Классный час на тему расул гамзатов. Классный час "праздник белых журавлей"

Цель:

  • П ознакомить учащихся с жизнью и творчеством поэта
  • Раскрыть многообразие таланта Р. Гамзатова
  • Осветить ученикам основные вехи творчества
  • Посредством произведений раскрыть его любовь к Родине,матери, красной нитью проходящую через все поэтическое наследие.

1. Познакомить участников мероприятия с биографией и творчеством Р. Гамзатова.

2. Воспитывать чувство любви к родному краю, поэзии, матери, гордость

ОФОРМЛЕНИЕ: тематическая книжная выставка «Горящего сердца пылающий вздох», посвященная жизни и творчеству Расула Гамзатова, портрет Р. Гамзатова, цветы, зарисовки кавказских пейзажей, эпиграф, фотографии из семейного альбома, подборка песенной тематики, отражающей ход мероприятия.

ЭПИГРАФ

Гляди вперед, вперед стремись.

И все ж когда-нибудь

Остановись и оглянись

На свой пройденный путь.

Расул Гамзатов

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

1 Ведущий. (На фоне народной мелодии и природного ландшафта Дагестана)

— Как ты думаешь, какая наиболее отличительная черта Дагестана.

Горы, дикие ущелья, в которых ревут горные реки, кручи, пропасти, камни, уходящие в поднебесную высоту.

Даг - гора, Стан - гора. - Страна гор.

2 Ведущий .

— Горы Дагестана - это своеобразный природный мир, не встречающийся большее нигде.

1 Ведущий .

— Дагестан не мыслим без аулов, парящий орлов, пастушьих отар, без журчания родников, без долин, петляющих в горах дорог.

Чтец:

Здесь у нас такие горы синие

И такие золотые нивы!

Если б все края их цвет восприняли,

Стала бы земля ещё красивей.

2 Ведущий .

Но для нас, читателей, Дагестан в первую очередь известен, как Родина поэта Расула Гамзатова, как земля, которая даёт исток поэзии, ставшей давно народной, любимой в стране и за её пределами.

Чтец:

Как ребенок, что учится читать по слогам,

Лепетать, повторять, говорить не устану

Дагестан. Да-ге-стан.

Кто и что? Дагестан

— А о ком? Всё о нём.

— А кому? Дагестану.

(«Мой Дагестан»)

1 Ведущий.

Трудно назвать другого поэта, который бы с такой полнотой, разносторонностью выразил бы в слове любовь к отчей земле, воспел её в стихах, в поэмах, в прозе.

Расул Гамзатович Гамзатов родился в сентябре - этот месяц плодородия, буйства красок в природе, месяц свадеб и хмельного вина. Он родился в начале прошлого века в 1923 году, в горном селении Цада, что в Дагестане.

Родился я в горах, где по ущелью

Летит река в стремительном броске,

Где песни над моею колыбелью

Мать пела песню на аварском языке.

(звучит тихо «Колыбельная» на аварском языке)

Инсценировка отрывка сцены рождения Р.Гамзатова из книги «Мой Дагестан» Р.Гамзатова.

1 ведущий:

Когда родился я, отец, чтобы исполнить обряд наречения, пригласил в саклю самых почетных людей аула. Они неторопливо и важно расселись в сакле, словно предстояло решать судьбу целой страны. В руках они держали по пузатенькому изделию балхарских гончаров. Только у одного, самого старого человека с белоснежной головой и бородой, у старца, похожего на пророка, руки были свободны.

Этому старцу передала меня мать. Старец поднял меня высоко к потолку сакли и произнес:

В имени мужчины должны воплощаться звон сабель и мудрость книг. -Оказывается седовласый горец, повидавший мир и прочитавший много книг, вложил в мое имя смысл и цель.

2-й ведущий:

Расул по-арабски означает «посланец», или, еще точнее, «представитель». Так чей же я посланец, чей представитель?»

(фотография из семейного альбома - отец и сын)

1-й ведущий:

Расулом

Мой отец меня нарек,

Что по-арабски представитель значит….

Чей представитель я?..

С каких дорог

И для чего мой путь по свету начат?..

Земля прекрасна, и широк мой путь,

И я мечтаю, как о высшем счастье,

Чтоб был и я, земля, хоть чем-нибудь

К великой красоте твоей причастен!

Чтоб без стыда сказал народ родной:

«Расул, мой сын,

ты представитель мой!»

В начале своего творчества Расул подписывался псевдонимом отца - Цадаса. Но однажды почетный горец из соседнего аула, не знавший, что Расул тоже пишет стихи, сказал ему: «Послушай-ка, сынок, что случилось с твоим уважаемым отцом? Раньше, прочитав его стихи только один раз, я запомнил их сразу, а теперь даже понять их не могу». Тогда Расул, сделав имя отца своей фамилией, стал подписываться Гамзатов.

1-й ведущий:

Отец был первым учителем в поэтическом творчестве Расула. Из его уст он услышит народные легенды, сказки. А отцовские стихи будет знать наизусть все. Отец был больше, чем наставник. Таланту не научишь. Его можно лишь шлифовать. И в том была заслуга отца. Позже Расул станет подписывать стихи именем отца - Гамзатов (сын Гамзата).

Чтец: Лишь ступив на житейскую сцену

В предназначенной роли, старик,

Я отца настоящую цену

Поневоле с годами постиг.

И любовь, и терпенье, и слово,

И крутая тропа в вышине

Воедино сливаются снова

Потому, что отец мой во мне.

2-й ведущий:

Учителями своими Расул считал и учителей «школы Гасана», которая открывалась в Цада, как очаг ликвидации неграмотности, и куда отец отвел сына в 5 лет. Красоту русского языка открыла там Расулу русская женщина Вера Васильевна, которой он посвятил такие строки:

(звучит тихо 1куплет песни «Спасибо вам, учителя» - сл. и муз. неизв.авт.)

Чтец:

Вспоминаю себя семилетнем пострелом

В дальнем горном ауле осенней порой.

На меня, как родная, она смотрела

Та приезжая женщина с речью чужой.

Первый русский урок позабыть я могу ли?

День погожий в сиянье сквозной синевы

Друг наш, Вера Васильевна, в горном ауле

Двадцать лет прожила ты - посланец Москвы.

(«Вера Васильевна»)

1-й ведущий:

Расул начал писать стихи в 1932 году, печататься в 1937 году. Его первая книга на аварском языке вышла в 1943 году. Он также переводил на аварский язык классическую и современную литературу: А.С. Пушкина, М.Ю.Лермонтова, В.Маяковского и др. После окончания Буйнакского педучилища Расул Цадаса стал работать учителем в школе, которую когда- то окончил. Но даже тогда, он не знал, посвятит ли всю свою жизнь такой капризной музе, как Поэзия.

2-й ведущий:

Он меняет профессии: работает суфлером, помощником режиссера в аварском театре, сотрудничает в газете и на радио. В его жизни происходят важные события: переезд в Махачкалу, выход первой книги на родном языке.

1-й ведущий:

А в стране уже полыхает Великая Отечественная война. Война - большое личное горе Гамзатова. Погибли два его родных брата - Магомед и Ахильчи.

На фоне слов ведущего тихо звучит (1 куплет и припев из песни) в исполнении Л. Лещенко - сл. Матусовского М., муз. Баснер В. «На безымянной высоте»

Чтец: (Я не забыл глаза скорбящей мамы

И горький взгляд Гамзата Цадаса,

Когда плясали строки телеграммы

в ладонях потрясенного отца.

2-й ведущий:

Эти строки он пишет спустя 35 лет. Он не позволил своей боли выплеснуться тогда, понимая, народную боль, понимая, что жертвы несет весь народ, каждый аул, в который приходили похоронки.

Чтец: Говорят, что посмертно

Тела наши станут землею.

Я поверить готов

В немудреную эту молву.

Пусть я стану частицей

Земли, отвоеванной с бою,

Той земли, на которой

Сейчас я всем сердцем живу.

1-й ведущий:

Памятный 1943 год ознаменуется рождением Расула Гамзатова как поэта. Выйдет первая книга на русском языке «Пламенная любовь и жгучая ненависть».

Чтец: С головами поникшими

Над отцами погибшими

Встали мы…

Верность ваши обличиям,

Верность вашим обычаям -

Мы храним!

Верность вашему воинству

И мужскому достоинству

Мы храним.

(«Клятва сыновей»)

1-й ведущий:

Вечная благодарность потомков нашим защитникам, отвоевавшим мир на земле.

1 ведущий:

«Держа под мышкой несколько собственных книг, поэму «Дети Краснодона», имея в кармане членский билет Союза Советских писателей и скудное количество денег, я приехал в Москву, чтобы поступить в Литературный институт им. Горького. Там я понял, что долгое время принимал за золото стертые пятаки. Я по очереди влюблялся в разных поэтов: то в Блока, то в Маяковского, то в Есенина, то в Пастернака, то в аварца Махмуда, то в немца Гейне. Но любовь к Пушкину, Лермонтову осталась навсегда».

2-й ведущий:

Эта была одна из самых счастливых дорог Расула Гамзатова. Он стал одним из первых дагестанцев, кому довелось учиться в литературном институте. В 1950 году после окончания университета начинается его литературный путь, приходит известность. Первые стихи книги «Песни гор» полюбились читателям за мудрость и щедрость души.

Чтец: Р.Гамзатов отрывок из стихотворения «Всему на свете….»

Всему на свете

Люблю свою меру:

И утру, и полдню,

И сумеркам серым,

И снам, и покою,

И песням старинным,

И даже траве

В наших горных долинах.

(«Всему на свете….»)

1-й ведущий:

В статьях, выступлениях он подчеркивает необходимость уважения к народному творчеству, традициям, разрабатывает народные жанры застольных слов, колыбельных песен и кратких афористичных стихов.

2-й ведущий:

«Поэзия без родной земли, без родной почвы - это птица без гнезда», - писал поэт. Его поэзия выросла на национальной почве, на которой появлялись темы, образы его произведений.

Чтец: . Р.Гамзатов отрывок из стихотворения «Звезды»

Горец, верный Дагестану,

Я избрал нелегкий путь,

Может, стану, может, стану

Сам звездой когда-нибудь.

По земному беспокоясь,

Загляну я в чей - то стих

Словно совесть, словно совесть

Современников моих.

(«Звезды»)

1-й ведущий:

Особое место в творчестве поэта занимает тема любви: к матери, женщине, любимой.Эта лирика близка своим теплом, благородством, чистотой. Она трогает лучшие струны сердца.

Чтец:

Любви заслуг не перечесть,

Давай в ее земную честь

С тобой протянем руки

Друг к другу возле звезд.

Над бездною разлуки

Построим в небе мост…

Песня «По горным дорогам» на стихи Р.Гамзатова.

2-й ведущий:

Гамзатов был счастлив в любви. Много прекрасных строк посвятил он своей жене.

Чтец:

Мне объездить весь мир довелось,

Тот, который и нищ, и богат,

А за мною, как эхо, неслось:

Патимат, Патимат, Патимат.

Наши дочки чисты, как родник,

На тебя восхищенно глядят.

Словно доброе солнце для них

Патимат, Патимат, Патимат.

Красоте твоей радуюсь я

И твержу похвалы невпопад.

Ты судьба и молитва моя:

Патимат, Патимат. Патимат.

1-й ведущий:

У Гамзатова часто спрашивали: «Как Вы познакомились со своей Патимат? - Не знакомился вовсе! Мы родились в одном ауле.Ее родители были богатые люди, деньги давали мне, чтобы я присматривал за ней люльке.Потом, когда она выросла, я без денег готов был смотреть.Она согласилась, я женился… - и с наигранным сожалением: - А иначе у меня была бы большая богатая история любви… Не пришлось похищать на белом коне…»

Отрывок песни «Исчезли солнечные дни» в исполнении В.Леонтьева на стихи Р.Гамзатова.

Прошло время и Гамзатов посвятил своей Патимат лучшие свои стихи:

Чтец:

Боюсь писать стихи. Вдруг, их прочтя,

Другой, меня достойней и моложе,

Тебя полюбит, тоже не шутя.

Я о тебе, кто мне всего дороже,

Боюсь писать. Вдруг кто-нибудь, любя,

Заговорит с другой, любимой тоже,

Словами, что нашел я для тебя.

1-й ведущий:

«Красиво любить, тоже нужен талант. Может быть, любви талант нужен больше, чем любовь таланту, любовь сопутствует таланту, но не заменит его».

2-й ведущий:

В поэзии Гамзатова образ матери всегда сердечен, нежен, трогателен. Сколько прекрасных слов сказано о ней, но поэт нашел новые, необыкновенные слова. Он не побоялся в выборе темы повториться. И оказалось, что его гимн матери зазвучал в мировой лирике.

Чтец:

(фотография из семейного альбома - мать и сын). Р. Гамзатов отрывок из стихотворения «Мама»

По-русски «мама», по- грузински «нана»,

А по-аварски - ласково - «баба».

Из тысяч слов земли и океана

У этого особая судьба.

Став первым словом в год наш колыбельный,

Оно порой входило в дымный круг.

И на устах солдата в час смертельный

Последним зовом становилось вдруг.

На это слово не ложатся тени,

И в тишине, наверно, потому

Слова другие, преклонив колени,

Желают исповедаться ему.

1-й ведущий:

Хандулай - типичная горянка, мать пятерых детей. Держала на своих плечах весь дом, следила, чтобы всегда горел огонь в очаге. Но своим примером она показывала необходимость перемен в жизни женщины гор: садилась за парту, отказывалась от устаревших традиций. Была мудрой, понимающей людей в горе и радости.

Чтец:

Все то, что мной написано доселе,

Сегодня до строки готов отдать

За песню ту, что мне у колыбели

Вблизи вершин ты напевала, мать.

Там, где вознесся к небу сопредельный

Кавказ, достойный славы и любви,

Не из твоей ли песни колыбельной

Берут начало все стихи мои?

«Автограф на книге, подаренной маме»

2-й ведущий:

Известие о ее смерти пришло, когда Гамзатов был в Японии. Чувство раскаяния и мольбы о прощении приходят к поэту над могилой матери. Обращаясь ко всем детям, у кого матери еще живы, он говорит:

Чтец:

Если стали сердцем вы суровы,

Будьте, дети, ласковее с ней.

Берегите мать от злого слова,

Знайте, дети ранят всех больней.

2-й ведущий

Как и все горцы, Гамзатов высоко ценит настоящую дружбу. И друзья отвечали ему преданной дружбой. Эдуардас Межелайтис признается: «Расула Гамзатова я люблю, как настоящего брата…Его нельзя не любить…Чувство любви льется через край его доброго и щедрого сердца. Его хватает всем: своему родному Дагестану, трудовому человеку, любимой женщине, прекрасной родной природе, героизму защитника Родины, всей великой нашей Родине…»

Звучит тихо песня «Мой друг» (1 куплет и припев песни) сл.И. Николаева, муз. И. Крутого.

Чтец: отрывок из стихотворения Р. Гамзатова «Берегите друзей»

Знай, мой друг, вражде и дружбе цену

И судом поспешным не греши.

Гнев на друга, может быть, мгновенный,

Изливать повсюду не спеши.

Может, друг сам поторопился

И тебя обидел невзначай,

Провинился друг и повинился -

Ты ему греха не поминай.

Люди, мы стареем и ветшаем,

И с теченьем наших лет и дней

Легче мы своих друзей теряем,

Обретаем их куда трудней.

1-й ведущий:

Творчество Гамзатова оказалось на редкость благодатной почвой для рождения музыкальных произведений. Многие стихи поэта стали песнями. С ним работали известные композиторы: Дмитрий Кабалевский, Ян Френкель, Раймонд Паулс, Александра Пахмутова, Юрий Антонов. Их исполняли: Иосиф Кобзон, Муслим Магомаев, Вахтанг Кикабидзе, Валерий Леонтьев, Ренат Ибрагимов, Лев Лещенко и многие другие. Песнями стали стихи: «Берегите друзей», «Пожелание», «Исчезли солнечные дни», «Есть глаза у цветов», «Боюсь я» и многие другие.

2-й ведущий:

Всем известно стихотворение «Журавли», ставшее песней - реквиемом.Оно было написано в 1965 году в Хиросиме. Гамзатов увидел проект памятника японской девочке с журавликом в руках. Узнав ее историю он был взволнован. Девочка лежала в госпитале. В надежде на выздоровление делала бумажных журавликов. Их должно было быть 1000. Но она не успела умерла. В день, когда поэт узнал эту историю, в небе Японии появились журавли. И пришло сообщение о смерти матери поэта.

1-й ведущий:

По дороге домой он думал о матери, о девочке с журавликами, о братьях, не вернувшихся с войны, и так родились стихи «Журавли».

На фоне слов ведущего тихо звучит (1 куплет из песни) «Журавли» в исполнении М.Бернеса на сл. Расула Гамзатова, муз. Я. Френкеля.

2-й ведущий:

В 1968 году стихотворение «Журавли» в переводе Наума Гребнева было напечатано в журнале «Новый мир». Оно попалось на глаза певцу Марку Бернесу. Сам Бернес в войну никогда не участвовал в боях, но он ездил выступать с концертами на передовую. И особенно ему удавались песни, посвященные войне. Очевидно, что война тоже была его личной темой. Прочитав стихотворение «Журавли», возбужденный Бернес позвонил переводчику Науму Гребневу и сказал, что хочет сделать песню. По телефону сразу же обсудили некоторые изменения в тексте. Гамзатов вспоминал: «Вместе с переводчиком мы сочли пожелания певца справедливыми, и вместо «джигиты» написали «солдаты». Это как бы расширило адрес песни, придало ей общечеловеческое звучание.

1-й ведущий:

Одна из вечных тем в лирике Гамзатова - философские размышления о времени и о человеке. А «время» - одно из наиболее частых слов в его стихах. Время как форма бытия. И время - век, эпоха. Без отдыха, без остановки шагать в ногу со своим временем, опережать его, служить ему - закон поэта.

2-й ведущий:

Поэзия Гамзатова будет жить, пока жив Дагестан. Он пророчески написал об этом стихотворении «Я памятник себе воздвиг из песен». Тема эта не нова в поэзии. Первым было стихотворение древнеримского поэта Горация, в русской поэзии вольный перевод его сделал Державин. Всем известен «Памятник» Пушкина. Расул Гамзатов продолжил эту традицию, но внес в стихотворение национальный калорит, отразил в нем черты времени.

Чтец:

Я памятник себе воздвиг из песен.

Он невысок, тот камень на плато,

Но если горный край мой не исчезнет,

То не разрушит памятник никто.

Ни ветер, что в горах по-волчьи воет,

Ни дождь, ни снег, ни августовский зной.

При жизни горы были мне судьбою,

Когда умру, я стану их судьбой.

«Памятник»

1-й ведущий:

Он воспевал героев своего времени, возвращал из небытия героев прошедших веков и доказывал, что можно жить в этом мире так, чтобы не было стыдно за свои дела и поступки. Гамзатов своим жизненным примером показал всем, как много может достичь один человек, орудие которого - поэтическое слово.

2-й ведущий:

3 ноября 2003 года поэт занял место в журавлином клине бессмертия. Восемь десятилетий своей жизни на земле он сумел использовать сполна. Он создал столько великих творений, что современникам и потомкам нужны еще долгие годы, чтобы осмыслить и оценить это бесценное наследие.

Мероприятие заканчивается на фоне звучания мелодии из песни «Журавли».

Слайд 1

Внеклассное мероприятие «Расул Гамзатов – певец добра и человечности» Нурутдинова Салихат Магомедовна МКОУ СОШ№7 Г.Буйнакска

Слайд 2

Эпиграф: «Большой удивительный ребенок шествует по страницам книг Расула, вбирая своими ненасытными глазами все краски мира. Этот ребенок улыбается всему, что полно доброты, улыбается, как могут улыбаться только дети. Большой мудрый человек шествует по страницам книг Гамзатова, пронзительным взглядом пригвождая к позорному столбу времени двоедушие, раздвоенность, лицемерие. Этот человек гневно стискивает кулаки, как это могут настоящие мужчины. И это не внутренняя раздвоенность, не эклектизм, а естественное свойство души человеческой». Сергей Баруздин.

Слайд 3

Расул Гамзатов – аварский поэт. Но это лишь первая ступень. Это поэт всего Дагестана, его «визитная карточка». Не каждый ответит, что это за страна такая – Дагестан? Но редко, кто не слышал имени – Расул Гамзатов.

Слайд 4

"Высокоталантливый сын малочисленного аварского народа Расул Гамзатов прославил свой родной Дагестан и занял почетное место в семье лучших поэтов великой России.

Слайд 5

В книге «Мой Дагестан Расул Гамзатов говорит: «Красиво любить, тоже нужен талант. Может быть, любви талант нужен больше, чем любовь таланту, любовь сопутствует таланту, но не заменит его». Свои самые светлые, самые страстные, самые чувственные стихи поэт посвятил женщине.

Слайд 6

В центре поэтического восприятия Гамзатова – Дагестан. «Поэзия без родной земли, без родной почвы – это птица без гнезда», - говорил Расул Гамзатов. Теме истории родной земли посвящены такие произведения:
поэмы «В горах моё сердце», «Весточка из аула», «Звезда Дагестана»; сборники «Горские страдания», «Песни гор» и др.; а также множество стихотворений: «Мой Дагестан», «На горной вершине стою в Дагестане», «Старые горцы», «Два аула», «Мне ль тебя, Дагестан мой былинный…»

Слайд 7

Аварский поэт известен не только в нашей стране, но и за рубежом. Вчитывайтесь в книги Р.Гамзатова... Творчество Гамзатова напоминает огромную, многоводную реку, и всегда бывает такое ощущение, что не переплывешь его, не постигнешь глубины. .

Слайд 8

Расул Гамзатович Гамзатов родился 8 сентября 1923 года в селении Цада Хунзахского района, в семье народного поэта Дагестана, лауреата Госпремии СССР, Гамзата Цадасы. Учился в Аранинской средней школе и в Аварском педучилище

Слайд 9

Его отцом был народный поэт Дагестана Гамзат Цадаса. Он свято чтил отца не только как родителя, но и как требовательного литературного наставника, и вообще как необычайно мудрого человека.

Слайд 10

Расул Гамзатов начал писать стихи, когда ему было девять лет. Потом его стихи начали печатать в республиканской аварской газете «Большевик гор» Первая книжка стихов на аварском языке вышла в 1943 году. Ему было всего двадцать лет, когда он стал членом Союза писателей СССР. С тех пор на аварском и русском языках, на многих языках Дагестана, Кавказа и всего мира вышли десятки поэтических, прозаических и публицистических книг, такие как «В горах мое сердце», «Высокие звезды», «Берегите друзей», «Журавли», «У очага», «Письмена», «Последняя цена», «Сказания», «Колесо жизни», «О бурных днях Кавказа», «В полдневный жар», «Мой Дагестан», «Две шали», «Суди меня по кодексу любви», «Сонеты» и многие другие, которые получили широкую популярность у любителей его поэзии.

Слайд 11

Гляди вперёд, вперёд стремись. И все ж когда – нибудь Остановись и оглянись на свой пройденный путь. Расул Гамзатов.

Слайд 12

Слайд 13

К русской литературе примкнули многие писатели нерусского происхождения. Кроме того, "«теснота» и близость к ней открыли нам путь в большую литературу. Без русского языка никто из нас перед мировым читателем предстать не мог и еще долго не сможет« (Р.Гамзатов)

Слайд 14

Слайд 15

Основные темы творчества Р. Гамзатова – история родной земли, образ матери, любовь к женщине – тянутся к проблемам вечным и непреходящим: добро, справедливость, человечность, чуткость.

Слайд 16

Поэзия Расула Гамзатова – и река, и море, и горы, и люди, и небо над ними. Да еще тысячи разных вещей и понятий, составляющих прекрасное имя – Дагестан.

Слайд 17

Слайд 18

Многие стихи Расула Гамзатова стали песнями. Они привлекли внимание многих композиторов Дагестана, Кавказа, России и других республик. Издательство «Мелодия» неоднократно выпускало пластинки и диски с песнями на стихи поэта.

Слайд 19

Каждое литературное произведение имеет свою судьбу. Интересна судьба песни «Журавли», которой поэт посвятил в своей прозаической книге «Мой Дагестан» . Эта песня родилась в 1965 году в городе Хиросиме.

Слайд 20

"Журавли" Къункъраби Дида ккола, рагъда, камурал васал Кирго рукъун гьечIин, къанабакь лъечIин. Доба борхалъуда хъахIил зобазда ХъахIал къункърабазде сверун ратилин. Гьел иххаз хаселаз халатал саназ Нилъее салам кьун роржунел руго. Гьелъин нилъ пашманго, бутIрулги рорхун, Ралагьулел зодихъ щибаб нухалда. Боржун унеб буго къункърабазул тIел, Къукъа буго чIварал гьудулзабазул. Гьезул тIелалда гъоркь цо бакI бихьула - Дун вачIине гьаниб къачараб гурищ? Къо щвела борхатаб хъахIилаб зодихъ ХъахIаб къункъра лъугьун дунги паркъела. Гьелъул гьаркьидалъул ракьалда тарал Киналго нуж, вацал, дица ахIила.

Слайд 21

«Журавли» на аварском языке

Слайд 22

Поэту-переводчику Науму Гребневу принадлежит перевод особенно широко известных «Журавлей»

Слайд 23

Слайд 24

Расул Гамзатов понимал, как обогатило дагестанскую поэзию ее содружество с русской литературой. Благодаря русскому языку, познакомившему его с поэтическими сокровищами мира, Гамзатов ощущает себя наследником всех великих художников слова.

Слайд 25

МАТЬ-
Вечная тема поэзии. Но Р. Гамзатов нашёл новые, необыкновенные слова. Он славит мать как первородный источник и начало всего сущего, как надежду и веру в бессмертие всего человечества. Об этом поэма «Берегите матерей», большое количество стихотворений: «Матери», «Мама», «Мать люльку качает в ауле…», «Не надо мне лекарство докторов…».

Слайд 26

Слайд 27

Стихи, посвященные теме борьбы за мир, памяти павших на фронтах Великой Отечественной войны, никого не оставят равнодушным, потому что на войне поэт потерял двух братьев. Да и кровавое прошлое дагестанского народа заставляет Гамзатова призывать к миру, чтобы родной народ не страдал больше от кровопролитных войн. Действительно, набатом звучат гамзатовские строки из поэмы «Берегите матерей»

Слайд 28

Мать- вечная тема поэзии. Невозможно даже представить, сколько прекрасных слов сказано об этом.

Слайд 29

Большое место в его стихах занимают стихи о матери, об отце и братьях.

Слайд 30

А.С. Пушкин для Расула Гамзатова был «Петром Первым русской поэзии – смелым и могучим преобразователе»

Слайд 31

Интернациональность творчества, умение говорить о самом главном в человеке, о добром и сокровенном, говорить возвышенно и в то же время покоряющее просто – все это присуще только самым большим, самым талантливым, всенародно признанным поэтам. И таким поэтом является Расул Гамзатовича Гамзатов". (Сергей Михалков)

Слайд 32

Слайд 33

«Слово дороже коня» - гласит древняя мудрость горцев. Расул Гамзатов строго придерживается в своем творчестве этого чеканного правила: его стихи не терпят суеты, верны традициям, идущим от метафоричности народной речи и опыта веков. Яркость образов, возвышенность и глубина мысли, благозвучие лада сливаются у поэта воедино, создавая удивительно цельную гармонию духовного проникновения в жизнь. Поэту чужды и легковесная лирика и напыщенная многословная риторика. Он ненавидит ложь и пошлость, глупость и злобу. Смелость и широта взглядов, независимость суждений, внутренняя убежденность – характерные черты поэзии и прозы Гамзатова. Стихи поэта самобытны, глубоко национальны, афористичны". (Яков Козловский)

Слайд 34

Слайд 35

"В произведениях замечательного поэта живет и многообразие красок, и многообразие самых различных тем. Одно свойство имеют все эти стихи и поэмы. Вних бьется сердце настоящей поэзии, в них – предельная искренность, живость,множество поэтических находок, самая яркая образность, унаследованная от Гамзата Цадасы народная ирония, тонкое лукавство горца, мудрые размышления высокогорного философа". (Николай Тихонов)

Слайд 36

Слайд 37

"Горец, сын малочисленного аварского народа, он сумел раздвинуть в своей поэзии национальные, территориальные границы и стать известным далеко за пределами родного края". (Самуил Маршак)

Слайд 38

Слайд 39

Вся поэзия Расула Гамзатова проникнута любовной тематикой. Он создавал стихи о любви, превознося это чувство выше остальных.
«Любовь, тебя узнав, Я суть вещей постиг…» Расул Гамзатов

Слайд 40

Судьба мира – одна из главных тем в творчестве Расула Гамзатова. «Если хочешь мира, борись против войны», - девиз всех передовых людей планеты. И Гамзатов боролся, считая своим долгом отстаивать мир и помогать людям строить счастливое будущее. В своих стихах, поэмах поэт размышляет о судьбах мира, человечества, в них звучит страстный призыв остановить гонку вооружений, спасти людей планеты от ужасов войны.

Слайд 41

Поэзия Расула Гамзатова – и река, и море, и горы, и люди, и небо над ними. Да ещё тысячи разных вещей и понятий, составляющих прекрасное имя – Дагестан.

Слайд 42

Творчество Расула Гамзатова колоритно украсило мужественный образ Дагестана ореолом высокой духовности и культурной самобытности. Вместе с тем оно значительно расширило жанровую палитру национальной литературы. С Гамзатовым литература Дагестана прошла огромный путь и заняла достойное место в мировой культуре

Слайд 43

Стихи и поэмы Расула Гамзатова переводили на русский язык такие мастера пера, как Илья Сельвинский и Сергей Городецкий, Семен Липкин и Юлия Нейман. Особенно плодотворно работали с ним его друзья-поэты: Наум Гребнев, Яков Козловский, Яков Хелемский, Владимир Солоухин, Елена Николаевская, Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский, Юнна Мориц, Марина Ахмедова и другие.

Слайд 44

Традиции, обычаи дагестанцев ярко и емко показаны поэтом в его стихах. Любви к родному краю и его людям можно учиться на творчестве Р.Гамзатова

Слайд 45

Расул Гамзатов воспел страну гор, ее обычаи, природу, людей, героическую историю.

Слайд 46

Судьба Расула Гамзатова - судьба его народа. Это он подчеркивает в стихах.

Слайд 47

Человек и свобода, человек и честь, человек и отвага сливаются в одно понятие. Горцы не представляют, что орёл может быть двуликим. Двуликих они называют воронами. Человек – это не просто название, но званье, притом званье высокое, и добиться его не просто.

Слайд 48

За выдающиеся достижения в области литературы Расул Гамзатов отмечен многими званиями и премиями Дагестана, России, Советского Союза и мира: Народный поэт Дагестана; Герой Социалистического труда; лауреат Ленинской премии; Лауреат Государственных премий РСФСР и СССР; лауреат международной премии «Лучший поэт 20 века»; лауреат премии писателей Азии и Африки «Лотос»; лауреат премий Джавахарлала Неру, Фирдоуси, Христо Ботева, а также премий имени Шолохова, Лермонтова, Фадеева, Батырая, Махмуда, С. Стальского, Г. Цадасы и др.

Слайд 49

Поэзия Расула Гамзатова, ушедшего из жизни в 2003 году, составляет великолепную культурную эпоху. Мощная творческая энергия поэта, заложенная в его стихах, светлая лиричность и глубокая мудрость его поэзии пленяют и очаровывают каждого, кто к ней прикасается.

Слайд 50

О Расуле Гамзатове был снят документальный фильм «А имя ему пусть принесёт слава».

Слайд 51

Любовь к женщине – вот самая преданная муза поэта. А образом, в котором воплотились все лучшие качества любимых женщин, стал образ его жены Патимат.

Слайд 52

Он воспевал героев своего времени, возвращал из небытия героев прошедших веков и доказывал, что можно жить в этом мире так, чтобы не было стыдно за свои дела и поступки. Гамзатов своим жизненным примером показал всем, как много может достичь один человек, орудия которого – поэтическое слово.

Слайд 53

Расул Гамзатов - не только поэт, он- Учитель. И каждый из нас должен помнить об этом. Творчество поэта обширно во всех отношениях, он создал замечательные произведения самых различных жанров: стихотворения, поэмы, сонеты, эпиграммы.

Слайд 54

Сценка, посвященная детству Расула Гамзатова

Слайд 55

Это своего рода поэтическое открытие автора, так как аналогов в мировой поэзии мало. Афористичные, философские, Юмористические надписи на дверях и воротах, на могильных камнях, на часах, На кинжалах и светильниках тонко показывают традиции дагестанского народа. Это поистине миниатюрная энциклопедия Дагестана.

Слайд 56

Знать поэзию Р.Гамзатова - это значить учиться. Учиться любить Родину, его людей, обычаи, природу, историю

Слайд 57

Переводчики произведений Р.Гамзатова Наум Гребнев Яков Козловский Елена Николаевская Владимир Солоухин Илья Сельвинский Сергей Городецкий Семен Липкин Яков Хелемский Юлия Нейман Роберт Рождественский Андрей Вознесенский Юнна Мориц Шапи Казиев Марина Ахмедова-Колюбакина Сергей Соколкин

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ПРОГИМНАЗИЯ №52 «ГЮНЯШ»

Классный час на тему:

Подготовила учитель начальных классов

Деникаева Валентина Станиславовна

denikaeva 1960@mail .ru

г.Махачкала

Классный час в 3 «а» классе, посвященный 90-летию со дня рождения поэта:

«Расул Гамзатов – певец добра и человечности»

Цели : раскрыть жизненный и творческий путь Расула Гамзатова. Помочь увидеть и понять, что поэзия Р.Гамзатова стала частью нашей культуры, частью нашей жизни. Формировать поэтическую культуру младшего школьника. Приобщать детей к ценностям межличностных отношений. Воспитывать любовь к Родине, родному краю, к культуре и традициям своего народа; к поэзии через творчество дагестанских поэтов.

Задачи: содействовать формированию УУД.

1.Личностных: способствовать полноценному восприятию изучаемого материала, умению выражать свои мысли, выработке позитивной самооценки, положительное отношение к занятиям.

2.Регулятивных: учить оценивать правильность выполнения своих действий, вносить необходимые коррективы, принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с поставленной задачей.

3.Познавательных: развивать способность к познанию, выполнять несложные логические действия, работать с информацией, формировать исследовательские умения.

4. Коммуникативных: использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления, понимать содержание материала, уважать мнение собеседников, проявлять интерес к излагаемой информации, учить работать в группах, коллективно.

Материалы и оборудование: портрет Расула Гамзатова, плакаты с высказываниями Эдуардоса Межелайтиса, Расула Гамзатова; презентация песни «Журавли»; фильм о жизни и творчестве поэта, компьютер, выставка книг.

Предварительная работа:

Экскурсия к памятнику Расулу Гамзатову.

Форма проведения: классный час.

Место проведения : классное помещение.

План проведения:

- организационный момент;

Вступительное слово учителя;

Знакомство с новым материалом;

Групповая работа: информация учащихся;

Просмотр фильма о творчестве поэта;

Слушание песни;

Беседа;

Словарно-орфографическая работа;

Подведение итогов.

Практическая реализация.

Ход мероприятия.

I .Орг. момент.

II . Вступительное слово учителя.

Учитель: Добрый день дорогие дети!

Есть на красивейшей планете Земля удивительная страна.

Самая большая страна в мире! Это - Россия. И есть в этой стране замечательная республика, которая называется Дагестан. Ребята, назовите столицу Дагестана (ответы детей).

Учитель: Правильно Махачкала !

В городе огромном, среди сотен школ

Есть одна, в которую учиться ты пришел.

Есть одна, в которой жить нам всем, друзья.

Есть одна такая. Без нее нельзя.

Это наша прогимназия.

Учитель: А теперь я хочу проверить, хорошо ли вы знаете свой город и его историю.

Вы должны ответить на мои вопросы:

Как наш город назывался раньше? (Порт-Петровск)

- В честь кого переименовали в город Махачкала? (в честь видного революционера Махача Дахадаева)

Как называется море (точнее озеро) на берегу которого располагается наш город? (Каспийское)

Как называется кинотеатр, который находится на проспекте им.Шамиля? («Россия»)

Кто является президентом нашей республики? (Абдулатипов Рамазан Гаджимурадович)

Как называется главная улица столицы? (проспект Расула Гамзатова) .

Учитель: Кто из вас знает, кто такой Расул Гамзатов? (ответы детей).

А теперь внимательно посмотрите на доску, прочитайте тему нашего классного часа (читают хором).

На доске эпиграфы:

Гляди вперёд, вперёд стремись.

И все ж когда – нибудь

Остановись и оглянись на свой пройденный путь.

Расул Гамзатов

Его нельзя не любить:

Он теплый, как солнечный день в горах, он весёлый, словно стремительный горный ручеёк, он смелый, словно крылатый горный орел, добр и нежен, словно горный олень…

Эдуардос Межелайтис

III . Знакомство с новым материалом.

Сегодня наша встреча посвящена памяти народному аварскому поэту Расулу Гамзатову. Группа ребят подготовила информацию о творчестве поэта.

Ученик:

Выходец из маленького, в семьдесят саклей, аварского аула Цада, Расул Гамзатов родился в сентябрьские дни 1923 года. Его отец Гамзат славился в горах своей мудростью, честностью и умением высмеять острым, каленым словом человеческие пороки, недостатки в общественной жизни. Название родного аула Цада и стало фамилией отца Расула – поэта – сатирика Гамзата Цадасы, народного поэта Дагестана.

Ученик:

Расул Гамзатов начал писать стихи, когда ему было девять лет. Потом его стихи начали печатать в республиканской аварской газете «Большевик гор». Первая книжка стихов на аварском языке вышла в 1943 году. Ему было всего двадцать лет, когда он стал членом Союза писателей СССР.

Ученик:

Стихи и поэмы Расула Гамзатова переводили на русский язык такие мастера пера, как Семен Липкин и Юлия Нейман. Особенно плодотворно работали с ним его друзья – поэты: Наум Гребнев, Яков Козловский, Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский и другие. Сам Расул Гамзатов перевел на аварский язык стихи и поэмы Пушкина Лермонтова, Некрасова, Блока, Маяковского и многих других.

Ученик:

Поэзия Расула Гамзатова - и река, и море, и горы, и люди, и небо над ними. Да ещё тысячи разных вещей и понятий, составляющих прекрасное имя – Дагестан.

Ученик:

Расул Гамзатов очень любил детей. Послушайте стихотворение «Берегите детей!»

Ученик:

Видел я, как орёл, беззащитных птенцов

Учит крылья свои расправлять,

Если б он научил нерадивых отцов

Так с потомством своим поступать.

Этот мир, как открытая рана в груди,

Не зажить никогда уже ей.

Но твержу я, как будто молитву в пути

Каждый миг: «Берегите детей!»

Всех, творящих намазы, прошу об одном –

Прихожан всех на свете церквей:

«Позабудьте про распри, храните свой дом

И своих беззащитных детей!»

От болезней, от мести, от страшной войны,

От пустых сумасбродных идей.

И кричать мы всем миром сегодня должны

Лишь одно: «Берегите детей!»

Учитель: К чему призывает Расул Гамзатов? (учащиеся высказывают своё мнение, участвуют в диалоге).

Учитель : А теперь посмотрите фильм о жизни и творчестве поэта.

Учитель:

Многие его стихи стали песнями. Послушайте песню «Журавли» в исполнении Марка Бернеса.

Белые журавли – это символы чистоты и красоты, к которым должны стремиться все люди.

На доске плакат с песней «Журавли» (дети подпевают).

Кому посвящена эта песня? (ответы детей)

Как вы думаете, что означают следующие слова? (расширение словарного запаса, развитие речи).

Клин - сужающийся к своему заостренному концу кусок дерева, металла; фигура в форме треугольника.
На исходе - о том, что кончается, чего почти не осталось; завершение, конец.
Промежуток - пространство или время, разделяющее что-нибудь.
Пора - время, период, срок.
Стая - группа животных одного вида, держащихся вместе.
Сизый - темно-серый с синеватым оттенком.
Мгла - непрозрачный воздух (от тумана, пыли, дыма, сгущающихся сумерек)
Оклик - крикнув, остановить или подозвать.
До сей поры - до этого времени или до этого места.
Полечь - погибнуть, быть убитым.
Замолкнуть - перестать говорить, затихнуть.

Учитель: Посмотрите на иллюстрации. С кем беседует Расул Гамзатов? (Беседует с президентом РФ Владимиром Владимировичем Путиным ). Где установлен памятник поэту в Махачкале? (ответы детей).

Учитель: 3 ноября 2003 года сердце поэта остановилось, похоронен он в Махачкале на кладбище у подножия горы Тарки-Тау.

Для потомков он оставил такое завещание:

«Мое завещание – в книгах, которые я написал. Оставляю потомкам Дагестан, который и я унаследовал от предков – мой край любви, надежды, радости, землю, красивых девушек, гордых женщин и мужчин. Дагестан – и моя мулатка, и моя Кумари, и мое колесо жизни, и гора моей тревоги – Ахульго. Берегите всё это. Без этого нет ни моей жизни, ни самих родных гор.

Я ничего не забираю туда из этого хорошего, доброго, красивого мира. Потому и прошу – берегите свой Дагестан. Храните и возвеличивайте ещё больше его славное имя. Дагестан – сама ваша жизнь, ваше достоинство и ваша любовь. Нет, не глупы его адаты – дорожите ими и берегите их. Его приметы и символы не дикие – несите их гордо и сохраняйте во славе. Малочисленны его народы – любите их особенной любовью».

В заключение беседы прошу вас послушать стихотворение «Памяти Расула Гамзатова», которое я посвятила 90-летию поэта.

Расул Гамзатов – аварский поэт,

Таких как он не видывал свет.

В далеком и горном Цада он родился:

Он там же учился, затем и женился.

Прошел сквозь огонь и тысячи бед,

Теперь он прославленный в мире поэт.

В стихах воспевал Расул край свой родной,

Который любил он всею душой.

Мы память сохраним о нем,

В своих стихах его мы воспоем.

Он будет жить в сердцах людей,
Как «клин усталых журавлей».

Кого еще из дагестанских поэтов вы знаете? (ответы детей).

Наша замечательная поэтесса Фазу Алиева говорит, что человек не может выбирать три святыни: родителей, Родину и национальность, но любить и беречь эти святыни – его долг.

Учитель: Я очень хочу, чтобы всегда в нашей республике был мир и покой, чтобы веротерпимость и уважительное отношение к представителям другой веры, национальности и культуры у нас стали нормами жизни. Чтобы вы, дети, выросли умными и здоровыми. Чтобы сбылись все ваши мечты и также как Расул Гамзатов, каждый в своем деле, прославил Дагестан. А сейчас, ребята, ваша главная задача – хорошо учиться.

IV . Итог занятия.

Учитель: А теперь, дорогие дети, заканчивая классный час, хочется сказать большое спасибо всем и выразить надежду, что он помог нам больше узнать о замечательном аварском поэте Расуле Гамзатове. Закончить наше мероприятие хочу тоже словами поэта:

«Мне хотелось сказать и взрослым и детям, всем школьникам – пусть наши имена, наши песни, наша честь, наши доблесть и мужество не уйдут в землю, в небытие, а останутся назиданием для будущих поколений.

Пусть добрые люди пребывают в добре, а плохие станут хорошими».

- Вы согласны с высказыванием поэта?

Вас заинтересовало его творчество?

Анализ классного часа «Расул Гамзатов – певец добра и человечности».

Считаю, что цели мероприятия достигнуты. В процессе занятия раскрыла жизненный и творческий путь Расула Гамзатова. Материал занятия был разнообразным и отражал основные задачи развития и обучения младших школьников. Структура соответствовала типу и целям данного мероприятия. Знакомство с творчеством поэта прошло в необычной форме, с использованием информационно-коммуникационных технологий, что повысило познавательный интерес к занятию; способствовало формированию УУД. Ребята продемонстрировали сформированные умения и навыки, которыми они овладели на уроках чтения, музыки, дагестанской литературы.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД №52»

Классный час на тему:

Подготовила учитель начальных классов

Деникаева Валентина Станиславовна

denikaeva 1960@ mail . ru

г.Махачкала

Классный час в 3 «а» классе, посвященный 90-летию со дня рождения поэта:

«Расул Гамзатов – певец добра и человечности»

Цели : раскрыть жизненный и творческий путь Расула Гамзатова. Помочь увидеть и понять, что поэзия Р.Гамзатова стала частью нашей культуры, частью нашей жизни. Формировать поэтическую культуру младшего школьника. Приобщать детей к ценностям межличностных отношений. Воспитывать любовь к Родине, родному краю, к культуре и традициям своего народа; к поэзии через творчество дагестанских поэтов.

Задачи: содействовать формированию УУД.

1. Личностных: способствовать полноценному восприятию изучаемого материала, умению выражать свои мысли, выработке позитивной самооценки, положительное отношение к занятиям.

2. Регулятивных: учить оценивать правильность выполнения своих действий, вносить необходимые коррективы, принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с поставленной задачей.

3. Познавательных: развивать способность к познанию, выполнять несложные логические действия, работать с информацией, формировать исследовательские умения.

4. Коммуникативных: использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления, понимать содержание материала, уважать мнение собеседников, проявлять интерес к излагаемой информации, учить работать в группах, коллективно.

Материалы и оборудование: портрет Расула Гамзатова, плакаты с высказываниями Эдуардоса Межелайтиса, Расула Гамзатова; презентация песни «Журавли»; фильм о жизни и творчестве поэта, компьютер, выставка книг.

Предварительная работа:

Экскурсия к памятнику Расулу Гамзатову.

Форма проведения: классный час.

Место проведения : классное помещение.

План проведения:

- организационный момент;

Вступительное слово учителя;

Знакомство с новым материалом;

Групповая работа: информация учащихся;

Просмотр фильма о творчестве поэта;

Слушание песни;

Беседа;

Словарно-орфографическая работа;

Подведение итогов.

Практическая реализация.

Ход мероприятия.

I .Орг. момент.

II . Вступительное слово учителя.

Учитель: Добрый день дорогие дети!

Есть на красивейшей планете Земля удивительная страна.

Самая большая страна в мире! Это - Россия. И есть в этой стране замечательная республика, которая называется Дагестан. Ребята, назовите столицу Дагестана (ответы детей).

Учитель: Правильно Махачкала !

В городе огромном, среди сотен школ

Есть одна, в которую учиться ты пришел.

Есть одна, в которой жить нам всем, друзья.

Есть одна такая. Без нее нельзя.

Это наша прогимназия.

Учитель: А теперь я хочу проверить, хорошо ли вы знаете свой город и его историю.

Вы должны ответить на мои вопросы:

Как наш город назывался раньше? (Порт-Петровск)

- В честь кого переименовали в город Махачкала? (в честь видного революционера Махача Дахадаева)

Как называется море (точнее озеро) на берегу которого располагается наш город? (Каспийское)

Как называется кинотеатр, который находится на проспекте им.Шамиля? (« Россия»)

Кто является президентом нашей республики? (Абдулатипов Рамазан Гаджимурадович)

Как называется главная улица столицы? (проспект Расула Гамзатова) .

Учитель: Кто из вас знает, кто такой Расул Гамзатов? (ответы детей).

А теперь внимательно посмотрите на доску, прочитайте тему нашего классного часа (читают хором).

На доске эпиграфы:

Гляди вперёд, вперёд стремись.

И все ж когда – нибудь

Остановись и оглянись на свой пройденный путь.

Расул Гамзатов

Его нельзя не любить:

Он теплый, как солнечный день в горах, он весёлый, словно стремительный горный ручеёк, он смелый, словно крылатый горный орел, добр и нежен, словно горный олень…

Эдуардос Межелайтис

III . Знакомство с новым материалом.

Сегодня наша встреча посвящена памяти народному аварскому поэту Расулу Гамзатову. Группа ребят подготовила информацию о творчестве поэта.

Ученик:

Выходец из маленького, в семьдесят саклей, аварского аула Цада, Расул Гамзатов родился в сентябрьские дни 1923 года. Его отец Гамзат славился в горах своей мудростью, честностью и умением высмеять острым, каленым словом человеческие пороки, недостатки в общественной жизни. Название родного аула Цада и стало фамилией отца Расула – поэта – сатирика Гамзата Цадасы, народного поэта Дагестана.

Ученик:

Расул Гамзатов начал писать стихи, когда ему было девять лет. Потом его стихи начали печатать в республиканской аварской газете «Большевик гор». Первая книжка стихов на аварском языке вышла в 1943 году. Ему было всего двадцать лет, когда он стал членом Союза писателей СССР.

Ученик:

Стихи и поэмы Расула Гамзатова переводили на русский язык такие мастера пера, как Семен Липкин и Юлия Нейман. Особенно плодотворно работали с ним его друзья – поэты: Наум Гребнев, Яков Козловский, Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский и другие. Сам Расул Гамзатов перевел на аварский язык стихи и поэмы Пушкина Лермонтова, Некрасова, Блока, Маяковского и многих других.

Ученик:

Поэзия Расула Гамзатова - и река, и море, и горы, и люди, и небо над ними. Да ещё тысячи разных вещей и понятий, составляющих прекрасное имя – Дагестан.

Ученик:

Расул Гамзатов очень любил детей. Послушайте стихотворение «Берегите детей!»

Ученик:

Видел я, как орёл, беззащитных птенцов

Учит крылья свои расправлять,

Если б он научил нерадивых отцов

Так с потомством своим поступать.

Этот мир, как открытая рана в груди,

Не зажить никогда уже ей.

Но твержу я, как будто молитву в пути

Каждый миг: «Берегите детей!»

Всех, творящих намазы, прошу об одном –

Прихожан всех на свете церквей:

«Позабудьте про распри, храните свой дом

И своих беззащитных детей!»

От болезней, от мести, от страшной войны,

От пустых сумасбродных идей.

И кричать мы всем миром сегодня должны

Лишь одно: «Берегите детей!»

Учитель: К чему призывает Расул Гамзатов? (учащиеся высказывают своё мнение, участвуют в диалоге).

Учитель : А теперь посмотрите фильм о жизни и творчестве поэта (презентация - ИКТ).

Учитель:

Многие его стихи стали песнями. Послушайте песню « Журавли» в исполнении Марка Бернеса.

Белые журавли – это символы чистоты и красоты, к которым должны стремиться все люди.

На доске плакат с песней «Журавли» (дети подпевают).

-Кому посвящена эта песня? (ответы детей)

-Как вы думаете, что означают следующие слова? (расширение словарного запаса, развитие речи).

Клин - сужающийся к своему заостренному концу кусок дерева, металла; фигура в форме треугольника.
На исходе - о том, что кончается, чего почти не осталось; завершение, конец.
Промежуток - пространство или время, разделяющее что-нибудь.
Пора - время, период, срок.
Стая - группа животных одного вида, держащихся вместе.
Сизый - темно-серый с синеватым оттенком.
Мгла - непрозрачный воздух (от тумана, пыли, дыма, сгущающихся сумерек)
Оклик - крикнув, остановить или подозвать.
До сей поры - до этого времени или до этого места.
Полечь - погибнуть, быть убитым.
Замолкнуть - перестать говорить, затихнуть.

Учитель: Посмотрите на иллюстрации. С кем беседует Расул Гамзатов? (Беседует с президентом РФ Владимиром Владимировичем Путиным ). Где установлен памятник поэту в Махачкале? (ответы детей).

Учитель: 3 ноября 2003 года сердце поэта остановилось, похоронен он в Махачкале на кладбище у подножия горы Тарки-Тау.

Для потомков он оставил такое завещание:

«Мое завещание – в книгах, которые я написал. Оставляю потомкам Дагестан, который и я унаследовал от предков – мой край любви, надежды, радости, землю, красивых девушек, гордых женщин и мужчин. Дагестан – и моя мулатка, и моя Кумари, и мое колесо жизни, и гора моей тревоги – Ахульго. Берегите всё это. Без этого нет ни моей жизни, ни самих родных гор.

Я ничего не забираю туда из этого хорошего, доброго, красивого мира. Потому и прошу – берегите свой Дагестан. Храните и возвеличивайте ещё больше его славное имя. Дагестан – сама ваша жизнь, ваше достоинство и ваша любовь. Нет, не глупы его адаты – дорожите ими и берегите их. Его приметы и символы не дикие – несите их гордо и сохраняйте во славе. Малочисленны его народы – любите их особенной любовью».

В заключение беседы прошу вас послушать стихотворение «Памяти Расула Гамзатова», которое я посвятила 90-летию поэта.

Расул Гамзатов – аварский поэт,

Таких как он не видывал свет.

В далеком и горном Цада он родился:

Он там же учился, затем и женился.

Прошел сквозь огонь и тысячи бед,

Теперь он прославленный в мире поэт.

В стихах воспевал Расул край свой родной,

Который любил он всею душой.

Мы память сохраним о нем,

В своих стихах его мы воспоем.

Он будет жить в сердцах людей,
Как «клин усталых журавлей».

Кого еще из дагестанских поэтов вы знаете? (ответы детей).

Наша замечательная поэтесса Фазу Алиева говорит, что человек не может выбирать три святыни: родителей, Родину и национальность, но любить и беречь эти святыни – его долг.

Учитель: Я очень хочу, чтобы всегда в нашей республике был мир и покой, чтобы веротерпимость и уважительное отношение к представителям другой веры, национальности и культуры у нас стали нормами жизни. Чтобы вы, дети, выросли умными и здоровыми. Чтобы сбылись все ваши мечты и также как Расул Гамзатов, каждый в своем деле, прославил Дагестан. А сейчас, ребята, ваша главная задача – хорошо учиться.

IV . Итог занятия.

Учитель: А теперь, дорогие дети, заканчивая классный час, хочется сказать большое спасибо всем и выразить надежду, что он помог нам больше узнать о замечательном аварском поэте Расуле Гамзатове. Закончить наше мероприятие хочу тоже словами поэта:

«Мне хотелось сказать и взрослым и детям, всем школьникам – пусть наши имена, наши песни, наша честь, наши доблесть и мужество не уйдут в землю, в небытие, а останутся назиданием для будущих поколений.

Пусть добрые люди пребывают в добре, а плохие станут хорошими».

- Вы согласны с высказыванием поэта?

Вас заинтересовало его творчество?

Анализ классного часа «Расул Гамзатов – певец добра и человечности».

Считаю, что цели мероприятия достигнуты. В процессе занятия раскрыла жизненный и творческий путь Расула Гамзатова. Материал занятия был разнообразным и отражал основные задачи развития и обучения младших школьников. Структура соответствовала типу и целям данного мероприятия. Знакомство с творчеством поэта прошло в необычной форме, с использованием информационно-коммуникационных технологий, что повысило познавательный интерес к занятию; способствовало формированию УУД. Ребята продемонстрировали сформированные умения и навыки, которыми они овладели на уроках чтения, музыки, дагестанской литературы.

Цели : ознакомить с жизнью и творчеством Р.Гамзатова; показать многообразие таланта поэта; провести учащихся по основным вехам творчества Р.Гамзатова, привить любовь к Родине, матери, уважение к старшим и сверстникам посредством произведений Р.Гамзатова; эстетическое воспитание учащихся.

Оборудование : портреты Р.Гамзатова, высказывания поэта, книжная выставка, презентация .

Ход классного часа

Мы все умрем, людей бессмертных нет.
И это все известно и не ново.
Но, мы живем, чтобы оставить след,
Дом или тропинку... дерево иль слово.

I. Вступительное слово классного руководителя:

В Индии считается, что змеи
Первыми на землю приползли
Горцы верят, что орлы древнее
Прочих обитателей земли.
Я же склонен думать, что вначале
Появились люди и поздней
Многие из них орлами стали,
А иные превратились в змей.

Великие слова великого поэта. Именно ими хочется открыть наш классный час. “Люблю писать о жизни, о людях кем бы они не были: орлами или змеями” говорил Расул Гамзатов. Сам же Расул был настоящим горским орлом, высокого полета.

Учитель: Расул Гамзатов – славный сын гор! Это человек с большой буквы, с прекрасной душой, пронесший свой талант через большую и сложную жизнь. Его поэзия облагораживает душу, его творчество принимается читателями с огромным трепетом, любовью и нежностью. Он всегда любим.Творчество Расула Гамзатова вобрало в себя талант, мудрость и мироощущение народов Дагестана и всего Кавказа Его произведения, впитавшие все ценное из жизненного опыта и духовного наследия горцев, обогатили российскую мировую литературу.Стихи и проза поэта пронизаны мотивами гражданственности и человечности. Творческая и общественная деятельность Р.Гамзатова пронизана чувством высокого патриотизма, глубокой ответственности за будущее Дагестана и России. В самые ответственные, судьбоносные дни поэт всегда был рядом с дагестанским народом.

Если судить о жизни по оставленному следу, то Расул Гамзатов достойно прожил свою жизнь. Он оставил неизгладимое впечатление в наших сердцах. О нем помнили, помнят и должны помнить.

II. Горянка и горец (учащиеся класса)

Горянка: Слушайте люди! Слушайте дагестанцы! Воспеваю память Р.Гамзатова, нашего великого поэта, да будет во веки нетленным имя его!

Горец: Кого, кого!?

Горянка: Расула Гамзатова

Горец: А что в нем такого особенного? С чего мы должны его помнить? Почему все о нем говорят?

Горянка: Как ты можешь так говорить?! Ведь Р.Гамзатов величайший поэт, прославивший весь Дагестан, благодаря ему о нас знают даже заграницей!

Горец: Нет, я не знаю такого.

Горянка: Не знать Р.Гамзатова, не знать хоть что-либо из его жизни и творчества просто стыдно!

Горец: (с обидой) Ну зачем ты так?!

Горянка: А хочешь узнать кто такой Расул Гамзатов?

Горец: Конечно, хочу!

Горянка: Пойдем я тебе покажу.

(в кабинете выставка книг поэта, журналы и газеты со статьями о Расуле Гамзатове)

Горянка: Посмотри - это все он и о нем.

III. Демонстрируется презентация, посвященная великой дате, дню рождения поэта

Горец : Да, великий поэт. А что тебе нравится из его творчества?

Горянка: Мне? Ну, конечно же “Журавли”. У этого стихотворения целая история.

Ученики класса читают наизусть стихотворения Р.Гамзатова.

Горянка: Он величайший из писателей. Он много сделал для нас, дагестанцев, ведь во многом нас знают благодаря Расулу Гамзатову.

Горец: Нельзя такого человека просто выбросить из памяти. Давай его увековечим!

Горянка: Да уже увековечили!

Ученик: Нет уголка в России, где бы небыл воздвигнут монумент Белым Журавлям. Не создан музей творчества Р. Гамзатова. В городе Буйнакск педагогическому колледжу присвоено имя Расула Гамзатова.

Ученица: Указ Государственного Совета Республики Дагестаноб увековечении памяти Расула Гамзатова

Госсовет РД, в целях увековечения памяти видного государственного и общественного деятеля, Героя Социалистического Труда, кавалера ордена Святого апостола Андрея Первозванного, лауреата Ленинской и Государственных премий, председателя Правления Союза писателей РД, народного поэта Дагестана Гамзатова Расула Гамзатовича

Постановляет:

Присвоить имя Гамзатова Р.Г. Буйнакскому педагогическому колледжу и впредь именовать его Буйнакский педагогический колледж им. Расула Гамзатова

Председатель Госсовета РД М. Магомедов

И к 90-летию со дня рождения в Москве открыт памятник великому сыну своего народа Р. Гамзатову.

Показ видеорепортажа об открытии на Яузском бульваре города Москва памятника поэту Вселенной - Расулу Гамзатовичу Гамзатову.

IV. Завершающее слово классного руководителя:

Учитель: Он ушел в последнюю осень, как уходят поэты, отдав нам все, что имел. Он был наш, он принадлежал всем. Он всегда возвращается, когда нам нужен – стихами, песнями. И он жив, пока мы помним о нем.

Дорогие ребята, спасибо большое вам за ваше активное участие.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то