«Со святым Георгием на фюзеляже. Биография Захаров георгий иванович генерал лейтенант авиации 1941

Георгий Нефёдович Захаров (24 апреля 1908 года, с. Старое Семёнкино, Самарская область - 1 (06) января 1996, Москва) - лётчик-истребитель, Герой Советского Союза (1945), генерал-майор авиации.

Биография

В 1933 г. окончил Сталинградскую военную школу лётчиков.

С октября 1936 по апрель 1937 г. воевал в Испании под псевдонимом Энрико Лорес. 4 ноября 1936 г. вступил в бой в одиночку против 12 истребителей противника и сбил два из них.

С ноября 1937 г. воевал в Китае. По возвращении из Китая летом 1938 года был произведён из старших лейтенантов сразу в полковники, а 14 ноября 1938 г. награждён орденом Красного знамени.

Во время Великой Отечественной войны командовал 303-й истребительной авиационной дивизией, в состав которой входил полк «Нормандия-Неман». Совершил 153 боевых вылета, в 48 воздушных боях сбил 10 самолётов. На борту его истребителя была личная эмблема – Георгий Победоносец, пронзающий копьём змея с головой Геббельса.

После войны занимал ряд командных должностей в ВВС. Командовал авиадивизией в Дальневосточном военном округе. После опалы служил летчиком-испытателем на новых МИГах, воевал во Вьетнаме и Алжире.

Награды и почести

Награждён двумя орденами Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденами Жукова, Кутузова 2-й степени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Красной Звезды, медалями, а также двумя французскими орденами.

Кавалер ордена Почётного легиона, почётный мэр Парижа, возглавлял общества «СССР-Франция», «СССР-Вьетнам», участвовал в передачах французского ТВ, посвящённых ветеранам полка «Нормандия-Неман». В качестве народного заседателя Захаров участвовал в судебном процессе над Пауэрсом.

В честь Георгия Нефёдовича Захарова установлен бюст в Димитровграде, памятник в Вязьме-Брянской и мемориальная доска в Воронеже.

Образ в искусстве

Личность Захарова нашла своё отражение в кинематографе и литературе. Он послужил прототипом генерала Комарова (актёр Виталий Доронин) в фильме «Нормандия-Неман». В киноэпопее «Освобождение» его роль сыграл Анатолий Кузнецов. В романе белорусского писателя Антона Алёшко «Дарогі без слядоў» (1968; рус. перевод «Дороги без следов», 1972) выведен под именем генерала Дичковского.

Семья

Сыновья: Захаров Игорь Георгиевич (1935-1978), Захаров Георгий Георгиевич.

Сочинения

  • Франсуа де Жофр «Нормандия-Неман» (предисловие).
  • Захаров Г. Н. Повесть об истребителях. М.: Воениздат, 1977.
  • Захаров Г. Н. Я - истребитель. - М.: Воениздат, 1985.

В 1945 году 6 мая стало особо значимым, ибо три праздника соединились в одном дне: Светлое Христово Воскресение , память великомученика Георгия и окончание войны с Германией, ведь именно тогда был подписан первый Акт о капитуляции этой фашистской державы.

Через несколько дней маршал Георгий Жуков подпишет второй Акт о капитуляции Германии , однако в этой статье нам хотелось бы рассказать о другом Георгии - человеке уникальной судьбы и воинского дарования, единственном генерале, лично облетевшем перед войной всю западную границу, единственном советском летчике, воевавшем на самолете с изображением великомученика Георгия Победоносца. Воине, на которого устраивали специальную охоту вражеские пилоты - генерал-майоре авиации Георгии Нефедовиче Захарове.

Будущий генерал-майор авиации Георгий Нефедович Захаров родился 24 апреля 1908 года в селе Старое Семенкино Средне-Волжского края Байтуганского района. Жизнь его сложилась непросто: юность совпала с гражданской войной.

В течение нескольких месяцев родное село не раз переходило из рук в руки. Ломался уклад крестьянской жизни. В 1920 году из-за свирепствовавшего голода на Поволжье умерли родители Георгия, а старший брат ушел служить в РККА - Рабоче-крестьянскую Красную армию. Впоследствии Георгий Захаров писал: «...самый тяжелый на моей памяти двадцатый год, некогда крепкое село уже давно разорено до основания.... Начался голод, и в лютую зиму в течение нескольких дней от голода умерли отец и мать. Потом умерла бабушка. Взрослых дома не осталось. Несколько дней мы жили тем, что я срезал полоски с лошадиной шкуры, которой была обита дверь, а старшая сестра Василиса из этих обрезков делала нам отвар. Шкуры хватило ненадолго, и вот Василиса устроилась нянькой в одну зажиточную семью. Младшего брата на время взяли к себе дальние родственники. Меня и сестру Сашеньку они прокормить уже не могли. Тогда намотал я на себя и сестренку все, что могло служить одеждой, забил двери дома досками, и ранним морозным утром мы пошли прочь от родного дома, в котором нас ожидала неминуемая голодная смерть.

Вряд ли мы прожили б ту зиму, если бы однажды не повстречали двух таких же оборванцев - брата и сестру. Они были нам ровесниками. Мы вместе ходили весь день, собирая подаяния, а на ночь они привели нас к себе в дом. Это был покосившийся и запущенный вдовий дом. Навстречу нам поднялась изможденная женщина. Мы с Сашенькой стояли на пороге, готовые по первому ее знаку уйти или остаться.

Женщина заплакала, и мы остались.

В этом доме мы прожили до весны. Потом я батрачил, был в приюте, снова батрачил. Так прошло много месяцев - мы выжили...»

А когда Георгию исполнилось 16 лет, он стал председателем Старо-Семинкинского селькресткома. «Крест» тут - от слова «крестьянский»: сельские крестьянские комитеты представляли собой артели, созданный для оказания взаимопомощи. Это было в 1924 году. А в 1928-м, проработав на этой должности четыре года, двадцатилетний Георгий отправился учиться в Рязанский Сельхозтехникум. Во время учебы Георгий работал комбайнером. Как сложилась бы жизнь этого парня, останься он и дальше на «гражданке»? Бог знает. Но Георгий Нефедович резко изменил направление: не доучившись двух месяцев, он бросил свой техникум и ушел в армию. Мелевисский военкомат направил его в 7 В.Ш.Л. - Военную школу летчиков.

В декабре он 1933 года оканчивает ВШЛ и поступает на курсы командиров звеньев, по окончанию которых отправляется на Украину, в Киев - в 109 авиационную эскадрилью, служить в должности старшего летчика, командира звена.

В марте 1936 года он - уже в звании лейтенанта. А в октябре Захаров летит в Испанию, - воевать. Там шла гражданская война: Вторая Испанская республика сражалась с фашистами. Там и был открыт счёт сбитым им самолетам.

В октябре немцы готовились к генеральному штурму Мадрида. После каждого вылета все «наши» пилоты заправляли машины и, загрузив боекомплект, рядом со своими машинами ждали нового вылета.

Очередной приказ получен. Все на взлёт, Григорий Нефедович пробует пулемёты, и - эх, незадача! - у двух надо менять стволы. А самолеты уже взлетают. Что делать? Быстро поправив пулеметы, через несколько минут он взлетел. Но от своих уже отстал, а потому в одиночестве идет в сторону Мадрида. Над Мадридом осматривается, а вокруг никого нет! Ни своих, ни чужих... Набирает высоту и движется в сторону противника. Нет никого! Всматривается в горизонт в направлении солнца и замечает, наконец, силуэты бипланов. Пересчитывает их: двенадцать. Понятно, что свои - заходят к Мадриду со стороны солнца. Самолеты идут по дуге. Захаров быстро сокращает расстояние по прямой и, немного опередив группу, выскакивает впереди. Покачивает крыльями. Его замечают и догоняют. Но вместо своих он видит «Хейнкели» противника.

Они кинулись на самолет сразу всем скопом, мешая друг другу. Их первое «здрасьте» - очередь из крупнокалиберного пулемёта по машине Захарова. Спас отработанный навык: автоматически закрутил машину в глубокий вираж, не давая вести по себе прицельный огонь. Машина вся в пробоинах, но Захаров жив. Трижды в прицел его пулемета попадают самолеты противника, и трижды он стреляет. Другого выхода, кроме как вести противника к своему аэродрому, нет - там свои, там помощь. Последняя очередь, уже во время посадки, разбивает приборную панель, но самолет сел. Техник вытаскивает Захарова из машины, и они прячутся в укрытии.

Ему вообще, как принято говорить, везло. Ещё в начале своей службы в 109 авиационной эскадрильи пришлось участвовать в испытаниях нового самолета И-15. Тогда, решив подняться на максимальную высоту, на высоте 7000 метров он вдруг потерял сознание, свалился в «штопор» и начал падать. Пришел в себя на высоте трёх тысяч метров и, выйдя из «штопора», сумел посадить машину. На все вопросы, как он это сделал, вразумительного ответа не смог дать даже себе.

А парашют очень не любил, говорил, что это самое страшное, - прыгать с парашютом. За всю карьеру летчика - только три раза и прыгал, когда учился в Высшей школе летчиков.

Но вернемся в Испанию, в небе над которой за 11 месяцев Георгий Нефедович Захаров сбил 10 самолетов. В апреле 1937-го ему присвоили звание старшего лейтенанта. И отправили на другой конец света - в Китай в качестве командира истребительной авиагруппы.

Во время одного из самых сильных сражений с японцами, когда на каждого нашего истребителя приходилось по три противника, погиб сослуживец Захарова Николай Смирнов, вылетевший в бой на самолете Захарова. Этот самолет, как машина командира, не имела номера, но была обозначена большим нулём на фюзеляже. Летчики её так и называли - «нулёвка». Так вот, как потом оказалось, два звена японских истребителей имели четкое задание сбить именно эту машину, - японцы были прекрасно осведомлены о том, кто летает на этом самолете. О своей «победе» они даже сообщили в печати!

А вот другой случай. При транспортировке в СССР И-96, трофейного японского самолета, во время перелёта над горным хребтом на высоте 4000 метров отказал двигатель, и самолет стал быстро терять высоту. Машину терять нельзя - слишком тяжело её добывали. Значит, надо сажать. А куда? Снижаться в горах густых облаках... Но самолет вынырнул из облаков ровно между двумя горами, в маленьком ущелье с каменистым ручьём на дне. Туда-то и стал сажать машину Захаров. От удара потерял сознание, а когда очнулся, увидел что левая рука стала мягкой и податливой. Еще не понимая, что с ней, сильным рывком попытался вправить, как это делают при вывихах. От этой операции чуть не потерял сознание второй раз. Впоследствии врачи объяснили ему, что этим рывком он спас руку: она была переломлена в двух местах, и он поставил ее в то единственное положение, при котором переломы впоследствии срослись так, что рука не утратила подвижности. Опять «везение»?

В китайской командировке Захаров прибавил к своему счету ещё два сбитых самолета. А в июле 1938 года вернулся в СССР - и стал сразу полковником. В 1940 в РККА восстановили звание генерал-майора, - Георгий Нефедович сразу его получил.

Великую Отечественную войну он встретил в качестве командира 43 Истребительной Авиационной Дивизии. Одна из немногих, если не единственная, 43 ИАД оказалась организованной и боеспособной истребительной дивизией на всем Западном фронте, достойно встретившей врага и сражавшейся с ним на равных.

Вот только несколько примеров фантастического героизма летчиков этой дивизии, прикрывавшей Минск и участвовавшей в обороне Могилева. Немецкие бомбардировщики ходили к Минску только под сильным прикрытием: при общей неблагоприятной для нас обстановке ежедневный итог побед и потерь в воздушных боях складывался в нашу пользу. Один И-16 из 163-го полка разогнал 15 бомбардировщиков и не дал им прицельно сбросить бомбы. Этим истребителем был младший лейтенант Ахметов. Командир эскадрильи из этого же полка старший лейтенант Плотников во главе шестерки И-16 вступил в бой с 26 истребителями противника. Враг в этой схватке потерял 6 самолетов, а наши потерь не имели...

За один день июня 163-й полк сбил 21 вражеский самолет. Такое количество боевых машин не всегда удавалось сбивать даже всей дивизией во вторую половину войны, хотя и самолеты будут не в пример лучше! Сам Захаров в первый день войны сбил под Минском два немецких самолета. Только за первые полтора месяца летчиками 43 ИАД (всего 289 человек) было совершено 4638 вылетов и сбито 167 самолетов противника!

Но уже в октябре 1941 года Захарова переводят начальником истребительной школы летчиков в Улан-Удэ: такой неожиданный поворот событий был связан с небольшой стычкой Захарова с генералом Ставки, прибывшим на фронт для инспекции.

В апреле 1942-го - снова перевод: Захаров становится начальником Ташкентской школы стрелков-бомбардировщиков. А меньше чем через год наконец возвращается на фронт. Теперь он - командир 303 истребительной авиационной дивизии, только что сформированной по приказу Наркома Обороны. В ее составе постоянно находилось 5-6 Истребительных Авиационных полка, в том числе и знаменитая эскадрилья «Нормандия».

«С 22 февраля сего года по 15 сентября сего года дивизия произвела - 7695 успешных боевых вылета...в которых сбито 234 и подбито 34 самолетов противника.

Летный состав значительно окреп, повысилась дисциплина и осмотрительность в воздухе, коллективная спаянность и взаимопомощь в бою, чему немало научил лично тов. Захаров....», - писал в начале октября 1943-го в боевой характеристике на командира 303 Смоленской истребительной авиационной дивизии командующий 1 Воздушной армией генерал-лейтенант авиации Громов.

В 1944 году Захаров получил в свое распоряжение ЯК-3 - самолет, который он считал лучшей боевой машиной того времени. Тогда же и появилось на фюзеляже командирского ЯК-3 изображение святого Георгия Победоносца, пронзающего змею с головой Геббельса.


14 апреля 1945 года в представлении на присвоение звания Героя Советского Союза мы читаем:

«...В бою смел, решителен и безудержно напорист, чем постоянно служит образцом отваги и мужества для своих подчиненных. ... Умелым руководством генерал Захаров сколотил свою дивизию в крупную боевую единицу. ... В составе дивизии все время находится полк французских летчиков "Нормандия", среди которых генерал Захаров пользуется неограниченным уважением и авторитетом. ... Генерал Захаров умело передает свой огромный боевой опыт молодому летному составу и постоянно учит их искусству воздушного боя, за что пользуется большим заслуженным авторитетом....

За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленную доблесть, мужество и отвагу в 153 боевых вылетах, в которых было проведено 48 воздушных боев и сбито 10 самолетов противника - генерал-майор авиации Захаров Георгий Нефедович вполне заслуживает высшей правительственной награды звания Герой Советского Союза».

Указ о вручении был подписан 19 апреля 1945 года. Всего за время службы Георгий Нефедович Захаров был награжден: за период пребывания в Испании - тремя орденами Красного Знамени; в Великую Отечественную войну, с присвоением звания Героя Советского Союза, ему были вручены орден Ленина и медаль «Золотая звезда».

Кроме того, он был награжден орденами: Александра Невского, Кутузова II степени; медалями: «За Кенигсберг», «За Берлин», «За победу над Германией», французским орденом «Офицерский крест почётного легиона» и «Военным крестом».

Но и это еще не все. Захаров был трижды награжден орденом «Красная звезда» - в 1945, 1951 и 1955 годах. Получил он в 1955 году и «Орден Ленина» - а выше этой награды в советские времена было только звание Героя Советского Союза.

За все три войны, в которых ему довелось участвовать, Захаров сбил 22 самолета противника и ни разу не был сбит сам. Именем Героя названа улица в селе Старое Семенкино. Захаров является почетным гражданином Франции.

И после войны Георгий Нефедович Захаров продолжал служить в ВВС СССР.

Заканчивал он службу на Дальнем Востоке. Вот как об этом вспоминает заслуженный военный лётчик СССР, генерал-лейтенант авиации Пётр Николаевич Масалитин: «Иногда ставились задачи на сопровождение звеном МиГ-15рбис (самолеты-разведчики - прим.ред.) самолёта Ил-28 генерала Захарова, когда ему следовало перелететь на какой-нибудь аэродром Курильских островов. Обеспечив посадку комдива, звено возвращалось на наш аэродром. Следует указать, что разведка и ВВС США, базировавшиеся на о. Хоккайдо (Япония), всегда внимательно следили за полётами и перелётами генерала Г.Н. Захарова...»

В октябре 1960года Захаров вынужденно ушел в отставку, но продолжил работать, написав две книги - «Рассказы о истребителях» и «Я - истребитель».

Известно, что Георгий Нефедович Захаров просил особенно молиться за летчиков, не вернувшихся с заданий. Сам Георгий Нефедович отошел ко Господу 6 января 1996 года, не дожив двух лет до своего 90-летия.

Вечная память славному Герою Отечества!


Использованы материалы архива школьного музея боевой славы и интернациональной дружбы 303 ИАД и I ОИАП «Нормандия-Неман» ГБОУ СОШ №712 г. Москвы:

  • Боевая характеристика на командира 303 Смоленской Истребительной авиационной дивизии, генерал-майора авиации т. Захарова Георгия Нефедовича (16.10.1943 г.);
  • Автобиография полковника Захарова Георгия Нефедовича (25.10.1938 г.);
  • Личное дело 26 ВА Захарова Георгия Нефедовича с автобиографией (20.12.1951 г.);
  • Послужной список Военного Министерства Союза ССР Захарова Георгия Нефедовича;
  • Представление на присвоение звания Героя Советского Союза - командиру 303 истребительной авиационной Смоленской краснознаменной ордена Суворова дивизии генерал-майору авиации Захарову Георгию Нефедовичу (14.04.1945 г.),
  • Книга Г.Н. Захарова « Я - истребитель»

Командир истребительной авиационной дивизии третьего Белоруского фронта, генерал-майор авиации. Звания Героя Советского Союза удостоен за образцовое командование дивизией.

Родился 24 апреля 1908 года в с. Старое Семенкино ныне Самарской области в семье крестьянина. Пережил тяжёлое детство. После смерти родителей в 1921 году, воспитывался в детском доме. С 1926 по 1929 годы учился в Рязановском совхозе-техникуме Ульяновской области, работал в совхозе им. Крупской Мелекесского района Ульяновской области, откуда был призван в армию. С1930 года состоит в рядах Красной армии. Окончил седьмую военную школу летчиков в Сталинграде, курсы при Военной академии Генерального штаба.

В 1936 -1937 гг. – в рядах лётчиков добровольцев принимает участие в национально-революционной войне в Испании. Первый боевой вылет над Мадридом Захаров под псевдонимом Энрике Лорес совершил на И-15 4 ноября 1936 года. В 1938 году воюет в Китае, где возглавляет группу лётчиков-истребителей. Вдвоём с китайским лётчиком ему удаётся захватить новый японский истребитель И-96, после чего по приказу командования перегоняет его в Москву. Когда вернулся на родину, на его счету было шесть индивидуальных побед и четыре в группе. После возвращения ему было присвоено звание полковника.

В 1939 году Г. Н. Захаров – командующий ВВС Сибирского военного округа. После окончания Высших академических курсов, перед началом войны он принимает новую 43-ю истребительную авиадивизию, которая с первого дня войны вступает в бой и прикрывает с воздуха белорусские города.

В боях Великой Отечественной войны участвовал с июня 1941 года. Он уже генерал-майор, командир 43-й истребительной авиационной дивизии. Полтора месяца 43-я дивизия воевала под Смоленском, Вязьмой, я затем вела тяжёлые бои, обороняя подступы к Москве, после чего была выведена на переформирование. Несмотря на высокое звание, продолжал участвовать в воздушных боях. В этот период генерал Захаров откомандирован в тыл, где ведёт подготовку новых кадров военных лётчиков. Вначале 1943-го был назначен командиром 303-й истребительной авиационной дивизии, сформированной из полков, имеющих большой боевой опыт. Более половины их были гвардейскими. С ней участвовал в сражении под Курском, позднее воевал на Третьем Украинском и Третьем Белорусском фронтах. В апреле 1943 года в состав его дивизии влилась французская эскадрилья летчиков полка «Нормандия-Неман» (в дальнейшем – полк «Нормандия»). За отличие в боях под Смоленском 303-я дивизия получила почётное наименование «Смоленской». За успешные действия в Белорусской операции в июле 1944 года дивизия была награждена орденом Красного Знамени.

К апрелю 1945 года Захаров совершил 153 боевых вылета, участвовал в 48 воздушных боях, сбил десять самолетов противника.

За умелое командование соединением, личную отвагу и храбрость 19 апреля 1945 года Георгию Захарову присвоено звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Генерал-майор Захаров – кавалер двух орденов Ленина, четырёх – Красного Знамени, орденов Кутузова II степени, Александра Невского, Отечественной войны I степени, двух орденов Красной Звезды, многих медалей. Георгий Нефедович единственный в нашей стране человек, удостоенный двух самых высоких наград Франции – орденов Почётного легиона и Боевого Креста. Эти награды Захаров получал из рук генерала Шарля де Голля. Один из немногих он удостоен звания «Почётный мэр города Парижа».

После окончания Великой Отечественной войны продолжал службу в армии. В 1950 году окончил Военную академию Генерального штаба. Занимал ряд ответственных командных должностей. С 1960 года Г.Н. Захаров – в запасе, жил в Москве. Многие годы был вице-президентом общества «СССР – Франция», в котором вместе с бывшими командирами полка «Нормандия-Неман» вёл большую работу, прилагая немало усилий по укреплению дружбы между Францией и СССР. После войны поддерживал связь с Рязановским совхозом-техникумом, вёл переписку с учащимися, приезжал в Рязаново. Именем героя названа улица в селе.

Скончался в январе 1996 года.

Родился 24 Апреля 1908 года в деревне Старое Семенкино, ныне Клявлинского района Самарской области, в семье крестьянина. С 1930 года в Красной Армии. В 1933 году окончил Сталинградскую военную авиационную школу пилотов.

Участник национально - революционной войны в Испании 1936 - 1939 годов. В воздушных боях сбил 6 вражеских самолётов лично и 4 в группе. В 1938 году, участвуя в оказании интернациональной помощи народу Китая в борьбе с японскими захватчиками, уничтожил ещё 2 самолёта.

Участник Великой Отечественной войны с 1941 года. Сражался на Западном, 3-м Украинском и 3-м Белорусском фронтах. Командовал авиационной дивизией, в состав которой входил и полк "Нормандия - Неман", укомплектованный французскими лётчиками - добровольцами.

Генерал - майор авиации Г. Н. Захаров отличился при освобождении Витебска, Орши, Минска, Гродно. Лично сбил 10 самолётов противника, из них 2 над Минском в первый день войны. 19 Апреля 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны продолжал служить в ВВС. С 1961 года - в запасе. Жил в Москве. Написал 2 книги воспоминаний о своей боевой деятельности: "Рассказы о истребителях" и "Я - истребитель". Умер 6 Января 1996 года.

Георгий Захаров родился 24 Апреля 1908 года в деревне Старое Семенкино, ныне Клявлинского района Самарской области, в семье крестьянина. Окончив сельскохозяйственный техникум работал в совхозе. С 1930 года в Красной Армии. Окончил 7-ю Сталинградскую школу пилотов и курсы при Военной академии Генерального штаба. Службу начал в 109-й истребительной эскадрильи Киевской Воздушной бригады.

В 1936 году, уже Старшим лейтенантом, командиром звена, добровольцем отбыл для оказания помощи Республиканской Испании. Первый вылет совершил 4 Ноября 1936 года над Maдридом, на биплане И-15. 9 Ноября 1936 года сбил первый самолёт противника, который идентифицировал, как лёгкий бомбардировщик Arado Ar.68 (это был итальянский разведчик "Ромео"). В Феврале 1937 года сбил истребитель Fiat CR-32.

Лучшие дня

В одном из вылетов, над Мадридом, он был атакован группой из 12 истребителей. Проведя бой в одиночку, Захаров сбил 3 машины и вернулся на свой аэродром. Сам он вспоминал о том поединке так:

"Они кинулись на мой самолёт скопом, мешая друг другу... Я крутился внутри клубка, пытаясь оттянуть их к Мадриду... я знал: ни секунды по прямой!... Трижды "Хейнкели" попадали в мой прицел, и трижды я жал на гашетки..."

После посадки в его самолёте насчитали 140 пробоин...

Георгий Захаров вернулся из Испании в 1938 году имея 6 личных и 4 групповые победы.

Затем Георгий отправился для оказания помощи в Китай, где одержал ещё 2 победы, летая на биплане И-152 (в Феврале и 29 Апреля 1938 года сбил по одному самолёту Мицубиси А5М).

По возвращении в Советский Союз ему присвоили звание Полковник, а в 1941 году и Генерал - майор авиации. Начало Великой Отечественной войны Г. Н. Захаров встретил командиром 43-й истребительной авиационной дивизии, базирующейся в Минске. Несмотря на высокую должность он продолжал летать на боевые задания и в первый же день войны уничтожил 2 Ju-88, в двух вылетах, летая на истребителе И-16. Вот как он сам описывает это:

"Низко над Минском ходили большие двухмоторные машины. Я видел их, подлетая, но мне и в голову не могло прийти, что это ходят Ju-88. Они ходили на малых высотах и прицельно швыряли бомбы на отдельные здания. Вражеских истребителей в небе не было. Подвергая город в течение дня непрерывной бомбардировке, превратив аэродром в жаровню, "Юнкерсы" под вечер чувствовали себя в полной безопасности.

Я находился выше, прямо над центром города, когда увидел Ju-88 над крышей здания штаба округа. Спикировал, пристроился ему в хвост и стрелял в упор длинными очередями. Ju-88 не загорелся, но внезапно накренился и упал в районе Оперного театра. Над окраиной я атаковал другого и поджёг его. Он уходил дымя, но я думаю, что не вытянул - как и у первого, у него слишком мал был запас высоты"...

Так Захаров продолжил свой боевой счёт, открытый ещё в Испании. В начале Октября, на том же И-16, он уничтожил корректировщик Hs-126. В Ноябре 1941 года Захарова назначили командиром Учебной истребительной авиашколы в Улан - Уде, но в Декабре 1942 года, он возвратился на фронт и принял под командование 303-ю истребительную авиадивизию. Позднее, в состав этой дивизии вошло и подразделение французских лётчиков - добровольцев "Нормандия - Неман". Он принял участие в борьбе под Курском, а затем дивизию перебросили на 3-й Украинский фронт.

Ярким примером, характерезующим личность Захарова, может служить такой случай. Это было под Тулой, после прибытия в Эскадрилью "Нормандия" новых лётчиков. Для знакомства, один из них выполнил полёт большой сложности. Замедленные бочки, перевёрнутый полёт. И всё это было мастерски исполнено у самой земли. Наши лётчики как заворожённые стояли на краю лётного поля. И Захаров не выдержал. Он вскочил в самолёт и стрелой взмыл в небо. Набрав скорость, он буквально прижался к земле в перевёрнутом полете. Филигранно выточил комдив фигуры высшего пилотажа, приземлил самолёт и вылез из кабины под восторженные крики одобрения французских лётчиков. Это была уже советская школа высшего пилотажа (необходимо учесть, что Г. Н. Захарову тогда было уже более 35 лет).

Летом 1944 года уничтожил истребитель Ме-109, а в 1945 году лётчики его дивизии сражались уже в Восточной Пруссии.

К Маю 1945 года командир 303-й истребительной авиационной дивизии (1-я Воздушная армия, 3-й Белорусский фронт) Генерал - майор Авиации Г. Н. Захаров совершил 153 успешных боевых вылета, провёл 48 воздушных боёв, в которых лично сбил 10 самолётов противника.

19 Апреля 1945 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Общим итогом боевой деятельности Г. Н. Захарова стали 18 личных и 4 групповые победы, одержанные им в 3-х войнах.

После окончания войны Георгий Нефедович продолжал службу в ВВС. В 1950 году окончил Военную академию Генерального Штаба. Затем занимал ряд ответственных командных должностей. За период службы награждён орденами Ленина (дважды), Красного Знамени (четырежды), Кутузова 2-й степени, Отечественной Войны 1-й степени, Aлександра Невского, Красной Звезды (дважды), французским орденом Почётного Легиона, многими медалями. Ушёл в отставку в 1960 году и жил в Москве.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то