Основные ошибки на егэ по русскому языку. ЕГЭ по русскому языку: типичные ошибки

Среднее общее образование

Русский язык

ЕГЭ по русскому языку: типичные ошибки

В 2018 году госэкзамен по русскому языку прошел символично в день рождения А.С. Пушкина. Какие типичные ошибки на ЕГЭ по русскому языку допустили выпускники, можно сказать уже сейчас, опираясь на анализ выполнения работ прошлых лет. Как правило, наиболее сложными заданиями оказываются № 19, № 22 и № 24, а также сочинение. О том, как предупредить распространенные ошибки учащихся при подготовке к экзамену рассказала наш постоянный спикер, учитель русского языка и литературы Татьяна Захарова.

Задание 19

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.

Задание из демоверсии 2018 года:

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Туманные громады поднимались по ночному небу (1) и (2) когда поглощен был последний звездный просвет (3) слепой ветер, закрыв лицо рукавами, низко пронесся вдоль опустевшей улицы (4) после чего взлетел на крыши домов.

В ответ могут быть записаны все цифры - как в данном случае. Это значит, что нет условий, препятствующих постановке запятых: нет однородных членов или однородных придаточных, связанных союзом «и», нет помехи справа (требующей бездействия по аналогии с правилами дорожного движения). Чаще всего выпускники допускают ошибки, связанные с союзом «и».

Способ тренировки: Педагог готовит карточки с подходящими, на его взгляд, предложениями, оформляет пунктуационно сложные места цифрами. Ученики, каждый в своей карточке, отмечают, где нужно или не нужно ставить запятые.

Прием самоконтроля для учеников: подчеркивание грамматических основ.

Пример предложения для тренировки:

Смотрители леса призваны предотвращать возгорание лесного массива (1) но (2) если в лесу скапливается большое количество сухостоя (3) то смотрители сами намеренно устраивают небольшие искусственные пожары (4) чтобы снизить вероятность стихийного возгорания в дальнейшем.

Пособие представляет собой обобщённое изложение в таблицах всех основных правил русской орфографии и пунктуации. С помощью этого пособия навыки грамотного письма вырабатываются автоматически в результате непроизвольного запоминания правил. Книга предназначена учащимся средней школы и учителям русского языка, которые могут использовать её на уроках в качестве наглядного материала.

Задание 22

Базовый уровень сложности, 1 балл

Проверяемый элемент содержания: Функционально-смысловые типы речи.

Задание по тексту. От экзаменуемого требуется определить, какие суждения являются верными, а какие - ошибочными. Например: «Предложение 4 указывает на следствие того, о чем говорится в предложении 3», «Предложения 15–18 содержат элементы описания», «В предложениях 32–34 представлено рассуждение» и т.д. В последнее время школьники стали лучше определять типы речи, однако ребята не всегда могут правильно интерпретировать формулировки в вариантах ответа, из-за чего в данном задании по-прежнему допускаются ошибки.

Способ тренировки: разбор конкретных примеров языковых вялений.

Пример 1

Фрагмент текста: (7)Дуэль! (8)Только этот разряд убийственной силы мог стремительно восстановить нравственное равновесие. (9)Подлец знал, что его подлость может быть наказана не взиманием штрафа через год по приговору суда, а сегодня вечером. (10)Самое позднее - завтра утром. (11)Пошляк не говорил двусмысленностей вслух, остерегаясь немедленного возмездия. (12)Сплетник вынужден был осторожничать.

Утверждение для разбора: Предложения 9-12 подтверждают суждение, высказанное в предложениях 7-8.

Подсказка: Между указанными предложениями можно поставить «И действительно, ...»

Пример 2

Фрагмент текста: (11)Конечно, вспомнился Саврасов: грачи, весна, еще лежит снег, а деревья проснулись. (12)И все вообще вспомнилось, что бывает вокруг нас и что бывает внутри наших душ, когда приходит русская весна и прилетают грачи и скворцы. (13)Это не опишешь.

Утверждение для разбора: Предложение 13 содержит вывод из того, о чем говорится в предложениях 11–12.

Подсказка: Перед предложением 13 нелогично будет поставить «Поэтому...», как перед выводом.

Справочник предназначен для подготовки выпускников средней школы к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по русскому языку. Издание содержит теоретический материал по всем разделам школьного курса русского языка в 6-11 классах, рекомендации для выполнения заданий частей всех типов частей 1 и 2 экзаменационной работы. Практическая часть включает образцы тестовых заданий, приближённых по объёму, структуре и отобранному материалу к контрольным измерительным материалам единого государственного экзамена. В конце пособия приведены ответы к тестовым заданиям.

Задание 24

Высокий уровень сложности, 1 балл

Проверяемый элемент содержания: Средства связи предложений в тексте.

Задание по тексту. Примеры: «Среди предложений 64–72 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи собирательного числительного». « Среди предложений 1–7 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи притяжательного местоимения». Не указано, сколько должны быть правильных ответов, что создает дополнительные трудности - связанные с этим ошибки отражают недостаток знаний.

Подсказка: Связь двух предложений осуществляют какие-то два слова. При этом одно из слов находится в последующем предложении, а другое - в предыдущем.

Типичные ошибки в данном задании:

    Выбор предложения, в котором местоимение заменяет существительное в этом же предложении.

    Определение местоимения «я» в качестве средства связи.

    Определение местоимения «его» в качестве личного, когда оно является притяжательным, и наоборот.

Пример задания для тренировки:

Среди предложений 15–19 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Фрагмент текста: (15)Сожги это письмо, тебе одной на всем свете могу я рассказать про это, - Варя перевернула страничку. (16)Происшествие случилось в одной русской деревне, которую наша часть проходила в отступлении. (17)Я шел последним в роте... а может, и во всей армии последним. (18)Перед нами на дороге встала местная девочка лет девяти, совсем ребенок, видимо, на школьной скамье приученная любить Красную Армию... (19)Конечно, она не очень разбиралась в стратегической обстановке.

ЕГЭ-2018. Русский язык (60×84/8) 10 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к единому государственному экзамену

Пособие предназначается для выпускников средней школы и абитуриентов. Оно содержит практические тренировочные материалы, обеспечивающие качественную подготовку к единому государственному экзамену по русскому языку. Пособие включает 10 вариантов экзаменационных работ, составленных в соответствии с требованиями ЕГЭ. 250 заданий всех типов и уровней сложности предоставляют отличную возможность для овладения умениями и навыками, необходимыми для успешного прохождения итоговой аттестации. В конце книги даны ответы для самопроверки на все задания части 1 и критерии оценивания заданий с развернутым ответом части 2. Материалы пособия могут быть использованы преподавателями образовательных организаций для проведения уроков повторения и контроля знаний, умений и навыков по всем темам курса русского языка, включенным в контрольные измерительные материалы для проведения ЕГЭ.

Сочинение

Основные ошибки в сочинениях:

    Отсутствие комментария.

    Отсутствие связи между проблемным вопросом и позицией автора.

    Отсутствие ответа на проблемный вопрос.

    Грамматические ошибки.

    Пунктуационные ошибки (между однородными членами, в сложном предложении, при обособленных членах предложения, при вводных конструкциях).

    Синтаксические ошибки.

    Фактические ошибки.

    Преобладание композиции над содержанием.

    Злоупотребление фразами-клише.

Для успешной сдачи ЕГЭ по русскому языку, выпускнику необходимо обладать навыком анализа языковых единиц. Подчас, даже находя верный ответ на вопрос, школьник не всегда может объяснить свой выбор. Отметим, что обучение языковому анализу и другие важные аспекты учитываются авторами корпорации «Российский учебник» при составлении учебно-методических комплектов.

Основной период сдачи ЕГЭ подошёл к концу. Уже есть результаты первых экзаменов. О типичных грамматических и речевых ошибках рассказывает автор Telegram-канала «Неиностранный русский» , репетитор по русскому языку Даниил Ляхович.

Ошибки в согласовании подлежащего и сказуемого

Начнём с грамматических ошибок. Их даже в сильных работах выпускников бывает немало, из-за чего ребята теряют драгоценные баллы.

Одна из наиболее распространённых ошибок - нарушение согласования между подлежащим и сказуемым. Проще говоря, главные члены предложения стоят в разных формах, и возникает путаница. Так, один из моих учеников написал на экзамене: «На войне умирают и страдают множество людей». Здесь налицо нарушение согласования: подлежащее выражено словосочетанием «множество людей» (ибо само по себе множество ничего не значит, так же, как и форма «людей» без слова «множество»), соответственно, сказуемые должны стоять в единственном числе.

Ошибки в управлении в разных частях речи

Выражения типа «Мы с братом смеялись с этого поступка» или «Ученые исследовали и рассказывали о поведении людей на войне» выдают незнание выпускниками норм управления. Ведь смеяться можно над чем-то, а исследовать - что-то, поэтому смешение разных глаголов с разным управлением под видом однородных членов - довольно грубая ошибка. Кстати, тенденция глагольного управления есть и в других языках. Например, во французском русским падежам соответствуют определённые предлоги, всё это тоже организует нашу речь.

То же самое можно сказать и про «с них смеялись». Да, в разговорной речи многие привыкли говорить «скучать по нам» и «позвони по приезду», хотя с точки зрения литературного языка эти выражения ещё не стали нормой. Так что грамотнее написать «скучать по вас» и «позвони по приезде». Полезно накануне экзамена сверяться со справочниками русского языка, например, с пособием Т. В. Шкляровой для абитуриентов, чтобы не допустить ненужных ошибок.

Ошибки в построении сложного предложения

Весьма часто выпускники неправильно строят сложные предложения, из-за чего возникают забавные казусы. Например, «так же автор показывает санитара, лишившегося на войне ноги, которой он не хотел» (орфография и пунктуация сохранены). Очень грустно думать, что человек может не хотеть иметь ногу, а вот не хотеть войны - вполне разумное желание.

Для того чтобы избежать подобных ошибок, стоит внимательнее вчитываться в смысл написанных фраз. Посмотреть на них боковым зрением, с точки зрения эксперта. Когда абсурд станет ясен, вы невольно засмеётесь, это и будет сигналом к тому, что предложение нуждается в переработке.

Нарушение лексической сочетаемости слов

Теперь перейдём к речевым ошибкам. Их в выпускных работах тоже великое множество. Есть среди них забавные и не очень.

По моим наблюдениям, едва ли не самая частая ошибка - нарушение лексической сочетаемости слов. Вроде бы и фраза построена верно, и смысл в ней есть, но отдельные обороты все равно вызывают смех, а подчас и горечь. «В картине описывается героическая оборона крепости и трудная жизнь её стен». Едва ли может быть какая-либо жизнь у стен, ведь они не люди и даже не растения. Поэтому куда изящнее было бы написать «трудная жизнь людей во время обороны Брестской крепости».

Здесь поможет только умение редактировать собственные тексты. Конечно, если вы прочтёте книги Нор Галь «Слово живое и мёртвое» и Корнея Чуковского «Живой как жизнь», будет ещё лучше. Но даже и без этого увлекательного чтения можно посмотреть на фразу глазами другого человека и подумать, что с ней не так. Тем, у кого развито образное мышление, поможет визуализация содержания предложения: нарисуйте стены крепости и подумайте, может ли у них быть жизнь.

Неоправданные повторы слов

Заметная тенденция последних лет в работах школьников - злоупотреблять словом «описывается». Война описывается, ситуация описывается, судьба описывается. Будто бы нет в русском языке других, более элегантных и подходящих по смыслу слов. Я думаю, что корень проблемы в отсутствии навыка работы со словарями. Тут поможет словарь синонимов: для этого необязательно брать в библиотеке увесистый том, можно воспользоваться сервисом «проверка слова» на сайте «Грамота.ру» или найти словарь Горбачевича в интернете. Дело нетрудное, но полезное.

Ещё один подобный бич - слово «также». Мало того, что ребята часто ошибаются в написании самого слова, так ещё и начинают с него едва ли не треть предложений в сочинении. Маститые филологи говорили мне о том, что начинать предложение со слова «также» - дурной тон. Действительно, в русском языке есть масса синонимов к нему: «кроме того», «и», «замечу, что» и т. д. Используйте их, а «также» приберегите для сложных предложений или однородных членов.

Плеоназмы

«Вчера состоялась первая премьера спектакля», «В марте месяце ещё холодно», «Мама подарила мне памятный сувенир» - все эти примеры отражают такое необычное явление в языке, как плеоназм, проще говоря, речевая избыточность. Да, слова мы выбираем разные, но смысл у них один и тот же. Философ Уильям Оккам призывал не множить сущности, этот принцип в полной мере работает и в языке. Не стоит дважды называть одно и то же понятие разными словами. На эту тему в ЕГЭ по русскому языку есть даже специальное задание - №20.

Чтобы избежать плеоназмов, задайте себе простые вопросы: «Март - это месяц года?», «Может ли быть сувенир не памятным, а повседневным?», «Бывает ли десятая премьера одной и той же постановки?», «Может ли быть автобиография не моей, а чьей-то ещё?». Ответы раскроют вам секрет логики языка и абсурд подобных фраз.

Неточный выбор слова, ошибка в употреблении паронимов

«США отказываются от предложения России помогать Сирии, так как это настраивает доверительные отношения между странами». Настроить можно программу, но никак не отношения. Их можно расстроить, но тогда слово «доверительный» совсем не к месту. А если мы хотим сказать об улучшении отношений, то можно использовать слова «укрепляет», «помогает выстраивать» и другие. Иногда вроде бы незначительная приставка напрочь меняет смысл слова.

На этом основаны многие паронимы - слова, близкие по звучанию и написанию, но разные по значению. Сравните «огородить забором участок» и «отгородить участок от другой территории». Разница всего лишь в одной букве, однако смысл поменялся существенно.

Паронимы - одна из самых сложных тем школьного курса русского языка. Все дело в том, что в ней нет системы правил и алгоритмов, которыми можно пользоваться, как это часто удаётся в других разделах языка. Здесь поможет только долгая и не всегда приятная работа со словарем паронимов. Полезно запоминать контексты, в которых употребляются слова, можно рисовать речевые ситуации и подписывать подходящие к ним словам. Такая техника может облегчить понимание.

Всем выпускникам, которые уже сдали ЕГЭ по русскому языку, я желаю удачи в поступлении в желаемые вузы, а будущим абитуриентам - успешно подготовиться к экзамену и не совершать ошибок предшественников!

Издательство «Русское слово» совместно с ФИПИ

Русский язык

Типичные ошибки

при выполнении заданий

Единого государственного экзамена»


Пособие адресовано учителям, методистам и учащимся для самостоятельной подготовки к ЕГЭ

  • проанализированы типичные ошибки, допускаемые при выполнении заданий ЕГЭ по русскому языку
  • даны рекомендации по подготовке к экзамену
  • демонстрационный и тренировочный варианты работы
  • орфоэпический минимум
  • комментарии к заданию с развернутым ответом

Ошибки в области фонетики и орфоэпии

«…ученики часто анализируют не звуки, опираясь на законы устной речи, а буквы, которые изображают их в письменной речи.

Часто выпускники ошибаются в определении звука, обозначаемого буквой ё , квалифицируя его как [ э ], а не как [ о ]. Причина такой ошибки

заключается в том, что ученик не произносит слово, а опирается на его графический облик.

Например, в словах поджог и поджёг экзаменуемые усматривают разные гласные звуки».


«…устная форма работы должна быть на уроках фонетики доминирующей. Учащиеся должны произносить слова, вслушиваясь в их конкретное звучание и опираясь на знание основных фонетических законов русского языка (неразличение о и а в безударных слогах(«аканье»); редукция других гласных звуков в безударной позиции первой и второй степени; оглушение звонких согласных в абсолютном конце слова или перед следующими глухими согласными; озвончение глухих согласных перед следующими звонкими согласными), проводить фонетический анализ, соблюдая определённый порядок: от звука к букве, а не наоборот».


Без указанных выше знаний и умений в области русской фонетики, понимания сущности русского словесного ударения и его особенностей (разноместности и подвижности) , без умения произносить с правильным ударением конкретные общеупотребительные слова разных частей речи нельзя обойтись

«…хуже решаются задания, в которых использована лексика с распространёнными в молодёжной речи орфоэпическими ошибками («катАлог, нАчав, тортЫ») . Поэтому на уроках русского языка следует больше внимания уделять изучению основных норм произношения и ударения современного русского литературного языка. Основой такого подхода должны стать постоянное внимание к звучащей речи учащихся, систематическая работа со словарями».


Ошибки в области морфемики и словообразования

следует убедить учащихся в том, что анализ слова по составу является разновидностью смыслового анализа, в ходе которого вычленяются значимые части слова, то есть морфемы, а также результатом словообразовательного анализа, заключающегося в установлении последовательности и особенностей образования того или иного слова».

«...необходимо обращать внимание на модели образования слов в русском языке, на связь между значением слова и его составом…


Ошибки, связанные с нарушением норм русского литературного языка (лексика, морфология, синтаксис)

Причины этих ошибок во многом объясняются процессами, происходящими в современном языке:

  • широко распространённые в речи ошибочные грамматические формы часто воспринимаются носителями языка как верные и наоборот, что и приводит к ошибкам при выполнении экзаменационного теста.
  • Зачастую отклонения от морфологической нормы в речи возникают под влиянием просторечия и диалектов.

Особое внимание в этом процессе следует уделять

работе со словарями,

семантическому аспекту синтаксиса.

Поэтому важнейшим направлением в работе по формированию норм современного русского языка должен стать учёт упомянутых выше факторов и постоянное внимание к речи учащихся.


Ошибки в области морфологии

Причины:

1. многие школьники считают так называемые «теоретические» разделы курса русского языка узкоспециальными, «филологическими», недооценивая системные связи между уровнями языка, поэтому усвоение данного материала поверхностно;

2. у значительной части учащихся слабо сформированы аналитические умения, и этот недостаток проявляется при выполнении заданий различных разделов курса


Ошибки в области орфографии

Успешность обучения орфографии на уровне овладения практической грамотностью

во многом зависит от усвоения знаний в области фонетики, лексики, грамматики, а также

от уровня речевого развития выпускника, и прежде всего всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания и говорения.


«… в центре внимания на уроках

по орфографии традиционно оказывается только письмо, причём организованное не на осознанном оперировании правилами, а на уровне заучивания формулировок. Отсюда возникает основная проблема в усвоении орфографии:

«Правило знаю - применять не умею».


Актуальным сегодня оказывается высказывание А.М. Пешковского о том, что обучение на основе правил не состоит только из внедрения правил в сознание учащихся,

« что надо учить и процессу применения правил к практике».

Осмысление этих слов предполагает чётко разработанную процедуру изучения каждого орфографического правила как учебно-научного текста, содержащего определённую лингвистическую информацию


Ошибки в области синтаксиса

Задание А8- самое трудное во всей работе.

Это обусловлено тем, что ученики не владеют материалом на понятийном уровне.

Многие методические просчёты при изучении синтаксиса и пунктуации связаны с тем,

что при анализе того или иного синтаксического или пунктуационного явления не учитываются его особенности:

  • смысловые,
  • грамматические,
  • интонационные,
  • пунктуационные,
  • особенности употребления

Ошибки в области речеведения

«…умения определять функционально-смысловые типы речи (А29), средства связи предложений в тексте (В7), средства выразительности (В8) служат основой важнейшего коммуникативного умения - умения создавать связное высказывание при построении логически цельного текста…

остаётся недостаточно усвоенным раздел, связанный с анализом структуры текста, выяснением способов и средств связи предложений в тексте, что проявляется в третьей части работы в нарушении логики развития мысли (логические ошибки)».



Ошибки по критерию К1 (формулировка проблем исходного текста)

  • Ошибки фундаментального типа обусловлены неспособностью ученика адекватно понимать смысл прочитанного:
  • выделять главное,
  • вычленять смысловые части,
  • исследовать развитие мысли,
  • раскрывать соотношение и внутреннюю связь отдельных частей, их функцию в структуре целого.

Текст воспринимается учеником не как цельное высказывание, подчинённое реализации авторской мысли, а как совокупность изолированных смысловых сигналов(так воспринимают иностранную речь).

Ошибки этого типа – проявление несформированности базовых навыков чтения и понимания прочитанного, поэтому работа над устранением таких ошибок является предметом систематического курса


2.Ошибки, связанные с неумением на операционном уровне реализовать то или иное знание, то есть с отсутствием инструментальных навыков.

Говоря проще, ученик знает, «что» написать, но не знает, «как» написать.

Ошибки этого типа зачастую вызваны либо неверной реализацией тех или иных методических рекомендаций, либо неотработанностью исполнительских действий.


Выделим следующие группы ошибок

этого типа:

1) Перевод проблемы в узкий план (в план темы); при этом формулировка проблемы превращается не в смысловую задачу, а в сугубо грамматическую: «Автор посвящает свой текст проблеме осени»; «Автор в своём

тексте поднимает проблему Москвы»; .

2)Неоправданное расширение проблемы:


На внешнем уровне эти ошибки фиксируются экспертами как неверное понимание текста.

Однако причина их появления лежит

в иной плоскости: ученик пытается материал текста (тему) перевести

в общий план, но при этом, не имея четкого представления о смысле текста, теряет границы конкретной проблемы.

Необходима диагностика ошибок.


Ошибки по критерию К2 (комментарий к сформулированной проблеме)

Комментарий ограничен следующим:

целевой установкой;

объектом комментирования;

обязательной направленностью комментария.

Факт направленности имеет решающее значение для отбора комментируемых мест текста;

объёмом.


Комментарий (пояснение) может иметь двоякий характер.

Он может быть текстуальным , то есть объяснять текст, следовать за автором в

раскрытии проблемы.

Другой вид комментария - концепционный.

Здесь, опираясь на понимание проблемы, экзаменуемый даёт различного

рода интерпретации. Однако как в первом, так и во втором случае комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст.


Комментарий текста -«дешифровка» его содержания

В зависимости от того, к какому жанру ближе сочинение учащегося, проблема, содержащаяся в исходном тексте, может быть:

Свободно прокомментирована учеником с опорой на предложенный текст;

Представлена при изложении собственной точки зрения с опорой на предложенный текст.

Отклонение от проблемы исходного текста характерно для работ, посвященных анализу текстов художественного стиля.

Автор сочинения выделяет какой-либо компонент (пейзаж, интерьер, событие), который хотя и играет важную роль в создании картины, но к проблеме имеет косвенное отношение, и, разрабатывая этот материал, ученик непроизвольно деформирует содержание текста


Исходя из специфики третьей части экзаменационной работы и учитывая коммуникативные задачи, которые решает выпускник, выполняя задание этой части, важно руководствоваться не только и даже не столько логическим, сколько риторическим (коммуникативным) пониманием аргументации.


следующие типы аргументов:

  • Логические (рациональные) аргументы .

1. Факты (представлены в предложениях, фиксирующих эмпирические знания).

2. Выводы науки (теории, гипотезы, аксиомы и т.д.).

3. Статистика (количественные показатели развития производства и общества).

4. Объективные показатели состояния дел (например: Волга длиннее Оки ).

5. Законы природы.


В работе экзаменуемый может использовать

следующие типы аргументов

(Продолжение):

6. Определение, задача которого - обобщить, дать представление о предмете как части более широкой категории с учётом выявленных сущ-

ностных признаков определяемого предмета.

7. Положения юридических законов, официальных документов, постановлений и других нормативных актов, обязательных для выполнения.

8. Данные экспериментов и экспертиз.

9. Свидетельства очевидцев.


II. Иллюстративные аргументы - примеры.

В отличие от факта - обобщённо-объективированного утверждения - пример имеет наглядную описательную форму; его задача - объяснить понимание тезиса, доказать его правильность. К иллюстративным аргументам относятся:

1. Конкретные примеры:

– пример-сообщение о событии (берётся из жизни, рассказывает о действительно имевшем место случае);

– литературный пример (пример-текст из художественного произведения).

2. Предположительные примеры (рассказывается о том, что могло быть при определённых условиях).


1. Мнение известного, уважаемого человека - учёного, философа, общественного деятеля и т.п.

3. Мнение специалиста, эксперта.

4. Мнение очевидцев.

5. Мнение должностных лиц (когда речь идёт о вопросах, находящихся в сфере их компетенции).

6. Общественное мнение, отражающее то, как принято говорить, поступать, оценивать что-то в обществе.


Ошибки по критерию К4 (аргументация собственного мнения по проблеме) Причины:

  • Ученик, не понимая содержания исходного текста,

не умея выделить проблему, адекватно сформулировать авторскую позицию, не может привлечь данные культурно-исторического и личностного опыта.

2. Объём культурно-исторического опыта, который может быть использован учеником как материал для аргументации, недостаточен.

3. Ученик не владеет логикой построения сочинения-рассуждения, поэтому не осознаёт смысловой роли аргументации в развёртывании своего речевого сообщения и её места в композиции сочинения.


  • Наиболее явное выражение - отсутствие смысловой части, связанной с аргументацией. В тех же сочинениях, где аргументация есть, можно выделить две главные группы ошибок:

1) аргументация не вычленяется как отдельное действие;

2) аргумент не соответствует заявленному тезису


ошибки в содержании сочинения

обусловлены целым рядом факторов, важнейшими из которых являются:

  • степень нравственной зрелости и развитости эмоциональной сферы,
  • уровень владения операционными умениями
  • общий уровень социокультурных знаний выпускника

Логические ошибки по критерию К5

Типичные ошибки в абзацном членении:

1. Полное отсутствие разделения сочинения на смысловые части - сочинение представляет собой сплошное целое, разделение на абзацы полностью отсутствует.

2. Отсутствие абзацного членения в частях сочинения. Выпускник не обозначает при помощи абзацного членения границы смысловых частей в основной части работы.

3. Необоснованное выделение предложения или нескольких предложений из состава смысловой части.

4. Неоправданное включение предложения или нескольких предложений в смысловую часть текста.


Грамматические ошибки (критерий К9)

грамматические ошибки (словообразовательные, морфологические, синтаксические) связаны с нарушением структуры языковой единицы - слова, словосочетания, предложения, например:

[Но моральное удовлетворение учёным приносили не только сами открытия, но и их процесс .]

[Нужно мыслить, но чтобы эти мысли были «живыми».] И тогда мы преодолеем всё.


Речевые ошибки (критерий К1) Группы ошибок:

Неразличение однокоренных слов (паронимов)

  • Нарушение лексической сочетаемости
  • Плеоназм (употребление лишнего слова)
  • Нарушение речевой логики в пределах одного предложения
  • Неудачное употребление местоимений
  • Неоправданный повтор слов
  • Включение слов другой стилевой окраски
  • Ошибки в употреблении фразеологизмов и устойчивых выражений
  • Ошибочное или неуместное использование выразительных средств и устойчивых словосочетаний
  • Употребление слова в несвойственном ему значении

Этические ошибки (критерий К11)

«В целом» творчество Пушкина достойно восхищения ; Автор «вздумал нас поучать…»;

То, что он пишет, - «враньё»; Автор «нагоняет тоску» на читателей ; Бунин «крайне неудачно» изображает …; «Величие Баха признано не только мною, но и всем прогрессивным человечеством»; «Сочинения я вообще-то писать и не умею, всё, что мог, и нацарапал здесь для вас»; «Сижу на экзамене, делать нечего, писать я не умею, вот и придумываю всякий бред, потому что уйти раньше нельзя».


Фактические (фоновые) ошибки (критерий К12)

Ошибки отражают низкий уровень знаний, поэтому исправление и предупреждение ошибок такого рода связано с работой над повышением интеллектуального и культурного уровня (фоновые знания).





Образец экзаменационной

работы учащегося


Русский язык

Типичные ошибки при выполнении заданий Единого государственного экзамена»

Слайд 2

Пособие адресовано учителям,методистам и учащимся для самостоятельной подготовкик ЕГЭ

  • проанализированы типичные ошибки, допускаемые при выполнении заданий ЕГЭ по русскому языку
  • даны рекомендации по подготовке к экзамену
  • демонстрационный и тренировочный варианты работы
  • орфоэпический минимум
  • комментарии к заданию с развернутым ответом
  • Слайд 3

    Ошибки в области фонетики и орфоэпии

    «…ученики часто анализируют не звуки, опираясь на законы устной речи, а буквы, которые изображают их в письменной речи.

    Часто выпускники ошибаются в определении звука, обозначаемого буквой ё, квалифицируя его как [э], а не как [о]. Причина такой ошибки

    заключается в том, что ученик не произносит слово, а опирается на его графический облик.

    Например, в словах поджог и поджёг экзаменуемые усматривают разные гласные звуки».

    Слайд 4

    «…устная форма работы должна быть на уроках фонетики доминирующей. Учащиеся должны произносить слова, вслушиваясь в их конкретное звучание и опираясь на знание основных фонетических законов русского языка (неразличение о и а в безударных слогах(«аканье»); редукция других гласных звуков в безударной позиции первой и второй степени; оглушение звонких согласных в абсолютном конце слова или перед следующими глухими согласными; озвончение глухих согласных перед следующими звонкими согласными), проводить фонетический анализ, соблюдая определённый порядок: от звука к букве, а не наоборот».

    Слайд 5

    Без указанных выше знаний и умений в области русской фонетики, понимания сущности русского

    словесного ударения и его особенностей (разноместности и подвижности), без умения произносить с правильным ударением конкретные общеупотребительные слова разных частей речи нельзя обойтись

    «…хуже решаются задания, в которых использована лексика с распространёнными в молодёжной речи орфоэпическими ошибками («катАлог, нАчав, тортЫ»).Поэтому на уроках русского языка следует больше внимания уделять изучению основных норм произношения и ударения современного русского литературного языка. Основой такого подхода должны стать постоянное внимание к звучащей речи учащихся, систематическая работа со словарями».

    Слайд 6

    Ошибки в области морфемики и словообразования

    «...необходимо обращать внимание на модели образования слов в русском языке, на связь между значением слова и его составом…

    следует убедить учащихся в том, что анализ слова по составу является разновидностью смыслового анализа, в ходе которого вычленяются значимые части слова, то есть морфемы, а также результатом словообразовательного анализа, заключающегося в установлении последовательности и особенностей образования того или иного слова».

    Слайд 7

    Ошибки, связанные с нарушением норм русского литературного языка(лексика, морфология,

    синтаксис)

    Причины этих ошибок во многом объясняются процессами, происходящими в современном языке:

    широко распространённые в речи ошибочные грамматические формы часто воспринимаются носителями языка как верные и наоборот, что и приводит к ошибкам при выполнении экзаменационного теста.

    Зачастую отклонения от морфологической нормы в речи возникают под влиянием просторечия и диалектов.

    Слайд 8

    Поэтому важнейшим направлением в работе по формированию норм современного русского языка должен стать учёт упомянутых выше факторов и постоянное внимание к речи учащихся.

    Особое внимание в этом процессе следует уделять

    • работе со словарями,
    • семантическому аспекту синтаксиса.
    • Методические рекомендации
  • Слайд 9

    Ошибки в области морфологии

    1. многие школьники считают так называемые «теоретические» разделы курса русского языка узкоспециальными, «филологическими», недооценивая системные связи между уровнями языка, поэтому усвоение данного материала поверхностно;

    2. у значительной части учащихся слабо сформированы аналитические умения, и этот недостаток проявляется при выполнении заданий различных разделов курса

    Слайд 10

    Ошибки в области орфографии

    Успешность обучения орфографии на уровне овладения практической грамотностью

    во многом зависит от усвоения знаний в области фонетики, лексики, грамматики, а также

    от уровня речевого развития выпускника, и прежде всего всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания и говорения.

    Слайд 11

    «…в центре внимания на уроках

    по орфографии традиционно оказывается только письмо, причём организованное не на осознанном оперировании правилами, а на уровне заучивания формулировок. Отсюда возникает основная проблема в усвоении орфографии:

    «Правило знаю - применять не умею».

    Слайд 12

    Актуальным сегодня оказывается высказывание А.М. Пешковского о том, что обучение на основе правил не состоит только из внедрения правил в сознание учащихся,

    «что надо учить и процессу применения правил к практике».

    Осмысление этих слов предполагает чётко разработанную процедуру изучения каждого орфографического правила как учебно-научного текста, содержащего определённую лингвистическую информацию

    Слайд 13

    Ошибки в области синтаксиса

    Задание А8- самое трудное во всей работе.

    Это обусловлено тем, что ученики не владеют материалом на понятийном уровне.

    Многие методические просчёты при изучении синтаксиса и пунктуации связаны с тем,

    что при анализе того или иного синтаксического или пунктуационного явления не учитываются его особенности:

    • смысловые,
    • грамматические,
    • интонационные,
    • пунктуационные,
    • особенности употребления в речи.
  • Слайд 14

    Ошибки в области речеведения

    «…умения определять функционально-смысловые типы речи (А29), средства связи предложений в тексте (В7), средства выразительности (В8) служат основой важнейшего коммуникативного умения - умения создавать связное высказывание при построении логически цельного текста…

    остаётся недостаточно усвоенным раздел, связанный с анализом структуры текста, выяснением способов и средств связи предложений в тексте, что проявляется в третьей части работы в нарушении логики развития мысли (логические ошибки)».

    Слайд 15

    Характеристика типичных ошибок при выполнении задания с развернутым ответом

    Слайд 16

    Ошибки по критерию К1(формулировка проблем исходного текста)

    Ошибки фундаментального типа обусловлены неспособностью ученика адекватно понимать смысл прочитанного:

    • выделять главное,
    • вычленять смысловые части,
    • исследовать развитие мысли,
    • раскрывать соотношение и внутреннюю связь отдельных частей, их функцию в структуре целого.

    Текст воспринимается учеником не как цельное высказывание, подчинённое реализации авторской мысли, а как совокупность изолированных смысловых сигналов(так воспринимают иностранную речь).

    Ошибки этого типа – проявление несформированности базовых навыков чтения и понимания прочитанного, поэтому работа над устранением таких ошибок является предметом систематического курса

    Слайд 17

    Говоря проще, ученик знает, «что» написать, но не знает, «как» написать.

    Ошибки этого типа зачастую вызваны либо неверной реализацией тех или иных методических рекомендаций, либо неотработанностью исполнительских действий.

    2.Ошибки, связанные с неумением на операционном уровне реализовать то или иное знание, то есть с отсутствием инструментальных навыков.

    Слайд 18

    1) Перевод проблемы в узкий план (в план темы); при этом формулировка проблемы превращается не в смысловую задачу, а в сугубо грамматическую: «Автор посвящает свой текст проблеме осени»; «Автор в своём

    тексте поднимает проблему Москвы»; .

    2)Неоправданное расширение проблемы:

    Выделим следующие группы ошибок этого типа:

    Слайд 19

    На внешнем уровне эти ошибки фиксируются экспертами как неверное понимание текста.

    Однако причина их появления лежит

    в иной плоскости: ученик пытается материал текста (тему) перевести

    в общий план, но при этом, не имея четкого представления о смысле текста, теряет границы конкретной проблемы.

    Необходима диагностика ошибок.

    Слайд 20

    Ошибки по критерию К2 (комментарий к сформулированной проблеме)

    Комментарий ограничен следующим:

    Целевой установкой;

    Объектом комментирования;

    Обязательной направленностью комментария.

    Факт направленности имеет решающее значение для отбора комментируемых мест текста;

    Объёмом.

    Слайд 21

    Комментарий (пояснение) может иметь двоякий характер.

    Он может быть текстуальным, то есть объяснять текст, следовать за автором в

    раскрытии проблемы.

    Другой вид комментария - концепционный.

    Здесь, опираясь на понимание проблемы, экзаменуемый даёт различного

    рода интерпретации. Однако как в первом, так и во втором случае комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст.

    Слайд 22

    Комментарий текста -«дешифровка» его содержания

    В зависимости от того, к какому жанру ближе сочинение учащегося, проблема, содержащаяся в исходном тексте, может быть:

    Свободно прокомментирована учеником с опорой на предложенный текст;

    Представлена при изложении собственной точки зрения с опорой на предложенный текст.

    Отклонение от проблемы исходного текста характерно для работ, посвященных анализу текстов художественного стиля.

    Автор сочинения выделяет какой-либо компонент (пейзаж, интерьер, событие), который хотя и играет важную роль в создании картины, но к проблеме имеет косвенное отношение, и, разрабатывая этот материал, ученик непроизвольно деформирует содержание текста

    Слайд 23

    Ошибки по критерию К3 (отражение авторской позиции) связаны с К1

    Исходя из специфики третьей части экзаменационной работы и учитывая коммуникативные задачи, которые решает выпускник, выполняя задание этой части, важно руководствоваться не только и даже не столько логическим, сколько риторическим (коммуникативным) пониманием аргументации.

    Слайд 24

    В работе экзаменуемый может использовать следующие типы аргументов:

    Логические (рациональные) аргументы.

    1. Факты (представлены в предложениях, фиксирующих эмпирические знания).

    2. Выводы науки (теории, гипотезы, аксиомы и т.д.).

    3. Статистика (количественные показатели развития производства и общества).

    4. Объективные показатели состояния дел (например: Волга длиннее Оки).

    5. Законы природы.

    Слайд 25

    6. Определение, задача которого - обобщить, дать представление о предмете как части более широкой категории с учётом выявленных сущностных признаков определяемого предмета.

    7. Положения юридических законов, официальных документов, постановлений и других нормативных актов, обязательных для выполнения.

    8. Данные экспериментов и экспертиз.

    9. Свидетельства очевидцев.

    В работе экзаменуемый может использовать следующие типы аргументов

    (Продолжение):

    Слайд 26

    В отличие от факта - обобщённо-объективированного утверждения - пример имеет наглядную описательную форму; его задача - объяснить понимание тезиса, доказать его правильность. К иллюстративным аргументам относятся:

    1. Конкретные примеры:

    – пример-сообщение о событии (берётся из жизни, рассказывает о действительно имевшем место случае);

    – литературный пример (пример-текст из художественного произведения).

    2. Предположительные примеры (рассказывается о том, что могло быть при определённых условиях).

    II. Иллюстративные аргументы - примеры.

    Слайд 27

    1. Мнение известного, уважаемого человека - учёного, философа, общественного деятеля и т.п.

    3. Мнение специалиста, эксперта.

    4. Мнение очевидцев.

    5. Мнение должностных лиц (когда речь идёт о вопросах, находящихся в сфере их компетенции).

    6. Общественное мнение, отражающее то, как принято говорить, поступать, оценивать что-то в обществе.

    Слайд 28

    Ошибки по критерию К4 (аргументация собственного мнения по проблеме) Причины:

    Ученик, не понимая содержания исходного текста, не умея выделить проблему, адекватно сформулировать авторскую позицию, не может привлечь данные культурно-исторического и личностного опыта.

    2. Объём культурно-исторического опыта, который может быть использован учеником как материал для аргументации, недостаточен.

    3. Ученик не владеет логикой построения сочинения-рассуждения, поэтому не осознаёт смысловой роли аргументации в развёртывании своего речевого сообщения и её места в композиции сочинения.

    Типичные ошибки в абзацном членении:

    1. Полное отсутствие разделения сочинения на смысловые части - сочинение представляет собой сплошное целое, разделение на абзацы полностью отсутствует.

    2. Отсутствие абзацного членения в частях сочинения. Выпускник не обозначает при помощи абзацного членения границы смысловых частей в основной части работы.

    3. Необоснованное выделение предложения или нескольких предложений из состава смысловой части.

    4. Неоправданное включение предложения или нескольких предложений в смысловую часть текста.

    Слайд 32

    Грамматические ошибки (критерий К9)

    грамматические ошибки (словообразовательные, морфологические, синтаксические) связаны с нарушением структуры языковой единицы - слова, словосочетания, предложения, например:

    [Но моральное удовлетворение учёным приносили не только сами открытия, но и их процесс.]

    [Нужно мыслить, но чтобы эти мысли были «живыми».] И тогда мы преодолеем всё.

    Слайд 33

    Речевые ошибки (критерий К1) Группы ошибок:

    • Неразличение однокоренных слов (паронимов)
    • Нарушение лексической сочетаемости
    • Плеоназм (употребление лишнего слова)
    • Нарушение речевой логики в пределах одного предложения
    • Неудачное употребление местоимений
    • Неоправданный повтор слов
    • Включение слов другой стилевой окраски
    • Ошибки в употреблении фразеологизмов и устойчивых выражений
    • Ошибочное или неуместное использование выразительных средств и устойчивых словосочетаний
    • Употребление слова в несвойственном ему значении
  • Слайд 34

    Этические ошибки (критерий К11)

    «В целом» творчество Пушкина достойно восхищения; Автор «вздумал нас поучать…»;

    То, что он пишет, - «враньё»; Автор «нагоняет тоску» на читателей; Бунин «крайне неудачно» изображает…; «Величие Баха признано не только мною, но и всем прогрессивным человечеством»; «Сочинения я вообще-то писать и не умею, всё, что мог, и нацарапал здесь для вас»; «Сижу на экзамене, делать нечего, писать я не умею, вот и придумываю всякий бред, потому что уйти раньше нельзя».

    Слайд 35

    Фактические (фоновые) ошибки (критерий К12)

    Ошибки отражают низкий уровень знаний, поэтому исправление и предупреждение ошибок такого рода связано с работой над повышением интеллектуального и культурного уровня (фоновые знания).

    Слайд 36

    Обязательное знакомство с общими критериями оценивания – один из аспектов подготовки

    к экзамену.

    Слайд 37

    Слайд 38

    Слайд 39

    Образец экзаменационной работы учащегося

    Тавтология, канцеляризмы и гигантские предложения

    «В данном тексте автор поднимает проблему милосердия. Он имеет в виду следующее…». Никогда не начинайте так свой ответ на ЕГЭ, если не хотите потерять баллы. Канцеляризмы, тавтология, просторечия - беда современных школьников. О самых частых ошибках школьников на ЕГЭ рассказывает учитель литературы и автор телеграм-канала «Неиностранный русский» Даниил Ляхович.

    «Вспоминаю случай, случившийся со мной пару лет назад», «в своём тексте автор рассматривает проблему на примере своей ситуации…» - таких примеров в сочинениях выпускников очень много. Объединяет их одно - тавтология, немотивированный повтор одних и тех же слов. Смысла они никак не добавляют, а вот баллы потерять можно. Кроме того, это заметно обедняет вашу работу, делает её блёклой и неприметной. Какой смысл писать сочинение, похожее на тысячи других. Вот-вот.

    Совет. Проверяйте работу до того, как писать её на экзаменационном бланке. Это сэкономит баллы вам и время экспертам. Полезно перечитать свой текст спустя 10-15 минут после написания, чтобы увидеть повторы и заменить их синонимами или местоимениями. А пока проводите вечера в обнимку со словарём синонимов Кирилла Горбачевича.

    «В данном тексте автор поднимает проблему милосердия. Он имеет в виду следующее… Надо сказать, что указанная проблема актуальна и сегодня». Писать сочинение так, будто это справка из военкомата, - излюбленный приём школьников, но одновременно дурной тон. Даже руководство московского метро уже пишет объявления человеческим языком, а не птичьим.

    Совет. Для начала прочтите книгу Корнея Чуковского «Живой как жизнь» и «Слово живое и мёртвое» Норы Галь. Потом проведите эксперимент: напишите любую фразу привычным канцелярским языком, а потом попробуйте сказать то же самое, но проще и понятнее. Оптимальная длина предложения в русском языке - 6-7 слов. Например, «в своём тексте автор поднимает проблему жадности» звучит куда проще, чем «в данном тексте русского писателя X рассматривается проблема того, что люди не делятся друг с другом имеющимися благами».

    «Некоторые наши мечты могут обнадёжить нас» - написала одна моя ученица в сочинении. Вроде бы всё грамотно и толково, но чувствуешь, что не всё на месте. И точно - обнадёжить можно кого-либо, но мечты никак не обнадёживают. Сюда же относятся ляпы вроде «одержать первенство», «получить победу», «завоевать уважение».

    Совет. Иосиф Бродский во время своих лекций в США мог обдумывать одно слово 20 минут. Конечно, на экзамене такой роскоши не будет, но произнести получившуюся фразу про себя и задуматься над её смыслом - всегда полезно. Возможно, вы увидите её со стороны и поймёте, что с ней не так. А там недалеко и до исправления ляпа.

    Этот тип ошибки противоположен предыдущей. Если канцеляризмы мы используем для того, чтобы казаться умнее, то разговорные слова - чтобы сойти за своего парня. Фраза «Онегин мыкался в поисках любви» отдаёт грубостью, а «Обломов валялся на диване целыми днями» - непониманием речевой ситуации. Обе фразы можно сформулировать куда элегантнее: «Онегин находился в поиске любви», а «Обломов любил проводить время в своей постели».

    Совет. Прежде чем ввернуть подобное словцо, сто раз подумайте: надо вам оно или нет? Конечно, на митинге можно назвать определённых чиновников ворами и подлецами, но стоит ли то делать в сочинении, от которого зависит ваше будущее?

    Можно ли «иллюстрировать настоящую дружбу», «рассмотреть общение со всех сторон»? Трудно себе представить, не правда ли? В этих примерах налицо подмена понятий: очевидно, что можно рассмотреть проблему общения, но не само общение, можно привести пример дружбы, но не проиллюстрировать её. Таких ошибок немало в выпускных работах.

    Совет. Представьте себе фразы так, как если бы они были использованы в прямом значении. Какие иллюстрации вы нарисуете к дружбе и как будете смотреть на общение? Вполне закономерно, что возникнут трудности. Это сигнал, что неплохо бы вместо видового понятия использовать родовое.

    Многие мои и не только ученики любят писать фразами а-ля Лев Толстой. Видимо, это создаёт иллюзию собственной значимости. С длинными предложениями есть одна загвоздка: они трудно читаются и немудрено сделать в них много ошибок. Например: «В романе-эпопее Льва Толстого „Война и мир“ мы можем наблюдать пример искренней и чистой любви между двумя героями - Наташей Ростовой и Пьером Безуховым». Звучит красиво и пафосно, но на деле - слишком перегружено ненужными словами. Если вы напишете «Пример искренней любви мы видим в романе Льва Толстого „Война и мир“. Наташа Ростова и Пьер Безухов очень любят друг друга, создают крепкую семью, растят детей» - станет проще и лучше.

    Короткие фразы отдают разговорной речью и неумением преобразовать её в письменную. Допустим: «Поднимается проблема жестокого отношения к животным. Она актуальна сегодня. Люди продолжают убивать животных». По смыслу неплохо, но можно добавить союзы и объединить эти части в одно предложение.

    Совет. Считайте количество слов в сочинении, можно и в отдельных предложениях. Старайтесь не начинать фразы с местоимений, не перегружайте текст причастными и деепричастными оборотами - это не деловые бумаги. Обособления и много придаточных, начинающихся со слова «который», - тоже неудачная идея.

    Паронимы - традиционно сложная тема. Если слова «дипломатичный» и «дипломатический» вызывают у вас панику - это повод заглянуть в словарь паронимов на сайте ФИПИ и в толковый словарь. С паронимами бывают и просто комичные ситуации: «Чичиков нашёл эффектное решение своим проблемам - скупить мёртвые души». Конечно, мертвецов скупают не каждый день, поэтому в своём роде это эффектный бизнес, но всё же точнее будет использовать слово «эффективный».

    Совет. Чаще обращаться к словарю паронимов и толковому словарю, вдумываться в смысл фразы.

    Школьники грешат неопределёнными словами в письменных работах. «Там Онегин влюбился в Татьяну», хотя куда лучше использовать «в деревне». «Автор считает, что это важный вопрос, что нам следует ценить дружбу. Это всегда актуально». Разумеется, по контексту фразы смысл понятен, но перебарщивать со словами вроде «это» или «туда» не стоит - это только вносит смуту в ваш текст и запутывает эксперта. Можно лишиться баллов за последовательность изложения. Оно вам надо?

    Совет. Старайтесь обходиться синонимами, а не местоимениями. Никогда не начинайте абзац с местоимений - сразу будет непонятно, о чём идет речь. Поменьше местоименных наречий, указывайте время и место, пусть примерно. Это лучше, чем написать «там».

    «Играть значение», «Вырвалось с языка», «лил как снег на голову» - странно, правда? Всё это примеры контаминации (смешения) фразеологизмов. Есть «играть роль» и «иметь значение», но почему-то мы норовим поменять местами глаголы в них и создать непонятную гидру. В результате - речевая ошибка и потерянные баллы.

    Совет. Познакомьтесь с фразеологическим словарём русского языка, слушайте песни Высоцкого и Башлачёва - там много расщепленных фразеологизмов. Узнаете, как писать не надо, заодно познакомитесь с русской культурой.

    • Сергей Савенков

      какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то