Невидимые миру слезы. Кто такой Распутин? Биография, интересные факты о Григории Распутине

Излюбленным местом отдыха Царской Семьи был Крым. Туда Она не раз приглашали Своего Друга. В первый раз это произошло в ноябре 1911 г., вскоре после освящения нового Ливадийского Дворца. Государь, рассказывал Григорий Ефимович, водил его всюду, показывал каждую комнату. Затем они вышли на балкон, где долго любовались на море и небо.
Приезжал Г.Е. Распутин в Крым и впоследствии: в марте 1912 г., сентябре-октябре 1913 г. В последний раз он побывал там в мае 1914 г. Тогда же Царская Семья также в последний раз отдыхала в любимой Ею Ливадии.


Гостиницы в Ялте, в которых обычно останавливался Г.Е. Распутин. Предоставлено Станиславом Моисеевым (Ялта).

Г.Е. Распутин на вершине горы Ай-Петри близ Ялты, в Крыму. Фото М.Е. Головиной. Ноябрь 1911 г.

Имеется еще одна известная фотография Г.Е. Распутина, сделанная в Крыму. Благодаря недавней публикации нами воспоминаний М.Е. Головиной теперь известно, что она сделана ею на горе Ай-Петри (Святой Петр) по пути в Балаклавский Свято-Георгиевский монастырь, основанный греками в IX в., со времен Императора Александра I пользовавшийся вниманием Русских Государей. Бывали там и Царственные Мученики.
Однако датировка снимка в мемуарах М.Е. Головиной (1913 г.) ошибочна, тем более, что, если учитывать последовательность событий в тех же воспоминаниях, то эта совместная поездка имела место вскоре после возвращения Г.Е. Распутина из паломничества в Святую Землю. Таким образом, верная датировка снимка - ноябрь 1911 г.



Ай-Петри.

Г.Е. Распутин с М.Е. Головиной (слева) и С.Л. Волынской (?). Гурзуф. 1911 г. Фото А.А. Вырубовой (?).

Не так давно исследователям жизни Г.Е. Распутина стала известна еще одна фотография старца, связанная с Крымом. На ней он запечатлен у известного фонтана «Ночь» работы немецкого архитектора Бергера. В 1898 г. его приобрел на Венской всемiрной выставке промышленник П.И. Губонин, установив его в центре Гурзуфского парка.

Фонтан «Ночь» в Гурзуфе.
Слева от Г.Е. Распутина на снимке - М.Е. Головина, справа, как полагают некоторые исследователи (Anastasiya Rahlis), - С.Л. Волынская. Не исключено, что фотографировала А.А. Вырубова. Из воспоминаний той же М.Е. Головиной мы знаем, что в ноябре 1911 г. Григория Ефимовича в поездке по Крыму вместе с ней сопровождала А.А. Вырубова.
Возможно, именно тогда (учитывая некоторые особенности облика старца) был сделан еще один крымский снимок: А.А. Вырубова с Г.Е. Распутиным и Т.А. Родзянко (атрибуция Anastasiya Rahlis). Если это так, то фотографировала, возможно, М.Е. Головина.

Г.Е. Распутин с А.А. Вырубовой (слева) и Т.А. Родзянко (?).Гурзуф. 1911 г. (?). Фото М.Е. Головиной (?).
Тамара Антоновна Родзянко (1881†14.3.1938), урожденная Новосильцева, дочь генерала, была замужем за Павлом Павловичем Родзянко (1990†1965), племянником председателя Государственной думы. Современники называли ее «музыкальной романической барышней». Одно время она жила в Ялте. (Возможно, именно там в один из приездов Г.Е. Распутина в Крым и сделан этот снимок.) Участвовавший в гражданской войне П.П. Родзянко, полковник русской и британской армий, сумел вместе с детьми (Тамарой и Павлом) выбраться в Англию. Его супруга осталась в Советской России. Жила в Куйбышеве (Самаре), где была арестована и расстреляна.

Дом А.А. Вырубовой в Царском Селе. Дореволюционный снимок.
Гораздо чаще, нежели в Александровском Дворце, Г.Е. Распутин встречался с Царской Семьей в небольшом домике А.А. Вырубовой (1884†1964), дочери главноуправляющего Собственной ЕИВ канцелярией А.С. Танеева, личной подруги Императрицы Александры Феодоровны и одной из самых преданных духовных дочерей старца.
Дом Анны Александровны находился буквально в нескольких шагах от Дворца, на углу улиц Церковной и Средней. В маленьком Анином домике Государыня встречалась не только с самим Григорием Ефимовичем, но и его ближайшими духовными друзьями, среди которых было немало молодых архиереев. Кроме уже упоминавшегося епископа Исидора (Колоколова), это были епископ Кронштадтский Мелхиседек (Паевский, 1878†1931) и епископ Горийский Антоний (Гиоргадзе, 1866†1918). Оба, так или иначе, были связаны с Грузией. Первого из Тифлиса привез митрополит Питирим (Окнов), второй был не только сам грузином по происхождению, но занимал там должность викарного епископа.
Оба знали Г.Е. Распутина давно, еще со времен его странствий. Епископ Мелхиседек, выпускник Казанской Духовной академии (1904), в 1905-1907 гг. был настоятелем Богоявленского Братского монастыря в Могилеве, в котором пребывала одна из особо чтимых Царственными Мучениками в последние годы Их земной жизни святынь - Могилевская Братская икона Божией Матери, перед которой, по свидетельству Государыни, Г.Е. Распутин «много лет тому назад во время своих странствий по России… молился».
Состоя 1914-1916 гг. ректором Тифлисской Духовной семинарии, он снискал горячую любовь воспитанников, несмотря на неприятности от гражданских властей, предоставив семинаристам возможность совершать богослужение на грузинском языке. 8 сентября 1916 г. архимандрита Мелхиседека в столичном Казанском соборе хиротонисали во епископа Кронштадтского, викария Петроградской епархии.

Владыка Мелхиседек (Паевский).
«Здесь сейчас, - сообщала Государыня Императору в письме 28 сентября 1916 г., - замечательный молодой, только что посвященный епископ Мельхиседек […] Когда он служит, то церковь бывает битком набита - очень “возвышенный” - (это будущий митрополит); вообрази, он долго был настоятелем Братского монастыря в Могилеве и боготворит и страшно чтит тамошний чудотворный образ Богоматери, который Мы с Тобой постоянно посещаем. […]
Мне в пятницу предстоит познакомиться с Мельхиседеком в ее [А.А. Вырубовой] доме, и Наш Друг будет там, - они говорят, что его беседа чудесна, она прекрасно действует, - он превосходно говорит и помогает душе на время подняться над земными печалями, но Я хочу, чтоб и Ты был здесь, чтоб пережить это вместе со Мной».
Через несколько дней Царица так изложила Свои впечатления от встречи: «так хорошо и спокойно побеседовали, такое мирное, гармоничное настроение!» В ноябре 1916 г. епископ Мелхиседек участвовал в закладке храма Преподобного Серафима Саровского при лазарете А.А. Вырубовой, где полтора месяца спустя будет погребено тело убиенного Царского Друга. Что до Царицы, то Она и после переворота продолжала интересоваться судьбой Владыки, о чем свидетельствуют ее письма из Тобольска А.А. Вырубовой.
При временщиках Преосвященный Мелхиседек был назначен епископом Ладожским, викарием Петроградской епархии. После большевицкого переворота его перевели в Белоруссию. С 1919 г. он епископ Минский и Туровский. 17 мая 1931 г. его вызвали в Москву, назначив членом Синода. Скончался Владыка в храме у престола, облачаясь перед службой.

Могила архиепископ Мелхиседека на Преображенском кладбище в Москве.
Епископ Антоний (Гиоградзе), происходивший из семьи простого псаломщика, в 1907 г. окончил Петербургскую Духовную академию и, видимо, уже с тех пор знал Григория Ефимовича. 15 января 1912 г. в Троицком соборе Александро-Невской Лавры его хиротонисали во епископа Горийского, викария Мцхетско-Карталинской епархии, по должности являвшимися помощниками Экзархов по управлению епархией. «…чарующее впечатление, - описывала Императрица в письме от 21 сентября 1916 г. Свои чувства от общения с Владыкой, - милая грузинская интонация в голосе, - он знает Нашего Друга дольше, нежели Мы…»

Фрагмент фотографии участников Собора Грузинской Православной Церкви 8-17 сентября 1917 г. Слева направо: викарный епископ Алавердский Пирр (Окропиридзе, 1874†1922), в сане митрополита зверски убитый в Алавердском монастыре; викарный епископ Гурийско-Мингрельский Леонид (Окроперидзе, 1860†1921), с 1918 г. Грузинский Католикос, скончался во время эпидемии холеры; епископ Полоцкий и Витебский Кирион (Садзаглишвили, 1855†1918), избранный на Соборе 1917 г. Католикосом, найден убитым в своей келлии в Марткопском монастыре; викарный епископ Горийский Антоний (Гиоргадзе).

После революции епископ Антоний был одним из сторонников автокефалии Грузинской Православной Церкви. В сентябре 1917 г. его назначили на Кутаисско-Гаенатскую кафедру, возведя в сан митрополита. Через год он был отравлен (по одной из версий, своим зятем). При большом стечении народа Владыку погребли в Кутаисском кафедральном соборе. Могла его не сохранилась.

Даже профессиональные «борцы с самодержавием» не могли не считаться с Дружбой Царской Семьи и Г.Е. Распутина. В качестве примера приводим две открытки выделки местечкового художника Я.Я. Рысса из целого вала подобного рода рисунков, обрушившихся на голову столичного обывателя.

Дивный и Светлый Юноша…
Как не было такого Царя и не будет…
Великий Самодержавец…
Кедр Ливанский…

Простые безхитростные слова старца Григория о Царевиче, пробивающие, однако (если быть честными, конечно), мощную коросту нашего равнодушия. Да и как иначе, ведь источником их было любящее сердце!

Алексея очень в душе имею…

Григорий Распутин. Государственный архив Российской Федерации.
«Её Величество была убеждена, - писала о Государыне Её подруга Ю.А. Ден, - что Распутин наделён даром исцелять больных. Она верила, что существуют такие люди, которым этот дар ниспослан Свыше, и что Распутин - один из них. Когда Ее уговаривали обратиться к помощи самых знаменитых докторов, Её Величество неизменно отвечала: “Я верю в Распутина”».
И вера Государыни не была посрамлена!.. «Наследник, - свидетельствовала А.А. Вырубова, - во время Своей болезни утверждал Матери и мне, что Григорий Ефимович входит к Нему в детскую, крестит Его “и тогда Мне лучше”».
В своих воспоминаниях Анна Александровна упоминала о предсказании Григория Ефимовича о том, что с 12-ти лет, то есть с 1916 года, Царевич «начнет поправляться и впоследствии совсем окрепнет». Более подробно А.А. Вырубова рассказала об этом в интервью американской журналистке Рите Чайлд Дорр летом 1917 г.: «“Когда Ребёнку исполнится двенадцать лет, - сказал нам Распутин, - Он начнёт поправляться. Потом Его здоровье будет постоянно улучшаться, и когда Он станет взрослым, Он будет здоров, как любой другой молодой мужчина Его возраста”. И очень скоро после того, как Мальчику исполнилось двенадцать, Он на самом деле начал поправляться».

Дом для почетных гостей в Верхотурском монастыре, в который в 1917 г. должен был приехать Царевич Алексий с Г.Е. Распутиным. Верхотурский Государственный историко-архитектурный музей-заповедник.Предоставлено архимандритом Тихоном (Затёкиным).
Лейб-медик профессор С.П. Федоров рассказывал о времени вскоре после убийства старца: «…Матрос Деревенько однажды приносит Наследнику просфору и говорит: “Я в церкви молился за Вас; и Вы помолитесь святым, чтобы они помогли Вам скорее выздороветь!” А Наследник отвечает ему: “Нет теперь больше святых!.. Был святой - Григорий Ефимович, но его убили. Теперь и лечат Меня, и молятся, а пользы нет. А он, бывало, принесет Мне яблоко, погладит Меня по больному месту, и Мне сразу становится легче”…»

М.В. Нестеров. Праведный Симеон Верхотурский. Бумага, гуашь. 1906 г. Нижегородский художественный музей. Этот эскиз, представленный на проходившей в январе 1907 г. в Петербурге выставке работ художника, был приобретен Императрицей Александрой Феодоровной. В Царское Село его лично доставил автор.
Для исцеления Царевича Алексия Николаевича, по совету Г.Е. Распутина, незадолго до начала Великой войны было решено возвести 12 храмов. Один из них был построен и освящен 18 октября 1912 г. в селе Погребя, на левом берегу Днестра.

Такой должна стать церковь в селе Погребя, построенная некогда по благословению Г.Е. Распутина для исцеления Наследника Всероссийского Престола - Цесаревича Алексия Николаевича.
Свято-Алексиевская церковь простояла до 1944 г., когда сильно пострадала во время боев. Недавно, по инициативе местного предпринимателя и с благословения митрополита Кишиневского и всея Молдовы Владимiра, было решено восстановить разрушенный храм, назвав его в честь Святых Царственных Мучеников. 3 октября 2013 г. состоялось освящение фундамента с участием благочинных из Криулян и Дубоссар. Хотя церковь находится в селе, расположенном на левом берегу Днестра, административно оно относится не к Приднестровской республике, а к Молдавии.

Последние фотографии Царевича. Тобольск. «Дом свободы». Май 1918 г. Пароход «Русь» 7 мая 1918 г. Автор съемки - Ч.С. Гиббс, учитель Алексея Николаевича. Предоставлено К.А. Протопоповым (Москва).
"Дорогой мой Маленькой! Посмотри-ка на Боженьку, какие у Него раночки. Он одно время терпел, а потом стал так силен и всемогущен - так и Ты, Дорогой, так и Ты будешь..."

Эту и другие публикации читайте в блоге С. В. Фомина "Царский Друг"

Posts from This Journal by “Царский друг” Tag

  • «Поздравил Государя с днем ангела...» Собственноручное письмо старца и царедворца Григория Распутина

    Игорь Токарев Григорий Распутин. Скорбное предчувствие 2016 Масло, Холст Собственноручное письмо старца и царедворца…

  • УБИЙСТВО Г.Е. РАСПУТИНА: ВЕЛИКОКНЯЖЕСКИЙ СГОВОР (postscriptum 4) (начало публикации см. здесь) Князь В.П. Палей. 1916 г. Сводный брат…

  • УБИЙСТВО Г.Е. РАСПУТИНА: ВЕЛИКОКНЯЖЕСКИЙ СГОВОР (Продолжение)

    УБИЙСТВО Г.Е. РАСПУТИНА: ВЕЛИКОКНЯЖЕСКИЙ СГОВОР (postscriptum 3) (начало публикации см. здесь) Княгиня О.В. Палей в эмиграции…

  • УБИЙСТВО Г. Е. РАСПУТИНА: ВЕЛИКОКНЯЖЕСКИЙ СГОВОР (Продолжение)

    УБИЙСТВО Г.Е. РАСПУТИНА: ВЕЛИКОКНЯЖЕСКИЙ СГОВОР (postscriptum 2) (начало публикации см. здесь) Мачеха Ольга Валерьяновна в русском…

В Петербурге усиленно распространялись слухи, что Распутин находится в интимной связи с царицей и ведет себя также неблагопристойно по отношению к царским дочерям. Эти слухи не имели ни малейшего основания.

Распутин никогда не являлся во дворец, когда там не было царя. Я не знаю, по собственной ли инициативе или по царскому указанию он так поступал. Изредка Распутин встречался с царицей в ее лазарете, но всегда в присутствии свиты.

Также в слухах о царских дочерях нет ни слова правды. По отношению к царским детям Распутин был всегда внимателен и благожелателен. Он был против брака одной из царских дочерей с великим князем Димитрием Павловичем, предупреждая ее и даже советуя не подавать ему руки, так как он страдал болезнью, от которой можно было заразиться при рукопожатии. Если же рукопожатие неизбежно, то Распутин советовал сейчас же после этого умываться сибирскими травами.

Советы и указания Распутина оказывались всегда полезными, и он пользовался полным доверием царской семьи. Царские дети имели в нем верного друга и советника. Если они вызывали его недовольство, то он срамил их. Его отношения к ним были чисто отеческие. Вся царская семья верила в божественное назначение Распутина.

Он часто упрекал царицу в ее скупости. Он был очень недоволен, что вследствие бережливости царские дочери ходили плохо одетыми. Скупость царицы при дворе вошла в поговорку. Она стремилась даже в мелочах экономить. Ей было до того тяжело расставаться с деньгами, что она даже платья покупала в рассрочку.

Грязные сплетни давали мне повод к частым разговорам с Распутиным по поводу его отношений к царице и ее дочерям. Эти злостные сплетни меня сильно беспокоили, и я считал бессовестным распространение безобразных слухов про безукоризненно ведущих себя царицу и ее дочерей. Чистые и безупречные девушки не заслуживали этих распространяемых бессовестными создавателями сенсаций обвинений.

Несмотря на их высокое положение, они были беззащитны против такого рода слухов.

Было стыдно, что даже родственники царя и высокие сановники также занимались муссированием этих слухов. Их поведение можно назвать тем более низким, что им доподлинно была известна вздорность этих слухов. Распутин возмущался этими слухами, но по причине своей невиновности не принимал их особенно горячо к сердцу. Я учитывал положение в этом отношении иначе и считал необходимым выступать против этих слухов и часто упрекал Распутина в его безразличии к этому вопросу.

  • - Что ты хочешь от меня, - кричал на меня во время таких разговоров Распутин. - Что я могу сделать? Разве я виноват, что про меня клевещут таким образом?
  • - Но недопустимо, чтобы из-за тебя разводились нелепые сплетни на великих княжен, - возражал я. - Ты должен же понять, что каждому жаль бедных девушек и что даже царицу замешивают в эту грязь.
  • - Убирайся к черту, - кричал Распутин. - Я ничего не сделал. Люди должны понять, что никто не загрязняет то место, где он кушает. Я служу царю и никогда ничего подобного не осмелюсь сделать. На такую неблагодарность я неспособен. И что ты думаешь, что сделал бы царь в таком случае?..
  • - Все происходит оттого, что ты постоянно гоняешься за юбками. Оставь этих баб. Ты же не можешь пропустить мимо себя ни одной женщины.
  • - Разве я виноват? - возражал Распутин. - Я не насилую их. Они сами шляются ко мне, чтобы я за них хлопотал у царя. Что мне делать? Я здоровый мужчина и не могу противостоять, когда ко мне приходит красивая женщина. Почему мне не брать их. Не я ищу их, а они приходят ко мне".
  • - Но этим ты вредишь всей царской семье. Этим ты возмутил против себя всю Россию, дворянство и даже заграницу. Пора кончать. Мне ты не вредишь, но в твоих собственных интересах ты должен покончить с этим, пока не поздно. Иначе ты пропадешь.

Распутин обращал мало внимания на мои предупреждения. Когда же, мучаясь особенно плохими предчувствиями, я усиленно настаивал, он обыкновенно отвечал:

Подожди только. Сперва я должен помириться с Вильгельмом, а потом я пойду на богомолье в Иерусалим.

Такого рода разговор как то раз произошел также в присутствии Вырубовой, сестер Воскобойниковых, госпожи фон Ден, Никитиной и других. Я видел, что все они со мной соглашались, но ни одна из них не имела мужества открыто высказать свое мнение.

К 97-летию убиения Царского Друга...

Григорий Ефимович Распутин-Новый родился 9 (21) января 1869 года в селе Покровском в семье крестьянина Ефима Яковлевича Распутина (24.12.1841-осень 1916) и Анны Васильевны, урожденной Паршуковой (1839/40-30.01.1906). Это была обычная ничем не выделяющаяся семья среди других нескольких десятков семей в слободе Покровской. Надо сказать, что предки Григория Ефимовича обосновались здесь с середины XVII в. и являлись уже коренными сибиряками. К тому времени Григорий был уже пятым ребенком в этой семье. После бракосочетания его родителей, состоявшегося 21 января 1862 года, последовательно родились:

Евдокия (11.02.1863-26.06.1863)
Евдокия (??.08.1864-до 1887)
Гликерия (08.05.1866-до 1887)
Андрей (14.08.1867-декабрь 1867)
Григорий (09.01.1869-17.12.1916)
Андрей (25.11.1871-до 1887)
Тихон (16.06.1874-17.06.1874)
Агриппина (16.06.1874-21.06.1874)
Феодосия (25.05.1875-после 1900)
Анна (?-?)
еще один ребенок (?-?)


Ефим Яковлевич Распутин. 1914 год

Как видим из девяти родившихся детей до юношеского возраста дожили только двое — сам Григорий и его сестра Феодосия. Последняя вышла замуж за крестьянина Даниила Павловича Орлова из деревни Космакова. В этом браке имелись дети, крестным отцом которых был Григорий Ефимович.


Г. Е. Распутин с сестрой Феодосией

Сам Григорий Ефимович женился в восемнадцать лет на крестьянке Параскеве Федоровне Дубровиной (1866-1930). Венчание было 2 февраля 1887 года, и уже через полтора года появился у них первый ребенок. Всего у Григория Ефимовича и Параскевы Федоровны родилось семеро детей:

Михаил (29.09.1888-16.04.1893)
Анна (29.01.1892-03.05.1896)
Георгий (25.05.1894-13.09.1894)
Дмитрий (25.10.1895-16.12.1933)
Матрена (она же Мария) (26.03.1898-27.09.1977)
Варвара (28.11.1900-1925)
Параскева (11.10.1903-20.12.1903)


Григорий с супругой Параскевой Федоровной


Дети: Матрена, Варвара (на руках у отца) и Дмитрий

После сближения Гр. Распутина с Царской Семьей, дочери Матрена и Варвара переехали сначала в Казань, а потом в Санкт-Петербург, где учились в школе. Сын же Дмитрий остался на хозяйстве в Покровском.


Матрена и Варвара в Санкт-Петербурге

После революции судьба тех детей, что останутся в России сложится довольно печально.

Варвара так и не выйдет ни за кого замуж и после всех мытарств скончается в Москве в 1925 году от тифа и туберкулеза.


Варвара после революции

Дмитрий 21 февраля 1918 года женится на Феоктисте Ивановне Печеркиной (1897/98-05.09.1933). До 1930 года он с супругой и матерью проживает в Покровском, а потом приходит разнарядка и их раскулачивают и отправляют в ссылку в Обдорск (Салехард). По дороге умирает вдова Григория Ефимовича, еще через три года от туберкулеза скончается Феоктиста Ивановна, а вслед за ней через три месяца от дизентерии гибнет и сам Дмитрий. В России прямых потомков Григория Ефимовича Распутина после этого не остается.


Семья Григория Распутина в 1927 году.
Слева направо: сын Дмитрий Григорьевич,
вдова Параскева Федоровна,
Елизавета Ивановна Печеркина (работница в доме и родственница жены Дмитрия),
супруга Дмитрия Феоктиста Ивановна

Иначе сложилась судьба Матрены. Об этой истории на днях поведал народный блоггер России sadalskij ДОЧЬ РАСПУТИНА. Осталось добавить только некоторые штрихи.

В сентябре 1917 года она выходит замуж за Бориса Николаевича Соловьева (1893-1926), сына близкого знакомого Г. Е. Распутина, чиновника Св. Сѵнода Николая Васильевича Соловьева (1863-1916). В 1920 году у них рождается дочь Татьяна (1920-2009), а через два года, уже в эмиграции, вторая дочь — Мария (13.03.1922-19.04.1976).


Первый супруг дочери Гр. Распутина Матрены Борис Николаевич Соловьев

После смерти мужа Матрена гастролирует по мiру с цирком, пока в конце 1930-х гг. окончательно не переезжает в США.


Матрена выступает в цирке

Здесь она во второй раз выходит замуж, за русского эмигранта некоего Григория Григорьевича Бернадского, которого знала еще по России. Брак продлился с февраля 1940-го по 1945-й год.


Матрена Распутина со вторым мужем Григорием Бернадским в 1940 году


Матрена (справа) со своей подругой Пэт Бархэм (слева) и известной
американской актрисой Филлис Диллер (в центре)
. 1970-е годы

Две внучки Гр. Распутина вполне обосновались за границей и обе вышли замуж.


В Верхотурье в 1909 году.
Слева направо:
иеромонах Иоанникий (Малков), епископ Феофан (Быстров),
монах Макарий (Поликарпов), Григорий Ефимович Распутин-Новый

Татьяна Борисовна (предположительно ее фамилия в замужестве была Frerjean) родила троих детей: Сержа (р. 29.07.1939), Мишель (р. 06.08.1942) и Лоранс (р. 30.11.1943). Последняя ее дочь — Лоранс Ио-Соловьефф — неоднократно посещала Россию, включая и село Покровское. У Сержа есть дети: Валери (р. 1963) и Александра (р. 1968); у Валери в 1992 году родился Базиль. Мишель имела сына — Жана-Франсуа (1968-1985). У самой Лоранс двое детей: Мод (р. 1967) и Кэрол (р. 1966).


Матрена Распутина-Соловьева с дочерьми Татьяной и Марией в 1928 году


Правнучка Гр. Распутина Лоранс Ио-Соловьефф

Мария Борисовна вышла замуж за голландского дипломата Gideon Walrave Boissevain (1897-1985) от которого родила сына Сержа (10.07.1947-03.01.2011) и имела двух внучек: Катю (р. 1970) и Эмбр (р. 1978). Интересно, что будучи в Греции с мужем в конце 1940-х гг. Мария познакомилась и подружилась с дочерью Феликса Юсупова Ириной (1915-1983), а их дети — Серж и Ксения (р. 1942) вместе играли детские игры.


Мария Борисовна Соловьева (в замужестве Boissevain)


Портрет Г. Е. Распутина художницы Теодоры Краруп.
Закончен за четыря дня до убийства — 13 декабря 1916 года

Группа о Григории Ефимовиче Распутине ВКонтакте.

В последние годы Российской империи имя могущественного временщика Григория Ефимовича Распутина было широко известно в России. Факты из его жизни перемежались с домыслами и слухами, а истинные и мнимые «деяния старца» постоянно давали пищу разговорам в аристократических салонах, в среде офицерства, на собраниях общественных деятелей, в трактирах и чайных. Однако почти все сходились на том, что этому «малограмотному мужику» с темным прошлым удалось завоевать невиданное влияние в царской семье и оказывать воздействие на курс государственной политики.

Обладая сильной волей, определенным даром воздействия и гипнотического внушения, Распутину удалось добиться огромного влияния на императрицу , уверовавшую в «святую силу» этого человека, способного по ее мнению, уберечь династию и жизнь единственного и горячо любимого сына Алексея. Цесаревич с рождения страдал неизлечимой болезнью - гемофилией (несворачиваемостью крови), и Распутину несколько раз при помощи гипнотического воздействия удавалось помочь ему при губительных кровотечениях.

Первоначально «старец» выступал лишь утешителем царской семьи, но по мере роста влияния оно стало выходить за пределы семейного круга. В обществе любое перемещение на высших правительственных постах восприни малось как результат интриг Распутина и его окружения.

Распутин , как предполагали многие, был платным немецким шпионом. Однако за все годы, начиная с 1916 года, не было никаких подтверждений ни с немецкой, ни с русской стороны, что так было на самом деле. Напротив, это казалось маловероятным. Ни один иностранец не мог предложить ему власти большей, чем он уже обладал; кроме того, он не любил иностранцев, особенно англичан и немцев. Более правдоподобно, что немецкие агенты могли использовать Распутина для получения информации, которой он располагал. В этом смысле считает, что «было бы необъяснимо, если бы германский Генеральный штаб не использовал его [Распутина]». Он ненавидел войну и не сторонился людей, которые выступали против нее. Его свита всегда была полна разными людьми, многие - сомнительной репутации, и в этот круг легко могли проникнуть несколько лишних лиц. Распутин был столь шумлив и хвастлив, что любой агент должен был просто сидеть и внимательно слушать.

Поддержка Александрой Распутина, казалось, подтверждала худшее. Большинство людей считало доказанным существование между ними интимной связи. В гостиных высшего общества, на заседаниях земских управ, профсоюзных митингах и в окопах открыто называли императрицу любовницей Распутина». За глаза ее всюду называли «немкой».

Повседневную жизнь «пророка-утешителя» постоянно сопровождали кутежи и разгул.

Все это беспокоило и возмущало многих. Крупные сановники, аристократы, другие приближенные ко двору люди неоднократно предпринимали попытки побудить царя удалить от трона Распутина. Подобные обращения вызывали лишь раздражение у «помазанника божьего» и ничего не меняли.

Борьба с Распутиным превращалась в борьбу за самосохранение тех, кто от носился к высшим слоям общества. Однако на насильственные меры никто не отваживался.

Роль «ниспровергателя тлетворного влияния» суждено было сыграть человеку, далекому от всякой политики, не занимавшему никаких государственных постов. Князь Феликс Феликсович Юсупов в свои 29 лет являлся единственным наследником огромнейшего состояния в России. Эстет, англоман, высокообразованный человек (окончил Оксфордский университет), молодой князь в феврале 1914 года стал мужем племянницы Николая II - Ирины Александровны Романовой. Его мать, княгиня З.Н. Юсупова, умная, обаятельная и честная женщина, относилась к числу открытых противников Распутина. По этой причине императрица удалила ее из круга близких знакомых, несмотря на то что приятельствовали они много лет.

Во время войны Юсупов не был призван на военную службу. Оставаясь в Петрограде, он снискал громкую славу прожигателя жизни.

Организация заговора и убийство Распутина

План физического уничтожения «отвратительного мужика» сложился у Юсупова далеко не сразу, хотя познакомились они в доме у одной из самых преданных почитательниц старца М.Е. Головиной еще в 1909 году. Феликс позднее вспоминал, что уже при первой встрече он ощутил одновременно отвращение и оцепенение при виде этой одиозной личности.

Время решений наступило в 1916-м. Пытаясь установить подлинный характер Распутина и степень его влияния, Юсупов довольно часто начинает встречаться с ним, стремясь внушить временщику доброе к нему расположение. Феликс стал желанным гостем Распутина в квартире на Гороховой, которая по распоряжению царицы тщательно охранялась полицейскими чинами, и проникнуть туда нежелательному лицу было практически невозможно. Завоевав расположение Распутина и довольно близко наблюдая за его жизнью, князь пришел к заключению, что старец «обладает сверхъестественной силой», которую «можно встретить лишь раз в сотни лет».

К осени 1916 года в петроградском обществе смешались чувства глубокого отвращения к Распутину и беззаботного безразличия к войне. Юсупов со своим близким знакомым князем Дмитрием Павловичем (двоюродный брат Николая II) разрабатывает план: пригласить Распутина в гости, отравить его, а затем вывезти за город и утопить в реке. Местом проведения акции выбирается дворец Юсуповых на набережной Мойки.

Великие князья, генералы и депутаты Думы - все сходились в одном: Распутин должен быть устранен. 19 ноября (2 декабря) резкую антираспутинскую речь в Государственной думе произнес В.М. Пуришкевич . В свои 50 лет, этот человек искрящегося ума, остроумный сочинитель блестящих политических эпиграмм, представлял собой оратора такой силы, что когда он шел к трибуне, вся Дума, не исключая его врагов, сияла улыбками в предвкушении его речи. В политике Пуришкевич являлся крайне правым и самым пылким монархистом Думы.

Два часа перед депутатами Думы гремели обвинения Пуришкевича, обличавшего «темные силы», подрывающие монархию. «Требуется всего лишь рекомендация Распутина, чтобы возвести самого захудалого гражданина на высокий пост» , - кричал он. Затем в потрясающем завершении речи, которое подняло его аудиторию на ноги и вызвало неистовую овацию, он бросил вызов министрам, сидевшим перед ним. «Если вы понастоящему лояльны, если слава России, ее могущественное будущее, которое тесно связано со светлым именем царя, означает что-нибудь для вас, тогда вы опора, вы министры. Поезжайте в Ставку и бросьтесь в ноги царю. Имейте мужество сказать ему, что массы грозят своим возмущением. Угрожает революция, и темный мужик не должен долее править Россией».

Речь Пуришкевича произвела столь сильное впечатление на Феликса, что он решает привлечь его к заговору. Бессарабский помещик и рьяный монархист с радостью согласился, воскликнув: «Это моя давнишняя мечта!» К концу ноября окончательно сложился кружок заговорщиков. В него вошли, кроме Юсупова и Пуришкевича, поручик-фронтовик, лечившийся в Петрограде, Сухотин, армейский доктор Лазоверт и молодой друг Юсупова великий князь Дмитрий Павлович. 26-летний Дмитрий был сыном последнего здравствующего дяди Николая II , великого князя Павла. Дмитрий слыл любимцем императрицы, которая часто смеялась над его шутками и рассказами. Тем не менее она испытывала беспокойство за его судьбу, «Дмитрий не работает и постоянно пьет, - жаловалась она Николаю во время войны, - прикажи Дмитрию вернуться в полк, город и женщины яд для него».

Ряд полезных советов дал Маклаков, знаток уголовного права и будущий русский посол в Париже. Он считал, например, что «убийство нужно сделать без шума и оставить против себя как можно меньше улик, убить лучше всего ударом; можно будет потом привезти труп в парк, переехать автомобилем и симулировать несчастье» и т.д.

Импульсивный и болтливый Пуришкевич за несколько дней до намеченного срока убийства, вопреки договоренности о соблюдении строжайшей тайны, рассказал нескольким думским журналистам о времени и месте покушения на Распутина. Заговорщиков спасло лишь то, что к Пуришкевичу журналисты давно относились с иронией. Однако слухи плодились, и министр внутренних дел А.Д. Протопопов (ставленник Распутина) предупредил временщика о возможности покушения на его жизнь.

В декабре пятеро заговорщиков постоянно встречались, обсуждая детали организации западни, убийства и устранения трупа. Дата была определена великим князем Дмитрием, ввиду его постоянной занятости, 16 (29) декабря - это был его первый свободный вечер.

Распутин начал вести себя осторожно. Он по возможности избегал выходить из дома днем. Однажды после долгой прогулки по Неве старец пришел домой и заявил, что река скоро будет полна крови великих Князей. В свою последнюю встречу с царем он отказался дать Николаю обычное благословение, сказав вместо этого: «На этот раз ты благослови меня, а не я тебя».

Для того чтобы заманить Распутина к себе во дворец, Феликсу пришлось прибегнуть к неотразимому аргументу: его жена красавица Ирина ищет встречи с ним. «Распутину давно хотелось познакомиться с моей женой, - писал Юсупов. - И, думая, что она в Петербурге, а родители мои в Крыму, он сказал, что с удовольствием приедет. Жены моей в Петербурге еще не было-она находилась в Крыму, с моими родителями, но мне казалось, что Распутин охот нее согласится ко мне приехать, если он этого знать не будет». Ссылаясь на общеизвестную неприязнь родни, князь просил Распутина сохранить этот визит в тайне, на что тот сразу же согласился.

Для приема долгожданного посетителя во дворце была подготовлена подвальная комната. Юсупов так описал место действия: «Комната была полутемная, мрачная, с гранитным полом, со стенами, облицованными серым камнем, и с низким сводчатым потолком... Резные, обтянутые потемневшей кожей стулья, шкафчики черного дерева, с массой тайников и ящиков, массивные дубовые кресла с высокими спинками и кое-где небольшие столики, покрытые цвет­ ными тканями, а на них кубки из слоновой кости... Шкаф с инкрустациями, внутри которого был сделан целый лабиринт из зеркал и бронзовых колонок. На этом шкафу стояло старинное распятие из хрусталя и серебра итальянской работы 16 века... На полу лежал большой персидский ковер, а в углу, где стоял шкаф с лабиринтом и распятием, шкура огромного белого медведя...

Посредине комнаты поставили стол, за которым должен был пить свой последний чай Григорий Распутин... На столе стоял самовар и много разных печений и сластей, до которых Распутин был большой охотник. На одном из шкафов приготовлен был поднос с винами и рюмками... топился большой гранитный камин, дрова в нем трещали, разбрызгивая искры на каменные плиты... Из шкафа с лабиринтом я вынул стоявшую там коробку с ядом, а со стола взял тарелку с пирожными, их было шесть: три шоколадных и три миндальных... Доктор Лазоверт, надев резиновые перчатки, взял палочки цианистого калия, растолок их и, подняв отделяющийся верхний слой шоколадных пирожных, всыпал в каждое из них порядочную дозу яда... во много раз сильнее той, кото рая необходима для смертельного исхода».

Феликс в автомобиле, за рулем которого сидел доктор Лазоверт, исполнявший роль шофера, отбыл на Гороховую, а остальные заговорщики поднялись этажом выше, включили граммофон и стали изображать гуляющую компанию.

После полуночи Феликс со своим спутником прибыл ко дворцу. На вопрос, кто же веселится здесь, хозяин ответил: «У жены гости, они скоро уйдут, а пока пойдемте в столовую выпьем чаю».

Оказавшись в подвале один на один со своей жертвой, Юсупов предложил Распутину отравленных пирожных. Распутин отказался. Затем, передумав, жадно съел два из них. Юсупов наблюдал, ожидая увидеть его корчащимся в агонии, но ничего не происходило. Затем Распутин попросил мадеры, которая также была отравлена. Он выпил залпом два бокала, но все было безрезультатно. При виде всего этого «меня охватило какое-то странное оцепенение, голова закружилась, я ничего не замечал перед собой», - писал Юсупов. Распутин выпил несколько стаканов чая и, пока прихлебывал его, попросил Юсупова спеть для него под гитару. Исполняя песню за песней, пораженный убийца пел, а довольный «покойник» сидел, кивая головой и улыбаясь. Сбившись в кучу наверху лестницы, едва дыша, Пуришкевич, Дмитрий и другие слышали только дрожащие звуки юсуповского пения и неразличимые отголоски разговора.

Много лет Юсупова мучил вопрос: почему на этого человека не действовали те большие дозы смертельного яда, которые с едой и питьем принял Распутин? По одной из версий, доктор Лазоверт, соучастник покушения, вместо яда положил Распутину безвредный порошок.

Улучив минуту, Юсупов поднялся к соучастникам покушения. Услышав, что яд на старца не действует, они запаниковали. Наконец опытный Пуришкевич заявил, что Распутину нельзя дать уйти полумертвым. Переборов себя Юсупов вызвался добровольно вернуться в подвал и завершить убийство. Держа браунинг Дмитрия за спиной, он вернулся и застал Распутина сидящим. Старец предложил поехать к цыганам. «Мыслями с Богом, а телом-то с людьми» , - сказал он, многозначительно подмигивая. Тут Юсупов подвел Распутина к зеркальному шкафу и показал богато украшенное распятие. Старец поглазел на распятие и заявил, что ему больше нравится шкаф. «Григорий Ефимович, - сказал Юсупов, - вы бы лучше на распятие посмотрели и помолились бы перед ним».

Распутин пристально посмотрел на князя, затем вновь взглянул на распятие. В этот момент Юсупов выстрелил. Пуля вошла в спину. С пронзительным криком Распутин повалился навзничь на белую медвежью шкуру.

После выстрела в комнату ворвались друзья-заговорщики. Осмотрев рану сделали заключение, что «пуля прошла навылет в области сердца», и констатировали, что он мертв. Радость была велика. Заперев дверь, все поднялись на верх, где шумно и весело стали праздновать победу и обсуждать план ликвидации трупа.

Через некоторое время Юсупов решил вернуться к своей жертве. Князь остановился около убитого и стал на него смотреть. Вдруг лицо Распутин дернулось; и левый глаз дрожа открылся. Через несколько секунд правый глаз также открылся. «Оба глаза Распутина, какие-то зеленые, змеиные, с выражением дьявольской силы впились в меня» ,- вспоминал Юсупов. Неожиданно Распутин, с пеной у рта, вскочил на ноги, схватил убийцу за горло и сорвал погон с его плеча. В ужасе Юсупов вырвался и побежал по лестнице наверх. За ним, карабкаясь на четвереньках и рыча от ярости, полз Распутин.

Пуришкевич, стоя наверху, услышал «дикий, нечеловеческий крик». Это был Юсупов: «Пуришкевич! Стреляйте, стреляйте! Он жив! Он удирает!». Пуришкевич выбежал на лестницу и почти столкнулся с обезумевшим Юсуповым.

Пуришкевич стремительно бросился во двор. Ему удалось подстрелить Распутина около юсуповского дворца. У распростертого временщика вновь появился Юсупов и в истерике ударил окровавленного человека резиновой дубинкой. Когда наконец тело затихло на окровавленном снегу, его завернули в синюю штору, обмотали веревкой и отвезли к Неве, где Пуришкевич и Лазоверт опустили его в прорубь. Через три дня, когда труп был найден, оказалось, что его легкие полны воды, Григорий Распутин, отравленный ядом, простреленный пулями, утонул.

Судьба заговорщиков против Распутина

Только царь имел право арестовать великого князя, но Александра распорядилась, чтобы и Дмитрий, и Феликс были взяты под домашний арест. Через день, когда ей позвонил Феликс, прося разрешения увидеться с ней, она отказала, заявив, чтобы он изложил свою просьбу в письме. Когда письмо пришло, в нем содержалось отрицание всякого участия в убийстве, о котором ходят слухи. Великий князь Павел, потрясенный слухами об участии своего сына, пришел к Дмитрию с иконой и портретом матери. Он потребовал, чтобы его сын поклялся на этих двух реликвиях, что он не убивал Распутина. «Я клянусь», - сказал Дмитрий торжественно.

В Петрограде, где каждый знал детали и смаковал подробности распутинского скандала, подтверждение, что «скота» убили, вызвало приступ бурной радости. Народ целовался на улицах и приветствовал Юсупова, Пуришкевича и великого князя Дмитрия как героев. В Казанском соборе давились, чтобы за жечь свечу перед иконой святого Дмитрия. В дальних губерниях крестьяне, знавшие только, что такой же, как они, мужик стал могущественным при царском дворе, смотрели на убийство по-другому. «Для мужиков Распутин стал мучеником, - сообщал один старый граф, только что вернувшийся из своего имения на Волге. - Он был человеком из народа; он заставлял царя слушать голос народа; он защищал народ от дворян. За это дворяне и убили его. Вот что говорят».

Для Николая самым серьезным ударом стал тот факт, что убийство совершили члены царской семьи. Великому князю Дмитрию было приказано немедленно покинуть Петроград и отбыть в действующую армию - в войска генерала Баратова, находившиеся в Персии и Месопотамии (это спасло ему жизнь, оградив его от разразившейся революции). Юсупов был сослан в одно из своих имений в центральной России; год спустя он покинул родину с княгиней Ириной, взяв с собой из всего своего огромного состояния только на миллион долларов драгоценностей и две картины Рембрандта. Пуришкевич был освобожден. Участие в убийстве высоко подняло его престиж.

Похороны Распутина

Распутин был похоронен в углу императорского парка. С ним простилась и царская семья. Императрица несла несколько белых цветов; она была очень бледной. Внутрь гроба императрица положила на грудь Распутину икону, подписанную ею самой, мужем, сыном и дочерьми, и письмо: «Мой дорогой мученик, дай мне твое благословение, чтобы оно следовало со мной всегда на печальном и мрачном пути, по которому мне еще предстоит последовать. И помни нас с высоты своих святых молитв. Александра».

Имя Григория Распутина часто можно услышать в наше время. До сих пор это личность неоднозначная, таинственная, до конца неисследованная историками, вокруг которой не умолкают споры. Появляется все больше версий относительно его влияния на императорскую семью, политику и судьбу России. Кто же был этот пресловутый Гришка-распутник или святой, простой проходимец или действительно личность, от которой зависела судьба России?

Возможно, история в скором времени ответит на эти вопросы, но иногда хочется самому попытаться во всем разобраться, ведь это - наша история, а значит, она не должна быть нам безразлична. Исходя и вышесказанного можно утверждать о несомненной актуальности данного исследования .

Объектом исследования являются биография Григория Распутина, а также различные воспоминая о нем современников.

Предмет исследования : Отношение людей к Григорию Распутину.

Целью работы является определение роли Григория Распутина в истории России.

Вышеназванная цель реализуется посредством решения следующих задач:

  • Рассмотреть биографию Григория Распутина;
  • Проанализировать отношения Распутина с Царской семьей;
  • Определить роль, которую играл Распутин в политике.

Глава 1. Биография

Долгое время исторические сведения о Распутине были не доступны широкой публике. О нем можно было узнать только из Энциклопедического словаря: «Распутин (Новых) Григорий Ефимович (1872-1916), фаворит Николая II и его жены Александры Федоровны. Выходец из крестьян Тобольской губернии, в молодости конокрад. Выдавая себя за «провидца» и «исцелителя», проник в придворную среду и приобрел большое влияние на государственные дела. Убит в декабре 1916г. монархистами. Любопытствующие довольствовались лишь этой лаконичной характеристикой. Сейчас нам известно гораздо больше .

Биографию Распутина можно разделить на два периода: жизнь до приезда в Петербург и после. О первом этапе жизни в Сибири известно немного. Он родился в селе Покровском Тобольской губернии, младший сын в зажиточной, по тем временам, крестьянской семье большой дом много земли, скотина, лошади. Распутины деревенское прозвище, закрепившееся за ними почти официально. Точное происхождение его неизвестно. Может быть, от слов «распутство», «распутье», а может, «распутывать». Характер отца это подтверждает он и выпить не прочь, и живет с размахом, и по-деревенски смекалистый. Детьми особо не занимался, не заставлял постигать науки, так как больший толк видел в жизненной школе. Братья Михаил и Григорий живут привольно, их университеты деревня, безграничные просторы полей и лесов. В них есть что-то животное, дикое, тесно переплетенное с почти фанатической православной верой. Но недолго они были вместе. Однажды играли они на берегу реки Туры, да доигрались оба в воду полетели. Река бурная, течение сильное, вода холодная болезни не миновать. Михаила не спасли, а Григория «отмолили». Поправившись, он рассказывает, что сама Богородица явилась ему и приказала выздоравливать. Это потрясло всю деревню. Там, вдали от цивилизации, процветает истинная, непоколебимая вера. Простота нравов не мешает истово молиться, соблюдать все обряды, трепетно взывать к целительной силе природы Богу. Грубая плотская реальность соседствует с самыми возвышенными духовными чувствами. После выздоровления Григорий часто размышляет над своим исцелением. Он уверен, что его благословили силы небесные. Так начинается его духовное становление .

Повзрослев, он все больше тянется к странствиям, к тем, кого называют «старцами», божьими людьми. Возможно, это результат захватывающих рассказов странников, находивших приют в доме Распутиных, а может быть истинное призвание. Григорий внимает посланцам не от мира сего, широко открыв глаза. Его мечта стать таким же, как они. Он надоедает родителям разговорами о том, что Бог зовет его странствовать по белу свету и отец, согласившись, наконец, благословляет его. Григорий начинает с окрестных деревень, дивится всем тяготам и унижениям, которые выпадают на долю божьих людей .

В девятнадцать лет он женится на красавице Прасковье Дубровиной, которую встречает на празднике в храме. Первое время их семейная жизнь протекает мирно, но репутация Григория не так уж чиста, к тому же он глубоко переживает смерть первого ребенка. В 1892г. его обвинили в краже кольев из монастырской ограды и выслали на год из деревни. Это время он проводит в странствиях, совершает паломничество по святым местам, где обучается Священному Писанию и грамоте у старцев. Идет без определенной цели,от монастыря к монастырю, спит у монахов и крестьян, кормится по случаю с чужих столов, благодарит хозяев молитвами и предсказаниями. В 1893г. отправляется в Грецию, а по возвращении в Россию на Валаам, Соловки, в Оптину пустынь и другие святыни православной церкви. Во время кратких посещений родного дома он усердно занимается хозяйством и одновременно восстанавливает силы для отправления в новые скитания. Его посещения ознаменовались рождением троих детей: Дмитрия в1895г., Матрены (Марии) в 1898 и Варвары в 1900г.

Жизнь Распутина полна черных и белых полос. То он чист, как ангел, то бросается в крайности, дает волю своей широкой натуре. Для одних он ясновидец и целитель, для других кающийся грешник, для третьих, таких же, как он – духовный учитель. Дурная слава, переплетенная со славой подвижника и старца, доходит до столицы. Его обвиняют в принадлежности к секте хлыстунов, но не найдя достаточных доказательств, дело закрывают.

Что привело «старца Григория» в Петербург? Возможно, более широкое поле деятельности. Не блеск столицы его влечет, а присутствие высших духовных лиц. Рядом с ними он мог бы совершенствовать талант целителя, истинно верующего. Он уверен, что действует по воле Господа.

Весной 1903г. 34-летний Распутин пребывает в Санкт-Петербург. Вот некоторые основные даты этого периода. 1 ноября 1905 г. – Великие княгини Милица и Анастасия, дочери князя Николая Черногорского, устраивают неофициальную встречу Распутина с императором и императрицей в своем имении Знаменском. 15 ноября 1906 г. – первая официальная встреча Распутина с Государем. Царь отмечает, что он «производит впечатление». Октябрь 1907г. – первое исцеление царевича. Начало 1911 г. – поездка на Святую землю. Впечатления от нее Распутин описал в своих записках под названием «Мои мысли и размышления». Лето 1911 г. – возвращение в Санкт-Петербург. 1 сентября 1912г. – императорская семья выезжает в Польшу, в Беловежскую пущу. 2 октября – резкое ухудшение здоровья цесаревича. 12 октября, полдень – Императрица телеграфирует об этом Распутину, который молитвенно помогает. Ответ: «Болезнь не такая уж страшная. Не давай врачам изгаляться!». 1914 г . – Распутин поселяется в собственной квартире на ул. Гороховой, 64. 29 июня 1914 г. - покушение на Распутина. 2 января1915г. – несчастный случай с А. Вырубовой, исцеление ее Распутиным. 22 ноября 1916г . – заговор против Распутина. Ночь с 16 на 17 декабря 1916г. – Убийство Г.Е. Распутина во дворце князя Юсупова .

Следует отметить, что Распутин чередовал жизнь в Петербурге с регулярным посещением Покровского. По крайней мере раз в год он бывал дома. Там же он укрывался, как только его положение в обществе становилось неблагоприятным.

Приезд в Петербург . Слава Распутина опередила его самого – слух о его подвижнической жизни дошел до столицы и стал известен высшим духовным чинам. По приезде в Петербург, благодаря рекомендательному письму, его принимает Его Святейшество Феофан, инспектор Духовной Академии, который видит в нем истинного сына русской земли, самобытного христианина, не церковного, а божьего человека. Распутин производит впечатление не только своей духовностью, но и внешностью. Наиболее ярко его описывает А.Труайя: «Мужик высокого роста, худой, с длинными и прямыми волосами, клочковатой бородой, на лбу шрам. Лицо, изрезанное морщинами, широкий нос с раздувающимися ноздрями. Более всего привлекают внимание его глаза. Взгляд выдает магнетическую силу. Рубашка, стянутая на талии ремнем, не закрывает бедер. Широкие штаны заправлены в сапоги с высокими голенищами. Несмотря на деревенский стиль, он чувствует себя удобно и привольно в любом обществе». Безусловно, такой человек не мог остаться в столице незамеченным. Под покровительством епископской мантии владыки Феофана ему открывается доступ сначала в петербургские великосветские духовные кружки, затем через их влиятельных представительниц- во дворец князя Николая Николаевича. Его репутацию подтвердила встреча с Иоанном Кронштадтским и то, что владыка Феофан был духовником императрицы .

Несомненно, Распутину не удалось бы так быстро пробиться в «верхи», если бы не было для этого соответствующих обстоятельств. Одним словом, ему повезло. Вот эти обстоятельства.

Во- первых, духовность императрицы, глубокая вера и доверие своему духовнику, имевшему в глазах ее не только личный, но и церковный авторитет. Не вызывал сомнения у императрицы Распутин еще и потому, что составлял именно то явление русской жизни, какое особенно привлекало императрицу, видевшую в его лице воплощение образов, с которыми она впервые ознакомилась в русской духовной литературе.

Во- вторых, характер Императора, его доверие жене и религиозность.

Однако, для большинства людей Распутин не был «старцем». Это подтверждал его образ жизни, позволявший ему проживать в столице, посещать своих многочисленных знакомых, тогда как настоящие старцы живут в монастырях, уединяясь в своих кельях. Люди не знали, что о нем думать, так как многие его действия были для них необъяснимы: исцеления больных, загадочные предсказания, влияние на болезнь цесаревича.

Вот почему Петербург поначалу занял в отношении Распутина среднюю позицию, не имея полного представления о нем и предпочитая относиться к нему с доверием, чтобы «не согрешить» перед Богом, чем открыто порицать. Многие просто боялись Распутина и не отрицали его влияния на окружающих, но за неимением объяснений опасались осуждать его.

Глава 2. Отношение Распутина с Царской семьей

Определяющим в отношении Царской семьи к Распутину было то, что он исцелял царевича. Как известно, наследник царевич Алексей Николаевич страдал гемофилией. Эта болезнь передалась по материнской линии и выражалась в плохом свертывании крови. Каждый ушиб мог привести к внутреннему кровоизлиянию, каждая рана могла стать опасной для жизни. Естественно, как любую мать, это мучает императрицу, она чувствует в этом свою вину и стремится искупить ее. Когда выяснилось, что Распутин, путем внушения, лучше справляется с проявлениями этой болезни, чем все доктора-специалисты, это создало для старца Григория совершенно особое положение. Императрица видит в нем человека, от которого, в прямом смысле этого слова, зависит жизнь ее горячо любимого сына.

Кроме того, для Их Величеств Распутин был живым представителем народа, воплощением крестьянства, маленьким человеком. Их поражала его манера держать себя, которая по отношению к другому человеку считалась бы неприличной. Его деревенский говор, бесцеремонность, неуклюжесть, все это обращалось в его пользу. Его поведение было прямо противоположно манере придворных кругов, проникнутых единственной целью – произвести выгодное впечатление на Государя. На фоне их притворства, его искренность и простодушие поражали своей естественностью и были неоспоримы. Они не были «деланными», это объясняется простыми представлениями Распутина о Царе, типичными для русского крестьянина. Для него он – источник милости и правды. Вот что пишет об этом князь Н.Д. Жевахов: «Любовь Распутина к Царю, граничащая с обожанием, была действительно непритворной, и в признании этого факта нет противоречий. Царь не мог не почувствовать этой любви, какую оценил вдвойне, потому что она исходила от того, кто являлся в Его глазах не только воплощением крестьянства, но и его духовной мощи». Он не обманывал доверие императора и постепенно «между Государем и Распутиным возникла связь на чисто религиозной почве: Государь видел в нем только «старца» и, подобно многим искренне религиозным людям, боялся нарушить эту связь малейшим недоверием к Распутину, чтобы не прогневать Бога. Эта связь все больше крепла и поддерживалась столько же убеждением в несомненной преданности Распутина, сколько, впоследствии, дурными слухами о его поведении, которым государь не верил,потому что они исходили от неверующих людей…» .

После первой встречи с Распутиным Государь лишь отметил, что он «производит большое впечатление». Впоследствии он придерживался мнения, что Григорий- человек «чистой веры». Тем не менее, не так доверяя «старцу», как Александра Федоровна, Николай II поручает генералу В.Н. Дедюлину, коменданту дворца, и его помощнику подвергнуть Распутина пристрастному, но учтивому допросу. По их мнению, он мужик хитрый и фальшивый; дальнейшие отчеты секретных агентов сообщают о самозванце, лжепроповеднике, показывая, кем он является в реальной жизни. Члены Царской фамилии также пытаются открыть Государю глаза на происходящее. Он терпеливо внимает всему, но при этом не принимает никаких действий против Распутина. Что касается Императрицы, то она не верила толкам, все больше распространявшимся вокруг Распутина, так как считала их клеветой и отказывалась из-за этого лишиться человека, умевшего несколькими словами побеждать недуг ее сына. Несмотря на дальнейшие разоблачения, для Царской семьи (т.е. для Императора, императрицы и их детей) Распутин навсегда остался святым, и ничто не могло заставить их изменить это убеждение .

Глава 3. Влияние Распутина на политику

Существует много версий относительно этого противоречивого вопроса. Перечислить все, наверное, невозможно. Остановимся лишь на основных и наиболее известных.

Первоначально своей близостью ко двору Распутин пользовался только для вмешательства в церковные дела, в чем ему помогали близкие отношения с Феофаном и Гермогеном. Но по мере того как слух о его влиянии распространяется, различные ловкие люди решают воспользоваться им для достижения своих целей. Это приводит к тому, что у Распутина организуются официальные приемы. Он обосновывается в квартире на ул. Гороховой, где принимает как приходящих с материальными подношениями, так и нуждающихся в денежной помощи. Постепенно у самого Распутина, по мере его возвышения, начало развиваться честолюбие. Играть видную роль, быть почитаемым за всемогущую силу, быть на одной высоте с людьми, находящимися по общественному положению намного выше его, - все это подкрепляло его самолюбие, и он брался даже за такие дела, устройство которых не приносило ему личной выгоды. Так продолжалось до начала 1915г., когда «маленькие люди» стали использовать Распутина в личных целях: для продвижения по службе, суля ему «великие блага» за проведение их к верхам власти. Одним из первых был князь Шаховской, добившийся через Распутина назначения министром торговли и промышленности. Естественно, подобная деятельность Распутина не могла не вызвать возмущения в революционно настроенном обществе, учитывая, что его личность воспринималась в основном негативно.

Однако, остается открытым вопрос, пользовались ли Распутиным люди только в личных целях или же он попадал в руки к агентам врагов России? Существует версия, что он являлся агентом Германии и был заодно с Императрицей в вопросе о сепаратном мире. Но вряд ли такой простой мужик как Распутин был способен на какие-то политические акции - это было бы слишком «заумно» для него, противоречило бы его натуре.

Фактически, Распутин прямого влияния на политику России не оказывал. Оно выражалось, во-первых, в пагубном, по мнению большинства современников, действии на императрицу, а через неё – на Государя. Родзянко объясняет силу влияния Распутина его гипнотизерскими способностями: «Он силою своего гипнотизма внушил царице непоколебимую, ничем не победимую веру в себя и в то, что он избранник божий, ниспосланный для спасения России». Во-вторых, влияние это проявлялось в письмах, где он давал советы или просто поддерживал Царя. Известны также его изречения и предсказания, в последствии подтвердившиеся: «Буду я, будет и Царь и Россия, а как меня не будет, не станет ни Царя, ни России»; 29 августа 1911г., стоя в толпе, мимо которой проезжал Столыпин, Распутин вдруг воскликнул: «Смерть пришла за ним, здесь она, здесь!»; предсказал он и свою смерть: «Убьют-то меня убьют, а месяца через три- рухнет и Царский Трон».

Распутин никогда не пытался опровергнуть слова о своей силе у царей, а наоборот гордился этим и подтверждал своими делами: например, во время своих оргий хвастался, что царица вышивает для него рубашки и таким образом сам давал повод сплетням. Он вел себя наивно и не предвидел последствий своих действий. Распутину не нужна была Царская власть, но одно его положение при Царе само по себе было завидным и стало причиной его собственного убийства.

Скорее всего, слова профессора С. С. Ольденбурга наиболее объективны: «Распутин сам ни на какое политическое влияние не претендовал, но для врагов Императора он оказался точкой приложения искусной клеветнической кампании, совершенно извратившей истинное положение вещей» . Интересно, что противники монархии были и оппонентами Распутина. Больше всего нападок исходило от монархистов, видевших в нём «неугасимую лампаду в царских покоях» и причину всех бед России как во внешней, так и во внутренней политике.

Справедливо будет, наверное, немного изменить известный афоризм и сказать: сколько людей, столько и суждений о Распутине.

«Императрица отказывалась подчиняться судьбе. Она непрестанно говорила о невежестве врачей. Она обратилась к религии, и её молитвы были полны отчаяния, Сцена была готова для появления Распутина».

Великий князь Александр Михайлович

«Поистине, нет ничего более талантливого, чем талантливый русский мужик. Какой это своеобразный, какой самобытный тип! Распутин абсолютно честный и добрый человек, всегда желающий творить добро и охотно раздающий деньги нуждающимся».

Граф С.Ю. Витте

«Если бы Государь послушался Распутина и заключил тот самый Брест-Литовский мир, то в России не было бы революции».

З. А. Шаховская

«Первая революция и следующая за ней контрреволюционная эпоха обнаружила всю суть царской монархии, довела её до «последней черты», раскрыла всю её гнилость, весь цинизм и разврат царской шайки с чудовищным Распутиным во главе её, всё зверство семьи Романовых- этих погромщиков, заливших Россию кровью».

В.И. Ленин

«Без Распутина не было бы и Ленина».

А.Ф. Керенский

«Он весь словно выдуманный, в легенде жил, в легенде умер и в памяти легендой облечется. Полуграмотный мужик, царский советник, греховодник и молитвенник, оборотень с именем Божьим на устах».

Н.А. Тэффи

Заключение

Существует, по крайней мере, три мифа о Распутине.

«Исчадие ада, корыстный человек, доведший со своим окружением Россию до краха»- таким предстаёт Распутин в первом мифе.

«Демон», «второй кардинал Ришелье», вечно пьяный и блудливый мужик с таинственной русской душой- любимый миф зарубежных авторов.

«Талантливый русский мужик, спасавший Россию и царский трон и убитый масонами»- миф современности.

Кем же был Распутин на самом деле? «Хитрость и простодушие, подозрительность и детская доверчивость, суровые подвиги аскетизма и бесшабашный разгул, и над всем этим фанатическая преданность Царю и презрение к своему собрату-мужику- всё это уживалось в его натуре, и, право, нужен или умысел, или недомыслие, чтобы приписывать Распутину преступления там, где сказывалось лишь проявление его мужицкой натуры»- вот, по-моему слова, наиболее точно характеризующие личность Распутина.

Распутин не был святым, и в этом заключалась трагедия Царской семьи и России. Для тех, кто был им исцелен, он навсегда остался святым. Таким он был в глазах А. А. Вырубовой, предсказав ей несчастный брак, а затем, исцелив; таким был и в глазах Их Величеств, считавшихся с его благотворным влиянием на болезнь наследника цесаревича. У свидетелей его пьяных оргий, видевших его однажды в кабаке отплясывающего «камаринскую» складывалось совершенно противоположное впечатление. Что же думали те, кто видел и то, и другое? Таких людей почти не было, потому что обе стороны исключали возможность присутствия в Распутине обеих крайностей. И только мы, оценивающие эту личность спустя 100 лет, можем занять в отношении её справедливую позицию «золотой середины», учитывая оба взгляда. С одной стороны, Распутин - простой мужик. Для него нет различия между Петербургом и деревней - везде он ведёт себя одинаково, игнорируя законы общества и элементарные правила приличия. С другой стороны, есть в его личности что-то интригующее, таинственное. Его странная религиозность, сочетающая жажду удовольствий с непреклонной верой, его физическая сила, наконец, «неистребимость» никаким ядом - все это невольно внушает трепет. Нет ли в этих чертах чего-то родного, близкого каждой русской душе? Наверное, в любом уголке России найдется подобный "Распутин", и каждый русский унаследовал какие-то его черты. Возможно, из-за этих качеств русские остаются непонятыми, «дикими» для других наций, и это ставит особняком нашу страну в мировом сообществе.

Распутина обвиняют во влиянии на политику и царя. Если бы он действительно обладал таковым, то его смерть должна была бы изменить ситуацию, однако этого не произошло, а страсти еще больше накалились и «выплеснулись» в революцию… Если имя Распутина так значительно в истории, почему тогда не замечаются нынешние новые «Распутины», влияние которых в тысячу раз пагубнее и существеннее? Именно они являются разрушителями, а не простой русский мужик, для которого на первом месте всегда были не политические интриги, а вкусная еда да бабы. Личность Распутина, рожденная временем, таинственно пришла, таинственно и исчезла, закрыв еще одну страницу истории России.

Таким образом, Григорий Распутин сыграл важную роль в водовороте событий России начала XX столетия. При этом его личность, не смотря на прояснение новых фактов, остается таинственной и в наше время. Известный старец еще долгое время будет привлекать к себе внимание исследователей, публицистов и рядовых граждан.

Список литературы

1) Григорий Распутин – Сборник исторических материалов в 4-х томах, т.1 – М.: Терра, 1997г.

2) Ольденбург. С.С. Царствование императора Николая II. – СПб.: Петрополь, 1991г. (репринтное воспроизведение издания: Вашингтон, 1981г.)

3) Палеолог М. Распутин – воспоминания. – М.: 1923г.

4) Пуришкевич В.М. «Как я убил Распутина», дневник - М.: Советский писатель, 1990г. (репринтное воспроизведение издания 1924 г.)

5) Труайя. А. Распутин. – Ростов н/Д:Феникс,1997г.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то