Художественные особенности пьесы «На дне» М. Горького

Максим Горький (Алексей Максимович Пешков)

(1868 - 1936)

Пьеса «На дне» (1902)

История создания

  • Замысел пьесы относится к началу 1900 годов. В середине октября 1902 года Максим Горький сообщил К.П. Пятницкому, что им задуман «цикл драм» из четырёх пьес, каждая из которых буде посвящена изображению определённого слоя русского общества. О последней из них в письме сказано: «Ещё одну: босяки. Татарин, еврей, актёр, хозяйка ночлежного дома, воры, сыщик, проститутки. Это будет страшно».
  • К написанию пьесы «На дне» Горький приступил в конце 1901 года. 15 июня 1902 года пьеса была окончена. Название в процессе менялось («Без лица», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни»).
  • Премьера состоялась 31 декабря 1902 года в Московском художественном театре. К.С.Станиславский не только был режиссёром-постановщиком (совместно с Немировичем-Данченко), но и сыграл роль Сатина. Он вспоминал: «Спектакль имел потрясающий успех. Вызывали без конца режиссёров, всех артистов и … самого Горького».
  • Постановка пьесы на сцене русских театров встретила большие препятствия со стороны цензуры. До 1905 года играть «На дне» разрешалось только с большими купюрами и каждый раз с согласия местных властей.
  • Впервые пьеса вышла отдельной книгой в Мюнхене (под заглавием «На дне жизни») в конце 1902 года. В России - в издательстве товарищества «Знание» в Санкт-Петербурге в конце января 1903 года. Спрос на книгу был необыкновенно велик: весь тираж первого петербургского издания в количестве 40000 экземпляров, разошёлся в течение двух недель; к концу 1903 года было продано более 75000 экземпляров - до этого подобным успехом не пользовалось ни одно литературное произведение.

Сюжет и композиция

Экспозиция

Описание обстановки ночлежки Костылева и живущих в ней «бывших людей».

Ночлежка представляет собой «подвал, похожий на пещеру. Потолок - тяжёлые, каменные своды, закопчённые, с обвалившейся штукатуркой».

Помещение как бы поделено на ячейки, в которых ютятся люди, здесь же стоят инструменты.

Обитатели ночлежки - представители социального дна, опустившиеся в силу обстоятельств.

Здесь бывший телеграфист Сатин, алкоголик Актёр, вор Васька Пепел, слесарь Клещ и его больная жена Анна, проститутка Настя, картузник Бубнов, спившийся аристократ Барон, сапожник Алёшка, крючники Татарин и Кривой Зоб. В доме бывают Квашня, торговка пельменями, и полицейский Медведев, дядя Василисы. Их связывают сложные отношения, часто происходят скандалы. Василиса, жена Костылева, любит Ваську и подговаривает его убить своего мужа, чтобы стать единоличной хозяйкой. Васька влюблён в Наталью, сестру Василисы, которую та бьёт из ревности.

Завязка

В разгар скандала в ночлежке появляется странник Лука, весёлый и добрый старик. Лука любит людей, пытается каждого утешить, дать надежду. Анне он предрекает загробное счастье, Актёру рассказывает о бесплатной лечебнице для алкоголиков, Ваське и Наташе советует переехать в Сибирь. Он подобен врачу, который видит, что болезнь неизлечима, и хочет, по крайней мере, избавить от страдания.

Развитие действия

Осознание ночлежниками ужаса своего положения, зарождение надежды под влиянием «благостных» речей Луки, что жизнь станет лучше.

Кульминация

Нарастание напряжённости действия, завершающееся убийством старика Костылева и избиением Наташи.

Развязка

Крушение надежд героев: умирает Анна, кончает жизнь самоубийством Актёр, арестован Пепел.

Тематика и проблематика

Социальная

Правда о жизни социальных низов была показана с такой беспощадностью, которой мировая драматургия не знала. Обитатели «дна» выброшены из жизни по вине общества. Показан трагизм судеб «бывших людей».

Анна: «Не помню, когда я сыта была… Над каждым куском хлеба тряслась… Всю жизнь мою дрожала… Мучилась… как бы больше другого не съесть… Всю жизнь в отрепьях ходила… всю мою несчастную жизнь…»

С лесарь Клещ: «Работы нет… силы нет… Вот - правда! Пристанища, пристанища нету! Издыхать надо… Вот правда!»

В образах «хозяев жизни», содержателя ночлежки Костылева и его жены Василисы, автор подчёркивает их безнравственность.

Философская

В пьесе ставятся проблемы разобщённости людей, проблемы «горькой» правды и «возвышающей» лжи, предназначения человека и смысла жизни.

Пьеса имеет полифонический характер - в ней звучит множество голосов. Философское ядро пьесы образует столкновение двух философских «правд»: Луки и Сатина.

«На дне» - социально-философская драма.

Главные герои

Лука

  • Странник шестидесяти лет, «с палкой в руке, с котомкой за плечами, котелком и чайником у пояса».
  • Прошлое Луки неизвестно, судя по всему, у него проблемы с властями: при появлении полиции он исчезает. Лука поучает, шутит, утешает. Его речь всегда доброжелательна и тяготеет к афористичности: он говорит пословицами.
  • В афоризмах Луки выражается его жизненная философия:

- «Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха - не плоха: все - чёрненькие, все - прыгают…»

- «А все - люди! Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрёшь…»

- «Любить - живых надо… живых…»

- «Надо, девушка, кому-нибудь и добрым быть… жалеть людей надо! Христос-от всех жалел и нам так велел…Я те скажу - вовремя человека пожалеть… хорошо бывает!»

- «Тюрьма - добру не научит, и Сибирь не научит… а человек - научит … да! Человек - может добру научить… очень просто!»

- «Во что веришь, то и есть…»

Герои о Луке

Настя: «Хороший был старичок!.. А вы… не люди… вы - ржавчина!», «Он - всё видел… всё понимал…»

Сатин: «И вообще… для многих был… как мякиш для беззубых…», «Старик - не шарлатан! Что такое правда? Человек - вот правда! Он это понимал… вы - нет! Вы - тупы, как кирпичи… Я - понимаю старика… да! Он врал… но - это из жалости к вам, черт вас возьми!»; «Он - умница!.. Он … подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету…»

Барон: «Как пластырь для надрывов…»; «Старик - шарлатан…»

Клещ: «Он… жалостливый был… У вас вот… жалости нет»; «Правды он … не любил, старик-то… Очень против правды восставал… так и надо! Верно - какая тут правда? И без неё - дышать нечем…»

Татарин: «Старик хорош был… закон душе имел! Кто закон душа имеет - хорош! Кто закон потерял - пропал!..»

Лука разбудил в обитателях ночлежки всё хорошее, что у них было в душе. Но в самый напряжённый момент он исчезает. Поверившие ему люди, лишившись поддержки, погружаются в отчаяние. Актёр после ухода старика повесился.

Сатин

  • Имя героя - Константин - становится известно лишь в третьем акте пьесы. Сатин когда-то работал телеграфистом, был образован, начитан, теперь же он шулер и алкоголик. Несмотря на это, в его речи мелькают слова, значение которых он когда-то знал (органон, сикамбр, макробиотика, Гибралтар, трансцендентальный); он цитирует Пушкина, использует метафорические выражения. Из истории жизни Сатина известно, что он отсидел в тюрьме: «убил подлеца в запальчивости и раздражении… Из-за родной сестры…»
  • Сатин уже ни во что не верит, себя он считает мёртвым:

«Актёр (высовывая голову с печи). Однажды тебя совсем убьют… до смерти…

Сатин. А ты - болван.

Актёр. Почему?

Сатин. Потому что - дважды убить нельзя». (Первый акт)

«Сатин (кричит). Мертвецы - не слышат! Мертвецы не чувствуют… Кричи… реви… мертвецы не слышат!..» (Второй акт)

  • Сатину не чуждо сострадание, к нему относятся с симпатией:

Клещ: «ты умеешь не обижать…»

Барон: «Ты говоришь… как порядочный человек»; «Ты умеешь рассуждать спокойно».

Сатин пытается остановить избиение Наташи, готов идти свидетелем в пользу Пепла по делу убийства Костылева.

  • Именно в монологах Сатина выражается авторская позиция:

«Человек может верить и не верит… это его дело! Человек - свободен… он за всё платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум - человек за всё платит сам, и потому он - свободен!... Всё - в человеке, всё для человека!... Чело-век! Это великолепно! Это звучит … гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!»

Конфликт

Две «правды» в пьесе

Лука

Сатин

Его правда - утешительная ложь.

«Ложь - религия рабов и хозяев… Правда - бог свободного человека!»

Лука считает, что страшная бессмыслица жизни должна вызывать особую жалость к человеку. Если для продолжения жизни человеку нужна ложь, надо ему лгать, его утешать. В противном случае человек не выдержит «правды» и погибнет. По его мнению, человек обязана жить вопреки бессмыслице жизни, ибо он не знает своего будущего, он только странник в мироздании, и даже земля наша в космосе странница.

Сатин предпочитает горькую правду, считает, что лгать нельзя ни себе, ни людям. Сатин не хочет жалеть и утешать человека. Лучше сказать ему всю правду о бессмысленности жизни, чтобы подвигнуть к самоутверждению и бунту против мироздания. Человек, осознав трагедию своего существования, должен не отчаиваться, а, напротив, почувствовать свою ценность. «Человек - это звучит гордо!» «Всё в человеке, всё для человека».

Лука сам не верит тому, что он говорит людям в утешение. Он стремится не к изменению общественных устоев, а к облегчению того креста, который несут простые люди.

Сатин в чём-то приемлет «правду» Луки: он защищает старика перед другими ночлежниками, именно появление Луки провоцирует Сатина на его монолог о Человеке.

В первую очередь, позиция автора выражается неоднозначном, нелинейном развитии сюжетного действия. Сюжет мотивирован динамикой стандартного "конфликтного многоугольника" - отношениями Костылёва, Василисы, Пепла и Наташи. Ключевые события, составляющие сюжетную линию пьесы, происходят за пределами сцены (драка Василисы и Наташи, месть Василисы - опрокидывание кипящего самовара на сестру, убийство Костылева). Автор сознательно уводит все эти события "из фокуса", приглашая зрителя внимательнее присмотреться и, в первую очередь, прислушаться к содержанию многочисленных разговоров и споров ночлежников.

Композиционно сюжетная разобщенность действующих лиц, их отчужденность друг от друга (всякий думает "о своем", переживает за себя) - выражается в организации сценического пространства. Персонажи рассредоточены по разным углам сцены и "замкнуты" в несвязанных, герметичных микропространствах. Общение между ними Горький организует с оглядкой на чеховские принципы композиции. В то же время автору нужно удержать внимание зрителя на смысловых опорах текста. Такой опорой становятся в пьесе лейтмотивы (правда - вера, правда - ложь), организующие движение речевого потока.

Налицо и другие приемы, компенсирующие относительную ослабленность сюжетного действия и углубляющие смысл драмы. Так, Горький ввел в пьесу "рифмующиеся" (т. е. повторяющихся, зеркально отражающихся) эпизоды. Точную смысловую рифму в пьесе составляют притча Луки о праведной земле и эпизод с самоубийством Актера. Оба фрагмента дословно совпадают в финальных строчках: "А после того пошел домой - и удавился..." / "Эй... вы! Иди... идите сюда! <...Там... Актер... удавился!" Подобное композиционное связывание проявляет позицию автора по отношению к результатам "проповеднической" деятельности Луки. Впрочем, как уже говорилось, автор далек от того, чтобы возлагать всю вину за гибель Актера на Луку. С судьбой Актера связан и дважды повторяющийся эпизод, в котором ночлежники поют свою песню - "Солнце всходит и заходит". Актер "испортил" именно эту песню - в заключительном действии в ней так и не были спеты строчки "Мне и хочется на волю.../ Цепь порвать я не могу".

Таким же образом зеркально повторяются два диалога Насти и Барона, симметрично расположенных относительно друг друга. В самом начале пьесы Настя защищается от скептических замечаний Барона: его отношение к рассказам Насти о "роковой любви" и Гастоне формулируется поговоркой "Не любо - не слушай, а врать не мешай". После ухода Луки Настя и Барон как бы меняются ролями: все рассказы Барона о "богатстве... сотнях крепостных... лошадях... поварах... каретах с гербами" сопровождаются одной и той же репликой Насти: "Не было!"

"Рифмующиеся" эпизоды не несут новой информации о персонажах, но связывают разрозненные фрагменты действия, придавая ему смысловое единство и целостность. Той же цели служат и еще более тонкие приемы композиционной "аранжировки", как, например, система литературных и театральных аллюзий.

В одном из ранних эпизодов Актер упоминает "хорошую пьесу", имея в виду трагедию Шекспира "Гамлет", цитата из которой ("Офелия! О... помяни меня в своих молитвах!..") уже в первом действии предсказывает его собственную трагическую судьбу. Его последние слова перед самоубийством, обращенные к Татарину, таковы: "Помолись за меня". Кроме "Гамлета" Актер несколько раз цитирует "Короля Лира" ("Сюда, мой верный Кент..."). Лиру приписана и важная для Актера фраза "Я на пути к возрождению". Любимым стихотворением Актера было стихотворение Беранже, в контексте пьесы получившее значение философской декларации: "Честь безумцу, который навеет/ Человечеству сон золотой". Наряду с цитатами из западной классики в речи Актера неожиданно проскальзывает пушкинская строчка: "Наши сети притащили мертвеца" (из стихотворения "Утопленник"). Эти слова словно напоминают о погибельной судьбе, неизбежности смерти. Таким образом, сюжетный путь Актера задан уже в самом начале произведения теми художественными средствами, определяющими его профессию - "чужим" словом, сценической цитатой.

Важным средством смыслового углубления драматургического действия оказывается звучащая речь. Примером тому невероятно густая на фоне литературной традиции афористичность. Вот лишь несколько примеров из настоящего водопада афоризмов и поговорок: "Такое житье, что как поутру встал, так и за вытье"; "Жди от волка толка"; "Когда труд - обязанность, жизнь - рабство!"; "Ни одна блоха не плоха: все черненькие, все - прыгают"; "Старику где тепло, там и родина"; "Все хотят порядка, да разума нехватка".

Афористические суждения приобретают особую значимость в диалогах главных "идеологов" пьесы - Луки и Бубнова, чьи позиции очерчены наиболее ярко. Философский спор, в котором каждый из героев пьесы занимает свою позицию, поддерживается общей народной мудростью, сосредоточенной в пословицах и поговорках. Хотя в этой мудрости есть и определенное лукавство. В этом отношении интересно, что центральный монолог Сатина, весьма насыщенный "чеканными" формулировками, преднамеренно испещрен многоточиями, говорящими о том, как трудно в сознании Сатина рождаются самые важные слова в его жизни.

Мы подготовили для вас цикл уроков под общим названием «Навигатор». Они помогут вам лучше понять произведения русской литературы и сориентироваться в материалах, посвящённых этому произведению и размещённых в открытом доступе в интернете.

Предлагаю поговорить о драме Горького «На дне».

Пьеса Максима Горького «На дне» (читайте текст ) была написана в самом начале ХХ века. Это время острых социальных противоречий, споров, поисков новых путей развития общества. Далёкие от нас явления и предметы станут понятнее, если заглянуть в , а в разделе вы найдёте информацию об отражённой в произведении эпохе.

В центре пьесы - спор о человеке , велик он или ничтожен, а также полемика о правде и лжи: способен ли человек выдержать правду. Параллельно поднимается множество вопросов: о смысле жизни перед лицом смерти, о призвании, бремени труда, о мечте.

Драма «На дне» вызвала неоднозначные оценки критики, и до сих пор произведение Горького остается предметом изучения. Горький не дает однозначного ответа на вопросы. Вы можете попробовать самостоятельно поразмышлять над ними, если заглянете в раздел .

Сюжет в произведении несколько ослаблен, но это не означает, что он отсутствует. В пьесе происходят весьма драматичные события, но двигателем является не внешнее действие, а попытки героев найти правду.

Композиция пьесы строится вокруг двух конфликтов. На поверхности - конфликт любовный . Его завязкой становится появление хозяина ночлежки Костылёва, ревнующего свою жену Василису к Ваське Пеплу. Кульминация остаётся за сценой: мы узнаём, что Василиса из ревности облила кипятком свою сестру Наташу, которая нравилась Пеплу. Развязка - Васька Пепел убивает Костылёва. Однако не этот любовный четырёхугольник движет пьесу.

Гораздо более важным оказывается второй, глубинный конфликт - социально-философский . В общем виде его развитие можно представить так: в ночлежке (крайне дешёвой гостинице для бедных) персонажи спорят о правде и смысле жизни. Неожиданно в ночлежку приходит человек - его появление и есть завязка философского конфликта. Своими словами странник внушает всем обитателям надежду на лучшее. Начинаются ожесточенные споры о правде и человеке, которые в итоге становятся кульминацией. А развязкой является самоубийство героя по прозвищу Актёр: он не смог жить без спасительного утешения. Кто участвует в этом конфликте? Давайте посмотрим.

Странника, утешающего обитателей ночлежки, зовут Лука . В его имени можно увидеть намёк на лукавство, а также отсылку к евангелисту Луке. Для Горького, который был врагом христианства, это имя - проявление скептического отношения к персонажу.

Среди обитателей ночлежки выделяется независимый Сатин - он привык говорить людям правду, презирает свою убогую жизнь, но не готов заниматься работой, которая ему не по душе. Он ценит свою свободу и видит в человеке масштаб и великое предназначение. Именно ему принадлежит знаменитая фраза: «Человек… это звучит гордо!».

Бубнов - жестокий циник, не верящий ни во что хорошее в человеке. С точки зрения Бубнова, на дне жизни обнажается истинная человеческая суть: стирается наслоение цивилизации и остаются лишь животные проявления. В таком случае, по словам Бубнова, есть только одна возможность - пребывать в пассивности и опускаться, потому что всё равно «все люди на земле - лишние».

Однако в пьесе много других значимых персонажей, у каждого своя предыстория и своя судьба в ночлежке. Вспомнить героев вы можете с помощью .

Перед нами социально-философская драма - пьеса с современной бытовой тематикой и акцентом на общечеловеческих проблемах. В пьесе «На дне» изображена жизнь людей, находящихся в самом низу социальной лестницы. Но именно этим опустившимся людям автор доверяет размышления ни много ни мало - о предназначении человека.

Проблематика пьесы поддерживается художественными приёмами, среди которых так называемый «диалог глухих»: герои говорят из разных углов, и реплики зачатую не связаны между собой. Это подчеркивает разобщённость героев, одиночество человека перед глобальными вопросами.

Отметим также зеркальное отражение эпизодов друг в друге. Например, притча Луки о праведной земле и эпизод с самоубийством Актера. Оба фрагмента дословно совпадают в финальных строчках: «А после того пошел домой — и удавился...» — «Эй... вы! Иди... идите сюда!... Там. Актер... удавился!» Это усиливает горько-ироничную, скептическую интонацию пьесы.

Анализ пьесы М. Горького "На дне"

Во всех пьесах М.Горького громко звучал важный мотив - пассивный гуманизм, обращенный лишь к таким чувствам, как жалость и сострадание, и противопоставле­ние ему гуманизма активного, возбуждающего в людях стремление к протесту, сопротивлению, борьбе. Этот мотив составил главное содержание пьесы, созданной Горьким в 1902 году и сразу вызвавшей бурные дискуссии, а затем породившей за несколько десятилетий такую огромную критическую литературу, какую немногие из драматичес­ких шедевров породили за несколько веков. Речь идет о философской драме «На дне».

Пьесы Горького - это социальные драмы, в которых обычна проблематика и необычны герои. У автора нет главных и второстепенных героев. В сюжете пьес главное - не столкновение людей в каких-то жизненных ситуациях, а столкновение жизненных позиций и взглядов этих людей. Это - социально-философские драмы. Все в пьесе подчи­нено философскому конфликту, столкновению различных жизненных позиций. И именно поэтому напряженный диалог, часто спор - вот главное в произведении драма­турга. Монологи в пьесе редки и являются завершением определенного этапа спора героев, выводом, даже автор­ской декларацией (например, монолог Сатина). Спорящие стороны стремятся убедить друг друга - и речь каждого из героев ярка, богата афоризмами.

Развитие действия пьесы «На дне» течет по несколь­ким параллельным руслам, почти независимым друг от друга. В особый сюжетный узел завязываются отношения хозяина ночлежки Костылева, его жены Василисы, ее се­стры Наташи и вора Пепла, - на этом жизненном мате­риале можно было бы создать отдельную социально-быто­вую драму. Отдельно развивается сюжетная линия, связанная с отношениями потерявшего работу и опустив­шегося «на дно» слесаря Клеща и его умирающей жены Анны. Отдельные сюжетные узлы образуются из отноше­ний Барона и Насти, Медведева и Квашни, из судеб Актера, Бубнова, Алешки и других. Может показаться, что Горький дал лишь сумму примеров из жизни обитателей «дна» и что, по существу, ничего не изменилось бы, если бы этих примеров было больше или меньше.

Кажется даже, что он сознательно добивался разорван­ности действия, деля то и дело сцену на несколько участ­ков, каждый из которых населен своими персонажами и живет своей особой жизнью. При этом возникает интерес­ный многоголосый диалог: реплики, звучащие на одном из участков сцены, как бы случайно перекликаются с репли­ками, звучащими на другом, приобретая неожиданный эффект. В одном углу сцены Пепел уверяет Наташу, что никого и ничего не боится, а в другом - латающий картуз Бубнов говорит протяжно: «А ниточки-то гнилые...» И это звучит как злая ирония по адресу Пепла. В одном углу спившийся Актер пытается и не может продекламировать любимое стихотворение, а в другом Бубнов, играющий в шашки с городовым Медведевым, злорадно говорит ему: «Пропала твоя дамка...» И опять-таки кажется, что это обращено не только к Медведеву, но и к Актеру, что речь идет не только о судьбе партии в шашки, но и о судьбе человека.

Такое сквозное действие носит сложный характер в этой пьесе. Чтобы понять его, надо разобраться в том, какую роль играет здесь Лука. Этот странствующий пропо­ведник всех утешает, всем обещает избавление от страда­ний, всем говорит: «Ты - надейся!», «Ты - верь!» Лука - незаурядная личность: умен, у него громадный опыт и острый интерес к людям. Вся философия Луки сжата в одном его изречении: «Во что веришь, то и есть». Он уверен, что правдой никогда и никакую душу не вылечишь, да и ничем не вылечишь, а можно лишь смягчить боль утешительной ложью. Он при этом искренне жалеет людей и искренне хочет им помочь.

Из столкновений подобного рода и образуется сквоз­ное действие пьесы. Ради него Горькому и понадобились как бы параллельно развивающиеся судьбы разных людей. Это - люди разной жизнеспособности, разной сопротив­ляемости, разной способности верить в человека. То, что проповедь Луки, ее реальная ценность «проверяется» на столь разных людях, делает эту проверку особенно убеди­тельной.

Лука говорит умирающей Анне, не знавшей при жизни покоя: «Ты - с радостью помирай, без тревоги...» А в Анне, напротив, усиливается желание жить: «... еще немножко... пожить бы... немножко! Коли там муки не будет... здесь можно потерпеть... можно!» Это - первое поражение Луки. Он рассказывает Наташе притчу о «праведной земле», чтобы убедить ее в пагубности правды и в спасительности обмана. А Наташа делает совсем другой, прямо противопо­ложный вывод о герое этой притчи, покончившем с собой: «Не стерпел обмана». И эти слова бросают свет на трагедию Актера, поверившего утешениям Луки и не сумевшего вынести горького разочарования.

Краткие диалоги старика с его «подопечными», пере­плетаясь между собой, сообщают пьесе напряженное внут­реннее движение: растут призрачные надежды несчастных. А когда начинается крушение иллюзий, Лука незаметно исчезает.

Самое большое поражение терпит Лука от Сатина. В последнем акте, когда Луки уже нет в ночлежке и все спорят о том, кто он такой и чего, собственно, добивается, усиливается беспокойство босяков: как, чем жить? Барон выражает общее состояние. Сознавшись, что он раньше «никогда и ничего не понимал», жил «как во сне», он раздумчиво замечает: «... ведь зачем-нибудь я родился...» Люди начинают слушать друг друга. Сатин сначала защи­щает Луку, отрицая, что тот - сознательный обманщик, шарлатан. Но эта защита быстро превращается в наступле­ние - наступление на ложную философию Луки. Сатин говорит: «Он врал... но - это из жалости к вам... Есть ложь утешительная, ложь примиряющая... Я - знаю ложь! Кто слаб душой... и кто живет чужими соками, - тем ложь нужна... Одних она поддерживает, другие - прикрываются ею... А кто - сам себе хозяин... кто независим и не жрет чужого - зачем ему ложь? Ложь - религия рабов и хозяев... Правда - бог свободного человека!» Ложь как «религию хозяев» воплощает в себе хозяин ночлежки Костылев. Лука воплощает в себе ложь как «религию рабов», выражающую их слабость и придавленность, их неспособность бороться, склонность к терпению, к примирению.

Сатин делает вывод: «Все - в человеке, все - для человека! Существует только человек, все же остальное - дело его рук и его мозга». И хотя для Сатина его сожители были и останутся «тупы, как кирпичи», а он сам дальше этих слов тоже не пойдет, впервые в ночлежке раздается серьезная речь, ощущается боль из-за погибшей жизни. Приход Бубнова усиливает это впечатление. «Где народ?» - восклицает он и предлагает «петь... всю ночь», отрыдать свою бесславную судьбу. Вот почему Сатин от­кликается на известие о самоубийстве Актера резкими словами: «Эх... испортил песню... дурак!» Эта реплика имеет и другой акцент. Уход из жизни Актера - снова шаг человека, не выдержавшего правды.

Каждый из последних трех актов «На дне» кончается чьей-нибудь смертью. В финале II действия Сатин кричит: «Мертвецы не слышат!» Движение драмы сопряжено с пробуждением «живых трупов», их слуха, эмоций. Именно здесь заключен главный гуманный, нравственный смысл пьесы, хотя она и заканчивается трагически.

Проблема гуманизма сложна тем, что ее нельзя решить раз и навсегда. Каждая новая эпоха и каждый сдвиг в истории заставляют ставить и решать ее заново. Вот почему могут возникать снова и снова споры о «мягкости» Луки и грубости Сатина.

Многозначность горьковской пьесы привела к разным театральным ее постановкам. Самым ярким было первое сценическое воплощение драмы (1902) Художественным театром, режиссерами К.С. Станиславским, В.И. Немиро­вичем-Данченко, при непосредственном участии М.Горь­кого. Станиславский позже писал, что всех покорил «свое­образный романтизм, с одной стороны граничащий с театральностью, а с другой - с проповедью».

В 60-е годы «Современник» под руководством О.Еф­ремова как бы вступил в полемику с классической трактов­кой «На дне». На первый план была выведена фигура Луки. Его утешительные речи поданы как выражение заботы о человеке, а Сатина одергивали за «грубость». Духовные порывы героев оказывались пригашенными, а атмосфера действия - приземленной.

Споры о пьесе вызваны разным восприятием драма­тургии Горького. В пьесе «На дне» нет предмета спора, столкновений. Отсутствует и непосредственная взаимооценка героев: их отношения сложились давно, до начала пьесы. Поэтому подлинный смысл поведения Луки откры­вается не сразу. Рядом с озлобленными репликами обита­телей ночлежки его «благостные» речи звучат контрастно, человечно. Отсюда и рождается стремление «гуманизировать» этот образ.

М.Горький психологически выразительно воплотил перспективную концепцию человека. Писатель раскрыл в нешаблонном материале острые философско-нравственные конфликты своего времени, их поступательное разви­тие. Для него было важно пробудить личность, ее способ­ность к размышлению, постижению сущности.

Пьеса «На дне» (1902)

Вначале пьеса имела название «На дне
жизни», потом уже Горький оставил название
«На дне». Второе название имеет более емкое
значение, заставляет работать воображение читателя и зрителя.
В пьесе Горьким решаются очень серьезные вопросы нашего бытия.
Что человеку нужно? Какой он должен делать выбор? И вообще,
кто такой человек?
Конфликт. Каждое драматическое произведение имеет два уровня
конфликта: один лежит на поверхности, он выражается в противостоянии
конкретных персонажей, а другой - внутренний, чаще всего
философский, звучащий как вопрос: «Кто виноват в том, что люди
так несчастны?» Пьеса Горького тоже имеет два уровня конфликта:
1) социальный решается конкретно: общество виновато в том, что
люди, живущие в ночлежке, несчастны;
2) философский, решаемый на уровне вопроса: «Что важнее для
человека-ложь или правда?»
Горький не был религиозен, поэтому вопрос о человеке он решает
вне сферы Бога, и речь пойдёт только о человеке. Но на него в
пьесе имеются три точки зрения: Луки, Сатина и Бубнова.
Посмотрим, что это за точки зрения.
Лука верит в человека, любого, для него все хороши, и «черненькие,
и беленькие». Он верит в свои собственные силы, берет на себя
задачу изменить судьбу людей и, естественно, терпит неудачу. Актер
расплачивается за то, что поверил в силу слов Луки. Но помочь
может только Провидение, высшая сила. Уместно здесь вспомнить
слова М. Цветаевой: «Дать можно только богатому, а помочь можно
только сильному». На первый взгляд, это парадоксальное утверждение,
но если вспомнить, что Лука хотел помочь слабым людям и
потерпел фиаско, то это действительно так.
Сатин верует в человека, но не в человека обычного, слабого
и маленького, как Лука, он верит в человечество («Человек - это звучит
гордо, все - для человека»), но при этом груб и равнодушен к жизни
людей. Правда, он никого не обижает, но и... не помогает. Своей
репликой на самоубийство Актера: «Эх испортил песню... Дурак»
он подтверждает свое равнодушие к человеку.
Третью точку зрения на человека выражает Бубнов. Но у него,
пожалуй, нет никакой позиции, потому что он циничен, а цинизм не
не имеет ни убеждений, ни аргументации.
Спор о человеке в пьесе идет, в основном, между Лукой и Сатиным,
хотя они и не вступают в прямую полемику. Как разрешается спор? -
Да никак. Верного ответа нет и быть не может.
Особенности построения пьесы. Пьеса Горького в своем построении
не следует законам драматического произведения, где должны
быть экспозиция, завязка, кульминация, развязка.
Где завязка в пьесе? - Может быть, приход Луки, ведь именно с его
появлением происходят главные события в пьесе. Однако он, главный
персонаж, отсутствует в споре с Сатиным о человеке, «спор»
происходит без него. Да и исчезает Лука в самый острый кульминационный
момент - в сцене убийства хозяина ночлежки Костылева.
А где развязка? Смерть Актера? А может быть, острожная песня,
которая «вырывается из надорванной груди Сатина и летит на простор»?
В общем, сложное построение, серьезные вопросы, решаемые на
уровне сознания ночлежников, бывших баронов, телеграфистов,
слесарей, проституток...
I акт
Перед началом действия автором дается обширная ремарка, в которой
подробно описывается ночлежка, место пребывания «бывших».
Первые же реплики персонажей вводят читателей и зрителей в атмосферу
больную, раздраженную, страшную по своей сути. Кто населяет
«дно»? - Бывшие. Все они когда-то в недалеком прошлом
кем-то были, а теперь вынуждены жить в подвале. Реплики ночлежников
выдают людей усталых, замученных жизнью. Анна, жена Клеща,
тяжело больна, она умирает, но это не может повлиять на ее мужа
(Клеща), человека злобного и неприятного. Бубнов роняет свою равнодушную
реплику в ответ на слова Анны: «Шум - смерти не помеха
». Просыпается Сатин со словами: «Кто бил меня вчера?» Эти реплики
можно множить, и вся сцена - это картина жизни «бывших», людей
«дна».
Люди устали от всего. Прежде всего от своего состояния. Они
живут вместе, но никто из них не хочет так жить, однако не знает, как
изменить свою судьбу. А самое главное - ни у кого не возникает мысли
о том, почему им так плохо. Ссоры и оскорбления, грубые реплики
в сторону больной Анны слушать очень тяжело. «Но ко всему-то подлец-
человек привыкает!»
Лука появляется в тот момент, когда Бубнов, Пепел и Клещ ведут
разговор о совести, совесть - категория высокая, духовная. У Луки
совсем другой взгляд на мир. Он странник, он пришел из другого
мира, и по своей воле хочет помочь всем. Надо сказать, что к нему
потянулись все, кто хотел изменить свою жизнь. Философия Луки
угадывалась уже в первых репликах: «Мне все равно! Я и жуликов
уважаю, по-моему, ни одна блоха- не плоха: все - черненькие, все -
прыгают, так-то». От Луки исходила энергия тепла и доброты, не удивительно,
что все к нему потянулись.
II акт
Во втором акте Лука всех утешает. Анне он говорит о терпении, о
том, что после смерти наступит другая жизнь, а в этой надо терпеть.
На фоне карточной игры Актер говорит о своей душе: «Пропил я душу».
От всех ночлежников Актер отличается тонкой душевной организацией,
он постоянно вспоминает о прекрасноЛука сообщает ему о том,
что есть бесплатные лечебницы, где лечат алкоголиков.
Пеплу он рассказывает о Сибири. Пепел, хоть и вор, но обладает
внутренней силой. Он мечтает жениться на Наташе, уйти из-под власти
Василисы, жены Костылева, подбивающей его на убийство мужа.
Лука невольно заставляет Пепла поверить в лучшую жизнь. Насте
Лука советует верить в настоящую любовь. Словом, для каждого
у Луки нашлось что сказать.
III акт
Раскрытие жизненной философии Луки. Он говорит: «...жалеть
людей надо! Христос-то всех жалел и нам так велел...». Ночлежники,
задыхающиеся в атмосфере бездушия и жестокости, безусловно,
нуждались в утешении. Заходит важный разговор о лжи и правде.-
Что для человека важнее?
Лука рассказывает притчу о праведной земле. Человек верил
в существование праведной земли, но ученый знал о том, что на карте
ее не существует. Ученый разрушил веру человека в праведную землю,
тот не выдержал этой правды и повесился.
В самый разгар потасовки, когда происходит убийство Костылева,
Лука исчезает.
Это кульминационный момент, при котором главный герой не
присутствует.
IV акт
В предыдущих актах Лука постоянно пытался передать ночлежникам
иное представление о жизни, пытался изменить их отношение
к себе. И что же? В конце пьесы, после убийства Костылева, выясняется
страшная вещь: Пепел попадет в Сибирь, но только на каторгу,
Настя так и останется проституткой, у Барона жизнь будет такой же,
а Актер - повесился. Виноват ли Лука?
Сатин в этом акте выполняет двойную роль. Он выступает и защитником,
и оппонентом Луки: «Старик - не шарлатан! Что такое
правда? Человек - вот правда! Это он понимал... вы - нет! Вы - тупы,
как кирпичи... Я понимаю старика... да! Он врал... но - это из жалости
к вам, черт вас возьми! Есть много людей, которые лгут из жалости
к ближнему...»
Но лгал ли Лука, как утверждает Сатин? Кого он обманул? - Актера,
который потом повесился? Но Лука говорил правду, в то время
действительно существовали лечебницы для лечения алкоголиков.
Настю? - Кто возразит, что нет настоящей любви? - Надо только
верить и стремиться к ней.
Пепла? - Он тоже не обманывал, когда советовал ему уезжать
с Наташей в Сибирь.
Анну? Но ведь ее страдания действительно прекратятся после ее
смерти. Лука не врал, просто люди, которым он все это говорил, были
слишком слабыми и не могли реализовать свою мечту. Слова Луки
упали не на плодородную почву.
Сатин произносит свой знаменитый монолог о гордом человеке.
Но почему Горький отдал эти слова Сатину, пьянице и карточному
шулеру?-Больше некому...
«Я знаю ложь! Кто слаб душой... и кто живет чужими соками,-тем
ложь нужна... одних она поддерживает, другие прикрываются ею...
Ложь - религия рабов и хозяев... Правда - бог свободного человека!»
А дальше он выступает оппонентом Луки: «Все - в человеке, все -
для человека! Существует только человек, все же остальное - дело
его рук и его мозга! Че-ло-век! Это - великолепно! Это звучит гордо!
Че-ло-век! Надо уважать человека. Не жалеть... не унижать его жалостью...
уважать надо!»
Горький называл себя «человекопоклонником», он был гуманистом,
то есть, верующим не в Бога, а в идеального человека.
В статье Иннокентия Анненского «Драма "На дне" есть строки,
которые объясняют, почему именно так оканчивается пьеса: «Слушаю
я Горького-Сатина и говорю себе: да, все это и в самом деле
звучит великолепно. Идея одного человека, вместившего в себя всех,
человека-бога... очень красива. Но отчего же, скажите, сейчас из этих
самых волн перегара, из клеток надорванных грудей полетит и взовьется
куда-то выше, на сверхчеловеческий простор дикая острожная
песня? Ох, гляди, Сатин-Горький, не страшно ли будет человеку-то,
а, главное, не безмерно ли скучно ему будет сознавать, что он - все,
и что все для него и только для него?»
{По И. Грачевой)
  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то