Образ и характеристика Вари (Вишневый Сад). Характеристика Вари из пьесы «Вишневый сад

Все действующие лица в пьесе «Вишневый сад» имеют большое значение в идейно-тематическом контексте произведения. Даже вскользь упомянутые имена несут смысловую нагрузку. Например, есть внесценические герои (парижский любовник, ярославская тетушка), сам факт существования которых уже проливает свет на характер и образ жизни героя, символизирующего целую эпоху. Поэтому для того чтобы понять задумку автора, необходимо подробно проанализировать те образы, которые ее реализуют.

  • Трофимов Петр Сергеевич — студент. Учитель маленького сына Раневской, который трагически погиб. Не сумел закончить учебу, так как его несколько раз отчисляли из университета. Но это никак не сказалось на широте кругозора, уме и образованности Петра Сергеевича. Чувства молодого человека трогательны и бескорыстны. Он искренне привязался к Ане, которой льстило его внимание. Вечно неухоженный, больной и голодный, но при этом не потерявший чувства собственного достоинства, Трофимов отрицает прошлое и стремится к новой жизни.
  • Персонажи и их роль в произведении

    1. Раневская Любовь Андреевна — женщина чувствительная, эмоциональная, но совершенно не приспособленная к жизни и не сумевшая найти в ней свой стержень. Её добротой пользуются все, даже лакей Яша и Шарлотта. Любовь Андреевна по-детски выражает эмоции радости и нежности. Для неё характерны ласковые обращения к окружающим людям. Так, Аня – «детюся моя», Фирс – «мой старичок». Но бросается в глаза подобное обращение к мебели: «шкафчик мой», «столик мой». Сама не замечая того, она дает одинаковые оценки человеку и вещам! На этом ее забота о старом и верном слуге заканчивается. В конце пьесы помещица преспокойно забывает о Фирсе, оставив умирать в доме одного. На известие о смерти няни, воспитавшей ее, никак не реагирует. Просто продолжает пить кофе. Любовь Андреевна – хозяйка дома номинальная, так как по существу она таковой не является. Все персонажи пьесы тянутся к ней, высвечивая образ помещицы с разных сторон, поэтому он кажется неоднозначным. С одной стороны, у нее на первом плане — собственное душевное состояние. Уехала в Париж, оставив детей. С другой, Раневская производит впечатление доброй, щедрой и доверчивой женщины. Она готова бескорыстно помочь прохожему и даже простить измену любимому человеку.
    2. Аня — добрая, нежная, сопереживающая. У неё большое любящее сердце. Приехав в Париж и увидев, в какой обстановке живет мать, не осуждает ее, а жалеет. Почему? Потому что она одинока, с ней нет рядом близкого человека, который окружил бы ее заботой, защитил от житейских невзгод, понял бы ее нежную душу. Неустроенность жизни не огорчает Аню. Она умеет быстро переключаться на приятные воспоминания. Тонко чувствует природу, наслаждается пением птиц.
    3. Варя — приемная дочь Раневской. Хорошая хозяйка, постоянно в работе. На ней держится весь дом. Девушка строгих взглядов. Взвалив на себя нелёгкое бремя забот о домочадцах, немного очерствела. Ей не хватает тонкой душевной организации. Видимо, по этой причине Лопахин так и не сделал ей предложения «руки и сердца». Варвара мечтает ходить по святым местам. Ничего не предпринимает, чтобы хоть как-то изменить свою судьбу. Надеется только на божью волю. В свои двадцать четыре года становится «занудой», так что многим не нравится.
    4. Гаев Леонид Андреевич. На предложение Лопахина по поводу дальнейшей «судьбы» вишнёвого сада реагирует категорически отрицательно: «Какая чепуха». Его волнуют старые вещи, шкаф, к ним он обращается со своими монологами, но к судьбам людей он совершенно равнодушен, поэтому слуга от него и ушел. Речь Гаева свидетельствует об ограниченности этого человека, живущего только личными интересами. Если говорить о сложившейся в доме ситуации, то Леонид Андреевич видит выход в получении наследства или выгодном замужестве Ани. Любя сестру, обвиняет ее в том, что она порочна, вышла замуж не за дворянина. Много ораторствует, не смущаясь тем, что его никто не слушает. Лопахин называет его «бабой», которая мелет только языком, при этом ничего не предпринимая.
    5. Лопахин Ермолай Алексеевич. К нему можно «применить» афоризм: из грязи в князи. Трезво оценивает себя. Понимает, что деньги в жизни не меняют социального статуса человека. «Хам, кулак», — говорит Гаев о Лопахине, но тому все равно, что о нем думают. Не обучен хорошим манерам, не может нормально общаться с девушкой, о чём свидетельствует его отношение к Варе. Постоянно поглядывает на часы, общаясь с Раневской, ему некогда по-человечески разговаривать. Главное – предстоящая сделка. Умеет «утешить» Раневскую: «Сад продан, но вы спите спокойно».
    6. Трофимов Петр Сергеевич. Одет в поношенный студенческий мундир, в очках, волосы негустые, за пять лет «милый мальчик» сильно изменился, подурнел. В его понимании цель жизни — быть свободным и счастливым, а для этого надо работать. Он считает, что тем, кто ищет истину, необходимо помогать. В России много проблем, которые надо решать, а не философствовать. Сам же Трофимов ничего не делает, не может закончить университет. Он произносит красивые и умные слова, которые не подкрепляется поступками. Петя симпатизирует Ане, отзывается о ней «весна моя». Видит в ней благодарного и восторженного слушателя его речей.
    7. Симеонов – Пищик Борис Борисович. Помещик. Засыпает на ходу. Все его помыслы направлены только на то, как достать денег. Даже Пете, сравнивавшему его с лошадью, он отвечает, что это неплохо, так как лошадь можно всегда продать.
    8. Шарлотта Ивановна — гувернантка. Ничего о себе не знает. У нее нет ни близких, ни друзей. Выросла, как одинокий чахлый куст среди пустыря. Она не испытала чувства любви в детстве, не видела заботы со стороны взрослых. Шарлотта стала человеком, который не может найти людей, которые понимали бы ее. Но ведь она и сама себя не может понять. «Кто я? Зачем я?» — у этой бедной женщины не было яркого маяка в жизни, наставника, любящего человека, который бы помог найти правильный путь и не свернуть с него.
    9. Епиходов Семен Пантелеевич работает в конторе. Считает себя развитым человеком, но открыто объявляет, что никак не может определиться: «жить» ему или «застрелиться». Неудачник. Епиходова преследуют пауки и тараканы, как будто пытаются заставить его обернуться и посмотреть на жалкое существование, которое он влачит на протяжении многих лет. Безответно влюблен в Дуняшу.
    10. Дуняша — горничная в доме Раневской. Живя у господ, отвыкла от простой жизни. Не знает крестьянского труда. Всего боится. Влюбляется в Яшу, не замечая того, что разделить с кем-то любовь он просто не способен.
    11. Фирс. Вся его жизнь укладывается в «одну линейку» — служить господам. Отмена крепостного права для него – зло. Он привык быть холопом и другой жизни не представляет.
    12. Яша. Необразованный молодой лакей, грезящий о Париже. Мечтает о богатой жизни. Черствость – основная черта его характера; даже с матерью старается не встречаться, стыдясь ее крестьянского происхождения.
    13. Характеристика героев

      1. Раневская – легкомысленная, испорченная и изнеженная женщина, но люди к ней тянутся. Дом словно снова распахнул скованные временем двери, когда она вернулась сюда после пятилетнего отсутствия. Она смогла согреть его своей ностальгией. Уют и тепло снова «зазвучали» в каждой комнате, как звучит в праздники торжественная музыка. Продолжалось это недолго, так как дни дома были сочтены. В нервном и трагическом образе Раневской были выражены все недостатки дворянства: его неспособность к самодостаточности, несамостоятельность, избалованность и склонность всех оценивать по сословным предрассудкам, но в то же время тонкость чувств и образованность, душевное богатство и щедрость.
      2. Аня. В груди юной девушки бьется сердечко, которое ждёт возвышенной любви и ищет определенные жизненные ориентиры. Ей хочется кому-то довериться, испытать себя. Воплощением ее идеалов становится Петя Трофимов. Она пока не может критически смотреть на вещи и слепо верит «болтовне» Трофимова, представляя действительность в радужном свете. Только она одна. Аня еще не осознает многогранности этого мира, хотя и пытается. Она также не слышит окружающих, не видит реальных проблем, обрушившихся на семью. Чехов предчувствовал, что за этой девушкой — будущее России. Но вопрос так и остался открытым: получится ли у нее что-то изменить или же она так и останется в своих детских грезах. Ведь чтобы что-то изменить, нужно действовать.
      3. Гаев Леонид Андреевич. Духовная слепота свойственна этому зрелому человеку. Он так и задержался в детском возрасте на всю жизнь. В разговоре постоянно ни к месту использует бильярдные термины. Его кругозор узок. Судьба родового гнезда, как выяснилось, его совсем не волнует, хотя в начале драмы он бил себя кулаком в грудь и всенародно обещал, что вишневый сад будет жить. Но на дела он категорически не способен, как и многие дворяне, которые привыкли жить, пока за них трудятся другие.
      4. Лопахин покупает родовое имение Раневской, что не является «яблоком раздора» между ними. Они не считают друг друга врагами, между ними превалируют гуманистические взаимоотношения. Любовь Андреевна и Ермолай Алексеевич как будто хотят поскорее выбраться из этой ситуации. Купец даже предлагает свою помощь, но получает отказ. Когда всё благополучно заканчивается, Лопахин радуется, что наконец-то сможет заняться настоящим делом. Надо отдать герою должное, ведь именно он, единственный, был обеспокоен «судьбой» вишневого сада и нашёл выход, который устроил всех.
      5. Трофимов Петр Сергеевич. Его считают молодым студентом, хотя ему уже 27 лет. Складывается представление, что студенчество стало его профессией, хотя внешне он превратился в старика. Его уважают, но в благородные и жизнеутверждающие призывы никто не верит, кроме Ани. Ошибочно полагать, что образ Пети Трофимова можно сопоставить с образом революционера. Чехова никогда не интересовала политика, революционное движение не входило в круг его интересов. Трофимов слишком мягок. Склад его души и интеллигентность никогда не позволят переступить ему рамки дозволенного и прыгнуть в неизведанную пропасть. Кроме того, он несет ответственность за Аню, юную девушку, которая не знает настоящей жизни. У нее еще довольно тонкая психика. Какое-либо эмоциональное потрясение может толкнуть ее не в ту сторону, откуда ее уже не вернешь. Поэтому Петя должен думать не только о себе и о реализации своих идей, но и о хрупком существе, которое ему доверила Раневская.

      Как Чехов относится к своим героям?

      А. П. Чехов любил своих героев, но никому из них не мог доверить будущего России, даже Пете Трофимову и Ане, прогрессивной молодежи того времени.

      Герои пьесы, симпатичные автору, не умеют отстаивать свои жизненные права, они страдают или молчат. Страдают Раневская и Гаев, потому что понимают, что ничего не смогут изменить в себе. Их социальный статус уходит в небытие, и они вынуждены влачить жалкое существование на последние вырученные средства. Страдает Лопахин, так как осознает, что ничем не может им помочь. Сам же он не рад покупке вишневого сада. Как бы он ни старался, но все равно не станет его полноправным хозяином. Именно поэтому он решает сад вырубить и распродать землю, чтобы впоследствии забыть об этом как о страшном сне. А как же Петя и Аня? Разве не на них возлагает надежды автор? Возможно, но эти надежды весьма туманны. Трофимов в силу своего характера не способен предпринимать каких-либо радикальных действий. А без этого ситуацию изменить нельзя. Он ограничивается только разговорами о прекрасном будущем и все. А Аня? В этой девушке заложен чуть более крепкий стержень, чем в Петре. Но в силу ее юного возраста и жизненной неопределенности перемен от нее ждать не стоит. Возможно, в далеком будущем, когда она расставит для себя все жизненные приоритеты, от нее можно будет ожидать каких – либо действий. А пока она ограничивается верой в лучшее и искренним желанием посадить новый сад.

      На чьей стороне Чехов? Он поддерживает каждую сторону, но по-своему. В Раневской он ценит неподдельную женскую доброту и наивность, хоть и приправленную душевной пустотой. В Лопахине ценит стремление к компромиссу и к поэтической красоте, хотя он и не способен оценить настоящую прелесть вишневого сада. Вишневый сад – это член семьи, но об этом все дружно забывают, Лопахин же вообще не в состоянии этого понять.

      Героев пьесы разделяет огромная бездна. Они не способны понять друг друга, так как замкнуты в мире собственных чувств, мыслей и переживаний. Однако все одиноки, у них нет друзей, единомышленников, отсутствует настоящая любовь. Большинство плывёт по течению, не ставя перед собой никаких серьёзных целей. Кроме того, все они несчастны. Раневская переживает разочарование в любви, жизни и своем социальном верховенстве, казавшемся еще вчера незыблемым. Гаев в который раз обнаруживает, что аристократичность манер не является гарантом власти и финансового благополучия. На его глазах вчерашний крепостной отбирает его поместье, становится там хозяином и без дворянства. Анна остается без гроша за душой, приданого для выгодного замужества у нее нет. Ее избранник хоть его и не требует, но сам пока ничего не заработал. Трофимов понимает, что надо менять, но не знает, как, ведь у него нет ни связей, ни денег, ни положения, чтобы на что-то влиять. Им остаются лишь надежды юности, которые недолговечны. Лопахин несчастен, потому что осознает свою неполноценность, принижает свое достоинство, видя, что никаким господам он не ровня, хоть и денег у него больше.

      Интересно? Сохрани у себя на стенке!

    В трёхчастной системе персонажей пьесы Чехова «Вишневый сад» Варя является одной из фигур, символизирующих настоящее время. В отличие от Раневской, своей приёмной матери, которая не может порвать со своим прошлым, и сводной сестры Ани, живущей в далёком будущем, Варя - человек, полностью адекватный времени. Это позволяет ей достаточно здраво оценивать сложившуюся ситуацию. Строгая и рациональная, Варя сильно контрастирует с большинством героев, в той или иной степени оторванных от реальности.

    Как это в принципе характерно для драматургии Чехова, образ Вари в пьесе «Вишневый сад» раскрывается в её речи. Героиня говорит просто, безыскусно - в отличие от Раневской, часто перегружающей свою речь сложными оборотами и метафорами; так автор подчёркивает рациональность и прагматизм Вари. Обилие эмоциональных восклицаний и уменьшительных форм говорят о чувствительности и наивности. Но в то же время Варя не гнушается просторечными и бранными выражениями - и здесь мы видим народную грубоватость, недалёкость и некоторую примитивность, выдающую в ней куда больше крестьянку, чем дворянскую воспитанницу… «Крестьянскую» практичность в сочетании с интеллектуальной ограниченностью можно назвать ведущей характеристикой Вари из «Вишневого сада» Чехова.

    Тем не менее, ей нельзя отказать в способности испытывать сильные чувства. Варя религиозна (её заветная мечта - пойти «в пустынь», в монахини); она искренне привязана к Раневской и Ане, а то, как она переживает неудачу с Лопахиным, ясно показывает, что отношения с ним ей небезразличны. За драматическим образом мы видим живую и своеобразную личность. Описание Вари в пьесе «Вишневый сад» не может быть сведено к краткому набору эпитетов - как и все чеховские персонажи, даже второстепенные, она представляет собой сложный и цельный образ.

    Лопахин, как значится в авторской ремарке в начале пьесы, купец. Его отец был крепостным отца и деда Раневской, торговал в лавке в деревне. Теперь Лопахин разбогател, но с иронией говорит о себе, что остался «мужик мужиком»: «Мой папаша был мужик, идиот, ничего не понимал, меня не учил, а только бил спьяна... В сущности, и я такой же болван и идиот. Ничему не обучался, почерк у меня скверный, пишу я так, что от людей совестно, как свинья».

    Лопахин искренне хочет помочь Раневской, предлагает разбить сад на участки и отдавать в аренду. Он чувствует сам свою огромную силу, которая требует приложения и выхода. В конце концов покупает вишневый сад, и эта минута становится моментом его высшего торжества: он становится владельцем имения, где его «отец и дед были рабами, где их не пускали даже на кухню». Чем дальше, тем больше он усваивает привычку «размахивать руками»: «За все могу заплатить!», — его пьянит сознание своей силы, удачливости и силы своих денег. Торжество и сострадание к Раневской противоборствуют в нем в минуту его высшего торжества.

    Чехов подчеркивал, что роль Лопахина — центральная, что «если она не удастся, то значит и пьеса вся провалится», «Лопахин, правда, купец, но порядочный человек во всех смыслах, держаться он должен вполне благопристойно, интеллигентно, немелко, без фокусов». При этом Чехов предостерегал от упрощенного, мелкого понимания этого образа. Он удачливый делец, но с душой артиста. Когда он говорит о России, это звучит как признание в любви. Его слова напоминают гоголевские лирические отступления в «Мертвых душах». Самые проникновенные слова о вишневом саде в пьесе принадлежат именно Лопахину: «имение, прекрасней которого нет на свете».

    В образ этого героя, купца и в то же время артиста в душе, Чехов внес черты, характерные для некоторых русских предпринимателей начала ХХ века, оставивших свой след в русской культуре, — Саввы Морозова, Третьякова, Щукина, издателя Сытина.

    Знаменательна конечная оценка, которую Петя Трофимов дает своему, казалось бы, антагонисту: «Как-никак, все-таки я тебя люблю. У тебя тонкие, нежные пальцы, как у артиста, у тебя тонкая, нежная душа...» О реальном предпринимателе, о Савве Морозове, М. Горький сказал похожие восторженные слова: «И когда я вижу Морозова за кулисами театра, в пыли и трепете за успех пьесы — я готов ему простить все его фабрики, в чем он, впрочем, не нуждается, я его люблю, ибо он бескорыстно любит искусство, что я почти осязаю в его мужицкой, купеческой, стяжательной душе».

    Лопахин не предлагает погубить сад, он предлагает его переустроить, разбить на дачные участки, сделать общедоступным за умеренную плату, «демократичным». Но в конце пьесы герой, достигший успеха, показан не как торжествующий победитель (а старые владельцы сада — не только как побежденные, то есть потерпевшие на некоем поле боя — «боя» то не было, а было лишь нечто нелепое, вяло-бытовое, конечно уж, не «героическое»). Интуитивно он чувствует иллюзорность и относительность своей победы: «О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась наша нескладная, несчастливая жизнь». И его слова о «нескладной, несчастливой жизни», которая «знай себе проходит», подкрепляются его судьбой: он один способен оценить, что такое вишневый сад, и он сам своими руками его губит. Личные его хорошие качества, добрые намерения почему-то нелепо расходятся с действительностью. И причин не может понять ни он сам, ни окружающие.

    И личного счастья Лопахину не дано. Его взаимоотношения с Варей выливаются в непонятные для нее и других его поступки, он так и не решается сделать предложение. К тому же у Лопахина особое чувство к Любови Андреевне. Он с особой надеждой ждет приезда Раневской: «Узнает ли она меня? Пять лет не видались».

    В знаменитой сцене несостоявшегося объяснения между Лопахиным и Варей в последнем действии герои говорят о погоде, о разбитом градуснике — и ни слова о самом важном в эту минуту. Почему объяснение не состоялось, любовь не состоялась? На протяжении всей пьесы замужество Вари обсуждается как дело почти решенное, и тем не менее... Дело, видимо, не в том, что Лопахин — делец, не способный на проявление чувств. Варя именно в этом духе объясняет себе их отношения: «У него дела много, ему не до меня», «Он или молчит, или шутит. Я понимаю, он богатеет, занят делом, ему не до меня». Но, наверное, Варя не пара Лопахину: он широкая натура, человек большого размаха, предприниматель и в то же время артист в душе. Ее же мир ограничен хозяйством, экономией, ключами на поясе... К тому же Варя — бесприданница, не имеющая никаких прав даже на разоренное имение. При всей тонкости души Лопахина ему не хватает человечности и такта, чтобы внести ясность в их отношения.

    Диалог персонажей во втором действии на уровне текста ничего не проясняет в отношениях Лопахина и Вари, но на уровне подтекста становится ясным, что герои бесконечно далеки. Лопахин уже решил, что с Варей ему не быть (Лопахин здесь — провинциальный Гамлет, решающий для себя вопрос «быть иль не быть»): «Охмелия, иди в монастырь... Охмелия, о нимфа, помяни меня в твоих молитвах!»

    Что же разделяет Лопахина и Варю? Может быть, их отношения во многом определяются мотивом вишневого сада, его судьбой, отношением к нему персонажей пьесы? Варя (вместе с Фирсом) искренне переживает за судьбу вишневого сада, имения. Лопахиным же вишневый сад «приговорен» к вырубке. «В этом смысле Варя не может соединить свою жизнь с жизнью Лопахина не только по “психологическим” причинам, прописанным в пьесе, но и по причине онтологической: между ними буквально, а не метафорически, встает смерть вишневого сада». Не случайно, когда Варя узнает о продаже сада, она, как сказано в чеховской ремарке, «снимает с пояса ключи, бросает их на пол, посреди гостиной, и уходит».

    Но, кажется, есть и еще одна причина, не сформулированная в пьесе (как и многое — подчас самое главное у Чехова) и лежащая в сфере психологического подсознательного, — Любовь Андреевна Раневская.

    Пунктирно в пьесе намечена другая линия, пронзительно нежная и трудноуловимая, обозначенная с исключительной чеховской тактичностью и психологической тонкостью: линия Лопахина и Раневской. Попытаемся сформулировать ее смысл, каким он нам представляется.

    Когда-то в детстве, еще «мальчонком», с окровавленным от отцовского кулака носом, Раневская подвела Лопахина к рукомойнику в своей комнате и сказала: «Не плачь, мужичок, до свадьбы заживет». Тем более по контрасту с отцовским кулаком сочувствие Раневской было воспринято как явление самой нежности и женственности. Собственно, Любовь Андреевна сделала то, что должна была сделать мать, и не она ли причастна к тому, что у этого странного купца «тонкая, нежная душа»? Это прекрасное видение, эту любовь-признательность Лопахин хранил в своей душе. Вспомним его слова в первом действии, обращенные к Любови Андреевне: «Мой отец был крепостным у вашего деда и отца, но вы, собственно вы, сделали для меня когда-то так много, что я забыл все и люблю вас, как родную... больше, чем родную». Это, конечно, «признание» в давней любви, в первой любви — нежной, романтической, любви — сыновней благодарности, юношески светлой влюбленности в прекрасное видение, ни к чему не обязывающее и ничего взамен не требующее. Может быть, только одного: чтобы этот романтический образ, запавший в душу входящего в мир юноши, не был как-либо разрушен. Не думаю, чтобы это признание Лопахина имело какой-либо иной смысл, кроме идеального, как иногда этот эпизод воспринимают.

    Но однажды пережитое невозвратимо, и это «дорогое» Лопахина не было услышано, не было понято (не услышали или не захотели услышать). Наверное, этот момент был для него в психологическом отношении переломным, он стал его прощанием с прошлым, расчетом с прошлым. Начиналась новая жизнь и для него. Но теперь он стал более трезвым.

    Однако тот памятный юношеский эпизод имеет отношение и к линии Лопахин — Варя. Романтический образ Раневской лучших ее времен — времен ее молодости — стал тем идеалом-эталоном, которого, сам того не сознавая, искал Лопахин. И вот Варя, девушка хорошая, практичная, но... Показательна, например, реакция Лопахина во втором действии на слова Раневской (!), которая прямо просит его сделать предложение Варе. Именно после этого Лопахин с раздражением говорит о том, как хорошо было раньше, когда мужиков можно было драть, начинает бестактно поддразнивать Петю. Все это — результат спада в его настроении, вызванного непониманием его состояния. В прекрасный, идеальный образ юношеского видения была внесена резко диссонирующая со всем его гармоничным звучанием нота.

    Среди монологов персонажей «Вишневого сада» о неудавшейся жизни невысказанное чувство Лопахина может прозвучать как одна из самых щемящих нот спектакля, именно так был сыгран Лопахин лучшими исполнителями этой роли последних лет В.В. Высоцким и А.А. Мироновым.

    Второстепенные персонажи в театральных постановках часто становятся фоном для основного сюжета. Они выполняют какую-то одну важную задачу, дополняют конкретного героя, помогают понять главных действующих лиц. Образ и характеристика Вари в пьесе «Вишневый сад» - это не просто описание второстепенной роли. Варя – яркий представитель новой России, практичной и реально мыслящей.

    Варвара и мать Любовь Раневская

    Дочь и мать совершенно разные по характеру. Их можно назвать полностью противоположными персонажами. В чем их различие:

    • строгость и мягкость;
    • уравновешенность и отрешенность;
    • четкость речи и обилие сложных оборотов;
    • рациональность и непрактичность.

    Но нельзя сказать, что Варя – человек без чувств. Она видит то, чего не хотят замечать ее близкие. Любовь Раневская отодвигает от себя проблему потери сада. Варвара реально понимает, к чему ведет ее расточительность. Приемная дочь в конце пьесы отдает деньги матери, чтобы та смогла вернуться к своей заграничной жизни. Сама остается практически без средств. Такая щедрость сродни глупости. Она заботится о Раневской, а та ничем не помогла сироте.

    Девушке всего 24 года, но ее поведение, внешность, образ жизни не дают читателю возможности представить Варю молодой и энергичной. Она больше уставшая от проблем женщина, чем девушка в расцвете лет. Приемная дочь пытается успокоить себя, надеясь, что Раневская найдет выход из ситуации, борется за каждую копейку, но все тщетно.

    Варя и сестра Аня

    Отношение к сестре у Варвары очень доброе. Оно напоминает сказочные сюжеты. Неродная сестра находит для Ани особые слова:

    • Душечка;
    • Красавица.

    Девушка привязана к сестре, она боится за Аню. В заботе проявляется духовность и религиозность. Анна рвется в будущее, не понимая его, надеясь на чудо. Варвара осознает, как сложна и пуста будет ее жизнь в экономках у чужих людей. Аня готова спорить, бороться, отстаивать свои права. Варвара смирилась с несправедливостью вокруг себя. Она не противиться, поэтому судьба ее – это жизнь в смирении и страдании. Варя произносит вслух свою мечту – уйти в монастырь, но даже на это у нее средств.

    Читатель может надеяться, что работа в чужом доме даст девушке возможность копить деньги для себя. Экономная Варвара должна суметь изменить свою судьбу, но страшно подумать, что родственники снова будут просить ее работать для них, отбирая у приемыша ее заработок.

    Варвара и Лопахин

    Девушка не скрывает своих чувств. Ей нравится купец Лопахин. Чувственность женщины слышна в словах героини. Она признается матери, что ей пора решиться на разговор с Лопахиным, но она ждет действий от мужчины. Все говорят об их скорой помолвке, свадьбе, но досужие домыслы жильцов дома остаются в воздухе. Тяжело видеть мужчину, который не останавливает такие разговоры, но не предпринимает решительных действий. Ему, наверное, нравится такое к себе внимание. Предприимчивый купец будет искать более выгодную партию.

    Варя – гордая девушка. Она не навязывается в жены, не кричит, не устраивает сцен. Единственный раз приемная дочь не может сдержать эмоций. Узнав, кто стал новым хозяином сада, она бросает ключи на пол, а не подает их в руки обескураженному таким поведением «жениху».

    Варя и имение

    Девушка любит свое имение и вишневый сад. Она единственная трудится, заботясь обо всех жильцах дома: хозяевах, прислуге, гостях. В ней соединились две женщины: крестьянка и дворянка. Где и кого больше? В разных ситуациях проявляется каждая сторона персонажа: практичность крестьянки, воспитанность дворянских девиц. Варвара говорит также по-разному. Она может выругаться с бранными выражениями, может передать чувствительность заботливой сестры.

    Умный и ученый Трофимов называет Варю ограниченной и узкоголовой, но сам не гнушается принять от нее помощь, живя в имении.

    Особое отношение у девушки к вишневому саду. Она не может слушать стук топоров, поэтому просит дровосеков задержаться с началом вырубки.

    Автор характеризует образ Вари многогранно. Роль комическая – «приемыш». Варвара в одних письмах «глупенькая монашка», в других «серьезная религиозная девица». Уже в таких характеристиках чувствуется сложность женского персонажа.

    Пьесу А. П. Чехова «Вишневый сад» по праву называют наиболее зрелым его произведением, в котором в полной мере выразилось его драматургическое и психологическое мастерство. Сюжет пьесы чрезвычайно прост — в 1 действии пьесы Раневская приезжает из Парижа, в 3 действии судьба вишневого сада решается окончательно, а в 4 действии Раневская уезжает обратно в Париж. На первый взгляд может показаться, что в пьесе действительно практически ничего не происходит, но это не так. За видимым отсутствием событий четко просматриваются сугубо личные, частные переживания, напряженная духовная жизнь героев.

    Усадьба Раневской — дом и великолепный старый вишневый сад («Какой изумительный сад! Белые массы цветов, голубое небо!..» — восторженно говорит Раневская) — доживают последние дни, и вскоре, в случае неуплаты процентов, усадьба пойдет с молотка. Все действие пьесы и сосредоточено на истории продажи имения с вишневым садом.

    С этим центральным эпизодом тесно связаны пути героев: владельцев имения — Раневской и Гаева, а также Вари — приемной дочери Раневской, живущей в ее доме как экономка. Варя — по сути чрезвычайно одинокий человек, стремящийся заполнить свою жизнь «материальными» хлопотами. Она постоянно что-то делает, обо всех заботится, хлопочет по дому, вместе с Фирсом следит за другими слугами. У нее ключи от хозяйства, и вся усадьба и вишневый сад находятся по большому счету именно в ее руках. Тихо и спокойно она ведет свои дела, и вся жизнь ее сосредоточена в имении и заключается в «служении» интересам Раневской, которая говорит про нее, что «она привыкла рано вставать и работать, а без труда она — как рыба без воды». Может быть, поэтому и выделил ее среди всех Лопахин — такой же деятельный и трудолюбивый человек.

    По сути дела, не Варенька живет на средства семьи Раневских, а они, совершенно неприспособленные к жизни, живут благодаря ее заботам. В третьем же действии связка ее ключей зазвенит, ударившись об пол, символизируя отказ Вари служить новому хозяину и новым порядкам в доме. А новым «хозяином жизни» выступает Ермолай Алексеевич Лопахин.

    На смену неприспособленному дворянству, привыкшему жить исключительно одними мечтами и разговорами, приходит Лопахин — умный, энергичный делец новой эпохи. Истинный купец, промышленник, вышедший из рядов крепостного крестьянства, он сумел не только нажить, но и приумножить свой капитал. Кипучая энергия и жажда образования — все это резко выделяет Лопахина на фоне тех безжизненных настроений, которыми живет и дышит дворянство. Но было бы неправильным считать Лопахина жадным купцом, хищно радующимся новому приобретению. Отнюдь нет, и преуменьшать роль Лопахина в структуре пьесы было бы крайне неправильно.

    Лопахин — безусловно, купец, но купец (как это ни странно звучит) порядочный и интеллигентный, желающий не только приумножить свое богатство, но и самому стать чище, лучше, умнее... Несмотря на то что все интересы его сосредоточены вокруг дел и денег, душа его не зачерствела. Недаром он говорит Пете Трофимову: «Мы друг перед другом нос дерем, а жизнь знай себе проходит. Когда я работаю подолгу, без устали, тогда мысли полегче, и кажется, будто мне тоже известно, для чего я существую». В этом образ Лопахина чрезвычайно схож с образом Вари, для которой смысл жизни заключается в «занятости».

    Лопахин, как делец и финансист, прекрасно разбирается в положении владельцев вишневого сада, старается им помочь и дает практический совет — разбить усадьбу на участки и сдавать их в аренду под дачи. Однако этот совет Гаев воспринял как настоящее «хамство», непонимание «мужиком» всей красоты и значения вишневого сада. Но то, что кажется Гаеву и Раневской хамством, есть, в сущности, трезвый и реалистический подход к действительности. Что значит «красота» вишневого сада, если она заслоняет интересы будущего? А Лопахин, в противоположность Гаеву и Раневской, живет именно будущим. «Настроим мы дач, и наши внуки и правнуки увидят новую жизнь», — говорит он, пытаясь убедить Раневскую в своей правоте.

    Лопахин покупает имение, созданное руками его предков. С трудом сдерживая радость, он с торжеством говорит: «Если бы отец мой и дед встали из гробов и посмотрели на все происшествие, как их Ермолай, битый, малограмотный Ермолай, который зимой босиком бегал, как этот самый Ермолай купил имение, прекрасней которого ничего нет на свете! Я купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню. Я сплю, это только мерещится мне, это только кажется...».

    Но Лопахин все же не похож на традиционный образ кулака-хищника. Да, он необразован, не увлекается литературой, не может «рассуждать о природе сущего» и засыпает над книгой, так как считает, что не это главное в жизни. Но в то же время он восторгается картиной цветущего на его полях мака, с настоящим лиризмом рассуждая о смысле существования человека «...Господи, ты дал нам громадные леса, необъятные поля, глубочайшие горизонты, и, живя тут, мы сами должны бы по-настоящему быть великанами!..».

    «Вечный студент» Петя Трофимов говорит про Лопахина, что у него «тонкие, нежные пальцы, как у артиста.., и тонкая, нежная душа». А такой человек не может быть бессердечным и злым. Чехов показал нам двойственный образ своего героя. Но все же истинная роль Лопахина как представителя капитала характеризуется словами Трофимова: «Вот как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает все, что попадается ему на пути, так и ты нужен».

    Нет, не как отрицательный персонаж показан Лопахин. Это просто человек необыкновенной энергии, за которым трудно угнаться раневским и гае- вым. Лопахин, так же как и Варя, — представители нового времени, эпохи, которые прежде всего думают о будущем. Чтобы оно было светлым и радужным, необходимо прежде всего трудиться, а не пустословить и жить мечтами и иллюзиями, которыми наполняет свою жизнь дворянство. Но все же жизненные дороги Вари и Лопахина расходятся, им не по пути. Почему? Сложно ответить на этот вопрос. С одной стороны, они люди одного поколения, трудолюбивые и целеустремленные, но с другой стороны, многое разделяет их.

    На протяжении всей пьесы мы видим, насколько они разные. Да, все называют Варю невестой Лопахина, но в этом звучит не искренняя радость за нее, а скорее ирония. Так, в ремарках неоднократно подчеркивается, что Петя дразнит Варю, называя ее «мадам Лопахина». А как она воспринимает это? С обидой, со слезами, с раздражением, но только не с радостью. Разве так вела бы себя счастливая невеста?

    Объяснение между героями так и не состоялось, хотя к этому Лопахина подталкивала Раневская: «...я мечтала... выдать ее за вас, да и по всему видно было, что вы женитесь... Она вас любит, вам она по душе, и не знаю... почему это вы точно сторонитесь друг друга. Не понимаю!» Да и сам Лопахин считает, что надо как-то определиться с этими отношениями, однако сам не решается это сделать: «Как-то странно все... Если есть еще время, то я хоть сейчас готов... Покончим сразу — и баста, а без вас я, чувствую, не сделаю предложения». Как можно заметить, и Лопахин не похож на счастливого жениха.

    В чем же дело? Скорее всего, в том, что они, хотя и принадлежат к одному поколению, не смогут идти по жизни вместе. Не им суждено быть «поколением будущего», не с ними связаны надежды автора, и не им возрождать «вишневый сад» России. Лопахин — расчетливый хозяин, но он все-таки далек от идеализма и романтических представлений, поскольку считает все это «легкомыслием». Лопахин будет радеть о приумножении своего капитала. А Варя привыкла «жить в чужих людях», заботиться о хозяйстве, поэтому и судьбу свою она будет строить по раз и навсегда определенной канве, поступив в экономки к помещикам Рагулиным. Интересы героев находятся в разных жизненных плоскостях, поэтому-то объяснение их не состоялось и пути разошлись.

    • Сергей Савенков

      какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то