Стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Доклад: структура фгос обучающихся с умственной отсталостью Личностные результаты по фгос с умственной отсталостью

Специальный учебный и дидактический материал, отвечающий особым образовательным потребностям обучающихся.

Особые образовательные потребности обучающихся требуют специального подбора учебного и дидактического материала, позволяющего эффективно осуществлять процесс обучения по всем предметным областям.

Освоение практики общения с окружающими людьми в рамках предметной области "Язык и речевая практика" предполагает использование разнообразного предметного и изобразительного дидактического материала, иллюстрирующего природный и социальный окружающий мир; вербальных и невербальных средств коммуникации, включая электронные, в т.ч. компьютерные устройства и соответствующее программное обеспечение.

Освоение предметной области "Математика" предполагает использование разнообразного дидактического материала в виде предметов различной формы, величины, цвета; изображений предметов, людей, объектов природы, цифр; оборудования, позволяющего выполнять упражнения на сортировку, группировку различных предметов, их соотнесения по определенным признакам; программное обеспечение для персонального компьютера, с помощью которого выполняются упражнения по формированию доступных математических представлений; калькуляторы и другие средства.

Формирование доступных представлений о мире и практики взаимодействия с окружающим миром в рамках содержательной области "Окружающий мир" происходит с использованием традиционных дидактических средств, с применением видео, проекционного оборудования, Интернет-ресурсов и печатных материалов. Обогащению опыта взаимодействия с окружающим миром способствует непосредственный контакт обучающихся с миром живой природы (растительным и животным). В качестве средств обучения могут выступать комнатные растения, оранжереи, живые уголки, расположенные в здании организации, а также теплицы, сенсорный сад и другие объекты на прилегающей к организации территории.

Формирование представлений о себе, своих возможностях в ходе освоения предметной области "Окружающий мир" происходит с использованием средств, расширяющих представления и обогащающих жизненный опыт обучающихся. Организация должна располагать необходимыми материалами и оборудованием, позволяющим обучающимся осваивать навыки самообслуживания, доступной бытовой деятельности. Содержательная область предполагает использование широкого спектра демонстративного учебного материала (фото, видео, рисунков), тематически связанного с жизнью общества.

Специальный учебный и дидактический материал необходим для образования обучающихся в области "Искусство". Освоение практики изобразительной деятельности, художественного ремесла и художественного творчества требует некоторых специфических инструментов (ножниц, кисточек и других), позволяющих ребенку овладевать отдельными операциями в процессе совместных действий с взрослым.

На занятиях музыкой и театром важно обеспечить обучающимся использование доступных музыкальных инструментов (маракас, бубен, барабан и другие), театральным реквизитом.

Предметная область "Физическая культура" должна обеспечивать обучающимся возможность физического самосовершенствования, даже если их физический статус значительно ниже общепринятой нормы. Для этого оснащение физкультурных залов должно предусматривать специальное адаптированное оборудование для обучающихся с различными нарушениями развития, включая различные тренажеры, инвентарь для подвижных игр и т.п.

С учетом того, что подготовка обучающихся к трудовой деятельности в рамках предметной области "Технология" начинается с формирования у них элементарных действий с материалами и предметами, для обучения необходимы разнообразные по свойствам и внешним признакам материалы, игрушки, заготовки, различные инструменты, соответствующие профилю труда, включая оборудование и прочие предметы. По мере накопления опыта предметно-практической деятельности диапазон формируемых действий постепенно расширяется, увеличивается время их выполнения и меняются их качественные характеристики. Постепенно формируемые действия переходят в разряд трудовых операций.

Материально-техническое обеспечение коррекционных курсов включает технические средства, в том числе электронные, специальное программное обеспечение, предназначенное для коррекции и развития движения, коммуникации, познавательной деятельности, сенсомоторных действий. Для обеспечения занятий по сенсорному развитию необходимы наборы средств, воздействующих на различные анализаторы и вызывающих положительные реакции обучающихся на окружающую действительность. Для формирования предметно-практических действий необходимы разнообразные по свойствам и внешним признакам материалы, игрушки и прочие предметы. Двигательное развитие происходит с использованием разнообразного спортивного, а также ортопедического и лечебно-физкультурного оборудования и инвентаря.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Общие положения ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

2 слайд

Описание слайда:

Согласно приказу Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г №1599 (зарегистрирован в Минюсте России 3 февраля 2015 г. №35850): Федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) применяется к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2016 года. Обучение лиц, зачисленных до 1 сентября 2016 года для обучения по адаптированным образовательным программам, осуществляется по ним до завершения обучения.

3 слайд

Описание слайда:

Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ (АООП) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

4 слайд

Описание слайда:

Предметом регулирования стандарта являются отношения в сфере образования следующих групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): лёгкой умственной отсталостью, умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью, тяжёлыми и множественными нарушениями развития. АООП разрабатывается на основе стандарта с учётом особенностей указанных групп обучающихся с умственной отсталостью, их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивает коррекцию нарушений развития и их социальную адаптацию.

5 слайд

Описание слайда:

Стандарт разработан на основе Конституции РФ и законодате льства РФ с учётом Конвенции ООН о правах ребёка и Конвенции ООН о правах инвалидов, региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов РФ.

6 слайд

Описание слайда:

Стандарт включает в себя требования к: 1) Структуре АООП (в том числе к соотношению обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объёму; 2)Условиям реализации АООП, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; 3) Результатам освоения АООП.

7 слайд

Описание слайда:

К особым образовательным потребностям, характерным для обучающихся с лёгкой степенью умственной отсталости, относятся: Выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами; Введение учебных предметов, способствующих формированию представлений о природных и социальных компонентах окружающего мира; Овладение разнообразными видами, средствами и формами коммуникации, обеспечивающими успешность установления и реализации социокультурных связей и отношений обучающегося с окружающей средой.

8 слайд

Описание слайда:

Возможность обучения по программам профессиональной подготовки квалифицированных рабочих, служащих; Психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие обучающегося с педагогами и другими обучающимися; Психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и организации; Постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы организации.

9 слайд

Описание слайда:

Удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной: отсталостью обеспечивается: Созданием оптимальных путей развития; Использованием специфических методов и средств обучения; Дифференцированным, «пошаговым» обучением; Обязательной индивидуализацией обучения; Формированием элементарных социально-бытовых навыков и навыков самообслуживания; Обеспечением присмотра и ухода за обучающимися; Дозированным расширением образовательного пространства внутри организации и за её пределами;

10 слайд

Описание слайда:

Организацией обучения в разновозрастных классах,(группах); -Организацией взаимодействия специалистов, участвующих в обучении и воспитании обучающегося, и его семьи, обеспечивающей особую организацию всей жизни обучающегося (в условиях организации и дома).

11 слайд

Описание слайда:

Стандарт направлен на обеспечение: -Равных возможностей получения качественного образования обучающимися с умственной отсталостью вне зависимости от места жительства, пола, национальности, языка, социального статуса, степени выражения ограничений здоровья, психофизиологических и других особенностей. Единства образовательного пространства РФ. Государственных гарантий качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации АООП и результатам их освоения. Максимального расширения доступа обучающимся с умственной отсталостью к образованию, отвечающему их возможностям и особым образовательным потребностям.

12 слайд

Описание слайда:

Вариативности содержания АООП, возможности её формирования с учётом особых образовательных потребностей и способностей обучающихся. -Духовно-нравственного развития обучающихся, формирования основ их гражданской идентичности как основного направления развития гражданского общества. - Демократизация системы образования и деятельности организаций, в том числе через развитие форм государственно-общественного управления, расширения возможностей для реализации права выбора педагогическими работниками методик обучения и воспитания, методов оценки школьных достижений обучающихся, использования различных форм организации форм организации образовательной деятельности, развития культуры образовательной среды

13 слайд

Описание слайда:

Разработки критериальной оценки результатов освоения АООП, деятельности педагогических работников, организаций, функционирования системы образования в целом. Создания условий для эффективной реализации и освоения обучающимися АООП, в том числе условий для индивидуального развития всех обучающихся.

14 слайд

Описание слайда:

15 слайд

Описание слайда:

Их осуществление предполагает: -Признание обучения как процесса организации речевой, познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающего овладение ими содержанием образования и являющегося основным средством достижения цели образования. Признание того, что развитие личности обучающихся зависит от характера организации доступной им деятельности, в первую очередь учебной. Развитие личности обучающихся в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социализации социальной адаптации. Разработку содержания и технологий образования обучающихся, определяющих пути и способы достижения ими социально желаемого уровня личностного познавательного развития с учётом их особых образовательных потребностей.

16 слайд

Описание слайда:

Ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где общекультурное и личностное развитие обучающегося составляет цель и основной результат образования. Реализацию права на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивающего развитие способностей каждого обучающегося, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. Разнообразие организационных форм образовательного процесса и индивидуального развития каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

17 слайд

Описание слайда:

Стандарт является основой для: -Разработки и реализации организацией АООП. -Определения требований к условиям реализации АООП, в том числе на основе индивидуального учебного плана. -определения требований к результатам освоения обучающимися с умственной отсталостью АООП. - Разработки нормативов финансового обеспечения реализации АООП, в том числе на основе индивидуального учебного плана, и нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере образования обучающихся с у.о. - Объективной оценки соответствия образовательной деятельности организации требованиям Стандарта, осуществления лицензирования образовательной деятельности, государственной аккредитации образовательной деятельности, государственного контроля (надзора) в сфере образования. - Проведения текущей, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.

Электронный учебно-методический ресурс «Тренировочные сборники для подготовки к ГИА обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» , разработанный ФГБНУ ФИПИ

Ресурс разработан в целях методической поддержки педагогов при подготовке обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к ГИА в форме государственного выпускного экзамена.

ФГОС НОО для детей с ограниченными возможностями здоровья с 1 сентября 2016 г.

В соответствии с российским законодательством каждый ребенок, не зависимо от региона проживания, состояния здоровья (тяжести нарушения психического развития), способности к освоению образовательных программ имеет право на качественное образование, соответствующее его потребностям и возможностям.

Детям с ограниченными возможностями здоровья их временные (или постоянные) отклонения в физическом и (или) психическом развитии препятствуют освоению образовательных программ, поэтому эта категория обучающихся нуждается в создании специальных условий обучения и воспитания.

Вовремя начатое и правильно организованное обучение ребенка позволяет предотвращать или смягчать эти вторичные по своему характеру нарушения: так, немота является следствием глухоты лишь при отсутствии специального обучения, а нарушение пространственной ориентировки, искаженные представления о мире - вероятным, но вовсе не обязательным следствием слепоты.

Поэтому уровень психического развития обучающегося с ОВЗ зависит не только от времени возникновения, характера и даже степени выраженности первичного (биологического по своей природе) нарушения развития, но и от качества предшествующего (дошкольного) обучения и воспитания.

Дети с инвалидностью и ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания - удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития.

Доступ к образованию для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, закрепленный в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС), обеспечивается созданием в образовательных организациях специальных условий обучения, учитывающих особые образовательные потребности и индивидуальные возможности таких обучающихся. (см. ст.41,42,79 ЗАКОНА РФ об Образовании).

Уважаемые родители!

С 01.09.2016 года вступают в силу федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья и федеральные государственные образовательные стандарты для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее по тексту ФГОС ОВЗ и УО).

ФГОС ОВЗ и УО представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования (далее - АООП НОО) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

ФГОС ОВЗ и УО применяется только в отношении учащихся, зачисленных на обучение по адаптированным основным общеобразовательным программам (далее по тексту АООП) после 1 сентября 2016 года. Остальные учащиеся, перешедшие на обучение по АООП до 1 сентября 2016 года продолжают обучение по ним до завершения обучения.

В образовательных учреждениях будут созданы условия для получения учащимися с ограниченными возможностями здоровья образовательных и личностных результатов, соответствующих требованиям нового стандарта. Информация о ходе реализации и результатах введения ФГОС ОВЗ и УО будет опубликована на сайте.

  • Мониторинг готовности общеобразовательной организации по обеспечению введения ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО ОВЗ) и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (ФГОС О УО).

Условия доступности

  • План мероприятий («дорожная карта») МОУ «СОШ №9» по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования

Наличие пандуса для беспрепятственного входа в здание школы

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

  • Межведомственный комплексный план по вопросам организации инклюзивного дошкольного и общего образования и создания специальных условий для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья на 2016-2017 годы 25 июля 2016
  • Федеральный перечень отдельных общеобразовательных организаций, осуществляющих обучение по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, включенных в реализацию мероприятия «Создание условий для обучения детей-инвалидов в дошкольных образовательных, общеобразовательных организациях, организациях дополнительного образования детей (в том числе в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам), в том числе создание архитектурной доступности и оснащение оборудованием» государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы 22 апреля 2016
  • Межведомственный комплексный план мероприятий по вопросу развития системы профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на 2016-2020 гг. 1 апреля 2016
  • Федеральный перечень отдельных общеобразовательных организаций, осуществляющих обучение по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, включенных в реализацию мероприятия «Создание условий для обучения детей-инвалидов в дошкольных образовательных, общеобразовательных организациях, организациях дополнительного образования детей (в том числе в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам), в том числе создание архитектурной доступности и оснащение оборудованием» государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы 1 марта 2016

Организация ГИА для участников с ограниченными возможностями здоровья

«Рособрнадзор постоянно ведет работу по созданию комфортных условий прохождения итоговой аттестации для выпускников с ограниченными возможностями здоровья.Для многих из них учеба становится хорошим стимулом к жизни, позволяет заполнить ее чем-то интересным, поиском знаний, изучением окружающего мира.

Нам важно, чтобы такие ребята чувствовали себя полноправными членами общества и имели такие же возможности учиться и сдавать экзамены, как и их здоровые сверстники», - заявил руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов. Видеоролик рассказывает, какие условия создаются при сдаче ЕГЭ для лиц с нарушениями зрения, слуха, инвалидов-колясочников и других категорий обучающихся с ОВЗ, какие дополнительные права они имеют, как подать заявление на участие в ЕГЭ, если у выпускника имеются проблемы со здоровьем, как должен быть оборудован экзаменационный пункт и что можно взять с собой на экзамен.

Примерные адаптированные образовательные программы для обучающихся с ОВЗ в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС ОУО

Название программы

Статус программы

Одобрена решением от 22.12.2015 г. Протокол №4/15

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Одобрена решением от 22.12.2015 г. Протокол №4/15

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Одобрена решением от 22.12.2015 г. Протокол №4/15

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития

Одобрена решением от 22.12.2015 г. Протокол №4/15

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для слабовидящих обучающихся
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования глухих обучающихся
Примерная основная образовательная программа среднего общего образования
ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Примерная основная образовательная программа начального общего образования

" data-url="/api/sort/SectionItem/list_order">

Структура ФГОС обучающихся с умственной отсталостью.

ФГОС для обучающихся с ОВЗ

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования (далее - АООП НОО) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Нормативно-правовая база введения федеральных государственных образовательных стандартов образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:

Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Приказ - Министерства образования и науки РФ

Назначение Стандарта:

ФГОС общего образования для учащихся с умственной отсталостью представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации адаптированной основной образовательной программы общего образования учащихся с умственной отсталостью образовательными организациями, имеющими государственную аккредитацию.

Цель ФГОС:

Главной же целью новых ФГОС стало раскрытие личности ребенка, его талантов, способности к самообучению и коллективной работе, формирование ответственности за свои поступки, создание дружелюбной среды, в том числе и в внеурочное время.

Основа стандарта:

1. Деятельностный подход

2. Дифференцированный подход

Системно - деятельностный подход - служит основой реализации основной образовательной программы начального общего образования и предполагает ориентацию на достижение основного результата – развитие личности обучающегося.

Дифференцированный подход

Это обязательная организация специальных условий обучения, особых образовательных потребностей (условия обучения, воспитания и развития), включающих в себя:

    использование адаптированных образовательных программ,

    специальные методы обучения и воспитания,

    специальные учебники, учебные пособия и дидактические материалы,

    специальную пространственно-временную организацию процесса получения образования

    наличие специалистов, имеющих необходимую квалификацию,

    проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий,

    организацию профессионально-трудового обучения.

    обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и некоторые другие условия.

ФГОС - это совокупность трех систем требований:

    Требования к результатам освоения основных образовательных программ;

    Требования к организации образовательного процесса;

    требования к условиям реализации основных образовательных программ.

Стандарт направлен на обеспечение:

    равных возможностей получения качественного общего образования учащимися с умственной отсталостью;

    государственных гарантий качества образования учащихся с умственной отсталостью;

    нравственного развития учащихся с умственной отсталостью,

    формирование основ их гражданской идентичности;

    учет возрастных, типологических и индивидуальных особенностей учающихся с умственной отсталостью, а также их особых образовательных потребностей;

    вариативность основных образовательных программ, дифференцированно учитывающих специфические образовательные потребности разных групп учащихся с умственной отсталостью.

Основные ступени реализации подготовительного периода внедрения ФГОС ОВЗ:

1. Изучение методических материалов по ФГОС обучающихся с ОВЗ.

2. Разработка необходимой документации.

Изучение методических материалов по ФГОС обучающихся с ОВЗ:

1. федеральный государственный образовательный стандарт, цели его внедрения;
2. структура ФГОС ОВЗ обучающихся с УО;
3. требования к содержанию образования;
4. требования к структуре и условиям реализации АООП.

Разработка необходимой
документации:

1. рабочих программ по учебным предметам;
2. коррекционно-развивающих программ;
3. программ внеурочной деятельности;
4. карт оценивания предметных достижений, позволяющие осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся с ОВЗ.

Отличия старых и новых ФГОС:

1. Оценки.

1. Портфолио

2. Единый учебный план

2. Разнообразие школьных программ

3. Образовательные стандарты не затрагивали внеурочную деятельность.

3. Новые ФГОС определяют 10 часов в неделю на посещение кружков, спортивных секций, экскурсий.

4. Игровые моменты в прежних ФГОС были минимальны.

4.Принцип обучения через игру.

Основной упор в стандартах нового поколения сделан на внеурочную деятельность.

Организация внеурочной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья:

Одной из приоритетных задач обучения детей с особыми образовательными потребностями является создание условий для успешной социализации. Реализация данной задачи невозможна без использования системы внеурочных занятий.

Что же такое внеурочная деятельность? Проведя анализ современной психолого-педагогической литературы и нормативных документов, можно сделать вывод, что внеурочная деятельность - понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

В качестве главного целевого ориентира внеурочной деятельности рассматривается содействие интеллектуальному и духовно-нравственному развитию личности обучающихся с нарушением интеллекта, становлению и проявлению их индивидуальности, накоплению субъектного опыта участия и организации индивидуальной и совместной деятельности по познанию и преобразованию самих себя и окружающей действительности.

Таким образом, для ребёнка с ОВЗ система внеурочной деятельности становится важнейшим ресурсом развития и успешной социализации.

Основные направления и формы организации внеурочной деятельности:

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Коррекционно-развивающее Игровая;

Нравственное Досугово - развлекательная;

Спортивно-оздоровительное Художественное творчество;

Общекультурное Социальное творчество;

Социальное Трудовая;

Общественно-полезная;

Спортивно-оздоровительная;

Туристско-краеведческая.

Недельная нагрузка по ФГОС внеурочной деятельности 4 ч,

и 6 часов отводится на проведение коррекционно-развивающей работы.

Здоровья отдельной категорией выделяются дети с нарушениями интеллекта. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), внедренный 1 сентября 2016 года, определяет с умственной отсталостью. Специфика заключается уже в самом термине «умственная отсталость». При разработке указанного стандарта эта проблема обсуждалась разработчиками, представителями Министерства образования и науки РФ, педагогами, общественными организациями.

Насколько корректно оставить название «умственная отсталость» в стандарте, учитывая, что в это понятие звучит как «интеллектуальные нарушения»? Промаркированное наименование «умственная отсталость» вызывает напряжение и у родителей, и у самих именуемых «отсталыми». Причем, если слово «умственная» является нейтральным, то слово «отсталость» ставит людей, которые имеют такую трудность, на ступеньку ниже. Возникает ситуация сравнения и дискриминирующее наименование этого диагноза вызывает желание оставить термин в медицинской нозологии, исключив его из употребления в образовательном праве.

Специфика образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью

Работа по систематизации всех профессиональных знаний , накопленных в отечественной дефектологии и специальной психологии, соотнесена с реалиями современного образования и с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Внедряемый образовательный стандарт регламентирует требования, которые до момента существования этого приказа, не был введен также в правовое поле. Это требования к образованию тех, кого ранее признавали необучаемыми на фоне глубокой тяжелой умственной отсталости.

Ситуация в системе специального образования менялась в течение последних 5-7 лет. Дети, имеющие пограничные нарушения в интеллектуальной сфере переходили в общеобразовательные школы. Для учащихся с более тяжелым нарушением интеллекта уже существовали специальные программы образования, разработанные коллективами авторов, которые давали возможность организовывать обучение именно для этой категории детей.

Как результат, в рамках образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью появились два варианта программ. Первый предназначен для детей, имеющих легкие стойкие нарушения интеллектуальной сферы. Второй вариант программы - это так называемая специальная индивидуальная программа развития, которая предусматривает максимальную индивидуализацию образования ребенка и дает возможность формировать у него максимальное количество необходимых ему жизненного опыта.

Разработка учебных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями опирается на две составляющие: особенность первичного дефекта (слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата) и на интеллектуальные возможности, что в данном случае и является определяющим фактором.

У таких детей есть особые дополнительные образовательные потребности, а именно - необходимость большего пропедевтического периода в образовании, когда между дошкольным и школьным этапом обеспечивается преемственность. Ребенок с тяжелыми нарушениями интеллекта готовится к обучению в школе, требует большей продолжительности обучения, увеличение сроков обучения и введение специальных учебных предметов. Все это должно способствовать формированию представлений о природных и социальных компонентах окружающего мира, и детальное, проработанное закрепление полученных знаний и навыков.

Федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с умственной отсталостью предусматривает пролонгированные сроки обучения. В связи с этим в данном стандарте не обозначены классы, а обозначен период от девяти до тринадцати лет. Согласно 5-й статье закона «Об образовании в Российской Федерации» человек имеет право на получение образования на протяжении всей жизни. Причем, именно получение основного среднего и общего образования - это гарантированное право гражданина, тогда как профессиональное образование - его личный выбор.

Социальность образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью

Другая особенность ФГОС, волнующая, прежде всего, родителей - это предусмотрение возможности последующего обучения по программам профессиональной подготовки квалифицированных рабочих и служащих. Федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с умственной отсталостью имеет важную социальную направленность, рассматривая дополнительную работу по формированию жизненной компетенции ребенка.

Для продолжения образования «особенные» учащиеся получают свидетельство об окончании либо коррекционной школы 8-го вида, либо общеобразовательной школы в случае, если мы имеем дело с детьми с умеренной умственной отсталостью. То есть после получения общего образования дети с интеллектуальными нарушениями имеют возможность обучаться дальше, проходить профессиональную подготовку и получать квалификационные разряды рабочих, служащих, с достаточно большим перечнем профессий (например, ландшафтный дизайн, зеленое хозяйство).

Таким образом, новый образовательный стандарт для обучающихся с умственной отсталостью нацелен готовить детей к будущей жизни, при этом обеспечивая высокое качество обучения непосредственно на протяжении нахождения в школе.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то