Как сдать егэ по литературе, если ничего не читала. Подготовка к егэ по литературе с нуля Позиции для сравнения и аргументы должны быть сильными

Что нужно знать, чтобы получить максимальный балл?

Текст: Наталья Лебедева/РГ
Фото: кадр из ролика

ЕГЭ по литературе - экзамен по выбору. Но для будущих филологов, журналистов, искусствоведов, режиссеров, актеров, художников и даже артистов цирка баллы, набранные на экзамене по литературе, станут решающими при поступлении в выбранный вуз.

Сразу хотим успокоить выпускников, 2017 года будет мало чем отличаться от экзамена, который сдавали одиннадцатиклассники в прошлом году. Те же 17 заданий, последнее из которых - полноценное развернутое сочинение. О том, как будет проходить экзамен, рассказал один из разработчиков, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «ФИПИ», руководитель Федеральной комиссии по разработке контрольных измерительных материалов Сергей Зинин.

Краткий справочник абитуриента

1. ЕГЭ по литературе состоит из двух частей. В первой части будет необходимо продемонстрировать свои знания литературных произведений и провести их анализ. Во второй - написать полноформатное развернутое сочинение на литературную тему.

2. В первой части 16 заданий. Первый комплекс заданий относится к анализу фрагмента эпического, лирического или драматического произведения. Второй комплекс заданий - это анализ лирического произведения. Задания 1–7 и 10–14 предполагают краткий ответ в один-два слова или последовательность цифр и относятся к базовому уровню сложности. Задания 8–9 и 15–16 - повышенной сложности, чтобы их выполнить потребуется написать связный и развернутый ответ из 5–10 предложений.

3. Чтобы получить максимальный бал за первую часть, необходимо не только хорошо знать конкретные произведения, но и уметь их анализировать. Верно определять жанровые и языковые особенности произведения и выделять различные средства обозначения авторской позиции. Пригодятся знания и по теории литературы: что такое сатира и сарказм, ирония и инверсия, гипербола и сравнение или чем ямб отличается от хорея… И конечно же нужно быть всегда готовыми назвать имена героев и названия глав, вспомнить, где разворачивались основные события и что происходило с героями.

4. Вторая часть потребует написания полноформатного развернутого сочинения на литературную тему. Выпускнику предстоит выбрать одну из трех предложенных тем, охватывающих важнейшие этапы отечественного историко-литературного процесса:

  • древнерусская литература/литература XVIII века/литература первой половины ХIХ века;
  • литература второй половины ХIХ века;
  • литература конца ХIХ–ХХ века.

Проверяющие будут оценивать, насколько хорошо ученик понимает художественное своеобразие произведения и как выражает свое отношение к проблемам, поднимаемым писателем.

5. ЕГЭ по литературе длится 3 часа 55 минут. Обычно выпускникам советуют первые 2 часа отвести выполнению заданий из первой части, а оставшееся время посвятить исключительно написанию сочинению из второй части.

6. За каждый верный ответ при выполнении заданий с кратким ответом в первой части экзамена можно получить максимум 1 балл.

Задания 8 и 15, требующие развернутого ответа, будут оцениваться по двум критериям: «Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов» и «Следование нормам речи». Если по первому критерию экзаменатор ставит 0 и 1 балл, то по второму критерию задание не оценивается. Таким образом, за успешное выполнение можно получить максимум 4 балла за каждое задание.

Задания 9 и 16 оцениваются лишь по одному критерию: «Включение произведения в литературный контекст и убедительность аргументов». За каждое успешно выполненное задание можно получить максимум 4 балла.

Задание 17 из второй части — сочинение оценивается по 5 критериям: «Глубина раскрытия темы сочинения и убедительность суждений», «Уровень владения теоретико-литературными понятиями», «Обоснованность привлечения текста произведения», «Композиционная цельность и логичность изложения», «Следование нормам речи». Максимально возможный балл за успешное выполненное задание - 14 баллов.

Таким образом, максимальный первичный балл за ЕГЭ по литературе - 42 балла.

7. Все задания ЕГЭ по литературе основаны на школьной программе по литературе. Поэтому для подготовки можно пользоваться любыми учебниками, энциклопедиями и справочными материалами.

Основные этапы подготовки к ЕГЭ по литературе

Подготовка к ЕГЭ по литературе для одних - занятие более чем простое, для других - настоящая мука. Кто-то занимается литературой в школе должным образом, кому-то достался не совсем требовательный педагог, а кто-то просто лентяй - для всех подготовка к ЕГЭ будет разной. И если не любить литературу, то хорошо к ней подготовиться и сдать практически невозможно. Как сделать процесс подготовки максимально качественным и удобным расскажет эта статья. Кроме того, у многих возникают вопросы: «С чего начать?» или «Смогу ли я подготовиться к литературе за оставшееся время?» Ведь объем материала для изучения довольно велик. Давайте определимся с некоторыми важными моментами в подготовке к экзамену по литературе.

Этапы подготовки к ЕГЭ по литературе :

1. Этап первый (самый важный). Мы смотрим список произведений , который необходимо прочитать, задания составляются из этих произведений, из других на реальном экзамене Вам ничего не попадётся, будьте уверены. Львиная доля текстов должна быть прочитана за последние пять лет, а это значит, что Вам лишь необходимо будет перечитать только то, что было подзабыто. Ах, да, обязательно ознакомьтесь с разделом самые популярные вопросы .

2. Этап второй. Внимательно изучаем требования к экзамену , они даются нам в кодификаторе. Изучаем структуру экзамена, критерии, по которым тебя будут оценивать, нам может показаться, что теории, которую необходимо знать - много, но это не так.

3. Третий этап вытекает из второго. Подходим к теории литературы . На нашем сайте она представлена практически полностью. Там нет ничего сложного, зазубривать сложные формулы, которые есть в математике или физике, нам не нужно. Порой достаточно научиться отличать одно от другого, чтобы решить большую часть заданий из части В.

4. Этап четвертый (основной). Мы подходим к части С. Вновь возвращаемся к критериям (С1-С3 , С2-С4 , С5). Начинаем «отогревать застывшие чернила нашего пера». Пишем. Пишем. Критерии понятие не условное, а очень нужное, это то, чему нужно подчиняться в ходе всей работы над сочинением и вашим кратким ответом на задания С1-С4. В ходе этого этапа Вы и повторите все прочитанные произведения, теорию литературы (в критериях отдельным пунктом прописано использование теории в работе), научитесь сравнивать произведения, анализировать их.

Часть В должна прорабатываться самостоятельно . С частью С дела обстоят несколько иначе, здесь вмешивается и субъективный фактор, потому что, читая сами себя, мы невольно можем думать, что то, что нами написано есть хорошо. И нам нужен учитель, который бы трезво оценивал всю вашу писанину, давал советы, разбирал ваши ошибки, говорил Вам над чем нужно поработать и т.д. Настоятельно советую почитать методические рекомендации .

И вновь хочется повторить – чем больше пишем, тем лучше должен стать наш результат. Вы должны наладить связь со своим учителем, если нет возможности обратиться к услугам репетитора (ваш автор не рекомендует пользоваться их услугами). Но тут опять всё зависит от того, кто с Вами будет работать. Решать к кому обращаться – это сугубо личное дело каждого из Вас. А если у Вас есть друг или подруга, разбирающиеся в литературе, то почему бы не обратиться к ним за помощью?

Мы выделили 4 этапа подготовки к экзамену по литературе. Вполне возможно, что у вас стратегия иная; кому как удобнее, тот так и поступает. Грамотно распределив время, можно подойти к экзамену во всё оружие. Дело за Вами, друзья.

Набрали 100 баллов за экзамен по литературе в 2013 году:

Безусловно, могу сказать, что своим высоким результатом я обязана, в первую очередь, своему преподавателю: ни одно написанное сочинение и ни один подробный пересказ не прошли даром. Но какой бы ни был замечательный педагог, нельзя забывать о самоподготовке.

Во-первых, все произведения, содержащиеся в кодификаторе, обязательны для прочтения. И даже если такие масштабные эпопеи, как «Война и мир» или «Тихий Дон», не попадутся вам в тестовой части, знание их содержания и проблематики будет очень полезно при выполнении заданий С2 и С4, ведь в них можно найти примеры почти на любую тему. Но, скажу честно, специально к экзамену я ничего не перечитывала, а только освежала в памяти с помощью анализов, приведённых на данном сайте. Анализы я конспектировала строго по тому же списку, начиная со «Слова…» и заканчивая прозой, поэзией и драматургией второй половины ХХ века. Для анализа выбирала такие ключевые моменты, как год написания, история создания (при наличии), сюжет (у достаточно крупных прозаических произведений), композиция, проблематика, жанр и т.д. Та же процедура со стихотворениями. Стихотворения к экзамену тоже не заучивала, надеялась на багаж, приобретённый за годы обучения. К тому же сказывалась нехватка времени, ведь готовиться я начала только за два месяца до ЕГЭ, поэтому всем, кто собирается сдавать литературу, советую не затягивать, а начинать подготовку хотя бы со второго полугодия, ведь объём информации, которую необходимо знать, очень большой, тем более, если вы чувствуете, что пробелы имеются.
Во-вторых, очень важна теория. Все термины и понятия нужно знать и уметь различать. В повторении теории также помог данный сайт. Даже такие тонкости, как разница между рифмой и рифмовкой или системы стихосложения, были разъяснены доступным языком.
И в-третьих, тренировка с тестами и сочинениями. Здесь же можно найти обширный банк тестовых заданий и заданий уровня С. Так же для подготовки рекомендую книгу «100 дней до экзамена. Экспресс-подготовка».
К репетитору я не ездила и в последние дни перед экзаменом ходила на консультации к своему педагогу. Мы разбирали прозу и поэзию второй половины ХХ века, так как в школьном курсе она почти не даётся.

Главное, не паниковать и верить в свои силы, ведь если вы действительно стремитесь к наилучшему результату и готовы потрудиться, ваша любовь к чтению, а как следствие и к литературе вообще, вместе с качественной систематизированной подготовкой обязательно принесут вам желанные 100 баллов.

Набрали 100 баллов за экзамен по литературе в 2012 году:

Я прочитала всю необходимую литературу, большие произведения вроде "Войны и мира" прочитала еще примерно за год-полгода до экзамена, не торопясь, чтобы все в голове хорошо уложилось, а маленькие начала повторять уже незадолго до экзамена, иначе они быстро забываются. Кстати, не стоит пренебрегать стихотворениями и оставлять их на последние дни, иначе будет легко что-нибудь перепутать, например, забыть автора стихотворения. Для заданий части С (С4 особенно) классифицировала стихи по различным темам (патриотизм, любовь и т.д), многие из них лучше знать наизусть, если не полностью, то хотя бы несколько строк, чтобы включать в свои сочинения цитаты из них. А прозу следует читать внимательно, обращая внимание даже на самых незначительных персонажей, потому что именно они могут пригодиться при сопоставлении прозы. Ну и решала тесты. Никаких специальных задачников не покупала, заданий на сайте мне хватило. В общем-то, очень многое на экзамене зависит от удачи, но на нее особо полагаться не стоит, а лучше готовиться и побольше читать, тогда любой вариант покажется лёгким.

К ЕГЭ по литературе я готовилась сама, без репетитора. Ничего сверхъестественного я не делала: перечитывала все программные произведения, которые подзабыла, причём очень внимательно перечитывала, учила цитаты, литературоведческие термины. Вообще к части В я готовилась в основном в конце 10-го класса, в 11-ом я занималась только частью С, поскольку она гораздо сложнее. Тренировалась в написании С1-С5, но не слишком часто, раз в неделю, а то и в две. Главное, не сколько готовиться, а как:) Также я выучила все-все критерии оценивания сочинений и на экзамене старалась следовать каждому из них, чтобы потерять как можно меньше баллов. Я, признаюсь, совершенно не ожидала, что мою работу оценят настолько высоко. Моё сочинение не было каким-то необычным или суперумным, просто я писала по сути, не лила воду, соблюдала композицию, логику. Но главное - мне было интересно писать, читать, учить, я люблю литературу. Я думаю, это главная причина моего успеха.

Нам с Вами, сдавшим и сдающим, литературу очень повезло. Потому что литература – это предмет, который нельзя зазубрить. Даже больше скажу. Это предмет, который ни в коем случае не надо зубрить. Литература призвана развивать нашу мысль, и больше всего ценится в ней новизна, индивидуальность мысли. Вы можете найти в интернете, в учебниках, в шпаргалках ответы на все распространенные вопросы по содержанию классических русских произведений. Но не факт, что Вы получите за эти ответы 100 баллов.

Готовилась весь последний год в школе сама. Никаких репетиторов не нанимала, тесты начала решать за месяц до экзамена. В сущности, этот год я никак особенно и не готовилась.

Но если смотреть глубже, я готовилась. Правда, несколько иными способами.

Литературу, прежде всего, надо любить. Любить всей душой.

Это один из немногих предметов, который действительно есть за что полюбить всем сердцем.

Любовь к книгам мне прививали с детства. Я никогда не читала книги, не вдумываясь. Даже так ненавистные для меня сцены природы.

Первый совет : научитесь правильно читать

Это значит, не просто пробегаться глазами и не терять нить сюжета. Это значит, переваривать каждое предложение, извлекая из него нечто для себя новое. Сопоставлять со своей жизнью, находить аналоги. Думать мыслями героев, жить внутри книги.

Я не читала истерически весь 10-11 класс всю необходимую программу.

Всю программу я и так проходила в школе. И огромное спасибо моим учителям литературы, которые, несомненно, помогли мне. Открывали такие темы, к которым я бы сама не пришла. Например, в конце 11 класса мы бегом проходили «Тихий Дон», и на одном из уроков учитель дала нам тему для сочинения за 10 минут до конца урока на полстранички. Тема была «Роль образа матери в романе-эпопее «Тихий Дон». Я развила довольно неплохо эту тему и получила похвалу.

16 июня в части одна из трех тем была: «Роль женских образов в романе «Тихий Дон». Понятно же что для меня было опорой при написании С части…

Итак, так как всю программу нам разжевывали, даже не так, не разжевывали, а учили разжевывать в школе, то дома я читала уже литературу на свое усмотрение. Зимой на меня нашел необыкновенный жор на зарубежную классику, и я осваивала ее. Повторюсь, никаких современных мастеров, только признанную классику.

Современную литературу я опробовала в 10 классе, после чего написала статью о влиянии современной литературы на молодежь и получила второе место в областном съезде юных журналистов «Серебряное перо губернии».

Кстати, изучение зарубежной классики также мне помогло при написании С части – я сопоставила Наталью и Аксинью со Скарлетт О’Хара из «Унесенные ветром».

Итак,совет второй : не надо пичкать себя всей классикой подряд. Читайте то, что Вам интересно. Произведениями по кодификатору Вас снабдят в школе сполна.

Как я уже говорила, литература учит нас анализировать и в ней ценится индивидуальность нашей мысли.

Но кроме анализа при чтении, необходимо анализировать на бумаге. Для этого мы и пишем сочинения на уроках. Однако надо постоянно тренироваться, чтобы эта способность не атрофировалась у нас. Мне было очень лень писать сочинения. У меня всегда была так называемая «болезнь чистого листа». И я нашла новый для себя способ. Может, и не совсем новый, но действенный.

Совет третий : заведите блог или дневник.

Это я сделала не совсем специально. Мне надо было куда-то выливать свои мысли, рассуждения. И это и стало своеобразной тренировкой. Я рассуждала, анализировала и приходила к новым выводам. Одна моя знакомая и вовсе анализирует произведения, и, поверьте, приходит к весьма интересным выводам. В интернете чувствуешь себя свободнее.

Совет четвертый : не бойтесь высказываться, экспериментировать на уроках.

Уроки – это подготовка к самому бою. Но это еще не бой. Двойка на уроке – это еще не двойка на экзамене. Пытайтесь думать на уроках и обязательно слушать. Сколько интересного я узнала от своих одноклассников и учителя. Столько точек зрения!

Не бойтесь сами вступать в дискуссии. Ведь, как говорится, только в спорах рождается истина. И не бойтесь развивать свою мысль на бумаге. Использовать шаблонные мысли вы всегда успеете, а собственные, на своей шкуре, так сказать, выстраданные вы можете написать в сочинении. Учитель проверит, и, если мысль дельная, то мы можете смело пользоваться ею на экзамене, как в моем случае. Если нет, то вы это уже не напишете на экзамене.

Могу Вам перечислить те произведения, которые вы должны знать практически во всех подробностях: «Война и Мир», «Мертвые Души», «Горе от ума», «Отцы и дети», «Евгений Онегин», «На дне», «Преступление и наказание».

Менее подробно: «Тихий Дон», «Обломов», «Мастер и Маргарита».

Что касается лирики, то в 11 классе мы все ее переосмыслили: учили уже не то, что покороче, но то, что больше по душе.

Итак,совет номер пять : учите лишь те стихотворения, что больше Вам импонируют.

Их не надо будет специально заучивать перед экзаменами, они сами запечатлеются в Вашей памяти.

Так же на олимпиаде мне попалось задание: сравнить три стихотворения «Памятник»: Пушкина, Державина и Высоцкого. Это мне очень помогло. Сравнение стихотворений по темам у разных поэтов помогает. Опять же. Анализируйте все. Смотрите сквозь строчки и буквы.

Совет шестой : читайте различные публицистические статьи об авторах или сочинения своих одноклассников. Так же во всех сборниках по подготовке к экзаменам есть примеры сочинений разных лет на разные темы. Вы многое откроете для себя, поверьте.

А читая различные публицистические статьи, знаете, предисловия редактора или издателя, обычно печатаются перед самим произведением, Вы уже узнаете одобренную точку зрения на то или иное произведение. Мнение взрослого литературного критика никогда не испортит Ваше мнение.

Вот как раз в этих самых статьях обычно и цитируются важные части произведений, фразы из стихотворений, которые Вы так же можете процитировать в своем сочинении. Так сказать, Вам на тарелочке с голубой каемочкой дается материал, который можно использовать, а, если еще и упомянуть в сочинении «как говорил Писарев», например, то это уже Вам в плюс.

Мне мой учитель дала в январе месяце прочитать книгу «Воскресение Маяковского» до самого изучения Маяковского. И это сразу сделало мое мнение о нем. После этой книги я могла свободно рассказывать факты его биографии и имела уже свое сформировавшееся мнение о нем, что, как я убедилась, очень ценно.

Кстати, фразы из Маяковского легко запоминать и потому их всегда можно использовать в сочинении.

Немаловажную роль играет доля наглости. Как говорила моя знакомая: «делай вид, что ты знаешь все о творчестве и о самом писателе, даже если это не так».

И напоследок, просто любите литературу, бережно работайте над ней. И она, несомненно, ответит Вам взаимностью

У Вас обязательно все получится, раз вы зашли на этот сайт и читаете эту статью.

У Вас все получится! Пусть Ваша муза не покидает Вас!

Подписка

    Структура экзамена и содержание КИМ

    По сравнению с 2016 году структура и содержание экзаменационной модели ЕГЭ по литературе не претерпела существенных изменений.

    Уровень подготовки экзаменуемого оценивается в ней по 8 различным разделам содержания школьного курса литературы:

  • Сведения по теории и истории литературы
  • Из древнерусской литературы
  • Из литературы XVIII века
  • Из литературы первой половины XIX века
  • Из литературы второй половины XIX века
  • Из литературы конца XIX - начала XX века
  • Из литературы первой половины XX века
  • Из литературы второй половины ХХ века

Экзаменационная работа состоит из 2 частей и предполагает сквозную нумерацию заданий. КИМ состоит из 17 заданий, которые отличаются друг от друга формой и содержанием.

Часть 1

Первая часть экзамена посвящена заданиям, которые предполагают анализ литературных произведений. Экзаменуемый должен хорошо владеть знанием содержания и структуры произведений школьной программы (герои, события, тематика, проблематика, художественные приемы, язык писатели и так далее). Помимо этого, необходимо уметь рассматривать произведения в разрезе широкого историко-литературного контекста.

В заданиях первой части представлены художественные тексты, при помощи которых проверяется не только знание содержания конкретных произведений, но и способность проводить анализ текста с учетом его родо-жанровой принадлежности.

В начале первой части экзаменуемому предлагается фрагмент эпического или драматического произведения, и к нему дается 9 заданий. В первых семи заданиях ответом служит слово, словосочетание или последовательность цифр. 8-9 задания требуют написания связного текста в объеме 5-10 предложений.

Во второй части экзамена представлен текст стихотворения или фрагмент лирической поэмы, и к нему дается 7 заданий. На первые четыре задания необходимо ответить словом, словосочетанием или последовательностью цифр. Последующие задания требуют написания текста.

Исходя из результатов ЕГЭ предыдущих лет, наибольшую сложность представляет задание № 4 (установление соответствия). Процент его выполнения находится на отметке 47%. Это говорит о том, что выпускники плохо владеют знанием сюжетной основы художественных произведений. Чтобы исправить ситуацию и хорошо выполнить задание, рекомендуется периодически повторять материал, сопоставлять изучаемые произведения с ранее изученными по различным аспектам анализа, отработать подход к выполнению данного типа заданий.

Многие старшеклассники также плохо справляются с заданием № 13, в котором необходимо самостоятельно найти в тексте средства художественной выразительности. Наиболее частыми причинами ошибочного выполнения таких заданий являются: незнание видов тропов и неумение различать их в тексте; уверенность в том, что в тексте обязательно должен присутствовать тот или иной элемент; попытки идентифицировать художественное средство при отсутствии его очевидных признаков.

Часть 2

Вторая часть экзамена предполагает ответ в виде полноформатного развернутого высказывания на литературную тему - другими словами, сочинения. На выбор предлагается три темы, охватывающие следующие периоды становления литературы: древнерусская литература, классика XVIII века и первой половины XIX века, произведения первой половины XIX и XX веков.

Экзаменуемый должен выбрать только один из предложенных вопросов и дать на него ответ в виде сочинения, обосновывая свои суждения обращением к произведению (по памяти). Благодаря работе такого типа выпускники могут выразить свое отношение к проблемам произведения, пониманию художественного своеобразия произведения, нюансам авторской позиции.

Советы по работе во время выполнения заданий ЕГЭ по литературе

Если вы тщательно подготовились к экзамену, то задания с кратким ответом не должны занять у вас много времени. Если какое-либо задание из базового уровня вызывает затруднения, то его лучше пропустить и возвратиться к нему позже. Вполне вероятно, что ответы на другие вопросы наведут вас на правильное решение.

Чаще всего экзаменуемые при выполнении заданий в развернутым ответом допускают ошибки из-за невнимательного прочтения задания и игнорирования его сути. Вместо того, чтобы дать прямой ответ на поставленный вопрос, выпускники начинают рассуждать "обо всем, и ни о чем": о значимости произведения, героях, их поступках и так далее. А между тем, от вас требовалось, например, выявить особенности конфликта произведения.

Залогом успеха на экзамене является отличное знание текстов произведений, умение составлять свой собственный текст аналитического характера.

Общефедеральная экзаменация по литературе входит в число ЕГЭ по выбору. В те времена, когда ученики и их родители не имели ни малейшего представления о такой форме выпускного испытания, как ЕГЭ, литература входила в число обязательных выпускных экзаменов в школе. Тогда её сдавали в виде сочинения, а отметка в аттестат выставлялась сразу по двум предметам: грамотность влияла на русский язык, а стилистика – на литературу.

Сегодня данный ЕГЭ вряд ли можно назвать популярным: литература нужна только тем одиннадцатиклассникам, которые поступают на филолога, лингвиста или учителя русского языка и литературы, а эти профессии, к сожалению, не считаются престижными. Многие ученики полагают, что этот ЕГЭ можно сдать с наскока, не уделяя много времени на трудоемкую подготовку, выехав лишь на остаточных знаниях и умении связно выражать мысли.

Основной этап сдачи ЕГЭ по литературе состоится 13 июня 2017 года

Тем не менее, подготовка к сдаче литературы потребует значительного времени и усилий, особенно в случае, если ваша цель сдать её на отметку «четыре» или «пять». Давайте узнаем, какие новшества в КИМах 2017 года подготовили специалисты из ФИПИ, когда будет сдаваться литература и на что стоит обратить особое внимание при подготовке к этому ЕГЭ.

Демонстрационный вариант ЕГЭ-2017

  • Демо-вариант ЕГЭ по литературе
  • Кодификатор требований

Даты ЕГЭ по литературе

Специалистами из Рособрнадзора для данного экзамена зарезервированы такие дни:

  • Досрочный период. Досрочная экзаменация пройдет 24 марта 2017 года, а 3 апреля 2017 года выделено в качестве резервного дня. Напомним также перечень лиц, которые могут написать заявление на ЕГЭ в досрочный период. К таким ученикам отнесены: те, кто собирается выехать на учебу или ПМЖ за границу, участники международных или общероссийских смотров, конкурсов, олимпиад или спортивных соревнований, ученики, которым во время основного экзамена было предписано пройти реабилитацию, лечебные или профилактические процедуры. Сдать ЕГЭ досрочно также могут школьники, которые выпустились из общеобразовательного учреждения до 2016/2017 учебного года, ученики, обучавшиеся в вечерней школе, и юноши, которые сначала желают пройти службу в армии, а уже потом поступать в ВУЗ;
  • Основной этап. Основное ЕГЭ пройдет 13 июня 2017 года.
  • Резервная дата. Резервным днем для литературы определено 20 июня 2017 года (на всякий случай есть еще один резервный день для всех предметов – 30 июня 2017 года).

Кстати, если вы относитесь к категории учеников, которые могут и желают сдать экзамен до основного срока, не забывайте, что заявление нужно будет подать до 1 марта 2017 года. В противном случае придется сдавать экзамен вместе с основной волной выпускников.

Статистическая информация

Стоит отметить, что количество ребят, которые выбирают литературу в качестве вариативного ЕГЭ, растет из года в год. Например, в 2016 году число таких экзаменующихся составило 43,5 тысячи человек, а это на 6 тысяч больше, чем в 2015 году. Статистика говорит и об увеличении количества выпускников, сумевших пройти испытание с высочайшим тестовым баллом.

Согласно статистике, большое число школьников сдает литературу успешно

Так, в 2016 году было выявлено 256 стобалльных работ, что на 26 работ больше чем в 2015 году. Минимальный порог, составляющий 32 балла, не смогли преодолеть всего 4,3% учеников, а это гораздо лучше итогов прошлых лет (5,3% и 8% в 2015 и 2014 годах соответственно). В среднем итоги 2016 года таковы:

  • от 41 до 60 баллов за работу получили 43,5% ребят;
  • от 61 до 100 баллов сумели набрать 44,3% учеников.

Как проходит сдача ЕГЭ по литературе?

Работать с экзаменационным листом вы сможете на протяжении 235 минут. Напомним, что ЕГЭ по литературе не предусматривает использование никаких дополнительных предметов или справочных материалов. Заблаговременно проверьте карманы на наличие мобильного телефона, снимите с запястья смарт-часы и ни в коем случае не пытайтесь пронести с собой шпаргалки. Любая аппаратура с подсказками будет изъята на входе в аудиторию – каждый выпускник проходит перед началом экзамена через рамку металлоискателя.

В классе ведется видеонаблюдение, а следить за порядком на российских ЕГЭ будут около 20 тысяч наблюдателей, которым даны строгие инструкции: любой нарушитель регламента экзамена должен быть удален из аудитории! Когда вы войдете в класс и займете отведенное место, не стоит заводить разговоров с соседями, вставать или покидать аудиторию без разрешения. Чтобы посетить туалетную комнату или медпункт, нужно будет обратиться к наблюдателям, которые обязаны сопроводить вас до места назначения.

Сдача данного ЕГЭ не предусматривает использования справочных материалов

Структура КИМ ЕГЭ-2017 по литературе

Последняя информация, которая касается нововведений в ЕГЭ по литературе образца 2017 года, говорила о том, что этот экзамен вскоре будет состоять только из заданий творческого характера. Этот факт подтверждают и руководители образовательной сферы РФ – Ольга Васильева, занимающая пост министра образования и науки, и Сергей Зинин, осуществляющий руководство Федеральной комиссией разработчиков ЕГЭ по литературе.

Новая модель экзамена была разработана в марте 2016 года и даже успела пройти тестирование у школьников из шести десятков образовательных учреждений. В новых КИМах будут полностью исключены задания, предусматривающие короткий ответ, увеличено количество заданий, предполагающих множественный выбор, а также повысятся требования к сочинению. В структуре экзамена предположительно будут выделены три основных блока:

  • первый, в котором нужно будет продемонстрировать навыки анализа произведений;
  • второй - предполагающий, что ученик покажет свое умение пользоваться изобразительно-выразительными средствами;
  • третий – сочинение на одну из пяти тем, которые предполагают глубокий анализ произведения и его главных проблем.

Тем не менее, выпускники 2017 года могут вздохнуть спокойно. Такая модель войдет в силу лишь в 2018 году. На сегодняшний момент было принято решение, что перспективные КИМы сначала будут доработаны и размещены на портале ФИПИ для демонстрации, и только потом методсовет примет окончательное решение. В целом, структура билета 2017 года не претерпела значительных изменений. Билет состоит из 17 заданий, распределенных на две части:

  • часть 1, включающую два комплекса заданий. Первый из них объединит фрагменты эпических, лироэпических и драматических произведений с вопросами к ним. На первых 7 заданий ученики должны будут дать короткий ответ, и еще на 2 – развернутый ответ из 5-10 предложений. Второй комплекс заданий предполагает, что выпускник решит еще 5 заданий, в которых проанализирует лирическое произведение. На задания под номерами с 10 по 14 нужно будет дать короткий ответ, а номера 15-16 предполагают наличие развернутого ответа;
  • часть 2 – это сочинение в объеме не менее 200 слов на одну из трех предложенных тем.

Не недооценивайте важность сочинения - к нему нужно хорошо подготовиться!

Отметим также, что ФИПИ рекомендует грамотно распределять время, отведенное на экзаменационную работу. Для первой части билета стоит выделить не более 120 минут из всего отведенного на ЕГЭ времени, а всё оставшееся время посвятить написанию сочинения.

Оценивание ЕГЭ по литературе

В 2009 году было принято решение, что баллы, полученные за ЕГЭ, не влияют на аттестационную отметку ученика и не переводятся в привычную шкалу от двойки до пятерки. Однако с 2017 года общегосударственный экзамен может стать возможностью, которая позволит улучшить отметку, выставленную школьным учителем. При переводе системы оценивания ЕГЭ в пятибалльную картина будет выглядеть следующим образом:

  • баллы в промежутке от 0 до 31 означают, что ученик не подготовлен к экзамену и получает отметку «2»;
  • баллы в промежутке от 32 до 54 означают, что ученик готов к экзамену по литературе удовлетворительно и получает отметку «3»;
  • баллы в промежутке от 55 до 66 означают, что ученик хорошо знает литературу и получает отметку «4»;
  • баллы в промежутке от 67 до 100 означают, что ученик подготовился на отлично и получает заслуженную «5».

Ознакомиться с заработанными на ЕГЭ по литературе баллами можно будет на официальном портале ЕГЭ. Для этого школьнику нужно будет авторизоваться, введя данные из своего паспорта.

Подготовка к ЕГЭ по литературе

Чтобы грамотно подготовиться к экзамену по этому предмету, стоит начать заблаговременную проработку демо-версий КИМов, которые уже разработаны представителями ФИПИ. Скачать демонстрационный КИМ можно на нашем сайте (см. начало статьи). Такой подход сориентирует вас на примерное содержание билета, поможет выявить свои слабые места и настроит на реальный ЕГЭ психологически. Такой настрой очень важен, ведь многие ученики допускают глупые ошибки просто от стресса и напряженности.

При подготовке к экзамену 2017 года важно проработать демо-версии ЕГЭ

Помните о важности подготовки к написанию сочинения во второй части КИМа. Ознакомьтесь с тематикой, которая была предложена выпускникам в прошлом году, и попробуйте написать сочинение по каждой из этих тем. Запаситесь рекомендованными Минобразования пособиями по литературе и прочтите критику по произведениям из рекомендованного списка литературы.

Специалисты отмечают важность общей эрудиции и начитанности, которые помогут аргументировать высказанное мнение. Тем более что в качестве аргумента нужно привести не менее двух примеров из разных произведений. В целом, при написании этой части ЕГЭ рекомендовано придерживаться следующего подхода:

  • сначала стоит прочесть все предложенные темы и определить, какая из них является самой удачной для выражения ваших мыслей;
  • попробуйте подобрать подходящий эпиграф. Он не обязателен, но знание точных и подходящих по контексту цитат делает работу выигрышнее. Помните о том, что эпиграф рекомендуется писать без применения кавычек, а фамилию автора помещать в скобки;
  • продумайте ключевые аспекты темы, основные вопросы, ответы и доказательства вашей точки зрения. Запишите тезисы на черновике;
  • запишите подходящие цитаты из произведений. Но не увлекайтесь цитированием. Желательно, чтобы каждая из цитат включала не более 2-3 небольших предложений;
  • определите в тексте произведения предложения, которые подтверждают ваши мысли;
  • сформулируйте вступительную и заключительную части. Очень хорошо, если вы сумеете замкнуть их в логическое кольцо.

ЕГЭ по литературе уже через месяц, а ты, замечтавшись о выпускном, так и не проштудировала список произведений из школьной программы?! Выход есть! Зачастую именно паника мешает настроиться и выбрать верную тактику подготовки. Особняком стоит ЕГЭ по литературе, о сложности которого ходят легенды. Но не думай, что для успешной сдачи этого экзамена потребуется несколько лет упорных занятий.

Фото tumblr.com

Приложить усилия, конечно, придется, но можно и схитрить:

  1. Для начала ознакомься с кодификаторами ЕГЭ, где представлен список всех художественных произведений, которые могут встретиться в любом варианте КИМ.
  2. Изучай краткие содержания всех произведений, но в совокупности с критическими статьями, их полно в интернете. Это как читать про фильм, который ты хочешь посмотреть в кино. Если он окажется не очень, то потраченных денег на билет будет жалко. Но ты можешь подготовиться и изучить рецензии уже посмотревших картину на «Кинопоиске». То же самое и с книгами. Только читай рецензии известных критиков, а не кого попало. Не забудь выписывать главное, чтобы освежить знания перед экзаменом!
  3. Подпишись на паблики «ВКконтакте», например, на «Литература-ЕГЭ», туда скидывают много полезных материалов: критику, краткие содержания, пробные варианты, анализы. Пока едешь в метро, ждешь подружку у подъезда или скучаешь на перемене, открывай группы и изучай, все равно с телефоном сидишь.
  4. Относительно стихотворений тоже есть свой метод. Если ты проспала и не выучила их наизусть, нужно классифицировать всю лирику по разделам: природа, война, любовь, дружба, творчество. В каждую группу напиши название стихотворения и автора. Такой навык пригодится тебе на ЕГЭ по литературе в задании №16.
  5. Последняя часть состоит из творческого задания по литературному произведению, где добавляют баллы за использование цитат. Даже не читая произведение целиком, в интернете можно найти цитаты по каждому, которые ты заучила. Тебе это очень пригодится.
  6. Кстати, еще один неплохой вариант – посмотреть . Только, пожалуйста, не смотри зарубежные интерпретации, которые скорее похожи на вольную трактовку и имеют мало общего с первоисточником. Отдай предпочтение нашему кино.

Лайфхаки от студентов журфака:

«Я сдал ЕГЭ на 85 баллов, занимаясь всего два месяца. Главный секрет в изучении структуры.

Если ты научишься стилистически грамотно писать сочинения, то достаточно ознакомиться лишь с ключевыми идеями произведений.

Зубрежка мелких фактов поможет только с тестовой частью, которую можно отработать буквально за два дня с помощью сборников и пробных тестов», – Максим.

«Интернет для сильных духом. Он может стать бесценным источником информации, а может сжечь все твое время. В течение подготовки к ЕГЭ, я вышла из всех соцсетей, оставив лишь номер телефона для друзей. Ты удивишься, насколько продуктивным станет даже один час работы, если не проверять лайки в Инстаграме каждые пять минут!» – Марина.

Фото tumblr.com

«Мой секрет заключался в регулярной практике. Основа ЕГЭ по литературе – четыре мини-сочинения и одно большое. Для большого сочинения предлагается три темы на выбор из разных разделов литературы. Поэтому самым разумным будет выбрать заранее какую-то одну в начале подготовки. Я люблю литературу XX века, поэтому сделала упор на нее. За месяц я успела написать несколько сочинений по каждому произведению этого раздела» – Аня.

«Я считаю, что мой успех заключается в "репетициях". Нередко непривычные условия вгоняют человека в ступор.

Решение тренировочных заданий ЕГЭ дома за чашкой чая и сдача экзамена в нервной обстановке среди посторонних людей очень отличаются. Поэтому попробуй хотя бы несколько раз написать тренировочные задания в неудобной обстановке, засекая время.

Для кого-то это может быть шумное кафе, а для кого-то даже метро» – Даша.

«Готовясь к ЕГЭ за короткий срок, увы, информация укладывается хуже, не так размеренно. Поэтому моей проблемой стало то, что имена и фамилии всех героев перемешались в кучу. Во время экзамена я не могла вспомнить даже свою... Так что я настоятельно рекомендую еженедельно проговаривать имена главных героев из каждого произведения, чтобы точно не забыть и не перепутать» – Таня.

Вот видишь, это реально! Только теперь нельзя терять ни дня, возьмись за учебу сегодня, и все обязательно получится. При правильном планировании времени процесс подготовки превратится в удовольствие. Удачи!

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то