Классный час в начальной школе. Необычные памятники мира

Сохранению исторического наследия человечества сегодня уделяется большое значение во всех странах мира. Чтобы объединить усилия разных стран по обеспечению сохранности культурных ценностей и привлечь внимание общественности в мире к этой проблеме, в 1983 году Международной организацией ICOMOS, работающей при ЮНЕСКО, был учрежден День памятников , датой которого считается 18 апреля. С 1984 года он отмечается как международный праздник.

Организация ICOMOS, которая занимается охраной исторических памятников, функционирует с 1956 года. Она объединяет более 11 тысяч профессионалов, работающих в данной отрасли: реставраторов, архитекторов, искусствоведов и т.п. Они инициировали создание специального праздника.

Мероприятия, посвященные Дню памятников

К этому дню приурочены международные форумы, посвященные тематике сохранения памятников истории. Проходят тематические конференции в разных странах, а музеи и другие учреждения проводят специальные мероприятия, которые в Международный день памятников позволяют привлечь многих посетителей:

  • бесплатное посещение музеев, подведомственных государственным структурам;
  • открытое посещение публикой исторических мест и зданий, обычно закрытых для публики;
  • организация выставок уникальных экспонатов;
  • проведение специальных мероприятий в музеях для детей и школьников.

События российской истории, связанные с охраной памятников культуры

В России впервые охрана исторического наследия была объявлена государственным делом Петром I. В конце 17 века по его распоряжению проводились обмеры и выполнение чертежей буддийских храмов в Сибири. В 1722 году был принят царский указ о мерах, которые должны были обеспечить сохранность отдельных памятников.

Общество защиты памятников в России было создано в 1909 году. В СССР указ, который законодательно закреплял необходимость охраны исторического наследия, был принят в 1924 году. Запрещалось проводить хозяйственные работы в месте расположения курганов, городищ и т.п. Правда, в 1934 году он был признан устаревшим в связи с необходимости интенсификации хозяйственного развития. Следующим законодательным актом, охраняющим исторические памятники, стал Закон 1976 года, но он многократно нарушался без последствий для нарушителей. Федеральный закон об охране памятников был принят в 2002 году в РФ.

Каждый год Международный день памятников и исторических мест ЮНЕСКО проводит под определенными девизами, которые подчеркивают значение культурного наследия для разных областей жизни. Например, в 1913 году девизом праздника обращали внимание на их образовательное наследие.

Актуальность:

В настоящее время одной из самых серьёзных проблем является то, что современные подростки не знают международных исторических и культурных памятников, как и историческое наследие нашего государства. Причин этого явления множество, начиная с низкого уровня жизни, не желание молодежи расти духовно и интеллектуально, отсутствие широкой работы средств массовой информации. Один из путей решения этой проблемы, это активная и постоянная работа преподавателей различных гуманитарных дисциплин образовательных учреждений. Ведь не зная культурных традиций человеческой цивилизации и своей Родины, не возможно научиться любить и гордиться достижениями своих предков. Осмысленно полюбить свою Родину – стать патриотом, нужно иметь определенный багаж знаний по истории страны, знать законы, которые защищают исторические и культурные памятники, а так же ответственность за разрушение и причинение порчи памятникам культуры.

Задачи урока:

  • Расширить и углубить знания обучающихся о знаменитых памятниках культуры, имеющих международное значение.
  • Формировать ценностные ориентации и убеждения обучающихся, на основе постижения опыта по истории культуре.
  • Развивать личностные качества (умение адекватно себя оценивать, принимать решения и реализовывать эти решения).
  • Расширить культурно-исторический кругозор.
  • Воспитывать патриотические чувства у подростков.

План урока:

1. История появления культурно-исторических памятников в мире.
2. История создания исторического мемориала Мамаева кургана.
3. История памятника в США «Статуя Свободы».
4. Законы РФ о защите культурно-исторических и памятников.
5. Отношение к историческому наследию в наши дни за рубежом и в России.
6. Дидактическая игра.

Оборудование урока:

1. Изображения исторических памятников культуры.
2. Видеосалон.
3. Демонстрация фотографий памятников международного значения.

Форма урока:

Класс делится на три группы, которые готовят выступления:
1. А – об истории памятника ансамбля Мамаев курган.
2. Б – статьи Конституции РФ и Уголовного Кодекса РФ об охране и защите культурно-исторических памятников.
3. В – проявление вандализма к памятникам в наши дни.
В конце урока по закреплению проводятся игровые моменты: по фотографиям определить памятники международного значения.

ХОД УРОКА

Учитель:

По определению Энциклопедического словаря: «Памятник - произведение искусства, созданное для увековечивания людей или исторических событий, скульптурная группа, статуя, бюст, плита с рельефом или надписью, триумфальная арка, колонна, обелиск, гробница, надгробие и т.д. Наиболее развитый вид памятника- мемориальные сооружения».
Первоначально страсть к увековечению, особенно сильно владевшая правителями древних государств, реализовалась в основном в создании гробниц и похоронных сооружений. Они были различными. Для египетского - пирамида. Для славянского вождя - насыпной курган. Для европейского короля или могущественного феодала - построенный на его средства собор или костел, где устанавливали его саркофаг.
Но существовала в то время и другая традиция. В демократической Греции увековечивали героев-победителей Олимпийских игр. В их честь создавали статуи. Правда, то были не портреты реальных спортсменов, а скорее именно статуи в честь победителей в беге, метании копья, стрельбе из лука, борьбе. Греки же оставили потомкам и первые изображения воинов, героев своих мифов, а заодно и своих выдающихся государственных деятелей, правителей, философов - Перикла, Сократа и многих других. Статуи работы знаменитых греческих ваятелей - Лисиппа, Мирона, Праксителя - украшали храмы, форумы, общественные здания, городские площади.

В античном мире родилась и еще одна традиция - увековечивать события. Как правило, этого удостаивались знаменитые походы, победы, завоевания, особенно те, которые приводили к захвату большого количества пленных, обращаемых в рабство. В честь таких побед стали воздвигать специальные сооружения - триумфальные арки и колонны.
В 1622 году был сооружен первый в Европе памятник не военному лицу и не венценосцу, а гражданскому деятелю, писателю и философу Эразму Роттердамскому, автору знаменитой «Похвалы Глупости» (скульптор - Хендрик де Кейзер). А позже памятники поэтам и писателям начали постепенно, но неуклонно и настойчиво теснить монументы монархам.
В России первыми писателями, кому были поставлены памятники, стали Н.М. Карамзин, Г.Р. Державин, И.А. Крылов. Вслед за поэтами появились на пьедесталах композиторы, ученые, путешественники, врачи. Постепенно стали увековечивать не только писателей, но и героев их книг.
Начиная с Петра I в России появляется большое количество различных памятников, в том числе и самому царю. А в допетровскую эпоху в нашей стране не было скульптурных памятников. И не потому, что не было великих людей, достойных увековечения, а просто в канонах православного христианства было не принято ставить памятники. Зато существовал обычай увековечивать не людей, а события, в основном, конечно, связанные с победами. Для этой цели строили храмы или часовни.
Однако гуманистическое наследие античной культуры все шире распространялось в XIX и XX веках по всем странам и континентам. Сегодня мы богаты культурно-историческим наследием наших предков, мы имеем огромное количество памятников культуры. Наша задача сохранить их для будущего потомства.
На территории нашего города есть памятник культуры, имеющий историческое международное значение – это Мамаев курган.

А
(Выступление обучающихся об истории открытия Мамаева кургана)

Мамаев курган возвышается над Сталинградом на 102 метра. Более четырех месяцев (сентябрь 1942 г. - январь 1943 г.) шли кровопролитные бои за эту высоту. Много раз вершина кургана переходила из рук в руки. Много раз эту высоту брали самоотверженные советские воины, но через день-два фашисты сосредоточивали превосходящие силы пехоты, танков, авиации, артиллерии и снова овладевали вершиной. Только 26 января 1943 года все окрестности Мамаева кургана, все прилегающие к нему высоты были очищены от врага.
Но сколько своих товарищей похоронили советские воины в священной земле Мамаева кургана, густо усеянной осколками от мин, бомб, снарядов: на каждый квадратный метр их приходилось от 500 до 1250...
Бессмертные образы защитников Сталинграда воскресают в монументальном памятнике Победы, воздвигнутом на Мамаевом кургане. Авторы ансамбля - творческий коллектив во главе с народным художником СССР скульптором Е. Вучетичем и архитектором Я.Белопольским.
Открытый в 1967 году памятник-монумент включает в себя целый комплекс архитектурных и скульптурных сооружений. Вот что писал в дни открытия памятника, в октябре 1967 года, народный художник СССР скульптор Евгений Вучетич: «...В сталинградской эпопее с необычайной силой раскрылись благородство души и прекрасные качества советских людей. Здесь жизнь торжествовала над смертью, и ушедшие из жизни не уходили в небытие - они словно оставались в строю, и пример их подвига звал на подвиг других».
На строительстве памятника-ансамбля выполнено свыше 1 миллиона кубометров земляных работ. Уложено около 20 тысяч кубометров бетона, использовано более 25 тысяч тонн металлоконструкций.
Главным монументом ансамбля является скульптура «Родина-Мать». Ее высота 52 метра, длина руки - 20 и меча - 29 метров. Вес скульптуры 8 тысяч тонн, а меча - 14 тонн. (Приложение, рисунок 1 ).
Зал Воинской славы имеет форму цилиндра диаметром 40 метров, высотой 13,5 метра. На 34 мозаичных знаменах увековечены свыше 7000 фамилий советских воинов, погибших в Сталинградской битве. (Приложение, рисунок 2 ).

Просмотр документального фильма «Родина-Мать» – 5–8 мин.

Учитель:
28 октября 1886 года, под грохот канонады - 21 пушечный выстрел состоялось открытие самого знаменитого памятника Северной Америки. Ревели сирены, был устроен грандиозный фейерверк. С тех пор пассажиров всех судов, прибывающих в нью-йоркский порт, встречает здесь гигантская женская фигура с факелом Свободы в протянутой к небу руке. (Приложение, рисунок 3 ).
Статуя Свободы стала символом Соединенных Штатов Америки.
Статуя, весом 255 тонн, представляет собой увенчанную короной! женскую фигуру, попирающую ногами разорванные кандалы тирании. Семь остроконечных зубцов ее короны символизируют свободу, распространяемую на семь континентов и семь морей. В левой руке Свобода держит некое подобие книги с высеченными на ней двумя датами: 4 июля 1776 года - день принятия Декларации независимости и 14 июля 1789 года - день взятия Бастилии. Скульптор Бартольди представлял, что эти события идейно связаны между собой. Правая рука поднимает символический факел. Факел и корона по вечерам подсвечиваются.
Высота самой статуи - 46 метров, и, таким образом, верхушка факела находится на высоте 93 метров над землей. Вес - 205 тонн. Длина правой руки, в которой факел, - 12,8 метра, причем один только указательный палец имеет длину 2,4 метра, ширина рта - 91 сантиметр. Внутри цоколя статуи Свободы находится Музей заселения Америки, открытый в 1972 году. Здесь представлена действительно вся история страны: от предков - индейцев, которые двинулись на неведомый тогда континент, и вплоть до массового переселения в нынешнем столетии.
Каждая страна мира чтит и бережет свою культуру. В нашей стране изданы законы, которые охраняют и защищают культурно - исторические памятники.

Б
(Выступление обучающихся по содержанию нормативных документов, защищающих исторические памятники и знаки)

Конституция Российской Федерации:

Статья 44

Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Кодекс Российской Федерации об Административных нарушениях:

Статья 7.13.

1. Нарушение требований сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия памятников истории и культуры, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц - от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда.
2. Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные в отношении особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры, внесенных в Список всемирного культурного и природного наследия, на их территориях, на территориях историко-культурных заповедников (музеев-заповедников) федерального значения, а равно в зонах их охраны. - влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц - четырехсот до пятисот минимальных размеров труда.

Уголовный Кодекс Российской Федерации:

Статья 243. Уничтожение или повреждение памятников истории и культуры
1. Уничтожение или повреждение памятников истории, культуры, природных комплексов или объектов, взятых под охрану государства, а также предметов или документов, имеющих историческую или культурную ценность - наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев либо лишением свободы на срок до двух пет.
2. Те же деяния, совершенные в отношении особо ценных объектов или памятников общероссийского значения, - наказываются штрафом в размере от семисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года либо лишением свободы на срок до пяти пет.
Статья 244. Надругательство над тепами умерших и местами их захоронения
1. Надругательство над тепами умерших либо уничтожение, повреждение или осквернение мест захоронения надмогильных сооружений или кладбищенских зданий, предназначенных для церемоний в связи с погребением умерших или их поминовением, - наказываются штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или в размене заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.
2. Те же деяния, совершенные:
а) группой лиц группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б) по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды, а равно в отношении скульптурного, архитектурного сооружения, посвященного борьбе с фашизмом или жертвам фашизма, либо мест захоронения участников борьбы с фашизмом, – наказываются ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех пет.

Учитель:
Несмотря на принятые законы об охране памятников в нашей стране, сегодня очень часто стали появляться сообщения в средствах массовой информации о том, что где-то разрушены или планируются демонтировать памятники культуры.

В
(Выступления обучающихся о состоянии памятников в России и за рубежом)

Эстонский парламент создал прецедент для советских памятников во всем мире. "Принятие эстонскими депутатами закона "О защите воинских захоронений" "дает не очень хороший пример другим странам и не является плюсом для российско-эстонских отношений", – считает член комитета Госдумы по международным делам, председатель подкомитета по европейскому сотрудничеству Андрей Климов. 10 января 2007 года парламент Эстонии принял в третьем чтении закон, который позволяет перенести из центра Талина памятника советским воинам-освободителям на Тынисмяги (Бронзовый солдат). Они мотивируют свою позицию тем, что хотят оградить святыни от актов вандализма.
"В центре Европы такое решение принимается теми, кто считает себя представителями европейского сообщества. Зачем заниматься перетаскиванием останков? Воевать с костями не лучший признак цивилизованности. Эстонский парламент подает не очень хороший пример", – заметил А.Климов.
Проявление вандализма имеет место и в России, так, например вандалы надругались над мемориалом «Скорбящая» в Перми. (Приложение, рисунок 4 ).
Таких мест в России становится с каждым годом все больше.
"Советский военный мемориал в Трептов-парке – грандиозный памятник примерно 21 тысяче погибших в 1945 году при взятии столицы фашистской Германии воинов. Мы чтим их память и до сих пор считаем мемориал советским, так как именно СССР освободил Берлин. Мы делаем все возможное для достойного ухода за всеми тремя крупными советскими военными мемориалами в нашем городе – в Трептов-парке, в Тиргартене и Шенхольцер Хайде", – рассказывает глава дирекции строительства в правительстве Берлина Ханс Штимманн.
В одной руке советского солдата – меч, разрубающий свастику, а на другой – спасенная маленькая немецкая девочка возвышается на постаменте в берлинском Трептов-парке. Всемирно известная скульптура Евгения Вучетича торжественно водружена на то место, где она стояла с 1949 года. (Приложение, рисунок 5 ).
Внутри пьедестала, к которому ведет гранитная лестница, находится круглый купольный мемориальный зал. Его стены выложены смальтовой мозаикой, выполненной по эскизам художника А.А. Горпенко. На большом и ярком мозаичном панно изображены представители народов Европы, возлагающие венки на могилы советских воинов – своих освободителей.
По обеим сторонам ансамбля от знамен до главного монумента белеют по восемь массивных белокаменных саркофагов. Это простые каменные блоки с рельефами, рассказывающими о Великой Отечественной войне. Переходя от одного барельефа к другому, двигаясь к центральному монументу, посетитель может видеть события Великой Отечественной войны. Вучетич с большой силой передает драматизм события. Перед взором посетителя последовательно развертывается волнующая картина смертельной битвы с фашизмом.
...40-тонную фигуру советского солдата сняли с пьедестала для капитального ремонта в октябре 2005 года. Затем разобрали на семь частей и отправили для реставрации на северогерманский остров Рюген. Там она была покрыта специальным защитным слоем. Кроме того, был изготовлен и помещен внутрь фигуры специальный металлический корсет, винтами накрепко скрепленный с наружными деталями. Эта конструкция многократно увеличивает устойчивость памятника. Немецкая сторона затратила на этот капитальный ремонт 1,5 миллиона евро. Таковы детали грандиозного берлинского проекта.
Это один из лучших символов нашей Победы. И сегодняшнее его возвращение после реставрации тоже символично. Любой из памятников той войны – а среди них есть и шедевры архитектурного искусства, и скромные обелиски – ценен, прежде всего, своим внутренним, историческим содержанием.

Учитель:
В болгарском городе Пловдиве на холме Бунарджик в 1954 году поставлен памятник советскому воину освободителю «Алеша» по проекту болгарских скульпторов Радославова, Занкова, Коцева и Топалова. Высота памятника 18 метров, выполнен из камня. Позже появилась песня «Алеша», которая стала гимном Пловдива.

Просмотр фильма об истории памятника «Алеша» в болгарском городе Пловдиве – 5–8 мин.

Учитель:
Но нельзя стереть время, как нельзя стереть память и историю.
Белинский отмечал: «Из всех критиков самый великий, самый гениальный, самый непогрешимый – время». Я думаю, что время расставит все на свои места.

Закрепление:

С помощью фотографий (Приложение ) определить памятники международного значения.

1. Европа – «Воин-Освободитель» – Евгений Вучетич (Берлин)
2. Белоруссия – Мемориал Хатынь – С Селиханов, В. Занкович (Минск)
3. Россия – Мемориала «Солдатское поле» – А.Е.Криволапов (Волгоград)
4. «Стоять насмерть» – Евгений Вучетич (Волгоград)
5. «Родина-Мать» – Евгений Вучетич (Волгоград)
6. Зал Воинской славы – Евгений Вучетич (Волгоград)
7. Монумент В.И.Ленина у Волго-Донского судоходного канала – Евгений
Вучетич (Волгоград). Монумент В.И.Ленина занесен в Книгу рекордов
Гиннеса как самый большой в мире памятник, установленный реально
жившему человеку.
8. «Медный всадник» – Этьен Морис Фальконе (С-Петербург),
9. Памятник Минину и Пожарскому – Этьен Морис Фальконе (Москва).
10. США – Статуя Свободы – Бартольди.
11. Египет – большой Сфинкс в Гизе.

Литература:

  1. Александров В.Н. История русского искусства. – Минск; Харвест. 2004.
  2. Волгоград: четыре века истории. – Волгоград.: Нижне – Волж. кн. изд, 1989.
  3. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. – М.: Глобус, 20007.
  4. Основные кодексы и законы Российской Федерации. – С–Пет.: ИД Весь, 2002.
  5. Самин Д.К. Сто великих памятников. – М.: Вече, 2001.

Отдел образования администрации Тальменского района Алтайского края

Районный конкурс «Инновационный проект»

Направление «Современные воспитательные технологии»

Сценарий, посвящённый Дню Памятников и памятных мест

« Рядом с настоящим - прошлое»

Ларичиха 2008

Пояснительная записка

Памятники культуры – явление социальное, отражающее процесс общественного развития. Они сохраняют следы исторических событий для памяти народа.

Вопрос «корней», связи с прошлым во имя будущего остро звучит сегодня. Самосознание нации слагается из самосознания индивидуумов – граждан Отечества.

«Почему люди так любят изучать своё прошлое, свою историю? – спрашивал и отвечал: - Вероятно, потому же, почему человек, споткнувшись с разбега, любит, поднявшись, оглянутся на место своего падения».

Вот и своим мероприятием я хочу, чтобы дети «споткнулись», задумались о прошлом своей Родины, познакомились с фактами местной истории и выяснили для себя, какое значение в нашей жизни имеет прошлое.

Целевой компонент

Цель : помочь учащимся осознать себя частью своей страны, своей малой Родины.

Задачи :

Воспитывать чувство гражданственности, любви к России, своей «малой Родине»

Вызвать интерес учащихся к книгам краеведческого характера

Расширение кругозора детей

Организационно – деятельный компонент

Место: класс, оборудованный интерактивной доской

Участники: ученики класса

Предварительная подготовка

1. Разучиваются стихи детьми, которые будут задействованы в сценарии, проводятся репетиции.

2. Оформляется книжная выставка «Рядом с настоящим - прошлое»

(Приложение)

Оборудование

1. Интерактивная доска

2. Книжная выставка

3. Аудиозапись песни «Алёша», магнитофон

Вступительная часть

Звучит песня «Алёша» (слова К. Ваншенкина, музыка Э. Колмановского)

Ученик 1 :

Время – вспять оно не повернётся,

Не вернётся на повторный круг.

Но история – она же остаётся

С нами. Только погляди вокруг!

Вот цари, учёные, поэты,

Чья судьба, как яркая звезда,

Самый высокий памятник города – мемориал Славы.

(Приложение)

На территории Тальменского района хотелось бы обратить ваше внимание на памятник дружбы русского и белорусского народов /Алтай – Хатынь/

(Приложение)

А это уже Ларичиха – памятник воинам – землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.

С исследованием, посвящённым истории этого памятника, выступит перед вами Баранова Катя, ученица 10 класса . (Приложение)

Ведущая : Теперь хотелось бы обратить ваше внимание на книжную выставку (делается краткий обзор, 3-4 минуты )

Ведущая: Памятников много по всему миру и за каждым из них своя история. Давайте проведём с вами викторину «От маленьких до больших». Она посвящена памятникам животным. Я думаю, вы узнаете очень много интересного! (Приложение)

Ведущая: Над такими весёлыми памятниками можно смеяться не только 1 апреля , а круглый год! (Приложение)

Подписи к фото :

В Марселе есть странный памятник. Гигантский палец вылезает из земли! Он возведён в честь местной морской бухты . Она имеет форму пальца

Ничего себе вилочка! Эта громадина высотой с трёхэтажный дом «торчит» из земли в норвежском городе Осло.

А этот памятник, стоящий вниз головой, находится в Австралии, в Мельбурне . Рядом с местным университетом. Это его основатель. Представляете, какие там студенты?!

Кстати, там же, в Мельбурне, имеется самый большой в мире кошелёк. Подходи, всем мелочи хватит! Интересно, охотится ли ночами этот кошелёк на надоедливых голубей?

Этому брюссельскому полисмену ни за что и никогда не поймать вора. Потому что его самого поймали. За ногу.

В Испании, в городе Кандиз, в воздухе парит кран, из которого течёт поток воды. Кажется, что кран взлетает, хотя, конечно, это не так. Труба, которая его держит, просто скрыта под водой.

В Томске стоит памятник счастью. При этом это счастье выглядит точь-в-точь как волк из мультфильма «Жил - был пёс». На пузе у волка есть кнопка. Если её нажать, волк скажет какую-нибудь фразу из мультфильма.

А этой любопытной Лос – Анджелеской Варваре стало очень интересно, что же там в здании происходит.

Мы очутились в Нидерландах, в городке со труднопереносимым названием Вестенбергстраад. Здесь машины паркуют прямо на стенах, как этот «Моррис – мини». Вечером этот памятник старательно освещают. Видимо, чтобы кто-нибудь нечаянно не припарковался рядом.

А теперь нас ждёт Хэддингтон, обычный английский городок, славящийся безголовой акулой, застрявшей в крыше самого обычного дома.

Ведущая: Ну и немного о нестандартных памятниках со всего света.

В деловой части Франкфурта находится памятник этому непременному атрибуту современного бизнесмена – галстуку.

Отличительной особенностью памятника тургеневской Му-му во французском городке Онфлер является рыбий хвост у Му-му.

В Австралии существует памятник гусеницы. В 19 веке она помогла местным фермерам избавиться от неимоверно расплодившихся кактусов.

Известны два памятника в честь лягушки: в Парижском университете (Сорбонне) и Токио. Они установлены в знак благодарности (или в качестве извинения?) за то, что лягушек используют при медицинских опытах.

В Воронеже уже существует памятник знаменитой собаке Белому Биму Чёрное Ухо; он украшает площадь перед кукольным театром. А на улице Лизюкова горожане собираются поставить ещё один памятник – знаменитому герою мультфильма «Котёнок с улицы Лизюкова».

Продовольственный символ советской эпохи – сырок «Дружба»- украсил столицу нашей Родины.

В Ижевске есть памятник земноводному, по одной из легенд, водившемуся в тех краях в стародавние времена – крокодилу!

В Канаде иммигранты – украинцы установили памятник пирогу с картошкой. Наш «ответ» - монументальный пельмень на вилке в Ижевске.

Возле Екатеринбургской областной библиотеки имени Белинского стоит памятник весьма необычному, но значительному литературному герою – человеку – невидимке.

Ведущая : Мы очень хорошо отдохнули, посмеялись, а теперь в завершение нашего мероприятия хотелось бы напомнить вам о том, что памятники требуют бережного отношения к себе. Вот эти правила:

Осматривая памятники истории и культуры, необходимо проявлять высокую сознательность, соблюдать чистоту, тишину и порядок. Близ памятников не стоит устраивать шумные игры.

Недопустимо брать что-либо «на память» от архитектурных памятников. У вас дома это будет всего лишь сувенир, а памятник потеряет многое.

Нельзя своими действиями изменять и то природное окружение, ландшафт, который составляет, как правило, единое целое с архитектурными памятниками. Ведь именно сплетенные тесными многовековыми связями памятник и земля, на которой он возник, производят наиболее сильное впечатление на человека. Измени окрестную природу вырубкой леса, пожарищем, неухоженными лагерными стоянками, и памятник потеряет свою силу и красоту.

Ученик 4:

История нетленна, как огонь,

Замрёт на миг, и вновь,

Являя пламень,

Она взойдёт, могильный сдвинув камень.

И тот, кто к ней потянется руками,

Тот бросит сердце на её ладонь.

Ведущая : Вот такими прекрасными словами хотелось бы закончить наше мероприятие. Изучайте памятники, любите и берегите их! Спасибо за внимание.

Приложение

Книжная выставка

Название: «Рядом с настоящим – прошлое»

Состоит из двух частей

I. «Без прошлого нет будущего» (книги общего характера)

«Прошлое, хранящееся в памяти, есть часть настоящего».

(Тадеуш Котарбиньский)

1. Алпатов М. Немеркнущее наследие.- М.: Просвещение, 1990

2. Андреева М. Рассказы о трёх искусствах: Очерки.- Л.: Детская литература

3. Всё обо всём. Т.4. Что такое обелиск?.- М.: Ключ, 1993.- с.108

4. Данилова, глина и фантазия.- М.: Просвещение, 1991

5. Десятников.- М.: Просвещение, 1993 (о реставраторах)

6. Ермонская понимания скульптуры.- М.: Искусство, 1978

7. Розенвассен об искусстве.- М.: Просвещение, 1979.- с.31

8. Этюды для изобразительного искусства: Книга для учащихся.- М.: Просвещение, 1993.- с.134

II. «Возвращение к истокам» (книги и публикации, посвящённые памятникам Алтайского края)

Цитата: «Увидеть и познать свой край можно либо своими глазами, либо с помощью книг» ()

1. Нижнее Причумышье. Очерки истории и культуры/ под ред. Т. К Щегловой и др. – Барнаул, 1997.

2. Нижнее Причумышье: История и судьбы/ под ред. .- Барнаул, 2001.

3. Рабочему посёлку Тальменка – 275 лет с. 18

4. Садчиков В. Алтай: Фотоальбом

5. Энциклопедия Алтайского края: В двух томах. т.1.- Барна5.- с. 291.

Приложение

Приложение

Приложение

От маленьких до больших

(Викторина о памятниках животным)

Долго в Болгарии длились печали:

Люди под игом турецким страдали!

В Габрове в честь пробужденья народа

Памятник создан, как крик о свободе!

Сделан он так, что отважная птица,

Словно к рассвету, безудержно мчится!

Кажется даже, что радует слух

Криком свободным отважный……(Петух!)

Да! В Мадриде каждый знает:

Этот зверь несёт покой!

С давних пор он охраняет

Город, сердцу дорогой!

Он на площади, из бронзы,

Всем помочь готов и впредь,

На прохожих смотрит грозно

Потому что он….(Медведь!)

В Африке, в Кении, их очень много!

Выглядит гордо, достойно и строго!

В Кении жарко, там вечное лето!

Эти животные серого цвета!

Верно и преданно, честное слово,

Всё для людей они сделать готовы!

Их истребленью поставлен заслон!

Это большое животное…(Слон!)

Дания – это страна небольшая,

Фермерство с давних времён процветает!

В Дании скажет любой без бахвальства:

Гордостью сельское стало хозяйство!

Чтобы домашних животных прославить,

Памятник люди решили поставить,

Не удивляйтесь, но это, друзья,

Семь поросят и большая….(Свинья!)

Германские рыцари часто сражались,

Крестьяне без крова тогда оставались,

И в поисках места брели по дороге,

О камни сбивая усталые ноги.

Вдруг прыгнул зверёк неизвестно откуда,

И город решили здесь выстроить люди!

А в память о встрече со зверем скитальцы

Поставили памятник серому…(Зайцу!)

Стоит в Калифорнии памятник этот!

Такого нигде не сыскать вам на свете!

Поставлен он зверю, и очень большому,

Никто в наше время не видел такого!

Повымерзли звери такие давно,

Им не было выжить судьбой суждено!

Но память о них вся увенчана лавром!

Да здравствует памятник….(Динозаврам!)

В Лондоне памятник есть удивительный!

Просто не знать о таком возмутительно!

Памятник этот поставлен животному,

Самому лучшему в мире охотнику!

Самому доброму, самому милому,

И грациозному, и красивому!

Так в благодарность за доброту

Памятник этот поставлен ….(Коту!)

В Нью – Йорке поставили памятник другу

За то, что сквозь ветер и зимнюю вьюгу,

Сквозь холод и лёд, через злые мытарства,

Чтоб город спасти, он доставил лекарства!

И люди герою за верность воздали,

А деньги на памятник дети собрали!

Так было, и всё это точно не враки,

В Нью – Йорке есть памятник верной…(Собаке по кличке Балт)

В России есть памятник рекордсменке,

Но не актрисе и не спортсменке!

В Москве он поставлен, и, людям на диво,

Животное выглядит очень красиво!

Спокойно и важно глядит на дорогу

И, кажется, облако трогает рогом!

Меня не ловите сегодня на слове,

Но памятник этот удойной…(Корове!)

Австралия – страна большая!

Об этом каждый в мире знает!

И есть животное одно –

Доход несёт в страну оно!

В ответ не стали австралийцы

На славный памятник скупиться!

И что добавит мне в конце?

Лишь то, что памятник…(Овце!)

Есть в Греции остров прекрасный – Родос,

Там мир, и покой, и сияние роз!

Легенда гласит, что когда-то давно

На острове змей было этом полно!

И спас этот остров загадочный зверь,

В честь зверя есть памятник славный теперь!

Туристы готовы смотреть каждый день,

Как в небо рога упирает ….(Олень!)

Литература

1. Ермонская понимания скульптуры.- М.: Искусство, 1978.- с. 22-23.

2. Краеведение: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1987.- с.50-52

3. Могильченко памятники//Чем развлечь гостей.- 2007.- №1.- С.7-8

4. Моторина …//Чем развлечь гостей.- 200С.92

5. Пинаева М. Реставрация памяти.- М.: Советская Россия, 1990.- с. 7,10.

6. Рабочему посёлку Тальменка – 275 лет с. 18

7. Садчиков В. Алтай: Фотоальбом

8. Смешные памятники//Детская неделя.- 2008.- №4.- С.4-5

10. Швецова Е. От больших до маленьких//Чем развлечь гостей.- 200С.8-9

11. Энциклопедия Алтайского края: В двух томах. т.1.- Барна5.- с. 291.

Международный день памятников и исторических мест (День всемирного наследия ) отмечается 18 апреля. Установлен в 1983 году Ассамблеей Международного совета по вопросам охраны памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС) созданной при ЮНЕСКО, с целью привлечь внимание общественности к вопросам защиты и сохранения всемирного культурного наследия. Впервые, на межгосударственном уровне, день памятников и исторических мест отмечался 18 апреля 1984 года.

Девизом Международного дня памятников и исторических мест (International Day for Monuments and Sites) стали слова: «Сохраним нашу историческую родину».

Этот День установлен в 1982 году Ассамблеей Международного совета по вопросам охраны памятников и достопримечательных мест (ICOMOS), созданной при ЮНЕСКО. Праздник отмечается в мире с 18 апреля 1984 года с целью привлечь внимание общественности к вопросам защиты и сохранения всемирного культурного наследия.

В СССР в 1924 году Инструкцией Наркомпроса был разработан Указ (на основании постановления Всероссийского ЦИК и Совнаркома от 7 июля 1924 года), по которому исполнительным комитетам вменялось в обязанность следить за тем, чтобы «городища, курганы, могильники и прочие места, представляющие историческую ценность, не распахивались, не раскапывались в каких-либо хозяйственных целях, а в окружности памятников оставалась бы неприкосновенной охранная полоса от одной сажени и более, в зависимости от размера и значения памятника».

В настоящее время в России насчитывается примерно 150 тысяч объектов культурного наследия федерального и регионального значения. А базовым законом в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

К сожалению, данный закон соблюдается не всегда. Памятники, исторические места и заповедные зоны нещадно уничтожаются, а виновные в этом не несут, как правило, никакого наказания. По оценкам экспертов, ежегодно страна теряет до 200 памятников истории и культуры, и некоторые объекты культуры прошлого утеряны уже безвозвратно.

В Европе с историей обращаются гораздо бережнее, европейские страны сохраняют даже исторические ландшафты и пейзажи местности. Например, во Франции проводят восстановительные работы ландшафтов памятных мест даже после археологических раскопок. На севере Англии в практически нетронутом виде сохранен Адрианов вал, построенный при римском императоре Адриане для охраны северных рубежей империи и протянувшийся на 117 километров.

И сегодняшний праздник — повод еще раз привлечь внимание широкой общественности и представителей власти к вопросам защиты и сохранения различных местных памятников и исторических мест и объектов всемирного культурного наследия. Поэтому в этот день в рамках празднования проводятся различные конференции по вопросам сохранения и защиты культурного наследия, а также ряд других мероприятий. Так, например, в некоторые музеи и выставочные залы в этот день (также, как и в Международный день музеев) можно попасть бесплатно. А еще посетители могут побывать в архитектурных комплексах и исторических зданиях, которые в обычные дни закрыты для посещения.

Памятники культуры – явление социальное, отражающее процесс общественного развития. Они сохраняют следы исторических событий для памяти народа.

Вопрос «корней», связи с прошлым во имя будущего остро звучит сегодня. Самосознание нации слагается из самосознания индивидуумов – граждан Отечества.

«Почему люди так любят изучать своё прошлое, свою историю? – спрашивал В. О. Ключевский и отвечал: — Вероятно, потому же, почему человек, споткнувшись с разбега, любит, поднявшись, оглянутся на место своего падения».

Вот и своим мероприятием я хочу, чтобы дети «споткнулись», задумались о прошлом своей Родины, познакомились с фактами местной истории и выяснили для себя, какое значение в нашей жизни имеет прошлое.

Целевой компонент

Цель: помочь учащимся осознать себя частью своей страны, своей малой Родины.

Воспитывать чувство гражданственности, любви к России, своей «малой Родине»

Вызвать интерес учащихся к книгам краеведческого характера

Расширение кругозора детей

Организационно – деятельный компонент

Время: классный час

Место: класс, оборудованный интерактивной доской

Участники: ученики класса

Предварительная подготовка

1. Разучиваются стихи детьми, которые будут задействованы в сценарии, проводятся репетиции.

2. Оформляется книжная выставка «Рядом с настоящим — прошлое»

(Приложение)

Оборудование

1. Интерактивная доска

2. Книжная выставка

3. Аудиозапись песни «Алёша», магнитофон

Вступительная часть

Звучит песня «Алёша» (слова К. Ваншенкина, музыка Э. Колмановского)

Время – вспять оно не повернётся,

Не вернётся на повторный круг.

Но история – она же остаётся

С нами. Только погляди вокруг!

Вот цари, учёные, поэты,

Чья судьба, как яркая звезда,

В бронзу и гранит теперь одеты

И остались с нами навсегда.

А мечети, пагоды и храмы –

Древности далёкой маяки…

Уходя, история на память

Вот такие вяжет узелки.

С настоящим прошлое, сплетаясь,

Образует сказочную вязь.

Память всюду памятники ставит,

Чтобы связь времён не прервалась.

Сохраните памятники, люди,

Пусть не скроет их забвень – трава.

Давайте же Иванами не будем,

Что не помнят своего родства.

Основная часть

Человек имеет память и неотъемлемую ее функцию – забывание. Чтобы выжить, человеку нужно было помнить о самом главном. Так появились памятники. Сначала – наскальные рисунки, потом – могильные камни (без письменных знаков, а позднее – и с ними). В конце концов возникли специальные композиции, посвящения.

Памятники устанавливаются в общественных местах, чаще всего на открытом воздухе. Они отличаются крупными размерами, долговечностью материала. Памятники увековечивают людей или события, которые приобрели всеобщую известность. Нельзя поставить на городской площади памятник лицу, которое близко знает только сам скульптор (жене, брату, другу), тогда как создать их портреты для выставки или музея вполне возможно.

Воздействие памятника, стоящего на площади и созданного «для всех», хочется назвать категорическим. Можно не пойти в театр, в кино, на выставку, можно не прочесть книгу, но нельзя не заметить воздвигнутый на площади монумент! И наш народ не остаётся равнодушным к произведениям монументальной скульптуры: возле памятника всегда можно видеть людей, останавливающихся, чтобы внимательно рассмотреть скульптуру. А как любят в Москве, у памятника Пушкину, назначать свидания!

На гранитных пьедесталах памятников очень часто лежат букеты цветов – трогательный знак уважения и любви нашего народа.

Ежегодно 9 Мая, 22 июня торжественно проводятся митинги и возлагаются траурные венки, букеты к мемориалам Солдатской Славы.

Алтайский край занимает одно из первых мест в Сибири по количеству объектов культурного наследия. В нашем регионе на государственном учёте состоит 4540 объектов.

Все мероприятия, связанные с охраной, использованием объектов культурного наследия, осуществляет управление Алтайского края по культуре.

Давайте же проведём небольшую экскурсию по памятным местам Алтайского края.

В Барнауле, столице нашего края, 287 памятников. Существуя чуть менее 300 лет, естественно, не может иметь памятников более глубокой старины.

(Приложение)

Самый первый памятник расположен на площади 1-го Мая (бывшая Демидовская). Центр площади занят гранитным обелиском, поставленным в своё время в память 100-летия Алтайских горных заводов. Заложен 18 июня 1825 года, окончательно возведён в 1839. Теперь этот обелиск посвящён памяти погибших в Барнауле борцов за революцию.

Много памятников создано в послевоенное время.

(Приложение)

Монументальным комплексом стал мемориал Славы на площади Победы (1971 – 1975). Он включает 6-метровую бронзовую скульптурную группу «Прощание» (скульптор П. Л. Миронов), 24-метровую стелу, облицованную медными плитками с рельефами «Сибиряки и фронт» и «Сибиряки и тыл» (художник В. Ф. Добровольский), барельефы внутри бетонного редута, хранящего имена воинов – барнаульцев, павших в Великую Отечественную войну, восемь чаш с негосимым огнём, текст «Реквиема» Роберта Рождественского.

(Приложение)

Заметным событием в культурной жизни Барнаула стало открытие в 1980 году памятника изобретателю Ивану Ползунову, чьё имя носит алтайский технический университет (скульптор Бродский И. Д., архитекторы А. Шимин и Г. Сыромятников). Общая высота памятника около 7 метров.

И совсем короткие факты о памятниках Барнаула:

Самый популярный персонаж для памятников – В. И. Ленин. На одноимённом проспекте стоят три памятника вождю мирового пролетариата.

Самый «молодой» памятник – памятник А. С. Пушкину открылся на одноимённой улице 6 июня 1999 года.

Самый высокий памятник города – мемориал Славы.

(Приложение)

На территории Тальменского района хотелось бы обратить ваше внимание на памятник дружбы русского и белорусского народов /Алтай – Хатынь/

(Приложение)

А это уже Ларичиха – памятник воинам – землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.

С исследованием, посвящённым истории этого памятника, выступит перед вами Баранова Катя, ученица 10 класса. (Приложение)

Ведущая: Теперь хотелось бы обратить ваше внимание на книжную выставку (делается краткий обзор, 3-4 минуты)

Ведущая: Памятников много по всему миру и за каждым из них своя история. Давайте проведём с вами викторину «От маленьких до больших». Она посвящена памятникам животным. Я думаю, вы узнаете очень много интересного! (Приложение)

Ведущая: Над такими весёлыми памятниками можно смеяться не только 1 апреля, а круглый год! (Приложение)

В Марселе есть странный памятник. Гигантский палец вылезает из земли! Он возведён в честь местной морской бухты. Она имеет форму пальца

Ничего себе вилочка! Эта громадина высотой с трёхэтажный дом «торчит» из земли в норвежском городе Осло.

А этот памятник, стоящий вниз головой, находится в Австралии, в Мельбурне. Рядом с местным университетом. Это его основатель. Представляете, какие там студенты?!

Кстати, там же, в Мельбурне, имеется самый большой в мире кошелёк. Подходи, всем мелочи хватит! Интересно, охотится ли ночами этот кошелёк на надоедливых голубей?

Этому брюссельскому полисмену ни за что и никогда не поймать вора. Потому что его самого поймали. За ногу.

В Испании, в городе Кандиз, в воздухе парит кран, из которого течёт поток воды. Кажется, что кран взлетает, хотя, конечно, это не так. Труба, которая его держит, просто скрыта под водой.

В Томске стоит памятник счастью. При этом это счастье выглядит точь-в-точь как волк из мультфильма «Жил — был пёс». На пузе у волка есть кнопка. Если её нажать, волк скажет какую-нибудь фразу из мультфильма.

А этой любопытной Лос – Анджелеской Варваре стало очень интересно, что же там в здании происходит.

Мы очутились в Нидерландах, в городке со труднопереносимым названием Вестенбергстраад. Здесь машины паркуют прямо на стенах, как этот «Моррис – мини». Вечером этот памятник старательно освещают. Видимо, чтобы кто-нибудь нечаянно не припарковался рядом.

А теперь нас ждёт Хэддингтон, обычный английский городок, славящийся безголовой акулой, застрявшей в крыше самого обычного дома.

Ведущая: Ну и немного о нестандартных памятниках со всего света.

В деловой части Франкфурта находится памятник этому непременному атрибуту современного бизнесмена – галстуку.

Отличительной особенностью памятника тургеневской Му-му во французском городке Онфлер является рыбий хвост у Му-му.

В Австралии существует памятник гусеницы. В 19 веке она помогла местным фермерам избавиться от неимоверно расплодившихся кактусов.

Известны два памятника в честь лягушки: в Парижском университете (Сорбонне) и Токио. Они установлены в знак благодарности (или в качестве извинения?) за то, что лягушек используют при медицинских опытах.

В Воронеже уже существует памятник знаменитой собаке Белому Биму Чёрное Ухо; он украшает площадь перед кукольным театром. А на улице Лизюкова горожане собираются поставить ещё один памятник – знаменитому герою мультфильма «Котёнок с улицы Лизюкова».

Продовольственный символ советской эпохи – сырок «Дружба»- украсил столицу нашей Родины.

В Ижевске есть памятник земноводному, по одной из легенд, водившемуся в тех краях в стародавние времена – крокодилу!

В Канаде иммигранты – украинцы установили памятник пирогу с картошкой. Наш «ответ» — монументальный пельмень на вилке в Ижевске.

Возле Екатеринбургской областной библиотеки имени Белинского стоит памятник весьма необычному, но значительному литературному герою – человеку – невидимке.

Ведущая: Мы очень хорошо отдохнули, посмеялись, а теперь в завершение нашего мероприятия хотелось бы напомнить вам о том, что памятники требуют бережного отношения к себе. Вот эти правила:

Осматривая памятники истории и культуры, необходимо проявлять высокую сознательность, соблюдать чистоту, тишину и порядок. Близ памятников не стоит устраивать шумные игры.

Недопустимо брать что-либо «на память» от архитектурных памятников. У вас дома это будет всего лишь сувенир, а памятник потеряет многое.

Нельзя своими действиями изменять и то природное окружение, ландшафт, который составляет, как правило, единое целое с архитектурными памятниками. Ведь именно сплетенные тесными многовековыми связями памятник и земля, на которой он возник, производят наиболее сильное впечатление на человека. Измени окрестную природу вырубкой леса, пожарищем, неухоженными лагерными стоянками, и памятник потеряет свою силу и красоту.

История нетленна, как огонь,

Замрёт на миг, и вновь,

Являя пламень,

Она взойдёт, могильный сдвинув камень.

И тот, кто к ней потянется руками,

Тот бросит сердце на её ладонь.

Ведущая: Вот такими прекрасными словами хотелось бы закончить наше мероприятие. Изучайте памятники, любите и берегите их! Спасибо за внимание.

Приложение

Книжная выставка

Название: «Рядом с настоящим – прошлое»

Состоит из двух частей

I. «Без прошлого нет будущего» (книги общего характера)

«Прошлое, хранящееся в памяти, есть часть настоящего».

(Тадеуш Котарбиньский)

1. Алпатов М. Немеркнущее наследие.- М.: Просвещение, 1990

2. Андреева М. Рассказы о трёх искусствах: Очерки.- Л.: Детская литература

3. Всё обо всём. Т.4. Что такое обелиск?.- М.: Ключ, 1993.- с.108

4. Данилова Л. И. Камень, глина и фантазия.- М.: Просвещение, 1991

5. Десятников В. А. Подвижники.- М.: Просвещение, 1993 (о реставраторах)

6. Ермонская В. В. Основы понимания скульптуры.- М.: Искусство, 1978

7. Розенвассен В. Б. Беседы об искусстве.- М.: Просвещение, 1979.- с.31

8. Этюды для изобразительного искусства: Книга для учащихся.- М.: Просвещение, 1993.- с.134

II. «Возвращение к истокам» (книги и публикации, посвящённые памятникам Алтайского края)

Цитата: «Увидеть и познать свой край можно либо своими глазами, либо с помощью книг» (М. В. Ломоносов)

1. Нижнее Причумышье. Очерки истории и культуры/ под ред. Т. К Щегловой и др. – Барнаул, 1997.

2. Нижнее Причумышье: История и судьбы/ под ред. Г. А. Кубриной.- Барнаул, 2001.

3. Рабочему посёлку Тальменка – 275 лет с. 18

4. Садчиков В. Алтай: Фотоальбом

5. Энциклопедия Алтайского края: В двух томах. т.1.- Барна5.- с. 291.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то