Кто печорин герой или злодей. «Лишний человек» — герой или злодей

Которого изучают в школьной программе, и пишут на различные темы. Давайте же разберемся кем был Печорин. Он герой или злодей? Каков на самом деле его характер?

Каков характер Печорина? Он герой или злодей?

Перед нами стоит нелегкая задача, сложно ведь дать оценку персонажу, отличавшемуся сложным, двойственным характером. отмечает, что в Печорине сразу уживались два человека. Один из них думал и размышлял, а второй действовал решительно, и порой безрассудно. А вот Белинский действительно в Печорине героя своего времени. Ему пришлось жить в третье десятилетие девятнадцатого века, в период особой жестокости, и который, ко всему прочему, отметился атмосферой общественного гнета. Но сам автор, в предисловии к своему произведению, говорит, что создал Печорина из всей совокупности существующих на тот момент пороков.

Каким увидели Печорина мы?

Если судить о характере Печорина, пытаясь понять, злодей он или герой, то стоит отметить, что это физически сильный человек, выносливый и красивый. Печорин умен, и способен размышлять на такие темы, как добро и зло, смысл существования, любовь и дружба. Он хорошо разбирается в людях. Только вот беда, человек родился не в свое время, он — лишний. Поэтому, как и многие его современники, проводит свою жизнь в томлении. Вместо того, чтобы ставить цели и их достигать, ему приходится растрачивать силы на непонятные поступки, которые недостойны человека с большой буквы. Так как Печорин не научился любить, он невольно причиняет боль окружающим, и даже не осознает этого. Ведь по своей сути он эгоист, индивидуалист и не способен сострадать.

Так что же в действительности получается? Печорин герой или злодей? Быть может мне и хотелось бы сделать конкретные выводы в данном сочинении, назвав Печорина злодеем, да вот только он не злодей. Печорин хоть и приносит страдания и беды окружающим, но делает это не со зла, и в конце концов страдает сам. Не могу с уверенностью сказать и то, что Печорин герой. По моему мнению настоящие герои не совершают таких поступков, за которые нормальному человеку становится стыдно.

Скорее всего это личность, наделенная умом, силой и энергией, образованный человек, не имеющий возможности применить свои умения и достоинства в существующем обществе. Просто Печорин родился не в свое время. Хотел любить — но не умел, был умен — но не находил своему уму применения, был силен и ловок — но и это оказалось никому не нужно. А если внутренний потенциал не находит своего выхода, то начинает причинять разрушения.

Как известно большая часть анимешных героев является ярыми поборниками борьбы за добро, справедливость и правосудие. При этом пафос и морализаторство обычно зашкаливает за все разумные нормы и пределы. Сами же герои, как и положено истинным воинам света ведут себя благородно, стараясь своих врагов не убивать, а перевоспитывать. Убийство противника при этом обставляется как личная драма, способствующая развитию комплексов и переживаний.

Но время от времени на свет появляются персонажи, рвущие все каноны и шаблоны на части, порождая тем самым новые. Глядя на них часто трудно понять на чьей стороне они сражаются, поскольку данные личности предпочитают насаждать «добро и справедливость» отнюдь не гуманными методами. От пафоса они конечно не избавлены но в данном случае он направлен совсем в иную сторону. Да и переживают они больше не из-за того, что кого-то ненароком прибили, а скорее то, что убили зря, не добившись этим ничего. Некоторые же вообще предпочитают не думать о таких низменных вещах, упорно стремясь к своей цели.

Для составления списка пришлось очень долго поработать, ибо всевозможные преступники, бандиты и тёмные маги, будучи изначально поставленными на противоположную сторону явно не подходили. Требовались герои, сражающиеся на нашей стороне, но при этом не брезгующие грязными методами. Причем не брезгующие настолько, что, иногда трудно было понять, герой он или злодей.

8. Бака Ки Эл Догура (Level E)

Несмотря на то, что принц Бака не совершает казалось бы ничего жесткого или кровопролитного, добряком его назвать сложно. «Тролль» галактического масштаба, любитель развлекаться, измываться и сводить с ума всех встречных и поперечных, внезапно стал хранителем старой доброй Земли. И, как и следовало ожидать, за дело он взялся, используя свои самые любимые методы. Стоит заранее посочувствовать тем кто нечаянно с ним связался ибо, не намереваясь делать чего либо плохого, просто желая немного развлечься, он способен довести до нервного срыва даже самое закалённое существо. Но следует признать, что нашу планету он таки защитил.

7. Гатс (Berserk)

Суровый наёмник и охотник на демонов. Судьба жестоко поглумилась над ним, умудрившись сделать его сиротой еще до рождения. Да и в дальнейшем ему досталось немало. Приемная мать умерла, приемный отец продал в сексуальное рабство, после чего был убит рукой своего воспитанника. Лучший друг предал его, любимая сошла с ума, а тело было жестоко искалечено. Так что не стоит удивляться тому, что собираясь одолеть очередного демона, он предварительно отдает ему на съедение целую деревню. Или позволяет казнить человека, который перед этим фактически спас ему жизнь.

Он не гнушается даже низменных поступков, вроде захвата заложников и убийства детей. Будучи борцом со злом, для окружающих он сам стал его воплощением, что не мешает ему стиснув зубы продолжать идти по жизни, дабы достичь своей цели. Сложно сказать, куда заведет его эта дорога, и пожелаем же ему удачи в нелегком труде.

6. Гокудо Юссот Киканский (Gokudou-kun Manyuuki)

Воин и приключенец. А еще бабник, вор, лгун, трус, циник и просто хороший человек. Он способен на любую подлость, поскольку смыслом жизни его является потакание собственным инстинктам. Но даже будучи ультраэгоистом, способным бросить своих друзей в разгар боя, или загнать торговцу меч, возвращающийся в руки хозяина, он всё равно является надеждой мира на его спасение. Будучи избранником богов, ему приходится слепо следовать судьбе, дабы в конце обрести всё, чего он так желал. И надо заметить, что несмотря на все недостатки, ему удается выбираться из всех передряг, одолевая даже величайших богов (а то и спасая их). И пусть по его вине было перекроено мироздание, а родное королевство было фактически стерто с лица земли, он всё равно остается таким же циничным наглецом, готовым в любой момент совершить очередную подлость. Естественно во благо всемирно справедливости (пусть он об этом даже и не думает)

5. Лелуш Британский (Code Geass: Lelouch of the Rebellion)

Гениальный тактик и стратег, талантливый организатор, обладатель загадочной силы и просто принц в изгнании. Всё это он, Лелуш Ламперуж, Лелуш Британский или просто Зеро. Идеалист до мозга костей, пытающийся построить идеальный мир, он ради своего дела готов уничтожить пару тройку городов (а то и стран), развернуть мировую войну и даже стать воплощением вселенского зла.

Его боятся, им восхищаются. Его любят и ненавидят. Повинуясь его слову миллионы людей готовы пойти на верную смерть. Он одновременно и злодей и воплощение добра и справедливости. Так что сложно сказать чего в нём больше. Впрочем он один из немногих, кто осознал свою разрушительную сущность и даже сумел искупить вину. И пусть он сумел разрушить мир, но построенный заново он был пропитан его идеями о справедливости.

4. Ягами Лайт (Death Note)

Еще один юный гений, вознамерившийся переделать мир по своему вкусу. Мало того, его идея: «убить всех плохих» покорила многих. Глобальным террором он сумел добиться того о чем мечтали многие «утописты». Правда временами приходилось отходить от своих принципов, устраняя тех, кто ему мешал или служил угрозой для существования.

Данный персонаж наверное один из самых неоднозначных. С одной стороны носитель благородной идеологии, с другой зловещий тиран, вообразивший себя богом. Исправив мир к лучшему, избавив его от преступности и войн, он заставил людей жить в страхе и опасении, что всемогущий Кира в один прекрасный день посчитает их недостойными жить дальше.

3. Лина Инверс (Slayers)

Юная могущественная волшебница, любительница использовать заклинания, способные с легкостью разрушить целый город. Что она регулярно и проделывает. Гроза бандитов, драконов и трактиров. Но несмотря на свою грозность и смертоносность, на её счету немало добрых дел. Амбициозные темные маги, могущественные древние демоны, повелители тьмы и просто нехорошие люди на своей шкуре испытали, что связываться с этой рыжеволосой волшебницей гиблое дело. И в таких случаях не стоит удивляться тому, что в очередной раз спасая мир, Лина войдя в раж испепелит пару-тройку населенных пунктов, или вызовет иное глобальное разрушение.

Кроме того следует учесть что наша героиня еще и довольно прагматична. Так большую часть своих миссий она выполняет лишь за достойную плату. Другое дело, что пустяковое поначалу дело в финале оборачивается глобальным катаклизмом, в результате которого чародейка получает очередной статус в своей грозной репутации.

2. Дарк Шнайдер (Bastard)

Если бы у Лины Инверс родился сын, то он наверняка был бы похож на данного героя. И действительно, сложно найти более смачного и пафосного отморозка, служителя темных сил и в то же время бросающего им свой вызов. Наглец, хвастун, эгоист, бабник (количество женщин зашкаливает за четыре сотни, по словам его ближайшего соратника). Призвав его на защиту, будьте готовы к тому, что по итогам битвы защищать будет больше нечего.

И в то же время он отличается своеобразным благородством. Он не будет колебаться, дабы пожертвовать жизнью ради очередной любимой девушки или бросить вызов свои же сторонникам. Превозмогая всё и вся он будет биться даже будучи разорванным пополам. В общем довольно примечательная личность, обладающая немалой харизмой. Такого можно только любить или ненавидеть, третьего не дано.

1. Алукард (Hellsing)

Он вампир, одно из воплощений легендарного графа Дракула. Но его призвали на службу светлые силы и в результате сделали из него мощнейшее оружие Ордена Королевских Протестантских Рыцарей известного так же как организация Хеллсинг. Впрочем приручив могущественного вампира не стоит считать, что он сразу станет белым, пушистым и вырвет свои клыки. Бывший Дракула отнюдь не растерял свою смертоносность и по-прежнему готов карать своих врагов с особой жестокостью, свирепостью и безжалостностью.

Да, он не любит лишних смертей, но это не значит, что можно становится на его пути. Дабы выполнить свой долг он готов разорвать на части любую помеху, будь то обычный полицейский или конкурент из Ватикана. А уж если в его руки попадет один из вампиров, готовьтесь к ужасающе-кровавому зрелищу. Глумливый Алукард будет измываться над врагом, пожирая, расчленяя или просто доводя до истерики. Его сложно назвать положительным героем, но на фоне творящегося зла и беззакония он выглядит просто благородным рыцарем.

На этом мы пожалуй закончим, но список еще не окончен и быть может включения в него ожидают еще сотни иных, не менее значимых персонажей.

Печорина нельзя назвать хорошим или плохим. В начале книги он предстает перед нами в самом неприглядном виде, однако к концу произведения он меняется. Я бы назвала Печорина противоречивым героем, мечущимся, так как было противоречивым само время, в котором он жил.Л. Григорьев, отмечая чисто внешнее, напускное, «миражное» в Печорине,
писал: «… основы же его характера трагичны, пожалуй, страшны, но никак уже
не смешны» . Люди печоринского типа непонятны бодрячку-обывателю с его
дешевым оптимизмом, с его ограниченным, жалким кругом духовных интересов. Печорин кажется «странным» ж непонятным всем тем, кому не знакомы ни «муки сомнения» , ни «духовная ягажда» , ни «жадная тоска» . Он тем уже неприятен самодовольной «толпе» , что она видит в нем угрозу своему мещанскому благополучию. Печорин - не жестокий себялюбец, не самовлюбленный эгоцентрик, а мыслящая и страдающая личность, которой свойственны напряженная духовная жизнь, внутренняя борьба, муки, сомнения.Печорина нельзя назвать хорошим или плохим. В начале книги он предстает перед нами в самом неприглядном виде, однако к концу произведения он меняется. Я бы назвала Печорина противоречивым героем, мечущимся, так как было противоречивым само время, в котором он жил.
Гордый, молодой человек двадцати пяти лет,с волевой натурой,таким предстаёт главный персонаж романа М.Ю.Лермонтова Печорин.
Несмотря на свою молодость,Григорий уже имел большие представляния о жизни.Он отличается от многих людей своего времени выско развитой культурой, манерой общения,взглядами.Для его выжны не слова человека, а его поступки. Сам Печорин из аристократической семьи и имеет хорошее образование.
В начале о нём складывается хорошее мнение,но вскоре это хорошее мнение рассеивается. Оказывается,что Печорин выдаёт себя не за того,кем является,он двуличен… С одной стороны -это добросовестный человек, любящий поэзию и искусство, а с другой -холодный, расчётливый собиратель пороков, полная противоположность первой личности.
Печорин очень плохо поступат с Бэлой и Мери…Сначала он добивается их расположения,симулируя чувства к ним,а потом отказывается от их верной любви.
Конечно же Печорин » герой того времени» по своим качествам,характеру,по мнению автора романа, но какая может идти речь о герое,когда перед тобой вроде бы милый человек, а на самом деле внутри сидит «маленький правитель » ,который жаждет видеть своё превосходство над другими.
Хотя… Печорин не такой уж и злодей,как его представляю я,скорее всего не нашлось такого человека,которому он мог бы раскрыть душу и поэтому Григорий вынужден держать всё в себе.
У каждого человека есть свои недостатки,но когда недостатки или пороки «засели» в людях, то осуждать одного Печорина -глупо.
Прежде, чем осуждать кого-то,в первую очередь надо освободить общество от порочной жизни.
Поэтому говорить «герой или злодей » Печорин,пока общество живёт порочной жизнью - бессмысленно.

Технологическая карта урока литературы в 9классе

Учитель русского языка и литературы ГБОУ «Губернаторская Шадринская кадетская школа-интернат»: Пономарева Светлана Николаевна

Предмет Литература

Класс 9

Тема : «Печорин. Кто он? Герой или злодей?».

Тип урока Урок обобщения изученного материала

Технологии: метод проектной деятельности

Цели: используя цветные шляпы мышления, проанализировать причины поступков героя для раскрытия «истории души человеческой»

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Организационный момент

Приветствие кадетов

Сдача рапорта

1) Регулятивные:

Волевая саморегуляция;

2) Личностные:

Смыслообразование (Я должен посмотреть...)

3) Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Мотивация учебной деятельности

Чтение притчи

Активное слушание

Целеполагание

    «История души человеческой»

    Поступки героя

  • Раскрытие

  • Цветные шляпы

Предлагают варианты формулировок целей урока

Используя ключевые слова, сформулировать цель урока

1) Регулятивные:

Целеполагание как постановка учебной задачи,

Планирование,

Прогнозирование.

2) Познавательные:

Постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

3) Общеучебные:

Моделирование,

выбор наиболее эффективных способов решения задач.

реализация знаний

На столе у каждой группы лежит цветная шляпа.

Нужно выразить свое мнение по каждому эпизоду в зависимости от значения шляпы.

Обсуждение в группе, высказывания.

Взамооценка, запись на оценочном листе

    Анализ текстового фрагмента.

    Анализ кинофрагмента.

    Анализ одного из афоризмов Печорина

1) Познавательные:

Общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

2) Логические:

Анализ, сравнение, синтез.

3) Регулятивные:

Контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).

Рефлексия

Примерив шляпу, которой, может быть не было на вашем, выскажите свое отношение к уроку в соответствии со значением шляпы

Высказывание по модели:

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я сегодня узнал…

научился…

у меня получилось …

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

Выскажите свое отношение к уроку

1) Познавательные:

Умение структурировать знания

2) Регулятивные:

Волевая саморегуляция

Подведение итогов занятия, информация о домашнем задании

Оценки за урок

Дом.задание: Каждой группе составить коллаж «Черты характера Печорина»

Для желающих: написать сочинение « Письмо Печорину»

1) Познавательные:

Умение структурировать знания

Оценка процессов и результатов деятельности

2) Регулятивные:

Волевая саморегуляция

Осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

Приложение

1. Отрывок из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Я как безумный выскочил на крыльцо, прыгнул на своего Черкеса, которого водили по двору, и пустился во весь дух по дороге в Пятигорск. Я беспощадно погонял измученного коня, который, храпя, весь в пене, мчал меня по каменистой дороге.

Солнце уже спряталось в черной туче, отдыхавшей на гребне западных гор; в ущелье стало темно и сыро. Подкумок, пробираясь по камням, ревел глухо и однообразно. Я скакал, задыхаясь от нетерпения. Мысль не застать ее уже в Пятигорске молотком ударяла меня в сердце! – одну минуту, еще одну минуту видеть ее, проститься, пожать руку… Я молился, проклинал, плакал, смеялся…нет, ничего не выразит моего беспокойства, отчаяния!.. При возможности потерять ее навеки Вера стала для меня дороже всего на свете, дороже жизни, чести, счастья! Бог знает, какие странные, какие бешеные замыслы роились в голове моей…я стал замечать, что конь мой тяжелее дышит; он раза два уж спотыкнулся на ровном месте.… Оставалось пять верст до Ессентуков, казачьей столицы, где мог я пересесть на другую лошадь.

Все было бы спасено, если б у моего коня достало сил еще на десять минут! Но вдруг, поднимаясь из небольшого оврага, при выезде из гор, на крутом повороте, он грянулся о землю. Я проворно соскочил, хочу поднять его, дергаю за повод – напрасно; едва слышимый стон вырвался сквозь стиснутые зубы; через несколько минут он издох; я остался в степи один, потеряв последнюю надежду. Попробовал идти пешком – ноги мои подкосились; изнуренный тревогами дня и бессонницей, упал я на мокрую траву и, как ребенок, заплакал.

И долго я лежал неподвижно, и плакал, горько, не стараясь удерживать слез и рыданий; я думал, грудь моя разорвется; вся моя твердость, мое хладнокровие- исчезли, как дым. Душа обессилела, рассудок замолк, и если бы в эту минуту кто-нибудь меня увидел, он бы с презрением отвернулся.

Когда ночная роса и горный ветер освежили мою горящую голову и мысли пришли в порядок, то я понял, что гнаться за погибшим счастием бесполезно и безрассудно. Чего мне надобно? – ее видеть? – зачем? Не все ли кончено между нами? Один горький прощальный поцелуй не обогатит моих воспоминаний, а после него нам только труднее будет расставаться.

Мне, однако, приятно, что я могу плакать! Впрочем, может быть, этому причиной расстроенные нервы, ночь, проведенная без сна, две минуты против дула пистолета и пустой желудок.

Все к лучшему! Это новое страданье, говоря военным слогом, сделало во мне счастливую диверсию. Плакать здорово; и потом, вероятно, если б я не ехал верхом и не принужден на обратном пути пройти пятнадцать верст, то и эту ночь сон не сомкнул бы глаз моих.

Что вы можете сказать о характере Печорина на основании данного текста?

2.ПРИТЧА

В одной стране жил старик, который делал шляпы. Заказов на изготовление шляп у него всегда было много, так как все считали, что его шляпы приносят счастье своим владельцам.

Пришло время, и шляпника не стало. Сыновья приехали в дом отца и решили, что смогут обогатиться на наследстве, оставленном им. Обыскав весь дом, братья ничего не нашли, кроме сундука с шестью шляпами (белой, чёрной, синей, красной, зелёной, жёлтой). Братья решили, что это очень дорогой заказ, и покупатель, приехав за ним, даст большую сумму денег. Ждали, ждали братья заказчика, но никто так и не приехал. Тогда они сделали вывод, что это и есть наследство, оставленное отцом, и взяли шляпы себе.

Первый говорит: «Возьми белую шляпу, так как белый – благородный цвет». «Возьму чёрную,- говорит второй,- строгий стиль меня всегда привлекал». Третий взял красную шляпу для привлечения внимания к себе. Четвёртый захотел сиять, как солнышко, излучать тепло и взял жёлтую шляпу. Пятый брат очень любил природу, ему нравилось наблюдать за тем, как всё меняется, он взял себе зелёную шляпу. А шестой хотел познать всё неизведанное – он выбрал синюю шляпу.

Братья разъехались. Через несколько лет они вновь встретились в доме отца.

Первый брат, который выбрал белую шляпу, научился видеть детали во всём происходящем, анализировать факты и события.

Второй брат, выбравший красную шляпу, стал эмоционально чувствительным, и кому-то это нравилось, кому-то – нет.

Третий начал видеть всё в чёрном цвете, обращал внимание на недостатки во всём. И многим это даже нравилось.

Брат, который взял жёлтую шляпу, находил во всём только хорошее, видел всё в светлых тонах, многим помог, хотя некоторые называли его наивным.

Всё, к чему прикасался пятый брат, раскрывалось, кипело идеями. Он вдруг обнаружил в себе много талантов, о которых даже и не подозревал.

Брат в синей шляпе научился видеть масштабно, всю картину в целом, мог объяснить смысл происходящего и подсказать, куда двигаться дальше решении задачи.

3.Афоризмы Печорина.

История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она - следствие наблюдений ума зрелого над самим собою и когда она писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление. - ("Журнал Печорина")

Надобно отдать справедливость женщинам: они имеют инстинкт красоты душевной - ("Журнал Печорина", "Княжна Мери")

Из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается. - ("Журнал Печорина", "Княжна Мери")

О самолюбие! ты рычаг, которым Архимед хотел приподнять земной шар!. . -("Журнал Печорина", "Княжна Мери")

Ведь хуже смерти ничего не случится - а смерти не минуешь

    У меня врожденная страсть противоречить; целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку.

    Что началось необыкновенным образом, то должно так же и закончиться.

    И если б все люди побольше рассуждали, то убедились бы, что жизнь не стоит того, чтоб об ней так сильно заботиться.

    Я никогда сам не открываю своих тайн, а ужасно люблю, чтоб их отгадывали, потому что таким образом я всегда могу при случае от них отпереться.

    У меня есть предчувствие… знакомясь с женщиной, я всегда безошибочно отгадывал, будет она меня любить или нет…

    Взгляд его - непродолжительный, но проницательный и тяжелый, оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзким, если б не был столь равнодушно спокоен.

    Неужели зло так привлекательно?..

    Вот люди! все они таковы: знают заранее все дурные стороны поступка, помогают, советуют, даже одобряют его, видя невозможность другого средства, - а потом умывают руки и отворачиваются с негодованием от того, кто имел смелость взять на себя всю тягость ответственности. Все они таковы, даже самые добрые, самые умные!..

    Думая о близкой и возможной смерти, я думаю об одном себе: иные не делают и этого. Друзья, которые завтра меня забудут или, хуже, возведут на мой счет бог знает какие небылицы; женщины, которые, обнимая другого, будут смеяться надо мною, чтоб не возбудить в нем ревности к усопшему, - бог с ними! Из жизненной бури я вынес только несколько идей - и ни одного чувства. Я давно уж живу не сердцем, а головою. Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия.

    Одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я в самом деле… Одни скажут: он был добрый малый, другие - мерзавец. И то и другое будет ложно. После этого стоит ли труда жить? а все живешь - из любопытства: ожидаешь чего-то нового… Смешно и досадно!

    Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия: я только удовлетворял странную потребность сердца, с жадностью поглощая их чувства, их радости и страданья - и никогда не мог насытиться.

    Умереть так умереть! потеря для мира небольшая; да и мне самому порядочно уж скучно. Я - как человек, зевающий на бале, который не едет спать только потому, что еще нет его кареты. Но карета готова… прощайте!..

    Я уже прошел тот период жизни душевной, когда ищут только счастия, когда сердце чувствует необходимость любить сильно и страстно кого-нибудь, - теперь я только хочу быть любимым, и то очень немногими; даже мне кажется, одной постоянной привязанности мне было бы довольно: жалкая привычка сердца!..

    Никогда не должно отвергать кающегося преступника: с отчаяния он может сделаться ещё вдвое преступнее… и тогда…

    Женщины! женщины! кто их поймет? Их улыбки противоречат их взорам, их слова обещают и манят, а звук их голоса отталкивает… То они в минуту постигают и угадывают самую потаенную нашу мысль, то не понимают самых ясных намеков… (Грушницкий)

    Музыка после обеда усыпляет, а спать после обеда здорово: следовательно, я люблю музыку в медицинском отношении.

    Беспокойная потребность любви, которая нас мучит в первые годы молодости, бросает нас от одной женщины к другой, пока мы найдем такую, которая нас терпеть не может: тут начинается наше постоянство - истинная бесконечная страсть, которую математически можно выразить линией, падающей из точки в пространство; секрет этой бесконечности - только в невозможности достигнуть цели, то есть конца.

    Есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души! Она как цветок, которого лучший аромат испаряется навстречу первому лучу солнца; его надо сорвать в эту минуту и, подышав им досыта, бросить на дороге: авось кто-нибудь поднимет!

    Честолюбие есть не что иное как жажда власти, а первое мое удовольствие - подчинять моей воле все, что меня окружает; возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха - не есть ли первый признак и величайшее торжество власти?

    Зло порождает зло; первое страдание дает понятие о удовольствии мучить другого; идея зла не может войти в голову человека без того, чтоб он не захотел приложить её к действительности: идеи - создания органические, сказал кто-то: их рождение даёт уже им форму, и эта форма есть действие; тот, в чьей голове родилось больше идей, тот больше других действует; от этого гений, прикованный к чиновническому столу, должен умереть или сойти с ума, точно так же, как человек с могучим телосложением, при сидячей жизни и скромном поведении, умирает от апоплексического удара.

    Страсти не что иное, как идеи при первом своем развитии: они принадлежность юности сердца, и глупец тот, кто думает целую жизнь ими волноваться: многие спокойные реки начинаются шумными водопадами, а ни одна не скачет и не пенится до самого моря. Но это спокойствие часто признак великой, хотя скрытой силы; полнота и глубина чувств и мыслей не допускает бешеных порывов; душа, страдая и наслаждаясь, дает во всем себе строгий отчет и убеждается в том, что так должно; она знает, что без гроз постоянный зной солнца её иссушит; она проникается своей собственной жизнью, - лелеет и наказывает себя, как любимого ребенка. Только в этом высшем состоянии самопознания человек может оценить правосудие божие.

    Любовь, которую мы читаем в глазах, ни к чему женщину не обязывает, тогда как слова…

    Такова была моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали - и они родились. Я был скромен - меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, - другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, - меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, - меня никто не понял: и я выучился ненавидеть. Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли. Я говорил правду - мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни и видел, как другие без искусства счастливы, пользуясь даром теми выгодами, которых я так неутомимо добивался. И тогда в груди моей родилось отчаяние - не то отчаяние, которое лечат дулом пистолета, но холодное, бессильное отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой. Я сделался нравственным калекой: одна половина души моей не существовала, она высохла, испарилась, умерла, я её отрезал и бросил, - тогда как другая шевелилась и жила к услугам каждого, и этого никто не заметил, потому что никто не знал о существовании погибшей её половины.

    Значение шляп(раздаточный материал)

Белая шляпа

Мыслим фактами, цифрами, без эмоций, без оценок. Только фактами.

    Какие события произошли?

    Даты.

    Количество предметов.

    Какая информация у нас есть?

    Какая информация нам нужна? Какой информации нам не хватает?

    Как получить недостающую информацию?

    Какие вопросы мы должны задать? Как мы собираемся получить новую информацию?

    На какие вопросы мы должны получить ответы?

Представляем информацию о решаемой задаче.

Черная шляпа

Выявление противоречий, недостатков, их причин.

    Что было трудно, неясно, проблематично?

    В чем недостатки?

    У него ничего не получится, потому что…

    Сработает ли это?

    Насколько это безопасно?

    Осуществима ли эта идея?

    Стоит ли это делать?

    Какие слабые места?

В черной шляпе человек проявляет осторожность.

Желтая шляпа

Положительное позитивное мышление. Выделение позитивных сторон и аргументирование.

    Что позитивного, положительного произошло?

    Все у него получится, потому что…

    Что в этом хорошего?

    Каковы преимущества?

    Кому это выгодно?

    Откуда появятся преимущества?

    Каковы различные ценности?

    Зачем это делать?

    Каковыми будут результаты?

    Есть ли в этом выгодные стороны?

    При каких условиях это будет выгодно?

Человек полон оптимизма, ищет преимущества.

Синяя шляпа

Поиск обобщающих параллелей. Общие выводы.

    Чего он достиг?

    Чего мы хотим достичь в конце наших размышлений?

    Чего мы хотим добиться?

    Чего мы достигли на текущий момент?

Зеленая шляпа

Поиск новых граней в изученном материале.

    Что можно сделать иначе, усовершенствовать?

    Я знаю, как у него все получится…

    Что можно предпринять в данном случае?

    Существуют ли альтернативные идеи?

Символизирует начало и расцвет новых идей.

Красная шляпа

Изменение эмоционального состояния в связи с рассматриваемыми явлениями.

    С какими ситуациями связаны эмоции: грусть, обида, радость?

    Какие у меня возникают чувства?

    Что я чувствую по поводу данной проблемы?

Пытаясь ответить на вопрос о том, кто же такой, собственно говоря, герой нашего времени, нужно помнить слова Лермонтова, что это портрет, созданный из пороков целого поколения.

В самом начале романа Григорий Печорин предстает перед нами в образе злодея, но постепенно начинаем понимать его и сопереживать, даже немного сочувствовать. К концу повествования мы приходим к выводу, что главный герой - многогранная, неординарная личность, на которую невозможно навесить однозначный ярлык.

Главный герой сам пишет в дневниках о присущей ему двойственности. Он словно пробует себя в разных ипостасях: герой-любовник, друг, незнакомец, который влияет на судьбу, или обычный авантюрист. Ни одна из этих ипостасей не принесла никому пользы.

Ни одна из этих ипостасей не принесла никому пользы. На основе этого можно сделать вывод, что Григорий Печорин - злой гений. Но каким бы злым он не был, гений - это обладатель таланта. В чем же талант главного героя? Может быть, он все же жертва общественных устоев?

Мотивы «злых» поступков главного героя

Мы знакомимся с Печориным первой повести «Бэла». Неприязненное отношение к нему возникает немедленно. Он не способен на заботу о ком-либо, если это не помогает добиться цели. Он не берет в расчет, что Азамат может столкнуться с трудностями из-за кражи Казбича. Совершенно не думает о красавице-черкешенке, полюбившей его.

Главный герой воспринимает ее как любимую игрушку, разрушая ее семью, фактически лишая ее свободы и будущего без него. Скорее всего, девушка прожила бы долгую жизнь, если бы не встретилась с ним.

В следующей новелле герой вызывает бурю отрицательных переживаний читателя. Причиной этому становится излишне холодная встреча с Максимом Максимычем, его старым приятелем. Трудно не проникнуться сочувствием к штабс-капитану, который почти как ребенок рад встрече со своим знакомым, поэтому и трудно не возмутиться холодностью Печорина. Только много позже мы узнаем, что он не хотел вспоминать о той трагедии в крепости, свидетелем которой стал Максим Максимыч. Можно ли считать Печорина жертвой общества в этой ситуации? Вряд ли…

Только в «Тамани» перед нами, наконец, предстает живой человек, способный руководствоваться сердцем. Авантюрные приключения, любопытство, незначительный роман - все это продиктовано далеко не рациональными мотивами. Лишь позднее он понимает, что ошибся и разрушил мир контрабандистов. После чего Печорин вновь стал безразличным ко всему, что его окружает.

В самой крупной новелле «Княжна Мери» он вновь открывается далеко не с лучшей стороны. Григорий Печорин из-за незначительного увлечения ставит княжну в сложное положение, компрометируя юную девушку. Это характеризует его как эгоиста. Даже дуэль была нужна для защиты его собственной чести, а не чести княжны. Жестокое расставание разбило сердце Мери, навсегда ее изменив. Так же трагически сложилась и дружба с Грушницким.

Ради того, чтобы развеять скуку, главный герой разрушил отношения своего приятеля и Мери. Даже с женщиной, которая искренне его любит, и к которой он питает ответные чувства, Печорин не может найти счастья.

Сам главный герой обвиняет в своих пороках общество, в котором был воспитан. И с ним трудно не согласиться. Личность человека социально обусловлена, поэтому нельзя противопоставление злодея и жертвы общества не совсем корректно. Именно общество искалечило его душу, сделав таким, какой он есть. Печорин - один их самых трагических героев в русской литературе, который не нашел применения своим силам.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то