Готовимся к ГИА «СПП с несколькими придаточными. Спп с несколькими придаточными и знаки препинания в них Задания по теме спп с несколькими придаточными

Гречишникова Марина Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ № 2» п.г.т. Уренгой

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Виды подчинения.

Подготовка к ГИА. Задание В8.

Цель – систематизировать знания учащихся по теме, совершенствовать навыки работы с тестами и текстами в рамках подготовки к ГИА

Задачи урока:

Образовательные

  • совершенствовать умения различать виды подчинения в сложноподчиненном предложении;
  • познакомить с творчеством Юрия Афанасьева.

Развивающие

  • развивать синтаксические навыки;
  • развивать навыки работы с текстом;
  • развивать навыки работы с тестами (задания А1 – В9).

Воспитательные

  • воспитывать любовь к родному краю, уважительное отношение к культуре народов Севера, населяющих Ямал;
  • воспитывать думающего читателя на произведениях писателей Ямала.

Оборудование урока:

  • компьютер;
  • интерактивная доска;
  • учебник;
  • тетради;
  • раздаточный материал (тесты, тексты).

Ход урока

  1. Языковая разминка
  1. Прочитайте текст – отрывок из рассказа-были Юрия Афанасьева «Две ели» (тексты распечатать для каждого учащегося или спроецировать на доску).

1.Из-за шторма буксир отстаивался в заводи. 2. Время торопило. 3. Почти неделю Едук с Оксаной добирались протоками до поселка на калданке. 4. Почти неделю - это по времени. 5. А по жизни для Едука было одно мгновение. 6. За эти дни он узнал о мире так много, как мог бы не узнать самый древний старик. 7. Мир, оказывается, очень большой, беспокойный. 8. Как звери в тайге, всякие люди его населяют. 9. Забот у всех много. 10. Но самым невероятным было для Едука услышать, что есть земли, где люди круглый год почти без одежды ходят. 11. Подумать только, представить себя в Заполярье без одежды пусть даже не зимой, хоть летом (?!). 12. Однако и Оксане не верить он не мог. 13. Их отношения были так близки, ее глаза так глубоко понимали его, что он боялся своих плохих мыслей. 14. «А что? - подумал Едук. - Почему не породниться, своим человеком быть в теплом, сытном поселке?»

15. И вот поселок неожиданно появился из-за талого мыса. 16. Рассыпанные по увалу домики на склоне сгрудились, как цыплята. 17. Среди них глухаркой возвышалась церковь, красновато отсвечивая лиственничными бревнами.18. А дальше за поселком гребешком торчали остроконечные ели. 19. Голову кружил чуть уловимый запах теплого хлеба. 20. Этот запах Едук смог бы отличить с большого расстояния. 21. Его ни с чем не спутаешь...

  1. Найдите в тексте диалектные слова, замените их стилистически нейтральными синонимами.

Калданка (в пр. 3) – лодка

Увал (в пр. 16) – возвышенность, косогор

  1. Во 2 абзаце найдите сравнения. Запишите номера предложений со сравнениями.

16 – как цыплята

17 – глухаркой (форма творительного падежа)

18 – гребешком (форма творительного падежа)

  1. Выпишите номер предложения с вводным словом.
  1. Выпишите грамматические основы из предложений 7, 12, 20

7 – мир большой , беспокойный

12 – он не мог не верить

20 – Едук смог бы отличить

  1. Определите вид подчинительной связи в словосочетании «звери в тайге» (предложение 8). Замените это словосочетание синонимичным с подчинительной связью согласование.

Связь – управление; таёжные звери

  1. Определите вид подчинительной связи в словосочетании «беспокойный мир» (предложение 7). Замените это словосочетание синонимичным с подчинительной связью управление.

Согласование; мир без покоя

  1. Выпишите номера сложноподчиненных предложений.

6, 10, 13

  1. Актуализация знаний

Выпишите из текста предложение 10.

Но самым невероятным было для Едука услышать, что есть земли, где люди круглый год почти без одежды ходят.

Постройте схему этого предложения: [ === ], (что === ____), (где ____ ===).

Определите вид подчинения (последовательное).

Какие виды подчинения в сложноподчиненном предложении вы знаете? (Памятка, Приложение 1).

Приведите примеры.

  1. Закрепление
  1. Определите вид подчинения. Заполните таблицу (Приложение 2). Устно прокомментируйте ответ. Таблицы с примерами предложений распечатать для каждого учащегося. Выпускники заполняют только 2 столбик.

Предложение

Вид подчинения

Важнейшим героем в мифологии ханты является медведь , который считается прародителем

Последовательное (главное → придаточное определительное → придаточное следствия)

не приводят , что только скрупулёзная работа позволит ему выйти прийти

Однородное (главное → придаточное изъяснительное, придаточное изъяснительное)

Если обратиться

Параллельное, или неоднородное (придаточное условия → главное → придаточное изъяснительное)

придётся преодолеть множество препятствий,

Параллельное, или неоднородное (придаточное цели → главное → придаточное определительное)

Задача поддержания традиций осложняется тем, что многие русскоговорящие молодые учить родной язык, предпочитают

Последовательное (главное → придаточное изъяснительное → придаточное определительное)

роль фигурирует в легендах.

Последовательное (главное → придаточное изъяснительное → придаточное уступки)

За права народа, который обращается поэтом , который взывает

Параллельное, или неоднородное (придаточное определительное → главное → придаточное определительное). В этом предложении придаточные части относятся к разным словам в главном предложении.

Писатель нередко прибегает к приёму «обращения к прошлому», чтобы понудить

Однородное (главное → придаточное цели, придаточное цели).

  1. Выполните сжатие текста. Из предложений 6-8 (отрывок из рассказа «Две ели») составьте 1 сложноподчиненное с однородным подчинением придаточных.

Как называется этот способ сжатия текста? (Упрощение – слияние нескольких предложений в одно).

  1. Среди данных ниже предложений найдите СПП с последовательным подчинением придаточных:

1. Не разбирая дороги, он бежал в лесотундру, бежал навстречу Уралу. 2. Бежал до изнеможения. 3. Он боялся остановиться. 4.Он чувствовал, что, если остановится, его изнутри разорвет. 5. Сердце не выдержит. 6. И он бежал, бежал по бездорожью, выплескивая из себя горечь и обиду.

Ответ: 4

  1. Используя текст рассказа-были Ю. Афанасьева «Две ели», продолжите предложения так, чтобы получились СПП с разными видами подчинения:

Последовательное : Не могу сказать, сколько лет этим елям….. (которые растут на берегу Оби).

Однородное : Сблизило нас одиночество или ожидание утра, когда проснется поселок с рыбацким потом, мычаньем коров, дыханием свежего ветра,…. (когда кулик-бекас деревянной шаманской трелью оповестит начатый день.

Параллельное (неоднородное) : Когда староста улыбается, кажется, …. (что он тебя, как маленькую рыбешку, готов проглотить).

  1. Тестирование. Часть В8. Презентация (лучше проводить занятие с мобильным компьютерным классом, чтобы каждый выпускник смог самостоятельно поработать с тестами. Если такой возможности нет, задания можно распечатать для каждого ученика).

1. Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1) Многие ехали не осваивать Север и жить на Ямале, а зарабатывать. (2) Не отсюда ли пошло: отработал 15 лет, отдал «все силы» дикому Северу - верните меня на место, дайте мне все. (3) И давали, и целовались на прощание, а «молчащие» все больше отбрасывались в темноту, как будто заранее были приговорены: из местных кадры не вырастить. (4) Во втором и третьем поколениях детям раскулаченных не выдавали паспорта.

(5) «Третий удар Ямал получил с началом освоения нефти и газа. (6) Сейчас и сами организаторы не знают, для чего понастроили города, что делать с населением».

2. Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным (неоднородным) подчинением. Напишите номер этого предложения.

(1) С закрытием навигации практически ставить сети на Оби запрещено. (2) Но ежегодно сети ставятся, и рыбоинспектору с пешней невозможно все их изъять. (3) Сколько же надо лунок прорубить?! (4) Для упорядочения любительского рыболовства уместно в отдельных случаях применить по опыту гурьевчан лицензионный лов. (5) Опыт этот оправдан при незначительном прилове ценных пород рыб, который никак отрицательно не отражается на воспроизводстве рыбных запасов, и осенью на плавных песках, когда последние покидают рыбаки, откочевывая к зимовьям.

(6) Надо учесть, что северная рыбалка осенью, на ветру, в ледяной воде не из легких удовольствий.

3. Среди предложений 1-5 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1) Выгодность лицензионного лова не только в сборе средств, часть из которых должна идти на развитие рыболовства, главное – в воспитании самого человека. (2) Хочешь рыбачить – поработай на очистке живунов, высади несколько кустов для укрепления берегов нерестовых рек, внеси свой вклад по спасению молоди. (3) Тот, кто взял рыбу, но не отдал ей, кто нарушил правила рыболовства, может быть исключен из общества или временно отстранен от рыбалки. (4) Думается, что рыбаки-любители по месту своего жительства будут более ревниво следить за своим участком, окажут и помощь в борьбе со злостным браконьерством. (5) Открытие дел последних пока что незначительно.

4. Среди предложений 1-7 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1) Браконьеры. (2) Кто они? (3) Конечно, люди. (4) Но это люди, которые сознательно идут на то, чтобы нанести природе ущерб. (5) А как быть с остальными, кто любит свою Обь, кто по той или иной причине попадает в нарушители? (6) Не оскорбляет ли его слух само слово – браконьер? (7) Пока же такого различия не видно и только потому, что далеко не все использовано в организации любительского рыболовства.

5. Среди предложений 1-5 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1) В последние дни уходящего високосного года коренастые бревенчатые дом в поселке от тяжести снега на крышах еще плотнее прижались к земле. (2) Старенькое здание конторы, не выдержав такой нагрузки, облокотилось на соседний забор, но гордо и задиристо на еловом древке трепыхается флаг, весь облинявший и неизвестно когда и кем туда водруженный. (3) Флаг прославлял еще нерушимый и могучий Союз, когда на дворе уже второй год была совсем другая политическая погода. (4) Но люди Ямальска морально и в поступках ничем не изменились. (5) На фронтоне конторы все еще висел облупившийся лозунг, который призывал рыбаков и рыбачек ударно трудиться и дать сверх плана еще один процент, ибо от этого процента зависит судьба Родины.

6. Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1) «Сейчас будет «жик»!» - объяснил Степка своей наставнице, которая с мигреневой болью воспринимала детский шум и нетерпением ждала, когда кончится ее дежурство. (2) Откуда она приехала, Степка не знал. (3) Да разве его могло интересовать, что одни едут на Крайний Север строить, другие – вырабатывать северный стаж на пенсию, за коэффициентом. (4) Но приметилась воспитательница интерната в поселке своей нелюдимостью, не доверяла чистоплотности ягушек и малиц, остерегалась бывать в семьях тундровиков. (5) Нелегко оленеводов и рыбаков собрать в интернат на родительское собрание, но приход в свой дом – чум – почитают. (6) А если учитель начинал говорить к тому же на их родном языке, то становился не меньше как румой – другом, которому при случае подарочек надо сделать.

7. Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.

(1) Вьюга все громче и злее подвывала, но голоса в чуме, освещенном снаружи несколькими электрическими лампочками, слышны были далеко. (2) Не успел Чупров откинуть полог, как человек в маске плеснул ему за шиворот полный ковш ледяной воды. (3) «Ну и шуточки», - охнул Степка. (4) Хозяину шутка пришлась по душе, да и выходка эта прибавила шума и веселья всем гостям.

(5) Как же он не предусмотрел все последствия? (6) Ведь он должен бы знать, что его приглашают и везут, как заложника, к Одноглазому, что при необходимости и в угоду хозяину заготовителя свозят в поселок.

8. Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1) Выводок волков он знал еще с прошлого года, а нынче четыре годовалых щенка тоже практику проходили в пургу. (2) Как ножом нарезали всех ослабших оленей, трупы их чернели на снегу. (3) Кое-где и росомаха постаралась: прыгая с дерева на дерево, она перегрызала горло, выпивала кровь, да так и бросала животное…

(4) Хунзи уже не думал про обещания Зырянова – при стопроцентной сохранности оленей передать тридцать процентов ему. (5) Весь этот рынок не для него. (6) Единственное, о чем он сейчас подумал, что снег, небо, воздух, тундру, где он шагает, отнять у него никто не сможет.

9. Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1) Хунзи шел на волка невооруженным, только вот с этой палкой-лопаткой. (2) Ни страха, ни злобы против волка у него не было. (3) То, что ему приснилось, пропало. (4)Хунзи, вглядываясь в след, видел, что вот он пытался перемахнуть через овраг, но поберегся большого снежного заноса, что вот он посидел, повертелся и опять двинулся напрямую.

(5) Наконец Хунзи увидел волка на противоположном берегу речки-югана. (6) Пойма была заснежена на два-три метра глубиной – так легко не перебежишь…

10. Среди предложений 1-5 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1) Все дальше и дальше уносит пастуха олень. (2) С таким оленем и безоружному не страшно ехать. (3) Как не радоваться пастуху оленям, как не спеть про них песню! (4) Нарасьюх, расскажи про синий ветер каслания и про оленя-минырува, святого оленя, который за всю жизнь не знает, что такое упряжка. (5) Расскажи, как минырув нацепил на свои рога солнце и как в тихую ночь от быстрого бега звезды колокольчиками звенят в ушах…

Ответы

  1. Рефлексия. Подведение итогов урока.
  • Что нового узнали на уроке?
  • Как найти сложноподчиненные предложения с разными видами подчинения?
  • Чем отличается однородное подчинение от параллельного?
  • Какие проблемы поднимает Ю.Н. Афанасьев в своих произведениях?
  • Какие лексические особенности можно отметить в использованных на уроке текстах? (Диалектные слова, обилие средств выразительности, особенно – сравнений).
  • Заметили ли вы синтаксические особенности произведений писателей Ямала? (Простые предложения, вводные слова, инверсия).
  1. Дифференцированное задание на дом (по выбору).
  1. Подготовить презентацию из 20 слайдов на тему «Подготовка к ГИА. В8» (Возможно выполнение в группах).
  2. Разработать памятку для запоминания теоретического материала по теме.
  3. Составить таблицу для систематизации знаний по теме и запоминания теоретического материала.
  4. Прорешать несколько вариантов заданий В8 из сборника по подготовке к ГИА.

Список литературы

  1. Гостева Ю.Н., Васильевых И.П., Егораева Г.Т. ГИА 2014. Русский язык. 9 класс. 30 вариантов типовых тестовых заданий и подготовка к выполнению части 3 (С)/ Ю.Н. Гостева, И.П. Васильевых, Г.Т. Егораева. – М.: Издательство «Экзамен», 2014.
  2. Львова С.И. ГИА 2014. Русский язык: тренировочные задания: 9 класс/ С.И. Львова, Т.И. Замураева. – М.: Эксмо, 2013.
  3. Назарова Т.Н. ГИА. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению заданий части В/ Т.Н. Назарова, Е.Н. Скрипка. – М.: Издательство «Экзамен», 2014.
  4. Русский язык. 9-й класс. Подготовка к ГИА-2013: учебно-методическое пособие/ Под ред. Н.А. Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2012.
  5. Хаустова Д.А. Русский язык. Подготовка к ГИА (написание сжатого изложения). Универсальные материалы с методическими рекомендациями, решениями и ответами / Д.А. Хаустова. – 3-е изд., перераб. и дополн. – М. : Издательство «Экзамен», 2012.

Интернет-ресурсы

  1. Губкинская централизованная библиотечная система. http://www.gublibrary.ru
  2. Афанасьев Ю.Н. Ритмы тундры. Однажды наступив на грабли. Две ели. Корпоративный информационно-библиотечный портал ЯНАО. http://libraries-yanao.ru

Приложение 1.

ПАМЯТКА

ВИДЫ ПОДЧИНЕНИЯ

Сложноподчинённое предложение может иметь два и более придаточных предложений. Отношения таких придаточных между собой определяют вид подчинения.

1. Параллельное подчинение

При параллельном подчинении к одному главному относятся разнотипные придаточные, которые отвечают на разные вопросы:

Разум, (несмотря на что?) даже если его притесняют и пренебрегают им, в конечном счёте всегда одерживает верх (почему?), потому что жить без него невозможно (А. Франс).

2. Однородное подчинение

При однородном подчинении придаточные предложения являются однотипными, отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену главного предложения или ко всему главному предложению в целом. Между собой однородные придаточные связываются сочинительной или бессоюзной связью:

Видел Егорушка (что?), как мало-помалу темнело небо и опускалась на землю мгла (что?), как засветились одна за другой звёзды (А. Чехов).

3. Последовательное подчинение

При последовательном подчинении главному предложению подчиняется придаточное (придаточное первой степени), которому, в свою очередь, подчиняется следующее придаточное (придаточное второй степени), и т. д. (части образуют цепочку). При таком соединении каждая придаточная часть становится главной по отношению к последующей, но исходной главной частью остаётся только одна: который считается прародителем людей, поэтому именно ему посвящено наибольшее количество сказаний.

Исторический опыт доказывает , что всяческие попытки «перепрыгнуть» через какие-то стадии культуры ни к чему хорошему не приводят , что только скрупулёзная работа по восстановлению исторической памяти, «детства и юности» народа позволит ему выйти на магистральную дорогу мировой культуры и прийти к ощущению духовной полноты бытия.

Если обратиться к зарубежной литературе, то с уверенностью можно сказать , что сказочный герой Р. Ругина давно известен уже на просторах Европы от Франции до России.

Чтобы стать хозяевами своей судьбы , хантам и другим малым народам Сибири придётся преодолеть множество препятствий, которые приготовила для них современность .

Задача поддержания традиций осложняется тем, что многие русскоговорящие молодые ханты , которые не видят смысла учить родной язык, предпочитают вместо него изучать английский.

Показательно , что олень играет в мифологии ханты менее значительную роль , чем в преданиях ненцев, хотя также фигурирует в легендах.

Роман Ругин является одновременно борцом за права народа, который обращается к уму своего читателя и излагает факты, и поэтом , который взывает к сердцу людей и их эмоциям.

Писатель нередко прибегает к приёму «обращения к прошлому», чтобы понудить читателя ханты взглянуть на своё прошлое, чтобы идти вперед, строить будущее.


Тема урока

СПП с несколькими придаточными

Что такое однородное, параллельное, последовательное подчинение? Как связаны между собой части предложения? Зачем нужны предложения с разными видами подчинения? Обо всем этом вы узнаете на уроке. Упражнения, тесты и тренажеры нужно выполнить не только для того, чтобы усвоить тему, но и как средство повторения раздела «Сложноподчиненное предложение».

Повторим изученное на прошлых уроках

Посмотрите видеоурок.

Проверь себя

До-маш-нее за-да-ние

Во-про-сы

1.На какие виды де-лят-ся слож-но-под-чи-нен-ные пред-ло-же-ния с несколь-ки-ми при-да-точ-ны-ми?

2. С по-мо-щью чего при-да-точ-ные при-со-еди-ня-ют-ся к глав-ным пред-ло-же-ни-ям?

3. Чем объ-яс-нить, что слож-но-под-чи-нен-ное пред-ло-же-ние с несколь-ки-ми при-да-точ-ны-ми ис-поль-зу-ет-ся в ос-нов-ном в на-уч-ном стиле?

Упраж-не-ние 1. Опре-де-ли-те вид связи при-да-точ-ных пред-ло-же-ний в слож-но-под-чи-нен-ном, спишите предложения, расставьте знаки препинания, составьте схемы.

(1) Но груст-но ду-мать что на-прас-но была нам мо-ло-дость дана что из-ме-ня-ли ей все-час-но что об-ма-ну-ла нас она (А. Пуш-кин). (2) Дерсу ска-зал что это не тучи а туман и что зав-тра день будет сол-неч-ный и даже жар-кий (В. Ар-се-ньев). (3) Если бы мне иметь сто жиз-ней они не на-сы-ти-ли бы всей жажды по-зна-ния ко-то-рая сжи-га-ет меня (В. Брю-сов). (4) Она при-ш-ла в ужас когда узна-ла что пись-мо нес отец (Ф. До-сто-ев-ский). (5) Вода об-ру-ши-лась так страш-но что когда сол-да-ты бе-жа-ли внизу им вдо-гон-ку уже ле-те-ли бу-шу-ю-щие по-то-ки.(6) Кто в мо-ло-до-сти не свя-зал себя проч-ны-ми свя-зя-ми с внеш-ним и пре-крас-ным делом или по край-ней мере с чест-ным и по-лез-ным тру-дом тот может счи-тать свою мо-ло-дость бес-след-но по-те-рян-ной как бы ве-се-ло она ни про-шла сколь-ко бы при-ят-ных вос-по-ми-на-ний она ни оста-ви-ла.

Упраж-не-ние 2. За-дай-те во-прос от глав-но-го к при-да-точ-но-му пред-ло-же-нию, опре-де-ли-те вид при-да-точ-но-го, составьте схемы предложений.

(1) Где бод-рый серп гулял и падал колос те-перь уж пусто все (Ф. Тют-чев). .(2) Пи-са-рев писал что че-ло-ве-че-ская при-ро-да до такой сте-пе-ни бо-га-та силь-на и эла-стич-на что может со-хра-нить свою све-жесть и кра-со-ту по-сре-ди са-мо-го гне-ту-ще-го без-об-ра-зия окру-жа-ю-щей об-ста-нов-ки. (3) Доб-рый че-ло-век не тот кто умеет де-лать добро а тот кто не умеет де-лать зла (В. Клю-чев-ский).

Цели:

  • Обучающие : углубить знания о сложноподчиненном предложении - конструкции с несколькими видами придаточных; усвоить понятие неоднородное, последовательное, однородное подчинения, комбинированное подчинение; учить видеть структуру и воспроизводить схемы предложений;
  • Развивающие : совершенствование пунктуационных навыков, практических навыков анализа сложного предложения, развития навыков использования сложноподчиненного предложения в речи, умения конструировать сложноподчиненное предложение;
  • Воспитывающие : продолжить формирования привычки к труду, самостоятельному усвоению материала; умению работать в паре, оценивать работу одноклассника; обогащать словарь учащихся лексикой нравственной тематики; вызвать учащихся на размышления о направленности личности.

Установка урока: организация учебного процесса с целью обеспечения достижения всеми учащимися базового уровня по теме, создание условий для усвоения материала на более высоком уровне для определенной группы учащихся.

Оформление к уроку: плакат "Изучаем сложноподчиненное предложение" (определены задачи, практические навыки при изучении темы); дидактический материал - карточки для индивидуальной и групповой работы.

Ход урока

1. Организация учащихся на урок. Цели и задачи урока; оформление записей в рабочей тетради.

Слово учителя:

Мы продолжаем изучать тему "Сложноподчиненное предложение". Задачи урока: углубить знания о сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Практически по этой большой теме мы работали на предыдущих уроках, дома вы отработали теоретический материал по теме (209, Учебник В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова "Русский язык. Теория. 5-9класс" - Просвещение, М. 2005)

Итак, сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными, характер подчинения, виды подчинения; отрабатываем практические навыки и умения слышать, видеть и графически воспроизводить структуру предложения; попутно повторим материал по анализу, синтаксической характеристике сложного предложения.

2. Реализация домашнего задания. Уплотненный опрос:

а) 4 ученика работают с карточками индивидуального задания у доски(карточки № 1, 2, 3, 4 - <Приложение 1 >)

б) Класс работает в парах. Задание: опрос - проговаривание изученного теоретического материала по теме урока (Параграф 209 учебного пособия), чертят, объясняют графические схемы сложноподчиненного предложения с разными типами подчинения.

Контроль осуществляется учащимися, оценки дети выставляют друг другу, затем передают листочки с оценками учителю. Учитель контролирует опрос, затем обращает внимание учащихся класса на доску - схемы предложений карточки № 2.

Проверим себя, умеем ли мы на слух определить вид подчинения, структуру предложения, вид придаточного; примеры карточек № 1, 3, 4.

Выводы по проверке домашнего задания и повторению готовят учащихся к следующему виду работы.

3. Графический диктант.

1. Я увидел, как звезды стали туманиться и терять свою лучистость, как легким вздохом пронеслась по земле прохлада.

Однородное подчинение с придаточными дополнительными (изъяснительными).

2. Когда наша шлюпка направилась от фрегата к берегу, мы увидели, что из деревни бросились бежать женщины и дети.

Неоднородное подчинение с придаточными обстоятельственным (времени) и дополнительным.

3. Долго было слышно, как он шагал туда, где светится огонек.

Последовательное подчинение с придаточными дополнительным (I ст.), обстоятельственным - места(II ст.)

4. В тишине отчетливо послышалось, как простонал человек и как тяжело захрустел наст под ногами медведя, которого необычный гул и треск выгнали из леса.

Комбинированное подчинение с однородным и последовательным подчинением.

Контроль этого вида работы: на оборотной стороне доски заранее начерчены схемы продиктованных предложений. Дети меняются тетрадями, проверяя друг у друга схемы предложений, сверяя их со схемами, написанными на доске, выставляют друг другу отметки за графический диктант. Затем учитель просит прокомментировать составленные схемы, обращая внимание на четвертую схему с комбинированным типом подчинения и отсутствием запятой перед союзом И при однородном подчинении.

Подводится итог работы:

Мы выполняли работу с отдельными предложениями, учились на слух анализировать структуру предложений, графически воспроизводить ее. Следующий вид работы - с текстом. Работаем в двух группах. На столах учащихся заранее разложены карточки с текстом и заданием к нему (Вариант "А" и "Б").

4. Работа с текстом (Вариант "А" и "Б" - <Приложение 2 >).

  • Задания № 1, 2, 3 выполняются устно.
  • Задание № 4 - письменно.

Контроль: по окончании выполнения работы, заслушиваем ответы учащихся группы "А", затем группы "Б"

Выводы по работе, связанной с анализом текстов (комплексный анализ текста). Особо подчеркиваем выводы по материалу, изучаемому на уроке - сложноподчиненное предложение с несколькими видами придаточных.

5. Следующий вид работы связан с умением пользоваться в речи сложноподчиненными предложениями, умением их конструировать; при этом отрабатывается навык в умении ставить знаки препинания, выделять смысловые части предложений, выразительно их читать.

Итак, развитие речи. Работаем в группах № 1, 2, 3. Находим карточки-задания "Развитие речи" <Приложение 3 >. По окончании работы с карточкой заслушиваем ответы учащихся из групп. Учитель обязательно обращает внимание детей на смысловую сторону текста в любом виде работы по теме.

Выводы: сложные предложения с несколькими придаточными обогащают нашу речь, делают ее ярче, образнее, доказательнее. Обратим внимание на то, что сложноподчиненные предложения используются в рассуждении в текстах публицистического характера.

6. Самостоятельная работа с текстом в двух вариантах (карточки-задания для самостоятельной работы и домашнего задания - варианты "А" и "Б" - <Приложение 4 >)

Предлагается, выполняя самостоятельную работу по тексту, понаблюдать за использованием сложных предложений в художественном стиле речи.

Учащиеся, не закончившие работу на уроке, берут ее в качестве домашнего задания, сдают на следующий урок.

7. Итоги урока. Учащиеся подводят итоги урока, говорят, что нового узнали они на уроке, чему научились.

Учитель обобщает выводы, комментирует оценки, выставленные за урок (оценки получили все учащиеся за теоретический материал и практическую работу, за самостоятельную работу - после проверки ее на следующем уроке)

Упражнение 30.8.1

1. Когда мы сможем увидеться в следующий раз когда сможем поговорить это меня интересует всё меньше и меньше. 2. А что такое утратить доверие близкого человека это ты себе представляешь? 3. Как это всё могло случиться почему я заранее всего не предусмотрел ничего разумного в своё оправдание придумать не могу. 4. Лишь раз в университете мне повезло когда мне удалось без особых усилий досрочно сдать и зимнюю и летнюю сессию. 5. Вечером я не отрывал глаз от мобильного мечтал только об одном чтобы она наконец позвонила мне. 6. Мне предстоял нелёгкий выбор перебираться ли в Петербург и начинать там работать или оставаться в Москве и решать свои семейные проблемы.

1. Когда мы сможем увидеться в следующий раз, когда сможем поговорить - это меня интересует всё меньше и меньше. 2. А что такое утратить доверие близкого человека - это ты себе представляешь? 3. Как это всё могло случиться, почему я заранее всего не предусмотрел - ничего разумного в своё оправдание придумать не могу. 4. Лишь раз в университете мне повезло, когда мне удалось без особых усилий досрочно сдать и зимнюю, и летнюю сессию. 5. Вечером я не отрывал глаз от мобильного, мечтал только об одном: чтобы она наконец позвонила мне. 6. Мне предстоял нелёгкий выбор: перебираться ли в Петербург и начинать там работать или оставаться в Москве и решать свои семейные проблемы.

Оценить себя:

Упражнение 30.8.2
Поставьте необходимые знаки препинания и устно объясните их употребление.

1. Крик этой таинственной птицы слышали каждую весну но не знали какая она и где живёт (Чехов). 2. Когда он сам читает что-нибудь то глаза у него горят и лицо становится бледным (Чехов). 3. И козлы ружей и дым костров и голубое небо и зелёные лафеты и загорелое усатое лицо Николеньки всё это как будто говорило мне что ядро которое вылетело уже из дула и летит в это мгновение в пространстве может быть направлено прямо в мою грудь (Л. Толстой). 4. Вронский успел заметить сдержанную оживлённость которая играла в её лице и порхала между блестящими глазами и чуть заметной улыбкой изгибавшею её румяные губы (Л. Толстой). 5. На всяком шагу я чувствовал что мне многого недостаёт что я не умею ещё ни завязывать ни развязывать событий и что мне нужно выучиться постройке больших творений у великих мастеров (Гоголь). 6. Я всё надеюсь милая бабушка что мне всё-таки выйдет прощенье и я смогу выйти в отставку (Лермонтов). 7. Пишу к вам из Пятигорска куда я опять заехал и где пробуду несколько времени для отдыху (Лермонтов). 8. Здесь должен я был узнать где находится наш лагерь и будет ли мне ещё возможность догнать армию (Пушкин). 9. Герман видел как лакеи вынесли под руки сгорбленную старуху укутанную в соболью шубу и как вслед за нею, в холодном плаще, с головой убранною свежими цветами мелькнула её воспитанница (Пушкин). 10. Позвольте спросить кто вы такой и за кого меня принимаете? (Пушкин). 11. Пели петухи и было уже светло как достигли они Жадрина (Пушкин). 12. Я принадлежу стране и хочу чтобы моё имя было чисто везде где известно (Пушкин).

1. Крик этой таинственной птицы слышали каждую весну, но не знали, какая она и где живёт (Чехов). 2. Когда он сам читает что-нибудь, то глаза у него горят и лицо становится бледным (Чехов). 3. И козлы ружей, и дым костров, и голубое небо, и зелёные лафеты, и загорелое усатое лицо Николеньки - всё это как будто говорило мне, что ядро, которое вылетело уже из дула и летит в это мгновение в пространстве, может быть направлено прямо в мою грудь (Л. Толстой). 4. Вронский успел заметить сдержанную оживлённость, которая играла в её лице и порхала между блестящими глазами и чуть заметной улыбкой, изгибавшею её румяные губы (Л. Толстой). 5. На всяком шагу я чувствовал, что мне многого недостаёт, что я не умею ещё ни завязывать, ни развязывать событий и что мне нужно выучиться постройке больших творений у великих мастеров (Гоголь). 6. Я всё надеюсь, милая бабушка, что мне всё-таки выйдет прощенье, и я смогу выйти в отставку (Лермонтов). 7. Пишу к вам из Пятигорска, куда я опять заехал и где пробуду несколько времени для отдыху (Лермонтов). 8. Здесь должен я был узнать, где находится наш лагерь и будет ли мне ещё возможность догнать армию (Пушкин). 9. Германн видел, как лакеи вынесли под руки сгорбленную старуху, укутанную в соболью шубу, и как вслед за нею, в холодном плаще, с головой, убранною свежими цветами, мелькнула её воспитанница (Пушкин). 10. Позвольте спросить, кто вы такой и за кого меня принимаете? (Пушкин). 11. Пели петухи и было уже светло, как достигли они Жадрина (Пушкин). 12. Я принадлежу стране и хочу, чтобы моё имя было чисто везде, где известно (Пушкин).

СПП с несколькими придаточными

Таблица с примерами поможет определить, на какие виды делятся

сложноподчиненные предложения с тремя и более предикативными частями.

Вид подчинения придаточной части главной

Примеры

Последовательное

[Ребята с разбегу бросились в реку], (вода в которой уже достаточно прогрелась), (потому что последние дни было невероятно жарко).

Параллельное

огда оратор закончил говорить), [в зале воцарилось молчание], (так как публика была шокирована услышанным).

Однородное

[Антон Павлович говорил о том], (что подкрепление вскорости прибудет) и (что нужно только чуть-чуть потерпеть).

Следует запомнить

Хороший помощник в освоении СПП с несколькими придаточными - упражнения, выполнение которых поможет закрепить полученные знания.

При этом лучше действовать по алгоритму:

Выделить все средства связи, не забывая о составных или употребленных рядом союзах. Установить смысловые связи между частями: для этого сначала найти главную, затем задать от нее вопрос(ы) к придаточной(-ым).

Построить схему, показав на ней стрелочками зависимость частей друг от друга, расставить в ней знаки препинания. Перенести запятые в записанное предложение.

Таким образом, внимательность при построении и анализе (включая пунктуационный) сложноподчиненного предложения - СПП с несколькими придаточными конкретно - и опора на перечисленные выше особенности этой синтаксической конструкции обеспечат правильное выполнение предлагаемых заданий.

Упражнения по теме « СПП с несколькими придаточными»

Упражнение 1. ОПРЕДЕЛИТЕ ВИД ПОДЧИНЕНИЯ В СПП:

1. Герой - это человек, который в решительный момент делает то, что нужно делать в интересах человеческого общества.

2. Чтобы выработать характер, надо воспитывать в себе волю, так как человек без воли игрушка в руках всякого проходимца.

3. Чтобы не обеднять свою жизнь, чтобы быть счастливым, человек должен уметь понимать другого.

4. Когда видишь человека, лицо которого искажено злобой, нужно лишь улыбнуться.

5. Утром Репин спешил в мастерскую и там буквально истязал себя творчеством, потому что тружеником он был беспримерным и даже стыдился той страсти к работе, которая заставляла его от рассвета до сумерек отдавать все силы полотнам.

6. Бывало, войдешь в комнату, которая была расположена под его мастерской, слышишь топот его старческих ног, так как после каждого мазка он отходит поглядеть на свой холст.

7. Неизвестно, что сделал бы в своей жизни Пришвин, если бы он остался агрономом.

9. От людей, которые только что отложили прочитанную пришвинскую книгу, я несколько раз слышал, что его книги «настоящее колдовство».

10. В тишине отчетливо послышалось, как простонал человек и как тяжело захрустел наст под ногами медведя, которого необычный гул и треск выгнали из леса.

Упражнение 2. Определите тип подчинения придаточных предложений в составе СПП.

1. Чтобы вообразить Верину жизнь, он должен был перенестись на четверть века назад в то время, когда он был студентом, худым, подвижным.
2. Когда все вышли обедать и она осталась одна с Ульяшей, Женя вспомнила всё в подробностях.
3. Они сидели у одного из окон, которые были так пыльны, чопорны и огромны, что казались какими-то учреждениями из бутылочного стекла, где нельзя оставаться в шапке.
4. А наутро она стала задавать вопросы о том, что такое Мотовилиха и что там делали ночью.
5. Прежде чем рассказывать о своём путешествии в «край непуганых птиц», мне хочется объяснить, почему мне вздумалось из центра умственной жизни нашей родины отправиться в дебри.
6. Когда впоследствии Женя припомнила тот день на Осинской улице, где они тогда жили, он представлялся ей всегда печальным.
7. В корпусе говорили, что неодолимую его лютость укрощала тихая, как ангел, генеральша, которой ни один из кадет не видел, потому что она была постоянно больна.

8. Пьер, которого ласкали и прославляли, когда он был лучшим женихом Российской империи после своей женитьбы, сильно потерял во мнении общества.
9. И папа прочёл заметку о том, что прошлой ночью сейсмическая станция обсерватории отметила в нашем городе небольшие подземные толчки, следствие отдалённого землетрясения, эпицентр которого расположен на малоазиатском берегу Чёрного моря в Турции, где разрушено несколько селений.
10. Он рад, что вернулся и что этот день встретит с товарищами.
11. Сопровождаемые телефонистом с катушкой кабеля и двумя связными, они оказались на вершине, когда солнце подходило уже к горизонту и первые его лучи пытались пробить затянутое облаками и пеленой дыма небо.
12. Звягинцев не мог понять, где он находится, хотя хорошо знал этот район.
13. Он мучительно старался вспомнить, как же выглядели эти места раньше, чтобы сориентироваться.
14. Они [старики] говорили, что, когда кончат туннель, надо переносить кибитки к Бек-Ташу.
15. Артемьев подтвердил, что ведущий хирург медсанбата всё тот же, что был при Серпилине.
16. Доложив генералу всё, что нужно было, он прошёл в свою комнату, в которой уже, давно вернувшись и дожидаясь его, сидел князь Гальцин.
17. Мы рассчитали, что если пойдём по тропе, то выйдем на реку Найну к корейцам.
18. И, конечно, они не заметили, что на одной из страниц этой газеты напечатано то самое стихотворение, которое мысленно декламировал Байрон.

Ответы к упражнению №2 по теме "Типы подчинения придаточных в составе СПП".

1. параллельное
2. однородное
3. последовательное
4. однородное
5. параллельное
6. последовательное
7. последовательное
8. последовательное
9.последовательное
10. однородное
11. однородное
12. параллельное
13. параллельное
14. последовательное
15. последовательное
16. параллельное
17. последовательное
18. последовательное

Тест по теме «Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными»

1. В каком сложноподчиненном предложении между главным и придаточными предложениями последовательное подчинение?

1) Чем больше знает человек, тем сильнее он видит поэзию земли там, где ее никогда не найдет человек, обладающий скудными знаниями.

2) Саврасов заглянул к нам из другого мира, где живут ведуны-великаны и откуда надолго нельзя безнаказанно отлучаться.

3) Начинало слегка давить виски, как давит голову, когда долго кружишься на карусели.

4) Родился я в лесном хуторе и часть детства своего провел в дремучих лесах, где по волокам да болотам непроходимым медведи пешком ходят, а волки стаями волочатся.

2. В каком сложноподчиненном предложении между главным и придаточными предложениями однородное соподчинение?

1) Он бережно поцеловал жену и пошел в комнату, где ожидали его краски, кисти, холст — все то, без чего он не мог представить себе ни одного дня жизни.

2) С кремлевской стены, на которой стоит царь Иван Васильевич, видно, как выбиваются из сил, борясь с течением, гребцы.

3) Было слышно, как беспокойно плещется рядом Нева и где-то над крышами гудит мокрый флаг.

4) Когда шел этот разговор, в соседней комнате стоял сельский мельник, которого для размола зерна вызвал на усадьбу Курбского Иван Колымет.

3. В каком сложноподчиненном предложении между главным и придаточными предложениями неоднородное (параллельное) соподчинение?

1) Все, что роте предстояло сделать в темноте, Рюмин не только последовательно знал, но и видел в том обостренном луче света, который центрировался в его уме.

2) Хотя над воротами надпись, что здание находится под охраной государства, никто его не охраняет.

3) Игнатий Хвостов рассказал товарищам о том, кто был Траян и каким жестоким преследованиям подвергал он первых христиан.

4) Неизвестно, построена ли яхта еще до первого приезда Петра Бажениным или же она была подарена русскому царю голландскими купцами.

4. Объясните постановку запятой и тире в сложноподчиненном предложении.

Но чтоб падали селенья,

Чтобы нивы пустовали —

Нам на то благословенье

Царь небесный дал едва ли! (А. К. Толстой).

1. Запятая отделяет соподчиненные придаточные части предложения, а тире отделяет две однородные придаточные части от главной части.

2. Запятая отделяет соподчиненные придаточные части предложения, а тире отделяет стоящие впереди главной части однородные придаточные, так как при чтении между ними делается значительная пауза (с целью интонационного выделения придаточных).

5. С помощью какого знака разделяются однородные придаточные в структуре многочленного сложноподчиненного предложения?

Был тот предночной час, когда стираются очертания, линии, краски, расстояния когда еще дневной свет путается, неразрывно сцепившись, с ночным (М. Шолохов).

1. Запятая.

2. Точка с запятой, так как однородные придаточные распространены: есть однородные члены и обособленный оборот.

6. Какой тип подчинения представлен в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными?

Не знаю я, коснется ль благодать Моей души болезненно-греховной, Удастся ль ей воскреснуть и восстать. Пройдет ли обморок духовный? (Ф. Тютчев).

1. Однородное соподчинение.

2. Неоднородное соподчинение.

7. Нужна ли запятая на стыке двух подчинительных союзов в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными? Сколько всего запятых нужно поставить в этом предложении?

Федор ждал что когда увидит не репродукцию а холст которого касалась рука самого Сурикова должно оглушить перехватить дыхание должно потом сниться по ночам (В. Тендряков).

1. Запятая нужна; всего семь запятых.

2. Запятая не нужна; всего шесть запятых.

8. Определите тип подчинения в многочленном сложноподчиненном предложении.

В это время обыкновенно неприлично ходить дамам, потому что русский народ любит изъясняться такими резкими выражениями, каких они, верно, не услышат даже в театре (Н. Гоголь).

1. Неоднородное соподчинение.

2. Последовательное подчинение.

9. Определите виды придаточных в многочленном сложноподчиненном предложении. Какой тип подчинения представлен в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными?

А чтобы не дразнили ребятишки нищим, он [Носопырь] притворился коровьим лекарем, носил на боку холщовую с красным крестом сумку, где хранил стамеску для обрубания копыт и сухие пучки травы зверобоя (В. Белов).

1. Неоднородное соподчинение придаточных: к главной части присоединяется придаточная часть цели и придаточная определительная часть.

2. Неоднородное соподчинение придаточных: к главной части присоединяется придаточная часть цели и придаточная часть места.

10. Из скольких частей состоит данное сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными и какой тип подчинения представлен в нем?

На следующий день Санин лежал еще в постели, как уже Эмиль, в праздничном платье, с тросточкой в руке и сильно напомаженный, ворвался к нему в комнату и объявил, что герр Клюбер сейчас прибудет с каретой, что погода обещает быть удивительной, что у них уже все готово, но что мама не поедет, потому что у нее опять разболелась голова (И. Тургенев).

1. Предложение содержит восемь частей; представлено однородное соподчинение придаточных.

2. Предложение содержит семь частей; представлено смешанное подчинение придаточных.

11. Какой тип подчинения представлен в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными? Объясните, почему в предложении ставится только одна запятая.

Когда наступала зима и сад и дом заваливало снегами, по ночам раздавался волчий вой (А. Н. Толстой).

1. Предложение с последовательным подчинением придаточных.

2. Предложение с однородным соподчинением придаточных.

12. Проанализируйте сложные предложения. Выделите простые части, установите их число. Определите характер связи между ними.

Временами Мария готова была верить, что какой-то древний художник чудом угадал, что некогда явится в мир девушка Мария, и заранее создал ей портрет в барельефе таинственного, заколдованного дворца, который должен был сохраняться неприкосновенным под землей в течение столетий (В. Брюсов).

1. Предложение состоит из четырех частей, соединенных при помощи смешанного подчинения.

2. Предложение состоит из пяти частей, соединенных при помощи однородного соподчинения придаточных.

13. Проанализируйте сложные многочленные предложения с подчинительной связью. Установите способ связи придаточных и главной частей, назовите вид придаточных.

Поскольку романов у Чехова не было, представлялось очевидным, что он не имеет отношения ни к Достоевскому, ни к Тургеневу, ни к Гончарову (М. Громов).

1. Придаточная часть причины присоединяется к главной части посредством семантического причинного союза поскольку; придаточная изъяснительная присоединяется к главной части посредством функционального союза что; в многочлене представлено неоднородное соподчинение придаточных.

2. Предложение с последовательным подчинением придаточных; придаточная часть причины присоединяется к главной части семантическим причинным союзом поскольку; придаточная изъяснительная присоединяется к главной части функциональным союзом что.

14. Сколько запятых следует поставить в сложном предложении с несколькими придаточными? Назовите тип подчинения придаточных частей главной.

Среди дня корову выпускали в поле чтоб она походила по воле и чтоб ей стало лучше (А. Платонов).

1. Одна запятая; однородное соподчинение придаточных.

2. Две запятые; неоднородное соподчинение придаточных.

15. Назовите вид придаточных, установите способ связи придаточных и главной частей.

Туман держался долго, до одиннадцати часов, пока не нашласъ какая-то сила, которая подняла его вверх (В. Распутин).

1. Предложение со смешанным подчинением; придаточная часть времени присоединяется к главной части семантическим временным союзом пока не, придаточная определительная часть присоединяется к главной части союзным словом которая.

2. Предложение с последовательным подчинением; придаточная часть времени присоединяется к главной части семантическим временным союзом пока не, придаточная определительная часть присоединяется к главной части союзным словом которая.

16. Нужна ли запятая на стыке двух союзов — сочинительного и подчинительного? Сколько всего запятых следует поставить в этом сложном предложении?

В эту ночь Чубарев тоже не ложился, а когда наконец выпроводил всех из кабинета и взглянул на часы только пожал плечами (П. Проскурин).

1. Запятая не нужна; две запятые.

2. Запятая нужна; три запятые.

3. Запятая нужна; пять запятых.

17. Определите тип подчинения в многочленном сложноподчиненном предложении. Нужна ли запятая перед союзом И?

Когда шуршат в овраге лопухи

И никнет гроздь рябины желто-красной,

Слагаю я веселые стихи

О жизни тленной, тленной и прекрасной (А. Ахматова).

1. Неоднородное соподчинение придаточных; запятая нужна.

2. Однородное соподчинение придаточных; запятая не нужна.

Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными (ответы)

1. 3)
2. 3)
3. 1)
4. 2)
5. 2)
6. 1)
7. 1)
8. 2)
9. 1)
10. 2)
11. 2)
12. 1)
13. 1)
14. 1)
15. 2)
16. 1)
17. 2)

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то