Создание человека. Для чего Бог создал человека? Основные теории, притчи и легенды

“И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над зверями, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. (Быт.1:26)

Этот отрывок из Слова Божия является частью описания сотворения человека на шестой день и он особенно ценен потому, что указывает нам на Того, кто сотворил нас. Мы должны помнить, что цель нашего сотворения заключается в том, чтобы мы прославляли нашего Создателя и вечно радовались в общении с Ним. И принимая во внимание, что Бог создал человека для определенной цели, то есть для Своей славы, мы приступим к рассмотрению качеств человеческой природы, которыми Бог наделил человека при сотворении.
Наш катехизис в десятом вопросе, спрашивает «Каким Бог сотворил человека?», и ответом на этот вопрос является следующее: «Бог создал человека мужчиной и женщиной, по Своему образу и подобию, в знании, праведности и святости, и дал ему власть над творением».
И таким образом мы рассмотрим:
I. Значение слова «человек»
II. Акт сотворения человека.


V. Каков результат человеческого неповиновения?

I. Значение слова «человек».
Мало кто из людей когда-нибудь задумывался над значением слова «человек». Это слово в оригинале звучит как «га Адам» и является однокоренным со словом «адама» - земля, так же оно происходит от слова «красный» и как некоторые комментаторы говорят, это по той причине, что человек был сотворен из «красной земли». Слово человек является общим для «Адама и Евы» так как Писание говорит «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их». (стих 27) Поэтому мужчина и женщина как по отдельности так и вобщем смысле являются «человеком» и поэтому Христос сказал «Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Матф.19:6). Это так же подразумевает, что они оба происходят от земли, что они оба одной природы, что обетования и предостережения относятся к ним в равной степени, и чтобы научить нас, что несмотря на это, человек был представлен миру главою завета. И здесь необходимо упомянуть то, что последовательность творения человека подразумевает, что Адам был сотворён первым, и только после того как Адам дал имена животным и «для человека не нашлось помощника, подобного ему», Бог сотворил жену из ребра Адама.

II. Акт сотворения человека.
Богу было угодно в Своём предвечном плане создать человека. Практически всё сотворение вселенной было создано Богом посредством Слова, так и сотворение человека было осуществлено на том же основании, ибо Он сказал «сотворим». Если вы внимательно прочтете первую главу Бытия сначала то, вы увидите, что сотворение человека было кульминацией созидания вселенной. Бог сотворил все вещественные начала вселенной, из которых сотворил небо и землю и, затем Он сотворил растительный и животный мир. И вот тогда Он создал человека, но главными качествами человека стали не его происхождение из «праха земного» или некая схожесть с животным миром, но его духовно-моральные качества. Бог «вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою. (Быт.2:7) Наш текст говорит, что Бог сотворил человека «по образу Нашему и по подобию Нашему» то есть Господь наделил человека некоторыми качествами которые схожи или подобны качествам Всевышнего. Здесь так же необходимо отметить, что качества человеческой природы не являются на сто процентов идентичными с атрибутами Божьими, но уподобляются качествам Бога только в некотором, а не абсолютном смысле.

III. В чем заключается образ и подобие?
Искушение человека было основано на сравнении человека с Богом. Древний змий подверг сомнению Божье установление и ввёл в заблуждение первых людей посредством того, что начал сравнивать человека с Богом и тем самым попытался провести между ними параллель, будто они равны. И здесь мы можем четко проследить тот факт, что человек был сотворен как морально-ответственное существо. Человек от своего сотворения имел знание, праведность и святость, которыми наделил его Творец. Эти качества подразумевают то, что человек знал, что он делает грех, так же он совершил грех, так как взял запретный плод и ел и он и его жена и, прежде всего он не отверг предложение сатаны, чтобы тем самым явить святость и приверженность Богу. А то, что человек был сотворен по образу и подобию, не говорит о том, что человек был равным Богу. Человек был наделен только духовным сходством, так как человек был наделен бессмертной душой, которая была подобна Богу своей духовной и бессмертной природой, своими способностями разумения и воли и то эти качества человеческой природы только издали имели сходство с Божьей природой.
Человек имел знание о добре, и для него знание о зле было чуждым по той простой причине, что зло не обитало в его сердце. Он имел совершенное знание о Боге, Его воле, и делах – в такой степени, в какой было необходимым для того, чтобы дать ему счастье и помочь ему быть пригодным для послушания Богу. И если порассуждать далее в отношении добра и зла и их месте во вселенной, то можно с уверенностью сказать, что зло является аномалией, так как всё что сотворил Господь хорошо весьма. У человека не возникало вопроса что хорошо, а что плохо. Он знал, что есть только добро и иного знания он не имел. И когда было предложено иное знание, к нашему сожалению, он не устоял. Ева, послушав змея начала свои размышления с того, что дерево хорошо для пищи. Как часто мы в нашей жизни оправдываем наши греховные поступки ложной выгодой. Насколько часто, мы, заглатывая наживку, рассуждаем о целесообразности и полезности этой приманки для нас, нашей семьи или для общества. И здесь уместным будет привести слова апостола Павла, «И не делать ли нам зло, чтобы вышло добро, как некоторые злословят нас и говорят, будто мы так учим? Праведен суд на таковых» (Рим.3:8). Следующая мысль матери всех живущих была о том, что дерево было приятно для глаз и вожделенно потому, что даёт знание. Как скоро наша природа набрасывается на всякого рода блестящую мишуру и мы утопаем в безделушках, которым мы радуемся пока дойдём от магазина до своего дома, а потом выбрасываем.
Человеческие поступки до грехопадения были продиктованы праведной природой и всё, что Адам делал, соответствовало тому закону, который был записан на сердце человека. Адам и Ева до грехопадения могли поступать согласно этому закону, но так же они могли нарушить его, по той простой причине, что Бог не наделил человека неизменными качествами, которые присущи только Богу. Святость человека подразумевает человеческую «устремлённость к безгрешности и совершенству», однако Адам и Ева пошли в противоположную сторону, они избрали путь греха, и таким образом обрекли себя и своих потомков на несчастье и страдания.

IV. Какое задание дал Бог человеку?
Бог поместил человека в Эдемский сад, прекрасное место для наслаждения, где ни в чем не было нужды. Бог повелел человеку владычествовать над всем тварным миром. Он должен был использовать свою власть нам Божьими творениями для того, чтобы использовать эту власть для Божьей славы, и его собственного блага, так чтобы во всем проявлялась справедливость.
И здесь нам предстаёт весьма печальная картина того, что между прошлым и настоящим человечества огромная пропасть. Прежде человек был источником света, а его воля прямо соответствовала воле Божьей, так же его влечения и привязанности были чистыми и святыми, свободными от всякого душевного потрясения и болезней. Но теперь всё обстоит совершенно иначе, так что мы можем сказать «потускло золото, изменилось золото наилучшее» (Пл.Иер.4:1), «Упал венец с головы нашей; горе нам, что мы согрешили» (Пл.Иер.5:16).
После грехопадения сердце человека наполнил грех. Этот смертельный принцип твердит человеку без конца, «возьми и используй ведь это всё твое». И ненасытная алчность человеческого рода, хочет брать все больше и больше, не задумываясь о том, что все, чем мы пользуемся на этой земле должно служить для славы Божьей, а не для нашего самоудовлетворения.

V. Какой результат человеческого неповиновения?
Результатом человеческого неповиновения Божьей заповеди была смерть. Об этом наказании Бог предупреждал человека, о чем засвидетельствовала Ева «только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть» (Быт.3:3). Всего, что требовалось от них, только не есть от одного единственного дерева во всём Эдемском саду. Для них Бог насадил сад, который был полон всяких деревьев и кустарников, приносивших пригодные для пищи плоды, но им захотелось съесть плоды именно от того дерева, о котором был вынесен строгий запрет. Чего им недоставало, чтобы они не получили? Разве это было не в их власти отвергнуть предложение змея, ведь тогда их воля не была порабощена грехом?
Но что же, они получили, если бы соблюли заповедь «не есть от запретного плода»? Человечество продолжало бы развиваться в святой народ без порока, наслаждаясь блаженством всю вечность. А что же они приобрели, после того как съели запретный плод, нарушив заповедь Божью? Их богатством стал грех. Их имуществом стали невзгоды и страдания. Их уделом стали ад и проклятие. До грехопадения человек был свободен, но теперь он раб. Прежде он был царём сидящим на престоле, а теперь в кандалах. Кто поработил человека, а тот, кто его больше всего ненавидит. Грех как работорговец продал нас сатане. Теперь порабощены не только воля, но и все способности человека. Лукавый ослепляет грешника так, что тот не знает, куда он идёт. Самсона сначала ослепили, для того чтобы затем связать. А слепой грешник легкая добыча для «рыкающего льва».
Чем больше грешник барахтается в болоте греха, тем больше он увязает в этой трясине и всё что он может сделать так это только идти на дно. И вот здесь именно в тот момент когда глаза грешника чуть выше уровня воды, Господь простирает свою властную руку и вытаскивает из болота то одного, то другого грешника по Своему усмотрению.
Бог сотворил человека правым, а люди пустились во многие помыслы. Человек, рожденный грешником и ведет себя как грешник и говорит как грешник, и уже ничего не напоминает о том, что когда-то всё было наоборот. Былое знание потеряно, и вместо него воинствующее невежество. Праведность переродилась в нечестие. Святость потеряла своё сияние небесной чистоты. И цель существования человека на земле затуманена материализмом.
Грешник ты находишься в весьма плачевном состоянии. Ты наследник гнева и тебе в твоем природном состоянии греха и несчастья только один путь в погибель. Можешь ли ты быть спокойным в таком состоянии? Если Дух Святой коснулся твоего сердца и побудил бежать из рабства греха, то знай что вернее дороги ко спасению чем Библия нет. Только Христос может снять с тебя это бремя греха. Только Он может разбить рабские оковы на твоих руках и ногах. Никто другой не поставит щит между тобой и Божьим гневом.
На какие скорбные размышления наводит наш первородный грех, создавший так много бед для нас. Этот грех настраивает против нас небо и землю. И обогревая замерзшую змею, не удивляйтесь, что, отогревшись, она вас ужалит. Грех порождает грех и ничего более.
Но есть Тот, Кто может избавить ужаленных, так как Его средство излечивает от всякого греховного яда. Взгляните на Него и обратитесь к Нему и он излечит вас Своей суверенной рукой, нанесет целебную мазь и перевяжет ваши раны. Грех принес в мир муки и проклятие. Христос освятил муки и устранил проклятие. Более того, Он не просто вызволил верующих из когтей греха, но Он ценой Своей крови пробрел для избранных венец славы и бессмертия. «и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы» Пет.5:4).
Пусть наличие в вас первородного греха побудит вас быть бдительными к вашему собственному сердцу. Не теряйте бдительности, ибо ваше блуждающее сердце нуждается в неусыпном оке. «А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте» (Мар.13:37). Аминь

Какое самое удивительное явление в этом мире вы встречали? Не стоит особенно углубляться в размышления: это удивительное явление – вы сами! Познание самого себя и других окружающих нас людей (и даже живших в далекой древности) привлекает каждого, наверное, больше, чем познание чего-либо другого во всей Вселенной.

Что есть человек? Что есть мое «я»?

Все мы – величайшая тайна мироздания. Божественное Откровение приоткрывает для нас завесу этой тайны и свидетельствует, что человек – особое творение Господа. Он – самое совершенное из всех существ, обитающих на земле, завершение и венец творения.

Бог сотворил человека

Об этом космическом событии просто и ясно повествуется в 1-й и 2-й главах книги Бытия (первой книге Ветхого Завета). В первой главе вы прочтете:

И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над зверями, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над зверями, и над птицами небесными, и над всяким скотом, и над всею землею, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; вам сие будет в пищу. А всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому гаду, пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так ().

Во второй главе вы встретите некоторые добавления:

И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою. И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке; и поместил там человека, которого создал... И взял Господь Бог человека, которого создал, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, умрешь. И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему. Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел их к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему. И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою: ибо взята от мужа своего. Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть. И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились ().

В чём же особенность творения человека?

Давайте обратим внимание на то, каким образом Творец действовал при создании мира ангельского, мира вещественного и человека. Конечно, в данных описаниях много символов, в них – духовный смысл, который требует толкования. Но все-таки. Ангельский мир сотворил в молчании.

Мир вещественный создается творческим повелением «да будет». А перед творением человека, согласно Божественному Откровению, происходит некий совет в Самом Триипостасном Боге. Три Лица Святой Троицы имели предвечный совет о создании человека: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (). Этим указывается на особенное назначение и высочайшее достоинство человека. Именно к нему обращено особое внимание Творца.

Таким образом, человек создан не просто как составная часть видимого мира. Он – живая личность и создан по образу Божию. Значит, он имеет ближайшее отношение к высшей, Божественной жизни, несет в себе отражение свойств Самого Бога.

Знаете ли вы?

Знаете ли вы, что имя первого человека Адам значит «взятый из земли? Потому что тело человека создано из праха земного. Но что же здесь особенного? А то, что если при создании других живых существ Господь повелел земле производить их, сообщил ей для этого силу, то при творении человека действует Сам лично и непосредственно. Тело человеческое Творец созидает из земли словно Собственными руками. А душа призвана к жизни Божественным дуновением.

Таким образом, человек по своему естеству принадлежит одновременно двум мирам: телом – миру видимому, вещественному, земному, а душой – миру невидимому, духовному, небесному.

Божественное дуновение означает еще и то, что Господь при творении человека сообщил ему благодать Святого Духа. В этом – исключительность и уникальность человека. И если жизнь нашего тела зависит от присутствия в нем души, то жизнь души напрямую связана с приобщенностью к Духу Божию.

Для первого человека Господь специально творит «помощника, соответственного ему» – жену (). Имя первой женщины Ева означает "жизнь".

Частица целой я вселенной,

Поставлен, мнится мне, в почтенной

Средине естества я той,

Где кончил тварей Ты телесных,

Где начал Ты духов небесных

И цепь существ связал всех мной.

Я связь миров, повсюду сущих,

Я крайня степень вещества;

Я средоточие живущих,

Черта начальна Божества...

Так писал о сотворенном человеке Гавриил Романович Державин. Созданный Богом человек – это гармоничное единство души и тела. Природа человека двуедина. Тело составлено из земли, а душа принадлежит иному миру – духовному. В человеке соединены миры небесный и земной. Человек увенчивает собой все мироздание.

Но сначала давайте обратим внимание на то, что сразу бросается в глаза, – на телесное естество.

Телесное естество

Из уроков биологии и анатомии вы знаете, по телу человек есть один из организмов, живущих на земле. В теле имеется все, что существует в природе. Неживая и одушевленная материя, элементарные частицы и нервная система – все совмещено в человеке.

В наше телесное естество так же, как и во все живое, вложена потребность самосохранения и продолжения рода. Для общения с внешним миром тело наделено пятью чувствами: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием.

Весь аппарат человеческого тела устроен сложно и премудро. Какой же закон лежит в основе устроения тела? Это закон красоты и соразмерности . И этот закон вы наблюдаете всякий раз, когда засматриваетесь друг на друга. Уж, наверное, вы согласитесь, что тело человека совершеннее тел всех остальных земных существ.

Даже своим видом оно указывает на возвышенное предназначение человека. Как именно? Так, что вертикальность положения тела показывает, что нам должно устремлять духовный взор к Небу, избегая приземленности мыслей и дел. Помните перевод самого слова «человек»?.. Кстати, а знаете ли вы, какое животное не может смотреть вверх? Да, да – это свинья! Ее голова всегда устремлена к земле – там все ее ценности. Кому же уподобляется человек, когда забывает о Небе?

По замечанию «отца Церкви» святителя Иоанна Златоуста , тело человека есть «сокращенный и малый мир».

Некий ученый подсчитал, что если разложить тело человека на отдельные химические элементы, то стоимость их окажется равной шести миллионам долларов. Но не спешите радоваться. Чтобы собрать из этих элементов тело и вернуть к жизни – не хватит всех драгоценностей мира. Само по себе тело было бы совершенно бездвижно, если бы его не оживотворяла душа. Итак, душа – бесценна! А назначение тела – быть достойным орудием и храмом души.

И – внимание! – по своей душе каждый из нас изначально был подобен ангелу. Естество души невидимо для телесных глаз, но именно она приводит все тело, мысли и чувства в движение.

Так неужели душа существует?

Вы знаете, что существование души иногда подвергается критике. В этом отношении будет интересен пример из жизни. Как-то один хирург сказал другому: «Я сколько ни вскрывал человека, но души не видел, и пришел к выводу, что ее в человеке нет». А другой возразил: «Сколько раз я вскрывал черепную коробку, прикасался к мозгу, а ума так и не обнаружил. Не значит же это, что его нет!»

Действительно, незримость души не означает ее отсутствие. Все вы, например, видите, как на землю падают дождь, град, снег. Вы понимаете, что причина падения – притяжение земли, однако саму силу притяжения никто никогда не видел. Так и в отношении души – она содержит собой все тело и управляет им, хотя сама при этом невидима.

В мире бездушной материи все подчинено закону строгой причинности. Там нет возможности выбора, каких-либо свободных, произвольных действий. Например, мяч покатится только тогда, когда вы его пнете или толкнете. Он неспособен размышлять или выбирать, куда и как ему катиться, – все зависит от вашего на него воздействия. Конечно, кому-то хотелось бы, чтобы мячи сами собой забивались в ворота – но не бывает так в материальном мире.

А вот человек поступает совершенно иначе. Даже ребенок, младенец может не подчиниться чьему-то приказу.

В этом отношении есть мудрые рассуждения у Андерсена в его сказке «Соловей»: «Капельмейстер расхваливал искусственную птицу и уверял, что она превосходит настоящую не только опереньем и бриллиантами, но и внутренними своими достоинствами.

– Что касается живого соловья... то никогда ведь нельзя знать заранее, что именно он вздумает петь, у искусственного же все известно наперед! Можно даже отдать себе полный отчет в его искусстве, можно разобрать его и показать его внутреннее устройство – все это плод человеческого ума, расположение и действие валиков и только!»

Самого себя каждый человек ощущает вовсе не как бездушный сгусток материи. В человеке есть духовная сила, способная властвовать над физическими потребностями: например, можно долгое время не вкушать пищи, хотя весь организм просит этого. Дух способен преодолевать ощущения физической боли и даже, ради высшей идеи, идти на телесную вопреки всем желаниям плоти. Благодаря именно душе человек обладает волей и возможностью выбора. Душе принадлежат способности умственной деятельности, памяти и воображения. Именно душа переживает радость или горе, испытывает чувства любви или ненависти. В душе живет совесть, постоянно свидетельствующая, прав человек или заблуждается. Мы способны стыдиться некоторых своих поступков. Каждый из нас осознает самого себя как живую личность. Все это не объяснить одними химическими процессами мозга и нервной системы.

Но если душа человека обладает свободной волей, если она способна выбирать, значит, она может склониться как к добру, так и ко злу. Значит, от решений человека во многом зависит его жизненный путь. А в таком случае возникает вопрос: разве не права астрология?

Неужели эти бездушные, раскаленные глыбы космических тел, удаленные от нас на миллиарды миллиардов километров, не имеют над нами никакой власти?

Разве не права астрология?

Тогда почему возникла астрология? А потому, что раньше на звезды и созвездия смотрели как на богов – живых, разумных, почти всесильных существ, которые правят миром. Эта вера возникла в Древнем Вавилоне, задолго до создания телескопов. Там считалось: в небесное правление какого бога родился ты, тот и покровительствует тебе, и сообщает черты своего характера. Причем это правление, а равно сами боги, тем более человек, подчинены судьбе (року, фатуму, карме).

Но если все зависит от звезд, тогда «и разум будет нам не нужен, ибо, раз мы не властны ни в одном действии, то нам нет нужды что-либо обдумывать. Между тем разум нам несомненно дан для обдумывания наших действий, почему всякое разумное существо в то же время есть существо свободное» (преподобный Иоанн Дамаскин).

Быть человеком – это действительно великая ответственность.

Астрология же предлагает свою альтернативу. Какую?

А вам не приходилось слышать подобного диалога (его записал, услышав случайно в электричке, современный православный исследователь сект Александр Дворкин):

– Скажите, а вы не скорпион?

– Нет, я рак. А вы, наверное, козерог?

– Что вы, я овен.

– А по восточному гороскопу?

– По восточному я – розовая крыса.

– А я – голубая свинья.

– Как замечательно, я так люблю свинок.

На что же меняет человек достоинство и ценность своей души?

Впрочем, возникает встречный вопрос: почему некоторые люди видят в гороскопе соответствие своему характеру, а астрологические предсказания порой сбываются?

В одной европейской стране провели такой эксперимент. Составили астрологический прогноз судьбы и гороскоп известного преступника, казненного в XIX веке. Эти данные разослали многим адресатам с просьбой ответить, соответствуют ли они их судьбе. Были обещаны и дальнейшие консультации. Что же, вы думаете, ответили многие? То, что прогноз в большой мере соответствует их характеру и отражает их судьбу!

Душа человека намного глубже, шире, богаче своими чувствами, своей внутренней жизнью, чем скудные наброски астрологических карт. Каждый из вас переживает, испытывает, чувствует и совершает столько, что, несомненно, черты, представленные в гороскопе, давно известны вашей душе. Но эти черты далеко не исчерпывают вашей ничем не повторимой жизни!

Вера в астрологию возникла от страха осознать возложенную на нас, людей, миссию. Легче поверить в предрешенную судьбу и закон звезд, нежели задуматься над своим поведением, постараться не погубить свою душу, а сохранить ее чистой, соделать богоподобной.

Так стоит ли подчинять себя овцам, козлам и пресмыкающимся, а еще более тем, кто смело трактует нашу судьбу с помощью звездного стада?

Ещё о душе

Это уподобление Богу в той мере, в какой это возможно для природы человеческой. Если ты по милости Божией решил быть христианином, торопись стать подобным Богу, облекись во Христа».

А теперь обратим взор в самую глубь веков и зададимся вопросом: каким был человек сначала?

Каким был человек сначала?

Нам сейчас трудно представить состояние, в котором находились первозданные люди, когда вышли из рук Творца. Современный человек смотрит на все сквозь покров собственной испорченности.

А первые люди с появлением на свет отличались непорочностью, чистотой, безгрешностью, святостью. В них не было и тени греха или малейшего противления добру. Совесть их была спокойна, душа не испытывала волнений, они ничего не боялись.

Ум первозданного человека легко усваивал как высшие духовные истины, так и знания о материальных предметах. Бог привел к всех животных, «чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей» (). Что это значило? То, что постигал самую суть, смысл всего живого и вообще мироздания, проникал в их тайну, мог выразить эту тайну словом. Наречение имен животным показывает, что человек познавал глубину вещей и их отличительные свойства. Впрочем, ум человека был и тогда ограничен, тем более не искушен опытом жизни. Ему следовало развиваться и совершенствоваться.

Каким было сердце первозданных людей? Оно изначально являлось обителью доброты, любви, самых светлых и теплых чувств. Сердце не знало порочных движений и беспорядочных чувств.

В человеке полностью отсутствовала плотская похоть – эта ненормально разросшаяся чувственность, враждебная духу. Поэтому «были оба наги, и жена его, и не стыдились» (). По учению святителя Григория Паламы (XIV век), прародители были облачены в Божественный свет, который окружал их и был лучше царской порфиры.

Воля первых людей обладала полной нравственной свободой, не испытывала никакого гнета. Человек был свободен от мучительного выбора, как поступить, чтобы ему было лучше. Он естественно любил добро и стремился к нему. Его воля находилась в согласии с волей Божией. Но значило ли это, что человек не мог вообще согрешить? Нет. Воля обладала абсолютной свободой. А следование за Богом всегда предполагает добровольность.

Наконец, тело первозданных людей не имело порока, какого-либо внутреннего или внешнего недостатка. Оно отличалось удивительной красотой, свежестью сил, не испытывало усталости, болезней, страданий. Да, человеческое естество, как сотворенное, само по себе переменчиво, тленно и смертно. Но оно изначально было причастно Божественной благодати, не имело внутреннего расстройства, поэтому не должно было и умирать.

Человек предназначен к бессмертию, а достичь его можно лишь в общении с Источником жизни – Богом.

Близость к Творцу

В том и заключалась основная особенность первых людей, что они находились в непосредственной близости к своему Творцу. Человек в Раю искренно любил Бога.

Сам Господь был первым Наставником и Учителем людей. Он являлся им, беседовал и открывал Свою волю. У первозданных людей было совершенное чувство близости Бога. Более того, они сами являлись храмом, обителью Бога, настолько тесно было их общение с Небесным Отцом.

«Человек есть богозданный храм Божества по душе и телу», – писал святитель Игнатий (Брянчанинов). «Назначение человека – быть сосудом и орудием Божества». А святой Макарий Великий так изъясняет это: «Как небо и землю сотворил Бог для обитания человеку, так тело и душу человека создал Он в жилище Себе, чтобы вселиться и упокоеваться в теле его, как в доме Своем, имея прекрасною невестою возлюбленную душу, сотворенную по образу Его».

Причастность Богу всем естеством означала состояние глубокой духовной радости, неизреченного мира, удивительного вдохновения, легкости и свободы, всего того, что может называться счастьем или блаженством.

Оказывая любовь и послушание Небесному Отцу, человек сам являлся владыкой видимого мира. Животные не причиняли ему вреда, но слушались, видя в нем своего царя.

Среди самих животных не было вражды, сильные не трогали слабых. Все звери питались лишь травой и растениями.

Природа не возмущалась катаклизмами. Солнце не иссушало лицо земли, отсутствовали морозы. Не было ничего такого, что в настоящее время причиняет страдания и ущерб животному и растительному миру. Везде царили гармония, красота, покой и порядок, так как все мироздание пока существовало в полном согласии с волей Творца.

Назначение же человека заключалось в том, чтобы все более совершенствовать как самого себя, так и подчиненный ему видимый мир, во всем утверждая Царство Божие и прославляя своего Небесного Отца.

Не для житейского волненья,

Не для корысти, не для битв,

Мы рождены для вдохновенья,

Для звуков сладких и молитв.

Для чего это было нужно?

Человек мог быть бессмертным только в близости Творцу. Общение с Богом возможно только при искренней любви к Нему. А любовь всегда проявляется в радостном исполнении воли того, кого любишь.

В исполнении повеления Божия люди могли реально проявлять свою любовь к Создателю и так совершенствоваться в добре. Представляло ли это для человека чрезмерный труд? Вовсе нет. Ведь первые люди изначально имели глубокое доверие Богу. Они обладали полнотой всяческих благ. И внутри них не находилось потребности вкушать запретный плод.

Но почему это дерево называлось древом познания добра и зла? В этом – глубокий смысл. Само по себе это дерево не могло сообщить знание добра и зла. Ведь человек изначально обладал ясностью душевных чувств, чистотой совести и поэтому различал, в чем добродетель и в чем порок. Но через это дерево человек познал на опыте, какое добро содержится в послушании, а какое зло – в противлении воле Божией.

И не сами плоды дерева были смертоносны. Дерево это, как и прочие, было добро и прекрасно. Смертоносным же являлось непослушание Богу. Итак, повеление не вкушать от дерева познания добра и зла означало испытание человека, насколько он добровольно и искренно любит своего Творца и Бога, в близости Которому заключается вся его вечная жизнь.

Вспомните, в чем заключалась особенность творения человека?

На что эта особенность указывает?

В чем состоит уникальность человеческой природы?

Почему можно утверждать о существовании души, если даже она, по своей природе, невидима?

Можете ли вы рассказать о взаимной связи души и тела?

Что такое совесть и зачем она нужна?

Как вы охарактеризуете образ Божий в человеке?

А что такое подобие Божие?

Чем первозданный человек отличался от всех нас?

Что такое и зачем было нужно древо познания добра и зла?

Согласно библейской истории, которой придерживается большинство верующих людей на земле, наш мир создал Бог, мощный дух, управляющий мирозданием на планете.

Творец зажег солнце, и на планете, которую он решил украсить лесами, горами, водами и небесами, возник растительный и животный мир. В саду, который Он назвал Эдем, Бог довел до совершенства свой акт творения. На свет появился человек. Для чего Бог создал человека? С какой целью? Почему человечество пошло путем греха, а не радости?

Экскурс по мировым религиям

Прежде чем перейти к анализу происхождения человека с библейской точки зрения, посмотрим, что об этом событии говорят другие мировые религии. Для чего Бог создал человека?

В исламе описывается только создание мужчины, Адама. О создании женщины не упоминается. По Корану, Творец сделал первого человека из глины. Создатель поставил сотворенного человека своим наместником на земле, и ангелы поклонились Адаму, кроме одного мятежного духа.

В древние времена индусы верили, что в сердце у человека обитает пуруша, которая населяет всю вселенную. От этого создания и родился человек, который несет в себе не только материальный, но и духовный мир.

Каббала говорит, что в первого человека, Адама, Бог заложил духовные и материальные начала. Адам стал первым пророком и автором книги Разиэля. Этот факт маловероятен, вряд ли в те времена уже существовала письменность.

В иудаизме Адам и Ева были созданы в единстве, а потом разделены. Поэтому человек имеет как мужские, так и женские признаки в своей сущности. Но есть в иудаизме и другая позиция, в соответствии с которой Ева - это новое творение Бога.

Замысел о человеке

Библия рассказывает нам, для чего Бог создал человека, в книге Бытие, которая открывает Пятикнижие Моисеево. Шесть дней Бог творил мир, а на седьмой отдыхал от трудов. Он успел сделать многое за эти дни: отделил свет от тьмы, разделил твердь и воды, по слову Своему дал существование растительности и животному миру.

Но чего-то не хватало для созданного Богом мира - хранителя. Поэтому Творец и замыслил сотворить человека по образу и подобию Своему. Для чего Бог создал человека? Чтобы тот заботился о прекрасном мире, возделывал землю и оберегал все то, что создал Всевышний. 1-я глава книги Бытие, стих 26, говорит:

И сказал Бог: по образу Нашему, по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.

Тело человека

Во 2-й главе книги Бытие читаем такие слова:

И создал Господь Бог человека из праха земного и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою.

Разберем подробней этот стих из Библии. Бог создал человека из праха земного. В голове современного человека при слове "прах" возникают следующие ассоциации: пыль, что-то грязное и еле уловимое для глаза. Пыли на земле много. Вулканы, пустыня, например, являются источниками пыли. Пыль содержится и в животном (бактерии), и в растительном мире (пыльца, плесень).

В Библии в значении «прах», «пыль» употребляется слово еврейского происхождения «афар». Данное слово имеет несколько значений и может переводиться как «земля» или «глина».

Можно сделать вывод, что человеческое тело Бог сделал из земли. Если снова обратиться к еврейскому языку, можно обнаружить слово «ятсар», которое используется в Писании как «создать». В прямом значении «ятсар» значит «лепить». Бог придал форму человеческому телу с помощью глины. Творец вылепил почки, печень, сердце и вдохнул в этот сосуд свое дыхание.

Душа человека

Сначала Бог сотворил человеческое тело, а дальнейшим шагом, или стадией творения, было оживить этот глиняный сосуд. Создатель вдохнул в первого человека дух, или душу. Таким образом, человек задуман Богом как материальная оболочка и духовная. Источник жизни в человеке - душа, которую Творец подарил нам, и мы стали образом и подобием Божиим.

Многие путают и неправильно трактуют следующие стихи из книги Бытие 1:26:

И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему.

Каким Бог создал человека? Бог сделал Адама, а за ним и все человечество, не внешне похожим на себя, а внутренне. Бог нематериален, Он - дух. Быть созданным по подобию и образу Бога означает присутствие у человека ума, интеллекта (например, сочинять музыку, писать картины или создавать шедевры мировой литературы и архитектуры), воли и свободы выбора. Благодаря этим качествам, создание имеет возможность общаться со своим Создателем и нести ответственность за тот который принимает на себя.

Человек и животные

Бог создавал человека иначе, чем животных. Животных Он сотворил словом (Бытие 1:24):

И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так.

Первого человека он вылепил из глины, непосредственно принимал участие в его «рождении». Человек - это главное творение Бога, шедевр. Как люди восхищаются произведениями Леонардо, Микеланджело или Гауди, так же и Бог любовался своим творением - красивым и бесподобным. Создатель лично участвовал в появлении человека на свет. Создавая тело, а затем вдохнув в тело - душу, Бог предназначил нас как для материального, так и для духовного мира. Быть представителем творца на земле, посредником между небесами и землей.

Существует гипотеза, что Творец надел на человека шкуру обезьяны, когда Адам и Ева согрешили, и изгнал людей из Эдема. Он изменил их тела и сделал смертными с помощь кожи животного. В книге Бытие 3:21 читаем следующие стихи:

И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их.

С этой точки зрения, теория и эволюции Чарльза Дарвина имеет право на существованием. Генетическое родство с обезьяной может объясняться божественным вмешательством в человеческое тело, которое изначально имело другой вид. Многие ученые не желают рассматривать такой вариант развития человека или целенаправленно закрывают на это свои глаза. Все зависит, под каким углом посмотреть на тот или иной вопрос.

Адам и Ева

Первый человек, созданный Богом, был назван Адамом. Бог с самого начала заботился о своем творении. Чтобы ему было хорошо и радостно, Творец посадил сад - Эдем, где Бог и создал человека, где человек впервые увидел свет и почувствовал ароматы трав и цветов.

Бог поставил Адама царем над всякой тварью на земле, в Эдеме. Рай, или Эдем, питала одна большая река, которая разделялась на четыре реки. Одна из них называлась Евфрат. Пользуясь этими сведениями, археологи и историки, заявляют, что рай на земле действительно был и находился на территории современной Северной Африки.

Изначально человек не ел мясо, а питался растениями и плодами с деревьев. В функции первого человека входила забота о саде и его охрана. Человек назвал животных и дал им первые имена (Бытие, 2-я глава):

Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей.

Бог увидел, что человеку тяжело одному. Он усыпил Адама, а из его ребра создал женщину, которую и привел к нему, когда Адам проснулся. Бог назвал женщину - Ева. В каббале, мистическом направлении иудаизма, написано, что жену звали не Ева, а Лилит, но Библия - более весомый и авторитетный источник, чем таинственное течение иудаизма.

Когда Адам увидел Еву, то воскликнул (Бытие 2: 24, 25):

Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа.

Мужчина и женщина стали одной плотью. Ева была сотворена из части тела Адама. Жена и муж составляют одно целое, имя которому - человек.

Адам и Ева ходили по Эдему голыми и не скрывали наготы, так как еще не вкусили запретного плода, и чувство стыда человеку было еще не свойственно.

Цели создания человека

Почему Бог создал человека? Какие цели Он преследовал? Эти вопросы занимают умы многих людей. В Библии четко указано, для каких целей был создан человек:

  • для руководства созданным Богом материальными вещами;
  • для заботы над миром и садом в Эдеме;
  • для общения с Богом (Творцу было интересно общаться с человеком);
  • чтобы радоваться, глядя на человека;
  • Бог создал человека для счастья.

Бог - это дух, Он не живет в теле, как мы, и не может полностью управлять жизнью на планете. Для этого Творцу надо стать человеком. Вот еще одна гипотетическая цель создания человека - получить тело, благодаря созданному человеку (рождение Иисуса Христа от Марии, непорочное зачатие).

Трудные вопросы

Бог создал человека таким образом, чтобы он мог радоваться каждому мгновению, прожитому на земле, в счастье общения с Творцом этого мира.

Скептики часто спрашивают, зачем Бог создал человека, если знал, что он может грешить и душа многих попадет в ад? Все дело в том, что человек был сотворен по образу и подобию Божьему и был наделен свободой выбора, то есть мог решать, каким путем идти, и не быть марионеткой.

Бог предупреждал Адама, что в Эдеме он может есть плод с любого дерева, но не прикасаться к плодам познания добра и зла. Первые люди не послушались Бога. Человек сам решил, каким путем идти.

В библейской книге Екклесиаста написано:

Только это я нашел, что Бог сотворил человека правым, а люди пустились во многие помыслы.

В этих строках мудрый Соломон говорит, что Бог сотворил человека правильным, чистым, безгрешным. выбрали другую дорогу, а затем, получив способности от Бога, применили их, как посчитали нужными. Часто человеческие решения направлены на то, чтобы не приближаться к Богу, а целенаправленно доказывать Его отсутствие. Люди, наделенные Божьими дарами, используют их не по назначению, придумывая и фантазируя, выдавая эти теории за неоспоримые факты. Но в первом послании апостола Павла Коринфянам (1:19-20) Бог отвечает человечеству, что мудрость века Он унизит и покажет ее глупость:

Погублю мудрость мудрецов и разум разумных отвергну. Где мудрец? Где книжник? Где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?

Послесловие

Человек не послушался Бога и съел с запретного дерева плод. Всем нам знакома сцена искушения Евы коварным змеем, чей образ принял сатана. Ева послушалась соблазнительных речей дьявола, что, откусив от плода, люди познают добро и зло, станут бессмертными. Ева попробовала плод и дала мужу. Адам доверился жене, в воздухе повисла тишина - мир стал иным. Бог изгнал людей из Эдема, одел их в кожаные одежды и наказал женщину мучиться тяжелыми родами, а мужчину - изнуренным трудом до конца дней. Человек сделал выбор.

Первые люди имели удивительную возможность напрямую общаться с Богом, ухаживать за садом, иметь легкие и невесомые тела. Всего этого они лишись в одним момент, в том числе возможности жить в присутствии Творца. И только спустя много лет Богу надо было воплотиться в человеческое тело, родиться от женщины, страдать, быть избитым толпой, умереть и воскреснуть, чтобы восстановить отношения с человеком.

Каждый раз, беседуя с Люцифером, узнаю что-то новое и интересное. И вот сегодня не исключение.
Оказывается в Библии про первых людей все неправда написано. Да и в Торе тоже. А было на самом деле вот так:

Сначала все животные были только женского пола. И венец творения Бога - человек, был тоже женщиной. Человек и женщина – было суть одно и то же. Как звали первую женщину на Земле, мне не известно. Но доподлинно известно, что одинокой она оставалась не долго. Бог создал целую кучу женщин ибо были они прекрасны на вид, а также чрезмерно добры и ласковы. Для того чтобы женщины могли влюбляться и создавать семьи, Бог наделил их безумным сексуальным влечением друг к другу, а также подарил им клиторы, дабы их любовь доставляла им поистине неземное удовольствие. Для продолжения рода же, женщины были наделены семенной жидкостью. Она содержалась в их слюне.

И сказал тогда Бог женщинам:
«Если любите друг друга, любите вдоволь, используйте для этого ваши пальцы, бананы, вообще все что под руку попадет, но целуйте срамные места друг друга, только если хотите продолжить род свой. Ибо дети портят вашу плоть и рожать их можно не больше раза в два года, а дабы прокормить каждого придется вам от восхода до заката солнца трудиться, срывая с веток бананы и апельсины и прочие фрукты.

И жили тогда люди на Земле, в райском саду, долго и счастливо, и не нужно было им никаких контрацепций, ибо знали – не хочешь дитятю, не ложись 6 на 9.

Но стало ненасытным людям однажды мало любовных ласк. И сказали они Богу:
«Посмотри какие большие влагалища ты нам создал, но мы ничем не можем наполнить их, кроме бананов, что произрастают на пальмах». Создай же нам любовный орган, дабы могли удовлетворять мы похоти друг друга более естественным путем.

Долго думал Бог над проблемой. И наконец придумал. Взял он человека, и увеличил ей клитор настолько, что стал он напоминать по форме и размеру банан. И назвали этот орган половым членом. И создал Бог много таких людей. И смогли люди любить друг друга без подручных средств. И опять возрадовались они, и воздавали хвалу Творцу.

Но через время, людям стало и этого мало:
«Хотим ласкать друг друга 6 на 9», сказали они, «ведь это так приятно, так нежно и чувственно, но боимся забеременеть!».
И тогда Бог убрал семенную жидкость из слюны женщины и перенес ее в органы возле половых членов тем женщинам, которые имели оные.
«Теперь все будет очень хорошо», молвил Бог. «Вставляйте половые члены, во влагалища, только если хотите детей. А если не хотите, то вставляйте их в анальные отверстия. И будет вам счастье».

И опять были люди счастливы и получали много удовольствия от любви, и воздавали хвалу Творцу.

Но вскоре те женщины, которые не имели влагалищ, а имели только члены, заметили, что не могут больше рожать детей. «Ну и не надо», подумали они, мы будем и так счастливы. И стали они трахаться без устали, с кем хотят и куда хотят, и не боялись забеременеть. И перестали кормить детей грудью, потому что им стало плевать на детей. И стали они грубыми, и туповатыми от похоти.
Постепенно у них уменьшились груди, и вовсе исчезли, остались лишь рудименты. А от грубости и от того, что они стали редко мыться, думая только о сексе, у них на теле повырастали волосы.
Они стали силой принуждать женщин с влагалищами к любовным утехам, и перестали их уважать. Чтобы отличать себя от женщин, они стали называть себя мужчинами.
И узрел все это Бог, и стало ему больно от того, что натворили дочери его. И молвил он тогда:
«За сие живите сами как хотите. А дорогу в Рай забудьте, пока не одумаетесь».
И увидел Бог насколько уродливы и ужасны стали те женщины, что именуют себя мужчинами. И сжалился он над нормальными людьми, которые оставались женщинами, и сказал:
«Отныне даю вам шанс вернуть все как было. Мужчины уродливы, сильны и грубы. Но их род будет ограничен. Я забираю у них половину их продолжения рода, и меняю ее на другую, особую половину. Отныне новые мужчины будут появляться на свет только от мужчин. И исчезнут они с лица Земли до одного, если будете выполнять три заповеди мои»

1.Всячески перевоспитывайте мужчин, одаряйте их все время своим добром и теплом, дабы истребить их непомерную похоть, грубость, и тупость.

2.Занимайтесь сексом с мужчинами как можно реже, дабы поменьше продолжать грязный род. Не давайтесь им легко, пусть срывают для вас с деревьев миллионы бананов и кладут миллионы звезд к вашим ногам, и говорят вам миллионы ласковых слов, прежде чем получат ваше прекрасное тело.

3.Развивайте мир, изучайте высокие технологии, дабы уже сами смогли вернуть себе семя во рту, и начать размножаться нормальным образом. Ибо я устал менять вас по вашим прихотям.

И поменял Бог у мужчин одну гамету X на гамету Y, и еще, в качестве бонуса, сделал так, что половые члены мужчин были подвержены утомлению, и быстро изнашивались. И закрыл Бог людям дорогу в Рай, и отвернулся от них, и перестал с ними разговаривать.

Делать нечего, стали люди пытаться жить по этим заповедям. У некоторых получалось это лучше, у некоторых хуже. Но, постепенно, мужчины от своей грубости, и большей физической силы, взяли верх над женщинами, и подчинили их себе, и взяли узды правления всем миром. И тогда они переписали все книги, и налгали там, что будто-бы Бог создал женщину из ребра, и будто главная цель женщины – услаждать мужчину.

И только в наше время, вы, истинные люди, женщины, начинаете освобождаться от гнета мужчин и идти к божественному обществу. Получится ли у вас это, зависит только от вас же самих. Если же видите вдруг женщину с грудью, но грубую, ругающуюся матом, или курящую табак, то знайте, это уже не женщина. Это промежуточная стадия в деградации женщины до степени мужчины. Сторонитесь же такой женщины и любите только чистых и нежных созданий, с ласковыми руками, и страстным любовным влагалищем, которое однажды, соприкоснувшись с вашим язычком, сможет дать на свет нового, чистого ребенка. Ребенка, не рожденного от грязных уродливых существ – мужчин! И тогда получите вы прощение Творца, и вернется Рай на землю, и воцарится царствие небесное вовеки веков!

Как Бог сотворил человека

Взял Господь тело человека от земли и вдохнул в него дыхание жизни. И назвал Он первого человека Адамом, что значит "подобный" или "взятый от земли". Следовательно человек был создан из того, что уже существовало, но было бездушным, не имело души. Господь создал человека по Своему Образу и Подобию. Под Образом Божиим, нужно понимать данные Богом человеку силы души: ум, волю, чувство; а под Подобием Божиим нужно понимать способность человека направлять силы своей души к уподоблению Богу, - совершенствоваться в стремлении к истине и добру, то есть в человека было вложено Божественное начало. Человек мог творить мир вокруг себя и хранить его.

Бог очень любил Адама и повелел ему ухаживать за садом, заботиться о растениях и животных. Адам жил в прекрасном саду, который назывался Раем. В Раю был вечный мир. Человек был царем над всеми, звери и птицы покорялись ему, потому что только человека Бог одарил разумом.

Адам дал названия всем живым существам. Он благоустраивал мир и вносил в него Божественную благодать, которую получал от общения с Богом. Что такое благодать? Это Божественная сила, которой Господь нас всех согревает, которую может чувствовать каждый из нас и которая наполняет нас радостью, любовью, добром.

У каждого животного была подруга, только Адам был совсем один. Милосердному Богу стало жаль Адама, и Он решил: "Нехорошо быть человеку одному". Навел Бог на Адама крепкий сон, вынул из груди его ребро и создал женщину. Адам очень обрадовался ей и назвал ее Ева, что значит "жизнь". Адам очень любил свою жену, а она любила его и помогала во всем.

Как грех пришел в мир

Посреди Рая-Эдема Бог посадил два дерева: дерево жизни и дерево познания добра и зла. Жизнь людей в Раю была исполнена радости: совесть их была спокойной, разум был светлый, а сердце - чистым. Бог заботился о них, как любящий отец. Бог создал людей как ангелов, для того чтобы они любили Бога и друг друга. Для этого бог стал учить людей любви. Он дал им полную свободу и маленькую заповедь-завет (повеление) - не есть плодов с дерева познания добра и зла. Исполняя эту заповедь, люди могли проявить свою любовь и внимание к желанию Того, Кого любили. Адам и Ева с радостью приняли этот завет. И царили в Раю любовь и согласия…

Дьявол позавидовал райскому блаженству людей и задумал лишить их Божией благодати. Для этого он вошел в змея и спрятался в ветвях дерева познания добра и зла. Увидев Еву, змей стал искушать ее, предлагая отведать плодов с этого дерева. Сказал змей: "В день, в который вы вкусите плода, откроются глаза ваши и вы будете, как боги, знающие добро и зло". Ева сначала отказывалась, помня завет Божий, но соблазнительная речь змея и привлекательный вид плода подействовали на нее. Она сорвала плод с дерева, стала его есть и дала Адаму.

Люди поддались искушению, нарушили волю Божию - согрешили. Они отделили себя от Бога. В мир, во все творение Божие пришло зло, которое до того не имело места в мире. Этот первый грех называют первородным грехом, так как он дал начало всем последующим грехам в людях.

Согрешив, люди не получили ни радости, ни совершенства, они лишились душевного спокойствия, их стала мучить совесть.

Бог, по Своему милосердию, стал призывать их к покаянию - осознанию своей вины. Он ждал, что люди раскаются и попросят прощения. Однако грех отдалил людей от Бога. Адам и Ева не раскаялись, они перекладывали вину за содеянное друг на друга и на змея.

Больше людям нельзя было оставаться в Раю - безгрешном месте, и они были изгнаны. Господь предсказал Адаму и Еве все тяготы жизни. Которые предстоит испытать людям на земле, прежде чем они снова обретут Царствие Небесное.

Почему же Господь попустил зло? Почему человек оказался таким несовершенным и не мог противостоять злу?

Над этими вопросами люди размышляли во все времена. Человек по своей природе был всегда свободен. В его общении с Богом не было никакого принуждения, лишь согласие и любовь. Но жизнь человека всегда наполнена желанием все изведать, всего достичь, все познать. Довольно сложно бывает человеку избежать соблазна греха - внешней привлекательности и кажущийся легкости сделать или получить что-то, что человеку не позволено и даже вредно. Каждый миг жизненного пути - это миг выбора пути. Не всегда человек идет путем добра и справедливости, но каждый для себя этот путь определяет самостоятельно. Чем больше у человека добра и правды в душе, тем ближе он к Богу, тем больше у него сил удержаться от дурных соблазнов.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то