Сословия в россии. Что такое сословная структура общества

Сословия - это социальные группы, обладавшие определенными правами и обязанностями, которые были закреплены в обычае или законе.

Когда появились сословия

Сословия в России стали появляться после объединения русских земель в единое государство. При этом происходило ослабление влияния местной удельной феодальной аристократии и рост влияния дворянства в посадской верхушке.

С началом проведения Земских соборов расширяется и круг участников. Здесь вместе с боярско-дворянским сословием и духовенством принимает участие и верхушка посада. На собор 1613 года были приглашены представители черносошного крестьянства. В это время сословное деление отличалось большой пестротой и разнообразием.

Разрядные списки XVI века и Бархатная книга (1687 год) привели к тому, что дворяне из служилого превратились в наследственное сословие. Некоторые изменения наследственных принципов сословных организаций произошли при Петре I с введением Табели о рангах.

Тем не менее сложившееся сословное деление на дворян, духовенство, городских и сельских обывателей просуществовало до Октябрьской революции 1917 года.

Сословия, их права и обязанности

Сословие

Внутрисословные группы

Права и привилегии

Обязанности

Дворянство

Потомственные и личные.

Владение населенными землями.

Освобождение от налогов.

Освобождение от земских повинностей.

Освобождение от телесных наказаний.

Освобождение от обязательной службы.

Сословное самоуправление.

Поступление на госслужбу и получение образования.

Личные дворяне не могли передавать свое достоинство по наследству.

Без особых обязанностей.

Духовенство

Белое (приходское),

черное (монашеское).

Духовенство освобождалось от рекрутской повинности и телесных наказаний. Служители церкви имели право получить хорошее образование.

Представители духовенства были обязаны посвятить свою жизнь церкви.

Были обязаны проповедовать Слово Божие.

Почетные граждане

Потомственные и личные.

Свобода от рекрутской повинности, подушного налога и телесных наказаний. Право выбора на общественные должности, но не на государственные.

Без особых обязанностей.

Купечество

1-, 2- и 3-й гильдий.

Купцы 1-й гильдии имели крупный внутренний и внешний торговый оборот. Были освобождены от многих налогов, рекрутской повинности и телесных наказаний.

Купцы 2-й гильдии были заняты ведением крупной внутренней торговли.

Купцы 3-й гильдии вели городскую и уездную торговлю.

Купечество имело право сословного самоуправления и доступ к приличному образованию.

Купцы 2- и 3-й гильдий обязаны были нести рекрутскую, земские и налоговые повинности.

Казачество

Казаки владели землей, освобождались от выплаты податей.

Казаки обязаны были нести военную службу (срочную и в запасе) с собственным снаряжением.

Мещанство

Ремесленники, мастеровые и мелкие торговцы.

Мещане занимались городскими промыслами и уездной торговлей. Имели право сословного самоуправления и ограниченный доступ к образованию.

Мещане платили все существующие тогда подати, несли рекрутскую повинность. К тому же они не владели землей, обладали урезанными правами и широкими обязанностями.

Крестьянство

Государственные и крепостные до 1861 года (помещичьи, посессионные и удельные).

Государственные крестьяне имели права общинного владения землей и сословного самоуправления.

Крепостные прав не имели вообще. После 1861 года крестьянское сословие унифицировалось, получив минимум гражданских и имущественных прав.

Крепостные крестьяне должны были отрабатывать барщину, платить оброк и нести другие повинности в пользу владельцев. Все крестьянство до 1861 года и после несло рекрутскую повинность (до 1874 года) и большую часть тягла в пользу государства.

Сосло́вие - социальная группа, обладающая закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Для сословной организации, обычно включающей несколько сословий, характерна иерархия , выраженная в неравенстве их положения и привилегий. Классическим образцом сословной организации является феодальная Франция, где с 14-15 веков общество делилось на высшие сословия (дворянство и духовенство) и непривилегированное третье сословие (ремесленники, купцы, крестьяне). В России со второй половины 18 века утвердилось сословное деление на дворянство, духовенство, крестьянство, купечество, мещанство, казачество. С развитием капиталистических отношений происходит разрушение сословий.

Формирование сословий

Формирование сословий представляло собой длительный процесс, связанный с закреплением и оформлением в праве имущественного неравенства и определенных социальных функций (военных, религиозных, профессиональных). По сравнению с кастами, которые можно рассматривать как сословную организацию, и где принцип наследования абсолютен, в сословиях наследственный принцип соблюдается не столь жестко. Членство в сословии может быть куплено за деньги, даровано верховной властью. Вместе с тем, сословия отличаются от таких корпораций, принадлежность к которым является результатом личных достижений в образовании, науке, на государственной или военной службе, например, шэньши в Китае. Особую роль, подрывавшую принцип сословной организации, в Европе играло духовенство, поскольку членство в этом сословии не было наследуемым. Признаком сословия является также наличие у его членов внешних символов сословной принадлежности - украшений, знаков различия, предметов одежды, причесок. Также складывается специфическая сословная мораль.
Классическим образцом сословной организации общества считается феодальная Франция . Формирование наследственных сословий здесь завершилось к 14-15 векам. К этому времени французское общество делилось на сословие духовенства, сословие дворянства и третье сословие, посылавшие своих представителей в органы сословного представительства - Генеральные штаты. Каждое из сословий имело свои права и привилегии. Сословия духовенства и дворянства были освобождены от налогов, пользовались преимущественным правом доступа к государственным должностям, культивировали особый, отличавший их от третьего сословия, стиль жизни. Сословный строй во Франции был разрушен Великой французской революцией.

Сословия в России

Оформление сословий в России началось с середины 16 века одновременно с созданием едино Русского централизованного государства, ослаблением удельной аристократии, ростом влияния дворянства и верхов городского посада. В это время начинают созываться земские соборы, в которых наряду с боярами, дворянами, духовенством участвовали представители посадского населения, а на соборе 1613 года - несколько представителей черносошного крестьянства. Сословное деление в этот период отличалось пестротой и дробностью. Разрядные списки 17 века и Бархатная книга (1687) послужили основой для постепенного превращения дворянства из служилой корпорации в наследственное сословие. Ослабление наследственною принципа сословной организации произошло при Петре I Великом, когда введение Табели о рангах (1722) способствовало смягчению сословных границ и пополнению привилегированных сословий за счет продвижения по службе и царских пожалований сословного статуса. В дальнейшем происходило укрепление сословных прав дворянства, сопровождавшееся увеличением правовой неполноценности остальных сословий. Со времени Манифеста о вольности дворянства (1762) и Жалованной грамоты дворянству (1785) в России утвердилось сословное деление на дворян, духовенство, крестьянство, купечество, мещанство, казачество, просуществовавшее вплоть до революционных событий 1917 года. Российские сословия делились на неподатные (дворянство, духовенство) и податные (крестьяне, мещане). В Азии существовали различные формы социального устройства - от строгой системы каст в Индии до почти полного отсутствия наследственной аристократии и прочных сословных границ, например в Бирме. Разрушение сословий связано со становлением и утверждением капиталистических отношений, при которых на смену иерархии наследственных статусов выдвигается иерархия богатства, провозглашается равенством всех перед законом.

Введение…………………………………………………………………….3

1. Формирование сословий в России в конце XVIII-начале XIX вв……5

2. Сословный строй России в конце XVIII-начале XIX вв………….…..6

2.1. Дворянство………………………………………………………….…6

2.2. Мещане……………………………………………………………….10

2.3. Крестьяне…………………………………………………………….13

2.4. Духовенство………………………………………………………….17

Заключение………………………………………………………………..18

Список использованной литературы…………………………………19


Введение

В конце XVIII - начале XIX вв., со значительным отставанием от Запада, в России окончательно оформился сословный строй. Формирование отечественной сословной структуры характерно для эпохи "просвещенного абсолютизма", ставившего целью сохранение порядка, в котором каждое сословие выполняет свое назначение и функцию. Ликвидация привилегий и уравнивание прав, с этой точки зрения, понимались как "общее смешение", которого не следует допускать.

Российская сословная структура сложилась из групп московского общества и состояла из 4 сословий. Сословный строй включал в себя: шляхетство (дворянство), духовенство, мещане (из городских посадских людей) и крестьянство. Главной чертой российского сословного строя того времени стало – наличие и передача по наследству личных прав, состояния и корпоративных прав и обязанностей.

Актуальность данной темы заключается в необходимости рассмотреть сословный строй России в конце XVIII - начале XIX вв., с целью изучить состав сословий, сложившихся в то время в русском государстве, их особенности, права, отличия. Рассмотрение данной темы, с различных точек зрения, позволяет прояснить вопрос о том, почему в России сословный строй сложился гораздо позже, чем в странах Европы.

Объектом исследования данной работы является процесс формирования сословного строя в России в конце XVIII - начале XIX вв., его состав и характеристика. Предметом изучения является политика России по формированию сословной структуры, посредством принятия нормативных актов (Жалованная грамота, Табель о рангах, и др.).

Хронологические рамки изучаемой темы достаточно широки – конец XVIII - начало XIX вв. В это время в России идут реформы, наряду с этим совершается и переворот в социальной жизни общества – узаконенное расслоение общества на сословия.

Изучение данной темы предполагает достижение следующей цели – рассмотреть сословный строй России в конце XVIII - начале XIX вв., и определить его роль в послереформенном устройстве социальной и экономической жизни страны.

Сформулированная цель предполагает решение следующих задач:

Дать характеристику социальной и внутриполитической обстановке в России в конце XVIII - начале XIX вв.;

Определить предпосылки расслаивания общества;

Выяснить в соответствии, с каким нормативными актами произошло расслоение в обществе;

Рассмотреть сословный строй России в конце XVIII - начале XIX вв. (дворянство, мещанство, крестьянство и духовенство);

Изучить особенности каждого сословия: права (личные, имущественные, исключительные, корпоративные и т.д.), положение в обществе, самоуправление и др.;

Проанализировать полученные сведения и сделать выводы.

При написании работы были использованы такие методы исследования как, историко–сравнительный метод (сравнению подвергаются права каждого сословия по отношению к другим, организация самоуправления в рамках каждого сословия и пр.); историко-типологический метод (был выделен определенный период – конец XVIII - начало XIX вв. - и определено какие изменения происходили за данный период на основе определенных признаков: в обстановке в стране до формирования сословий и после, в междоусобных отношениях сословий, в общественной жизни страны и т.д.).

В историографии эта тема имеет достаточно широкое освещение. В данной работе были использованы труды таких авторов, как Белковец Л.П., Белковец В.В., Владимирский - Буданов М. Ф., Ефремова Н.Н., Индова Е.И., Исаев В.И., Рогов В.А., Семевский В.И., и др.

Структура работы следующая. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

1. Формирование сословий в России в конце XVIII -начале XIX вв.

Формирование отечественной сословной структуры характерно для эпохи "просвещенного абсолютизма", ставившего целью сохранение порядка, в котором каждое сословие выполняет свое назначение и функцию. Ликвидация привилегий и уравнивание прав, с этой точки зрения, понимались как " общее смешение", которого не следует допускать .

Окончательное формирование сословий в России произошло во время царствования Екатерины II. Именно Екатерина определила значение, права и обязанности разных сословий. Программными документами стали Жалованные грамоты дворянству и городам.

В 1785 г. была дарована Жалованная грамота дворянству, которая определяла права и привилегии дворянского сословия, считавшегося после бунта Пугачева главной опорой престола. Дворянство окончательно оформилось, как привилегированное сословие. Дворянство превращалось в политически господствующее сословие в государстве .

В том же 1785 г. была обнародована Жалованная грамота городам, завершившая устройство так называемого городского общества. Это общество составлялось из обывателей, принадлежащих к податным сословиям, то есть к купцам, мещанам и ремесленникам.

Привилегии горожан на фоне дворянской вседозволенности казались неощутимыми, органы городского самоуправления жестко контролировались царской администрацией.

Была создана система сословного суда: для каждого сословия (дворян, горожан, государственных крестьян) вводились свои особые судебные учреждения. В уездах были введены уездные суды для дворян, городовые магистраты для купцов и мещан, нижние расправы для инородцев и государственных крестьян.

2. Сословный строй России в конце XVIII -начале XIX вв.

2.1. Дворянство

Дворянство сложилось из разных разрядов служилых людей (бояр, окольничих, дьяков, подьячих, детей боярских и пр.), получило при Петре I наименование шляхетства, переименовано при Екатерине II во дворянство (в актах Уложенной Комиссии 1767 г.), превратилось в течение века из служилого сословия в правящее, привилегированное. Часть бывших служилых людей (дворян и детей боярских), поселенных на окраинах государства, указами Петра Iв 1698–1703 гг., оформлявшими шляхетство, не была зачислена в это сословие, а переведена под именем однодворцев на положение казенных крестьян .

Нивелировку положения феодалов всех рангов завершил указ Петра I 1714 г «О единонаследии», по которому поместья были приравнены к вотчинам, закреплены за дворянами на праве собственности. В 1722 г. «Табелью о рангах» были установлены способы получения дворянства выслугой. Она же закрепила за шляхетством статус правящего сословия .

Согласно «Табели о рангах» все находившиеся на государственной службе (гражданской, военной, военно-морской) были разбиты на 14 рангов или чинов, от высшего фельдмаршала и канцлера до низшего – адъютанта при лейтенантах и коллежского регистратора. Все лица, с 14 по 8 ранг, становились личными, а с 8 ранга, – потомственными дворянами. Потомственное дворянство передавалось жене, детям и дальним потомкам по мужской линии. Дочери, вышедшие замуж, приобретали сословный статус мужа (если он был выше). До 1874 г. из детей, родившихся до получения потомственного дворянства, статус отца получал только один сын, остальные записывались в «почетные граждане» (1832 г.), после 1874 г. – все.

При Петре I служба дворян с обязательным обучением начиналась с 15 лет и была пожизненной. Анна Иоановна несколько облегчила их положение, ограничив службу 25 годами и отнеся её начало к 20-легнему возрасту. Она разрешила также одному из сыновей или братьев в дворянской семье оставаться дома и заниматься хозяйством.

В 1762 г. на короткое время задержавшийся на престоле Петр III отменил специальным указом не только обязательность обучения дворян, но и обязательность дворянской службы. А «Грамота на права и преимущества российского дворянства» Екатерины II 1785 г. окончательно превратила дворянство в сословие «благородное».

Итак, основными источниками дворянского сословия в XVIII в. были - рождение и выслуга. К выслуге относились приобретение дворянства через пожалование и индигенат для иностранцев (по «Табели о рангах»), через получение ордена (по «Жалованной грамоте» Екатерины II). В XIX в. к ним прибавятся высшее образование и ученая степень .

Принадлежность к дворянскому званию закреплялась записью в «Бархатную книгу», заведённую в 1682 г. при уничтожении местничества, а с 1785 г. внесением в местные (губернские) списки – дворянские книги, разделенные на 6 частей (по источникам дворянства): пожалование, военная выслуга, гражданская выслуга, индигенат, титул (орден), давность. С Петра I сословие подчинялось особому ведомству – Герольдмейстерской конторе, а с 1748 г. – департаменту Герольдии при Сенате.

Права и преимущества дворянского сословия:

1. Личные права: право на дворянское достоинство, право на защиту чести, личности и жизни, освобождение от податей, повинностей и телесных наказаний, от обязательной государственной службы и др.

2. Имущественные права: полное и неограниченное право собственности на приобретение, использование и наследование любого вида имущества. Устанавливалось исключительное право дворян покупать деревни и владеть землей и крестьянами, дворяне имели право открывать промышленные предприятия (строить фабрики и заводы) в своих имениях, разрабатывать полезные ископаемые на своей земле, торговать продукцией своих угодий оптом, приобретать дома в городах и вести морскую торговлю.

Сословия в Российской империи в XVIII в.

В XVIII в., со значительным отставанием от Запада, в России окончательно оформились из сословных групп московского общества 4 сословия: шляхетство (дворянство), духовенство, мещане (из городских посадских людей) и крестьянство.. Главная черта сословного строя – наличие и передача по наследству личных прав состояния и корпоративных прав и обязанностей.

Оформление дворянского сословия. Дворянство сложилось из разных разрядов служилых людей (бояр, окольничих, дьяков, подьячих, детей боярских и пр.), получило при Петре I наименование шляхетства, переименовано при Екатерине II в дворянство (в актах Уложенной Комиссии 1767 г.), превратилось в течение века из служилого сословия в правящее, привилегированное. Часть бывших служилых людей (дворян и детей боярских), поселенных на. окраинах государства, указами Петра I 1698–1703 гг., оформлявшими шляхетство, не была зачислена в это сословие, а переведена под именем однодворцев на положение казенных крестьян.

Нивелировку положения феодалов всех рангов завершил указ Петра I 1714 г «О единонаследии», по которому поместья были приравнены к вотчинам, закреплены за дворянами на праве собственности. В 1722 г. «Табелью о рангах» были установлены способы получения дворянства выслугой. Она же закрепила за шляхетством статус правящего сословия.

Согласно «Табели о рангах» все находившиеся на государственной службе (гражданской, военной, военно-морской) были разбиты на 14 рангов или чинов, от высшего фельдмаршала и канцлера до низшего – адъютанта при лейтенантах и коллежского регистратора. Все лица, с 14 по 8 ранг, становились личными, а с 8 ранга, – потомственными дворянами. Потомственное дворянство передавалось жене, детям и дальним потомкам по мужской линии. Дочери, вышедшие замуж, приобретали сословный статус мужа (если он был выше). До 1874 г. из детей, родившихся до получения потомственного дворянства, статус отца получал только один сын, остальные записывались в «почетные граждане» (это состояние учреждено в 1832 г.), после 1874 г. – все.

При Петре I служба дворян с обязательным обучением начиналась с 15 лет и была пожизненной. Анна Иоановна несколько облегчила их положение, ограничив службу 25 годами и отнеся её начало к 20-легнему возрасту. Она разрешила также одному из сыновей или братьев в дворянской семье оставаться дома и заниматься хозяйством.

В 1762 г. на короткое время задержавшийся на престоле Петр III отменил специальным указом не только обязательность обучения дворян, но и обязательность дворянской службы. А «Грамота на права и преимущества российского дворянства» Екатерины II 1785 г. окончательно превратила дворянство в сословие «благородное».

Итак, основными источниками дворянского сословия были в XVIII в. рождение и выслуга. К выслуге относились приобретение дворянства через пожалование и индигенат для иностранцев (по «Табели о рангах»), через получение ордена (по «Жалованной грамоте» Екатерины II). В XIX в. к ним прибавятся высшее образование и ученая степень.

Принадлежность к дворянскому званию закреплялась записью в «Бархатную книгу», заведённую в 1682 г. при уничтожении местничества, а с 1785 г. внесением в местные (губернские) списки – дворянские книги, разделенные на 6 частей (по источникам дворянства): пожалование, военная выслуга, гражданская выслуга, индигенат, титул (орден), давность. С Петра I сословие подчинялось особому ведомству – Герольдмейстерской конторе, а с 1748 г. – департаменту Герольдии при Сенате.

Права и преимущества дворянского сословия. 1. Исключительное право владения землей. 2. Право владения крепостными крестьянами (с исключением для 1 половины XVIII в., когда крепостными могли владеть лица всех состояний: посадские, попы и даже крестьяне). 3. Личное освобождение от податей и повинностей, от телесных наказаний. 4. Право строить фабрики и заводы (с Екатерины II только в деревне), разрабатывать полезные ископаемые на своей земле. 5. С 1771 г. исключительное право служить по гражданскому ведомству, в чиновничьем аппарате (после запрета принимать на службу лиц податных сословий), а с 1798 г. формировать офицерский корпус в армии. 6. Корпоративное право иметь титул «благородства», который мог быть отнят только по суду «равных» или по решению царя. 7. Наконец, по «Жалованной грамоте» Екатерины II дворяне получили право составлять особые дворянские общества, избирать свои представительные органы и свой сословный суд. Но это уже не было I их исключительным правом.

Принадлежность к благородному сословию давала право на герб, мундир, езды в экипажах, запряженных четверкой, одевания лакеев в особые ливреи и т.п.

Органами сословного самоуправления стали уездные и губернские дворянские собрания,проводившиеся один раз в три года, на которых избирались предводители дворянства и их помощники – депутаты, а также члены дворянских судов. В выборах участвовали все, отвечавшие цензам: оседлости, возраста (25 лет), пола (только мужчины), имущественному (доход с деревень не ниже 100 руб.), служебному (не ниже обер-офицерского чина) и добропорядочности.

Дворянские собрания выступали как юридические лица, имели имущественные права, участвовали в раскладке повинностей, проверяли родословную книгу, исключали опороченных членов, подавали императору и в Сенат жалобы и т.п. Предводители дворянства оказывали серьезное влияние на губернские и уездные органы власти.

Формирование сословия мещан. Первоначальное название – граждане («Регламент Главного магистрата»), затем по образцу Польши и Литвы стали называться мещанами.Сословие создавалось постепенно, по мере введения Петром I европейских образцов среднего класса (третьего сословия). В него вошли прежние гости, посадские люди, низшие группы служилых людей – пушкари, затинщики и пр.

«Регламентом Главного магистрата» Петр I разделил формирующееся сословие на 2 группы: регулярных и нерегулярных граждан. Регулярные, в свою очередь, состояли из двух гильдий. В первую гильдию входили банкиры, знатные купцы, доктора, аптекари, шкиперы, серебренники, иконники, живописцы, во вторую – все те, «которые мелочными товарами и харчевыми всякими припасами торгуют, также рукомесленные резчики, токари, столяры, портные, сапожники и им подобные». Ремесленники, как и на Западе, подразделялись на цехи. Во главе гильдий и цехов стояли старшины, нередко выполнявшие функции государственных органов. К нерегулярным гражданам или «подлым людям» (в смысле низкого происхождения – из холопов, крепостных и т.п.) были отнесены все, «обретающиеся в наймах и черных работах».



Окончательно оформление сословия мещан произошло в 1785 г. по «Жалованной грамоте на права и выгоды городам Российской империи» Екатерины II . К этому времени предпринимательский слой в городах заметно "окреп, с целью стимулирования торговли были ликвидированы таможенные заставы и пошлины, монополии и другие ограничения, объявлено о свободе заведения промышленных предприятий (то есть о свободе предпринимательства), легализованы крестьянские промыслы. В 1785 г. население городов было окончательно поделено по имущественному принципу на 6 разрядов: 1) «настоящие городские обыватели», владельцы недвижимости в черте города; 2) купцы трех гильдий; 3) ремесленники; 4) иностранцы и иногородние; 5) именитые граждане; 6) остальное посадское население. Принадлежность к сословию закреплялась внесением в городскуюобывательскую книгу. Принадлежность к гильдии купцов определялась размерами капитала: первая – от 10 до 50 тыс. рублей, вторая – от 5 до 10 тысяч, третья – от 1 до 5 тысяч.

Исключительным правом мещанского сословия было занятие ремеслом и торговлей. В число обязанностей входили подати и рекрутская повинность. Правда, здесь было много исключений. Уже в 1775 г. Екатерина II освободила жителей посадов, имевших капитал свыше 500 руб., от подушной подати, заменив се однопроцентным сбором с объявленного капитала. В 1766 г. от рекрутчины были освобождены купцы. Они уплачивали вместо каждого рекрута сначала 360, а затем 500 руб. Освобождались они и от телесных наказаний. Купцам, особенно первогильдейским, предоставлялись некоторые почетные права (езды в каретах и колясках).

Корпоративное право сословии мещан заключалось также н создании объединений и органов самоуправления. По «Жалованной грамоте» городские обыватели, достигшие 25-летнего возраста и имевшие определенный доход (капитал, процентный сбор с которого составлял не ниже 50 руб.), объединялись в градское общество. Собрание его членов избирало городского голову и гласных (депутатов) городских дум. В общую думу посылали своих избранников все шесть разрядов городского населения, в шестигласной думе для исполнения текущих дел трудились выбранные общей думой 6 представителей каждого разряда. Выборы происходили каждые 3 года. Главным полем деятельности было городское хозяйство и все то, что «служит к пользе и нужде города». Конечно, губернаторы курировали органы местного самоуправления, в том числе и расходование городских сумм. Однако суммы эти, пожертвованные купечеством на городское благоустройство, на сооружение школ, больниц, учреждений культуры, были подчас весьма значительными. Они, как и планировала Екатерина II , сыграли важную роль в деле «выгоды и украшения города». Не зря Александр I , придя в 1801 г. к власти, тотчас подтвердил отмененную было Павлом I «Жалованную грамоту», восстановил все «права и выгоды» горожан и все екатерининские городские учреждения.

Крестьяне. В XVIII в. оформилось несколько категорий крестьянства. Разрядгосударственных крестьян сложился из бывших черносошных и из народов, плативших ясак. Позднее в его состав влились уже упомянутые однодворцы, потомки московских служилых людей, поселенные на южной окраине государства, не знавшие общинного быта. В 1764 г. по указу Екатерины II была произведена секуляризация церковных вотчин, которые перешли в ведение Коллегии Экономии. Крестьян, отнятых у церкви, стали называть экономическими. Но с 1786 г. и они перешли в разряд государственных крестьян.

Частновладельческие (помещичьи) крестьяне вобрали в себя все прежние категории зависимых людей (крепостных, холопов), принадлежавших фабрикам и заводам со времени Петра I (посессионных). До Екатерины II эта категория крестьян пополнялась также за счет церковнослужителей, оставшихся за штатом, отставных попов и дьяконов, дьячков и пономарей. Екатерина II прекратила превращение в крепостное состояние лиц духовного происхождения и перекрыла все другие пути его пополнения (брак, договор займа, наем и услужение, плен), кроме двух: рождения и раздач государственных земель с крестьянами в частные руки. Раздачи - пожалования особенно широко практиковались самой Екатериной и ее сыном, Павлом 1, и были прекращены в 1801 г. одним из первых указов Александра I . С этого времени единственным источником пополнения крепостного сословия оставалось рождение.

В 1797 г. из дворцовых крестьян но указу Павла I был образован ещё один разряд –удельных крестьян (на землях царского удела), чье положение было сходным с положением государственных крестьян. Они составляли собственность императорской семьи.

В XVIII в. положение крестьян, в особенности принадлежавших помещикам, заметно ухудшилось. При Петре I они превратились в вещь, которую можно было продать, подарить, обменять (без земли и отдельно от семьи). В 1721 г. было рекомендовано пресечь продажи детей отдельно от родителей, чтобы «утишить вопль» в крестьянской среде. Но разделение семей продолжалось вплоть до 1843 г.

Помещик по своему усмотрению использовал труд крепостных крестьян, оброк и барщина никаким законом не ограничивались, а прежние рекомендации властей брать с них «по силе» ушли в прошлое. Крестьяне оказались лишенными не только личных, но и имущественных прав, ибо все их имущество рассматривалось как принадлежащее их владельцу. Не регулировал закон и право суда помещика. Ему не разрешалось лишь применение смертной казни и выдача крестьян вместо себя на правеж (при Петре I). Правда, тот же царь в инструкции воеводам от 1719г. предписывал выявлять помещиков, разорявших крестьян, и передавать управление такими поместьями родственникам.

Ограничения в правах крепостных крестьян, начиная с 1730-х гг., были закреплены в законах. Им запрещалось приобретать недвижимость, открывать фабрики, работать по подряду, обязываться векселями, принимать на себя обязательства без разрешения владельца, записываться в гильдии. Помещикам было разрешено применять телесные наказания и отдавать крестьян в смирительные дома. Усложнился порядок принесения жалоб на помещиков.

Безнаказанность способствовала росту преступлений среди помещиков. Показательный пример дает история помещицы Салтыковой, убившей более 30 своих крепостных крестьян, которую удалось изобличить и приговорить к смертной казни (замененной пожизненным заключением) только после того, как жалоба на нее попала в руки императрицы Екатерины II .

Только после восстания Е. И. Пугачева, в котором крепостные крестьяне приняли активное участие, правительство стало усиливать государственный контроль за их положением и предпринимать шаги в направлении смягчения крепостного состояния. Был узаконен отпуск крестьян на волю, в том числе после отбывания рекрутской повинности (вместе с женой), после ссылки в Сибирь, за выкуп по желанию помещика (с 1775 г. без земли, а с 1801 г. – Указа Павла I о «вольных хлебопашцах» – с землей).

Несмотря на тяготы крепостного состояния, в крестьянской среде развивались обмен и предпринимательство, появились «капиталистые» люди. Закон разрешил крестьянам торговать, сначала отдельными товарами, затем даже с «заморскими странами», ас 1814 г. лицам всех состояний было разрешено торговать на ярмарках. Многие зажиточные крестьяне, разбогатевшие на торговле, выкупились из крепостного состояния и составили ещё до отмены крепостного права значительную часть формирующегося класса предпринимателей.

Государственные крестьяне находились, в сравнении с крепостными, в гораздо лучшем положении. Личные права их никогда не подвергались таким ограничениям, как личные права крепостных. Их подати были умеренными, они могли покупать землю (с сохранением повинностей), занимались предпринимательской деятельностью. Попытки урезать их имущественные права (брать откупа и подряды, приобретать недвижимость в городах и уездах, обязываться векселями) не имели столь пагубного воздействия на состояние хозяйства государственных крестьян, в особенности живших на окраинах (в Сибири). Здесь гораздо энергичнее разрушались консервировавшиеся государством общинные порядки (земельные переделы, круговая порука при уплате податей), сдерживавшие развитие частного хозяйства.

Большее значение в среде государственных крестьян имело самоуправление. У них издревле видную роль играли избранные на сходах старосты. По губернской реформе 1775 г. государственные крестьяне получили, как и Другие сословия, свой суд. При Павле I были созданы волостные самоуправляющиеся организации. Каждая волость (с определенным количеством селений и с числом не более 3 тыс. душ) могла избирать волостное управление, состоявшее из волостного головы, старосты и писаря. В селениях избиралисьстаршины и десятские. Все эти органы выполняли финансовые, полицейские и судебные функции.

Духовенство. Православное духовенство состояло из двух частей: белого, приходского (от рукоположения) и черного, монашеского (от пострижения). Только первая составляла собственно сословие, ибо вторая часть не имела наследников (монашество давало обет безбрачия). Белое духовенство занимало низшие посты в церковной иерархии: священнослужителей (от дьякона до протопресвитера) и церковнослужителей (дьячки, пономари). Высшие посты (от епископа до митрополита) принадлежали черному духовенству.

В XVIII в. духовное сословие сделалось наследственным и замкнутым, поскольку закон запрещал лицам других сословий принимать священнический сан. Выход же из сословия, по ряду причин формального свойства, был крайне затруднителен. Из сословных прав духовенства можно отметить свободу от личных податей, от рекрутчины, от воинских постоев. Оно имело привилегию в области судопроизводства. В общих судах священничество судилось лишь по особо тяжким уголовным преступлениям, гражданские дела с мирскими людьми разрешались в присутствии особых представителей духовенства.

Духовенство не могло заниматься делами, несовместимыми с духовным званием, в том числе торговлей, промыслами, обслуживанием откупов и подрядов, производством спиртных напитков и пр. Как мы уже видели, в XVIII в. оно лишилось и главной своей привилегии – правом владеть имениями и крепостными людьми. Церковные служители были переведены «на зарплату».

В Российской империи свободно сосуществовали с православием другие христианские и нехристианские конфессии. В городах и крупных селах строились лютеранские кирки, а с середины XVIII в. и католические костелы. В местах проживания мусульман возводились мечети, буддистов – пагоды. Однако переход из православия в другую веру оставался запрещенным и строго наказывался (в 1730-е гг. известен случай сожжения офицера в деревянном срубе).

Сословия - это сформировавшиеся в обществе группы, наделенные правами и обязанностями, прописанными в законе и переходящими по наследству. Сословная структура общества подразумевает, что человек зависит от своей принадлежности к тому или иному классу. Эта зависимость предусматривает определенный круг обязанностей, общения, нормы поведения и даже одежду. При этом переход в вертикальном направлении невозможен: человек рождается и умирает в одном и том же звании, принадлежащем его предкам. Это же звание передается и будущим поколениям.

Общее понятие

Сословная структура общества в России начала формироваться в XVI веке. Процесс происходил параллельно концентрации земель вокруг Москвы.

Следует также обратить внимание на то, какому типу социума присуща сословная структура общества. Тип последнего при этом относится к традиционным, то есть таким, который основан на традиционных ценностях. Именно в таком обществе формируются стойкие группы людей или сословия.

Сословная структура общества включала в себя привилегированные сословия и зависимые. К первым из них следует отнести служилых и духовенство. Все же остальные являлись зависимыми.

Рассмотрим подробнее, какие сословия существовали в прежние времена, и чем они отличались друг от друга.

Служилые люди

Под служилыми понимались все, кто служил государству. Они делились на две группы:

  1. Служилые «по отечеству» - у них служба передавалась по наследству.
  2. Служилые «по прибору» - в эту категорию могли попасть все свободные люди.

Сословие служилых «по отечеству» имело множество градаций внутри. Оно разделялось на:

  • Думные чины. Это бояре, окольничие и думные дворяне.
  • Чины московские. Это спальники, сотники, стряпчие, жильцы, московские дворяне.
  • Чины служилые выборные дворяне, а также боярские дети.

Думные чины составляли Боярскую думу. Чины московские именовались «ближними людьми», их названия указывали на обязанности их обладателей. Спальники раздевают царя, стольники обслуживают царские пиры, стряпчие держат скипетр, жильцы отправляются с посылками. Московские дворяне получили поместья еще при Иване Грозном, они обязаны были исполнять царские поручения.

Чины служилые городовые - это провинциальное дворянство. Выборные дворяне несли трудную военную службу. также были заняты государственной службой.

В категорию служилых «по прибору» мог попасть любой свободный человек. К ним относились стрельцы. Особое подразделение составляли пушкари и затинщики. Рейтары, драгуны, пограничные казаки также относились к этому сословию. Служилым «по прибору» предоставлялось земельное владение, правда, в коллективном порядке.

Духовенство

Сословие духовенства делилось на черное (монашество) и белое (его представители могли иметь семью). Все сословие насчитывало примерно миллион человек.

В Русская церковь стала автокефальной, то есть независимой от других. Первым патриархом ее был Иов. Выбор его принадлежал церковному собору, но на деле кандидатура определялась царем.

В XVII веке в Русской православной церкви было 12 архиереев. Епископов выбирали с помощью жребия. У них были свои дворы, слуги, стрельцы. Епископы платили ренту, размер которой определялся богатством прихода. Самой обеспеченной на то время считалась Новгородская епархия.

В описываемый временной период на Руси существовало около 500 монастырей. Некоторые из них были известны благодаря чудотворным иконам и подвижникам. К ним относятся Троице-Сергиев, Чудов, Сергиев, Новодевичий. Нередко они выполняли политическую роль, превращаясь в центры противостояния иностранным захватчикам. Благодаря крупным земельным владениям, многие монастыри стали хозяйственно-экономическими центрами.

Если рассматривать сословную структуру общества 17 века, то среди белого духовенства выделялись следующие группы:

  1. Дьяконы. Они были священниками низшего ранга.
  2. Священники - служители церквей более высокого ранга.
  3. Протопопы. Они являлись настоятелями храмов. В наше время им соответствуют протоиереи.

Итак, мы рассмотрели привилегированные группы людей в сословной структуре общества. Традиционное обществотого времени включало в себя и зависимое население.

Посадские люди

Говоря о сословной структуре российского общества, следует назвать группу посадских людей. Эта категория разделялась так:

  • чины посадские московские - гости, сотни, черные слободы;
  • люди посадские городовые - лучшие, середние и молодшие люди.

Первая группа являлась купеческой верхушкой. В эту группу входили различные торговцы, которым царь пожаловал звание «гостя». У этих людей были различные привилегии, они могли свободно выезжать за пределы Московского государства, приобретать вотчины. Но кроме привилегий, имелись и обязанности. Гости должны были быть целовальниками, оценщиками, закупали материалы для государственных нужд.

Посадские люди платили «государеву подать» и многие другие налоги, называемые тяглом. А само население именовалось тягловым. Оно делилось на черные сотни и белые слободы. К первым относились простые посадские люди, занятые ремеслом, торговлей, промыслами.

А селились в городах, занятия их были такими же, как и у черных сотен, но они были феодально-зависимыми от своего владельца, которому платили подать. Посадские люди устраивали серьезные волнения из-за своего тяжелого положения, поэтому в 1649 году белые слободы были ликвидированы.

По имуществу посадские люди подразделялись на лучших, середних и молодших.

Люди уездные тяглые

  • на черносошных, обладавших личной свободой, хозяйство основывавших на государственной земле, которую могли передавать по наследству, живших общинами и плативших огромные подати;
  • владельческих или феодально-зависимых.

Среди историков существуют две теории насчет закрепощения крестьян. Первая, указная, говорит о том, что закрепощение началось после указа Федора Иоанновича. Безуказная теория утверждает, что подобного указа не было, а процесс закрепощения крестьян происходил постепенно по причине долговой кабалы. Сторонники той и другой теории спорят до сих пор, единого мнения по этому вопросу так и не появилось.

Холопы

  • на докладных холопов - обычно они служили ключниками, то есть управляющими феодальных хозяйств;
  • боевых - несли военную службу;
  • кабальных, которые из свободных людей переходили в услужение;
  • задворных - они жили «за двором» помещика, работали на его земле, получали от него продукты;
  • деловых людей - они вели самостоятельное хозяйство.

Постепенно холопство и крестьяне сливались, превращаясь в одну сословную группу.

Гулящие люди

Это самая разнообразная по составу категория людей в сословной структуре общества. Их еще называли вольными. Эта группа выходила за сословные рамки, и в нее могли попасть люди из любого слоя. У гулящих людей не было своих наделов. Некоторые из них шли к тяглым людям на работу. Таких работников называли соседями, подсоседниками, захребетниками. Другие не имели ни конкретных занятий, ни места жительства. Государство боролось с этой категорией населения, поскольку вольные люди принимали участие в бунтах.

Итак, мы рассмотрели сословную социальную структуру общества в России в XVII веке и охарактеризовали все существующие в это время сословия.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то