Опыт работы на тему"использование технологии личностно ориентированного обучения в образовательном процессе дошкольников" материал на тему. Использование личностно-ориентированных технологий в работе с детьми дошкольного возраста Проект по личностно ориен

Разделы: Работа с дошкольниками

Ведущая тенденция развития современной науки – её обращение к своим мировоззренческим истокам, “возвращение” к человеку. Переориентация гуманитарных наук на развивающуюся личность, возрождение гуманистической традиции, - важнейшая задача, поставленная самой жизнью.

Ведущей идеей цивилизованного общества, его высшим гуманистическим смыслом является утверждение отношения к человеку как к высшей ценности бытия, слияние общественных и личных интересов, создание условий для гармоничного развития сущностных сил личности и роста её духовного потенциала.

Отличительная особенность современной России – её устремлённость в будущее, которое невозможно без высокоразвитых её членов, людей. Стало понятно, что необходимо развивать человека как созидателя, готовить к свободному и творческому труду.

На этом этапе образования первостепенное значение приобрели такие качества индивидуальности личности, как: социальная, интеллектуальная, коммуникативная и физическая компетентность, эмоциональность, креативность, произвольность и инициативность, самостоятельность и ответственность, а также самооценка и свобода поведения.

Среди актуальных проблем современности оказались вопросы гармоничного развития человека, его гуманистических ориентацией, психологической защиты и психологического здоровья.

Как правило, под гуманизацией понимается установление гуманных отношений между участниками образовательного процесса. Проблема гуманизации образования, прежде всего, связана с восстановлением его культурообразующей и личностно-развивающей функций. Гуманистическая ориентация изменяет представление о целях образования, которое транслирует ценности общечеловеческой и национальной культуры. Это в свою очередь требует пересмотра содержания и технологий обучения и воспитания, изменения структур различных образовательных институтов, в том числе и дошкольных образовательных учреждений.

Мы рассмотрим личностно-ориентированный подход к образованию как одной из составных частей процесса гуманизации.

Прежде чем подробнее остановиться на личностно-ориентированоых технологиях обучения, попробуем разобраться с понятием технология вообще и технологическими вариантами в образовательном процессе.

“Технология” в широком смысле этого слова - наука о мастерстве.

techno - искусство, мастерство
logos - наука, закон

Технология обучения – это:

  • Совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации.
  • Наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических и информационных средств.
  • Совокупность приемов, применяемых в каком-то деле, мастерстве (толковый словарь).
  • Содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько).
  • Составная процессуальная часть дидактической системы (М.Чошанов).
  • Системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин).
  • Модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса, обеспечивающего комфортность условий для учителя и учащихся (В.М.Монахов).
  • Описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков).
  • Система, включающая некоторое представление ПРО, средств диагностики состояния обучаемых и прогнозирования их ближайшего развития, множество моделей обучения и критерии выбора оптимальной модели для конкретных условий (В.В. Гузеев).
  • цели обучения;
  • содержание обучения;
  • средства педагогического воздействия;
  • организация учебного процесса;
  • ребёнок,
  • педагог;
  • результат деятельности.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребёнка в образовательном процессе, отношение к ребёнку со стороны взрослого. Здесь выделяются несколько типов технологий:

  • авторитарные технологии;
  • дидактоцентрические технологии;
  • личностно-ориентированные технологии, в рамках которых самостоятельными направлениями выделяются гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества и технологии свободного воспитания.

Рассмотрим подробнее психолого-педагогические особенности личностно-ориентированных технологий и условия их применения в образовательном процессе ДОУ.

Личностно-ориентированные технологии

Выражение “Личностно-центрированное” (PERSONALITY-CENTERED EDUCATION) взаимодействие идёт от работ выдающегося психолога и педагога гуманистического направления Карла Роджерса. Он совершил своеобразное открытие, что критерии успешной психотерапии и успешной педагогической деятельности – одни и те же. Чтобы достигнуть успеха в видах деятельности, связанных с взаимодействием людей, один из которых помогает другому измениться, усовершенствоваться, необходимо по Роджерсу: эмпатия, т.е. сопереживание, проникновение в мир другого человека; тёплое, человечное отношение к человеку, принимающее его таким, каков он есть без всяких предварительных условий. В русском языке часто вместо термина “личностно - центрированного” образования используется термин “личностно-ориентированное” образование, между которыми могут быть принципиальные различия. Но в педагогическом сообществе, несмотря на принципиальную разницу в понятиях, всё-таки более устоявшимся понятием считают “личностно-ориентированное” и рассматривают его как такое взаимодействие, которое обеспечивает развитие и саморазвитие личности ребёнка, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности. Отсюда следует то, что личностно-образовательные технологии ставят в центр образовательной системы личность ребёнка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий её развития, реализации её природного потенциала. Личность ребёнка в этой технологии не только субъект, но субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлечённой цели. Такие технологии называют ещё антропоцентрическими. Рассматривая гуманно-личностные технологии, следует отметить, что она, отвергая принуждение, “исповедует” идеи всестороннего уважения и любви к ребёнку, оптимистическую веру в его творческие силы. Технология сотрудничества реализует демократизм, равенство, партнёрство в субъектных отношениях педагога и ребёнка. Педагог и воспитанник совместно вырабатывают цели, содержание занятия, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества. Технология свободного воспитания акцентирует своё внимание на предоставлении ребёнку свободу выбора и самостоятельности. Осуществляя выбор, ребёнок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.

Таким образом, личностно-ориентированные технологии характеризуются антропоцентричностью, гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребёнка как субъекта деятельности.

Использование данных технологий требует от участников образовательного процесса создания ряда условий, а именно:

  • разрабатываются индивидуальные программы обучения, моделирующие исследовательское (поисковое) мышление;
  • организуются групповые занятия на основе диалога и имитационно-ролевых игр;
  • учебный материал конструируется для реализации метода исследовательских проектов, выполняемых самими учениками.

С целью внедрения личностно-центрированного подхода к занятию, учитываются следующие особенности:

  • оценка и необходимая коррекция психологических состояний в течение всего занятия (эмоциональных – радость, досада, весёлость и др.; интеллектуальных – сомнение, сосредоточенность и др.);
  • поддержка высокого уровня мотивации в течение всего занятия с использованием приёма смещения мотива на цель;
  • выявление субъектного опыта детей по предложенной теме; подача нового материала с учётом психолого-педагогической характеристики группы;
  • использование различных сенсорных каналов при объяснении нового материала;
  • построение деятельности каждого ребёнка с учётом данных психолого-педагогических обследований и рекомендаций психолога и общие рекомендации нейропсихофизиологов;
  • отказ от фронтальной работы как основной формы проведения занятия и широкое использование различных вариантов индивидуальной, парной или групповой работы;
  • гендерный аспект в организации различных форм работы на занятии; в подборе методов и приёмов учебно-воспитательного процесса;
  • использование при работе над закреплением темы разнообразного дидактического материала, позволяющего ребёнку развивать различные сенсорные каналы, проявлять избирательность к типу, виду и форме задания, характеру его выполнения;
  • обязательная оценка и коррекция процесса и результата учебной деятельности каждого ребёнка в ходе занятия; широкое применение самооценки и взаимооценки;
  • создание условий для формирования у каждого ребёнка высокой самооценки, уверенности в своих силах;
  • проведение с детьми рефлексии занятия (что узнали, что понравилось, что хотелось бы изменить или, наоборот, повторить).

Какие же существуют личностно-центрированные технологии?

Исследовательская (проблемно-поисковая)

Характерной чертой этой технологии является реализация педагогом модели "обучение через открытие"

Коммуникативная (дискуссионная)

Особенностью этой технологии является наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения

Имитационного моделирования (игровая)

Характерной чертой этой технологии является моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения.

Психологическая (самоопределенческая)

Характерной чертой этой технологии является самоопределение обучаемого по выполнению той или иной образовательной деятельности.

Деятельностная

Характерной чертой этой технологии является способность ребёнка проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом

Рефлексивная

Особенностью этой технологии является осознание ребёнком деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал он при этом.

Если особенности всех технологий объединить в одну, то получится интегральная технология. Ярким представителем интегральной технологии является проектная деятельность, в основе которой лежит проект.

Существует немало определений понятия “проект”.

ПРОЕКТ в педагогике – это специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, где они могут быть самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор, результат труда, создание творческого продукта. (Мацкевич Т.А., Лукоянова Л.Г.)

Сущность технологии - стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность предусматривающим решение проблем, показать практическое применение полученных знаний.

Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить - основной тезис понимания метода проектов.

Виды проектов:

монопредметный;

межпредметный;

надпредметный (внепредметный).

Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения 1 проблемы и применить их на практике. Дети учатся сначала думать, а потом делать, составлять план действий, соблюдать соглашения и придерживаться достигнутых договорённостей. Деятельность каждого ребёнка должна быть направлена на достижения намеченного результата и каждый проект проходит ряд последующих этапов.

Структура проекта:

1. Начальная фаза – 1 этап – подготовительный.

Разработка концепции. Ответ на следующие вопросы:

а) Почему выбран именно этот проект?

б) Какова текущая ситуация?

в) Какие проблемы решает данный проект?

г) В чём заключается результат данного проекта?

2. Ключевая фаза – 2 – 3 этап – составление плана проекта.

    a) Разработка проекта? (Практический и обобщающий)

    б) В ходе проекта могут проходить изменения. Главное – не точное выполнение плана, а эффективность работы (достижение цели проекта)

3. Фаза реализации – 4 этап – внедренческий.

Выполнение основных мероприятий, необходим для достижения цели.

4. Разработка конспектов занятий – структура мероприятий по каждой теме. Контроль и корректировка планов.

5. Фаза завершения – 5 этап – заключительный – подведение итогов, оценка результатов и их корректировка.

Признаки проекта:

  • наличие цели (нет цели – нет проекта);
  • изменение (перевод образовательного процесса в желаемое состояние;
  • ограниченность во времени (любой проект имеет начало и конец);
  • уникальность проекта;
  • ограниченность требуемых ресурсов.

Основные требования к проекту:

  • наличие проблемы, требующего поиска решения;
  • проект – это игра “всерьёз”;
  • детская самостоятельность;
  • сотворчество ребят и взрослых;
  • применение знаний на практике.

Тематические проекты, объединяющие все способы познания, дают возможность каждому ребёнку выбрать тот путь познания, который ему органичен. Вместе с тем, действуя каждый в своём направлении (кто-то лепит, рисует, читает, “пишет” книжки, делает опыты) все вместе получают максимум сведений, наглядно представленных результатов, раскрывающих эту тему с разных сторон. Таким образом, проектное обучение хорошо укладывается в парадигму личностно-ориентированной педагогики, так как при работе над проектом каждый ребёнок может найти дело, наиболее соответствующее его интересам и возможностям. Проектное обучение в настоящее время развивается дальше. В частности, ведутся активные работы по методологии “направляемого проекта”, относящейся уже к пятому поколению образовательных технологий. Но совершенно очевидно одно – это обучение, где целевой установкой являются способы деятельности, в которой ребёнок развивается как субъект с правом свободы выбора. Используя личностно-ориентированные технологии, мы способствуем гуманизации образовательного процесса в ДОУ.

Валентина Калинина
Личностно-ориентированные технологии в развивающей среде (выступление на педсовете)

Реализуется в предметно – пространственной развивающей среде , отвечающей требованиям содержания новой ООП ДО с ФГОС ДО, которая позволяет ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя, свои возможности и интересы.

Организуя с детьми образовательную деятельность, я делаю акцент на личностно - ориентированный подход в общении, а, именно, планирую НОД, совместную деятельность воспитателя и детей так, чтобы она была направлена не на выяснение того, что знает ребёнок, а на то, насколько развиты его “сила ума” , наклонности и способности рассуждать, критически мыслить, находить правильное решение, применять знания на практике. Как система отношений сотрудничество многоаспектно, но важнейшее место в нем занимают отношения "педагог - ребёнок". В концепции сотрудничества ребёнок представлен как субъект своей учебной деятельности. Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе; ни один из них не должен стоять над другим.

Личностно-ориентированная технология - это такая воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса. Личностно -ориентированное воспитание основывается на известных принципах гуманистической педагогики : самоценности личности , уважении к ней, природосообразности воспитания, добре и ласке как основном средстве .

Ставят в центр всей системы воспитательно-образовательной работы нашего детского сада :

Обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном образовательном учреждении;

Бесконфликтных и безопасных условий ее развития ;

Реализацию имеющихся природных потенциалов.

Цель личностно-ориентированной технологии - «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития , адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа »

Задачи :

Гуманистическая направленность содержания деятельности ДОУ;

Обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребёнка , реализация её природных потенциалов;

Приоритет личностных отношений ;

Индивидуальный подход к воспитанникам.

Формы организации деятельности личностно-ориентированной технологии :

Игры, занятия, спортивные досуги

Упражнения, наблюдения, экспериментальная деятельность

Упражнения, игры, гимнастика, массаж

Тренинги, этюды, образно-ролевые игры

Функции личностно -ориентированного образования :

Гуманитарная, суть состоит в признании самоценности человека и обеспечении его физического и нравственного здоровья, осознание смысла жизни и активной позиции в ней, личностной свободы и возможности максимальной реализации собственного потенциала;

Культуросозидательная (культурообразующая, направлена на сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры средствами образования ;

Социализации, которая предполагает обеспечение усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта, необходимого и достаточного для вхождения человека в жизнь общества. Механизмом реализации данной функции являются рефлексия, сохранение индивидуальности, творчество, как личностная позиция в любой деятельности и средство самоопределения .

Позиция педагога в условиях личностно-ориентированной технологии

Оптимистический подход к ребенку и его будущему как стремление педагога видеть перспективы развития личностного потенциала ребенка и умение максимально стимулировать его развитие

Отношение к ребенку как субъекту собственной образовательной деятельности, как к личности , способной развиваться не по принуждению , а добровольно, по собственному желанию и выбору, и проявлять собственную активность

Опора на личностный смысл и интересы (познавательные и социальные) каждого ребенка в образовании, содействие их обретению и развитию .

Особенности личностно-ориентированной технологии .

В центре внимания – уникальная целостная личность растущего человека , которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации, открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.

В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются :

1. Гуманно-личностные технологии , отличающиеся своей гуманистической сущностью, психолого-терапевтической направленностью при оказании помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения. Данную технологию хорошо реализовать в новых дошкольных учреждениях, где имеются комнаты психологической разгрузки - это мягкая мебель, много растений, украшающих помещение, игрушки, способствующие индивидуальным играм, оборудование для индивидуальных занятий. Музыкальный и физкультурный залы, кабинеты долечивания (после болезни, помещение по экологическому развитию дошкольника и продуктивной деятельности, где дети могут выбрать себе занятие по интересу. Все это способствует всестороннему уважению и любви к ребенку, веру в творческие силы, здесь нет принуждения. Как правило, в подобных дошкольных учреждениях дети спокойны, уступчивы, не конфликтны

2. Технология сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок» . Педагог и дети создают условия развивающей среды , изготавливают пособия, игрушки, подарки к праздникам. Совместно определяют разнообразную творческую деятельность (игры, труд, концерты, праздники, развлечения ) . Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений с процессуальной ориентацией, приоритетом личностных отношений , индивидуального подхода, демократическим управлением и яркой гуманистической направленностью содержания. Таким подходом обладает образовательная программа «От рождения до школы» . Сущность технологического воспитательно-образовательного процесса конструируется на основе заданных исходных установок : социальный заказ (родители, общество) образовательные ориентиры, цели и содержание образования. Эти исходные установки должны конкретизировать современные подходы к оценке достижений дошкольников, а также создавать условия для индивидуальных и дифференцированных заданий. Выявление темпов развития позволяет воспитателю поддерживать каждого ребенка на его уровне развития . Таким образом, специфика технологического подхода состоит в том, чтобы воспитательно-образовательный процесс должен гарантировать достижение поставленных целей.

В соответствии с этим в технологическом подходе к обучению выделяются :

Постановка целей и их максимальное уточнение (воспитание и обучение с ориентацией на достижение результата;

Подготовка методических пособий (демонстрационный и раздаточный) в соответствии с учебными целями и задачами;

Оценка актуального развития дошкольника , коррекция отклонений, направленная на достижение целей;

Заключительная оценка результата - уровень развития дошкольника . Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в традиционной технологии – атмосферу любви , заботы, сотрудничества, создают условия для творчества личности .

Все участники педагогического процесса создают условия предметно-развивающей среды : изготавливают пособия, игрушки, игровые атрибуты, подарки к праздникам. Совместно определяют разнообразную творческую деятельность.

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы образования и воспитания личность ребенка , обеспечение ему комфортных условий в учреждении, в котором он находится, бесконфликтных и безопасных условий ее развития , реализации имеющихся природных потенциалов. Личность ребенка в данной технологии не только субъект , но и субъект приоритетный : она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо цели.

В результате использования личностно - ориентированных технологий педагоги имеют возможность построения индивидуального образовательного маршрута воспитанников.

Использование различных форм проведения даёт свои положительные результаты : воспитывает толерантное отношение к личности ребенка ; формирует базис личностной культуры с сохранением индивидуальности ребенка; выстраивание между педагогом и ребенком партнерских отношений; повышает уровень мотивации ребёнка к образовательной деятельности

Результат использования технологии - становление ребёнка как личности . Это предполагает решение следующих задач : развитие доверия ребенка к миру, чувства радости. (психологическое здоровье) ; формирование начал личности (базис личностной культуры ) ; развитие индивидуальности ребенка

Воспитание детей - процесс крайне важный, так как они являются будущими членами общества. Их нужно подготовить к жизни в нем так, чтобы раскрыть весь их потенциал и возможности. В последние годы педагоги все шире используют личностно-ориентированные технологии. Применять их начинают уже с дошкольных учреждений, что многократно увеличивает их эффективность.

Что же это такое?

Впервые этот термин встречается в работах психолога Карла Роджерса. Ему принадлежит доказательство теории о том, что для успешной педагогической и психотерапевтической деятельности необходим, в общем-то, один и тот же подход.

Роджерс говорит, что для успеха в этих делах крайне важна способность сопереживания другому человеку, принятие его личности без всяких дополнительных условий. В отечественных педагогических кругах термин «личностно-ориентированные технологии» рассматривают как один из способов взаимодействия, при котором учитель обеспечивает максимально гармоничное развитие личности ребенка и его способностей исходя только лишь из тех качеств, которые характерны для конкретной личности.

Краткая историческая справка

Давным-давно, то есть веке в XVII-XVIII, жил на Руси один помещик. И славился он тем, что каждый из его крепостных жил богато, да еще и слыл при том редким умельцем в какой-то области. Соседи завидовали и удивлялись: откуда же барин берет такое количество умных, талантливых людей?

Как-то раз прибился к нему местный дурачок. Ни на что он был не годен: ни в поле работать толком не умел, ни ремеслам обучен не был. Другой бы тут уже и махнул на убогого рукой, но помещик тот рук не опускал, подолгу наблюдая за этим странным человеком. И заметил он, что «дурачок» целыми днями способен просидеть, полируя рукавом маленький кусок стекла, доводя его до состояния горного хрусталя.

Всего через год бывший убогий считался лучшим мойщиком стекол во всей Москве, его услуги были столь популярны, что бывший же крепостной, который к тому времени уже давно выкупил себе вольную, составлял список из желающих едва ли не на полгода вперед...

К чему мы все это рассказали? Да все дело в том, что этот пример - классические личностно-ориентированные технологии «в полевых условиях». Помещик умел присматриваться к каждой личности и выявлять те таланты человека, которые были заложены в нем изначально. В школах и дошкольных детских учреждениях перед педагогами стоят ровно такие же задачи.

Как должна рассматриваться личность ребенка?

В этом учении личность ребенка является приоритетным субъектом; именно ее развитие является главной целью всей образовательной системы. В общем-то, с давних пор такой подход именуется антропоцентрическим. Главное, о чем стоит всегда помнить педагогу, заключается в том, что дети должны испытывать всемерное уважение и поддержку во всех своих творческих начинаниях. Учитель и ученик должны работать совместно, сообща достигая поставленных перед собой задач.

Вообще, технология включает в себя понятие о том, что процесс образования должен быть максимально комфортным для ребенка, он обязан вызывать у него только лишь чувство защищенности и желания развивать свои способности дальше.

Проще говоря, ребенку нужно предоставлять как можно больше самостоятельности. Имея возможность выбора, подросток намного лучше развивается, так как делает это не под влиянием внешних факторов, а только лишь благодаря собственному желанию и стремлению обучаться.

Основные задачи и цели

Каким же правилам стоит следовать, «исповедуя» личностно-ориентированные технологии в педагогической деятельности? О, их довольно много. Давайте их подробно перечислим:

  • Обязательно необходимо разрабатывать и внедрять индивидуальные программы обучения, которые ориентируются на способности и таланты каждого ребенка.
  • Должны проводиться конструктивно-имитационные игры, групповые диалоги.
  • В создании учебного материала должны принимать непосредственное участие сами обучаемые. Это значительно стимулирует их интерес к изучаемой теме.

Помимо этого, личностно-ориентированные педагогические технологии в обязательном порядке должны учитывать нижеперечисленные особенности:

  • На протяжении всего занятия нужно оценивать психоэмоциональное состояние своих подопечных.
  • Поддержание максимально высокого уровня мотивации.
  • Выявление опыта каждого ребенка по предложенной на уроке теме. Материал нужно подавать, ориентируясь на конкретные особенности каждой обучаемой группы.
  • При объяснении нового, неизвестного ребенку термина, нужно точно доводить до него его смысл. Вопросы «Понял?» и утвердительное кивание головой в ответ зачастую свидетельствуют о том, что ни сам педагог, ни его подопечный, не заинтересованы в реальном усвоении материала.
  • С детьми последовательно должен работать опытный психолог, на основании рекомендаций которого и строится весь учебный процесс. Собственно, личностно-ориентированные невозможны без тесной работы психологов с каждым классом.
  • В классе нужно широко использовать практику групповой, парной или индивидуальной работы, отказавшись от обыкновения обращаться к классу «фронтальным» способом.
  • Не стоит забывать о различном уровне восприятия мальчиков и девочек. Проще говоря, в работе обязательно стоит учитывать гендерный аспект. Этим технологии личностно-ориентированного образования кардинально отличаются от многих методик обучения, которые используются в
  • Каждая тема должна обсуждаться с использованием различных дидактических приемов. Это позволяет ребенку лучше освоить и закрепить материал в памяти.
  • Необходимо использовать схему самооценки и взаимной оценки усвоения материала каждым обучаемым.
  • Нужно организовывать учебный процесс таким образом, чтобы у детей появлялась уверенность в своих силах и умениях.
  • Обязательна рефлексия в конце каждого занятия: обучаемые повторяют, что они узнали, рассказывают учителю обо всех заинтересовавших их моментах.

Классификация понятия

Как вы думаете, почему используется термин «личностно-ориентированные технологии» в воспитании? Точнее, почему об этом понятии говорят во множественном числе? Все просто. Это на самом деле технологии, их несколько. В виде таблицы мы не только их опишем, но и дадим краткую, но исчерпывающую характеристику каждой разновидности. Итак, какие же бывают их виды? Личностно-ориентированные технологии разделяют на шесть основных категорий, которые описаны ниже.

Название технологии

Ее характеристика

Исследовательская

Основной особенностью является самостоятельное исследование материала. «Открытие через познание». Требуется большое количество раздаточного и наглядного материала, из которого воспитуемые будут узнавать наиболее важную информацию

Коммуникативная

Как можно понять из названия, при проведении урока необходимо делать максимальный упор на дискуссионное обсуждение изучаемого материала обучаемыми. «В споре рождается истина»! Если до того уже удалось вызвать у детей интерес к обсуждаемой теме, такая форма урока способна подстегнуть его еще сильнее

Этот прием используют не только личностно-ориентированные технологии в ДОУ. Игра важна не только для дошкольников: так, для старших классов чрезвычайно важно проводить уроки, на которых будут моделироваться профессиональные затруднения и методы их решения, которые повсеместно могут встречаться людям во взрослой жизни

Психологическая

В этом случае требуется проводить тренинги и семинары. Цель их одна. Обучаемый должен самостоятельно выбрать предпочитаемую область и способ дальнейшего изучения темы

Деятельностная

Название не совсем понятно, но на практике все максимально просто: ребенок участвует в составление учебного материала, ощущает себя субъектом образовательного процесса

Рефлексивная

Каждый обучаемый должен уметь самостоятельно анализировать результаты прошедшего урока, проводить работу над ошибками, формулировать грамотные и конкретные вопросы преподавателю в случае возникновения каких-то неясностей

Основные варианты процесса обучения

Современные педагоги, которыми используется технология личностно-ориентированного взаимодействия, выделяют сразу четыре основных варианта этого самого взаимодействия. Каждый из них следует «примерить на себя», так как далеко не каждый преподаватель может одинаково эффективно работать по всем четырем направлениям.

Гуманно-личностный подход к ребенку

В центре образовательной программы в этом случае должна стоять совокупность личностных качеств каждого из обучаемых вами детей. У школы здесь есть только одна конкретная цель - пробудить дремлющие внутренние силы и таланты подопечного, применить их для гармоничного развития молодой личности. В этом подходе превалируют следующие идеи:

  • Личность ставится «во главе угла». Именно от ее характеристик зависят особенности всего образовательного процесса. Таким образом, личностно-ориентированные технологии в школе предполагают максимальное дружелюбие процесса обучения к самому ученику.
  • Педагогические отношения с учениками должны быть максимально демократичными. Учитель и ученик - равноправные партнеры, а не ведущий и ведомый.
  • Скажем «Нет» прямому принуждению как методу, который зачастую не дает реального положительного эффекта в долгосрочной перспективе.
  • Индивидуальный подход не только приветствуется, но и является основным методом, который используется при обучении.
  • Кроме того, личностно-ориентированные технологии (Якиманская в особенности) предусматривают необходимость объяснения ребенку понятий «личность», «свобода личности».

Дидактический активизирующий и развивающий комплекс

Основной вопрос: чему и каким образом обучать учеников? В этом случае само содержание учебной программы является только лишь средством для динамичного и гармоничного развития личности подопечного, а не как единственная цель школы. Широко используется положительная стимуляция учеников. Необходимо внедрять которые прямо стимулируют детей к познанию чего-то нового.

Совершенствование образовательного процесса следует осуществлять на основе дидактических идей, которые описаны в работах Р. Штайнера, В. Ф. Шаталова, С. Н. Лысенковой, П. М. Эрдниева, и других специалистов, которые на сегодняшний день являются общепризнанными «метрами» дидактического метода.

Концепция воспитания

В этом случае личностно-ориентированные отражают основные тенденции, распространенные в современной школе:

  • Школа должна быть не только источником знания, но и средством воспитания подрастающего поколения. В принципе, об этом прекрасно знали и советские педагоги, но сегодня об этой важнейшей функции почему-то постоянно забывают.
  • Как и во всех прошлых примерах, на личность школьника необходимо обращать основное внимание.
  • Ориентация воспитания должна быть гуманистической, в подростках следует воспитывать общечеловеческие идеи гуманизма, сострадания.
  • Крайне важно развивать каждого ребенка без исключения.
  • В школах региональных центров нужно обращать повышенное внимание на возрождение национальных традиций и обычаев малых народов, представители которых там проживают.
  • Коллективное воспитание должно сочетаться с индивидуальным подходом.
  • Цели нужно ставить от простых задач к сложным, адекватно оценивая способности каждого конкретного ученика.

Педагогизация окружающей среды

Исторически сложилось так, что именно школа стала едва ли не наиболее важным социальным институтом, значение которого сложно переоценить. Наряду с семьей и социальным окружением именно она является важнейшим фактором, который предопределяет дальнейшее развитие личности.

Результаты этого формирования определяются сочетанием всех трех факторов. Здесь мы и подошли к смыслу этого метода, который, опять-таки, давно используется опытными отечественными педагогами. Речь идет о крайней важности взаимодействия с родителями и общественными организациями, так как это позволит создать максимально благоприятную среду для формирования личностных качеств ребенка.

Особенности работы в ДОУ

Как мы уже и отмечали, используются также личностно-ориентированные технологии в ДОУ. Конечно же, в этом случае имеются свои специфические особенности, которые обязательно следует учитывать в процессе работы.

Сегодня превалирующее значение имеют высокие технологии, которые распространены в каждом слое современного общества. Задача педагога в том, чтобы даже в детском саду использовать возможности интерактивных образовательных технологий. Это позволит сразу же заинтересовать малышей, дать им стимул к самостоятельному изучению предлагаемой тематики.

Принципиально важным является положение ребенка в образовательном процессе. Воспитатель должен придерживаться простого убеждения: «Не рядом, не над ним, а вместе!» Цель такого подхода - всемерно содействовать гармоничному развитию самодостаточной личности, уверенной в своих силах, избавленной от комплексов, которые в значительной степени мешают прохождению нормального образовательного процесса.

Основной задачей воспитателя в детском саду является формирование исследовательского типа мышления у ребенка, способности к самостоятельному, осознанному и результативному изучению окружающего его мира. Следует помнить, что основным методом воспитательской работы должна стать технология решения каких-то практических задач в легкой, игровой форме. Вы должны предлагать детям какое-то задание, которое можно решить путем проведения интересных и увлекательных экспериментов.

Основные методы работы в детском саду

Какими же методами и приемами следует при этом руководствоваться? Давайте перечислим их подробнее:

  • Беседы «эвристического типа», в ходе которых дети на практике могут убедиться в правильности рассказываемого воспитателем материала.
  • Решение всех возникающих вопросов проблемного характера «на ходу», без затягивания. В противном случае у ребенка может пропасть интерес к изучению тематики.
  • Постоянное наблюдение за окружающим миром.
  • Моделирование процессов, которые постоянно происходят в живой природе.
  • Постановка аналогичных опытов.
  • Все результаты опытов и экспериментов необходимо фиксировать в виде красочных, подробных рисунков.
  • Если есть возможность, нужно приносить на занятия качественный раздаточный материал, включать записи звуков живой природы.
  • Воспитатель должен предлагать обучаемым подражать этим звукам, проводя тематические игры.
  • Упор в описаниях нужно делать на развитие художественного слова, которое позволяет точно и красиво излагать свои мысли, не запинаться. Так развивается еще и правильная дикция, которая наверняка пригодится человеку и во все последующие периоды его жизни.
  • Постановка реалистичных ситуаций, которые предполагают их разрешение творческими методами.
  • Различные трудовые упражнения.

Вот мы и рассмотрели, чем должно характеризоваться правильное использование личностно-ориентированных технологий в современных образовательных учреждениях и детских садах.

МАСТЕР-КЛАСС

«ПРИМЕНЕНИЕ ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ»

Подготовила: старший воспитатель

МДОУ «Детский сад № 100»

Фролова С.П.

Основная и очень ответственная задача ДОУ - раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Раскрытие индивидуальности каждого ребенка в процессе обучения обеспечивает построение личностно-ориентированного образования в современной учебных учреждениях. Цель такого обучения состоит в создании системы психолого-педагогических условий, позволяющих работать с каждым ребенком в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов.

Личностно-ориентированная технология - это такая воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса. Личностно-ориентированное воспитание основывается на известных принципах гуманистической педагогики: самоценности личности, уважении к ней, природосообразности воспитания, добре и ласке как основном средстве. Иными словами, личностно-ориентированное воспитание – это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса.

Личностно-ориентированная технология:

Критерии оценки в личностно-ориентированной модели общения с детьми, которые помогут педагогу в его взаимоотношениях с детьми:

Личностно - ориентированная технология предполагает тесное взаимодействие педагога и ребенка, поэтому моя педагогическая деятельность по отношению к детям включает проявление уважения к личности каждого ребенка, доброжелательное внимание к нему:

Обращаюсь с детьми ласково, с улыбкой, поглаживаю, обнимаю: утром при встрече, во время еды, подготовки ко сну, одевании и т. д;

Стремлюсь установить доверительные отношения, проявляю внимание к их настроению, желаниям, достижениям и неудачам;

Поощряю самостоятельность в выполнении режимных процедур, учитывая их индивидуальные особенности (привычки, темперамент, предпочтение к той или иной пище);

Чутко реагирую на инициативу в общении, потребность в моей поддержке;

Слушаю детей внимательно и уважением;

Вежливо и доброжелательно отвечаю на вопросы и просьбы, обсуждаю проблемы;

Успокаиваю и подбадриваю расстроенных детей, стремятся помочь в устранении дискомфорта;

Разговаривая с детьми, выбираю позицию «на уровне глаз» - общаясь с ребенком, присаживаюсь рядом или беру его на руки;

В течение дня общаюсь не только с группой в целом, но и каждым ребенком индивидуально.

Находясь рядом с детьми, создаю условия для формирования положительных взаимоотношений со сверстниками:

Собственным поведением демонстрируют уважительное отношение ко всем детям;

- з накомя детей друг с другом, называю их имена, ласково поглаживаю рукой ребенка руку сверстника, стимулирую взгляды в глаза, проявление положительных эмоций, в то же время, не навязывая детям контакты, если они уклоняются от них;

Привлекаю внимание к эмоциональным состояниям друг друга, собственным примером и предложениями побуждая детей к проявлениям сочувствия, жалости, чувства радости за другого;

При организации совместных эмоциональных, подвижных, предметных игр помогаю координировать свои действия, учитывать желания друг друга, выступаю в качестве доброжелательного участника игр;

Стремлюсь разрешать конфликты между детьми в мягкой форме, без насилия и окриков, путем перевода их в позитивные формы взаимодействия или переключения внимания на другие виды деятельности или предметы;

Помогаю овладевать речевыми способами общения: называть друг друга по имени, формулировать свои желания, просьбы, договариваться об очередности действий, благодарить за помощь и т.д.

Работая длительное время с детьми, я взяла за правило:

Не ограничивать естественный шум в группе (оживленную деятельность, игру, смех, свободный разговор);

Приучаю разговаривать спокойно, чтобы не мешать другим детям играть и общаться, используя мотивацию игровые приемы;

Служу примером спокойного общения: разговариваю с детьми спокойным, но не монотонным голосом.

Воспитательно- образовательного процесс я выстраиваю таким образом, что:

В ходе организованной образовательной деятельности учитываю возрастные возможности и интересы детей;

Организовываю образовательную деятельность в форме совместной игры;

Организовываю игру в совместной деятельности преимущественно с одним ребенком или небольшой группой детей таким образом, чтобы в ней участвовал каждый ребенок;

Обучение провожу в мягкой форме, без насилия: обучая ребенка пользоваться ложкой, расческой или заводить машину, мягко направляю его движение своей рукой, а затем даю ему возможность выполнить действие самостоятельно, при необходимости помогая ему, но, не принимая всю инициативу на себя;

Откликаюсь на любую просьбу ребенка о совместной деятельности и помощи, а в случае невозможности их осуществления спокойно объясняю причину и прошу подождать;

В ходе совместной игры или организованной образовательной деятельности нахожу время и возможность обратиться к каждому ребенку по имени, проявить заинтересованность к тому, что он делает, подбодрить, помочь справиться с трудным действием;

Организуя совместные игры или организованную образовательную деятельность, не заставляю участвовать в них всех детей: если ребенок отказывается слушать сказку или смотреть спектакль, разрешаю ему заняться чем-либо другим, не мешая остальным детям;

Организовываю игры детей, стремясь заинтересовать ребенка сюжетом игры, вызвать у него желание играть;

Стараюсь пробудить инициативу, вовлекая ребенка в игру, предлагаю и обсуждаю с ним разные варианты развития сюжета с учетом его желания;

Помогают наделить персонажи игр именами, характерами, разговариваю от их имени, стимулирую развертывание диалога;

Увлекаю поисками предметов-заместителей, открывая для ребенка новые возможности игры;

Проявляю интерес к самостоятельной игре детей, выражаю одобрение, радуюсь находкам, оригинальным действиям и высказываниям детей;

Помогаю разнообразить игру ребенка ненавязчиво, не нарушая замысла;

Организуя совместные игры, помогаю распределить игрушки, роли, наладить взаимодействие.

Поддерживая положительное самоощущение детей, способствую формированию у них знаний о себе:

Предоставляю детям самостоятельность в выборе игрушек, занятий, партнеров

Время от времени подвожу ребенка к зеркалу для рассматривания частей тела

(обычно невидных – ушки, прическа и т.д.), соотношу отражение в зеркале с

соответствующими деталями одежды ребенка (рассматривают рисунок на

карманчиках);

Обращаюсь к ребенку по имени, подчеркивая его достоинства;

Поощряю высказывание детьми их чувств и мыслей, рассказывание о событиях,

участниками, которых они были (о своей семье, друзьях, предпочтениях, мечтах,

переживаниях и т.д.);

Чаще пользуюсь поощрением, поддержкой, чем порицанием и запрещением, порицание относится только к отдельным действиям ребенка, не адресуется его

личности; неудачи обыгрываются в шутливой форме, чтобы не формировать у

малыша неуверенности в своих силах;

Не прибегаю к физическим наказаниям или к другим негативным

дисциплинарным методам, которые обижают, пугают или унижают детей, если ребенок отказывается есть или идти в туалет, стараюсь мягко уговорить его перевести нежелательные действия в игровую форму, а в случае неудачи дать малышу побыть одному; если ребенок высказывает явное неповиновение, идет на открытый конфликт, мешает другим детям или обижает их, спокойно объясняю ему причину нежелательного поведения;

После разрешения конфликта ласково обнимаю малыша, говорю о своей любви к нему и выражаю уверенность в том, что плохой поступок больше не повторится.

Формируя положительное отношение к сверстникам:

Собственным поведением демонстрирую уважительное отношение ко всем детям;

Привлекаю внимание детей к эмоциональным состояниям друг друга, поощряю

проявления сочувствия, сопереживания сверстникам;

Поддерживаю эмоциональный комфорт непопулярных детей в группе, создаю

условия для их принятия сверстниками;

Организуя совместные игры, обучаю детей координировать свои действия,

учитывать желания друг друга;

Чутко отношусь к жалобам детей, обучая их социально приемлемым формам

взаимодействия.

Взаимодействуя с детьми, учитывают их возрастные и индивидуальные особенности:

В ходе режимных процедур терпимо отношусь к затруднениям детей: позволяю им действовать в своем темпе, не акцентирую внимание на неуспехах ребенка, оказываю ему необходимую помощь и поддержку и т.д.;

Предлагая детям образцы деятельности, не настаиваю на их точном воспроизведении;

Указывая на ошибки детей, делаю это мягко, не унижая перед сверстниками и, не ущемляя достоинства ребенка;

Контролируя усвоение материала, учитываю такие особенности ребенка, как

смущение, застенчивость, не допуская возникновения у него негативных

переживаний;

Предоставляю детям возможность самим выбрать деятельность по интересам:

во время прогулки, в нерегламентированных видах деятельности, в свободное

В ходе совместной игры или организованной образовательной деятельности

обращаюсь к ребенку по имени, смотрю ему в глаза, веду себя заинтересованно

и доброжелательно, помогая освоить трудное действие;

Откликаюсь на любую просьбу ребенка о совместной деятельности, а в случае

невозможности их осуществления спокойно объясняю причину и прошу подождать;

Поддерживаю положительное самоощущение детей, способствую формированию у них знаний о своих возможностях и способностях.

Чаще пользуются поощрением, поддержкой детей, чем порицанием и запрещением;

Порицания отношу только к отдельным действиям ребенка, но не адресую их к

его личности;

Порицая действия ребенка, предлагаю образец желаемого действия или средства

для исправления ошибок;

Отмечаю новые достижения ребенка в разных видах деятельности, обращаю

внимание на его новые возможности и способности: достижения ребенка не

не сравниваются с достижениями других детей, а лишь с его собственными

(говорю: «Так далеко ты сегодня прыгнул, дальше, чем вчера». «Ты

поступил плохо», но не говорю: - «Ты плохой мальчик»;

Намеренно создаю ситуацию успеха, в которой ребенок достигает успеха: предлагая ребенку младшего дошкольного возраста попасть мячиком в корзинку, ненавязчиво включаются в действие, обеспечивая его успех и поощряя его достижение, а ребенку старшего возраста в случае неудачи в трудном для него задании предлагаю более простую деятельность;

Не прибегаю к физическому наказанию или другим негативным дисциплинарным

методам, которые обижают, пугают или унижают детей.

Создаю условия для возникновения и развертывания игры детей:

Создаю условия для обогащения детей впечатлениями, которые могут быть использованы в игре: читаю вместе книги, прослушиваю диски, обсуждаю события жизни детей, рассказываю о себе и других людях, организовываю экскурсии, прогулки, посещение культурных мероприятий;

Обращаю внимание детей на содержание деятельности людей и их взаимоотношений, на явления и взаимосвязь событий в живой и неживой природе;

Побуждаю к развертыванию игры: обращаюсь к малышам: «Посмотрите, у зайчика болит ножка, давайте его полечим», детям постарше предлагаю поиграть в конкретную игру или выбрать сюжет, побуждаю к принятию роли и наделению ею партнера, договариваюсь о правилах игры со старшими детьми;

В качестве непосредственного участника игры предлагаю образцы различных игровых действий: кормлю, купаю куклу, привлекая к игре малышей, показываю, как строить дом.


Каждый педагог вносит в педагогический процесс что-то свое, индивидуальное. Индивидуальность педагогическая определяется уровнем осмысления содержания программы, оснащением педагогического процесса, условиями в которых находятся дети. Поэтому и считается, что каждая конкретная технология считается авторской.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы образования и воспитания личность ребенка, обеспечение ему комфортных условий в учреждении, в котором он находится, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации имеющихся природных потенциалов. Личность ребенка в данной технологии не только субъект, но и субъект приоритетный: она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо цели.

Опыт применения личностно-ориентированных технологий в дошкольном учреждении

Цель работы воспитателя в дошкольном образовательном учреждении — сохранение психологического и соматического здоровья детей в рамках коррекционно-развивающего обучения с учетом программ, используемых в детском саду. Исходя из этого, воспитатель должен использовать образовательные технологии, которые бы соответствовали современным требованиям. На протяжении последних пяти лет мной активно используются современные образовательные технологии, что стало особенно актуально с введением ФГОС, которые полностью меняют систему воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Коррекционно-логопедическая работа должна соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Поэтому особое значение приобрело применение в моей работе личностно-ориентированных технологий. В основе личностно-ориентированных технологий лежат субъект-субъектные отношения между воспитателем и воспитанниками. Личностно-ориентированное обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого ребенка, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в освоении языковой действительности.

С помощью личностно-ориентированных технологий мне удалось реализовать индивидуально-дифференцированный и деятельный подход к, воспитанию и обучению детей, принцип единства диагностики и коррекции. Личностно-ориентированные технологии можно использовать в следующих формах:

  1. 1. Построение организационного момента к занятию в целом или к конкретному заданию. При этом перед детьми ставится проблемная ситуация, которую требуется решить. Дети выдвигают гипотезы, предлагают решения проблемы, выбирают лучшее решение. Таким образом, проблема становится индуктором, настраивающим детей на работу, а также позволяют сформулировать тему занятия самостоятельно. Например, логопед предлагает проблему к заданию на словообразование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: «Ребята, посмотрите, кто пришел к нам на занятие (Котенок). Котенок — очень ласковое животное. Как вы думаете, раз он такой ласковый, как он будет разговаривать? (Дети рассуждают и приходят к выводу, что герой будет называть все предметы ласково, уменьшительно) Верно, сейчас будем называть ласково вот эти фрукты». Так дошкольникам дается возможность самостоятельно сформулировать задание, уметь договориться.
  2. Использование инсценировок и этюдов при проведении занятий по развитию связной речи. Этот прием помогает сделать ребенка активным субъектом деятельности, позволить ему реализоваться в театрализованной деятельности. При этом детям позволяется самим выбрать роли, распределить их между собой, учитывая индивидуальные потребности и возможности участников инсценировки. После проведения этюда, инсценировки, необходимо обязательное обсуждение, рефлексия и подведение итогов. Данный вид деятельности используется мной при планировании занятий по развитию связной речи, что способствует повышению мотивации к занятию, развитию интонационно-выразительной стороны речи, эмоциональной сферы, регулятивных качеств личности.

3. Построение индивидуальных коррекционных маршрутов, исходя из диагностики психических и речевых особенностей детей. Это относится к видам деятельности, характерным для каждого конкретного ребенка, а также возрастным особенностям детей. Например, при составлении коррекционно маршрута для ребенка, склонного к изобразительной деятельности, чаще будут предлагаться задания типа «Нарисуй, раскрась, обведи по точкам»; ребенка с математическими способностями можно просить пересчитывать картинки, звуки, фразы и т.д.; для детей, которым нравятся, например, животные или растения подбирается соответствующая лексика и иллюстративный материал.

Таким образом, мной активно и повседневно используются личностно-ориентированные технология, что позволяет подойти к воспитанию детей с позиций современной педагогики и психологии. Традиционные методы и приемы успешно перерабатываются, приводятся в соответствие с ФГОС и успешно реализуются в процессе коррекционно-логопе работы.

Воспитатель МДОУ детский сад компенсирующего вида №7

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то