Леонардо да винчи считал что. Леонардо да Винчи

Как сообщает «Википедия», Леонардо да Винчи был: художником, скульптором, архитектором, анатомом, естествоиспытателем, изобретателем, писателем, музыкантом, короче, «универсальным человеком», а проще говоря - гением. В мае этого года исполнилось ровно 500 лет со дня смерти этого великого человека. Вот сколько поразительных вещей он разработал, основываясь на своих наблюдениях за природой вещей и процессов.

Инженерное дело

К Леонардо да Винчи слава гения пришла при жизни. Причём не только благодаря его картинам и работам в области скульптуры, но и многочисленным разноплановым изобретениям. В сохранившихся документах мастера можно найти схемы вертолётов и планеров, коробок передач и подъёмных кранов. Также да Винчи придумал прототипы современного водолазного костюма и парашюта. Но больший упор он делал на военную технику, сам при этом являясь пацифистом. Виной тому желание угодить своим покровителям - королям Италии и Франции.

Среди эскизов да Винчи есть набросок машины, бронированной и способной стрелять в любом направлении (на этом же принципе основана конструкция современного танка). Эта задумка так и не была воплощена в жизнь, а много веков спустя выяснилось, что «танк» да Винчи был не очень практичным . Если бы его построили так, как задумал мастер, он не смог бы ездить. На схеме мастера передние колёса аппарата должны были крутиться в противоположную сторону от задних колёс. Возможно, Леонардо допустил такую ошибку сознательно, не желая, чтобы разрушительная машина была построена.


Танк. Чертёж Леонардо да Винчи

Также да Винчи грезил о полётах и часто рисовал причудливые летательные аппараты. Благодаря ним человек мог бы летать как птица. По задумке да Винчи, летательные аппараты - орнитоптеры - приводились бы в движение самим человеком, который при помощи специального механизма управлял бы крыльями. Принцип полёта орнитоптеров весьма схож с современными дельтапланами. Ещё у Леонардо была идея «воздушного винта», предвосхитившая появление вертолётов. Но увы, вертолёты и орнитоптеры остались лишь на бумаге, как и большинство других проектов. Однако во многих из них прослеживаются идеи, которые использовали в своих аппаратах современные изобретатели.

Попытки сделать машины по чертежам да Винчи предпринимались и в наше время. Многие из них закончились провалом , но были и удачные испытания . Например, самоходная машинка, приводящаяся в движение пружинами, проехала несколько метров. Возможно, будь у Леонардо в XV веке материалы XXI века, он бы с успехом воплотил свои инженерные задумки в жизнь.

Математика

Хотя все мы думаем о Леонардо да Винчи в первую очередь как о художнике, сам он считал себя скорее учёным . Особенно ему нравилась строгость математики и геометрии. В своих картинах да Винчи пользовался математическими принципами линейной перспективы, чтобы создать на плоской поверхности иллюзию глубины. Это можно увидеть в его картине «Благовещение» и в «Тайной вечере».


«Тайная вечеря», Леонардо да Винчи. 1495–1498 годы

В своё время Леонардо пытался найти способ построения при помощи циркуля и линейки квадрата, который был бы равновеликим данному кругу по площади (к слову, эта задачка не решена до сих пор). Для поиска решения мастер использовал математический метод золотого сечения , нарисовав «Витрувианского человека». Также да Винчи применил золотое сечение и в своей самой знаменитой картине «Мона Лиза», создав гармоничное полотно.

Гидрология и водная инженерия

Леонардо да Винчи посвятил много времени изучению динамики воды. В Кодексе Лестера , написанном в 1510 году, Леонардо сделал 730 (!) выводов о движении воды, многие из которых оказались правдивыми. Он описал гидрологический цикл и влияние скорости потока на давление, а также высказал мысли об инженерных каналах и водохранилищах, благодаря которым можно было бы орошать землю и управлять паводками. А ещё он нарисовал специальное приспособление, похожее на ботинки, позволившее бы человеку ходить по воде.

Можно сказать, что Леонардо был первым гидорологом , сформулировавшим правдивые и проверенные современными учёными гипотезы о движении воды на основе одних только эмпирических данных. Его вклад в науку и технику в области водных ресурсов высоко ценится современными гидрологами и инженерами.

Оптические иллюзии и физиогномика

В своём труде «Codex Urbinas» Леонардо да Винчи представил понятие «moti mentali» - «порывы и движения души», связанные с телесными движениями. Более того, он написал целую книгу, где представил научный анализ закономерности строения и пропорций лица. Да Винчи считал, что целью портретистов должно являться представление внутренних мыслей их моделей, а не только их внешнего вида.

Для передачи неоднозначного выражения лица мастер усовершенствовал технику «сфумато», изобретённую другим художником. В ней переходы от тёмного к светлому или от одного цвета к другому едва заметны, что смягчает острые линии и создаёт оптические иллюзии. Особенно заметно применение этой техники в «Мона Лизе». Созданная да Винчи оптическая иллюзия вокруг рта женщины заставляет одних людей видеть её довольной и весёлой, а других - меланхоличной и задумчивой. Создавая такие иллюзии, Леонардо играл с возникающими разногласиями между глазами и мозгом. И произошло это задолго до того, как учёные поняли, какие механизмы в мозге отвечают за интерпретацию подобных иллюзий.

Леонардо да Винчи - один из самых многозадачных и талантливых героев эпохи Возрождения. От «Витрувианского человека» и «Моны Лизы» до научных открытий в анатомии, геологии и механике - его наследие продолжают исследовать до сих пор. При этом да Винчи сложно назвать сумрачным гением: он любил общаться с людьми, легко отвлекался от работы и бросал начатое на полпути. Как художник справлялся с дедлайнами, составлял списки дел и писал резюме - T&P собрали самые полезные уроки эффективности от «универсального человека».

Будьте любопытны

Да Винчи интересовало все на свете: как летают птицы, возникает сияние восходящей луны, работают мускулы человеческого лица и устроена челюсть крокодила. В процессе постоянного наблюдения он формулировал для себя новые задания и вопросы (например, «описать язык дятла») и записывал их в своеобразный список дел. Да Винчи не довольствовался очевидными объяснениями и пытался разобраться в причинах даже самых повседневных явлений.

Многие из этих вопросов не имели прямого отношения к его работам и напоминали скорее детское любопытство. «Для Леонардо простое наблюдение было главным способом познания мира. Он признавал ценность книг, но всегда называл себя адептом опыта», - отмечает Мартин Кемп, заслуженный профессор истории искусств Оксфордского университета. Любопытство не часто приводило его к великим открытиям напрямую, но обогащало представление о мире и помогало смотреть на привычные вещи с разных сторон.

Пересматривайте границы

Сегодня сферу интересов да Винчи назвали бы «междисциплинарной», но он никогда не разделял знания на важные и побочные. Наука и искусство, анатомия и инженерия составляли для мыслителя единое поле, где идеи из одной сферы дополняли другую. Его знание о том, как свет взаимодействует с сетчаткой глаза, определило перспективу фрески «Тайная вечеря», а среди анатомических набросков да Винчи обнаружили первый эскиз улыбки Моны Лизы.

«Хорошие идеи появляются во взаимодействии. Сегодня мы достигли такой степени специализации знания, что чувствуем необходимость вернуться к обмену идеями между наукой и искусством», - считает Франческа Фиорани, декан факультета искусства и гуманитарных наук в Университете Вирджинии. Автор биографии да Винчи Уолтер Айзексон в интервью Bloomberg отмечает, что его герой похож на современного гения Стива Джобса, потому что оба верили в глубокую связь науки и искусства: «Красота, дизайн и технические разработки представлялись им частью одного целого».

Играйте в команде

Да Винчи долгое время жил и работал во Флоренции - рыночном и интеллектуальном хабе эпохи Возрождения. Под покровительством Медичи Флоренция стала домом для людей разного происхождения и всевозможных идей. «Молодого Леонардо окружали ювелиры, портные, химики, архитекторы, художники - все они работали вместе, набираясь опыта друг от друга», - пишет Уолтер Айзексон. Да Винчи - незаконнорожденный, немного неуклюжий и открытый гей - влился в городскую среду, где осели самые разные люди - от математиков с Востока до ремесленников из Африки.

Переехав в Милан, да Винчи продолжает искать собеседников уже среди королевского двора. Художника сложно назвать одиноким гением - например, его «Витрувианский человек» вдохновлен многочисленными обсуждениями с друзьями и единомышленниками.

Не зацикливайтесь на дедлайнах

Да Винчи не доводил большинство своих задумок до конца. Одни говорят, что он просто отвлекался, другие считают, что его амбиции опередили время. Некоторые из проектов оказались просто невыполнимы - например, летающий аппарат. Но от этого он не прекращал придумывать и узнавать новое. «Иногда неплохо ошибаться, чтобы узнать пределы своих возможностей или проанализировать, почему какая-то задумка не сработала. Как говорится, я готов ошибиться, но дайте узнать почему», - пишет Айзексон.

По разным подсчетам , художник работал над «Моной Лизой» от 10 до 14 лет и, вероятно, не считал ее законченной. Часть исследователей утверждает, что, судя по техникам, использованным в некоторых частях картины, да Винчи дорисовывал ее до самой смерти. Некоторые решения и проекты заслуживают постоянного улучшения.

Прокрастинируйте с умом

Когда да Винчи работал над «Тайной вечерей», один из его друзей написал другому: «Леонардо как будто не собирается заканчивать фреску. Всякий раз, когда нужно рисовать, он размышляет о геометрии, архитектуре и анатомии», - пишет Росс Кинг в книге «The Fantasia of Leonardo da Vinci».

Да Винчи прокрастинировал, но особенным образом. В это время он перебирал в голове все известные ему факты и концепции, пытаясь создать что-то уникальное. Однажды да Винчи сказал своему заказчику: «Великие умы часто достигают наибольшего результата, когда работают как можно меньше. В это время они обдумывают и совершенствуют свои идеи». Работая над «Тайной вечерей», он мог часами смотреть на фреску, сделать один небольшой мазок, а затем развернуться и уйти.

Продавайте себя

Пишите заметки

После да Винчи сохранилось 7200 страниц дневников. Эксперты полагают, что это одна четвертая от всех его записок. В них нашли самые разные заметки - от рецепта средства от седины и рассуждений об отношениях с единомышленниками до вопросов о том, как возникают круги на воде и почему на вершинах гор можно найти ракушки и остатки кораллов. В дневниках да Винчи делал расчеты (порой с арифметическими ошибками), рисовал своих любовников, создавал чертежи, готовил тезисы для научных работ, составлял списки дел и интересующих его вопросов.

Несмотря на то что в заметках мелькают темы из самых разных областей знания, исследователи отмечают их своеобразную структурированность. Он часто иллюстрировал свои размышления на полях, придумав что-то вроде предтечи . Художник не расставался с записной книжкой, хотя бумага в то время была довольно дорогой. Можно только догадываться, как сложилась бы его судьба без такой привычки.

Философская мысль эпохи Возрождения была тесно связана с развитием естествознания. Наиболее яркое и последовательное выражение новой тенденцией философской мысли нашли в творчестве одного из величайших естествоиспытателя эпохи Возрождения – Леонардо да Винчи.

Титаническая фигура Леонардо да Винчи (родился в 1452г. в городке Винчи, близ Флоренции, работал во Флоренции, Милане, Риме, последние годы жизни – во Франции, где умер в замке Клу, около г. Амбуаза, в 1519 г.) справедливо рассматривается как наиболее полное воплощение ренессансного гения, реализация идеала “Героического человека“.

Для истории философской мысли эпохи Возрождения феномен Леонардо интересен прежде всего как проявление определенных тенденций ее развития.

Разрозненные заметки общефилософского и методологического характера, затерянные среди тысяч столь же разрозненных записей по самым разнообразным вопросам науки, техники, худ. творчества, никогда не предназначались не только для печати, но и для сколько-нибудь широкого распространения. Сделанные в самом точном смысле “для себя“, зеркальным почерком, никогда не приводившиеся в систему, они так и не стали достоянием не только для современников, но и ближайших потомков, и лишь столетия спустя оказались предметом углубленного научного исследования.

Философские воззрения Леонардо существенны, таким образом, не в свете исторической перспективы, а прежде всего как явление своего времени, рассматриваемое в своем историческом контексте в качестве особого, оригинального выражение главнейших тенденций ренессансной мысли Леонардо сформировался вне университетской профессиональной научно- философской среды конца 15 в. Главным источником формирования научных и философских интересов молодого Леонардо была несомненно боттега – мастерская. Близкое знакомство Леонардо со многими его современниками – учеными, математиками, мастерами, строителями, медиками, архитекторами, астрономами, в сочетании с напряженным интересом к самым острым и важным проблемам наук о природе позволило ему быть в курсе современного состояния знаний о мире.

Стремление охватить все богатство и разнообразие природных явлений в своих наблюдениях, все понять, проанализировать, не подчиняя их в то же время привычной устоявшейся схеме, приводило к тому, что Леонардо и не ставил перед собой задачи создания некоего всеобъемлющего свода. Для сведения воедино материала, им лихорадочно собираемого, не могло хватить и десятка таких богато заполненных неперестанной работой жизней. Главное в незавершенных поисках Леонардо – попытка создания нового метода познания.

«Занимаясь философией явлений природы, - рассказывает о Леонардо да Винчи автор знаменитых «Жизнеописаний» Джорджо Вазари, - он пытался распознать особые свойства растений и настойчиво наблюдал за круговращением неба, бегом луны и вращениям солнца. Вот почему он создал в уме своем еретический взгляд на вещи, не согласный ни с какой религией, предпочитая быть философом, а не христианином». Мировоззрение его было враждебно католической ортодоксии и схоластическому богословию.

Заявляя, что «все наше познание начинается с ощущений», Леонардо решительно отверг иное, не опирающееся на непосредственное изучение природы, знание – будь то полученное из откровения и из Священного писания

Знание богословов.

Знание, не опирающееся на ощущение и опыт,не может претендовать на какую-либо достоверность, а достоверность есть главнейший признак истинной науки. Теология не имеет подлинной опоры в опыте и потому не может претендовать на обладание истиной.

Другой, по Леонардо, признак неистинной науки – разноголосица мнений, обилие споров.

Позиция Леонардо есть, в сущности, отрицание теологии. Знание, основанное на откровении, на «наитии», на Священном писании – недостоверно и потому не может приниматься во внимание; дав свое натуралистическое объяснение природы человеческой души, Леонардо пренебрежительно отзывается о теологической трактовке «братьев и отцов» – монахов и священников.

К знанию по наитию Леонардо приравнивает и ложные построения, основанные на том, что именует «сновидениями». Ложными науками, противоречащими опыту и не подтвержденными достоверными доводами и доказательствами, Леонардо считал «прорицательную» астрологию (от которой он отличал в своих записях «наблюдательную» астрологию), алхимию (опять же выделяя в ней практически неоспоримую часть, связанную с опытами по получению соединений природных элементов), попытки создания вечного двигателя и особенно некромантию и различные виды колдовства, опирающиеся на использование «духов». Леонардо не только опровергал основания практики “некромантов” и других колдунов и магов, но и подрывал веру в чудеса и ведовство.

Основанное на ощущениях, и прежде всего на зрении, познание мира – единственное доступное человеку знание – противостоит мистическому постижению божества. Леонардо оспаривает мнение тех, кто считает, что «зрение мешает сосредоточенному и тонкому духовному познанию, которое открывает доступ к наукам божественным»; напротив, подчеркивает он, именно глаз, «как повелитель чувств, выполняет свой долг, когда создает помеху для путаных и лживых рассуждений».

Другой помехой к истинному знанию является власть традиции, книжной учености, пренебрегающей непосредственным наблюдением и опытом.

Обращение к опыту как источнику познания – не декларация. Скорее напротив – оно является выводом постоянной и повседневной практики Леонардо – наблюдателя, художника, экспериментатора, механика, изобретателя. Само многообразие его научных интересов, одновременное изучение множества разнообразных явлений природы порождены стремлением самостоятельно проверить все научные истины, познать истинный облик вещей, проникнуть в их подлинную природу.

В своих записях и рисунках Леонардо постоянно возвращается к уже сделанным наблюдениям и опытам. Рисунки играют особую роль в его научных изысканиях.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Эпоха Возрождения стала временем великих прогрессивных изменений во всех сферах жизни, особенно в культурной. Величайшие произведения искусства в великом множестве появляются в это время, у людей формируется новый взгляд на привычные вещи, на природу, на быт и на человека, как личность. Возрождение - эпоха, породившая «титанов», по мнению Энгельса. И несомненно один из самых ярких её представителей является Леонардо да Винчи, внёсший огромный вклад.

Возрождение - это эпоха возвращения к классической древней культуре, философии. Это эпоха зарождения нового взгляда на мир, совершенного противоположного средневековым традициям и устоям. Это возвращение к миру земному. Зародившее в начале XIV века в Италии Возрождение или ренессанс не является полной копией культуры Древней Греции: это новая культура, основанная на фундаменте античных ценностей. Становление философии и культуры данной эпохи тесно связанно с формированием нового естествознания, масштабным развитием мировой торговли и преобразованием всего уровня жизни. Здесь можно проследить чёткую взаимосвязь с развитием новых буржуазных отношений и распадом устаревшего феодального строя. В философии данного периода чётко отображены глубокие противоречия в обществе, вызванные глобальными изменениями его жизни.

Самой яркой и гениальной личностью данной эпохи можно смело назвать Леонардо да Винчи, большинство исследователей называют его основателем нового искусства. Этот гениальный художник, учёный и философ внёс неоспоримый вклад и в искусство. И в философию, и в науку.

Его творчество, как и жизненный путь остаются до конца не изведанными и не разгаданными, не смотря на великое множество исследований.

Леонардо да Винчи, кажется не оставил ни одной из формирующихся областей науки и искусства без собственного грандиозного вклада. Гениальность его идей поражает и восхищает людей во всём мире по сей день: художник, скульптор, архитектор, историк и математик, механик и астроном, гениальный философ. Его можно смело назвать феноменом. Уже столетия спустя его труды так же будоражат умы исследователей всего мира и остаются актуальными по сей день.

Философские труды Леонардо да Винчи представляют из себя большую ценности при изучении философии Возрождения, поскольку проникнуты глубоким ярким и индивидуальным взглядом на важнейшие тенденции эпохи.

Основным источником вдохновения и формирования собственного общефилософского взгляда на мир для юного гения стала его мастерская, где он творил великие произведения искусства. Так же большую роль в формировании его взглядов сыграло знакомства с великими строителями, архитекторами, математиками и прочими учёными. Леонардо да Винчи интересовали самые глобальные проблемы науки, природы и он всегда стремился получить исчерпывающие знания в этих областях, которые были у человечества на тот момент времени.

Леонардо да Винчи стремился познать суть всех природных явлений, проанализировать их и понять вне стандартной системы исследований того времени. Понять и постичь истоки всякого явления именно для себя, а не для публикации. Самое важно во всей этой исследовательской деятельности - попытка создать принципиально новый метод познания окружающего мира.

Леонардо да Винчи имел собственный индивидуальный взгляд на всё, который противоречил любой религии. Утверждения гения шли в резкое противоречие схоластическому богословию и католической религии. Сам Леонардо никогда не считал себя христианином, предпочитая остаться философом. Он отвергал всякую возможность знания и объявлений природных явлений сквозь призму религиозного взгляда на жизни. Не считал действительным знания, якобы полученные из некой священной книги. Напротив, он утверждал, что всякое знание начинается с ощущения. Без опоры на него и на опыт, никакое знание не может быть истинным и достоверным. Он отрицал истинность науки теологии, по той же причине, что нет в ней опоры ни на ощущения, ни на опыт. А, следовательно, данная наука - ложная.

Ещё одной ложной наукой Леонардо да Винчи признавал астрологию прорицаний. Вообще интересен тот факт, что астрологию он делил на две науки: порицательную астрологию и астрологию наблюдательную. Лженаукой он называл и алхимию, однако подчёркивая, что опыта соединения разных природных элементов имеют долю истинной науки и безусловно для неё полезны.

Леонардо да Винчи вопреки устоявшейся системе ценной людей эпохи средневековья подрывал веру общественности в чудеса, магии и особенно духов. Стоит отметить, что люди того времени особое значение предавали сновидениям, считая их формой общения с ними потусторонних сил. Данный взгляды гений глубоко критиковал. Основным инструментом познания мира Леонардо да Винчи видел именно зрение. То, что нельзя увидеть не существует, так обосновывал отсутствие некой магической божественной силы и всей мистики в совокупности. Глаз он назвал повелителем всех других чувств, и именно с его помощью, по мнению Леонардо да Винчи, элементарно просто отличить истину от вымысла.

На пути к истинным знаниям гений выделял ряд помех. Первой из которых безусловно является слепая религиозность и вера людей в истины, данные священным писанием. Второй основной помехой на пути получения истинного знания является сила вековых традиций средневековья. Знания, полученные из книг, не подкреплённые практичностью и опытом преобладают у большинства людей и воспринимаются ими как абсолютные и единые возможные истины, всё же новое и передовое чуждо людям той эпохи, встречается с пренебрежением, недоверием, а порой и вовсе с агрессией.

Через свою бурную деятельность Леонардо да Винчи стремится познать истинный облик вещей и природу их происхождения. Поэтому он проявляет себя в роли художника, скульптора, изобретателя.

Гуманизм в учении Леонардо да Винчи

Вся философия Леонардо да Винчи проникнута идеями гуманизма. Наиболее чётко это выражается в отрицании абсолютного большинства средневековых традиций и в противопоставлении бога миру, который он создал.

Проникнутый идеями гуманизма, Леонардо да Винчи всецело разделял идею антропоцентризма: в центре всего мироздания он видел именно человека, с его психологическими качествами. Через всё своё творчество он стремится призвать людей к мышлению, свободному от всяких рамок и границ, истинной мысли.

В своей философии Леонардо да Винчи рьяно отстаивает право человека на свободное творческое мышление. Подрывая авторитет слепой религии, Леонардо да Винчи буквально расчищает просторы для изучения мира сквозь призму науки, опыта, а не слепой веры в священное писание.

Исследователи единогласны в мнении, что Леонардо представляет из себя самого последовательного представителя новой эпохи. Он выступил одним из первых противников «пустой философии», которая по его мнения была лишена практичности мысли и пользы для науки. Каждое суждение, основанное на частом созерцании, не подкреплённое опытом и действием, она называем бесполезным, пустым и далёким от истины. Всякую науку, которая берёт своё начало исключительно в мысли и заканчивается на ней же он также называл пустой и бесценной. «Единственным критерием истины является опыт». La veritа sola fu figliola del tempo.

Такой же особый подход он имел и к искусству, что отражено в его личной цитате: «Где дух не водит рукой художника, там нет искусства. Где мысль не работает вместе с рукой, там нет художника».

По мнению Леонардо, настоящее познание начинается с чувственного познания мира (с помощью глаза, как основного инструмента). И в полной мере оно осуществляется лишь через опыт, который может постигнуть учёный лишь изменив вещь собственными руками. Это познание он называл физическим экспериментом и считал обязательной частью познания природы вещей. Это может выражаться и через скульптуру, и через рисунок, и через инженерный чертёж.

Интересно, что лишь к концу собственной жизни гений стремится систематизировать собственные записи, которые в наследие после смерти Леонардо получают его ученики. Большинство рукописей было утеряно, но некоторые всё же дошли до нас. Это порядка 6000 страниц, наполненных рисунками и личными взглядами Леонардо на природу вещей. Сравнительно недавно учёными были обнаружены Мадридские кодексы да Винчи. Которые стали подтверждением его гениальных мыслей и решений. Изобретения, описанные автором, поражают. Как мог человек эпохи Возрождения так точно предсказать научно-технологический прогресс наших лет? Во время свой жизни он описывает невероятные изобретения, которые человек смог воплотить в жизнь лишь столетия спустя. По точным чертежам учёные смогли создать уникальные изобретения гения. Например, напильники или водяную пилу, станки.

Каждая практика, по мнению Леонардо да Винчи, должна быть подкреплена отличной теорией. И приступать к практике без теории в высшей степени безрассудно.

Большое внимание уделял Леонардо да Винчи математике, видя в ней посредника между опытом и истинным знанием. Он видел в этой науке основной метод познания мира с помощью науки и всегда использовал её в собственных физических экспериментах.

Леонардо да Винчи был глубоко убеждён, что каждый человек наделён безграничным творческим потенциалом, который тесно связан с силой человеческого разума.

Сам себя она называл «лишённым книжного образования», простым ремесленником - художником, ни в коем случае не философом. «Механические искусства» он преобразовал силой своего гения в «свободные искусства», проложив дорогу для сближения гуманитарных и естественных наук. И только единство этих областей он признавал истинной наукой, которая основана на прочной связи теории и практики.

Слава великого гения не померкла в веках, и с каждым новым технологическим открытием, нашедшим свое отражение в трудах гения, лишь разгорается. С каждым новым открытием в области инженерии интерес к его чертежам становится всё больше, и то, что казалось фантастичным, оказывается на деле глубоко научным и возможным. Ряд исследователей находит в его трудах даже предсказания атомного взрыва. Не угасает внимание современников к живописи художника, которая наполнена загадкой и тайной, глубоким смыслом, ведь выполнена с полным отчётливым участием гениального разума Леонардо, как и любое дело, за которое он когда-либо брался.

Человек для Леонардо да Винчи являлся не только центром вселенной, но и маленьким космосом. Он верил в то, что каждый человек концентрирует в себе целый мир. Познав человека, по мнению да Винчи, можно познать и окружающий мир, и природу вещей. Поэтому такое большое значение он уделял изучению анатомии человека, глубоко рассматривал каждую физиологическую особенность, строение мышц, пропорции тела. И по средству физиологического познания человека он стремился к познанию его души.

Леонардо да Винчи считал, что искусство обладает великой силой, способной познать мир и тайну бытия. Оно воссоздаёт великолепие мира и жизни, благодаря этому оно поднимает саму жизнь на новый уровень, наполняя её радостью, красотой и оптимизмом.

леонардо познание гуманизм философия

Список литературы

1. Ильин В.В. История философии: учебник для вузов. - СПб., 2008. - 368 с.

2. .История философии: учебник для высших учебных заведений / отв. ред. В.П. Кохановский, В.П. Яковлев. - 2-е изд., перераб. и доп. - Ростов-на/Д, 2007. - 612 с.

3. Скирбекк Г., Гильс Н. История философии: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Наука, 2009. - 370 с.

4. Философия: учебник / под ред. Э.Ф. Караваева, Ю.М. Шилкова. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 522 с.

5. Философия (полный курс): учебник для студентов высших учебных заведений / под ред.А.Н. Ерыгина. - М.: Просвещение, Ростов-на/Д, 2009. - 356 с.

6. Философия / под ред. В.Н. Лавриненко.2-е изд., перераб. и доп. - М.: Эрудит, 2009. - 357 с.

7. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова.7-е изд, перераб. и доп. - М.: Просвещение, 2009. - 344 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Возникновение гуманизма как направления в философской мысли эпохи Возрождения. Гуманизм в системе взглядов Леонардо да Винчи, проникновение его исследовательской мощи во все области науки и искусства. Реалистические тенденции в подходе к миру и человеку.

    реферат , добавлен 25.12.2012

    Исследование науки эпохи Возрождения и выявление предпосылок развития науки в период Ренессанса. Политические, социальные предпосылки развития науки, черты гуманистического мировоззрения. Вклад Леонардо да Винчи в разработку и обоснованию научного опыта.

    реферат , добавлен 12.04.2015

    Постоянство энергии во Вселенной и связанные с этим закономерности. Теория Леонардо да Винчи о неподвижности Солнца и ее опровержения согласно современным исследованиям. Варианты решения проблемы перегрева и увеличения насыщенности атмосферы влагой.

    реферат , добавлен 26.11.2013

    Даосизм - китайское традиционное учение, включающее элементы религии, мистики, шаманизма, несущее также традиционную философию и науку. Основоположник даосизма - Жёлтый Император Хуанди. Мудрец Лао-Цзы и его книга "Дао Дэ Цзин" ("Книга о Пути и Силе").

    реферат , добавлен 19.04.2009

    Предпосылки возникновения новой культуры. Общая характеристика эпохи Возрождения. Гуманистическая мысль и представители эпохи Возрождения. Натурфилософия эпохи Возрождения и ее яркие представители. Леонардо да Винчи, Галилей, Джордано Бруно.

    контрольная работа , добавлен 04.01.2007

    Философия эпохи Возрождения. Отход от многих важнейших принципов феодального мировоззрения. Мышление в эпоху Ренессанса. Проблематика психологических изысканий. Смысл научной деятельности по мнению Леонардо да Винчи. Гуманизм в эпоху Возрождения.

    контрольная работа , добавлен 25.10.2013

    Краткая биография Фомы Аквинского, истоки и эволюция его философских взглядов и влияние на философию Средневековья. Типы познания в рамках гносеологии, учение о человеке и этике Фомы Аквинского, его идеи. Наиболее известные цитаты великого мыслителя.

    реферат , добавлен 20.09.2009

    Происхождение искусства и его основные функции. Один из способов познания человеком мира и самого себя. Эстетическое и моральное сознание человека. Основные категории и социальное содержание искусства. Существует ли прогресс в искусстве? Феномен гения.

    контрольная работа , добавлен 20.11.2008

    Понятия и методы исследования натурфилософской картины мира через сравнение ее с современной моделью познания окружающего мира. Натурфилософия: основные идеи, принципы и этапы развития. Научная картина мира. Современная модель познания окружающего мира.

    реферат , добавлен 14.03.2015

    Социально-исторические и научные предпосылки философии. Задача и метод философии согласно Ф. Бэкону. Учение об "идолах" или призраках познания. Основные пути познания. Продукт чувственного познания согласно Т. Гоббсу. Учение о государстве (Р. Декарт).

Леонардо да Винчи (1452-1519) - титан Возрождения, гений, блестящий художник, инженер, конструктор машин, ученый-экциклопедист, знаток анатомии человеческого тела, скульптор, архитектор, мыслитель. Это воплощение гуманистического идеала, всесторонне развитой личности. Он значительно опередил свое время.

Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) (15.4.1452, Винчи, близ Флоренции, - 2.5.1519, замок Клу, близ Амбуаза, Турень, Франция), итальянский живописец, скульптор, архитектор, учёный и инженер. Родился в семье богатого нотариуса. Сочетая разработку новых средств художественного языка с теоретическими обобщениями, Л. да В. создал гармонический образ человека, отвечающий гуманистическим идеалам; тем самым он подытожил опыт кватроченто и заложил основы искусства Высокого Возрождения. Сложился как мастер, обучаясь у Андреа дель Верроккьо (1467-72). Методы работы во флорентийской мастерской кватроченто, где художественная практика была сопряжена с техническими экспериментами, а также сближение с астрономом П. Тосканелли способствовали зарождению научных интересов юного Л. да В. В ранних произведениях (голова ангела в "Крещении" Верроккьо, после 1470, "Благовещение", около 1474, - оба в Галерее Уффици, Флоренция; т. н. "Мадонна Бенуа", около 1478, Эрмитаж, Ленинград) Л. да В. развивает традиции кватроченто, подчёркивая плавную объёмность форм мягкой светотенью, иногда оживляя лица едва уловимой улыбкой; в композиции "Поклонение волхвов" (1481-82, не закончена; подмалёвок - в Уффици) он превращает религиозный сюжет в зеркало разнообразнейших человеческих эмоций, разрабатывая новаторские методы подготовительного рисунка. Фиксируя результаты бесчисленных наблюдений в набросках, эскизах и натурных штудиях, исполненных в различных техниках (итальянский карандаш, серебряный карандаш, сангина, перо и др.), Л. да В. добивается большой остроты в передаче мимики лица (прибегая порой к гротеску), а физические особенности и движения человеческого тела приводит в идеальное соответствие с духовной атмосферой композиции. На службе у правителя Милана Лодовико Моро (с 1481 или 1482) Л. да В. выступает в роли военного инженера, гидротехника, организатора придворных феерий. Свыше 10 лет Л. да В. работает над монументом Франческо Сфорца, отца Лодовико Моро (исполненная пластической мощи глиняная модель конной статуи в натуральную величину была разрушена при взятии Милана французами в 1500; известна лишь по подготовительным наброскам). На этот же период приходится и творческий расцвет Леонардо-живописца. В "Мадонне в скалах" (1483-94, Лувр, Париж; 2-й вариант - 1497-1511, Национальная галерея, Лондон) излюбленная Л. да В. тончайшая светотень ("сфумато") играет роль духовно-связующего начала, подчёркивающего теплоту отношений близких людей; персонажи представлены здесь в окружении причудливого скалистого пейзажа, в котором отражены геологические наблюдения Л. да В. В трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие Л. да В. создаёт роспись "Тайная вечеря" (1495-97; из-за особенностей примененной Л. да В. техники - масло с темперой - сохранилась в сильно поврежденном виде; в 20 в. реставрирована); высокое этическое содержание росписи выражено в строгих математических закономерностях её композиции, подчиняющей себе реальное архитектурное пространство, в предельно ясной системе жестов и мимики персонажей. "Тайная вечеря" знаменует одну из вершин в развитии всего европейского искусства. Занимаясь архитектурой, Л. да В. разрабатывает различные варианты "идеального города" и центрально-купольного храма. В Милане вокруг Л. да В. возникает круг учеников (см. Ломбардская школа). Последующие годы Л. да В. проводит в непрестанных переездах (Флоренция - 1500-02, 1503-1506, 1507; Мантуя и Венеция - 1500; Милан - 1506, 1507 - 13; Рим - 1513-16; Франция - 1517-19). Во Флоренции Л. да В. работает над росписью в Палаццо Веккьо ("Битва при Ангьяри", 1503-1506, не закончена, известна по копиям с картона), которая стоит у истоков батального жанра в искусстве нового времени; здесь в исступлённой схватке конных воинов показано "зверское безумие" войны (по выражению самого Л. да В.). В портрете Моны Лизы (так называемая "Джоконда"; около 1503, Лувр) образ богатой горожанки предстаёт воплощением возвышенного идеала женственности, не теряя при этом интимно-человеческого обаяния; важным элементом композиции становится космически обширный пейзаж, тающий в холодной дымке. К поздним произведениям Л. да В. принадлежат: проекты памятника маршалу Тривульцио (1508-12; к этим проектам близка бронзовая статуэтка коня со всадником, Музей изобразительных искусств, Будапешт); "Святая Анна с Марией и младенцем Христом" (около 1500-07, Лувр), завершающая поиски мастера в области свето-воздушной перспективы и гармонической пирамидальной композиции; "Иоанн Креститель" (около 1513-17, Лувр), где слащавая двусмысленность образа свидетельствует о нарастании кризисных моментов в творчестве Л. да В.; серия рисунков с изображением вселенской катастрофы (так называемый цикл с "Потопом", итальянский карандаш, перо, около 1514-16, Королевская библиотека, Виндзор), в которой раздумья о ничтожестве человека перед могуществом стихий сочетаются с рационалистическими представлениями о цикличности природных процессов.

Важнейшим источником для изучения воззрений Л. да В. являются его записные книжки и рукописи (около 7 тыс. листов), написанные на разговорном итальянском языке. Сам Л. да В. не оставил систематического изложения своих мыслей. "Трактат о живописи", составленный после смерти Л. да В. его учеником Ф. Мельци и оказавший огромное влияние на европейскую художественную практику и теоретическую мысль, состоял из отрывков, во многом произвольно извлечённых из контекста его записок. Для самого Л. да В. искусство и наука были связаны неразрывно. Отдавая в "споре искусств" пальму первенства живописи, Л. да В. понимал её как универсальный язык (подобный математике в сфере наук), который воплощает посредством пропорций и перспективы все многообразные проявления разумного начала, царящего в природе.

Как учёный и инженер Л. да В. обогатил проницательными наблюдениями почти все области науки того времени, рассматривая свои заметки и рисунки как подготовительные наброски к гигантской энциклопедии человеческих знаний. Скептически относясь к популярному в его эпоху идеалу учёного-эрудита, Л. да В. был наиболее ярким представителем нового, основанного на эксперименте естествознания. Особое внимание Л. да В. уделял механике, называя её "раем математических наук" и видя в ней главный ключ к тайнам мироздания, он сделал попытки определить коэффициенты трения и скольжения, изучал сопротивление материалов, занимался гидравликой. Многочисленные гидротехнические эксперименты (получавшие разработку в виде новаторских проектов каналов и ирригационных систем) помогли Л. да В. правильно описать равновесие жидкости в сообщающихся сосудах. Страсть к моделированию приводила Л. да В. к гениальным конструктивным догадкам, намного опережавшим эпоху; таковы наброски проектов металлургических печей и прокатных станов, ткацких станков, печатных, деревообрабатывающих, землеройных и прочих машин, подводной лодки и танка, а также разработанные после тщательного изучения полёта птиц конструкции летательных аппаратов и парашюта. Собранные Л. да В. наблюдения над влиянием прозрачных и полупрозрачных сред на окраску предметов, отражённые в его живописи, привели к утверждению в искусстве Высокого Возрождения принципов воздушной перспективы. Универсальность оптических законов была связана для Л. да В. с представлением об однородности Вселенной; он, подобно Николаю Кузанскому, был близок к созданию гелиоцентрической системы, считая Землю "точкой в мироздании". Изучая устройство человеческого глаза, Л. да В. высказал правильные догадки о природе бинокулярного зрения. В анатомических исследованиях Л. да В., обобщая результаты вскрытий, в детализированных, тяготеющих к иллюзии стереометричности рисунках заложил основы современной научной иллюстрации. Идя от простой инвентаризации органов (в средневековой медицине) к изучению их функций, он рассматривал организм как образец "природной механики". Л. да В. впервые описал ряд костей и нервов, высказал новаторские предположения об антагонизме мышц, особое внимание уделял проблемам эмбриологии и сравнительной анатомии. В опытах с удалением различных органов у животных Л. да В. стремился ввести экспериментальный метод и в биологию. Он впервые стал рассматривать ботанику как самостоятельную биологическую дисциплину; выделяя и здесь прежде всего структурно-функциональные моменты, он дал описания листорасположения, гелиотропизма и геотропизма, корневого давления и движения соков растений. Говоря о природной необходимости, "законе минимального действия" и "разумном основании" природы, Л. да В. последовательно исключал из своих натурфилософских теорий идею о боге (допуская её лишь в качестве понятия о "перводвигателе"), оспаривая, в частности при рассуждении об окаменелостях, находимых на вершинах гор, легенду о "всемирном потопе". Неутомимый учёный-экспериментатор и гениальный художник, Л. да В. остался в традиции личностью-символом эпохи, "... которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености.

Леонардо да Винчи борется за восстановление роли и значения чувственного познания. Он утверждает, что созданные человеком чувственно воспринимаемые ценности - средство познания закономерного строя вещей.

В понимании сущности и природы чувственного познания он преодолевает механистические традиции, согласно которым чувственное познание предполагает непосредственный контакт познающего органа со своим объектом. Опосредованное же, проникающее вглубь объекта знание связывалось этой традицией с понятием и словом и относилось к интеллигибельному уровню. Как художник Леонардо да Винчи выступает против этого умаления роли чувственности в познании мира.

Предметом его специального внимания становится особый орган чувственного познания, позволяющий воспринимать природу в ее внутренних связях, - человеческий глаз, создающий совместно с рукой в процессе живописного творчества образные творения - изображения. Именно они, а не слово отражают реальность и становятся в этом случае посредниками между ней и сознанием, источниками ее познания.

Зрительное воображение рассматривается им как важное средство практического преобразования действительности. Живопись - основа техники и инженерии. В этом проявилось стремление Леонардо да Винчи соединить естественные знания и искусство. Воображение, таким образом, впервые соединяется с творчеством.

Следует отметить, что фантазия начиная с античности считалась "дурной субъективностью". Познавательная ценность отводилась исключительно разуму, имеющему божественную природу. Леонардо да Винчи в качестве высшей ценности провозглашает творения субъекта, созданные им на основе подражания природе. Вводится соответственно новый критерий оценки человека - по образу его деятельности, направленной на преобразование природы. Сущность человека выражается в его творческой деятельности, отмечал Леонардо да Винчи.

Леонардо да Винчи тщательно изучал анатомию и биомеханику организма, что объяснялось не только эстетически-познавательными, но и практическими задачами: изучить принципы работы живого организма, способного выполнять недоступные человеку функции, чтобы воссоздать их в специальной инженерной конструкции. Например, он строил схемы летательных устройств на основе изучения мышечного аппарата птиц и насекомых.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то