Титульный лист образовательной программы доу по фгос. Рекомендации к разработке рабочей программы педагога доу по фгос до
2013/14 учебный год ознаменовался для всех педагогов ДОУ России вступлением в силу таких законодательных актов, которые определили принципиально новое понимание сущности взаимодействия всех участников образовательного процесса, в частности приоритет активного включения родителей в непосредственную
образовательную деятельность с детьми и создание условий для гармоничного развития ребенка, то есть развивающей среды.
С другой стороны, наступила необходимость корректирования содержания планирования образовательной деятельности в ДОУ, то есть приведение в соответствие с требованиями ФГОС ДО всей документации педагогов. Если с образовательной программой детского сада вопросов по структуре и наполнению нет (четко прописано в разделе 2 ФГОС ДО), то с рабочей программой педагога возникает немало вопросов, которые достаточно легко разрешить при анализе новых законодательных актов.
Рабочая программа в ДОУ - это документ, отражающий специфику образовательной деятельности конкретной группы или конкретного педагога (воспитателя, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, музыкального работника, руководителя физического воспитания, педагога дополнительного образования, педагога-психолога).
Отсюда следует, что рабочая программа не может быть универсальной на все возрастные группы на все года, покольку набор детей из года в год имеет свои особенности, каждая группа имеет свою специфику развивающей
среды, каждый педагог имеет свои профессиональные интересы.
Рабочая программа ДОУ - это конкретизация работы педагога на данный возраст детей и/или на данную специфику детей (группы компенсирующей, комбинированной, оздоровительной и другой направленности).
Поэтому во всех возрастных группах, включая первую младшую, рабочую программу разрабатывают оба воспитателя. Специалисты ДОУ также должны иметь свою рабочую программу, которую обязательно согласовывают с образовательной программой детского сада и рабочей программой воспитателей группы. Следует отметить, что требование наличия рабочих программ - не новшество для педагогов-психологов и педагогов дополнительного образования, которым предстоит только незначительно скорректировать содержание в новых формулировках и сделать акцент на активных методах работы с родителями.
В связи с тем что нет жестко регламентированной структуры рабочих программ педагогов, можно предложить с опорой на содержание ФГОС ДО и СанПиН такую последовательность ее структурных компонентов.
1) Титульный лист : полное название учреждения, утверждено (дата педагогического совета, номер протокола), согласовано (подпись заведующего, дата), название рабочей программы с указанием возраста детей, наравленность группы, учебный год, авторы-составители (должность, ФИО полностью).
3) Пояснительная записка : цель рабочей программы, задачи по образовательным областям (на год/по кварталам/по месяцам, как принято в конкретном ДОУ), характеристика детей (указать конкретные особенности детей в группе по всем образовательным областям).
4) Расписание образовательной деятельности в группе (в формулировках ФГОС ДО и не превышая предельно допустимую нагрузку согласно СанПиН).
6) Развивающая среда группы : перечислить
- все игры, пособия по всем образовательным областям;
- художественные произведения (автор,название, источник) для восприятия детьми согласно комплексно-тематического планирования.
7) Методическое обеспечение реализации рабочей программы : перечислить демонстрационный материал, составить список литературы, используемой для подготовки образовательного процесса в группе.
8) Система работы с родителями : период, содержание, форма работы.
9) Планируемые результаты освоения программы воспитанниками (по всем образовательным областям в формулировках согласно ФГОС ДО пункты 2.6 и 4.6 и в соответствии с поставленными задачами в рабочей программе).
Анализ вышеизложенного показывает, что большая часть из перечисленного уже есть в группах ДОУ в том или ином виде. Педагогам необходимо скорректировать то, что было разработано за 4 года функционирования ФГТ, и структурировать имеющиеся методические разработки в виде рабочей программы.
Опыт написания рабочих программ коллегами-педагогами показывает, что временная затратность относительно небольшая и составляет 1 час методической работы в день в течение 2-4 недель (всего 10-20 часов на подготовку рабочей программы группы) в зависимости от уровня владения компьютерной грамотностью, что является основным компонентом Профессионального стандарта педагога.
Объем рабочих программ педагогов и специалистов, как правило, не превышает 20 листов , за исключением музыкальных работников и инструкторов физического воспитания, которые определяют содержание работы по всем группам, с которыми непосредственно работают.
Таким образом, рабочая программа является необходимым документом всех педагогов ДОУ и должна быть доступна для ознакомления родителям воспитанников.
Примеры оформления структурных компонентов рабочей программы
Структура рабочей программы педагога ДОУ по ФГОС
1. Титульный лист
Титульный лист – это своего рода "визитная карточка" программы. Поэтому, как и в визитной карточке, тут должна быть указана только самая необходимая информация:
наименование образовательного учреждения;
где, когда и кем утверждена данная программа (в правом верхнем углу – утверждает заведующая ДОУ (дата, подпись, номер приказа, в левом верхнем углу – ПРИНЯТО педагогическим советом учреждения, номер протокола) ;
полное название программы (например, Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми 3-4 лет, младшая группа.) ;
составлена на основе примерной программы «---------
срок реализации программы (учебный год) ;
название города;
год разработки программы.
Прописывается содержание рабочей программы и указываются страницы.
3. Целевой раздел:
1) Пояснительная записка
Рабочая программа по развитию детей …. группы разработана в соответствии с ООП «Детского сада № », в соответствии с введением в действие ФГОС ДО.
Рабочая программа по развитию детей старшей группы обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от __ до __ лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно – эстетическому.
Используются парциальные программы :
_______________
Реализуемая программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.
Д анная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами :
Конституция РФ, ст. 43, 72.
Конвенция о правах ребенка (1989 г.) .
Закон РФ «Об образовании».
Типовое положение о ДОУ.
СанПиН 2.4.1.3049-13
Устав ДОУ.
ФГОС ДО.
Цель и задачи основной образовательной программы ДОУ
Цель:
Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Задачи (обязательная часть) :
1. Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном развитии каждого ребенка.
2. Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству.
3. Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.
4. Творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса.
5. Вариативность использования образовательного материала, позволяющего развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка.
6. Уважительное отношение к результатам детского творчества.
7. Единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.
8. Соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения.
Задачи (часть ДОУ) :
Принципы и подходы в организации образовательного процесса:
1. Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.
2. Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики) .
3. Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму») .
4. Обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников.
5. Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
6. Основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.
7. Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
8. Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми (игра)
9. Строится на принципе культуросообразности. Учитывает национальные ценности и традиции в образовании.
Содержание психолого-педагогической работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики.
- Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей ___группы
Например , Все дети группы владеют в совершенстве навыками самообслуживания, соблюдают правила личной гигиены. У большинства детей развита мелкая моторика. Дети группы любознательны, проявляют высокую познавательную активность, любят слушать книги.
В игровой деятельности дети самостоятельно распределяют роли и строят свое поведение, придерживаясь игровой роли.
Продолжается совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. В изобразительной деятельности могут изображать предметы круглой, овальной, прямоугольной формы. 60 % детей знают цвета и оттенки. Наши дети владеют некоторыми техниками нетрадиционного рисования и т. п.
- Планируемые результаты освоения Программы (в виде целевых ориентиров)
У чебный план реализации
1) Физическое развитие – Двигательная деятельность - Формы образовательной деятельности: Подвижные игры, игровые упражнения, физкультурные занятия, спортивные игры, физкультурные праздники - Продолжительность и количество НОД – в неделю 75 мин. (3 НОД) .
2) Познавательное развитие - а) Познавательно-исследовательская деятельность - Формы образовательной деятельности: ФЭМП, ФЦКМ, беседы, дидактические игры, рассматривание картин и иллюстраций, коллекционирование, реализация проектов, викторины. - Продолжительность и количество НОД – в неделю 40 мин. (2 НОД)
Б) Конструирование - Формы образовательной деятельности: Конструирование из бумаги, природного и иного материала - Продолжительность и количество НОД - в неделю 10 мин. (0, 5 НОД) .
3) Речевое развитие – Развитие речи - Формы образовательной деятельности: Беседы, викторины, дидактические игры, рассматривание картин и иллюстраций, - Продолжительность и количество НОД – в неделю 20 мин. (1 НОД) .
4) Социально-коммуникативное развитие – а) Коммуникативная деятельность - Формы образовательной деятельности: ОБЖ, игровые проблемные ситуации, беседы, викторины. - Продолжительность и количество НОД - в неделю 10 мин. (0.5 НОД) .
б) Самообслуживание и элементарный бытовой труд - Формы образовательной деятельности: поручения, дежурство, игры, беседы, ХБТ. - Продолжительность и количество НОД - Ежедневно в режимные моменты, не более 20 мин. (согласно СанПин, п. 12.22) .
в) Игровая деятельность - Формы образовательной деятельности: Сюжетно-ролевые, дидактические и др. - Продолжительность и количество НОД - в режимные моменты.
5) Художественно-эстетическое развитие - а) изобразительная деятельность - Формы образовательной деятельности: Рисование, лепка, аппликация. Коллаж. Проект. Ознакомление с художниками. Выставка. - Продолжительность и количество НОД – в неделю 70 мин. (3 НОД) .
б) Восприятие художественной литературы и фольклора - Формы образовательной деятельности: Беседы, слушание худ. произведений, чтение, разучивание стихов, Театрализованная игра. - Продолжительность и количество НОД – в неделю 25 мин. (1 НОД) .
в) музыкальная деятельность - Формы образовательной деятельности: Слушание, импровизация, исполнение, музыкально-подвижные игры, досуги, праздники и развлечения. - Продолжительность и количество НОД – в неделю 50 мин. (2 НОД) .
6) Вариативная часть - парциальные программы и т. п.
Ч асть ДОУ: Особенности организации образовательного процесса в группе (климатические, демографические, национально - культурные и другие)
1) Климатические особенности :
При организации образовательного процесса учитываются климатические особенности региона. Время начала и окончания тех или иных сезонных явлений (листопад, таяние снега и т. д.) и интенсивность их протекания; состав флоры и фауны; длительность светового дня; погодные условия и т. д.
Основными чертами климата являются: холодная зима и сухое жаркое лето.
В режим дня группы ежедневно включены бодрящая гимнастика, упражнения для профилактики плоскостопия, дыхательная гимнастика. В холодное время года удлиняется пребывание детей на открытом воздухе. В теплое время года – жизнедеятельность детей, преимущественно, организуется на открытом воздухе.
Исходя из климатических особенностей региона, график образовательного процесса составляется в соответствии с выделением двух периодов:
1. холодный период: учебный год (сентябрь-май, составляется определенный режим дня и расписание непосредственно образовательной деятельности;
2. летний период (июнь-август, для которого составляется другой режим дня.
2) Демографические особенности :
Анализ социального статуса семей выявил, что в дошкольном учреждении воспитываются дети из полных (___ %, из неполных (___ %) и многодетных (___ %) семей. Основной состав родителей – среднеобеспеченные, с высшим (___ %) и средним профессиональным (___%) образованием.
3) Н ационально – культурные особенности :
Этнический состав воспитанников группы: русские, татары, но основной контингент – дети из русскоязычных семей. Обучение и воспитание в ДОУ осуществляется на русском языке.
Основной контингент воспитанников проживает в условиях города (лишь ___ ребенок в селе) .
Реализация регионального компонента осуществляется через знакомство с национально-культурными особенностями города Полевской. Знакомясь с родным краем, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя, живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях. Данная информация реализуется через целевые прогулки, беседы, проекты в разделе Программы «Мой город» 1 раз в неделю.
Прежде чем подойти к проектированию и написанию рабочей программы воспитателя важно знать основные понятия, которые существуют в дошкольном образовании.
1) Примерная основная образовательная программа - разрабатывается учеными-методистами. Дошкольные учреждения принимают её за основу для разработки собственной образовательной программы с учетом регионального компонента и местных условий (например, «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы; «Истоки», «Радуга» и т. п.) .
2) Образовательная программа ДОУ - управленческий документ, закрепляющим определенные нормы, цели, содержание, технологии и методики, формы и средства, которые применяются в каждом конкретном дошкольном учреждении при организации воспитательно-образовательного процесса. Разрабатываются руководителем ДОУ и творческой группой.
3) Рабочая программа педагога – разрабатывается педагогом на основе образовательной программы ДОУ. Структура и содержание рабочей программы разрабатывается с учетом требований и стандартов, утвержденных на федеральном уровне (в нашем случае в соответствии с ФГОС дошкольного образования, который действует с 01.01.2014 года). Рабочая программа является нормативным документом и утверждается руководителем дошкольного учреждения.
Нормативные документы, регламентирующие деятельность образовательных учреждений и педагогов :
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
9) образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты, организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей, иных компонентов, а также оценочных и методических материалов;
Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников
1. Педагогические работники обязаны :
1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой .
Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих от 31 октября 2010 г. Раздел: должностные обязанности:
Учитель- логопед -Реализует образовательные программы.
Педагог-психолог -Ведет документацию по установленной форме, используя ее по назначению. Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей обучающихся, воспитанников, в обеспечении уровня подготовки обучающихся, воспитанников, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным образовательным требованиям.
Воспитатель (включая старшего) - Разрабатывает план (программу) воспитательной работы с группой обучающихся, воспитанников.
ФГОС дошкольного образования (приказ от 17.10.13 г, действует с 01.01.2014 г) - содержит требования к структуре образовательной программы дошкольного образования, а следовательно и требования к составлению рабочей программы педагога.
Разделы рабочей программы по ФГОС ДО.
1. Титульный лист
3. Целевой раздел:
Пояснительная записка
Цель и задачи основной образовательной программы
Принципы и подходы в организации образовательного процесса
Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики. Особенности организации образовательного процесса в группе (климатические, демографические, национально - культурные и другие)
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей
Планируемые результаты освоения Программы.
4. Содержательный раздел :
Учебный план реализации ООП ДО в старшей группе МБДОУ ПГО «Детский сад № __». В виде таблицы: Направления развития; Виды детской деятельности; возрастная группа; Формы образовательной деятельности
Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности в старшей группе. В виде таблицы: Направление развития; методические пособия; наглядно – дидактические пособия; рабочие тетради.
Формы, способы, методы и средства реализации программы в старшей группе. В виде таблицы: направление развития; формы реализации программы (Совместная деятельность, Самостоятельная деятельность, Взаимодействие с семьей) ; способы; методы и приемы; средства)
Взаимодействие с семьей, социумом.
Планирование работы с детьми в группе:
Примерное годовое планирование
Календарно-тематическое планирование (НОД и совместная деятельность)
Модель организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками ДОУ.
Часть ДОУ: Особенности организации образовательного процесса в группе (климатические, демографические, национально - культурные и другие)
5. Организационный раздел.
Оформление предметно-пространственной среды.
Режим дня, структура НОД (расписание занятий, двигательный режим, схема закаливания детей.
Перечень методических пособий (для реализации основной части и части ДОУ
Юлия Балибардина
Анализ рабочей программы
Рабочие программы в ДОУ разработаны :
На основе Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» , под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой;
Образовательной программы ДОУ ;
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей дошкольного возраста;
Положения о рабочей программе педагога .
Срок реализации программ – 1 год .
Рабочие программы определяют содержание и организацию образовательного процесса на уровне дошкольного учреждения. Обеспечивают развитие детей дошкольного возраста с учётом их психолого-возрастных и индивидуальных особенностей, учитывают интересы и потребности детей и родителей, воспитанников, приоритетные направления и культурно-образовательные традиции.
Программы реализуется в период непосредственного пребывания ребенка в ДОУ. Содержание программ соответствует основным принципам дошкольного образования :
Принцип самоценности каждого возраста :
Принцип преемственности;
Принцип развивающего образования;
Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.
Общий объем Программ рассчитывается в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования и включает время, отведенное на :
Образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);
Образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; - самостоятельную деятельность детей;
Взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
В программах определены периоды проведения мониторинга, участники, основные задачи и показатели анализа . Мониторинг детского развития проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка, а мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы .
Мониторинг основывается на анализе достижения детьми промежуточных итоговых результатов, для каждого возрастного периода.
«Физическое развитие»
Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации) ;
Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями) ;
Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
«Речевое развитие»
Развитие свободного общения с взрослыми и детьми;
Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи -диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
«Познавательное развитие»
Сенсорное развитие;
Развитие познавательно исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
Формирование элементарных математических представлений;
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
«Художественно-эстетическое развитие»
Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд) ;
Развитие детского творчества;
Приобщение к изобразительному искусству.
Развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства (музыкального, словесного) .
Структура программы
1. Целевой раздел образовательной программы .
2. Пояснительная записка.
Цели и задачи реализации Программы
Принципы и подходы к формированию Программы
Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста
3. Планируемые результаты освоения программы
Следует отметить патриотическую направленность Программы , а также направленность на нравственное воспитание, поддержку традиционных ценностей (социокультурный компонент, на сохранение и укрепление здоровья детей.
Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребёнку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств.
Планы воспитательно-образовательной работы с детьми в группах дошкольного возраста являются обязательными документами, разрабатываются и реализуются каждым педагогом ДОУ.
Цели и задачи
1. Обеспечение выполнения программы воспитания и обучения детей с МКДОУ в каждой возрастной группе.
2. Осуществление воспитательного воздействия на детей систематически и последовательно
3. Достижение положительных результатов в воспитании, образовании и развитии детей.
Система планирования воспитательно-образовательного процесса в ДОУ включает в себя :
Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности (НОД)
Календарное планирование
Перспективное планирование непосредственно-образовательной деятельности :
1. Составляется педагогами каждой разновозрастной группы совместно.
2. Перспективное планирование НОД разрабатывается ежемесячно на каждый месяц учебного года (с сентября по май включительно) .
3. Перспективное планирование НОД составляется для каждой возрастной подгруппы в составе разновозрастной группы с учетем комплексно-тематического планирования.
4. Перспективное планирование НОД отражает :
Месяц, недели месяца, учебные дни недели;
Интегрирующие темы недель, месяца;
Наименование итогового мероприятия и дату его проведения;
Реализуемые базовые и интегрируемые образовательные области в соответствии с расписанием непосредственно образовательной деятельности;
Решаемые педагогические задачи;
Виды детской деятельности и используемые в работе с детьми игры и упражнения;
Учебно-методическое обеспечение.
5. Перспективное планирование НОД является составной частью календарного планирования воспитательно-образовательного процесса.
6. Перспективное планирование НОД оформляется в печатном виде
Перспективный план
Таблица : 1 день недели, 2 базовые и интегрирующие образовательные области, 3 педагогические задачи, 4 виды детской деятельности, перечень используемых игр, упражнений, 5 учебно-методическое обеспечение. (составляется на каждую неделю месяца с указанием темы недели)
Календарное планирование воспитательно-образовательного процесса составляется : каждым педагогом; ежедневно на первую и вторую половину дня; в соответствии с режимом дня; для каждой разновозрастной группы без деления на возрастные подгруппы; на начало каждого месяца и определяется : комплекс утренней гимнастики, комплекс гимнастики после сна, план индивидуальной работы с детьми на месяц (на основе данных мониторинга детского развития) ; содержание непосредственно-образовательной деятельности в календарном плане не расписывается – делается ссылка на перспективное планирование НОД; в план прогулки включаются : наблюдения, трудовая деятельность, игры разной подвижности, индивидуальная работа по развитию основных движений детей, сюжетно-ролевые игры; при планировании каждой формы работы с детьми воспитатель указывает вид игры, название, цели, ссылку на учебно-методическое обеспечение
Календарное планирование отражает :
-Режимные моменты :
1 половина дня : утренний прием детей; свободная деятельность детей; непосредственно образовательная деятельность; прогулка ; возвращение с прогулки , обед, подготовка ко сну, сон;
2 половина дня : подъем, гимнастика после сна; свободная деятельность детей; прогулка .
Интеграцию образовательных областей;
Организацию совместной деятельности взрослого с детьми : групповую и подгрупповую работу , индивидуальную работу , образовательную деятельность в режимные моменты;
Организацию предметно-развивающей среды для самостоятельной деятельности детей;
Взаимодействие с родителями;
Календарное планирование оформлено в виде таблицы из столбцов : 1 режимные моменты; 2 интеграция образовательных областей; 3-5 совместная деятельность взрослого и детей : групповая, подгрупповая (3 колонка, индивидуальная работа (4 колонка, образовательная деятельность в режимных моментах (5 колонка) ; 6 организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей; 7 взаимодействие с родителями, социальными партнерами
педагога ДОУ по ФГОС ДО
Подготовила : старший воспитатель Ишмуратова С. В.
МБДОУ «Крапивинский детский сад «Светлячок»
Прежде чем подойти к проектированию и написанию рабочей программы воспитателя важно знать основные понятия, которые существуют в дошкольном образовании.
1) Примерная основная образовательная программа - разрабатывается учеными-методистами . Дошкольные учреждения принимают её за основу для разработки собственной образовательной программы с учетом регионального компонента и местных условий (например, «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы; «Детство» , и т. п.) .
2) Образовательная программа ДОУ - управленческий документ, закрепляющим определенные нормы, цели, содержание, технологии и методики, формы и средства, которые применяются в каждом конкретном дошкольном учреждении при организации воспитательно-образовательного процесса. Разрабатываются руководителем ДОУ и творческой группой.
3) Рабочая программа педагога – разрабатывается педагогом на основе образовательной программы ДОУ . Структура и содержание рабочей программы разрабатывается с учетом требований и стандартов, утвержденных на федеральном уровне (в нашем случае в соответствии с ФГОС дошкольного образования, который действует с 01.01.2014 года). Рабочая программа является нормативным документом и утверждается руководителем дошкольного учреждения.
Нормативные документы, регламентирующие деятельность образовательных учреждений и педагогов :
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
9) образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты, организационно-педагогических условий и в случаях , предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов , курсов, дисциплин (модулей, иных компонентов, а также оценочных и методических материалов;
Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников
1. Педагогические работники обязаны :
1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой .
Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих от 31 октября 2010 г. Раздел : должностные обязанности :
Учитель- логопед - реализует образовательные программы .
Педагог -психолог - ведет документацию по установленной форме, используя ее по назначению. Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей обучающихся, воспитанников, в обеспечении уровня подготовки обучающихся, воспитанников, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным образовательным требованиям.
Воспитатель (включая старшего) - Разрабатывает план (программу ) воспитательной работы с группой обучающихся, воспитанников.
ФГОС дошкольного образования (приказ от 17.10.13 г, действует с 01.01.2014 г) - содержит требования к структуре образовательной программы дошкольного образования, а следовательно и требования к составлению рабочей программы педагога .
Разделы рабочей программы по ФГОС ДО .
1. Титульный лист
3. Целевой раздел :
Целевой раздел включает в себя :
а) пояснительную записку;
б) Программы .
Пояснительная записка должна раскрывать :
Цели и задачи реализации Программы ;
Принципы и подходы к формированию Программы .
Значимые для разработки и реализации Программы характеристики , в том числе возрастные и индивидуальные особенности детей в группе
Планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования Стандарта к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений
образовательных областей :
Направление .
Направление «Познавательное развитие» .
Направление «Речевое развитие» .
Направление .
Направление «Физическое развитие» .
Программы
педагогического коллектива с семьями
6. Часть Программы (парциальные программы )
5. Организационный раздел :
1. Методическое обеспечение Программы
2. Режим дня.
Может быть включено
3. Циклограмма деятельности.
группы : Сетка НОД.
5. распределение тематических периодов. Комплексно - тематическое планирование непосредственной образовательной деятельности
Структура рабочей программы педагога ДОУ по ФГОС
1. Титульный лист
Титульный лист – это своего рода "визитная карточка" программы . Поэтому, как и в визитной карточке, тут должна быть указана только самая необходимая информация :
наименование образовательного учреждения;
где, когда и кем утверждена данная программа (в правом верхнем углу – утверждает заведующий ДОУ (дата, подпись, номер приказа, в левом верхнем углу – ПРИНЯТО педагогическим советом учреждения , номер протокола) ;
полное название программы (например, Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми 3-4 лет , младшая группа.) ;
составлена на основе примерной образовательной программе дошкольного образования (2014г) («От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой (2014 г) );
срок реализации программы (учебный год) ;
год разработки программы .
Прописывается содержание рабочей программы и указываются страницы.
3. Целевой раздел :
1) Пояснительная записка
Рабочая программа по развитию детей … . Группы (далее Программа ) разработана в соответствии с ООП «Детского сада №» , в соответствии с введением в действие ФГОС ДО .
Рабочая программа по развитию детей старшей группы обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от __ до __ лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно – эстетическому.
Используются парциальные программы : (перечислить)
Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами :
Конституция РФ, ст. 43, 72.
Конвенция о правах ребенка (1989 г.)
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
«Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от30 августа 2013 года N 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
Цель и задачи Программы (из примерной программы , т. е. «От рождения до школы» ):
Цель :
Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Цель (программы Детство ) :
Создание каждому ребенку в детском саду возможности для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации. Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру.
Задачи (программа «От рождения до школы) (обязательная часть) :
1. Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном развитии каждого ребенка.
2. Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству.
3. Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.
4. Творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса.
5. Вариативность использования образовательного материала, позволяющего развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка.
6. Уважительное отношение к результатам детского творчества.
7. Единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.
8. Соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления
предметного обучения.
Задачи (программа «Детство)
1. Укрепление физического и психического здоровья ребенка, формирование
основ его двигательной и гигиенической культуры;
2. Целостное развитие ребенка как субъекта посильных дошкольнику видов
деятельности;
3. Обогащенное развитие ребенка, обеспечивающее единый процесс
социализации–индивидуализации с учетом детских потребностей,
возможностей и способностей;
4. Развитие на основе разного образовательного содержания эмоциональной
отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению
гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках;
5. Развитие познавательной активности, любознательности, стремления к
самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных
способностей и речи ребенка;
6. Пробуждение творческой активности и воображения ребенка, желания включаться в творческую деятельность;
7. Органическое вхождение ребенка в современный мир, разнообразное
взаимодействие дошкольников с различными сферами культуры : с
изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным
языком, экологией, математикой, игрой;
8. Приобщение ребенка к культуре своей страны и воспитание уважения к
другим народам и культурам;
9. Приобщение ребенка к красоте, добру, ненасилию, ибо важно, чтобы
дошкольный возраст стал временем, когда у ребенка пробуждается чувство
своей сопричастности к миру, желание совершать добрые поступки.
Задачи (часть ДОУ – парциальные программы ) :
Принципы и подходы в организации образовательного процесса :
1. Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.
2. Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики ) .
3. Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму» ) .
4. Обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников.
5. Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
6. Основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.
7. Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
8. Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми (игра)
9. Строится на принципе культуросообразности. Учитывает национальные ценности и традиции в образовании.
Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики .
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей ___группы
Например, Все дети группы владеют в совершенстве навыками самообслуживания, соблюдают правила личной гигиены. У большинства детей развита мелкая моторика. Дети группы любознательны, проявляют высокую познавательную активность, любят слушать книги.
В игровой деятельности дети самостоятельно распределяют роли и строят свое поведение, придерживаясь игровой роли.
Продолжается совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. В изобразительной деятельности могут изображать предметы круглой, овальной, прямоугольной формы. 60 % детей знают цвета и оттенки. Наши дети владеют некоторыми техниками нетрадиционного рисования и т. п.
Планируемые результаты освоения Программы (в виде целевых ориентиров)
(выписать из программы по возрастной группе)
образовательных областей :
Направление «Социально-коммуникативное развитие» .
Направление «Познавательное развитие» .
Направление «Речевое развитие» .
Направление «Художественно-эстетическое развитие» .
Направление «Физическое развитие» .
Делается описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, с учетом используемой примерной образовательной программ дошкольного образования («Детство» , «От рождения до школы» ).
Социально-коммуникативное развитие – может быть представлено в различных формах образовательной деятельности : ОБЖ, игровые проблемные ситуации, беседы, викторины.
Самообслуживание и элементарный бытовой труд может быть представлен в формах образовательной деятельности : поручения, дежурство, игры, беседы, ХБТ.
Игровая деятельность представлена в формах образовательной деятельности : Сюжетно-ролевые, дидактические и др.
Познавательное развитие – Представляется в различных формах образовательной деятельности : ФЭМП, ФЦКМ, беседы, дидактические игры, рассматривание картин и иллюстраций, коллекционирование, реализация проектов, викторины.
Речевое развитие – Развитие речи - Формы образовательной деятельности : Беседы, викторины, дидактические игры, рассматривание картин и иллюстраций.
Художественно-эстетическое развитие - а) изобразительная деятельность - Формы образовательной деятельности : Рисование, лепка, аппликация. Коллаж. Проект. Ознакомление с художниками. Выставка.
Восприятие художественной литературы и фольклора - Формы образовательной деятельности : Беседы, слушание худ. произведений, чтение, разучивание стихов, Театрализованная игра.
в) музыкальная деятельность - Формы образовательной деятельности : Слушание, импровизация, исполнение, музыкально-подвижные игры, досуги, праздники и развлечения.
Физическое развитие – Двигательная деятельность - Формы образовательной деятельности : Подвижные игры, игровые упражнения, физкультурные занятия, спортивные игры, физкультурные праздники -
2. Описание форм, способов, средств реализации Программы (на основе примерной программы ) . Можно представить в виде таблицы : направление развития; формы реализации программы (Совместная деятельность, Самостоятельная деятельность, Взаимодействие с семьей) ; способы; методы и приемы; средства)
3. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик (на основе примерной программы )
4. Способы и направления поддержки детской инициативы (на основе примерной программы )
5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями (на основе примерной программы )
6. Часть Программы , формируемая участниками образовательных отношений (парциальные программы ) прописываются содержание согласно представленной в парциальной программе образовательной области
5. Организационный раздел :
1. Методическое обеспечение Программы , средства обучения и воспитания (Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности)
2. Режим дня.
Может быть включено : После режима дня представляется двигательный режим, сетка закаливания,
3. Циклограмма деятельности.
4. Выписка из учебного плана для своей группы : Сетка НОД.
5. Распределение тематических периодов. Комплексно - тематическое планирование непосредственной образовательной деятельности
6. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий.
7. Особенности организации развивающей предметно-пространственной
Требования к оформлению Рабочей программы
1. Набор текста производится в текстовом редакторе Wordс одной стороны листа формата А4, тип шрифта : TimesNewRoman, размер - 14 пт.
2. По контуру листа оставляются поля :
левое– 30 мм, правое-15 мм, верхнее– 20 мм, нижнее- 20 мм
3. Библиография оформляется в соответствии с ГОСТом.
4. Программа сдается на бумажном носителе - в папке и в электронном варианте.