Русский рэп изменился, но никого не сделал. Новый русский рэп: что слушать Русский рэп что

История возникновения рэпа в России

К сожалению, история современного российского рэпа хоть и насчитывает уже более 20 лет, но она небольшая и почти не чем гордится. Однако исторические предпосылки, как раз сформировали ту современную российскую рэп-культуру.

Первое событие, связанное с появлением рэпа в СССР, произошло как это ни странно в городе Куйбышев (ныне г. Самара). В 1984 году ди-джей студенческой дискотеки «Канон» Александр Астров совместно с местной группой «Час Пик» записали 25-минутную программу, которая вскоре разошлась по всей стране в виде магнито-альбома «Рэп». Альбом был записан под влиянием альбомов групп Grandmaster Flash & The Furious Five и Captain Sensible. Текст первого речитатива был таким:

«С текстом все предельно сложно», - твердят уж много лет/Что это просто невозможно - на русском делать рэп. Мол, и слова у нас длинней, и туго дело с рифмой/К тому же, в нашем языке слишком мало ритма...»

Две рок-н-ролльные и наиболее танцевальные композиции «Часа пик» («Суббота», «Проходит время») были разбавлены откровенно дискотечными номерами, записанными non-stop в стилистике «Stars On 45». В рамках одной композиции сэмплировались примитивные рэп-монологи (от чтения алфавита до таблицы умножения), «вырезки» из «Let’s Twist Again», фрагменты буги, бита, фанка и прочие рок-стандарты.

«Эй, диск-жокей! Крутись быстрей! Все успевай! И не зевай!» - это 84-й год, Куйбышев, магнитоальбом «Рэп».

Помимо этих экспериментов в Куйбышеве, хип-хоп в России приобрёл известность, достаточно узкую, во второй половине 80-х гг., когда началось увлечение брейк-дансом, хотя собственно англоязычные композиции в стиле рэп были малоизвестны любителям музыки. В основном они пополнялись за счет тех немногих граждан СССР, которые имели возможность посещать другие страны. Многие источники указывают на то, что в начале 90-х брейк-данс пользовался определенным успехом, затем появилось увлечение граффити, а уж за тем повальное увлечение рэпом. Первые русскоязычные исполнители рэпа появились в начале 1990-х гг., известностью пользовался Богдан Титомир и группа «Мальчишник», с другой стороны более андеграудные формы русского хип-хопа (например, «MD&C Павлов») не имели успеха.

Русский рэп очень своеобразен. Весьма интересен тот факт, что если хип-хоп зарождался как музыка и субкультура «негритянского гетто» с резко агрессивным отношением к белому населению (причем это справедливо не только для США, но и, например, для Франции), то в России он появился как интернациональная культура, воспринятая, преимущественно, «белой» частью населения, поэтому ни о какой «субкультуре гетто» в России не может быть и речи.

В этом смысле лидеры хип-хопа в России оказались в странной ситуации, так как для появления хип-хопа в нашей стране не было объективных социальных причин. Однако был найден выход из ситуации, и сейчас тексты в духе русского рока приспосабливаются к новым музыкальным формам, то есть к рэпу. Противопоставление строилось не по расовому признаку, а по социальному (бедные - богатые), культурному, по образу жизни и другим признакам. Этот подход оправдал себя в 90-е года.

Одной из первых рэп-групп, которые существовали на протяжении 90-х годов стали участники группы из Питера - «Bad Balance». Ее основали молодые питерские студенты, которые уже в 1991 году выиграли гран-при Всероссийского рэп-фестиваля.

На протяжении 90-х годов различные группы, а так же выходцы из «Bad Balance» (LA (DJ), ШеФФ и Михей (MC)) формируют рэп-культуру. В основном увлечение рэпом было уделом столичных мегаполисов, а в регионах России формировались небольшие фан-клубы в основном западных исполнителей. Именно концентрация рэп-культуры в двух городах Москва и Санкт-Петербург зародила «коммерческий рэп» в нашей стране.

Рынок русского хип-хопа, как индустрии, сформировался лишь в конце 90-х годов, подтверждением чему стало появление новых коллективов этого жанра («Bad Balance», «Легальный бизнес», «Многоточие», «Каста» и других). И только в 1999 году глобальное возрождение брейк-данса способствовало повторному оживлению хип-хопа и в России.

Так сложилось в России, что новаторами является "золотая молодёжь", которая довольно часто путешествует по странам мира и знает последние новинки. Одной из таких новинок после 2000 года стал музыкальный стиль R&B (Ритм и Блюз). В России он получил название r`n`b. Появление лияние RNB довольно сильно повлияло на hip-hop и наоборот.

Ориентируясь на «новаторов» отечественные компании из сферы шоу-бизнеса начинают создавать различные отечественные проекты, которые выступают как в стиле R`n`B, так и рэпа. Однако весь рэп начинает носить в себе отпечаток не музыки, а стиля жизни. Это важное различие накладывает основной отпечаток на формирование субкультуры. В это время пошло резкое отделение андеграунда и рэпа-RNB, как попсы.

Современные российские клубы для современной молодежи являются не сколько местом отдохнуть и послушать музыку, но и показать себя. Для таких мест не подойдет тот рэп, который говорит о бытовых проблемах, социальных и политических действиях.

Для молодежи, которая увлекалась в своё время «шансоном» шоу-бизнесом создаются молодые группы из Ростова-на-Дону. Такие команды, как «Каста», «Крестная семья» и «Ю.Г.», рассказывают о том, что происходит вокруг них: о нищете, о драках, о криминале, о смерти, о любви и о надеждах нового поколения.

В 2006 году Россию посетило большое количество американских рэпперов высшего эшелона. Московские клубы приняли DMX, Busta Rhymes, Ja Rule. На Красной площади выступили Black Eyed Peas, участники которой первый свой контракт подписали еще в начале 90-х с Eazy-E. Это также наложило на русский рэп свой определённый след.

В настоящее время, никто не будет отрицать, зажёг Guf с Центром. Треки звучали в каждой машине, в каждом мобильном телефоне, у каждого в плеере. Это действительно была бомба. Сейчас немного всё угасло.

В сегодняшнем русском рэпе, наблюдается следующая тенденция: сравнивая с прошлыми годами, когда групп было малои сейчас же: каждый второй мнит себя MC, весь интернет завален треками, модными в наше время микстэйпами, какими-то промо-синглами, диссами, но качество всего этого не лучшее...

Главный жанр ушедшего 2017 года - безусловно, хип-хоп. начали смотреть даже ваши родители, а сам рэп стал новой авторской песней - умение читать теперь опционально, главное - делать свежо, провокативно и злободневно (ну или просто перепеть недавний рэп-хит): на этом так или иначе попытаются сыграть десятки видеоблогеров, Иван Ургант и даже . Появились и более техничные звезды: пожалуй, главный из них - . Провокация и новая искренность также стали главным оружием «Антихайпа» - так, коллектив бездельников из Петербурга побывал в роли временного правительства, пока не вернулся Оксимирон: поражение Гнойному его не разбило, а, скорее, просто одернуло - за пару месяцев Федоров в баттле роняет американца Dizaster, собирает «Олимпийский» и с десяток других арен по всей стране - и вновь становится главным рэпером, так и не выпустив ни одного нового альбома.

The Village составил подборку из семи материалов, с помощью которых вы сможете подучить матчасть - возможно, в 2018 году народная любовь к хип-хопу никуда не денется.

Интервью

Face: «Люди хотят, чтобы я сдох в 27 лет»

Редактор The Village просидел пять часов в «Москва-Сити», чтобы дождаться рок-звезду Ивана Дремина и поговорить с ним о популярности, постиронии, феминизме, любви и панических атаках. 20-летний рэпер вспомнит свой визит на передачу Comedy Club («мне ***** [все равно] на телевидение, в рот его ****»), жизнь в родной Уфе («пришел в гостиницу возле моего дома, меня взяли туда помощником администратора») и любимого русского музыканта (Виктор Цой).

Mozee Montana: «Армения взрывает, а мы - гангстеры»

«Со мной твой фелла, на мне Margiela», - читает под гулкий бас Алина Мкртчян, она же Mozee Montana - 19-летняя рэперша из Владивостока, музыкальную карьеру которой благословил один из титанов русского хип-хопа Оксимирон. В кадре то и дело мелькает автомат, а на ухе у молодой артистки выбито «1915» - в память о геноциде армян. Дебют дерзкого новичка в традиционно шовинистском жанре, где мизогинная лирика является главным оружием доброй половины его героев, - сигнал того, что в 2017-м хип-хоп в России уверенно развивался. По словам Алины, в Москву она перебралась с одной целью - покорить вершину рэп-игры, а первый миллион заработала уже в 18. Mozee Montana рассказала The Village о гендерной дискриминации в хип-хопе, борьбе с депрессией и своем бизнесе на московском рынке.

Photosynthez, новая рэп-сенсация инстаграма - о работе парикмахером, хейтерах и Гнойном

Отличный пример того, как в 2017 году с помощью хип-хопа к популярности в соцсетях приходили не только профильные специалисты. Катя Photosynthez, чьи любительские клипы (бюджет - 200 рублей) расползлись по пабликам, на типичную рэпершу или даже видеоблогера не похожа - скорее, на студентку филфака. Тексты тоже отходят от канонов жанра: вместо гедонизма - «наивное искусство» и щи, вместо Gucci и камней на запястье - «некрасивые брюки». Мы встретились с рэпершей-парикмахершей и поговорили о ее жизни, лайке от Димы Билана, любимом треке Славы КПСС и хейтерах.

2 октября Илья Божко затронул тему русского рэпа - музыки, которую любят и ненавидят настолько, что даже у нас, на сайте, где про металл пишут чаще, чем про женщин, набралось 100 комментариев разной степени гневности. Материал воспевал успехи современного отечественного хип-хопа, утверждая, что он . Но это не совсем так.

Русский рэп научился маскироваться под другие стили, и поэтому кажется, что он популярен

Хип-хоп в Россию пришел в двух ипостасях: зачитывание частушек и стишков от кого-нибудь вроде «Мальчишника» и суровый пацанский сторителлинг от ребят типа «Касты». Именно последние сделали для рэпа в нашей стране больше всех - копировали хардкорщиков Wu-Tang и выпускали, что называется, настоящий олдскул.

Но и ростовские парни поняли, что рэп - все еще диковинная штука для россиян, поэтому начали плавно менять стиль. И стали ворохом грести популярность: взять хотя бы клип «Капсулы скорости» для игры Lada Racing Club или более современный - «Сочиняй мечты» с капустником из отечественных знаменитостей. Обе композиции имеют мало общего с хип-хопом - это поп-хиты для масс, что вовремя поняли в «Касте» и, похоже, стали осознавать все остальные.

Тимати, попсовый до мозга костей, примитивно рифмует, создает локальные мемы вроде «Лады Седан» и не ежится называть президента России «лучшим другом». Тимур пытается усидеть на двух стульях: цепляется за популярные в народе «крымнашенские» настроения и генерирует вирусы, подобные корейскому хиту Gangnam Style. Масштабы поменьше: за месяц с лишним у клипа Blackstar на Youtube набежало 20 миллионов просмотров.

Второй по популярности персонаж в русском рэпе - Мирон Федоров aka Oxxxymiron. Источник первозданного хайпа и человек, четвертый год обещающий «изменить игру» своим свежим альбомом. Окси также далек от того рэпа, который привыкли слушать в России: его жесткий баттловый речитатив вообще пришел из другого стиля - грайма, о котором у нас никто до этого не слышал.

Мирон, безусловно, популярный музыкант: на презентацию его долгожданной пластинки за месяц распродали все билеты, а баттлы с участием Окси стабильно гребут миллионы. Но в общероссийском масштабе о Федорове не слышали многие - просто потому, что он все еще не ударяется в попсу. Даже сериал «Лондонград», частично написанный по его черновым историям из Лондона и показанный по центральному ТВ, вообще никак не намекает на причастность Мирона. Одноименные трек и клип сделаны для интернета, чтобы привлечь молодежь к телевизору, но от этого закостеневшие зрители не узнали ни о каком Оксимироне.

Дети, как и раньше, любят рэп – только другой, но от этого не более популярный

Помните 2007-2009 годы - когда группа Centr звучала из каждой «девятки», и почти любой подросток носил шапку со странной надписью «228»? Надеюсь, что нет, потому что я это забыть никак не могу.

Принято считать, что «русскую хип-хоп революцию» устроили именно тогда трое парней из Москвы: Леша, Вадим и Давид - пацаны с улиц, решившие зачитать про бытовуху, жизнь в центре Москвы и то, как они дуют всякое. «Город дорог» крутили федеральные музыкальные каналы и пародировали в «Большой разнице», что вообще трудно представить и сейчас. Но даже когда их бандформирование распалось, жизнь Гуфа, Слима и Птахи интересовала общественность больше всего. Обсуждали все подряд: от личной жизни до перепалок с полицией и возможного воссоединения. Сейчас Centr снова вместе и продолжают собирать просмотры в интернете и толпы на концертах.

Другое дело, что нынешним подросткам плевать на них, родились новые герои: Yanix, PHARAOH или . И знаете, что важнее? Никто из них не делает чистый русский рэп. Троица читает и поет под автотюн о скучной жизни в деньгах, с телками, наркотиками и алкоголем. Темы, казалось бы, те же, что у темнокожих рэперов 20-30 лет назад. Только делают они это иначе: сладкоголосые мальчики собирают на своих концертах барышень от 12 до 25 лет, кривляются, пишут о сексе, и тем самым находят свою аудиторию.

Единственный стабильный и близкий к хип-хопу артист в России - Баста, и даже он никогда не делал рэп

Вася Вакуленко с 2007 года не дает своей аудитории расслабиться: стабильно выпускает песни, создает лейблы, снимает фильмы, пробивается на телевидение. Но его музыка - это шансон, переложенный на речитатив и бодрый бит. Про бэхи, рэкет, пацанскую жизнь и кожаные куртки. Отсюда популярность: тематика 90-х и в 2015 году плотно сидит в душах провинциальной российской прослойки.

Сейчас Баста идет неясно куда, как те же ребята из «Касты». Он, видимо, пытается найти новую аудиторию и не растерять текущую популярность. Иначе не объяснить внезапный выпуск кавера на дилановскую Knockin’ On Heaven’s Door или приглашения на лейбл подростковой банды «Нервы», которая этим летом разогревала публику в московском Зеленом театре перед выходом Басты. Вакуленко, как к нему ни относись, единственный, за исключением Тимати, кто зарабатывает на своем имени очень много денег и продолжает оставаться на виду.

Русский рэп настолько мелкая индустрия, что о нем даже некому рассказывать

О популярности отдельного явления проще всего судить по тому, кто о нем рассказывает. В России с изданиями про рэп все плохо: есть пара пабликов с примитивным дошкольным юмором («Рифмы и Панчи », «Никому не нужный хип-хоп »), есть одна приличная консервативная группа ВКонтакте - «Новый рэп » и существует единственный вменяемый сайт - theFlow .

Дайджест в видеоформате тоже всего один - «Вести Рэпа». Остальные продались или так и не смогли набрать популярность.

На последнем освещается не так много новостей и публикуются оперативные пресс-релизы о новых альбомах, клипах, концертах. Но потока информации и целостной картины о русском рэпе там нет - лишь отрывисто о главном и громком. И знаете почему? Потому что отечественный хип-хоп там же, где был 10 лет назад: интересен лишь отдельной прослойке людей и не генерирует столько инфоповодов, чтобы о нем создали хотя бы один большой портал. Сравните с теми же видеоиграми, которые действительно популярны в России настолько, что про них каждый второй энтузиаст создает блог или сайт «про игры» - а передача по теме в какой-то промежуток времени была даже на радио «Комсомольская правда».

Последний оплот речитатива - Чувашия, как бы вас это не удивляло

Единственное место, где еще не забыли как надо читать и рифмовать - это так называемая «Белая Чувашия». Там возник рэпер Луперкаль, жестко и саркастично рифмующий о темной жизни на отшибе огромной страны. Там же существует

Все больше пользователей посещают нас с целью скачать бесплатно лучший русский рэп, ведь это направление весьма популярно. Такая музыка отражает современные реалии, повествует о том, что актуально. Многие пользователи, качая любимый mp3-сборник, узнают себя в отрывках различных песен.

К истокам возникновения

Как бы парадоксально ни звучало, но при всей своей популярности русский рэп появился не так давно. История развития насчитывает немногим больше 20 лет. Звучащий на небольших тусовках и закрытых вечеринках рэп стал быстро распространяться в массы. Поначалу это были неуверенные попытки начинающих музыкантов совмещать примитивный фристайл с различными музыкальными направлениями. Постепенно стало получаться нечто очень интересное и необычное. Несмотря на заимствованную подачу, атрибутику, ритмичность и манеру слога, музыка имеет собственную самобытность и, что самое главное, отражает реалии современной жизни. Пожалуй, это основной секрет популярности современных исполнителей русского рэпа. Музыка наполнена особым смыслом, она знакомит слушателя с жизненными ситуациями и историями, передает гамму чувств и переживаний, устанавливает какую-то незримую связь между исполнителем и аудиторией поклонников. В нашем постоянно обновляющемся музыкальном архиве вы найдете лучший русский рэп: таких популярных исполнителей, как НоГГано , Centr , Каста и др. Любимый сборник качественной музыки можно слушать онлайн. Если же новинки придутся вам по вкусу, загружайте их на мобильные устройства и наслаждайтесь музыкой, где бы в данный момент вы ни находились. Музыка дарит энергию, дает почву для размышлений, заставляет взбодриться или взгрустнуть, никого не оставляя равнодушным!
  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то