Проповедь спасет людей своих от грехов их. Он спасет людей своих от грехов их

Лев 1:4 ...и приобретет он благоволение, во очищение грехов его;..
Лев 16:30 ...чтобы сделать вас чистыми от всех грехов ваших,..
Лев 16:34 ...очищать сынов Израилевых от всех грехов их однажды в году...
Нав 24:19 ...не потерпит беззакония вашего и грехов ваших...
4Цар 3:3 ...однако же грехов Иеровоама, сына Наватова,..
4Цар 10:29 ...Впрочем от грехов Иеровоама, сына Наватова,..
4Цар 10:31 ...Он не отступал от грехов Иеровоама, который ввел Израиля в грех...
4Цар 13:6 ...Однакож не отступали от грехов дома Иеровоама,..
4Цар 13:11 ...не отставал от всех грехов Иеровоама, сына Наватова,..
4Цар 14:24 ...не отступал от всех грехов Иеровоама, сына Наватова,..
4Цар 15:9 ...не отставал от грехов Иеровоама, сына Наватова,..
4Цар 15:18 ...не отставал от грехов Иеровоама, сына Наватова,..
4Цар 15:24 ...не отставал от грехов Иеровоама, сына Наватова,..
4Цар 15:28 ...не отставал от грехов Иеровоама, сына Наватова,..
2Пар 29:24 ...для заглаждения грехов всего Израиля,..
Иов 13:23 ...Сколько у меня пороков и грехов ?..
Пс 24:7 ...Грехов юности моей и преступлений моих не вспоминай;..
Пс 30:11 ...изнемогла от грехов моих сила моя, и кости мои иссохли...
Пс 37:4 ...нет мира в костях моих от грехов моих,..
Пс 50:11 ...Отврати лице Твое от грехов моих и изгладь все беззакония мои...
Пс 78:8 ...Не помяни нам грехов наших предков;..
Ис 43:25 ...и грехов твоих не помяну:..
Иер 31:34 ...и грехов их уже не воспомяну более...
Иер 50:20 ...и грехов Иуды, и не найдется их;..
Иез 16:51 ...И Самария половины грехов твоих не нагрешила;..
Иез 18:21 ...И беззаконник, если обратится от всех грехов своих, какие делал,..
Иез 24:23 ...но будете истаявать от грехов ваших...
Иез 33:14 ...и он обратится от грехов своих...
Иез 33:16 ...Ни один из грехов его, какие он сделал, не помянется ему;..

Мф 1:21 ...ибо Он спасет людей Своих от грехов их...
Мф 26:28 ...за многих изливаемая во оставление грехов ...
Мк 1:4 ...и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов ...
Лк 1:77 ...дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их,..
Лк 3:3 ...проповедуя крещение покаяния для прощения грехов ,..
Лк 24:47 ...и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима...
Деян 2:38 ...для прощения грехов ;..
Деян 5:31 ...дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов ...
Деян 10:43 ...получит прощение грехов именем Его...
Деян 13:38 ...что ради Него возвещается вам прощение грехов ;..
Деян 26:18 ...и верою в Меня получили прощение грехов и жребий с освященными...
Иак 5:20 ...спасет душу от смерти и покроет множество грехов ...
1Пет 2:24 ...дабы мы, избавившись от грехов , жили для правды:..
1Пет 4:8 ...потому что любовь покрывает множество грехов ...
2Пет 1:9 ...закрыл глаза, забыл об очищении прежних грехов своих...
Рим 3:25 ...в прощении грехов , соделанных прежде,..
Еф 1:7 ...в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов ,..
Кол 1:14 ...в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов ,..
1Фес 2:16 ...и через это всегда наполняют меру грехов своих;..
Евр 1:3 ...совершив Собою очищение грехов наших,..
Евр 8:12 ...и грехов
Евр 10:2 ...не имели бы уже никакого сознания грехов ...
Евр 10:11 ...которые никогда не могут истребить грехов ...
Евр 10:17 ...и грехов их и беззаконий их не воспомяну более...
Евр 10:18 ...А где прощение грехов , там не нужно приношение за них...
Откр 1:5 ...и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею...

2Мак 6:14 ...чтобы карать их, когда они достигнут полноты грехов ,..
2Мак 6:15 ...чтобы покарать нас после, когда уже достигнем до конца грехов ...
2Мак 12:42 ...а доблестный Иуда увещевал народ хранить себя от грехов ,..
2Мак 13:8 ...Ибо когда он совершил много грехов против алтаря Господня ...
3Езд 4:39 ...и ради грехов живущих на земле...
Прем 4:20 ...в сознании грехов своих они предстанут со страхом,..
Прем 12:11 ...Ты допускал безнаказанность грехов их...
Сир 3:3 ...Почитающий отца очистится от грехов ,..
Сир 5:6 ...Он простит множество грехов моих;..
Сир 18:21 ...и во время грехов покажи обращение...
Сир 18:27 ...и во дни грехов удержится от беспечности...
Сир 21:1 ...не прилагай более грехов и о прежних молись...
Сир 23:25 ...Всевышний не воспомянет грехов моих...
Сир 28:1 ...Который не забудет грехов его...
Сир 48:16 ...При всем том народ не покаялся, и не отступили от грехов своих,

Родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их. Мф.1:21

Есть существенная разница в том, что Иисус спасает людей от грехов их (см. Мф 1:21), а не во грехах! Если вы уверовали во Христа-Спасителя, но живете во грехах, значит вы еще не спасены, потому что «Признание своего греха без искреннего раскаяния и исправления не может быть принято Богом. В жизни должны произойти решительные перемены; все оскорбительное для Бога должно быть удалено. … - {ПХ 39.1}»

«Многие успокаивают свою встревоженную совесть мыслью, что они смогут оставить путь зла, когда только захотят этого. Им кажется, что они могут пренебрегать милостивыми призывами Бога и все же слышать их вновь и вновь. Они думают, что, огорчая Духа благодати в своей жизни и становясь на сторону сатаны, они в момент крайней опасности смогут изменить свои пути. Но это не так легко сделать. Жизнь во грехе накладывает такой отпечаток на характер, что лишь у немногих впоследствии может появиться желание уподобляться Христу. - {ПХ 33.2}»

«Христос готов освободить нас от греха, но Он не принуждает нас к этому насильно. Если, коснея во грехе, мы полностью склонились на сторону зла и не желаем освободиться и принять спасительную благодать Бога, что тогда Он еще может сделать для нас? Мы сами губим себя упорным отвержением Его любви. „Вот теперь время благоприятное, вот теперь день спасения“ (2 Коринфянам 6:2). „Ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших!“ (Евреям 3:7–8). - {ПХ 34.2}»

Итак, причина, по которой многие христиане продолжают жить во грехе, довольно таки проста: они потакают желанию грешить больше, чем желанию освободиться от греха. Они успокаивают свою растревоженную совесть, оправдывая нечестие, вместо того, чтобы возненавидеть его.

К тому же «Многие не понимают истинной природы покаяния. Люди сожалеют о соделанном грехе и даже внешне изменяют свое поведение, поскольку боятся, что за их неверные поступки им придется страдать. Но это не есть покаяние в библейском смысле. Они оплакивают последствия греха, а не сам грех. Такой была печаль Исава, когда он понял, что навсегда потерял право первородства. Валаам, устрашившись ангела, стоявшего на его пути с обнаженным мечом, признал свою вину, чтобы не лишиться жизни: но он не чувствовал подлинного раскаяния в грехе, отвращении ко злу. Он не изменил своих намерений. Иуда Искариот, предав своего Господа, воскликнул: „Согрешил! я, предал Кровь невинную“ (Матфея 27:4). - {ПХ 23.3}

Ужасное ощущение обреченности и страх перед надвигающимся судом вынудили его сделать это признание. Его страшили последствия его поступка, но в глубине души он не сокрушался и не сожалел о том, что предал непорочного Сына Божьего и „отрекся святого Израилева“. Египетский фараон, когда его постигали суды Божьи, признавал свой грех, чтобы избежать дальнейших страданий, но, как только язвы прекращались, продолжал вести себя вызывающе но отношению к Богу. Все эти люди скорбели о последствиях греха, но не о самом грехе. - {ПХ 24.1}».

«Молитва Давида после его падения являет собой пример истинной печали о грехе. Его покаяние было искренним и глубоким. Он не пытался смягчить свою вину и молился не ради того, чтобы избежать нависшего над ним наказания. Давид понимал чудовищность своего преступления и порочность своей души, он чувствовал отвращение к своему греху. Он молился не только о прощении, но и об очищении сердца. Он жаждал испытать радость святой жизни, восстановить согласие и общение с Богом. Посмотрите, в каких идущих из глубины сердца словах выражает он пережитое им: „Блажен, кому отпущены беззакония и чьи грехи покрыты! Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьем духе нет лукавства“ (Псалтирь 31:1–2). - {ПХ 24.3}»

«Многие довольствуются только религией разума и „видом благочестия“ в то время, как их сердце остается неочищенным. Молитесь: „Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня“ (Псалтирь 50:12). Будьте же честны с самими собой! Будьте ревностны и настойчивы, при этом поступайте так, как вы поступали бы при нависшей над вашей жизнью угрозой! Этот вопрос должен быть решен между Богом и вашей собственной душой - решен для вечности. Пустая надежда, за которую вы пытались держаться, может оказаться для вас роковой. - {ПХ 35.1}

Изучайте Слово Божье с молитвою! Это Слово открывает вам в законе Божьем и в жизни Иисуса Христа великие принципы святости, без которых „никто не увидит Господа“ (Евреям 12:14). Оно убеждает нас в греховности и ясно указывает путь спасения. Ему необходимо внимать как голосу Бога, обращенному к вашей душе. - {ПХ 35.2}»

«Увидев чудовищность греха и истинное состояние своего сердца, не будем предаваться отчаянию. Ведь Христос пришел спасти грешников. Нам вовсе не нужно располагать Бога к себе, ибо - о, чудная любовь! - Бог „во Христе примирил с Собою мир“ (2 Коринфянам 5:19). Своей нежной любовью Он влечет к Себе сердца Своих заблудших детей. Ни один из земных родителей не может так терпеливо относиться к своим ошибающимся детям, как Бог относится к детям Земли. Никто не может с большим участием и большей любовью звать заблудшего, чем Он. Все Его обещания и предостережения есть ни что иное, как выражение Его неизреченной любви. - {ПХ 35.3}

Когда сатана внушает вам, что вы - великие грешники, тогда смотрите на Своего Искупителя и говорите о Его заслугах. Что действительно может помочь вам, так это взирание на свет, исходящий от Него. Признайте ваш грех, но скажите дьяволу, что „Христос Иисус пришел в мир спасти грешников“ (1 Тимофею 1:15) и что вы можете быть спасены Его непревзойденной любовью…. - {ПХ 35.4}».

Пастор Виталий Олейник

. «Но когда он помыслил это, – се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго»

«Отчего люди праведные удостаиваются небесных видений ночью, во время сна, а не днем, в бодрственном состоянии? Причина, кажется, должна быть следующая: Господь по планам Своей высочайшей премудрости являет чудеса Свои только в случае крайней надобности и больше домостроительство Свое показывает естественным способом. Явление небожителей во сне людям праведным есть дело очень обыкновенное и естественное: душа таких людей сообщается с миром невидимым во сне, оттого что связь ее с телом в это время всего слабее и удобно может воспринимать тонкое влияние мира духовного. Между тем днем, в бодрственном состоянии, и праведные люди более или менее окружены суетою мира, не дозволяющей душе всецело возноситься горе и беседовать со светлыми духами горнего мира. Только особенное, чудесное действие благодати Божией может их вполне устремлять в область небесную и доставлять им полную возможность созерцать мир духов! Желаешь ли назидательной беседы небожителей – храни себя в совершенной чистоте днем и ночью, и, подобно Иосифу и другим праведникам, ты удостоишься явления жителей мира горнего, которые заботливо следят за нашею жизнию, как братья, направляя ее так, чтобы мы сделались достойными их святого содружества и здесь, но особенно – там, на небе» .

. «родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их»

«Надежда христианская есть надежда наша на Христа и на вечное блаженство, обещанное нам Христом. Он край желания нашего: Той спасет люди Своя от их . «Рад бы в рай, да грехи не пускают»,– говорят многие из христиан, не имеющие понятия о христианской надежде, как будто грехи есть какая-то нерушимая стена. Нет: я скажу, что ее-то и разорил крестом и смертью Спаситель наш и отверз кающимся рай Божий. В том и будем стоять, чтобы научить, как надеяться на Христа, потому что не всякая надежда есть христианская, истинная, спасительная. Мы покажем свойства христианской надежды: основательность, твердость и полноту ее и те признаки, по коим можно знать, есть ли в нас христианская надежда; покажем, что надежда христианская дышит молитвою как воздухом, поддерживается и укрепляется животворящими Тайнами, чтением или слушанием Слова Божия и писаний св. отцов, собственными добрыми делами каждого. Здесь мы раскроем, что так как христианин есть существо свободное и разумное, сотворенное по образу и подобию Божию, но притом падшее (по своей воле) или удалившееся от Бога чрез беззакония, то должен сам, чрез веру, надежду и любовь, приближаться к своему Первообразу. Посоветуем всякому христианину рассмотреть тщательно: что в нем составляет собственно человека богоподобного и бессмертного, попросим обратить внимание на свое сердце, прислушаться к его требованиям, весьма часто обнаруживающимся пред сознанием человека, и удовлетворять им безотлагательно. Сердце наше требует веры в Бога и соединения с Ним, в Коем находит покой и блаженство, но оно и прельщается, по действию духа темного и прирожденной порче, всеми земными благами, которые не составляют его покоя, жизни и блаженства, а одну скорбь и тугу. Соединить это сердце верою и надеждою со Христом – вот последнее желание наше при беседах с вами о надежде; прервать надежду вашу на земные блага: на людей, на почести, на богатство, на удовольствия чувственности – вот наше единственное желание. Мы утопаем в грехах и часто унываем, отчаиваемся, погибаем от множества их; обратить взоры всех на надежду нашу – Христа Спасителя – во всех грехах, во всех скорбях, во всех превратностях жизни, счастья и несчастья, показать, что Он есть Бог кающихся и Спас согрешающих, – вот наше желание. Показать во Христе – нашу жизнь, наше блаженство, наш свет, наше богатство, пищу, питие, все, и всю жизнь научить всех стремиться к Нему, как к краю всех наших желаний, – вот чего мы больше всего желаем. Иисус – Источник всегда живой. Я желал бы вас довести до того, чтобы каждый из вас от сердца называл Иисуса своим Иисусом, своим Спасителем. Не дай Бог, чтобы нам пришлось восклицать: Господи! кто верова слуху нашему и мышца Господня кому открыся? [

Здесь Ангел показывает, что рождающийся есть Сын Божий, ибо, кроме божественного существа, никто другой не может отпускать грехи. Итак, получив такой дар, примем все меры, чтобы не поругать толикого благодеяния. Ежели грехи наши достойны были наказания и прежде сей чести, то тем более после сего неизреченного благодеяния. И это говорю теперь не без причины, но поскольку вижу, что многие после крещения живут небрежнее некрещеных и даже не имеют никакого признака христианской жизни. Поэтому ни на торжище, ни в церкви не скоро различишь, кто верующий и кто неверующий, разве только когда, присутствуя при совершении таинств, увидишь, что одни бывают высылаемы, а другие остаются в храме. Но надлежало бы отличаться не по месту, а по делам, ибо достоинства внешние обыкновенно познаются по внешним признакам, а наши достоинства надобно распознавать по душе. Верующий должен быть виден не только по причащению Святых Тайн, но и по новой жизни и богоугодным делам. Верующий должен быть светильником мира и солью земли. А ежели ты не светишь и себе, не предотвращаешь и собственной гнилости, то по чему нам узнать, что ты истинный христианин и достойно причащаешься Святых Тайн? Но причащаясь только по обычаю, ты уготовляешь душе своей многие муки. Верующий должен блистать не тем одним, что получил от Бога, но и тем, что сам прибавил к тому, надобно, чтобы он по всему был виден: и по поступи, и по взору, и по виду, и по голосу, а более всего по добрым делам. Сказал же я о сем для того, чтобы нам творить добрые дела не для показа, а для пользы тех, кто смотрит на нас, и украшать себя ими для угождения Богу. А теперь, с которой стороны ни стараюсь распознать тебя, везде нахожу тебя в противоположном состоянии. Хочу ли заключить о тебе по месту – я вижу тебя на конских ристалищах и в театрах, вижу, что ты проводишь дни в беззакониях, составляешь злые толки в худых сходбищах и сообщаешься с людьми развратными.

Хочу ли заключить о тебе по виду твоего лица – опять вижу, что ты непрестанно смеешься и рассеиваешься подобно развратной блуднице, у которой никогда не закрывается рот. Стану ли судить о тебе по одежде – вижу, что ты наряжен ничем не лучше комедианта. Или по спутникам твоим? Ты водишь за собою тунеядцев и льстецов. По словам? Слышу, что ты не произносишь ничего здравого, дельного, полезного в нашей жизни. По твоему столу? Здесь открывается еще более причин к осуждению. О подобных людях говорит апостол: «Их бог – чрево » (Флп. 3,19).

Итак, скажи мне, по чему могу узнать, что ты верный христианин, когда все исчисленное мною и другое многое уверяет в противном? И что говорю: верный христианин? Даже и того, человек ли ты, не могу узнать подлинно, ибо стучишь ты ногою как осел, скачешь как вол, ржешь на женщин как конь, объедаешься как медведь, насыщаешь тело как лошак, злопамятен как верблюд, хищен как волк, сердит как змея, язвителен как скорпион, пронырлив как лисица, хранишь в себе яд злобы как аспид и ехидна, враждуешь на братьев как демон лукавый. Как я могу счесть тебя за человека, не видя в тебе свойств естества человеческого? Ища образа верного христианина, не могу найти разности даже между человеком и зверем. Чем же назову тебя? Зверем? Но у каждого зверя один какой-нибудь из сих пороков; а ты, совокупив в себе все означенные пороки, далеко превосходишь их своим неразумием. Назову ли тебя демоном? Но демон не служит неистовству чрева и не жаждет денег. А когда в тебе больше пороков, нежели в зверях и демонах, то скажи мне, как могу назвать тебя человеком? Если же нельзя назвать тебя человеком, то как назову тебя верным? А что всего хуже, находясь в столь худом состоянии, мы и не думаем о безобразии своей души, не имеем и понятия о ее гнусности.

Итак, умоляю вас, не оставайтесь зверями! Ежели и раб не входит в дом Отца, то как можешь вступить в двери Его ты, будучи зверем? И что говорю: зверем? Такой человек хуже всякого зверя. Зверь хотя по природе дик, однако часто посредством человеческого искусства делается кротким. А ты изменяешь природное им зверство в не свойственную их природе кротость, а свою природную кротость изменяешь в неестественное тебе зверство! Дикого по природе делаешь смиренным, а себя, кроткого по природе, против природы делаешь диким.

Льва укрощаешь и делаешь ручным, а своему телу попускаешь быть неукротимее льва! В отношении к укрощению зверей – два затруднения, препятствующих их укрощению: во-первых, то, что зверь лишен разума, во-вторых, то, что зверство в нем есть природное свойство. Несмотря на это, по избытку данной тебе от Бога мудрости, ты преодолеваешь их природу. Как же ты, преодолевая в зверях природу, в себе самом, по собственной воле, не сохраняешь природного добра, данного тебе от Бога? Если бы Бог заповедал тебе сделать кротким другого человека, ты не почел бы Его заповедь невозможною, хотя и мог бы Ему возразить, что ты не господин чужой воли и что он не зависит от тебя. Но теперь, когда Он убеждает тебя укротить собственного твоего зверя, над которым ты полный господин, то чем можешь оправдаться, не укрощая своей природы? Какое можешь представить извинение, когда из льва делаешь человека, а сам из человека делаешься львом? Диких зверей доводишь до одинакового с человеками благородства, а себя самого низвергаешь с царского престола? Знай, если желаешь, что гнев есть зверь и лев.

Поэтому, возлюбленный, сколько другие усиливались над укрощением львов, столько и ты с усердием старайся соделывать себя тихим и кротким, ибо и гнев имеет страшные зубы и когти. Если не укротишь его, то он погубит все добрые дела твои. Он не только вредит телу, но и еще более расстраивает здравие души, поедая, терзая, растлевая всю силу ее, ибо каждая страсть, оставаясь в душе, немилостиво поедает нас каждый день. Лев, когда насытится, уходит, а страсти никогда не насыщаются и не отступают, доколе не отдадут пойманного ими человека диаволу.

Я говорю это не только о гневе, но и о всех других страстях; кто какою страстью увлекается, тот от нее и погибает. Мы увлекаемся не одною какой-либо страстью, но постоянно служим многим страстям: и похищаем чужое, и обижаем, и собираем неправедное богатство, и презираем нищих и убогих, и ненавидим ближнего, и предаемся тщеславию, желая у всех быть в славе. Но для души нет никакой пользы от этой славы, ибо она тщетна, она поэтому и названа тщеславием, что ничего не приносит. Ежели презришь всю суету мира, будешь драгоценнее целого мира, подобно тем святым, «которых весь мир не был достоин » (Евр. 11, 38). Итак, чтобы тебе соделаться достойным Царства Небесного, презирай настоящее. Тогда и здесь получишь большую славу, и насладишься будущими благами, по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава в бесконечные веки. Аминь.

Блаженного Феофилакта,
архиепископа Болгарского

Пророки Ветхого Завета предвещали приход Мессии - Божьего помазанника, того, кто принесет спасение. Ко временам Христа ожидание Его прихода стало особенно напряженным. Люди представляли себе Мессию как могучего, победительного воина, который накажет нечестивых язычников, угнетавших народ Божий, и установит царство сказочного мира и изобилия. Когда Мессия оказался совсем не таким, большинство народа отвергло Его. Нам легко упрекать людей того времени, дивиться их неверию и жестокосердию - но разве люди нашего времени не проявляют тех же качеств? Христос приносит Спасение, купленное Ценой Его собственной смерти на Кресте - и так многими оно оказывается невостребовано. Почему?

Посмотрим, о каком спасении идет речь - и какого спасения ищут люди. Евангелие говорит о грядущем Младенце, что “Он спасет людей Своих от грехов их. (Матф.1:21)”. Это спасение от чего-то внутри нас самих - от порчи, от греха, от безумия и противления. Спасение, которого, по большей части искали древние Иудеи - и современные Россияне - это спасение от чего-то внешнего. От неприятных, давящих обстоятельств, от других людей, которые поступают с нами несправедливо. Люди первого века жили впроголодь - и мечтали о мессианской эпохе, когда еды будет вдоволь; они жили под тиранической властью как династии Иродов, так и стоявших над ними римских оккупантов - и хотели, чтобы Мессия крепкой рукой навел порядок и установил более справедливое правление. От Мессии ожидали, что Он удовлетворит чаяния и нужды народа - как невинные, такие как потребность в сытости и безопасности, так и более сомнительные - такие как потребность попрать, наконец, нечестивых язычников и превознестись над ними. Впрочем, и это желание легко было истолковать в благочестивом ключе - разве чтители истинного Бога не должны быть превознесены над скверными идолопоклонниками? Не служит ли к оскорблению имени Божьего то, что Его народ страдает под властью нечестивых?

Когда выяснилось, что этого Мессия не сделает, рухнувшие надежды вылились в разочарование и даже ненависть, крики “Осанна” сменились криками “Распни Его!”. Но уже в событиях Рождества видно, что происходит что-то, что люди не ожидают - и не очень-то хотят. Мессия приходит в мир как Младенец в бедной семье. Его Пречистой Матери не находится места в гостинице. Он не приносит избавления от всех бед - напротив, Его самого нужно спасать от ярости Ирода, ближайшие к Нему люди не только не получают сытости и безопасности, но вынуждены становиться беженцами.

Он явно не приносит людям того, что они хотят. И это очень важно отметить. Спасение неожиданно - люди хотят спасения в категориях этого мира - достатка, безопасности, иногда, хуже, мести и власти, когда Бог возвысит нас над нашими врагами. Но у Бога иной замысел - сделать нас святыми и причастными истинному благу. С точки зрения падшего человека спасение должно состоять в том, что его желания будут удовлетворены; Бог видится как средство к получению того, что хотим мы. Очень часто и почти незаметно - и в I веке, и в XVI, и в XXI - люди объявляют свои хотения волей Божией (“Бог сказал мне напасть на Ирак”) и видят в Боге небесного покровителя и небесного гаранта своих идеалов, своих ценностей и своих проектов. Светские религиоведы, усматривающие в Боге проекцию коллективного “я” религиозной или этнической группы, воплощение ее ценностей и ожиданий, в чем-то правы - люди постоянно формируют свой образ Бога исходя из своих желаний. И когда настоящий, живой Бог становится Младенцем в Вифлееме, они оказываются к этому трагически неготовы - не готовы и сейчас.

Но Бог не исполняет наших желаний. Для того, чтобы мы обрели подлинную, вечную радость, для которой Он нас создал, мы должны научиться желать другого. Маленький ребенок хочет игрушек и сладостей, но ему нужно вырасти и войти в мир взрослых радостей и взрослых обязанностей. Желания падшего человека часто не служат к его подлинному благу. Есть циничная присказка “не учите меня жить, лучше помогите материально” - и, как правило, человек, говорящий такое, нуждается именно в том, чтобы научиться жить, а от материальной помощи ему будет мало толку.

Бог хочет научить нас жить - и преобразить нас изнутри Своей благодатью, которую Он подает через молитву и Таинства Церкви. Сделать нас другими людьми - людьми, способными воспринять ту вечную радость, которую Он нам уготовал. Спасение, которое приносит Христос, состоит не в том, что Бог меняет внешние обстоятельства или других людей, а в том, что он меняет нас самих.

В наши дни люди живут не в пример сытнее, безопаснее и свободнее, чем в I веке, но также полны негодования на обстоятельства и на других людей. Они также уверены, что это обстоятельства и другие люди должны измениться - и не видят необходимости меняться самим. Именно в этом - корень непонимания между миром и Церковью. Почему Церковь не ополчится на наших врагов? Почему Церковь лезет учить нас жить, вместо того, чтобы сделать, как мы хотим? Ответ, который можно сразу дать, будет несколько обескураживающим - потому, что сам Христос не собирается делать, как вы хотите. Потому что вам это было бы вам не на пользу.

Христос приходит не для того, чтобы изменить других людей, или обстоятельства вокруг нас, которыми мы недовольны. Он приходит, чтобы изменить нас самих. Мы должны перемениться - изменить свои взгляды и предпочтения, ценности и идеалы, главные цели в жизни и повседневные поступки. Тогда мы и увидим, как извлечь сучки из чужих глаз - но не раньше. Бессмысленно задаваться вопросом “как бы мне приспособить Христа к моим целям, устремлениям, идеалам и интересам”. Единственный вопрос, который имеет смысл это “Господи! что повелишь мне делать? (Деян.9:6)”.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то