Символика Распятия. Распятие: образ смерти или торжества над смертью

Удивительно, но первое известное нам изображение распятия является карикатурой. Это граффито примерно III века на стене палатинского дворца в Риме, оно изображает человека перед распятием, причем сам распятый кощунственно изображен с ослиной головой. Надпись, сделанная по-гречески, поясняет: «Αλεξαμενος ςεβετε θεον» (Алексамен поклоняется своему Богу). Очевидно, таким образом дворцовые служители осмеивали христианина, состоявшего в штате дворцовой прислуги. И это не просто кощунственная картинка, это очень важное свидетельство, оно фиксирует поклонение распятому Богу.

Он собирает, классифицирует, анализирует и вытаскивает целую кучу лжи на свет. Вот пример очень логичного аргумента, в котором Петр показывает искажения, которые совершают Свидетели Иеговы. Это был спор в дискуссии с католиками, показывающий, что имя Иеговы находится в Новом Завете. Возвращаясь к вопросу о «горении», а не о распятии Иисуса.

Здесь очень важна книга «Богатство». Такое возвращение рассматривается как определенность. Между тем, книга находится в библиотеке главного офиса Общества Библии и Договора Ассоциации зарегистрированных Свидетелей Иеговы в Польше в Надаржине. Иисус был распят не на кресте дерева, как он изображен на многочисленных картинах и картинах, сделанных и представленных людьми. Иисус был распят, чтобы его тело было привязано к стволу.

Первые распятия

Долгое время христиане изображали не само распятие, а просто различные варианты креста. Первые же образы собственно распятия относятся к IV веку. Таким является, например, рельеф, вырезанный на дверях базилики св. Сабины в Риме.


Это полное «доказательство» и единственная цитата из книги «Богатство» о «горящем» Иисусе. В конце концов, это смех в комнате и ложь. Представление идеи, а не фактическая демонстрация ваших аргументов в форме доказательств. Они делают это упрямо, так что через некоторое время мы начинаем в это верить. Иоанн утверждает, что рядом с крестом Иисус стоял у Его Матери и любимого ученика. Когда Иисус увидел, что Мать и ученик стоят рядом с ним, он сказал матери своей: «Женщина, вот сын твой». Затем он сказал ученику: «Вот твоя мать».

Слова Иисуса направляют наше внимание на Марию. Они говорят: Как это важно: в христианстве, в жизни, в структуре мира, в моменты тьмы. Между Благовещением и Распятием существует долгий путь к созреванию веры Марии, дающей себя Богу до конца. От первого «да» к Богу Мария испытала много мгновения радостного возвышения, но также появилось беспокойство, боль, страдания и, возможно, даже разочарование. В эти трудные моменты Мария подтвердила верность своего первого решения. Моменты тьмы были подготовкой ее сердца к самому тяжелому испытанию.

Изображение довольно схематично, это скорее не изображение события, но – знак, напоминание. Похожие образы распятия присутствуют и в сохранившейся мелкой пластике, в частности – на геммах того же периода.


Гемма. Середина IV века. Великобритания. Лондон. Британский музей

Поскольку Иисус начал пересекать Палестину, провозглашая Евангелие, у Матери и Сына не было времени для себя. Она была с ним только с мыслями, с сердцем, с молитвой. Кто-то сказал Учителю: «Твоя мать ждет тебя». Но он не прекратил преподавать. «Кто моя мать и мои братья?» И, глядя на сидящих, он сказал: Они всего лишь моя мать и мои братья. Для того, кто исполняет волю Божию, он - мой брат, сестра и мать.

Эти твердые слова Иисуса, должно быть, убили Марию. Это один из упомянутых моментов тьмы. В конце концов, она была просто Божьей волей, чтобы быть как можно более верной. И что она хотела, чтобы ее Сын на мгновение только для себя. Разве мать не имеет права на вашего ребенка? Теперь Мария понимает, что она должна оставить Иисуса своей судьбой и что он не сможет вернуться к нему, чтобы вернуть его. Мэри может только вернуться к Иисусу как ученик и стать студентом. Он должен предлагать Богу не только себя, но и его Сына.

Символические распятия

Для того же периода характерны «символические» распятия, представляющие более раннюю традицию. Например, изображение креста, в центре которого размещается медальон с образом Христа, или символическое изображение Агнца.


Когда он стоит под крестом, он понимает, слишком много боли, что это значит? В ее сердце также жертва. Он должен еще раз сказать Богу свое «фиат» - пусть это произойдет. Ее первое «да» родило жизнь Спасителя, теперь еще труднее «да», внутреннее согласие Матери на смерть ее Сына. Ваше «позвольте мне быть» к смерти Господа также говорит от нашего имени.

В этот самый ужасный час они снова вместе, как и в прошлом в Назарете: Мать и Сын. Тот факт, что Иисус положил любовь Бога и людей в первую очередь, не означает, что он отвергал любовь к Матери. Нет, он никогда не забывал, что он был не только Сыном Божьим, но и ее любимым ребенком. Слова Иисуса, поднятые видом страждущей матери, показывают правду о том, что Бог спасает все человеческие родственные связи, которые освящают их, включает в свой план. Всякая человеческая любовь может быть спасена для неба. «Страсть» Мамы Гибсон была, вероятно, самой изображенной Матерью Иисуса.

Крест с образом Христа в центре. Мозаика. VI век. Италия. Равенна. Базилика Сант-Аполлинаре ин Классе

Христос тржествующий

Чуть позже, когда изображение распятия Господня твердо входит в христианский обиход, появляется особая иконография – образ Христа торжествующего. Интересно, что этот образ, претерпев некоторые изменения, но сохранив свое внутреннее содержание, до сих пор существует в православной иконографии. Христос представлен не просто страдающим человеком на кресте. Он торжествует над смертью, торжествует над страданиями. Лик Спасителя предельно спокоен, мы не видим гримасы смерти, признаков страдания. Глаза Христа широко раскрыты, он часто облачен в пурпурный хитон с золотыми клавиями (полосами). Стоит ли лишний раз напоминать, что это императорское одеяние? Господь Иисус Христос изображается не как узник, подвергнутый позорной казни, но – как Царь Славы, победивший смерть (Пс. 23: 9–10).

Ее глаза выражали все - любовь, боль, одиночество, но также и женскую доблесть. Мария не была разбита страданием. Она мужественно стояла на стороне потерянного Сына, который умер от смерти раба. Деятельность любви - это не всегда действия или слова. Часто самое важное - это присутствие!

Теперь Мать может помочь Сыну. Мэри страдает, но она не отчаивается, она не плачет, она не виновата, она верна до конца. Может быть, он не понимает, но он знает, что он должен быть здесь, чтобы он продолжал упорствовать до конца. Настойчивость пациента, сила материнской любви, верности, послушания первому ученику Господа явились на Голгофе у подножия креста. Там же, где появилась слабость Петра и других друзей Иисуса.


Миниатюра из «Евангелия Раввулы». Сирия. 586 год. Италия. Флоренция. Библиотека Лауренциана

Примеры подобных образов мы видим в книжной миниатюре (например, в иллюстрациях евангелий Раввулы и Россано VI века), а также в росписи алтаря римского храма Санта Мария Антиква.

Иисус позаботился о земной судьбе Его матери. Он не хотел, чтобы одна вдова оставалась без присмотра. Этот жест говорит о человеческой любви Иисуса к Его матери. Благодаря этому прекрасные человеческие рефлексы пронзают незавершенную любовь к самому Богу.

Слова Иисуса скрывают более глубокий смысл, вневременную судьбу каждого из нас. Два персонажа - мать и ученик, которых любил Иисус, - не просто конкретные исторические фигуры: Мария и Иоанн. Эти два человека, доверенные друг другу под крестом, также имеют символическое значение. Тот, кого Иисус любил - он представляет каждого верующего во Христа. Каждый ученик, который любит Иисуса, должен стоять под крестом Учителя.

Фреска. Италия. Рим. Базилика Санта Мария Антиква, ок. 741 –752 гг.

Каноническая иконография

Со временем, как это обычно и происходит, иконография обрастает определенными подробностями. В основном они заимствованы из Евангелия. Главную тенденцию можно обозначить как стремление к большему историзму (в евангельском смысле). Христос теперь обнажен (хотя присутствует непременная набедренная повязка, из соображений соблюдения приличия). Раны источают кровь, а из раны на груди подчеркнуто изливаются кровь и вода (Ин. 19:34), тут стремление точно передать евангельское событие может даже показаться излишне нарочитым. Кровь Спасителя стекает к подножию креста, под которым мы видим череп праотца Адама. Это не только дань преданию, согласно которому Адам был погребен в районе Голгофы, это символ того, что кровью Христовой омыт первородный грех прародителей. Над крестом присутствует табличка, которая в разных иконах в той или иной мере передает суть надписания, упомянутого в Евангелии: «Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский» (Ин. 19:19), но порой, перекликаясь с предыдущей версией иконографии, она просто гласит: «Царь Славы».

Слово «женщина» также имеет символическое значение. Это намек на пророчество Дочь Сиона или Иерусалима, которое является воплощением народа Божьего. В пророческих текстах Ветхого Завета священный город Иерусалим изображается как Матерь Божия, которая собирает всех рассеянных детей нации, осуждает их силой Божественного Слова, создает новую общину. Эти пророчества исполняются в Иисусе. Он умирает на кресте, собирает рассеянных детей Бога, строит Церковь. Материнство Матери Сиона исполнено в материнстве Марии.

Мария становится матерью всех живущих во Христе, которых представляет любимый ученик. Это самый глубокий смысл слов Иисуса. Он отдал Марию Марию не только Джону, но и отдал ее каждому из нас. Церковь исполнила волю Иисуса. Мария присутствует в его жизни, в своей молитве, в его служении. Церковь чтит Марию как ее мать. Стоит спросить, как каждый из нас выполняет завещание Иисуса?

Мозаика. Византия. XII век. Греция. Монастырь Дафни

В отличие от первоначального варианта иконографии, здесь Христос мертв, Его глаза закрыты. Эта деталь также не случайно внесена в образ – зритель должен осознавать, что Спаситель действительно умер за наши грехи, а значит и действительно воскрес. Однако, и в данном случае мы видим спокойствие лика, отсутствие ужаса смерти. Лик спокоен, тело не сведено судорогой. Господь мертв, но Он все равно торжествует над смертью. Этот тип сохранился в искусстве Византии и стран византийского культурного ареала. Он закрепился в православной иконографии в качестве канона.

Наш прием Марии часто ограничивается только молитвой. Конечно, хорошо, что мы поклоняемся Марии, чтобы мы молились розариям, новене, литаниям, празднуем май и другие служения, мы поем часами, молимся в святилищах и создаем придорожные святыни. Но эта прекрасная, традиционная преданность Матери нашего Господа должна быть дополнена ее подражанием - благочестием, как «Мария». Принять Мэри к себе - значит взять над собой рисунок, сохранить ее стиль, свою веру.

Какое отношение Мария обучает нас кресту? Это говорит нам, насколько важно в любви присутствие. Мы часто пропускаем слова, мы не знаем, что делать, мы просто боимся страданий, умирающих. Мэри показывает, что она не может убежать от креста. Каждый человеческий крест всегда связан с крестом Христа. И там, где крест больше всего нужен, это присутствие, наполненное состраданием. Чувствительность, мягкость, тишина, рукопожатие, а иногда и слезы.


Фреска. Распятие. Фрагмент. Сербия. 1209 год. Студенецкий монастырь

В то же время, в западной церкви после отпадения Рима, образ распятия Господня стал меняться и это касается, как внешних деталей, так и внутреннего смысла.

Мэри учит отвагу страдать. Как правило, труднее всего принимать страдания близких. Мария Печали говорит современному человеку: Не отвращайся от страданий, от смерти. Это также принадлежит к тайне жизни. Страдание всегда является самым важным испытанием верной любви.

Мария стояла на кресте Сына до конца. Мы также найдем его под всеми крестами людей. Она была провозглашена нашей Матерью. Мы молимся каждый день: Святая Мария, Матерь Божия, молитесь за нас, грешников, сейчас и в час нашей смерти. Вы снова с матерью. Она стоит под вашим крестом, верным ее первому «да». Предоставляя своей матери на попечение ученика, вы даете ее всем нам. На вашем кресте только этот человек стоит как любящий ученик, который примет Марию как свою мать. Помогите сказать «да» Богу, особенно когда все во мне «нет».

Три гвоздя

Примерно с XIII века на Западе распятого Христа начинают изображать пригвожденного не четырьмя гвоздями, как изображалось традиционно и на Западе, и на Востоке до этого времени, а тремя – ноги Спасителя перекрещены и прибиты одним гвоздем. Считается, что впервые такие изображения появились во Франции, причем католический мир не сразу принял такое изображение, против него выступал даже сам папа Иннокентий III. Но со временем (возможно, под влиянием пап французского происхождения) эта иконографическая особенность закрепилась в Римской Церкви.

Иисус висит головой в торчащем терновом венце. Все тело висит вперед, вытягивая шею и плечи с креста. Только гвозди на запястье - это просто литературное описание последних моментов Иисуса на кресте, сделанное Биллом Райли, автором романа «Убейте Иисуса».

Литературный - не означает быть лишенным никакой правды. В любом случае мы никогда не узнаем точных обстоятельств смерти Галилея. В Иерусалиме нет записей о событиях, которые произошли в Иерусалиме, но за пределами городских стен, в Голгофе. Учитель прибыл ранее в городе Давид с севера, вероятно, умер 3 апреля 33 года. В тот день, когда, как утверждают ученые, произошло затмение луны.

Распятие с тремя гвоздями. Мариотто ди Нардо. Италия. XIV –XV век. Вашингтон, Национальная галерея искусства

Терновый венец

Начиная с того же XIII века Христа на кресте все чаще изображают в терновом венце, Евангелие на сей счет молчит, а для традиционной иконографии это редкая деталь. Катализатором таких изображений снова стала Франция: именно в этот период король Людовик IX Святой приобрел терновый венец Спасителя (этот государь всю свою жизнь собирал реликвии, вывезенные крестоносцами из разгромленного ими Константинополя). Видимо, появление столь почитаемой святыни при французском дворе имело широкий резонанс до такой степени, что перекочевало и в иконографию.

Согласно еврейскому графу, тогда 14-й день месяца был низаном или «нашей» пятницей. Евреи собирались отпраздновать Праздник Пасхи - это началось вечером в торжественный день субботний. По этому поводу Иерусалим, религиозный центр иудаизма, переживал «осаду», в город ходили тысячи скитальцев. Был также Иисус, у которого была Пасха с учениками в четверг вечером. Ранее, как пишут евангелисты, когда он вошел в город на ослице, его встретили, как король. Но он закончился трагически. Смерть до стыда, предназначенная для худших преступников.

Кто убил Иисуса? «Жизнь уходит из капель», - писал он о страшном наказании распятия, римского мыслителя Сенеки. Но до того, как Иисус был мучен, он услышал убеждения. Посетитель из Назарянина - для жителей Иерусалима, будучи галилеевым, имел в виду столько же, сколько был провинциальным, - не был прав для еврейских старейшин. Они разоблачили свое мировоззрение. Он считал себя Мессией, добавляя: долгожданный и предсказанный пророками.

Мистицизм и визионерство

Но это все мелкие, «косметические» детали. Чем дальше католический мир расходился с православным, тем больше менялась символика образа распятия Христа. Не обошлось и без восторженного мистического визионерства, столь некритично принимаемого католическим миром (православная аскетика довольно сдержанно и осторожно относится к различным «видениям»). Вот, например, фрагмент видения известной западной визионерки Бригитты Шведской: « …когда Он испустил дух, уста раскрылись, так что зрители могли видеть язык, зубы и кровь на устах. Глаза закатились. Колени изогнулись в одну сторону, ступни ног извились вокруг гвоздей, как если бы они были вывихнуты… Судорожно искривленные пальцы и руки были простерты…»

Персонал фильма Мела Гибсона «Страсть». В глазах евреев Иисус был богохульником. Более того, как утверждали евангелисты, он осудил префекта Иудеи Понтию Пилату, что он считал себя царем евреев. Императорский губернатор мог считать это преступлением изображений величия. В любом случае Пилат наконец объявил свое окончательное решение. К радости толпы - как пишут евангелисты, - которые требовали смерти Галилея. «Кровь на нас и на наших детей», - кричали евреи, когда Иисус стоял перед Пилатом.

Независимо от того, проводилось ли предыдущее «поведение» перед синедрином или тетрархом Галилеей и Перей Иродом Антипасом, учитель судил римлян. Они осудили его на позорную смерть в пятницу, вероятно, задолго до полудня. В двенадцать, когда мы читаем в Писании, Иисус был пригвожден к кресту.

Это практически точное описание одной из ключевых последующих западных иконографических традиций – концентрация на страданиях Христа, фиксация ужаса смерти, натуралистические ужасные подробности казни. В качестве примера можно привести работы немецкого мастера Матиаса Грюневальда (1470 или 1475–1528).

Маттиас Грюневальд. Германия. Начало XVI века. США. Вашингтон. Национальная галерея искусства

В отличие от православной иконы распятия Господня, здесь мы видим не образ Христа, который «во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог, в раи же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй, неописанный» (тропарь праздника Пасхи). Здесь – образ мертвого тела. Здесь не смиренная молитва в ожидании Воскресения, а нездоровая медитация на кровь и раны. И именно этот момент, а не количество гвоздей, наличие или отсутствие тернового венца, язык надписания таблички и т. д., отличает католическое видение страстей Христовых от православного.

Дмитрий Марченко

Главные различия православного и католического распятия:

1.На православном Распятии Христос пригвожден ко Кресту четырьмя гвоздями, на католическом – тремя;

2.Самое главное. Католическое Распятие очень натуралистично и чувственно, православное – являет духовную суть события. На католических Распятиях Христос изображается с провисшим на руках телом, со страдальческим лицом, с терновым венцом на голове, с кровью и ранами. На классической православной иконе Распятия (Дионисий, 1500 год) изображен Христос – Победитель, Его вид выражает Божественный покой и величие. Он не беспомощно свисает на руках, а как бы парит в воздухе, призывая в Свои объятия всю Вселенную (на что указывают как руки Его, так и раскрытые ладони). Богородица мужественно сопереживает страданиям Своего Сына.

Иконография православного Распятия свое окончательное догматическое обоснование получила в 692 году - в 82-м правиле Трулльского собора. Главным условием становится сочетание исторического реализма с реализмом Божественного Откровения. Фигура Спасителя выражает Божественный покой и величие. Она как бы наложена на крест, руки раскинутые и - прямые. Господь открывает свои объятия всем, кто к нему обращается. В этой иконографии решается сложная задача изображения двух ипостасей Христа - Человеческой и Божественной, показывающих одновременно и смерть, и победу над ней Спасителя

Правила Тульского собора, католики, отказавшиеся от своих ранних взглядов, не приняли. Не приняли они соответственно и символического духовного изображения Иисуса Христа.

Таким образом и возникает в Средние века католический тип распятия, в котором преобладающими становятся натуралистические черты сугубо человеческих мук: тяжесть тела на провисающих, а не прямых руках. Голова Иисуса, увенчанная терновым венцом. Перекрещенные ступни, пригвожденные одним гвоздем, - новшество XIII века. Анатомические подробности католического изображения, передавая правдивость самой казни, тем не менее скрывают главное - торжество Иисуса, победившего смерть и открывающего нам вечную жизнь, концентрируя внимание на муках смерти.

Некоторые детали

В православном распятии раскинутые руки Спасителя должны быть прямыми, а не провисающими под тяжестью умирающего тела.

Отличительный признак католического Распятия - скрещенные и пробитые одним гвоздём обе ступни Христа. В православной традиции Христос изображается распятым на четырёх гвоздях: как руки, так и ноги прибиты каждая своим гвоздём. («С древнейших времен кресты-распятия, как на Востоке, так и на Западе, имели перекладину для упора ступней Распятого, и ноги Его изображались пригвожденными каждая отдельно своим гвоздем. Изображение Христа со скрещенными ступнями, пригвожденными одним гвоздем, впервые появилось как новшество на Западе во второй половине XIII-го века».)

Также на православном Распятии ладони Христа обязательно открыты. Вопрос о недопустимости изображения согнутых пальцев Христа под католическим влиянием поднимал в 1553 году дьяк Висковатый и, хотя дьяк был осуждён за рассуждения об иконописи, доводы о необходимости изображения открытых ладоней были признаны верными, и спорные иконы были переписаны.

В православном кресте, в отличие от католического, отсутствуют натуралистические следы страданий Христовых.

Терновый венец - атрибут католического распятия. В православной традиции он встречается редко (например, на пасхальных артосах).

Общие черты

Преподобный Феодор Студит еще в IX веке учил, что «крест всякой формы есть истинный крест». «Не по числу древес, не по числу концов Крест Христов почитается нами, но по самому Христу, пресвятою кровью Которого обагрился. Проявляя чудодейственную силу, какой-либо Крест не сам собой действует, но силой распятого на нем Христа и призыванием пресвятого имени Его» - говорил святитель Дмитрий Ростовский.

Очевидно, в католицизме нет четких правил по поводку распятия. На древнейших распятиях Христос изображён живым, в одеждах и увенчанным короной. Терновый венец, раны и кровь, собираемая в чашу, появляются в позднем Средневековье наряду с другими деталями, имеющими мистический или символический смысл.

То есть в романскую эпоху, или на востоке, где сохранялась греческая традиция между правсолавным и католическим распятием нет существенных отличий. Собственно натурализм и реализм появляется на Западе в готическую эпоху и получает особое развитие в эпоху барокко. Черты этого натурализма перешли и в русскую религиозную живопись Синодального периода, хотя, конечно же, они не считаются образцами канона.

Конечно православные и католические распятия изображают две стороны одного и того же события. И на католических образах, где изображены страдания, смерть и безысходность подразумевается дальнейшее воскресение и победа Спасителя. И, глядя на православные распятия, где изображен торжествующий Господь - Победитель, мы понимаем, что Он пострадал за грехи всего мира.

На одном из типов католических Распятий, которое называют Распятием ордена францисканцев, Господь изображен распятым четырьмя гвоздями (такое Распятие висит над сценой в костеле Св. Николая (Дом органной и камерной музыки) на ул. Б.Васильковской в Киеве). А в Синайском монастыре иконы Распятого тремя гвоздями Господа находятся в храме и почитаются наравне с православными распятиями.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то