"Садко": описание, герои, анализ былины. Кто такой Садко и что вы о нем знаете? Сообщение о герое былины садко

Былина «Садко» - одна из жемчужин русских народных былин новгородского цикла. Ее главной темой является красочное описание торговой купеческой жизни Новгорода и фантастических странствий купца-гусляра по морским пучинам.

История

По версии историков, первой основой древней былины о Садко была песня о новгородском купце, которого звали Содко Сотынець. Он был упомянут в Новгородской летописи 1167 года как строитель Борисоглебской церкви в Новгороде. Примечательно то, что прототипы главных персонажей - Садко-гусляра и морского царя, встречаются в эпических повествованиях разных народов - греческих, финских, эстонских, киргизских и старофранцузских сказаниях.

Анализ

Описание произведения

Действие происходит в богатом и процветающем Новгороде. Молодой певец-гусляр Садко ублажает своим сладкогласным пением многочисленных новгородских купцов. На одном из пиров, поняв, что его никто не слушает, опечаленный певец идет на берег Ильмень-озера. Излив душу в прекрасной, но при этом преисполненной печали песне, Садко взволновал своим пением морского царя, который отблагодарил гусляра возможностью обрести богатство. Выиграв спор у трех купцов, о том, что в Ильмень-озере водится рыба с золотыми перьями, Садко становится богатым человеком и в течение двенадцати лет многократно приумножает свое имущество.

Однажды пускается Садко-купец в дальнее торговое путешествие, нагрузив тридцать кораблей несметными богатствами. Внезапно разыгравшаяся сильная буря вынуждает Садко к попыткам задобрить морского царя, но жребий показывает - морскому властелину не нужны богатства, ему нужен сладкоголосый певец-гусляр. Ублажал Садко своей игрой с утра до вечера царя и всю его свиту, ему сулили несметные богатства, но мечты о своем любимый Новгороде оказались сильнее дьявольского соблазна подводного мира. Благодаря любви к морской красавице Чернавушке и помощи известного святого Николы Чудотворца(Можайского), садко возвращается в свой родной город, устраивает пир и строит церковь во имя спасшего его святого.

Главные герои

Талантливый молодой певец-гусляр. Жертвует собой во время бури, спасая тем жизни своей дружины. В этом поступке проявляется христианский дух героя наряду с высокой нравственностью и патриотизмом.

Образ властелина морей весьма неоднозначен, в нем совместилось как могущество и разрушительная сила, так и любовь к таланту певца-гусляра Садко. Этот персонаж выступает сначала благодетелем, а по прошествии времени - поработителем певца, при этом он не понимает, что для Садко дороже земной жизни в родном городе ничего нет.

Структура произведения

Сюжетно-композиционное построение былины включает в себя три самодостаточных части. По мнению Белинского, в произведении ярко выражен драматический конфликт исторического характера. Уникальность произведения - сочетание трех былин разного времени написания, начиная от раннеязыческого (образ доброго морского царя) и заканчивая христианским (образ святителя Николая Чудотворца). Необычным также является выбор главного героя - не эпического богатыря, а бедного талантливого певца-гусляра.

Итоговый вывод

Былина «Садко» - уникальный памятник русской культуры, в котором выражена вся историко-патриотическая сущность образа странствующего певца-гусляра, победившего как купцов, так и соблазнительные искушения фантастической подводной жизни. Святость образа родного Новгорода - вот что оказывается выше всего для Садко - патриота и христианина. Былина представляет собой особую историческую ценность - в ней с большой правдивостью показана бытовая жизнь новгородцев во всех ее проявлениях.

кто такой Садко и что вы о нем знаете?

  1. Спасибоо что сказали
  2. Гусляр по имени Садко живущий в городе Великий Новгород, не богат, но весьма самолюбив, любитель по застольям ходить.
    Так проходит много праздников, но вскоре его перестают звать на пиры. Так заканчивается первый пир, второй и третий. Угрюмый гусляр уходит к Ильмень-озеру, на котором садится играть в свои гусли и погружается он в свою музыку с головой, не замечая, как вода в озере начинает колыхаться. Вскоре он возвращается домой.

    Через некоторое время история продолжается. Его опять не зовут в гости и он опять идет к озеру, на котором вновь играет в гусли, вновь колышется вода и вновь он этого не видит.

    Опять про него все забывают Но в этот раз на Ильмень-озере происходит чудо, из недавно тихих и мирных вод из самой глубины вод появляется глубоководный царь. Он обещает Садко, что поможет ему, за то, что тот так прекрасно играл. Царь предлагает поспорить с купцами, что тот сможет в озере поймать золотых рыбок, а царь морской ему в этом поможет.

  3. Садко пидр

  4. Садко (Богатый гость) герой былин новгородского цикла; из девяти известных вариантов, записанных исключительно в Олонецкой губернии, полных только два (сказители – Андрей Сорокин и Василий Щеголнок)

    Садко – это герой былин, новгородский гусляр, ставший богатым гостем (купцом) .

    По наиболее полному былинному варианту Садко, играя на гуслях на берегу Ильмень – озера, понравился водяному царю, который помог ему выиграть пари (заклад) с новгородскими купцами и стать богачом. Нагрузив корабли товарами, Садко поехал торговать за море, но корабли, несмотря на сильный ветер, остановились. Чтобы умилостивить морского царя, стали бросать в море бочки золота и серебра. Наконец сам Садко спустился в море на дубовой доске и, очутившись в палатах морского царя, стал играть на гуслях. Царь пустился в пляс, и заволновалось море. Корабли начали тонуть и люди гибнуть. Под видом старца явился к нему Микола угодник и оборвал струны, чтобы прекратить игру на гуслях. По настоянию морского царя Садко женится затем на морской деве Чернаве, засыпает и просыпается на берегу реки Чернавы.

    Илья Репин Садко

    В былине о Садко отразился торговый быт Новгорода в эпоху его расцвета. Сюжет былины использован Римским-Корсаковым в его опере Садко.

    Андрей Рябушкин. Садко, богатый новгородский гость. 1895.

  5. Садко (Богатый гость) герой былин новгородского цикла; из девяти известных вариантов, записанных исключительно в Олонецкой губернии, полных только два 1 (сказители Андрей Сорокин и Василий Щеголнок).

«Где песня льется, там счастливо живется»

С древних времен у славян были в почете самозвучащие инструменты. И по сей день нам известны звуки заливистых бубенцов и колокольчиков. А в раннем Средневековье компанию им составляли всевозможные свистящие и трещащие брунчалки, чуринги, била.

Такие инструменты изготавливались из подручных средств. Например, брунчалку можно реконструировать и сейчас. Если во время варки супа достать из бульона маленькую трубчатую кость и сделать посередине отверстие для нитки, при вращении она будет свистеть.

Брунчалка

Древнерусские удальцы любили подшучивать над девицами, гадавшими на Святки. Забравшись на крышу избы, они принимались вращать брунчалку над печной трубой. Тогда приятный свист превращался в мистическое гудение, пугавшее суеверных девушек.


Как звучит брунчалка

По схожему принципу действовала деревянная пластинка — чуринга. Кстати, у аборигенов Австралии чурингой называют тонкую деревянную пластинку с изображением священных знаков. По их поверьям, в чуринге заключается душа человека и его предков и, потеряв ее, обладатель погибает.

На Руси музыкальные инструменты тоже во многом выполняли функцию оберегов. Так, в представлении славянских племен свист и звон могли отпугнуть злых духов. Колокольчик на шею корове подвешивали не только для того, чтобы она не потерялась, но и для того, чтобы на нее ни леший, ни другая темная сила не позарилась.

К музыкальным инструментам ученые также относят «поющие стрелы», которые выполняли на Руси очень интересную функцию. Лучники проделывали в обычных стрелах отверстия так, что те во время стремительного полета жутко свистели и пугали противника.

«Старая песня на новый лад»

В славянских городах археологи находят большое количество прототипов современных и популярных музыкальных инструментов. В наше время барабан является непременным участником как рок-группы, так и симфонического оркестра. Его предшественник — било — тоже пользовался популярностью у славян. Его делали из железа, по которому били колотушкой и использовали в качестве церковного колокола. Било надолго закрепилось в русской музыкальной традиции, и после церковного раскола оно оставалось сигнальным инструментом у старообрядцев.


Как звучит било

Вы удивитесь, но уже в раннем Средневековье основным инструментом русских скоморохов была скрипка, вернее, ее славянский прототип — гудок. Это был деревянный смычковый инструмент грушевидной формы с тремя струнами. О смычках мы можем только догадываться, что они делались в форме лука: материального подтверждения этому нет, так не был обнаружен еще ни один цельный смычок. Зато археологи находят деревянные колки, на которые натягивались струны, сделанные из жил животных. Конечно, полнота звука старинного гудка не сравнится со звучанием современной скрипки. Однако уже тогда были сделаны первые шаги в усилении звука с помощью деревянной деки и прорезей в ней, которые обеспечивают звуковой резонанс.


Гудок

Гудок и скрипка сильно отличаются друг от друга и обликом, и способом игры. Более неказистый древнерусский гудок имеет только 3 струны, которые располагаются в одной плоскости. Поэтому мелодия извлекается только с помощью первой струны, остальные же две остаются не зажатыми. На скрипке же каждая из 4 струн занимает свою плоскость, поэтому музыкальный диапазон гораздо шире.


Как звучит гудок

Скрипка — королева симфонического оркестра — появилась в России только после европеизации русского общества Петром I. О ее предшественнике мы знаем, что это был абсолютно светский инструмент, на котором в православии запрещалось играть в церкви. Хотя в Западной Европе аналогичные скрипичные прототипы были полноправными участниками церковных служб.

«Без песен мир тесен»

Как играли на гудке, установить было достаточно легко, чего не скажешь об игре на традиционных гуслях. Этот инструмент остался жив в памяти русского человека благодаря сказке о гусляре Садко, спускавшемся на дно озера Ильмень. К слову, именно гусли считаются наиболее древним русским щипковым инструментом, а не балалайка, которая получила распространение только в XVII веке.


Гусли

Облик гуслей и манера игры на них с веками изменилась до неузнаваемости. Традиционные гусли в XVIII веке сменились на исторические, а те — на оркестровые. Чтобы определить, как играли на «инструменте Садко», историкам пришлось сопоставлять знания сотрудников консерватории и опыт старожил отдаленных селений, где еще до войны были популярны наигрыши на исторических гуслях.


Как звучали древнерусские гусли

Современные гусли были специально созданы для фольклорных оркестров. Их конструкция позволила добиться ощутимого усиления звука, так как изначально гусли не были предназначены для игры на публике.

Русская музыкальная культура гораздо больше ценила сосредоточенность исполнителя не на аудитории, а на его внутреннем мире. Музыка была связующей нитью между человеком и высшими силами. И хотя ритуальная функция песен и мелодий спустя столетия практически сошла на нет, музыка продолжает быть средством, которое погружает нас в себя и помогает справиться с любыми проблемами.

Былина «Садко» краткое содержание для читательского дневника Вы можете составить сами с представленых вариантов, чтобы получить лучшую оценку.

Былина «Садко» краткое содержание для читательского дневника

«Садко» повествует о молодом гусляре Садко, который сначало жил бедно, а потом стал богатым благодаря морскому царю. Но когда Садко разбогател, морской царь забрал Садко к себе на дно и не собирался отпускать. Но благодаря подсказкам Николая Можайского Садко смог очутиться на воле, в придачу с возлюбленной девушкой.

Былина «Садко» кратко очень

Садко-молодой гусляр из Великого Новгорода. Садко звали на честные пиры, где он играл на гуслях и зарабатывал на жизнь.
Но вот уже 9 дней его не зовут на пиры и он очень горевал. Пошёл он к Ильмень-озеру. Играл на гуслях и вдруг появляется морской царь. Тот поблагодарил Садко за его игру на гуслях и научил как получить богатство. Он поспорил с купцами, что в озере водиться рыба с золотыми плавниками. Садко выиграл спор и стал богачем.
После этого гусляр устроил пир. Вдруг один купец сказал что: раз Садко такой богатый пусть купит все товары в Новгороде. Он согласился, а если проиграет то даст каждому купцу по тридцать тысяч рублей.
На первый день он послал слуг и сам пошел покупать все товары. На второй день появилось еще больше товаров. А на третий день Садко понял, что не сможет скупить все товары. Так Садко проиграл спор и дал купцам по тридцать тысяч рублей. Он построил корабли, погрузил товар и отправился в дальние страны.
Когда он возвращался в Новгород забушевало море. Садко подумал, что Морской царь на него гневается и решил, что нужно отдать жертву. Попрощавшись со своими слугами он спустился в воду.
Садко увидел Морского царя на глубине океана. Тот попросил гусляра сыграть на гуслях и пустился в пляс. Царю так понравилась его игра, что он захотел женить Садко на одной из дочерей. Вдруг перед Садко появился Миколя Можайский (святой человек) и подсказал Садко выбрать в жёны девицу Чернавку. Он так и сделал. Потом они вместе вышли на сушу, где их встретил весь Новгород. Садко больше в море не плавал.

Былина «Садко» краткое содержание

Садко был бедным гусляром. Он зарабатывал на хлеб играя на пирах. Но вот уже девять дней подряд Садка не приглашают ни на один пир. Тогда он пошел к Ильмень-озеру и стал играть на пустом берегу. Неожиданно из озера показался сам царь морской, который объявил, что «утешен» игрой гусляра и хочет его наградить. Получив наставление морского царя, Садко отправился в Новгород и побился о заклад с тремя богатыми купцами, утверждая, что в Ильмень-озере есть чудесная «рыба-золоты перья». Выиграв заклад, Садко стал торговать и разбогател.

Однажды на пиру Садко похвастал, что скупит все товары в Новгороде - «худые и добрые»; действительно, два дня подряд Садко скупал все товары, но на третий день, когда подвезли товары московские, Садко сознался, что ему не скупить товаров «со всего света белого». Он отдал 30 тысяч купцам.

После этого Садко нагрузил товарами 30 кораблей и поехал торговать за море. На обратном пути корабли вдруг остановились посреди моря, и разразилась буря. Садко понял, что это морской царь требует дани, бросал в море бочки золота, серебра и жемчуга, но напрасно; тогда решено было, что царь морской требует живой головы. Жребий выпал на Садко, который, захватив с собою гусли, велел спустить себя в море на дубовой доске. После этого корабли сдвинулись с места. Садко же заснул на своей доске, о проснулся уже на дне морском, в палатах морского царя. Тот требует, чтобы Садко играл на гуслях. Под звуки гуслей морской царь пустился плясать, вследствие чего взволновалось море, корабли начали тонуть, погибло много людей.

По молитвам терпящих бедствие сам святой Микола Можайский (Николай Чудотворец), заступник путешествующих по воде, явился к Садко и научил его, как обойтись с морским царём. Садко поступил в точном соответствии с указаниями: сначала он прекратил игру, оборвав струны гуслей, а когда морской царь потребовал, чтобы Садко женился на морской девице, выбрал из 900 претенденток самую последнюю - «девицу Чернавушку». После свадебного пира Садко «не творил блуда» с молодой женой; заснув, он проснулся уже на земле - на крутом берегу реки Чернавы близ Новгорода. В это самое время он увидел, что по Волхову подъезжают его корабли. В благодарность за спасение Садко построил церковь Миколе Можайскому, а «на сине море» никогда уже более не ездил.

Изучая былины, мы знакомимся с героями киевского и новгородского цикла.

Если говорить о самых известных богатырях, то многие сразу назовут батюшку Илью Муромца, главного среди своих сотоварищей Добрыни и Алёши.

А вот о Садко трудно сказать, что он богатырь. Музыкант-гусляр, ставший купцом, и всё этим сказано! Сказано, да не всё...

Писатель Александр Торопцев, размышляя о загадках Садко, приходит к выводу, что такой человек жил в X веке в Новогороде и построил на бывшем святилище Перуна одну из первых в Древней Руси православных церквей...

А. Торопцев

Загадки Садко

Жил Садко в славном городе Новгороде, что построили люди на берегу реки Волхов, вытекающей из могучего Ильмень-озера. Уже в IX-X веках город был велик и богат. Разный люд обитал здесь: мастера на все руки и купцы, рыболовы и охотники, дружинники и князья. Садко, хоть и бедный был, да известный всему городу, потому что играл он «в гуселки яровчаты», и любили его за это, звали то в один, то в другой дом «на почестен пир».

Да вдруг один раз его не пригласили «на почестен пир», другой раз, третий. Загрустил гусляр, отправился к Ильмень-озеру, сел на «бел-горюч камень», тронул весёлые струны гуселок, и легче стало на душе.

Не зовёте меня, вам же и хуже, а я здесь веселиться буду и радоваться!

Хорошо играл Садко «в гуселки яровчаты»! Сам повеселел, мир вокруг развеселил. Ветерок побежал по волнам прибрежной густой травы, «в озере вода заколыбалася», и оттуда, из-под воды, сам царь морской голову косматую высунул. Страшен на вид был повелитель подводного царства. Вышел на берег, приплясывая под музыку, и сказал булькающим говорком:

Повеселил ты меня, старика! И быть тебе за это богатым!

Садко и рад бы разбогатеть, да как это сделать, если даже на «почестей пир» его не пригласили в который уж раз! Царь морской, однако, слов на воду не бросал.

Ступай,- сказал он,- в Новгород и сделай всё, как я тебе говорю.

Выслушал гусляр подводного лохмача-повелителя и пошёл домой: невесёлый-негрустный. В Новгороде разбогатеть мечтали все, но вдруг обманул его морской царь?! Страшно Садко. Не хочется свою головушку закладывать, но и отступать он не привык.

На следующий день позвали Садко на пир. Веселил он купцов на славу, а под вечер сказал им громко, что есть в Ильмень-озере рыба с золотыми перьями.

Не бывает таких рыб! - закричали захмелевшие купцы.

Сам видел! - не сдавался Садко.- И место могу показать, где их поймать можно.

Не бывает! Не бывает! - галдели купцы.

Бьёмся об заклад великий! - предложил тогда гусляр.- Я заложу буйну голову свою, а вы - товара красного за каждую рыбку по лавке.

Ударили спорщики по рукам, пошли рыбку с золотыми перьями ловить. Закинули они шёлковый невод в Ильмень-озеро, вытащили тоньку на берег, глянь, а там рыбка бьётся - золотые перья! Обрадовался Садко: не обманул его морской царь лохматый. А купцы ещё два раза невод закидывали в Ильмень-озеро, и ещё две рыбки чудесные поймали они. Пришлось им три лавки товара красного отдать Садко.

Разбогател он, знатным купцом стал, и, как часто бывает в подобных случаях с быстро разбогатевшими по чьей-то доброй воле людьми, забыл гусляр про своего благодетеля, морского царя. А тот, хоть и волшебный был царь, но очень обидчивый. Подкараулил он однажды Садко с богатым караваном кораблей в синем море, расшевелил волны тяжёлые и стал топить корабли с товаром.

Решил Садко задобрить его, кинул в море бочку с серебром. Но ещё сильнее ветер завыл, волны грозные «всколыбались». Пришлось бочку с золотом кинуть морскому царю. Только и этого оказалось мало - ещё пуще волны разбушевались. Понял Садко, что обидчивый царь морской требует человеческой жертвы, бросил по обычаю тех времён жребий - пал жребий на самого Садко. Что оставалось делать? Написал Садко завещание, взял в руки гуселки свои яровчаты, лёг на дубовую доску. Быстро уплыли вперёд корабли, купец, качаясь на крутых волнах, почему-то заснул и очутился на самом дне в палатах белокаменных царя морского обидчивого.

Но... Где же загадки, тайны? Про то, как Садко из подводного плена вырвался, можно и в «Новгородских былинах» прочитать. И то верно. Пора переходить к тайнам.

Вот первая из них.

Жил ли был на самом деле в Новгороде купец Садко или это всё выдумка, сказка?

В Новгородской летописи говорится о том, что в 1167 году «заложил Садко Сытиниц церковь камяну святую мученику Бориса и Глеба при князи Святославе Ростиславовици...» Уж не былинный ли то был купец? Но ведь в былине говорится, что Садко «состроил церкву соборную Миколы Можайскому», который помог ему вырваться из пучины морской, а не святым Борису и Глебу, и что церковь-то построена была деревянная, обыкновенная. Значит, это не тот Садко? Может быть, и не тот.

Не так давно учёные провели в окрестностях Новгорода раскопки на месте бывшего святилища Перуна, языческого божества. Здесь были обнаружены остатки деревянного здания, построенного сразу после того, как в Новгороде дружина князя Владимира Святославовича низвергла языческого Перуна. Значит, какой-то Садко мог жить ещё и в X веке!

Да не жил он нигде и никогда - это же сказка, а в сказках всё выдумано, - может возразить любитель волшебных сказок, но мы его, в свою очередь, тоже можем спросить: «А кем выдумано?» - и перейдём к следующей загадке былины о Садко.

Разве мы знаем наверняка, кто впервые на земном шаре придумал сюжет о человеке, очутившемся в подводном царстве? Подобные сюжеты есть и в индийской поэме «Гариванса», и во фракийских мифах об Орфее. Но если это так, то не индийский ли сюжет (а ему от роду около 5 тысяч лет!) взяли за образец мифотворцы Фракии, а затем и сказители былин Новгорода?

А зачем это нужно знать? - опять может спросить читатель-сказочник. Разве сказки, былины, легенды не прекрасны сами по себе? Да, прекрасны! И можно читать их и радоваться. Но можно ещё и подумать. Разгадав, например, только эти две загадки Садко, человек узнает не только о том, как жили люди в славном городе Новгороде тысячу лет назад и раньше, но и многое другое из жизни всей планеты, потому что ни одно государство, ни один город, ни одно поселение не существовали сами по себе.

Многое забывалось людьми по самым разным причинам. Бывшие друзья становились врагами, вспоминать о них не хотелось, из памяти ускользало действительно очень многое, но доброе всё-таки оставалось! А самое доброе в любом народе - это сказка, былина, легенда. Вспомним, например, самую что ни на есть русскую сказку «Царевна-лягушка». Точно такой сюжет есть в индийской книге «Великая Махабхарата», которую стали записывать индусы в начале I тысячелетия до нашей эры - до этого они передавали её из уст в уста долгие века. Но каким образом два великих народа могли сочинить одну и ту же сказку? А может быть, её сочинили люди, более древние, чем индусы и русские? Да, много загадок в любой народной сказке...

Та же былина о Садко может поведать (если разгадать все её тайны) о человеке, который построил на бывшем святилище Перуна одну из первых в Древней Руси православных церквей. А судьба строителя этого храма может подсказать решение другой трудной «русской задачи»: почему вчера ещё яростные язычники, русские люди, сначала приняли культ Перуна под давлением князя Владимира, а затем с плачем и воем расстались с ним, приняли - вместе с тем же князем Владимиром - православную веру?..

Литература

Сайт писателя Александра Торопцева http://аторопцев.рф/

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то