Внеклассное чтение. А

Класс: 8

Задачи урока:

Личностные

  • совершенствование духовно- нравственных качеств, уважительного отношения к русской литературе;
  • совершенствование умения решать познавательные задачи с помощью различных источников информации.

Метапредметные

  • развивать умение понимать проблему, выдвигать гипотезу;
  • развивать умение подбирать материал для аргументации собственной позиции, формулировать выводы;
  • развивать умение работать с разными источниками информации.

Предметные

  • развивать умение понимать связь литературных произведений с эпохой их написания, выявлять заложенные в произведении вневременные нравственные ценности и их современное звучание;
  • развивать умение анализировать литературное произведение, определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров;
  • развивать умение понимать и формулировать тему и идею произведения, нравственный пафос произведения;
  • развивать умение характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  • закрепление умения определять элементы сюжета произведения, роль изобразительно-выразительных средств языка;
  • закрепление умения понимать авторскую позицию и формулировать свою позицию по отношению к ней;
  • закрепление навыка отвечать на вопросы по прочитанному тексту, вести диалог
  • закрепление умения писать сочинение, связанное с проблематикой изученного произведения.

Ход урока

... чувства добрые я лирой пробуждал...
А С. Пушкин

1. Постановка гипотезы.

Недавно мы проанализировали роман А.С. Пушкина “Капитанская дочка”. О каких нравственных понятиях размышлял поэт с помощью сюжета произведения?

(честь, достоинство, верность в дружбе и любви, умение благодарить, великодушие)

Тема сегодняшнего урока – “Нравственные проблемы в повести А.С. Пушкина “Пиковая дама”. О каких моральных категориях размышляет автор в этом произведении? В чём перекликаются эти произведения.

2. Историческая основа повести “Пиковая дама”

Повесть “Пиковая дама” написана в 1833 г., т.е. на три года раньше, чем роман “Капитанская дочка”. Повесть имеет предысторию.

Предыстория повести “Пиковая дама” (рассказ ученика)

А) Курьёзный случай, ставший известным Пушкину, дал толчок к сюжетному замыслу “Пиковой дамы”. Поэт сообщил своему другу Нащокину, что главная завязка повести не вымышлена. Молодой князь Голицын рассказал ему, как однажды сильно проигрался в карты. Пришлось идти на поклон к бабушке Наталье Петровне Голицыной, особе надменной и властной (Пушкин был с нею знаком), и просить у неё денег. Денег она не дала. Зато благосклонно передала магический будто бы секрет трёх выигрывающих карт, сообщённый ей знаменитым в своё время графом Сен-Жерменом. Внук поставил на эти карты и отыгрался.

Что изменил Пушкин в истории, услышанной от князя Голицына? Каких новых персонажей ввёл? Почему у Пушкина, в отличие от анекдота Голицына, главный герой – не русский по происхождению, старуха и Германн – не родственники, зачем введён образ Лизы? Да и финал пушкинской повести совсем не походит на радужный конец карточного приключения Голицына – герой сходит с ума.

Б) Подготовленный ученик рассказывает о времени, кода была написана повесть (1833 г.) Приложение 1

Кто находится на престоле? Какова общественная атмосфера? Что интересует молодых людей того времени?

Рассказ подготовленного ученика о карточных играх, популярных в 30-е годы 19 века.

4. Анализ повести

Образ Германна

Ф.М. Достоевский, писатель середины 19 в., говорил: “Мы пигмеи перед Пушкиным, нет уж между нами такого гения! Что за красота, что за сила в его фантазии! Недавно перечитал я его “Пиковую даму”. Вот фантазия! Тонким анализом проследил он все движения Германна, все его мучения, все его надежды и, наконец, страшное, внезапное поражение”.

Давайте и мы попробуем проанализировать образ Германна и постараемся понять, почему так закончилась его судьба.

Таблица 1. Характер Германна (домашнее задание). Приложение 5

Какие выводы можно сделать на основе таблицы?

(Поведение Германна полностью противоположно его душевному состоянию. Он скрепил свои чувства и эмоции строгими рамками правильного, по его мнению, поведения. Внешняя оболочка Германна не сможет долго сдерживать те бушующие внутренние силы, которые он пытается усмирить. Не давая выхода эмоциям, Германн приближает трагедию несоответствий, которая неизбежно разразится.)

Зачем Германну деньги?

(“...убеждён в необходимости упрочить свою независимость”, с помощью денег он хочет добиться “покоя и независимости”. Это путь наверх, средство выдвижения из неизвестности. А это свидетельствует о гордыне.)

Какова цель жизни Германна?

(“покой и независимость”)

Гордыня - непомерная гордость, заносчивость, высокомерие, эгоизм. В православии гордыня является одной из восьми греховных страстей.

Справедливы ли притязания Германна на богатство?

(Германн остро чувствует свою социальную ущербность и вместе с тем внутренне превосходство над беспечными прожигателями жизни из среды аристократической молодёжи.)

Каким образом Германн может разбогатеть?

Таблица 2. Пути приобретения богатства (домашнее задание). Приложение 5

Какой путь труднее?

Какой путь кажется Германну наиболее перспективным?

С чем играет Германн в своей жизни?

(с судьбой)

Интересен вопрос: почему Пушкин сделал своего героя немцем? Писатель чувствовал первые шаги той болезни, которая только стала проникать в Россию в начале 19 в., но ею уже живёт Европа – жажда сиюминутного обогащения, власть денег в мире, где происходит подмена одних ценностей другими. Тема “Пиковой дамы” - губительная сила “золотой лихорадки”.

Композиция повести

(Во второй главе Лизавета Ивановна спрашивает у Томского, является Нарумов инженером, т.к. уже неделю видит под окнами дома незнакомого инженера. Это был Германн.)

Один и тот же эпизод читатель видит с двух точек зрения – Лизаветы Ивановны и Германна. Героиня воспринимает Германна как возможного возлюбленного:

(“чёрные глаза его сверкали из-под шляпы”, Лизавета Ивановна, заметив Германна, “села в карету с трепетом неизъяснимым”.) В той же второй главе в размышлениях об анекдоте с тремя картами, выбирая, на каком пути он сможет добиться покоя и независимости, Германн подходит, сам того не замечая, к дому графини. И тогда Германн “затрепетал”. Возвратившись домой, он видит сон. Подобный приём писатели часто используют для выявления истинной сущности персонажей, их цели, интересов, будущего.

Какой сон видит Германн? Какова роль этого сна в сюжете?

Как пишет Пушкин, “неведомая сила, казалось, привлекала” Германна к дому графини. Когда герой увидел в окне Лизавету Ивановну, “эта минута решила его участь”.

Как вы это понимаете?

(Германн решил воспользоваться чувствами девушки, чтобы пробраться в дом графини.)

Так Германн преступает какой нравственный закон?

(Нельзя использовать чувства человека. Нельзя пользоваться человеком словно игрушкой. Это непорядочно, бесчестно.)

В этом смысле стоит обратить внимание на эпиграф ко второй главе. Какую роль он играет?

(Между любовью и деньгами Германн выбирает второе.)

Образ Лизаветы Ивановны

Для чего, с вашей точки зрения, в сюжет повести введён образ Лизаветы Ивановны?

(Так в повесть входит тема любви, и она сталкивается с мотивом денег, игры.)

В повести читатель видит два интерьера: старой графини и её воспитанницы. Сравните, чем они отличаются?

(В описании комнаты графини автор называет предметы её туалета: банка румян, коробка со шпильками, чепец с лентами и множество других вещей. Время отложило свой отпечаток на всём: полинялые штофные кресла и диваны, с сошедшей позолотой, веера и разные дамские игрушки, изобретённые в конце минувшего столетия. Обилие дамских безделушек свидетельствует о светской жизни, о стремлении следить за мной, заставить уважать себя. Интерьер раскрывает читателю сущность графини: с одной стороны – богатой светской дамы, с другой стороны – отживающей свой век гордой старухи.)

Образы графини и Лизаветы Ивановны сопоставлены в повести по принципу антитезы. Какой вывод можно сделать при сопоставлении этих образов?

(Сравнение интерьеров комнат героинь говорит о глубокой социальной пропасти между графиней и Лизаветой Ивановной: “Сколько раз, оставя тихонько скучную и пышную гостиную, она уходила плакать в бедной своей комнате...” Ширмы в комнате девушки оклеены обоями – в покоях графини стены обиты китайскими обоями; у Лизы крашеная кровать и сальная свеча – в покоях графини штофные диваны и кресла, золотая лампада.)

Таблица 3. Характер Лизаветы Ивановны (домашнее задание). Приложение 5

Что роднит образ Лизаветы Ивановны и Германна?

(Героев объединяет несоответствие амбиций и социального происхождения. Они понимают, что достойны лучшего существования, что имеют многое из того, что даёт человеку уважение и власть. Но подобные люди должны были самостоятельно пробивать себе дорогу в жизни. Но желание реализовать свои желания достичь успеха приводит героев к черте преступления морального закона. Германн использует чувства Лизаветы Ивановны, чтобы достичь богатства, которе, по его мнению, сделает его успешным в жизни, т. Е. он достигнет “покоя и независимости”, а Лизавета Ивановна приходит к пониманию, что она стала “слепой помощницей разбойника, убийцы её благодетельницы”.)

Образы Германна и Лизаветы Ивановны роднит тайна, мистика, страсть. Они живут мечтами, идеалами. Их обоих искушает другая, лучшая жизнь.

Какую роль при этом сыграл образ Петербурга, в котором происходят события повести?

(Петербург становится не раз героем в русской классике. Зачастую в этом городе происходят мистические события и трагедии. С образом Петербурга связан мотив сумасшествия.)

Если для Германа Лизавета Ивановна – путь в дом старой графини и способ приобретения богатства, то для Лизаветы Ивановны Германн тоже может стать способом обрести свободу, независимость и покой.

В эпилоге читатель узнаёт, что в доме Лизаветы Ивановны воспитывается бедная родственница. Как вы думаете, зачем Пушкин упоминает эту деталь?

Мотив игры.

Английский богослов и историк XVII в. Томас Фулер как-то заметил: “Тот, кто оставляет все на волю случая, превращает свою жизнь в лотерею”. И тогда жизнь напоминает игру в жизнь. А что такое игра?

Напишите ассоциативный ряд

(веселье, безмятежность, лотерея, выигрыш, проигрыш, случай...)

Выберите значимое из этого ряда.

Чтобы достичь богатства с помощью карточной игры, Германн включается в любовную игру. Он хочет сделаться любовником старой графини, он делает невинную девушку игрушкой в своих руках. И здесь речь не идёт о настоящем чувстве. А там, где нет настоящего чувства, нет настоящей жизни.

Идея вытесняет живую жизнь Германна? Как об это сказано в начале четвёртой главы?

Не случайны и образы, с которыми сравнивает Томский Германна – Мефистофель и Наполеон.

(Германн предлагает графине в обмен на тайну трёх карт взять её грех на свою душу. А это мотив Мефистофеля. Ведь именно дух тьмы искушает человека.)

Да и сама Лизавета Ивановна замечает сходство Германна с Наполеоном. В какой момент? Почему важно обратить внимание на эти детали?

В разговоре с Лизой о Германне Томский говорит, что “на его совести по крайней мере три злодейства”. Какие, на ваш взгляд?

(графиня, Лиза, сам Германн. Ведь он сам лишает себя настоящей жизни и в конце концов сходит с ума.)

Кульминация

Какой эпизод в повести можно назвать кульминацией?

(игра в доме Чекалинского)

Почему эту сцену можно назвать поединком? С кем или с чем был этот поединок?

С Чекалинским, старой графиней, с судьбой, с самим собой?

Честь и честолюбие.

В том же 1833 г., когда Пушкин написал повесть “Пиковая дама”, он создаёт поэму “Медный всадник”, в которой Евгений, герой произведения, “пришед домой”, долго размышлял.

О чём же думал он? О том,
Что был он беден, что трудом
Он должен был себе доставить
И независимость и честь...

Какое слово присутствует и в повести “Пиковая дама”? (независимость)

А вот слово честь отсутствует в “Пиковой даме”, зато есть слово “честолюбие”. (“он был скрытен и честолюбив”)

Честь (по словарю В.И. Даля) - внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть. Слайд 26

Честолюбие или амбиция (по словарю В.И. Даля) – чувство чести, самолюбие; самолюбие, спесь, чванство, требование внешних знаков уважения, почёта.

Подберите синонимы к слову честолюбие. (тщеславие, стремление к славе)

Какое желание мы называем тщетным? (напрасное)

В каком произведении Пушкина понятие чести становится ключевым и вынесено в эпиграф? (“Капитанская дочка”)

5. Финал

Число три становится ключевым в повести. Когда оно упоминается?

С помощью чего Германн хотел достигнуть “покоя и независимости”?

(расчёт, умеренность и трудолюбие)

Но герой отказывается от этих категорий и выбирает карты, удачу и преступает черту морали, начинает жить без чести. Он делает свой нравственный выбор. И в конце его ждала пиковая дама и наказание.

Почему Пушкин поменял первоначальное название “Холостой выстрел” на нынешнее?

(Образ пиковой дамы – это не только название карты в колоде, но и возмездие за отказ от нравственных категорий, от чести, за измену самому себе.

6. Итоги

О каких нравственных понятиях размышляет Пушкин в повести “Пиковая дама”?

Эта проблема вечна, ведь человека всегда ждёт искушение, каждому придётся рано или поздно сделать свой выбор.

7. Рефлексия.

Продолжите предложения:

1. Я понял (а), что...

2. Я не знал (а), что...

8. Домашнее задание

Мини-сочинения –

  • Что наша жизнь? Игра?
  • Игры, в которые не играют.
  • Кто Германн: виновник или жертва?

Анохина Юлия Викторовна.

Литература

8 класс.

Учебник литература в 2 х частях.

В.Я.Коровина

В.П.Журавлёв

В.И.Коровин

Москва «Просвещение» 2007

Базовый

Тема урока: Внеклассное чтение. А.С. Пушкин «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Система образов-персонажей в повести.

1 час.

Задачи урока:

Личностные

    совершенствование духовно- нравственных качеств, уважительного отношения к русской литературе;

    совершенствование умения решать познавательные задачи с помощью различных источников информации.

Метапредметные

    развивать умение понимать проблему, выдвигать гипотезу;

    развивать умение подбирать материал для аргументации собственной позиции, формулировать выводы;

    развивать умение работать с разными источниками информации.

Предметные

    развивать умение понимать связь литературных произведений с эпохой их написания, выявлять заложенные в произведении вневременные нравственные ценности и их современное звучание;

    развивать умение анализировать литературное произведение, определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров;

    развивать умение понимать и формулировать тему и идею произведения, нравственный пафос произведения;

    развивать умение характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

    закрепление умения определять элементы сюжета произведения, роль изобразительно-выразительных средств языка;

    закрепление умения понимать авторскую позицию и формулировать свою позицию по отношению к ней;

    закрепление навыка отвечать на вопросы по прочитанному тексту, вести диалог

    закрепление умения писать сочинение, связанное с проблематикой изученного произведения.

Ход урока

Чувства добрые я лирой пробуждал...
А С. Пушкин

1. Постановка гипотезы.

Недавно мы проанализировали роман А.С. Пушкина “Капитанская дочка”. О каких нравственных понятиях размышлял поэт с помощью сюжета произведения?

(честь, достоинство, верность в дружбе и любви, умение благодарить, великодушие)

Тема сегодняшнего урока – “Нравственные проблемы в повести А.С. Пушкина “Пиковая дама”. О каких моральных категориях размышляет автор в этом произведении? В чём перекликаются эти произведения.

2. Историческая основа повести “Пиковая дама”

Повесть “Пиковая дама” написана в 1833 г., т.е. на три года раньше, чем роман “Капитанская дочка”. Повесть имеет предысторию.

Предыстория повести “Пиковая дама” (рассказ ученика)

А) Курьёзный случай, ставший известным Пушкину, дал толчок к сюжетному замыслу “Пиковой дамы”. Поэт сообщил своему другу Нащокину, что главная завязка повести не вымышлена. Молодой князь Голицын рассказал ему, как однажды сильно проигрался в карты. Пришлось идти на поклон к бабушке Наталье Петровне Голицыной, особе надменной и властной (Пушкин был с нею знаком), и просить у неё денег. Денег она не дала. Зато благосклонно передала магический будто бы секрет трёх выигрывающих карт, сообщённый ей знаменитым в своё время графом Сен-Жерменом. Внук поставил на эти карты и отыгрался.

Что изменил Пушкин в истории, услышанной от князя Голицына? Каких новых персонажей ввёл? Почему у Пушкина, в отличие от анекдота Голицына, главный герой – не русский по происхождению, старуха и Германн – не родственники, зачем введён образ Лизы? Да и финал пушкинской повести совсем не походит на радужный конец карточного приключения Голицына – герой сходит с ума.

Б) Подготовленный ученик рассказывает о времени, кода была написана повесть (1833 г.) Приложение 1

Кто находится на престоле? Какова общественная атмосфера? Что интересует молодых людей того времени?

3. Карточные игры . Приложение 2

Рассказ подготовленного ученика о карточных играх, популярных в 30-е годы 19 века.

Карточные термины. Приложение 3

Словарная работа. Приложение 4

4. Анализ повести

Образ Германна

Ф.М. Достоевский, писатель середины 19 в., говорил: “Мы пигмеи перед Пушкиным, нет уж между нами такого гения! Что за красота, что за сила в его фантазии! Недавно перечитал я его “Пиковую даму”. Вот фантазия! Тонким анализом проследил он все движения Германна, все его мучения, все его надежды и, наконец, страшное, внезапное поражение”.

Давайте и мы попробуем проанализировать образ Германна и постараемся понять, почему так закончилась его судьба.

Таблица 1. Характер Германна (домашнее задание ). Приложение 5

Какие выводы можно сделать на основе таблицы?

(Поведение Германна полностью противоположно его душевному состоянию. Он скрепил свои чувства и эмоции строгими рамками правильного, по его мнению, поведения. Внешняя оболочка Германна не сможет долго сдерживать те бушующие внутренние силы, которые он пытается усмирить. Не давая выхода эмоциям, Германн приближает трагедию несоответствий, которая неизбежно разразится.)

Зачем Германну деньги?

(“...убеждён в необходимости упрочить свою независимость”, с помощью денег он хочет добиться “покоя и независимости”. Это путь наверх, средство выдвижения из неизвестности. А это свидетельствует о гордыне.)

Какова цель жизни Германна?

(“покой и независимость”)

Гордыня - непомерная гордость, заносчивость, высокомерие, эгоизм. В православии гордыня является одной из восьми греховных страстей.

Справедливы ли притязания Германна на богатство?

(Германн остро чувствует свою социальную ущербность и вместе с тем внутренне превосходство над беспечными прожигателями жизни из среды аристократической молодёжи.)

Каким образом Германн может разбогатеть?

Таблица 2. Пути приобретения богатства (домашнее задание). Приложение 5

Какой путь труднее?

Какой путь кажется Германну наиболее перспективным?

С чем играет Германн в своей жизни?

(с судьбой)

Интересен вопрос: почему Пушкин сделал своего героя немцем? Писатель чувствовал первые шаги той болезни, которая только стала проникать в Россию в начале 19 в., но ею уже живёт Европа – жажда сиюминутного обогащения, власть денег в мире, где происходит подмена одних ценностей другими. Тема “Пиковой дамы” - губительная сила “золотой лихорадки”.

Композиция повести

(Во второй главе Лизавета Ивановна спрашивает у Томского, является Нарумов инженером, т.к. уже неделю видит под окнами дома незнакомого инженера. Это был Германн.)

Один и тот же эпизод читатель видит с двух точек зрения – Лизаветы Ивановны и Германна. Героиня воспринимает Германна как возможного возлюбленного:

(“чёрные глаза его сверкали из-под шляпы”, Лизавета Ивановна, заметив Германна, “села в карету с трепетом неизъяснимым”.) В той же второй главе в размышлениях об анекдоте с тремя картами, выбирая, на каком пути он сможет добиться покоя и независимости, Германн подходит, сам того не замечая, к дому графини. И тогда Германн “затрепетал”. Возвратившись домой, он видит сон. Подобный приём писатели часто используют для выявления истинной сущности персонажей, их цели, интересов, будущего.

Какой сон видит Германн? Какова роль этого сна в сюжете?

Как пишет Пушкин, “неведомая сила, казалось, привлекала” Германна к дому графини. Когда герой увидел в окне Лизавету Ивановну, “эта минута решила его участь”.

Как вы это понимаете?

(Германн решил воспользоваться чувствами девушки, чтобы пробраться в дом графини.)

Так Германн преступает какой нравственный закон?

(Нельзя использовать чувства человека. Нельзя пользоваться человеком словно игрушкой. Это непорядочно, бесчестно.)

В этом смысле стоит обратить внимание на эпиграф ко второй главе. Какую роль он играет?

(Между любовью и деньгами Германн выбирает второе.)

Образ Лизаветы Ивановны

Для чего, с вашей точки зрения, в сюжет повести введён образ Лизаветы Ивановны?

(Так в повесть входит тема любви, и она сталкивается с мотивом денег, игры.)

В повести читатель видит два интерьера: старой графини и её воспитанницы. Сравните, чем они отличаются?

(В описании комнаты графини автор называет предметы её туалета: банка румян, коробка со шпильками, чепец с лентами и множество других вещей. Время отложило свой отпечаток на всём: полинялые штофные кресла и диваны, с сошедшей позолотой, веера и разные дамские игрушки, изобретённые в конце минувшего столетия. Обилие дамских безделушек свидетельствует о светской жизни, о стремлении следить за мной, заставить уважать себя. Интерьер раскрывает читателю сущность графини: с одной стороны – богатой светской дамы, с другой стороны – отживающей свой век гордой старухи.)

Образы графини и Лизаветы Ивановны сопоставлены в повести по принципу антитезы. Какой вывод можно сделать при сопоставлении этих образов?

(Сравнение интерьеров комнат героинь говорит о глубокой социальной пропасти между графиней и Лизаветой Ивановной: “Сколько раз, оставя тихонько скучную и пышную гостиную, она уходила плакать в бедной своей комнате...” Ширмы в комнате девушки оклеены обоями – в покоях графини стены обиты китайскими обоями; у Лизы крашеная кровать и сальная свеча – в покоях графини штофные диваны и кресла, золотая лампада.)

Таблица 3. Характер Лизаветы Ивановны (домашнее задание). Приложение 5

Что роднит образ Лизаветы Ивановны и Германна?

(Героев объединяет несоответствие амбиций и социального происхождения. Они понимают, что достойны лучшего существования, что имеют многое из того, что даёт человеку уважение и власть. Но подобные люди должны были самостоятельно пробивать себе дорогу в жизни. Но желание реализовать свои желания достичь успеха приводит героев к черте преступления морального закона. Германн использует чувства Лизаветы Ивановны, чтобы достичь богатства, которе, по его мнению, сделает его успешным в жизни, т. Е. он достигнет “покоя и независимости”, а Лизавета Ивановна приходит к пониманию, что она стала “слепой помощницей разбойника, убийцы её благодетельницы”.)

Образы Германна и Лизаветы Ивановны роднит тайна, мистика, страсть. Они живут мечтами, идеалами. Их обоих искушает другая, лучшая жизнь.

Какую роль при этом сыграл образ Петербурга, в котором происходят события повести?

(Петербург становится не раз героем в русской классике. Зачастую в этом городе происходят мистические события и трагедии. С образом Петербурга связан мотив сумасшествия.)

Если для Германа Лизавета Ивановна – путь в дом старой графини и способ приобретения богатства, то для Лизаветы Ивановны Германн тоже может стать способом обрести свободу, независимость и покой.

В эпилоге читатель узнаёт, что в доме Лизаветы Ивановны воспитывается бедная родственница. Как вы думаете, зачем Пушкин упоминает эту деталь?

Мотив игры.

Английский богослов и историк XVII в. Томас Фулер как-то заметил: “Тот, кто оставляет все на волю случая, превращает свою жизнь в лотерею”. И тогда жизнь напоминает игру в жизнь. А что такое игра?

Напишите ассоциативный ряд

(веселье, безмятежность, лотерея, выигрыш, проигрыш, случай...)

Выберите значимое из этого ряда.

Чтобы достичь богатства с помощью карточной игры, Германн включается в любовную игру. Он хочет сделаться любовником старой графини, он делает невинную девушку игрушкой в своих руках. И здесь речь не идёт о настоящем чувстве. А там, где нет настоящего чувства, нет настоящей жизни.

Идея вытесняет живую жизнь Германна? Как об это сказано в начале четвёртой главы?

Не случайны и образы, с которыми сравнивает Томский Германна – Мефистофель и Наполеон.

(Германн предлагает графине в обмен на тайну трёх карт взять её грех на свою душу. А это мотив Мефистофеля. Ведь именно дух тьмы искушает человека.)

Да и сама Лизавета Ивановна замечает сходство Германна с Наполеоном. В какой момент? Почему важно обратить внимание на эти детали?

В разговоре с Лизой о Германне Томский говорит, что “на его совести по крайней мере три злодейства”. Какие, на ваш взгляд?

(графиня, Лиза, сам Германн. Ведь он сам лишает себя настоящей жизни и в конце концов сходит с ума.)

Кульминация

Какой эпизод в повести можно назвать кульминацией?

(игра в доме Чекалинского)

Почему эту сцену можно назвать поединком? С кем или с чем был этот поединок?

С Чекалинским, старой графиней, с судьбой, с самим собой?

Честь и честолюбие.

В том же 1833 г., когда Пушкин написал повесть “Пиковая дама”, он создаёт поэму “Медный всадник”, в которой Евгений, герой произведения, “пришед домой”, долго размышлял.

О чём же думал он? О том,
Что был он беден, что трудом
Он должен был себе доставить
И независимость и честь...

Какое слово присутствует и в повести “Пиковая дама”? (независимость)

А вот слово честь отсутствует в “Пиковой даме”, зато есть слово “честолюбие”. (“он был скрытен и честолюбив”)

Честь (по словарю В.И. Даля) - внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть. Слайд 26

Честолюбие или амбиция (по словарю В.И. Даля) – чувство чести, самолюбие; самолюбие, спесь, чванство, требование внешних знаков уважения, почёта.

Подберите синонимы к слову честолюбие. (тщеславие, стремление к славе)

Какое желание мы называем тщетным? (напрасное)

В каком произведении Пушкина понятие чести становится ключевым и вынесено в эпиграф? (“Капитанская дочка”)

5. Финал

Число три становится ключевым в повести. Когда оно упоминается?

С помощью чего Германн хотел достигнуть “покоя и независимости”?

(расчёт, умеренность и трудолюбие)

Но герой отказывается от этих категорий и выбирает карты, удачу и преступает черту морали, начинает жить без чести. Он делает свой нравственный выбор. И в конце его ждала пиковая дама и наказание.

Почему Пушкин поменял первоначальное название “Холостой выстрел” на нынешнее?

(Образ пиковой дамы – это не только название карты в колоде, но и возмездие за отказ от нравственных категорий, от чести, за измену самому себе.

6. Итоги

О каких нравственных понятиях размышляет Пушкин в повести “Пиковая дама”?

Эта проблема вечна, ведь человека всегда ждёт искушение, каждому придётся рано или поздно сделать свой выбор.

7. Рефлексия.

Продолжите предложения:

1. Я понял (а), что...

2. Я не знал (а), что...

8. Домашнее задание

Мини-сочинения –

    Что наша жизнь? Игра?

    Игры, в которые не играют.

    Кто Германн: виновник или жертва?

ХОД УРОКА

Вступление-мотивация

Наш предыдущий урок был посвящён повести А. С. Пушкина «Пиковая Дама». Почему азартная карточная игра воспринималась как социальная модель? (Борьба двух противников: в карточной игре - это понтёр и банкомёт, а в жизни - это человек и судьба, случай, какой-либо неизвестный фактор. Играющий принимает решения, фактически не имея никакой информации о противнике. Таким образом, понтирующий играет не с другим человеком, а с подставной фигурой в руках судьбы. Мысль о судьбе, о случае, об удаче, о связи с ними личности обеспечивает выигрыш.)

Тема урока. «Человек и судьба» (по повести А. С. Пушкина «Пиковая Дама»). Задаём вопросы к теме, пробуем поставить центральный проблемный вопрос.

Выдвижение проблемы

Учащиеся задают вопросы к теме, ищут разницу между понятиями “вопрос” и “проблема”, определяют, какая проблема скрыта в теме урока-исследования. В результате небольшого обсуждения учащиеся выходят на формулирование проблемы: “От чего зависит жизнь человека?”

Анализ проблемы

Учащиеся читают проблемный вопрос и подчёркивают в нём те слова, которые помогут найти вариант решения проблемы (“от чего”, “зависит”, “жизнь”). Переход к выбору гипотез.

Выдвижение гипотез

Учащиеся выясняют, что такое гипотеза и на чём она должна базироваться. После предварительного обсуждения выдвигаются гипотезы. Учащиеся выбирают то предположение, которое считают вариантом решения выдвинутой проблемы.

Подтверждение или опровержение гипотез

Учащиеся работают над выдвинутыми гипотезами, обдумывают факты, подтверждающие их.

Публичное отстаивание и корректировка гипотез

Представляются собственные мнения, задаются вопросы, проводится корректировка.

Характер

Натура Германна противоречива; расчётливость и страстность одновременно присущи ему. С одной стороны, он, поставив целью своей жизни обогащение (“...деньги - вот чего алкала его душа), делает ставку на “расчёт, умеренность и трудолюбие” (“не касался процентов, жил одним жалованьем, не позволяя себе малейшей прихоти”); с другой стороны, “сильные страсти и огненное воображение” - это также черты его натуры (“В душе он игрок”), именно поэтому часами просиживает за карточным столом, наблюдая за игрой. Две неподвижные навязчивые идеи овладели им: желание обогащения и тайна трёх карт.

Своей цели Германн готов достичь любыми средствами. Недаром Томский говорит о нём: “У него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля”. Случайно узнав о тайне трёх карт, он решает любыми способами выяснить её у графини, обманывая Лизавету Ивановну, проникает в спальню к старухе и становится причиной её смерти. Идя на похороны, он не испытывает раскаяния. Германн боится, “что мёртвая старуха могла иметь вредное влияние на его жизнь”.

Германн начинает карточную игру, потому что он всё рассчитал: “мистические тройка, семерка, туз” наверняка должны принести ему выигрыш. Но в последний момент, видимо, его подвела страстная сторона натуры - и он обдёрнулся.

Свободный выбор

Цель жизни Германна - обогащение. Герой стоит перед нравственным выбором: достичь цели он может “расчётом, умеренностью и трудолюбием” или крупным выигрышем в карты. Он выбирает быстрый и лёгкий путь - игру. Когда графиня раскрывает Германну тайну, она опять ставит героя перед выбором: он должен жениться на Лизе, он должен ставить одну из трёх карт раз в день, после выигрыша он должен никогда больше не играть в карты, то есть преодолеть свою страсть. Германн опять делает выбор в свою пользу: он не собирается выполнять условия графини, он думает о том, как ему распорядиться выигрышем.

Германн обдёрнулся, потому что выбрасывает людей из своей жизни, как заигранные карты, потому что ни разу не поступился своими интересами. Делая свой выбор, он развивает худшую сторону своей натуры, поэтому его сумасшествие - это следствие его выбора, развивающего его безнравственность.

Случай

Судьба - ход жизненных событий, не зависящих от человека. Случай - то, что появляется непредвиденно. Случай играет огромную роль в «Пиковой Даме» на идейном уровне. Случайностей с Германном происходит очень много: случайно он узнаёт о трёх картах, случайно он попадает к дому старухи, как бы случайно ему выпадает пиковая дама. Судьба испытывает главного героя, посылая ему случайности. Последняя случайность (пиковая дама вместо туза) становится закономерностью, так как это наказание за безнравственный выбор.

Характер, нравственный выбор и судьба человека оказываются взаимосвязанными. Что же является доминантой среди этих составляющих?

Доминантой является выбор человека.

Какую роль играет случай на композиционном и сюжетном уровне?

Случай лежит в основе композиции и сюжета.

Композиция

Карточная игра - как социальная модель. Борьба двух противников: понтёр-банкомёт, человек-случай.

Сюжет

Жизнь, мир развиваются по своим законам. Врываясь в жизнь, случай оживляет её, играет решающую роль для одного человека, но мир продолжает жить по своим правилам. Германн проигрывает и сходит с ума, а карточная игра спокойно продолжается; случай определяет сюжет.

Общий вывод

От чего же зависит жизнь человека в повести «Пиковая Дама»? На жизнь человека влияет его натура, нравственный выбор, судьба. Все они взаимосвязаны, но доминирующим всё же является выбор человека. “Образ жизни” способен “развить, усилить или задушить природные человеческие качества”.

Домашнее задание. Сопоставить поэму А. С. Пушкина «Медный Всадник» и «Невский проспект» Н. В. Гоголя.

Рефлексия (возможна в письменной форме).

Задумывались ли вы над тем, какую роль играет в жизни человека случай?

Как вы её решили для себя?

Удовлетворены ли вы ходом дискуссии, своим участием в ней?

««Пиковая дама» - это вызов интерпретаторам. Мало найдется произведений в русской литературе, которые окружала бы такая масса истолкований со столь разными подходами. Все главные мотивы объяснимы двумя разными способами... - и реалистическим, и фантастическим».1
С подобным высказыванием немецкого литературоведа Вольфа Шмида трудно не согласиться. Поэтика повести в целом действительно определяется основной бинарной оппозицией «реализм» - «фантастика». Но прочтение произведения только в рамках этой оппозиции позволяет затронуть лишь сказочно-мистический или социально-психологический пласты повести. Даже обращение к наполеоновской теме и сопоставление с «Преступлением и наказанием» не идет глубже нравственно-этического уровня содержания. А ведь «Пиковая дама» - это целая пушкинская «философия в красках слова», философия Случая и Судьбы, а иначе - философия самой жизни. Именно эта оппозиция «судьба» - «случай» дают нам возможность подняться до высшего метафизического понимания смысла повести.
Основная и «тайная» тема Судьбы начинается уже эпиграфом ко всей повести: «Пиковая дама означает тайную недоброжелательность (новейшая гадательная книга)»2. Гадательная книга – это книга, с помощью которой человек надеется заглянуть в свое будущее, угадать свою судьбу, а значит подчинить ее себе, завладеть ею. Тем самым, в таком эпиграфе просматривается и намек автора на предстоящий основной конфликт повести – конфликт между свободой человека и предначертанной ему свыше судьбой.
Борьба героя с роком – излюбленный сюжет древнегреческих трагедий, давно ставший в литературе мифологемой. Не случайно Германн сравнивается с Наполеоном (героем) и Мефистофелем (демоном, богоборцем). Но для Пушкина сюжет этот нов, интересен и актуален (от того-то и «новейшая гадательная книга»), потому что теперь этот «старый как мир» сюжет разыгрывается на новой для него русской почве.
Однако начинается повесть с совершенно иного мотива, с мотива покорности и верности своей судьбе.
«- Что ты сделал, Сурин? – спросил хозяин.
- Проиграл, по обыкновению. Надобно признаться, что я несчастлив: играю мирандолем, никогда не горячусь, ничем меня с толку не собьешь, а все проигрываюсь!
- И ты ни разу не соблазнился? Ни разу не поставил на руте?.. Твердость твоя для меня удивительна.»
Сурин упрямо и твердо не желает переменить свою несчастливую в игре судьбу. А для этого и нужно всего-то - чуть-чуть изменить себя, сыграть не так как всегда. Но нет, он до конца остается верен себе, своим привычкам и принципам. Что это – пассивная борьба с роком? Или что-то иное, более глубокое и сложное.
Сурин – загадка, его действия непонятны и удивительны для окружающих. С одной стороны, он как бы просто доверяет своей судьбе, терпеливо ждет от нее милости, своего счастливого Случая. А с другой – сводит к нулю возможность всякой случайности. И при этом остается самим собою, ничем не жертвуя, ни через чего не переступая и самое главное – не насилуя собственную природу.
На первый взгляд нежелание Германна участвовать в игре объясняется тем же мотивом – верностью себе самому и своим убеждениям: «…Я не в состоянии жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее». Но Сурин покорен своей несчастливой судьбе. Германн же, напротив, сам волен распоряжаться своей судьбой и ради этого готов жертвовать своими чувствами и страстями. И не играет не из простого упрямства или из своей расчетливости, как предполагает Томский, а как раз потому, что боится Случая. Он лишь наблюдает за игрой, хочет научиться обманывать случай, чтобы выигрыш был наверняка, чтобы он стал Судьбой, а не случайностью. «Овладеть случайностью – мечта Германна, - пишет Н.Я.Берковский. – Истребить случайность. Овладеть жизнью, умертвив жизнь. В случайности и бьется жизнь во всей своей свободе и неуследимости»3.
Но ведь и Сурин стремиться обмануть всякую случайность, однако его позиция «непротивления судьбе» так и остается странной и удивительной, тогда как «загадка» Германна легко разгадывается Томским: «Германн немец: он расчетлив, вот и все!». И хотя Томский слишком упрощает характер героя, но это «вот и все» вполне удовлетворяет слушателей, Германн становится им понятен и скучен.
Но вот случай помимо воли героя врывается в его жизнь. Он случайно (!) слышит анекдот о трех картах. И здесь интересна реакция слушателей на историю Томского:
«- Случай! – сказал один из гостей.
- Сказка! - заметил Германн.
- Может статься, порошковые карты? – подхватил третий».
Вряд ли сам Пушкин в замечание Германна «сказка» вкладывал лишь значение «выдумка», ведь следующая третья реплика несет в себе близкое отрицательное отношение к рассказанному анекдоту. «Сказка» - выдумка, «порошковые карты» – просто обман. Участники разговора уловили в словах Германна только это отрицание, отсюда у Пушкина и точный глагол «подхватил третий», подхватил мысль Германна и довел ее до логического конца: «выдумка» – «обман». Но сказка – если и обман, то обман волшебный. Сказка – это чудесный рассказ о том, как человек с помощью неких волшебных сил или благодаря своей природной удачливости и счастливой судьбе преодолевает различные препятствия, встречающиеся ему на пути. Как правило все эти сказочные препятствия возникают неожиданно и как бы случайно – «вдруг», «откуда ни возьмись». Поэтому сказочный герой – это герой, который овладел Случаем, который знает тайну счастливой судьбы. Именно поэтому и вырвалось это двусмысленное словцо «сказка» у Германна, что оно соответствует двойственной природе самого героя: внешней холодности и скептицизму с одной стороны и внутренней страстности и «огненному воображению» с другой.
Таким образом, перед нами две жизненные позиции, две философии, которые стоят за символическими репликами героев «Случай» и «Сказка»: 1. надежда на счастливый случай, способный изменить судьбу и 2. желание подчинить себе всякую случайность и тем самым полностью овладеть своей судьбой. (Третья реплика: «порошковые карты» - «обман», как и в случае с «загадкой» Германна, снова опровергается тем же Томским и потому так же теряет свою значимость и интересность). Однако сам Пушкин не разделяет ни ту, ни другую позицию, ибо все последующие события «Пиковой дамы» будут посвящены их развенчанию.
Вера в случай терпит поражение на примере судьбы Лизаветы Ивановны. На первый взгляд только случай и может помочь ей переменить свою участь «домашней мученицы». Тем более, что свой крест бедной воспитанницы знатной старухи она несет отнюдь не покорно, а «с нетерпением ожидая избавителя». Именно нетерпение заставляет ее поверить первому же подходящему случаю. А Пушкин специально подчеркивает случайное появление Германна в ее жизни. Описывая сцену у окошка он дважды использует наречия, характеризующие неожиданность происходящего: «однажды» и «нечаянно», а так же употребляет символичный глагол «случилось». Случай знакомит Лизу и Германна, случай же помогает назначить им ночное свидание: «Сегодня бал у ***ского посланника. Графиня там будет…Вот вам случай увидеть меня наедине».
Но случай жестоко обманывает героиню, открывая ей в Германне злодея, а не избавителя. А ведь настоящий избавитель и избранник был предопределен Лизавете Ивановне судьбой еще до встречи с Германном. Пушкин намекает на это в заключении, рассказывая нам, что Лиза вышла замуж за «очень любезного молодого человека», который является сыном бывшего управителя у старой графини. То есть ее избавитель всегда был рядом, только до поры до времени был неизвестен. Тем самым Пушкин учит нас доверять собственной судьбе и не торопить жизненные события. И кто знает, как наказала бы героиню за ее нетерпение Судьба, если бы она не успела раскаяться в своем доверии случайному поклоннику еще до рокового объяснения с ним: «С первого взгляда она удостоверилась в его отсутствии и благодарила судьбу за препятствие, помешавшее их свиданию». И здесь перед нами совершенно русское нравственное понимание смысла самого этого слова «Судьба», первое и древнейшее значение которого восходит к таким понятиям как «суд», «судилище», «расправа»4. Судьба – это прежде всего Суд Божий. «Не рок слепой, премудрая судьба», - так говорит народ о тех высших силах, которые управляют его жизнью. И принимая такое определение судьбы, человек признает себя полным ее хозяином, ибо только от нравственности и верности его собственных поступков зависит, чем обернется Суд Божий – счастьем или расправой.
Итак, надежда на счастливый случай оказалась иллюзорной и даже опасной. Но может быть тогда прав Германн в своем стремлении победить случайность?
Замечателен тот факт, что Пушкин выбирает героем своей повести не просто русского человека, а «обрусевшего немца». А это значит, что с одной стороны жизнь Германна зависит от Суда Божьего, то есть развивается по законам именно русской судьбы, но с другой стороны – его внутреннее восприятие собственной жизни не соответствует этим законам. Для него жизнь есть борьба и завоевание, а судьба – цепь роковых случайностей. Поэтому конечной целью такого существования является «покой и независимость»: покой как окончание борьбы и независимость от всякой случайности. Расчет собственно и есть умение предвидеть и избежать случайность. «Товарищи его редко имели случай посмеяться над его излишней бережливостью,» - это тоже говорит о его умении оградить себя от опасных случайностей. Даже поддавшись обаянию случайного рассказа Томского, он намерен «попробовать своего счастья» не иначе как по строгому плану: «Представиться ей, подбиться в ее милость, - пожалуй, сделаться ее любовником…» И только натолкнувшись в своих рассуждениях на возможность нелепой случайности «она может умереть через неделю, через два дня!», Германн отказывается от этой идеи. Уже овладев тайной трех карт, он жаждет все того же – «вынудить клад у очаровательной фортуны». (Фортуна – богиня случая; «вынудить» у нее клад – значит завладеть счастливым случаем и победить все неблагоприятные случайности).
Но несмотря на свою непокорность неожиданностям судьбы, Германн все время и помимо своей воли оказывается пленником случая. Во-первых, сам анекдот Томского, как мы уже отметили выше, есть ни что иное, как случай, ибо услышан Германном совершенно случайно, Томский мог и не рассказывать его в тот вечер. И хотя Германну удается преодолеть эту случайность благодаря своей рассудительности (отказывается от идеи «подбиться в милость» к старухе), но случай тут же снова его настигает: «Рассуждая таким образом, очутился он в одной из главных улиц Петербурга, перед домом старинной архитектуры», - то есть перед домом старой графини. И далее Германн уже полностью отдается воле случая, и именно от него зависит его участь: «Неведомая сила, казалось, привлекла его к нему. Он остановился и стал смотреть на окна. В одном увидел он черноволосую головку…Эта минута решила его участь». Случай позволяет проникнуть ему в дом графини (бал у ***ского посланника), случай дает возможность ему применить на деле тайну трех карт («Он стал думать об отставке и о путешествии. Он хотел в открытых игрецких домах Парижа вынудить клад у очаровательной фортуны. Случай избавил его от хлопот»), и, наконец, предательская случайность в игре («обдернулся» – случайно вынул из колоды не ту карту) ставит крест на всей его судьбе.
И кажется, что жизнь человеческая действительно «дар напрасный, дар случайный» и нет никаких высших разумных сил, управляющих ею, никакого провидения, а есть лишь цепь не предвиденных, внезапных, нечаянных обстоятельств. Есть лишь Случай и больше ничего. А ведь Германн было уже поверил в свою «сказку», и отдался он всецело «той минуте» именно потому, что ему показалось, что он сумел завладеть случаем, заставил его служить себе и превратил случайность в событийность. Он чувствовал, как таинственные силы помогают ему («неведомая сила» привлекала его к дому графини; привидение самой графини признается, что она пришла не по своей воле и что ей велено исполнить его просьбу). И это действительно придавало ему некоторую схожесть со сказочным героем, ведь графиня – не просто старуха, а «старая ведьма», и он приходит к «ведьме» за некой тайной, которая поможет ему разбогатеть, т.е. за колдовством. И этот сказочный герой, которому покровительствуют волшебные силы, который разгадал три счастливые карты (как три мудреные сказочные загадки), который бросил вызов самой судьбе; (сначала он всего лишь умоляет графиню о милости, потом пытается вырвать у нее тайну, угрожая пистолетом; наконец, узнав заветные три карты, сразу же нарушает условия, на которых они были ему раскрыты;;, и, наконец, уже в открытую собирается помериться с судьбой силой и вынудить клад у очаровательной фортуны), - и вдруг этот герой становится жертвой нелепой случайности, слепого рока. Как тут не сойти с ума.
Но вовсе не случайностью была ошибка Германна, а исполненным приговором Суда Божьего, где случай выступил «мощным, мгновенным орудием провидения». И вместе с Германном русская действительность вынесла приговор и западноевропейскому отношению к жизни, сочетающему в себе безверие, своеволие и одновременно мистицизм. Ведь Германн одновременно и мистик (верит в привидения, приметы, тайны и потусторонние силы), и богоборец (бросает вызов судьбе), и просто атеист. Последнее заложено как бы и в его профессии (инженер), а это значит – трезвый механистический взгляд на жизнь и природу (жизнь есть некий механизм, и стоит лишь завладеть тайной этого механизма, и он будет послушно работать для твоей пользы). Но прежде всего безверие Германна вытекает из его нравственной черствости, из отсутствия раскаяния в нем, из готовности переступить через любые моральные заветы и устои. Именно за это он и наказан по нравственным законам русской судьбы.
Итак, две жизненные философии «Случай» и «Сказка», заявленные в начале повести оказались ни чем иным, как обманом, «порошковыми картами» (еще одна возможность трактовки этой третьей реплики, которая как бы перечеркивает две предыдущие). Но Пушкин никогда не строит произведение на одном отрицании, он всегда дает свой положительный идеал. Но есть ли он в «Пиковой даме»? Несомненно. Он дан почти в первых строках повести – мы имеем в виду загадку Сурина, его стоическое отношение к судьбе, его доверие к ней и терпение в несчастьях, его нравственную твердость и верность самому себе. Идеал, данный лишь намеком, идеал, может быть, во многом новый и необычный как для самого Пушкина, так и для читателей, но идеал действительно русский, который находится в согласии с национальным понятием судьбы как Суда Божьего.

>Сочинения по произведению Пиковая дама

Судьба и случай

Повесть «Пиковая дама» была написана А. С. Пушкиным приблизительно в 1834 году. За несколько лет до этого от своего друга князя Голицына он услышал интересную историю о его бабушке, известной светской даме, которая сначала проиграла крупную сумму, играя в карты, но потом узнала какую-то секретную комбинацию, которая позволила ей отыграться. Этот мистический анекдот запал в душу писателю и с тех пор он непременно хотел написать об этом рассказ.

Читая произведения Пушкина, можно сделать вывод, что автор был довольно умным и осведомленным в разных областях человеком. Поэтому он не мог не знать, что под словом «судьба» или «везение» подразумевается недюжинный труд, проделанный конкретным человеком, чтобы добиться чего-то хорошего. Случай тоже многое решает, но, как правило, то, как сложится судьба, зависит от поведения и восприятия определенного человека. С главным героем данной повести судьба сыграла злую шутку.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то