметром от 3 до 5 мм или кольца, которые можно изготовить из тонкой проволоки.

Головоломки, сделанные своими руками 25 апреля, 2016

Вообще, если спросить других людей, какое у меня хобби, большинство ответит -- "Екатерина Георгиевна любит готовить".
Если у меня спросить, какое у меня хобби, ответ будет чуть-чуть другим, на самом деле гораздо более интересным -- я люблю и собираю игрушки с математическим смыслом.
Я уже несколько раз писала про мои игрушки. Например, Но это было уже давно. А с тех пор появилось новенькое.

Вообще, собирать математические игрушки сложно. Не всякая головоломка -- хорошая математическая игрушка с глубоким математическим смыслом. Немножко выручает то, что математические игрушки можно делать самостоятельно.
Вот тут я писала про одну из самых моих любимых математических игрушек из детства --

Сегодня расскажу, что еще есть в моем волшебном ящике такое, что мы смастерили самостоятельно.

Много математических игрушек дарит мне муж. (Он-то знает правильный ответ на вопрос про хобби!)
Самое простенькое -- нестандартная игральная кость.

Деревянный кубик, углы скруглены, потом покрашен белой краской и маркером нарисованы числа от 0 до 5.
А вот -- кубики, выигрывающие по кругу друг у друга. Я подробно про них . Каждый следующий кубик выигрывает у предыдущего с вероятностью 2/3, а у последнего первый выигрывает с вероятностью 2/3. Тогда в моей коллекции были мраморные кубики, сделанные мужем. И у них была чуть-чуть не равная вероятность выигрыша друг у друга.



Эти кубики -- из стеариновых кубиков для охлаждения виски. Фрезой сделано углубление.
Использовать их в виски по-прежнему можно)
Одна из самых волшебных игрушек с математическим смыслом в мире, на мой взгляд -- цепь Герона. Что это такое -- можно получить представление по видео:

Герон (тот самый, который греческий математик, которого мы помним по "формуле Герона" для вычисления площади треугольника), согласно истории, зарабатывал себе на жизнь, показывая фокусы с этой цепью.



А сделать ее в домашних условиях легко из колечек для ключей. Тут -- 50 штук. Очень рекомендую брать большое количество колечек, так интереснее.
Сама я делала себе игрушки по-проще. Например, вот игра "сет". Состоит из карточек с картинками. Фигурки 3 видов, покрашены 3 цветами, их на карточке 1, 2 или 3, и способы окраски: просто контур, заштриховано, или закрашено. (4 признака по 3 возможности = всего 81 карточка в наборе).


"Сет" -- это комбинация из 3 карточек, в которых каждый признак либо на всех трех одинаковый, либо на всех трех разный. На картинке Денис показывает сет: количество одинаковое, формы все разные, цвета разные, способ закраски разный. На стол выкладывается 12 карточек и игроки находят сет. Кто первый нашел -- забирает его себе, на пустые места выкладываются еще карточки. Очень азартная и интересная игра.

Для тренировки можно удалить один признак. Скажем, когда дети были в садике, мы брали только карточки, закрашенные сплошняком.

Сделаны просто: напечатаны на принетере (когда у нас еще не было даже цветного принтера), раскрашены фломастерами.
Магнитный танграм.



Одна из самых моих любимых головоломок -- танграм. Можно вырезать танграм из картона, как мы и делали в детстве. А тут у меня вырезано из большого магнитного полотна. С танграмом из картона никто не играет обычно. А вот танграм из магнита висит на холодильнике постоянно и с ним всегда все играют. Приходишь -- на холодильнике дети (или муж) собрали что-нибудь новенькое.
А вот как раз-таки из картона вырезанная головоломка -- "Квадрат Пифагора". Первая задача -- из 4 деталей сложить квадрат. А теперь добавить к этим деталям еще маленький квадрат и сложить новый квадрат уже из пяти деталей.



Недавно носила головоломки в универ. Почему-то студентам очень этот "квадрат" понравился.
А вот здесь -- карточки со словами, имеющими отношение к математике.



Карточек много. Некоторые из какого-то раздела математики. Есть большой набор для школьников. Есть небольшой наборчик про наш ИМИТ.
Сделать, понятно, легко -- напечатать на принтере. Чтобы не просвечивало -- сзади рубашка с математическим смыслом.

Как играть? Ну, тут вариантов масса. Мне последнее время нравится такой.
Играющие делятся на пары. Первый круг. Карточки лежат стопкой. Берешь одну карточку -- за отведенное время (скажем, за полминуты) объясняешь напарнику понятие на карточке, не используя однокоренных слов. Объяснил правильно -- берешь следующую карточку. И т.д. Пропускать нельзя.
Второй круг -- те же карточки, но объяснять без слов. Выручает то, что карточки те же и можно кое-что запомнить.
Третий круг -- объяснение одним словом.
Ну, и выигрывает пара, набравшая в сумме больше всех.

Можно взять любые другие правила игр про объяснения слов (типа Активити). Один раз я даже так зачет принимала. И, конечно, тут особо специфического математического нет -- можно и по химии такие карточки сделать, и по истории России)))
Вот. А недавно у нас появился 3д-принтер, и, конечно, возникла идея делать мне игрушки с помощью него))
Например, появился у меня такой танграм.



Танграм можно сделать и из картона, но такой аккуратнее и интереснее. Вообще, я делала (ну, как я делала? Муж мне делал, конечно, на своем 3д-принтере) танграм (вот такой, с логотипом ИМИТ) как приз в одном из наших конкурсов. А этот получился как пробная (и немного неудачная) версия того. Зато тот, который приз -- магнитный (а мой нет). Вот честное слово, магнитный танграм -- вещь.
Вот такая вот штука: 3 одинаковых детали из которых собирается куб. Конечно, такой уже без 3д-принтера сделать очень сложно.



Но вещь очень классная.)
Мужа как инженера, а меня как математика буквально завораживают красивые шестереночные механизмы. Отсюда игрушки.
Например, вот такой куб, который можно крутить. Стоит у меня на кафедре и никогда не стоит. Постоянно находится у кого-нибудь в руках и его крутят.



Оторваться практически невозможно.


Вот такие прикольные шестеренки.


А вот -- несимметричные шестеренки. Такие можно увидеть в музеях типа "Эксперементариум" в Москве или "Джоуль-парк" в нашем Омске. А также у меня дома)))

Самое прикольное, что шестеренки вертятся и не заедают))

Примерно из той же оперы -- шкатулка-лабиринт. Закрыть ее не так трудно -- вы видите линии лабиринта и двигаетесь к цели. А вот открыть! Надо пройти лабиринт, не видя его)))



Конечно, невозможно же не совместить 2 моих хобби: математические игрушки и готовку. Про формочки для математического печенья я недавно И вообще-то про месопатамскую печать с мозаиками Эшера тоже. Чудо-чудное. У меня таких несколько)



Мозаики Эшера? Да, они у меня есть не только в виде штук для готовки. А в виде мозаики тоже. Очень успокаивает нервы так раскладывать ящерок по плоскости.


А вот это -- нерегулярная мозаика, известная под названием "Курицы Пенроуза" (ой, слово курицы перестало подчеркивать). Так вот, курицы Пенроуза, наоборот, раздражают)))



А вот самое последнее мое пополнение коллекции. Такое можно сделать запросто и из картона.
В английской версии называется "T-puzzle", в русской "Собери букву Т".



Есть детали (такие, как показано на картинке). Из них нужно собрать букву Т.


Почему на верхней картинке 2 набора? Потому что таких головоломок самых известных две. Одну приписывают Мартину Гарднеру (ту, что на картинке бледнее) и вторую приписывают японскому изобретателю головоломок Нобу (та, что темнее). Отличаются пропорциями буквы Т.
Говорят, что если дать детали и велеть составить букву Т, 80% людей сдаются, не решив задачу. Ну, а кроме буквы Т по типу танграма, можно собирать еще кучу интересных вещей.
Мне немного жалко, что букву Т нельзя сделать магнитной -- тогда большую часть интересных картинок из нее будет не собрать. Но очень классная штука.
А! Вывод. Всегда у правильного поста должен быть вывод. Мужу bukov_ka респект и уважуха! А за кадром -- безмерная любовь и поцелуи.

Ну, а второй вывод -- вообще, конечно, круто, когда есть хорошие магазины, где продаются не "головоломки из гвоздей", а правильные математические игрушки. И, конечно, очень здорово, когда есть 3д-принтер, на котором можно что-нибудь сделать. Но вообще-то много математических развлечений можно сделать из простой бумаги подручными средствами.


Вроде бы сделаны фирмой Kasiqi, хотя про нее ничего не слышал. На обратной стороне упаковки краткая инструкция-решений как разобрать каждую головоломку. Но я по этим картинкам не смог нормально понять, как их разбирать. Пришлось включать мозг и разбирать их самому. Хотя для этого они и покупались. Половину разобрал за несколько минут, а остальные пока не осилил:)

На обратной стороне упаковки в виде рисунков изображены решения каждой головоломки

Вот достал все головоломки из коробки - 7 штук разной сложности как заявлено.


Про размеру детальки около 4 см, одни немного меньше, другие немного больше. Вполне комфортно держать в руках. Кстати собрать уже разобранные паззлы тоже иногда может быть не сильно просто.

В общем рекомендую любителям проволочных головоломок присмотреться к данному набору. Часть головоломок довольно простые и вполне подойдут даже для детей. Развивать логическое мышление никому не помешает! Как подарок для любителей логических игр и головоломок тоже вполне сойдет, только нужно быть готовым, что упаковка может быть помята.

Через некоторое время все-таки сам нашел решение всех головоломок из проволоки из этого набора без всяких подсказок, хотя в первый раз на некоторые времени пришлось потратить немало. Ниже фото-доказательство, все головоломки разобраны без применения силы.


наблюдательности, смекалки, терпения. Ребята с большим удовольствием не только используют головоломки для развлечений, но и сами изготовляют их, нередко самостоятельно придумывают различные варианты.
Головоломки имеют много сгибов, колец, петель . Их выполняют аккуратно, с соблюдением необходимых размеров, так это является одним из технических условий поделки. Стыки концов проволоки должны быть тщательно подогнаны, чтобы съемную деталь нельзя было рассоединить в непредусмотренном условием задачи месте. Кольца, плавные сгибы выполняют круглогубцами, остальные сгибы - плоскогубцами. Если необходимо изготовить большое количество одинаковых головоломок , например, в качестве подарка своим друзьям, можно сделать специальное приспособление из доски с забитыми в нее в определенном месте гвоздями .

Проволоку хорошо выравнивают на деревянной доске. Для основы и дуги первой головоломки (рис. 14) отрезают куски длиной 300 мм, для съемной детали -360 мм (рис. 14, а, б, в). Концы съемной детали скручивают плоскогубцами (рис. 14, г, д).



Вторая головоломка имеет четыре детали: основу длиной 350 мм, две дуги длиной 180 мм и съемную часть-150 мм (рис. 15, а, б, в). Детали делают , как показано на рисунке 15, г, способ снятия изображен на рисунке 15, д.



Третья головоломка имеет четыре детали: основу в виде дуги длиной 400 мм, свободное кольцо длиной 350 мм, сцепленное кольцо-280 мм и съемную часть-230 мм (рис. 16, а, б, в, г). Детали делают , как показано на рисунке 16, д, способ снятия изображен на рисунке 16, е.
Используя общий принцип изготовления головоломок и готовые образцы, рекомендуем изменить их конструкцию и сделать другие поделки.
Плетение. Плести можно из различных материалов: ниток, лозы, соломки, бумаги, проволоки. Поделки, сделанные способом плетения, всегда найдут практическое применение. Кроме того на проволоке хорошо отрабатывается техника работы, чему способствует сам материал, способный удерживаться в положении, которое необходимо в изучении поэтапного хода работы. Когда приобретены навыки , плетение можно выполнять из других материалов.
Плетение из одного куска (рис. 17) . Для работы использую медную проволоку в цветной изоляции. Это наиболее известны способ работы.



Его применяют в вязании. Берут проволоку, сгибают конец, чтобы образовалась петля (рис. 17, а), потом в неё протягивают свободную часть для второй петли (рис. 17, б), потом для третьей (рис. 17, в) и т. д. до завершения работы. Получается своеобразная цепочка из петель (рис. 17, г). Чтобы поделка не расплеталась, концы связывают. Поделку можно использовать в качестве ручек на сумку, подвесок различных изделий.
Плетение из двух кусков (рис. 18) . Для работы использую мягкую проволоку в изоляции. Этот вид плетения служит украшением различных продолговатых предметов, которые в свою очередь являются основой для оплетки. Берут два куска разноцветной проволоки, концы кладут с обеих сторон оплетаемого предмета, например стержня от шариковой ручки. Свободным концом делают петлю и кладут ее с противоположной стороны. То же делают с другим куском проволоки. Концы вводят в образованные петли, хорошо затягивают проволоку на предмете (рис. 18, а). Вновь делают петли и вводят в них концы (рис. 18, б). Так работают до завершения изделия (рис. 18, в).



Плетение из трех кусков (косичка). Применение этого вида плетения довольно широкое и хорошо известно . Назначение поделок зависит от материала, используемого для работы. Это могут быть игрушки из соломки, закладки из волокнистых материалов, Доводки из проволоки, кожи и т. д. На рисунке 19, а, б, в показан первый этап работы, после которого плетение повторяется.
Плетение из четырех кусков. Существует несколько способов плетения из четырех кусков, среди них выделяется два: плоское и плетение столбиком. Назначение поделки определяет способ плетения. Плоское плетение используют для изготовления поясков, закладок, поводков. Для работы берут четыре куска разноцветной проволоки, концы связывают ниткой (рис. 20, а). Проволоку располагают параллельно , находящиеся в середине концы переплетают между собой (рис. 20, б).



Левый конец накладывают сверху, а правый - снизу переплетенных средних концов (рис. 20, в, г). Так плетут до завершения работы (рис. 20, д). Плетение столбиком используют для изготовления подвесок ключей, различных предметов. Для работы берут четыре куска разноцветной проволоки, концы связывают ниткой. Свободные концы располагают крестообразно (рис. 21, а), два конца сгибают на противоположные стороны, оставляя петли (рис. 21, б). Свободные два конца вводят в эти петли и хорошо затягивают (рис. 21, в, д).



Потом вновь сгибают противоположные концы, оставляя петли и вводя в них свободные, т. е. повторяют процесс. Так до завершения работы (рис. 21, е).
Плетение из пяти кусков применяют при изготовлении поясков, поводков и т. п. и выполняют несколькими способами. Для работы берут пять кусков разноцветной проволоки, концы связывают ниткой. Плетение можно начинать как с левой, так и с правой стороны. Первым концом перекрывают сверху второй конец и подводят снизу под третий (рис. 22, а, б). Потом плетут с противоположной стороны (рис. 22, в). И т.д.
Плетение из шести кусков также применяют при изготовлении поясков, поводков и т. п. и выполняют несколькими способами.



Для работы берут шесть кусков разноцветной проволоки , концы связывают ниткой (рис. 23, а). Плетение можно начинать как с левой, так и с правой стороны. Первый конец подводят снизу под второй и перекрывают им сверху третий конец (рис. 23,б). Потом плетут с противоположной стороны. Шестым концом перекрывают сверху пятый и подводят снизу под четвертый (рис. 23,в). Первый и шестой концы находятся в середине, их переплетают между собой (рис. 23, г). Процесс плетения повторяется (рис. 23,д).

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то