В корпусе бенуа русского музея показали неизвестный исаакий. Выставка «Искусство Великого Новгорода эпохи святителя Макария Русский музей корпус бенуа выставка новгородского искусства

В левой анфиладе залов Корпуса Бенуа Русский музей открыл выставку, которую можно рекомендовать как ценителям качественного искусства, так и тем, кого влекут малоизвестные страницы истории города. Она рассказывает о первоначальном замысле убранства Исаакиевского собора и дает возможность представить, каким оно могло быть, если бы проект осуществился.

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

В четырех залах около ста произведений. Это наброски, эскизы, картоны, а также живописные этюды Карла Брюллова, Федора Бруни и Петра Басина.

Русский музей хранит уникальную коллекцию подготовительных материалов к росписям Исаакия. Часть поступила в 1897 году из Эрмитажа, Александровского дворца в Царском Селе и Академии художеств. В 1920-е годы потомки Брюллова и Басина пополнили музейное собрание альбомами с набросками и рисунками.

- Выставка приурочена к 200-летию Исаакиевского собора , - рассказывает заместитель директора Русского музея Евгения Петрова. - Она не первая, но наш материал достоин, чтобы показать его отдельно. В ХIХ веке, когда готовились росписи для храмов, наброски и эскизы строго утверждались комиссией и императором. Последний этап подготовительных работ - картоны, произведения в графической технике, созданные в большом размере.

Материал специфический, его показывают редко. Многие из огромных картонов хранились на валах. Разворачивать их опасно: они выполнены углем, мелом, материал хрупкий, с ним надо аккуратно обращаться. Юбилей собора - повод, когда можно было рискнуть.

Удачная дизайнерская находка - наклонное, под углом, положение картонов - возникла не от хорошей жизни. Огромные произведения вертикально не поставить, они больше стены. В результате залы стилизовали под архитектуру храма.

Замысел внутреннего убранства Исаакиевского собора возник в 1843 году. Были заключены договоры с крупными художниками. Процесс обсуждения набросков, эскизов и картонов, переход к живописи растянулся во времени. Карл Брюллов заболел, завершить его труд доверили Петру Басину. Тот работал по материалам, созданным Брюлловым, доделывал незавершенное, писал свое.

Роспись собора продолжалась больше десятилетия. Между главным архитектором сооружения Монферраном и художниками возникали конфликты, в стороне от которых не оставался император. Бруни работал в Италии, а Брюллову приходилось выслушивать замечания и терпеть попытки вмешательства в творческий процесс. Так, предложенную им композицию росписи плафона комиссия сочла неудачной: ее детали якобы недостаточно крупные, их не будет видно снизу. На что потерявший терпение художник заметил, что, если наверху написать слово «дурак», увидят все.

Не обошлось без разногласий в выборе техники исполнения росписей - фрески или масляная живопись. Остановились на последней. Неудачная подготовка грунта затормозила работу и вынудила художников исправлять написанное. Изображения приходилось сбивать и выполнять повторно. После путешествия по Италии Николай I принял решение заменить часть росписей на мозаики. Мозаичные работы и реставрация живописи в Исаакиевском соборе продолжались до начала ХХ века.

Вынужденное тесное сотрудничество Брюллова и Басина привело к тому, что их работы надолго утратили подлинное авторство. Картоны Брюллова приписывались Басину и наоборот. Лишь в 1980-е годы Евгении Петровой в результате архивных исследований удалось восстановить справедливость.

Выставка дает возможность отдать должное дарованию Басина и еще раз поразиться мастерству Брюллова и Бруни.

Огромные картоны с изображением апостолов Петра, Филиппа, Симона и Иакова, созданные Брюлловым, открывают выставку. В отдельном зале представлен цикл «Страсти Христовы», исполненный Брюлловым и Басиным. На выставке можно увидеть и плафон для собора, забракованный высокой комиссией. Под ним в витрине альбом с набросками, сделанными рукой Брюллова. Его можно «полистать» на компьютерном экране.

Завершают экспозицию динамичные, эмоциональные работы Федора Бруни. Финальная точка - «Всемирный потоп».


Комментарии

  • Вконтакте

Самое читаемое

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги - все это показывает хороший вкус коллекционера.

27 апреля в Русском музее открылась выставка «Искусство Великого Новгорода эпохи святителя Макария ». Эпоха искусства Великого Новгорода первой половины XVI столетия еще ни разу не становилась предметом специального выставочного проекта и не демонстрировалась как цельное художественное явление. Ключевой личностью российской истории и культуры этого времени являлся митрополит Макарий (1482-1563), с годами архиепископства и многогранной деятельностью которого в Новгороде (1526-1542) связан блистательный расцвет всех видов искусства.

Русский музей обладает значительным собранием произведений древнего Новгорода XVI столетия — икон, шитья, резьбы по дереву, литургической утвари, литья. На выставке впервые продемонстрирован значительный пласт художественного наследия крупнейшего древнерусского центра, во многом определившего характер искусства всего Российского государства.

Центральным произведением выставки является единственный в своем роде деревянный резной круглый амвон , созданный по инициативе святителя Макария в 1533 году для кафедрального Софийского собора. Амвон поражал своей красотой современников, и летописец включил рассказ о нем в летопись. Этот уникальный древний памятник предстал перед посетителями выставки после многолетней комплексной реставрации.

Деревянный амвон 1533 года из собора Святой Софии Великого Новгорода (высота — 300 см, окружность 600 см) был одним из первых древнерусских памятников, поступивших в Русский музей из Императорской Академии художеств в 1897 году . В 2014 году было принято историческое решение начать его полную реставрацию. В проекте принимали участие все сотрудники мастерской реставрации резных икон и деревянной скульптуры Русского музея. Вплоть до XVII века амвон активно использовался в богослужении главного собора Новгорода. В XVIII веке он был убран на хоры, откуда был вывезен в 1860 г оду в числе других древностей Софийского собора в Академию художеств. В 1897 г оду памятник из Академии художеств был передан в Русский музей и до 1920-х г одов находился на экспозиции. В самом начале Великой отечественной войны экспонат был разобран. И только после окончания войны был вновь собран и хранился уже в фондах музея.

Сейчас это единственный в мире сохранившийся отдельно-стоящий деревянный амвон византийской православной традиции, предназначавшийся для свершения особо значимых чинопоследований в богослужении. В свое время амвон был богато украшен иконными изображениями, скульптурой и позолоченной резьбой. Конструкция сохранилась практически целиком (за исключением приставных лестниц и настила кафедры). Вставные живописные иконы с образами святых, располагавшиеся в 3 ряда, до нас не дошли, однако сохранились расписанные резные фигуры нижнего яруса. Частично утраченными также оказались накладные детали (резные валики, киотцы, капители, херувимы). На выставке основные этапы реставрационных процессов отражают документальные и научные материалы, фото и видеопрограммы. В состав выставки также вошли произведения из Русского музея , Третьяковской галереи , Псковского музея-заповедника , Российской национальной библиотеки и многих других. Так, пять лицевых рукописных книг первой половины XVI века из собрания Отдела рукописей Российской национальной библиотеки украсят новую выставку Русского музея. Книги были созданы в Новгороде и принадлежали библиотекам известных новгородских монастырей.

Слово «уникальный» сегодня почти обесценилось. Ведь его часто используют просто так, для эффектности.

Между тем, в нашем городе произошло поистине важное событие - в Корпусе Бенуа Русского музея открылась выставка «Искусство Великого Новгорода эпохи святителя Макария», центральный экспонат которой - древний амвон Софийского собора, уникальный в прямом смысле слова. Он - единственный в своём роде. И сохранился не чудом, а благодаря профессиональной работе реставраторов Русского музея. Амвон поражал своей красотой новгородцев, а сегодня не оставил равнодушным Вячеслава Резакова.

Невысокие большеголовые фигуры полны смирения, в глазах — безмолвная мольба, но в благословляющих жестах рук уверенность окончательной правоты. Новгородское искусство XVI века впервые демонстрируется как цельное художественное явление. Иконы, шитье, резьба по дереву, утварь, книги и литье. Расцвет всех изобразительных средств того времени, связывают с ключевой личностью эпохи — владыкой Макарием. Его деятельность разворачивалась в годы, последовавшие сразу после присоединения Новгорода к Московскому государству.

Ирина Шалина, ведущий научный сотрудник отдела древнерусского искусства Государственного Русского музея:

«Это такой своего рода продукт Макария с абсолютно московскими ставнями. Именно при нем происходит исключительный взлет национального новгородского искусства, не побоюсь этого сказать, ничем не похожего на Московское искусство совершенно. Он дает какой-то совершенно новую художественную инспирацию этому искусству, и создается новый художественный язык, который хитрый и умный Макарий очень активно будет использовать, перейдя в Москву».

Эмоциональный центр экспозиции — единственный сохранившийся в мире отдельно стоящий деревянный амвон византийской православной традиции. Он был создан в 1533 году для совершения особо важных богослужений в Софийском соборе. Богато украшенный иконами, скульптурой и позолоченной резьбой, амвон восхищал современников своей красотой «велми лепо видети». Чтобы представить ее в первоначальном виде, понадобилась многолетняя реставрация. Сложную резьбу расчищали под микроскопом, утраченные детали скрупулезно копировали из особых сортов липы.

Жанна Максименко, художник-реставратор:

«Чтобы понять, как он выглядит, просто надо сейчас представить себе, что все вертикальные накладные элементы резные, все, которые стремятся как бы ввысь, были позолоченные. Все горизонтальные были посеребрены. Мы специально сняли с этого места замочек, чтобы зрители могли увидеть то самое первозданное золото, которое сохранилось именно там, под этим деревянным элементом».

Самобытный новгородский стиль с его экспрессивной трактовкой образов обретает в 16 веке легкость и динамичность. В волевых, серьезных лицах с крупными чертами читается национальный склад характера. А сама широкая и смелая манера, которую так любили новгородцы, становится часть вечного общенационального сюжета. Вот он — «Чудо от иконы во время Битвы Новгородцев с Суздальцами». Суздаль уже давно не враг, важнее другое — икона здесь военное знамя, хоругвь. Живая сила, общий долг, залог вечного возрождения.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то