Обитель батюшки зосимы. Пророчества старца зосимы миф и реальность

Добрые, сердечные, простые и поучительные слова при жизни говорил отец Зосима (Сокур). Они открывают нам мир подлинной христианской духовной жизни, заключенный в милосердии, сердечном плаче и любви к ближним. Одновременно этот прозорливый старец грозно обличал страсти и пороки современного мира. Как гром звучало его слово с амвона, он обращал свой праведный гнев на бесстыжих раскольников-автокефалистов, раздирающих Христовый хитон.

Схиархимандрит Зосима Сокур

Иван Алексеевич Сокур (так звали в миру отца Зосиму) родился в с. Косолманка Верхотурского района Свердловской области. Это случилось 3 сентября 1944 года. Отец его в этот же год погиб на фронте. Мать, Мария Ивановна (в будущем схимонахиня Мариамна), была крестьянкой. Она дружила с монахинями, и за это ее посадили в тюрьму. Там в больнице у нее родился сын. Сначала его хотели назвать Фадеем (в честь апостола), но знакомые матери, побывавшие в Киево-Печерской Лавре, получили благословление от схиигумена Кукши назвать малыша Иоанном - в честь Иоанна Крестителя.

Путь к священничеству

Мария Ивановна после ее освобождения с сыном Иваном переехала жить в Авдеевку Донецкой области. Там проживала ее родная сестра, которая была монахиней, и звали ее Антониной. Когда-то она была духовной дочерью самого отца Иоанна Кронштадского.

В 1961 году Иван с отличием окончил Авдеевскую общеобразовательную школу № 1. Вот только не сразу он вступил на священнический путь. Сначала с 1961 по 1964 год он проучился в сельскохозяйственном техникуме и даже успел поработать ветеринаром. Потом по благословению своего он стал послушником Киево-Печерской Лавры. Там по воле Божьей он попал в келью, где когда-то жил до своей кончины схиигумен Кукша Одесский. Духовник Ивана, схиигумен Валентин, предрек в его жизни много событий, можно сказать, даже всю жизнь.

Учеба в Ленинграде

Сначала у него была неудачная попытка поступить в Духовную воспрепятствовала этому служба госбезопасности. Иван Сокур переехал в Новосибирск и служил год иподьяконом у архиепископа Павла (Голышева).

С 1968 по 1975 год он учился в Духовной семинарии и академии Ленинграда, причем его зачислили уже сразу на второй курс. В 1975 году Ивана Сокура, на тот момент студента 4 курса, митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим постриг в монахи с именем в честь Савватия Соловецкого.

Сразу после учебы его направили в Одесский Свято-Успенский мужской монастырь. Но тяжелая болезнь его матери заставили Савватия подать прошение о его переводе в Донецкую епархию. Там он стал служить сельским священником в храме святого князя Александра Невского в с. Александровка Марьинского р-на. Храм был бедным, но отец Савватий смог сделать так, что и прихожане появились, и необходимый ремонт, и все нужные для жизни церкви закупки были сделаны: иконостас, кресты, новые иконы. В то время, а это был 1980 год, церкви в СССР в основном закрывались, а отец Савватий делал буквально чудеса, сотворив достойный престол Господу.

Активность наказуема

В 1977 году его наградили в 1983 г. - орденом Преподобного Сергия Радонежского III ст., в 1984 г. - палицей. Советским органам такая активная и смелая деятельность сельского священника не нравилась, поэтому его не раз подвергали угрозам и избиениям. Здоровье его подкосилось. Отца Савватия стали переводить из одного прихода в другой, чтобы сломить дух неудобного для них священника. Каждый год он переезжал из храма в храм, из города в город, из села в село, пока в 1986 году не стал игуменом Свято-Васильевского прихода в с. Никольское Волновахского р-на (Луганская обл.). И опять первым делом он начинает ремонтировать, строить и приводить все в порядок. В 1988 году ему удалось возвести крестильню, настоятельские покои и паломническую трапезную.

В 1990 году он был возведен в сан архимандрита и в 1992-ом пострижен в схиму, получив при этом имя Зосима. В 1997 году благодаря его усилиям была утроена богадельня по и немощными людьми. В 1998-ом отцом Зосимой была основана Свято-Успенская Николо-Васильевская обитель с братскими и сестринскими корпусами.

29 августа 2002 года старец Зосима (Сокур) почил. Он знал, что скоро умрет. Его тело было похоронено на территории отстроенной им монастырской обители в небольшой часовенке. Его детище - монастырь до конца был приведен в порядок только в 2008 году. Освятить его приехал сам Патриарх Кирилл, который лично знал отца Зосиму и с большим теплом о нем отзывался.

Фильмы

О жизни этого выдающегося прозорливого старца украинский телеканал КРТ создал удивительные фильмы: «Дорога, длиною в жизнь», «Поминальная молитва». Издательство в 2005 году выпустило книгу «Схиархимандрит Зосима (Сокур). Слово о Святой Руси». В 2013 году вышла вторая часть книги этого же издательства о старце под названием «О чем скорбит душа».

О пророчестве Зосимы Сокура

Сегодня уже много лет прошло со дня его кончины, и только теперь многие его пророческие слова стали до боли в сердце понятными, так как сбылись его самые роковые предсказания. Отец Зосима (Сокур) предрек, что прославится в лике святых в 2000 году царская семья Романовых. Из проповедей мы слышим, как он говорит о том, что конец приближается. Времена Антихриста уже подготовили свои жуткие бедственные сценарии, которые уже вот-вот начнутся.

Война, как гнев Божий, обрушится на русский народ. Блаженны будут те, которые не рождали, ибо это означает, что дети, которые сегодня появляются на свет, умрут мученической смертью. Отец Зосима (Сокур) предсказывал кровь, тяжелую жизнь и горе со слезами. Сегодня бомбы падают на Сербию, завтра натовцы-сатанисты будут бомбить Киев и до Москвы доберутся. Скоро преступников будет больше, чем просто нормальных людей. Везде - оружие, человек со стеклянными глазами может выстрелить в другого человека ради забавы. Падение нравов в обществе. Готовится предательство Церкви, Родины и всего святого.

Отец Зосима (Сокур) предупреждал, что вся колотня начнется с Киева - с колыбели городов русских. От него она покатится по всей Русской земле и не минует Россию. Автокефалисты будут прогонять истинных православных священнослужителей, многих из которых ждет тюрьма и сума.

С его слов «хохлы-западенцы» выступят против веры православной. Но монашество будет стоять войском против антихристовых слуг до самого скончания века. Много еще преподобномучеников и сподвижников иноков будет, именно они мужественно встанут в тот момент, когда все поклонятся Антихристу.

Отец Зосима (Сокур) вдохновил всех своих чад словами, что Дух Руси могучий и непобедимый. Медведь русский спит, терпит, но, как проснется и дубину в лохматую лапу возьмет, да как раскрутится и ударит, то вся масонская Европа полетит от этой русской святой дубинушки. Россия-матушка устоит, и будет там благодать великая. Силы Антихриста не одолеют Православную Церковь. Светильники истиной веры будут гореть всегда на святой земле русской. Главное - находиться в лоне Русской Патриаршей церкви и ее незыблемых канонов.

Схиаримандрит Зосима (в миру Сокур Иван Алексеевич) родился 3 сентября 1944 года в селе Косолманка Верхотурского района Свердловской области. Мать, Мария Ивановна (будущая схимонахиня Мариамна) была простой крестьянкой Винницкой губернии, общалась с монахинями, за что попала в заключение по статье «религиозная пропаганда» и в тюремной больнице родила Ивана Сокура.

Крестили младенца трижды, т.к. в то время найти священника было не просто: всех разогнали по ссылкам и лагерям.

Первый раз – простая верующая женщина, из страха, чтобы младенец не помер некрещеным. Второй раз – некий благочестивый дедушка: мол, не бабье это дело детей крестить. А третий раз – уже священник, в церкви, полным чином.

Мальчика хотели назвать Фаддеем – в честь апостола, память которого совершается 3 сентября. Но сердобольные люди из их селения накануне были у о. Кукши (в Киево-Печерской Лавре, которая только что открылась) и попросили у него молитв за благочестивую семью Сокур: мол, мальчик – сирота, отец погиб, мать – уборщица, оклад 20 рублей, нужда жуткая – с голоду не помереть бы. «Пусть нарекут Иоанном – благодать Божия будет», - неожиданно ответил после молитвы святой Старец, известный на всю Русь даром прозорливости. Так по особому Промыслу Божию, с благословения схиигумена Кукши, причисленного ныне к лику святых, младенца нарекли Иоанном – в честь Иоанна Крестителя.

Отец в год рождения сына погиб на фронте. Родом он был из донских казаков, поэтому Батюшка так любил песни казацкой вольницы – они как бы рассказывали ему об отце, которого он никогда не видел.

После освобождения, Мария Ивановна вместе с сыном переехала в г. Авдеевку (Донецкая область), где проживала её родная сестра, монахиня Антонина, в прошлом духовная дочь о. Иоанна Кронштадтского.

«С детства меня приучали к храму Божию. Часто вспоминаю, вначале маменька покойная носила меня на руках маленького безпомощного. Потом меня в детский садик определили, как сироту. В садике разные сироты были тогда от войны, воспитывались там. Приезжали ко мне как-то на встречу сюда в Никольское и генералы уже, и врачи, и профессора, - вместе росли мы в садике… И воспитателей всех позабывали, а тетю Нюру никто не забыл. А за что ее, простую уборщицу помним? Она научила нас всех тайно Богу молиться. «Отче наш…» научила. Заведет за угол всех по одному… Тогда же гонения какие были от коммуняк этих, сатанистов: лоб перекрести, - сразу в тюрьму посадят! Так за угол заведет: «Давайте, детки, Бозеньке молиться… Вот так креститься: три пальчика вместе, два прегинать, пошли «Отче наш…», «Богородице Дево…» И она нас всех научила Богу молиться. И мы ей благодарны, все ее поминаем. Я ее каждый день поминаю: «И рабу Божию Анну, или тетю Нюру мою, - научила меня «Отче наш…» читать». Все до единого мы до сих пор помним ее. Взрослые уже дядьки и тетки стали, старики, старухи стали, а тетю Нюру никто не забыл. Всех позабывали, заведующих и поваров как звать, а только ее не забыли. Вот что значит светлому, доброму научить в детстве…

…У нас было очень много книг, и я уже в семь лет умел читать свободно на славянском языке. Уже в семь лет я читал в церкви Апостол, хоть и еле тащил эту книгу. У нас была старинная в церкви очень книга, в деревянных корках таких огромных, что я еле ее тащил…

…С детства я как-то очень любил книги. Меня заставляли, правда, в детстве читать. У нас было очень много книг. Часть чекисты у нас забрали, а часть остались попрятанные. И вот эти все знания мои, жития святых и устав – все это идет с детства.

Так что всегда люблю, когда дети всему учатся. Детская память – святая. На всю жизнь запоминает, ибо она чистая еще, девственная эта память. И меня заставляли читать, мало – читать, пересказать еще, что я читал. И так постепенно знания все, и жития святых, исторические знания накапливались в моей жизни, в моей голове. Они сохранились даже до сего дня. Я никогда не обдумываю, что я буду вам говорить, какую проповедь, о чем буду говорить. «Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою». Надеюсь на Господа. «И Господь всегда помощником мне есть». Никогда не люблю чужие проповеди читать и повторять их, как мартышка. Всегда люблю свое слово сказать, личное. То, что у меня на сердце, то, что у меня на душе, то и на устах моих во славу Божию. Вот почему дорого в юности все запоминать, все читать. На всю жизнь оно остается тогда в памяти человеческой».

Маленький Ваня ходил в садик и бегал в Свято-Николаевский храм, где его и крестили. Садик находился в 20 метрах от храма. Детей в группах было по 40 и более человек. Бывало так: воспитатели засмотрятся, а Ваня сделал из консервной банки кадило и размахивает им.

Жил Ванечка с мамой и тётей в хатке, завещанной им бабушкой, которую они досматривали. Хатка возле храма находилась. В школе заметили, что он часто посещает храм, стыдили его, смеялись, позорили при детях. Однажды сделали в школе стенд и от его имени написали: «Отказываюсь от религии и т.д.». Он всё сорвал и потоптал. Говорит: «Ничего я не писал».

На педсовете разбирали его все учителя, а классная руководительница начала стыдить при всех. Она неоднократно его выслеживала, куда он пошёл, и откуда пришёл. Ваня рассказывал: «Я не выдержал, нервы были на пределе, и говорю ей: «Сейчас возьму чернильницу и в тебя запущу, тогда веди меня к невропатологу. Вы все нервы мне расстроили».

Школьные годы для многих – веселые, для верующего мальчика оказались годами недетских испытаний и настоящего исповедничества. «Батюшке, покойному отцу Алексию, приказали не пускать меня в церковь: «Иначе, лишим тебя регистрации уполномоченного». Батюшка сказал: «Не ходи, иначе закроют церковь из-за тебя, ты один единственный из всех детей села ходишь. И беда будет. Ни церкви, ни меня не будет». Ну, как быть? Так я за два часа до начала вечерни иду, чтоб меня еще никто не видел, десять переулков вокруг обойду, с огородов зайду в церковь, под лестницей в пономарке спрячусь, жду, когда ж кадило зажечь. Для меня самое было интересное зажечь кадило и подать батюшке. А сам еще малый был. Преждеосвященная – некому было пономарить. Батюшка говорит: «Будешь сегодня пономарем у меня». Я со свечкой иду в руке, он же со Святыми Дарами. Свечку несу, звонки и кадило. Старинный звонок – пять звонков было вместе – как зазвонят на всю церковь! Падают бабы сразу все на коленки… Как зацепился я, малый, за ковер в алтаре, как грохнулся посреди ковра: свечка под Престол, звонки как звонили – под Жертвенник, кадило мое под стол закатилось. Боже мой! Бабы все то попадали на колени, то повскакивали. А батюшка держит дискос: «Что ж ты наделал? Службу Божию перепортил мне». Пока пособирали кадило, звонки. Они звонят, - бабы то падают, то встают. В общем, была веселая литургия у меня Преждеосвященных Даров. Вот так я воцерковлялся…

Очень любил звонить всегда во все колокола на колокольне. Я быстрый был, сразу взлечу туда. А запрещали звонить тогда коммуняки – чуть-чуть бомкнуть только, чтоб звука не было. А я им назло! Был у нас еще старый звонарь: «Звони, Ванюша погромче, жару поддавай тем коммунистам под одно место!» Я и звоню полчаса. Бедный батюшка перепуганный: «Что ты калатаешь? Да завтра ж церковь нам закроют коммуняки!» Самое любимое было у меня звонить в колокола...

…Особенно большое влияние на меня оказала покойная тетя – монахиня Антонина, очень близкая к Иоаннову монастырю и к дорогому Батюшке отцу Иоанну Кронштадтскому, которая неоднократно видела его при жизни, причащалась у него, исповедовалась, брала благословение, и свято чтила дорогого Батюшку отца Иоанна Кронштадтского как великого святого. И все матушки жили верой, что неминуемо придет время всемирного прославления дорогого Батюшки. Говорили: «Мы не доживем до этого, а ты должен дожить и петь величание отцу Иоанну Кронштадтскому». Такие были разговоры у нас в семье. Действительно, они не дожили до этого светлого момента, а меня Господь сподобил, и вас всех Господь сподобил дожить, когда мы уже не гонимого дорогого Батюшку поминаем, а величаем его, покланяемся ему, прославляем его как великого молитвенника, угодника и предстателя, отца Иоанна Кронштадтского…

Все время в церкви находился я на клиросе: пел, читал с матушками вместе. Псальмы очень любил петь. Особенно про Дорогого Батюшку, отца Иоанна Кронштадтского мы любили петь псальмы. Любили из сборника стихотворений духовные стихи петь…»

(Из воспоминаний Батюшки о себе.)

Уже в детстве, начала с мамой и тетей, а потом и самостоятельно ездил Ваня в паломничества по монастырям. Не так их много было в те безбожные годы. Но в этих немногих обителях подвизались великие старцы и духовники, подвижники, перенесшие на своих плечах тяжесть кровавых сталинских гонений, ужас тюрем, лагерей и ссылок. Стяжавшие в нечеловеческих испытаниях сугубую благодать, они в 1940-е и 1950-е годы окормляли народ Божий, который был «как овцы не имеющие пастыря». Не раз Ваня бывал в Почаевской Лавре у преподобных старцев Кукши и Иосифа. Очень любил он и Киево-Печерскую Лавру. С детства знал он ее знаменитые напевы. Знал жития всех Печерских угодников, очень любил молиться в пещерах, благоговейно прикладываясь к их святым нетленным мощам.

В Лавре встретил Ваня старца схимника, который стал его духовным руководителем. И как батюшка уже в конце жизни говорил о его прозорливости: «он рассказал всю мою жизнь». Звали этого старца схиигумен Валентин (Семисал).

Перед самым ее закрытием Лавры, по благословлению своего духовника начал свой монашеский путь будущий схиархимандрит Зосима, а тогда послушник Иоанн.

В 1960 году в Авдеевку приехал служить новый батюшка. Звали его отец Димитрий Песков.

Мать его звали Ксенией. Когда она была беременной, в местность, где она жила приезжал отец Иоанн Кронштадтский. Очень много людей встречали всероссийского Батюшку. Казалось, к нему невозможно будет подойти. Но вдруг Св. Иоанн Кронштадтский сам оказался возле Ксении, и благословив ее, подарил большую служебную просфору. «Это предзнаменовало то, что я, ее сын, буду совершителем Евхаристии», - объяснял отец Димитрий. Отец Димиртий стал духовным руководителем Вани. Это был настоящий подвижник, молитвенник и старец, к которому уже в 50-е, 60-е годы и до самой смерти в 1990 году, ехали за советом и наставлением множество людей из разных уголков Донбасса и не только.

Отец Димитрий полюбил благочестивую семью Сокур. Он благословил сестер выпекать просфоры для храма, а Ваню благословил исполнять пономарское послушание.

Службы у батюшки были долгие. Люди говорили – по-монастырски служит.

Ваня часто посещал отца Димитрия. Много почерпнул он от этого благодатного батюшки.

В 1961 году Иван окончил ОШ I-II ступеней № 1 г. Авдеевки. С 1961 по 1964 год он учился в сельскохозяйственном техникуме, немного работал ветеринаром. Затем решил поступать в Московскую Духовную семинарию. Характеристику для поступления Ване дал отец Димитрий Песков: «Дана сия прихожанину Николаевской церкви г. Авдеевки Донецкой обл. Сокур Ивану Алексеевичу в том, что он с детских лет прислуживал в храме в качестве пономаря. Воспитан в строгих христианских правилах. Родная тетка его – монахиня. Поведение Сокур И. прекрасное, скромный, послушный, что и подтверждаю своей подписью.

Настоятель Николаевской церкви г. Авдеевка протоиерей Димитрий Песков. 2.VIII.1967 г.»

При поступлении в семинарию, Ваня писал: «Прошу Вас не отказать моей просьбе, в связи с большим моим желанием и прямым намерением посвятить себя делу Церкви».

Среди выдающихся духовников, от которых черпал духовные сокровища юный Иван Сокур, был известный уже в 1970-е годы старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин). В одной из своих проповедей Батюшка очень тепло вспоминал о нем: «Отец Иоанн (Крестьянкин) девяностолетний старец, очень мною почитаемый, я очень его люблю этого старца, мой самый любимый старец нашего времени. От юности я руководствовался им, ещё, когда учился в семинарии. В академии юношей я часто приезжал в Печёры, бывал, встречался, разрешал вопросы недоуменные. И никогда у нас с отцом Иоанном разногласий духовных никаких не было, всегда было духовное согласие и единомыслие».

Поступить в Московскую духовную семинарию Ване не удалось, т.к. органы госбезопасности препятствовали образованным молодым людям в получении духовного образования. Иван едет в далекий Новосибирск и в течение года служит иподьяконом у архиепископа Павла (Голышева). «Владыка Павел, - святой жизни аскет был. Какое он на меня благородное и благоприятное впечатление произвел духовной жизнью постнической. Службист какой он был. Именно там я познавал красоту службы Божией. Как он чин омовения ног всегда совершал, нес крест... Я от него большую пользу духовную приобрел. Как губка все впитывал».

(Из воспоминаний Батюшки о себе.)

Иван не терял связи с владыкой Павлом и после поступления в семинарию. При малейшей возможности он приезжал в Новосибирск, передавал письма владыке и сам получал от него поздравления с великими праздниками. В 1969 году на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы в Новосибирском кафедральном Вознесенском соборе Иван был посвящен архиепископом Павлом в первую степень церковного клира – во чтеца. Во время пребывания в Новосибирске Иван исчезает из поля зрения бдительных сотрудников органов КГБ, и в 1968г. уже как житель российской глубинки поступает в Ленинградскую Духовную семинарию сразу на второй курс.

В семинарии Иван оказался в особой атмосфере питерской духовной школы. С одной стороны здесь была возможность для серьезной церковно-научной и богословской работы, а с другой – теплота почти семейных отношений, обусловленная проживанием под одной крышей преподавателей и студентов. Особое участие в жизни Духовной школы принимал правящий митрополит Ленинградский Никодим (Ротов).

Некоторое время Иван был его иподьяконом.

Благодаря тому особому влиянию, которое умел оказывать на воспитанников митрополит Никодим, многие из них решались полностью посвятить себя на служение Богу и Церкви. В Духовных школах часто совершались монашеские постриги.

В 1975 году митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим постриг студента четвертого курса академии Ивана Сокура в монашество в честь Савватия Соловецкого.

Академию отец Савватий окончил со степенью кандидата богословия, написав работу по истории Русской Церкви «Валаамский монастырь и его церковно-историческое значение».

Конечно же, не случайно областью его научного интереса оказалась история русского монашества. Именно здесь он стремился найти живые примеры для подражания, образцы для своей дальнейшей жизни. Таким образом, кандидатская работа отца Савватия оказывается не чем-то отвлеченным от реальности, а важным теоретическим фундаментом для его будущей пастырской деятельности.

Валаамский монастырь – ярчайший образец русского монашества, характерно сочетавший в своих стенах с одной стороны подвиг молитвы, и явивший миру сонм Валаамских старцев-подвижников. А с другой стороны он прославился образцовым хозяйством, разумным устройством монашеской жизни многочисленной братии.

Именно такое восприятие монашеской жизни воплотил Батюшка в созданной им обители в Никольском, которая явилась плодом его многотрудной жизни. После учебы иеромонах Савватий был направлен в Одесский Свято-Успенский мужской монастырь. В это время обострилась болезнь его матери - астма; в связи с этими обстоятельствами о. Савватий написал прошение о переводе в родные края. 25 декабря 1975 года он принят в клир Ворошиловградско-Донецкой епархии и назначен настоятелем в храм Святого благоверного князя Александра Невского в посёлке Александровка Марьинского района. Храм был очень беден, прихожан было мало. Батюшка поставил новый иконостас, кресты на храме, закупил новые иконы. Иеромонах, блестящий выпускник Духовной академии становится «простым сельским священником», как часто называл себя сам батюшка. Служение приходского священника – это прежде всего пастырство, духовное окормление народа Божия. Это то, к чему готовил себя отец Савватий во время учебы в Духовных школах, к этому стремилась его душа.

Прихожане рассказывали знакомым, какие поучительные, интересные проповеди произносил отец Савватий. Его истовые богослужения, частые проповеди и просто беседы в храме с людьми на насущные темы стали привлекать в Александровку все больше и больше прихожан. Уже не только из окрестных сел, но и из Донецка потянулись люди к доброму пастырю.

Безбожным властям не понравилась такая активность священника. На него начали давить. Неоднократно вызывали и беседовали в сельсовете. Препятствовали всякому строительству, заставляли разбирать уже построенное. Недостроенный колодец так и стоит посреди церковного двора в Александровке даже до сего дня.

Митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион (Шукало), рассказывал о деятельности о. Савватия (Сокура): «Меня всегда поражало его храмостроительство. Куда бы он ни пришел служить, везде сразу же затевал капитальные ремонты и строительство. Помню, как в 1980 году, когда я служил еще псаломщиком в Свято-Успенском храме Донецка, на праздник Почаевской иконы Божией Матери мы поехали к отцу Савватию в Александровку – на освящение нового престола. Ему удалось сделать этот престол в тот самый период, когда церкви в СССР только закрывали да разрушали. По тем временам это было чуть ли не сенсацией».

Любовь к церковной службе, которую отец Савватий имел с детства, теперь, когда он стал священником, возгорелась в нем особенно ярким пламенем. Служил он очень часто и подолгу. Ревнуя о памяти святых угодников, стараясь почтить память многих из них с особой торжественностью, батюшка служил много полиелейных служб. Громогласное величание, торжественное каждение, чтение Евангелия, обязательная проповедь – все это батюшка совершал настолько вдохновенно и величественно, что многие люди, побывав на его службе один раз, оставались в этом храме уже навсегда, стремясь еще и еще припадать к этому благодатному источнику.

Батюшка жил при храме. Его мама, которая жила в Старомихайловке, часто приезжала к нему на службу. Батюшка очень заботливо к ней относился. В храме справа у алтаря у нее было свое особое место, где она всегда молилась. Она очень любила богослужение. Счастлива была мать, вырастившая и воспитавшая сына, который ревностно служит Богу и нужен людям, который в трудные минуты может поддержать человека. Какую благодарность Богу и Матери Божией она испытывала, когда ее сын – отец Савватий постригал ее в великую схиму.

Те люди, кто имел счастье общаться с матушкой Мариамной, говорят о ней с большой любовью и теплотой. «Это был святой человек. Настоящий Ангел», - вспоминает бывший алтарник Александровского храма, ныне игумен Зинон. «Очень хорошая, обходительная, гостеприимная. Батюшка часто повышал голос, когда его не слушали или что-то не так делали. Матушка Мариамна ему: «Что ты кричишь, нельзя так людям грубить. Надо с людьми нормально разговаривать». Но батюшка и накричит, и поругает, и пожалеет всех. Одновременно и строгий и добрый был», - рассказывает схимонахиня Иннокентия, много лет трудившаяся при Александровском храме.

Мама отца Савватия схимонахиня Мариамна умерла в 1981 году. Батюшка служил всенощное бдение под праздник святых первоверховных Апостолов Петра и Павла. Из-за болезни матушка Мариамна осталась дома в Старомихайловке и читала Псалтирь. За чтением Псалтири она и умерла. Ее похоронили в Александровке недалеко от храма.

В 1977 году о. Савватий был награждён наперсным крестом, в 1980 возведен в сан игумена, в 1983 году награжден орденом Преподобного Сергия Радонежского III степени, в 1984 – палицей. В это же время советские органы госбезопасности обращают внимание на «слишком активного» сельского священника. Ему угрожали и избивали, после чего его здоровье резко ухудшилось. Под давлением КГБ его переводили с одного прихода на другой, чтобы сломать несговорчивого священнослужителя: в 1985 году – он настоятель Рождество-Богородичного храма в с. Андреевка Великоновоселковского района. Затем после Пасхи 1986 года о. Саватий переведен в Свято-Троицкий храм г. Макеевки, и сразу же назначен настоятелем Свято-Покровского храма пос. Андреевка г. Снежное.

22 ноября 1986 года батюшка определен настоятелем Свято-Васильевского храма села Никольское Волновахского района. Приехал в Никольское отец Савватий в самом конце ноября 1986 года, и служил первый раз в Васильевском храме на праздник Введения Пресвятой Богородицы.

Зима в том году рано вступила в свои права. Снега еще не было, но мороз был крепкий.

Эта первая зима на новом месте была особенно трудной. Выдалась она на редкость морозной и длинной. В храме – ужасный холод, на стенах – лед, отопления нет. Чаша примерзала к рукам. Во время службы окоченевшие руки все время приходилось отогревать. Да и жилой дом скорее походил на сторожку или сарай, чем на дом священника. Окна его вросли в землю. Одного из них вообще не было. Пришлось заткнуть дыру матрасом. У выбитого окна лежала куча сгоревшего тряпья. Внутри были мыши и крысы. Полное запустение царило повсюду: и в храме, и в доме, и на церковном дворе. Прямо у входа в храм – туалет и свалка мусора. Храм был полуразрушенный, иконостаса в нем не было. Вместо него – фанерная доска.

А ведь до революции, в 1912 году, когда был построен Васильевский храм, в нем был установлен прекрасный майоликовый иконостас, который стоил по тем временам громаднейших денег – 4000 рублей. Его заказывали для этого храма на одном из фарфоровых заводов известного промышленника Кузнецова и везли в специальных бочках, чтобы не разбить хрупкие составные части. В 1939 году, когда храм был осквернен безбожниками, иконостас разбили и выбросили. Позже, в земле около храма не раз находили осколки этого старого иконостаса. Батюшка со слезами на глазах держал их в своих руках. До последних дней своей жизни он бережно хранил их в алтаре.

Его трудами был отреставрирован храм, в 1988 году построена крестилка с настоятельскими покоями и паломническая с трапезной. В 1989 году колхоз передал церкви второй сельский храм – Никольский. Теперь он стал приписным к Васильевскому храму. Когда отец Савватий туда вошел, жуткая картина запустения и поругания предстала перед его взором.

В 1990 году игумен Савватий был возведен в сан архимандрита, а в 1992 году епископом Донецким и Славянским Алипием пострижен в схиму с именем Зосима.

Жены-мироносицы – матушки, которые ездили за о. Зосимой по всем приходам, на которых ему приходилось служить. С них и началась история обители в Никольском. Заботясь о людях, которые всегда были рядом с ним, Батюшка устроил для них богадельню. В 1997 году был взят в аренду у сельсовета «Дом временного проживания», расположенный на территории, прилегающей к храму, где и была устроена богадельня по уходу за немощными и престарелыми.


Монах должен быть всегда радостный - так говорил отец Зосима

1 февраля 1998 года о. Зосима был назначен духовником Донецкой епархии и членом Епархиального совета. 26 марта 1999 г. награжден орденом Нестора Летописца, 20 апреля 2000 – правом ношения второго креста с украшением. К великому юбилею Рождества Христова – орденом «Рождество Христово – 2000» I ст.

Как к носителю божественной благодати к о. Зосиме всегда стекалось множество людей, желающих жить и трудиться под его духовным руководством. Так с годами образовалась большая приходская община.

Крестоношение

В 2000 г. в селе Никольском был официально зарегистрирован женский Свято-Николаевский монастырь, а в 2001 – Свято-Васильевский мужской. Первым наместником которого и стал приснопоминаемый схиархимандрит Зосима.

«…Обитель умножается святая наша – братия умножается. Как хорошо: братия мирно, тихо стоят все вокруг престола, круг вечности образовали, молятся. Божественную литургию – литургию мира, литургию любви, литургию единства совершаем. Не разделяемся, хоть среди нас есть и русские, и греки есть, и болгары есть, и цыгане есть. Ещё кто у нас тут есть? И хохлы, конечно ж, есть, и бандеровцы есть – они добрые наши тоже прихожане. Так что мы не разделяемся по национальному фашистскому признаку, мы все являемся братьями и сестрами, мы все являемся единой семьёй духовной, святой нашей Русской Православной Церковью. И дай, Господи, чтобы эта семья единая духовная нашей обители святой служила добрым примером и для государства нашего, чтоб мы не разделялись, а объединялись в единую семью Руси Святой и спасались все вместе, как спасались наши деды-прадеды…»

Из проповеди схиархимандрита Зосимы.

Чин омовения ног

Батюшка отошел ко Господу 29 августа, в день погребения Пресвятой Богородицы, которую батюшка так почитал, и на следующий день после престольного праздника, основанной им обители. Теперь ее взяла под свой покров Пречистая дева.

Батюшка похоронен на территории монастыря в часовне около Свято-Успенского собора.

Духовное завещание отца Зосимы

Аз, грешный Схиархимандрит Зосима, основатель двух обителей: Успенского Свято-Васильевского мужского и Успенского Свято-Николаевского женского монастырей, оставляю последнюю свою волю: и по смерти моей свято и вечно, до последнего издыхания, храните все завещания, те священные традиции, ту особенность служб, записанные братьями и сестрами в монастырском уставе, сохраняя их до малейших подробностей и не допуская никаких отступлений.

Строго держитесь Русской Православной Церкви и Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси.

В случае отхода Украины от Москвы, какая бы ни была автокефалия, - беззаконная или «законная», - автоматически прерывается связь с Митрополитом Киевским. Из существующих монастырей тогда образовать Дом Милосердия, который будет выполнять святые законы милосердия – служение людям до их погребения, и эту заповедь обители должны выполнять вечно. Никакие угрозы и проклятия не признавать, так как они не каноничные и беззаконные. Твердо стоять за каноны Русской Православной Церкви. В случае отпадения от единства Русской Православной Церкви, - правящего архиерея не существует, монастыри переходят в ставропигиальное управление, под омофор Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси. Молю Бога и надеюсь, что Святейший Патриарх не откажет и примет под свой омофор. Если сие будет невозможно, то монастыри переходят под самостоятельное игуменское управление по подобию Валаамской обители начала нашего столетия, находясь под видом светлых будущих времен единства Украины и России, которые, глубоко верю, неминуемо наступят, с чем и ухожу в вечность.

…Отходя в жизнь вечную, последнее слово глаголю вам, братья, сестры и все молящиеся в обители нашей: держитесь Русской Православной Церкви – в ней спасение.

Всем даю из гроба прощение, Бог за вас да простит и помилует по Его велицей и богатой милости. Кто приходил ко мне за духовным руководством, держитесь святой обители: братья и сестры помогут вам и наставят на путь спасения… Подаю из гроба, бездыханный и безгласный, Мир, Любовь и Благословение Божие.

Воспоминания

Высокопреосвященнейший Иларион, митрополит Донецкий и Мариупольский


"Он обладал особым Божьим даром молитвы"

Наше знакомство со Старцем произошло в 1980 г. Я был псаломщиком в Свято-Успенском храме г. Донецка. На праздник Почаевской иконы Божьей Матери мы поехали в храм села Александровка, где настоятелем был о. Зосима, тогда еще Савватий. Там освящался новый Престол.

Больше всего меня поразила его смелость. В то время, когда всё разрушалось, закрывали храмы, монастыри – освящение нового Престола было чем-то особенным, неслыханным. Ведь духовенство всё было испуганным, не имело своего мнения, а если и имело, то под спудом. А о. Савватий (имя о. Зосимы до схимы) всегда прямо говорил то, что думал, он никого и ничего не боялся. Никогда за эти годы я не увидел в нем лукавства. Это был очень честный, очень искренний человек.

С тех пор мы часто виделись. Меня как архиерея восхищало в Старце его стремление к храмостроению. Александровка, Андреевка, Никольское... В тех местах, где служил отец Зосима, всегда реставрировались и строились храмы. За 22 года нашего знакомства узнал его как человека, истинно служащего Богу и православной вере. Он обладал очень редким, особым Божьим даром молитвы. Любил людей, и люди шли к нему за духовной поддержкой, помощью, за верой.

Он был справедливым. И в наградах, и в наказании. Всегда боялся обидеть человека. И еще – очень скромный в быту. Он долгие годы ходил в простенькой тужурке. Одежда и предметы быта для него не были важны. Зато старинные иконы, книги, Церковное облачение, утварь он почитал и никогда не жалел на это средств.

Как архиерей я благодарен ему за то, что он основал богадельню. Он буквально собирал брошенных, никому не нужных стариков. И они проживали остаток своих дней в тепле, уюте и заботе. Я сам неоднократно посылал к отцу Зосиме стариков, которые приходили ко мне в поисках приюта. И потом, приезжая в монастырь, видел их благодарные лица.

Отец Зосима навсегда останется в нашей доброй памяти даже только за то, что основал две обители. Он называл их "моя деревенька". Батюшка очень любил монашескую братию и заботился о ней. Бог дал ему дар предвидеть некоторые события. И всегда случалось так, как он говорил. Он предвидел смерть моей мамы. Она была парализованной, болела. Отец Зосима мне сказал, чтобы я на Пасху поехал к маме, а то буду стоять у гроба и корить себя за то, что не застал её живой. Я, конечно же, поехал к родителям, провел с мамой несколько часов. Потом отправился на службу в Мариуполь, и по дороге мне сообщили, что мамы не стало.

Девиз его жизни: сохранить единство Церкви. Он стал сразу на прю с автокефалией и тенденциями разделения. И то, что Донецкая епархия одной из первых сохранила верность Матери Церкви, Московскому Патриархату – это его заслуга, заслуга его молитвы, его духовного авторитета. Сейчас мне очень не хватает его совета и старческой молитвы, с его помощью легко решались самые трудные вопросы. И даже сегодня, я в этом не раз убедился, если обращусь к нему с молитвой – по-иному получается: я получаю вразумление, как правильно поступить. Мы веруем, что схиархимандрит Зосима сподобился венца славы – это была постоянная цель его жизни. Когда на сороковой день по его кончине я служил литургию, мне никогда еще так легко не служилось – служба прошла как одно мгновение. Это говорит о том, что человек, которого мы поминаем, - не простой. Его жизнь – угодна Богу и он, конечно, в Царствии Небесном...

Он учил быть терпимым, великодушным к врагам, милосердным и справедливым. Отец Зосима был духовным символом православного Донбасса. Верил и нас учил верить в единство и духовное единение всех славянских народов, в торжество правды и веры.

Вспомянем о батюшке Зосиме

светлой памяти архимандрита Зосимы (Сокур)

06.07.2011 13:31

Вспомянем о батюшке Зосиме,

Хранителя святого очага.

Как он страдал, любил и был любимый,

Дружиной славною царя Христа.

Как он в терпении, душу созидая,

Спасал себя и тысячи вокруг.

Как он свечой, молитвенно сгорая,

Всем освещал дорог тернистый круг.

Он претерпев болезни и печали,

За всех молясь и всех прощая,

Учил прощать других, забыв обиды суть.

Не помня о себе, за всех переживая,

Не спал ночей, в молитве преклоняясь,

И Божью Матерь на коленях умоляя,

Просил в покров свои обители принять.

Услышав зло, Царица пресвятая,

Обильно изливала благодать.

И, вместе с ним, обитель созидала,

Благословив Успенскою назвать.

Обитель братолюбия святаго,

Уставных служб, что с древности идут,

Ты всех больных и немощных взывала,

Благословляя милосердья труд.

И старец, Божью Матерь ублажая,

Все нес труды, не покладая рук.

Пока Царица неба Пресвятая,

Не забрала его с собою вдруг.

Воспомянем о батюшке Зосиме,

Молитв его попросим, приклоняясь,

Он завещал нам быть со всеми в мире,

И обещал быть с нами в трудный час. /2 раза

Сейчас, родные мои, вчера вечером я говорил, идёт колотня у нас в Церкви внутренняя, междоусобица. С этими пресловутыми кодами, с этими ИНН какой-то там, что-то там, в России. У нас коды, а там ИНН какие-то придумали, ну, в общем, одно и то же – налоговый номер присваивают всем. Михайловых Иван Петровичей десятки, разобрать их как? Ну, каждому номер присвоили – уже понятно, где какой под каким номером находится. Мера государственного учёта такая. Как прицепили сюда церковные дела? Это уже я не понимаю. Как уцепились эти монахи, как злые собаки , в эти номера: «Это уже диавольская печать, это антихристова печать!» В этом Святогорском монастыре этот Серафим …, бороду отрастил , он же только к вере пришёл несколько лет назад, он же был безбожник ! И уже давай всех учит.

Приехал я в Святые горы: «Ты коды принял?». Да на что мне твои коды сдались, я себе Богу молюсь, да и всё, и не знаю горя никакого. Кто принял – принял, никто от этого от Бога не отошёл, что ж, государству нужно подчиняться. «Всё, это уже погибший, уже всё». Колотят всех, крутят всех такие вот кипы заявлений писать да кипы бумаг этих писать. А бумаг сколько переводят – лучше бы акафист какой напечатали да людям раздали. Я эти все бумажки, про ИНН все эти, рву и в туалет бросаю , как хорошо там пользоваться ими , они такие… хорошие. Очень подходят для этого дела. Не читаю ничего, потому что знаю, что это басни века сего.

Все давай на старцев – старцы сказали так: о. Иоанн (Крестьянкин) сказал не брать; о. Кирилл (Павлов) – сказал не брать ; о. Николай, на острове там служит, – не брать – всё, это смерть уже, умри, да не бери. Бедные эти старцы знать ничего не знают . Как моим именем тоже часто спекулируют – Зосима сказал… а я, Зосима, и знать не знаю и ничего этого и не слыхивал даже. И не знал то, что там про меня уже басни какие-то сочиняют. Точно так и про этих старцев. И колотня получается. Старцы эти все, девяностолетние уже старики глубокие, уже что им нужно? Покой . Уже их просто прячут от людей, а вы ж такие назойливые все, вы ж покоя не даёте . Закроют старца бедного, хоть он отдохнёт, полежит. Уже слухи: «Запретили в служении, уже не допускают, уже всё – под запретом, уже всё – старец страдалец и прочее, и прочее»

И чтобы пресечь это всё, о. Иоанн (Крестьянкин), девяностолетний старец, очень мною почитаемый, я очень его люблю, этого старца, мой самый любимый старец нашего времени. От юности я руководствовался им, ещё когда учился в семинарии. В академии юношей я часто приезжал туда, в Печоры, бывал, встречался, разрешал вопросы недоуменные. И всегда у нас с о. Иоанном были самые ближайшие, никогда у нас разногласий духовных никаких не было, всегда было духовное согласие и единогласие. Я удивляюсь, когда стали говорить: «О. Иоанн против этих кодов». Не может старец пойти против Святейшего Патриарха, когда он за Святейшего Патриарха как заступался! И за гонимого Патриарха Сергия как заступался, и за Патриарха Пимена как заступался, гонимого от этих самых разных фарисеев нынешнего века! Неужели мог пойти старец перед смертью против Патриарха, когда к нему сам президент Путин приезжал и его супруга, чтоб получить благословение на президентство, и старец с радостью благословил их, уходящий уже из этой жизни. И вот старец и обратился ко всей России, ко всем чадам своим с особым письмом, по интернету переданному. Мне сняли его, и сейчас я вам его зачитаю. Что б вы не колотили и не позорили, эти фарисеи нынешние , как вот это в Святых горах . Почему я никогда не езжу в Святые горы, абсолютно, и не тянет даже заехать туда после этих кодов ихних, как они там ещё беснуются, да ну, подальше от них . В женском монастыре понаколотил тот Серафим, были монашки нормальные, молились все, – подурели. Кругом подурели, там монашки подурели, там монахи подурели , в Оптиной колотятся с этими кодами, не молятся Богу, о спасении души не думают, о мытаревом покаянии, а Бог знает, о чём думают, о глупостях. И, главное, народ колотят – не берите. А что дальше делать, никто не говорит, а что кушать, а как детей учить, а как образование получить, а как жить, а как за квартиру платить? «А это мы не знаем». Так что ж вы за вожди такие глухие, бестолковые ? Указываете: не берите, – а что дальше? «Мы не знаем». Так кормите народ, содержите народ, – вот тогда будете вы пастырями настоящими.

И зачитаю чудные слова, будьте только внимательны, я потом вывешу текст вот там, в витрине, чтоб вы все, кто не был в церкви, почитали. Вот, хочу переслать его к Святогорским нашим этим туда, чтоб они почитали, а, они всё равно не поймут, замороженные . В женский монастырь надо переслать, владыке перешлю, вот, чтобы немножко тушить этот пожар. Глупость эту. Это ж борьба с Церковью идёт – еретиков этих, сектантов, раскольников и всё, через глупые какие-то номера . От номеров нам будет спасение или погибель? Никогда не будет от этого погибели, глупость всё это . Вот.

P .S . Выделения в тексте сделаны мной — ред. ioanna , дабы обратить внимание читателя, как шельмуются (позорятся, охаиваются, обругиваются, бесчестятся ) «старцем» Зосимой все те священники, монахи, миряне и даже глубоко чтимые верующим народом православные старцы, которые благочестиво обеспокоенны насильственным внедрением электронно-цифровых документов, способных, благодаря цифровым технологиям, каждого человека — верующего и неверующего лишить личной гражданской и духовной свободы, ограничить все его права, поставив в такие условия, что он должен будет исполнять любую волю установившейся в стране власти (например, оккупационной или антихристовой ), всех же не согласных с новыми порядками будут дистанционно и без объяснения причин блокировать и им ничего другого не останется, как только погибнуть, ибо ни купить, ни продать, ни получить работу, ни собрать милостыню, ни даже войти в какое-либо помещение, станет невозможно.

В год рождения сына. При крещении мальчику дали имя в честь святого пророка Иоанна Крестителя .

С раннего детства прислуживал в алтаре . В школе Авдеевки отрок терпел гонения за веру от учителей и сверстников, но переносил все с любовью, а учился отлично. В школьные годы побывал с матерью у преподобного Кукши Одесского в Почаевской Лавре . В году окончил среднюю школу в Авдеевке. Трудился в Киево-Печерской Лавре , где его духовником стал схиигумен Валентин, предостерегший юношу: "Тебе 13 раз будут предлагать епископство… Отказывайся… Твой путь - быть рядовым сельским батюшкой".

После закрытия Печерской Лавры жил в Свято-Духовом скиту Почаевской Лавры, но и оттуда вскоре изгнали насельников. В году выпустился из Донецкого сельхозтехникума. Немного работал ветеринаром.

В том же 1980 году был возведен в сан игумена . Пламенный молитвенник и заботливый пастырь, отец Савватий удостоился от Бога даров прозорливости и исцелений. Мудрость, сила веры и знание пути для спасения души человеческой сделали его старцем уже в 40 лет. К отцу Савватию тянулось всё больше народа, из-за чего безбожные власти стали чинить ему больше злоключений. и годы - пики гонений на отца Савватия со стороны властей. Ему угрожали и избивали, сутками заставляли босиком стоять на бетонном полу, но он еще более укрепляется духом, хотя его здоровье резко ухудшилось. Под давлением КГБ его переводили с одного прихода на другой.

В честь двух святых основателей Соловецкого монастыря, имена которых ему довелось носить в монашестве, устроил возле храма колодец. По его молитвам вода колодца, сначала горькая и соленая, стала сладкой и целебной. В году взял в аренду у сельсовета дом, стоявший вблизи Васильевского храма, и устроил там богадельню на 50 человек.

Шло время, и к пастырю приезжало все больше тех, кто искал исцеления от душевных и телесных недугов. За каждую душу, вырванную из пут демонических сил, враждующих против Бога, отец Зосима, принимал на себя болезни. В году он пережил клиническую смерть, во время которой видел небесные обители и слышал пение ангелов. После этого он начал строить монастырь, о чем ранее не помышлял. Те из его духовных чад, кто желал монашества и имел необходимые качества, образовали в Никольском две общины: братскую и сестринскую. В и годах были построены соответственно братский и сестринский корпуса. По сообщению журналиста С. Голохи, с благодарностью принимая помощь и пожертвования от меценатов, старец, однако, сначала благословлял восстановить Святогорский Успенский монастырь , помочь отреставрировать русские Афонский Пантелеимоновский и Иерусалимский Горненский монастыри, и только потом развернул широкое строительство у себя в Никольском. 19 мая года статус Никольского монастыря обрела женская община , а 21 декабря года статус Васильевского монастыря был присвоен и мужской общине . Смежные монастыри также получили наименование Успенской обители.

Из духовного завещания

Аз, грешный схиархимандрит Зосима, основатель двух обителей - Успенского Свято-Васильевского мужского и Успенского Свято-Николаевского женского монастырей, оставляю последнюю свою волю: и по смерти моей свято и вечно, до последнего издыхания, храните все завещания, те священные традиции, ту особенность служб, записанные братьями и сестрами в монастырском уставе, сохраняя их до малейших подробностей и не допуская никаких отступлений. Строго держитесь Русской Православной Церкви и Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси . В случае отхода Украины от Москвы, какая бы ни была автокефалия, - беззаконная или "законная", - автоматически прерывается связь с Митрополитом Киевским . Из существующих монастырей тогда образовать Дом Милосердия, который будет выполнять святые законы милосердия - служение людям до их погребения, и эту заповедь обители должны выполнять вечно. Никакие угрозы и проклятия не признавать, так как они не каноничные и беззаконные .

Твердо стоять за каноны Русской Православной Церкви. В случае отпадения от единства Русской Православной Церкви, - правящего

Схиархимандрит Зосима Сокур пророчества: «И чувствовать духовным оком нужно: конец действительно приближается… Конец. Времена антихристовы уже вот-вот, приближаются. Печать антихристова уже скоро, будут бедствия тяжкие, будут скоро уже. Приближаются...» 1. «Гнев Божий - войны - приближается стремительно, и никуда мы не денемся. Как бы мы ни кричали о мире, как бы и то и другое... Мы сами уже гнев Божий приближаем. На наши главы упадет эта огненная чаша гнева Божия, беда будет» 2. «Если бы вы видели конец своих детей, которых вы собираетесь зачинать, то никто не подумал бы об этом даже, чтобы этого заведомого мученика родить, на белый свет пустить. Да на что ж оно нужно?! Вот такие времена наступают. Блаженны те, которые не рождали, и те сосцы, которые не питали… Будет тяжкая только жизнь и тяжкое горе со слезами и кровью будет… Тяжкие времена идут. Сами видите: бомбы падают. Сегодня - на Сербию. Завтра, придет время, эти натовцы-сатанисты будут на Киев бросать эти бомбы и на Москву пойдут» 3. «И скоро придет время, преступников будет больше, чем нас, нормальных еще более или менее людей» 4. «Времена тяжкие, не надейтесь на лучшее. Будущее поколение еще хуже: стеклянные глаза все, оружие везде. Он может в любую минуту в тебя выстрелить ради забавы. Такое время сейчас лукавое идет, мир в тяжком зле лежит. Уже борьба приближается антихристова и жуткое растление и падение нравов у общества нашего, что мы и видим» 5. «Какое попущение будет! Будет та же самая Гефсимания, повторится и у нас в скором времени, она уже готовится. Предательство Церкви, предательство Родины, предательство всего святаго» 6. «Выгонят автокефалисты, где-нибудь Господь даст приют. Тюрьма всех нас ждет. Там полочку уже дадут как-нибудь, да и все, «от тюрьмы и сумы никогда не отрекайся» - так народ говорит, вот так» 7.

«Хохлы западенцы как закрутят-завертят против веры святой православной. Ну что ж, надо в тюрьме посидеть. Не будешь священником, если в тюрьме не побудешь. И к этому готовиться нужно, и к пути исповедничества. Ну, как Бог даст. Краще избежать ее. Но от тюрьмы и сумы ніколи не отрекайся. Кругом Бог – и в тюрьмах, и где только ни находимся, – кругом Бог. И с Богом ничего в жизни не страшно никогда» 8. «Время антихриста близко уже. Сами мы чувствуем, как беззаконие усиливается в мире, как Евангелие - Слово Божие - скоротечно проповедуется во всем мире и как люди отходят от Церкви, во зле, в гордыне пребывают, в своем «я» сектантском пребывают, заблуждаясь сами и людей заблуждая, на путь лжи наставляя» 9. «Будет стоять монашество войском против антихриста до скончания века. Сколько еще преподобномучеников будет монахов, сколько еще подвижников иноков будут, которые мужественно встанут, когда все поклонятся антихристу» 10. «Мы стоим в храме Божием, и нам Господь кое-кому уготовал уже венец мученичества. И нам кое-кому придется и страдать, и кровь пролить, и невинные тяжкие страдания - Голгофу пройти, чтобы, через это очистившись от грехов, дойти до Небесного Царствия, до вечности дойти» 11. «Так что дух Руси могучий, непобедимый всегда!…Медведь-то русский спит-спит, терпит-терпит, но уж как проснется, как в лапу мохнатую эту дубину возьмет, как раскрутится, то и вся масонская Европа полетит тогда от этой дубины настоящей, русской, святой»12. «Самое страшное будет для антихриста – это монашество и монашеская одежда. Бояться будет этого апостольника и мантии монашеской антихрист. Хоть и будет мучить монахов крепко, но победить их не сможет» 13. «Придет время Поместного Собора 2000 года от Рождества Христова. И тогда Церковь уже, принесшая полное покаяние о цареубийстве (весь народ русский покаялся), тогда уже прославится царская семья в лике святых угодников Божиих в нашей Церкви Русской Православной, в наши дни во славу Божию» 14. «И сейчас, в наше время, колотня с Киева вся начинается - матери городов русских, с колыбели. И оттуда покатится эта колотня по всей земле Русской, не минует ни Россию, ничего, кругом будет беснование. Но Россия устоит, и там будет очень благодать большая, даже силы ада, антихриста, не одолеют Русской Православной Церкви» 15. «Святые старцы говорили: «Православие в чистоте сохранится лишь только в Русской Православной Церкви. Остальные все отойдут, все впадут в прелесть бесовскую, а Русская Православная Церковь сохранит чистоту веры до пришествия антихриста»... Вот последний денек антихриста. На Руси будут гореть светильники истинной веры. И не погасит их ни прелесть бесовская, ни гонения, ни какие-то другие ухищрения сатанинские. Светильники будут гореть на земле святой русской» 16. 1. Схиархимандрит Зосима (Сокур). Проповеди. Слово о Святой Руси. - М.: Изд-во Сретенского монастыря. 2008. С.58. 2. Там же. С. 58. 3. Там же. С. 170. 4. Там же. С. 59. 5. Там же. С. 72. 6. Там же. С. 326. 7. Там же. С. 77. 8. Схиархимандрит Зосима (Сокур). Проповеди Рождественского поста: Слово на Введение во храм Пресвятой Богородицы. 4 декабря 1997 г. 9. Схиархимандрит Зосима (Сокур). Слово о Святой Руси. С. 190. 10. Там же. С. 229. 11. Там же. С. 245. 12. Там же. С. 317-318. 13. Схиархимандрит Зосима (Сокур). Проповеди Великого поста: Неделя о Закхее. 24 января 1999 г. 14. Схиархимандрит Зосима (Сокур). Проповеди Великого поста: Память святого праведного Иова Многострадального. 19 мая 1997 г. 15. Схиархимандрит Зосима (Сокур). Слово о Святой Руси. С. 105. 16. Схиархимандрит Зосима (Сокур). Проповеди Великого поста: Неделя Торжества Православия. 28 марта 1999 г. Источник: О чем душа скорбит: Жизнеописание, пастырские труды, воспоминания духовных чад схиархимандрита Зосима (Сокура) / Авт.-сост.иеромонах Тихон (Васильев), иеромонах Зосима (Мельник), схимонахиня Евфросиния (Бондаренко). - М.: Изд-во Сретенского монастыря. 2012. С.451-455. http://zosima-nikolskoe.ru/?chapter=articles ................................. особенно впечатлили предсказанные события на Украине..

Годы жизни: 1944 - 2002. В миру - Иван Алексеевич Сокур. Монах, настоятель нескольких храмов, духовник Донецкой епархии, основатель Свято-Успенской Николо-Васильевской обители. Род. в 1944 года в селе Косолманка Верхотурского района Свердловской области, где его мать находилась в ссылке за участие в ночных богослужениях. Пытался поступить в Московскую духовную семинарию, но невышло - КГБ тогда всячески препятствовал молодым образованным людям поступать в духовные школы. Всё-таки закончил Ленинградскую Духовную Академию. КГБ обращает внимание на "слишком активного" сельского священника. 1982, 1985 годы - это пики гонений на о. Савватия со стороны властей. Ему угрожают и даже избивают, но он еще более укрепляется духом. После этого его здоровье резко ухудшилось. Под давлением КГБ его переводили с одного прихода на другой, чтобы сломать несговорчивого священника. Простые, добрые, сердечные слова поучений о.Зосимы раскрывают перед нами мир подлинного христианского духовного делания - покаяния, молитвы, сердечного плача, милосердия и любви к ближним. Одновременно мы слышим грозное обличение пороков и страстей нашего времени. Как гром гремит его слово с амвона, обращая свой праведный гнев на раздирающих хитон Христов раскольников - автокефалистов. Надеемся, что публикуемые проповеди схиархимандрита Зосимы принесут всем читателям пользу, а знавшим его при жизни еще и духовную радость, которую всегда вселял батюшка своей любовью в каждого, кто общался с ним. проповеди о.Зосимы.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то