Слова с несколькими значениями. Многозначные слова в толковом словаре

При изучении русского языка сталкиваешься с массой терминов. В разделе "Лексика" насчитывается более двух десятков терминов, которые позволяют объяснить различные явления в словарном составе русского языка. Чем отличаются многозначные слова от омонимов, рассказывается далее в этой статье.

Лексика

Лексика – это основной раздел языкознания. Она состоит из единиц – слов, при помощи которых мы можем формулировать свои мысли. Оформляя свои мысли при помощи слов, мы имеем в виду то, что эти слова обозначают. Такие значения слов закреплены в словарях.

Каждая словарная статья соотносит звуковую оболочку слова с тем предметом или явлением, которое оно обозначает. Лексическое значение из всей совокупности признаков слова называет самые основные, те, которые рассматриваются как смыслоразличительные.

Слово без значения быть не может. И вот здесь надо сказать о таком явлении в русском языке: у каких-то слов есть одно значение (например, бинт, анальгин, троллейбус, существительное и др.), а у каких-то несколько (например, огонь в печи и в душе, рукав рубашки и реки и др.).

Однозначных слов в русском языке достаточно много, обычно это термины, наименования животных, растений либо название какой-то профессии. Например, синтаксис, косуля, берёза, невропатолог. Если с этой группой всё понятно, то вторая может вызывать некоторые трудности при определении: здесь надо говорить о двух терминах, которые отличаются друг от друга. Это омонимы и многозначные слова.

Слова, имеющие одно значение, позволяют построить нашу речь ясно и понятно. С другой группой дело обстоит сложнее: их значение бывает понятно только из контекста.

Примеры омонимов и многозначных слов при тщательном изучении показывают основные отличия этих групп друг от друга.

Многозначные слова

Когда мы произносим некий звуковой комплект, с которым в нашем сознании ассоциируется несколько предметов или явлений действительности, то мы имеем дело с многозначным словом.

Например, при слове "звезда" можно представить звезду на небе, звезду шоу-бизнеса, морскую звезду.

Многозначные слова в русском языке – явление нередкое. Это наиболее частотные, общеупотребительные слова. Они могут иметь много значений. Так, например, слово "идти" в словаре Ожегова имеет двадцать шесть значений. Среди них такие: время идёт (проходит), часы идут (показывают время), дождь идёт (капает), человек идёт (передвигается), пальто идёт (подходит к лицу) и т. д.

Значения многозначного слова имеют общий компонент. Например, это "направление" у слова "дорога": асфальтированная дорога, дорога к дому, дорога жизни, путешествие.

Все значения многозначного слова делятся на две группы: первое – основное прямое, и производные – переносные. Второе – это результат переноса звуко-буквенной оболочки слова на другой предмет по какому-то признаку. Например, слово "шляпа" имеет значение "головной убор" и "часть гриба", общий признак "поля круглой формы".

В результате такого переноса может получиться метафора и метонимия. Метафора – это перенос на основании сходства: по форме (кнопка звонка); по цвету (седые облака); местоположения (хвост самолёта), по функции (козырёк подъезда). Метонимия рисует эмоциональную картину (буря аплодисментов – громкие овации, жить в дыре – плохо).

А теперь посмотрим, чем отличаются многозначные слова от омонимов.

Омонимы

Это ещё одна группа слов в русском языке. Они имеют сходство в написании и произношении, но обозначают совершенно разные вещи. Например, коса – женская причёска и сельскохозяйственное орудие, очки – приспособление для улучшения зрения и счёт в игре.

Таким образом, сходство по какому-то признаку – это то, чем отличаются многозначные слова от омонимов.

Омонимы делятся на следующие виды:

  • омографы – это слова, написанные одинаково, но произносимые по-разному; например, "зАмок" – "замОк";
  • омофоны – одинаково слышатся, но по-разному пишутся; например, "плот" – "плод";
  • омоформы – это такие слова, совпадающие в какой-то грамматической форме; например, "стекло" – существительное и глагол в прошедшем времени.

Различия

У современного поэта Александра Кушнера есть стихотворение "Мы и иностранец Билл", где наглядно представлены и омонимы, и многозначные слова: различия между этими двумя группами видны очень хорошо.

Мы на Неве лю­бо­ва­лись мор­жа­ми,

Как они пла­ва­ли, стис­ну­ты льда­ми.

А ино­стра­нец по имени Билл

«Вы го­во­ри­те, что это мор­жи­ха,

Что ж она в ша­поч­ке, слов­но плов­чи­ха?»...

«Жаль, – я ска­зал, – что моск­ви­чи в фи­на­ле

У ле­нин­град­цев очки ото­бра­ли».

А ино­стра­нец по имени Билл

Был с нами рядом и всех уди­вил:

«Дайте, – ска­зал, – до Нью-Йор­ка до­брать­ся,

Вышлю очки до­ро­гим ле­нин­град­цам».

Мно­го­знач­ные слова на­зы­ва­ют пред­ме­ты, которые имеют сходный признак. Мно­го­знач­ным в этом сти­хо­тво­ре­нии яв­ля­ет­ся слово морж – круп­ное се­вер­ное мор­ское жи­вот­ное и лю­би­тель зим­не­го ку­па­ния. Общая смыс­ло­вая часть, объ­еди­ня­ю­щая эти зна­че­ния, – уме­ние пла­вать в ле­дя­ной воде.


Ино­стра­нец по имени Билл не понял зна­че­ние слова очки . Он думал, что это пред­мет для улуч­ше­ния зре­ния, а в сти­хо­тво­ре­нии го­во­рит­ся о счете в спор­тив­ной игре. Между лек­си­че­ски­ми зна­че­ни­я­ми этих слов нет сход­ства. Это омо­ни­мы.

Для различия этих терминов можно использовать словари. В них при помощи специальных пометок показано, какие слова многозначные, а какие омонимы.

Причины появления омонимов

Лингвисты объясняют причины появления омонимов в русском языке.

Зная процессы, которые происходят в языке, можно понять, чем отличаются многозначные слова от омонимов.

Как называются слова, имеющие несколько лексических значений? Примеры?

Peresvetik

Все слова в русском языке могут делится на однозначные,а также многозначные.И однозначными являются те слова,которые могут иметь только единственное лексическое значение.

А вот многозначные слова,являются таким,которые имеют от двух и более,по нарастающей лексические значения.

И вот к примеру однозначные слова-джинсы, перпендикуляр, тортик, прелестная.

А вот каким может быть пример многозначного слова-рука,она является частью тела человека,рука может быть правой и левой,сюда же относится почерк руки.

И как из этого следует всегда многозначные слова чем то могут быть связанными между собою по какому то сходству или являются смежными.

И вот пример- шляпа свежего гриба,имеет такое название,потому что реально похожа на обычный головной убор.

Svetlana kuznetsova

Слова, имеющие два или более лексических значения, называются МНОГОЗНАЧНЫМИ .

Но к ним никак нельзя отнести ОМОНИМЫ . Это разные понятия.

Между многозначными словами есть сходство. Например, шляпка гриба и шляпка гвоздя имеют общее с надеваемой на голову дамской шляпкой; ручные часы, ручная работа, ручная кладь, ручная белка, ручная продажа - значение прилагательного ручной связано во всех этих словосочетаниях с рукой, означает "предназначенный, приспособленный для рук".

Классическим примером многозначных слов, который приводится, как мне кажется, чуть ли не во всех учебниках и справочниках по русскому языку, является слово земля . Оно имеет 6-8 связанных между собой по смыслу значений.

Многозначные слова имеют несколько значений, в том числе и переносных, но общие признаки есть обязательно., даже в том случае, когда они обраованы путем переноса названия по сходству (зерно злаков - зерно истины) и других признаков.

Совпадение же значений омонимов никак не объясняется, они не имеют смысловой связи.

Например, что общего между двумя значениями слова норка ? Норка - зверек и норка - маленькая нора, мышиная норка. Также и лук в значении растения (батун, порей) и лук как оружие для метания стрел.

Таким образом, если смысловая связь между разными значениями слова существует, то эти слова рассматриваются как значения одного и того же слова, многозначные это слова.

Если смысловой связи нет, то это разные слова, они не являются многозначными, а просто эти слова-омонимы.

Пашенька

Несколько значений могут иметь МНОГОЗНАЧНЫЕ слова.

К примеру, слово ГОРБ.

Первое его значение - это большая выпуклость на груди, чаще на спине, которая появилась как результат какой-то деформации.

Второе - в просторечии сгорбленная чья-то спина (тянуть на горбу).

Третье - Обычно у верблюда или же у отдельных животных жировое отложение на спине.

Получается, что значений у слова ГОРБ три, то есть слово многозначное.

Есть еще раздел слов, это ОМОНИМЫ. У них тоже имеется по несколько значений, но они по своему смыслу далёкие друг от друга.

Например, слово ГЛАВА. Это может быть главный, начальник, голова (устарел.), купол у церкви. (многозначное слово - три значения).

Также нужно учитывать, что в словарях такие (многозначные и омонимы) слова отличить просто. Многозначные записываются в одной словарной статье под номерами, а омонимы вынесены в разные статьи, один под одним, за словом цифрами указывается номер значения.

А может быть часть книги, какой-то статьи.

Получается, что слово ГЛАВА одновременно и многозначное и слово-омоним.

Все слова различаются по своему лексическому значению, причем одни наделены только одним, а другие имеют несколько значений. Если слово имеет несколько лексических значений, то оно является многозначным . Среди всех самостоятельных частей речи бывают многозначные слова, исключение составляют числительные.

В многозначных словах только одно значение является прямым , то есть первоначальным значением, а все остальные носят косвенный характер. Например, слово ручка имеет прямое значение, уменьшительное к слову рука. Поэтому ручка (ребенка) будет прямым значением, а ручка (шариковая, дивана, дверная, сумки) - значения переносные .

Многозначные слова - их можно использовать для построения связей с разными предметами/объектами.

Например, гроза :

1) природное явление

2) употребление в значении "величие, могущества", например "Лев - гроза джунглей".

Омонимы - пишутся и произносятся одинаково, но имеют абсолютно разное значение.

Например, коса :

1) женская/девичья коса

2) то, чем косят траву.

Божья коровка

Если слово имеет больше одного лексического значения, то оно и называется многозначным. Примеры многозначных слов в русском языке :

земля, гребень, лисички, ножка, шляпка, лук, ручка, кран, кисть, иголка.

Многозначными являются не только слова-существительные, но и слова других частей речи.

Например, глаголы.

Бежать, идти и др.

Прилагательные.

Свежее утро, свежие новости, свежая газета, свежее дыхание, свежий хлеб.

Все значения слов описаны в толковых словарях, обозначено каждое значение цифрой.

И напоследок. Как отличить многозначные слова от омонимов.

Омонимы слова которые лишь похожи внешне, а многозначные слова имеют некоторое сходство в значении.

Павлика83

Для ответа на данное задание вспомним школьный курс русского языка. Так, слова, которые имеют несколько лексических значений носят название МНОГОЗНАЧНЫМИ. Попробуем привести примеры. Например, слово КЛЮЧ, имеет несколько значений, это и дверной ключ, и гаечный, и родник с ключевой водой. или слово ПОБЕГ, из тюрьмы или побег растения. Также есть такая категория слов, как ОМОНИМЫ . Например, БОР, хвойный лес и химический элемент. Есть также в языке такое явление как ПОЛИСЕМИЯ, когда также одни и те же слова имеют разное значение, правда, исторически взаимосвязанное. Например, ЭФИР как вещество либо радиоэфир.

Ксюшенька

В русском языке такие слова называются - многозначными. Самое первое значение - оно прямое, а все иные значения - называют косвенными. Есть многозначные слова существительные, есть многозначные глаголы и многозначные прилагательные.

Moreljuba

Слова, имеющие несколько (от двух и более) лексических значений в русском языке называются многозначными. Что получается? Одно и тоже слово в зависимости от последующего контекста и отношения к определённому предмету может означать совершенно разные понятия.

Приведу примеры:

Ручка для письма - ручка дверцы;

Ножка гриба - ножка стула;

Звезда на небе - звезда шоу бизнеса, фигура;

Холодный чай - холодный ветер, дом;

Глухой человек - глухой выстрел, лес;

Брать палку - брать город.

Shellest515

В русском языке слова, имеющие несколько лексических значений, называются многозначными (много значений). Причем многозначные слова в свою очередь делятся на слова с прямым значением и переносным значением. Примеров многозначных слов в русском языке достаточно много: лук (овощ и стрелковое оружие), кисть (винограда и руки), ручка (рука и канцелярская), соль (нота и приправа), язык (международный и вкусовой орган) и так далее.

Омонимы - это слова, одинаковые по написанию, но отличаются различными лексическими значениями - лук, это и огородное растение, и орудие для метания стрел.. .

Но есть ещё многозначные слова, это когда у слова тоже несколько значений, но они схожи - например, облако - это и то, что в небе (скопление сгустившихся водяных паров) , а может быть облако пыли (сплошная масса мелких летучих частиц чего-нибудь)

Приведите пример многозначных слов

Людмила шепелева

В магазине кончился белый хлеб.

Осенью с полей убирают хлеб.

Не берись за это дело, не отнимай у него его хлеб.

В первом предложении слово ХЛЕБ имеет значение «пищевой продукт, выпекаемый из муки» . Муку для хлеба делают из зерна, поэтому словом хлеб называют также зерно. Во втором предложении слово хлеб употреблено в значении «зерно, из которого делают муку» . Хлеб - основная пища в нашей культуре, самое необходимое для нашего существования, поддержания жизни. Поэтому понятие хлеб оказывается тесно связанным с понятием жизнь, и на этой основе у слова хлеб развилось значение «средства к существованию» . Именно такое значение имеет это слово в третьем предложении. Следовательно, слово хлеб многозначно, т. е. имеет несколько взаимосвязанных по смыслу значений.
Ещё примеры: род, родина, погореть, писать, пила, падать, наложить, конь, горький и т. д.
Многозначные слова следует отличать от омонимов. У омонимов в значениях нет ничего общего. Например, значение слова лук («овощ») не имеет никаких смысловых связей со значением омонима лук («оружие для метания стрел в виде гибкой дуги, стянутой тетивой») .

Лика михей

лист (клена) – лист (картона) ; глухой (старик) – глухая (стена) ; ручка (ребенка) – ручка (двери) ; резать (ножом) – резать (студентов на экзамене) ; идет (человек) – идет (фильм) – идет! (в значении "согласен")

Galavera

Нужно отличать многозначность от омонимии. ключ- ключ- омонимы.

Золотой- многозначное слово. Значение определяется в контексте. Золотой перстень- прямое значение. Переносные значения- золотой парень, золотой характер, золотая осень, золотые волосы, золотая пора и др.

Чем отличаются многозначные слова от однозначных?

Lilechka

Многозначные слова имеют одинаковое произношение и написание, но несколоко значений. Например, слово "коса" может обозначать: а)орудие труда для скашивания травы, б) сплетенные волосы; слово "кисть" - а) малярный инструмент для окрашивания, б) часть руки, в) соцветие у некоторых растений. А однозначные слова имеют только одно значение.

Если у слова может быть два и более лексических значения, то такие слова называют многозначными . У однозначных слов значение только одно.

Т.е. разница между многозначными и однозначными словами в количестве лексических значений (сколько значений имеет слово).

Разница между этими словами ещё и в том, что часто в общении люди вместо однозначных слов используют многозначные, в результате чего возникает недопонимание.

Чтобы не было проблем с пониманием, нужно стараться использовать в разговоре и переписке такие слова, которые точно передают смысл, а это именно однозначные слова.

Кстати, пребывание на "Большом вопросе" лично мне помогает более тщательно подбирать слова для выражения своих мыслей.

Anyasneg

Однозначные слова - это те слова, у которых одно лексическое значение, к ним относятся имена собственные (Иван, Иванов, Саратов), а так же те, у которые обозначают одну конкретную вещь, например бинокль, мигрень, бирюза, кастрюля и т.д.

Многозначные слова - это те слова, у которых несколько лексических значений, которое можно понять из самого текста, например: тихий нрав - спокойный нрав, тихая езда - медленная езда, тихий голос - негромкий голос, тихое дыхание - ровное дыхание, тихая погода - безветренная похода. Даже из такого маленького контекста (всего из двух слов) понятно, что слово "тихий" имеет множество значений.

Чаще всего слово называет определенную реалию действительности и строго соотносится именно этот набор звуков с ней, например:

солнце, луна, рука, голова, глаз, фиолетовый.

Это однозначные слова.

Но иногда одним и тем же словом называют разные предметы, признаки или действия. Например, существительным гребень называют не только гребешок у петуха, а расческу для волос, а также вершину горы, верх морской или океанской волны, верхушку только что вспаханной земли. Все эти предметы имеют сходство по форме:

гребень петуха, расчесывать волосы гребнем, гребень горы, гребень волны и гребень пашни.

Вот такое слово с множеством значений называется многозначным .

Многозначные слова отмечены среди разных частей речи, кроме числительных.

Алена солнечная

Однозначные слова - это слова, имеющие лишь одно лексическое значение. Их в русском языке большинство: береза, бинт, стол. Часто однозначными являются неологизмы (флешка, компьютер), узкоспециальные слова слова (аппендикс, скальпель), термины (синтаксис, пунктуация).

Многозначные слова - это слова с несколькими лексическими значениями. Многозначность можно узнать из контекста: Мама вышла во двор, чтобы накормить цыплят. Королевский двор еле скрывал свое недоумение.

Elena-kh

Однозначные слова имеют всего одно значение, а многозначные могут иметь несколько знаний. Например, ручка - это многозначное слово, ведь она бывает дверной, а бывает с чернилами. Многозначные слова встречаются в различных языках, в английском их особенно много.

Coolwark

Понятие Однозначные слова указывает на то, что определенное слово имеет исключительно одно лексическое значение. То есть, слово несет в себе какое-то одно смысловое содержание. Например, слово диалог означает разговор двух и более человек. Другого смысла у него нет.

Многозначные слова это те, которые могут иметь несколько разных значений. Например, слово лук. Оно может означать как овощь, так и разновидность оружия. Все зависит от контекста, в котором оно употребляется.

Радуга-весна

Однозначные слова, они на то и однозначные, что имеют всего одно лексическое значение.

А вот, многозначные звучат одинаково, пишутся одинаково, а вот лексическое значение имеют разное. Точнее они имеют два и более лексических значений.

Вот, например, рукав реки, рукав курточки, рукав для запекания - это пример многозначных слов.

Said petrov

Многозначное слово-имеет множество значений например Ручка пишушая; ручка человека,кран от водоровода,кран строительный,мышь компьютерная,мышь биологическая.Однозначные же слова имеют только один логический смысл.Например батарейка,вилка

У однозначного слова один логический (лексический) смысл- брюки , торт , перпендикуляр . Многозначные- когда одно и тоже слово применяют в различных, смысловых значениях. Кисть -1 малярная кисть; 2 кисть винограда; 3

кисть руки.

Vertigo2604

Однозначные слова могут иметь только один смысл, многозначные - разный. Например клуб это может быть и здание, и клуб дыма. Ключ это может быть и скрипичный, и дверной, и пароль. Пример с ручкой тоже неплохой. Мне понравился.

-Наташа-

Слова, имеющие одно лексическое значение называются однозначными, слова имеющие несколько лексических значений называются многозначными. Например, кисть. Масляная кисть, кисть винограда. Кисть, как часть руки.

Какие слова в английском языке имеют по несколько значений?

и какое слово имеет этих разных значений больше всего?

Elena-kh

Во многих языках отмечается полисемия - многозначность. И английский - не исключение. Одно из самых многозначных слов -

глагол break - ломать, нарушать,

ослаблять, разрушать, дрессировать,

расторгать, понижать в звании

Список еще можно продолжить. Думаю, что самое многозначное слово английского языка определить достаточно сложно. Нужно провести серьезное исследование в рамках какой-то научной группы.

Rimodara

сын, солнце - sun,

любить, похожий - like,

колени, плеск - lap,

стук, скороговорка - patter,

персик, доносить - peach,

буфет, бар, адвокатура - bar,

рука, оружие - arm,

тост, пить за чьёто здоровье; подрумяненный ломтик хлеба - toast.

Вы знаете таких слов величайшее множество.

Сегодня надо было одному товарищу объяснить, что box это не только вид спорта.

А еще и коробочка, и даже клеточка для ответа по американской системе тестов.

Не понял фразу:

This message is an English test! Please check this box!!

То есть подсказка: "выбрать этот box"

Заглянула в переводчик.

имя существительное

коробка box, carton, case, shell, receptacle, banjo

ящик box, case, chest, bin, locker, kit

бокс boxing, box, ring, pugilism, boxcalf, bout with the gloves

ящичек box

сундук chest, box, dower chest

козлы box, trestle, jack, horse, rack, gallows

приемник receiver, receptacle, box, recipient, transducer, container

магазин shop, store, magazine, box, trade, depot

стойло stall, stable, box, bay, crib

домик lodge, cabin, box

телевизор TV, television set, televisor, set, telly, box

вкладыш insert, bushing, bush, box, pillow, brass

втулка sleeve, bush, bushing, hub, collar, box

облучок box

букса bush, box, boxwood, journal box, axle-box, axle-bearing

удар blow, impact, hit, strike, kick, box

подшипник bearing, bearing box, pillow, box, chock, pillow-block

ящик под сиденьем кучера box

рождественский подарок Christmas box, box

самшит вечнозеленый box, boxwood

оплеуха box

замковая муфта box

скамья присяжных jury-box, box

маленькое отделение с перегородкой box

измерительный магазин box

муфта соединительного замка box

четырехугольник quadrangle, quadrilateral, quad, tetragon, square, box

ложа в театре loge, box

рудничная уличная вагонетка box

место для дачи свидетельских показаний witness-stand, box, witness-box

соединение с внутренней замковой резьбой

А еще есть глаголы и прилагательные.

На днях тоже при переводе текста со словом wild вышла такая же история. В контесте с версиями php это слово перевели как "дикий" . А если посмотреть все его значения!

А слово turn? Это вообще нечто!

Особенно с разными предлогами. Смотрите сами, сколько значений!

На тесте про включить (Turn on) и выключить (Turn off) TV - попались и американцы.

Картинки: нога, рука, муха.

Таблица 5

Типы нарушений слоговой структуры слова у детей с нормальным речевым онтогенезом и сроки их преодоления

По стеклу ползут две... мухи.

II класс - трехсложные слова, состоящие из открытых слогов

Картинки: волосы, корова, машина.

По дороге едет... машина.

III класс - односложные слова, состоящие из закрытого слога

Картинки: кот, нос, дом.

Дети построили из кубиков... дом.

IV класс - двусложные слова, состоящие из одного открытого слога и одного закрытого

Картинки: филин, кефир, жираф.

В зоопарке живет... жираф.

V класс - двусложные слова со стечением согласных в середине слова

Картинки: масло, листья, коньки.

Маша намазывает на хлеб... масло.

VI класс - двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных

Картинки: дельфин, кактус, кровать.

В море плавает... дельфин.

VII класс - трехсложные слова с закрытым слогом

Картинки: самолет, пирожок, чемодан.

Мальчик ест... пирожок.

VIII класс - трехсложные слова со стечением согласных

Картинки: облако, иголка, подушка.

С кровати упала... подушка.

IX класс - трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом

Картинки: автобус, карандаш, виноград.

У Коли... карандаш.

X класс - трехсложные слова с двумя стечениями согласных

Картинки: игрушки, кисточка, морковка.

В краске вымазана... кисточка.

XI класс - односложные слова со стечением согласных в начале или конце слова

Картинки: джип, стол, ключ.

Папа купил... джип.

XII класс - двусложные слова с двумя стечениями согласных

Картинки: птичка, спичка, гвозди.

Молотком забивают... гвозди.

XIII класс - четырехсложные слова из открытых слогов

Картинки: пуговица, черепаха, гусеница.

По ветке ползет... гусеница.

ПРИМЕРНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ

Уточнение построения предложений, правильного употребления простых предлогов, согласования членов предложения в роде, числе и падеже можно провести с использованием материала пособия, не предъявляемого ранее ребенку для обследования произношения. Вот некоторые из вариантов заданий, которые можно предложить ребенку параллельно с исследованием его произношения.



1. Возможно предъявление задания без произнесения предлога («Рыжий кот катается... на лыжах»), однако при оценке выполнения такого задания необходимо учитывать допустимость использования детьми раннего возраста вместо предлогов их «филеров» («а» - вместо «на») в сочетании с флексией существительного (на столе - «а толе», в шкафу - «а кафу»).

2. Чрезвычайно важно проверить умение детей использовать исследуемые звуки при произношении глаголов и прилагательных, так как эти слова появляются в начальном детском лексиконе несколько позже существительных, в связи с чем их произношение может быть более нарушенным. Можно сразу после опроса ребенка по предложенному в тексте пособия заданию перестроить его формулировку в следующем виде: «У Алеши болит... нога» - «У Алеши нога... болит». При затруднениях целесообразно изменить задание и предъявить его с помощью так называемого «вопроса без вопросительного слова»: «У Алеши нога болит?» Вопросительная интонация будет дополнительно стимулировать ребенка к ответу, а облегченная форма заданного вопроса подскажет ему правильный ответ.

3. Важно проследить за умением ребенка использовать в речи широко распространенные словосочетания («усатый сом», «голубые глаза»), согласование окончаний прилагательных в роде и числе с употребляемыми существительными. Данные, полученные при обследовании, необходимо интерпретировать в зависимости от того, на какой стадии развития находится фразовая речь ребенка («до-морфологической» или «морфологической»).

4. Задания на картинках можно вариативно использовать для проверки у детей знания названий основных цветов и элементарного счета (в пределах 2-3).

5. Дети раннего возраста чрезвычайно сложно «придумывают» имена персонажам, изображенным на картинке. Для малыша существуют только личные имена применительно к его близким (тетя Аня, дядя Коля). При этом почти не осуществляется перенос этих имен на других людей. Если попросить ребенка без предварительной подготовки «придумать», как зовут тетю на картинке, он просто растеряется и откажется от выполнения задания. Надо обязательно тренировать маленького ребенка в назывании имен реальных людей из его окружения, специально подчеркивания, что разных людей могут звать одинаково. Обратите внимание на то, что первое имя, «придуманное» для мальчика или девочки, изображенных на картинке, будет скорее всего собственным именем ребенка! Постепенно малыш освоит и другие имена, но скорость и устойчивость этого навыка зависит от взрослых. Если не уделять его формированию достаточно внимания, то еще долго все посторонние взрослые для ребенка будут только «дядями» и «тетями», а дети - «мальчиками» и «девочками».



6. Особый акцент на разные имена персонажей можно сделать, если попросить детей дома вместе с родителями раскрасить черно-белый рисунок (вероятнее всего сначала ребенок сможет только помочь родителю выбрать цвет отдельных деталей, а раскрашивать будут сами родители), а потом сравнить их рисунки: как одет герой, какого цвета его волосы, глаза. Увидев наглядно, как отличаются их рисунки между собой, дети легко поймут и задание на придумывание разных имен, легко заменяя предложенное в тексте к картинке имя на любое другое по своему желанию.

7. В дидактическом материале содержится ряд картинок, близких по смысловому содержанию. Например, «В магазине продаются... ананасы» (звук [а]) и «У Лены... ананас» (звук [н]); «Курица сидит на... яйцах» (звук [й]) и «Из яйца вылупился... цыпленок» (звук [ц]); «У Инги... иголка» (звук [и]) и «Нина шьет разноцветными... нитками» (звук [н]); «Гера рисует... круги» (звук [г"]), «Оля рисует... лист клена» (звук [л]), «Марина рисует... грибок» (звук [р"]). Такие картинки можно объединять в смысловые пары и проводить с их использованием лексическую работу по определенным темам, понятным детям раннего возраста: «Покупка в магазине», «Курица и цыпленок», «Что делают с помощью иголки?», «Учимся рисовать».

8. В дальнейшем, можно будет проводить с детьми задания, направленные на установление и более сложных логических связей, однако надо всегда помнить, что нельзя превышать возрастные возможности ребенка, предлагая ему для рассматривания и дальнейшей беседы более трех картинок одновременно. Если надо изучить большую группу картинок, то лучше их варьировать между собой, составляя разные смысловые пары. Примером такой группы могут служить перечисленные ниже картинки: «Разбитую коленку смазали... зеленкой» (звук [з"]), «У Алеши болит... нога» (звук [а]), «Вова чинит... стол» (звук [о]), «Айболит лечит... бегемота» (звук [б " ]), «В аптеке купили... вату» (звук [т]), «Мама гладит... утюгом» (звук [у]), «Вот горячий... утюг» (звук [т"]), «Молотком забивают... гвозди» (звук [д " ]), «Коля уколол палец о... кактус» (звук [к]), «Мальчик забинтовал... палец» (звук [ц]), «На плите... кастрюля» (звук [с]), «Маша чистит... картошку» (звук [ш]), «У Жоры болит... живот» (звук [ж]), «У Васи болит... ухо» (звук [х]), «Мама режет... огурцы» (звук [ц]). Показывая маленькому ребенку любые две-три картинки по вашему выбору, можно выяснить, имеет ли малыш представления об опасностях, подстерегающих его в быту, знает ли он, к кому надо обратиться за помощью в случае заболевания и где можно купить лекарства и т.д.

9. Картинки, предлагаемые для раскрашивания (с. 52-94), можно использовать и для развития слоговой структуры слова. Например, при рассматривании картинки с изображением гусеницы ребенка просят сначала раскрасить гусеницу по сегментам в четыре разных цвета, а затем последовательно показывая каждый сегмент, проговаривая все слоги.

Вариантов использования картинного материала для диагностики раннего речевого развития ребенка и направленного развития его речи множество. Мы думаем, что специалисты-практики сами смогут придумать много интересных заданий и упражнений, творчески используя предлагаемые нами материалы.

Ниже содержится полный перечень текстовых заданий для обследования произношения гласных и согласных звуков. Ознакомившись с ним, вы сможете лучше представить себе, как можно организовать обследование и развитие речи ребенка раннего возраста, используя наши методические рекомендации.



ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ
ПРОИЗНОШЕНИЯ ГЛАСНЫХ И
СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ


Гласные звуки

Звук [а]

1. На крыше гнездо... аиста.

2. У Алеши болит... нога.

3. По дороге едет... машина.

4. На остановке стоит... автобус.


5. В магазине продаются... ананасы.


Звук [о]

6. На окошке сидит... кот.

7. Оля смотрит на... облако.

8. Вова чинит... стол.

9. У Буратино длинный... нос.


15. У Инги... иголка.


Звук [у]

16. В зоопарке живет... кенгуру.

17. У зайца длинные... уши.

18. Руслан поднял... руку.

19. У уха вьется... муха.


25. Эля и Эдик рассматривают... этикетки.


Звук [ы]

26. В аквариуме плавают...рыбки.

27. Мышка моет лапы... мылом.

28. На стене висят... часы.

29. В вазе стоят... розы (вариант ответа - цветы).


35. У Поли красивая... панама.


Звук [п"1

36. Мальчик ест... пирожок.

37. Петя играет на... пианино.

38. Мама читает... письмо.

39. Собаку посадили на... цепь.


45. Боря лепит снежную... бабу.


Звук [б"]

46. На ветке сидит... белка.

47. На полу лежит... кубик.

48. Айболит лечит... бегемота.

49. Моряк смотрит в... бинокль.


55. Тоня моет... тарелки.


Звук [т"]

56. Вот горячий... утюг.

57. В клетке сидит... тигр.

58. На дереве... дятел (вариант ответа - птичка).

59. Тетя говорит по... телефону.


65. Даша играет на... дудочке.


Звук [д"]

66. По дорожке идет... девочка.

67. В море плавает... дельфин.

68. Молотком забивают... гвозди.

69. Дедушка лежит на... диване.


75. Коля уколол палец о... кактус.

Звук [к"]

76. Мальчику купили... ролики.

77. В краске вымазана... кисточка.

78. На поляне растут... ромашки.


90. Галя моет... ноги.


Губно-зубные фрикативные звуки

Звук [ф]

91. Мальчик держит... флажок.

92. На площади красивый... фонтан.

93. В комнате стоит... шкаф.

94. В зоопарке живет... жираф.



105. Вася застилает... кровать.


Звук [в"]

106. На кофте вышиты... вишенки.

107. В песочнице оставили... ведро.

108. Вика собирает... цветы.

109. В корзине крупный... виноград.


115. На носу... оса.


Звук [с"]

116. За Люсей гонится... гусь.

117. У лисы... лисята.

118. Осенью с деревьев падают... листья.

119. Домик строит... поросенок (Ниф-Ниф).


125. У Лизы голубые... глаза.


Звук [з"]

126. Обезьяна смотрит в... зеркало.

127. Зина запускает воздушного... змея.

128. Бодается... козел.

129. Разбитую коленку смазали... зеленкой.


135. На сосне... шишки.


Звук [ж]

136. Женя играет с... пружиной.

137. Жора прыгает в... луже.

138. Около желудя... жук.

139. Девочка несет... ежика.


145. На вешалке сохнет плащ.


Заднеязычные фрикативные звуки

Звук [х]

146. Слон достает ветки... хоботом.

147. У Васи болит... ухо.

148. Овец пасет... пастух.

149. Медленно ползет... черепаха.


155. У дороги... лопухи.


Аффрикаты

Звук [ц]

156. Мальчик забинтовал... палец.

157. На крючке висит... полотенце.

158. Мама режет... огурцы.

159. Клоун выступает в... цирке.


165. У Олечки красивые... часики.


Сонорные носовые звуки

Звук [м]

166. Мышка едет на... машине.

167. Дети построили из кубиков... дом.

168. На столе стоит... лампа.

169. В воде плавает усатый... сом.


175. Мише купили полосатый... мяч.

Звук [н]

176. Наташа надевает... носки.

177. Надя открывает... окно.

178. На стройке подъемный... кран.

179. У Лены... ананас.


185. Кукла одета как невеста.


Сонорные ротовые звуки

Звук [л]

186. Лариса пьет... молоко.

187. Мальчики играют в... футбол.

188. В саду растут... яблони.

189. Бабушка надевает... платок.


195. Оля рисует... лист клена.

Звук [р]

196. Мама трет морковку на... терке.

197. Баран ест... траву.

198. Кот сидит на... крыше.

199. На столе лежит глазированный... сырок.


205. Рита закрывает... дверь.


Звук [j]

207. На Зине зеленая... юбка.

208. Юля вертит... юлу.

209. Юра наряжает... елку.


210. Курица сидит на... яйцах.


В пособии специально представлены картинки для раскрашивания, выполненные в черно-белом цвете.

Мы приводим описание только твердых согласных звуков. Артикуляционный уклад мягких звуков отличается палатализацией (дополнительным подъемом средней части спинки языка). Дефекты произношения мягких звуков идентичны.

При дефектном произнесении мягкого звука [р"] возможна замена на твердый вариант фонемы. Далее в тексте мы будем иметь в виду, что каждый парный мягкий звук при дефектном произношении может заменяться на твердую пару.

В МФА используется тот же символ, что и при дефектном произношении звука [ʃ] (прим. авторов).

Русский звук [щ] не нашел отражение в Международном фонетическом алфавите. Мы предлагаем обозначать его символом " ] .

Впервые данную замену описал М.Е. Хватцев (1959).

Аффрикаты не нашли отражения в Международном фонетическом алфавите. Поскольку аффрикаты состоят из двух элементов - смычного и фрикативного - мы рекомендуем записывать их символами, обозначающими эти элементы.

В русском языке мягкий звук [Λ"] палатализован, а твердый звук [Λ] - веляризован. Эта яркая особенность русской фонетики не нашла отражения в МФА (прим. авторов).

В русском языке такой тип произношения принято называть «велярным[р] ». Однако мы приводим его характеристику так, как она представлена в МФА (примеч. авт.).

Данный звук в МФА не описан, символ предложен авторами пособия.

Какие можно привести примеры слов, состоящих из 2 слогов?

    В русском языке, как известно, слогообразующими являются гласные звуки, которые могут как самостоятельно, так и в паре с предыдущим согласным сооставить слог. Слов, состоящих из двух слогов, существует великое множество. Учтем, что фонетический слог и деление слова на слоги в орфографии для переноса слов с одной строки на другую суть разные вещи. Поэтому приведу как фонетическое, так и орфографическое деление на слоги.

    Примеры слов с двумя слогами :

    о-лень, о-сень, я-сень, е-нот, я-ма, ю-ла (эти слова не переносятся по слогам);

    о-кно — ок-но;

    гне-здо — гнез-до, гне-здо;

    су-кно — сук-но, су-кно;

    ли-ства — ли-ства, лис-тва, лист-ва.

    А вот ряд двуслоговых слов, в которых деление на слоги совпадает с их переносом:

    до-мик, сто-лик, кро-вать, сум-ка, бан-ка, рам-ка, сой-ка, май-ка, пор-ка, лай-ка, дон-ка, кор-ка, сай-ка, клям-ка.

    Два слога в следующих словах:

    Посмотрите вокруг себя, и примеры слов обязательно найдутся.

    В русском языке слов с двумя слогами достаточно много, поэтому постараюсь вспомнить их:

    ма*ло, мно*го, бы*ло, те*ло, бе*ло, мел*ко, стрел*ка, бел*ка, стрел*ка, пес*ня, мось*ка, нес*ти, брес*ти, вез*ти, плес*ти, рос*ти, моз*ги, фрук*ты, мес*то, тес*то, вмес*то, блес*теть, кро*вать, мат*рас, кор*ма, мол*ва, ведь*ма, ма*ма, па*па, пи*ла, ра*ма, мы*ла, по*лы, мы*ли, пе*на, ла*па, сно*ва, пос*то, слож*но, мож*но, триж*ды, дваж*ды, меж*ду, преж*де, крес*ло, клет*ка, мет*ка, ле*то, зи*ма, вес*на, о*сень, мос*тик, гвоз*дик, мель*ник, печ*ник, пе*вец, стре*лок, ло*вец, ло*ток, под*нос, ска*кан, во*да, пи*во, вод*ка, вис*ки, ви*но, бо*кал, мел*кий, круп*ный, зверс*кий и многие другие.

    Первое что приходит на ум, слова из букваря, и вообще из школьной жизни:

    1. ма-ма
    2. па-па
    3. ра-ма
    4. мы-ло
    5. ра-нец
    6. пе-нал
    7. дос-ка
    8. тет-радь
    9. ре-зать
    10. пи-лить
    11. шу-меть
    12. чи-тать
    13. гал-деть
    14. ум-ный
    15. глу-пый
    16. сме-лый
    17. бе-лый
    18. боль-но
    19. страш-но
  • Для того, чтобы привести пример слов, состоящих из двух слогов,

    выбираем те слова,

    в составе которых имеется два гласных звука.

    Такими словами являются:

    Слов, состоящих из двух слогов, море. Вот, кстати, как раз — мо-ре . Или, скажем, ба-ран . У нас уже есть слова среднего рода и мужского рода. Во избежание дискриминации присовокупим и слово женского родака-ша . Ну, а теперь вс в кучу, что в голову придт: вил-ка , ка-зан , серь-га , скал-ка , ма-зут , о-гонь , ве-сло , лод-ка , мо-тор , ска-терть , за-бор , би-зе , кни-га , стре-ла , кар-ман , та-бак , ко-бель , те-сак , гор-шок , гор-ло , нит-ка . Ого, сколько! Ещ множественного числа существительные: стри-жи , стрел-ки , свр-ла , дыр-ки и т. д. Прилагательные: гряз-ный , чи-стый , бе-лый , страш-ный . Ну, и достаточно.

    Есть один секрет, ну как секрет, всем известный факт в котором говорится, что количество слогов в слове определяется количеством гласных букв. А значит берем в оборот все слова в которых две гласные буквы.

    И так, приведем несколько примеров. Ангел, автор, сало, рама, кирка, мама, папа, сестра, бабка, дедка, сено, село, баня, банька, ветер, верблюд, бинокль, банан, банка, вопрос, ведро, война, деньги, детство, еда, енот, емкость, жираф, жилет, зонтик, заяц, солнце, доска, желудь, иней, игла, икра, лото, лошадь, лагерь, медведь, личность, очки, осень, наряд, олень, огонь, пальто, район, роспись, рейтинг, семья, стекло, сахар, тетрадь, тройка, точка, лошадь, туман, утюг, тепло, утро, футбол, фишка, факел, стекло, теннис, хоккей, хирург, хлопок, цапля, царство, четверг, среда, вторник, шутка, шалаш, шорты, щука, щавель, щенок, щепка, этаж, эхо, юла, юбка, юнга, яма, якорь, язык, язва, янтарь.

    Вашему вниманию представлены 20 карточек. На них изображены как слоги, так и отдельные буквы. Каждая карточка содержит основные, наиболее употребительные сочетания. Остальные можно составить из отдельно представленных букв. Все буквы традиционно разделены на синие (согласные) и красные (гласные).

    Для работы вам потребуется распечатать карточки и разрезать их по линиям, чтобы каждый слог был отдельно. Лучше наклеить их на плотную основу.

    Слоги с Буквами Б и В


    Слоги с Буквами Г и Д



    Слоги с Буквами Ж и З



    Слоги с Буквами К и Л



    Слоги с Буквами М и Н



    Слоги с Буквами П и Р



    Слоги с Буквами С и Т



    Слоги с Буквами Ф и Х



    Слоги с Буквами Ц и Ч



    Слоги с Буквами Ш и Щ




    Игры с карточками:

    1. Чтобы ребенок предпринял первые шаги в чтении по слогам, сначала учим с ним сочетания с какой-нибудь гласной буквой, например, «а», а затем с другими гласными («о», «у» и т.п.).

    2. На следующем этапе можно переходить к «сборке» слов. Для начала это должны быть простые слова, состоящие из одного или пары слогов (па-па, ми-ша, кот, дом, ру-ка и т.д.). Это должны быть слова из окружения малыша.


    3. «Собери слова»: выбирается карточка с одним слогом. Из имеющихся слогов ребенок добавляет карточки, чтобы получилось полноценное слово. Примеры:

    МАлина

    зиМА

    поМАда

    Собрав слово, нужно его еще и прочитать.

    4. «Отгадай слово»: выкладываем первый слог, а ребенок подбирает окончание. Если он испытывает затруднения, можно подготовить картинки-подсказки или словесные описания-задагки. Другой вариант – подбор первого слога к выложенному последнему.


    5. «Цепочка»: из слов составляется цепочка, в которой последний слог предыдущего слова становится первым для следующего.


    6. «Найди слог»: среди выложенных карточек со слогами (лучше, если их будет не слишком много, около 5) найти тот, который называет ведущий.

    7. Даем задание ребенку составить слово из двух слогов. Затем усложняем задачу и собираем слова из 3 и 4 слогов. Последний вариант – собрать слово более чем из 4 слогов.


    8. «Классная игра». Эта игра предназначена для большого количества участников (например, для класса или детсадовской группы). Карточки в произвольном порядке выкладываем на горизонтальную поверхность (стол, пол) или прикрепляем на вертикальную (обычную или магнитную доску, стену). Для начала количество карточек не должно быть очень большим. Выбирают двух участников. Ведущий называет слог. Дети ищут его среди выложенных слогов. Кто нашел первый, забирает карточку и занимает свое место. К проигравшему выходит еще один участник из группы. Ведущий называет следующий слог, и все действия повторяются. Выиграет тот, кто соберет больше слогов.


    В качестве продолжения игры можно попросить детей собрать из слогов слово.

    Узнайте, что еще должен знать и уметь ребенок в этом возрасте.

    Из двух и даже трех слов можно образовать новое слово. Такой способ образования новых слов называют сложение, а сами слова - сложными. Чтобы понять, где в сложном слове корни, нужно сначала правильно определить его значение. К примеру, пароход - это не тот, кто ходит парами, а судно, которое ходит на пару. Или мышеловка - это не ловкая мышь, а ловушка для мышей.

    Существуют слова, которые похожи на сложные, но на самом деле в них только один корень, и он четко вырисовывается после нахождения значения слова. К примеру, желтоватый - не желтая вата, а слегка желтый, корень один (желт), а оват - это суффикс. Или величайший - это не великий чай, а просто очень великий.

    Поработаем с определением значения слов с двумя корнями

    Пылесос: Машина для удаления пыли посредством засасывания ее струей воздуха.

    Носорог: Крупное млекопитающее южных стран с одним или двумя рогами на передней части морды.

    Самосвал: Грузовой автомобиль с механически опрокидывающимся кузовом.

    Самокат: В начале 20 века: армейское название велосипеда, механической повозки.

    Самокат: Сейчас: У детей: планка для катания со стоячей ручкой на колесиках или роликах.

    Вертолет: Летательный аппарат тяжелее воздуха с вертикальным взлетом и посадкой, с горизонтальным несущим воздушным винтом ”винтами”.

    Самолёт: Летательный аппарат тяжелее воздуха с силовой установкой и крылом, создающим подъемную силу.

    (Толкование взято из Толкового словаря Ожегова)

    Иначе, пылесос - то, что сосет пыль. Корни пыл, сос.
    Носорог - животное с рогом на носу. Корни нос, рог.
    Самосвал - машина, которая сама вываливает груз. Корни сам и вал. С перед вторым корнем - это приставка.
    Самокат - устройство, которое само катится. Корни сам, кат.
    Вертолёт - транспорт, который летает вертикально. Корни верт, лет.
    Самолёт - устройство, которое летает само. Корни сам, лёт.

    Примеры слов с двумя корнями и соединительными о, е

    Автоколонна, автопробег, бетономешалка, бензопила, водопровод, водопад, водомерка, вездеход, вертолет, водолаз, зверолов, звездопад, землекоп, кашевар, короед, ледокол, лесоруб, многоножка, мышеловка, мясорубка, нефтепровод, пароход, пылесос, пулемет, пешеход, пищевод, птицелов, рыболов, самовар, самолет, самокат, самосвал, сталевар, снегопад, стеклорез, тепловоз, фотоаппарат, хлебопечка, электровоз.

    Соединительная гласная -е пишется после основ на согласный мягкий, шипящий и ц (пешеход, сердцебиение, земледелие и т. д.). Есть исключение, после основы на мягкий согласный может быть и гласная -о. Например, -коновязь, (хотя конь), дальномер, (хотя даль). Написание таких слов, чаще всего, устанавливается по словарю.

    Соединительная гласная -о пишется после основ на твердый согласный.

    Примеры сложных слов с соединительной гласной -е-

    кашЕвар (каша + варить)

    птицЕлов (птица + ловить)

    пешЕход (пеший + ходить)

    дождЕмер (дождь + мерить)

    пылЕсос (пыль + всасывать)

    птицЕфабрика (птица + фабрика)

    нефтЕпровод (нефть + проводить)

    овощЕхранилище (овощ + хранить)

    путЕшествие (путь + шествовать)

    мышЕловка

    морЕплаватель

    грязЕлечение

    сталЕвар

    кораблЕкрушение

    землЕмер

    свежЕмороженый

    вездЕход

    вездЕсущий

    солнцЕстояние

    Примеры сложных слов с соединительной гласной -о-

    самОвар (сам + варить)

    водОпад (вода + падать)

    ледОкол (лёд + колоть)

    языкОвед (язык + ведать)

    снегОпад (снег + падать)

    вертОлёт (вертикально + летать)

    стеклОрез (стекло + резать)

    бетонОмешалка (бетон + мешать)

    зверОлов (зверь + ловить)

    домОсед (дома + сидеть)

    фотОаппарат

    автОколонна

    светОдиод

    электрОпила

    тестОмешалка

    Еще список сложных слов с двумя корнями и даже с тремя

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то