Конспекты прогулок в подготовительной группе детского сада. Зима

Прогулка летом в старшей группе. Конспекты

Конспект руководства деятельностью детей в первой половине дня на прогулке в летний период на неделю в старшей группе.

Автор: Бородина Татьяна Геннадьевна, воспитатель старшей группы ГБОУ СОШ №289 (детский сад №1867) города Москвы.

Предлагаю Вашему вниманию конспект руководства деятельностью детей в первой половине дня на прогулке в летний период. Данный конспект будет полезен в работе воспитателям старших возрастных групп детского сада.
Цель: организовать практическую деятельность детей в природе посредством наблюдений, труда в природе и игр.
Задачи:
- Развивать у детей наблюдательность и любознательность.
- Формировать представления об окружающем мире, умение правильно вести себя в природе, желание изучать и охранять природу;
- Воспитывать бережное и заботливое отношение к природе.
- Активизировать самостоятельную деятельность детей;
- Обеспечивать двигательную активность детей в процессе игр и индивидуальной работы.

1. Наблюдение за ромашкой.


Прочитать детям стихотворение о ромашке.
Расцвела в саду ромашка-
Белоснежная рубашка,
Лепесточки раз и два...
Все резные кружева.
Настя в садик прибежала
И ромашку увидала,
И захлопала в ладоши:
"Ой, какой же он хороший!
Этот беленький цветочек
Пересадим мы в горшочек".
Мама ласково сказала:
"А в горшочке места мало.
Пусть растет в саду ромашка-
Белоснежная рубашка,
Здесь и солнце, и вода,
Пусть цветет в саду она!"
(Л. Некрасова)
Предложить детям найти ромашку среди других растений и описать ее внешний вид: стебель, листочки, лепестки.
Рассмотреть с детьми ромашку: цвет стебелька, листьев, лепестков, сердцевины, форму цветка.
Цель: Расширять знания детей о ромашке и ее полезных свойствах.
Вопросы к детям: - Как найти ромашку среди других цветов?
- Какой формы и цвета лепестки у ромашки?
- Чем целебна ромашка?

2. Труд в природе.
Полить растения в цветнике. Порыхлить землю. Убрать сорняки.

3. Индивидуальная работа с детьми.
Учить девочек перебрасывать друг другу волан с помощью ракетки. Подбрасывать над собой волан с помощью ракетки.
Цель: Развивать движения в игре.

4. Игры с детьми.
Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Составь группу».
Цель: Развивать речь детей, накапливать словарь.
Сюжетно-ролевая игра: «Магазин»
Цель: Уточнять знания детей о работниках магазина, о покупателях, о значение товара для повседневного спроса.
Подвижные игры: «Мяч в центре», «Убегай-догоняй», «Салки с мячом», «Салки с хвостиками».
Цель: Развивать движения в игре. Учить действовать с мячом по сигналу.

1. Наблюдение за насекомыми (шмелем).


Отправляясь в свой полёт,
Он гудит, как самолёт!
Пролетая над полями,
Над душистыми цветами,
Собирает с них пыльцу
И несёт её к крыльцу.
Быстро в норку заползает
И на время затихает...
Кто же этот странный зверь?
Это наш мохнатый...

Понаблюдать, как красиво, жужжа, порхает над цветами шмель.
Предложить рассмотреть внешний вид шмеля, части тела, узнать, чем он питается, какую пользу приносит растениям.
Сказать детям, что шмель, перелетая с цветка на цветок, переносит цветочную пыльцу.
Загадать детям загадку:
На цветок, жужжа, садится,
Чтоб нектаром насладиться,
Он мохнатенький, как ель,
На пчелу похожий...
Цель: Расширять знания детей о внешнем виде шмеля и его значении.
Вопросы к детям: - Кто мне опишет внешний вид шмеля?
- Какую пользу шмель приносит растениям?
- Что делает шмель, перелетая с цветка на цветок?
Наблюдение провожу по подгруппам.
Провожу после наблюдения беседу о пользе насекомых в природе.

2. Труд в природе.


3. Индивидуальная работа с детьми: «Классики»
Цель: Упражнять детей в прыжках в длину.
Продолжать учить детей ориентироваться среди цифр.
Методы и приемы: показ, индивидуальная помощь, положительная оценка.

4. Игры с детьми.


Подвижные игры: «Салочки», «Прятки», «Догонялки», «День-ночь», «Бездомный заяц», «Мышеловка».
Цель: Совершенствовать бег детей. Развивать внимание, скорость, ловкость.

1. Наблюдение за бабочками.


Прочитать детям стихотворение о бабочке.
Я у желтой бабочки
Тихо-тихо спрашивал:
- Бабочка, скажи мне,
Кто тебя раскрашивал?

Может, это лютик?
Может, одуванчик?
Может, желтой краской
Тот соседский мальчик?

Или это солнышко
После скуки зимней?
Кто тебя раскрашивал?
Бабочка, скажи мне!

Прошептала бабочка,
В золото одета:
- Всю меня раскрасило
Лето, лето, лето!
Понаблюдать как красиво, неслышно порхают над цветами бабочки.
Предложить рассмотреть внешний вид бабочек, части тела, узнать чем они питаются.
Подвести детей к выводу, что бабочки отличаются по величине и окраске крыльев.
Загадать детям загадку:
Над цветком порхает, пляшет,
Веерком узорным машет…
У бабочек 2 пары крыльев. Они покрыты цветными чешуйками. Чешуйки очень нежные и при легком прикосновении к ним стираются.
У бабочек 6 ног при помощи которых они держатся на цветах и передвигаются по ним.
У них есть усики и хоботок., свернутый спиралью. Сидя на цветке, бабочка развертывает хоботок, опускает его внутрь цветка и пьет нектар.
Сказать детям, что бабочки перелетают с цветка на цветок, так они переносят цветочную пыльцу. На опыленных растениях будет больше семян.
Загадать детям загадки о бабочках:
Шевелились у цветка все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел.
Не птичка, а с крыльями:
Над цветами летает,
Нектар собирает.
Цель: Расширять знания детей о внешнем виде бабочки и ее значении.
Вопросы к детям:
- Сколько у бабочек пар крыльев?
- Чем покрыты крылья у бабочки?
- Что делает бабочка, перелетая с цветка на цветок?
Наблюдение провожу по подгруппам.

2. Труд в природе.
Полить растения в цветнике.
- Ребята, что-то наши растения совсем опустили головы, наверное, их нужно полить, как вы считаете?
Цель: Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям.

3. Индивидуальная работа с детьми: «Счет в пределах 10»
Цель: Продолжать учить считать до 10 и обратно.
Рассказать стихотворение на арифметику:
На диване у Танюшки
Грудою лежат игрушки:
Пять матрешек, Буратино,
И веселый Чиполлино.
Помоги Танюшке
Сосчитать игрушки.

4. Игры с детьми.
Дидактические игры: «Составь группу», «Геометрические фигуры».
Цель: Развивать математические способности детей.
Сюжетно-ролевая игра: «Зоопарк»
Цель: Познакомить детей с работниками зоопарка. Дать новые сведения о жизни животных.
Подвижные игры: «Мяч соседу», «Мяч в центре», «Догонялки», «Пятнашки».
Цель: Совершенствовать бег детей, скорость, ловкость.
Психологическая игра «Магический круг»
Цель: Учить детей делать друг другу комплименты. Воспитывать чувство дружбы и коллективизма.

1. Наблюдение за воронами.


Прочитать детям стихотворения про ворон:
Высоко на кроне клена
Спеть готовилась ворона,
Показала певчий дар,
Прокричала громко «кар-р-р-р».
Понаблюдать с детьми за воронами, посмотреть как они летают.
Покормить с детьми ворон, и издалека понаблюдать за этим процессом.
Предложить рассмотреть ворон: части тела, внешний вид, окраску.
Рассмотреть с детьми перо вороны.
Загадать детям загадку про вороны:
Две болтливые соседки
Разговор вели на ветке.
Очень важные персоны
Эти черные…(вороны).
Т. Лаврова.
Цель: Расширять знания детей о птицах семейства врановых.
Вопросы к детям: - Чем питаются вороны?
- Какой внешний вид у ворон?
- Какое перо у вороны?
- Чем вороны полезны?
Наблюдения провожу по подгруппам.

2. Труд в природе.
Предложить детям собрать мусор (палки, ветки, бумажки) на участке.
Методы и приемы: показ, объяснение, напоминание, оценка.
Цель: Воспитывать у детей бережное отношение к природе. Привлекать детей к уборке детского сада и заботе об окружающей природе.


Цель: Учить детей по подгруппам (по 4 человека) подбрасывать над собой мяч среднего размера и ловить его двумя руками.
Продолжать учить детей (другая подгруппа детей – 4 человека) отбивать мяч о землю левой рукой и закреплять отбивание мяча о землю правой рукой.

4. Игры с детьми.
Дидактические игры» «Звуковое лото», «Сложи слово».
Цель: Накапливать словарь детей. Развивать речь.
Сюжетно-ролевая игра «Больница».
Цель: Познакомить детей с работниками больницы. Дать новые сведения о людях, которые спасают жизни больным, борются за их жизнь.
Помочь детям распределить роли и обеспечить необходимым оборудованием.
Подвижные игры: «Лиса и зайцы», «Третий лишний».
Цель: Упражнять детей в беге по кругу. Воспитывать чувство дружбы. Развивать внимание, ловкость, быстроту.

1. Наблюдение за солнцем.
Прочитать детям стихотворение про солнце:
Тучка прячется за лес,
Смотрит солнышко с небес.
И такое чистое,
Доброе, лучистое.
Если б мы его достали,
Мы б его расцеловали.
Г. Бойко
Отметить, что стало очень тепло.
Обратить внимание детей, что в полдень солнце находится высоко над головой и от столба совершенно нет тени, а вечером тень длиннее. Предложить детям потрогать камни и металлические предметы утром и днем. Объяснить, почему камни так нагреваются к вечеру.
Обратить внимание детей на растения цветника: утром они свежие, упругие, днем поникшие, а к вечеру поднимаются.
Предложить детям потрогать почву утром, днем и вечером, чтобы они сказали, когда она теплее.
Загадать детям загадку:
Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
И зовут тебя все…(солнце).

Рассказать детям стихотворение про солнечный лучик:
Очень ярко светит солнце,
Греет ласково и нежно.
Рано утром мне в оконце
Заглянуло важно.
Прикоснулося лучом
К розовой щеке.
Осветило все кругом.
Луч - сожму в руке.
Я его не отпущу,
Пусть ладонь мне греет.
В нем я лето отыщу,
Не всякий так сумеет.

Цель: Расширять представления детей о значении солнца в жизни людей, растений и животных.
Вопросы к детям:
- Когда сильнее всего печет солнце: утром, днем или вечером?
- Когда почва в цветнике теплее: утром, днем или вечером?
- Почему на солнце нельзя быть без панамы?
Наблюдение провожу фронтально.

2. Труд в природе.
Полить растения в цветнике.
- Девочки, Вы мне сейчас поможете полить растения. Наполним наши леечки водой из крана и понесем их в цветник. Тогда растения в цветнике будут свежими, красивыми, упругими и будут радовать наш глаз.
Цель: Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям.

3. Индивидуальная работа с детьми: «Школа мяча».
Цель: Продолжать учить детей по подгруппам (по 4 человека) подбрасывать над собой мяч и ловить его двумя руками. Учить ловить мяч одной рукой.
Учить другую подгруппу детей отбивать мяч о землю с продвижением вперед попеременно- то правой, то левой рукой.

4. Игры с детьми.
Дидактические игры» «Звуковое лото», «Сложи слово».
Цель: Накапливать словарь детей. Развивать речь.
Игры с водой: «Кто быстрее», «Кто ловчее».
Подвижные игры с мячом: «Мяч соседу», «Подвижная цель», «обгони мяч».
Цель: упражнять детей в беге. Развивать глазомер детей. Продолжать учить действовать по сигналу.

Спасибо большое Вам за внимание. Надеюсь данный конспект пригодится Вам в работе с детьми.

Конспект № 1.

Тема: «Зима холодная»

Цель: формировать у детей первые связные представления об этом времени года.

Ход прогулки:

Организационный момент.

Наблюдение.

Во время прогулки воспитатель обращает внимание детей на одежду прохожих: «Видите? Дедушка идет в валенках и меховой шапке. Он оделся потеплей, чтобы мороз его не захолодил. Вот она какая, зимушка-зима, стужа лютая! А вот мальчик бежит, подпрыгивает, чтобы холодно не было. Птицы попрятались от холода. Никого не видно, всех разогнала зима холодная. Только один ветер гуляет. Послушайте, как он поет: "В-в-в! В-в-в!" Повторите, как поет-завывает сердитый зимний ветер» .

Педагог просит проверить, какой сегодня снег. Дети берут лопатки, набирают снег, подбрасывают его. Снег разлетается легким облачком. Воспитатель уточняет: «Сыпучий» . Лепить нельзя - решают все и договариваются делать снежную горку.

Труд. Все подходят к снежному валу и решают, где лучше соорудить горку: далеко или близко от веранды, выше или ниже снежного вала - и начинают «работать» .

Воспитатель вырубает из снега горку (высота 40-60 см) . Дети помогают: подчищают края, отгребают снег, подравнивают скат.

Как только постройка завершена, все относят инвентарь на место, собрав ведерки, лопатки, отряхнув их от снега.

Самостоятельная деятельность детей.

Малыши начинает катать кукол с горки. Старшие украшает ее края цветными льдинками (узоры, цветы) вместе со взрослым.

Подвижная игра «Дед Мороз» .

Конспект № 2.

Тема: «Снегопад» .

Цель: познакомить детей с сезонным явлением – снегопадом.

Ход прогулки:

Организационный момент.

Во время сборов на прогулку воспитатель говорит детям: «Обратите внимание на свою одежду. Мы все тепло одеваемся, потому что на улице очень холодно, морозно, зима.

Наблюдение.

Дети выходят на прогулку и видят, что идет снег. «Снег! Снег идет!» - сообщают они воспитателю. «Правильно! - говорит воспитатель. - Идет снег. Много снега насыпало кругом. Посмотрите, снег уже лежит и на дорожке, и на скамейке, и на столике. А он все падает и падает. Это снегопад!» Дети повторяют: «Снегопад!»

Педагог продолжает: «Медленно кружатся в воздухе снежинки. Кружатся и садятся, кто куда. А на нас садятся?» Дети внимательно осматривают себя: «А мне на валенки села! А мне на варежку!»

«Смотрите, как звездочка!» - говорит педагог и предлагает посмотреть на красивую снежинку, упавшую на рукав. Педагог предлагает подставить руку навстречу падающему снегу, а когда упадет на варежку большая снежинка - подуть на нее. «Летит? Пусть летит дальше! Снежинка легкая, пушистая, красивая!»

Затем снимает варежку и предлагает детям понаблюдать, что произойдет со снежинкой. Объясняет: «Села снежинка на руку и растаяла. Была, и вот уже ее и нет! Вот какая звездочка-малютка» .

Подготовив восприятие детей к ярким характеристикам снежинки (звездочка, малютка, растаяла на ладони) , взрослый читает стихотворение 3. Рождественской «Звездочка-малютка» , повторив дважды его концовку:

Села и растаяла на моей ладошке.

Дети повторяют: «Снежинка легкая, пушистая, красивая, как звездочка» . «А какого она цвета? - спрашивает педагог. - А у кого шубка такого же белого цвета? Значит, у нас тоже есть снежинки-пушинки! Подуйте-ка на них. Пусть наши белые снежинки-пушинки полетают!»

После этого взрослый говорит: «Какой снегопад! Много снега навалило, все засыпало кругом. Старается зимушка-зима, укутывает снегом кусты, на елку шапку надела. Посмотрите, какого цвета зимушка-зима?» Дети говорят: зима белого цвета.

Подвижная игра.

Закончив наблюдение, дети играют в подвижную игру «Снег кружится» .

Труд. Спустя некоторое время педагог предлагает желающим расчистить площадку перед верандой от свежевыпавшего снега. Дети выбирают себе по желанию лопатки или движки и вместе со взрослыми убирают снег: одни сдвигают снег к снежному валу, другие бросают его наверх (педагог показывает действия) . Затем по желанию можно подмести площадку.

Самостоятельная художественная деятельность воспитанников.

Закончив расчищать площадку, дети могут вместе с педагогом украшать ее, расставляя по снежному валу разноцветные флажки, раскладывая между ними разноцветные ленты, выкладывая по склону узоры из разноцветных льдинок. Воспитатель хвалит их, благодарит за усердие.

Одни дети играют, другие наблюдают за действиями товарищей. Педагог может обратиться к подгруппе из 3-5 детей и, протянув руку навстречу падающему снегу, предложить отгадать: «Белая, пушистая, на руку упала и пропала. Что это такое? Угадали?»

Прогулка продолжается.

Конспект № 3

Тема: «Поведение птиц зимой»

Цель: формировать у детей желание заботиться о зимующих птицах; учить узнавать птиц, называть их части тела.

Ход прогулки:

Организационный момент.

Во время сборов на прогулку воспитатель говорит детям: «Обратите внимание на свою одежду. Мы все тепло одеваемся, потому что на улице очень холодно, морозно, зима.

Наблюдение.

Дети выходят на прогулку. Воспитатель обращает их внимание на зимующих птиц и рассказывает, что зимой им голодно: нет мошек, червячков, только люди могут помочь - покормить их.

Дети повторяют за взрослым: «Здравствуйте, птички-невелички! Вы пожаловали к нам в гости? Сейчас мы вас угостим!» Педагог предлагает им посмотреть, как будут угощаться птицы, объясняет: корм нужно рассыпать на дорожке, чтобы птички его увидели, а самим отойти и понаблюдать.

Воспитатель спрашивает: «Кто такой храбрый? Кто первым прилетел? Конечно, воробей: прыгает, клюет. Вот и еще воробьи прилетели. Чем они клюют зернышки? Клювом, не носом. Клюв острый. Клюнут и на новое место перелетают стайкой. Как они переговариваются? Прислушайтесь. Чирикают? Рады, что мы их угощаем, наверное, благодарят нас. Вот и другие птицы прилетели» .

Дети отвечают на вопросы: как называют птиц, какого цвета перышки и лапки у голубя, у кого клюв больше - у голубя или воробья.

Птицы пугливые. Чуть что - вспорхнут и улетят. Воспитатель говорит: «Нас не бойтесь, мы вас не обидим. Верно? Мы добрые люди. Скажите им, ребята» .

А вот и шум-гам начался - это воробьи из-за крошек подрались. Какие драчуны! Расшумелись и все улетели. Воспитатель обращается к детям, предлагает им найти на участке разных птиц (муляжи) . Дети рассматривают ворону, сороку, отмечают их оперение, показывают клюв, хвост, лапки, крылья.

Если есть возможность, можно рассмотреть следы птичьих лапок на снегу, где кормились птицы. Большие следы - голубей, маленькие - воробьев. Дети имитируют движения птиц, их голоса. Затем воспитатель предлагает отгадать загадку:

На суку сижу,
«Кар! Кар!» - кричу.
Чик-чирик!
С ветки прыг.

Клюй, не робей!
Кто это?

Дети отвечают, кто чирикает, кто гулит, кто каркает.

Воспитатель предлагает детям соорудить для птиц кормушку, чтобы каждый день насыпать в нее корм, заботиться о птицах: «Кто хочет помочь?»

Все дружно берут лопаты, идут в тихий уголок участка и вместе с воспитателем вырубают из снега куб. Педагог учит детей правильно держать лопатки, когда все вместе отбрасывают в сторону снег, подчищают края кормушки. Дети наблюдают за его действиями, слушают объяснения: «Чтобы крошки ветер не унес, нужно сделать бортик, вот так!» После завершения постройки все относят лопатки на место.

Подвижная игра.

Воспитатель предлагает поиграть в игру «Собачка и воробьи» .

Самостоятельная деятельность.

После игры дети переходят к самостоятельной деятельности. Младшие воспитанники катаются на санках с горки. Старшие воспитанники играют в хоккей на катке.

Конспект № 4

Тема: «Помощники»

Цель: воспитывать в детях уважение к труду взрослых, формировать желание помогать окружающим.

Ход прогулки:

Дети вышли на прогулку, оглянулись - кругом высокие сугробы намела зимушка-зима, не проехать, не пройти. Снег убирать нужно, а то людям трудно ходить, коляску с малышом не провезешь, машины буксуют.

Вдруг все слышат приближающийся шум мотора. По тротуару движется снегоочистительная машина. Проехала, и сразу стало чище, ведь у нее щетки широкие - во всю ширину тротуара. Дети ждут, когда машина развернется и пойдет обратно, снова наблюдают за ее работой. В кабине сидит шофер, внимательно смотрит по сторонам, ведет машину ровно. Щетки крутятся, счищают снег с тротуара.

Во двор выходит дворник с широкой лопатой. Он счищает снег по краям тротуара, отбрасывает в сторону. Педагог предлагает детям помочь дворнику.

Труд. Дети разбирают лопаты, начинают убирать снег у входа в детский дом. Дворник увидел, подошел, благодарит за помощь. Он показывает им, как надо правильно держать лопату, куда бросать снег.

Ребята возвращаются на участок, где их встречает большая ворона (игрушка) . Воспитатель предлагает поиграть в игру «Ворона и собачка» .

Прогулка заканчивается.

Конспект № 5

Тема: «В гостях у нас Снегурочка»

Цель: познакомить детей с березой, елкой, с их отличительными внешними признаками; упражнять в пространственной ориентации.

Ход прогулки:

Организационный момент.

Во время сборов на прогулку воспитатель говорит детям: «Обратите внимание на свою одежду. Мы все тепло одеваемся, потому что на улице очень холодно, морозно, зима.

Наблюдение.

На фоне снега выделяется пушистая зелень елки. Воспитатель обращается к детям: «Смотрите, все деревья, кусты стоят голые, одна елочка зеленеет, красуется. Она к нам на новогодний праздник приходила в гости. Помните? А как она была украшена? Посмотрите, какие у нее колючие иголки, потрогайте ладошкой! А как пахнет елочка? (Чуть приминает в руках елочные иголки и дает детям понюхать.) Нравится? Елочка пушистая. Ветки ее называются лапами, они густые, зеленые. Елочка - красавица, детям очень нравится!» Дети повторяют эти слова. Все отмечают, что зима любит елочку, укутывает ее сугробами. Высокие сугробы, елочку еле видно.

Затем педагог обращает внимание детей на белый ствол березы, предлагает им обнять, погладить березу, ощутить ее гладкую, шелковистую поверхность и уточняет: белая березка. Дети обхватывают березу руками, решают, какой у нее ствол: толстый или тонкий. Затем находят на участке другие березы, отмечают, какая из них самая толстая (вдвоем обхватывают ствол) , самая высокая.

Подвижные игры.

Проводятся подвижная игра «Перебежки» с целью уточнения названия деревьев. «Раз, два, три - елку найди!» Все перебегают от елки к елке, ждут следующей команды: «Раз, два, три - к березе беги!» Воспитатель спрашивает, как дети узнали, что это береза (елка) ; объясняет, что к деревьям и кустам надо относиться бережно, не ломать их ветки.

Бегая по участку, дети замечают на дорожке Снегурочку (воспитатель незаметно выставляет большую куклу-Снегурочку) . Дети радуются, подробно рассматривают ее наряд, вспоминают новогодний праздник, а затем начинают строить ей домик (вырубая куб из снежного вала) , украшают его разноцветными льдинками, все время обращаются к Снегурочке: «Нравится тебе домик? Теперь ты от нас не уйдешь в лес?»

Самостоятельные игры.

После окончания постройки дети начинают играть со Снегурочкой: возить на санках, показывать свой участок, рассказывать о назначении сооружений. Затем все переходят к свободной игре.

В конце прогулки проводится игра «Коза рогатая» .

Цель: развитие речи, моторики, координации движений.

Конспект прогулки с детьми старшей группы № 8

МБДОУ № 154 г. Невинномысск

Провела воспитатель Остапенко Людмила Тастанбаевна

Приоритетная область по ФГОС . Познавательное развитие.

Интегрируемые области. Речевое развитие, Физическое развитие, Художественно- эстетическое развитие, Социально –коммуникативное развитие.

Цель. Организовать практическую деятельность детей в природе.

Познавательное развитие

Углублять и конкретизировать знания детей о деревьях и кустарниках на территории

детского сада;

Учить сравнивать общие и различные признаки;

Формировать представления об окружающем мире, умение правильно вести себя в природе,

желание изучать и охранять природу;

Воспитывать бережное и заботливое отношение к природе, умением любоваться красотой

березы, сосны, кустами сирени, калины;

Познакомить детей с приметой, развивать речь детей, игру, общение;

Физическое развитие.

Обеспечивать двигательную активность детей;

Сохранять и укреплять здоровье детей.

Художественное – эстетическое развитие.

Продолжать учить детей делать цветы из бросового материала (ячейки для яйца).

Выносной материал: таз с водой, шишки для опыта, лейки для полива цветов на клумбах,

пособия для игры « украсим клумбу» (цветы из бросового материала, кисти, гуашь, трубочки

для коктейля), мячи, скакалки, выносные игрушки для самостоятельных игр.

Рассматривание деревьев и кустарников (береза, сосна, куст сирени, калины).

Загадывание загадок.

Опыт с шишками (примета – перед дождем шишки закрываются). Опустить шишки в таз

Труд в природе (благоустройство клумб, полить цветы, подрыхлить землю, убрать сорняки,

в конце прогулки поручение для мальчиков – сделать горку в песочнице).

Массаж рук шишками.

Творческая деятельность. » Украсим клумбу».

Подвижные игры: « Скворец», « Мышеловка», Хороводная игра « Карусель»,

« Меткий стрелок», « Жонглёры».(шапочка скворца, колокольчик, шапочки мышей).

Игры с выносными игрушками. Самостоятельная деятельность детей.

Ход прогулки.

    Опыт с шишками. Познакомить детей с приметой. Шишки перед дождем закрываются.

Вместе с детьми положить шишки в таз с водой, через 25 минут посмотреть результат.

П/ игра « Мышеловка». (повторить 2 -3 раза).

2. Рассматривание деревьев.

Загадки: Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ни чего сама не шьет,

А в иголках круглый год. (сосна, ель).

Зелена, а не луг,

Бела, а не снег,

Кудрява, а без волос (Береза).

Вопрос: - Что общего у березы и сосны? (Ответы детей).

Чем они отличаются друг от друга? (Ответы детей).

Какие семена у березы (сосны)?

Береза, какое дерево (лиственное).

Как называется лес из лиственных деревьев? (лиственный лес).

Сосна, какое дерево? (хвойное).

Как называется лес из хвойных деревьев? (хвойный лес).

Рассматривание куста сирени, калины.

1 -ребенок загадывает загадку: Ветки белы и лиловы,

Аромат весь день!

Назовите, одним словом;

Так цветет (СИРЕНЬ).

2 – ребенок загадывает загадку: Кто же ягодки не знает;

От простуды помогают,

На кустах они висят

И как маков цвет горят:

Только это не малина,

Что за ягодка (калина).

Вопрос: - Чем отличаются сирень и калина от березы и сосны?

Что общего у деревьев и кустарников?.

П/игра « Скворцы».

Водящего выбирают считалкой. Водящий с колокольчиком бегает по кругу.

Дети говорят: « В небе скворушка запел,

Колокольчиком звенел,

Порезвился в тишине.

Спрятал песенку в траве

Тот, кто песенку найдет

Будет весел целый год».

Дети закрывают глаза. «Скворушка « кладет колокольчик между двумя детьми.

Они бегут наперегонки в разные стороны. Кто первым возьмет колокольчик,

Становиться « Скворцом». Игра повторяется 2 – 3 раза.

3. Труд на участке. Предложить детям рыхлить землю на клумбах, вырвать сорную траву, полить цветы.

(В конце прогулки собрать игрушки, сделать горку в песочнице).

Хороводная игра « Карусель» Повторить 2- 3 раза.

Посмотреть,что стало с шишками. (они закрылись, достать шишки из воды, сделать

массаж рук шишками).

4. Творческая деятельность на тему « Украсим клумбу».

Дети раскрашивают заготовки цветов гуашью, вставляют трубочки в отверстие,

и украшают клумбу цветами. (использовать готовые цветы сделанные детьми заранее).

Изготавливать цветы можно в течении прогулки подгруппами.

П/игра « Меткий стрелок» (делим детей на две команды, чья команда больше перебросить

шишек в корзину, та и победила).

М/ П игра « Жонглеры» (возьмите по одной шишке и попробуйте ее перебросить из одной руки в другую. Сейчас мы узнаем, кто самый ловкий.

5. Игры с выносными игрушками.

6. Инд. Раб. Вынести карандаши и задания на логическое мышление.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), обучение детей в ДОУ ведётся по пяти направлениям: познавательное, физическое, художественное, речевое и коммуникативное развитие. Эти категории взаимосвязаны в образовательном процессе и реализуются в течение всего дня в детском саду. Правильная организация прогулок позволяет достичь цели по воспитанию всесторонне развитой личности ребёнка, совершенствовать лучшие качества в нём.

Теоретические основы проведения прогулок в ДОУ

Организация и проведение прогулки - сложнейший вид педагогической деятельности. Во время пребывания на площадке детского сада не только восполняется потребность дошкольников в подвижных играх, но и реализуется комплекс задач разностороннего развития. Согласно требованиям СанПиН, воспитанники должны проводить на свежем воздухе 3–4 часа ежедневно (за исключением тех дней, когда погодные условия сокращают время прогулки или препятствуют проведению занятия на площадке). Пребывание на улице является здоровьесберегающим видом деятельности: смена обстановки способствует улучшению эмоционального фона детей, служит профилактикой переутомляемости и восстановлению функциональных ресурсов. Прогулка - один из лучших видов досуга, во время которого активизируются защитные функции организма, происходит закаливание. Вместе с тем на прогулке выполняется установка Федерального государственного образовательного стандарта на развитие в детях способностей и мотивации к различным видам деятельности.

Ежедневные прогулки способствуют повышению иммунитета детей

Современные детские сады работают в соответствии с построенными по ФГОС программами и придерживаются Федеральных государственных требований (ФГТ) к деятельности детей. В нормативных документах указано 7 основных видов деятельности для дошкольного обучения:

  • игровая;
  • коммуникативная;
  • трудовая;
  • познавательно-исследовательская;
  • продуктивная;
  • музыкально-художественная;
  • чтение.

Прогулка представляет собой комплекс проведения образовательной деятельности с детьми. Все виды деятельности по ФГТ можно использовать на прогулке в различных сочетаниях в зависимости от того, какой деятельностью ребята занимались до выхода на улицу и что будет по плану после.

Если прогулка в режимном распорядке следует после физкультуры или другой активной физической деятельности, то на улице занятие начинается в спокойном ритме. И наоборот, после занятий пением, развития речи, художественной деятельности на свежем воздухе предполагаются активные физические упражнения.

Задачи прогулок

  • Познавательная, расширение знаний об окружающем мире: явлениях природы, животном и растительном мире.
  • Пополнение активного словарного запаса посредством изучения предметов и явлений природы.
  • Развитие мыслительных способностей. Ребята учатся самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, строить выводы.
  • Развитие наблюдательности, любознательности, поисково-исследовательской деятельности, познавательной активности.
  • Формирование коммуникативных навыков в отношениях со сверстниками во время совместной игровой и трудовой деятельности.
  • Способствование художественно-эстетическому и речевому развитию.
  • Повышение уровня физической подготовленности дошкольников.
  • Оптимизация двигательной активности.
  • Воспитание бережного отношения к природе, любви к родному краю.
  • Создание положительного эмоционального фона.

Приёмы (структурные компоненты) прогулки

  • Наблюдение. Проводится с группой, по подгруппам или в индивидуальном порядке. Наблюдать с детьми можно за природными явлениями и ситуациями в общественной жизни. Для привлечения внимания воспитанников к наблюдательному процессу используются: постановка педагогической задачи, загадки, игровые и проблемные ситуации, сюрпризные моменты, проведение беседы с поисковыми вопросами, сравнениями, привлечением личного опыта ребят.

    Посредством наблюдения дети знакомятся с окружающим миром

  • Подвижные игры и физические упражнения, в том числе проведение спортивных игр с элементами соревнования в старших группах (бадминтон, футбол, городки и др.).

    Подвижные игры на прогулке - одно из любимых развлечений детей

  • Творческие задания и упражнения по речевому развитию. Они проводятся в условиях хорошей погоды, с использованием выносного материала (прослушивание сказки о природе, беседа по вопросам или картинкам, изготовление поделок из природного материала и т. д.).

    Творческие задания привлекают детей своей необычностью

  • Трудовые поручения: привлечение детей к сбору игрушек, оказание посильной помощи в наведении порядка на площадке (сбор листвы, расчистка дорожек от снега, уход за посадками). Трудовая деятельность должна вызывать радость от ощущения значимости проделанной работы.

    Зимняя прогулка - время расчистки дорожек и площадки

Виды прогулок

Выделяется 2 вида прогулок с дошкольниками по месту их проведения:

  • На участке детского сада. Здесь проводятся прогулки ежедневно, реализуются все основные педагогические задачи. Разнообразить занятия на площадке группы можно различными заданиями, новыми играми, использованием непривычных выносных материалов.
  • Пешеходные прогулки за пределы ДОУ. С воспитанниками должен быть проведён инструктаж о плане маршрута и соблюдении мер безопасности во время его прохождения. Целью прогулок в ближайшие парки и скверы служат наблюдения за представителями растительного и животного мира (птиц, белок, различных деревьев, цветов) и за жизнью людей (работой, занятиями спортом и др.). Если ребятам предстоит пересечь проезжую часть, чтобы дойти до места прогулки, следует накануне повторить с воспитанниками правила поведения пешеходов (где разрешено переходить дорогу и как это делать).

В зависимости от того, какой вид детской деятельности преобладает во время занятий на свежем воздухе, можно выделить виды прогулок по тематике:

  • Прогулки-походы. С ребятами 5–7 лет можно проводить пешие прогулки на территории детского сада или за его пределами с учётом продуманного маршрута и конечной цели. Этот вид прогулки тренирует выносливость дошкольников, активизирует способность наблюдать за окружающим вокруг, выделять то, что поставлено задачей похода (поиск подходящих для поделок природных материалов, узнавание изученных на развивающих занятиях видов птиц, повторение правил дорожного движения).

    Проводить прогулки-походы стоит несколько раз в учебном году (по одной на каждое время года), чтобы воспитанники не потеряли интерес к этому виду активности.

    Походы можно осуществлять на территории ДОУ в любое время года

  • Прогулка с персонажем. Этот вид прогулки содержит в основе развлекательный элемент и направлен на создание хорошего настроения у воспитанников. В качестве персонажа-ведущего прогулки обычно выступает сказочный герой (его роль исполняет воспитатель или другой сотрудник ДОУ по договорённости), он поручает детям увлекательные задания, создавая проблемную ситуацию («Помогите мне разгадать все загадки и найти спрятанные предметы, чтобы я смог попасть обратно в сказочную страну», например) и вовлекая к участию в подвижных играх.

    Дети с радостью откликаются на задания сказочных персонажей

  • Прогулка-мероприятие. Проводится во время важного события в жизни детского сада (Праздник осени, Масленичная неделя, Пасхальная неделя, День космонавтики, День Победы, Патриотическая неделя, Неделя экологии и т. д.). Задания на прогулке соответствуют тематической направленности события, подчёркивают его важность, создают сопричастность детей. Прогулка-мероприятие может быть посвящена частному случаю в жизни конкретной группы (появился новый инвентарь, завезли песок, пришла пора заниматься озеленением участка).

    Тематическая прогулка на неделе, посвящённой изучению ПДД, надолго запомнится ребятам

  • Трудовые акции направлены на осуществление поддержания порядка на территории детского сада, облагораживание площадок и участков. Хорошо, чтобы подобные прогулки с преобладанием коллективной трудовой деятельности фиксировались в памяти ребят. Можно создавать стенгазеты с информацией о проделанной работе, делать фотоколлажи для информационного стенда ДОУ.

    Ребятам лучше запомнится прогулка, если они будут наблюдать результаты своего труда

  • Спортивные прогулки имеют целью пропаганду здорового образа жизни. Рекомендуется проводить подобные прогулки в разное время года, акцентируя внимание ребят на важности закалки.

    Групповая зарядка зимой на свежем воздухе способствует закаливанию детей

Выносной материал для прогулок

Предметы и материалы необходимые для проведения занятий на улице воспитатель определяет исходя из плана проведения прогулки. На площадках многих детских садов имеются специальные склады для игрушек и инвентаря, в случае отсутствия таковых следует заранее подготавливать необходимые инструменты и предметы. По сезонам привлекаются различные варианты выносного материала. Правильный подбор дополнительного оборудования и инструментов способствует развитию положительной мотивации ребят к познавательной деятельности, физической активности, тяги к труду.

Варианты выносного материала:

  • Для песочницы: совочки, ведёрки, формочки, ситечки, машинки (грузовики, экскаваторы). Для украшения построек из песка пригодятся флажки, кубики, пластиковые окошки и др.

    Игры в песочнице - один из любимых видов деятельности на прогулке у младших дошкольников

  • Для подвижных игр и спортивных упражнений: наборы для лапты, городков, маски, кегли, мячи, скакалки, резиночки, обручи, в зимнее время - санки и ледянки.

    Игра в кегли всегда вызывает интерес у ребят

  • Для наблюдений: сачки-ветроуказатели, вертушки, цветные стёкла (безопасные, лучше пластиковые), солнцезащитные очки, лупы.

    Вертушка - лучший инструмент для наблюдения за силой ветра

  • Для трудовых поручений: лопатки, веники, тачки, лейки, грабельки.

    Воспитанники подготовительной группы активно помогают взрослым в уборке территории

  • Для игр: куклы, игрушечные коляски или санки, машинки, кубики, набор кукольной посуды, набор для игры в магазин, наборы для игр с водой.

    Игры с водой - любимая летняя забава для детей всех возрастов

  • Для творческой деятельности: листы бумаги или картона, раскраски, краски и кисти для рисования, пластилин.

    Рисование окрашенной водой на снегу внесёт разнообразие в зимние прогулки

  • Для развития речи: книги для чтения и обсуждения, альбомы и открытки с иллюстрациями для рассматривания.

Организация прогулок в детском саду

Прогулка складывается из пяти структурных элементов, каждый из которых длится 7–15 минут:

  • самостоятельная игровая деятельность,
  • индивидуальная работа по различным направлениям развития дошкольников,
  • труд,
  • наблюдение,
  • двигательная активность.

Посильная трудовая деятельность детей на прогулке в ДОУ формирует полезные навыки

Последовательность видов деятельности на прогулке выстраивается в соответствии с предшествующими занятиями детей, их эмоциональным состоянием (усталость, апатия, возбуждённость, активность), обучающими задачами и календарно-тематическим планированием. Поэтому организация каждого пребывания детей на свежем воздухе требует подготовки конспекта, в котором будет отражена последовательность видов деятельности и их образовательная наполненность. К подготовке пешеходной прогулки за пределы детского сада относится дополнительно составление плана маршрута с обозначением дальности конечного пункта. Администрация ДОУ должна быть предупреждена об этой прогулке и назначает дополнительного сопровождающего для группы детей (старшего воспитателя, медсестру, кого-либо из родителей).

Таблица: картотека прогулок в разных возрастных группах

Тематика прогулок Младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа
Знакомство с явлениями природы
  • «Ветер»,
  • «Облака».
  • «Облака и тучи»,
  • «Что такое погода».
  • «Наблюдение за солнцем»,
  • «Наблюдение за снегом и льдом».
  • «Солнце - источник тепла и света»,
  • «Снег: мокрый, пушистый, крупой»,
  • «Почему происходит смена дня и ночи?».
  • «Осенние листья»,
  • «Изучение сосулек».
  • «Приметы осени»,
  • «Наблюдение за весенним дождём».
  • «Что такое листопад»,
  • «Что такое метель».
  • «Первые заморозки»,
  • «Что такое оттепель».
Наблюдение за жизнью людей, общественной жизнью
  • «Наблюдение за автобусом/троллейбусом/трамваем»,
  • «Проезжая часть дороги».
  • «Наблюдение за работами на огороде»,
  • «Как работает шофёр».
  • «Как работает общественный транспорт»,
  • «Наблюдение за работой дворника».
  • «Наблюдение за специальным транспортом»,
  • «Воздушный транспорт».
Изучение представителей растительного и животного мира
  • «Наблюдение за кошкой/собакой»,
  • «Изучение строения деревьев».
  • «Наблюдение за берёзой/осиной/тополем»,
  • «Наблюдение за птицами».
  • «Наблюдение за пауком/муравьём»,
  • «Наблюдение за крапивой/одуванчиком»,
  • «Наблюдение за перелётными птицами».
  • «Наблюдение в огороде за овощами»,
  • «Хвойные и лиственные деревья»,
  • «Сравнительное наблюдение за птицами (вороной и голубем, воробьём и синицей)».
Правила взаимодействия человека с природой «Прогулка-поход по кольцевому маршруту на территории детского сада». «Прогулка в зимний лес». «Наблюдение за цветником/аптекарским огородом». «Наблюдение за грибами и ягодами на экологической тропе».
Правила безопасности на дороге «Наблюдение за движением автомобилей и пешеходов». «Регулируемые и нерегулируемые пешеходные переходы».
  • «Наблюдение за светофором»,
  • «Наблюдение за пешеходным переходом».
  • «Наблюдение за работой регулировщика»,
  • «Наблюдение за пешеходами».
Развлекательные прогулки с персонажем «Изучаем с Чебурашкой цветы». «Играем с пасхальным кроликом». «Повторяем особенности перелётных и зимующих птиц с Серой шейкой». «Повторяем дорожные знаки с Весёлым светофором».
Воспитание любви к родному городу «Двор, в котором мы живём». «Улица нашего детства». «Наш район». «Любимый город/посёлок».
Трудовые акции «Уборка участка осенью». «Засаживаем цветник/клумбу». «Сгребаем снег и строим горку для всех». «Помогаем заливать каток».
Здоровье: создание мотивации для поддержания здорового образа жизни «На зарядку становись!». «Прогулка на пластиковых лыжах». «Как и зачем закаливать организм». «Наблюдение за тренировкой спортсменов на стадионе».

Составление конспекта прогулки

В конспекте прогулки воспитателем указываются образовательные задачи, используемое оборудование и выносной материал, место организации занятия (на территории или за пределами детского сада), подробно описывается проведение прогулки. По факту проведения прогулки рекомендуется вернуться к составленному конспекту и провести самоанализ занятия, отметив реализованные задачи и успешные этапы, выявить причины неудач и наметить способы совершенствования педагогической деятельности на прогулке.

Таблица: пример конспекта прогулки в средней группе

Авторы Фёдорова Л. П. и Францева Е. И., воспитатели ГБДОУ №71 Калининского района
Название «Осеннее путешествие»
Задачи прогулки
  • Закрепить представления детей о сезонных изменениях в природе осенью (часто идут дожди; созрели плоды и корнеплоды; дует холодный ветер и облетают листья с деревьев; улетают птицы в тёплые края).
  • Развивать и обогащать речь детей по теме, упражнять в умении подбирать к именам существительным прилагательные.
  • Способствовать развитию мелкой моторики, умения конструировать плоскостные картинки из природного материала (листьев).
  • Развивать трудолюбие и умение помогать взрослым.
  • Формировать способность реализовывать игровые замыслы и умение устанавливать взаимоотношения в игре.
  • Продолжать работу по формированию умения прыгать на двух ногах в длину с места, способствовать повышению двигательной активности.
Выносной материал и оборудование
  • Мнемокарты,
  • карты для дидактических игр,
  • грабли для уборки листвы с территории,
  • предметы для самостоятельной игровой деятельности.
Ход прогулки В.: Ребята, давайте сегодня мы с вами совершим путешествие в сказочный мир природы, где нас ждут удивительные приключения. Но сначала отгадайте загадку:
  • Дом со всех сторон открыт,
    Он резною крышей крыт.
    Заходи в зелёный дом,
    Чудеса увидишь в нём. (Лес).

В.: Сегодня мы отправимся в лес.

  • Мы сейчас в поход выходим.
    По тропинке в лес заходим.
    Руки за спину кладём.
    И по брёвнышку идём (идут на носочках).
    До чего трава высока (идут, высоко поднимая ноги):
    То крапива, то осока.
    Ноги выше поднимай,
    На траву не наступай.
    А сейчас по кочкам
    Прыжки на носочках (очень тихо идут на носочках).
    Если с кочки упадёте,
    То утонете в болоте!
    Вновь мы стали на дорожку,
    Постояли тут немножко.
    Повернулись все кругом
    И пустились бегом (бегут друг за другом).
    Снова все в колонну встали
    И знакомою тропой
    Все отправились за мной!

В.: Вот мы и пришли на нашу полянку. Давайте вдохнём носиками, чтобы почувствовать запах Осени. Какой воздух? Чем он пахнет? (Ответы детей).

  • Золотом покрылось всё,
    Словно в чудной сказке.
    Кто принёс нам вот такие
    Золотые краски? (Осень).

В.: А почему осень называют золотой? (Ответы детей).
Дидактическая игра «Какая бывает осень?».
Игра «Следы осени» (по мнемотаблице):

  • часто идут холодные и моросящие дожди;
  • солнце светит, но уже не греет;
  • дует холодный ветер, начался листопад;
  • в лесу пропали грибы и ягоды;
  • собран урожай грибов и ягод;
  • птицы улетают на юг.

В.: Ребята, смотрите сколько листиков на земле. Давайте походим по сухим листочкам и послушаем, как они шуршат.
Игровое упражнение «Шуршащие листочки».
Экспериментальная деятельность «Какими материалами можно шуршать?» (ткань, бумага и полиэтиленовая плёнка).
В.: Сбрасывая листья, деревья готовятся к зимним холодам. Они укрывают всю землю тёплым, пушистым ковром. Этот ковёр защитит корни деревьев от лютого холода. Опавшие листья не мусор, они нужны деревьям! Давайте поиграем с вами в игру «Мы осенние листочки».

  • Мы листочки, мы листочки (машут листочками над головой),
    Мы осенние листочки.
    Мы на веточке сидели,
    Ветер дунул - полетели (разбегаются по площадке).
    Перестал дуть ветерок (садятся в кружок),
    Мы присели все в кружок.
    Ветер снова вдруг подул (разбегаются по площадке)
    И листочки быстро сдул.
    Все листочки полетели (приседают на корточки)
    И на землю тихо сели.

В.: Ветер-шалунишка всю листву с деревьев перемешал. (Подходят к иве). Кто знает, как называется это дерево? (Ива). На какую геометрическую фигуру похожи листья ивы? (Овал). Какого они цвета? (Коричневые). Какой длины: короткие или длинные? (Длинные). Как называются листья ивы?(Ивовые).
В.: Идём дальше. Какое это дерево? (Берёза). Какого цвета у него листья? (Жёлтые). На какую геометрическую фигуру похож лист берёзы? (На треугольник). Как называются листья от берёзы? (Берёзовые).
Дидактическая игра «Листочек, к дереву беги!».
Трудовая деятельность.
В.: Мы с вами поиграли. А теперь давайте уберём опавшую листву с участка. Ведь она мокрая и скользкая. И во время игр можно упасть! Соберём листву с участка. Перевезём её на тачках и перенесём в кучи. (Дети сгребают листву и перевозят на тачках).
Игровое упражнение «Через ручеёк».
В.: Пока мы трудились, прошёл небольшой дождик, и у нас на участке появился весёлый ручеёк. Скажите, ручеёк широкий или узкий? Нам надо через него переправиться! Как это мы сделаем? (Перепрыгнем, перешагнём.) Девочки встают около узкой части ручья, а мальчики - около широкой части ручья. (Девочки перешагивают ручеёк, а мальчики перепрыгивают).
Самостоятельная деятельность детей: игры «Семья», «Магазин», «Песочная кондитерская» и др. Во время игр проводится индивидуальная работа по развитию речи.
Пальчиковая игра «Ветер по лесу летал…».
Индивидуальная работа по ФЭМП - «Пирамидка» (разложить листочки по величине).
Индивидуальная работа по художественно-эстетической деятельности - упражнение «Составь узор из листочков» (конструирование из осенних листочков плоскостных фигурок цветов, птиц, животных, рыб, насекомых).
В конце прогулки воспитатель говорит:

  • Куча листьев здесь лежит,
    Кто-то листьями шуршит.
    Из-под листьев -
    Чёрный нос.
    Кто иголками оброс?
    Вы, конечно, догадались,
    С кем мы с вами повстречались? (С ёжиком).

В.: Пока он ещё не уснул, закутавшись в листву, давайте с ним поиграем!
Хороводная игра «Ёжик».
В конце прогулки дети строятся парами и идут в группу.

Временной план прогулки

Общая длительность пребывания дошкольников на свежем воздухе составляет 3–4 часа ежедневно и складывается из утренней и вечерней прогулки. На каждый из пяти структурных компонентов прогулки приходится 7–15 минут, остальное время приходится на самостоятельную деятельность детей. На прогулке первой половины дня физическая активность длится 6–10 минут в младшей группе (с увеличением на 5 минут для последующих возрастных групп), на вечерней прогулке - 10–15 минут для любого возраста воспитанников.

В ненастную погоду время пребывания детей на свежем воздухе сокращается

Зимой при низких температурах и высокой скорости ветра длительность прогулок сокращается. В ненастные погодные условия прогулка отменяется при условии проведения занятия в помещении, восполняющего потребность в двигательной активности и препятствующего переутомляемости детского организма.

Таблица: примерный временной план прогулки «Здравствуй, осень!» во второй младшей группе

Наблюдение за сезонными изменениями в природе Физическое развитие: упражнения на ходьбу, прыжки и бег Дидактические игры «Найди и покажи», «Угадай, что у меня в руке», «Назови птицу или животное по описанию» Трудовая деятельность: посильная помощь в уборке листьев с закреплённой за группой территории Речевое развитие: беседы о сборе урожая, о верхней одежде и обуви осенью, о любимых мультфильмах на тему осени Самостоятельная игровая деятельность
Время проведения 8–10 минут 6–10 минут 7–8 минут 10–12 минут 10–15 минут 30 минут

Таблица: примерный временной план зимней прогулки «Погода вчера и сегодня» в подготовительной группе

Структурный компонент прогулки Наблюдение за небом, солнцем, луной, звёздами, регулярное измерение температуры воздуха, занесение наблюдений в дневник погоды Физическое развитие: подвижные игры (снежки, марафон катания с корки), создание снежных построек Дидактические и сюжетные игры зимней тематики Трудовая деятельность: помощь в расчистке дорожек, заливке катка Речевое развитие: разучивание и объяснение поговорок о январе, проведение бесед о народном календаре, зимовке животных и растений Самостоятельная деятельность
Время проведения 10–15 минут 7–10 минут 10–12 минут 7–10 минут 10–12 минут 35 минут

Таблица: примерный временной план прогулки «Вестники весны» в старшей группе

Структурный компонент прогулки Наблюдение за первыми насекомыми, растениями, распускающимися почками на деревьях, вернувшимися с юга птицами Физическое развитие: упражнения на ловкость и меткость Дидактические игры: «Узнай, чей голос» (пение птиц), «Кто больше?»; подвижная игра в горелки Трудовая деятельность: уборка площадки от камешков, веток, щепок. Речевое развитие: чтение и обсуждение рассказа В. Бианки «Синичкин календарь» Самостоятельная деятельность
Время проведения 8–10 минут 6–8 минут 8–10 минут 5–7 минут 10 минут 40 минут

Конспект проведение прогулки в средней группе в первой половине дня.

Оборудование для прогулке : ведёрки, лопатки, мяч, маска «паука», бубен.

1.Наблюдение за сезонными изменениями .

Цель: - Формировать понятие о смене времён года;

Ход наблюдения .

Во время прогулки предлагаю детям послушать стихотворения.

«Картина ясна – пришла весна»

Что такое? В чём же дело?

Небо вдруг заголубело,

И умчались злые стужи…

На дворе – капель да лужи…

Кто же в этом виноват?

Ну, конечно, месяц март!

Спрашиваю, про какое время года написано стихотворение? Про какой месяц? Объясняю детям что март – первый весенний месяц. Поглядите ребята, ещё лежит снег, ветер качает голые сучья деревьев. Всё по - зимнему и не верится что зима уже позади. А весна всё таки приближается. Ребята посмотрите, и скажите.

Какие признаки весны вы увидели?

Какой сейчас месяц?

Что происходит со снегом весной?

ПОСЛЕ НАБЛЮДЕНИЯ ПРОВОДИМ ОПЫТ СО СНЕГОМ:

2. Опыт: «Найди проталинку»

Цель: закрепить свойства снега, наблюдательность, развитие познавательных процессов.

Предлагаю детям найти проталины на участке. Спрашиваю детей, возле каких деревьев появились проталины? Почему? А почему нет проталин возле берёзы? Подвожу детей к выводу: Проталины появились там, где светит солнце т.к. там теплее, чем в тени. Давайте ребята это проверим. Сейчас я положу немного снега на асфальт где светит солнце и на асфальт где тень и в конце прогулке посмотрим, что случится со снегом. И посмотрим, правда ли на солнце снег тает быстрее, чем в тени.

После наблюдения предлагаю подгруппе детей набрать снег в ведёрки для полива комнатных цветов.

2. Трудовая деятельность.

Заготовка талой воды для поливки комнатных растений.

Цель: Формирование экологической культуры.

4. Подвижные игры.

«Найди себе пару»

Цель : закрепить правила игры.

Ход игры

Говорю детям: «Сейчас будем играть в игру «Найди себе пару»

Спрашиваю детей, как правильно играть в игру? Какие слова надо говорить тому, кто остался без пары? «Ваня, Ваня не зевай быстро пару выбирай!»

Пака звучит бубен, дети бегаю по площадке, после слов: «Найди себе пару» дети строятся парами. По желанию детей игра повторяется 2 – 3 раза.

«Паук и мухи»

Цель: закрепить умение детей действовать по сигналу, воспитание выдержки.

Ход игры:

Предлагаю детям поиграть, а игру «Паук и мухи». С помощью считалки выбираем ведущего «паука» - остальные дети – «Мухи».

После слов «Светит солнышко» дети летают по площадке, греются на солнышке, после слов «паук» дети замирают на месте и не двигаются. В это время «паук» ходит, ищет «мух» которые пошевелились, и уводит к себе в домик.

По желанию детей игра повторяется 2 – 3 раза.

5. Индивидуальная работа.

Развитие движений.

С Валерой О., Олесей А., Марго В., Эмилей Б., закрепить умение прыгать в длину через игру «Перепрыгни через ров»

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то