Мцыри романтический герой поэмы кратко. Мцыри как романтический герой

Мцыри как романтический герой

мцыри лермонтов свобода произведение

Главный герой поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри» - молодой послушник. Он живет в трагическом и чужом для него мире - мире душных келий и мучительных молитв. Монастырь в понимании героя - это сумрачная тюрьма, символ неволи, печали и одиночества. Мцыри не считает это жизнью и мечтает вернуться в родные края. Юноша решается убежать из своего «плена» и отправляется на поиски новой настоящей жизни. За стенами монастыря Мцыри открывает много нового. Он восхищается красотой и гармонией кавказской природы. Все вокруг приводит его в восторг. Он наслаждается каждым мгновением сбывшейся мечты. Мальчик во всем видит только прекрасное. На протяжении всей жизни он не испытывал подобных чувств. Все кажется ему необычным, чудесным, полным красок и положительных эмоций. Но судьба смеется над бедным мальчиком. После трехдневных скитаний Мцыри снова возвращается в монастырь. Юноша не выдерживает и умирает. Перед смертью он делится со старцем впечатлениями, переживаниями и чувствами, полученными от красочного и яркого путешествия. Именно эти три дня он считает жизнью настоящего свободного человека. М.Ю. Лермонтов хочет показать безусловную ценность свободы и вольной жизни. Он посвящает истории всей жизни бедного юноши только одну главу, а трем дням - почти всю поэму, и мы понимаем, как эти три дня важны для Мцыри.

Покотило Александр

Проект для учащихся 8 класса при изучении темы "Поэма М.Ю.Лермонтова "Мцыри". Задача учащихся - ответить на вопрос "Мцыри - это романтическая личность?"

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Мцыри как романтический герой Выполнил: ученик 8-го класса Покотило Александр

Гипотеза Воспринимается ли романтическое произведение современными читателями.

Объект исследования Поэма Лермонтова «Мцыри»

Цель проекта Выявить реальные, правдоподобные черты в характере молодого горца; Выяснить романтические, неправдоподобные черты, не соответствующие условиям жизни изображаемого горца.

Проблемные вопросы: 1. Что значит "жить" в понимании Мцыри? 2. Какую роль играют картины природы в рассказе Мцыри? 3. Что такое свобода для Мцыри? Что сейчас нам дала свобода? Понятие свободы у подростков? Понятие свободы у взрослого поколения? Злободневность поэмы. Основополагающий вопрос: Мцыри- это романтическая личность?

Методы исследования Теоретический – работа с документами (поисковая работа) Практический – опрос учащихся Метод анализа – анализ прочитанных статей, публикаций, очерков

« Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри!» Мцыри – человек, жаждущий жизни и счастья, стремящийся к людям, близким и родным по духу. Лермонтов рисует исключительную личность, наделенную мятежной душой, могучим темпераментом В.Г.Белинского

Что значит "жить" в понимании Мцыри? «душой дитя, судьбой монах», юноша был одержим «пламенной страстью» к свободе, жаждой жизни, которая звала его «в тот чудный мир тревог и битв, где в тучах прячутся скалы, где люди вольны, как орлы». Мальчик хотел обрести утраченную родину, узнать, что такое настоящая жизнь, «прекрасна ли земля», «для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы».

Что такое свобода для Мцыри? Родина для Мцыри - это символ абсолютной свободы, он готов все отдать за несколько минут жизни на родине. Возвращение на родину - одна из его целей, наравне с познанием мира.

Выбор романтического героя.

Какую роль играют картины природы в рассказе Мцыри? Природа - великий учитель. Никакие искусственные преграды не смогли и не смогут уничтожить то, что она заложила в человеке. Никакие стены не остановили и не остановят стремление познавать мир, слиться с природой, ощутить себя таким же свободным, как она сама. Лучшее подтверждение тому - жизнь Мцыри.

Мы провели опрос по анкете 1.Почему погиб Мцыри 2.Что представляет собой предсмертная исповедь Мцыри 3.Что дала Мцыри желанная свобода 4.Как вы понимаете слово «свобода»? 5. Как Вы думаете, отличается ли Ваше, современное, понятие свободы от понятия свободы Мцыри? В чем отличие? 6. Представьте себе, что это Вам, а не Мцыри, удалось осуществить побег из монастыря. Какие действия бы совершили Вы? 7. Можно ли поступки Мцыри назвать геройскими? 8. Как вы думаете, способны ли современные молодые люди на безумные, но геройские поступки? Всего в анкетировании приняли участие:45 учащихся.

А)судьба-17 человек Б)Божья воля-11 человек В)наказание за непокорность-12 человек Г)другое мнение-5 Другое мнение: 1.он погиб ради любви к близким, ради свободы; 2.он жил в неволе, а когда вырвался, оказалось, что воля для него –смерть; 3.потому что любил природу и свободу, а не заточение; 4.потому что не мог жить в неволе; 5.из-за болезни;

А)смирение-7 Б)раскаяние-12 В)протест против неволи-25 Г) другое мнение-1 Другое мнение: 1.воспоминание о счастливых днях на свободе

А)Три дня счастья-16 Б)Испытания и лишения-7 В)Возможность увидеть другой мир-17 Г) Другое мнение-5 Другое мнение: 1.побыть наедине с собой; 2.увидеть свободу, её красоту, пройти испытания; 3.свобода дала Мцыри прожить настоящую жизнь свободного человека; 4.почувствовать себя свободным, быть частью природы, быть частью своего края; 5.вспомнить своих близких;

Свобода- это ответственность за себя и любимых Свобода-любовь к родине, к своей истории (своего народа) Свобода- это жизнь без заточения Вольность, право выбора и слов,неприкосновенность-4 Независимость от других людей-4 Свобода- это когда человек может делать все, что хочет, но должен знать меру Свобода- это когда человек не зависит ни от чего и ни от кого-10 Свобода- это когда ты делаешь то, что захочешь, идешь, куда хочешь-3 Свобода- это поступать так как велит твоё сердце-2 Это свободный взгляд на мир, свобода голоса даже какая-то независимость-2 Свобода- это состояние душевного и физического покоя. Счастье,жизнь полной грудью, свобода желаний Свобода- это самостоятельная жизнь, принятие самостоятельных решений, ответственность-4 Это когда у тебя есть мечта, которую ты можешь осуществить Свобода- это когда человек свободен душой и сердцем.-2 Это истинное счастье Как вы понимаете слово «свобода»?

Да-39; Нет-6;

Затрудняются ответить-8 человек 1.Наслаждалась бы красотой природы-2 2.Хочется увидеть что-то новое-2 3.Я бы не вернулся в монастырь, даже если бы мне было плохо 4.Наверное радовалась бы 5Нашла бы свой дом и наслаждалась бы свободой-15 6.Бежала бы по зову сердца на родину-10 7.Я пошла бы к людям, попыталась бы жить как все нормальные люди 8.Я бы сделала все,что хотела-3 9.Я бы нашел своих родных, извинился бы перед людьми, которых я обидел 10.Я бы пошел как Мцыри, не испугавшись ничего Представьте себе, что это Вам, а не Мцыри, удалось осуществить побег из монастыря. Какие действия бы совершили Вы?

Да-39; Нет-5; Затрудняются ответить-1;

Да-37(но с оговорками) Нет- 8

Предварительный просмотр:

Учебный проект « Мцыри как романтический герой»

Тема проекта М.Ю.Лермонтов "Мцыри"

Название проекта

Предмет, группа Литература 8 класс

Краткая аннотация проекта

Проект для учащихся 8 класса при изучении темы "Поэма М.Ю.Лермонтова "Мцыри". Задача учащихся - ответить на вопрос "Мцыри - это романтическая личность?" Данный проект направлен на то, чтобы его участники получили дополнительные знания по произведению М.Ю. Лермонтова "Мцыри". Цель проекта: выявить реальные, правдоподобные черты в характере молодого горца; выяснить романтические, неправдоподобные черты, не соответствующие условиям жизни изображаемого горца. Исследования учащихся складываются из поиска и анализа информации по данной теме. Проект имеет образовательное и воспитательное значение.

Направляющие вопросы

Основополагающий вопрос:

Мцыри- это романтическая личность?

Проблемные вопросы:

1. Что значит "жить" в понимании Мцыри?

2. Какую роль играют картины природы в рассказе Мцыри?

3. Что такое свобода для Мцыри? Что сейчас нам дала свобода? Понятие свободы у подростков? Понятие свободы у взрослого поколения? Злободневность поэмы.

Учебные вопросы:

1. Как проявляются в монастыре стремление Мцыри к свободе, его любовь к Родине? 2.Как раскрываются ведущие черты характера Мцыри в описании трех дней его жизни на воле?

3. Что это за "чудный мир тревог и битв", о котором тосковал Мцыри?

4. Чем более всего поразили Мцыри впечатления трех дней на воле по сравнению с жизнью в монастыре?

5. Почему в поэме так много описаний кавказской природы?

План проведения проекта

1.этап. Организационно-подготовительный

Составление плана работы

Формулирование вопросов для исследований

Подбор информационных ресурсов для проекта.

Создание презентации для учащихся.

Создание дидактических материалов.

2. этап Обучающий. Введение в проблематику проекта

Выявление предварительных знаний по теме проекта.

Формулирование проблемных и учебных вопросов проекта, тем исследований. Планирование исследований.

Обсуждение возможных источников информации.

Определение этапов работы над проектом.

Подготовка материала для исследований.

Формирование знаний, умений и навыков работы в ВИКИ.

Знакомство с критериями оценки работ.

3. этап. Исследовательский

Исследования, проводимые в рамках проекта:

Первый вопрос: Что значит "жить" в понимании Мцыри?

Второй вопрос: Какую роль играют картины природы в рассказе Мцыри?

Третий вопрос: Что такое свобода для Мцыри? Что сейчас нам дала свобода? Самостоятельная работа. Проведение исследований. Сбор информации.

4. этап. Итоговый

- Защита проекта. Презентация результатов проекта.

Подведение общих итогов.

Визитная карточка проекта

  1. Введение………………………………………………
  1. Глава 1. Мцыри как романтический герой
  1. «Жизнь» в понимании Мцыри

1.2.

1.3.Роль картин природы в рассказе Мцыри ……………………….

Глава 2.

2.1.Анализ анкет учащихся…………………………………………..

  1. Анализ анкет учителей………..
  2. Творческая работа………………………………………………………………….

III. Заключение…………………………………………….

Литература…………………………………………………

I.Введение

Познакомившись с поэмой Лермонтова «Мцыри», на уроках литературы, я решил подробнее изучить и продумать ее содержание, понять поступки Мцыри и его внутреннее состояние. Также мне хочется разобраться, почему «Мцыри» считают романтической поэмой. Совпадают ли взгляды на свободу юноши Мцыри с нашими современными взглядами? Увлекаясь изобразительным творчеством, я обратил внимание на мир природы, описанный Лермонтовым в поэме. Именно эти проблемы и вопросы я попытаюсь решить в ходе проекта.

II.Глава 1. Мцыри как романтический герой

1.1 «Жизнь» в понимании Мцыри

Эпиграфом к проекту я выбрал слова В.Г.Белинского « Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри!»

Образы сильных людей, бунтарей и протестантов, враждующих с "небом и землей", долгие годы владели творческим воображением Лермонтова.

Он хочет жить ценою муки,

Ценой томительных забот,

Он покупает неба звуки,

Он даром славы не берет.

"Могучим образам" Лермонтов посвятил более десяти произведений. Одно из них - поэма "Мцыри".

Лермонтов повествует о судьбе шестилетнего мальчика-горца, который жил в горах Северного Кавказа и был взят в плен генералом Ермоловым. Возвращаясь в свою резиденцию - Тифлис, Ермолов взял его с собой, но в пути ребенок заболел. В Грузии, недалеко от Тифлиса, во Мцхете, генерал отдал мальчика на излечение монахам. В монастыре никто не называет его по имени. Он - мцыри, что по-грузински означает послушник. Он мусульманской веры, но его окрестили и готовят к пострижению в монахи. Монастырь для Мцыри - тюрьма. Он мечтает о возвращении на родину, о побеге. И однажды ночью, в грозу, Мцыри убегает из монастыря. Три дня Мцыри пытался найти дорогу домой, но, сбившись с пути, вновь вернулся к монастырю.

"Его в степи без чувств нашли И вновь в обитель принесли". Попав вновь в монастырь, Мцыри умирает. Он не может жить в неволе после того, как глотнул воздуха свободы. В этом и заключается главная мысль поэмы. Недаром эпиграфом для "Мцыри" Лермонтов взял библейское изречение, означающее:"Вкушая, вкусил мало меду, и вот я умираю". Под "медом" Лермонтов подразумевает свободу. Волен ли человек свободно распоряжаться собой, своей жизнью, должен ли он беспрекословно подчиняться авторитетам?

Мцыри – человек, жаждущий жизни и счастья, стремящийся к людям, близким и родным по духу. Лермонтов рисует исключительную личность, наделенную мятежной душой, могучим темпераментом. Перед нами предстает мальчик, обреченный с детства на унылое монастырское существование, которое было совершенно чуждо его пылкой, пламенной натуре. Мы видим, что уже с самых юных лет Мцыри был лишен всего, что составляет радость и смысл человеческой жизни: семьи, близких, друзей, родины. Монастырь стал для героя символом неволи, жизнь в нем Мцыри воспринимал как плен. Окружающие его люди – монахи были враждебны ему, они не могли понять Мцыри. Они отняли у мальчика свободу, но стремление к ней убить не смогли.

В начале поэмы автор только намечает характер героя. Лишь слегка приоткрывают внутренний мир Мцыри внешние обстоятельства жизни мальчика. Рассказывая о «мучительном недуге» пленного ребенка, его физической слабости, М. Ю. Лермонтов подчеркивает его выносливость, гордость, недоверчивость, «могучий дух», который он унаследовал от предков.

Взволнованный монолог умирающего Мцыри вводит нас в мир его сокровенных дум,

тайных чувств и стремлений, объясняет причину его побега. Она проста. Все дело в том, что «душой дитя, судьбой монах», юноша был одержим «пламенной страстью» к свободе, жаждой жизни, которая звала его «в тот чудный мир тревог и битв, где в тучах прячутся скалы, где люди вольны, как орлы». Мальчик хотел обрести утраченную родину, узнать, что такое настоящая жизнь, «прекрасна ли земля», «для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы»:

Я видел у других

Отчизну, дом, друзей, родных.

А у себя не находил

Не только милых душ – могил!

Также Мцыри стремился познать самого себя. И этого он смог добиться только в дни, проведенные на воле:

Ты хочешь знать, что делал я

На воле?

Жил – и жизнь моя

Без этих трех блаженных дней

Была б печальней и мрачней

Бессильной старости твоей.

1.2. Понятие «свободы» в понимании Мцыри

За три дня его скитаний Мцыри убедился в том, что человек рожден свободным, что он «быть бы мог в краю отцов не из последних удальцов». Перед юношей впервые раскрылся мир, который был недосягаем для него в монастырских стенах. Мцыри обращает внимание на каждую предстающую его взору картину природы, вслушивается в многоголосный мир звуков. А красота и великолепие Кавказа просто ослепляют героя, в его памяти сохраняются «пышные поля, холмы, покрытые венцом древ, разросшихся кругом», «горные хребты, причудливые, как мечты». Яркость красок, многообразие звуков, великолепие беспредельно голубого свода ранним утром – все это богатство пейзажа наполнило душу героя ощущением слияния с природой. Он чувствует ту гармонию, единение, братство, которое не дано было ему познать в обществе людей:

Кругом меня цвел божий сад

Растений радужный наряд

Хранил следы небесных слез,

И кудри виноградных лоз

Вились, красуясь меж: дерев…

Но мы видим, что этот восхитительный мир таит в себе много опасностей. Мцыри пришлось испытать и страх «грозящей бездны на краю», и жажду, и «страданье голода», и смертельную схватку с барсом.

О, я как брат

Обняться с бурей был бы рад!

Глазами тучи я следил,

Рукою молнии ловил...

Скажи мне, что средь этих стен

Могли бы дать вы мне взамен

Той дружбы краткой, но живой,

Меж бурным сердцем и грозой?..

«Уже из этих слов вы видите, что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности. Во всем, что ни говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственной мощью..», - писал В. Г. Белинский о поэме "Мцыри".

Читая поэму, чувствуешь, «что поэт брал цвета у радуги, лучи у солнца, блеск у молний, грохот у громов, гул у ветров, - что вся природа сама несла и подавала ему материалы…».

Начнем с утверждения, что поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» относится к романтическим произведениям. Основная тема поэмы – свобода личности – характерна для произведений романтиков. Но герою романтических произведений свойственны исключительные качества – свободолюбие, гордое одиночество, необыкновенно сильное чувство любви к родине.

Образ Мцыри трактуется автором необычно. Мцыри лишен внешних признаков исключительности; это слабый юноша. Ореола загадочности и таинственности, титанических индивидуалистических черт, характерных для романтического героя, в нем нет. Сама исповедь героя помогает ему максимально точно передать малейшее душевное движение. Он не только рассказывает о своих действиях и поступках, но и мотивирует их. Мцыри хочет быть понятым, услышанным. Рассказывая о своих побуждениях, намерениях, желаниях, об удачах и поражениях, он одинаково честен и искренен перед собой. Мцыри исповедуется не для того, чтобы облегчить душу или снять грех за свой побег, а для того, чтобы вновь пережить три блаженных дня жизни на свободе:

Ты хочешь знать, что делал я

На воле? Жил - и жизнь моя

Без этих трех блаженных дней

Была б печальней и мрачней

Бессильной старости твоей.

Но для романтических поэм характерно присутствие исключительной, противоречивой личности, отношение которой к окружающему миру неоднозначно. Исключительность и сила Мцыри выражены в тех целях, которые он перед собой ставит:

Давным-давно задумал я

Взглянуть на дальние поля,

Узнать, прекрасна ли земля,

Узнать, для воли иль тюрьмы

На этот свет родимся мы.

С детских лет, попав в плен. Мцыри не мог примириться с неволей, жизнью среди чужих людей. Он тоскует по родному аулу, по общению с людьми, близкими ему по обычаям, по духу, стремится попасть на родину, где, по его мнению, “люди вольны, как орлы” и где его ждут счастье и воля:

Я мало жил, и жил в плену.

Таких две жизни за одну,

Но только полную тревог,

Я променял бы, если б мог.

Я знал одной лишь думы власть,

Одну - но пламенную страсть...

Мцыри бежит не из своей среды в чужую в надежде обрести волю и спокойствие, а порывает с чуждым ему миром монастыря - символом несвободной жизни, чтобы достичь края отцов. Родина для Мцыри - это символ абсолютной свободы, он готов все отдать за несколько минут жизни на родине. Возвращение на родину - одна из его целей, наравне с познанием мира.

Бросив вызов самой судьбе, Мцыри уходит из монастыря в ужасную ночь, когда разыгралась буря, но это его не страшит. Он как бы отождествляет себя с природой:

“О, я как брат обняться с бурей был бы рад”.

В течение “трех блаженных дней”, проведенных Мцыри на воле, раскрылось все богатство его натуры: свободолюбие, жажда жизни и борьбы, упорство в достижении поставленной цели, несгибаемая сила воли, мужество, презрение к опасности, любовь к природе, понимание ее красоты и мощи:

О, я как брат

Обняться с бурей был бы рад!

Глазами тучи я следил,

Рукою молнии ловил...

Исключительные черты Личности героя романтических поэм помогает раскрыть присутствие любовного сюжета в этих поэмах. Но данный мотив Лермонтов исключает из поэмы, так как любовь могла стать препятствием для героя на пути к достижению цели. Встретив у ручья молодую грузинку, Мцыри очарован ее пением. Он мог бы пойти за ней и соединиться с людьми. Оказавшись в очень важной для романтического героя ситуации - в ситуации выбора, Мцыри не изменяет своей цели: он хочет попасть на родину и, может быть, найти отца и мать. Отказавшись от любви, герой предпочел ей свободу.

И еще одно испытание предстояло пройти Мцыри - схватка с барсом. Он выходит победителем в этой схватке, но ему уже не суждено попасть на родину. Он умирает в чужой стране, у чужих людей. Мцыри потерпел поражение в споре с судьбой, но три дня, прожитые им на свободе, олицетворяют собой его жизнь, если бы она протекала на родине. Герой поэмы Лермонтова находит в себе силы признать свое поражение и умереть, никого не проклиная и сознавая, что причина неудачи заключена в нем самом. Мцыри умирает, примиряясь с окружающими его людьми, но свобода осталась для него превыше всего. Он просит перед смертью перенести его в сад:

Сияньем голубого дня

Упьюся я в последний раз.

Оттуда виден и Кавказ!

Быть может, он с своих высот

Привет прощальный мне пришлет,

Пришлет с прохладным ветерком...

В центре внимания поэта находится личность одинокого героя, его сложный духовный мир. Автор стремится раскрыть психологию своего героя ("душу рассказать"). Творческому замыслу соответствует и манера повествования. В "Мцыри" рассказ ведется преимущественно от лица героя. Это поэма-исповедь.

М.Ю.Лермонтову пришлось жить в очень непростое время. Это была эпоха общественной депрессии и политической реакции, вызванной поражением декабристов. Это были годы, о которых А.И.Герцен, один из современников М.ЮЛермонтова, писал: «Надо было с самого нежного детства приобрести навык скрывать все, что волнует душу, и не растерять того, что хоронилось в ее недрах – наоборот, надо было дать вызреть в немом гневе всему что ложилось на сердце … надо было обладать беспредельной гордостью, чтобы высоко держать голову, имея цепи на руках и ногах».

М.Ю.Лермонтов блестяще справился с этой задачей. Презрительная гордость (ею он наделял и некоторых своих героев) действительно была одной из основных черт в его поведении. Но это была не просто бытовая черта характера, а вполне осознанный, обусловленный историческим временем принцип поведения, когда приходилось ненавидеть из любви, презирать из ненависти. Творчество М.Ю.Лермонтова пронизано подчас нескрываемым пессимизмом. Но, как и его презрительная гордость, лермонтовский пессимизм был обусловлен эпохой и вырастал на почве абсолютной уверенности поэта в праве на свободное проявление мыслей, чувств, мнений. Вот почему тема свободы стала основной темой его творчества, а пафос протеста – ведущей его идеей. Далеко не все, что делал М.Ю.Лермонтов, было тем, что ему хотелось делать, что он считал нужным. Хотелось жить в Москве, пришлось переехать в Петербург. Хотелось учиться в университете, пришлось поступить в школу гвардейских подпрапорщиков. Хотелось быть только писателем, а пришлось стать военным. Может быть, именно поэтому в самом Лермонтове многие видят Мцыри?

За написание "непозволительных" стихов ("Смерть поэта"- 1837) Лермонтова перевели в Нижегородский драгунский полк, который стоял недалеко от Тифлиса.

"Героический мир, в котором так удивительно сочетались война и свобода, - сражающийся Кавказ, который он (Лермонтов) полюбил еще в детстве, снова открылся ему. И жизнь разнообразная, новая, полная опасностей и лишений, породила в нем чудесные замыслы".

1.3.Роль картин природы в рассказе Мцыри

В романтическом произведении пейзаж занимает одно из главных мест. Мы утверждаем, что поэма М.Ю.Лермонтова “Мцыри” - произведение романтическое. С одной стороны, и человек, и природа изображены Лермонтовым традиционно-романтически: яркая, экзотическая природа, неукротимая и свободная, соответствующая внутреннему миру главного героя, и мир людей - чуждый герою, отнимающий у него свободу, обрекающий на физическую гибель. В этом можно увидеть влияние модной в то время философии о “естественном человеке”, сталкивающемся с губительной силой цивилизации. Но в лермонтовской поэме оказывается невозможным и возвращение человека к “естественному” состоянию. Он представитель иного, людского, “царства” и не может уже жить по законам природы. То есть лермонтовский взгляд на соотношение человека и природы более противоречив и глубок, чем традиционный. Итак, человек и природа - два особых мира, существующих одновременно и в гармонии, и в противоборстве, и это одна из центральных тем поэмы “Мцыри”. Немного лет тому назад

Там, где сливался, шумят,

Обнявшись, будто две сестры,

Струи Арагвы и Куры,

Был монастырь...

Мир, спокойствие в этих словах. Даже бурные реки текут, обнявшись, “будто две сестры”. Вскоре в монастырь привозят мальчика, который...был, казалось, лет шести,

Как серна гор, пуглив и дик

И слаб и гибок, как тростник.

Сравнение с серной дает понять, что это дитя не приживется в обители. Серна - символ свободы, вольной жизни. И все же Мцыри постепенно привыкает к “плену”. “Он уже хотел во цвете лет изречь монашеский обет”, но тут происходит событие, изменившее предопределенную жизнь юноши. Мцыри не может жить спокойно, он грустит по родине. Даже сила привычки не смогла вытеснить тоски по “стороне своей родной”. Он решается на побег. И не случайно он исчезает из обители “осенней ночью”. У романтиков ночь - символ тяжелой, мучительной жизни человека, одинокого, лишенного друзей и защиты, символ опасностей и вражды. “Темный лес” закрывает ему путь на родину. Побег - шаг в неизведанный мир. Что ждет там Мцыри? Это “чудный мир тревог и битв”, о котором герой мечтал с детства, в который вырвался “от келий душных и молитв”. Мцыри, попавший в монастырь не по своей воле, стремится туда, “где люди вольны, как орлы”. Утром он увидел то, к чему стремился: “пышные поля. Холмы, покрытые венцом дерев...”. Мцыри воспринимает природу одухотворенно. Для него деревья - это “братья в пляске круговой”, горные хребты - в “объятьях каменных”. Он видит в природе ту гармонию, единение, братство, что не дано ему было познать в человеческом обществе. Кругом меня цвел божий сад;

Растений радужный наряд

Хранил следы небесных слез,

И кудри виноградных лоз

Вились, красуясь меж дерев...

Лермонтов наделяет героя поэмы собственной способностью тонко видеть, понимать, любить природу и в этом находить радость бытия. Мцыри отдыхает после мрака монастыря, наслаждается природой. В это утро он повстречал молодую девушку. Тот, кто способен понимать красоту природы, умеет ценить и понимать красоту вообще, человеческую в частности. Поэтому Мцыри говорит, что юная грузинка была “стройна... как тополь, царь ее полей”. Она жила в маленькой сакле. Герой хотел войти туда, “но... не смел”. Он отправился в путь, поскольку “цель одну, пройти в родимую страну имел в душе”. Его компасом были горы. Вдруг Мцыри “из виду горы потерял и тут с пути сбиваться стал”. Он был в отчаянии. Тот лес, красотой деревьев, пением птиц которого он наслаждался вчера, становился “страшней и гуще каждый час”. “Миллионом черных глаз смотрела ночи темнота...”. Эта гипербола передает ужас Мцыри, оказавшегося теперь уже во враждебной ему стихии. Гармония человека и природы разрушена. Кульминацией выступает сцена смертельной схватки человека с барсом. Мцыри был сам “как барс пустынный, зол и дик”, силен так же, как и зверь. В минуту опасности он почувствовал в себе навыки бойца, которые развивали его предки на протяжении столетий. В этой схватке с наибольшей силой раскрывается героическая суть характера героя. Мцыри победил и, несмотря на раны, продолжал путь. Как страшно ему стало утром, когда он понял, что заблудился и пришел “к тюрьме”. Мир природы не спас человека, испорченного миром человеческого общества, “цивилизацией”. По мысли Лермонтова возврат к дикой природе закрыт для человека, как путь обретения свободы, утраченных лучших человеческих качеств. Итак, мечте Мцыри не суждено было сбыться. Едва “блаженство вольности познав”, он завершил свою жизнь. Раны от битвы с барсом были смертельны. Но герой не жалел о случившемся. Эти дни он жил настоящей, свободной жизнью. Ведь Мцыри- “цветок темничный”, на котором “тюрьма оставила печать”, поэтому он не выдерживает испытаний. Природа - это не только прекрасный мир, но и грозная сила, постигать которую непросто. Интересно то, что все эти три дня “вольности” между Мцыри и природой не было посредника. В своих несчастьях он не призывает Бога, стремится преодолеть их сам. Мцыри умирает. Природа - великий учитель. Никакие искусственные преграды не смогли и не смогут уничтожить то, что она заложила в человеке. Никакие стены не остановили и не остановят стремление познавать мир, слиться с природой, ощутить себя таким же свободным, как она сама. Лучшее подтверждение тому - жизнь Мцыри.

Глава 2. Взгляд на поэму «Мцыри» глазами молодого и старшего поколения

Проанализировав поступки Мцыри, я задался вопросом: как понимают действия героя мои сверстники и люди старшего поколения в наше время, спустя 180 лет. Анкета из 8 вопросов была предложена учащимся и взрослым. Хочется представить результаты анкетирования на ваш суд.

2.1.Анализ анкет учащихся

1.Почему погиб Мцыри а)судьба-17 человек

Б)Божья воля-11 человек

В)наказание за непокорность-12 человек

Г)другое мнение-5

1.он погиб ради любви к близким, ради свободы;

2.он жил в неволе, а когда вырвался, оказалось, что воля для него –смерть;

3.потому что любил природу и свободу, а не заточение;

4.потому что не мог жить в неволе;

5.из-за болезни;

2.Что представляет собой предсмертная исповедь Мцыри:

А)смирение-7

Б)раскаяние-12

В)протест против неволи-25

Г) другое мнение-1

1.воспоминание о счастливых днях на свободе;

3.Что дала Мцыри желанная свобода

А)три дня счастья-16

Б)испытания и лишения-7

В)возможность увидеть другой мир-17

Г) другое мнение-5

1.побыть наедине с собой;

2.увидеть свободу, её красоту, пройти испытания;

3.свобода дала Мцыри прожить настоящую жизнь свободного человека;

4.почувствовать себя свободным, быть частью природы, быть частью своего края;

5.вспомнить своих близких;

4.Как вы понимаете слово «свобода»?

1.Свобода- это ответственность за себя и любимых

2. Свобода-любовь к родине, к своей истории (своего народа)

3. Свобода- это жизнь без заточения

4. вольность, право выбора и слов,неприкосновенность-4

5.независимость от других людей-4

6 Свобода- это когда человек может делать все, что хочет, но должен знать меру

7. Свобода- это когда человек не зависит ни от чего и ни от кого-10

8. Свобода- это когда ты делаешь то, что захочешь, идешь, куда хочешь-3

9. . Свобода- это поступать так как велит твоё сердце-2

10.Это свободный взгляд на мир, свобода голоса даже какая-то независимость-2

11. Свобода- это состояние душевного и физического покоя.

12.Счастье,жизнь полной грудью, свобода желаний

13. Свобода- это самостоятельная жизнь, принятие самостоятельных решений, ответственность-4

14.Это когда у тебя есть мечта, которую ты можешь осуществить

15.Свобода- это словно полет души, полная свобода действий, мыслей. Это манящее сладкое чувство, к ней быстро привыкаешь.

16. Свобода- это когда человек свободен душой и сердцем.-2

17. Это истинное счастье

18. Свобода- это жизнь без искушения, свобода от страстей.

19. Свобода- это когда человек имеет выбор, он сам может выбрать, как ему жить, говорить, действовать

20. Жить по совести

21. Гулять до скольки хочешь, делать, что хочешь

Да-39; Нет-6;

1.Жить в родных краях

2.Свобода для Мцыри- видеть мир, не зависеть от человека

3. Свобода для Мцыри- это убежать из монастыря и быть самим собой

Свобода для свободного человека –это свои деньги

4. Свобода для Мцыри- это единение с природой-3

5. Свобода для Мцыри- это возможность увидеть иной мир(свою Родину)-4

6.Для него свобода была во всем за стенами монастыря

7 . Современному поколению больше нужна свобода слова, чем мысли

8. Долг перед страной и семьей

9.Для Мцыри свободой была та природа, которую он никогда не видел, но хотел увидеть

10. Сейчас другие нравы

11.Для Мцыри свобода- это независимость

12.Ранее свободой считалась жизнь без греха.

Сейчас понятие свободы означает отсутствие физических лишений

13.Свобода для Мцыри быть у себя дома, видеть близких, общаться с ними каждый день.-2

У каждого человека своя свобода. Ни от кого не зависеть

14.В современном мире для нас свобода – это быть на воле, для других – это быть свободным от ответственности

15.В наше время свобода – это иметь собственное мнение

16.Раньше свобода ума и действий

Свобода в современном мире –это освобождение от прав и ответственности

Затрудняются ответить-8 человек

1.Наслаждалась бы красотой природы-2

2.Хочется увидеть что-то новое-2

3.Я бы не вернулся в монастырь, даже если бы мне было плохо

4.Наверное радовалась бы

5.Нашла бы свой дом и наслаждалась бы свободой-15

6.Бежала бы по зову сердца на родину-10

7.Я пошла бы к людям, попыталась бы жить как все нормальные люди

8.Я бы сделала все,что хотела-3

9.Я бы нашел своих родных, извинился бы перед людьми, которых я обидел

10.Я бы пошел как Мцыри, не испугавшись ничего

Да-39; Нет-5; Затрудняются ответить-1;

1.Мцыри- мятежный герой, ищущий путь из заточения на родину-3

2.Он не боялся ничего и совершил безумные поступки

3.Он стремился к свободе, к тому, что ему дорого

4.Он освободил себя от плена

5.Он был храбр и смел

6.Он почувствовал себя человеком, а не рабом

7.Он стремился увидеть родной дом и геройски проходит все испытания

8.Чтобы добиться своей цели, он готов был даже умереть

9.Я не понимаю, почему он захотел умереть, если так любил жизнь

10Мцыри очень отважен, для него было постыдным чувство жалости

11.Не у всех людей хватит храбрости убежать в неизвестность и вступить в схватку с барсом

12.Он осуществил свою мечту

13. Это не героизм, а желание души

Да-37(но с оговорками) Нет- 8

1.Способны, но их мало, а другие совершают ради денег-2

2.Иногда, только тогда, когда это касается именно этого человека

3.Один из ста

4.Только под влиянием чувства отваги, любви

5.Я считаю, что современные люди не способны на безумные поступки, так как они этого не хотят, они привыкли жить на всем готовом

6.Эти поступки будут скорее безумными, чем героическими-2

7.Ради родных или своей семьи, или из-за любви-3

8.В каждые времена есть свои герои готовые на подвиг, но их становится все меньше-13

9.Только люди, у которых нет чувства страха и боли

10.Очень многие современные люди алчны и трусливы, не все могут постоять за родных и близких, многие неправильно понимают, что такое свобода-4

11.У молодых людей другие мысли и цели

2.2.Анализ анкет учителей

1.Почему погиб Мцыри? Что это:

А)Судьба?-1

Б)Божья воля?-5(спасение от дальнейшей жизни в неволе)

В)Наказание за непокорность? -2

Г)Другое мнение-3

1.Томление души в неволе, бессмысленность жизни в заточении

2.Из-за тоски и одиночества

3.Стремление к свободе

2. Что представляет собой предсмертная исповедь Мцыри:

А) смирение?

Б)раскаяние?

В) протест против неволи? -9

Г) Другое мнение-2

1.Рассказ о понимании вольной жизни

2.Смутные воспоминания + мечта о свободе

3. Что дала Мцыри желанная свобода?

А) три дня счастья-4

Б) испытания и лишения -2

В) возможность увидеть иной мир-2

Г) Другое мнение-3(А,В)-3

4.Как вы понимаете слово «Свобода»?

1.Человек свободен в своих мыслях и в своем выборе

2.Свобода в душе, в мыслях, в творчестве, в вере

3.Это краткий миг счастья

4.Возможность выбора

5.Свобода личности, народа. Возможность поступать по своей воле, действия без ограничений

6.Осознанная необходимость

7.Жить в гармонии с самим собой и с окружающей действительностью

8.Свобода – это когда человек не зависит от окружающего общества, когда он свободен от всего

9.Неограниченность действий

10.Когда воля одного человека не подвергается насилию со стороны другого.Свобода – это мои действия, основанные на этике окружающего меня мира.

11.Умение жить, не причиняя боли другим.

5. Как Вы думаете, отличается ли Ваше, современное, понятие свободы от понятия свободы Мцыри? В чем отличие?

Да- 8 Нет-3

1.Для Мцыри- возможность увидеть иной мир, для современных людей- неограниченность в действиях, мыслях

2.Свобода она всегда свобода. Но есть и превратное истолкование- вседозволенность

3.Молодежь часто подменяет свободу отсутствием контроля

4.Он больше искал свободы физической

6. Представьте себе, что это Вам, а не Мцыри, удалось осуществить побег из монастыря. Какие действия бы совершили Вы?

1.Я не убежала бы-2

2.Я вернулась бы домой к своим близким-3

3.Наслаждалась бы свободой, стремилась бы осуществить свои мечты-2

4.Такие же как Мцыри

5.Я бы почувствовала свободу и пошла туда, где меня никто не найдет

6.Путешествовала бы по миру

7.Действовала бы по обстоятельствам

7. Можно ли поступки Мцыри назвать геройскими?

Да- 10 Нет-1

1.Если борьба за свою жизнь –геройский поступок, то – да

2.Желание жить полной жизнью, а не прятаться

3.Жить свободным, поступать по совести, мечтать, любить- этими качествами должен обладать любой человек

8. Как вы думаете, способны ли современные молодые люди на безумные, но геройские поступки?

Да-8 Нет-3

1.Способны на безумные, но не всегда геройские

2.Способны, но немногие

3.Большая часть молодежи настроена позитивно

4.Другой мир, другая реальность. Это уже не модно совершать безумные геройские поступки. Такими поступками не реально привлечь внимание в нашем мире.

2.3.Творческая работа

Мцыри- это человек, жаждущий жизни и счастья, стремившийся к людям, близким и родным по духу. Лермонтов рисует исключительную личность, наделенную мятежной душой, могучим темпераментом. Перед нами предстает мальчик, обреченный с детства на унылое монастырское существование, которое было совершенно чуждо его пылкой, пламенной натуре. Мы видим, что уже с самых юных лет, Мцыри был лишен всего, что составляет радость и смысл человеческой жизни: семьи, близких, друзей, родных. Монастырь стал для героя символом неволи, жизнь в нем Мцыри воспринималась как плен. Окружающие его люди- монахи- были враждебны ему, они не смогли понять Мцыри, отняв у мальчика свободу, но стремление к ней отнять не смогли. И однажды ночью в грозу Мцыри убегает из монастыря. Мцыри бежит не из своей среды в чужую, в надежде обрести волю и спокойствие, а порывает с чуждым ему миром монастыря- символом несвободной жизни, чтобы достичь родимого края. Родина для Мцыри- это символ абсолютной свободы, он готов все отдать за несколько минут жизни на родине. Возвращение на родину, познание мира- вот цели юноши. Три дня Мцыри пытался найти дорогу домой, но, сбившись с пути, вновь вернулся к монастырю:

Его в степи без чувств нашли,

И вновь в обитель принесли.

Попав вновь в монастырь, Мцыри умирает. Он не может жить в неволе, после того, как глотнул воздуха свободы.

III. Заключение

Как видно из ответов, особенно заинтересовало анкетируемых своевременное понятие свободы, трактовка поступков Мцыри и психологический опыт- почувствовать себя в роли Мцыри.

Наглядно видно, что современное понятие свободы существенно отличается от свободы для Мцыри, для романтического героя. Конечно, это вопрос философский, но не секрет, что современный прагматичный стиль жизни нашего общества изменил восприятие мира, и жизненные приоритеты современного человека существенно отличаются от романтических.

То же можно сказать о трактовке поступков Мцыри. Многие отмечают их как геройские, но сетуют на то, что современная молодежь на них неспособна.

Разносторонность ответов на вопрос «Представьте себе, что это Вам, а не Мцыри, удалось осуществить побег из монастыря. Какие действия бы совершили Вы?» подчеркивает индивидуальность каждого и осмысление действий героя через призму своего характера, своих взглядов на жизнь, своих психологических и физических особенностей.

Напрашивается вывод, что поэма не находит отзыв в душе читателей, герой Мцыри не близок современным людям, а его поступки им непонятны? В корне не согласен. Именно пестрая картина отзывов, искренние и обдуманные ответы опрошенных показывают, насколько глубоко прониклись современные читатели разных возрастов к осмыслению поэмы, сопереживанию с героем, насколько тонко прочувствовали боль и одиночество Мцыри. Это в очередной раз подчеркивает, что произведение Лермонтова современно, оно не оставляет равнодушных, заставляет читателей задуматься о судьбе, смысле жизни, о таких вечных и незыблемых ценностях, как семья, Родина, жизнь.

Невольно понимаешь, как иногда глупы человеческие обиды и недовольства, как мелочны ссоры и зависть, как ничтожна каждодневная суета и как велика цена жизни, как неоценимо счастье жить в семье и иметь друзей, какой великий дар - возможность любить и быть любимыми.

Итак, в ходе проекта мною было доказано, что поэма носит романтический характер, а сам Мцыри –романтическая личность. Исследования показали, что поэма Лермонтова – нетленное произведение русской литературы, способное будоражить умы читателей, оно заставляет задумываться о смысле жизни человека и не оставляет равнодушных.

Я в ходе работы над проектом добился личных результатов: узнал больше информации об авторе и о создании поэмы, по-иному осмыслил содержание поэмы, задумался о смысле жизни и роли поступков в ней, проникся описанием природы Кавказа, что в свою очередь, повлияло на мои художественные опыты - иллюстрации к поэме.


Мечта и суровая реальность оказались весьма противоречивыми понятиями для главного героя произведения М. Ю. Лермонтова «Мцыри». Реальность Мцыри – это монастырь, где Мцыри провел свою юность и детские годы, то есть для него он ассоциируется с тюрьмой, он не видел красот своих земель, да и, вообще, не видел свободы. В монастыре Мцыри оказался, будучи еще мальчиком, и поэтому ему пришлось испытать всю тяжесть одиночества. А в мечтах он как свободная птица, которая имеет возможность полететь в свои родные края, в край своих отцов. Само понятие Родина для Мцыри стало олицетворением свободы и жизни, для которой была предназначена его душа. В идеале он видит среду для своего существования: «где люди вольны». Мцыри сталкивается, казалось бы, с невозможными ситуациями, но он готов ее преодолеть, лишь бы увидеть свою родину.

Ему удалось успеть ощутить вкус свободы, единение с природой, по его мнению, говорящей на одном языке с ним. Он даже влюбился в девушку. Он борется с окружающим миром, как будто бы, Мцыри отстранен от общества, от человеческого общения, а главное - от природы.

Все люди стремятся к служению к Богу, чтобы стать светлей душой, а он, наоборот, хочет уйти от этого «жилища Бога». То есть мы можем сказать, что для него не ценно, что ценят люди, а, наоборот, он ценит то, что другие люди не ценят. Это говорит, об отличие его внутреннего мира от других.

Три дня проведённые на свободе, для него стали более значимыми, чем вся его прошлая жизнь. Это означает, что в определенной мере мечта его была исполнена.

Столкновение реальности и мечты главного героя, отличие Мцыри от других говорит, что Мцыри – настоящий романтический герой.

На рубеже 18-19 веков в России развивается романтическая традиция, сменившая собой классицизм. Если предыдущее литературное направление основное внимание обращало на развитие общества и стремилось описать идеальное мировое устройство, то для романтизма становится важным совершенно иное. В произведениях романтиков на первое место выходит человек, его внутренний мир, стремления и ощущения. Романтические писатели твердо убеждены, что каждый человек исключителен и представляет первоочередную ценность, поэтому они переносят свое внимание на изображение чувств и переживаний. Так появляется романтический герой, для изображения которого вскоре формируются вполне четкие литературные каноны.

Первым правилом романтизма как литературного направления становится изображение необычного героя в необычных условиях. Как правило, писатели-романтики выбирают для своих произведений нетипичное место действий: лес, горы, пустыню или же какой-нибудь старинный замок. В таинственное место помещается необычный герой, обладающий всеми лучшими человеческими качествами: он красив, горд и благороден. Он лучше окружающих его людей и при всем этом вызывает их неприязнь. Отсюда вытекает второе условие: противопоставление героя и общества, героя и окружающей действительности. Романтический герой всегда находится в оппозиции, поскольку он отлично видит несовершенство мира и, в силу своей нравственной чистоты, не желает с ним смиряться. На этом и строится романтический конфликт. Еще одно обязательное условие для литературы романтизма – это детальное описание мыслей героя. Для этого выбирается форма дневника, лирического монолога или же исповеди.

Классическим примером романтического героя в произведениях русских писателей могут служить герои произведений М. Лермонтова. Это Печорин и Арбенин, Демон и Мцыри… Рассмотрим Мцыри как романтического героя.

Мцыри как романтический герой

В своих произведениях Лермонтов учитывал творческий опыт Байрона, бывшего долгие годы его кумиром, оттого можно говорить о героях Лермонтова как о байронических героях. Байронический герой – это романтический герой высшего качества, герой-мятежник с огненной натурой. Никакие обстоятельства не могут его сломить. Эти качества особенно привлекали Лермонтова, и именно их он выписывает в своих героях с особой тщательностью. Таков и романтический герой Мцыри, которого можно назвать идеалом романтического героя.

О жизни Мцыри, вернее о ключевых ее моментах, мы узнаем из первых уст, так как Лермонтовым для поэмы выбрана форма исповеди. Это один из самых популярных жанров романтизма, поскольку исповедь позволяет открыть глубины человеческой души, сделав рассказ одновременно эмоциональным и искренним. Герой помещен в необычное место: в монастырь на Кавказе, а Кавказ для русского человека тогда казался очень экзотическим краем, средоточием вольности и свободомыслия. Черты романтического героя «Мцыри» прослеживаются уже в том, как мало читателю рассказывается о предыдущей жизни героя – всего лишь несколько скупых фраз о его детстве. Его жизнь в монастыре окутана тайной, такой характерной для романтических произведений. Маленьким Мцыри был взят в плен русским генералом и привезен в монастырь, где он и вырос – вот что известно читателю. Но сам Мцыри – не обычный монах, он обладает совершенно иным характером, по своей натуре он бунтарь. Он так и не смог забыть своей родины и отказаться от нее, он жаждет настоящей жизни и готов заплатить за нее любую цену.

Легко ли было Мцыри решиться на побег от спокойного существования в своей келье? Очевидно, что монахи, вылечившие и воспитавшие Мцыри, не желали ему зла. Но их мир не может стать Мцыри, поскольку он создан для другой жизни. И во имя ее он готов пойти на риск. В соответствии с романтической традицией здесь противопоставляется жизнь в монастыре и жизнь за его пределами, причем первая символизирует несвободу и скованность человеческой личности, вторая же является идеальной жизнью. Именно к ней и стремится Мцыри, рожденный для свободы. Его побег – это бунт против традиций, показательно, что совершается он в бурную грозовую ночь, когда монахам положено молиться, боясь «гнева божьего». У Мцыри же гроза вызывает восторг, желание породниться с непокорной стихией: «я, как брат…». Искренность героя побеждает в нем показное монашеское смирение – Мцыри оказывается на свободе.

Трагедия Мцыри

Романтический герой почти всегда обречен на поражение в борьбе с миром, поскольку борьба эта неравная. Его мечты, как правило, не сбываются, а жизнь обрывается рано. В этом романтический герой поэмы Лермонтова «Мцыри» оказывается исключением: ему все же удалось осуществить часть своей мечты и вдохнуть воздуха свободы. Другое дело, что, как говорит нам эпиграф к поэме, он «вкусил мало меда», и свобода дана ему всего на три дня – но тем ярче им переживется это время. Мцыри счастлив своим слиянием с природой. Здесь к нему возвращаются воспоминания о семье, о родном ауле и счастливом детстве. Здесь просыпается его кровь, кровь воинственных горцев, и он оказывается способен на подвиги. Во время битвы с барсом Мцыри предстает перед читателем как отважный воин, полностью осознающий свою силу и умеющий ею пользоваться. Он прекрасен, как и дикая природа вокруг: он ее часть и ее дитя.

Но Лермонтов не мог бы по праву называться великим поэтом-романтиком, если бы он превратил свою поэму в счастливую сказку. Мцыри побежден обстоятельствами, он изранен и вновь принесен в свою келью. Свобода лишь поманила его, но главная мечта: вернуться на родину, на далекий вольный Кавказ, не сбылась. И, если задуматься, она и вовсе не была осуществимой, ведь там его никто не ждет. Близкие Мцыри давно мертвы, дом разрушен, и у себя он бы оказался точно таким же чужаком, как и в монастыре. В этом и проявляется подлинный романтический трагизм: герой полностью исключен из этого мира и равно чужд всем в нем. Только за гранью жизни его, возможно, ждет счастье, но Мцыри не желает сдаваться. «Рай и вечность» он бы с охотой променял на несколько минут на родине. Он умирает несломленным и последний его взгляд обращен на Кавказ.

Образ Мцыри – образ романтического героя, с глубоко трагической историей, который по праву пользуется любовью уже многих поколений читателей. «…Вы видите, что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри!» – так отзывался о нем критик Белинский, и слова критика действительно полностью характеризуют героя. Идут годы, сменяются литературные течения, романтическая традиция давно ушла в прошлое, но образ Мцыри по-прежнему вдохновляет на подвиги и пробуждает любовь к наиболее ценному: к жизни и родине.

Приведенный образа романтического героя поэмы и описание его черт, пригодятся ученикам 8 классов при поиске материалов для сочинения на тему «Мцыри как романтический герой поэмы Лермонтова»

Тест по произведению

Лермонтова сочинение

План

1.Романтические образы Лермонтова.

2. Мцыри как романтический герой

2.1. Прошлое героя.

2.2. Жизнь в неволе.

2.3. Стремление к свободе.

3. Трагизм Мцыри.

М. Ю. Лермонтов - замечательный писатель и поэт, создавший множество ярких романтических образов. Это и скучающий путешественник Печорин , и ревнивый мститель Арбенин, и свободолюбивый мятежник Мцыри. Эти герои, такие не похожие друг на друга, близки в одном - они находятся в постоянном поиске, они любят свободу, они борются за свои идеи.

Мцыри - главный персонаж одноименной поэмы. Как и все романтические герои, он немного мечтательный и восторженный. Но в то же время, Мцыри - сын горцев. Будучи ребенком, он попал в плен к русскому генералу после сражения. Во время тяжелой дороги мальчик заболел и был оставлен на попечение монахов. Те выходили Мцыри и воспитали, как христианина. Ребенок забыл свой язык и свою культуру, его стали насильно готовить к постригу.

Монастырь для молодого человека стал отождествляться с тюрьмой. Он понимает, что у него отняли прошлое и настоящее, что за него принимают решения, что он несвободен в своем выборе. По ночам юноше снятся туманные картины из минувшей жизни. Он хочет вырваться на свободу, он жаждет увидеть жизнь, скрытую стенами монастыря. И Мцыри решается на побег.

Несколько дней монахи искали беглеца, и наконец нашли полуживого на поляне. Молодого человека переносят в келью, где он исповедуется перед смертью. Мцыри рассказывает, как прекрасно ему дышалось на воле. Увидев родные просторы, он наконец вспомнил свою семью и свой язык, отца и братьев с оружием в руках. Юноша очень тонко чувствует природу и восхищается ее красотами. Для него жить - это значит радоваться каждой травинке, каждому солнечному блику. Здесь, на свободе, молодой человек впервые испытывает романтические чувства к девушке - грузинке, которую случайно встречает у водного потока. Сердце влечет его к ней, но он сдерживает свои порывы и пускается на поиски родного дома.

Хотя Мцыри - это романтический герой, прежде всего он - свободолюбивый патриот. Любовь к родному аулу и к прекрасной девушке для него неразделимы, жажда свободы и личного счастья сливаются в единственное желание его сердца. Юноша - сильный и смелый, он бесстрашно вступает в бой с диким животным и одерживает победу, несмотря на изнеможение и кровавые раны. Герой поглощен одной мыслью - найти свободу, найти свой дом. Но этим чаяниям не суждено исполниться.

Молодой человек снова видит стены ненавистного монастыря! Мцыри понимает, что заново окажется в темнице. Как и все романтические герои, юноша одинок в своем горе, он лишний человек. Его надежды обрести счастье в родном ауле неосуществимы даже потому, что там его никто не ждет. Родные Мцыри погибли, а для односельчан он покажется чужим, не похожим на всех. Перед смертью молодой человек просит похоронить себя за стенами монастыря, на воле, и сожалеет, что успел почувствовать себя счастливым лишь один миг. В этом весь трагизм романтического образа Мцыри. Его безудержное желание любви и свободы разбивается о реалии жестокого мира. Глотнув чистого воздуха независимости, он снова становится рабом и умирает за решеткой.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то