«Золотая маска» объявила победителей. Объявлены лауреаты премии «Золотая маска Лучшая мужская роль золотая маска

Два состава жюри - драматическое и музыкальное - заседали параллельно накануне вручения. Причем драматическое смогло приступить к финальному обсуждению только когда закончился последний спектакль масочного марафона: по воле случая им оказалась постановка из очень дальней точки России - Норильска. Заполярная драма им. Маяковского представила «Дядю Ваню». Ее считали реальным конкурентом другому «Дяде Ване» - из Воронежа и претендентом на нацпремию хотя бы в одной из номинаций. Но... оба «Дяди Вани» уехали из Москвы ни с чем.

Как же разыграла карту на этот раз «ЗМ-2017»? К слову, ее с полным основанием можно считать рекордной с момента своего основания - 1993 год. В «Маске» 290 номинаций, и это не шутка. Для сравнения - в прошлом году их было 200, в предыдущие годы - еще меньше. К списку прошлого года добавились новые - «Драматург», «роль второго плана» теперь разделена в драме на лучшую у мужчин и у женщин, наконец появилась роль второго плана в оперетте. Расширилась и география театров-участников - шесть новых городов привезли в Москву свои спектакли.

Хотя Гран-при как такового на «Маске» нет, тем не менее негласно им считается тот, у кого оказывается премия за «Лучший спектакль». Так, среди спектаклей большой формы в этой номинации безоговорочно побеждает «Русский роман» Московского театра им. Маяковского (режиссер Миндаугас Карбаускис). Вообще, спектакль, посвященный жене Льва Толстого, который, к слову сказать, ни разу не появляется на сцене за 3 часа действия, отмечен аж в трех номинациях - «Лучший спектакль», «Драматург» (Ивашкявичус) и «Лучшая женская роль». Она достается прекрасной актрисе Евгении Симоновой. А вот «Лучшей мужской ролью» признана роль Гамлета в исполнении Даниила Козловского. Замечу, что новый спектакль Льва Додина - «Гамлет» - вызвал жаркие споры и буквально расколол столичную публику ровно напополам: и не просто на «за» и «против», а радикально - «прекрасно» и «ужасно». Однако это - мастерская работа, которую, возможно, по-настоящему оценят со временем.

«Русский роман» имел довольно сильных конкурентов в лице своих основных и, можно сказать, давних соперников - питерских БДТ им.Товстоногова и Александринского театра. Разница в голосах при голосовании была минимальная. В результате БДТ со спектаклем «Гроза» отмечен за «Лучшую режиссуру» Андрея Могучего, что совершенно справедливо. А Александринка увозит в Санкт-Петербург две «Маски» - «Лучший художник» (Николай Рощин, спектакль «Ворон») и спецприз за высокопрофессиональный актерский ансамбль в спектакле «По ту сторону занавеса» (малая форма, реж. Андрий Жолдак по пьесе Чехова «Три сестры»).

Причем жюри единогласно в ансамбль включило актрису, которая не была почему-то номинирована. Таким образом в ансамбль объединены Игорь Волков (отец, Вершинин), Виталий Коваленко (Кулыгин) и Елена Вожакина.(Маша) . В малой же форме спецпризом за актерский ансамбль отмечены «Три сестры» из Новосибирска в постановке Тимофея Кулябина, играющие чеховскую пьесу на языке слабослышащих людей.

«Лучшая мужская роль второго плана» уезжает в крохотный городок Шарыпово (Красноярский край), где проживает всего 38 тысяч жителей. Ее увозит старейший актер труппы Хольгер Мюнценмайер (спектакль «Жили-Были».) А «Лучшая женская роль второго плана» достается Елене Немзер из Александринки (спектакль «Ворон»).

В «Куклах» жарких споров не получилось - полное единодушие в жюри было относительно «Колиного сочинения», проекта «КонтАрта» и театра «Кукольный формат» из Санкт-Петербурга. История тонкая, невероятно трогательная, поставленная по книге Сергея Голышева «Мой сын - даун», где использованы стихи сына автора - Коли Голышева. Никакой спекуляции на болезненной теме - работа режиссера Яны Туминой заслуживает высочайшей оценки. И к тому же выяснилось, что этот проект она предлагала одному большому театру, но тот отказался, и Яна четыре года собирала деньги на реализацию сввоего проект. Не зря - «Колино счастье» становится «Лучшим спектаклем», а два актера, играющие в нем (Анна Сомкина и Александр Балсанов), признаны «Лучшими». Работа художника Виктора Антонова отмечена «Маской» за спектакль «Железо» (театр из Петрозаводска). «Лучшим режиссером кукольного спектакля» признана Наталья Пахомова из Московского театра кукол за спектакль «Сказка с закрытыми глазами» Ёжик в тумане».

В этом году на нее претендовало рекордное количество спектаклей всех жанров. В итоговый список номинантов попали постановки театров из разных городов России: 28 драматических спектаклей, 13 опер, 5 балетов и 9 спектаклей современного танца, 4 спектакля в жанре «оперетта/мюзикл», а также 8 кукольных спектаклей.

Лучшим драматическим актером признали Данилу Козловского за роль Гамлета в Малом драматическом театре Санкт-Петербурга . Получила признание и актриса Евгения Симонова, сыгравшая Софью Толстую в спектакле «Русский роман» Театра имени Маяковского . Этот же спектакль получил третью «Маску» как лучший спектакль большой формы, а в разделе «Малая форма» отметили спектакль «Магадан/кабаре» московского театра «Около дома Станиславского» .

Лучшим режиссером в драме, как и в прошлом году, стал Андрей Могучий - он получил награду за спектакль «Гроза» в Большом драматическом театре имени Товстоногова . Приз за лучшую женскую роль второго плана в драме достался Елене Немзер из Александринского театра за роль Панталоны в постановке «Ворон», а за лучшую мужскую - Хольгеру Мюнценмайеру (Дьякон в спектакле «Жили-были» Драматического театра Шарыпово).

Лучшим спектаклем в оперетте-мюзикле стал «Биндюжник и король» Красноярского театра юного зрителя , как лучший режиссер за этот спектакль был отмечен Роман Феодори. За лучшую женскую роль в оперетте-мюзикле получила награду Мария Биорк, сыгравшая Соню в спектакле «Преступление и наказание» (Театр мюзикла).

Премия за лучшую мужскую роль в этой категории досталась Виктору Кривоносу за роль в спектакле «Белый. Петербург» (Театр музыкальной комедии , Санкт-Петербург). Лучшую роль второго плана в оперетте-мюзикле сыграл Владимир Гальченко из Театра драмы в Самаре.

Премия «Золотая маска». Фотография: mdt-dodin.ru

Премия «Золотая маска». Фотография: justmedia.ru

Премия «Золотая маска». Фотография: kino-teatr.ru

Лучшим спектаклем в балете был признан «Ромео и Джульетта», поставленный в Екатеринбургском театре оперы и балета . Награду за лучшую мужскую роль получил Игорь Булыцын, станцевавший в спектакле Меркуцио. Лучшим дирижером стал Павел Клиничев - он удостоился премии за работу «Ундина» на музыку Ханса Вернера Хенце (Большой театр). Виктория Терешкина сыграла лучшую женскую роль в спектакле Мариинского театра «Скрипичный концерт № 2». За этот же спектакль был награжден и Антон Пимонов в номинации «Лучшая работа балетмейстера/хореографа». Премию в номинации «Лучший спектакль в современном танце» получила работа «Все пути ведут на Север» (театр «Балет Москва»).

Лучшим дирижером в опере стал Теодор Курентзис со спектаклем «Травиата» в Театре оперы и балета имени Чайковского в Перми. Лучшим режиссером признали Ричарда Джонса (опера «Роделинда», Большой театр»). Награда в номинации «Лучший спектакль в опере» также досталась «Роделинде». Премию за лучшую женскую роль в опере получила Надежда Павлова (Виолетта в «Травиате» Пермской оперы), а за лучшую мужскую роль - Липарит Аветисян (Шевалье де Грие в «Манон» Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко в Москве). В номинации «Лучшая работа композитора в музыкальном театре» награду завоевал Эдуард Артемьев - за «Преступление и наказание» Московского театра мюзикла.

В «кукольных» номинациях лучшей работой режиссера признали спектакль «Ежик в тумане» Московского театра кукол , поставленный Натальей Пахомовой, а лучшей постановкой - «Колино сочинение» петербургского центра «КонтрАрт».

В конце церемонии состоялось вручение наград «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства» - их получили

Прежде того — ​эксперты двух советов, драматического и музыкального, отсмотрели 936 премьер сезона по всей России — ​от Балтики до Тихого океана. В 2017 году впервые в таком масштабе прошла очень важная всероссийская программа «Золотая маска в кино»: балет «Ромео и Джульетту» в постановке Вячеслава Самодурова (Екатеринбургская опера), «Жизнь и судьбу» Льва Додина, «Грозу» Андрея Могучего и «Войну и мир» Петра Фоменко увидели в прямой кинотрансляции жители 60 городов страны.

При открытии премиальной церемонии зал Театра Станиславского и Немировича-Данченко встал — ​в память Георгия Георгиевича Тараторкина, бессменного президента «Золотой маски». Большой актер и благородный человек, Георгий Тараторкин ушел из жизни 4 февраля 2017 года.

Закрытие «Маски» традиционно начинается с премий в самом неустоявшемся (несмотря на постоянные усилия по развитию оного) жанре российского театра — ​оперетта и мюзикл. «Лучшим спектаклем» жюри назвало мюзикл Романа Феодори «Биндюжник и король» по мотивам «Одесских рассказов» Бабеля (Театр юного зрителя, Красноярск). Лучший спектакль в жанре «Современный танец» — ​«Все пути ведут на север» «Балета Москва» (хореограф — ​Карин Поньес, на музыку Давида Монсо (оба — ​Франция). Спецприз жюри получил спектакль «The Маруся» — ​перформанс хореографа Александра Андрияшкина, артистическое соло PR-менеджера танцевальной компании «Диалог Данс» Маруси Сокольниковой (и это третья «Маска» молодой труппы современного танца из Костромы!).

Лучшим спектаклем в балете жюри признало «Ромео и Джульетту» Вячеслава Самодурова и Екатеринбургского театра оперы и балета («Маску» балетного солиста получил Игорь Булыцын — ​Меркуцио в этой постановке). Но 2017 год несколько нарушил уже привычную тенденцию — ​не все оперные и балетные «Маски» достались театрам Урала и Сибири. Двумя премиями отмечен спектакль Мариинского театра «Скрипичный концерт № 2» на музыку Сергея Прокофьева: «женскую» балетную «Маску»-2017 получила Виктория Терешкина, премию в номинации «Лучший хореограф» — ​Антон Пимонов.

Солист Мариинского балета с 1999 го-да, Пимонов представил свою первую оригинальную постановку в 2013-м. За неполных 4 года в репертуар театра вошли 7 его работ.

Лучший дирижер — Теодор Курентзис. Фото: РИА Новости

Три «Маски»-2017 получила «Травиата» Боба Уилсона в Пермском театре оперы и балета: награждена за партию Виолетты Надежда Павлова, восходящая звезда театра (вторая Надежда Павлова на пермской сцене — ​на сей раз не балетная, а оперная), «дирижерскую» «Маску» получил Теодор Курентзис («уральский афинянин» вышел на сцену не во фраке, а в рокерской косухе — ​и обратился к партеру со словами: «Христос Воскресе!», а зал довольно дружно ответил). Наконец, «Маску» художника по свету получил сам постановщик — ​крупнейший режиссер и сценический дизайнер нашего времени Роберт Уилсон (США).

Лучшим солистом признан Липарит Аветисян — ​Шевалье де Грие в «Манон» Театра Станиславского и Немировича-Данченко. Лучшим оперным спектаклем сезона — ​«Роделинда» Большого театра на музыку Г.Ф. Генделя, а лучшим оперным режиссером — ​ее постановщик Ричард Джонс (Великобритания). Российская «Маска»-2017 пополнила очень длинный список профессиональных наград Джонса (только премий Лоуренса Оливье в этом списке — ​7).

В «Маске»-2017 вновь появилась «блуждающая» номинация композитора. По оценкам многих профессионалов театра, оригинальных новых партитур на российской сцене становится все больше: поток не иссякает, и номинации явно суждено стать постоянной. «Маску»-2017 получил Эдуард Артемьев за мюзикл «Преступление и наказание» (Театр мюзикла, Москва). Среди номинантов был Георгий Фиртич с синтетической, сотканной из романсовой, кабаретной, песенной, маршевой, пронзительной оркестровой стихии партитурой спектакля Георгия Тростянецкого «Белый. Петербург» (Театр музкомедии, Санкт-Петербург) — ​не инсценировкой романа «Петербург», но вольной фантазией о невской столице в 1905 году (достаточно сказать, что многострадальная императорская чета у Тростянецкого поет у рампы дуэтом романс «Девушка пела в церковном хоре…»). Среди номинантов был и Алексей Сергунин с оперой «Доктор Гааз», поставленной «Геликоном». И Александр Маноцков — ​с минималистской и языческой виртуозной «Снегурочкой» (театр «Старый дом», Новосибирск). Маноцков, главный культурный герой спектакля, «Маску»-2017 не получил — ​но «Снегурочка» награждена в номинации «Эксперимент».


Этель Иошпа. Фото: РИА Новости

Маску сценографа в музыкальном театре получила Этель Йошпа — ​ученица Дмитрия Крымова, выпускница РАТИ 2008 года (за работу над «Саломеей» Рихарда Штрауса в «Новой опере»). Маску сценографа в драме получил режиссер Николай Рощин — ​за художественное оформление своего спектакля «Ворон» в Александринском театре. (Сказка Гоцци у Рощина великолепна и предельно мрачна: корабль принца Дженнаро украшен черепами не подошедших ему невест, арапка Смеральдина заливает сцену клюквенной кровью. А в темно-синем небе плывут великолепные и страшные арт-объекты, похожие на армаду звездных войн, готовую к высадке на Землю.)

Лучшим спектаклем в Театре кукол признан в 2017-м особый проект: спектакль Яны Туминой «Колино сочинение» (Продюсерский центр «КонтАрт», Петербург). В основе — ​книга художника Сергея Голышева о его сыне, особом мальчике Коле. И стихи самого Коли (сейчас ему 12 лет, он был на церемонии вручения «Маски» — ​и радовался вместе с режиссером и актерами Анной Сомкиной и Александром Балсановым («актерская» маска у кукольников тоже отошла спектаклю «Колино сочинение»). Нежный и печальный мир путешествия на электричке поэта Коли и выдуманной им девочки Вари ​стал одним из самых человечных спектаклей «Маски»-2017.

Новая номинация в «Маске»-2017 — ​«Драматург». Сие кажется глубоко верным — ​и давно назревшим. Здесь в конкурсе были три спектакля по новым пьесам, написанным на русском. «Саша, вынеси мусор» Натальи Ворожбит (поставил пьесу Виктор Рыжаков в Центре Мейерхольда) — ​лаконичная и трагическая киевская хроника наших дней, долгий разговор жены с тенью погибшего «в зоне АТО» украинского офицера. О том, в частности, как советский лейтенант переживает распад и закруты 1990-х, как становится патриотом новой страны, возникшей при распаде империи. Включение пьесы в конкурс кое-что говорит о достоинстве и профессиональной независимости российской национальной театральной премии 2017 года.

В номинации было и «Мирение. Телеутские новеллы» Вячеслава Дурнен-кова и Марии Зелинской — ​документальный рассказ потомков маленького сибирского народа, которые прошли вместе со всеми XX век: плавильный котел единой школы, великих строек и вагонзаков.

Но получил первую «Маску» драматурга Марюс Ивашкявичус — ​за пьесу «Русский роман», основу спектакля Миндаугаса Карбаускиса и Театра Маяковского о Толстом. (В интервью «Новой» Ивашкявичус говорил о сути пьесы: «У Толстого, как и у Левина в романе, семья рождалась после катастрофы. Катастрофы сиротства. Они оба отчасти чувствовали себя в молодости как единственный человек, выживший после кораблекрушения. И вот — этот человек опять создает огромную семью» . И далее — ​о том, как яснополянская идиллия, выстроенная твердой рукой гения, столкнулась с реальностью.)

«Маску»-2017 за роль Софьи Андреевны в «Русском романе» получила Евгения Симонова. «Русский роман» награжден и как лучший спектакль большой формы. Мужскую актерскую «Маску»-2017 получил Данила Козловский — ​Гамлет в спектакле Льва Додина.

Лучшим спектаклем малой формы признан «Магадан/Кабаре» Юрия Погребничко и театра «Около дома Станиславского» — ​новая часть театрального гипертекста о руинах русского XX века, простреленная в упор (как всегда в театре «Около») вагонным и уличным мелосом, дрожащими обрывками романсов, тусклым светом железнодорожных фонарей, шинельной сыростью.

Погребничко, к слову, получил «Маску» впервые с 2003 года. (Особенно обидно за театр и актрису Лилию Загорскую было в 2012-м, когда без наград остался поразительный, разрывающий сердце всякому ветерану и инвалиду Страны Советов спектакль «Оккупация — ​милое дело!».) Но… именно в драматическом конкурсе «Маски»-2017 (как бывает и каждый год) закипели страсти: так много прекрасных работ были номинированы, что за некоторые ныне обидно (а «Маска» — ​одна).

Спецприз жюри за актерский ансамбль получили «Три сестры» Тимофея Кулябина (театр «Красный факел», Новосибирск): лучшая на сегодня работа режиссера, пронзительный Чехов на языке демонов глухонемых (здесь говорят жестами, а текст пьесы ползет по видеоэкранам), страшный Чехов, персонажи которого сбросили последний мундир, последний корсет — ​ясную и вменяемую русскую речь, а чувствуют и говорят стоном, мычанием, корчами белой горячки.

Второй спецприз драматического жюри отошел к актерам Александринского театра, играющим «По ту сторону занавеса» Андрия Жолдака. И это «Три сестры» — ​ирреальные, тонко подсвеченные, полные инопланетного ветра и шума волн холодного приполярного моря. Здесь души сестер Прозоровых и присных носятся в космосе (похоже, после гибели нашей планеты), подтверждая бессмертие слова, записанного по старой орфографии в 1900 году. И «Три сестры» Кулябина, и «По ту сторону занавеса» Жолдака могли бы претендовать и на главные «Маски».

В списках номинантов (28 режиссеров вошли в него в 2017 году — ​и как жюри выбирать между ними?!) остались и такие достойные работы прошлого сезона, как «Дядя Ваня» Михаила Бычкова (Камерный театр, Воронеж), «Кира Георгиевна» Сергея Женовача, «Последнее свидание в Венеции» Дмитрия Крымова с Александром Филиппенко, благородные «Записки юного врача» Григория Козлова (театр «Мастерская», Петербург), эффектнейший «Корабль дураков» Дениса Бокурадзе (театр-студия «Грань», Новокуйбышевск).

«Режиссерскую» «Маску»-2017 получил Андрей Могучий. Его «Гроза» (БДТ им. Товстоногова) — ​точно площадная игра на ширме одетых в черное (лишь Катерина в алом) вечных кукол, типажей русского народного театра со всеми его лютыми смертоубийственными драмами. Мощная визуальность раннего театра Могучего и классическая традиция БДТ нашли новый синтез. На «Маску» могла бы по праву претендовать и сценография Веры Мартыновой к спектаклю — ​черный, как френч юного минималиста, город Калинов, прошитый серебряными молниями Божьего гнева, оттененный столпами бледного света: то ли фонари играют на дебаркадерах и пристанях Волги, то ли сходят и возносятся любимые Катериной ангелы…

«Золотая маска» (как и огромное число культурных и издательских институций России) основана в начале 1990-х. К концу текущего десятилетия, когда пройдет весь вал «четвертьвековых» юбилеев, мы сможем оценить, сколько героических проектов породило «лихое время». Как отчаянно сражались за эти проекты их основатели. Сколько несущих конструкций современного культурного процесса РФ созданы тогда — ​и выжили, развились, окрепли вопреки ветру времени.

Но «Маска» и в этом длинном ряду — ​из важнейших инициатив. Фестиваль и премия стали институтом поиска, отбора, выставления пред глаза профессионального сообщества (а года через два-три — ​и «широкого зрителя») новых театральных имен. Стоило бы написать об этом отдельно, перечислив первые успехи Мариинского балета и Новосибирской оперы, дирижера Курентзиса и хореографа Багановой, начинающего автора Гришковца, молодых режиссеров Серебренникова, Могучего, Чернякова, Крымова (было ведь, все прошли через «подъемный механизм» «Маски»).

И в номинациях-наградах «Маски»-2017, как всегда, брезжили новые имена. Яснее очерчивались восходящие репутации. Балетные критики шептали драматическим: «Обратите самое пристальное внимание» — ​и подчеркивали строку в узкой книжечке с именами номинантов, похожей на программу Санкт-Петербургских бегов с участием Вронского и Фру-Фру.

Традиция все-таки жива. Она (в широком смысле!) оказалась стойкой и способной к развитию.

А как вспомнишь, с чего это начиналось! И какой гибели всерьез ждали четверть века назад…

Около 50 наград вручили на торжественной церемонии театральной премии «Золотая маска», которая прошла в среду в Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко в Москве.

В списке номинантов театральной премии представлены все виды и жанры сценического искусства: балет, мюзикл, драма, кукольный театр. Чтобы выбрать лучших, эксперты в этом сезоне отсмотрели почти тысячу спектаклей, поставленных более чем в ста российских городах.

Это был самый масштабный театральный марафон за всю историю «Золотой маски». За два с половиной месяца зрители увидели 74 постановки. Создатели лучших из них стали участниками последнего и самого непредсказуемого представления этого фестиваля - вручения премии. По традиции, оно проходит на сцене Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Заранее были известны только имена лауреатов в номинации «За вклад в развитие театрального искусства». В этом году среди победителей - Владимир Этуш, Резо Габриадзе и Олег Табаков. Зал встречал их стоя.

Лучшей драматической артисткой была признана Евгения Смирнова за роль в спектакле «Русский роман» театра имени Маяковского. Данила Козловский стал лауреатом в номинации “Лучшая мужская роль в драме большой формы” за роль Гамлета в одноимённом спектакле МДТ – Театра Европы.

Также лауреатами Национальной театральной премии “Золотая Маска” – 2017 стал дирижер Теодор Курентзис за работу над оперой «Травиата». В номинации «Современный танец» лучшим был признан спектакль «Все пути ведут на север».

Полный список лауреатов:

ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/СПЕКТАКЛЬ

БИНДЮЖНИК И КОРОЛЬ, Театр юного зрителя, Красноярск

ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА ДИРИЖЕРА

Андрей АЛЕКСЕЕВ, «Белый. Петербург», Театр музыкальной комедии, Санкт-Петербург

ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА РЕЖИССЕРА

Роман ФЕОДОРИ, «Биндюжник и Король», Театр юного зрителя, Красноярск

ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ

Мария БИОРК, Соня, «Преступление и наказание», Театр мюзикла, Москва

ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/МУЖСКАЯ РОЛЬ

Виктор КРИВОНОС, Аполлон Аполлонович Аблеухов, «Белый. Петербург», Театр музыкальной комедии, Санкт-Петербург

ОПЕРЕТТА-МЮЗИКЛ/ЛУЧШАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА

Владимир ГАЛЬЧЕНКО, Князь Серпуховской, «История лошади», Театр драмы им. М. Горького, Самара

БАЛЕТ/СПЕКТАКЛЬ

РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА, Театр оперы и балета, Екатеринбург

СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/СПЕКТАКЛЬ

ВСЕ ПУТИ ВЕДУТ НА СЕВЕР, Театр «Балет Москва», Москва

БАЛЕТ/РАБОТА ДИРИЖЕРА

Павел КЛИНИЧЕВ, «Ундина», Большой театр, Москва

БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/ РАБОТА БАЛЕТМЕЙСТЕРА–ХОРЕОГРАФА

Антон ПИМОНОВ, «Скрипичный концерт №2», Мариинский театр, Санкт-Петербург

БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ

Виктория ТЕРЕШКИНА, «Скрипичный концерт №2», Мариинский театр, Санкт-Петербург

БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/МУЖСКАЯ РОЛЬ

Игорь БУЛЫЦЫН, Меркуцио, «Ромео и Джульетта», Театр оперы и балета, Екатеринбург

ОПЕРА/СПЕКТАКЛЬ

РОДЕЛИНДА, Большой театр, Москва

ОПЕРА/РАБОТА ДИРИЖЕРА

Теодор КУРЕНТЗИС, «Травиата», Театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, Пермь

ОПЕРА/РАБОТА РЕЖИСCЕРА

Ричард ДЖОНС, «Роделинда», Большой театр, Москва

ОПЕРА/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ

Надежда ПАВЛОВА, Виолетта Валери, «Травиата», Театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, Пермь

ОПЕРА/МУЖСКАЯ РОЛЬ

Липарит АВЕТИСЯН, Шевалье де Грие, «Манон», Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, Москва

РАБОТА КОМПОЗИТОРА В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ

Эдуард АРТЕМЬЕВ, «Преступление и наказание», Театр мюзикла, Москва

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРЕМИИ ЖЮРИ МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕАТРА

Спектакль «the_Marusya», Компания «Диалог Данс», Кострома

Спектакль «Геракл», Башкирский театр оперы и балета, Уфа

РАБОТА ХУДОЖНИКА В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ

Этель ИОШПА, «Саломея», театр «Новая опера», Москва

РАБОТА ХУДОЖНИКА ПО КОСТЮМАМ В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ

Елена ТУРЧАНИНОВА, «Снегурочка», театр «Старый дом», Новосибирск

РАБОТА ХУДОЖНИКА ПО СВЕТУ В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ

Роберт УИЛСОН, «Травиата», Театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, Пермь

ДРАМА/РАБОТА ХУДОЖНИКА

Николай РОЩИН, «Ворон», Александринский театр, Санкт-Петербург

ДРАМА/РАБОТА ХУДОЖНИКА ПО КОСТЮМАМ

Елена СОЛОВЬЕВА, «Корабль дураков», Театр «Грань», Новокуйбышевск

ДРАМА/РАБОТА ХУДОЖНИКА ПО СВЕТУ

Александр МУСТОНЕН, «Плешивый Амур», Московский театр юного зрителя

КОНКУРС «ЭКСПЕРИМЕНТ»

СНЕГУРОЧКА, Театр «Старый дом», Новосибирск

КУКЛЫ/СПЕКТАКЛЬ

КОЛИНО СОЧИНЕНИЕ, Продюсерский центр «КонтАрт», Санкт-Петербург

КУКЛЫ/РАБОТА РЕЖИССЕРА

Наталья ПАХОМОВА, «Сказка с закрытыми глазами “Ёжик в тумане”», Московский театр кукол

КУКЛЫ/РАБОТА ХУДОЖНИКА

Виктор АНТОНОВ, «Железо», Театр кукол Республики Карелия, Петрозаводск

КУКЛЫ/РАБОТА АКТЕРА

Анна СОМКИНА, Александр БАЛСАНОВ, «Колино сочинение», Продюсерский центр «КонтАрт», Санкт-Петербург

ДРАМА/ СПЕКТАКЛЬ БОЛЬШОЙ ФОРМЫ

РУССКИЙ РОМАН, Театр им. Вл. Маяковского, Москва

ДРАМА/ СПЕКТАКЛЬ МАЛОЙ ФОРМЫ

МАГАДАН/КАБАРЕ, Театр «Около дома Станиславского», Москва

ДРАМА/РАБОТА РЕЖИССЕРА

Андрей МОГУЧИЙ, «Гроза», Большой драматический театр им. Г.А. Товстоногова, Санкт-Петербург

ДРАМА/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ

Евгения СИМОНОВА, Софья Толстая, «Русский роман», Театр им. Вл. Маяковского, Москва

ДРАМА/МУЖСКАЯ РОЛЬ

Данила КОЗЛОВСКИЙ, Гамлет, «Гамлет», Малый драматический театр – Театр Европы, Санкт-Петербург

ДРАМА/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА

Елена НЕМЗЕР, Панталона, «Ворон», Александринский театр, Санкт-Петербург

ДРАМА/МУЖСКАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА

Хольгер МЮНЦЕНМАЙЕР, Дьякон, «Жили-были», Драматический театр, Шарыпово

ДРАМА/РАБОТА ДРАМАТУРГА

Марюс ИВАШКЯВИЧЮС, «Русский роман», Театр им. Вл. Маяковского, Москва

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРЕМИИ ЖЮРИ ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА И ТЕАТРА КУКОЛ

Актерский ансамбль актеров в спектакле «Три сестры», театр «Красный факел», Новосибирск

Игорь Волков, Виталий Коваленко, Елена Вожакина – актеры в спектакле «По ту сторону занавеса», Александринский театр, Санкт-Петербург

ПРЕМИИ «ЗА ВЫДАЮЩИЙСЯ ВКЛАД В РАЗВИТИЕ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА»

Айгум АЙГУМОВ, художественный руководитель Дагестанского музыкально-драматического театра им. А.П. Салаватова, народный артист РФ, лауреат Государственной премии Правительства Республики Дагестан.

Ирина БОГАЧЕВА, солистка Мариинского театра, народная артистка СССР, Лауреат Государственной премии СССР, Лауреат Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой Софит» «За выдающийся вклад в театральную культуру Санкт-Петербурга».

Андрей БОРИСОВ, артист театра и кино, режиссер, народный артист РФ, заслуженный деятель искусств РФ и Республики Саха (Якутия), лауреат Государственных премий СССР и РФ, заслуженный деятель искусств Республики Алтай.

Резо ГАБРИАДЗЕ, грузинский кинорежиссер и сценарист, драматург, художник, скульптор, художественный руководитель Тбилисского театра марионеток.

Георгий КОТОВ, актер и режиссер Омского Музыкального театра, народный артист РСФСР. Николай МАРТОН, актер Александринского театра, народный артист РФ.

Олег ТАБАКОВ, художественный руководитель МХТ им. А.П. Чехова, народный артист СССР, Лауреат Государственных премий СССР и РФ, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством».

Владимир ЭТУШ, актер Театра им. Евг. Вахтангова, народный артист СССР, художественный руководитель Театрального училища им. Б. Щукина.

ПРЕМИЯ «ЗА ПОДДЕРЖКУ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА РОССИИ»

Благотворительный фонд «Искусство, наука и спорт»

"Золотая маска 2017": Данила Козловский, Елизавета Боярская, другие герои вечера и полный список лауреатов

Вчера на сцене московского Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко состоялась 23-я церемония вручения наград "Золотая маска". Число номинантов на национальную театральную премию было рекордным - 213 режиссеров, актеров, художников, композиторов, драматургов. Гостями главной театральной премии страны стали Елизавета Боярская, Евгений Миронов, Евгений Табаков, Анна Чиповская, Ингеборга Дапкунайте и многие другие. Лауреатами премии стали актеры Данила Козловский и Евгения Симонова, режиссер Андрей Могучий, дирижер Теодор Курентзис. Всего в рамках фестиваля "Золотая маска 2017" были показаны 74 спектакля из 25 городов России.

Данила Козловский стал лучшим драматическим актером за главную роль в спектакле "Гамлет" Малого драматического театра в Петербурге, а лучшей драматической актрисой - Евгения Симонова, сыгравшая в спектакле "Русский роман" Театра имени Маяковского.

Владимир Мишуков Дмитрий Брусникин

Лучшим режиссером снова стал Андрей Могучий - он был отмечен за работу над спектаклем "Гроза" в петербургском Большом драматическом театре имени Товстоногова. В прошлом году награду лучшего режиссера также забрал Могучий - за спектакль "Пьяные".

Теодор Курентзис был признан жюри лучшим дирижером за оперу "Травиата" в пермском театре оперы и балеты имени Чайковского.

Гостья премии Елизавета Боярская поделилась впечатлениями от "Золотой маски" на своей страничке в социальной сети Instagram.

Вчера Данила получил "Золотую Маску" в номинации "Лучшая мужская роль" за Гамлета! Как же я бесконечно рада! Не мог не получить, он блистательно, неистово и страстно живет эту роль! Лучший из лучших партнеров, самый добрый и отзывчивый человек, верный, заботливый друг, преданный ученик, ответственный, талантливейший, уникальный, чуткий, тонкий артист, любимый однокурсник! Редкой души человек! Заслуживает всего самого лучшего и доброго! Поздравляю от всего сердца! Ура!

Елизавета Боярская на вечере "Золотая маска-2017"

"Золотая маска-2017" Надежда Павлова (опера)

Премии Союза театральных деятелей за выдающийся вклад в развитие театрального искусства получили Олег Табаков, Владимир Этуш, Резо Габриадзе, Николай Мартон, Айгум Айгумов, Ирина Богачева, Андрей Борисов, Георгий Котов (посмертно).



Полный список лауреатов премии "Золотая маска-2017":


Лучшим большим драматическим спектаклем стал "Русский роман" московского Театра им. Маяковского.

Лучшим драматическим спектаклем малой формы жюри признали "Магадан/Кабаре", Театр "Около дома Станиславского", Москва.

Награду за лучшую драматическую роль второго плана присвоили Елене немзер, за спектакль "Ворон", Александринский театр в Санкт-Петербурге.

Лучшим драматическим актером стал Хольгер Мюнценмаейр за роль Дьякона в спектакле "Жили-были" Драматического театра, Шарыпово.

Лучшим драматическим художником жюри назвали Николая Рощина, спектакль "Ворон", Александринский театр в Санкт-Петербурге.

Елена Соловьева получила награду как лучшая художница по костюмам, спектакль "Корабль дураков", Театр "Грань", Новокуйбышевск.

Александр Мустонен получил награду как лучший художник по свету. Спектакль "Плешивый Амур", Московский театр юного зрителя.

Лучшим драматургом назван Марюс Ивашкявичюс за "Русский роман", Театр им. Маяковского, Москва.

Лучший кукульный спектакль - "Колино сочинение", продюсерский центр "КонтАрт", Санкт-Петербург.

Лучший режиссер по куклам Наталья Пахомова, "Сказка с закрытыми глазами", "Ёжик в тумане", Московский театр кукол.

Лучшим художником по куклам стал Виктор Антонов, "Железо", Театр кукол Республики Карелии, Петрозаводск.

Награду за куклу (работа актера) получила Анна Сомкина и Александр Балсанов, "Колино сочинение", Продюсерский центр "КонтАрт".

Специальную премию жюри Драматического театра и театра кукол получили Игорь Волков, Виталий Коваленко, Елена Вожакина - актеры спектакля "По ту сторону занавеса", Александринский театр, Санкт-Петербург.

Лучший актерский ансамбль - в спектакле "Три сестры", театр "Красный факел", Новосибирск.

Лучший режиссер оперы - Ричард Джонс "Роделинда", Большой театр, Москва.

Надежда Павлова получила награду как лучшая оперная певица "Травиата", Театр оперы и балета им. Чайковского, Пермь.

Лучшая мужская роль в опере - Липарит Аветисян, "Манон", Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, Москва.

"Лучший спектаклем в балете" назван "Ромео и Джульетта", поставленный в Театре оперы и балета Екатеринбурга.

Лучший танцевальный спектакль "Все пути ведут на север", Театр "Балет Москва", Москва.

Павел Клиничев получил "Золотую маску" как дирижер в балете. Он был единственным претендентом на эту награду - за три разных спектакля, приз ему принесла "Ундина" Большого театра.

Две "Золотые маски" получил спектакль "Скрипичный концерт №2", Мариинский театр, Петербург: за работу балетмейстера/хореографа награжден Антон Пимонов, за лучшую женскую роль - Виктория Терешкина.

Награду за лучшую балетную постановку получил спектакль "Ромео и Джульетта" (хореограф Вячеслав Самодуров, Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета), "Золотую маску" также получил исполнитель партии Меркуцио Игорь Булыцын.

Спектакль красноярского ТЮЗа "Биндюжник и король" получил "Золотую маску" как лучший мюзикл, а "Лучшим режиссером в оперетте-мюзикле" стал красноярский режиссер Роман Феодори.

"Золотую маску" получил дирижер Андрей Алексеев за "Белый. Петербург", Театр музыкальной комедии, Санкт-Петербург.

"Золотую маску" получила Мария Биорк за женскую роль в оперетте-мюзикл "Преступление и наказание", Театр мюзикла, Москва. А "Золотая маска" за лучшую мужскую роль в оперетте досталась Виктору Кривоносову.

"Золотую маску" за лучшую роль второго плана в оперетте получил Владимир Гальченко, Театр драмы им. Горького, Самара.

Лучшим композитором стал Эдуард Артемьев "Преступление и наказание", Театр мюзикла, Москва.

"Золотую маску" как лучший художник в музыкальном театре получила Этель Иошпа.

Елена Турчанинова стала лучшим художником по костюмам, а лучшим художником по свету признан Робер Уилсон.

Специальную премию жюри музыкального театра получил спектакль "Геракл", Башкирский театр оперы и балета, Уфа и спектакль "the_Marusya", Кострома.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то