Как фотографировать звёздное небо? Как фотографировать звездное небо.

Статья о том, как фотографировать Млечный путь и звёздное небо вообще. В этом виде съёмки есть некоторые особенности, зная которые, можно получить отличный результат.

Для начала нам нужно позаботиться о фотоаппарате. Для фотографирования звёзд подойдёт практически любая современная зеркальная камера с китовым объективом. О цифровых компактах с несменной оптикой судить не будем, это отдельная тема.

У продвинутых аппаратов будет одно существенное преимущество — высокая допустимая светочувствительность (ISO). Например, приведённая ниже фотография снята на ISO6400, которое неприемлемо для дешёвых фотоаппаратов.


Объектив для ночных съёмок

Что касается объектива, то для съёмки метеоров и звёзд чрезвычайно желательна светосила, которой, как известно, много не бывает. f/2.8 — вполне достаточно. f/3.5 — уже темновато, но жить всё ещё можно. Ширина угла тоже имеет большое значение: звёзды непрерывно движутся, и с этим нужно считаться. Если у вас объектив с фокусным расстоянием (ФР) 18-24мм на полноформатной камере (или 12-16 мм на кропе), то выдержка, которую вы можете установить, не превышает 20 секунд.

Сделайте пробный кадр, посмотрите со 100% увеличением, и вы увидите треки звёзд (звёзды вместо точек приобретают вид линий). Если вам не нужно большое разрешение итогового снимка, то можете увеличить длину выдержки до 30 секунд, а впоследствии уменьшить размеры и опубликовать в интернете — никто не догадается, что выдержка была длинная. например, кадры с 30-секундной выдержкой можно снимать на 10мм фишай, прицепленный к полнокадровой камере, что позволит избежать появления треков. Вернее, они есть, но видны только при 100% увеличении.

Для удобства составлена таблица. Если вы не знаете, какая камера у вас, смотрите третий столбик

Фокусное расстояние — Выдержка для ФФ — Выдержка для кропа


  • 10мм — 40с — 30с

  • 14мм — 35с — 25с

  • 18мм — 25с — 15с

  • 24мм — 20с — 12с

  • 35мм — 12с — 8с

  • 50мм — 8с — 6с

Как пользоваться таблицей? Очень просто. Находите в левом столбике фокусное расстояние своего объектива (например, 18мм), затем, если у вас полноформатная камера (если это так, то вы это и так знаете), тогда смотрите второй столбик — это будет максимальная выдержка для вас. Если же у вас кропнутая камера (Nikon d90, d60, d3000, d5000, d7000 и др., Canon 1000d, 50d, 7d и др.), то смотрите третий столбик, там будет указана ваша максимальная выдержка.

Но вы не обязаны слепо следовать описанным выше правилам! Если вхотите запечатлеть движение звёзд, то выдержку, напротив, следует увеличить вплоть до 60 минут. Соответственно, ISO придется убавить, а диафрагму прикрыть, чтобы не переэкспонировать кадры.

Эльбрус ночью, выдержка 10 минут. Солнце село недавно

Теперь поговорим о светочувствительности (ISO) для фотографирования ночного неба

Чем она выше, тем лучше. Но не дурствуйте! Изучите возможности камеры! У Nikon d7000 можно смело ставить ISO3200, или осторожно 6400. У моего Nikon d600 можно смело ставить 6400. Практически все кадры бермамытского звездопада сняты на ISO6400. Но у каждого фотоаппарата есть его верхний предел, когда количество шумов начинает расти быстрее, чем добавляются новые детали звёздного неба. Например, на d90 ни за что не выставляйте светочувствительность выше 1600, и то потом пришлось бы основательно шумодавить. Малое ISO можно компенсировать более широким углом и более длинными выдержками, так что дерзайте!

Диафрагма при съёмке звёзд

В съёмках звёздного неба, а особенно метеоров, нам нужно заполучить максимальное количество света в кратчайшие промежутки времени, поэтому диафрагму придётся открыть. У всех объективов своё максимальное значение диафрагмы, обычно это f/1.4, 1.8, 2.8, 3.5, 4 — если вы не знаете, что это такое, то рассмотрите внимательно свой объектив. Оно там написано =)

Чем меньше число, тем больше света попадает на матрицу. НО! У всех объективов при максимально открытой диафрагме качество картинки хуже, чем при закрытой. Например, снимая небо на диафрагме f/1.4, вы можете сильно разочароваться: вместо звёзд получатся печальные блямбы. Сделав один кадр, увеличьте его на 100% и внимательно изучите. Если звёзды нерезкие и имеют вид блямб, то сначала проверьте точность фокусировки, а уж затем прикройте диафрагму, например, до 2.8. Снимки станут темнее, но качество картинки вырастет. Если у вас дешёвый китовый объектив, то не парьтесь, ставьте максимально допустимые 3.5 и снимайте! Хуже уже не сделаете.

Фокусировка при фотосъёмке неба

С этим бывают проблемы, причём большие. Дело в том, что у большинства объективов полжение значка «бесконечность» на кольце фокусировки не соответствует реальной бесконечности. В этом очень просто убедиться: в солнечный день выйдите на улицу, найдите максимально удалённый объект или горизонт, сфокусируйтесь и посмотрите на кольцо фокусировки. Вы будете удивлены тем, что значок бесконечности не точно совпадает с отметкой. Запомните это положение, а лучше наклейте на объектив полоску пластыря, на которой маркером сделайте отметку. В темноте вам не придётся делать тридцать пять тысяч кадров, лихорадочно вертя кольцо фокусировки из стороны в сторону, пытаясь поймать резкость и упуская падающие метеоры. И не надейтесь, что в полной темноте камера сумеет сфокусироваться на автомате. Только ручками!

Ещё вам понадобится штатив и пульт дистанционного управления (ну или хотя бы задержка спуска). Но, надеюсь, вы и так об этом догадывались. Впрочем, можно снимать звёзды без пульта и не пользоваться задержкой спуска: вам понадобятся - очень жёсткий штатив, твёрдые руки, да и при съёмках чёрного неба мелкие вибрации камеры в течение первой секунды вообще ни на что не влияют.

Ну-с, мы изучили техническую часть вопроса, теперь приступим к практике.

Где снимать звёзды и млечный путь?

Прежде всего, собираясь фотографировать звёзды, помните: в городе ловить нечего. Город создаёт очень много света, который подсвечивает влагу и пыль, взвешенную в атмосфере. Само по себе это явление не мешает видеть нам самые яркие звёзды, но Млечный путь из города увидеть невозможно (если не произошла энергетическая катастрофа с тотальным отключением всего и вся). Поэтому прежде всего позаботьтесь о месте съёмки. От населённых пунктов нужно уезжать как можно дальше, дальше, и ещё дальше. Даже с Бермамыта отлично видно световое загрязнение от городов КМВ:

Как видите, нижняя часть неба над горизонтом оказалась засвечена огнями городов (а в городах вообще была дымка, и звёзд почти не видно, ха-ха). Хотя на Бермамыте такое явление уже не способно помешать, а лишь украшает кадр. В городе при тех же параметрах съёмки мы получили бы ярко-жёлтое небо без единой звезды.

Когда лучше фотографировать звёздное небо?

Когда на звёздном небе нет луны!

Да, луна способна очень сильно подпортить вам ночную жизнь, особенно полная луна в Зените. Поэтому, собираясь отправиться на звёздную охоту, ознакомьтесь с лунным календарём. Например, во время поездки на Бермамыт месяц был совсем молодой и висел низко над горизонтом, а потом и вовсе скрылся, оставив лишь интересную оранжевую полосу на горизонте и красивый отблеск на склонах Эльбруса. И это хорошо.

Вид с верхней части плато после заката

Помимо луны, вам придётся позаботиться о хорошей погоде. Как вы будете делать это, ни кому не известно. Кому-то помогает принести жертву богам, кому-то помолиться, некоторым удача способствует, если погладить кота, а отдельные чудаки даже пользуются прогнозами погоды. Но факт остаётся фактом: нам нужно ясное небо!

В какой области неба искать падающих звёзд?

Говорят, что самая удачная часть неба для съёмки падающих метеоров — 45 градусов от зенита. Это где-то посреди между горизонтом и линией, идущей точно вверх (да простят мою дремучесть астрономы). Однако, интересных результатов можно добиться, если делать снимки вертикально вверх широкоугольным объективом. А если вы снимаете Персеиды, то логично будет повернуть объектив в сторону созвездия Персея, вот пример:

Приведённый кадр снят на Nikon d7000, ISO6400, выдержка 15 секунд. НО! Не обольщайтесь, не все метеоры попали в кадр сразу. Об этом — чуть ниже. Вот где точно не стоит искать падающих метеоров, — на горизонте. Во-первых, оптические свойства атмосферы не дадут почти ничего увидеть, во-вторых, горизонт обычно светел.

Как найти созвездие Персея? Вот вам картинка из интернета:

Как найти созвездие Персея

Как поймать метеор в кадр?

Навести камеру на одну точку, заставить её непрерывно снимать, и ждать, и ждать, и ждать. Рано или поздно метеоры начнут попадать в ваш объектив, а вам останется из тысячи кадров выбрать те самые 30 штук с треками падающего космического мусора, и свести их воедино. И это не шутка! В приведённом выше примере автор сделал около 1200 кадров, из них выбрал 38 с метеорами, а затем соединил снимки воедино. Такое возможно, если вы ведёте съёмку по направлению Полярной звезды. Тогда при вращении кадров вокруг воображаемого центра — Полярной звезды — они будут точно совмещаться друг с другом. Что-то лишнее подрежем, и останется вот такая розочка метеорного потока.

В любом случае, терпение, труд и убитый затвор всё перетрут!))

Удачных кадров!

Текст и фото Павел Богданов

Найдите самый лучший сюжет Не ленитесь выйти наружу, чтобы сделать интересные снимки ночного неба. Мы живем в золотой век технологий: сделать изображение ночного неба под силу каждому фотолюбителю. Между тем, еще десять лет назад это было невозможно, а пять лет назад казалось передовым. Не концентрируйтесь на одном или нескольких объектах, таких как Луна, пара звезд, Млечный Путь. Поставьте наш мир прямо в центре вселенной, добавьте в кадр то, что мы можем увидеть невооруженным глазом. Оглянитесь вокруг – наверняка ландшафт предоставит вам какую-либо уникальную деталь композиции. В этом плане отличным местом является необычная деревня в штате Аризона: Arizona Sky Village. Она специально была построена для любителей ночного неба; в ней почти нет огней, каждый дом имеет собственный телескоп, а одна из улиц носит название «Млечный Путь». Именно это я и хотел показать (для снимка потребовалась вспышка). Даже не знаю, где еще в мире вы можете получить такой сюжет. В фотографии произошел значительный прорыв: теперь сделать снимок вселенной может любой желающий. Всем нравится любоваться Млечным Путем, особенно если выпадает по-настоящему темная ночь. Но последние достижения цифровой фотографии позволяют в любой момент «приблизить» далекую и непостижимую Галактику. Как-то раз, глядя на один из снимков звездного неба, я подумал: тот факт, что Млечный Путь находится так далеко, вовсе не значит, что фотографировать его нужно через большой телескоп. Все, что мне потребуется – это широкоугольный объектив: да, это огромная Галактика, но ведь мы являемся ее частью! Когда я показываю молодым людям свой первый опубликованный снимок Млечного Пути, я всегда напоминаю, что это наш дом. Земля находится на одном из этих обширных спиральных звездных рукавов. Возможность сфотографировать это – и новое знание для человечества, и огромное удовольствие. Увеличьте ISO Кактусы Карнегия, Аризона. Фотограф – Джим Ричардсон. Огромным подспорьем в фотографировании ночного неба стал прогресс светочувствительности фотокамер. Еще семь лет назад ISO 1600 встречался крайне редко, а сегодня ISO 6400 (и выше) – обычное дело. Моя стандартная экспозиция (та, что я использую практически всегда) для съемки Млечного Пути – это 60 секунд, F/2,8 и ISO 6400. Такие настройки покажут Галактику как сияющее облако. Этот снимок сделан сверхширокоугольным 14-миллиметровым объективом; в данном случае мои стандартные настройки – предельные. Но если вы снимаете с более коротким объективом, время экспозиции лучше уменьшить. Примечание: мне известно распространенное мнение о большом количестве шума при ISO 6400. Совет в данном случае простой: существует столько программ шумоподавления! Ночной пейзаж, Американское Самоа. Фотограф – Джим Ричардсон. Техника не решает всех проблем; существует некий предел возможностей съемки ночного неба. С помощью компактной камеры такую фотографию сделать не получится, но большинство моделей цифровых зеркальных фотоаппаратов с этим справится. Мой традиционный совет - приобрести объектив с большим значением светосилы, позволяющий делать фотографии с диафрагменным числом 2,8 и ниже. Причем, чем шире будет такой объектив, тем лучше. Но лучше всего взять объектив с фиксированным фокусным расстоянием около 24 мм и возможностью понижать диафрагменное число до 2,8. Конечно, также необходим устойчивый штатив. Если вы планируете выйти за рамки 30-секундной экспозиции – потребуется устройство дистанционного управления. В этом случае особенно удобен тросик со встроенным таймером. А потом научитесь импровизировать. В ту ночь, когда я сделал эту фотографию в Американском Самоа, мой штатив еще оставался где-то в самолете. Поэтому я установил камеру на карнизе балкона и подпер его пакетом с мелкой галькой. Мост «Золотые Ворота», Калифорния. Фотограф – Джим Ричардсон. Можно надеяться, что вам повезет, и ночь будет лунной, а можно заранее предусмотреть это. Очевидно, что планирование скорее приведет к успеху. С помощью специальных приложений очень удобно отслеживать погоду и астрономические явления, поэтому я точно знал, что в эту ночь прекрасная луна поднимется над мостом «Золотые Ворота». Существует много приложений, которые подскажут, когда ожидать событие, которое вы хотите снимать. В первую очередь я рекомендую приложение Photographer’s Ephemeris , несмотря на его странное название. Доступное на всех основных платформах, оно сообщает время восхода и захода луны для любой даты, включая далекое будущее, притом из любой точки на Земле. А привязка к спутниковым картам позволит максимально точно выбрать место съемки. Есть специальные астрономические приложения, полезные при съемке объектов Млечного Пути. Они подскажут, где то или иное небесное тело будет видно из выбранной точки Земли в указанное время. Это очень здорово. Лично мне нравится SkyGazer 4.5 , но есть множество других отличных приложений. Полнолуние, Денвер. Фотограф – Джим Ричардсон. «Полная луна поднимается на закате». Зарубите себе это на носу; это первое (и самое простое), что требуется знать. К счастью, Луна – одна из наиболее предсказуемых вещей в нашей жизни (после Солнца и налогов). Те первые несколько минут на закате, когда луна только поднимается, и есть те самые золотые моменты для съемки, поскольку пейзаж, одновременно, еще освещен уходящим солнцем, и это – идеально сбалансированный свет. Но даже при всей предсказуемости луны получить нужный снимок не всегда легко. Эту фотографию я сделал в международном аэропорту Денвера с помощью 600-миллиметрового объектива. Я тщательно все спланировал и уже был почти готов к съемке, однако когда луна выглянула из-за горизонта, я все еще был в сотне метров от необходимой позиции. Это была глупая и непростительная ошибка: ведь полнолуние бывает не более 13 раз в году! Я бросился бежать так быстро, как мог, и все-таки получил тот снимок, который и хотел сделать. Ветряная электростанция, Канзас. Фотограф – Джим Ричардсон. Съемка лунного света может быть и веселой, и сложной одновременно. На самом деле полная луна очень яркая (попробуйте, например, 20-секундную выдержку, F/4 и ISO 400). Первая реакция многих фотографов – «Ночной пейзаж смотрится как сделанный при свете дня!». Но немного скорректируйте экспозицию в отрицательную сторону, чтобы фотография получилась менее светлой, включите в кадр звезды или какие-то искусственные ночные огни (на примере этой фотографии – объекты ветряной электростанции в Канзасе), и тогда картина получит сюжет и настроение. Обратите внимание: на ЖК-экран камеры картинка выводится чересчур яркой, и в результате, если вы будете ориентироваться на нее, то будете использовать неверные настройки и получите слишком темные фотографии. Научитесь оценивать гистограмму изображения и затем верьте ей, а не собственным глазам. Arizona Sky Villages, Аризона. Фотограф – Джим Ричардсон. Цветовой баланс может стать проблемой. В первую очередь потому, что наши глаза не могут видеть цвет ночного неба. Млечный Путь зрительно – лишь серая масса где-то наверху. У нас нет реального восприятия истинного цвета ночного неба. Нередко на длинных выдержках цвет получается совсем не тот, что вы ожидали: гораздо более теплый. Ближе к реальности будет чуть более синеватый цвет изображения. Попробуйте в стандартных настройках баланса белого выставить режим «Вольфрам/Tungsten», который добавляет холодные тона, вместо режима «Дневной свет/Daylight». И снимайте в режиме RAW, не JPG! Это позволит вам затем откорректировать результат. Удачей во время данной съемки оказалась встреча с жителем деревни, Джеком Ньютоном. Он вышел на улицу ранним утром, когда небо уже начинало синеть. У Джека был красный фонарик, и я не мог упустить возможности окрасить этим удивительным оттенком глинобитные стены. Носите с собой фонарик Соленое озеро Бонневилль, Юта. Фотограф – Джим Ричардсон. Для того чтобы сделать этот снимок на соленом озере Бонневилль, я ползал по земле с небольшим фонариком. Если бы кто-то увидел меня в этот момент, он решил бы, что я потерял ключи: выглядел я именно так. Однако я ничего не терял: я освещал соляные гребни, используя фонарик, который всегда при мне. Я начал с двухминутной экспозиции, и первые 10-15 секунд освещал фонариком соляные объекты вдоль дна озера. Просмотрев полученные изображения на ЖК-экране, я попробовал другие настройки. И вы после небольшой практики сможете создать нужное освещение при помощи крохотного фонарика. «Ворота Запада», Сент-Луис. Фотограф – Джим Ричардсон. Съемка ночного неба требует умения приспосабливаться к обстоятельствам. Вам придется постоянно решать проблемы, но справившись с этим, вы почувствуете себя победителем. Иногда облака могут нарушить вашу концепцию снимка, и с этим придется считаться. Оказавшись в Сент-Луисе, штат Миссури, и планируя снять знаменитую арку «Ворота Запада», я обнаружил, что небо плотно покрыто облаками. Казалось бы – все пропало! Но нет, именно это оказалось благословением. Городские огни придали облакам удивительный «лососевый» цвет (именно тот, что вы видите на снимке – цветокоррекции я не делал), а прожекторы рисовали на полотне облаков странные узоры. Умение отыграть назад вашу первоначальную идею и найти другое творческое решение поможет сделать отличный снимок. Берегите ночь Костер, Буркина-Фасо. Фотограф – Джим Ричардсон. Единственно возможный способ получить идеальные снимки ночного неба – это найти местность с темным небом. Но в нашем мире, переполненном городским освещением, обнаружить такое место очень сложно. Между тем, десятки тысяч лет человечество сидело ночью под звездами, любуясь чудесами вселенной – точно так же, как эта семья в Западной Африке. Мы не должны допустить, чтобы чудеса природы уходили из нашей жизни, и мы с вами можем сделать многое, чтобы вернуть это. Уже немало активистов в разных городах мира работают вместе с местной администрацией в сторону уменьшения светового загрязнения ночью. А международная организация Dark-Sky Association разработала множество соответствующих экологических программ. Нам под силу сохранить темноту великолепного ночного неба. И это нужно не только людям, чтобы любоваться его красотой: не следует забывать, что множество представителей фауны способно выжить только в условиях темноты.

Огромным подспорьем в фотографировании ночного неба стал прогресс светочувствительности фотокамер. Еще семь лет назад ISO 1600 встречался крайне редко, а сегодня ISO 6400 (и выше) — обычное дело.

Моя стандартная экспозиция (та, что я использую практически всегда) для съемки Млечного Пути — это 60 секунд, F/2,8 и ISO 6400. Такие настройки покажут Галактику как сияющее облако. Этот снимок сделан сверхширокоугольным 14-миллиметровым объективом; в данном случае мои стандартные настройки — предельные. Но если вы снимаете с более коротким объективом, время экспозиции лучше уменьшить.

Примечание: мне известно распространенное мнение о большом количестве шума при ISO 6400. Совет в данном случае простой: существует столько программ шумоподавления!

Подготовьтесь и импровизируйте

Ночной пейзаж, Американское Самоа. Фотограф — Джим Ричардсон.

Техника не решает всех проблем; существует некий предел возможностей съемки ночного неба. С помощью компактной камеры такую фотографию сделать не получится, но большинство моделей цифровых зеркальных фотоаппаратов с этим справится. Мой традиционный совет — приобрести объектив с большим значением светосилы, позволяющий делать фотографии с диафрагменным числом 2,8 и ниже. Причем, чем шире будет такой объектив, тем лучше. Но лучше всего взять объектив с фиксированным фокусным расстоянием около 24 мм и возможностью понижать диафрагменное число до 2,8.

Конечно, также необходим устойчивый штатив. Если вы планируете выйти за рамки 30-секундной экспозиции — потребуется устройство дистанционного управления. В этом случае особенно удобен тросик со встроенным таймером.

А потом научитесь импровизировать. В ту ночь, когда я сделал эту фотографию в Американском Самоа, мой штатив еще оставался где-то в самолете. Поэтому я установил камеру на карнизе балкона и подпер его пакетом с мелкой галькой.

Для планирования съемки используйте астрономические приложения

Мост «Золотые Ворота», Калифорния. Фотограф — Джим Ричардсон.

Можно надеяться, что вам повезет, и ночь будет лунной, а можно заранее предусмотреть это. Очевидно, что планирование скорее приведет к успеху. С помощью специальных приложений очень удобно отслеживать погоду и астрономические явления, поэтому я точно знал, что в эту ночь прекрасная луна поднимется над мостом «Золотые Ворота».

Существует много приложений, которые подскажут, когда ожидать событие, которое вы хотите снимать. В первую очередь я рекомендую приложение Photographer’s Ephemeris , несмотря на его странное название. Доступное на всех основных платформах, оно сообщает время восхода и захода луны для любой даты, включая далекое будущее, притом из любой точки на Земле. А привязка к спутниковым картам позволит максимально точно выбрать место съемки.

Есть специальные астрономические приложения, полезные при съемке объектов Млечного Пути. Они подскажут, где то или иное небесное тело будет видно из выбранной точки Земли в указанное время. Это очень здорово. Лично мне нравится SkyGazer 4.5 , но есть множество других отличных приложений.

Узнавайте больше информации о Луне и звездах

Полнолуние, Денвер. Фотограф — Джим Ричардсон.

«Полная луна поднимается на закате». Зарубите себе это на носу; это первое (и самое простое), что требуется знать. К счастью, Луна — одна из наиболее предсказуемых вещей в нашей жизни (после Солнца и налогов). Те первые несколько минут на закате, когда луна только поднимается, и есть те самые золотые моменты для съемки, поскольку пейзаж, одновременно, еще освещен уходящим солнцем, и это — идеально сбалансированный свет.

Но даже при всей предсказуемости луны получить нужный снимок не всегда легко. Эту фотографию я сделал в международном аэропорту Денвера с помощью 600-миллиметрового объектива. Я тщательно все спланировал и уже был почти готов к съемке, однако когда луна выглянула из-за горизонта, я все еще был в сотне метров от необходимой позиции. Это была глупая и непростительная ошибка: ведь полнолуние бывает не более 13 раз в году! Я бросился бежать так быстро, как мог, и все-таки получил тот снимок, который и хотел сделать.

Не пугайтесь, что лунный свет похож на дневной

Ветряная электростанция, Канзас. Фотограф — Джим Ричардсон.

Съемка лунного света может быть и веселой, и сложной одновременно. На самом деле полная луна очень яркая (попробуйте, например, 20-секундную выдержку, F/4 и ISO 400). Первая реакция многих фотографов — «Ночной пейзаж смотрится как сделанный при свете дня! ». Но немного скорректируйте экспозицию в отрицательную сторону, чтобы фотография получилась менее светлой, включите в кадр звезды или какие-то искусственные ночные огни (на примере этой фотографии — объекты ветряной электростанции в Канзасе), и тогда картина получит сюжет и настроение.

Обратите внимание: на ЖК-экран камеры картинка выводится чересчур яркой, и в результате, если вы будете ориентироваться на нее, то будете использовать неверные настройки и получите слишком темные фотографии. Научитесь оценивать гистограмму изображения и затем верьте ей, а не собственным глазам.

Скорректируйте баланс белого для правильного отображения цвета ночного неба

Arizona Sky Villages, Аризона. Фотограф — Джим Ричардсон.

Цветовой баланс может стать проблемой. В первую очередь потому, что наши глаза не могут видеть цвет ночного неба. Млечный Путь зрительно — лишь серая масса где-то наверху. У нас нет реального восприятия истинного цвета ночного неба. Нередко на длинных выдержках цвет получается совсем не тот, что вы ожидали: гораздо более теплый. Ближе к реальности будет чуть более синеватый цвет изображения. Попробуйте в стандартных настройках баланса белого выставить режим «Вольфрам/Tungsten», который добавляет холодные тона, вместо режима «Дневной свет/Daylight». И снимайте в режиме RAW, не JPG! Это позволит вам затем откорректировать результат.

Удачей во время данной съемки оказалась встреча с жителем деревни, Джеком Ньютоном. Он вышел на улицу ранним утром, когда небо уже начинало синеть. У Джека был красный фонарик, и я не мог упустить возможности окрасить этим удивительным оттенком глинобитные стены.

Носите с собой фонарик

Соленое озеро Бонневилль, Юта. Фотограф — Джим Ричардсон.

Для того чтобы сделать этот снимок на соленом озере Бонневилль, я ползал по земле с небольшим фонариком. Если бы кто-то увидел меня в этот момент, он решил бы, что я потерял ключи: выглядел я именно так. Однако я ничего не терял: я освещал соляные гребни, используя фонарик, который всегда при мне. Я начал с двухминутной экспозиции, и первые 10−15 секунд освещал фонариком соляные объекты вдоль дна озера. Просмотрев полученные изображения на ЖК-экране, я попробовал другие настройки. И вы после небольшой практики сможете создать нужное освещение при помощи крохотного фонарика.

Не пасуйте перед неблагоприятными условиями

«Ворота Запада», Сент-Луис. Фотограф — Джим Ричардсон.

Съемка ночного неба требует умения приспосабливаться к обстоятельствам. Вам придется постоянно решать проблемы, но справившись с этим, вы почувствуете себя победителем.

Иногда облака могут нарушить вашу концепцию снимка, и с этим придется считаться. Оказавшись в Сент-Луисе, штат Миссури, и планируя снять знаменитую арку «Ворота Запада», я обнаружил, что небо плотно покрыто облаками. Казалось бы — все пропало! Но нет, именно это оказалось благословением. Городские огни придали облакам удивительный «лососевый» цвет (именно тот, что вы видите на снимке — цветокоррекции я не делал), а прожекторы рисовали на полотне облаков странные узоры. Умение отыграть назад вашу первоначальную идею и найти другое творческое решение поможет сделать отличный снимок.

Берегите ночь

Костер, Буркина-Фасо. Фотограф — Джим Ричардсон.

Единственно возможный способ получить идеальные снимки ночного неба — это найти местность с темным небом. Но в нашем мире, переполненном городским освещением, обнаружить такое место очень сложно. Между тем, десятки тысяч лет человечество сидело ночью под звездами, любуясь чудесами вселенной — точно так же, как эта семья в Западной Африке.

Мы не должны допустить, чтобы чудеса природы уходили из нашей жизни, и мы с вами можем сделать многое, чтобы вернуть это. Уже немало активистов в разных городах мира работают вместе с местной администрацией в сторону уменьшения светового загрязнения ночью. А международная организация Dark-Sky Association разработала множество соответствующих экологических программ.

Современному фотографу несложно найти информацию практически о любых видах фотосъемки: репортажной, портретной, жанровой и многих других. Не только иностранные, но и русскоязычные источники полны статей по этим тематикам. И, казалось бы, что все давно рассказано и показано, и невозможно вообразить сферу, до этого неизученную. Но, обобщив часто встречающиеся материалы, легко заметить схожую черту – все они касаются фотосъемок в любое время суток, но только не в ночное, об этом не написано ни строчки. Вопреки убеждениям, что в ночное время ничего не видно и искусство фотосъемки теряет всякую суть, данная статья нацелена в корне изменить эти субъективные представления и показать, что ночная съемка также является интересной, насыщенной яркими красками, полной простора для творчества и фантазии.

Отсутствие естественного освещенияглавная проблема, с которой придется столкнуться фотографу при работе в ночных условиях. В темное время суток фотограф должен уловить мельчайший проблеск, каждый фотон света, собрать в общую картину мельчайшие крупицы. Довольно трудоемкий процесс, но в этом и состоит его занимательность. После работы с ночной съемкой, дневная уж точно покажется проще и, возможно, не такой интересной.

Первый шаг – правильное оборудование

Как и в любом деле, за которое берется мастер, для качественной фотосъемки в первую очередь необходимо правильно подобрать инструмент для работы.

Фотокамера

При выборе модели камеры можно довериться ведущим мировым производителям, например, Nikon D3x/s, Nikon D700, Canon EOS 5D Mark II, Canon EOS 1Ds Mark III и т.п. Такие аппараты могут дать малошумное изображение в сочетании с высокой светочувствительностью (ISO) и долгими выдержками.

Colter Bay, Wyoming, US

Фотообъектив

Лучшая разрешающая способность характерна для линз мировых лидеров фоторынка. Лучшая фокусировка отличает камеры с более светосильной оптикой, соответственно, легче будет добиться нужной компоновки, поскольку яркость красок изображения в видоискателе напрямую зависит от данной характеристики аппарата.

Заметим также, что фото звездного неба со всеми его составляющими качественно лучше выходят с использованием аппаратов, в которых используется широкоугольный объектив. Еще лучше выразить себя фотохудожнику, работающему с астрофотографией, помогут сверхширокоугольные линзы, угол обзора которых достигает 180 градусов.

Для аппаратов Canon лучше использовать объективы Canon EF 14mm f/2.8 L USM, Canon EF 50mm f/1.2 L USM, Canon EF 24mm f/1.4 L II USM или Canon EF 15mm f/2.8 Fisheye. Следует также учитывать, что какая бы оптика не использовалась, главное заключается в мастерстве фотохудожника, его видении и чувстве прекрасного, вдохновении и желании получить отличный результат.

Штатив

Вполне обычный элемент, который не требует особенных качественных характеристик, основное его свойство – устойчивость, которая связана также и с гашением малейших вибраций.

Не помешает и наличие уровня на штативе, чтобы выровнять горизонт, ведь ночью сделать это не так просто. Если к штативу уровень не прилагается, то лучше купить его отдельно. Например, тот, который ставится в башмак фотовспышки.

Фотовспышка

Можно использовать вспышку или даже несколько, чтобы осветить передний план. Но это совсем необязательно, зависит от желания фотографа. Вполне хватит и естественного ночного освещения, которое делает фото настоящим, живым и немного загадочным, как в сказке.

Pentax K10D| Pentax SMC DA 18-55/F3.5-F5.6 AL, 18mm |f/3.5|550 сек.|ISO 400|Tripod

Питание

Ночные работы отличаются своей длительностью. Поэтому качественное оборудование может оказаться совершенно бесполезным, если ему нечем будет питаться. Запас аккумуляторов должен быть всегда, чтобы «мелочь» не испортила весь процесс. Батарейная ручка поможет практически в два раза продлить время работы оборудования. Те аккумуляторы, которые ждут своей очереди, лучше хранить в сухом и теплом месте.

Программируемый спусковой тросик (ПСТ)

В обсуждаемом виде фотосъемки этот нестандартный аксессуар имеет весьма важное значение:

· дает возможность фотографировать без непосредственного контакта с аппаратом, что значительно снизит вибрацию;

· съемка в режиме «bulb»;

· выдержку можно запрограммировать, выставив нужное время экспонирования от секунд до десятков часов;

· возможна также серийная съемка с заданным интервалом – весьма важная функция данного устройства. Также это позволяет сделать из серии снимков видео, на котором будет отчетливо видно движение облаков, смена дня и ночи или движение звездного неба;

· выставление таймера спуска затвора от секунд до сотни часов позволит спокойно отдыхать фотохудожнику, пока фотоаппарат ожидает нужного момента.

Три последние функции ПСТ из вышеперечисленных не могут быть заменены никаким другим устройством.

На заметку

· Выходя на ночную фотоохоту, запаситесь фонариком. Он поможет с пути не сбиться, в случае чего подсветить оборудование и помочь аппарату сфокусироваться на переднем плане.

· Компас в сочетании с картой звездного неба помогут сориентироваться и найти нужные объекты.

· Не помешают развлекающие устройства, такие как телефон, радио, планшет и прочее. Появления некоторых объектов на звездном небе часто приходится ждать часами, но это не должно портить настрой фотографа и, уж тем более, погрузить его в сон.

· Теплые напитки и еда – неотъемлемый компонент, который поможет и силы сохранить долгими ночами, и согреть.

· Ночью всегда холоднее, чем днем. Поэтому будет совсем некстати собрать оборудование и уйти домой в разгар событий только из-за того, что холод пробрал до костей. Необходимо запастись теплой одеждой.

· Следует постоянно осматривать с помощью фонарика аппарат на предмет загрязнения и протирать.

· От мороза и дождя спасет теплый водостойкий чехол для камеры.

· Заранее необходимо уточнить точное время появления на небе тех или иных объектов.

Grovont, Wyoming, US

Условия для фотосъемки

Одним из главных условий является прозрачность звездного неба. На нее влияют:

· Высота над уровнем моря. Чем тоньше слой атмосферы над головой, тем прозрачнее. То есть по мере подъема в гору снимки будут становиться все лучше.

· Близость экватора положительно влияет на прозрачность.

· Время после выпадения осадков: дождь «прибивает» пыль к земле, поэтому хорошо фотографировать сразу после его окончания.

· Наличие искусственного освещения. Фонари или, например, свет из окон снижают прозрачность.

· Даже малозаметные облака нелучшим образом влияют на результат.

· Не стоит забывать и о таком важном источнике света, как Луна. Избегать ее не нужно, ведь это тоже интересный объект для съемки, но если важны детали звездного неба, то лучше работать при молодой Луне или во время ее отсутствия.

Фокусировка

Ночью чаще используют открытые диафрагмы, чтобы «захватить» как можно больше света. Целесообразнее выбирать такие композиции, в которых все планы достаточно удалены от фотообъектива и на шкале фокуса равны бесконечности.

Можно воспользоваться и автофокусом, но для этого необходим источник света вдалеке, которым вполне может выступать Луна или даже горные вершины, покрытые белым снегом, отражающим свет. Что касается фокусировки на ближайшем плане, то подойдет и фонарик. Режим LiveView позволяет увеличивать необходимые участки изображения при фокусировке в десятки раз.

Композиция

Звезды, чаще всего, являются дополнением к таким объектам как горы, реки, леса и т.п., связующим звеном, прекрасным штрихом к общей картине, но никак не основным объектом съемки.

Любимым объектом фотохудожников ночного жанра является Млечный путь. Сам по себе он не особо интересен, а вот в сочетании с домиком на опушке, деревом или силуэтом человека показывает мощь Вселенной и бескрайний простор.

Utah, US.

Правила использования лунного освещения такие же, как и дневного света, просто свет более тонкий и глубокий. Исключением является ситуация, когда Луна находится в своем зените, тогда свет резкий и неприятный, создается ощущение искусственного света от лампы.

Часто в кадр могут попасть так называемые «неопознанные летающие объекты». По всему миру им приписывают фантастический характер, хотя на самом деле они имеют земную природу и представляют собой спутники, самолеты и т.д. Если повезет, можно запечатлеть красивейший хвост пролетающей кометы или трек падающего и сгорающего в атмосфере метеора. Для такого «везения» лучше всего узнать заранее, в какое время года и при каких условиях наблюдаются данные природные явления, с какой периодичностью и в какой части света.

При желании можно воспользоваться атласом звездного неба и сделать те или иные созвездия центром композиции, даже не вовлекая посторонние объекты. Снимки также получатся интересными.

Наметили примерную композицию, затем необходимо посмотреть, как это будет выглядеть через видоискатель фотоаппарата. Перед этим лучше «настроить» глаза – дать им привыкнуть к полнейшей темноте, иначе ничего не увидите через аппарат.

В жанре ночной фотосъемки звезд можно выделить два основных подхода:

1. Фотографирование небесных тел (звездных скоплений, галактик, туманностей и т.д.) как таковых в их статичном варианте, то есть на фотографии будут изображены звезды так, как их видит глаз человека в обычной жизни.

2. Фотосъемка звездных треков – процесс фотографирования на весьма длинных выдержках, в результате чего получается фото движения (траекторий) звезд по склону неба вокруг обоих полюсов Земли.

Для работы с первым вариантом можно познакомиться с таким устройством, как параллактическая монтировка с возможностью гидирования. Она используется для астрофотографии. Одна из осей такой монтировки устанавливается на одной параллели с мировой осью, направленной на Северный полюс Земли.

В первую очередь познакомимся с несложным правилом, называемым правило «600». Суть его в следующем: при делении 600 на фокусное расстояние объектива получается максимальная выдержка, при которой звезды будут выглядеть обычными точками, ни малейших движений не будет заметно.

United States, Colorado

Nikon D300|f/1.8|8 сек.| ISO 1600 |Tripod

Учитывая описанное правило, выставляется по максимуму открытая диафрагма (но так, чтобы качество изображения при этом не страдало), затем подбирается значение светочувствительности.

Остановимся на съемке треков. Как говорилось ранее, для данного вида съемки необходима длинная выдержка (от, как минимум, десяти минут и до нескольких часов). Соответственно, чем дольше выдержка, тем длиннее траектории будут на фото, так как объект успеет пройти большее расстояние. Точное значение времени выдержки и соответствие этого времени длине треков правилам не подчиняется. Тут лучше основываться на собственном опыте, наблюдениях и пробах.

Nikon D7000| NIKKOR 10-24, 10 mm|f/3.5|19800 сек.| ISO/Film 2000|Tripod

Фото: Lincoln Harrison

Выделяют несколько методов такой съемки:

1. «один кадр»

2. серия снимков, которые затем компонуются на компьютере

Выбор метода очень индивидуален. Чтобы точнее определиться, выделим плюсы и минусы этих двух вариантов.

В первом случае («один кадр») недостатками являются:

· наличие цифрового шума, даже на новейших аппаратах (чем дольше выдержка, тем он больше);

· высокий риск возникновения вибрации;

· опасность пересветить или недоэкспонировать фото, так как сложно правильно рассчитать подходящую экспопару света и тени;

· появление с течением времени большого числа помех на линзе (пыль, запотевание и прочее).

Плюсы серийной съемки:

· для кадров с малой выдержкой легче рассчитывать экспопары;

· недоэкспонирование невозможно, как и переосвещение;

· при компоновке кадров просто не берутся испорченные или некачественные;

· длина треков регулируется числом включенных в компоновку («склеивание») кадров;

· возможно получить и статичные снимки, взяв один кадр из серии;

· это отличный вариант для монтажа видеоматериалов, отражающих движение небесных тел.

Отметим, что функция фотоаппарата «Long Exposure Noise Reduction» увеличивает время выдержки в два раза, это следует учитывать при съемке.

Очевидно, что преимущество остается за вторым видом съемки. Остановимся на его особенностях. Формат лучше выбирать RAW и сохранять копии фото в низком качестве, чтобы затем быстро и без труда просматривать варианты сшивки серии кадров. Что касается выдержек, то опять-таки необходимо пользоваться вышеописанным правилом «600». Следующей ступенью будет выставление экспозиционных параметров, то есть ISO и диафрагмы, затем подключение и настройка спускового тросика. Лучше поставить минимальный интервал между кадрами, например, одну секунду. Выставляем также количество фото в серии. Интересно отметить, что при нулевом значении данного параметра, аппарат будет делать снимки до тех пор, пока не использует весь ресурс аккумулятора.

Ориентировка на полюс

Если фотограф желает на выходе иметь треки вращения, то фотокамера следует направить на Полярную звезду в Северном полушарии или же на Сигму Октанту – в Южном. Знания по астрономии лишними не будут точно.

Полярная звезда поможет и в ориентировании на местности. Она всегда в стороне севера, а по тому, насколько высоко она расположена над горизонтом, можно определить широту местонахождения.

Что касается Южного полушария, то тут единственной звездой-ориентиром выступает Сигма Октанта. Но эта звезда непримечательна, ее сложно отличить от других, поэтому для ориентира она подходит с трудом. Чтобы отыскать Южный Полюс, нужно знать расположение Южного Креста.

Программы в помощь

1. В первую очередь отметим простейшую в использовании программу Startrails Version 1.1. Несмотря на незамысловатость, она незаменима. Программа используется для соединения серий фотографий, в результате чего и получаются треки, как описывалось ранее. Единственным недостатком является невзрачный дизайн. Все, что необходимо сделать пользователю - с помощью функции «Open Images» выбрать нужные для компоновки фото (формат должен быть одинаковым), затем нажать «Startrails», и программа все сделает сама. Если какие-то кадры захочется удалить, то это легко проделать, убрав на панели слева соответствующие галочки.

2. Для расчета места и времени рассвета как Солнца, так и Луны будет просто незаменима программа The Photographer"s Ephemeris (TPE) . Программа совместима с разными платформами и имеет довольно привлекательный дизайн.

3. Программы и приложения для смартфонов. Наиболее полезные из них: Star Walk и SkyView (для iOS), Google Sky Map и Celeste SE (для Android). Программа, установленная на смартфоне, поможет легко рассчитать данные по солнечной и лунной активности, учитывая реальное время и местоположение. С помощью GPS легко может быть решен вопрос навигации, конечно, при условии доступности сети. То, что еще совсем недавно казалось фантастикой и вымыслом, сегодня – необходимые инструменты для создания фоторабот.


NIKON D800E | NIKKOR 14-24 f2.8, 14 mm|f/3.5| 6750 сек.| ISO/Film 1600|Tripod

Фото: Lincoln Harrison

В статье упомянута лишь малая часть программ, которые могут значительно облегчить работу фотографа и улучшить качество снимков. Каждый должен индивидуально подбирать необходимые ему функции, которые будут полезны для достижения желаемого результата при том или ином методе съемки.

Возьмите свой снимок с фф сделанный с определенным объективом. Из него совершенно просто можно сделать в фотошопе снимок с кропа просто вырезав центральную часть с коэфф. 1.5, что будет соотвествовать снимку на кропнутую матрицу. Сравните оба снимка в 100% масштабе. Длинна треков будет совершенно одинаковой. Потому, что это та же звезда, тот же размер пикселя и то же фокусное. Но ЭФР будет разное.
— Так никто и не спорит. Но я не говорю о разглядывании 100% кропов, а говорю о реальном использовании реальных объективов людьми. Возьмите два снимка, сделанные на один и тот же объектив, но на 2 разных матрицы (ФФ и кроп 1.5), распечатайте 20х30 и посмотрите на них. Снимок, который сделан на кропнутую тушку, будет иметь в 1,5 раза меньший угол обзора и в 1,5 раза более заметные треки звезд. При прочих равных, разумеется. Именно поэтому, делая снимок на кропнутую камеру с тем же самым фокусным расстоянием, необходимо укоротить выдержку в 1.5 раза . И об этом я говорю в своей заметке. Еще раз, я говорю о том, что при прочих равных и при увеличении кроп-фактора выдержку надо увеличивать .

Кроме того, Вы не учитываете тот фактор, что вместе с кроп-фактором, как Вы верно заметили, разрешение матрицы не уменьшается. К примеру, все современные кропнутые никоны выпускаются с матрицами 24мп (d5300-5300, d7100 и так далее). А что из этого?

Имеем:
2 камеры, кроп 1.5 и 1
1 объектив, 15мм
Делаем два кадра:
iso 800, 30 секунд.
Открываем 100% увеличение того и другого кадра, каждый из которых 24мп .
Что мы увидим?
А увидим мы то, что на кропе треки заметнее.

Я не баран, чтобы из моих 24мп кадров что-то там вырезать и превращать их в 10,5МП, такого в реальности почти никто не делает. Все выжимают из своих матриц то, на что они способны. А Ваш гипотетический пример про вырезанный фрагмент — все верно, только отношения к реальности никакого не имеет. Так Вы дойдете до того, что не надо вообще покупать, скажем, 135мм, а можно все снимать на 10 мм, потом кадрировать, и никакой разницы не будет. Потому что раз на 10 мм треков почти не видно при 30 секундах, то и на 135 их видно не будет. И плевать что если вырезать из 10мм кадра клочок, соответствующий 135мм, получится аж какие-нибудь 0.3 мп. Распечатайте их на стену 100х60 и радуйтесь.

— В основе того, что у Вас получаются на кропе треки длинее с теми же самыми параметрами, что и на фф лежит п. 2. Производители как правило пытаются сохранить в кропнутых камерах то же разрешение, что и на фф.

Да что вы говорите? Правда что ли? Вы только что подтвердили собственную неправоту? Или мне показалось, и Вы просто советуете людям, которые пользуются кропнутыми камерами, уменьшать размер готового снимка чтобы избежать смаза? Или, может быть, стоит печатать их в меньшем размере?
А не лучше ли последовать моему совету, укоротить выдержку и получить более короткие треки?

А для того, чтобы вместить в меньшую матрицу столько же пикселей приходится уменьшать их размер. А меньший пиксель - это больший смаз.
Так а кто спорит-то? Я ему про Фому, он мне про Ерёму! Больше смаз — ну так укорачиваем выдержку и снимаем, какая проблема-то?

Наверное, проблема в том, что я, как человек, делающий картинку, а не занимающийся замером пикселей, ориентируюсь всегда на внешний вид готового кадра, а не на технофетишистов, которым нужны какие-то мифические циферки. Друг, мои советы адресованы фотографам. Тем, кто получает картинку, готовую, цельную, формата 3х2, которая будет распечатана на бумаге, а не будет разглядываться в специальных лабораториях под лупой. И в моем случае эти советы гораздо уместнее, чем теория маленького пикселя, которая актуальна только при разглядывании снимка на 100% увеличении.

Как фотографировать звездное небо

Красивая фотография звездного неба приводит в восторг практически любого, кто ее увидит. Можно ли легко и самостоятельно сделать ночное фото или это удел профессионалов с дорогим и качественным оборудованием? Разбираемся максимально подробно: как фотографировать звездное небо.

1. Выбор места и погоды

Наверно, легко догадаться: небо для съёмки должно быть ясное. Но есть ещё несколько менее очевидных советов. Перед объективом
не должно быть ярко освещенных предметов , таких как фонари, окна домов или квартир. На небе не должно быть луны. Любые сильные источники света на больших выдержках перекроют весь кадр. Проверьте отсутствие бокового света, который так же может дать засветку. Лучше всего, отправится искать фон для съемки далеко за город, на природу. Как снимают звезды в условиях города? Профессионалы делают несколько снимков с разной длиной выдержки, и затем объединяют их с помощью программ-редакторов, таких, как Adobe Photoshop. Фотография «Следы звезд над Столовой горой» Эрика Натана была снята в Кейптауне, Южная Африка, в июне 2014 года. Чтобы получить этот снимок, фотограф сделал 900(!) кадров с 30-секундной выдержкой и сшил их вместе:

> Желательно, чтобы в кадр кроме неба попали другие,
статичные предметы . Это нужно как минимум для повышения художественной ценности снимка, как максимум - для передачи масштаба. Мало интересного смотреть просто на чёрный снимок с белыми точками, не правда ли? Красивый вид можно присмотреть заранее днем, чтобы после половины ночи, проведенной на ногах, не нашлось какой-нибудь мусорный кучи, живописно лежащей по центру кадра.

2. Оборудование


  • Съемка ночного неба производится при больших выдержках, поэтому необходимо закрепить фотоаппарат на штатив, чтобы получить необходимую резкость фотографий. Конечно, в отсутствии штатива можно попробовать подручных средства: положить фотоаппарат на камень или использовать другие неподвижные элементы пейзажа. Важно, чтобы ваша техника совершенно не двигалась во время всего процесса съёмки.

  • Штатив выбираем исходя из того, какие путешествия вам больше по душе. Большой и тяжелый вариант лучше противостоит любым атмосферным колебаниям,это хороший выбор для автопутешественников. Маленький и легкий штатив хуже справляется со своими обязанностями, зато мало весит и не занимает много места в рюкзаке пешего туриста.

  • Для дополнительной стабилизации изображения обычно используется тросик . Это пульт для выставления выдержки и дистанционного спуска затвора. При нажатии кнопки вы так или иначе немного сдвигаете фотоаппарат, что сказывается на качестве фото. Тросик позволяет производить спуск не трогая фототехнику.

  • Желательно иметь в наличии светосильный объектив . Чем меньше значение диафрагмы можно выставить, тем меньше придётся поднимать ISO. Напомню, большие цифры которого дают зернистость не однородной картинку.

  • Так же желательно, чтобы объектив был широкоугольный , для лучшей картинки и более широкого захвата звездного неба.

Млечный путь над обсерваторией Пик Терскол (в центре кадра) недалеко от Эльбруса. Это работа фотографа Евгения Триско «Над световым шумом»:

>

3. Как фотографировать звездное небо

Любые настройки фотоаппарата, описанные в интернете, являются примерными. Это не инструкции, которым надо неукоснительно следовать, а, скорее, отправная точка, с которой надо начинать съемку, последовательно корректируя значения в зависимости от задумки и полученного результата. Разберем очень подробно каждую настройку фотоаппарата для съемки звезд. Фотография «Прогулки по звездной реке» Карена Жао из Китая была снята над Уюни - крупнейшим солончаком в мире, расположенным в Боливии.

>

Режим

Для начала, перевести фотоаппарат в режим “М” для полного контроля над ситуацией. По опыту скажу, что иногда достаточно режима “Т” (выбора выдержки), поскольку диафрагму современная техника и так выставит на минимум.

Диафрагма

Выставляем минимально возможное значение диафрагмы. Да, это уменьшая резкость объектов, например, выбранного природного фона. Но чем меньше будет цифра, тем больше света попадёт на линзы объектива, а значит, снимок будет ярче, удастся поймать больше звезд без повышения ISO. На моем объективе это 2.8.

ISO

Выставляем значение ISO где-то от 400 до 1600. Зависит от многих факторов: длительности выдержки, значения диафрагмы. Стоит попробовать с цифрой 800 и потом подобрать по ходу дела. Выше 1600 ставить не рекомендуется, появится зернистость, которая может испортить даже самый красивый снимок.

Фокусировка

Объектив переводим на ручной режим фокусировки и устанавливаем значение “на бесконечность”.

Выдержка

Выдержка составит в среднем 15-30 секунд. Чем больше число, тем более яркой будет ваша фотография, однако за слишком большое количество секунд звезды успеют поменять свое местоположение на небе, и получатся не точками, а смазанными линиями. Чем больше фокусное расстояние объектива, тем меньше времени есть в запасе. Вычисляется это по следующей формуле. Для полного кадра делим 600 на фокусное расстояние. Для учета кроп-фактора делим результат вычисления еще и на него. Например, у меня фотоаппарат Canon 650d. Для техники Canon кроп-фактор составляет 1,6. Сложно? Есть простая табличка, по которой вы сами можете определить максимальное значение выдержки:



































































Полнокадровый фотоаппарат С учетом кроп-фактора 1,6 (напр., Canon)
Фокусное расстояние Фокусное расстояние Максимальное значение выдержки
15 мм 40 сек 10 мм 38 сек
24 мм 25 сек 11 мм 34 сек
35 мм 17 сек 12 мм 32 сек
50 мм 12 сек 15 мм 25 сек
85 мм 7 сек 16 мм 24 сек
135 мм 4 сек 17 мм 22 сек
200 мм 3 сек 24 мм 15 сек
300 мм 2 сек 35 мм 10 сек
600 мм 1 сек 50 мм 8 сек
Так что оставьте портретный объектив для съемки людей, тех 8 секунд, которые от дает, слишком мало для получения хорошего снимка. Стоит заметить, что приведенные значения являются средними. Конечно, ничего не случится, если вы поставите выдержку чуть больше, чем указанно в таблице. Особенно, если снимку суждено украшать личный блог или Инстаграм. Однако, если планируете когда-нибудь его распечатать в большом формате и повесить над кроватью, то здесь уже смазанная картинка будет заметна. Автор фото не известен:

>

4. Съемка трека

Наверняка вам встречались в сети фотографии, где звезды не похожи на статичные точки, а “нарисованы” линиями. Звезды движутся по небосклону в течение ночи, и подобные снимки наглядно это демонстрируют. Так же логично, что если видимая траекторная небесных тел - это круг (“звезды ходят по кругу”), то где-то должен быть центр этого круга. Для Северного полушария, в котором находится наша страна, центров является Полярная звезда. Для южного - звезда Альфа-Центавра. Как снимать трек? Есть два основных способа.

1. Легкий

Это установить сверхдлинную выдержку, то есть такую, длина которой варьируется от нескольких минут до нескольких часов. Достоинством этого способа является его простота. Пожалуй, это все. Однако такая долгая работа с открытой диафрагмой вредна для объектива. К тому же, чем больше снимается фотография, тем большее влияние на неё оказывают колебания фотоаппарата. В итоге снимок получается пересвеченым и смазанным.

2. Качественный

Второй способ съемки трека более сложный, но выдаёт более качественный результат. Делаем большое количество одинаковых фотографий одного и того же кусочка неба с одним и тем же ракурсом Проще всего сделать это программно с помощью дистанционного пульта. Каждая отдельная фотография делается с настройками, описанными выше для съемки статичных звезд. Промежуток между снимками - примерно 1 секунда. Так мы получаем огромное количество точек, которые затем, с помощью специальных программ, можно соединить в одно фото или красочное видео звездного неба (timelaps). Автор фото: Денис Французов

>

5. Заключение.

Надеюсь, стало немного понятнее, как фотографировать звездное небо. Хотя скорее всего, не стало. Берите полученные знания и вперед, на практику. Именно тогда придет осознание и понимание технологии съемки. Можно предсказать, что первые фотографии не будут удовлетворять всем задумкам, но с каждым новым походом за звездами качество работ будет расти. Учитесь у профессионалов. Напримр, один из самых моих любимых фотографов - это
  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то