Организационные мероприятия. Подготовка рабочего места и допуск к работе

Для того, чтобы ребёнок хорошо учился, ему должно быть действительно удобно заниматься. Рабочее место школьника должно быть комфортабельным, эргономичным, практичным и хорошо освещённым. Согласитесь, сложно работать, когда книжки падают с полок на голову, света практически нет, ноги болтаются в воздухе, спину приходится скрючивать, а шею наоборот – вытягивать? Тем более, если речь идёт о ребёнке, которому и так непросто сосредоточиться на уроках.

Почему ребёнку не подходит взрослая мебель?

Стандартные стулья имеют высоту 45 сантиметров, стандартные рабочие столы – 76 сантиметров. Ребёнку за ними будет попросту неудобно: ноги до пола не достают, столешница на уровне плеча… Мало того, что толком учиться не получится – постоянно придётся отвлекаться из-за дискомфорта – ещё и риск развития многих заболеваний серьёзно увеличивается. Речь идёт о сколиозе (искривлении позвоночника), остеохондрозе и близорукости.

Все эти патологии достаточно широко распространены среди современных школьников, причём год от года они «молодеют». Если два десятка лет назад искривление позвоночника можно было заметить только у ребят в 8-9 классе, то сегодня признаки сколиоза видны уже у третьеклашек. Между тем, это достаточно опасная болезнь – несколько фактов о ней:

  • На поздних стадиях развития сколиоз лечится только хирургическим путём, с очень большими затратами времени и сил;
  • Сколиоз проявляется болями и невозможностью удобно сесть за письменным столом, на поздних стадиях уродует человека;
  • Искривление позвоночника у ребёнка негативно сказывается на развитии всех внутренних органов: печени, почек, ЖКТ, лёгких и т. д.

Предупредить появление всех этих проблем очень просто: достаточно купить удобную мебель для школьника .

Детские рабочие стол и стул: какими они должны быть?

Чтобы ребёнок мог сосредоточиться на учёбе (а Вы получили уверенность, что развитие его организма идёт нормально), нужно подобрать идеально подходящие предметы мебели. И здесь есть проблема: даже в случае, если Вам удастся купить стопроцентно соответствующие параметрам Вашего ребёнка стол и стул, через полгода-год их придётся менять.

Дело в том, что ребёнок растёт, и растёт очень быстро. Поставленная в сентябре парта уже в марте-апреле будет «маловата» - делая уроки, школьник будет вынужден низко наклоняться к столешнице, это неудобно. При этом часто менять стол – это тоже плохой вариант: во-первых, тратится время и силы, во-вторых, это может быть накладно для семейного бюджета.

Все перечисленные проблемы решаются при помощи растущих парт – современной школьной мебели, которая регулируется по высоте. Такой стол легко настраивается именно под Вашего ребёнка, создавая ему оптимальные условия для учёбы.

При этом подобные парты гарантировано соответствуют и всем остальным требованиям, которые применяются к детским столам. Это:

  • Размеры крышки. Столешница рабочего стола ребёнка должна иметь размеры не меньше, чем 60х60 сантиметров, иначе на ней просто не хватит места для всех учебных принадлежностей;
  • Тумбы и ящики. Они должны быть, чтобы ребёнку не приходилось за каждой ручкой или набором карандашей бегать к стеллажу. При этом у идеального ящика не слишком большая глубина, в противном случае, искать в нём какую-то мелочёвку будет очень затруднительно;
  • Соответствие высоты стола и стула. Стул должен идеально подходить к парте по высоте, иначе все преимущества современного стола будут сведены на нет. Растущий стул настраивается так же, как парта, им удобно пользоваться;
  • Наличие надстроек. По мере роста ребёнка, ему будет требоваться всё больше места для уроков. Растущая детская мебель дополнительно оборудуется боковыми и задними приставками – Вы можете увеличить полезную площадь стола в 2.5-3 раза!

Важно: свет на детский рабочий стол должен падать слева-сверху (или, если Ваш ребёнок левша, справа-сверху) – только в этом случае создаются оптимальные для глаз условия, которые позволяют защитить школьника от близорукости.

Мнение ребёнка – ключевое

Есть ещё один важный момент, которому, к сожалению, уделяют внимание не все родители: выбирать стол и стул для ребёнка нужно с непосредственным участием школьника, ведь именно ему за ними работать. Да, Вы должны сперва выбрать мебель, которая соответствует стандартам эргономики, но окончательный выбор должен быть за ребёнком. Позвольте ему посидеть за столом, спросите, действительно ли ему удобно, и получите уверенность, что покупаете действительно хорошую мебель.

Рабочее место школьника должно быть готово к тому моменту, как только ребенок пойдет первый в класс. К подготовке рабочего места нужно подходить очень ответственно, так как за ним ребенок проведет не один год.

Необходимо уделить особое внимание эргономичности мебели. Хорошо если столешницу письменного стола можно подогнать по высоте – это обеспечит правильную осанку у ребенка. Не менее важно и то, какой стол по конструкции.

Нужно учесть количество ящичков, полочек, где будут храниться школьные принадлежности, место для компьютера (если таковой имеется или будет в будущем). Дополнительные элементы (выдвижные модули, надставки, дополнительные полки) для рабочего места помогут поддерживать порядок и увеличат используемую поверхность.

Для детской нужно выбирать качественную мебель, чтобы материал, из которого она изготовлена, не выделял вредных и опасных веществ. Предпочтение отдавайте мебели из натурального дерева.

Очень важно для здоровья ребенка правильное освещение. Рабочее место школьника должно находиться в самой светлой части комнаты. Источник света, как естественный, так и искусственный должен быть расположен слева и спереди (для левшей справа), чтобы при письме тень от руки не падала на тетрадь.

Предпочтение следует отдавать лампам с мягким желтым светом. От ламп дневного света лучше отказаться из-за мерцания, которое появляется со временем. Сама же настольная лампа должна иметь возможность фиксироваться в произвольном положении.

Сидение выбирайте с регулировкой по высоте и глубине. Ребенку должно быть удобно. Если стул или кресло на колесиках, то желательно чтобы был фиксатор. Пока школьник учится в начальной школе, всегда будет соблазн превратить стул на колесиках в гоночную машину.

И не забудьте, что рабочее место , вы делаете для школьника . Его мнение и вкусы необходимо учитывать. Какие цвета любит ваш ребенок, какой стиль нравится именно ему – все это должно быть отражено на его рабочем месте.Чтобы рабочее место было более привлекательным и не ассоциировалось только с уроками, для детей младшего школьного возраста добавьте в интерьер любимых сказочных или мультяшных героев. Это могут быть просто наклейки, статуэтки или карандашница, все, что может привлечь ребенка к его рабочему столу.

Перед началом работы необходимо:

§ Включить полностью освещение рабочего места и убедиться в исправ­ной работе светильников.

§ Проверить санитарное состояние рабочего места и проветрить его, от­крыв окна или фрамуги и двери. Убедиться в том, что температура воздуха на рабочем месте соответст­вует установленным санитарным нормам.

§ Надеть спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты.

§ Подготовить рабочую зону для безопасной работы.

§ Проверить наличие и надежность подсоединения защитного за­земления к корпусам электрооборудования (если рабочее место с электрооборудованием).

§ Убедиться в исправности электрооборудования рабочего места (если имеется): све­тильники должны быть надежно подвешены к потолку и иметь светорассеивающую арматуру; электрические коммутационные коробки должны быть закрыты, а электророзетки - фальшвилками; корпуса и крышки вы­ключателей и розеток не должны иметь трещин и сколов, а также оголен­ных контактов. При использовании на занятиях технических средств обучения убе­диться в их исправности и целостности подводящих кабелей и электровилок.

§ Подготовить необходимое для работы оборудование и инвентарь. Проверить его исправность.

Общие требования производственной санитарии и гигиены труда.

Персонал детского дошкольного учреждения должен приходить на работу в чистой, опрятной одежде и обуви. Перед началом работы тщательно вымыть руки, надеть чистый халат или другой чистый костюм, иметь сменную обувь; аккуратно подобрать волосы под колпак или косынку. У технического персонала должен быть отдельный халат для уборки помещений, а также чистый фартук для раздачи пищи. Перед входом в туалетную комнату следует снимать халат и после выхода тщательно вымыть руки с мылом; пользоваться детской туалетной персоналу запрещается. Перед выходом из детского дошкольного учреждения халат должен быть снят и убран в шкаф.

Персонал детских дошкольных учреждений обязан проводить медицинское обследование в соответствии с требованиями «Инструкции по проведению обязательных медицинских обследований лиц, поступающих на работу и работающих на пищевых предприятиях, на сооружениях по водоснабжению, в детских учреждениях и др.»

Вновь поступившие лица без документа о результатах медицинских осмотров и специальных обследований к работе не допускаются.

Все работники дошкольного учреждения, связанные с обслуживанием и питанием детей, обязаны пройти курс санитарного минимума, сдать экзамен и строго соблюдать при работе правила личной гигиены, а работники пищеблока – и санитарные требования к технологии приготовления пищи. Повторный курс санитарного минимума обязаны проходить 1 раз в 2 года. Все работники пищеблока должны ежедневно осматриваться медсестрой на наличие гнойничковых заболеваний с обязательной отметкой в специальном журнале.

Не допускаются или немедленно отстраняются от работы больные или при подозрении на заболевание работники детских дошкольных учреждений.

Требования безопасности при выполнении работ по перемещению тяжестей.

НОРМЫ

Предельно допустимых нагрузок для женщин при перемещении тяжестей вручную

Примечание:

1. В массу поднимаемого и перемещаемого груза включается масса тары и упаковки.

2. При перемещении груза на тележках или в контейнерах прилагаемое усилие не должно превышать 10 кг.

Если сформулировать коротко, рабочее место является открытым или закрытым участком территории либо пространства, оснащенным необходимыми производственными средствами, в пределах которого работник занимается трудовой деятельностью. Оно может быть закреплено также за группой сотрудников. Обычно на рабочем месте осуществляется определенная часть общепроизводственного цикла.

Логично, что для достижения высокой производительности труда для него необходимо обеспечить такие условия, при которых его работоспособность будет наивысшей.

Важно! Работодателю следует приспособить рабочие места, учитывая не только конкретный вид деятельности, квалификацию, но также индивидуальные физические и психологические особенности каждого работника.

Общие требования к организации рабочего места

Данные требования регулируются Трудовым кодексом РФ, Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН) и другими правовыми документами.

Главная цель организации рабочего места – обеспечить высококачественное и эффективное выполнение работ с соблюдением установленных сроков и при полноценном использовании закрепленного за работником оборудования.

Для ее достижения к рабочему месту предъявляются требования организационного, технического, эргономического, санитарного, гигиенического и экономического характера.

Каким требованиям должно соответствовать рабочее место сотрудника?

Охрана труда – первичное требование!

Важнейшим требованием при организации рабочего места является обеспечение безопасных комфортных условий для работы, пресечение возникновения профзаболеваний и несчастных случаев. Весь этот комплекс мероприятий называется охраной труда на производстве.

Иначе говоря, охрана труда, по сути, является системой законодательных актов в совокупности с социально-экономическими, организационными, техническими, гигиеническими и лечебно-профилактическими мероприятиями и средствами, обеспечивающими безопасные условия работы и сохранение здоровья работников предприятия.

Для этого необходимо создать благоприятные условия труда в соответствии с санитарными нормами, техникой безопасности, эргономикой, эстетикой.

Микроклимат в помещении

Законодательством нашей страны жестко регламентируются температура и влажность воздуха в помещении. В частности, при среднесуточной температуре на улице ниже 10°С амплитуда ее колебаний в помещении должна составлять 22-24°С. При температуре внешней среды больше указанного значения – 23-25°С. В случае временного несоблюдения этих условий в ту или иную стороны продолжительность рабочего дня сокращается (СанПиН 2.2.4.3359-16 от 21 июня 2016 г. № 81).

Защита от вредного воздействия компьютерной техники

Поскольку сегодня невозможно представить офисную работу без ПЭВМ, существуют нормы для сотрудников, использующих в своей работе компьютерную технику. Например, при работе с компьютером с плоским монитором рабочее место должно иметь площадь не менее 4,5 кв. м, при использовании кинескопического монитора – 6 кв.м. По истечении каждого часа работы помещение должно проветриваться (СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 от 30 мая 2003 г.). Тем же нормативным актом регламентирована высота, ширина и глубина для ног под рабочим столом, оговаривается обязательное наличие подставки для ног, имеющей рифленую поверхность.

Нормативно регулируется также уровень электростатических и электромагнитных полей, радиационного и ультрафиолетового излучения, радиочастотных диапазонов и иных вредных для здоровья сотрудников факторы.

Внимание! В подвальных помещениях запрещено использование ксероксов, принтеров и другой оргтехники, а для обычных офисов установлены соответствующие нормативы по расстоянию между техническими средствами (СанПин 2.2.2. 1332-03).

Требования к освещению

Также соответствующими статьями СанПина устанавливаются нормативы для освещения. К примеру, освещенность в помещении должна находиться в пределах от 300 до 500 люкс. При использовании искусственного освещения светотехнические параметры должны обеспечивать возможность хорошей видимости информации, выдаваемой экраном персонального компьютера. Для местного освещения рекомендуются светильники, устанавливаемые на рабочих столах либо специально оборудованных панелях вертикальной установки (СанПиН 2.2.1/2.1.1.).

Требования к уровню шума

Для уровня шума установлен максимальный порог в 80 децибелл (СанПин 2.2.4. 3359-16).
Нормативные документы предусматривают установку специальных фундаментов или амортизирующих прокладок под основную шумопроизводящую аппаратуру и иное оборудование, а также применение материалов, поглощающих шумы.

Обеспечение условий для приема пищи

Порядок приема пищи на рабочем месте регламентируется статьей 108 Трудового Кодекса РФ, СНиП 2.09.04-87:

  • при количестве работающих менее 10 человек необходимо место площадью не меньше 6 кв. м, оснащенное обеденным столом;
  • при числе работников до 29 человек необходимая площадь составляет вдвое больше;
  • если на предприятии работает до 200 сотрудников, обязательно наличие столовой-раздаточной;
  • если количество работающих превышает 200, столовая должна обеспечиваться сырьем либо полуфабрикатами.

Нерегламентированные ситуации

При возникновении ситуаций, не урегулированных санитарно-гигиеническими нормами (протекает крыша, неисправен туалет и т.д.), сотрудник имеет право отказаться от работы. При этом работодатель обязан предложить ему иную занятость, пока проблема не будет устранена полностью. При невозможности такого решения, согласно статье 157 ТК РФ, работодатель обязан объявить простой с выплатой неустойки в размере как минимум 2/3 средней заработной платы работника.

Из эргономических требований к рабочему месту необходимо дополнительно отметить следующие:

  1. Выбор рационального местоположения рабочей поверхности и зоны с учетом антропометрических данных конкретного сотрудника.
  2. Предусмотрение мер по предупреждению либо снижению преждевременного утомления работника, возникновению у него стрессовой ситуации с учетом физиологических, психофизиологических особенностей человека и его характера. Кстати, по утверждению психологов, работники, постоянно использующие в работе электронно-вычислительную технику, намного больше подвергаются стрессу, чем их менее «продвинутые» коллеги.
  3. Обеспечение скорости, безопасности и удобства техобслуживания как в обычных, так и в чрезвычайных условиях работы.

Технические параметры включают в себя оснащенность инновационной техникой, приспособлениями, лабораторным оборудованием, грузоперемещающими механизмами и т.д.

Ответственность работодателя

Согласно требованию статьи 209 ТК РФ, соответствующий федеральный исполнительный орган устанавливает порядок аттестации рабочих мест с целью определения факторов, влияющих на безопасность условий труда на производстве. За каждое нарушение установленного законодательства работодатель несет ответственность.

При первом нарушении должностные лица и индивидуальные предприниматели предупреждаются либо подвергаются штрафу от 2 000 до 5 000 рублей. То же для организаций – предупреждение или штраф в размере 50-80 тысяч рублей (статья 5.27.1. КоАП РФ, часть 1-я).

При повторном нарушении частью 5-ой указанной статьи уже предусматриваются более строгие наказания:

  • должностные лица подвергаются штрафу в 30-40 тысяч рублей либо дисквалификации от года до трех лет;
  • размер штрафа для индивидуальных предпринимателей аналогичный, или их деятельность может быть административно приостановлена на срок до 90 суток;
  • организации могут быть оштрафованы на 100-200 тысяч рублей или также подвергнуться административной приостановке своей деятельности.

Вместо заключения

По состоянию рабочих мест на конкретном предприятии или в офисе можно судить не только о том, на каком уровне в них находится организация труда и производственная культура, но и об их солидности и степени доверия к ним потенциальных и действующих клиентов.

Для того, чтобы ребёнок хорошо учился, ему должно быть действительно удобно заниматься. Рабочее место школьника должно быть комфортабельным, эргономичным, практичным и хорошо освещённым. Согласитесь, сложно работать, когда книжки падают с полок на голову, света практически нет, ноги болтаются в воздухе, спину приходится скрючивать, а шею наоборот – вытягивать? Тем более, если речь идёт о ребёнке, которому и так непросто сосредоточиться на уроках.

Почему ребёнку не подходит взрослая мебель?

Стандартные стулья имеют высоту 45 сантиметров, стандартные рабочие столы – 76 сантиметров. Ребёнку за ними будет попросту неудобно: ноги до пола не достают, столешница на уровне плеча… Мало того, что толком учиться не получится – постоянно придётся отвлекаться из-за дискомфорта – ещё и риск развития многих заболеваний серьёзно увеличивается. Речь идёт о сколиозе (искривлении позвоночника), остеохондрозе и близорукости.

Все эти патологии достаточно широко распространены среди современных школьников, причём год от года они «молодеют». Если два десятка лет назад искривление позвоночника можно было заметить только у ребят в 8-9 классе, то сегодня признаки сколиоза видны уже у третьеклашек. Между тем, это достаточно опасная болезнь – несколько фактов о ней:

  • На поздних стадиях развития сколиоз лечится только хирургическим путём, с очень большими затратами времени и сил;
  • Сколиоз проявляется болями и невозможностью удобно сесть за письменным столом, на поздних стадиях уродует человека;
  • Искривление позвоночника у ребёнка негативно сказывается на развитии всех внутренних органов: печени, почек, ЖКТ, лёгких и т. д.

Предупредить появление всех этих проблем очень просто: достаточно купить удобную мебель для школьника .

Детские рабочие стол и стул: какими они должны быть?

Чтобы ребёнок мог сосредоточиться на учёбе (а Вы получили уверенность, что развитие его организма идёт нормально), нужно подобрать идеально подходящие предметы мебели. И здесь есть проблема: даже в случае, если Вам удастся купить стопроцентно соответствующие параметрам Вашего ребёнка стол и стул, через полгода-год их придётся менять.

Дело в том, что ребёнок растёт, и растёт очень быстро. Поставленная в сентябре парта уже в марте-апреле будет «маловата» - делая уроки, школьник будет вынужден низко наклоняться к столешнице, это неудобно. При этом часто менять стол – это тоже плохой вариант: во-первых, тратится время и силы, во-вторых, это может быть накладно для семейного бюджета.

Все перечисленные проблемы решаются при помощи растущих парт – современной школьной мебели, которая регулируется по высоте. Такой стол легко настраивается именно под Вашего ребёнка, создавая ему оптимальные условия для учёбы.

При этом подобные парты гарантировано соответствуют и всем остальным требованиям, которые применяются к детским столам. Это:

  • Размеры крышки. Столешница рабочего стола ребёнка должна иметь размеры не меньше, чем 60х60 сантиметров, иначе на ней просто не хватит места для всех учебных принадлежностей;
  • Тумбы и ящики. Они должны быть, чтобы ребёнку не приходилось за каждой ручкой или набором карандашей бегать к стеллажу. При этом у идеального ящика не слишком большая глубина, в противном случае, искать в нём какую-то мелочёвку будет очень затруднительно;
  • Соответствие высоты стола и стула. Стул должен идеально подходить к парте по высоте, иначе все преимущества современного стола будут сведены на нет. Растущий стул настраивается так же, как парта, им удобно пользоваться;
  • Наличие надстроек. По мере роста ребёнка, ему будет требоваться всё больше места для уроков. Растущая детская мебель дополнительно оборудуется боковыми и задними приставками – Вы можете увеличить полезную площадь стола в 2.5-3 раза!

Важно: свет на детский рабочий стол должен падать слева-сверху (или, если Ваш ребёнок левша, справа-сверху) – только в этом случае создаются оптимальные для глаз условия, которые позволяют защитить школьника от близорукости.

Мнение ребёнка – ключевое

Есть ещё один важный момент, которому, к сожалению, уделяют внимание не все родители: выбирать стол и стул для ребёнка нужно с непосредственным участием школьника, ведь именно ему за ними работать. Да, Вы должны сперва выбрать мебель, которая соответствует стандартам эргономики, но окончательный выбор должен быть за ребёнком. Позвольте ему посидеть за столом, спросите, действительно ли ему удобно, и получите уверенность, что покупаете действительно хорошую мебель.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то