Классный час человек есть существо мыслящее. Классный час: Что значит быть хорошим человеком

Классный час.

Класс :3

Тема: Методическая разработка классного часа с использованием ИКТ на тему "Твои возможности"

Цель:
-развитие личности учащегося, содействие ему в определении и совершенствовании его отношении к самому себе, окружающим людям, миру. Задачи курса:
-показать разнообразие способностей человека
-заинтересовать учеников изучением себя и своих способностей (люди говорят: лучший на свете педагог - наш собственный интерес).
-дать сведения о гигиене человека
-расширить представления учеников об окружающем мире
-улучшить взаимоотношения учащихся в классе
- способствовать развитию в школьниках потребности активно познавать мир;
-способствовать формированию объективной самооценки школьников;
-развивать коммуникативные и поведенческие навыки
-улучшить успеваемость - помочь в выборе профессии.

Задача классного часа
:
-ознакомить учащихся с потенциальными возможностями человека
-дать сведения о роли больших полушарий головного мозга
-дать сведения о темпераменте человека
-познакомить учащихся с тремя основными системами восприятия и переработки информации
-предоставить возможность ученику оценить свой кругозор.

Ход классного часа.
-Ребята, ответьте мне честно на один вопрос. "Кого вы больше всего любите!"
Варианты ответов - маму, папу, котенка, себя… и т.д.
-Кого вы в первую очередь ищете на фотоографии? Да, правильно, себя. Потому что, мы больше всего любим себя. А как сделать, чтобы этому Я было в жизни хорошо и комфортно. За много веков до нашего времени мудрец сказал глубоко и просто: "Познай себя!" Но как подступиться к себе, как ухватить свое многоликое Я, с чего начать?

Эпиграфом сегодняшнего классного часа я взяла следующие строчки:
Пока человек существует,
Он будет себя открывать.
Е.М Богат

Учащимся предлагается через экран информация о возможностях человека.
1.Память человека способна вместить столько информации, сколько ее имеется в хранилищах самой крупной библиотеки.
2. Художник Н.Н. Ге, увидев один раз комнату в одном из Петербургских
дворцов, точно воспроизвел ее на картине.
З. Композитор Милий Александр Балакирев точно воспроизвел мелодию П.И. Чайковсксого услышанную два года назад.
4. Моцарт обладал феноменальной памятью. Отец взял маленького Моцарта в Ватикан, где исполнялось секретное духовное сочинение композитора
Аллегри. Утром Моцарт сказал отцу: "Отец, этот подарок мы пошлем нашей
Нинель. Она будет первым человеком после Папы, имеющим ноты Аллегря.

5. А. Македонский знал в лицо каждого из 30 тысяч своих солдат.
6. Ученый А.Ф. Иоффе по памяти пользовался таблицей логарифмов.
7. Лина По, потеряв зрение, на ощупь создала более 100 скульптур.
8. Генрих Шлиман за 6-8 недель мог освоить иностранный язык.
9. А. Алехин мог играть вслепую на 40 досках. 10 Венгерский шахматист Янош Флеш в 1960 году установил рекорд, играя
по памяти на 52 досках: 31 партию он выиграл, 18 - свел вничью, З - проиграл. Обсуждение с учащимися о самых невероятных возможностях человека.
Классный руководитель.
-Далеко не все известные люди смогли раскрыть свои способности в школе, и только благодаря упорному труду впоследствии смогли добиться успеха.
Предлагается информация об известных людях.
1. Шведского ученого-натуралиста Карла Линнея в школе считали тупицей
Карл в 20 лет закончил школу. Однако доктор Ротман заметил склонность
Линнея к естественным наукам. Используя интерес Линнея к ботанике доктор Ротман однажды принес ему книгу Плиния на латинском языке. Линнею пришлось выучить латинский,
2. Отец считал Чарльза Дарвина бездарным: "У тебя только и есть интерес, что к стрельбе, возне с собаками и ловле крыс. Ты будешь позором для себя и своей семьи". Фундаментальный труд "Происхождение видов..." принес Ч. Дарвину мировую славу.
З. Н.В. Гоголь писал посредственные сочинения.
4. Дядя Якоб успокаивал А. Эйнштейна: "Ничего, Альберт, не все становятся профессорами, и ты кем-нибудь станешь".
5. Демосфен страдал дефектом речи, имел слабый голос. Чтобы избавиться от картавости, он говорил, набрав в рот мелких камушков, часами декламировал стихи на берегу моря.
Говорят, что гений - это 1% вдохновения и 99% потения.
Классный руководитель:
-Вышеперечисленные примеры доказывают нам, что это на самом деле так. Для полного развития своих способностей человек должен знать о неограниченных потенциальных возможностях, должен захотеть реализовать эти возможности, должен обладать стойким характером. Всем известно, действия или события,
превосходящие другие того же вида называются рекордами. И рекорды мирового масштаба вносятся в книгу рекордов Гиннеса.
Учащийся выступает с сообщением о Книге рекордов Гиннеса.
Учащиеся делятся на группы по 5 человек. Через Интернет находят книгу рекордов Гиннеса и определяют: -великанов
-карликов
-толстяков
-долгожителей.
Классный руководитель.
-Попробуем для начала составить о себе самое общее представление. Важнейшую роль в жизни человека играют большие полушария головного мозга. Поверхность больших полушарий образована серым веществом - корой. Кора отвечает за высшую нервную деятельность - речь, сознание, мышление, внимание, память. Левое полушарие в большей степени отвечает за логическое, абстрактное мышление, словесное восприятие. Правое полушарие отвечает за образное восприятие и мышление, эмоции. Считают, что левое полушарие "направлено к людям", а правое полушарие "направлено к природе". Жизнь отчетливо указывает на существование двух категорий людей: художники (писатели, музыканты, живописцы, скульпторы и т.д.), у которых преобладает деятельность правого полушария, и мыслители, у которых преобладает деятельность левого полушария (логический т мышления). Асимметрия полушарий является результатом умственной работы.
Зная особенности своего головного мозга, можно прогнозировать успехи определенных областях человеческой деятельности. Как же узнать, какое полушарии у нас ведущее? Разработан метод экспресс-анализ характера, основанный четырех врожденных признаках. Эти признаки не меняются до конца жизни.
1. Переплетите пальцы рук, и вы заметите, что сверху всегда оказываете один и тот же палец; если это левый вы человек эмоциональный. Правый - у вас преобладает логический склад ума.
2. Попробуйте "прицелиться", глядя на мишень через карандаш. Правый ведущий глаз говорит о твердом, настойчивом, даже агрессивном характере левый - о мягком и уступчивом.
З. Если при переплетении рук на груди наверху оказывается левая рука, тс вы склонны к кокетству, правая - склонны к простоте и простодушию.
4. Если при аплодировании удобнее хлопать правой рукой, можно говорить о решительном характере, левой вы часто колеблетесь, прежде чем принять решение.
Обозначьте левый глаз - Л, левая рука - Л, и т.д.; правый глаз - П, правая рука - П, и т.д. Расшифруем записи.
ПППП - для вас характерен консерватизм, ориентация на общепринятое мнение. Не любите конфликтовать и спорить.
ПППЛ - определяющая черта характера - нерешительность.
ППЛП - характерны кокетство, решительность, чувство юмора, артистизм Очень контактный тип характера, у женщин встречается наиболее часто.
ППЛЛ - редкий тип характера. Близок к предыдущему, но мягче. Некоторое
противоречие между нерешительностью и твердостью характера.
ПЛПП сочетание аналитического склада ума и мягкости. Чаще встречаете у женщин - тип "деловой женщины". Медленное привыкание, осторожность, терпимость и некоторая холодность.
ПЛПЛ слабый и самый редкий тип характера. Беззащитны, подвержен влиянию (как правило, женщины).
ЛППП - распространенный характер. Основная черта - эмоциональность, сочетающаяся с недостаточной настойчивостью. Поддаются влиянию. Счастливы в друзьях, легко сходятся с людьми.
ЛППЛ тип "маленькой королевы", характерны мягкость, наивность.
ЛЛПП присущи дружелюбие и простота, некоторая разбросанность интересов. Склонность к самоанализу.
ЛЛПЛ - преобладают простодушие, мягкость, доверчивость. Очень редки; тип, практически не встречается у мужчин.
ЛЛЛП - эмоциональность, энергичность, решительность. Часто принимаю решения наспех. Очень важен дополнительный тормоз. Мужчины менее эмоциональны.
ЛЛЛЛ - антиконсервативный тип характера. Способны на старые веши
взглянуть по-новому. Эмоциональны, эгоистичны, упрямы, иногда замкнуты.
ЛПЛП - самый сильный тип характера. Вас трудно в чем-либо убедить. Вы с трудом меняете свою точку зрения. Энергичны, упорно добиваетесь поставленной цели.
ЛПЛЛ - настойчивы, склонны к самоанализу, с трудом находят себе новых друзей. Устойчивые люди.
ПЛЛП легкий характер. Вы счастливо умеете избегать конфликтов, любите путешествовать. Легко находите друзей. Часто меняете свои увлечения.
ПЛЛЛ - непостоянство. Независимость, желание все сделать самому. Способность анализировать помогает вам успешно решать сложные задачи. Вы кажетесь мягким. Но становитесь требовательным, когда речь идет о деле.
Результаты теста заносятся в газету. И, безусловно, нужно помнить, что не бывает плохих характеров, бывают лишь лучше или хуже воспитанные люди.
Характер - стержень личности, вырабатывается и изменяется в течение жизни человека. Характер во многом зависит от темперамента.
Учащиеся выступают с сообщениями о четырех вида темперамента.
Сангвиник - жизнерадостный человек, живой, подвижный, увлекающийся. Ему свойственны: повышенный уровень притязаний, лидерство, стремление к общению, неконфликтность, активность, решительность, богатство эмоций. Процессы активности и торможения уравновешены.
Холерик - энергичен, повышенно возбудим, страстен. Необуздан, плохо переключается, вспыльчив, работает по настроению, общение затруднено, не стремится к лидерству, не гнушается сарказма, усугубляет конфликты, но верный друг. Такой человек пусть лучше прокричится, если ему нужно.
Флегматик - "я никого не трогаю, не трогайте ради Бога меня". Человек хладнокровный, равнодушный, редко раздражающийся, настойчивый, с медленной восприимчивостью. Мало общителен, вялые жесты, движения, мимика. Хорош своей сдержанностью. Объективен в отношении других. добросовестен. Нужна
тихая, спокойная работа.
Меланхолик. Для него характерны: склонность к угнетенному настроению и
мрачным мыслям, грусть, замедленность движений, затрудненность течения мысли. Очень сложное общение; очень точно дает характеристику любому; плаксивен, капризен. Может учиться хорошо, если чувствует внимание, робок. Не умеет снимать конфликты и сам не конфликтует.
(Учащиеся определяют к какому типу характера они относятся)
Классный руководитель:
-У каждого человека информация сохраняется в памяти в виде слуховых, зрительных и кинестетических образов. Визуалы в момент вспоминания могут увидеть вспомнить чей то голос, определенную фразу и через слуховой образ вспомнить все остальное. Кинестетики могут вспомнить, как они двигались, что делали, что чувствовали. Учащиеся выступают с сообщениями о трех основных системах восприятия и переработки информации - визуалы, аудиалы, кинестетики. (Учащиеся определяют кто они: визуалы, аудиалы или кинестетики.) Характеристика визуала. Тихий, задумчивый, "себе на уме", мало разговорчив, друзей почти нет. Контакты завязывает с трудом. В детстве предпочитает общаться со взрослыми. Послушен. Легко и с удовольствием учится. Часами может просиживать у телевизора. Страстью может стать компьютер. Любит рассматривать картины, марки, фотографии. К животным равнодушен, хотя не прочь полюбоваться ими. Гулять не любит. Предпочитает телевизор и компьютер прогулке и общению с друзьями. В одежде разборчив, красота на первом месте, Цирк, театр, все зрелища производят на него сильное впечатление, но рассказывает о впечатлениях мало. При переживании стресса замыкается в себе, ведет себя отчужденно, переживает все внутри себя. Если конфликт с родителями сильный, может убежать из дома. Трудности в общении. Нет внутренней мотивации для общения с ровесниками. Может производить впечатление холодного и отчужденного, не любит ласкаться, не любит, когда его тормошат, "тискают". В школе учится успешнее всех других типов, нет проблем с дисциплиной. Во время перемен предпочитает остаться там, где тише. Темп речи ускоренный, все описания визуалов будут "вращаться" вокруг таких слов, как "представляете", "видите", видимо", "посмотрите".
Характеристика аудиала.К двум годам во всю говорит, к четырем болтает без умолку, если нет собеседника, разговаривает сам с собой. Без труда вступает в контакты с детьми и взрослыми, с удовольствием говорит со всеми. Речь хорошо развита. Легко отгадывает загадки, легко воспринимает информацию на слух. Очень любит слушать, когда ему читают. При освоении алфавита долго не может запомнить буквы. Непослушен. Возражает на замечания взрослых. В ответ на какое-нибудь требование от него можно услышать сто слов-контраргументов. Равнодушен к одежде и зрелищам. Любит слушать песни, легко запоминает мелодии. При стрессе постоянно срывается на крик, обижается на любое изменение интонации голоса. Может изводить родителей, бесконечно повторяя одну и ту же фразу. Трудности: неспособность сосредоточиться, непрерывная болтовня, склонность к угадываниям. Если захочет записать домашнее задание, скорее переспросит соседа по парте, что записано на доске. Часто узнает домашнее задание по телефону. На перемене хочет всласть наговориться. Рассказ аудиала подчинен только ему понятной логике. Он вслушивается в произносимые им звуки, потому что ему это доставляет удовольствие.
Характеристика кинестетика.Необычайно подвижны. Пятнадцатиминутное сидение за столом - подвиг. После такого подвига наступает утомление, может
начать капризничать. Все делают сами, трогают руками, придумывают забавы и шутки. Если находятся без дела, портится настроение. Самостоятельны и талантливы. Про кинестетика можно вообще забыть (если у него нет идей по поводу вас). Он будет лепить, рисовать, заниматься конструктором, пойдет в кино, организует поход в лес, будет делать опыты - главное ему не мешать. доставляет беспокойство родителям и учителям. Кинестетикам надо все потрогать, у них на руках "липучки - они не могут спокойно слушать, рассматривать, им надо вскакивать, тормозить, бегать и прыгать. Хорошо воспринимают запахи, вкус. Очень любят животных, которых они гладят, к которым прижимаются. На перемене разминаются, двигаются, играют в подвижные игры, его возбужденный голос перекрывает все другие голоса. На уроке отвечает: медленно, с трудом подбирая нужные слова, голос при ответе низкий, приглушенный.
Любимый ответ - "я не знаю" и пожимание плечами, глаза в пол.
У учащихся старших классов каналы восприятия информации выравниваются, поэтому можно говорить лишь о частном преобладании какого-либо канала.
Классный руководитель: -А теперь попробуем оценить свой кругозор. (Учащиеся письменно отвечают на вопросы. Результаты работы заносят в газету.)
Вопросы:
1. Первый российский император.
2. Собственноручная надпись, сделанная знаменитостью на книге, фотографии,
в альбоме коллекционера.
3. Причиняет гораздо больше горя, чем радости, хотя употребляют его радо
радости.
4. Русский художник, иконописец, автор Троицы (10-20-е гг. ХУ в.).
5. Общественное книгохранилище.
6. Центральный храм Акрополя в Афинах.
7. Звуковая эмблема государства. Во время исполнения все встают, мужчины
обнажают головы, военные отдают честь.
8. Ничем не ограниченная власть, опирающаяся на силу господствующего
класса.
9. Политический деятель, оратор, писатель древнего Рима (106-43 гг. до н. э.).
10. Объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого
сознания. Вещество, из которого состоят физические тела. 11. Своеобразное мнение, остроумное суждение, расходящееся с общепринятыми представлениями, противоречащее (иногда только внешне) здравому смыслу.
12. Искусство писать четким красивым почерком.
13. Бывают свои, чужие, библиотечные.
14. Знак любви. Марлен Дитрих советует: "Не тратьте их понапрасну, но о
не подсчитывайте".
15. Единственные люди, для которых мы никогда не станем взрослыми.
16. Огромный амфитеатр для гладиаторских боев, построенный в 75-82 гг. г Риме.
В плане представляет эллипс, длиной 188 м, шириной 156 м, высотой 50 м. 17.Нужна каждому человеку. И даже не одна, а несколько: для волос, для зубов, для обуви, для одежды. 18.Полководец, которому народ присвоил почетное звание "Маршал Победы" 19.Величайший художник!1452 - 1519), автор "Джоконды". 20.Небесное тело, вращающиеся вокруг Солнца и плучающие от него свет и тепло.
21. Автоматическое устройство, действующее по заданной программе и обрабатывающее в кратчайшие сроки большие объемы информации.
22. Автор "Сказки о рыбаке и рыбке", создатель русского литературного
языка.
23. Физик-теоретик, один из основателей современной физики. В 40-е годы
выступил против применения ядерного оружия. Лауреат Нобелевской премии 1921 г
24. Совокупность движений человеческого общества в производственной,
общественной и умственной деятельности.
25. Американский ученый (1894-1964), один из "отцов" кибернетики. Ему
принадлежат слова: "Мозг писателю нужнее, чем компьютер".
26. Искусство объемного художественного изображения.
27. Развитие от низшего к высшему, от простого к сложному.
28. Автор строк: "тяжело в ученье, легко в походе"; полководец.
29. Автор картины "Герника", в которой изображена апокалиптическая картин войны, смерти, разрушения; отклик мастера на события гражданской войны в его родной Испании.
30. Шутливое название врача по имени бога врачевания в древнеримской
мифологии.
31. Форма общественного сознания, представляющая собой систему наиболее общих понятий о мире, месте человека в нем, теоретическая основа
мировоззрения.
32. Процесс создания материальных благ, без которых невозможно само существования людей.
33. Автор романа "Остров сокровищ".
34. Американский промышленник, один из основателей автомобильной промышленности США. Он говорил: "Я никогда не стою, если имею возможность сидеть, и никогда не сижу, если имею возможность лежать".
35. Испанский живописец-сюрреалист, автор картины "Остатки автомобиля,
дающие рождение слепой лошади, убивающей телефон".
36. Звездная система.
37. Житель древнегреческой колонии Сибарис - бездельник, проводящий
жизнь в роскоши и праздности.
38. Объединение людей, связанных совместной работой, общими целями и
интересами.
Ответы: 1. Петр Первый. 2. Автограф. 3. Алкоголь. 4. Андрей Рублев. 5. Библиотека. 6. Парфенон. 7. Гимн. 8. диктатура. 9. Марк Цицерон. 10. Материя. 11. Парадокс. 12. Каллиграфия. 13. Книги. 14. Поцелуй. 15. Родители. 16. Колизей.17.
Щетка. 18. Георгий Жуков. 19. Леонардо да Винчи. 20 Планета. 21. Компьютер. 22. Александр Пушкин 23. Альберт Эйнштейн. 24. Культура. 25. Норберт Винер. 26. Скульптура. 27. Эволюция. 28. Александр Суворов. 29. Пабло Пикассо. 30. Эскулап. 31. Философия. 32. Производство. 33. Роберт Стивенсон. 34. Генри Форд.
35. Сальвадор Дали. 36. Галактика. 37. Сибарит 38. Коллектив.
Заключительное слово классного руководителя. -Основными источниками развития человека являются - среда, наследственность и самосозидательный труд. Успех последнего зависит от того, насколько юноши и девушки осведомлены о возможностях человека вообще и свих личных резервах в частности.. Это сказывается на осуществлении стремлений и попыток улучшить свои личностные качества, развивать способности, воспитывать волю и характер. Многие учащиеся зачастую просто не знают, как работать над собой, как заниматься созиданием. Для полного развития своих возможностей человеку необходимо:
1.Человек должен знать о неограниченных возможностях личности.
2.Человек должен захотеть развивать эти возможности.
3. Человек должен обладать волей, необходимой для претворения в жизнь своих планов.

Ход классного часа

Кл.рук.: Добрый день коллеги, ребята и уважаемые родители! Я очень благодарна Вам за то, что Вы пришли на наш классный час, отложив свои бесконечные дела. Сегодня мы будем работать в группах. Правила работы те же: не бояться высказывать своё мнение, слушать товарища, с уважением относиться к мнению другого.

Тема нашего классного часа «Быть человеком…». Казалось бы, что здесь не понятного. Даже в словарях написано о том, кто такой человек. К примеру, в толковом словаре Даля сказано, что « Человек – это каждый из людей, высшее из земных созданий, одарённых разумом, свободной волей и словесной речью». Вроде бы всё понятно, но тогда почему же мы часто слышим о ком-то «вот это настоящий человек» или даже «человечище»? А о ком то наоборот «разве это человек, это так…». Что же тогда получается, что есть люди настоящие, а есть ненастоящие? Давайте сейчас постараемся разобраться в этом.

Готовясь к этому классному часу, я просила вас подумать о том, что значит быть человеком и какие качества должен иметь настоящий человек? Сейчас каждая группа получит задания. (Представители от каждой группы получают задания).

Задание 1 группе. Из предложенного списка человеческих качеств выбрать те, которые присущи хорошему человеку.

Задание 2 группе. Из предложенного списка человеческих качеств выбрать те, которые присущи плохому человеку.

Задание 3 группе. Объяснить, как вы понимаете крылатую фразу Пифагора «Статую красит вид, а человека-деяния его»?

Первой отвечает группа 3, потом – группа 2, затем группа1. Каждая из групп вывешивает на доске свои ответы.

А как вы считаете, какое самое главное качество у настоящего человека?
Все мы Божьи творения, а значит, и жить должны по заповедям Божьим. Их всего 10, но святые отцы и сам Иисус Христос говорил о том, что первая заповедь:

« Я есть Господь Бог твой, и нет других богов, кроме Меня». А вторая: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Выполняй эти 2 заповеди и спасёшься. И спрашивали у него, а кто же он, мой ближний? Иисус отвечал на это притчей. Он часто использовал притчи в своих проповедях, чтобы людям было понятнее. Сейчас я приглашаю вас посмотреть притчу о добром самарянине. (Просмотр притчи).
Что вы поняли, посмотрев эту притчу?

Да, нужно помогать ближнему. Любить всех нам не дано, дано только Богу. Но помочь человеку, который рядом с нами возможно. Главное почувствовать чужую боль, понять, кто нуждается в вашей помощи. Мы с вами провели анкету, в которой был вопрос, как понять, что ваш товарищ страдает. Большинство из вас ответило, что он ни с кем не разговаривает, грустит, обижается, если его пытаются расспросить.
Значит, понять, что человеку плохо можно. Только нужно захотеть, это просто, если быть внимательнее друг к другу.

А сейчас послушайте стихотворение, в котором и выражается вся суть фразы «Быть человеком».

Просто жалеть, если рядом плачут,
Быть справедливым во всем деяньях,
Ближнего разделить страданья.
Быть человеком – значит, быть добрым,
К людям внимательным быть и скромным,
Быть человеком – значит, быть выше,
В слове вернее, в помыслах чище.
Быть поскромнее в своих желаньях,
Помнить хорошее при расставаньях.
Людям дарить уважение, ласку,
А не истерики шок и встряску.
Не пресмыкаться перед сильнейшими,
Не раболепствовать перед умнейшими
Маленький ты или с чинами –
Все перед Богом равны мы с вами.
Злу же на свете нет оправданья:
Сколько приносит оно страданья!
Злом человек оскверняет душу –
Людям такой человек не нужен!
Чтобы не стал ты таким уродом,
Бедным, больным помогай, сиротам,
Слабых не обижай, стариков:
Сам ведь будешь когда – то таков.
Ближних своих не съедай речами –
Как же в этом грешны мы с вами!
Заповеди даны человеку,
Чтоб выполнять их от века до века!
Правы, не правы – Бог нас рассудит,
И по делам нам нашим и будет
Быть человеком – что это значит?
Надо задуматься, иначе…

Если все будут так поступать, то мир вокруг станет лучше.

Я недавно посмотрела фильм “Заплати другому”, он повествует о жизни мальчика, которому в школе дали задание подумать о том, как изменить мир и притворить свою идею в действие. Посмотрите, что придумал герой этого фильма. (Просмотр отрывка из фильма “Заплати другому”, обсуждение).
Чтобы жизнь стала лучше, нужно начать с себя. В анкете был вопрос: “Что вам нужно, чтобы чувствовать себя счастливым?”

23человека ответили, счастливы от того, что у них есть родители, многие-от того, что имеют много друзей, готовых всегда прийти на помощь. Одна девочка ответила, что счастье-это когда близкие люди тебя понимают. Какой глубокий и взрослый ответ. Ведь действительно, трудно быть счастливым, когда тебя не понимают близкие люди.

На вопрос о том, от чего вы получаете настоящее удовольствие,16 человек ответили, что от встречи с родителями, 14-от высокой оценки в школе. А ещё многие- от добрых слов и похвалы. А 2 человека ответили, что получают удовольствие, когда помогают незнакомым людям. Я рада, что в нашем классе есть такие дети, и очень надеюсь на то, что к окончанию школы таких детей будет намного больше.

А сейчас продолжим работать в группах. Каждая группа получает лист с началом рассказа. Нужно его продолжить.

  1. В наш класс пришёл новый мальчик. Почему-то он детям сразу не понравился и все стали его дразнить и обижать. Мне стало жаль новичка и я…
  2. В выходной день я проснулся, когда все ещё спали. И тогда я решил …
  3. На улице была отличная погода и мы с друзьями собирались идти гулять. Я забежал домой, чтобы оставить портфель. Дома была мама, она была очень обеспокоена тем, что скоро к нам должны прийти гости, и она может не успеть всё сделать к их приходу. И тогда я…

Очень часто человек хочет сделать что-то хорошее, но стесняется друзей, ведь сейчас больше в моде плохие поступки, а не хорошие. Очень важно иметь своё мнение и не бояться отстаивать его. Поверьте, к вам обязательно скоро будут прислушиваться.

Мы часто с вами на классных часах говорим о великих людях, героях, которые совершили подвиги, жертвуя своей жизнью на благо других. Больше всего подвигов происходит на войне. Мы знаем случаи, когда солдаты закрывали от пуль своих командиров, взрывали себя гранатой, подпустив поближе врагов, под шквальным огнём выносили с поля боя раненых, рискуя своей жизнью, бросались под танки с гранатой, чтобы остановить врага, закрывали своим телом амбразуру дзота, чтобы уничтожить огневую точку и спасти жизнь своих товарищей.

В мирное время тоже много великих людей, которые рискуя собой, спасают жизни других при пожарах или в воде, сдают свою кровь для помощи больным, жертвуют деньги на строительство больниц и т.п. К нам в школу тоже часто обращаются люди с просьбой о помощи. И многие из вас не отказываются, помогают, чем могут.

Только не нужно ждать, что нуждающиеся в помощи будут вас искать. Ищите возможность сделать что-то хорошее сами. Спешите делать добро. Я думаю, что уже у каждого появилась идея, что хорошего я смогу сделать уже сегодня.

Мы с вами недавно вырезали из цветной бумаги копии ваших ладошек. Давайте сейчас каждый напишет на своей то доброе дело, которое вы хотите сделать прямо сегодня.

Для многих людей жизнь кажется серого или даже чёрного цвета. Давайте же своими руками и своими добрыми делами изменим жизнь к лучшему. Подойдите к доске и приклейте свои “ручки” на этот чёрный лист ватмана. Посмотрите, как он изменился, так же изменится и жизнь вокруг вас, если вы будете делать добрые дела.

(Дети приклеивают свои “ладошки” под музыку “Спешите делать добрые дела”).

А теперь давайте подведём итоги нашего классного часа. Что вы поняли, какие выводы для себя вы сделали? Благодарим наших гостей за то, что нашли время прийти к нам в гости.

Классный час «Будь человеком -Человек».

Цель: Расширить представления о человеке

Задачи: -помочь учащимся составить представление о положительных и отрицательных качествах, задуматься о своем месте в жизни,

Способствовать формированию у учащихся правильного отношения к нравственным ценностям.

-развивать умение анализировать свои внутренние качества.

Развивать умение слушать и слышать себя и других, определять свои недостатки и достоинства.

Форма проведения: беседа с элементами тренинга.

Оборудование: солнечный круг, желтые полоски-лучи, фломастеры, клей-карандаш,макет часов, детали часового механизма, весы, гирьки, картон, конверты,цветные картинки, символизирующие круг социальных связей и отношений, аудиомагнитафон, аудиозапись.

(Дети сидят по группам)

Ход классного часа:

1. Разговор учащихся (выходят с разных сторон к доске)

Учитель. Как вы думаете, ребята, что для человека в жизни самое главное ?

1-й ученик. Я думаю, сила и смелость. Ведь сильный человек может сделать все, что захочет.

2-й ученик. Нет, мне кажется, что главное для человека - быть умным. Умный человек сумеет избежать неприятностей, все точно рассчитает.

3-й ученик. Мне бы хотелось, чтобы все люди были добрыми и помогали друг другу.

4-й ученик. Я считаю, что главное в жизни - быть Человеком.

5-й ученик. Как это? Ведь мы и так все люди. Мы уже ими родились. Что – то я не понимаю?

Учитель А правда, ребята, что значит быть Человеком? Каким же в этой жизни быть, чтоб званье Человека заслужить? Ответ на эти вопросы люди искали во все времена. Они пытались понять: что значит быть человеком, каково его назначение на земле, каков смысл человеческой жизни и как ее надо прожить, чтобы оправдать это звание _ Человек. Давайте и мы сегодня на занятие поразмышляем над вопросом – что значит быть человеком.

Чем кроме внешних признаков должен обладать человек?

Обведите свою ладошку.

Над каждым пальчиком ладошки надписать те качества, которыми вы обладаете пользуясь словариком качеств.(дети зачитывают свои ответы)

-Все люди разные, у каждого есть свои особенности и черты характера . Набор их достаточно сложен и делает каждого человека личностью .

2.Формулирование темы классного часа.

Вы, конечно, назвали в основном хорошие качества, но только ли положительные качества есть в человеке?

А какие еще?

Конечно, человек обладает не только положительными, но и отрицательными качествами. Иногда бывает сложно оценить себя, свои поступки и окружающих. Дать правильную оценку невозможно без сравнения себя с другими людьми. Зная себя, лучше поймешь других.

3. Проблема выбора. (На столе стоят весы, в процессе беседы ученики расставляют гири на чаши весов)

Многое ли может сделать человек в вашем возрасте?

Вы можете посадить дерево ? (учитель ставит гирьку на чашу весов, где обозначены хорошие поступки).

А можете его и сломать?

Можете ли вы обидеть друга ? (учитель ставит гирьку на другую чашу весов, где обозначены плохие поступки)

Защитить слабого?

Помочь решить задачу другу? (учитель ставит гирьку на чашу весов, где обозначены хорошие поступки)

Дать списать домашнее задание? (учитель ставит гирьку на другую чашу весов, где обозначены плохие поступки)

Порвать книгу? (учитель ставит гирьку на другую чашу весов, где обозначены плохие поступки)

Смастерить кормушку? (учитель ставит гирьку на чашу весов, где обозначены хорошие поступки)

От того,какой поступок совершит человек зависит и тот след , который он оставит в этом мире. На данный момент чаши весов уравновешены. Какая чаша перевесит,решать вам. Выбор делаете вы. Помните, если в человеке преобладают отрицательные черты характера, то его жизнь может измениться в худшую сторону. Они обязательно окажут плохое влияние на отношения с окружающими людьми, наверняка помешают спокойной счастливой жизни и умению радоваться каждому прожитому дню.

4. Добрые поступки.

Итак, каждый человек несет ответственность за свои поступки . А «Я» -маленькая частичка, подобная шестеренке в часовом механизме. Стрелки часов движутся, и вся наша жизнь - это бесконечное движение, действие.

Вспомните, какие хорошие поступки вы совершили в ближайшее время для школы, дома, для товарищей.

(Ребята рассказывают о добрых поступках . В процессе беседы, учитель крепит к макету часов детали часового механизма, их столько, сколько добрых дел учащиеся назовут.)

- Что чувствовали люди, которым вы делали добро?

Что чувствовали вы сами . (Радость, счастье, восторг, умиление ) .

- Как приятно, когда с тобой рядом столько вежливых, воспитанных людей, которые в трудную минуту придут на помощь, помогут решить какую-то проблему, помогут всегда добрым словом и делом, которые знают, что такое хорошо и что такое плохо.

Учитель обращает внимание учащихся на часовой механизм, который получился в ходе беседы.

Посмотрите, какой сложный механизм у часов. Каждая шестеренка выполняет свою роль. Сложный механизм не только у часов, давайте в этом убедимся.

5. Создание коллажа.

Задумывались ли вы,каково место каждого из нас в этом мире?

По мере взросления круг вашего общения расширяется

Кто и что вас в этом мире окружает? (родители, одноклассники, друзья, учителя, увлечения,хобби)

В этих социальных отношениях человек и проявляет свою личность, свое Я .

Я предлагаю вам конверты с набором различных картинок, символизирующих круг ваших социальных связей и отношений. Создайте коллаж на тему «Я в этом мире». Себя вы можете обозначить условно фигуркой, символом.

Учащиеся создают коллаж под песню «Ты человек » из к/ф «Приключения Электроника»

А теперь давайте посмотрим, как многогранен наш мир, и где вы в нем.

(Учащиеся раскладывают свои работы на столе, таким образом создаётся большая единая картина.Учитель кратко беседует с каждым, ученики расссказывают, почему они выбрали именно такие картинки для изображения своих увлечений).

Человек представляет из себя ничто иное, как сумму всех его отношений с окружающими его людьми . Какие мы есть в этих отношениях, такие мы и как личности, такое наше «Я».

7. Подведение итогов.

Итак, ребята, мы сегодня искали свой путь понимания кто таков - человек и каково его место в этом мире.

Мир, который нас окружает, СОВРЕМЕННЫЙ МИР, сложен и труден. Нужно быть очень сильным, умным, сообразительным, чтобы жить в нем.

Тема эта необъятна, но думается, что некоторые полезные вещи вы почерпнули из нашей встречи.

Рефлексия: Подойдите, пожалуйста, ко мне. Закройте глаза и протяните свои ладошки! У каждого в ладони горошина. На что она похожа? (на планету Земля). Именно такой горошиной она видится из Космоса. Таким же маленьким пока является ваш мирок, ваше Я. Маленьким, хрупким, но таким красивым. Каким станет этот мир в будущем, зависит теперь только от вас. Всё в ваших руках!

Что значит быть человеком?

-Это других уважать,

Это значит слово

- делом подтверждать.

Это не говорить,

что дела нет мне до болей других.

Это пожертвовать личным,

ради спасенья других.

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ:

скромный

умный

честный

откровенный

искренний

уверенный в себе

решительный

целеустремлённый

собранный

смелый, храбрый

уравновешенный

спокойный, хладнокровный

добрый

отходчивый

щедрый, великодушный

изобретательный, находчивый, сообразительный

благоразумный, рассудительный

здравый, здравомыслящий

уступчивый, сговорчивый

трудолюбивый

кроткий, мягкий

заботливый, внимательный к другим

сочувствующий

вежливый

бескорыстный

милосердный, сострадательный

остроумный

весёлый

жизнерадостный, бодрый

серьёзный

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ:

самодовольный, тщеславный

Тема: Классный час-притча « Я среди людей».

Цель: развитие социальной восприимчивости, навыков взаимопонимания между людьми.

1. познакомить учащихся с понятием « культура мира» и раскрыть его составляющие;

2. показать значимость образования в формировании у учеников положительной Я - концепции, позитивного отношения к окружающим людям;

3. продолжить развитие коммуникативных качеств учащихся

Оформление: проектор, ноутбук, видеоролик «Река жизни», презентация, душевная мелодия, 2 нарисованных костра, слова на карточках, 4 свечи (надежда, спокойствие, вера, любовь), плакат с темой занятия, зелёные горошки, лист с изображением человечка.

Ход классного часа

    Вступительное слово учителя

Звучит душевная мелодия.(1 слайд)

Доброе утро. Сегодня мы с вами проведём не совсем обычный классный час. Я надеюсь, что вы будете активно рассуждать, обсуждать, выдвигать свои мнения. Ровный, спокойный тон, внимание друг к другу, взаимная поддержка укрепят наши отношения. И хотелось бы зажечь свечу, раз надеюсь, то свечу надежды.

Зажигается 1-я свеча надежды

Сегодня наш классный час – притча. (2 слайд)

Что такое притча? (короткий назидательный рассказ в иносказательной форме , заключающий в себе нравственное поучение). Мы поведём серьезный разговор о том, каким должен быть человек, о его отношении к людям.

Попрошу подойти ко мне. Протяните свои ладони. Я кладу в них горошины и прошу внимательно их рассмотреть.

(3 слайд) - Скажите, на что похожи эти горошины? (Ответы детей.)

(4 слайд) Горошина похожа на нашу планету Земля, именно такой она видится из космоса.

Присаживайтесь. А теперь закрыли глаза и пофантазируем, поразмышляем о том, что каждый из вас может увидеть на этой маленькой копии планеты Земля.

(5 слайд) Звучит запись шума ветра, морских волн, грома, молнии, капель дождя.

Что представили, что увидели? (Ответы детей.)

Обобщение: как на земле происходят разные природные явления, так же человек сталкивается с социальными природными явлениями среди людей.

2. Введение в тему.

Человек среди людей. Рассмотрите схему-карту (слова, поделённые на 2 сектора «я», «люди») (6 слайд)

Ребята, а кто знает, сколько таких «я» живет на Земле? (Дети высказывают свои предположения.)

На нашей планете пять миллиардов жителей. Это очень много. Но каждый человек - это целый мир.

Может ли человек прожить один? Почему?

Кого мы видим на планете рядом с собой?

(Учащиеся высказывают свое мнение).

Что бы вы вложили в понятие «Я среди людей»?

(Друзья, семья, родственники, школа и одноклассники, соседи, окружающие нас люди).

На доске появляется схема: Друзья, семья, родственники, школа и одноклассники, соседи, окружающие нас люди.

Мы все друг на друга похожи?

(Чем-то похожи, но мы не найдем двух совершенно одинаковых людей. Каждый стремиться стать лучше).

Мы подчеркнули, что на Земле проживает 5 миллиардов жителей, и всем им хватает места, солнца, воздуха, воды и пищи. Как вы думаете, почему люди между собой враждуют? (Ответы детей)

Обобщение: существует два мира: мир любви, добра и мир пошлости, глупости. Каждый человек должен решить сам, в каком мире ему жить, какой мир строить.

Коррекционное упражнение:

В конверте даётся задание (распределить по группам и объяснить):

1 группа: 3 вещи, которые ненадёжны в жизни (власть, удача, состояние), 3 вещи, которые не следует терять (спокойствие, надежду, честь);

2 группа: 3 вещи, которые разрушают человека (вино, гордыня, злость), 3 вещи, которые определяют человека (труд, честность, достижение)

В каком мире легче жить? (в мире любви и добра)

Зажигается 2-я свеча любви (обучающимся)

Обобщение: от вас самих зависит, как будут складываться отношения с людьми. Люди во все времена пытались выработать универсальные правила взаимоотношения людей.

(7 слайд) Прочитайте цитату из Библии: «Не поступай с другими людьми так, как не хотел бы, чтобы они поступили по отношению к тебе».

Почему люди знают, как нужно поступать, а поступают наоборот?

Давайте поразмышляем: какой я, что во мне хорошего и что бы вам хотелось исправить? (Дети размышляют.)

Обобщение: идеальных людей не бывает, но в каждом человеке есть что-то хорошее. Очень важно учиться видеть это хорошее не только в себе, но и в окружающих людях. Не поступайте с людьми так, как не хотели бы, чтобы они поступали по отношению к вам.

Жертвенные костры.

Вы наверное обратили внимание на то, что у нас в классе пылают костры (на доске нарисованы 2 костра, звучит лирическая музыка / (8 слайд)

Это не просто костры – это « костры жертвенности ».

Как вы думаете, почему их так назвали?

Что значит слово « жертва », «пожертвовать»? (учащиеся ищут значение слов в толковом словаре)

Это значит отказаться от чего-то, принести в дар «безвозмездно!»

Каждый язык пламени олицетворяет жертвенный поступок человека ради

кого-то другого.

Подумайте, как и чем вы пожертвовали или собираетесь пожертвовать ради

своей семьи, своих родителей, близких людей? (дети подбирают на каждом языке пламени жертвенного костра поступки детей).

А чем родители, близкие жертвуют для вас? (подбирают слова на пламени поступки родителей)

1 костёр – детей : друзьями, интересами, игрушкой, мечтами.

2 костёр - родителей: карьерой, желаниями, работой, свободным временем, здоровьем, жизнью.

А теперь сравните, чей костёр горит ярче?

Кому вы должны отдать свою благодарность и любовь?

А может ли поменяться положение? Как? Когда? (высказывания детей)

Обобщение: Поэтому прислушиваться совету старших необходимо. Они мудрее и опытнее.

Прочитайте пословицы, объясните:

"Старое дерево, только опираясь на молодое, может жить долго".

"Пред старцами - молчание, пред мудрыми – послушание, с равными дружбу иметь,

с младшими - дружелюбное согласие".

Зажжём 3-ю свечу, чтобы вера в себя, в своих близких всегда сопровождала нас.

Зажигается 3-я свеча вера (обучающимся)

Как узнать о человеке вообще (по его делам, поступкам) да, но это может проявиться только в обществе.

Как человек может познать себя? (в обществе, в сравнении с другими людьми).

Что нужно сделать, чтобы стать интересным человеком? (Запоминать побольше веселых историй. Много читать. Смотреть познавательные программы. Научиться мастерить всякие поделки.)

Как воспитать характер? Попробуйте ответить на этот вопрос, продолжив предложение: «Воспитание характера - это…(искоренение плохих черт характера, выработка хороших, избавление от вредных привычек, овладение в совершенстве каким –либо делом….)

Всё, что мы сейчас перечислили, называется самовоспитанием и требует постоянного напряжения воли.

Что значит воспитанный? (соблюдающий правила приличия).

Признаки воспитанного человека.

Задание: перед вами на листе бумаги нарисован человечек. Пусть каждый из вас подарит ему признак воспитанного человека (от человечка в разные стороны чертятся стрелочки и ученики по очереди записывают характеристики воспитанного человека)

(Защита проекта)

Посмотрите, почти все у человека предназначено для самого себя: глаза - смотреть, рот - поглощать пищу, все нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо и радостно.

А на ваш взгляд, каким должен быть член нашего классного коллектива?

Обобщение: Т.е., воспитанный – это нравственный человек. А нравственный - это обдуманный, внутри него спокойствие. Если человек не спокоен, то он становится злобным, отчаянным. Точно также и в мире. На мирной Земле легче, счастливо живётся, также как и в мирном обществе.

Зажигается «Свеча спокойствия»

Обратите внимание на слова мудрой китайской пословицы:

«Мудрый ищет погрешности в себе, немудрый – в других». Объясните.

Очень важно помнить, что любой поступок имеет последствие или результат!

Умейте вовремя принести свои извинения людям, ведь мы с вами живем в обществе среди людей. Жить в обществе - это значит преподнести себя, обращая внимание, прежде всего на себя и на свои поступки. Все Люди очень разные. И чтобы жить рядом с ними, надо уметь вести себя так, чтобы всем с вами было хорошо, приятно, удобно. Тогда и вам будет легко с окружающими.

Вежливость и воспитанность ценились с давних пор.

(9 слайд) Еще во времена Петра 1 существовала книга о культуре поведения «Юности честное зеркало», в которой были слова: «Вежливому быть не убыточно, а похвалы достойно, и лучше, когда про кого говорят: он есть вежлив, смиренный молодец, нежели когда скажут про которого: он есть спесивый болван»

Если следовать этим правилам, то можно избежать конфликтов и достичь успеха в обществе. Есть такие тонкие и нежные, сильные и мужественные, несгибаемые понятия – честь и достоинство человеческой личности.

Скоро вы выйдете из стен школы. Кто-то ставит конкретные цели и будет достигать их, а кто-то будет довольствоваться «что жизнь даёт, тем и буду пользоваться». Посмотрите видеоролик-притчу «Река жизни»

Просмотр видеоролика-притчи «Река жизни» (10 слайд)

Чему учит эта притча?

Кто на ваш взгляд река? С чем сталкивается она? А как суметь выжить среди людей?

Упражнение «Закончи предложения»

Участники по карточкам заканчивают предложения:

Я очень хочу, чтобы в моей жизни было...

Я пойму, что счастлив, когда...

Чтобы быть счастливым сегодня, я (делаю)...

Обобщение: В жизни человек часто встречает красоту и подлость, радость и горе, любовь и предательство. Можно по- разному определить цель своего существования, но одно правило жизни должно быть у каждого человека – надо прожить свою жизнь с честью и достоинством. Ребята! Мы живем среди людей, а поэтому совершайте нравственные поступки по отношению друг к другу и по отношению ко всем людям.

(11 слайд)Звучит мелодия

Давайте посмотрим еще раз на ту горошину, которую каждый из вас получил в начале классного часа. Сумели ли вы ее сохранить? Сделать это было сложно: горошина могла потеряться, разломиться на части. Так же трудно сохранить добрые отношения в коллективе. Для этого нужно быть очень внимательным и бережливым.

Я хочу, чтобы вы научились беречь мир внутри себя. Если вам будет одиноко, возьмите вашу горошину, посмотрите на нее, вспомните наш сегодняшний разговор. Может быть, вам станет чуть-чуть радостнее и спокойнее. Я желаю, чтобы внутри вас всегда горели (подойдя к свечам) свеча надежды, любви, веры, спокойствия.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то