Вкус батюшка отменная манера монолог о чем. Анализ монолога Фамусова("Горе от ума") "Вкус, батюшка, отменная манера:" По плану: Чем он вызван,Какие темы в нем затронуты,Какие взгляды героя выявляются,Какое психическое с

Меню статьи:

Павел Афанасьевич Фамусов. Портрет.

Чтобы нам правильно понять этот монолог, надо сначала понять, а кто есть сам этот Фамусов и какую роль он играет во всей комедии А.С. Грибоедова? Сам себя он характеризует следующим образом: что он де «бодр и свеж, и дожил до седин, Свободен, вдов, себе я господин…» И еще добавил «Монашеским известен поведеньем!..» Нельзя сказать, что прямо так и есть… Но, во всяком случае, он хотел бы таким представляться. Однако его дочь Софья о нём другого мнения: «Брюзглив, неугомонен, скор» Однако в обществе он принят и мнением его дорожат. А еще скорее, это он дорожит мнением общества. И причём, очень дорожит!

Будучи дворянином средней руки, он служит в каком-то неназванном казённом месте. Автор комедии намеренно не говорит о многих деталях, касающихся жизни его героев. Причина этому следующая: цель произведения показать общее состояние дворянской знати, от которой в то время зависели судьбы России. В лице Павла Афанасьевича писатель показал каждого представителя дворянства тех дней. И взят он был не с самого “верху” и не с самого “низу”, а как бы “посередине”. Вдовец, имеющий единственную дочь, воспитанием которой он себя не утруждал, доверивши ее няньке-француженке, ходил с одной заботой: лишь бы мнение было хорошее о нём И особенно “наверху”! Поэтому к делам у него было отношение такое: «Боюсь, сударь, я одного смертельно, чтоб множество не накоплялось их».

А к родственникам вот такое отношение: “Нет! я перед родней, где встретится, ползком; Сыщу её на дне морском. При мне служащие чужие очень редки; Все больше сестрины, свояченицы детки». И это считалось нормальным и правильным, и достохвальным.

Всё дело в том, что дочь Фамусова Софья, как ему кажется, девица на выданье. И папенька ее создает в доме своем такую атмосферу, что женихи стали виться вокруг Софьюшки, как мотыльки вокруг свечки… И вот одного «мотылька» Павлу Афанасьевичу рассудилось зацепить. Делает он это по своему выбору и исходя из своих интересов.

Ему нисколько не интересно, нужен ли такой жених единственной дочери или нет. И еще одно: тут же, несколько поодаль, находится совершенно неудобный и совершенно неподходящий для Павла Афанасьевича Чацкий. Вся сложность ситуации заключается в том, чтобы богатому полковнику, который не сегодня-завтра будет генералом, дать зеленый свет и полный профит, а бывшему другу детства одновременно мягко показать на дверь (так как, если это сделать грубо, то «мотыльки» вообще все разлетятся!) От этого горячего Чацкого всего можно ожидать.

Похвала Московскому дворянству

Начало речи Фамусова совершенно не удачно: верный себе, он начинает хвалить московское дворянство.

А что именно он выделяет в этой похвале? Передачу дворянской знатности из семьи в семью! А по какому принципу? По принципу обеспеченности.

Если ты имеешь достаточное количество работников, которые работают на тебя – вернее, вместо тебя – то ты и достоин продолжить дворянский род… Независимо от всех других твоих достоинств, точнее, недостатков…

Московское гостеприимство

Чтобы подвигнуть Скалозуба к сватовству, Фамусов делает ловкий ход: он убирает всех возможных и не возможных соперников одним ударом, говоря о московском гостеприимстве, где дверь открыта для всех. На самом деле, чтобы попасть в какой-то знатный дом, так и не думай, но ведь надо как-то оправдать перед Скалозубом пребывание здесь этого щеголеватого юноши, который при известных обстоятельствах может бесспорно занять место жениха в богатом доме.

Московские девицы предпочтительнее всех остальных!

Тем временем Фамусов, увлекшись угождением обоим собеседникам, далеко ушел от цели своего путешествия по человеческим душам и их страстям.

Здесь называются известные, как видно, имена!:

Представьте сами, как слушать было современнику Грибоедова о себе или даме, о которой знали, что она любому даст отпор! Тут поистине не знаешь, плакать или смеяться.



Чтоб окончательно завоевать вояку Скалозуба, он велит московским дамам командовать перед фрунтом…

Гимн Москве

Устав под конец от своего хитроумного лавирования, Фамусов разражается заключительным аккордом, который превращает его вдохновенную речь в гимн Москве!

Перед тем, как начать свою двойственную речь, страстный почитатель столицы и всего столичного, Павел Афанасьевич уже начинал восхищаться Москвой.

Теперь же, чтобы поставить жирную точку в этом деле лукавого заманивания одного жениха и решительного непризнания другого, он опускает свой молоток, на непререкаемый авторитет Столицы!

Фамусов.21 век

Когда говорят о ком-то, что он, как живой, то это в любом случае означает, что он либо никогда не жил, либо умер. А об этом замечательном персонаже грибоедовской комедии можно сказать, что он не только живой, но и умирать, похоже, не собирается. Фамусов означает человека, который ищет повод быть известным. “Грех не беда, молва нехороша.” Это не его слова. Но это о нём. Именно молва и суть его души – это одно слово! От начала комедии и до самого конца его заботит только мнение людское. Причём богатых в веке сём!

“Ах! Боже мой! что станет говорить
Княгиня Марья Алексевна!” – это не поверхностное переживание, это, господа, вся внутренность его вопит!

Это есть самая большая движущая сила и самый скрытый мотив всех человеческих поступков на земле. Что обо мне люди скажут?..” Вкусы, манеры, законы.

Эти ценности кроются не в воздухе, который нас окружает, а внутри человеческого сердца («famоus»(англ.) знаменитый, известный, пресловутый).

Если бы по всей земле у всех людей была одна фамилия, происходящая от этого слова, то паспортные службы всех стран просто бы сломали себе голову от такой неразберихи… Поэтому фамилии у нас разные! Но они подчас не отражают суть и цель жизни каждого из нас. И недаром Александр Грибоедов с самого начала этого вдохновенного монолога вкладывает в уста Фамусова слова о создании семьи. И это первый закон для тех, с кого начинается всякое общество: муж и жена.

Этот закон настолько буквален, что даже приводится статистика, необходимая для вступления в брак.

«Будь плохинький, да если наберется душ тысячки две родовых тот и жених».

Всё просто! Посчитай, сколько у тебя “родовых”, и узнаешь, подходишь ты или нет. Ну, а если ты хоть прытче будь, надутый всяким чванством, Пускай себе разумником слыви, А в се́мью не включат…” Вот так! «На нас не подиви. Ведь только здесь еще и дорожат дворянством».

Хотелось бы ненадолго задержаться на литературной особенности слога писателя. Заверение Фамусова “На нас не подиви” означает не что иное, как то, что его удивить невозможно. Ни его, ни круг людей, которых он здесь представляет и защищает. Дело в том, что во времена Грибоедова, равно как и в наше время человек не боялся играть словом – и в литературных целях, и хотя бы из желания показаться оригинальным. Но в данном случае автор рискует оказаться быть вообще непонятым! Он дошел, так сказать, до границы, которую уже переступать нельзя… И не переступил! Совершив такой словесный кульбит Грибоедов изловчился остаться в рамках стиля, слога и смысла комедии. И надо сказать, что он делал это не раз на протяжении всего произведения своего. Так, например, недалекому Скалозубу, он даёт возможность сказать необычное слово “ирритация”, но не дает ему возможности казаться изысканным, оставляя его тем не менее, глупцом.

А, может быть, такие слова были в ходу тогда у таких людей?.. И, может быть, они вовсе и не были тогда признаком изысканности, а как раз наоборот? Как я сегодня бы сказал: актуальное событие», что, несомненно, должно было бы значить, что оно, это событие, важное. Но если то же самое слово применить, например, к гусю, который тоже может быть очень важным, то станет ли он от этого действительно актуальным?

Но Скалозуб Скалозубом, а нас сегодня интересует совсем другая личность, фамилия которой происходит от слова молва, известность, популярность. Наш досточтимый герой не останавливается на первом законе, законе создания семьи, как единственном. Он выводит на свет второй по значению закон: закон гостеприимства. Именно так этот закон не звучит. Нет закона под таким названием. Но вдохновенная фамусовская речь придает ему такое значение, которое имеет основная человеческая вера, вера в гуманизм!

Вообще проблему сосредоточенности на себе, которую писатель сконцентрировал в Фамусове, надо искать не в нём одном, а в глубинах человеческой души вообще! И, таким образом, перед нами вовсе даже и не комедия, а как раз даже самая настоящая трагедия… Во всех этих захватывающих событиях кто больше всего интересует Фамусова? Да кто! Так он же сам и есть! А ты меня решилась уморить? Моя судьба еще ли не плачевна? Эти слова направлены не только к дочери, а ко всему окружающему миру… Что есть скучнее жизни для себя?!.. И сколько же людей это понимают?.. Мы ходим вокруг себя, как вокруг неприступной горы! И если даже и сделаем что-либо хорошее, так это только для того, чтобы продолжать это хождение. С каждым поколением фамусовщина захватывает человеческое сердце всё сильнее! Да это ли одно проблема?

Широта русской души удивительнейшим образом соседствует с беспробудным эгоизмом! Может быть, иностранным гостям есть исключение, как в нашей речи говорится? Да, есть!.. Для того, чтобы еще больше утвердиться в своем эгоизме! А.С. Грибоедову удалось в своём герое показать все тонкости и хитросплетения русского эгоизма. И особенно ярко в данном монологе! А может ли себялюбие носить чисто национальный характер? Да! Этим Фамусовым в определенных ситуациях может быть любой человек.

Вопрос:

Анализ монолога Фамусова("Горе от ума") "Вкус, батюшка, отменная манера:" По плану: Чем он вызван,Какие темы в нем затронуты,Какие взгляды героя выявляются,Какое психическое с остояние персонажа в данный момент,С какой целью ввел драматург этот монолог?

Ответы:

Ф а м у с о в Вкус, батюшка, отменная манера, На всё свои законы есть: Вот, например, у нас уж исстари ведется, Что по отцу и сыну честь; Будь плохенький, да если наберется Душ тысячки две родовых, - Тот и жених. . . Решительно скажу: едва Другая сыщется столица, как Москва. Исходя из ошибочного тезиса: «„Горе от ума“ - сатира, а не комедия» , В. Г. Белинский писал, оценивая этот монолог: «Фамусов распространяется о Москве монологом в 54 стиха, где, местами очень оригинально высказывая самого себя, местами делает, за Чацкого, выходки против общества, какие могли бы прийти в голову только Чацкому» (III, 476). Отчасти эта оценка обусловлена сценической практикой того времени, когда монологи «декламировались» с соответствующим нажимом в тех местах, которые могли вызвать смех зрителей. Однако и причудливая смена тем в монологе Фамусова, обозревающего все слои московской знати, и комическая двусмысленность его похвал - все находится в тесной связи с той драматической ситуацией, в которой этот монолог произносится. Главная цель у Фамусова - навести Скалозуба на мысль о женитьбе, но здесь же в комнате присутствует Чацкий (он находится несколько поодаль и потому Фамусов не спешит его представлять Скалозубу) ; Чацкий все слышит, в любую минуту может вмешаться в разговор, да и Скалозуб заметил, конечно, незнакомого молодого человека. Фамусову каким-то обиняком необходимо дать понять, что этот гость случайный и полковнику не соперник. Впрочем, начинает свою речь Фамусов не вполне удачно: верный себе, он хвалит московское родовое дворянство. Смысл в этом, конечно, есть: тем самым Скалозубу дается понять, что Фамусовы в Москве не последние люди. Однако, произнеся: «по отцу и сыну честь» , Фамусов спохватывается, вспомнив, что его собеседник вовсе не может похвастаться предками, и тотчас оговаривается, что главное - не знатность, а богатство. Ему досадно, что с языка его сорвалось слово «плохенький» (оно не случайно, конечно, сорвалось: как ни лебезит Фамусов перед Скалозубом, о себе он лучшего мнения!) , - и Фамусов меняет тему, нападает на «разумников» , которых «в семью не включат» , почти кивая на Чацкого. Тут надо как-то объяснить, почему же в дом, где имеется невеста, вхож этот молодой человек, и Фамусов ссылается на известное московское гостеприимство. Здесь, однако, его подстерегает новая опасность: он задел «разумников» и Чацкий может вступить в разговор и испортить все дело, - так рождается комплимент «юношам» . Но оставить эту похвалу без напоминания об «отцах отечества» Фамусов просто не может; правда, говорит он сейчас о них тоже с оглядкой на Чацкого - только бы он молчал! - в памяти еще свежа «карбонар­ская речь» Чацкого о Максиме Петровиче, и Фамусов дает Чацкому отступное: «об правительстве иной раз так толкуют, Что если б кто подслушал их.. . беда! » - но тут он спохватывается, что беда, если Скалозуб что-нибудь заключит из его слов, и сводит эту тему на нет: «поспорят, пошумят и разойдутся» , заодно - для Чацкого прежде всего - подчеркивая их значимость и необходимость («без них не обойдется дело») . Между тем Фамусов - в хитрых своих намеках - далеко ушел от основной темы, и он форсирует ее, вспоминая дам и произнося похвалу им в скалозубовских выражениях («Скомандовать велите перед фрунтом!») , а здесь уж недалеко и до дочек, ведь московским (именно московским!) девицам даже прусский король «дивился не путем» (то есть необычайно) , - это козырный ход под Скалозуба, для которого прусская школа - лучшая в воинском деле

Похожие вопросы

Меню статьи:

Павел Афанасьевич Фамусов. Портрет.

Чтобы нам правильно понять этот монолог, надо сначала понять, а кто есть сам этот Фамусов и какую роль он играет во всей комедии А.С. Грибоедова? Сам себя он характеризует следующим образом: что он де «бодр и свеж, и дожил до седин, Свободен, вдов, себе я господин…» И еще добавил «Монашеским известен поведеньем!..» Нельзя сказать, что прямо так и есть… Но, во всяком случае, он хотел бы таким представляться. Однако его дочь Софья о нём другого мнения: «Брюзглив, неугомонен, скор» Однако в обществе он принят и мнением его дорожат. А еще скорее, это он дорожит мнением общества. И причём, очень дорожит!

Будучи дворянином средней руки, он служит в каком-то неназванном казённом месте. Автор комедии намеренно не говорит о многих деталях, касающихся жизни его героев. Причина этому следующая: цель произведения показать общее состояние дворянской знати, от которой в то время зависели судьбы России. В лице Павла Афанасьевича писатель показал каждого представителя дворянства тех дней. И взят он был не с самого “верху” и не с самого “низу”, а как бы “посередине”. Вдовец, имеющий единственную дочь, воспитанием которой он себя не утруждал, доверивши ее няньке-француженке, ходил с одной заботой: лишь бы мнение было хорошее о нём И особенно “наверху”! Поэтому к делам у него было отношение такое: «Боюсь, сударь, я одного смертельно, чтоб множество не накоплялось их».

А к родственникам вот такое отношение: “Нет! я перед родней, где встретится, ползком; Сыщу её на дне морском. При мне служащие чужие очень редки; Все больше сестрины, свояченицы детки». И это считалось нормальным и правильным, и достохвальным.

Всё дело в том, что дочь Фамусова Софья, как ему кажется, девица на выданье. И папенька ее создает в доме своем такую атмосферу, что женихи стали виться вокруг Софьюшки, как мотыльки вокруг свечки… И вот одного «мотылька» Павлу Афанасьевичу рассудилось зацепить. Делает он это по своему выбору и исходя из своих интересов.

Ему нисколько не интересно, нужен ли такой жених единственной дочери или нет. И еще одно: тут же, несколько поодаль, находится совершенно неудобный и совершенно неподходящий для Павла Афанасьевича Чацкий. Вся сложность ситуации заключается в том, чтобы богатому полковнику, который не сегодня-завтра будет генералом, дать зеленый свет и полный профит, а бывшему другу детства одновременно мягко показать на дверь (так как, если это сделать грубо, то «мотыльки» вообще все разлетятся!) От этого горячего Чацкого всего можно ожидать.

Похвала Московскому дворянству

Начало речи Фамусова совершенно не удачно: верный себе, он начинает хвалить московское дворянство.

А что именно он выделяет в этой похвале? Передачу дворянской знатности из семьи в семью! А по какому принципу? По принципу обеспеченности.

Если ты имеешь достаточное количество работников, которые работают на тебя – вернее, вместо тебя – то ты и достоин продолжить дворянский род… Независимо от всех других твоих достоинств, точнее, недостатков…

Московское гостеприимство

Чтобы подвигнуть Скалозуба к сватовству, Фамусов делает ловкий ход: он убирает всех возможных и не возможных соперников одним ударом, говоря о московском гостеприимстве, где дверь открыта для всех. На самом деле, чтобы попасть в какой-то знатный дом, так и не думай, но ведь надо как-то оправдать перед Скалозубом пребывание здесь этого щеголеватого юноши, который при известных обстоятельствах может бесспорно занять место жениха в богатом доме.

Московские девицы предпочтительнее всех остальных!

Тем временем Фамусов, увлекшись угождением обоим собеседникам, далеко ушел от цели своего путешествия по человеческим душам и их страстям.

Здесь называются известные, как видно, имена!:

Представьте сами, как слушать было современнику Грибоедова о себе или даме, о которой знали, что она любому даст отпор! Тут поистине не знаешь, плакать или смеяться.

Чтоб окончательно завоевать вояку Скалозуба, он велит московским дамам командовать перед фрунтом…

Гимн Москве

Устав под конец от своего хитроумного лавирования, Фамусов разражается заключительным аккордом, который превращает его вдохновенную речь в гимн Москве!

Перед тем, как начать свою двойственную речь, страстный почитатель столицы и всего столичного, Павел Афанасьевич уже начинал восхищаться Москвой.

Теперь же, чтобы поставить жирную точку в этом деле лукавого заманивания одного жениха и решительного непризнания другого, он опускает свой молоток, на непререкаемый авторитет Столицы!

Фамусов.21 век

Когда говорят о ком-то, что он, как живой, то это в любом случае означает, что он либо никогда не жил, либо умер. А об этом замечательном персонаже грибоедовской комедии можно сказать, что он не только живой, но и умирать, похоже, не собирается. Фамусов означает человека, который ищет повод быть известным. “Грех не беда, молва нехороша.” Это не его слова. Но это о нём. Именно молва и суть его души – это одно слово! От начала комедии и до самого конца его заботит только мнение людское. Причём богатых в веке сём!

“Ах! Боже мой! что станет говорить
Княгиня Марья Алексевна!” – это не поверхностное переживание, это, господа, вся внутренность его вопит!

Это есть самая большая движущая сила и самый скрытый мотив всех человеческих поступков на земле. Что обо мне люди скажут?..” Вкусы, манеры, законы.

Эти ценности кроются не в воздухе, который нас окружает, а внутри человеческого сердца («famоus»(англ.) знаменитый, известный, пресловутый).

Если бы по всей земле у всех людей была одна фамилия, происходящая от этого слова, то паспортные службы всех стран просто бы сломали себе голову от такой неразберихи… Поэтому фамилии у нас разные! Но они подчас не отражают суть и цель жизни каждого из нас. И недаром Александр Грибоедов с самого начала этого вдохновенного монолога вкладывает в уста Фамусова слова о создании семьи. И это первый закон для тех, с кого начинается всякое общество: муж и жена.

Этот закон настолько буквален, что даже приводится статистика, необходимая для вступления в брак.

«Будь плохинький, да если наберется душ тысячки две родовых тот и жених».

Всё просто! Посчитай, сколько у тебя “родовых”, и узнаешь, подходишь ты или нет. Ну, а если ты хоть прытче будь, надутый всяким чванством, Пускай себе разумником слыви, А в се́мью не включат…” Вот так! «На нас не подиви. Ведь только здесь еще и дорожат дворянством».

Хотелось бы ненадолго задержаться на литературной особенности слога писателя. Заверение Фамусова “На нас не подиви” означает не что иное, как то, что его удивить невозможно. Ни его, ни круг людей, которых он здесь представляет и защищает. Дело в том, что во времена Грибоедова, равно как и в наше время человек не боялся играть словом – и в литературных целях, и хотя бы из желания показаться оригинальным. Но в данном случае автор рискует оказаться быть вообще непонятым! Он дошел, так сказать, до границы, которую уже переступать нельзя… И не переступил! Совершив такой словесный кульбит Грибоедов изловчился остаться в рамках стиля, слога и смысла комедии. И надо сказать, что он делал это не раз на протяжении всего произведения своего. Так, например, недалекому Скалозубу, он даёт возможность сказать необычное слово “ирритация”, но не дает ему возможности казаться изысканным, оставляя его тем не менее, глупцом.

А, может быть, такие слова были в ходу тогда у таких людей?.. И, может быть, они вовсе и не были тогда признаком изысканности, а как раз наоборот? Как я сегодня бы сказал: актуальное событие», что, несомненно, должно было бы значить, что оно, это событие, важное. Но если то же самое слово применить, например, к гусю, который тоже может быть очень важным, то станет ли он от этого действительно актуальным?

Но Скалозуб Скалозубом, а нас сегодня интересует совсем другая личность, фамилия которой происходит от слова молва, известность, популярность. Наш досточтимый герой не останавливается на первом законе, законе создания семьи, как единственном. Он выводит на свет второй по значению закон: закон гостеприимства. Именно так этот закон не звучит. Нет закона под таким названием. Но вдохновенная фамусовская речь придает ему такое значение, которое имеет основная человеческая вера, вера в гуманизм!

Вообще проблему сосредоточенности на себе, которую писатель сконцентрировал в Фамусове, надо искать не в нём одном, а в глубинах человеческой души вообще! И, таким образом, перед нами вовсе даже и не комедия, а как раз даже самая настоящая трагедия… Во всех этих захватывающих событиях кто больше всего интересует Фамусова? Да кто! Так он же сам и есть! А ты меня решилась уморить? Моя судьба еще ли не плачевна? Эти слова направлены не только к дочери, а ко всему окружающему миру… Что есть скучнее жизни для себя?!.. И сколько же людей это понимают?.. Мы ходим вокруг себя, как вокруг неприступной горы! И если даже и сделаем что-либо хорошее, так это только для того, чтобы продолжать это хождение. С каждым поколением фамусовщина захватывает человеческое сердце всё сильнее! Да это ли одно проблема?

Широта русской души удивительнейшим образом соседствует с беспробудным эгоизмом! Может быть, иностранным гостям есть исключение, как в нашей речи говорится? Да, есть!.. Для того, чтобы еще больше утвердиться в своем эгоизме! А.С. Грибоедову удалось в своём герое показать все тонкости и хитросплетения русского эгоизма. И особенно ярко в данном монологе! А может ли себялюбие носить чисто национальный характер? Да! Этим Фамусовым в определенных ситуациях может быть любой человек.

Монолог Фамусова «Вкус, батюшка, отменная манера…» в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

5 (100%) 1 vote

Анализ монолога Фамусова("Горе от ума") "Вкус, батюшка, отменная манера:" По плану: Чем он вызван,Какие темы в нем затронуты,Какие взгляды героя выявляются,Какое психическое с остояние персонажа в данный момент,С какой целью ввел драматург этот монолог?

Ответы:

Ф а м у с о в Вкус, батюшка, отменная манера, На всё свои законы есть: Вот, например, у нас уж исстари ведется, Что по отцу и сыну честь; Будь плохенький, да если наберется Душ тысячки две родовых, - Тот и жених. . . Решительно скажу: едва Другая сыщется столица, как Москва. Исходя из ошибочного тезиса: «„Горе от ума“ - сатира, а не комедия» , В. Г. Белинский писал, оценивая этот монолог: «Фамусов распространяется о Москве монологом в 54 стиха, где, местами очень оригинально высказывая самого себя, местами делает, за Чацкого, выходки против общества, какие могли бы прийти в голову только Чацкому» (III, 476). Отчасти эта оценка обусловлена сценической практикой того времени, когда монологи «декламировались» с соответствующим нажимом в тех местах, которые могли вызвать смех зрителей. Однако и причудливая смена тем в монологе Фамусова, обозревающего все слои московской знати, и комическая двусмысленность его похвал - все находится в тесной связи с той драматической ситуацией, в которой этот монолог произносится. Главная цель у Фамусова - навести Скалозуба на мысль о женитьбе, но здесь же в комнате присутствует Чацкий (он находится несколько поодаль и потому Фамусов не спешит его представлять Скалозубу) ; Чацкий все слышит, в любую минуту может вмешаться в разговор, да и Скалозуб заметил, конечно, незнакомого молодого человека. Фамусову каким-то обиняком необходимо дать понять, что этот гость случайный и полковнику не соперник. Впрочем, начинает свою речь Фамусов не вполне удачно: верный себе, он хвалит московское родовое дворянство. Смысл в этом, конечно, есть: тем самым Скалозубу дается понять, что Фамусовы в Москве не последние люди. Однако, произнеся: «по отцу и сыну честь» , Фамусов спохватывается, вспомнив, что его собеседник вовсе не может похвастаться предками, и тотчас оговаривается, что главное - не знатность, а богатство. Ему досадно, что с языка его сорвалось слово «плохенький» (оно не случайно, конечно, сорвалось: как ни лебезит Фамусов перед Скалозубом, о себе он лучшего мнения!) , - и Фамусов меняет тему, нападает на «разумников» , которых «в семью не включат» , почти кивая на Чацкого. Тут надо как-то объяснить, почему же в дом, где имеется невеста, вхож этот молодой человек, и Фамусов ссылается на известное московское гостеприимство. Здесь, однако, его подстерегает новая опасность: он задел «разумников» и Чацкий может вступить в разговор и испортить все дело, - так рождается комплимент «юношам» . Но оставить эту похвалу без напоминания об «отцах отечества» Фамусов просто не может; правда, говорит он сейчас о них тоже с оглядкой на Чацкого - только бы он молчал! - в памяти еще свежа «карбонар­ская речь» Чацкого о Максиме Петровиче, и Фамусов дает Чацкому отступное: «об правительстве иной раз так толкуют, Что если б кто подслушал их.. . беда! » - но тут он спохватывается, что беда, если Скалозуб что-нибудь заключит из его слов, и сводит эту тему на нет: «поспорят, пошумят и разойдутся» , заодно - для Чацкого прежде всего - подчеркивая их значимость и необходимость («без них не обойдется дело») . Между тем Фамусов - в хитрых своих намеках - далеко ушел от основной темы, и он форсирует ее, вспоминая дам и произнося похвалу им в скалозубовских выражениях («Скомандовать велите перед фрунтом!») , а здесь уж недалеко и до дочек, ведь московским (именно московским!) девицам даже прусский король «дивился не путем» (то есть необычайно) , - это козырный ход под Скалозуба, для которого прусская школа - лучшая в воинском деле


Над «Горем от ума» А.С.Грибоедов работал в сложный период российской истории – при императоре Александре I. Пробуждающиеся в те годы либеральные мысли прогрессивной аристократии и интеллигенции неизбежно наталкивались на консерватизм старшего поколения.

Идеей пьесы стал конфликт разных эпох, которые Грибоедов отразил в образе Чацкого и Фамусова. Первый – прогрессивный представитель «века нынешнего», второй – типичный герой «века минувшего».

Взгляды поколений расходятся во многих аспектах жизни, у них разное отношение к браку, образованию, военному делу, крепостничеству и др. Когда Фамусов советует Чацкому пойти на службу, тот с вызовом парирует: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Молодой человек упрекает старших в лицемерии, чинопочитании и праздности. Ему претит мысль о раболепстве, он с горечью вопрошает:

Где, укажите нам, Отечества отцы,

Которых мы должны принять за образцы?

Столичный дворянин ставит в пример достойную, по его мнению, кандидатуру для подражания – собственного дядю Максима Петровича. Однако об упомянутом персонаже известно, что он любыми способами выслуживался перед высокими чинами, наступая на гордость, честь и достоинство.

Каждый из оппонентов уверен в правоте, поэтому горячо отстаивает свою позицию.

Грибоедов ввел в диалоги героев много риторических вопросов и восклицательных предложений. К примеру, знаменитый монолог прогрессивного Чацкого «А судьи кто?.. или рассуждения Фамусова «Вкус, батюшка, отменная манера…».

В знаменитом произведении автор показывает грезы молодежи о реорганизации общественной мысли и одновременно – сожаления старших о «золотом веке дворянства», к устоям которого тяготеет ленивое общество. В монологах главных действующих лиц Грибоедов наглядно показывает полярность их мнений на самые разные темы. Именно поэтому речи Чацкого и Фамусова самые долгие и содержательные, заставляющие задуматься.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-01-14

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Алинка Попс

Пожаловаться

вот фамусов

Краткий анализ монолога Фамусова «Петрушка, вечно ты с обновкой...» (действие второе, явление 1)
В этом монологе описывается привычный для Фамусова распорядок дел на неделю. Становится понятно, что служба «в казенном месте» практически не отнимает у Фамусова времени, то есть служит он без усердия, или сама его должность позволяет не прилагать к службе никаких усилий. В этом монологе показано, над чем Фамусов привык «философствовать», кого готов считать образцом для подражания (человека, который жил не для блага государства, а ради собственной выгоды).
Краткий анализ монолога Фамусова «Вот то-то, все вы гордецы!...» (действие второе, явление 2)
В этом монологе Фамусов рассказывает «поучительную» с его точки зрения историю его дяди Максима Петровича, который заслужил милость императрицы и нажил огромное состояние не усердной службой, а изображая шута при дворе. Для Фамусова дядя - человек, который всё может обернуть себе на пользу, из всего извлечь выгоду, не гнушаясь даже притворством и лестью. Фамусов советует Чацкому взять с Максима Петровича пример.
Краткий анализ монолога Фамусова «Вкус, батюшка, отменная манера...» (действие второе, явление 4)
В этом монологе разъясняются ценности фамусовского общества. Фамусову кажется само собой разумеющимся, что человека судят не по его заслугам, а по положению в обществе, по его роду («по отцу и сыну честь»). Его суждения необоснованны. Московских старичков он называет «канцлерами в отставке» по уму, хотя их собрания обычно ничем не заканчиваются («поспорят, пошумят и... разойдутся»). Московских девушек он называет патриотками, потому что они «к военным людям так и льнут». Из монолога Фамусова мы узнаём, что всем в Москве заправляют дамы.

Алинка Попс

Пожаловаться

а это чацкий

Краткий анализ монолога Чацкого «И точно, начал свет глупеть...» (действие второе, явление 2)
Монолог Чацкого является ответом на рассказ Фамусова о ловком придворном Максиме Петровиче. В своём монологе Чацкий сравнивает современную ему жизнь («век нынешний») и жизнь прошлого столетия («век минувший»). Чацкий поражён умением придворных прошлого века выслуживаться перед государями, льстить и раболепствовать. Он рад, что в современном обществе это выглядит дико. Но тот факт, что Фамусов приводит Максима Петровича в пример Чацкому, свидетельствует о том, что Москва во многом сохраняет атмосферу предыдущего столетия, века «покорности и страха».
Краткий анализ монолога Чацкого «А судьи кто?...» (действие второе, явление 5)
В этом, самом остром монологе Чацкого герой показывает, что современное ему общество следует ложным идеалам и восхищается ложными авторитетами. Он упрекает «отцов отечества» в том, что свои чины они получили не за верную службу, а по протекции друзей и родственников. Стоит кому-то из молодых пренебречь подобной карьерой и службой, увлечься науками, чтением, его сразу называют «опасным», сумасшедшим. Этот монолог - ответ на предыдущий монолог Фамусова. Также в этом монологе Чацкий осуждает крепостное право.
Краткий анализ монолога Чацкого «В той комнате незначащая встреча...» (действие третье, явление 22)
В этом монологе Чацкий обвиняет русских людей в том, что они в погоне за модой на всё французское забывают свою культуру. Любовь к Франции и французам Чацкий с горечью называет «рабским, слепым подражаньем». Европейская одежда кажется ему неестественной и глупой. Наконец, Чацкий призывает следить за чистотой русского языка, стараться использовать меньше иностранных слов. Проблема сохранения национальной самобытности является одной из тех немногих декабристских идей, которые в комедии высказывает Чацкий. Интересно, что любовь к истинно русскому укладу и неприязнь ко всему французскому высказывает в комедии и Фамусов.

Меню статьи:

Павел Афанасьевич Фамусов. Портрет.

Чтобы нам правильно понять этот монолог, надо сначала понять, а кто есть сам этот Фамусов и какую роль он играет во всей комедии А.С. Грибоедова? Сам себя он характеризует следующим образом: что он де «бодр и свеж, и дожил до седин, Свободен, вдов, себе я господин…» И еще добавил «Монашеским известен поведеньем!..» Нельзя сказать, что прямо так и есть… Но, во всяком случае, он хотел бы таким представляться. Однако его дочь Софья о нём другого мнения: «Брюзглив, неугомонен, скор» Однако в обществе он принят и мнением его дорожат. А еще скорее, это он дорожит мнением общества. И причём, очень дорожит!

Будучи дворянином средней руки, он служит в каком-то неназванном казённом месте. Автор комедии намеренно не говорит о многих деталях, касающихся жизни его героев. Причина этому следующая: цель произведения показать общее состояние дворянской знати, от которой в то время зависели судьбы России. В лице Павла Афанасьевича писатель показал каждого представителя дворянства тех дней. И взят он был не с самого “верху” и не с самого “низу”, а как бы “посередине”. Вдовец, имеющий единственную дочь, воспитанием которой он себя не утруждал, доверивши ее няньке-француженке, ходил с одной заботой: лишь бы мнение было хорошее о нём И особенно “наверху”! Поэтому к делам у него было отношение такое: «Боюсь, сударь, я одного смертельно, чтоб множество не накоплялось их».

А к родственникам вот такое отношение: “Нет! я перед родней, где встретится, ползком; Сыщу её на дне морском. При мне служащие чужие очень редки; Все больше сестрины, свояченицы детки». И это считалось нормальным и правильным, и достохвальным.

Всё дело в том, что дочь Фамусова Софья, как ему кажется, девица на выданье. И папенька ее создает в доме своем такую атмосферу, что женихи стали виться вокруг Софьюшки, как мотыльки вокруг свечки… И вот одного «мотылька» Павлу Афанасьевичу рассудилось зацепить. Делает он это по своему выбору и исходя из своих интересов.

Ему нисколько не интересно, нужен ли такой жених единственной дочери или нет. И еще одно: тут же, несколько поодаль, находится совершенно неудобный и совершенно неподходящий для Павла Афанасьевича Чацкий. Вся сложность ситуации заключается в том, чтобы богатому полковнику, который не сегодня-завтра будет генералом, дать зеленый свет и полный профит, а бывшему другу детства одновременно мягко показать на дверь (так как, если это сделать грубо, то «мотыльки» вообще все разлетятся!) От этого горячего Чацкого всего можно ожидать.

Похвала Московскому дворянству

Начало речи Фамусова совершенно не удачно: верный себе, он начинает хвалить московское дворянство.

А что именно он выделяет в этой похвале? Передачу дворянской знатности из семьи в семью! А по какому принципу? По принципу обеспеченности.

Если ты имеешь достаточное количество работников, которые работают на тебя – вернее, вместо тебя – то ты и достоин продолжить дворянский род… Независимо от всех других твоих достоинств, точнее, недостатков…

Московское гостеприимство

Чтобы подвигнуть Скалозуба к сватовству, Фамусов делает ловкий ход: он убирает всех возможных и не возможных соперников одним ударом, говоря о московском гостеприимстве, где дверь открыта для всех. На самом деле, чтобы попасть в какой-то знатный дом, так и не думай, но ведь надо как-то оправдать перед Скалозубом пребывание здесь этого щеголеватого юноши, который при известных обстоятельствах может бесспорно занять место жениха в богатом доме.

Московские девицы предпочтительнее всех остальных!

Тем временем Фамусов, увлекшись угождением обоим собеседникам, далеко ушел от цели своего путешествия по человеческим душам и их страстям.

Здесь называются известные, как видно, имена!:

Представьте сами, как слушать было современнику Грибоедова о себе или даме, о которой знали, что она любому даст отпор! Тут поистине не знаешь, плакать или смеяться.

Чтоб окончательно завоевать вояку Скалозуба, он велит московским дамам командовать перед фрунтом…

Гимн Москве

Устав под конец от своего хитроумного лавирования, Фамусов разражается заключительным аккордом, который превращает его вдохновенную речь в гимн Москве!

Перед тем, как начать свою двойственную речь, страстный почитатель столицы и всего столичного, Павел Афанасьевич уже начинал восхищаться Москвой.

Теперь же, чтобы поставить жирную точку в этом деле лукавого заманивания одного жениха и решительного непризнания другого, он опускает свой молоток, на непререкаемый авторитет Столицы!

Фамусов.21 век

Когда говорят о ком-то, что он, как живой, то это в любом случае означает, что он либо никогда не жил, либо умер. А об этом замечательном персонаже грибоедовской комедии можно сказать, что он не только живой, но и умирать, похоже, не собирается. Фамусов означает человека, который ищет повод быть известным. “Грех не беда, молва нехороша.” Это не его слова. Но это о нём. Именно молва и суть его души – это одно слово! От начала комедии и до самого конца его заботит только мнение людское. Причём богатых в веке сём!

“Ах! Боже мой! что станет говорить
Княгиня Марья Алексевна!” – это не поверхностное переживание, это, господа, вся внутренность его вопит!

Это есть самая большая движущая сила и самый скрытый мотив всех человеческих поступков на земле. Что обо мне люди скажут?..” Вкусы, манеры, законы.

Эти ценности кроются не в воздухе, который нас окружает, а внутри человеческого сердца («famоus»(англ.) знаменитый, известный, пресловутый).

Если бы по всей земле у всех людей была одна фамилия, происходящая от этого слова, то паспортные службы всех стран просто бы сломали себе голову от такой неразберихи… Поэтому фамилии у нас разные! Но они подчас не отражают суть и цель жизни каждого из нас. И недаром Александр Грибоедов с самого начала этого вдохновенного монолога вкладывает в уста Фамусова слова о создании семьи. И это первый закон для тех, с кого начинается всякое общество: муж и жена.

Этот закон настолько буквален, что даже приводится статистика, необходимая для вступления в брак.

«Будь плохинький, да если наберется душ тысячки две родовых тот и жених».

Всё просто! Посчитай, сколько у тебя “родовых”, и узнаешь, подходишь ты или нет. Ну, а если ты хоть прытче будь, надутый всяким чванством, Пускай себе разумником слыви, А в се́мью не включат…” Вот так! «На нас не подиви. Ведь только здесь еще и дорожат дворянством».

Хотелось бы ненадолго задержаться на литературной особенности слога писателя. Заверение Фамусова “На нас не подиви” означает не что иное, как то, что его удивить невозможно. Ни его, ни круг людей, которых он здесь представляет и защищает. Дело в том, что во времена Грибоедова, равно как и в наше время человек не боялся играть словом – и в литературных целях, и хотя бы из желания показаться оригинальным. Но в данном случае автор рискует оказаться быть вообще непонятым! Он дошел, так сказать, до границы, которую уже переступать нельзя… И не переступил! Совершив такой словесный кульбит Грибоедов изловчился остаться в рамках стиля, слога и смысла комедии. И надо сказать, что он делал это не раз на протяжении всего произведения своего. Так, например, недалекому Скалозубу, он даёт возможность сказать необычное слово “ирритация”, но не дает ему возможности казаться изысканным, оставляя его тем не менее, глупцом.

А, может быть, такие слова были в ходу тогда у таких людей?.. И, может быть, они вовсе и не были тогда признаком изысканности, а как раз наоборот? Как я сегодня бы сказал: актуальное событие», что, несомненно, должно было бы значить, что оно, это событие, важное. Но если то же самое слово применить, например, к гусю, который тоже может быть очень важным, то станет ли он от этого действительно актуальным?

Но Скалозуб Скалозубом, а нас сегодня интересует совсем другая личность, фамилия которой происходит от слова молва, известность, популярность. Наш досточтимый герой не останавливается на первом законе, законе создания семьи, как единственном. Он выводит на свет второй по значению закон: закон гостеприимства. Именно так этот закон не звучит. Нет закона под таким названием. Но вдохновенная фамусовская речь придает ему такое значение, которое имеет основная человеческая вера, вера в гуманизм!

Вообще проблему сосредоточенности на себе, которую писатель сконцентрировал в Фамусове, надо искать не в нём одном, а в глубинах человеческой души вообще! И, таким образом, перед нами вовсе даже и не комедия, а как раз даже самая настоящая трагедия… Во всех этих захватывающих событиях кто больше всего интересует Фамусова? Да кто! Так он же сам и есть! А ты меня решилась уморить? Моя судьба еще ли не плачевна? Эти слова направлены не только к дочери, а ко всему окружающему миру… Что есть скучнее жизни для себя?!.. И сколько же людей это понимают?.. Мы ходим вокруг себя, как вокруг неприступной горы! И если даже и сделаем что-либо хорошее, так это только для того, чтобы продолжать это хождение. С каждым поколением фамусовщина захватывает человеческое сердце всё сильнее! Да это ли одно проблема?

Широта русской души удивительнейшим образом соседствует с беспробудным эгоизмом! Может быть, иностранным гостям есть исключение, как в нашей речи говорится? Да, есть!.. Для того, чтобы еще больше утвердиться в своем эгоизме! А.С. Грибоедову удалось в своём герое показать все тонкости и хитросплетения русского эгоизма. И особенно ярко в данном монологе! А может ли себялюбие носить чисто национальный характер? Да! Этим Фамусовым в определенных ситуациях может быть любой человек.

Монолог Фамусова «Вкус, батюшка, отменная манера…» в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

5 (100%) 1 vote

Анализ монолога Фамусова("Горе от ума") "Вкус, батюшка, отменная манера:" По плану: Чем он вызван,Какие темы в нем затронуты,Какие взгляды героя выявляются,Какое психическое с остояние персонажа в данный момент,С какой целью ввел драматург этот монолог?

Ответы:

Ф а м у с о в Вкус, батюшка, отменная манера, На всё свои законы есть: Вот, например, у нас уж исстари ведется, Что по отцу и сыну честь; Будь плохенький, да если наберется Душ тысячки две родовых, - Тот и жених. . . Решительно скажу: едва Другая сыщется столица, как Москва. Исходя из ошибочного тезиса: «„Горе от ума“ - сатира, а не комедия» , В. Г. Белинский писал, оценивая этот монолог: «Фамусов распространяется о Москве монологом в 54 стиха, где, местами очень оригинально высказывая самого себя, местами делает, за Чацкого, выходки против общества, какие могли бы прийти в голову только Чацкому» (III, 476). Отчасти эта оценка обусловлена сценической практикой того времени, когда монологи «декламировались» с соответствующим нажимом в тех местах, которые могли вызвать смех зрителей. Однако и причудливая смена тем в монологе Фамусова, обозревающего все слои московской знати, и комическая двусмысленность его похвал - все находится в тесной связи с той драматической ситуацией, в которой этот монолог произносится. Главная цель у Фамусова - навести Скалозуба на мысль о женитьбе, но здесь же в комнате присутствует Чацкий (он находится несколько поодаль и потому Фамусов не спешит его представлять Скалозубу) ; Чацкий все слышит, в любую минуту может вмешаться в разговор, да и Скалозуб заметил, конечно, незнакомого молодого человека. Фамусову каким-то обиняком необходимо дать понять, что этот гость случайный и полковнику не соперник. Впрочем, начинает свою речь Фамусов не вполне удачно: верный себе, он хвалит московское родовое дворянство. Смысл в этом, конечно, есть: тем самым Скалозубу дается понять, что Фамусовы в Москве не последние люди. Однако, произнеся: «по отцу и сыну честь» , Фамусов спохватывается, вспомнив, что его собеседник вовсе не может похвастаться предками, и тотчас оговаривается, что главное - не знатность, а богатство. Ему досадно, что с языка его сорвалось слово «плохенький» (оно не случайно, конечно, сорвалось: как ни лебезит Фамусов перед Скалозубом, о себе он лучшего мнения!) , - и Фамусов меняет тему, нападает на «разумников» , которых «в семью не включат» , почти кивая на Чацкого. Тут надо как-то объяснить, почему же в дом, где имеется невеста, вхож этот молодой человек, и Фамусов ссылается на известное московское гостеприимство. Здесь, однако, его подстерегает новая опасность: он задел «разумников» и Чацкий может вступить в разговор и испортить все дело, - так рождается комплимент «юношам» . Но оставить эту похвалу без напоминания об «отцах отечества» Фамусов просто не может; правда, говорит он сейчас о них тоже с оглядкой на Чацкого - только бы он молчал! - в памяти еще свежа «карбонар­ская речь» Чацкого о Максиме Петровиче, и Фамусов дает Чацкому отступное: «об правительстве иной раз так толкуют, Что если б кто подслушал их.. . беда! » - но тут он спохватывается, что беда, если Скалозуб что-нибудь заключит из его слов, и сводит эту тему на нет: «поспорят, пошумят и разойдутся» , заодно - для Чацкого прежде всего - подчеркивая их значимость и необходимость («без них не обойдется дело») . Между тем Фамусов - в хитрых своих намеках - далеко ушел от основной темы, и он форсирует ее, вспоминая дам и произнося похвалу им в скалозубовских выражениях («Скомандовать велите перед фрунтом!») , а здесь уж недалеко и до дочек, ведь московским (именно московским!) девицам даже прусский король «дивился не путем» (то есть необычайно) , - это козырный ход под Скалозуба, для которого прусская школа - лучшая в воинском деле

Из пьесы А. С. Грибоедова. Также на этой страничке Вы найдете видео известной пьесы "Горе от ума". Приятного просмотра!

Фамусов, слуга.

Петрушка, вечно ты с обновкой,
С разодранным локтем. Достань-ка календарь;
Читай не так, как пономарь, *
А с чувством, с толком, с расстановкой.
Постой же. - На листе черкни на записном,
Противу будущей недели:
К Прасковье Федоровне в дом
Во вторник зван я на форели.
Куда как чуден создан свет!
Пофилософствуй - ум вскружится;
То бережешься, то обед:
Ешь три часа, а в три дни не сварится!
Отметь-ка, в тот же день... Нет, нет.
В четверг я зван на погребенье.
Ох, род людской! пришло в забвенье,
Что всякий сам туда же должен лезть,
В тот ларчик, где ни стать, ни сесть.
Но память по себе намерен кто оставить
Житьем похвальным, вот пример:
Покойник был почтенный камергер,
С ключом, и сыну ключ умел доставить;
Богат, и на богатой был женат;
Переженил детей, внучат;
Скончался; все о нем прискорбно поминают.
Кузьма Петрович! Мир ему! -
Что за тузы в Москве живут и умирают! -
Пиши: в четверг, одно уж к одному,
А может в пятницу, а может и в субботу,
Я должен у вдовы, у докторши, крестить.
Она не родила, но по расчету
По моему: должна родить...

Вот то-то, все вы гордецы!
Спросили бы, как делали отцы?
Учились бы, на старших глядя:
Мы, например, или покойник дядя,
Максим Петрович: он не то на серебре,
На золоте едал; сто человек к услугам;
Весь в орденах; езжал-то вечно цугом;
Век при дворе, да при каком дворе!
Тогда не то, что ныне,
При государыне служил Екатерине.
А в те поры все важны! в сорок пуд...
Раскланяйся - тупеем не кивнут.
Вельможа в случае - тем паче,
Не как другой, и пил и ел иначе.
А дядя! что твой князь? что граф?
Сурьезный взгляд, надменный нрав.
Когда же надо подслужиться,
И он сгибался вперегиб:
На куртаге ему случилось обступиться;
Упал, да так, что чуть затылка не пришиб;
Старик заохал, голос хрипкий;
Был высочайшею пожалован улыбкой;
Изволили смеяться; как же он?
Привстал, оправился, хотел отдать поклон,
Упал вдруго́рядь - уж нарочно, -
А хохот пуще, он и в третий так же точно.
А? как по вашему? по нашему - смышлен.
Упал он больно, встал здорово.
Зато, бывало, в вист кто чаще приглашен?
Кто слышит при дворе приветливое слово?
Максим Петрович! Кто пред всеми знал почет?
Максим Петрович! Шутка!
В чины выводит кто и пенсии дает?
Максим Петрович! Да! Вы, нынешние, - ну-тка!

Монолог Фамусова явление 2 действие 5 "Горе от ума"


Вкус, батюшка, отменная манера;
На все свои законы есть:
Вот, например, у нас уж исстари ведется,
Что по отцу и сыну честь:
Будь плохенький, да если наберется
Душ тысячки две родовых, -
Тот и жених.
Другой хоть прытче будь, надутый всяким чванством,
Пускай себе разумником слыви,
А в семью не включат. На нас не подиви.
Ведь только здесь еще и дорожат дворянством.
Да это ли одно? возьмите вы хлеб-соль:
Кто хочет к нам пожаловать, - изволь;
Дверь отперта для званных и незванных,
Особенно из иностранных;
Хоть честный человек, хоть нет,
Для нас равнехонько, про всех готов обед.
Возьмите вы от головы до пяток,
На всех московских есть особый отпечаток.
Извольте посмотреть на нашу молодежь,
На юношей - сынков и внучат.
Журим мы их, а если разберешь, -
В пятнадцать лет учителей научат!
А наши старички?? -Как их возьмет задор,
Засудят об делах, что слово - приговор, -
Ведь столбовые * все, в ус никого не дуют;
И об правительстве иной раз так толкуют,
Что если б кто подслушал их... беда!
Не то, чтоб новизны вводили, - никогда,
Спаси нас Боже! Нет. А придерутся
К тому, к сему, а чаще ни к чему,
Поспорят, пошумят, и... разойдутся.
Прямые канцлеры * в отставке - по уму!
Я вам скажу, знать, время не приспело,
Но что без них не обойдется дело. -
А дамы? - сунься кто, попробуй, овладей;
Судьи всему, везде, над ними нет судей;
За картами когда восстанут общим бунтом,
Дай Бог терпение, - ведь сам я был женат.
Скомандовать велите перед фрунтом!
Присутствовать пошлите их в Сенат!
Ирина Власьевна! Лукерья Алексевна!
Татьяна Юрьевна! Пульхерия Андревна!
А дочек кто видал, всяк голову повесь...
Его величество король был прусский здесь,
Дивился не путем московским он девицам,
Их благонравью, а не лицам;
И точно, можно ли воспитаннее быть!
Умеют же себя принарядить
Тафтицей, бархатцем и дымкой, *
Словечка в простоте не скажут, все с ужимкой;
Французские романсы вам поют
И верхние выводят нотки,
К военным людям так и льнут.
А потому, что патриотки.
Решительно скажу: едва
Другая сыщется столица, как Москва.

ГОРЕ ОТ УМА (Малый театр 1977 год) - видео




************************************

Говорит он всерьез, но мы его слова обращаем в шутку.
- Как со вторым дыханием? - посмеиваясь, спрашиваем мы друг друга. И он смеется вместе с нами.
Мы идем всю почь. Солнце, светившее лам в лицо, остается позади нас. При его правдивом свете мы видим друг друга. Лица осунулись, потемнели, потрескались губы, покраснели глаза...
Но вдруг па повороте, у самой околицы тихого села, мы видим прикрытый ветками легковой автомобиль. Это машина командира и комиссара. Полковника Алешина не видно, Ракитин стоит у дороги и отдает нам честь.
Он не тянется по-строевому, и на его усталом, добром лице бродит смущенная усмешка. Но все-таки по-другому никак ’нельзя истолковать его позу - он отдает нам честь. Весь полк идет мимо него, что должно продолжаться довольно долго, а он стоит, приложив руку к козырьку фуражки, и нет в полку человека, который не понимал бы, что это значит.
Полковпик встречает нас в самой деревне.
Он стоит посредине улицы, заложив одну руку за пояс,- ждет нас. В последние часы марша наша колонна сильно расстроилась. Мы идем не в рядах, а кучками и, только увидя полковника, начинаем оглядываться и па ходу перестраиваться.
Очень трудно понять выражение лица полковника. Он точно вглядывается в пас...
- Здорово, молодцы! - сказал он, когда мы, построившись в ряды, подтянувшись и делая даже попытку «дать ножку», проходим мимо него.- Заворачивайте-ка сюда, вторая рота! Тут для вас наварено-накухарено. В одном котле и ужин и завтрак сразу. Скорей идите, а то повар нервничает, беспокоится, что все перестоит!
Полковпик гостеприимным жестом показывает на ворота. Мы проходим мимо него, он внимательно оглядывает наши усталые ряды. Он прекрасно знает, что горячая пшца нужна пам, чтобы восстановить силы и прийти в себя после семпдесятиверстпого перехода. Отправив нас завтракать, оп снова глядит на дорогу, поджидает следующую, третью роту.
Дневка. Мы расположились на широком школьном дворе. Недавно здесь прошел дождь, спокойные лужи налиты доверху и полны синего неба и влажных облаков. По всему двору на траве спят люди. Одни раскинулся, другой свернулся, но над каждой дюжиной голов пирамидкой стоят винтовки. Мы спим по отделениям, по взводам и ротам, чтобы встать и снова идти па запад.
Спим до обеда, спим после обеда, спали бы дольше, по нужно продолжать поход. Идти сначала трудно, ноги стерты и перевязаны, но боль утихает, о пей не думается. Ноги разошлись. С гулкого асфальта свернули мы па мягкий проселок, который снова увел нас в лес. Это все еще Подмосковье. Здесь запрещено рубить деревья. Леса все гуще. Иногда лес расступается, и видны пашни, пересеченные реками.
...Опять садится солнце, который день идем мы за ним! Вот большое село, и видно, как из лесу по нескольким дорогам вступает в него наше войско...
Мы пересекаем улицу и движением своим задерживаем стадо. Громадные, пахнущие молоком коровы недовольно мычат. Мы помешали им дойти до фермы, резной конек которой виден сбоку. Молодые доярки в белом выносят нам утреннее молоко. Здесь нам дали отдохнуть подольше, и у нас есть время оглянуться. Среди изб поднялись два новых белых двухэтажных дома. Обочины дороги выложены дерном. Ясны стекла школы. Социалистическое изобилие в каждой мелочи, и во всем зрелая полнота невиданного, социалистического, уже развившегося строя жизни.
В 1928-1929 году я бывал в коммуне «Коминтерн» в приднепровских Таврических степях. Большой, заросший бурьяном пустырь па месте помещичьего дома был тогда еще не застроен, и под ногами хрустели угли пожарища восемнадцатого года. Эта коммуна была как рисунок талантливого ребенка. Рука неуверенна, перспектива спутана, но главные штрихи намечены были уже и тогда с гениальной верностью. Пять тысяч гектаров распахивала коммуна, строила похожие на ангары хлева, воздвигала силосные башни... Бедны были детский сад и ясли, но как чисты дерюжные подстилки в детских постельках!

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то