Перспективный план работы логопеда. Перспективный план работы учителя- логопеда в подотовительной к обучению в школе логопедической группе Перспективный план учителя логопеда в доу

Перспективный план

коррекционной работы

в подготовительной к обучению

в школе коррекционной группе

Задачи коррекционного обучения в подготовительной группе

1.Формирование психологической базы речи (развитие целенаправленных процессов восприятия, памяти, мышления, внимания)

2.Развитие понимания речи (практическое усвоении лексических и грамматических средств языка)

3.Формирование собственной экспрессивной речи (работа над словом: слоговая структура слова; семантическая структура слова; формирование звуковой структуры слова, формирование морфемной структуры слова).

4.Формирование связной речи.

5.Подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты аналитико – синтетическим методом.

Сентябрь.

1.Развитие моторики

    Мелкой моторики пальцев рук: обводка, закрепление по трафаретам (по лексическим темам первого периода); составление фигур, узоров из элементов (по образцу); работа со шнуровкой и мелкой мозаикой.

    Речевой моторики: отработка и закрепление правильных артикуляционных укладов.

    Пространственной ориентации: начало, середина, конец, право, лево, верх, низ.

2.Развитие слухового восприятия

    На материале неречевых звуков: игры «Где постучали?», «Где позвонили?» - учить ребенка определять направление шума.

«Скажи, что ты слышишь?» (газета – ложка); звук дудочки и пианино.

    Учить вслушиваться в обращенную речь, выделять в ней название предметов, действий, признаков.

    Формировать умение действовать на основе речевых инструкций: запоминание и выполнение заданий 2-х-3-х ступенчатых конструкций.

3.Развитие зрительного восприятия.

    Развитие памяти на линейный ряд: игры «Сделай, как было» (восстановить заданный ряд)

«Что изменилось?» (какие элементы ряда поменялись местами)

«Чего не хватает?» (какой элемент ряда исчез)

4.Развитие мышления

    Научить группировать предметы по определенным признакам:

По внешним: цвет, форма, величина.

5.Развитие речевого дыхания:

Использовать птички, бабочки, листья.

6.

а,о,у,и,э

7. Постановка и закрепление гласных и согласных звуков по индивидуальным планам.

8. Подготовка к звуковому анализу слова:

    Выделение ударного гласного в начале слова

    Анализ и синтез гласных в звукосочетаниях: ау, уа, иа.

    Выделение гласного из начала, середины, конца слова, анализ и синтез обратного слога типа: «ап».

9. Обучение грамоте:

    Знакомство с буквами У, А. букв.

    Формирование навыка звуко – буквенного анализа.

1. Накопление и уточнение пассивного и активного словаря, формирование понимания обобщающих понятий по темам:

- «Сад»;

- «Огород»;

- «Овощи»;

- «Фрукты».

-«Осень»

Грамматический строй речи (по лексическим темам)

    Отработка падежных окончаний существительных единственного числа.

    Преобразование существительных в И.п. ед.ч. во множественное число.

    Согласование глаголов с существительными ед. и мн. Числа (яблоко растет, яблоки растут).

    Согласование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами по теме «Овощи», «Фрукты», «Осень».

    Согласование количественных числительных один, одна с существительными в роде.

2. Работа над слоговой структурой слова (индивидуально на материале правильно произносимых ребёнком звуков)

см. в годовом плане.

3.Развитие связной речи

    Составление простых распространенных предложений.

    Упражнять детей в постановке вопросов и отвечать на вопросы полным ответом.

    Составление описательных рассказов по темам: «Овощи», «Фрукты».

1.Принимать активное участие в работе педсоветов и педсовещаний д/с «Солнышко» (по графику).

2.Участвовать в работе зонального и областного методобъединения (в течение года).

3. Консультация для воспитателей речевых групп: «Использование лексического материала по ознакомлению с окружающим и развитию речи детей».

4. Работа с родителями.

1. Консультация «Домашнее задание и как его выполнять».

2. Проведение родительского собрания на тему: «Результаты логопедического обследования, задачи работы в подготовительной к обучению в школе группе».

3.Оформление уголка «Советы логопеда»

4.Подготовить материал по темам: «Овощи», «Фрукты», «Осень» (в уголок)

5. Оборудование и оснащение логопедического кабинета

2. Изготовление картотеки «Слоговая структура слова».

3. Обновление материала на развитие правильного речевого дыхания.

Октябрь

1.Формирование правильного произношения

Речевой моторики:

    Отработка комплекса артикуляционных укладов.

Пространственной ориентации - понятия: вперед – назад; вправо – влево.

2.Развитие слухового внимания

    Формировать умение действовать на основе речевых инструкций (запоминание и выполнение заданий 2-х – 3-х ступенчатых конструкций)

    Понимание в предложениях слов, сходных по звучанию, но разных по смыслу.

    Понятия: много – мало

    Игра «Что изменилось?»

4..Развитие речевого дыхания:

    Сдувание бабочек, листьев..

Уточнение артикуляции и произношения звуков:

и; п, п; т, т; к,к.

Показ букв.

И, п, т,к.

6. Подготовка к звуковому анализу слова:

    Деление слов на части, схема одно – двух – трёхсложных слов.

________ __________ ____________

________ _____ ____ ___ ___ ___

    Звуко – слоговой анализ слов типа

суп

_______

_______

Схема слова

    Звуко – слоговой анализ односложных слов со стечением согласных в начале слова типа стол.

    Преобразование слов путем замены или дополнения звуков

Сук – лук сто – стол

7.Обучение грамоте.

    Повторение букв А,У.

    Знакомство с буквами И, П, Т.

    Звуко – буквенный анализ слов.

8.

2.

- «Осень»

- «Наше тело»

- «Туалетные принадлежности»

- «Одежда»

- «Обувь».

-

    Практическое усвоение грамматических форм слов.

Уменьшительные суффиксы в названиях различных предметов

Формы глаголов мужского и женского рода прошедшего времени (мыл, мыла)

Формы глаголов единственного и множественного числа настоящего времени.

3.Развитие связной речи

    Умение дать отрицательный ответ полный и краткий.

Ты принес мяч?

Нет

Нет, я принес не мяч, а куклу.

    Составление простого распространенного предложения по демонстрационному материалу, по картине.

3.Организационно – методическая работа.

1. Периодически знакомиться с новинками пед. литературы, изучать материалы журналов «Дошкольное воспитание», «Дефектология», «Дошкольная педагогика», «Логопед»

2. Подготовить консультацию для воспитателей речевых групп: «Осуществление взаимосвязи в работе логопеда и воспитателя».

4. Работа с родителями.

1. Ежедневные консультации, беседы, встречи с родителями.

2. Консультация на тему: «Портрет будущего первоклассника»

1. Пополнение наглядным материалом разделов по изучаемым темам.

Ноябрь

1.Формирование правильного произношения

1.Развитие мелкой моторики, речевой моторики и пространственной ориентации

Мелкой моторики пальцев рук:

Речевой моторики:

Пространственной ориентации - понятия: далеко – близко; высоко – низко.

    Формировать умение действовать на основе речевых инструкций (запоминание и выполнение заданий 3-х-4-х ступенчатых конструкций)

    Понимание в предложениях слов, сходных по звучанию, но разных по смыслу, существительные в косвенных падежах.

Малыш надевает шубу.

Малышу надевают шубу .

    Запоминание ряда слов с наглядной опорой, а затем со звуковой (желательно с правильно произносимыми звуками)

3.Развитие зрительного восприятия, памяти, внимания.

4.Развитие речевого дыхания:

5. Фронтальные занятия по звукопроизношению

Уточнение артикуляции и произношения звуков:

м,м; о, ы, с,с.

6.Обучение грамоте.

    Знакомство с буквами М, О, ы, С.

    Анализ и синтез слогов, слов.

    Чтение слогов, слов, предложений с пройденными буквами.

    Закрепление навыка деления слов на слоги и звуки.

    Соединение звуков в слоги и слова, составление схем слов.

    Членение предложений на слова, указание порядка слов в предложении

Односложные предложения

Двухсложные предложения.

Преобразование слов: суп – сук; мышка – мушка и т.д.

7. Работа по индивидуальным планам.

2.Развитие лексико – грамматических средств языка и связной речи.

- «Перелетные птицы»

- «Посуда»

- «Продукты питания»

- «Домашние животные и их детеныши»

2. Практическое усвоение грамматических форм слов:

    Образование новых значений грамматических форм слов, обозначающих действия с помощью приставок: в, на, про, пере, (глаголы: сыпал, мел, нес).

    Формы мн. Ч. Существительных с окончаниями «ы» - «и».

    Образование существительных ед. и мн. Числа по теме «Домашние животные и их детеныши»

    Образование относительных и качественных прилагательных по темам «Посуда», «Продукты питания»

3.Развитие связной речи

    Умение дать полный и краткий ответ на вопросы:

Как тебя зовут?

Как зовут твою сестру?

Как твоя фамилия?.

    Составление простого распространенного предложения с прямым дополнением с помощью вопросов:

Кто? Что делает? Что?

Вова ест кашу

    Выполнение приказаний и самостоятельная отдача приказаний на словарном материале по теме «Наше тело».

3.Организационно – методическая работа.

1. Консультации для воспитателей «Система работы воспитателя по формированию звукопроизношения у детей».

4. Работа с родителями.

1. Индивидуальная консультация: «Стёртая форма дизартрии. Как помочь ребёнку?»

2. Консультация «Развитие памяти у детей».

5. Оборудование и оснащение логопедического кабинета.

1. Пополнение наглядным материалом разделов по изучаемым темам.

Декабрь

1.Формирование правильного произношения

1.Развитие мелкой моторики, речевой моторики и пространственной ориентации

Мелкой моторики пальцев рук:

Речевой моторики:

    Быстрое и четкое выполнение артикуляционных укладов по показу и по речевой инструкции, отработка переключаемости с одного упражнения на другое.

Пространственной ориентации - понятия: верх – низ, право – лево

2. Развитие слухового внимания

    Формировать умение действовать на основе речевых инструкций (запоминание и выполнение заданий 4-х – 5 ступенчатых конструкций)

    Развитие сознательного восприятия речи.

    Понимание в предложениях слов: разорвал, сломал, штопает, шьёт.

    Понимание в предложениях слов, сходных по звуковому составу, разных по значению (притяжательные прилагательные):

Дай Коле карандаш.

Дай Колин карандаш.

    Запоминание и воспроизведение различных словосочетаний, состоящих из 2-х и 3-х открытых слогов:

МА – мо – му

Па – ти - ка

3.Развитие зрительного восприятия, памяти, внимания.

    Понятия цвета и формы, сличение и называние.

    Игра «Что изменилось?» (с предметами и картинками)

    Понятия: толстый – тонкий; длинный – короткий.

4.Развитие речевого дыхания:

    Надувание шаров, мыльных пузырей.

    Подуй в трубочку, на вертушок.

1. Звуковой аналиу слова.

    Выделение ударного гласного в начале слова.

    Анализ звукового ряда из 2-х и 3-х гласных

    Умение определять количество звуков в слоге и их порядок: ап, уп, Ом…

    Выделение гласного в позиции после согласного.

6.

Уточнение артикуляции и произношения звуков:

н,н; з,з; х,х.

7. Овладение грамотой аналитико – синтетическим методом.

    Закрепление навыка деления слов на части: схема одно – двух – трехсложных слов.

_________ ___________ ____________

_______ _____ ____ ____ ___ ___

    Звуко – слоговой анализ слов типа суп, схема слова; двухсложных слов типа зубы, схема слова.

Звуко – слоговой анализ односложных слов со стечением согласных в начале слова типа: стол, двухсложных слов типа кошка, каток.

    Составление схемы предложения

Работа со схемой предложения

Преобразование слов путем замены или дополнения звуков:: суп – лук; сто - стол и т.д.

    Уточнение артикуляции и произношения звуков: с,с; з,з; т,д,д.

    Знакомство с буквами: н, з, х, я

    Работа по индивидуальным планам.

2. Развитие лексико – грамматических средств языка и связной речи.

1. Обогащение и уточнение активного словаря, формирование понимания обобщенного значения слов по темам:

- «Зима»

- «Одежда, обувь, головные уборы»

- «Зимующие птицы»

- «Новогодний праздник»

- «Дикие животные»

2. Практическое усвоение грамматических форм слов:

    Практическое усвоение творительного падежа существительных в значении орудийности и средств действия (копать чем? – лопатой)

    Образование притяжательных прилагательных по теме «Дикие и домашние животные»

    Практическое усвоение многозначности существительных

    Форма совершенного и несовершенного вида глаголов: что делал? Что сделал?

3.Развитие связной речи

    Рассказывание по картине.

    Пересказ

3.Организационно – методическая работа.

2. Проведение консультаций для воспитателей на тему; «Совершенствование навыков ориентировки на листе бумаги у детей подготовительной группы».

4. Работа с родителями.

1. Консультация: «Речевая готовность ребёнка к школе».

2. Практикум для родителей «Обучение грамоте – помоги своему ребёнку».

3. Выпуск информации для родителей в уголке «Советы логопеда»

5. Оборудование и оснащение логопедического кабинета.

1. Пополнение наглядным материалом разделов по изучаемым темам.

Январь

1.Формирование правильного произношения

1.Развитие мелкой моторики, речевой моторики и пространственной ориентации

Мелкой моторики пальцев рук:

    Вкладывание в сосуд мелких предметов: гороха, пуговиц, фишек, составление узора из палочек, игра с карточками (ягодки, кувшинки, мячи)

Речевой моторики:

    Быстрое и четкое выполнение артикуляционных укладов по показу и по речевой инструкции, отработка переключаемости с одного упражнения на другое.

Пространственной ориентации - понятия: вперед – назад, вправо – влево

2. Развитие слухового внимания

    Различение согласных по глухости, звонкости; мягкости – твердости.

    Развитие сознательного восприятия речи:

Про кого можно сказать:

Прыгает – ползает - скачет

3.Развитие зрительного восприятия, памяти, внимания.

    Понятия: широкий – узкий; толстый – тонкий; большой – маленький.

    Группировка сочетаний элементов: геометрические фигуры, палочки, мозаика, фишки.

4.Развитие речевого дыхания:

    Сдувание предметов.

    Проговаривание на выдохе нескольких слов, сочетаний, чтение стихов, потешек.

5.Звукопроизношение

1. Продолжить работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих в речи детей звуков (индивидуальная работа)

2. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.

    Фронтальные занятия по произношению.

Уточнение артикуляции и произношения звуков:

б,б; в,в; д,д.

    Овладение грамотой аналитико – синтетическим методом.

    Слоговой и звукослоговой анализ слов типа суп, косы.

    Выкладывание из разрезной азбуки слов и простых предложений.

    Знакомство с буквами Б, В, Д.

    Работа над ударением.

    Чтение

    Печатание букв.

2.Развитие лексико – грамматических средств языка и связной речи.

1. Обогащение и уточнение активного словаря, формирование понимания обощенного значения слов по темам:

- «Транспорт»

- «Зима»

- «Дом и его части»

- «Мебель»

2. Практическое усвоение грамматических форм слов:

    Практическое овладение творительного падежа существительных в значении орудийности и средств действия.

    Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже.

    Образование относительных прилагательных по темам «Мебель», «Дом»

    Образование глаголов с приставками

    Согласование числительных два и пять с существительными.

3.Развитие связной речи

    Рассказывание по картине и серии картин.

    Рассказывание по плану, данному логопедом.

    Пересказ.

3.Организационно – методическая работа.

1. Изучение материалов «Дефектология», «Дошкольное воспитание», «Дошкольная педагогика», «Логопед».

2. Подборка материалов по развитию мелкой моторики рук.

3. Беседа с воспитателями речевых групп на тему: «Работа воспитателя по развитию речи детей на прогулке ».

4. Работа с родителями.

1.Консультация: «Готовим рука дошкольника к письму».

5. Оборудование и оснащение логопедического кабинета.

1. Пополнение наглядным материалом разделов по изучаемым темам.

Февраль

1.Формирование правильного произношения

1.Развитие мелкой моторики, речевой моторики и пространственной ориентации

Мелкой моторики пальцев рук:

    Словесные игры, шнуровка, палочки, геометрические фигурки.

    Продолжить работу по обводке и штриховке фигур (по изучаемым темам).

    Усложнить работу с карандашом: обводка по контру, штриховка, работка с карандашом по клеткам в тетради.

Развитие общих речевых навыков:

    Продолжить работу над интонацией: повествовательной, вопросительной, восклицательной

Речевой моторики:

    Быстрое и четкое выполнение артикуляционных укладов по показу и по речевой инструкции со зрительным контролем и без него, отработка переключаемости с одного упражнения на другое.

Пространственной ориентации - понятия: далеко – близко, высоко – низко, впереди – сзади.

2. Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений.

    Выделение гласных звуков в конце слова, под ударением (пила, кино, усы, носки, пишу)

    Выделение гласных звуков в трехзвуковых словах (мак, дом, мышь, кит)

    Дифференциация изученных твердых и мягких согласных звуков в изолированном положении, в слогах и словах.

    Выделении твердых и мягких согласных звуков в начале и конце слова (дом, лес, день, лось)

3. Развитие слухового восприятия

4. Развитие зрительного восприятия, памяти, внимания.

    Понятия: широкий – узкий; толстый – тонкий; высокий – низкий.

    Разрезные картинки и кубики с большим количеством элементов (4 – 6 – 8).

    Задания на внимание.

5.Фронтальные занятия по произношению:

    Э; г, г; ш.

    Деление слов на слоги.

    Работа со схемой слов.

    Знакомство с буквами Э, Г, Ш, Е.

    Чтение слов и предложений.

    Петатание букв, слов, предложений.

    Усвоение значения буквы Е после мягких согласных.

    Работа по индивидуальным планам.

2.Развитие лексико – грамматических средств языка и связной речи.

1. Обогащение и уточнение активного словаря, формирование понимания значения слов по темам:

- «Дикие животные холодных и жарких стран»

- «День защитника Отечества» (военные профессии)

- «Февраль – последний месяц зимы»

2. Практическое усвоение грамматических форм слов:

    Образование существительных ед. и мн. Числа по теие «Дикие животные», относительных прилагательных

    Практическое усвоение связи слов в предложении, согласование существительных в роде, числе, падеже с глаголами и прилагательными.

    Форма глаголов третьего лица множественного числа прошедшего времени.

3.Развитие связной речи

    Рассказывание по картине, по серии картин.

    Рассказывание по плану, данному логопедом.

    Пересказ.

    Вопросно – ответная форма речи.

3.Организационно – методическая работа.

1.Пополнение материала по развитию связной речи.

2. Консультация для воспитателей: «Развитие слухового внимания у детей»

4. Работа с родителями.

1. Индивидуальные консультации, беседы, встречи с родителями (Беседа: «Как научить ребёнка читать?»

2. Проведение родительского собрания по итогам работы за первое полугодие.

3. Логопедический досуг «Путешествие в страну знаний»

5. Оборудование и оснащение логопедического кабинета.

1. Изготовление карточек по обучению грамоте.

Март

1.Формирование правильного произношения

1.Развитие мелкой моторики, речевой моторики и пространственной ориентации

Мелкой моторики пальцев рук:

    Упражнения для пальцев.

    Работа по развитию конструктивного праксиса.

    Продолжать работу по обводке и штриховке фигур.

    Усложнение работы с карандашом.

Развитие общих речевых навыков

    Работа над дыханием (фонарики из фольги, вертушки; проговаривание на выдохе плавно имен 5 мальчиков, девочек, названий городов, игрушек, овощей и т.д.)

    Продолжить работу над интонацией: повествовательной, вопросительной, восклицательной.

Речевой моторики:

    Выполнение артикуляционных упражнений по словесной инструкции с четкой ориентацией.

Пространственной ориентации - понятия: право - лево, высоко – низко

2. Развитие слухового внимания

    Дифференциация парных согласных по глухости – звонкости.

    Дифференциация парных согласных по твердости - мягкости

    Ритмические хлопки 1 – 2; 2 – 1.

    Хлопни столько же раз, сколько и я.

    На один хлопок больше.

3.Развитие зрительного восприятия, памяти, внимания.

    Понятия: длинный – короткий.

    Выполнение заданий по образцу и по памяти (с геометрическими фигурами, с палочками и другими предметами).

    Задания на внимание.

л, л; ж; р, р.

5. Овладение грамотой аналитико – синтетическим методом.

    Деление слов на слоги.

    Работа со схемой слов.

    Знакомство с буквами Л, Ж, Ё, Р.

    Чтение слов и предложений, формирование осмысленного слитного чтения.

    Подбор слов к буквенным схемам.

    Усвоение значения буквы Ё после мягких согласных.

    Значение восклицательного знака в предложении.

    Работа по индивидуальным планам.

2.Развитие лексико – грамматических средств языка и связной речи.

1. Обогащение и уточнение активного словаря, формирование понимания обощенного значения слов по темам:

- «Семья»

- «Весна»

- «Рыбы» (морские, пресноводные, аквариумные)

2. Практическое усвоение грамматических форм слов:

    Согласование притяжательных местоимений с существительными.

    Форма глаголов третьего лица ед. ч. настоящего времени.

    Практическое усвоение относительных прилагательных со значением соотнесенности с материалу, к сезонности.

    Практическое усвоение связи слов в предложении, согласование существительных в роде, числе, падеже.

3.Организационно – методическая работа.

1. Принимать активное участие в работе педсоветов и педсовещаний.

2. Консультация для воспитателей: «Упражнения для развития анализа и синтеза».

4. Работа с родителями.

2. Выпуск информаций для родителей в уголке «Советы логопеда».

5. Оборудование и оснащение логопедического кабинета.

Апрель

1.Формирование правильного произношения

1.Развитие мелкой моторики, речевой моторики и пространственной ориентации

Мелкой моторики пальцев рук:

    Словесные игры с пальцами, работа с мелкими предметами, содружественные движения пальцев обеих рук.

Речевой моторики:

    Убыстренный темп выполнения артикуляционных упражнений, умение характеризовать артикуляционный уклад изученных звуков.

Пространственной ориентации - понятия: далеко – близко, высоко – низко, право – лево, впереди – сзади.

2 . Развитие общих речевых навыков

    Продолжить работу над речевым дыханием: сдувание предметов, проговаривание на выдохе нескольких слов, сочетаний, чтение стихов, потешек.

    Продолжить работу над темпом, ритмом, выразительностью речи.

2. Развитие слухового внимания

    Запоминание и воспроизведение различных слоговых сочетаний.

    Запоминание и воспроизведение нескольких слов в определенной последовательности.

    Различение согласных по глухости – звонкости, твердости – мягкости.

3.Развитие зрительного восприятия, памяти, внимания.

    Понятия: широкий – узкий, большой – маленький.

    Запоминание и воспроизведение порядка нескольких картинок или предметов.

    Запоминание и воспроизведение порядка нескольких картинок или предметов.

    Группировка сочетаний элементов (геометрические фигуры, палочки, мозаика, фишки).

4. Звукопроизношение.

1. Работа по индивидуальным планам

2. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков

5. Работа над слоговой структурой слова

    Закрепление слоговой структуры двухсложных слов со стечением согласных

    Работа над слоговой структурой слов (трехсложных) со стечением согласных (крапива, карандаш).

    Работа по индивидуальным планам

6.Фронтальные занятия по произношению: ч, ц, ф, ф; щ.

7 . Овладение грамотой аналитико – синтетическим методом.

    Деление слов на слоги.

    Работа со схемой слов.

    Членение предложения на слова, указывать порядок слов в предложении.

    Знакомство с буквами Й, ь, Ч, Ю, Ц, Ф, Ш.

    Закрепление навыка чтения слов, предложений, текстов.

    Печатание.

    Подбор слов к буквенным схемам.

    Складывание из разрезной азбуки слов и простых предложений.

    Преобразование слов (суп – сук – сух – сок).

    Добавление недостающих букв, слогов в надписях под картинкой.

8. Работа по индивидуальным планам.

2. Развитие лексико – грамматических средств языка и связной речи.

1. Обогащение и уточнение активного словаря, формирование понимания обощенного значения слов по темам:

- «Лес – наше богатство»

- «Насекомые»

- «Космос»

- «Весенние с/х работы» (профессии, орудия труда)

2. Практическое усвоение грамматических форм слов:

    Закрепление употребления простых предлогов: в, на, за, под.

    Употребление сложных предлогов: из-за, из-под, около, возле и др.

    Образование наречий от прилагательных (быстрый – быстро)

    Практическое усвоение слов с противоположным значением, используя прилагательные, наречия, существительные (веселый – грустный; ночь – день; высоко – низко)

3.Развитие связной речи

    Выполнение поручений, умение рассказать о проделанной работе.

    Самостоятельная отдача поручений и умение рассказать о проделанной работе.

    Различные виды рассказа и пересказа.

3. Организационно – методическая работа.

1.Принимать активное участие в работе педсоветов и педсовещаний.

2. Консультация для воспитателей; «Изготовление пособий на дифференциацию звуков».

3. Обследование речи детей д/с.

4. Работа с родителями.

1. Индивидуальные консультации, беседы, встречи с родителями.

2. Консультация для родителей: «Зеркальное письмо букв и цифр (профилактика возникновения нарушений письменной речи)».

5. Оборудование и оснащение логопедического кабинета.

1. Пополнение наглядным материалом тем по развитию речи (схем для описания овощей, фруктов, времен года).

Май

1.Формирование правильного произношения

1.Развитие мелкой моторики, речевой моторики и пространственной ориентации

Мелкой моторики пальцев рук:

    Усложнение работы с карандашом

    Усложнение работы над конструктивным праксисом.

Речевой моторики:

    Четкое выполнение артикуляционных упражнений по показу и речевой инструкции со зрительным контролем и без него.

Пространственной ориентации - понятия: далеко – близко, высоко – низко, право – лево, впереди – сзади, верх – низ.

2. Общие речевые навыки

    Продолжить работу над речевым дыханием: надувание шаров, резиновых игрушек, сдувание ватки с плоскости, с ладони; проговаривание на выдохе нескольких слов, стихов, потешек.

    Продолжать работу над темпом, ритмом, выразительностью речи.

3. Развитие слухового внимания

    Запоминание и воспроизведение двух слов сходных по звучанию (суп – зуб, косы – козы, мак – рак).

    Запоминание и воспроизведение словосочетаний прилагательное и существительное (красный шар, красная морковь).

    Запоминание и воспроизведение в разной последовательности 6 - 7 слов.

3.Развитие зрительного восприятия, памяти, внимания.

    Понятия: широкий – узкий, большой – маленький, толстый – тонкий, длинный – короткий, высокий – низкий.

    Выполнение заданий по образцу и по памяти.

    Группировка сочетаний элементов по цвету и форме (геометрические фигуры, палочки, мозаика, фишки).

    Запоминание и воспроизведение порядка 8 – 9 предъявленных картинок или предметов.

    Игра «Что изменилось?»

4.Фронтальные занятия по произношению:

    Ч, щ, ч – щ; щ – ч – с – т; т – ч; щ – с.

    Дифференциация согласных по твердости – мягкости, глухости – звонкости.

6. Овладение грамотой аналитико – синтетическим методом.

    Деление слов на слоги.

    Работа со схемой слов.

    Знакомство с буквами ъ.

    Закрепление чтения с буквами е, ё, ю,я.

    Чтение предложений, текстов.

    Печатание букв, слов, предложений.

    Формирование навыка осмысленного чтения, самоконтроля и самооценки.

    Работа по индивидуальным планам.

2.Развитие лексико – грамматических средств языка и связной речи.

1. Обогащение и уточнение активного словаря, формирование понимания обощенного значения слов по темам:

- «Праздник Победы»

- «Спорт» (игры, развлечения)

- «Школа и школьные принадлежности»

2. Практическое усвоение грамматических форм слов:

    Употребление глаголов настоящего, прошедшего, будущего времени, совершенного и несовершенного вида

    Употребление относительных прилагательных по теме «Спорт», «Школьные принадлежности»

    Закрепление способов образования новых слов с помощью приставок и суффиксов.

3.Развитие связной речи

    Закрепление умения самостоятельно составлять описательные рассказы, рассказы по сюжетной картине, по серии сюжетных картин, из опыта.

    Составление различных типов сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами.

    Обучение детей составлению рассказов из опыта и творческих рассказов.

3.Организационно – методическая работа.

1.Изготовление книжек – малюток, карточек по обучению грамоте

4. Работа с родителями.

1. Проведение родительского собрания «Подведение итогов работы». Занятие – развлечение «В гостях у бабушки – азбуки».

2. Выпуск детей из речевой группы

5. Оборудование и оснащение логопедического кабинета.

1. Изготовление карточек по темам.

Июнь

Индивидуальная работа с детьми по всем разделам программы.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1»

НА 2013 – 2014 УЧЕБНЫЙ ГОД

Цели и задачи на новый 2013-2014 учебный год

Цель: создание культурно-образовательной среды для развития всех участников образовательного процесса, обеспечение качества обученности обучающихся, способствующей усвоению норм и ценностей культуры, обучению традициям и нормам поведения в обществе.

Основные направления работы школы:

    Обеспечение качества образования.

    Сохранение здоровья учеников и работников школы.

    Патриотическая направленность воспитательной работы.

    Создание педагогических условий для поддержки одаренных детей

    Создание условий для развития профессионализма педагогов.

    Развитие информационного поля: школа – ученики – родители – все жители микрорайона.

Задачи:

1.Обеспечение качества образования через продолжение формирования компетенций и повышения уровня мотивации обучающихся к образованию.

2.Продолжение работы по расширению использования диагностики и мониторинга качества обучения и воспитания.

3.Совершенствование организации учебного и воспитательного процесса в целях интеллектуального, нравственного, волевого, творческого развития личности ребенка и сохранения, укрепления здоровья обучающихся;

4.Продолжение работы по обеспечению социально-психолого-педагогического сопровождения;

5.Продолжение работы по социально-педагогическому взаимодействию органов педагогического, родительского и ученического самоуправления в школе.

6.Совершенствование образовательного пространства и оснащение школы.

Цель работы логопедического пункта: предупреждение, выявление и устранение речевых нарушений.

Задачи:
1.Обеспечить логопедическое сопровождение обучающихся начальной школы в условиях внедрения образовательных стандартов 2-го поколения;
2.Организовать работу по диагностике уровня развития речевой деятельности;
3.Реализовывать индивидуально-ориентированные программы развития с учётом структуры речевого дефекта.

Приоритетные направления деятельности:

Совершенствование коррекционно-воспитательной работы по наиболее важным направлениям;
- структурированное и динамическое наблюдение за речевой деятельностью обучающихся;
-систематизация учебно-методического материала;

Использовать новые информационные технологии как перспективное средство коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи: флэш-моб игры, видео-занятия.

Формы и методы работы

Дата проведения

1. Диагностическая работа

Диагностика

Фронтальная диагностическая работа по выявлению речевых нарушений устного и письменного характера у детей

Диагностика

Диагностика устной и письменной речи обучающихся по заявкам классных руководителей для рассмотрения на заседаниях школьного ПМП(к) и обследования специалистами городской ПМПК.

Диагностика

В течение учебного года

Тестирование первоклассников по итогам обучения в первой четверти.

Ноябрь 2013 г.

Тестирование обучающихся 4-х классов по усвоению общеобразовательной программы по развитию устной и письменной речи.

Установление причин, структуры и степени выраженности отклонений в речевом развитии

Март 2014 г.


2. Консультативная работа

Индивидуальное консультирование по запросу педагогов и родителей

Индивидуальные консультации

В течение года

Индивидуальное консультирование педагогов и родителей по запросу учителя-логопеда

Индивидуальные консультации

В течение года

Групповое консультирование педагогов и родителей

Групповые

консультации

В течение года

Консультирование детей по запросам родителей и педагогов

Консультации

В течение года

Поддержание связи с медицинским фельдшером школы

Консультации

В течение года

Поддержание связи с администрацией

Беседы, консультации

В течение года

4. Просветительская деятельность

Размещение материалов по коррекционно-развивающей работе в средствах массовой информации.

В газете «Содействие», на сайте школы.

В течение учебного года

Педагогическое просвещение родителей и педагогов в плане предупреждения и коррекции речевых нарушений

Выступления на педсоветах, родительских собраниях.

Оформление информационных стендов

Проведение работы по осуществлению преемственности школы и МАДОУ «Детский сад № 12»: коррекция речи детей, консультации педагогов и родителей по вопросам подготовки детей к школе.

По утверждённому плану работы

В течение учебного года

5. Организационно-методическая,
коррекционно-развивающая работа

Изготовление дидактического, раздаточного, занимательного материала по предупреждению и коррекции речевых нарушений устного и письменного характера.

Изготовление пособий

В течение года

Пополнение логопедической библиотеки новыми изданиями.

Приобретение новейшей логопедической литературы, сканирование, ксерокопирование материалов из различных источников

По мере выхода в течение года

Формирование групп по речевым дефектам в соответствии с Инструктивно-методическим письмом «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе».

В соответствии с речевыми заключениями

Составление расписания логопедических занятий.

При согласовании с классными руководителями

Ведение необходимой документации:
- список учащихся с недостатками речи,
- журнал учёта посещаемости занятий,
- речевые карты,
- паспорт логопедического кабинета,
- тетрадь учёта динамики детей на школьном логопункте,
- тетрадь учёта рабочего времени учителя-логопеда в период обследования устной и письменной речи учащихся и в период каникул.

В соответствие с Инструктивно-методическим письмом «О работе учителя-логопеда общеобразовательной школы»

В течение учебного года

Составление перспективных тематических планов занятий с детьми в группах и индивидуально.

В соответствие с программами ФФНР, ОНР, 7 и 8 видов образования

Ознакомление учителей и родителей со списками учащихся, зачисленными на логопедические занятия, а также с расписанием занятий.

Индивидуально

Информирование учителей начальных классов о задачах и содержании работы учителя-логопеда на 2013-2014 учебный год.

На заседании МО учителей начальных классов

Проведение беседы с родителями детей, впервые поступивших на логопункт, для выявления необходимой информации и сбора анамнеза.

Индивидуально

Организация консультаций для родителей будущих первоклассников. Проведение занятий в «Школе будущего первоклассника».

В соответствие с утверждённым планом занятий

Февраль-май 2014 г.

Провести открытые занятия и консультации для родителей и детей на «Дне открытых дверей»

Для будущих первоклассников

Февраль 2014 г.

Работать по теме самообразования: «Виды работы по коррекции устной и письменной речи у первоклассников», продолжить изучение и сбор материала по теме: «Роль чистоговорок по усовершенствованию техники чтения в начальной школе », «Развитие орфографической зоркости».

Использовать видео-уроки на занятиях по ознакомлению с окружающим, развитию звукового анализа и синтеза.

Обобщить и оформить материалы по темам

В течение учебного года

Реализовать внеурочную деятельность в рамках внедрения ФГОС по теме «Я познаю мир» с использованием элементов риторики в развивающих играх и упражнениях по коррекции устной речи.

Занятия кружков в начальных классах по расписанию

В течение учебного года

Принимать участие в работе МО учителей-логопедов школ города.

Подготовить презентацию по теме самообразования

По плану МО

Учитель-логопед Н.Е.Белькова

Утверждаю:
Директор МАОУ «СОШ № 1»
_______________С. Н. Захарова
« 31» мая 2013 г.

Отчёт
о проделанной работе за учебный год учителя – логопеда
МАОУ «СОШ № 1»
за период с 1 сентября 2012 г. по 15 мая 2013 г.

Цель: Преодоление и предупреждение нарушений устной и письменной речи у обучающихся начальных классов.

В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи:

1. Диагностика и анализ звукопроизношения, фонематического восприятия и анализа, грамматического строя речи, связной речи первоклассников.

2. Проанализировать устную речь и некоторые неречевые процессы обучающихся и определить причины затруднений в овладении письменной речи.

3. Проанализировать письменные работы обучающихся вторых и третьих классов.

4. Описать типологию ошибок, выявленных в письменных работах, в индивидуальные речевые карты.

5. Разработать и реализовать содержание коррекционной работы по предупреждению и преодолению нарушений устной и письменной речи у обучающихся начальных классов.

6. Оценить эффективность логопедической работы детей, зачисленных на школьный логопедический пункт.

7. Разъяснять специальные знания по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся.

Для решения данных задач применялись следующие формы и методы:

1. Индивидуальное обследование ребенка.
2. Анализ медико-педагогической документации, тетрадей школьников, просмотр медицинских записей.
3. Экспертные опросы педагогов и родителей;
4. Консультирование детей, родителей, педагогов.
5. Коррекционно-развивающие занятия (индивидуальные и групповые).
Проведена диагностика уровня речевого развития 66 обучающихся, в т. ч. 14 детей - по запросам классных руководителей и родителей.
Обследовано первоклассников - 48 обучающихся.
Выявлено с нарушением устной речи, фонетическим недоразвитием- 34 обучающихся.
Из них с общим недоразвитием речи- 7 обучающихся.
С фонетико-фонематическим недоразвитием речи- 7 учащихся.

С родителями детей, прошедших диагностику, были проведены индивидуальные консультации с целью ознакомления их с речевыми картами, для них был подготовлен информационный материал по вопросам коррекции устной и письменной речи детей, развитию мелкой моторики руки, проведено 26 открытых занятий с присутствием на них родителей. Классные руководители 1-х классов во второй половине сентября текущего учебного года были ознакомлены с результатами логопедической диагностики.
В случае необходимости уточнения логопедического заключения учащегося с нарушением речи с согласия родителей были направлены для обследования специалистами и в городскую психолого-медико-педагогическую комиссию.
В течение учебного года в логопедический пункт было зачислено 30 обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи, препятствующие их успешному освоению общеобразовательных программ. Зачисление было проведено на основе обследования речи обучающихся, проходившее с 1 по 15 сентября, в течение учебного года в логопункте 15 детей проходили обучение по программам 7 и 8 видов. Занятия проходили в основном во внеурочное время с учётом режима работы школы по утвёрждённому расписанию.
Дети были укомплектованы в подгруппы: 1 подгруппа – с ОНР, 1 подгруппа – с ФФНР, в соответствии с их речевыми нарушениями, разработаны перспективные планы работы, а также проведены индивидуальные консультации с родителями.Контроль посещения занятий осуществляли учитель-логопед, классный руководитель и родители.
Неуклонно растёт количество первоклассников, имеющих отклонения в речевом развитии. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости. У обучающихся 1-х классов нынешнего учебного года уровень подготовленности к обучению в школе очень низок, это обусловлено несколькими причинами: неблагоприятные диагнозы при прохождении медицинских осмотров психиатром, невропатологом, логопедом; в школу пришли дети с дизартрией– 7 чел., дислалией – 4 чел., гиперкинетическим синдромом– 4 чел.
Предпосылки для успешного обучения письму и чтению формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что возраст пятого года жизни является оптимальным для фонематического воспитания, коррекции звукопроизношения. Но, видимо, эта задача была упущена в этот период, т. к. очень много детей поступает в школу с нарушениями звукопроизношения-34чел.
За период с 1 сентября 2012 г. по 15 мая 2013 г. в логопедическом пункте проходили обучение по индивидуальным коррекционным программам 15 обучающихся:
6 человек - по программе 7 вида:
1 А кл. – Бешкильцев Данила
1 А кл. – Хамитуллин Евгений
2 А кл. – Юхневич Вячеслав
2 А кл.- Дунаева Любовь
2 Б кл. – Редикульцев Данил
5 Б кл. – Джураев Рахимджон

7 человек - по программе 8 вида:
2 Б кл. – Шалабанов Александр
3 Б кл. – Тупицын Олег
4 Б кл. – Русин Андрей
Русин Егор
5 А кл. – Симонов Антон (на домашнем обучении)
Мазитов Ильяс
6 Б кл. – Абраменко Е. (со 2-гополугодия занимается по общеобразовательной
программе, т.к.мама не согласна на обучение сына по 8 виду)
7 А кл. – Тачитдинова Д.
Нарушения речи у этих детей имеют системный характер, они затрагивают как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую стороны речи. Поэтому логопедическое воздействие в планах коррекции речи направлено на речевую систему в целом, а не только на какой-то один изолированный дефект. В связи с тем, что у УО детей и детей с ЗПР ведущим нарушением является недоразвитие познавательной деятельности, весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения.
Содержание логопедической работы находится в соответствии с программой обучения грамоте, изучения родного языка.
На занятиях у обучающихся 2-х – 4-х классов формировалось фонематическое восприятие: различение гласных и согласных, различение согласных по твёрдости, мягкости; по глухости, звонкости; они учились определять количество и последовательность звуков в словах, слов в предложении. Для всех обучающихся были поставлены задачи по развитию слоговой структуры речи, зрительного и слухового внимания. С целью формирования лексико-грамматического строя речи обучающиеся упражнялись в согласовании существительных с числительными, образовании прилагательных от существительных, составляли предложения по опорным словам. Коррекцию нарушений речи необходимо увязывать с общим моторным развитием и преимущественно тонкой ручной моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому в логопедические занятия были включены упражнения тонких движений рук, задания по оречевлению действий.
При составлении индивидуальных и подгрупповых планов занятий пользовалась методиками Ефименковой Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов», Т.Б.Филичевой, Н.А.Чевелёвой, Г.В.Чиркиной «Основы логопедии», раздел «Нарушение письма и чтения у детей»; А.Н.Конева «Как научить ребёнка говорить, читать и думать» и др. Планирование и реализация коррекционных программ проходит при тесном контакте с классными руководителями, при взаимодействии со специалистами школы: педагогом-психологомТурышевой Н.А.,., социальным педагогом Туринцевой Т.А., библиотекарем школы Мухамедулиной Р.М.
В марте 2013 г. проведено обследование устной и письменной речи обучающихся 4-х классов в форме тестирования по:
- лексико-грамматическому строю речи,
- словарному запасу,
- связной речи,
- языковому анализу.
В процессе обследования было выявлено следующее: устная речь детей построена в основном грамматически правильно, с адекватным употреблением различных частей речи. Обучающиеся выполняли задания по 13 тестам. По результатам тестирования даны рекомендации классным руководителям и родителям по коррекции выявленных речевых нарушений.
Развиваются формы сотрудничества с детским садом № 12: в этом учебном году 6 детей – будущих первоклассников школы - обучались на индивидуальных занятиях по коррекции звукопроизношения. Проведена диагностика речи выпускников детского сада, для родителей - консультации по подготовке детей к обучению в первом классе, речевому развитию. Логопедический пункт школы приобретает статус консультационного центра в микрорайоне школы по вопросам коррекционной работы по развитию речи дошкольников и обучающихся начальных классов. На консультации в логопункт приходят не только родители обучающихся в школе, но и родители 4-х, 5-6 – летних детей, будущих первоклассников.
В апреле текущего учебного года провела 7 занятий по программе «Школы будущего первоклассника» с тематикой занятий: формирование фонематического восприятия, навыков языкового анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи.

Приняла участие в «Дне открытых дверей» для будущих первоклассников, для детей и родителей было проведено открытое занятие с показом приёмов развития связной речи, словесной памяти, внимания, активизации словарного запаса. Родители получили рекомендации по подготовке детей к обучению в школе, устранению проблем в звукопроизношении.
В течение учебного года принимала участие в работе МО учителей начальных классов школы. Продолжала работать по теме самообразования: «Виды работы по коррекции устной и письменной речи у первоклассников», изучение и сбор материала

План работы учителя-логопеда Паршиной Э.В. на 2016-2017 уч. год.

Просмотр содержимого документа
«Перспективный план школьного логопеда.»

Перспективный план работы на 2016-2017 уч. год

логопеда МБОУ СОШ № 39

Паршиной Э.В.

Утверждаю:

Директор МБОУ СОШ № 39

В.В. Севрюк _________

«___» ____________ 2016г.

Учебно-коррекционная работа.

Диагностика речи учащихся 3-х классов, имеющих нарушение письменной речи, зачисленных на логопункт. Заполнение речевых карт.

Сентябрь.

Диагностика речи учащихся 3-х классов, вновь прибывших в школу.

В течение года.

Составление по итогам диагностики характеристик скомплектованных групп.

Диагностика состояния речевых процессов учащихся по запросам учителей, родителей.

В течение года.

Итоговая диагностика речи у детей, занимавшихся на логопункте. Составление речевых профилей, срезовых диаграмм. Заполнение речевых карт.

Организация и проведение групповых занятий с детьми 3-х классов, имеющих нарушения чтения и письма комбинированной формы (3 группы: 2 раза в неделю).

В течение года.

Организация и проведение индивидуальных занятий с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения.

В течение года.

Организация и проведение консультативной помощи детям с нарушениями звукопроизношения, занимающихся с родителями.

В течение года.

Методическая работа.

Участие в работе МО логопедов Октябрьского округа.

В течение года.

Выступление на МО учителей начальных классов с сообщением (тема по запросу).

В течение года.

Подбор методической и коррекционной литературы и пособий, логопедических игр в помощь учителю и родителям.

В течение года.

Усовершенствование речевых карт для детей с различными видами речевой патологии.

В течение года.

Оформление пакета диагностических методик.

В течение года.

Пополнение банка коррекционных упражнений для коррекции психических процессов.

В течение года.

Пополнение карточек с речевым материалом для занятий по коррекции звукопроизношения.

В течение года.

Оформление стенда «Логопед советует» (раз в четверть).

В течение года.

Посещение уроков с целями: наблюдение за детьми, посещающими логопункт; наблюдение за организацией учителем работы по развитию речи.

Индивидуальное консультирование учителей.

В течение года.

Работа по самообразованию.

Тема самообразования: « Интеллектуальное развитие младших школьников на логопедических занятиях «.

Своевременно пополнять знания, знакомиться с инновационными программами и технологиями по теме.

В течение года.

Продолжать апробировать методику интеллектуального развития Г.А. Бакулиной.

В течение года.

Разработать систему упражнений для развития психических процессов (мышления, воображения, внимания, памяти, восприятия).

Второе полугодие.

Создать набор дидактических пособий для работы над формируемыми интеллектуальными качествами и умениями.

Второе полугодие.

Пополнить методическую копилку по теме самообразования.

В течение года.

Участвовать в различных курсах при институте повышения квалификации работников образования.

В течение года.

Работа с родителями.

Выступление на родительском собрании в 3-х классах с сообщением « Содержание, цели и организация логопедической работы с детьми в 2016-2017 уч. году».

Сентябрь.

Проведение родительских собраний по итогам коррекционной работы в 2016-2017 уч. году.

Выступление на родительских собраниях по запросам.

В течение года.

Оформление стенда «Логопед советует». Помещение информационного материала.

В течение года.

Проводить систематические консультации и индивидуальные беседы с родителями.

Вопрос о том, как помочь детям с заиканием в условиях логопедического пункта ДОУ, волнует многих логопедов. Существующие технологии работы с заикающимися дошкольниками Н.А. Чевелевой, С.А. Мироновой, И.Г. Выготской, В.И. Селиверстова ориентированы на оказание коррекционной помощи в специальных учреждениях: стационарах, санаториях, логопедических группах. При отсутствии подобных учреждений, дети с заиканием принимаются на логопедический пункт ДОУ. Логопед дошкольного учреждения в соответствии с возрастом ребенка и характером речевого нарушения выстраивает стратегию коррекционной работы.

Познакомившись с разными подходами к преодолению заикания, апробировав множество приемов, мне удалось выработать определенную систему работы с заикающимися дошкольниками на логопедическом пункте ДОУ. Представленный перспективный план логопедической работы отражает этапы и последовательность проводимых коррекционных мероприятий.

Особо заинтересуют логопедов-практиков в данной разработке приемы синхронизации речи с движением.

Упражнение "Ручки" . Пальцы рук переплетаются в замок, все слоги в словах сопровождаются поочередным легким нажатием большими пальцами на горизонтально лежащий указательный палец. При нормальном чувстве ритма (отсутствии дизартрии) ребенок легко овладевает этим приемом. В иных случаях требуется предварительная помощь. Взрослый берет руки ребенка в свои руки и большими пальцами поочередно нажимает на ладошки малыша в такт слогового ритма. Сильное нажатие делается в местах смысловых акцентов. В конце фразы выдерживается пауза, она обеспечивает рефлекторную смену речевого выдоха и вдоха.Заикающимся малышам можно несколько раз в день поиграть в "ручки".

Данный прием эффективен в работе над слоговыми цепочками, словом, фразой - обеспечивает плавность и замедленный темп речи. Замедленная речь - это новая для ребенка форма речи, она свободна от заикания.

Упражнение "Колесо" . Перед началом речи ребенок, делая вдох, через стороны поднимает руки над головой, ладонями наружу, слегка касаясь пальчиками. С началом речи руки через стороны медленно опускаются вниз. Данное упражнение позволяет плавно произнести фразу, сделать паузу и рефлекторный вдох. Круговое движение рук является легким, естественным, симметричным движением, гармонично синхронизирующим фразовую речь.

Упражнения "Ручки" и "Колесо" доступны для использования с детьми 3-5 лет, они легко понимаются и принимаются родителями.

Перспективный план логопедических занятий

Режим занятий: 2 индивидуальных (индивидуально-подгрупповых) занятия в неделю, длительностью от 20 до 30 минут с учетом возраста детей.

Первый год обучения: 64 занятия.

Задачи первого года обучения:

1) учить расслаблять общую, лицевую, артикуляторную мускулатуру;

2) сформировать диафрагмальное дыхание, отработать длительный равномерный речевой выдох (на звуках, слогах, во фразе);

4) нормализовать ритм речи с помощью опоры на движения рук;

5) формировать правильное звукопроизношение (при необходимости);

6) совершенствовать лексико-грамматический строй речи;

7) развивать звуко-слоговой анализ и синтез, обучать чтению (аналитико-синтетическим методом).

Второй год обучения: 32 занятия.

Задачи второго года обучения:

1) автоматизировать технику правильной речи: диафрагмальное дыхание, рациональный выдох, плавное голосоведение в различных формах речи и речевых ситуациях;

2) закреплять послоговой ритм на разнообразном речевом материале, достигая ритмичности речи при постепенном уменьшении внешних опор (переходя во внутренний ритм);

3) развивать речь на разных её уровнях - уровне звука (звукопроизношение), слова (словарная работа), предложения, связного высказывания (грамматический строй, связная речь);

4) совершенствовать языковой анализ и синтез, продолжать обучение чтению.

№ занятия Разделы работы Содержание работы Обеспечение коррекционного процесса
I год обучения 1 этап - Работа над дыханием, артикуляцией, голосом (2 месяца)

Обследование ребенка.

Щадящий общий и речевой режим.

Релаксация.

Речевое дыхание.

Речь и движение.

* Сбор анамнестических данных (изучение мед. документации, беседы с родителями).

* Обследование речи, моторных функций, изучение психолого-педагогической характеристики, беседы с педагогами.

* Направление на консультацию к детскому психиатру (невропатологу), психологу.

* Установочная беседа с родителями и педагогами по организации щадящего общего и речевого режима (режима молчания).

* Расслабление туловища и конечностей по контрасту с напряжением.

* Постановка диафрагмально-реберного дыхания:

Без фонации,

С произнесением гласных звуков по одному, по два на плавном выдохе с самоконтролем,

Использование минимального речевого материала: звукоподражаний, междометий, слогов.

* Развитие артикуляционной моторики нижней челюсти, губ, языка, мимических мышц.

* Координация речи и движений рук:

Выполнение движений в медленном и умеренном темпе за речью взрослого,

Включение в ритм движений звукоподражаний и междометий,

Обучение маркировке ритма большими пальцами обеих рук (упражнение "Ручки"),

Маркировка гласных звуков: двух, трех, четырех; эталона гласных АОУИ (большими пальцами обеих рук - упражнение "ручки").

* Развитие общей и мелкой моторики.

Диагностический материал, речевые карты, магнитофонная запись.

Письменные и устные консультации для педагогов и родителей по организации жизни и проведению занятий с ребенком.

Картотека упражнений "Мышечная релаксация по контрасту с напряжением".

Наглядные модели для координации носового и ротового дыхания. Игровой материал на поддувание. Звуковые символы гласных звуков (буквы). Картотека упражнений на развитие речевого дыхания.

Игровые упражнения из разделов картотеки: "Игры и упражнения со звукоподражанием", "Игры с движением".

"Пальчиковый тренажер".

2 этап - Работа над словами и простой фразой (2 месяца)

Щадящий общий и речевой режим.

Релаксация.

Речевое дыхание.

Активизация автоматизированной речи.

Речь и движение.

* Продолжение щадящего общего и речевого режима. Ограничение спонтанной речи (ответы жестом, одним словом, простой фразой).

* Расслабление мышц лица, шеи, речевого аппарата по контрасту с напряжением. Внушение состояния покоя, формул правильной речи.

* Постановка диафрагмального речевого дыхания:

Упражнения на слитность и плавность произнесения гласных звуков, эталонов гласных - АОУИ, ЯЮЕЁ,

Называние предметных картинок с опорой на ударный гласный звук, двух-трехкратное проговаривание слова на одном выдохе слитно:

1) слов-картинок, начинающихся с гласного звука (ударный гласный в начале слова, в середине, в конце),

2) слов-картинок, начинающихся с согласных звуков.

* Выработка самоконтроля дыхательных движений груди и диафрагмы.

* Подготовка артикуляционных органов к произнесению нарушенных у ребенка звуков, формирование правильного произношения в соответствии с возрастом.

* Овладение интонационной выразительностью: вопросительной интонацией, утвердительной, восклицательной (на материале гласных звуков, слоговых рядов, слов).

* Развитие звуко-слогового анализа и синтеза. Обучение чтению (аналитико-синтетическим звукобуквенным методом)

* Обучение плавному и слитному произношению автоматизированных рядов: прямой счет (обратный), дни недели, времена года (в соответствии с возрастом).

* Маркировка слогового ритма с помощью упражнения "Ручки" (цепочки гласных звуков, слогов, слов). Маркировка ритма слов в лексико-грамматических играх и упражнениях.

Консультирование педагогов и родителей по соблюдению щадящего режима.

Игровые упражнения из разделов картотеки "Мышечная релаксация по контрасту с напряжением", "Формулы релаксации"

Звуковые символы, буквы, слоговые таблицы. Предметные картинки, игрушки. Минимальный речевой материал в дидактических играх.

Фото артикуляционных укладов, логопедическ. инструментарий. Схемы для интонирования. Предметные, сюжетные картинки, игрушки, лото.

Практический материал для знакомства с буквами: палочки, веревочки, конструктор Книги по обучению дошкольников чтению, слоговые таблицы.

Картинки.

Игры и упражнения из разделов картотеки "Словарная работа", "Словообразование", "Словоизменение", "Предложно-падежное управление".

Игровые упражнения из разделов картотеки: "Игры с ходьбой", "Игры с движениями рук и ног".

II год обучения

3 этап - Работа над фразой (8месяцев)

Щадящий режим.

Релаксация.

Речевое дыхание.

Активизация развернутой речи.

Речь и движение.

Итоговая диагностика

Обследование ребенка.

Активизации ранее сформированных умений.

Переход к спонтанной речи.

Практика разговорной речи.

Речь и движение.

Итоговая диагностика.

* Соблюдение щадящего речевого режима по мере необходимости.

* Снятие мышечного напряжения по контрасту и по представлению. Внушение в состоянии покоя формул правильной речи.

* Повторение упражнений с фиксированным выдохом (звук, слог) в виде речевых зарядок.

* Выработка плавного длительного выдоха при произнесении фраз:

1) простых, состоящих из двух-трех-четырех слов:

Автоматизированные ряды,

Спряжение предложений,

Ответы на вопросы,

2) развернутых, состоящих из нескольких смысловых отрезков:

Ритмизированные двустишия, четверостишия, пословицы,

Ответы на вопросы со сложносочинительной и сложноподчинительной связью,

Стихотворная речь.

* Тренировка в произнесении фраз с паузой, пение детских песен.

* Обучение плавному и слитному произношению фраз, состоящих из одного-трех смысловых отрезков.

* Пересказ.

* Составление коротких рассказов с соблюдением речевых правил:

Описательного рассказа о предмете, игрушке,

Рассказа по картине,

Сюжетного рассказа по серии картин,

Рассказа о проделанной деятельности, выполнении поручения.

* Совершенствование лексико-грамматического строя речи.

* Маркировка слогового ритма речи во фразе (упражнение "ручки").

* Ритмическая организация фразовой речи с помощью круговых движений рук (упражнение "Колесо").

* Координация речи и движений в играх и упражнениях.

*Магнитофонная запись речи ребенка

* Оценка эффективности проведенной работы.

* Обследование речи, изучение психолого-педагогической характеристики, беседы с педагогами и родителями.

* Повторение игр и упражнений с использованием диафрагмально-реберного дыхания; требующих рационального выдоха, правильного голосоведения; нормализующих темп и ритм речи.

* Воспитание свободной эмоциональной речи в инсценировках, драматизации, рассказах по представлению, дидактических и сюжетно-ролевых играх. Сочинение сказок. Импровизированные диалоги.

* Планирование предстоящей деятельности, рассказ о будущей поделке, рисунке.

* Овладение интонационно выразительной речью во фразе (дид. игры, стихи с диалогами, пересказ по ролям, составление рассказов с прямой речью).

* Закрепление навыков свободного общения в различных жизненных ситуациях: разговоры по телефону, поручения, требующие речевой активности.

* Формирование правильного звукопроизношения, автоматизация звуков во фразовой, разговорной речи.

* Постановка логического ударения при ответах на вопросы, в стихах, монологической речи.

* Развитие языкового анализа и синтеза. Обучение чтению.

* Обучение согласованию слова с движением в инсценировках, драматизации, играх и упражнениях.

Использование вспомогательных навыков при произнесении фраз.

* Обследование речи: оценка динамики речевого развития и уровня владения навыками плавной речи.

* Прослушивание магнитофонных записей, сделанных в начале и конце курса занятий; сравнение качества речи.

* Беседа с родителями по вопросу обеспечения наилучшей адаптации ребенка к школе и предупреждению рецидивов заикания.

Игровые упражнения из разделов картотеки: "Мышечная релаксация по представлению", "Формулы релаксации"

Игровые упражнения из картотеки "Развитие речевого дыхания".

Предметные сюжетные картинки, поделки.

Речевой материал: двустишия, четверостишия, стихи, загадки, пословицы.

Схемы для составления рассказов, тексты для пересказа, серии сюжетных картинок.

Игры и пособия по развитию словаря и лексико-грамматическ. категорий.

Упражнения с мячом и другими предметами для маркировки ритма.

Диагностический материал, речевые карты.

Знакомые игры и упражнения.

Литературный материал, театры, атрибуты для сюжетно-ролевых и дидактич.игр "Телефон", "Магазин", "Школа", "Улица города", "Автобус", "Библиотека", "Почта".

Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, разные виды конструирования)

Поручения, экскурсии.

Речевой и наглядный материал для автоматизации и дифференциации звуков.

Игры и пособия по развитию фонематических процессов и обучению чтению.

Театрализованные игры, игры-драматизации.

Диагностический материал.

Магнитофонная запись речи детей.

  1. Абелева И.Ю. Если ребенок заикается. - М.: Просвещение, 1969.
  2. Визель Т.Г. Речь и проблемы общения у детей. - М.: ООО "Творческий центр СФЕРА", 2005.
  3. Евгенова А.Я. Лечение заикания. - М.: Медицина, 1964.
  4. Миссуловин Л.Я. Лечение заикания. - Л.: Медицина, 1988.
  5. Поварова И.А. Коррекция заикания в играх и тренингах. - СПб.: Издательство "Союз", 2001.
  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то