Моя помощь в семье классный час. Методическая копилка

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Луганской Народной Республики

«Михайловская общеобразовательная школа»

Единый урок

Подготовила

классный руководитель

Миронова О.В.


Тема. Моя семья

Цель: способствовать формированию представлений о жизненном идеале семьи; развивать мышление, речь, воображение.

Задачи:

Воспитание духовных потребностей:

    любовь и уважение к окружающим;

    этические;

    познавательные;

    эстетические.

Формирование умения соизмерять свои потребности с потребностями окружающих; отказываться от материальных благ, ради здоровья, комфорта родных людей.

Помочь сформировать правильное отношение к семье , ее членам, их взаимоотношениям.

Оборудование: компьютер, мультфильм «Пётр и Феврония», рисунки детей, цитаты из Библии о семье

Ход урока

Семья – это сложно. Но счастливо жить одному невозможно!


Классный руководитель.
Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы будем говорить о семье. Вы становитесь, год от года взрослее и придёт время, когда вы тоже будете создавать свою семью.
Стихотворение «Семья».
Но как появилось слово «Семья»?
Когда-то о нём не слыхала земля.
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
«Сейчас я тебе семь вопросов задам:
- Кто деток родит, королева моя?
И Ева тихонько ответила: «Я»
- Кто их воспитает, богиня моя?
И Ева покорно ответила: «Я»
- Кто внуков понянчит, о радость моя?
И Ева всё также ответила: «Я»
- Кто пищу сготовит, погладит бельё?
Меня приласкает, украсит жильё?
«Я. Я», - вздыхая, ответила Ева, - «Я. Я».
Вот так появилась на свете «СЕМЬЯ»!

Семья – это родные друг другу люди, живущие вместе. Семья с первых минут нашего рождения находится рядом с каждым из нас. Если нам плохо, трудно, если с нами случилось несчастье – кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет, защитит? Конечно же, родные нам люди: мамы, папы, бабушки, дедушки, братья, сестры – наша семья, самые близкие и дорогие нам люди, наша опора на всю жизнь.

Актуальные вопросы для обсуждения с детьми:
1. Что для тебя означает понятие семья?
2. Какая семья считается счастливой?
3. Требует ли жизнь в семье большого творчества?
4. Как понимать родных тебе людей и быть ими понятым?

Классный руководитель.

Рождаясь, человек получает имя. Наши предки придавали имени особое значение. Считалось, что оно во многом определяет дальнейшую жизнь ребёнка, его успехи и неудачи, достоинства и пороки. Вот почему в старину имя давалось или по церковным книгам в честь святого, чей праздник отмечался в месяце рождения ребёнка, или в честь кого-либо из членов семьи.
А сейчас, поднимите, пожалуйста, руки те, кого назвали в честь родственников.

(Рассказы учащихся)

Классный руководитель.

Особое значение для каждой семьи имеют ее обычаи и традиции. Издавна в русских семьях укоренялись замечательные традиции, которые я предлагаю сейчас вспомнить:

    Собираться всей семьей в родительском доме в праздники, а также отмечать семейные праздники;

    Всем вместе петь и играть на музыкальных инструментах;

    Приглашать гостей и собирать застолье;

    Собирать и хранить семейные фотографии;

    Хранить вещи, принадлежавшие родственникам, как предметы старины и как память о родных и близких.

    Издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности. Так рождались династии гончаров, военных, строителей, учителей и т.д.

А теперь я предлагаю вам рассказать о традициях своей семьи (дети рассказывают о семейных традициях)

Классный руководитель.

Знаете ли вы, ребята, что раньше семьи были большие? В таких семьях все друг другу помогали, малыши старость уважали, а старики малых жалели. О такой большой семье есть у меня загадка. Попробуйте сосчитать, сколько в этой семье человек.
Задам сейчас задачу я
Послушай, вот моя семья:
Дедуля, бабушка и брат.
У нас порядок в доме, лад.
И чистота, а почему?
Две мамы есть у нас в дому,
Два папы, два сыночка,
Сестра, невестка, дочка,
А самый младший – я,
Какая же у нас семья?

(Ответ: 6 человек – брат и сестра, их родители, бабушка и дедушка).

Благодаря этому стихотворению, мы с вами коснулись очень интересной темы родственных отношений. Каждый из нас, только родившись, оказывается в этом хитросплетении родственных отношений. У ребёнка может ещё не быть имени, но он уже чей-то сын или дочь, внук или внучка, брат или сестра, племянник или племянница и даже может оказаться кому-то уже дядей и тётей.

Ученик.

Не мало написано ласковых слов
О мамочках наших, родных и прекрасных.
Они, словно феи из сказочных снов,
Несут в нашу жизнь нескончаемый праздник.

Они добротой и любовью своей
Способны развеять любые туманы.
Нет мамочек наших на свете милей.
Любимее нет никого моей мамы.

Она для меня, словно лучик в ночи.
Когда она рядом, на сердце теплее.
Спасибо тебе, что смогла научить
Всему, что сама ты, родная, умеешь

Ученица.
Может он в футбол играть,

Может суп мне разогреть,

Может мультик посмотреть,

Может поиграть он в шашки,

Может даже вымыть чашки,

Может рисовать машинки,

Может собирать картинки,

Может прокатить меня

Вместо быстрого коня.

Может рыбу он ловить,

Кран на кухне починить.

Для меня всегда герой -

Самый лучший ПАПА мой!


Викторина «Кто живёт в моей семье?»
1. Кто такие бабушка и дедушка?
(родители мамы или папы).
2. Как зовут сестру мамы или папы?
(тётя)
3. А кто такой дядя?
(брат мамы, папы или тёти)
4. Объясните, кто такие внук, внучка, племянник, племянница?
5. А есть ли среди учеников нашего класса дяди и тёти?
6. Может ли так быть, что дядя и племянница одновременно учиться в одном классе?
7. Свекровь и свёкор. Кто это?
(родители мужа)
8. Тесть и тёща. Кто это? (родители жены)
9. Кто такие шурин и свояченица?
(брат жены и сестра жены)
10. А как называют брата мужа и сестру мужа?
(деверь и золовка)
11. Кто такие свояки? (мужья сестёр)
12. Кто такие невестки?
(жёны братьев)
13. Кого называют зятем?
(мужа дочки, сестры или золовки)
14. К вам пришли невестка и сноха. Кто это?
(это одно и тоже лицо, поскольку женщина может быть снохой только для свёкра, остальной родне она невестка)

Классный руководитель: Крепкая, дружная семья всегда была идеалом для каждого поколения. Сколько пословиц народ сложил о семье.
Ребята, как вы думаете, что означают следующие пословицы:
(Классный руководитель зачитывает пословицы, а дети объясняют услышанное)
1. Семья – печка: как холодно, все к ней собираются.
2. В семье любовь да совет, так и нужды нет.
3. В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.
4. Вся семья вместе, так и душа на месте.
5. Дерево держится корнями, а человек семьёй.
6. Намёки да попрёки - семейные пороки.
7. Семья сильна, когда над ней крыша одна.
8. В семье согласно, так идёт дело прекрасно.
9. В хорошей семье хорошие дети растут.
10. На что клад, коли в семье лад.
11. Не прячь свои неудачи от родителей.
12. Согласье в семье - богатство.
13. В гостях хорошо, а дома лучше.
14. В дружной семье и в холод тепло.
15. В семье разлад, так и дому не рад.
16. Дом согревает не печь, а любовь и согласие.
17. Когда семья вместе так и душа на месте.

Просмотр мультфильма «Пётр и Феврония»

Классный руководитель.

Дети, чему нас учит этот мультфильм? (высказывания детей)

Каждыё человек должен соблюдать “Заповеди семейной жизни”

    Свято храни честь своей семьи.

    Люби свою семью и делай ее лучше.

    Будь внимательным и чутким, всегда готовым прийти на помощь членам своей семьи.

    Проявляй заботу и участие к близким и дальним родственникам.

    Подари родителям радость.

    Умей найти и выполнить дело на пользу и радость членам своей семьи.

    Доброе дело – дороже богатства.

    Жизнь – это дорога, полная испытаний, будь готов с честью пройти их

Конкурс рисунков «Моя семья»

Заключительное слово классного руководителя.

Семья – это счастье, а счастье стекло,

Стеклянному счастью разбиться легко.

Как хрупкую вазу и нежный букет

Семью берегите, живите без бед.

Добро, теплоту и уют сохраняйте,

Надежду, любовь никогда не теряйте.

Для счастья семейного - надо трудиться,

И в доме тепло очага сохранится.

Желаю всем вам счастья, здоровья, согласия в семьях! Надеюсь, что в нашей школьной семье тоже всегда будут царить искренность и взаимопонимание, а в большой всенародный семье - мир!

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Михайловки»

Классный час

«Тепло семейного очага»


Подготовила и провела

классный руководитель

8 Б класса

Худайкулова Н.А.

2012 г.

Домашний очаг должен быть не местопребыванием, а местом, куда мы всегда возвращаемся .

А. Монтерлан

Цель классного часа : воспитание ценностного отношения к семье; формирование стремления быть хорошим семьянином во взрослой жизни.

Задачи :

· способствовать формированию представлений о жизненном идеале семьи;

· возрождение нравственно-этических норм, ценностей и традиций семейного уклада;

· развитие у ребенка нормативного восприятия позитивных семейных ценностей;

· воспитание в душе ребенка гармоничного образа семьи;

· установление плодотворного сотрудничества между образовательным учреждением и семьей.

Ход классного часа

Учитель: Скажите, ребята, правда ли, что все люди хотят быть счастливыми? Если каждый человек хочет быть счастливым, то, значит, все мечтают об одном и том же? (Нет.) Т. е. представления о счастье у людей разные. Сейчас выполним несложное задание. Пронумеруйте по мере убывания значимости те области жизни человека, которые могут ассоциироваться со счастьем.


Ребята, покажите свои ответы. Почему же семья зачастую ассоциируется со счастьем? Действительно, в семье мы приобретаем представление о жизни, о нравственности, о морали (Что хорошо? Что плохо? Что можно? Что нельзя?); приобретаем хозяйственные навыки; совершаем первые самостоятельные поступки и получаем их оценку; учимся сами оценивать поступки других и свои собственные … Давайте попытаемся продолжить этот список. (получаем жизнь; это место, где нас любят, прощают, заботятся…)

Учитель: Да, ребята, семья очень важна для каждого человека, но не только, семья – это основа общества, ведь общество состоит из семей. И если нравственные ориентиры будут искажены, если семейные ценности перестанут быть значимыми, то и все общество заболеет. Жизнь меняется, и те ценности, которые раньше казались незыблемыми, к сожалению, подвергаются изменениям. Посмотрите, что может произойти, если мы сместим приоритеты. Допустим, что для каждого человека на первом месте окажутся не семья и дети, а карьера. Ведь именно так сейчас и происходит. Зачем тогда человеку заводить семью, детей – все это большие препятствия к достижению цели. Последствия: снижение рождаемости, рационализм заменяет сердечность и милосердие, любовь превращается в партнерские отношения. Почему мы с вами об этом говорим? Вы – дети, и наше будущее и будущее страны зависит от вас. И поэтому так важно уже сейчас выбрать правильные ориентиры в жизни.

1-й ведущий . Что такое семья, понятно всем. Семья – это дом. Это папа и мама, дедушка и бабушка... Это дружба и любовь, это забота друг о друге. Это радость и печали, которые одни на всех. Это привычки и традиции.

2-й ведущий . А еще – это опора во всех бедах и несчастьях. Это крепость, за стенами которой могут царить лишь покой и любовь. Я вам напомню одну старинную притчу. В ней речь идет об удивительном доме, за порогом ко­торого никогда не раздавались слова вражды и осуждения.

В одной семье, несмотря ни на какие беды, обрушивавшиеся на нее как из рога изобилия, всегда царили мир, любовь и согласие. Никто не сердился и не ругался. Молва об этом дошла до жестокого правителя тех мест. «Как это им удается жить, не ссорясь и не обижая друг друга?» – удивился он и приказал старшему мужчине того рода явиться во дворец. Старец, услышав вопрос правителя, взял лист бумаги и стал терпеливо писать на нем одно и то же слово – «понимание», – пока не написал его сто раз.

«Так вот из чего вырастают любовь и дружба! Из желания понять, а не осудить друг друга!» – обрадовался правитель и с миром отпустил гостя.

1-й ведущий . Как вы думаете, ребята, неужели тому старику из притчи ни разу не захотелось грубо окрикнуть своих детей, хлестко отшлепать балов­ников, разбивших тарелку во время застолья или ненароком опрокинув­ших самовар? Как это было бы просто, взять да и выпустить накопившийся внутри пар: «Не шали, не балуйся! Вот тебе, вот тебе!» Но он никогда не позволял себе и слова, произнесенного от неспокойного или злого сердца. Он был воспитанным человеком. По-моему, главная черта его характера – мужество, ведь он всю жизнь умел придерживаться выбранной линии поведения. А еще – доброта и милосердие... Что можно еще о нем сказать с уверенностью? Конечно же, то, что он был любящим и терпеливым отцом, дедом, мужем и соседом.

2-й ведущий . Что же держит «на плаву» нашу семейную крепость, не позволяет рухнуть ей в этом непрочном мире? Что самое трудное в семейной жизни? Конечно, это будничный, прозаический быт, ссоры, конфликты. Особенно «бурлит жизнь» в семье, когда дети, подрастая, начинают считать, что имеют право на собственное слово и на собственный поступок. «Трудный» возраст...

Учитель: Да, и одному человеку нелегко прожить. И что бы ни говорили, а семья – главное богатство в жизни. В наше время семьи небольшие, в них часто по одному ребенку.

А вот интересно, какой семье легче прожить на свете! (Ответы детей)

Учитель: Я совершенно с вами согласна. Думаю, легче той семье, где не унывают, не падают духом, радуются жизни.

Как вы считаете, что необходимо для того, чтобы в семье было взаимопонимание и доверие? (высказывания детей)

Учитель: А вот так говорит об этом И. Молчанова в стихотворении «Семь правил»

1.Что значит для меня моя семья? Конечно – счастье и уют домашний,
Семь правил обязательных храня, Лишь только семь, но очень – очень важных.

2. Во-первых, это главное – любовь. Всем сердцем и душою всей, и разумом.
Не просто чтоб бурлила страстью кровь, А трепетно и каждый день по-разному.

3. Второе – дети. Что за дом без них? Пустыня без колодца – не напиться.
А дети – это жизнь, это родник, И продолженье рода. Пусть струится!

4. Потом забота. Лишь она - Очаг семейный сбережёт от ветра
Старайся, чтоб с улыбкою весна. Была всегда с тобою, а не где-то.

5. Четвёртое – терпение. Оно Поможет пережить невзгоды, беды…
И отогреет солнышком окно, Что инеем заледенело белым.

6. А пятое – ответственность и дом. В фундаменте семейном веский камень.
Они помогут защитить любовь, От ветра уберечь душевный пламень.

7. Шестое – уваженье. Только с ним- Приобретёшь успех, признанье общее
Всегда, считаясь с мнением других, Научишь, чтоб с твоим считались собственным

8. И, наконец, седьмое – чистота. Везде – в дому, в душе твоей и помыслах…
Вот так я представляю свой очаг, Где я любима, счастлива где полностью.

Тренинг «Строим дом»

1-й ведущий . А как вы думаете, что такое семья и каковы ее основные принципы? Давайте попробуем смоделировать счастливую семью, работая в группах.

Задание группам: У вас на столах лежат карточки со словами: терпение, трудолюбие, любовь, взаимопонимание, верность, доброта, дети, ответственность, забота, честность, семейные традиции, дружба, прощение, понимание, долг, материальный достаток, уважение, самопожертвование, порядочность.

Давайте построим дом счастья. Что вы положите за основу, что для вас главное, а что второстепенное? (дети строят, по ходу объясняя, что лежит в основе хорошего дома)

Постепенно складывая по кирпичику воздвигаем стены, затем ставим крышу- крышу хорошего настроения.

2-й ведущий . Итак, мы построили с вами «Дом счастья». Счастье человека в семье – наибольшая нравственная ценность. Где, как не в семье, получает человек то, к чему он стремится в любом возрасте: ощущение своей нужности близким, осознание, что любим и любишь сам, веру, что есть на земле место, где тебя ждут и любят.

Дети читают стихи:

Семья- это то, что мы делим на всех,

Всем понемножку, и слезы, и смех,

Взлет и падение, радость, печаль,

Дружбу и ссоры, молчанья печать.

Семья- это то, что с тобою всегда

Пусть мчатся секунды, недели, года,

Но стены, родные, отчий твой дом-

Сердце навеки останется в нем!

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью,

И провожают в путь с добром!

Любите! И цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть его дороже

На этой сказочной земле!

Учитель: К слову ДОМ придумайте прилагательные.

Д: Надёжный, любимый, красивый, уютный, тёплый.

Учитель: А теперь придумайте глаголы.

Д: Охраняет, оберегает, защищает, обогревает, любит.

Учитель: В доме уютно, а это самое главное.

1-й ведущий . Наш дом – это наша защита, наш очаг, в котором должен всегда гореть огонек взаимопонимания, доброты, участия. Но иногда пламя в очаге может быть беспощадным и от былого тепла и понимания остается пепел. Это происходит в том случае, если недоразумения и непонимание между детьми и родителями перерастает в ненависть и даже вражду. Как этого избежать, как сделать так, чтобы пламя в очаге твоего дома горело ровно и освещало своим светом всю твою жизнь?

Учитель: Считается, что за взаимоотношения в семье отвечают только взрослые, но это не так. Дети могут сделать очень много для установления и поддержания в семье хороших и теплых отношений.

Что можно сделать для улучшения своих взаимоотношений с родителями?

Возможные ответы ребята выписывают на доску. После того, как выполнили работу, показать запись на доске и обсудить их выводы.

Варианты ответов учащихся.

Проявлять послушание;

Быть их сторонниками;

Не огорчать их;

Ободрять их в период трудностей;

Проявлять человечность и участие ко всем членам семьи;

Оказывать необходимую помощь по дому;

Поддерживать их во всех начинаниях;

Выражать признательность и благодарность;

Проявлять понимание в принятии родителями определенных решений;

Обсуждать с ними свои проблемы и радости, планы и цели;

Ставить их в известность о том, где вы и с кем.

Учитель: "Сейчас я прочту вам правила, существующие в некоей семье, скажем, Петровых. Послушайте их и скажите, какие правила вы, будучи взрослыми и уважаемыми главами своих семейств, не сочли бы возможным ввести в обиход вашей семьи.

1. Родители контролируют школьные дела детей.

2. Каждый член семьи имеет свои обязанности.

3. Родители каждую неделю выдают детям небольшую сумму денег на карманные расходы.

4. Дети имеют право без ограничений смотреть телевизор.

5. При подготовке к семейным праздникам каждый член семьи вносит свое посильное участие.

6. Родители не обязаны знать, чем занимаются дети в свое свободное от занятий время.

7. Старшие дети оказывают помощь младшим, в отсутствие родителей присматривают за ними.

Скажите с какими правилами вы согласны? Какие вам кажутся не верными? Почему?”.

2-й ведущий . "В каждой семье справляют праздники. Наряду с традиционными, т.е. такими, которые празднует вся страна у каждой семьи есть свои собственные. Давайте; поиграем. Кто последним назовет семейный праздник, тот – победитель.” (День рождения, день бракосочетания, проводы в армию, новоселье, вручение аттестата об окончании школы, день первой зарплаты, поступление в первый класс, прощание с детским садом, прощание с начальной школой, покупка дачи, автомобиля, победа в конкурсе...)

Учитель: Задание на дом «Тайный друг – дорогой мой человек». Инструкция для учащихся: У каждого из вас на столах лежат маленькие листочки бумаги. На каждом отдельном листочке напишите имена тех членов своей семьи, кто проживает непосредственно с вами: мама, папа, бабушка, брат Саша, сестра Катя и т. д. Сверните эти листочки, перемешайте и выберите один из них. Тот, чье имя написано на листочке, целую неделю будет для вас самым важным, самым дорогим человеком, вашим тайным другом, которому вы будете дарить свою любовь, оказывая самые разные знаки внимания. Если с этим человеком у вас размолвка, что нужно сделать? Какие знаки внимания можно оказывать самому дорогому для вас человеку? (Говорить комплименты, добрые слова, приготовить его любимый салат, сделать по своей инициативе домашние дела, хорошо себя вести, быть доброжелательным, предложить отдохнуть, подарить подарок, выполнять добросовестно все поручения и т.д.) Дома никому об этом не рассказывайте. Ровно через неделю вы откроете своим близким этот секрет. Спросите их, заметили ли они ваши проявления любви.

В завершение разговора я хотела бы прочитать небольшое стихотворение:

2-й ведущий .

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом.

Здесь ждут тебя всегда с любовью

И провожают в путь с добром.

Отец, и мать, и дети дружно

Сидят за праздничным столом,

И вместе им совсем не скучно,

Им интересно впятером.

1-й ведущий .

Малыш для старших как любимец,

Родители во всем мудрей,

Любимый папа – друг, кормилец,

А мама ближе всех, родней.

Любите и цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть её дороже

на этой сказочной земле.

БОЛЬШАЯ СЕМЕЙНАЯ ВИКТОРИНА

1. Скажите по латыни «семья ». (Фамилия.)

2.А теперь скажите «семья » по-итальянски. (Мафия.)

3.Как известно, греческая богиня Афина была богиней мудрости, и ее птицей считалась сова. А вот богиня Гера, супруга Зевса, считалась покровительницей семьи вообще и материнства в частности. Догадайтесь, какая птица считалась «птицей Геры»?

(Аист.)

4.Как говорят о тех, кто разглашает внутренние семейные неприятности и ссоры?

(Выносить сор из избы.)

5. Вот русская пословица: «Жить для себя – тлеть, для семьи – … (пропущен глагол), а для народа – светить». Назовите пропущенный глагол.

(Гореть.)

6.По легенде, Россию охраняют три сестры : Вера, Надежда и Любовь и их мать . Назовите имя матери трёх сестёр.

(Софья, то есть Мудрость.)

7. Первый, старший ребёнок в семье – первенец. А как на Руси назывался третий ребёнок в семье ? А последний?

(Третьяк, поскрёбыш.)

8. Как звучит русская «фруктовая» пословица о том, кто унаследовал плохое, неблаговидное поведение от отца или матери ?

(«Яблоко от яблони недалеко падает».)

9. О какой русской игрушке эта цитата из энциклопедии: «Она олицетворяет идею крепкой семьи , достатка, продолжения рода, несет в себе идею единства»?

(О матрёшке.)

10. С какого возраста, согласно законодательству РФ, можно вступать в брак без разрешения родителей?

(С восемнадцати лет.)

11. Как называется фамилия женщины до её замужества ?

(Девичья.)

(«Дюймовочка».)

13. В какой сказке Андерсена нарушено право ребёнка: «Дети имеют право жить со своими родителями , и никому не позволено их разлучать»?

(«Снежная Королева». Из дома бабушки Снежная Королева увезла маленького Кая в свой ледяной дворец.)

14. Назовите самую семейную геометрическую фигуру.

(Круг. Тесный семейный круг, в семейном кругу.)

15. Родительский инструктаж одним словом – это...

(Наказ.)

16. Ребенок моего отца, мне не брат. Кто это?

(Моя сестра.)

17. Как называется жилище большой трудолюбивой пчелиной семьи ?

(Улей, борть.)

18. Какое растение олицетворяет собой одновременно и родного, и приемного родственника ?

(Мать -и-мачеха.)

19. Есть буквенная семья , в которой, согласно многочисленным стихам, «тридцать три родных сестрицы». Что это за семья ?

(Алфавит.)

20. В каком месяце отмечается Международный день семей ?

(Отмечается ежегодно 15 мая, начиная с 1994 года. Провозглашён Генеральной Ассамблеей ООН.)

МБОУ Наримановского района

«Средняя общеобразовательная школа №6»

Классный час

на тему:

«Мой дом, моя семья»

Подготовила:

классный руководитель 6 класса

Батырханова С.В

Тема: «Мой дом, моя семья»

Цель: знакомство с классом, семейными ценностями каждого ученика, формирование комфортной и теплой внутрисемейной обстановки.

Задачи:

— формирование уважительного отношения к членам семьи;

— формирование у детей понимания сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены;

— формирование правильного отношения к семье, ее членам, их взаимоотношениям;

— воспитание духовных потребностей: любовь и уважение к окружающим; этические; познавательные; эстетические.

— помочь ребенку оценить свое место в семье.

Форма проведения: беседа.

Ход занятия

Классный руководитель : Дорогие ребята! Я рада приветствовать вас на нашем классном часе, который называется «Моя семья». Сегодня мы поговорим о семьях, о семейных традициях и праздниках, увлечениях. Сначала ответьте мне на вопрос: «Что такое семья?» (учащиеся дают определение «семьи»)

Примерные ответы детей.

    Из словаря. Семья — это группа живущих вместе родственников (муж, жена, родители, дети).

    Семья - самое главное в жизни для каждого человека. Это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья.

    Семья - это круг людей, которые тебя любят и уважают и никогда не оставят в беде, будут с тобой в радости и горести всегда.

Классный руководитель: Да, это семья. У каждого человека должен быть: дом, семья, родня, потому что именно здесь мы найдем сочувствие, теплоту, взаимопонимание. Именно самому близкому человеку вы сможете доверить свою тайну, поговорить о самом сокровенном, о том, что вас волнует, посоветоваться с ними. Каждая семья — уникальное объединение людей разного возраста, основанное на кровнородственных отношениях. У каждого из вас есть желание жить в дружной, благополучной семье, основанной на взаимопонимании и доверии детей и взрослых.

«Семья» — это слово образовалось от исчезнувшего из нашего языка существительного «семь» — «работник, слуга, домочадец».

До начала 20 века русские семьи состояли из нескольких поколений (не случайно и слово такое образовалось: «семь» — «я»). В ней были дедушки, бабушки, мама, папа, дети, внуки, правнуки. Жили дружно, друг другу помогали. Одни по хозяйству поспевали, другие в поле трудились, старшие братья и сестры присматривали за младшими. Жили весело, старость уважали, молодых оберегали. Семьи были большие и крепкие.

А какими являются семьи сегодня? Расскажите о своей семье. (Выступления учащихся. По ходу рассказа можно спросить о составе семьи, традициях, увлечениях, событиях, которые больше всего запомнились).

Классный руководитель: А как сделать так, чтобы ты понимал своих близких и был понят, чтобы тебе доверяли, и ты доверял другим? Что для этого необходимо? (чувства!) Какие? (любовь!)

Если вам доводилось хоть ненадолго покидать свой дом, вспомните, как тосковали вы о нем и о своих домашних и как хотелось поскорее вернуться в родные стены.

Ведь семья-это островок понимания, любви, тепла и надежности. Здесь ты черпаешь силы, обретаешь уверенность, принимаешь опыт, разрешаешь сомнения, находишь прощение своих ошибок…

У большинства у вас есть брат или сестра, младший или старший.

Какие они прививают вам чувства?(дети отвечают: «К старшему брату или сестре обратишься с тем, с чем не обратишься к родителям, а младший брат или сестра пробуждают в нас нежность и заботу».)(для себя: Узнать, у кого в классе есть старшие (младшие) братья, сестры).

Особое, подчас необъяснимое чувство вызывают у нас люди, передавшие нам свои черты, достоинства и слабости. А что мы знаем о них? Родословие – это история рода, история семьи в виде таблицы или в виде разветвленного дерева. Давайте попробуем вместе составить генеалогическое древо. На доске вы можете увидеть несколько примеров.

Семья – это совокупность близких родственников, живущих вместе; родители с детьми. Женатый сын или замужняя дочь, отдельно живущие, составляют уже иную семью. По Далю.

Перечислите членов вашей семьи.

Перечисление учащихся:

    Мама

    Папа

    Брат

    Сестра

    Бабушка

    Дедушка

Все эти члены семьи связаны родственными отношениями, т.е. являются родственниками. И называются они близкие родственники.

Есть ещё понятие дальние родственники. Кто же относится к дальним родственникам?

Перечисление учащихся:

    Дяди

    Тёти

    Двоюродные братья, сёстры.

    Прабабушки

    Прадедушки.

Хорошо, молодцы! А сейчас для того, чтобы узнать о ваших родственниках поближе поиграем в игру «Поднимите руку все те, у кого…»

    У кого есть старший брат.

    У кого есть старшая сестра.

    У кого есть младший брат.

    У кого есть младшая сестра.

    У кого бабушка и дедушка живут в нашем городе.

    У кого родственники живут в нашем городе.

    У кого родственники живут в Мордовии.

    У кого родственники живут в России.

    У кого родственники живут за рубежом.

Тамара (Мама)

Александра

(бабушка)

Валентин

(дедушка)

Надежда

(бабушка)

Александр

(дедушка)

Владимир

(Папа)

Классный руководитель:

Похожи ли вы на маму или папу? Чем вы похожи на них? Чем отличаетесь?

Кто хочет рассказать о своей родословной? (рассказ детей)

А вечера в кругу семьи! А семейные праздники и торжества!

Какие традиции существуют в вашей семье?

Где вы любите проводить семейный отдых?

Какие семейные праздники сплотят семью?

Одним словом, семья-это целый мир, и он интересен не меньше, чем тот, что простирается за порогом вашего дома. Ваше участие в делах ваших родных, ваша забота и помощь, ваш интерес и уважение к традициям вашей семьи и вашего рода – все это поддержит согревающий и всем необходимый огонь семейного очага.

Почему важно в семье любить друг друга?

Как выразить свою любовь к родителям?

Как научиться не огорчать близких?

Как вести себя, когда провинился?

Как научиться понимать настроение родителей?

Как повысить настроение папе, маме?

Ребята, вы, любите загадки? А давайте попробуем отгадать такие:

У семерых братьев по одной сестре. Сколько детей в семье? (Восемь)

Меня зовут Юра. У моей сестры только один брат. Как зовут брата моей сестры? (Юра)

У бабушки Даши внук Паша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (Один)

Ребенок моего отца, мне не брат. Кто это? (Моя сестра)

Две матери, две дочери, да бабушка с внучкой, а их всего трое (мать, дочь и внучка)

КОНКУРС «НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ ГЛАСИТ»

О семье много пословиц и поговорок. Давайте вспомним их. Сейчас небольшая разминка. Вам надо поправить то, что будет неверно.

Не родись красивой, а родись богатой (счастливой).

Любовь – кольцо, а у кольца нет проблем (начала нет, и нет конца).

У семи нянек дитя в доглядке (без глаза).

Милые бранятся только по пятницам (тешатся).

Классный руководитель: А теперь продолжите пословицу.

Гость на пороге – счастье в … (доме).

Дом без хозяйки … (сиротка).

Дом вести … (не бородой трясти).

Яблоко от яблони … (не далеко падает).

Чем богаты, … (тем и рады).

В гостях хорошо, … (а дома лучше).

КОНКУРС «УСТАМИ МЛАДЕНЦА».

Это когда все вместе – мама, папа, бабушка, дедушка. (Семья)

В семье это самое дорогое, ее берегут, передают из поколения в поколение. (Семейная реликвия)

Самый нежный, самый добрый, самый любимый человек для всех людей на Земле. (Мама)

Место, где мы бываем все вместе. (Дом)

Это такое маленькое, пищащее, доставляющее много хлопот, но его все равно любят. (Ребенок)

Она вяжет всем носки и печет самые замечательные пирожки и булочки. (Бабушка)

В них играют все дети. (Игрушки)

Это не человек, но его любят все члены семьи. (Домашнее животное).

Классный руководитель: А теперь давайте поиграем в игру «Ласковые слова». Предложить детям вспомнить те ласковые слова, которые им говорят родители чаще всего.

ЗНАКОМСТВО С ПОНЯТИЕМ РОДИНА –МАТЬ.

Классный руководитель :

Как вы думаете, ребята, а кто является для нас всех общей матерью? Образу этой женщины посвящён огромный монумент в городе Волгограде.

Выполните задание в группах: Расположите понятия “Родина”, “Страна”, “Семья” по степени значимости для себя, используя круги разного диаметра.

Анализируя работы учащихся, надо отметить, что в определённые моменты истории понятие “РОДИНА” часто выходило на первый план и занимало умы и сердца людей. Так было, например, в годы Великой Отечественной войны.

За что мы любим нашу огромную семью, нашу Родину?(за её силу, богатство, красоту, величие, за гениев, которых она подарила всему миру).

Как называют людей, горячо и преданно любящих свою отчизну? (патриоты)

Назовите известные вам символы государства, которые отражают его мощь и величие. (Герб, гимн, флаг).

Заключительная совместная игра

«Фундамент моего дома»

Классный руководитель :

Вспомните все, о чем мы сегодня говорили. Я предлагаю вам подумать, что же является основой, фундаментом любой семьи, каждого дома. Выберите необходимые слова. На карточках-«кирпичиках» написаны слова: любовь, уважение, тепло, забота, радость, понимание, уют, взаимопомощь. (Дети выбирают «кирпичики» и прикрепляют в фундамент дома).

Вот какой крепкий фундамент у нас получился!

Подведение итогов:

Классный руководитель : Как видим, семья-это словно маленькое солнце, благодаря которому нам тепло, уютно, оно притягивает к себе. И все мы: и взрослые и дети должны сделать так, чтобы это солнце светило всегда, давая нам любовь, ласку, объединяя нас, охраняя нас всю жизнь. Но ведь класс-это тоже семья, поэтому давайте сфотографируемся! (снимок на память).

Семья глазами ребенка

Дидактический материал:

    карточки (« цветные кирпичики», « лучики»).

    Карточки – задания: « Пожелание моей семье», « Рецепты семейного счастья».

    Карточки с указанием позиций родителей к « предпочитаемому исходу»

Вступительное слово педагога:

Здравствуйте ребята! Я очень рада всех вас видеть сегодня.

Психологический настрой:

Давайте встанем в два круга внешний и внутренний. И по приветствуем друг друга. Сначала « крабики» скрестив мизинцы, затем приветствие « Бутерброд», и « Крутые парни». Ну что поднялось у вас настроение? Видно что у вас настроение поднялось.

Давайте начнем наше занятие.

Сегодня у нас необычная встреча, в ходе которой мы постараемся узнать лучше о том, что уже имеем. А имеем мы с вами самое главное в жизни – семью.

Называется наше занятие « Семья глазами ребенка», т.е. вашими глазами. Работать мы будем тоже необычно – в творческих микрогруппах, а я посмотрю, насколько слаженно и активно вы умеете работать.

Народная мудрость о семье.

Неслучайно народная мудрость богата высказываниями о семье. В этом мы с вами сейчас убедимся, вспомнив поговорки и пословицы. А я посмотрю, какая микрогруппа назовет больше.

(дети называют поговорки и пословицы)

Как много поговорок и пословиц вы назвали! Это говорит о значимости семьи в жизни каждого человека. Готовясь к сегодняшней встрече, я тоже написала их на экран. Обратите внимание здесь представлены высказывания и как вы понимаете эти высказывания.

Семья – это…

Обратите внимание на круг… Здесь нарисовано солнце, а у вас на столах лежат лучики от него.

Напишите, пожалуйста, на лучике, как вы понимаете, что такое семья, т.е. семья – это…

И все лучики мы приклеим к нашему солнышку.

(Дети пишут.)

Судя по вашим ответам, можно сделать вывод: семья – это…

(учитель читает ответы учащихся)

И неслучайно мы с вами выбрали солнце кА символ семьи, потому что, когда люди любят, понимают и уважают друг друга, им тепло вместе, как от солнца.

Семья в ассоциациях

Давайте вместе пофантазируем, как еще можно образно представить семью? В виде чего?

(Дети предлагают свои варианты)

Я согласна с вашими сравнениями. Особенно мне понравилось сравнение семьи с домом. Потому что многие люди ассоциируют семью именно с ним.

Дом – семья

Сейчас мы вместе с вами построим этот дом. У вас в конвертах у каждого на столе лежат кирпичики разного цвета.

И каждый из вас может выбрать тот кирпичик, который считает по цвету соответствующим своей семье. Это кирпичики приклеим на макет этого дома и посмотрим, какой у нас получится дом. Он вам нравится?

« Погода» в доме

Вы сравнили свою семью с цветом, а теперь давайте сделаем другое сравнение.

Для этого вам необходимо внимательно послушать и выбрать ту погоду, которая соответствует атмосфере в вашем доме.

(Учитель зачитывает характеристики погоды: на экране)

Выберите одну из названных характеристик погоды, которая соответствует вашему дому.

И когда я буду называть вы поднимайте руки, которым вам соответствует.

(учитель называет, и дети поднимают руки соответственно.)

А теперь посмотрите на наш домик и ответьте, какая погода чаще всего бывает в вашей семье?

Что нужно сделать, с вашей точки зрения, чтобы сохранить ясную погоду?

(Ответы учащихся)

Теперь давайте подумаем, что нужно сделать, чтобы улучшить погоду?

(Ответы учащихся)

Теперь вы видите, что от каждого из вас будет зависеть « погода» в доме, в вашей семье.

Предпочитаемый исход .

Конечно, мы с вами стремимся к идеальной «погоде» в доме, но в каждой семье бывают проблемы, которые омрачают жизнь всех ее членов. Иногда эти проблемы не зависят от нас, но очень часто мы с вами становимся их источником.

Давайте представим себе такую ситуацию:

Ребенок не убрался в своей комнате. Как будет вести себя родитель, когда войдет в комнату и увидит беспорядок?

Давайте разыграем мини- сценки. Для этого в каждой микрогруппе вы решите, кто будет играть роль родителя, а кто – роль ребенка. Для этого я написала на экране варианты поведения родителей.

А вы должны выбрать и это изобразить в своих сценках.

Мы сейчас с вами увидели три разных подходов для решения одной и той же ситуации родителями. Как вы думаете, какой из них, какой из них наиболее правильный и почему?

« Рецепт семейного счастья»

А сейчас давайте вместе составим «рецепт семейного счастья». Прежде чем вы будете составлять «рецепт» в своих микрогруппах, подумайте и ответьте на вопрос: « Что может входить в основу понятия « счастье в семье»?»

(учащиеся отвечают на вопросы и зачитывают свой рецепт семейного счастья)

Ребята, мы с вами сегодня хорошо поработали и многое обсудили, давайте вспомним, что такое семья?

Семья – это тепло, свет, солнышко

Семья – это дом, радость.

Все, что происходит в семье, зависит от каждого члена семьи, т.е. и от вас тоже.

Что бы вам больше всего хотелось пожелать своей семье?

Я вам раздам листочки, но не простые, а листочки-свитки, на которых вы напишите пожелание своей семье. Важно написать его с душой, с любовью в сердце. Теперь сверните ваши свитки-пожелания и возьмите их домой. Положите на самое видное место и ждите.

Все ваши пожелания непременно сбудутся, но многое будет зависеть и от вас. Помните об этом.

И давайте напоследок исполним песню «Маленькая страна».

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то