Славянская богиня сва. Славянские боги - матерь сва - слава

Чибис – небольшая, но запоминающаяся птичка. Она относится к семейству ржанковых, но некоторые ошибочно путают с воробьиным или голубиным семейством. В простонародье этот вид известен как предвестник весны, так как первым возвращается домой с зимовки. За броский внешний вид люди прозвали ее пигалицей.

По своим размерам чибис схож с голубем или галкой. Самцы немного крупнее самки, но основное их отличие не в этом. За свою жизнь особи могут вырастать в длину до 30 – 33 сантиметров, самцы при этом более массивны и весят 200 – 250 грамм, самки весят 170 – 200 грамм. Тело овальное, небольшая голова сидит на короткой шее. Клюв не массивный, короткий, но выглядит крепко, с уплотнением у головы, загнут немного вниз. Глаза посажены четко сбоку, имеют круглую форму, большие, блестящие, черно-бардового цвета. Тело стоит на длинных ногах, которые оснащены четырьмя длинными пальцами. Ноги красные или малиновые. Хвост длинный, очень подвижный. Выразительной приметой выступает длинный, острый хохолок черного цвета на затылке. Длина крыла взрослой особи около 25 – 27 сантиметров, а значит размах крыльев около 55 сантиметров. Если смотреть на птицу во время полета, можно заметить, что у некоторых крыло более закруглено на конце, плоское и широкое. Это самцы. У женских особей крыло более тонкое и острое.

Интересно знать! Часто охотники замечают чибиса из-за его выделяющейся цветовой гаммы. Но словить птицу не так уж просто, особенно когда та поднимается в воздух. Чибис очень быстр, обладает отличной аэродинамикой и может оторваться от любого преследования

За год представители вида несколько раз меняют окрас. Это происходит перед токованием весной и перед отлетом на зимовку осенью. Зимние цвета более спокойные как у самца, так и у самки. Для токования самец становится пестрым, привлекательным, вызывающим. Самка же просто насыщает свою расцветку цветом.

Наряд мужских особей в брачный период очень красив. Верх головы, хохолок, передняя лицевая часть, зоб и грудка – черного цвета, на солнце играют синевой. Брюшко, до самого подхвостья и крылья ближе к телу белые. Верхние перья хвоста и перья под брюшком рыжие и коричневые, иногда медные. Нижние перья хвоста белые. Нижняя сторона пера на крыльях окаймлена рыжим и коричневым цветами. На самых крайних, длинных перьях, края белые. Загривок и боковая сторона головы белая. Спина и верх крыльев очень контрастные, многоцветные, тона отливают на солнце, создается красивый перелив гаммы. Здесь присутствуют синий оттенок, зеленый, изумрудный, золотистый, черный и фиолетовый.

Самок от самцов во время тока отличает присутствие в цветовой гамме бурых тонов. Их цвета не так переливаются, тусклее. Хохолок короче. На белых частях головы, загривка и живота, появляется золотистый пушок. Но зимой эти различия практически не видны. Молодежь выглядит как взрослые в зимнем обличье. Но их крылья тусклее, на некоторых перьях есть охристые полоски. Недавно вылупившиеся и еще не оперившиеся птенцы щеголяют коричневым, бурым и черным пухом по верху тела. Низ грязно – белый. Вокруг шеи идет заметное белое окаймление.

Пение птицы чибис

Некоторые полагают, что назвали птицу созвучно ее пению. В обычной обстановке особи издают красивые звуки, но когда приближается опасность, они начинают неистово выкрикивать звуки «чи би, чи ви». Громкость и тональность таковы, что некоторые хищники решают отступить. Брачная песня, исполняемая самцами в полете, похожа звуками, но имеет другую тональность. Она сопровождается вибрирующими и гудящими звуками от перьев крыла.

Ареал и места обитания

Чибис заселил всю Европу и Азию в средней и южной широте. Протяженность ареала от Атлантического океана, до Тихого. Выше, на север, стаи не забираются, предпочитая умеренный и теплый климат. Но иногда представителей вида можно повстречать в таежных участках или около Полярного круга. Занимает почти всю Европу, кроме севера и Греции, в России предпочитает южные участки. Перелет на зимовку начинается ближе к концу сентября. Тогда особи собираются в стаи до 20 пар, летят вытянутым строем, не высоко. Предпочитают передвигаться в светлое время суток. Местами пребывания на зимовку являются южные побережья Африки, побережья Средиземного моря, Персия, Малая Азия, Китай, Индия, южные участки Японии.

Интересно знать! Если в период, когда чибис находится в родных местах, погода резко ухудшится, придет холодный циклон, стая может сняться с места и спонтанно улететь на юг. Преодолевать большие расстояния для вида не проблема. Там стая пробудет несколько дней и вернется с потеплением

Возвращение домой выпадает на конец февраля – начало апреля. Это весьма ранние сроки для остального семейства, поэтому чибис в этом отношении первый предвестник тепла. По прилету заселяет места с малым количеством деревьев и низкой растительностью. Это могут быть участки около водоемов или сухие, открытые луга, низины, поля. Могут поселиться даже рядом с местами жизни людей, селами или деревнями, с прилегающими пастбищами. В северных регионах выбирает для обитания торфяные, заболоченные участки с лиственным и травяным изобилием.

Чем питается чибис

Рацион питания чибиса составляет исключительно животная пища, ягоды, семена или растения его не устраивают. Основу меню составляют мелкие беспозвоночные, насекомые, личинки. Охотятся и поедают особи:

  • Комаров, мошек, мух, их личинки.
  • Кузнечиков, сверчков, саранчу.
  • Червей, многоножек, улиток.
  • Жуки и их яйца.

Стаи, которые селятся возле людей, если те занимаются сельским хозяйством, очень полезны. Птицы отлично сокращают поголовье вредоносных для растений жуков и насекомых, отлавливая и поедая их. Пернатые охотятся на засеянных и засаженных лугах, полях, выискивая пищу в земле, на растениях, ловя добычу в воздухе. Таким образом, урожай сохраняется, ведь чибис не только уничтожает вредителей, но и сам не трогает растения. Фермеры очень ценят этих птиц, но жить возле людей им не безопасно, так как охотники постоянно наносят им вред, сокращают популяцию.

Размножение и потомство

Брачный сезон открывается сразу по прилету домой. Это может произойти в начале весны, а может и позже, все зависит от погоды. Сперва самец проводит подготовку. Он выбирает место, участок, территорию, на которой заранее готовит ямки – гнезда, сразу несколько. Затем он начинает активно летать, закладывая виражи, демонстрируя свою удаль. Обративших на него внимание самок он сопровождает к гнездам, предлагая выбрать понравившееся. Во время смотра мужская особь продолжает активно демонстрировать свою красоту, расправляя грудь и хвост. Бывает, что образовать пару с ним решает сразу несколько самок, тогда у птиц образуется небольшая колония, гнездящаяся особняком.

[stextbox id=’info’]Интересно знать! Многие наблюдатели, которым пришлось стать свидетелями ухаживаний чибиса, отмечают, что этот процесс выглядит одновременно красиво и комично. Пернатый ухажер в своих попытках покорить партнершу готов на любые уловки и действия. Но такой подход приносит положительный результат!

Гнездовье являет собой вырытую в почве яму, которая засыпана собранными поблизости листьями, травой и ветошью. В него откладывается от 2 до 5 яиц, но чаще 3-4. Яйца не крупные, вверху чуть заостренные, снизу широкие. На них много черных и бурых вкраплений. Основной фон может быть разнообразным – опальный, коричневый, голубой, зеленоватый. Обе особи занимаются высиживанием, но так происходит только в самом начале. Дальше эту роль берет на себя самка, а самец занимается разведкой территории и поиском пищи. Защитой поселения занимается вся колония, в случае опасности все начинают гоняться за нарушителем спокойствия, пока его не прогонят. Вылупляются молодые чибисы через 30 дней высиживания.

Когда проходит пять недель, как раз наступает середина июля. К этому моменту птенцы уже сносно летают и вместе с взрослыми отправляются кочевать. Они кружат в поисках пищи над ближайшими болотными участками и лугами. Пищу в основном берут с земли – это кузнечики, саранча, гусеницы, жуки и личинки.

Опасности и враги птицы чибис

Чибис умеет хорошо приспосабливаться. Тогда как другие семейства вынуждены покинуть местность, которую начинает разрабатывать и облагораживать человек, чтобы создать засевные участки, чибис научился там уживаться и даже приносить людям пользу. Поэтому человеческий фактор с этой стороны нельзя назвать опасностью для популяции вида. Но соседство с людьми грозит популяции чибиса тем, что многочисленные охотники не прочь пострелять в птиц, тем более, когда точно знают, что они живут рядом. К тому же много гнезд, а с ними и кладок, разрушает большая уборочная техника, занимающаяся сбором урожая и другими работами, а это так же значительный урон для вида. В некоторых регионах наблюдается иная ситуация. Там человек бросает свои угодья, и поля с лугами зарастают диким кустарником. Чибис вынужден покидать излюбленные места, что так же негативно отражается на его численности.

Частые нападки на гнезда, с целью похитить яйца или недавно вылупившихся птенцов, совершают крупные хищные птицы – вороны, ястребы, чайки, грачи. Иногда им это удается, но чибис постоянно ведет наблюдение и при первых признаках опасности стая начинает активно атаковать налетчиков, преследуя их, стараясь ударить клювом, создавая много шума. После такого налета хищник обычно отступает.

Статус вида и промысловая ценность

В стародавние времена славян, чибис пользовался уважением среди людей. Считалось, что в него перерождаются вдовы и матеря, потерявшие своих детей. Отлавливать и убивать птицу считалось кощунством. В современном мире такие обычаи и поверья давно забыты. Охотники специально выискивают места обитания птицы, стараются взять максимальную добычу. Промышленного разведения вида нет, разве только отдельные хозяйства занимаются его популяризацией для личных целей. Поэтому охотники – единственные добытчики и мелкие промысловики.

Регулярные проверки и наблюдения орнитологов не отмечают критического сокращения поголовья чибиса. Его приспосаблеваемость и уживчивость позволяет держать свою популяцию на должном уровне. На это положительно влияет и долгая жизнь пернатых, от 15 до 20 лет. За это время они успевают дать много потомства, делая вклад в выживаемость популяции. Иногда можно наблюдать такие явления, когда стаи насчитывают до нескольких сотен голов, они кружат над местностью в хаотическом порядке, образуя невероятное зрелище.

Пищевая ценность чибиса

В Европейских странах поедать блюда, приготовленные из мяса чибиса и его яиц – обычное дело. Обыватели отмечают, что мясо очень нежное, поддается любому виду термической обработки и имеет отличный вкус. Яйца имеют даже большую ценность, чем сама птица. Во время насеста в апреле и мае их специально собирают и употребляют в пищу в больших количествах. Например, в Польше на завтрак из яиц чибиса готовят вкуснейшие омлеты, а в Голландии тушеное, жареное или запеченное мясо подают под всевозможным разнообразием соусов. В России, как и в других странах, где этот вид распространен, так же его охотно используют в кулинарии.

ОБРАЗ МАТЕРИ-СВА-СЛАВЫ

Неправда ли, очень сильно что то напоминает?


Волгоград


Калининград


Обратимся вновь к Гнатюку В .:

Вся объёмность понятий и представлений наших предков о Земле и Космосе воплощалась в образах почитаемых ими славянских богов. Одного из них - удивительного образа Матери-Сва-Славы - мы намерены коснуться в данном разделе.

Этот образ был до сих пор неизвестен, вернее, настолько забыт. Впервые его приводит «Велесова книга» и, к нашему счастью, не в беглом упоминании вскользь, а в многократных описаниях и повторениях даёт довольно полное представление о сущности, функциях и даже облике названного божества.

МАТЕРЬ-СВА-СЛАВА - Прародительница всех славян. Причём изначально это была совершенно конкретная женщина, матерь Слава, о которой рассказывается в дощ. 9-А: «В давние времена был Богумир, муж Славы, и имел трёх дочерей и двоих сыновей.... И мать их, которую звали Славуня, заботилась об их потребностях». Желая выдать дочерей замуж, Богумир отправился на поиски мужей для них. В те времена люди ещё близко общались с богами, и боги часто принимали участие в их судьбе и жизни. И вот Даждьбог послал Богумиру троих небесных вестников - Утренника. Полуденника и Вечерника, за которых вышли замуж дочери Богумира. От них произошли племена древлян, кривичей и полян, а от сыновей - северян и русов. Названия племён произошли от имён её дочерей (Древа, Скрева. ГІолева).

Праславянские роды обитали «за морем в Краю Зелёном» «за две тьмы» до Дира (жил в IX в, н.э.). Основное занятие обитавших там племён - скотоводство. Поэтому кажущееся на первый взгляд не более чем образным выражение: «мы-потомки Славуни и Даждьбога, родивших нас через корову Земун, и мы были кравенцы (коровичи), скифы (от «скуфе» - «скот»- скотоводы), анты, русы, борусы и сурожцы» (дощ,7-С), содержит в себе зашифрованные события прошлого. Славяне действительно произошли от Славуни и в известной мере от Даждьбога, поскольку именно он послал мужей её дочерям, так же как в своё время послал отрока отцу Тиверцу, имевшего двух незамужних дочерей (дощ, 16). А рождение «через корову Земун» символизирует скотоводческий, пастушеский культ, опять же в его женской ипостаси - Корове, а не Быке, как это произойдёт в уже грядущие не за горами времена.

Эту родословную славяне всегда чтут и помнят: «Мы имеем имя Славы, и славу эту доказали /врагам/, идя на железо их и мечи » (дощ. 8/2). «Мы - потомки Славуни, можем быть гордыми и не беречь себя », (дощ. 6-Г). «Мы - потомки рода Славуни, который пришёл к ильмерцам и поселился до /прихода/ готов, и был тут тысячу лет» (дощ. 8). /Мы почитаем/ «Даждьбога отцом нашим, а матерью - Славу, которые учили нас чтить богов наших, и вели за руку по стезе Прави. Так мы шли и не были нахлебниками, а только славянами, русами, которые богам славу поют и потому суть - славяне » (дощ. 8/2).

Таким образом, «Велесова книга» прослеживает самый исток этногенеза славян, раскрывает смысл этого понятия.

С течением веков конкретный первообраз размылся, поэтизировался, возможно. слившись с другими неизвестными нам образами, приобрёл новые черты, поднявшись до уровня божества.

Матерь Слава стала МАТЕРЬЮ-СВА-СЛАВОЙ - Всеобщей Матерью, на что указывает определительное местоимение «сва», то есть «вся», «всеохватывающая», «всеобщая», подобно тому, как СВАРОГ является Всеобщим богом. Творцом всего сущего, В Риг-Веде «висва» также обозначает «весь», например. Висва-Дева - Всебожество. К тому же в Риг-Веде обнаружилась фонетическая аналогия Матери-Сва - МАТАРИШВАН. «Мудрецы дают Единому Сущему многие имена- это Аши, Яма, Матаришван». Также известна некая Птица, являющаяся посланницей Варуны, «летящая в небе на Златом крыле».

В «Велесовой книге» Матерь-Сва также предстаёт в образе Птицы. «Матерь - та прекрасная Птица, которая принесла пращурам нашим огонь в дома их. а также агнца /дала/, - говорится в дощ. 7-Б. «И вот Магура поёт свою песню к сече, а та Птица послана Индрой. Индра же был и вовек пребудет тем самым Индрой, что передал Перуну все бранные стрелы» (дощ. 6-Г).

Здесь Магура - иная ипостась Матери-Сва, её индоарийский вариант. (В иранской мифологии она - Птица Симург). И как Магура является посланницей Индры или Варуны, так и Матерь-Сва является посланницей Вышнего или ГІеруна. Здесь обнаруживается общий исток индо-ирано-арийских образов и прослеживается тенденция их преемственности. «Матерь-Сва обращается к Вышнему...» (дощ. 37-А):

Как заботливая мать, она принесла на крыльях небесный огонь для своих детей-славян. научила хранить его в очагах, а также разводить скот, служащий одеждой и пропитанием.

Когда славяне ушли из Семиречья в поисках новых земель, Матерь «умных вразумила, храбрых укрепила», а сама полетела впереди, указала благодатные края, освятив новые угодья крылами, и славяне осели там, «как велела Матерь- Сва-Слава» (дощ. 13).


По своей сути МАТЕРЬ-СВА-СЛАВА - ЭТО ВОПЛОЩЁННЫЙ В ОБРАЗЕ ПТИЦЫ СИМВОЛ ЧЕСТИ И СЛАВЫ РУСИ. В ней заключена память о подвигах отцов и пращуров, и слава каждого русича, павшего за свою землю, либо прославившего её иными благими деяниями, чудесным образом перетекает к Матери-Славе и становится вечной .

«Матерь-Сва сияет ликом, как Солнце, и предвещает нам победы и гибель. Но мы того не боимся, ибо это - земная жизнь, а выше есть жизнь вечная, и потому мы должны радеть о Вечном, ибо земное против него - ничто. Мы на земле, как искры, и сгинем во тьме, будто и не было нас никогда. Только слава наша перетечёт к Матери-Славе и пребудет в ней до конца концов земной и иных жизней » (дощ. 7-С).

Нет ничего прекраснее славы геройства, а русы во все времена проявляли множественные примеры доблести, вот почему Птица сияет оперением, подобно Солнцу, и переливается всеми цветами радуги. «Матерь-Сва распускает крылья, бьёт себя по бокам, и вся сияет нам огненным светом. И каждое перо её иное и прекрасное - КРАСНОЕ, СИНЕЕ, ГОЛУБОЕ, ЖЁЛТОЕ, СЕРЕБРЯНОЕ, ЗОЛОТОЕ И БЕЛОЕ. И сияет, как Солнце-царь, и по колу идёт за Солнцем, и светится семицветьем, завещанным от наших богов» (дощ. 7-Е). Жар-птица из наших сказок - это несомненный отголосок образа Птицы-Славы.

Матерь-Сва напоминает русам об их героическом прошлом и зовёт к новым подвигам. В трудный час она приходит на помощь, воодушевляет воинов, предвещает им победу и сама набрасывается на врагов, бьёт их крылами и разит клювом. «Увидели Великую Птицу, летящую к нам, которая набросилась на врагов» (дощ. 14). И русские витязи, прикоснувшись к славе предков, стремясь быть такими же чистыми и сильными душой и телом, идут сражаться за свою землю, за своих жён, детей, отцов, матерей, любимых и, вдохновлённые словами Матери-Сва, вершат ратные подвиги, не жалея ни крови, ни самой жизни. «Как только враг идёт на нас, мы берём мечи и, вдохновлённые словами Матери- Сва, что будущее наше славно, идём на смерть, как на праздник» (дощ. 14).


Говоря современным языком, образ Птицы-Сва возникал как определённого рода энергетическое поле, плазменный сгусток, живой, пульсирующий эгрегор в пространстве и времени, «аккумулирующий» волевые и чувственно-образные импульсы отдельных людей в единую субстанцию огромнейшей мощи, сияющую будто миллионы свечей, будто само Солнце, от которого каждый в свою очередь получает энергетический заряд в качестве «подпитки».

В образе Матери-Сва проявляется гармоничное единение личного и общего, славы одного человека и всего народа. Здесь происходит перетекание качественного в количественное и обратно, подобно тому, как все цвета радуги складываются в единый цвет-белый, который, воссияв своей первозданной чистотой и белизной, вновь рассыпается завораживающим семицветьем.

Вместе с этим Матерь-Слава представляет собой прямое и непрерывное перетекание Времени из Прошлого-через Настоящее-в Будущее, утверждая, что, только помня о славе отцов и пращуров и преумножая её сейчас, славяне и впредь останутся такими же славными и сильными.

«И бьёт крылами Матерь-Сва-Слава, и рассказывает потомкам о тех, кто не поддались ни варягам, ни грекам. Говорит та Птица о борусинских героях, которые пали от римлян, когда на Дунае Траян вёл сражение, и те полегли прямо у Тризны... Но мы - их сыновья и потомки также не отдадим землю нашу ни варягам, ни грекам! » (дощ. 7-Ж).

Даже в самые тяжёлые времена, когда Русь была окружена со всех сторон врагами, а славяне стали «сирыми и нищими» и не имели сил встать на защиту, Матерь-Сва поддерживала их и звала к подвигам .

«Только Птица Матерь- Слава предрекала нам славу и призывала учиться на славе отцов » (дощ. 21).

В образе Вещей Птицы она предупреждает о грядущих бедах: «бьёт крылами Матерь-Сва-Слава и предвещает нам тяжкие времена засухи и коровьего мора» (дощ. 28). Также в трудный час она подсказывает важные решения. «Захваченные римлянами и настигнутые готами, мы должны были между двух огней тлеть и сгорать,... Тут прилетела к нам Птица Божеская и сказала: «отойдите к полуночи и нападите на них, когда они пойдут на селения наши и пастбища». Мы так и сделали, - отошли к полуночи, а потом напали на них и разбили их» (дощ. 6-А). «Германарех поддержал гуннов, и мы имели двух врагов на обоих концах земли нашей, И Болорев был в великом затруднении: /на кого идти?/. Тут Матерь-Сва прилетела и сказала ему напасть сначала на гуннов, разбить их и повернуть на готов. /И он сделал так/ (дощ. 27).

На поле боя русы также часто выстраивали конницу «птицей» - это был вид боевого построения, которому покровительствовала сама Матерь-Сва-Слава.

«Мы строимся /по образу/ Матери-Сва, Солнца нашего: простираем «крылья» в обе стороны, а «тело» в середине, а во главе - Ясунь, а по бокам его - воеводы славные... (дощ. 7-3). «И мы за Сва также шли, выстроив конницу «птицей», и она врагов «крыльями» накрыла, а «головой» била » (дощ. 20).

В тот самый час, когда к воинам, геройски павшим на поле брани, с небес слетает Перуница, неся рог, наполненный «живой водой вечной жизни», Матерь-Сва поёт им величественную Песнь Славы, поёт так, что боги смерти Мор, Мара и Яма отступают перед погибшими, и души их улетают прямо в Сваргу и обретают там вечную жизнь вместе с богами и пращурами.

«Матерь-Сва бьёт крылами и славит воинов, которые испили от Перуницы живой воды в сече жестокой » (дощ. 7-Д).

После того, как в войнах с готами и гуннами разрушилась великая славянская держава Русколань, просуществовавшая тысячу лет (она была образована во времена Ория в VI в. до н.э. и распалась в IV в. н.э.), русы имели предсказание, что Русколань возродится, «когда Коло Сварожье повернётся к нам, и времена те /по слову Птицы-Сва придут к нам» (дощ. 36-А).



С другой стороны, Матерь-Сва-Слава выступает как богиня Победы:

«Посмотрите вокруг - и увидите Птицу ту впереди вас, и она поведёт вас к победам над врагами, ибо куда ведёт нас Сва, там одерживаются (победы) » (дощ. 18-А). И в этом она родственна греческой Нике и римской Виктории.

Как видим, образ Матери-Сва очень многообразен, и подобная полифункциональность сближает его с Великой Матерью (Ма-Дивой) крито-микенского мира, культ которой сложился, как отмечает академик Б.А. Рыбаков, в середине II тысячелетия до н.э. Ма-Дивия (или просто Ма) рассматривается, как богиня природы и мать всего живого». Однако в отличие от неё, Матерь-Сва выступает не как «богиня всего живого», а как Прародительница только славянского народа, исполняющая функции заботливой матери, хранительницы славы и памяти славянского Рода- Племени. Это именно наша русская Великая Матерь, в образе которой при схожести черт со многими другими божествами присутствуют и черты уникальности. Аналогичного божества нет ни в одной мифологии мира. Есть богини Земли, Плодородия, Охоты. богини-Воительницы и Защитницы, богини-Матери, но ни у кого нет богини Славы.

Это указывает на самобытность мировосприятия древних праславян, их уникальную, совершенно самостоятельную философию, которая, органично сосуществуя с прочими религиозно-философскими воззрениями, не растворилась в них. а сохранила особенный, только ей свойственный образ мыслей и взглядов на окружающий мир.

Удивительно, но многие из этих образов живут в нас и поныне! В каждом городе и селе есть памятники, обелиски или монументы Славы. Матерь-Слава по-прежнему взирает на нас с высоких курганов в облике Женщины-Защитницы, Победительницы, Державницы. Она всегда была, есть и будет Покровительницей Руси. Её дивную песнь и сейчас может услышать каждый, кто чтит своих Богов, Пращуров и своё Отечество.

«Вот прилетела к нам, села на древо и поёт Птица,

И всякое перо Её - иное, и сияет цветами разными,

И стало в ночи, как днём.

И поёт она песни, /призывая/ к борьбе и битвам... Услышь, потомок, Песнь Славы и держи в своём сердце Русь, Которая есть и пребудет землёй нашей!» (дощ. 8/2).

Славянский праздник Родогощь. 24 сентября (7октября по новому стилю) славяне празднуют великий праздник - Радогощъ, (Таусень), приуроченный к Осеннему равноденствию. Это праздник прославления Рода. Собран урожай, осеннее солнце - Даждьбог уже не припекает, деревья готовятся к зимнему сну, сбрасывая с себя прекрасные наряды. Таусень - это также окончание всех крестьянских сезонных работ уходящего года, праздник урожая и День Осеннего равноденствия. Это самый великий осенний праздник урожая, во время которого волхв или старейшина «прячется» за яствами (в старину за огромным медовым пирогом), сложенными горкою на общем столе, и спрашивает всех собравшихся: «Зрите ли мя, детушки?». Если ответ будет: «Не зрим, батюшка (отче)», то это означает богатый урожай, а если: «Зрим», то худой, после чего волхв благословляет народ словами: «Так дай же вам Боги, чтобы на будущий год не зрели!» или «Так дай же Боги, чтобы на следующий год было больше!». После зачина, на котором обязательны гадания на следующий год и ворожение над чашей с сурьёй (священный напиток), начинается «пир горой» (еда на праздничном столе складывается горкой, которая к концу пира значительно уменьшается). Согласно славянским верованиям, о сию пору «закрывается» Сварга, куда «уходят» из Яви Светлые Боги до будущей весны, оставаясь, тем не менее, в сердцах людей, живущих по Прави. В этот день разыгрывается сказка о богатыре и подземном царстве, призванная напомнить об угасающем солнце и наступающей зиме. Перед наступлением темноты разжигают огонь и прыгают через него, очищаясь. Волхвы ходят босыми ногами по раскалённым углям, припевая: «Яже, Яже, потоптаже!». Необходимо остерегаться ходить по углям без подготовки во избежание ожогов. Волхвы избавляются от ожогов, вводя себя в особое состояние равномерными ударами в бубен. Таусень вроде колядок и щедровок, колядовать, мальчики ходят по селу и поют под окнами таусенные песни. На Руси это божество, связанное с Новым летом, со сменою времен года, с началом солнечного цикла и возрастания плодородия, воплощал в себе начало - прибытка (урожая). Славяне также имели особых богов, связанных с душами умерших, так называемых Радуниц. Радуницам приносились жертвы в виде пиршеств и они непосредственно связаны с Родом, корень Рад/Род. Радуга или Родока, также связанна с Родом. Один конец радуги, по поверьям, помещён в воду («пьёт водоёмы»), а другой перекинут «на тот свет», и поэтому мосту души умерших могут попасть в наш мир. Того же корня будет, и слово Радогош, - День Рода. В таком случае слово Радогош можно понять как Угощение Рода, Гостинец Рода. Но в таком случае и глагол Радовать можно понимать как Праздновать Рода, а Радость как Праздник Рода. Время поминания Праотцов, Славления Богов, что во Сварге. Время окончания сбора урожая. Время чевствования Солнышка в момент перехода его на новую фазу развития.Закрывается Сварга, до поры до времени лишая покровительства Светлых Богов и Праотцов, уступая мир Навьим силам. В земле лютичей в западно-славянских вендских землях высшим богом почитали Радогоста. Главный храм – Ретра – был украшен многочисленными изображениями львов. На Радогощах верующие справляют поминки по усопшим предкам. Устраивают тризны,приносят на могилы угощения,цветы, гвоздики, разговаривают с духами предков, советуются. Известна и другая форма глагола гостить–угащивать или угощать, угостить кого чем,принимать у себя, или на своем иждивеньи,довольствуя пищей и доставляя все удобства жизни,потехи,услады. «Гость гостит, покуда его угощают, покуда он не в тягость». Исходя из вышеизложенного, можем вывести следующую этимологическую сущность славянского праздника Радогощ (Радогост): радость гостям-угощевателям (купцам), но также и настороженность иным гостям, тем, которые могут придти с войной, надеясь отвоевать только что собранный славянами урожай.Так что семантика праздника связана, с одной стороны, с урожаем,с другой стороны–с войной и смертью. Военно-смертный мотив в том, что в этот день разыгрывается сказка о витязе и подземном царстве,которая должна напомнить об угасающем солнце и наступающей зиме. В день Осеннего Равноденствия также наступает время праздника Заревницы. Такое название день получил из-за зарева от степных палов-сжигали в полях сухую траву. С Заревницы дни быстро убегают, ночи темнеют, а зори становятся багряными. «День убегает не куриными, а лошадиными шагами». Особенностью Заревницы является не только празднование с гуляниями и весельем, а собрание связанных общим делом людей, на деловой совет - Раду. Есть поверье, что в этот день все, что завяжешь,-не развязать,т. е. крепким счастьем будет,а свадьба-доброй. В некоторых традициях день осеннего равноденствия соотносится с Новым Коло. Обычно Новый год приурочивается к одному из главных поворотных моментов в Коло Сварожьем. В этот же день происходит смена власти во всем мироустройстве, согласно закону гармонии.Навье Солнце набралось сил и берет верх. Настало его время. Пол-Коло,пол-года...До Весеннего Равноденствия... Засим славим в этот день Радогоста-персонификацию Навьего Солнца! Сентябрь – это судьбоносный месяц.. Так сложились Звёзды на СВА (на космическом небосклоне), что Новое Лето в это время совпадает с началом Новой Славянской эры (эпохи). Новолетие - это праздник всего Славянского Рода и каждого Руса. Праздник Лады и Рожаниц. Праздник Урожая и благодарение Матери Земли. Это Дни нашего Отца – Бога Сварога. Это Космический День Осеннего равноденствия. Великий праздник наступления Нового 7521 Лета и Наступления Новой Космической Эры – Эры Волка под покровительством одного из Прародителей Русов – нашего славянского Бога Велеса. Это наступление Эры возрождения Русов и выход из забвения Славянской ведической культуры. Это начало возрождение Русов и всех Славянских народов. С наступлением осеннего равноденствия, славяне празднуют великий праздник – Радогощь (Таусень). Солнце-муж Дажьбог становится мудрым Солнцем-стариком Световитом. Уже не так высок Световит (Дед-Всевед), не греют его лучи, но многое он повидал на белом свете, оттого и особый почёт «старику». Ещё немного и уйдёт он навсегда за тридевять земель, чтобы возродиться вновь. Итак, собран урожай, осеннее Солнце-Световит уже не припекает, деревья готовятся к зимнему сну, сбрасывая с себя прекрасные наряды. К этому дню печётся огромный медовый пирог (в старину пирог был в рост человека), за который после зачина прячется жрец и спрашивает: “Видите ли вы меня?” Если собравшиеся отвечают утвердительно, то жрец произносит пожелание на следующий год собрать обильный урожай и испечь больший пирог. После зачина, на котором обязательны гадания на следующий год и ворожение над чашей со свещенным вином, начинается пир горой (еда на столе ставится горкой, которая к окончанию пира сильно уменьшается). В этот день разыгрывается сказка о подземном царстве, которая должна напомнить об угасающем Солнце и наступающей зиме. Перед наступлением темноты разжигают небольшой Огонь и прыгают через него, очищаясь. заканчивается игрищами. Именно так привыкли отмечать этот день, со сложившимся уже четким мнением, что Радогощь – это праздник. Однако широко был известен и Бог с таким именем, в частности, в книге «Мир Славянских Богов» В. С. Казакова читаем: «Радогощь (Радегаст, Родогощ, Radichost, Redigast (3-е ворот в храме) Riedegost (Riedegast) (9 ворот в храме) (балт.), Самбарис (?)(лит.), Радун, ?????????/Ганимед (греч.)) - Бог гостеприимства, торговли, урожая. Личина Световита. Треба: пироги медовые, колобки, оладьи, блины, пиво, венки, мёд, вино.» То есть предлагаетсЯ мысль, что Радогощь и Радегаст – одно и то же божество. Схожую мысль встречаем и в книге «Языческие боги славян» Д. Гаврилова и А. Наговицына: «Радегаст, Радигош, Сварожич, - это разные вариации имен одного и того же. Бог плодородия и солнечного света, живительной силы...» Аналогичное сопоставление находим в комментарии к картине Всеволода Иванова «Храм Радогоща. Лето.»: «Культ Радогоща (Радегаста), Бога гостеприимства был широко распространен в северо-западных славянских Землях». Фрагмент этой картины опубликован на обложке настоящего номера журнала, и дает нам, по крайней мере, тот образ славянского храма, который смог представить себе художник. Что же касается праздника праздник Радогощь, то это - день осеннего равноденствия. Радогощь – один из четырех главных Солнечных праздников в году, который отмечается с размахом, день этот почитается особо. Следует отметить, что это – отнюдь не 100 процентный сценарий, которого следует придерживаться во что бы то ни стало, это – приблизительная схема, разработка современных родноверов, если хотите. Перед началом праздника читается Кощун праздника, всем собравшимся на разумение. Затем обносят всех собравшихся по кругу Требным хлебом. Каждый из пришедших, кто желает, кладет на будущую Требу руку (или обе), вкладывая свои пожелания любому славянскому Богу или Богам, или же Предкам, или другим славянам. Затем творится Мистериальное действо: разыгрывается сказка о подземном царстве, которая должна напомнить об угасающем Солнце и наступающей зиме. Те, кто посмелее - кто не боится кошения в Нави вместе со жрецами идут к Калинову мосту, что Явь и Навь соединяет. Прочие поддерживают их с горы веселыми песнями и плясками. Через мост переходят лишь самые храбрые и идут к Навьей Хозяйке (можно и к "хозяину") за зельем сновидений и вечной жизни, дабы Даждьбог (в этой своей ипостаси) обязательно вновь вернулся из Ирия в следующем году. Хозяйка Нави задает непрошенным гостям множество хитрых загадок (например: вопрос - "чего больше чем деревьев в лесу?", ответ - "звезд на небе!"), которые, конечно же, бравые славяне легко разгадывают. Задобренная правильными ответами и разными дарами Навья Хозяйка смягчается и отдает Зелье, и радостные, все идут обратно, да не тут-то было! Из Нави их не выпускают злые стражи, которые опять же загадки загадывают и требу человеком требуют. Воля их такова: один из смельчаков должен навечно остаться с ними! Все смельчаки по очереди кошатся (кидают жребий) - тот, кому первому выпало, остается в Нави вместе со стражами (или же сам "перекидывается" Навьим стражем - бесом). Остальной же славянский люд, откупившись перед навьими таким образом, подымается на Капище, где к тому времени уже вовсю пылает Требный костер. В Требу докладываются дары Даждьбогу, с коими в Ирий его провожаем, - Треба полностью готова для Обряда. На Светлом Капище происходит Обряд: Капище "закрывается" от Требища топорами, Сакральный (Требный) Огонь заговаривается, ложится зачин, Треба освещается над Требным Огнем, После освещения Требы народ начинает закручивать хоровод посолонь вокруг Капища. В это время на Капище жрецами читается заговор "Ой ты гой еси Сокол - Белосер…" с соответствующей оконцовкой, поясняющей проводы Даждьбога и встречу Световита. После чего Треба Даждьбогу кладется в Огнь, вместе с ней мы провожаем в Ирий и самого Даждьбога. Каждый из жрецов на Капище речет свои славления уходящему в Правь Богу. После того как Треба Богами принята, жрецы возносят зазывания вновьявленному Солнечному Богу - Световиту. Затем на Капище славят всех славянских Светлых Богов или же жрецы просто рекут славление Всебожью. Последним речется слово о Велесе, о добром к людям Явленом Боге. Братина идет посолонь сперва на Капище, а затем и вне его. Каждый славянин волен прославить вновьявленого Солнечного Бога, Велеса, или любое другое Божество, какое сердце подскажет. На этом обряд завершен и начинаются игры, потехи, пение и дуракаваляние. А уж далее Пир-Братчина (обязательно с наличием общего блюда, например пирогов с капустой) во славу Предков - Богов наших. Слава Световиту! (с) РАДОГОЩЪ Радогощъ. Сумерки. Вещий костер Гордо взымается к черному небу, Пламень сияющий яр и остер - Дивна Богам приносимая треба. Воины славные - волос до плеч, Руки воздели к престолу Сварога. Грозна Волхва многомудрая речь, Звездная в небе мерцает дорога, Свят и открыт в эту ночь Млечный Путь - Храбрых славян Родовая Обитель, Славу Богам вознеси, брат, и будь Русскому Роду навеки хранитель! Братина с медом по кругу идет, Славы возносятся Вечному Роду, Рать светоносная звучно поет, Вторит девичьему вслед хороводу. Кровь закипает, ярясь и бурля, Пламя к небесному рвется чертогу Славься до веку, Родная Земля! Да не заснут больше Вечные Боги! КОЛЫБЕЛЬНАЯ ОСЕННЕГО РАВНОДЕНСТВИЯ Вечер праздничный. Туманы на полях Засветились от закатного костра. Баю-баю... Спи, родимая Земля, - Колыбельную Тебе поют Ветра. Равноденствие приходит на порог. Письма наши в рощах - листьями кружат. Над изгибами затерянных дорог Звёзды добрые до зорьки ворожат. Месяц всадником летит, загнал коня, Прячет лик его осиновая дрожь В нашей сказке, где у ясного огня Ты мне песни задушевные поёшь. Скромны речи, ну а взоры - горячи, И не скроет их в ночи деревьев рать... Вынул Велес из-за пазухи ключи - Сваргу синюю на зиму запирать. Будут ночи листопадны и темны, Но не в тягость нам - осенняя пора. Над просторами Родимой стороны Напевают колыбельную Ветра. Смотрит Небо, пряча в пышных облаках Первый снег и молодой, счастливый год, Как душа моя в родных твоих руках Улыбается, и плачет, и поёт... Словодара Слава Роду!

Давным-давно, когда в дремучих лесах о чём-то шептались меж собой дубы и берёзы, моря и реки полнились несметными стаями рыб, а звёзды светили ярче, наши предки ощущали себя неотъемлемой частью природы, жили с ней в согласии и подчинялись её законам. Камни, воды, облака, звёзды, травы, деревья, звери, птицы, люди, боги - всё было едино и взаимосвязано.

Древние люди знали ответ. В основе мироздания лежала воля и власть Великой Богини Матери Сва, когда-то именно она была нашей языческой альфой и омегой.

Её отцом был Хаос, Безвременье, Ничто. Матерью - Чёрная Бездна, Мгла, Тьма. Сама богиня Сва троелика. Её полное имя - Великая Богиня Сва, Матерь Времени и Вечности, Пространства и Порядка, Дочерь Хаоса и Матерь Мглы. То есть она родилась от Мглы и она же порождает Мглу. Она вечна и бесконечна, она рождается, умирает и вновь возрождается, она неизменна и переменчива. Она суть гармония. Знаменитая видеома (закольцованная строчка) Андрея Вознесенского "Матьматьматьматьма…" была не просто авангардистским баловством стареющего стихотворца.

Образ Матери Сва восходит к праиндоевропейской богине любви, семьи и брака Матаришван. На санскрите "сва" ("шва") означает "дух". От этого древнего корня произошли русские слова "свой, свояк", "свет", "святость" и столь любимое всеми женщинами слово "свадьба".

С веками Сва удлинилась до Славы, Славуни. И мы, славяне, - смертные сыновья и дочери богини Сва. Своим самоназванием мы обязаны некогда господствующему у нас матриархату. И поныне Русь находится под незримым женским покровительством. И кто придумал, что нами должна управлять твёрдая мужская рука?

Древним обитателям восточной Европы Матерь Сва представлялась огромной птицей с женской головой и золотыми крыльями. Она подарила людям небесный огонь, научила хранить его в очагах, вспахивать землю и разводить скот.

В то же время, Сва-Слава - это богиня победы, грозная воительница, она светла и горяча, как солнце, она испепеляет врагов и купает в своих лучах самых храбрых и мужественных защитников отечества. Её более поздние фольклорные воплощения - женщины-птицы Гамаюн, Алконст, Сирин, заимствованная у греков Феникс и, конечно, исконно русская Жар-птица.

Богиня Сва дала жизнь другим многочисленным славянским богам и божествам. Отняв от себя частичку души, породила она Сварога, верховного языческого бога русичей. Тут напрашиваются явные аналогии с непорочным зачатием Девы Марии, не правда ли? Когда Сварог подрос, он познал свою мать - связь их была не преступна, а божественна. У них родились сыновья Даждьбог и Перун и дочери Денница и Дива. А там уж пошли внуки и внучки: Купава, Коляда, Лада, Леля, Кострома, Велес, Овсень, Ярило, Стрибог, Мокошь… Каждый бог "отвечал" за то или иное время года, явление природы, людское занятие и ремесло. Древнерусские женщины особо почитали Мокошь - богиню воды, рек, ручьёв, болот, озёр и морей, дочь Перуна-громовержца и Дивы-земли. Так что современные женщины не случайно преклоняются перед водной стихией - частенько проводят в ванной комнате по нескольку часов, а в период летних отпусков стремятся уехать на море и только на море.

Нынешние жители России давно уже в языческих богов не верят. По школьным учебникам истории мы лишь помним, что деревянную статую Перуна символично пустили вниз по реке, когда Русь принимала христианство. В честь Костромы назван город, известный своими торговыми рядами, монументальной пожарной каланчой и сколь легендарным, столь и анекдотическим Иваном Сусаниным. В честь Лады - ещё более анекдотический "шедевр" отечественного автопрома.

Имя Богини Сва и вовсе стёрлось из нашей памяти, а слово "слава" мы всё чаще применяем не только по отношению к истинным героям нации, но и ко всяким сомнительным персонам из мира шоу-бизнеса. Может, поэтому мы и склонны к беспорядку и разгильдяйству, утратили связь с природой, перестали любоваться и вдохновляться чистым голубым небом и неспешным течением величественных рек, не чувствуем душу камней и деревьев, норовим всё растоптать, разломать, разбазарить. Мы не помним своих корней и истоков, не следуем вековым обычаям и традициям, дерзим и перечим родителям, не всегда с должной заботой и уважением относимся к женщинам.

Но добрая и мудрая Матерь Сва нас прощает. Своим волшебным золотым крылом она укрывает нас от бед и напастей, ласкает и утешает, прижимает к груди, утирает слёзы и осыпает поцелуями.

Её любовь безусловна, её щедрость безгранична. Могучей и прекрасной птицей Сва-Слава летит над бескрайними российскими просторами, воспевает стойкость и доблесть подвластного ей народа, озаряет нам путь в будущее.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то