Законы композиции. Контраст, нюанс и повторение

  • Глава 04. Субъективное отношение к цвету
  • Глава 05. Цветовое конструирование
  • Глава 06. Двенадцатичастный цветовой круг
  • Глава 07. Семь типов цветовых контрастов
  • Глава 08. Контраст по цвету
  • Глава 09. Контраст светлого и темного
  • Глава 10. Контраст холодного и теплого
  • Глава 11. Контраст дополнительных цветов
  • Глава 12. Симультанный контраст
  • Глава 13. Контраст по насыщенности
  • Глава 14. Контраст по площади цветовых пятен
  • Глава 15. Смешение цветов
  • Глава 16.
  • Глава 17. Цветовые созвучия
  • Глава 18. Форма и цвет
  • Глава 19. Пространственное воздействие цвета
  • Глава 20. Теория цветовых впечатлений
  • Глава 21. Теория цветовой выразительности
  • Глава 22. Композиция
  • Послесловие
  • Контраст по площади цветовых пятен

    Контраст по площади цветовых пятен характеризует размерные соотношения между двумя или несколькими цветовыми пятнами. Его сущность-противопоставление между «много» и «мало»,«большой» и «маленький».

    Цвета могут компоноваться друг с другом пятнами любого размера. Но нам хотелось бы выяснить, какие количественные или пространственные отношения между двумя или несколькими цветами могут считаться уравновешенными и при каких условиях ни один из них не будет выделяться больше, чем другой. Силу воздействия цвета определяют два фактора. Во-первых, светлота цвета и, во-вторых, размер цветового пятна. Для того чтобы определить светлоту тех или иных цветов, необходимо сравнить их между собой на нейтральносером фоне. При этом мы убедимся, что интенсивность действия или степень светлоты отдельных цветов различны.

    Гёте установил простые числовые соотношения, очень удобные в нашем случае. Эти соотношения приблизительны, но кто станет требовать точных данных, если имеющиеся в продаже краски, изготовленные на разных фабриках и продающиеся под одним и тем же названием, так сильно разнятся между собой? В конечном счете решать должен глаз. Помимо того, цветовые участки в картине часто фрагментарны и сложны по форме, и было бы весьма трудно привести их к простым числовым отношениям. Глаз заслуживает большего доверия, но при условии, что он обладает развитой чувствительностью к цвету.

    По Гёте степень светлоты основных цветов можно представить системой следующих соотношений:

    Приведем соотношения светлоты следующих пар дополнительных цветов:

    • желтый: фиолетовый = 9:3 = 3:1 = 3/4: 1/4
    • оранжевый: синий = 8:4 = 2:1 = 2/3: 1/3
    • красный: зеленый = 6:6 = 1:1 = 1/2: 1/2

    Если для гармонизации размеров цветовых пятен опираться на эти данные, то необходимо использовать эквиваленты, обратные соотношению световых величин. То есть желтый цвет, будучи в три раза светлее, должен занимать лишь одну треть пространства, занимаемого дополнительным фиолетовым цветом.

    Как показано на рисунке 42-44, для гармоничных соотношений пятен, заполненных дополнительными цветами, характерны следующие пропорции:

    • желтый: фиолетовый = 1/4: 3/4
    • оранжевый: синий = 1/3: 2/3
    • красный: зеленый = 1/2: 1/2

    Таким образом, гармоничные размеры плоскостей для основных и дополнительных цветов могут быть выражены следующими цифровыми соотношениями:

    • желтый: оранжевый = 3: 4
    • желтый: красный = 3: 6
    • желтый: фиолетовый = 3: 9
    • желтый: синий = 3: 8
    • желтый: красный: синий = 3: 6: 8
    • оранжевый: фиолетовый: зеленый = 4: 9: 6

    Соответствующим образом можно представить также и все другие цвета в их соразмерной связи между собой.

    На рисунке 45 представлен круг гармоничного соотношения основных и дополнительных цветов в их пространственных характеристиках. Он построен следующим образом:

    • сначала весь круг делится на три равные части, затем каждая из них, в свою очередь, делится пропорционально числовым отношениям двух дополнительных цветов:

      • одна треть круга для желтого и фиолетового цвета делится в соотношении 1/4: 3/4,
      • другая треть для оранжевого и синего, как 1/3: 2/3,
      • и последняя треть для красного и зеленого представлена соотношением 1/2: 1/2.

    Когда эти пропорции найдены, рисуется другой, того же размера круг, где в соответствии с найденными пропорциями создается цветовой ряд согласно последовательности цветового круга: желтый, оранжевый, красный, фиолетовый, синий и зеленый.

    Сгармонизованные в своих размерах цветовые пятна производят впечатление спокойствия и устойчивости. Контраст по площади цветовых пятен в этом случае нейтрализуется благодаря гармонично составленным цветовым пятнам.

    Представленная здесь система количественных соотношений имеет силу только при использовании цветов в их максимальной насыщенности. При ее изменении меняются и соответствующие размеры цветовых пятен. Оба фактора - и насыщенность, и размер цветового пятна самым тесным образом связаны между собой.

    На рисунке 46 красный и зеленый цвет даны в равных пространственных соотношениях. Красный и зеленый как дополнительные цвета, обладая равными пространствами своего цветового поля, создают ощущение устойчивой, прочной гармонии. Но в том случае, когда эти пространственные соотношения нарушены, возникает иррациональное беспокойство.

    Если в цветовой композиции вместо гармоничных пространственных отношений между цветами доминирует какой-то один цвет, композиция приобретает особо экспрессивную активность. Конкретность выбранных соотношений определяется поставленной целью и зависит от темы картины, художественного чутья и вкуса художника.

    При резко выраженном контрасте цветов по площади они начинают производить совершенно новое впечатление.

    На рисунке 47 красный цвет представлен в предельно минимальном количестве. Зеленый по отношению к нему занимает огромную площадь, в связи с чем по закону симультанного контраста красный, наоборот, начинает звучать сильнее.

    В разделе, посвященном симультанному контрасту, было установлено, что глаз требует дополнения к каждому данному цвету. До настоящего времени причина этого явления не выяснена. По всей вероятности, мы подчинены какому-то всеобщему стремлению к равновесию и самозащите. Этому же стремлению обязан своим особым действием и контраст по площади цветовых пятен. Оказавшийся в меньшем количестве и занимающий меньшую площадь, попавший, так сказать, «в беду», цвет реагирует, обороняется и производит относительно более сильное впечатление, чем если бы он был использован в сгармонизованных пропорциях, как на рисунке 46. Этот факт известен как биологу, так и садоводу. Когда растение, животное или человек в результате тяжелых условий жизни попадает в бедственное положение, то в тех же растениях, животных и людях просыпаются силы сопротивления, которые при счастливом стечении обстоятельств позволяют достичь больших результатов. Если при длительном созерцании картины сосредоточить свое внимание на каком-либо цвете, занимающем незначительную площадь, то этот цвет начинает казаться все более и более интенсивным и действует возбуждающе.

    Благодаря применению двух взаимно усиливающих друг друга контрастов можно придать картине необыкновенную живость и редчайшую цветовую экспрессию. Здесь проявляется исключительная особенность контраста по площади цветовых пятен - его способность изменять и усиливать проявление всех других контрастов. В разделе, посвященном контрасту светлого и темного, уже немного говорилось о цветовом пропорционировании. Но в сущности именно только контраст по площади в полном смысле является контрастом пропорций. Если в композиции, основанной на контрасте светлого и темного, большая темная часть контрастирует с меньшей светлой, то благодаря этому противопоставлению произведение может приобрести особо углубленный смысл. Так, например, в картине Рембрандта «Мужчина с золотым шлемом» контрастное сопоставление совсем небольшого светлого пятна на его плече с общим объемом головы мужчины невольно заставляет проникнуться ощущением особой значительности образа. В работах Мондриана композиционные структуры из полос красного, желтого и синего цвета держат общие размеры полотен. А у Брейгеля в его картине «Падение Икара» контрастное сопоставление сине-зелено-коричневого колорита пейзажа и вкрапленных в него небольших красно-оранжевых пятен рукава и воротника пахаря выполняет уже иную роль, обеспечивая изобразительную целостность картины. Согласование размеров цветовых пятен, по меньшей мере, столь же важно в работе над живописным произведением, сколь и сам выбор цветовой гаммы, поскольку каждая цветовая композиция должна исходить и развиваться из соотношений цветовых пятен.

    Формы, размеры и очертания цветовых пятен должны определяться характером цвета и его интенсивностью, а не предрешаться собственно рисунком.

    Соблюдение этого правила особенно важно для определения цветовых масс. Размеры цветовых пятен ни в коем случае не могут быть установлены с помощью линейных контуров, ибо эти размеры определяются лишь интенсивностью красок, характером цвета, его светлотой и силой воздействия, которая во многом зависит от контрастного сопоставления цветов. Если желтое пятно должно выделяться среди светлых тонов, то оно должно занимать значительно большую площадь, чем в том случае, когда это же пятно находится в окружении темных тонов. Здесь достаточно небольшого желтого пятна, поскольку его светлота усиливается самим окружением.

    Подобным же образом отношения всех цветовых масс должны выстраиваться в соответствии с силой их воздействия.

    Контраст - это резкое отличие предметов по тем или иным свойствам (размерам, форме, цвету, светотени и т. д.), резко выраженная противоположность: длинный - короткий, толстый - тонкий, крупный - мелкий. Контраст - противопоставление, борьба разных начал в композиции - всегда был одним из наиболее широко используемых средств в руках живописца, скульптора, архитектора. На протяжении многовековой истории искусства тема контраста варьировалась, приобретая в зависимости от характера произведения, стиля эпохи, индивидуальности автора самые различные выражения. В контрасте преобладает различие над сходством. Сущность композиции, построенной на контрасте,- в активности ее визуального воздействия: в отличие от нюансных контрастные отношения раскрываются сразу, если они умело использованы проектантом.

    В художественном конструировании контраст составляет одно из основных средств композиции. Если взять любую композицию, в которой имеет место соподчинение частей и выявление главного, то в подавляющем большинстве случаев главное будет контрастнее по отношению к окружающим элементам.

    Путем контраста можно усилить выразительность изделия. Это достигается путем применения разных материалов (например, в телевизоре - экран из стекла, коробка из дерева, ручки регуляторов и решетки из пластмассы, окантовка - металлическая), и за счет обработки поверхности материала - полированная поверхность металла или грубошероховатая фактура, дерево полированное или просто покрытое лаком. При умелом использовании контраст может сыграть решающую роль в композиции. Подчиненный интересам композиции, он активизирует форму. При отсутствии контраста форма оказывается маловыразительной и скучной.

    Контрастные сопоставления способствуют обострению восприятия целого. Контраст усиливает, подчеркивает различие свойств форм, делает их единство более напряженным, впечатляющим.

    Показательным примером контраста может служить связь геометрических фигур, когда одна из них увеличивается по своим размерам по отношению к другим, чтобы определить центр композиции. Находясь в определенной связи друг с другом такие композиции представляют пример конструктивного и комбинаторного соединения. Такие упражнения имеют особое значение и являют собой необходимую принадлежность основ композиции.

    Когда геометрические элементы сопрягаясь друг с другом, образуют нечто целое, гармоничное, и это целое представляет собой определенную связную композицию, то этим самым в какой-то мере решается проблема комбинаторных построений. Общность всех участвующих элементов говорит о том, что сочетание этих элементов создает явление, которое мы называем композицией, конструкцией.

    Связь элементов условной композиции становится органичнее и понятнее, если в ней имеется главный элемент, вокруг которого на художественной основе объединяются остальные. Этот главный элемент условно называется центром композиции. Подчинение детали сложной композиционно развитой формы также может иметь свой центр, но по силе выразительности он должен быть менее значительным, чем центр общий. Введение главного композиционного элемента и надлежащая соподчиненность остальных деталей усиливает внутреннюю связь деталей между собой и повышает общую выразительность. Композиционный центр приобретает особое значение при построении условных композиций.

    Рассмотрим несколько вариантов условных композиционных схем, выполненных графическим приемом на плоскости из геометрических фигур, при помощи которых организуется взаимодействие мотивов, определяющих центр композиции (см. рис.).

    С выразительностью в композиции тесно связана гармоничность, основной задачей которой является создание впечатления уравновешенности, изящности и точности образа формы и художественной согласованности комбинаторных элементов. Контраст - одно из главных средств композиции в технике. Здесь он обусловлен то различием структур - сложной, насыщенной тенями и совсем простой; то обработкой материала, когда, например, грубошероховатая фактура необработанного литья противопоставляется шлифованным или полированным поверхностям, то противопоставлением легкой, ажурной конструкции тяжелому монолитному основанию. Низкое противопоставляется высокому, горизонталь - вертикали, светлое - темному, шероховатое - гладкому, насыщенное светотенью и пластически сложное - спокойному и простому. Все эти и множество других отношений, основанных на явно выраженных различиях, являются контрастными. Противопоставление двух начал в композиции уже само по себе делает форму заметной, выделяя ее среди других. Использовать контраст-значит вызвать внутреннюю борьбу в композиции, обострить ее и найти гармонию в сопоставлении противоположностей. Контраст в технике имеет различные корни. В одних случаях его предопределяет сама конструкция, вся компоновка изделия. Здесь задача проектировщика- развить объективное контрастное начало, а если нужно, то и обострить его, используя как образное средство. В других случаях основа формы такова, что контраст в ней никак не проявляется, и она оказывается маловыразительной, скучной: как говорят профессионалы, композиции не на чем держаться. В этих случаях композиционный прием диктует необходимость введения "искусственного" контраста. Например, геометрически простой объем членится с помощью контрастных сочетаний цвета и тона, выделяются определенные функциональные элементы, создаются искусственные контрастные пропорции с помощью накладных профилей, членящих разные цветовые зоны, и т. п. К последнему приему часто прибегают, например, в работе над композицией транспортных средств.

    Использование контраста в технике связано еще и с необходимостью создания оптимальных условий для рабочего. Контраст должен быть умеренным, поскольку чрезмерно резкие контрасты будут способствовать преждевременному утомлению, а полное отсутствие контраста - создавать монотонность, обусловливать притупление внимания рабочего. Цветовой контраст (пятно, фон) весьма широко распространен в композиции промышленных изделий. Контрастные цветовые отношения позволяют выделить наиболее ответственные зоны станка, пульта управления, сосредоточить внимание рабочего на важнейших системах управления. Ввиду этого при работе над проектом промышленного изделия контраст, как и многие другие категории, следует рассматривать не только в чисто композиционном плане, но и с практической стороны, в связи с определенной деятельностью человека.

    Во множестве областей дизайна контраст в композиции проявляется иногда исключительно тонко, и все же это именно контраст. Очень сильный контраст, сочетание больших и малых объемов может зрительно разрушить композиционный строй. Поэтому степень применяемого контраста ограничивается требованиями сохранения цельности впечатления. Выбор степени контраста определяется на основании художественного чутья и практического опыта дизайнера и в большей степени зависит от назначения и места применения промышленного изделия.

    Контраст сложной и простой структур в отличие от контраста цветотонового связан с сильным и глубоким насыщением формы светом и тенью. Поэтому он должен использоваться особенно точно и целенаправленно. Если ошибка в силе тона не может вызвать серьезной утраты целостности, то неверно используемый контраст структур способен непоправимо нарушить гармонию формы.

    Контраст активизирует любую форму, но чтобы достичь гармонии, его нужно дополнить теми необходимыми нюансными отношениями, без которых он может оказаться слишком резким. Парадоксально, но слабость контраста в его силе. Любое сильнодействующее средство требует осторожности - его избыток разрушителен. Таков и контраст. Используя его в композиции конкретного промышленного изделия, нужно позаботиться, чтобы он не оказался чрезмерным, т. е. была соблюдена определенная степень, мера контраста. Для контрастирующих элементов можно построить целый ряд от наименьшей до наибольшей степени контраста. Взять, к примеру, контраст пятна и фона. Если фон абсолютной белизны, а пятно абсолютной черноты, контраст максимален. Но контрастным будет и отношение не совсем белой, а несколько тонированной поверхности и не совсем черного, но темно-серого (различной силы тона) пятна.

    Для выразительности и целостности конкретного изделия степень контраста имеет немалое значение. Например, когда маленькое темное пятно контрастирует с большим светлым фоном, степень контраста может быть предельно сильной. Таковы маленькие черные ручки и другие темные детали на белой или почти белой панели. Но если все эти детали сильно увеличить, так что суммарно черное приблизится к площади белого, эффект контраста ослабеет, композиция может стать значительно менее выразительной и менее целостной, чем в первом случае. Это объясняется тем, что небольшие темные детали контрастируют с фоном не только по цвету и тону, но и по величине - малое противопоставляется большому. Во втором случае один из признаков контраста исчез, и количественное равенство между черным и белым по существу сняло всю остроту противопоставления.

    Существует несколько моделей создания цветового пространства изображения, при этом призваны они решать одну задачу: создание ощущения полного цветового равновесия.

    Монохромная модель (одноцветная гармония) . Из определения видно, что равновесие создаётся присутствием в изображении только одного цвета в его оттенках. При этом он может быть как основным или составным, так и оттенком какого-либо из них. Самая простая модель.

    Ярким примером монохромной цветокоррекции может служить сепия - придание изображению какого-либо оттенка коричневого цвета с целью имитации старой чёрно-белой фотографии.

    СЕПИЯ

    При использовании монохромной модели в фото или видео производстве нужно помнить следующее: цвета, находящиеся в цветовом круге, делятся на два типа - тёплые и холодные (о них мы расскажем позже).

    Если в изображении Вам необходимо передать атмосферу уныния, неизвестности, враждебной пустоты или душевного холода - лучше пользоваться холодными цветами и оттенками.

    Если же Ваш творческий замысел отражает позитивное настроение, безмятежность, умиротворённость - тонировать изображение лучше тёплыми цветами и оттенками.

    В принципе, это правило применимо ко всем моделям, учитывая тот факт, что в любом случае какой-то один цвет или оттенок в изображении будет преобладающим (интенсивным). Синеватый оттенок человеческого лица в прекрасный солнечный день - дисгармония. Синеватый оттенок человеческого лица лунной холодной ночью - гармония.

    Контрастная модель (двухцветная гармония) . Цветовое равновесие в такой модели создаётся комплиментарными цветами, расположенными в цветовом круге напротив друг друга.

    Как уже было сказано выше, такие цвета очень хорошо сочетаются друг с другом но… Если они сильно различаются по насыщенности, самый насыщенный должен занимать меньшую площадь. Именно основываясь на принципе контрастной модели ныне очень модная цветокоррекция изображения TEAL&ORANGE получила очень широкое распространение не только в фотографии и кинематографе, но и на телевидении. Не очень сложная в исполнении, но очень гармоничная модель.

    Трёхцветная равномерная (триадная) модель . Трёхцветная гармония . При создании такой модели в изображении участвуют три цвета, расположенные в цветовом круге относительно друг друга через равные промежутки. Проще - в вершинах равностороннего треугольника, нарисованного в центре круга.

    Воплотить в изображении цветовое решение, используя три цвета, достаточно сложно (по сравнению с монохромной или контрастной моделями), но в случае грамотного использования трёхцветной равномерной модели результат получается очень сбалансированным.

    Трёхцветная доминирующая модель (разделённая гармония) . В этой модели также участвуют три цвета, только выбираются они, в отличии от равномерной модели, по другому принципу: после выбора основного цвета определяется контрастный ему цвет, расположенный на противоположном конце вектора, и к модели добавляются два цвета, находящиеся рядом с контрастным по обе стороны.

    Квадроравномерная модель (четырёхцветная гармония) . Количество цветов в такой модели достигает четырёх. Из цветового круга выбираются две пары цветов, расположенные в вершинах прямоугольника или квадрата.

    Квадродоминирующая модель (альтернативная четырёхцветная гармония) . В этой модели используется один доминирующий цвет + контрастный + два дополнительных, примыкающих к контрастному с двух сторон.

    Существует ещё аналоговая модель (аналоговая гармония) , позволяющая сочетать цвета, расположенные рядом друг с другом в одном сегменте цветового круга между первичными (основными) цветами.

    Говоря о цветовой гармонии в процессе создания своей индивидуальной формулы цветокоррекции, необходимо рассказать о видах и особенностях цветовых контрастов. Контраст возникает между двумя цветами с чётко выраженными различиями. При этом если различия достигают своего предела, контраст называется полярным (или диаметральным). Самые простые примеры - чёрный-белый, большой-маленький, холодный-горячий. При этом зрительно различить контраст можно только сравнением. Мы можем определить, что нарисованная на бумаге линия длинная, если для сравнения перед нами будет нарисована линия короче. И в то же время длинная линия станет короче по сравнению с более длинной. Таким же образом ощущения от одного цвета могут быть ослаблены или усилены с помощью другого контрастного цвета.

    На сегодняшний день в колористике описаны семь контрастных проявлений цвета :

    1.

    2.

    3. Контраст холодного и тёплого

    4.

    5.

    6.

    7. Контраст по площади цветовых пятен

    Каждый из контрастов обладает своим особым характером, художественной значимостью, зрительному, экспрессивному и конструктивному действию, благодаря чему колорист может открыть для себя основные художественные возможности цвета.

    Контраст по цвету достаточно простой потому, что его можно создать из всех чистых цветов (жёлтый, красный и синий) в их предельной насыщенности.

    Данный контраст создаёт впечатление пестроты, силы, решительности. Интенсивность контраста по цвету уменьшается по мере того, как выбранные для цветокоррекции тона удаляются от трёх основных. Например, контраст цветов второго порядка (оранжевый, зелёный, фиолетовый) будет гораздо слабее.

    Контраст по цвету позволяет получить великое множество совершенно различных цветовых сочетаний путём осветления (+ белый) или затемнения (+ чёрный) выбранных цветов. Выразительные возможности контраста по цвету позволяют подчеркнуть в изображении и бурное веселье, и глубокое горе, и земную первородность, и космическую универсальность. Интересного результата при использовании контраста по цвету можно добиться и в том случае, если одному из цветов отвести главную роль, а остальные использовать в небольших количествах для того, чтобы только подчеркнуть качества главного цвета. Подчёркивая какой-то один цвет, мы усиливаем общую выразительность изображения.

    Контраст светлого и тёмного является неотъемлемой частью человеческой жизни и природы вообще. В изобразительном искусстве чёрный и белый цвет являются самым сильным выразительным средством для обозначения света и тени. Контраст белого и чёрного - самый яркий пример контраста светлого и тёмного в ахроматических цветах,

    а контраст жёлтого и фиолетового - в хроматических цветах.

    Контраст светлого и тёмного в хроматических цветах подразумевает использование основного цвета в сочетании с дополнительным, полученным в результате изменения насыщенности основного (+/- серый).

    При этом существует одна важная закономерность: светлый объект на тёмном фоне будет выглядеть крупнее, чем аналогичный тёмный объект на светлом фоне. Белый цвет излучается и как бы стремится во вне, в то время как чёрный поглощается и как бы стремится внутрь.

    Контрастом светлого и тёмного можно добиться объёмности изображения, а в фотографии и кинематографе именно контрастом светлого и тёмного в кадре создаётся перспектива: чем дальше от объектива, тем светлее изображение и наоборот. При цветокоррекции об этом стоит помнить.

    Контраст холодного и тёплого.

    Жёлтый

    Жёлто-оранжевый

    Оранжевый

    Красно-оранжевый

    Красный

    Красно-фиолетовый - это ТЁПЛЫЕ ЦВЕТА , а

    Жёлто-зелёный

    Зелёный

    Сине-зелёный

    Синий

    Сине-фиолетовый

    Фиолетовый -

    ХОЛОДНЫЕ ЦВЕТА .

    На самом деле это является некоторым заблуждением по следующей причине: как жёлтый и фиолетовый в цветовом круге являются полюсами контраста светлый-тёмный, так сине-зелёный и красно-оранжевый являются полюсами контраста холодный-тёплый.

    Исследования показали, что сине-зелёный цвет понижает импульс кровообращения (затормаживает), а красно-оранжевый его стимулирует (возбуждает).

    Именно эти цвета всегда холодные и тёплые, в то время как промежуточные цвета, расположенные между ними, могут быть холодными или тёплыми в зависимости от того, контрастируют ли они с более тёплыми или холодными цветами. Проще говоря: зелёный цвет является холодным по отношению к красному, в то время как он же является тёплым по отношению к синему.

    Именно на сочетании "тормозящих" и "возбуждающих" цветов основан контраст холодного и тёплого , имеющий особую значимость для поиска цветовых решений изображения. Различные способы проявления этого контраста не только расширяют круг его выразительных возможностей (та же цветокоррекция TEAL&ORANGE ), но и делают его в фотографии и кинематографе важнейшим изобразительным средством для передачи пластических ощущений и перспективы - более удалённые от объектива предметы всегда должны казаться более холодными.

    Дополнительными считаются цвета, пигменты которых при смешивании образуют нейтральный серо-чёрный цвет. В цветовом круге эти цвета расположены строго напротив друг друга и образуют следующие сочетания:

    Жёлтый - фиолетовый

    Жёлто-оранжевый - сине-фиолетовый

    Оранжевый - синий

    Красно-оранжевый - сине-зелёный

    Красный - зелёный

    Красно-фиолетовый - жёлто-зелёный

    Эти сочетания дополнительных цветов парадоксальны по своей природе: противоположны друг другу, они друг в друге нуждаются, расположенные рядом, они максимально подчёркивают (и уравновешивают) друг друга, а при смешивании взаиморастворяются, образуя особенно красивые серые цвета (так называемый цветной серый). Дополнительные цвета при пропорционально грамотном сочетании придают изображению прочную основу воздействия на зрителя.

    Симультатный контраст - явление, при котором наше зрение при восприятии какого-либо цвета "требует" появления его дополнительного цвета, и в случае отсутствия последнего симультатно (одновременно) порождает его в сознании, вызывая чувство возбуждения и вибрации изображения. В большинстве случаев такие вибрации ломают цветовую гармонию, вызывая зрительный резонанс и дисгармонию в восприятии изображения. Симультатный контраст может возникать в тех случаях, когда колорист в выборе цвета намеренно или случайно отклоняется от правил, присущих определённой цветовой модели. Например, в случае контрастной модели (двухцветная гармония), в качестве дополнительного цвета к основному жёлтому берётся не фиолетовый, расположенный напротив жёлтого, а сине-фиолетовый или красно-фиолетовый, расположенные рядом с фиолетовым.

    В случае трёхцветной равномерной модели (трёхцветная гармония), если в триаде синий - жёлтый - красный вместо синего выбрать сине-зелёный цвет в качестве фона, то красный и жёлтый на нём будут симультатно возбуждаться и проявлять себя совсем иначе, чем на синем фоне.

    Возможность возникновения симультатного контраста уменьшается и при наличии контраста светлого и тёмного, то есть при использовании цветов в разной степени их осветлённости. Намеренно добиваться в фотографии или кино симультатного контраста вряд ли есть необходимость, а вот почему он возникает и как его избежать - знать нужно.

    Контраст по насыщенности подразумевает сочетание чистых, насыщенных цветов с цветами блеклыми, приглушёнными. Обладает тихой и спокойной выразительностью. Чистые цвета теряют свою насыщенность сразу, как только затемняются или осветляются, причём сделать это можно несколькими способами для достижения конкретного результата.

    3. Чистый цвет можно "разбавить" серым, нейтрализовав сам цвет и придав ему блеклый, "слепой" оттенок.

    4. Чистый цвет можно "разбавить" соответствующим дополнительным цветом, получив промежуточные тона, которые при осветлении белым способны дать редкие по своей сложности оттенки.

    Если в каком-либо сочетании будут участвовать все три цвета первого порядка, то полученный результат будет всегда отличаться слабым, блеклым характером. В зависимости от пропорций, он может стать желтоватым, красноватым, синевато-серым или чёрным, но с помощью всех трёх цветов первого порядка могут быть получены все степени блеклости.

    Действие контраста по насыщенности относительно. Всякий цвет может казаться насыщенным рядом с блеклым, равно как и блеклым по отношению к более насыщенному.

    Чтобы добиться выразительности в композиции, используя только контраст по насыщенности, необходимо блеклые цвета сформировать на цветовой основе насыщенных: чистый красный должен контрастировать с блеклым красным, чистый синий - с блеклым синим и т.д. В противном случае (чистый красный + блеклый синий) контраст по насыщенности может быть заглушён, например, контрастом тёплого и холодного, и тогда его тихая и спокойная выразительность останется под вопросом…

    Контраст по площади цветовых пятен.

    Исключительная особенность этого контраста - способность проявлять и усиливать проявления всех других контрастов, присутствующих в изображении, благодаря своей геометрической, "размерной" сущности отношений между двумя или несколькими цветовыми пятнами. Проще говоря, контраст по площади цветовых пятен определяет количественно-пространственные отношения между двумя или несколькими цветами с целью определения степени их уравновешенности в композиции изображения. Силу воздействия цвета на зрителя определяют два фактора: светлота цвета и размер цветового пятна. Именно за размеры цветовых пятен отвечает данный контраст. Ввиду того, что и само понятие цвета субъективное, и геометрические размеры отдельных сложных элементов изображения определить трудно, соотношения площадей цветовых пятен тоже носят приблизительный характер, доверяя скорее глазомеру художника, чем числовым отношениям и расчётам. Но всё же… Гармоничные размеры плоскостей для основных и дополнительных цветов могут быть выражены следующими цифровыми значениями:

    Жёлтый - 3

    Оранжевый - 4

    Красный - 6

    Фиолетовый - 9

    Синий - 8

    Зелёный - 6

    Соотношения гармоничных размеров плоскостей для этих цветов будут выглядеть, например, так:

    Жёлтый: оранжевый = 3: 4

    Жёлтый: красный = 3: 6

    Зелёный: фиолетовый = 6: 9

    Такая система количественных отношений действительна только при использовании цветов в их максимальной насыщенности. При изменении насыщенности меняются и соответствующие размеры световых пятен, которые должны определяться характером цвета и его интенсивностью, а не предрешаться самим изображением.

    Всё, о чём было сказано в этом разделе статьи, поможет и фотографу, и видеографу создать в своих работах гармоничный цветовой баланс не только на этапе цветокоррекции, но и на этапе подготовки к съёмке. Зная особенности основных цветовых моделей и видов контраста, можно грамотно расставить декорации, подобрав в интерьере цветовые соотношения не по принципу "Как красиво!!!" а по принципу "Как гармонично!!!", можно заранее расставить соответствующие цветовые акценты, уравновешивающие композицию кадра, можно со знанием дела подобрать правильное цветовое решение в одежде персонажей…В любом случае, Ваши творческие фантазии обретут качественный, законченный вид и не будут вызывать ощущения нехватки или переизбытка чего-то…

    Контраст светлого и тёмного основан на использовании цветов различной светлоты и тоновых градаций цвета.

    Контраст между светлыми и тёмными цветами или тонами создаёт эффект усиления качеств обоих. Светлый цвет кажется ещё светлее рядом с тёмным или на фоне, а тёмный - ещё темнее.

    Используя разделительную технику в светлотном контрасте, можно добиться различных впечатлений.

    Впечатления: драматичности, формальности, динамики, движения, ритмичности, эффект пространства.

    Контраст светлого и тёмного. Образ: Any Davray

    Контраст светлого и тёмного, эффект резкости. Волосы: Юрий Демченко

    Контраст светлого и тёмного основаный на использовании цветов различной светлоты и тоновых градаций цвета.

    Контраст насыщенности заключается в противопоставлении ярких и тусклых, насыщенных и блеклых, нейтральных цветов.

    При контрасте насыщенности цветов одного тонального ряда менее насыщенный приобретает неповторимый индивидуальный оттенок. Наиболее сильный контраст достигается сопоставлением первичных и нейтральных цветов. Блеклые цвета кажутся более живыми в окружении ярких цветов.

    Впечатления: спокойствия, изысканности, ощущения пространства.

    Контраст по температуре. Наибольший эффект такого контраста достигается соединением тёплых и холодных цветов. Исключает контраст тёмного и светлого, все цветовые тона композиции должны быть одинаково светлыми или одинаково тёмными.

    Контраст будет умеренным между «тёплыми» и «горячими», «прохладными» и «холодными» цветами.

    Чем ближе цвет друг к другу в пределах одной цветовой группы, тем меньше будет контраст.

    Впечатления: ощущения вибрации, столкновения, приближённости или отдалённости пространства.

    Контраст по температуре. Образ: LOreal Professionnei

    Контраст дополнительных цветов - это комбинация цветов находящихся друг против друга в цветовом круге.

    Этот вид контраста наиболее впечатляющий, так как в каждом сочетании цветов содержится сильный контраст светлого и тёмного, а также холодного и тёплого. Когда цвет находится в окружении своего дополнительного цвета или рядом с ним и оба цвета насыщены, достигается максимальный контраст.

    Впечатления: выразительность, вибрация, ощущения пространства. Используется для создания ощущения полного равновесия и гармония.

    Пример контраста дополнительных цветов в моделировании образа:

    Контраст комплиментарных (дополнительных) цветов. Образ от Matrix

    Контраст комплиментарных цветов Образ: Александр Крашенинников для WELLA

    Контраст комплиментарных цветов. Образ: Екатерина Гарус для WELLA

    Контраст площадей. Цвета могут сочетаться друг с другом в различных пропорциях по площади. Контраст площадей характеризует размерное соотношение между двумя или несколькими цветными площадями.

    Силу воздействия определяют два фактора: яркость и размер цветовой площади. Для гармонизации размеров цветовых площадей необходимо соблюдать следующие соотношения:

    Исходя из максимально занимаемой фиолетовым цветом площади (9 квадратов из 9), гармоничные размеры площадей для первичных и вторичных цветов могут быть выражены следующими цифровыми соотношениями:

    Жёлтый - 3 из 9
    Оранжевый - 4 из 9
    Красный - 6 из 9
    Фиолетовый - 9 из 9
    Синий - 8 из 9
    Зелёный - 6 из 9
    Тогда соотношения между
    Жёлто-красным - 3:6,
    Жёлто-оранжевым - 3:4,
    Жёлто-зелёным - 3:6,
    Жёлто-синим -3:8,
    Жёлто-фиолетовым -3:9.
    \Различные контрасты цветовых площадей создают разные впечатления: от драматично-формального до мягко-деликатного.
    Сильные контрасты цветовых площадей.

    Мягкие контрасты цветовых площадей.

    Пример контраста площадей в дизайне (здесь ещё контраст комплиментарных цветов)

    Симультанный контраст основан на восприятии человеческим глазом дополнительных цветов. Каждый чистый цвет физиологически требует противоположенного ему цвета. Если такого цвета нет, глаз симультанно воспроизводит ощущении присутствия необходимого дополнительного цвета.

    Серый цвет зрительно прио

    бретает цвет, дополнительный фону: на красном - зелёный; на жёлтом - фиолетовый; на синем - жёлтый.

    Любой цвет, расположенный рядом с другим цветом или на его фоне, также подвержен симультанному контрасту.
    Жёлтый цвет на красном фоне приобретает зеленоватый оттенок, на оранжевом - серо-фиолетовый.
    Синий цвет на красном фоне приобретает зеленоватый оттенок, на оранжевом не меняется, на жёлтом приобретает фиолетовый оттенок.
    Жёлтый цвет на зелёном фоне приобретает красноватый оттенок, на синем - оранжевый, на фиолетовом не меняется.
    Синий цвет на зелёном фоне приобретает красноватый оттенок, на фиолетовом - жёлтый.
    Впечатления: один и тот же цвет на разных фонах будет «вести себя» по-разному, в каждом случае приобретая свой оттенок и вызывая различные эмоции.
    На белом фоне все цвета становятся более тёмными и менее яркими.
    На сером фоне смягчается сила цвета, прибавляется сочность, но фон принимает оттенок дополнительного цвета.
    На чёрном фоне все цвета становятся светлее и ярче.

    Любой цвет, расположенный на заднем фоне, может обладать оптическими иллюзиями: увеличиваться, уменьшаться, отступать или выступать.

    Белый квадрат на чёрном фоне кажется более крупным, чем чёрный квадрат на белом фоне (внутренние и внешние квадраты одинаковы).

    Красный, оранжевый и жёлтый выступают; зелёный, синий и фиолетовый отступают.
    Ахроматические цвета не создают движения, но в сочетаниях способны выявлять глубину, пространственность и движение.

    Контрасты и нюансы в композиции

    Контраст-нюанс, - нить, скрепляющая все разделы «композиции». Мы способы видеть только то, что отличается от фона. Линия по светлому проводится тёмным, иначе она не будет видна.

    Постепенно ослабляем нажим на карандаш, чтобы растворяясь, линия мягко вписалась в пространство бумаги. Линия переменной тональности и ширины получает пространственные характеристики. Тёмные контрастные к фону участки кажутся нам близкими, но, по мере ослабления контраста, линия удаляется. Как видим, контраст и нюанс здесь работают вместе.



    Фактуру линии можно создать искусственно, но в большинстве случаев она зависит от того, чем мы рисуем, и на чём рисуем. Черный уголь на бумаге с грубой шероховатостью даст рваную линию с характерной зернистостью. Перьевая ручка на мелованной бумаге даст линию с гладкими краями. Об искусственной фактуре будет ещё отдельный разговор.
    Фактурная линия контрастирует с гладкой. Обе чёрные линии контрастны к белой бумаге, и друг к другу по толщине.

    Начните перечислять виды контрастов. Что бы вы не упомянули, везде будет две стороны одной медали.
    Форма, - большая и маленькая, простая и сложная, тёмная и светлая, гладкая и шершавая, прозрачная и глухая...
    Цвет, - яркий, насыщенный, и тусклый, бесцветный, тёмный, и светлый, тёплый и холодный...
    Настроение, - спокойное и возбуждённое, горе и радость...

    Если вы философ, то у вас в голове всплывёт иной список контрастных пар: свет и тень, правда и ложь, порядок и хаос, жизнь и смерть. Одно контрастирует с другим и не отделимо от другого.








    Но есть оттенки, есть нюансы одного и того же явления. Они расположены между предельными (контрастными) точками этого явления. Контраст и нюанс всегда изучаются во взаимодействии друг с другом. Мы идём к контрасту, уходя от нюанса, и наоборот, идём к нюансу, уходя от контраста.

    Надо выделить композиционный центр, - усиливай контрасты и смягчай окружение.
    Нужна лирика и покой, не злоупотребляй контрастами, строй композицию на нюансах.
    Буйная радость не мыслима без контрастов цвета и тона.
    А глубина пространства, без контраста переднего и заднего плана в размерах, в тоне, в цвете, в детализации.

    И так, работая над композицией, мы помним что у нас всегда есть выбор между шепотом и криком, и всем диапазоном голосов между ними. Мы учимся делать выбор на фоне устоявшихся правил! Вся жизнь состоит из наших попыток взлома стереотипов прошлого. Получится, обретёшь свободу творчества, и прижизненное презрение окружающих. Но потом можете рассчитывать на бессмертие.

    Основные сведения о явлении контраста приводятся на отдельной странице (смотрите по ссылке - ).



    Сами линии могут стать объектом игры. Их можно сделать толстыми, можно разодрать им края, изменить цвет или тон.
    Возможно это и хаос, но хаос организованный. Пространство равномерно заполнено и ограничено рамкой. Заметьте, прямые линии рамки контрастны кривовым внутри рамки. Линии нижнего рисунка «живописно» искорёжены, и стараются не повторяться в своей направленности.

    Как может дальше развиваться работа над этой композицией? А это композиция, в ней нет сюжетного смысл, но есть декоративное начало.
    Играет ли здесь какую-то роль контраст?
    Казалось бы, меньше всего нам нужен контраст при создании фактуры (предложенные композиции пока больше смахивают на образцы фактур).

    Рассмотрим очень распространённый приём организации путанных элементов (ветви деревьев, сети, массивы стружки или груды кирпича) во что-то запоминающееся.



    Проблема в том, что человек способен держать в оперативной памяти 4 - 7 элементов. Всё, что сверх того, воспринимается не организованной массой. Уныние, вызванное кажущимся однообразием, надо сделать выразительным и незабываемым.
    В таких случаях применяется визуальное членение композиции на две-три крупные части, вбирающие в себя частицы хаоса, и пространственное расслоение. В таком виде они доступны нашему восприятию.

    За основу берём первый «мотив» из путанной линий.
    Мы не стали избавляться от фактуры, мы сделали её элементом композиции. Рисунок приобрёл динамику ритма контрастными к сетке прямыми.

    Нижний рисунок разделён по лекальной кривой на две части в контрастной тональности.

    Используем второй мотив из набора кривых линий.



    Можно преобразовывать, как фон, так и сам декоративный мотив, стараясь обыграть их взаимоотношения. И тут контраст способен сыграть ключевую роль, усиливая или ослабляя видимость тех или иных участков композиции.
    Вновь использован приём расчленения массива разбросанных элементов на несколько ясно читаемых объектов.
    Как видим, работы мало похожи на многофигурные живописные полотна. И всё же, это композиции.


    Не ленитесь чаще смотреть на работу с удалённого расстояния, когда она целиком попадает в поле вашего резкого зрения.

    Продолжим смаковать контраст с группой параллельных линий.


    Мы столкнули лбами две противоположности, толстую и тонкую линии, расположив их рядом. Возник контраст.


    А теперь втиснем между контрастными линиями ряд других, постепенно изменяющихся, линий. Контраст по толщине смягчается промежуточными ступенями, возникли тонкие нюансы в переходах от одной линии к другой. Угасание линий заставляет нас думать о глубине пространства. Почему? Изменение толщины высветляет линии, и воспринимается перспективным сокращением объектов. Возьмите это себе а заметку, применяется часто.

    Попробуем
    изучить потенциальных возможностей пучка линий переменной толщины.
    Стараемся оставаться в плоскости, не прибегая к ракурсам и светотени (специфика детского рисунка).

    Из множества простых в исполнении форм, я выбрал овал, чтобы пристроить к нему глазки (мне, как и детям, всё видится одушевлённым). Так появились объекты для создания композиции.
    Вариантов перепробовано много, выбрал два.


    Меня в начальной стадии работы всегда тянет к созданию ясно воспринимаемого с расстояния силуэта. В противном случае, после проработки образа деталями, всё будет с расстояния восприниматься безликой, мало понятной размазнёй.


    Можно заниматься разработкой композиции и в технике аппликации, и карандашом, и акварелью, нет запретов.
    Однако, здесь я опираюсь на формальный графический язык, обладающий большей наглядностью в подачи учебного материала.


    Надоел всем со своим контрастом, но что поделать, он и здесь присутствует, как сопоставление ясного по форме монолита и ажурно-рыхлой бесформенности. Яркое и мрачное, тонкое и плотное. Не будем пока задаваться вопросом, что же мы изображаем.

    В какой-то момент появляется желание конкретизировать образ, ввести детали. Начните с минимума, с того, без чего образ просто не узнаваем. Для новичков это страшное испытание, их просто распирает от желания прорисовать всё до мелочей.




    Когда принцип построения композиции для вас ясен (найден рисунок силуэта, место его размещения) приступаем к частностям.
    Пробуем добавить задний план в виде светлых и толстых линий-лент. Они заполняют собою пустоты рамки, создавая ощущение ажурности. Мы чувствуем, как расслаивается пространство за счёт множественных перекрытий одних элементов другими. Этому способствует и цвет. Самое яркое на переднем плане, самое светлое и мало насыщенное, на заднем плане.



    Всем уже понятно, линии волос нужны для контраста к силуэту головы. Одно большое пятно без поддержки лёгких элементов смотрится уныло и скучно. Такие импульсивные выбросы материи из силуэта просто необходимы, они оживляют картинку. Это не частный случай, контраст плотности объектов используется в большинстве композиций. Посмотрите на картинку критическим взглядом, представьте, какие тона и цвет выбрали бы вы сами. Я не случайно остановился на тёмно-красном. Он не рвёт общий силуэт, он сливается с ним в единое пятно, создавая ощущение заднего света.



    Стоило убрать рамку, и графика распласталась по бумаге. Эффект усилится, если графика местами переступит границы невидимой рамы. В таком виде рисунок хорошо согласуется со шрифтом, образуя с ним единое целое.



    Если я и стараюсь детально описать каждый этап рождения композиции, так исключительно ради удобства читателей. Реальная работа подчинена импульсам души, вспышкам внутреннего озарения. Часто, воображение цепляется за незначительный пустяк, и следуя его воле, вы забываете о заученной последовательности в работе, стараясь быстро зафиксировать на бумаге смутно ощущаемую идею. Идея, это всё! Если она есть, всё остальное - дело техники. О технике «оркестровки» связанной с оформлением идеи в «товарный» вид, речь пойдёт на других страницах.
    Несколько картинок мне пришлось довести «до ума», не бросать же дело на пол пути.

    _________________________________________________

    Задумайтесь о контрастах и нюансах, рассматривая художественные произведения. Мы умнеем не только в процессе личной практики, но и в процессе изучения мировых шедевров. В своей работе мы опираемся на наши представления о правильности и не правильности, а они формируются с годами. Учитесь находить применение контрастов у мастеров, и научитесь применять их у себя. Просто помните, у вас есть контрасты, - верные союзники в работе, спутники сочности и яркости, антиподы серости и скуке.

    • Сергей Савенков

      какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то