Кукольный домик Нащокина: Как дорогая игрушка друга Пушкина стала бесценным историческим раритетом. Кукольный домик нащокина "Недостает только живых человечков"

Приехал по случаю юбилея московского Музея А. С.Пушкина (60 лет) из Петербурга.

Но о чем, собственно, речь? Можно сказать, что и об игрушке. Принадлежавшей приятелю Пушкина Павлу Нащокину.

Ну так вот: в какой-то момент (благополучный в финансовом отношении, что с Павлом Воиновичем случалось не всегда) другу Пушкина пришла в голову странная прихоть: сделать копию своего дома, со всей мебелью и прочим, что в нем было, размером в одну седьмую величины. И представьте, действительно заказывал всю обстановку — да не внешние копии, а вполне функциональные предметы. Только крошечные.

Рояль, кстати, тоже был настоящий — по свидетельству кого-то из современников, супруга Нащокина даже играла на нем — с помощью вязальных спиц.

Для домика были исполнены миниатюрные копии картин. А также все, что требовалось для бильярда (интересно, пробовали ли на нем играть?).

Изготовлена в миниатюрах была и вся домашняя утварь. (Из письма Пушкина Наталье Николаевне, о посещении Нащокина: «Дом его (помнишь?) отделывается; что за подсвечники, что за сервиз! Он заказал фортепьяно, на котором играть можно будет пауку…»)

А вот вам и сам Пушкин в гостях у хозяина — явно читает что-то из новенького.

С этой фигурки впоследствии сделали копию на Императорском фарфоровом заводе.

Домик приобрел в тогдашней Москве немалую популярность, на него специально ездили смотреть. Но как же дальше сложилась его судьба?

Увы-увы. Легкомысленный владелец, в очередной раз проигравшись, домик заложил — да так и не выкупил. Любопытная игрушка переходила от одного антиквара к другому, постепенно части ее оказались разрознены. И главное — исчез сам дом, воспроизводивший двухэтажный городской особняк.

Кстати, а какой именно? Музейщики изучили московские адреса Нащокина — и их оказалось немало. Вот дом в Гагаринском переулке.

Вот на Большой Полянке.

Вот в Воротниковском переулке. И все, заметьте, двухэтажные — как тут определишь?

Возвращаясь к судьбе содержимого: им занялся в начале ХХ века художник Сергей Галяшкин — часть предметов попалась ему у антиквара, еще часть (к сожалению, далеко не все) он отыскивал уже целенаправленно. В 1910 году отреставрированный им домик демонстрировался в Санкт-Петербурге, затем в Москве и в Царском селе. Сохранились фотографии этой реконструкции.

После 1917 года домик оказался в Историческом музее. В 1937 году демонстрировался на Всесоюзной пушкинской выставке. Во время войны был эвакуирован, при этом воссозданный Галяшкиным архитектурный каркас был утрачен. Ну, а теперь живет во Всероссийском музее А. С. Пушкина в Санкт-Петербурге — откуда и прибыл в Москву.

Московские музейщики, понятное дело, дополнили экспозицию своими материалами. Вот портрет жены Нащокина Веры Александровны.

Немало разных штучек из семьи Нащокиных, среди которых — веер с изображением фресок Помпеи и Геркуланума.

Мебель (на этот раз полноразмерная) — тоже из московской квартиры Нащокиных.

А это — изображение гостиной в Нащокинском доме (настоящем) кисти художника Николая Подключникова. Тут же и сами обитатели дома.

Обратите внимание на этот бюст на приехавшей из Петербурга картине. Никого не напоминает?

Вот и московские музейшики решили, что напоминает, и пристроили поближе собственный бюст работы Ивана Витали.

Ну, а выставка «Нащокинский домик» открылась в главном здании Музея А. С.Пушкина на Пречистенке. На нее привезли 168 миниатюрных предметов (изначально их было до шестисот, сохранилось немногим более половины). Продлится же выставка до декабря.


Выставочные залы 1 этажа
Государственный музей А.С. Пушкина

ул. Пречистенка, 12/2 (ст.м.«Кропоткинская»)

Выставка
«Нащокинский домик - путешествие в Москву»
К 60-летию со дня основания Государственного музея А.С. Пушкина»

При участии Всероссийского музея А.С. Пушкина

Время проведения выставки:
С 4 октября по 3 декабря2017 г.

«Мой маленький домик» - так Павел Воинович Нащокин называл миниатюрную копию своего московского дома. Его друзья, бывавшие за границей, с восхищением рассказывали о давней европейской традиции создания кукольных домиков. Быть может, и произведения немецкого романтика Э. Т. А. Гофмана побудили Нащокина заказать известным мастерам копии всех предметов его окружавших. Мебель для домика была изготовлена в известной мастерской братьев Гамбс, фарфоровый сервиз - на заводе А. Попова. Особая ценность этих предметов в том, что они являются действующими моделями реальных вещей: можно вскипятить воду в самоваре, на рояле фирмы «Fisher» сыграть с помощью вязальных спиц, на бильярде сыграть партию в «пирамиду».

Свидетелем создания домика был А. С. Пушкин - друг Нащокина. В письмах к жене из Москвы поэт рассказывал о причуде друга. 8 декабря 1831 года он писал: «Дом его (помнишь?) отделывается; что за подсвечники, что за сервиз! он заказал фортепьяно, на котором играть можно будет пауку, и судно, на котором испразнится разве шпанская муха». Через год Пушкин сообщал Наталье Николаевне: «С Нащокиным вижусь всякий день. У него в домике был пир: подали на стол мышонка в сметане под хреном в виде поросенка. Жаль, не было гостей. По своей духовной домик этот отказывает он тебе». А 4 мая 1836 года: «Домик Нащокина доведен до совершенства - недостает только живых человечиков. Как бы Маша (дочь А.С. Пушкина) им радовалась».

Но домик так и не был передан семье Пушкиных. Вскоре после смерти поэта Нащокин вынужден был заложить его. Сложно складывалась судьба этой реликвии, которая переходила от одного антиквара к другому. Только спустя полвека его обнаружил и восстановил художник и коллекционер С. А. Галяшкин. Им были устроены выставки: в Академии Наук в 1910 году, затем в московском Литературно-художественном кружке и в Царском селе к 300-летию семьи Романовых в 1913 году.

В 1919 году домик был реквизирован, привезен в здание английского Клуба, где размещался Государственный музейный фонд, откуда в 1922 году передан Музею Старой Москвы. После слияния этого музея с Историческим музеем в 1926 году, реликвия вошла в состав коллекций Исторического музея.

В год 100-летия со дня гибели Пушкина была открыта Всесоюзная пушкинская выставка, материалы которой стали основой вновь образованного Музея А. С. Пушкина. Пережив эвакуацию, домик вновь предстал в экспозиции музея, разместившейся в 17 залах Государственного Эрмитажа.

Следующей вехой в жизни домика был переезд в церковный флигель Екатерининского дворца в г. Пушкине в 1967 году. 20 лет нащокинский домик находился в одном из 27 залов экспозиции «А. С. Пушкин. Личность, жизнь и творчество».

К 200-летию поэта появилась новая возможность представить домик публике во всем его великолепии в литературной экспозиции Всероссийского музея А. С. Пушкина, на Мойке,12.

В XXI веке домик лишь однажды покидал Петербург, чтобы оказаться в Москве на Воротниковском переулке, где Нащокин жил в XIX веке (в 2001 году в нем размещалась галерея "Дом Нащокина").

После 16-летнего перерыва домик вновь совершил путешествие в Москву, и в течение двух месяцев будет экспонироваться в выставочных залах Государственного музея А.С. Пушкина, на Пречистенке,12.

Переулки между Арбатом и Пречистенкой, по образному выражению князя Петра Кропоткина, Сен-Жерменское предместье Москвы, всегда привлекали людей творческих и необычных.Среди местных обитателей было и поныне есть много громких имен. Жили здесь и знаменитые московские сумасброды, которые придавали жизни старой Москве неповторимый и многими любимый стиль веселой бесшабашности.


Павел Нащокин

Один из знаменитых московских сумасбродов Павел Воинович Нащокин проживал в Гагаринском переулке, угол Нащокинского переулка, дом № 4. Вообще-то Нащокин несколько раз менял адреса, но этот - самый известный, поскольку большой друг Нащокина А.С. Пушкин часто бывал в этом гостеприимном доме и даже жил здесь с 6 по 24 декабря 1831 года.

Приезжая в Москву, Пушкин брал извозчика и говорил: "К Нащокину!"; дальнейших уточнений не требовалось - все извозчики знали, где дом Павла Воиновича. Правда, богемная обстановка в доме Нащокина казалась слишком суетной даже Александру Сергеевичу, не являвшемуся, как известно, сторонником чрезмерного благочиния и чопорности. Вот как описывал он в письме к жене свои впечатления от дома Нащокина: "Здесь мне скучно; Нащокин занят делами, а дом его такая бестолочь и ералаш, что голова кругом идет. С утра до вечера у него разные народы: игроки, отставные гусары, студенты, стряпчие, цыганы, шпионы, особенно заимодавцы. Всем вольный вход; всем до него нужда; всякий кричит, курит трубку, обедает, поет, пляшет; угла нет свободного - что делать?.. Вчера Нащокин задал нам цыганский вечер; я так от этого отвык, что от крику гостей и пенья цыганок до сих пор голова болит". Но хотя Пушкин и позволял себе по-приятельски поворчать на Нащокина, их соединяла самая верная и преданная дружба. Нащокин даже стал крестным отцом старшего сына Пушкина. Он крестил бы и второго сына, но из-за болезни не смог приехать в Петербург на крестины.

Познакомились Пушкин и Нащокин еще в Царском Селе - Александр Сергеевич учился в Лицее, а Нащокин - в Благородном пансионе при Лицее, где вместе с Павлом воспитывался Левушка Пушкин, младший брат поэта. Впоследствии Пушкин и Нащокин встречались в Петербурге, но по-настоящему сдружились в Москве, когда Пушкин вернулся из ссылки.
Открытый, щедрый, искренний характер, склонность к добрым чудачествам привлекали к Нащокину разных людей. Среди его друзей были В.А. Жуковский, Е.А. Баратынский, Н.В. Гоголь, В.Г. Белинский, П.А. Вяземский, актер М.С. Щепкин, композиторы М.Ю. Вильегорский и А.Н. Верстовский, художники К.П. Брюллов и П.Ф. Соколов... Современники говорили, что половина Москвы была в родстве с Нащокиным, а другая половина - его ближайшие друзья. Н.В. Гоголь писал Нащокину: "...Вы не потерялись ни разу душой, не изменили ни разу ее благородным движениям, умели приобрести невольное уважение достойных и умных людей и с тем вместе самую искреннюю дружбу Пушкина".

"Любит меня один Нащокин".., "Нащокин здесь одна моя отрада", - писал Пушкин из Москвы в письмах к жене. "...С ним я забалтываюсь", - утверждал Пушкин. Действительно, многие вспоминают их "бесконечные беседы". Темы поднимались самые разные - Пушкин читал Нащокину черновики новых произведений и выслушивал мнение друга, рассказывал о самых потаенных впечатлениях своей жизни и движениях души. Например, только Нащокину мог доверить Пушкин свои страшные детские впечатления от смерти брата Николая в 1807 году. (Эта смерть потрясла восьмилетнего Александра. Он рассказывал Нащокину, как они с братом "ссорились, играли; и когда малютка заболел, Пушкину стало его жаль, он подошел к кроватке с участием; больной братец, чтобы подразнить его, показал ему язык и вскоре затем умер").

Необузданная, страстная, но вместе с тем артистичная натура Нащокина все время толкала его на необычные приключения. Однажды, влюбившись в красавицу-актрису Асенкову, он переоделся в девушку и поступил к своему кумиру в горничные. (Эту историю Пушкин использовал для сюжета "Домика в Коломне"). Нащокин то увлекался алхимией, то сходился с карточными шулерами. Заинтересовавшись цыганской певицей Олей, он за большие деньги выкупил ее у цыганского хора и поселил в своем доме на положении жены. Позже Нащокин обвенчался все-таки с другой женщиной. Он встретил внебрачную дочь своего дальнего родственника, рожденную от крепостной служанки, и влюбился. Пушкин посоветовал другу жениться и был на его свадьбе.


П.В. Нащокин с семьей, 1839 год

Нащокин был незаурядным рассказчиком. Пушкин, считавший своего друга способным к сочинительству и использовавший сюжеты его рассказов (например, нащокинская история о разбойнике-дворянине Островском подсказала сюжет "Дубровского"), уговаривал Павла Воиновича писать хотя бы воспоминания о своей богатой событиями жизни. "Что твои мемории? - спрашивал Пушкин друга в письме. - Надеюсь, ты их не бросишь. Пиши их в виде писем ко мне. Это будет и мне приятнее, да и тебе легче". Пушкин собирался опубликовать эти "мемории", подвергнув их литературной обработке. Но "Воспоминания" Нащокина так и не были закончены, хотя листы с пушкинскими правками сохранились. Но... "Труд упорный ему был тошен. Ничего не вышло из пера его".
Пушкин, попадая в затруднительные обстоятельства, нередко обращался к Нащокину за помощью, а случалось, и сам выручал его в денежных делах. Близко знавший Нащокина актер Н.И. Куликов вспоминал, что Нащокин "жил уже именно по широкой русско-барской натуре, и, где только требовалось, делал добро, помогая бедным, и давал взаймы просящим, - никогда не требуя отдачи и довольствуясь только добровольным возвращением". Давать же самому Нащокину в долг друзья никогда не боялись. Пушкин, находясь перед женитьбой в самых стесненных обстоятельствах, был вынужден заложить 200 душ крепостных. Однако из полученной суммы выделил 10 000 рублей, чтобы дать в долг Нащокину. В письме Плетневу, рассказывая о распределении своего скудного для дворянина, вступающего в брак, дохода, он упоминает: "10 000 Нащокину для выручки его из плохих обстоятельств: деньги верные". Сумма полученного залога быстро разошлась, заказывать к свадьбе приличный фрак было дорого. Пушкин венчался во фраке Павла Нащокина. Очевидцы упоминали, что в этом же венчальном фраке поэта и похоронили после роковой дуэли.


"Маленький домик" Нащокина

Главное чудачество Нащокина, не понятое современниками, и по достоинству оцененное только потомками - знаменитый "маленький домик". Мечтая сохранить память об интерьерах своего дома, связанного с именем Пушкина и других великих гостей, Нащокин заказал макет комнат своего особняка со всей обстановкой. Домик размером 2,5 на 2 метра был выполнен из красного дерева. В нем размещались два жилых этажа и полуподвал. Точные копии предметов обстановки были заказаны на лучших фабриках и в лучших мастерских того времени, только пропорции их сильно уменьшились в сравнении с оригиналами.


Обеденный стол и посуда из домика Нащокина (в сравнении со столовыми предметами реального размера)

"Предположив себе людей в размере среднего роста детских кукол, - писал Н.И. Куликов, - он по этому масштабу заказывал первым мастерам все принадлежности к этому дому: генеральские ботфорты на колодках делал лучший петербургский сапожник Поль; рояль в семь с половиной октав - Вирт; ... мебель, раздвижной обеденный стол работал Гамбс; скатерти, салфетки, все, что потребно на 24 куверта, - все делалось на лучших фабриках".


Столовая из домика Нащокина

Стол в столовой был накрыт самым изысканным образом - стройные лиловые бокалы, зеленые фужеры в форме тюльпана, столовое серебро, самовары. Стены домика украшали картины в золоченых рамах. На диванчик в гостиной была брошена изящная, вышитая бисером подушечка. Бронзовая люстра с хрусталем, ломберный столик с картами, бильярд, подсвечники со свечами - все, что необходимо для жизни.


Маленькая гостиная

Пушкин был в восторге от этой затеи. В декабре 1831 года он писал жене: "Дом его (помнишь?) отделывается; что за подсвечники, что за сервиз! Он заказал фортепьяно, на котором играть можно будет пауку, и судно, на котором исправится разве шпанская муха". В другом письме Пушкин заметил: "Домик Нащокина доведен до совершенства - недостает только живых человечков!"


Пушкин в гостях у Нащокина рассматривает предметы из маленького домика

Прислушавшись к мнению друга, Павел Воинович поселил в домике и человечков - заказанных на фарфоровом заводе в Петербурге миниатюрных двойников Пушкина, Гоголя, самого себя...


Фигурка Пушкина в нащокинском домике (это уже не оригинальный фарфоровый Пушкин, а более поздняя гипсовая реконструкция)

Затея эта обошлась Нащокину очень недешево. По примерным подсчетам - в 40 тысяч рублей, ведь все миниатюрные предметы были уникальны и выполнялись по индивидуальному заказу. (За такие деньги в Москве можно было купить настоящий дом, а Нащокин так и проживал в съемных особняках, время от времени меняя адрес). Современники удивлялись, что он "затратил десятки тысяч рублей, чтобы соорудить двухаршинную игрушку - нащокинский домик". А для нас теперь эта игрушка - бесценный памятник московского быта пушкинских времен. Нащокинский домик находится в качестве экспоната во Всероссийском музее А.С. Пушкина в Санкт-Петербурге.


Бильярд в домике Нащокина

Большое счастье, что домик уцелел, хотя судьба его была драматичной. Финансовое положение Нащокина, как и все в его жизни, перетекало из крайности в крайность - то он швырялся тысячами, то не имел нескольких рублей, чтобы купить зимой дров и топил печи мебелью красного дерева. Однажды, "в минуту жизни трудную", он вынужден был заложить свой любимый домик и... не смог его вовремя выкупить. Домик надолго исчез, кочуя по чужим рукам и антикварным лавкам...


Письменный стол из нащокинского домика (в сравнении с настоящими книгами среднего размера)

Отыскалась реликвия лишь в начале ХХ века. Художники братья Голяшкины выкупили домик у последнего владельца. Сергей Александрович Голяшкин отреставрировал его, дополнил некоторые утраченные предметы и в 1910 году представил на всеобщее обозрение. Домик экспонировался в Санкт-Петербурге и Царском Селе. В тот период журналист С. Яблоновский написал: "Чем больше вы всматриваетесь в этот домик, в его обстановку, в его обитателей, тем больше начинаете понимать, что это не игрушка, а волшебство, которое в то время, когда не было ни фотографии, ни кинематографа, остановило мгновение и передало нам частицу прошлого в такой полноте и с таким совершенством, что становится жутко".


Кабинет в нащокинском домике


Тот же кабинет с развернутым письменным столом и ширмой у кровати

"Ты счастлив: ты свой домик малый,
Обычай мудрости храня,
От злых забот и лени вялой
Застраховал, как от огня," -
к какому из нащокинских домиков - настоящему или игрушечному отнести эти строки?


Новый фасад ("дом-футляр") выполненный С.А. Голяшкиным для нащокинского домика в 1910 году

Итак, Нащокину несколько раз приходилось менять свои московские адреса, по которым он снимал квартиры, и один из самых знаменитых адресов Павла Воиновича - дом сестер Ильинских в Гагаринском переулке. Дом на углу Гагаринского и Нащокинского переулков ныне отмечен мемориальной доской. Но судьба особняка загадочна - одни путеводители по Москве и пушкинским местам утверждают, что дом сохранился и заботливо отреставрирован, другие категоричны - дом Нащокина не сохранился. Однако в Гагаринском переулке по указанному адресу стоит двухэтажный особняк, архитектура которого явно отмечена печатью послепожарной застройки середины 1810-х годов...

Дело в том, что настоящий нащокинский особняк к 1970-м годам настолько обветшал, что было принято решение разобрать его и возвести новый, "по образцу и подобию того, который находился на этом месте 160 лет назад". (С. Романюк "Из истории московских переулков").


Особняк в начале 1970-х годов до реконструкции

Правда, в ходе реконструкции второй, деревянный этаж был заменен на кирпичный, но в целом реставраторы старались придерживаться старого проекта и даже частично восстановили внутреннее оформление комнат, руководствуясь уцелевшими деталями и нащокинским "макетом". В реконструированном особняке сначала разместилось Общество охраны памятников. Ныне там Нащокинский культурный центр - выставочный и небольшой концертный залы.

А еще один арбатский адрес, по которому проживал Нащокин - Большой Николопесковский переулок, дом № 5 - остался только в памяти. Старинного особнячка, где была квартира Павла Воиновича Нащокина, уже нет.

Кстати, Нащокинский переулок получил свое имя не в память Павла Воиновича, а потому, что здесь когда-то располагалась усадьба его предков, бояр Нащокиных. В советские времена Нащокинский переулок назывался улицей Фурманова - автор "Чапаева" проживал тут в одном из домов.

В 1910 году художник и коллекционер С.А. Галяшкин выставил в зале Академии художеств миниатюрный нащокинский домик. Отклик посетителей был ошеломляющим. Что же так впечатлило зрителей начала ХХ века? И что в этой «игрушке» привлекает нас сегодня? Об этом можно узнать на выставке «Не дом, а игрушечка!» , открытие которой приурочено к 215-й годовщине со дня рождения П.В. Нащокина.

Интерьер гостиной нащокинского домика.

Домик, ставший центральным экспонатом выставки, содержит миниатюрные копии предметов обстановки и быта дворянского дома 1820–1830-х гг. Многие из них были сделаны известными мастерами того времени, например, мебель заказывалась в мастерской братьев Гамбс, фарфоровый сервиз - на заводе А. Попова. Они являются действующими моделями реальных вещей: раздвигается стол-сороконожка, в крохотном буфете выдвигаются все ящички, можно выстрелить из пистолета размером 4,4 см, вскипятить воду в самоваре, зажечь торшер, а на рояле фирмы «Fisher» сыграть с помощью вязальных спиц. «Игрушка» была дорогой: известно, что на меблировку и обустройство домика Нащокин истратил 40 000 рублей.


С. А. Галяшкин у нащокинского домика на выставке в Академии наук
1910
Фототипия

Домик безусловно является уникальным образцом декоративно-прикладного искусства.

Но особая ценность для нас этой «игрушки» в том, что она связана с именем А.С. Пушкина.

Приезжая в Москву, поэт всегда останавливался в доме «Войныча» в комнате, которую домочадцы называли «пушкинской». Нащокину он мог поверять самые сокровенные мысли, делиться радостями и горестями «жизни семейственной», будучи всегда уверенным в «удивительном добродушии и умной, терпеливой снисходительности» друга. Поэт с интересом следил за созданием домика. Можно предположить, что он давал Нащокину советы по его обустройству, во всяком случае, его увлеченность этой затеей читается в письмах жене - Н.Н. Пушкиной. 8 декабря 1831 года поэт писал: «Дом его [Нащокина] (помнишь?) отделывается; что за подсвечники, что за сервиз! он заказал фортепьяно, на котором играть можно будет пауку, и судно, на котором испразнится разве шпанская муха».


Рояль на семь с половиной октав из нащокинского домика. Из собрания ВМП.

На выставке нащокинский домик экспонируется в окружении предметов пушкинской эпохи. Сопоставление дает возможность по достоинству оценить работу мастеров первой трети XIX века, создавших его обстановку. Английские напольные часы, ломберный стол, буфет, кресла являются своеобразными «прототипами» маленьких экспонатов, которые мы видим через окна домика. «Интерьерные узлы» образуют зоны кабинета, гостиной, столовой, повторяя расположение основных комнат домика. В витринах выставлены миниатюрные предметы из собрания музея, не вошедшие в комплекс нащокинского домика, и их настоящие аналоги, многие из которых являются мемориальными вещами.

Уже более 70 лет нащокинский домик находится в собрании Всероссийского музея А. С. Пушкина. Из них 30 лет хранителем комплекса предметов домика была сотрудник музея Г.И. Назарова, много сделавшая для его изучения и популяризации. Ее общение с потомками Нащокина позволило пополнить коллекцию музея мемориальными предметами. Сегодня на выставке представлены бумажник хозяина дома, самовар, фруктовый нож, столовое серебро из «большого дома» Нащокиных. Быт этой семьи в деталях запечатлен на картине Н.И. Подключникова «Гостиная в доме Нащокиных», написанной в 1938 году. Изображен там и Пушкин, вернее, его мраморный бюст работы скульптора И.П. Витали. Смерть поэта стала огромным потрясением для Нащокина, он винил себя в том, что не смог спасти друга. Экспонат, «кричащий» об этой потере, - портрет А.С. Пушкина, который Павел Воинович заказал К.-П. Мазеру уже после смерти поэта. Известно, что он сам позировал художнику в характерной позе Пушкина и в любимом им архалуке, хранившемся в семье Нащокина.

Понятия «дом», «семья», «род» очень многое значили для обоих друзей. Поэтому на выставке находятся портреты их жен - Н. Н. Пушкиной и В.А. Нащокиной, их личные вещи: чернильница, бальная туфелька и чашка с блюдцем Натальи Николаевны; шкатулка, печатка и записная книжка Веры Александровны; копии писем Пушкина жене и П.В. Нащокину с упоминанием маленького домика, изображение герба рода Нащокиных, переписка членов его семьи.

Погребец для столового серебра. Из собрания ВМП.

Щедрый барин и азартный игрок, П.В. Нащокин был тонким ценителем изящных искусств и литературы. Среди его знакомых были поэты П.А. Вяземский и Е.А. Баратынский, актер М.С. Щепкин, художник К.П. Брюллов. В доме Нащокина читал главы из «Мертвых душ» Н.В. Гоголь, часто бывал композитор, родоначальник жанра ноктюрна ирландец Джон Филд, некоторое время жил художник П.Ф. Соколов. Отдельным блоком на выставке представлены предметы, связанные с именем этого талантливейшего портретиста первой трети XIX века: его автопортрет в доме Нащокина, чернильница художника, предметы миниатюрной мебели, вырезанные из кости, которые хранились в ящике его бюро, поступившего в фонды музея.


Стол-сороконожка
Фабрика братьев Гамбс (?)
Россия. 1830-е гг.
Красное дерево, медь. 14 × 38 × 31,3 см

Устроители выставки не могли не отдать дань памяти человеку, возродившему нащокинский домик, - Сергею Александровичу Галяшкину. В 1910 году была сделана фотография, запечатлевшая его на фоне домика - свидетельство первого публичного показа уникального экспоната. Документальный ряд продолжают лист из личного дела коллекционера, а также письма художника Константина Сомова к сестре на почтовых открытках с изображением нащокинского домика. На них видны интерьеры, в которые помещены маленькие фигурки - миниатюрные скульптурные изображения Пушкина, Нащокина, Жуковского. В письме жене от 4 мая 1836 года Пушкин писал: «Домик Нащокина доведен до совершенства - недостает только живых человечиков. Как бы Маша им радовалась!». Выкупив домик, Галяшкин реставрировал фигурки из гипса; сегодня некоторые из них можно увидеть на выставке.


Самовар
Россия. 1830-е гг.
Серебро, кость. 8,7 × 64 см

Чайник с крышкой
Россия. 1830-е гг.
Cеребро, золочение. 3 × 2,5 × 2,5 см

Сухарница
1830-е гг.
Серебро, золочение. 4,5 × 5,5 × 4,5 см

На протяжении многих лет нащокинский домик остается одним из интереснейших и по-настоящему живых экспонатов музея. Он навсегда соединил имена друзей - Пушкина и Нащокина, стал материальным воплощением памяти об их отношениях и об их времени. И он по-прежнему дарит радость от сопричастности волшебству.

Торжественное открытие выставки состоялось в Зеленом зале Всероссийского музея А.С. Пушкина 2 декабря 2016 года в рамках V Санкт-Петербургского Международного культурного форума. Выставка продолжит работу до 19 марта 2017 года.

Интерьер столовой нащокинского домика

Часы напольные
Россия. 1830-е гг.
Красное дерево, медь, латунь, стекло. 30,7 × 8,2 × 4,7 см

Самовар дорожный
1830-е гг.
Медь. 10,5 × 4,5 × 7,6 см

Интерьер кабинета нащокинского домика

Подставка для трубок
1830-е гг.
Дерево, кость. 23 см (высота); 11,4 см (диаметр)

Пистолеты дорожные
Бельгия, Льеж. 1830-е гг.
Сталь, бронза золоченая

Литературно-монографическая экспозиция "А.С. Пушкин. Жизнь и творчество"

Адрес: город Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, д. 12

Проезд: Ст. метро "Невский проспект" и "Адмиралтейская", любой вид транспорта по Невскому проспекту до Б. Конюшенной ул. или Дворцовой пл.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то