Жанр изобразительного искусства - портрет. задачи: по-новому увидеть человека создание художественного образа открыть его для себя и для него тем самым

ЖАНРЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА Подготовила Учитель изобразительного искусства Тимченко Татьяна Геннадьевна МБОУ СОШ №25 г. Новошахтинск Портрет

Искусство портрета родилось несколько тысячелетий назад. Первые изображения человека не были написаны красками. Это были огромные каменные изваяния египетских фараонов. Их создавали не только для того чтобы прославить на века грозного владыку. Статуи фараонов не были только портретами, они были также двойниками тех, кого изображали.

Изображение лица человека в скульптуре и живописи всегда увлекало художников, но в некоторые эпохи жанр портрета расцветал особенно. Так было в Древнем Риме и в эпоху Возрождения. Но величайший расцвет портретной живописи приходится на XVII век, подаривший миру таких великих мастеров как Рембрандт Хармес ван Рейн, Антонис Ван Дейк и Диего Веласкес. Рембрандт Харменс ван Рейн «Автопортрет» Рембрандт «Портрет старика в красном»

В России расцвет портретного искусства начался в XVIII веке. Ф.Рокотов, Д.Левицкий, В.Боровиковский создавали изысканные и утонченные портреты блестящих аристократов. Лирическое и несказанно загадочное обаяние Александры Струйской, запечатлел мастер портрета Ф. Рокотов. Ф. С. Рокотов «Портрет А. П. Струйской ». В. Л. Боровиковский «Портрет М. И. Лопухиной». 1797. Третьяковская галерея. О.А. Кипренский «Портрет А.С. Пушкина».

Русские художники XIX века обратились к портретам людей, прославившихся не знатностью, а талантом, любовью к народу. Их портреты не поражают внешним блеском. Они передают правдивый облик человека, сложный мир человеческого характера. Много великолепных портретов создали И.Репин, В. Серов. Они сохранили для нас образы своих современников. И.Е. Репин В.А. Серов

В.А. Серов «Девочка с персиками» В.А. Серов «Портрет актрисы Ермоловой».

И. Н. Крамской «Автопортрет» И. Н. Крамской «Портрет Л. Н. Толстого». 1873 год. Третьяковская галерея. И. Н. Крамской. «Неизвестная». 1883. Третьяковская галерея.

Определите самостоятельно тему урока …………………….. Взгляни на этот лик; искусством он Небрежно на холсте изображен, Как отголосок мысли нОпределите самостоятельно тему урока
……………………..
Взгляни на этот лик; искусством он
Небрежно на холсте изображен,
Как отголосок мысли неземной,
Не вовсе мертвый, не совсем живой;
Холодный взор не видит, но глядит
И всякого, не нравясь, удивит;
В устах нет слов, но быть они должны:
Для слов уста такие рождены;
Смотри: лицо как будто отошло
От полотна, - и бледное чело
Лишь потому не страшно для очей,
Что нам известно: не гроза страстей
Ему дала болезненный тот цвет,
И что в груди сей чувств и сердца нет.
О боже, сколько я видал людей,
Ничтожных - пред картиною моей,
Душа которых менее жила,
Чем обещает вид сего чела.
М.Ю.Лермонтов.

Пропорции лица человека

Что такое портрет?
История развития портретного жанра.
Какие виды портрета существуют?
Ракурс или поворот головы в портрете
Пропорции лица человека.

Что же такое портрет?

Очень часто мы встречаемся с портретами в нашей
жизни – это в галереях и выставочных залах, дома
(фотографии), в школе (портреты писателей,
учёных, музыкантов), в книгах которые вы
читаете.
Художник-портретист всегда стремится не
только к передаче внешнего сходства, но и к
раскрытию внутреннего мира своего героя, его
настроения. Глядя на портреты, мы узнаем,
какие в то время были нравы, одежда
ТАК ЧТО ЖЕ ТАКОЕ –ПОРТРЕТ???

Что такое портрет?
Портрет (с франц. portraire - изображать)
Портрет – жанр изобразительного
искусства, изображение одного человека
или группы людей, передача внешнего,
индивидуального сходства, характера
человека и его духовный мир. Портрет
отражает эпоху, в которой жил
изображаемый человек.

История развития
портретного жанра.
Портретный жанр известен в мировом
искусстве с глубочайшей древности и не
утратил своего значения до наших дней.

1. Древний Египет
(скульптуры).
Хатшепсут, царица
Египта
Нофрет, жена царевича
Рахотепа
Нифертити жена фараона Эхнатона

3. Древняя Греция
(идеализированные
портреты поэтов,
философов, общественных
деятелей)
Перикл 450 г. до нашей эры
Сократ III в. до нашей эры

Гай Юлий Цезарь
прижизненный портрет
4. Древний Рим.
Интерес к
конкретному
человеку,
отражение
индивидуальных
черт.
Марк Аврелий 2 век нашей эры
Цицерон 2 век до нашей эры

5. Эпоха
Возрождения.
(Впервые
появилось
портретное
сходство с
изображаемым
человеком)
(Леонардо да Винчи,
Рафаэль, Тициан)

7. Русский портрет XVIII-XIX веков

Прорыв в портретном
жанре в России
случился в петровское
время.
Появляются серии
портретов знатных
людей, пронизанных
лиризмом и
духовностью.
(Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий,
В.Л. Боровиковский)

10. В XX веке
Изображение
реалистичное
изменилось на
абстрактные
образы.
(Пикассо, Врубель)
«Семья акробата с обезьянкой»
Пабло Пикассо
«Женщина с цветком»
«Зеркало»

Какие виды портрета существуют?

1.Парадный портрет

2.Камерный портрет

3. Автопортрет.
Васнецов
Леонардо да Винчи
Иссак Левитан

4. Групповой портрет
Дирк Якобс. Групповой портрет
корпорации амстердамских стрелков
(Девять стрелков роты). 1561

4. Шарж.

Гравюра:
«Портрет Джорджа Вашингтона», фрагмент
1-долларовой купюры, 1863 год
Масло:
Ван Гог, «Автопортрет», 1889
год

Рельеф:
«Камея Гонзага», резьба по камню, III век до н. э.
Скульптура:
Неизвестный скульптор, «Портрет Петра Великого»,
XVIII век
Фотопортрет:
Альберто «Кордо» Гуттьеррес, «Портрет Че Гевары»,
1960 год

Ракурс (поворот головы)
Фас
Анфас
Профиль

Леонардо да Винчи

Пропорции лица человека

Определяющие линии: представьте голову в виде шара, сплющенного с боков. Шар
делится пополам по горизонтали и вертикали. Лицо делится по горизонтали на три
равные части: линия роста волос, линия бровей и линия носа.
Расположение частей лица: глаза располагаются между горизонтальной средней
линией и линией бровей. Основание носа находится посередине между линией бровей
и основанием подбородка. Нижняя губа располагается посередине между основанием
носа и подбородком, а уши занимают пространство от линии бровей до основания

«Портреты Кипренского» - Автопортрет 1808г. Характерные особенности портретной живописи 19 века. В портрете простота и целостность замысла, благородная содержательность красок. «Портрет мальчика Челищева». «Портрет В.А.Жуковского». «Портрет Е.И.Чаплица». Творческая биография художника. «Портрет К.Н. Батюшкова». «Портрет Д.Давыдова» 1809г.

«Портрет учителя» - Психологический портрет учителя. Добрые, злые и никакие Капитаны на мостике корабля. Таким образом, в развитии психологической компетентности главная роль отведена самосовершенствованию, профессиональному и личностному самосознанию, выделению своих профессиональных позиций. Удачи вам, дебютанты и асы.

«Портрет в музыке» - М.И.Дунаевский. Н.А.Римский-Корсаков. Воет кто там? Опера. Тучи метлой гонит кто там? тема Царевны -Лебедь. «Портреты в музыке». Танцуют. Стонет кто там? М.И. Дунаевский. Кто там? Акцент - ударение в музыке. Поют. тема Белочки. П.И. Чайковский. В темной ночной глубине? нарисовать рисунок к пьесе "Баба-Яга".

«Русский портрет 18 века» - Портрет Григория Григориевича Орлова. 1762-1763г. Портрет статс-дамы А.М.Измайловой. Рокотов показал возвышенность образа молодой женщины. Энергичный поворот головы придает портрету благородный пафос. На портрете изображена великосветская красавица, знающая силу своего неотразимого обаяния. Портрет Г.Р. Державина. 1811.

«Искусство портрета» - Или группы людей, Портрет Возрождения. Основные принципы развития портретного жанра. Портрет 20 и 21 веков. Портрет Питера Пауля Рубенса 1590 г. А.Дюрер «Автопортрет». Что влияет на развитие портретного жанра? ПОРТРЕТ 19 век. Что такое портрет? Г.Гольбейн Мл. «Портрет Эразма Роттердамского». Человек в зеркале искусства: жанр портрета.

«Русский портрет XVIII века 1» - Облик Е. Нарышкиной вполне соответствует идеалу своего времени. Ф. Рокотов. Портрет В.Новосильцевой. Художник изображает девушек в театрально –праздничной приподнятости. Портреты «смольнянок». А.Матвеев «Автопортрет с женой». Портрет Нелидовой. Портрет Александры Струйской. И. Никитин «Портрет канцлера Г. Головкина».


ЗАДАЧИ: по-новому увидеть человека создание художественного образа открыть его для себя и для него тем самым тоже люди не похожи друг на друга всматриваясь в лица, поражаешься человеческой индивидуальностью жизненный путь человека – след в его облике СМЫСЛ ПОРТРЕТА -радость узнавания -сходство внутренности


ИЗ ИСТОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОРТРЕТА О чём может рассказать нам портрет? Почему бывает так интересно смотреть на портреты незнакомых нам людей, да ещё из далёкого от нас времени? Как проявляется в портрете эпоха его создания? Объясни, по каким признакам можно догадаться о времени создания произведения.


В древнейшие времена, чтобы сохранить черты лица, с него делали восковую или гипсовую маску, лицам придавали спокойствие и величие. Портреты выполняли религиозно- магическую функцию (величественные статуи). При раскопках в Фаюме, около Каира, были найдены дощечки с портретами, выполненными восковыми мелками. Художники сосредотачивались на особенностях лица – каждая морщинка, складка выявляли жизненный путь человека, его натуру. Здесь не заботились о внешней красоте, но в каждом портрете подчёркивали силу духа, суровую уверенность и волю к действию. Утверждение, что через внешний облик можно передать духовную сущность, стало особенно важным в Средние века. Приходит новый интерес к реальному человеку, к самобытности его личности. В русском искусстве портрет возник в 17 в. Писали на доске темперными красками – парсуны. К концу 18 в. Русские живописцы достигли совершенного мастерства.


В каких видах изобразительного искусства создаются портреты? В чём состоит своеобразие раскрытия образа человека средствами разных видов изобразительного искусства? Что значит «похож» или «не похож»? Соответственно форме и пропорциям воспроизведены детали лица – достаточно ли этого? Что является не менее важным в особенностях портрета?





Художник использует цвет не только для передачи реальной окраски предметов, но и для создания определённого настроения, для поэтического воплощения замысла. В создании цветового образа портрета большое значение имеет цвет фона, его соотношение с цветом лица, волос, одежды. Правдивость состоит не в том, чтобы «точно» повторить цвет костюма, а суметь его увидеть как средство, раскрывающее характер. Надо понять, что не существует «телесной красоты», а лицо может быть светлее или темнее окружения. То, как ложатся мазки, их фактура тоже будет строить образ в портрете.


«Джоконда», чьё совершенство в создании идеального образа? Пышное убранство дворцов, идеал изобилия и здоровья? «Портрет старушки» – теплота и духовная глубина, великие печали и радости. «Портрет Л. Н. Толстого» – творчество судьбы народа, правдивая картина жизни страны. «Смеющаяся девушка», «Кочегар», «Неизвестная» – раскрытие характера, всё внимание сосредоточено на лице, на передаче достоинства человека, значительности образа. Эксперименты с формой, цветом «Девочка с косичками», «Мадам Матисс». Обрывки реальности, причудливо соединяясь образуют новый абсурдный и тревожный смысл, похожий на видение сна. «Лицо Мэй Уэст».


Какие виды портрета ты знаешь? Приведи примеры. Объясни, каким образом цвет в портрете раскрывает образ человека. Приведи примеры. Какие из великих портретистов тебе известны? Расскажи о произведениях, которые тебе запомнились. Назови великих русских портретистов, расскажи о них. Составь рассказ об истории развития жанра портрета.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то