Формы демократии. Представительная демократия Демократия бывает прямая и представительная

Современными западными политологами демократия не рассматривается как власть народа, который определяет суть осуществляемой государственной политики. Демократия, по их мнению, - это система правления, считающаяся с волей народа, которая выражается в момент выборов правящей элиты.

Суверенная воля народа может быть выражена в двух основных формах:

  • непосредственно :
    1. путем референдума (по наиболее важным вопросам);
    2. путем свободных выборов органов государственной власти (Президента РФ, Государственной Думы).
  • в представительных формах .

Прямая демократия

Прямая демократия - это непосредственное участие граждан в подготовке, обсуждении и принятии решений. Такая форма участия доминировала в античных демократиях. Сейчас она возможна в небольших населенных пунктах, общинах, на предприятиях и т. п. при решении вопросов, не требующих высокой квалификации.

Плебисцитная демократия - это вид прямой демократии, который также подразумевает непосредственное волеизъявление народа. Однако здесь влияние граждан на процессы властвования ограничено. Они могут посредством голосования только одобрить или отвергнуть проект закона либо другого решения, который подготовлен правительством, партией или инициативной группой. Такая форма демократии допускает возможность манипулирования волей граждан с помощью двусмысленных формулировок вопросов, выносимых на голосование.

Представительная демократия

Представительная демократия - осуществление народом вла­сти через выборные учреждения, которые представляют граждан и наделены исключительным принимать законы.

Генезис форм представительной демократии во многом обусловлен постоянной необходимостью преодолевать одни и те же технологические ограничения реального мира (невозможно в современном мире при прямой демократии принимать сотни, а то и тысячи решений). В мире, в котором мы живем, объективно существует целый ряд ограничений, делающих его крайне непохожим на тот идеальный мир, для которого прямая демократия была бы безусловно лучшим способом общественного устройства.

Пред­ставительные органы (парламенты, выборные органы местного самоуправления) наделяются

    1. правом решения наиболее важных вопросов жизни народа (объявление войны, принятие бюджета, введение чрезвычайного и военного положения, разрешение тер­риториальных споров и др.);
    2. законодательной власти и принятия бюджета;
    3. могут быть наделены отдельными конституционными полномочиями по прямому контролю ис­полнительной власти
Условия эффективной деятельности представительных органов:
    • сотрудничество с ;
    • независимость представительного учреждения в пределах своих полномочий;
    • отсутствие конкури­рующей законодательной власти;
    • невмешательство исполнитель­ной власти в прерогативы представительных учреждений.

В РФ представительная демократия обес­печивается выборностью Государственной Думы и конституци­онно обусловленным формированием , а также законодательных учреждений субъектов Федерации и органов местного самоуправления. На каждом уровне представительные учреждения обладают определенными полномочиями, которые исключают возможность вмешательства со стороны кого бы то ни было. И в то же время эта система носит целостный характер, характеризует одно суверенное государство - Российскую Феде­рацию. Единство системы государственной власти закреплено в ч. 3 ст. 5 Конституции РФ.


Прямая демократия – система, когда управлением реально воздействуют на избра-
ние управителей и политический курс правительства.
Прямая демократия – непосредственная, т.к. власть осуществляется народом через
формы непосредственного волеизъявления без политических посредников.
По Конституции РФ (ч. 3 ст. 3): «Высшим непосредственным выражением власти
народа являются референдум и свободные выборы».
Субъектами прямой демократии выступают: многонациональный народ России в
целом, население субъектов РФ и их административно-территориальных единиц (город-
ских, сельских поселений), трудовые коллективы, группы граждан по месту жительства,
граждане.
Характерные черты прямой демократии:
участия граждан в осуществлении народовластия;
право на участие в волеизъявлении имеют определенные субъекты на основе гра-
жданства, проживания на определенной территории, членства в трудовом коллективе
или иных объединениях граждан;
1 Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. – С. 80.
Общая теория государства
102
прямое волеизъявление не опосредуется какими-либо органами, оно оформляется
актами прямой демократии.
К положительным сторонам прямой демократии можно отнести то, что она: дает
больше возможностей (по сравнению с представительной) для выражения интересов
граждан и их участия в политическом процессе; в большей мере обеспечивает полную
легитимизацию власти; обеспечивает контроль за политической элитой и т.д.1
Недостатки прямой демократии – это отсутствие стойкого желания у большинства
населения заниматься данной управленческой деятельностью, сложность и дороговизна
проводимых демократических мероприятий, низкая эффективность принимаемых ре-
шений вследствие непрофессионализма большинства «правителей» и т.д.2
Представительная демократия позволяет осуществлять власть представителям на-
рода – депутатам, другим выборным органам исполнительной и судебной власти, кото-
рые признаны выравнивать интересы различных классов, социальных групп, слоев, по-
литических партий и общественных организаций. Таковыми в Российской Федерации
являются: на федеральном уровне – Государственная Дума Федерального Собрания РФ,
Президент РФ; в субъектах Федерации – парламенты субъектов Федерации и главы субъ-
ектов Федерации; на местном уровне – органы местного самоуправления.
Сильная сторона представительной демократии заключается в том, что она дает
больше возможностей (по сравнению с прямой) для принятия эффективных решений,
поскольку в процессе участвуют, как правило, профессионалы, компетентные лица, спе-
циально занимающиеся данной деятельностью; более рационально организует полити-
ческую систему.
К недостаткам представительной демократии относятся следующие черты: воз-
можно неограниченное развитие бюрократии и коррупции; отрыв представителей вла-
сти от своих избирателей; принятие решений в интересах не большинства граждан и т.п.3
Однако в современном демократическом государстве эти две формы призваны,
прежде всего, дополнять друг друга – для обеспечения демократических форм правления
и политического режима. Сочетание представительной и непосредственной демократии
является высшим проявлением полновластия народа. Прямая демократия обеспечивает
наиболее полное участие масс в управлении страной, дополняет постоянно действую-
щую централизованную представительную систему.
Они тесно переплетены друг с другом уже потому, что сами выборы представи-
тельных органов являются формой прямого осуществления власти народом. Из такого
понимания исходит Конституция РФ 1993 г. (ст. 3 ч. 3) «Высшим непосредственным вы-
ражением власти народа являются референдум и свободные выборы».
По классическому определению В.И. Ленина, диктатура – это господство одной
части общества над другой и его осуществление (господства) при помощи насилия.
В оценке исторической роли диктатуры, предполагаемой её полезности и оправ-
данности, нужно исходить из таких критериев, как:
объем власти диктатора;
степень централизации власти.
В этом смысле диктатура неоднородна, её можно разделить на 2 группы: автори-
тарные и тоталитарные режимы.
Смысл тоталитаризма обосновал идеолог итальянского фашизма Дж. Джентиле,
который призвал к тотальному подчинению человека государству и растворению инди-
вида в политической истории, поскольку все человеческое и духовное теряет ценность
1 Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права, 2005. – С. 78.
2 Там же.
3 Там же. С. 80–81.
Глава 4. Форма государства
103
вне государства. В политический лексикон этот термин вошел после речи Б. Муссолини в
1925 г., в которой он использует само понятие «тоталитарное государство». В дальнейшем
оппоненты фашизма употребляют этот термин в негативном смысле – как противопо-
ложность демократии.
Первоначально под тоталитаризмом понимали фашистский режим в Италии и
национал-социалистическое движение в Германии, но после публикации в газете
«Таймс» (1929 г.) этот термин стали применять и к политическому режиму в СССР1.
Тоталитаризм отличается предельной концентрацией власти и полным контролем
всех сфер жизни (экономика, культура, наука, государственная идеология), является ло-
гически абсолютной завершением идеи власти и воплощением всех принципов диктату-
ры. Авторитаризм более умерен, он запрещает и преследует только политическую оппо-
зицию, но сохраняет автономию личности и общества во вне политической сфере, как
правило, не вмешивается в частную жизнь, что особенно важно для полноценной хозяй-
ственной и культурной деятельности.
Тоталитаризм как определенный политический режим, а в более широком смысле –
специфический и экономический строй – феномен именно XX века. Но это не означает,
что он появился недавно, тоталитарные идеи возникли уже в глубокой древности, по
крайней мере, одновременно с гуманистическими и демократическими идеалами.
Его концепция – это разновидность коллективистской демократии, при которой
добровольно объединившиеся граждане создают совершенное государство, для защиты
своих интересов, причём именно благодаря государству, а не иначе. Из отдельных, несо-
вершенных частей появляется «политическое тело», в котором личность, индивид полно-
стью растворяется, поручая свои проблемы и интересы государству. Частный интерес
имеет значение лишь постольку, поскольку он согласуется с общим государственным ин-
тересом. Лишь государство обладает абсолютным суверенитетом, в случае же неподчи-
нения граждан оно имеет право принудить их силой и тем самым «сделать свободным»,
так как свобода проявляется в соответствии с общей волей.
Вершина пирамиды тоталитарной власти представлена харизматической фигурой
вождя (фюрера – Германия, дуче – Италия, лидера партии – СССР, КНДР). Действия во-
ждя и партийная догма не подлежат критике. Например, во всех школах Италии висел
портрет Б. Муссолини с надписью «Муссолини всегда прав»2.
Тоталитаризм (от лат. totalis – весь, целый, полный) – политический режим, харак-
теризующийся полным контролем государства во главе с правящей партией над всеми
общественными сферами и частной жизнью индивида.
Отличительные черты власти в таком государстве:
нетерпимость к любому инакомыслию;
стремление политически или даже физически уничтожить несогласных либо их
насильственно перевоспитать в духе правильного учения; все остальные идеи, плюра-
лизм рассматриваются как заблуждение или сознательная ложь;
присуще стремление к «математически безошибочному всеобщему счастью». В этом
проявился разрыв с рационализмом и переход на догматические позиции; часто сами во-
жди становятся заложниками собственных догм.
Тоталитаризм не возникает случайно: даже будучи своеобразной аномалией, он
имеет свои социальные предпосылки и причины. К важнейшим из них относятся:
1. Индустриальное общество, усложнение общественных связей и взаимозависимости.
2. Нарастание рационализма и организованности в жизни общества, новые возмож-
ности для манипулирования общественным сознанием (радио, телевидение, средства
связи, СМИ и т.д.).
1 http://ru.wikipedia.org/wiki/ Тоталитаризм.
2 Там же.
Общая теория государства
104
3. Появление монополий и их срастания с государством (тоталитаризм – высшая их
ступень, всеобъемлющая монополия).
4. Этатизация общества, усиление в общественном сознании культа государства
(здесь __________сказалось влияние двух мировых войн, когда резко усилилось государственное
вмешательство в экономику и общественную жизнь), распространение коллективистских
взглядов.
5. Массовая эмоциональная уверенность в возможности быстрого улучшения жизни
с помощью планирования и рациональных преобразований.
6. Массовая психологическая неудовлетворённость отчуждением личности при ка-
питализме, её незащищенностью и одиночеством. Тоталитарные движения дают иллю-
зию приобщения к «вечным ценностям» (классу, нации, государству, величественной са-
кральной власти).
7. Острые социально-экономические кризисы ведут к маргинализации общества, по-
явлению многочисленных люмпенских и полулюмпенских слоев, особо восприимчивых к
тоталитарной идеологии и склонных к политическому радикализму.
Тоталитаризм опирается на определенный тип сознания и психологию «массового
человека», что нашло отражение в социально-психологической причине тоталитаризма.
Кризисы и войны первой трети ХХ в. породили у целых групп населения чувство поте-
рянности и страха за свою безопасность, что нашло выход в специфическом психологиче-
ском феномене, который получил название «бегство от свободы».
Другими словами, это бегство масс от ответственности, сопровождающееся поис-
ком вождей, способных восстановить гарантии личной безопасности, порядок и разру-
шенные социальные связи. Страх перед хаосом и анархией, распадом традиционных свя-
зей, которые наблюдаются в период острых кризисов и революционных преобразований,
лежит в основе поиска вождей, способных «железной рукой» восстановить общественную
стабильность.
Культ вождей, который имеет место при тоталитаризме, также может быть объяс-
нен психологией «массы». «Масса» не просто хочет подчиняться сильному лидеру, но са-
ма возвышает этих лидеров. Через подобную связь с вождями «масса» ощущает себя глав-
ным субъектом истории. Причина любви «масс» к тоталитарным вождям заключалась в
том, что биография вождя отражает в себя биографию «масс» этой эпохи: неудачи в
профессиональной и социальной жизни, несчастья в личной жизни и т.д. Поэтому вели-
чие вождей воспринималось «массами» как собственное возвышение. Имел место и миф о
вождях-героях, активно внедряемый в сознание народа всеми средствами пропаганды
(пример И.В. Сталина)1.
Тоталитарный режим традиционно делят на три формы:
1. «Левая» форма. Леворадикальный (коммунистический) тоталитаризм утвердился
в СССР (классическая модель – период сталинизма с середины 20-х до середины 50-х гг.),
в странах Восточной Европы и Азии, на Кубе. Наиболее яркий пример тоталитаризма в
Азии – Китай периода политики «большого скачка» и «культурной революции» (50-е –
середина 70-х гг.), когда во главе руководства страны стоял Мао Цзэдун.
2. «Правая» форма. Правый, или праворадикальный, режим получил развитие в
Италии с 1922 г. и в Германии с 1933 г. после прихода к власти А. Гитлера.
Две эти формы тоталитаризма различаются характером идеологий (фашизм, на-
ционал-социализм, коммунизм), в том числе целями, которые ставят перед массами пар-
тии-гегемоны: достижение «народного капитализма» и завоевание мирового господства
1 Валянский И.С., Калюжный В.Д. Русские горки: Конец Российского государства. – М., 2004. –
С. 70.
Глава 4. Форма государства
105
либо построение коммунистического общества и мировая революция. Есть и другое от-
личие – левый тоталитаризм был более «достроен»: партия обладала монополией не
только на политическую, но и на экономическую власть, что проявилось в полной или
частичной ликвидации частной собственности, сосредоточении в руках государства ос-
новных средств производства, ликвидации рынка. В праворадикальных режимах сохра-
нилась свобода предпринимательства, однако это не исключало прямого государственно-
го вмешательства в экономическую сферу, подчинения ее задачам военного производст-
ва, централизованного распределения рабочей силы.
3. Теократическая форма тоталитаризма (пример: в Иране периода правления ис-
ламского лидера аятоллы Хомейни (1979–1989 гг.), и в режиме, установленном талибами в
Афганистане).
Спектр политических режимов современного мира раскрывается в таких поняти-
ях, как демократия, авторитаризм и тоталитаризм. При определении сущности режима
акцент делается на противопоставлении государства, с одной стороны, и гражданского
общества – с другой. Характер взаимоотношений определяется силой либо слабостью
гражданского общества.
В условиях демократии общество имеет рычаги влияния на власть вплоть до ее за-
мены на очередных выборах.
В недемократических режимах государство контролирует и регламентирует граж-
данское общество полностью (тоталитаризм) или частично (авторитаризм).
Большинство политологов трактует тоталитаризм как слияние государства с граж-
данским обществом, что практически ставит под сомнение саму возможность существо-
вания последнего.
Типология политических режимов определяется не только социальными факто-
рами соответствующего государства, но и нравственными, моральными, мировоззренче-
скими устоями общества. Так, более широкая и разнообразная нравственная природа де-
мократического режима предполагает признание таких общегуманистических ценно-
стей, как свобода совести, убеждений, слова, политический плюрализм и т.д.
Нравственная природа тоталитарного режима – это, наоборот, навязываемая свер-
ху единообразная идеология, подавляющая духовную и культурную самостоятельность
личности и плюрализм мнений, безраздельно господствующая над обществом и правом.
Авторитарный режим – это система правления, при которой власть осуществля-
ется одним конкретным лицом при минимальном участии народа. Это одна из форм по-
литической диктатуры. В роли диктатора выступает индивидуальный политический дея-
тель из элитарной среды или правящая элитарная группа. Если эти лицом является ко-
ролевская семья, авторитарный режим называется абсолютной монархией.
Авторитаризм (от лат. auctor – зачинатель, основатель, творец и auctoritas – мнения,
решение, право) – политический режим, смысл правления при котором заключается в
концентрации власти в руках одного или нескольких лидеров, не уделяющих внимания
достижению общественного согласия относительно легитимности их власти.
Сохраняются такие режимы с помощью аппарата принуждения и насилия армии.
В отличие от демократического режима власти, где репрессивный аппарат действует в
рамках закона, в авторитарном государстве средства насилия, наоборот, реализуются вне
рамок правового регулирования1.
Власть, подчинение и порядок ценятся при авторитарном режиме правления
больше, чем свобода, согласие и участие в политической жизни народа. В таких условиях
1 http://ido.edu.ru/ffec/polit/p7.html (Недемократические политические режимы: тоталитаризм и
авторитаризм).
Общая теория государства
106
рядовые граждане вынуждены повиноваться законам, платить налоги без личного уча-
стия в их обсуждении.
Существующие в авторитарных государствах для ширмы демократические инсти-
туты реальной силы в обществе не имеют. Легализуется политическая монополия одной
партии, поддерживающей режим. При этом режиме исключается деятельность других
политических партий и общественных организаций. Отрицаются принципы конститу-
ционности и законности. Игнорируется разделение властей. Происходит строгая центра-
лизация всей государственной власти. Главой государства и правительства пожизненно
становится лидер правящей авторитарной партии. Вождизм превращается в официаль-
ный государственный принцип. Теория и практика авторитарного правления были вы-
ражены в афоризме «Государство – это я», высказанном Людовиком XIV1.
Тоталитаризм иногда рассматривается как крайняя форма авторитарного режима.
Но наличие ряда общих черт (произвол лидеров, значительный репрессивный аппарат,
ограничение прав человека, использование силы при разрешении конфликтных ситуа-
ций, отсутствие реального разделения властей, формально свободный характер выборов
в законодательные органы, отсутствие альтернативности выбора) не дает оснований для
их отождествления:
1)
а) При авторитаризме – ограниченный плюрализм. Правящая власть в определен-
ных пределах допускает инакомыслие и подконтрольную оппозицию.
б) При тоталитаризме партия-гегемон запрещает все элементы общественно-
политического плюрализма, оппозиционные партии и движения.
2)
а) При авторитаризме может отсутствовать внятная, детально разработанная идеоло-
гическая программа.
б) При тоталитаризме идеологии отводится особая роль. Идеология заставляет при-
знавать режим законным, действующим якобы от лица народа и даёт возможность
власти под прикрытием идеологических лозунгов «поднимать народ» на выпол-
нение нужных режиму задач (пример: идеология индустриализации СССР).
3)
а) При авторитаризме нет необходимости придания власти «законного статуса» и
поддержки народных масс. Авторитаризм существует как независимая от народа
система.
б) Тоталитарная власть опирается на широкую поддержку народа. Для такого режи-
ма характерен культ вождя партии, который в глазах народа обладает харизмой,
ему приписываются сверхъестественные свойства: непогрешимость, мудрость.
Авторитарный режим не стремится к тотальному контролю за всеми сферами
жизни, сохраняет автономность личности и общества в неполитических сферах, допус-
кая, как правило, свободные рыночные отношения в экономике, поощряя частное пред-
принимательство.
Авторитаризм может существовать в самых разнообразных формах. В историче-
ском прошлом он выступал в форме древних тираний, деспотий, абсолютных монархий
и различных аристократических режимов.
Хотя авторитаризм часто является реакцией на внутреннюю нестабильность об-
щества, сам он потенциально нестабилен.
1 Введение в политологию // Под. ред. М. Дж. Роскина. – Нью Джерси, 1988.
Глава 4. Форма государства
107
Это связано с рядом причин:
отсутствие массовой поддержки и четко выраженного источника легитимности
власти;
попытка держать общество в установленных властью рамках вызывает ответную
реакцию демократической оппозиции;
нерешенность таких социальных проблем, как голод, абсолютная бедность насе-
ления. Например, в некоторых странах Юго-Восточной Азии и Африки отсутствуют эле-
ментарные социальные программы (в том числе и пенсионные);
углубление социального расслоения между богатыми и бедными, которое в ряде
стран выступает обратной стороной быстрого экономического роста1.
Наряду с внутренним напряжением, авторитаризм может утвердиться как ответ
на внешнюю (реальную или мнимую) угрозу: возможность военных конфликтов, потери
независимости. Одновременно авторитаризм может вырастать из политической пассив-
ности народа, архаической политической культуры, из привычки «повиновения» власти.
Так же как и у демократии, у авторитаризма существуют различные формы: выде-
ляют однопартийные и многопартийные, президентские и парламентские, традицион-
ные и мобилизационные (временный характер, действует до преодоления кризиса в го-
сударстве) формы авторитаризма. Но есть и своеобразный симбиоз авторитаризма и де-
мократизма:
???«диктабланда» – режим, в котором произошла некоторая либерализация, но без
последующей демократизации. Хотя населению предоставлены определенные права, оно
не вовлечено в политическую жизнь, нет развитого гражданского общества;
???«демократура» – имеются элементы демократии (многопартийность, альтерна-
тивные выборы), но отсутствует либерализация. Элементы демократии носят формаль-
ный характер, а выборы призваны гарантировать победу правящей партии;
???«делегативная» – предполагает установление сильной исполнительной власти во
главе с президентом. Избиратели – делегируют право принимать важнейшие решения не
законодательному органу, а президенту2.
Таким образом, современные авторитарные режимы могут иметь ряд черт пере-
ходного режима – занимать промежуточное положение между демократией и тоталита-
ризмом. Они обладают бoльшими шансами, нежели тоталитаризм, для перехода к демо-
кратии. Здесь существует потенциал для политической самоорганизации гражданского
общества, т.к. уже проявляются независимые от государства экономические интересы, на
базе которых могут сформироваться политические интересы. При переходе от тоталита-
ризма к демократии необходимы не только политические реформы, но и комплексная
экономическая реформа, требующая создания институтов рыночной экономики, рефор-
мы собственности и формирования на этой основе новых социальных слоев.
1 Финкель Ю. Демократия и тоталитаризм: шило и мыло. (http://www.esperanto.mv.ru/yura/art/art1.html).
2 http://ido.edu.ru/ffec/polit/p7.html (Недемократические политические режимы: тоталитаризм и
авторитаризм).
Общая теория государства
108
Практические задания
Вопросы для обсуждения
1. Понятие формы (устройства) государства и ее элементы.
2. Формы государственного правления: понятие и виды.
3. Форма государственного правления Российской Федерации.
4. Понятие формы государственного устройства. Форма государственного устройства
Российской Федерации.
5. Государство и национальное строение общества.
– национально-государственная федерация;
– право сецессии и проблемы суверенитета в федеративном государстве;
– понятие автономии и виды автономных образований.
6. Современные организационно-правовые формы межгосударственной интеграции
(сообщество, содружество, ассоциация и т.д.).
7. Политический и государственный режим. Политический режим Российской Федерации.

Конституционные основы демократии в РФ;

Прямая и представительная демократия;

Ожесточенная борьба с инакомыслием;

Наличие мощной государственной машины;

Наличие харизматических субъектов. Культ личности;

Одна официальная идеология;

Понятие и элементы формы государства;

2) Форма правления: понятие, виды;

3) Форма государственного устройства: понятие, виды;

4) Политический (государственный) режим: понятие, виды;

5) Форма современного Российского государства;

Форма государства это организация государственной власти, выраженная в форме правления, государственного устройства и политического (государственного) режима.

Понятие формы государства дает ответ на вопрос о том, как организована власть на территории определенного государства.

Государство представляет собой единство содержания и формы. Значение формы велико, так как от того: насколько форма соответствует содержанию, зависит эффективность действия государственной власти.

На форму государства влияют: конкретно-исторические (историческая эпоха, тип цивилизации), исторические традиции, географические, природные, климатические условия, социально-экономические, геополитические факторы религиозные особенности, национальный состав, демографические факторы, культурный уровень.

Элементами формы государства выступают:

1) форма правления (характеризует порядок образования и организации органов государственной власти; их взаимоотношения друг с другом и с населением);

2) (характеризует территориальную организацию государственной власти, соотношение между государством как целым и его составными частями – территориальными единицами);

3) политический (государственный) режим (представляет собой систему методов осуществления государственной власти);

Форма правления это организация высших органов государственной власти, порядок образования этих органов, характер их взаимодействия между собой и с населением.

Существуют две основные формы правления – монархия и республика.

Монархия (греч. monarchia - единовластие) это форма правления, где высшая государственная власть полностью или частично принадлежит единоличному главе государства – монарху (королю, царю, императору, шаху, султану, раджи), который занимает престол по наследству, пожизненно осуществляет власть и не несет юридической ответственности перед населением. Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала основной формой правления в разных государствах.

Признаки монархии:

1) Верховная власть принадлежит одному лицу - единоличному главе государства;



2) Верховная власть осуществляется пожизненно;

3) Верховная власть передается по наследству. Хотя существуют выборные монархии. Например, в Малайзии монарха выбирают на 5 лет;

4) Верховная власть монарха ни от кого не зависит;

5) Монарх является юридически безответственным лицом;

6) Монарх обожествляется;

Первой формой монархии являлась рабовладельческая монархия – восточная деспотия, которую имели многие государства Древнего Востока –Египет, Вавилон, Ассирия, Индия, Китай. От восточной деспотии отличалась монархическая форма правления Древнего Рима, существовавшая более пяти веков. В условиях феодального строя различают: раннефеодальную монархию (XI в. до н.э. - I в. н.э.); сословно-представительные монархии (X-XV вв.), в которых власть монарха ограничивалась представительным органом, например, Генеральными штатами во Франции (1302-1789), Земским собором в России (середина XVI в. – конец XVII в.); абсолютные монархии.

Виды монархий:

Монархии бывают двух видов: абсолютные (неограниченные) и конституционные (ограниченные).

При абсолютной монархии власть монарха ни фактически, ни юридически ничем не ограничена. Вся полнота государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной), а иногда и духовной (религиозной) власти юридически и фактически находится в руках монарха. В его руках сосредоточены законодательная, исполнительная и судебная власти. В мировой истории такими странами были Россия XVII - XVIII веков и Франция до революции 1789 г. настоящее время к абсолютным монархиям относится Оман (Конституцию приняли в 1996 году), Бруней, Ватикан, Катар, Объединенные Арабские эмираты, Саудовская Аравия (Конституцию приняли в 1992 г.).

При конституционной монархии высшая государственная власть рассредоточена между монархом и другими органами власти (парламентами, сословно-представительными органами власти). Конституционные монархии сложились в период становления буржуазного общества. В конституционной монархии монарх ограничен выборным органом – парламентом либо Конституцией (либо и тем и другим). Высшая государственная власть осуществляется на основе и в рамках Конституции. К конституционным относятся монархии в Великобритании, Швеции, Испании, Японии, Норвегии и другие.

Конституционные монархии также делятся на: дуалистические и парламентарные .

Дуалистическая монархия – это форма правления, при которой монарх сосредотачивает в своих руках всю исполнительную власть, формирует правительство, ответственное перед ним, а не перед парламентом, а законодательная власть юридически принадлежит парламенту, хотя монарху принадлежит право абсолютного вето и право неограниченного роспуска парламента. Монарх имеет право принимать чрезвычайные указы, по силе равные законам или имеющие даже большую юридическую силу по сравнению с ними. Дуалистическая монархия является исторически переходной формой от абсолютной монархии к парламентарной. Она была распространена в XIX в. и начале XX в. Некоторые ученые относят к дуалистическим сословно-представительные феодальные монархии, существовавшие в Западной Европе в Средние века (Например, Пруссия в XIX веке, Россия конца XIX века – начала XX века, в настоящее время Иордания, Марокко, Кувейт, Свазиленд).

Парламентарная монархия – это форма правления, которой свойственно максимальное ограничение власти монарха в области как законодательной, так и исполнительной власти. Правительство формируется из представителей определенной партии (или партий), получивших большинство голосов на выборах в парламент. Лидер партии, победившей на выборах, становится главой правительства. Несмотря на то, что монарх формально назначает главу правительства и министров, правительство несет ответственность не перед ним, а перед парламентом. Парламент ограничивает монарха. В некоторых странах за монархом могут сохраняться определенные полномочия, например, право назначения главы правительства, министров, но только по предложению парламента. Монарх не вправе отклонить кандидатуру министра, если она прошла одобрение в парламенте. При парламентарной монархии, монарх – глава государства, а законодательную, исполнительную и судебную власть осуществляют конституционно сформированные органы. Законы принимаются парламентом и утверждаются монархом. Но эта прерогатива монарха имеет формальный характер. Монарх, как правило, не отказывается от подписания законопроектов. Иногда монарх наделяется правом отлагательного вето, но использует его крайне редко. Монарх скрепляет своей подписью все важнейшие государственные акты. Однако такая подпись требует контрассигнации (скрепления подписью ответственного министра или главы исполнительной власти). При парламентарной монархии монарх царствует, но не правит, он является символом нации, государства. Фигура монарха становится декоративной. Например, Великобритания, Норвегия, Швеция, Дания, Нидерланды, Бельгия, Испания, Япония, Канада.

Республика (от лат. res publica – общественное дело. Термин ввел Цицерон) – это форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит выборным представительным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями.

Признаки республики :

1) Источником власти является народ (избирательный корпус), который в процессе прямых или косвенных выборов делегирует свои властные полномочия представительному законодательному органу - парламенту. Однако следует учитывать, что никогда ни в одной стране к участию в деятельности государственной власти не допускалось все без исключения население.

2) Высшие органы государственной власти осуществляют власть от имени и в интересах народа;

3) Срок полномочий высших представительных органов государственной власти ограничен;

4) Выборные органы государственной власти несут ответственность перед избирателями;

Республиканская форма правления зародилась в рабовладельческих государствах. Наиболее яркое проявление она нашла в демократической Афинской республике (V-IV вв. до н.э.), в Спарте (V-IV вв. до н.э.), Римской аристократической республике (V-IV вв. до н.э.). В истории известны и феодальные города-республики (Флоренция, Венеция, Генуя (в Италии)); Новгород и Псков (в России), США с 1787 г., Франция с 1792 г.

Виды республик:

Республики подразделяются на парламентарные и президентские и смешанные .

Они различаются главным образом тем, какой из органов государственной власти – парламент или президент – формирует правительство и перед кем – парламентом или президентом – правительство несет ответственность.

В парламентарной республике верховная власть принадлежит парламенту, который избирается всем населением государства. Правительство формируется партиями, победившими на парламентских выборах. Парламент формирует правительство и избирает (непосредственно или в составе особой коллегии выборщиков) президента. Парламент наделен не только законодательными полномочиями, но и правом требовать отставки правительства, выразив ему недоверие, то есть правительство несет перед парламентом ответственность за свою деятельность. Президент парламентарной республики является главой государства, но не главой правительства. Правительство возглавляет премьер-министр, являющийся, как правило, лидером партии, победившей на парламентских выборах. Реальными полномочиями президент в парламентской республике не обладает. Главой государства выступает глава правительства – премьер-министр. Пример парламентарной республики: Германия, Италия, Австрия, Швейцария, Исландия, Ирландия, Турция, Индия, Венгрия, Чехия, Словакия, Эстония, Ирак, Польша, Греция, Болгария, Латвия, Литва, Израиль, Португалия .

Президентская республика – это форма правления, где президент непосредственно при определенном парламентском контроле формирует правительство, которое несет перед ним ответственность за свою деятельность. Президент избирается населением всей страны или выборщиками, является одновременно и главой государства и главой правительства. Президент наделен правом роспуска парламента и правом отлагательного вето на решения парламента. Парламент не может вынести вотум недоверия правительству. Президентскую республику отличает сильная исполнительная власть. Пример президентской республики – Россия, США, Мексика, Аргентина, Бразилия, Боливия, Венесуэла, Парагвай, Эквадор .

Смешанная республика – это форма правления, где правительство формируется и президентом и парламентом. Пример смешанной республики – Франция, Финляндия .

Форма государственного устройства территориальная организация государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями.

Форма государственного устройства представляет собой внутреннее деление государства на составные части – административно-территориальные единицы.

Существуют две основные формы государственного устройства: унитарная и федеративная .

Унитарное государство (от лат. unus - один) – это целостное централизованное государство, административно-территориальные единицы которого (области, провинции, округа) не имеют статуса государственных образований, не обладают суверенитетом и политической самостоятельностью.

Унитарное государство отличается полным политическим единством и неделимостью. Оно имеет один высший представительный законодательный орган власти – парламент и одно правительство. В унитарном государстве вся полнота власти находится у центральных органов. Органы власти административно-территориальных единиц находятся в полном подчинении у центра. У административно-территориальных единиц нет своей конституции и своего законодательства . В унитарном государстве может функционировать местное самоуправление, также как и в федеративном.

Большинство государств мира унитарные. Унитарное государство хорошо управляемо. Сила унитарного государства в единстве. Пример унитарных государств: Франция, Нидерланды, Дания, Швеция, Норвегия, Великобритания, Польша, Венгрия, Болгария, Италия, Китай, Япония, Турция и другие. Следует отметить, что унитаризм не исключает наличия внутри государства определенных автономных образований. Например, статус Польши, Финляндии в Российской империи, Шотландия и Северная Ирландия (Ольстер) в современной Великобритании, остров Афон в Греции и т.д.

Виды унитарных государств по степени зависимости от центральной власти:

1) В централизованных существует достаточно высокая степень зависимости регионов от центральной власти (Франция, Швеция, Дания, Турция и т.д.);

2) В децентрализованных , в которых крупные регионы пользуются широкой автономией, самостоятельно решают переданные им в ведение центральными органами вопросы и наделяются значительно более высокой компетенцией (Испания, Япония и т.д.).

Федеративное государство (лат. foedus - союз)– это сложное союзное государство, части которого (республики, провинции, штаты, земли, кантоны) являются государствами или государственными образованиями, обладающими частичным суверенитетом (политической самостоятельностью) .

Федерация основана на началах децентрализации. Входящие в состав федерации государственные образования и государства называются ее субъектами. Они могут иметь свои конституции (уставы), законодательство по вопросам своего ведения, собственные высшие государственные органы. У субъектов федерации отсутствует право сецессии , то есть выхода из состава федерации. Наличие в федерации двух систем высших государственных органов – федерации в целом и ее субъектов – вызывает необходимость разграничить их компетенции (предметы ведения). Разграничение предметов ведения и полномочий осуществляется путем закрепления в Конституции либо в Федеративном договоре. В мире 26 федераций. Среди них Россия, Австралия, Канада, США, ФРГ, Австрия, Швейцария, Босния и Герцеговина, Бразилия, Мексика, Бельгия, Нигерия, Индия, Аргентина, Объединенные Арабские Эмираты, Ирак и другие.

Виды федераций:

В зависимости от принципа построения или роли национального фактора:

1. По территориальному принципу (США, Австралия, Австрия, ФРГ, Аргентина, Венесуэла, Бразилия, Мексика);

2. По национальному принципу (Индия, Бельгия, Нигерия, Пакистан, СССР);

3. По смешанному национально-территориальному принципу (РФ, Швейцария, Канада).

По способу возникновения:

1. Конституционные федерации (США, Канада, Бразилия);

2. Конституционно-договорные федерации (РФ);

3. Договорные федерации (Швейцария, Объединенные Арабские Эмираты).

В зависимости от объема полномочий:

1. Асимметричные федерации (ее субъекты неравноправны), например, РФ;

2. Симметричные федерации (ее субъекты равноправны), например, США;

От унитарных и федеративных форм государственного устройства следует отличать формы межгосударственных союзов. В частности, конфедерацию.

Конфедерация это союз суверенных государств, образуемый для достижения определенных целей (военных, экономических, политических).

Конфедерация – это переходная форма государственного устройства. Достигнув целей, ради которых они были созданы, конфедерации либо распадаются либо преобразуются в федерации.

Конфедерация (от позднелат. – confoederatio – союз, объединение)– это временный союз суверенных государств, образуемый для достижения определенных целей (военных, экономических, политических). Признаки конфедерации: 1) Конфедерация основана на договорных началах; 2) Государства, входящие в конфедерацию обладают суверенитетом; 3) Конфедерация- это временный союз; 4) Субъекты конфедерации имеют право свободного выхода из нее; 5) Конфедерация не обладает суверенитетом; 6) Решения, принимаемые органами конфедерации (которые могут создаваться для координации совместной деятельности), приобретают обязательную силу лишь после утверждения их всеми членами конфедерации; 7) У конфедерации нет единой системы законодательства, общего гражданства, общей границы; 8) Конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов; 9) Конфедерация не имеет единой армии, единой системы налогов и единого государственного бюджета 10) Достигнув целей, ради которых они были созданы, конфедерации либо распадаются либо преобразуются в федерации. Пример: США (1776-1787); Швейцария (1815-1848); Германский союз (1815-1867); Австро-Венгрия (1867-1918); Сенегамбия – это объединение Сенегала и Гамбия в 1982-1989 гг. В настоящее время конфедеративные элементы присутствуют у ряда союзов, к примеру, Европейского Союза, Британского Содружества, СНГ. В определенной мере к конфедерации можно отнести Бенилюкс, Асеан, Карибское Сообщество. Содружество – новая форма ассоциированного государственного объединения. Это союз государств, созданный на основе межгосударственного договора и преследующий цель экономической и политической интеграции государств-участников. Как правило, члены содружества – это полностью независимые, суверенные государства, субъекты международных отношений. Межгосударственное объединение во многом сходно с конфедерацией, хотя степень интеграции все же отличает его от последней. В основе содружества могут лежать межгосударственный договор, устав, декларация , иные юридические акты. Например, Содружество Независимых Государств, Совет Европы. Империя (от лат. imperium)– это государственное образование, отличающееся обширной территориальной основой, сильной централизованной властью, ассиметричными отношениями господства и подчинения между центром и периферией, разнородным этническим и культурным составом населения. Это сложные многонациональные государства, создаваемые с целью захвата и насильственного удержания в своем составе суверенных соседних государств мощным деспотическим государством. Во главе империи находится царь, император, король и т.д. Пример: римская, британская, российская империи. Протекторат – формальная опека слабого государства более сильным, что, как правило, ведет к потере суверенитета первого и может сопровождаться его оккупацией. Так, Великобритания оккупировала Египет в 1882 г., а в 1914 г. установила над ним протекторат. Уния (позднелат. unio – единство, объединение) – разновидность сложного государства. Личной унией называется объединение 2 или нескольких государств под властью единого главы государства. Субъектом международного права выступает не уния, а каждое из входящих в ее состав государств. Исторические примеры личной унии: польско-литовская (1386-1669); англо-ганноверская (1714-1838); нидерландско-люксембургская (1815-1890) Реальная уния характеризуется объединением государств не только под властью единого главы государства, но и общими органами власти и управления. Субъект международного права - не реальная уния в целом, а отдельные государственные образования, входящие в ее состав. Исторические примеры реальной унии: Шведско-норвежская (1814-1905); Австро-венгерская (1867-1918); Датско-исландская (1918-1944)

Политический режим это приемы и методы осуществления политической власти. Эта категория появилась в научном обороте в 60-е гг. XX века.

Согласно одной точке зрения, понятия “политический режим” и “государственный режим” можно расценивать как тождественные, согласно другой – понятие “политический режим” более широкое, чем понятие “государственный режим”, так как включает в себя методы, и приемы осуществления политической власти не только со стороны государства, но и со стороны политических партий и движений, общественных объединений, организаций.

Политический режим характеризует определенный политический климат, существующий в той или иной стране в конкретный период ее исторического развития.

По степени концентрации власти в руках одного государственного органа или лица, уровню свободы институтов гражданского общества политические режимы подразделяются на демократические и недемократические .

Демократия

Демократический режим – это политический режим, при котором власть осуществляется методами убеждения, согласования, законности, парламентаризма. Демократический режим – это либеральный политический режим, при котором человек обладает собственностью, правами и свободами. Отстаивается ценность индивидуализма.

Признаки демократического режима:

1) Население участвует в осуществлении государственной власти посредством прямой (когда граждане, например, на референдуме непосредственно принимают решения по важнейшим вопросам общественной жизни) и представительной демократии (когда народ реализует свою власть через выбираемые им представительные органы);

2) Разделение властей;

3) Законодательная власть осуществляется коллегиальным органом, выбранным народом;

4) Политический плюрализм, в том числе многопартийность;

5) Отсутствие единой, обязательной для всех идеологии;

6) Наличие у граждан широкого круга политических прав и свобод;

7) Гласность, невмешательство государства в частную жизнь граждан;

8) Экономической основой служит рыночная экономика, устанавливающая равенство различных форм собственности, свободу предпринимательства, частной инициативы.

Недемократический режим – это режим, при котором на первый план выходят методы насилия. Этот режим может подразделяться на подвиды: авторитарный, тоталитарный, фашистский.

Признаки недемократического режима:

1) Государственный аппарат фактически независим от населения;

2) Господствует одна официальная идеология, одна политическая партия;

3) Минимум политических прав у населения;

4) Отсутствует разделение властей;

5) Полный контроль государства над всеми сферами общественной жизни.

Авторитарный (от лат. аuctoritas-власть) характеризуется сосредоточением всей государственной власти в руках одного лица или государственного органа, усилением роли исполнительных органов, отсутствием или ущемлением основных политических прав и свобод (слова, печати), подавлением политической оппозиции. Обычно сочетается с личной диктатурой. Парламент играет формальную роль. В отличие от тоталитарного режима различные институты гражданского общества сохраняют некоторую независимость под контролем государства.

Тоталитарный (от лат. totalis – всеобщий) характеризуется полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами жизни общества, огосударствлением общественных организаций, вмешательством в личную жизнь граждан, господством одной официальной идеологии, одной политической партии, репрессиями в отношении инакомыслящих, ограничением прав, свобод человека и гражданина. Пример фашистская Италия, нацистская Германия.

Признаки тоталитарного режима:

Фашистский режим представляет одну из крайних форм тоталитаризма, характеризуемую националистической идеологией, представлениями о превосходстве одних наций над другими (господствующей нации, расы), крайней агрессивностью. Глава государства обладает неограниченными полномочиями.

Фашизм (от итал. fascio - пучок, связка, объединение) – крайне реакционное, антидемократическое, правоэкстремистское идейно-политическое движение, направленное на установление открытой террористической диктатуры, полную ликвидацию демократических прав и свобод, уничтожением всех оппозиционных организаций. Фашизм зародился в Италии в 1919 г. под влиянием националистских идей вождя фашистской партии и главы итальянского правительства Бенито Муссолини, затем получил развитие в Германии, а в 1920-1930-х гг. пришел к власти во многих странах мира (Португалия, Испания и т.д.). Фашизм считается явлением XX века.

Особенности формы Российского государства .

Форма правления . Статья 1 Конституции РФ определяет Россию как республику. Выделяют 3 основных вида республик: президентскую, парламентскую и смешанную. Полномочия Президента РФ по формированию Правительства РФ и контролю за ним позволяют считать Россию президентской республикой . В науке существует точка зрения, согласно которой Россия является смешанной республикой, так как у Государственной Думы есть важные полномочия в отношении правительства: 1. Государственная Дума дает согласие Президенту на назначение Председателя Правительства РФ (ст. 103, 111 Конституции РФ); 2. Государственная Дума утверждает разработанный Правительством федеральный бюджет, а также отчет Правительства о его исполнении (ст. 114 Конституции РФ); 3. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству, в результате которого Правительство может быть отправлено в отставку (ст. 117 Конституции РФ). Первые два аргумента являются неубедительными и характерны для других президентских республик. Что касается третьего аргумента, то следует учитывать, что и в этом случае судьбу Правительства решает Президент. В соответствии со ст. 117 Конституции РФ после выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства Российской Федерации либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу. Председатель Правительства Российской Федерации может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.

В соответствии со ст. 111 Конституции РФ после трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

Т.о., Российская Федерация – это президентская республика, обладающая рядом особенностей.

Форма государственного устройства . В соответствии со ст. 1 Конституции РФ: “Российская Федерация - Россия является федеративным государством”.

Российская Федерация состоит из 83 субъектов: республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации в соответствии со ст. 5 Конституции РФ.

В то же время нормы Конституции РФ закрепляют определенное неравенство:

1. Республика имеет статус государства, а другие субъекты – статус государственного образования; 2. Республика имеет свою конституцию, а край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеют свой устав; 3. Республики имеют право устанавливать свои государственные языки наряду с русским; 4. В соответствии со ст. 11 Конституции РФ разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий, а это может означать возможность нарушения равноправия.

Поэтому многие исследователи считают Россию ассиметричной федерацией.

В соответствии со ст. 5 Конституции РФ федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

Важнейшее значение имеет принцип разграничения предметов ведения. В ведении РФ находятся наиболее важные вопросы, которые обеспечивают единство, целостность, суверенность России (ст. 71 Конституции РФ). Выделяется также сфера совместного ведения РФ и ее субъектов, в которой приоритет также отдан федерации в целом, ее государственным органам (ст. 72 Конституции РФ()ра совместного ведения РФ и ее субъектов, в которой приоритет также отдан федерации в целом, ее государственным органам._____). Субъекты федерации наделены предметами ведения по остаточному принципу (ст. 73 Конституции РФ). Акты субъектов федерации не могут противоречить федеральным актам, принятым по первым двум предметам ведения, и, напротив, акты субъектов РФ, принятые в пределах их ведения, имеют приоритет перед федеральными актами.

Политический режим . Современный российский политический режим можно охарактеризовать как демократический. В соответствии со ст. 1 Конституции РФ: “Российская Федерация - Россия является демократическим государством”. Это выражается в выборности высшего представительного и законодательного органа государства – парламента, а также в выборности всей системы представительных законодательных органов власти. Выборы осуществляются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Кроме того, в соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

В соответствии со ст. 13 Конституции РФ в РФ признается идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. В РФ признаются политическое многообразие, многопартийность.

Для граждан РФ как демократического государства характерно право на объединение. Самым распространенным политическим институтом в России является общественное объединение. Общественное объединение – это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей указанных в уставе общественного объединения. Общественные объединения равны перед законом. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Особую роль среди общественных объединений играют политические партии. Они призваны выражать политические интересы определенных групп, слоев общества. В условиях идеологического многообразия, политические партии могут активно участвовать в политической жизни страны.


Сословно-представительная монархия – это форма правления, при которой власть монарха ограничена каким-либо представительным органом (собранием, сенатом, собором и т.п.). В состав таких органов, как правило, входили представители высшей знати (дворянство, бояре, духовенство, иногда купечество) Функции этих органов в основном совещательные, рекомендательные, одобряющие по отношению к действиям и намерениям монарха.

1. Демократия: понятие, признаки

Демократия (греч. demokratia – власть народа, от demos – народ и kratos - власть) – это форма политического строя, основанная на признании народа источником власти, действии принципов равенства и свободы.

Демократия – форма государственно-политического устройства общества, основанная на признании народа в качестве источника власти (Головистикова А.Н.).

Демократия – это государственный строй, где постановления большинства имеют решающее значение (Аристотель «Политика»).

Демократия – это форма правления, основанная на признании народа источником власти, его права участвовать в решении государственных дел.

Демократия – это форма политической системы общества, основанная на признании народа источником власти, его права участвовать в решении государственных дел при наличии у него широкого круга гражданских, политических, социально-экономических прав и свобод (В.И. Цыганов).

Признаки демократии:

1) предполагает выборность высших представительных органов государственной власти. Власть при демократии осуществляется с помощью парламентских учреждений;

2) основана на признании таких принципов как а) власть большинства ; б) верховенство Конституции и законов; в) политический плюрализм; в) свобода и равенство граждан (равноправие граждан); г) неотчуждаемость и защищенность прав и свобод человека; д) разделение властей.

3) предполагает наличие развитой системы народного представительства;

4) предполагает независимое правосудие

5) предполагает свободу общественных объединений;

6) предполагает наличие у граждан широкого круга гражданских, политических и социально - экономических прав и свобод, а также условий для их фактической реализации;

7) Демократия – это власть, действующая в интересах людей.

Демократия как форма политического строя возникла впервые в Древних Афинах.

По формам осуществления власти демократия делится на прямую (непосредственную) и представительную.

Прямая (непосредственная) демократия означает прямое осуществление власти народом и находит свое выражение в выборах избирателями главы государства, парламента, в принятии законов путем референдума. При прямой (непосредственной) демократии, население (граждане, имеющие избирательное право) само непосредственно принимает основные решения по тем или иным вопросам государственной и общественной жизни. Эти решения не требуют утверждения или одобрения со стороны каких-либо властных государственных органов. Разновидностями прямой демократии являются референдумы различных уровней, прямые выборы органов государственной власти, сходы граждан и т.д.

Представительная демократия – это реализация власти народа через представителей, избираемых на основе всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании. Основными представительными органами власти, избираемыми народом, являются парламенты (представительные законодательные органы государственной власти), а также законодательные собрания в субъектах федерации. В данном случае государственную власть осуществляет не народ непосредственно, а созданный им представительный орган - парламент. При представительной демократии народ делегирует свою власть представителям. Представительная демократия является основной формой участия народа в решении общих дел.

Демократия прямая и представительная - две основные формы народовластия, закрепленные Конституцией Российской Федерации. Это непосредственное (прямое) осуществление власти народом и осуществление власти через сформированные им органы государственной власти и . Основными формами прямого народовластия являются и выборы. См. Выборы, .

Референдум и выборы являются высшим непосредственным выражением народовластия. устанавливает наивысший авторитет решений, принятых непосредственно народом.

Формы непосредственной демократии используются как для решения общегосударственных задач - федеральные выборы и референдум Российской Федерации, так и для решения вопросов регионального и местного значения - выборы и референдумы субъектов Российской Федерации, и местные референдумы.

Выборы и референдум являются самостоятельными формами непосредственной демократии, они не могут подменять друг друга. Также нельзя говорить о приоритете одной формы над другой, поскольку Конституция Российской Федерации обе эти формы провозглашает высшим непосредственным выражением народовластия. Посредством каждой из форм непосредственной демократии решаются определенные задачи. Выборы являются способом формирования органов власти. При этом вопросы формирования состава органов государственной власти и органов местного самоуправления не могут являться предметом референдума.

Важной формой народовластия является представительная - осуществление народом власти опосредованно, через органы государственной власти и . См. , Выборное должностное лицо. Эти органы образуются и формируются народом для повседневного осуществления власти от его имени. Способ формирования - посредством прямых свободных выборов. Контроль граждан за деятельностью органов составляют демократическую основу системы органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации.

Представительная форма народовластия присутствует на всех уровнях. В соответствии с Конституцией Российской Федерации на федеральном уровне образуются и действуют федеральные органы государственной власти (См. Федеральные органы государственной власти) - Президент Российской Федерации, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации. В субъектах Российской Федерации в соответствии с законодательством учреждаются законодательные и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации (См. ). На местном уровне законодательством также предусматривается обязательность наличия выборных органов (См. ).

Российское избирательное право: словарь-справочник . 2013 .

Смотреть что такое "Демократия прямая и представительная" в других словарях:

    Прямая демократия

    Представительная демократия - Демократия Ценности Законность · Равенство Свобода · Права человека … Википедия

    Демократия - У этого термина существуют и другие значения, см. Демократия (значения). Запрос «Народовластие» перенаправляется сюда; см. также другие значения … Википедия

    Демократия (значения) - Демократия: Демократия вид политического устройства государства, при котором народ осуществляет законодательные и исполнительные функции власти непосредственно (прямая демократия) либо через своих представителей (представительная… … Википедия

    Демократия - (Democracy) Понятие демократии, возникновение и формы демократии Информация о понятии демократии, возникновение и формы демократии, развитие и принципы демократии Содержание Термин “демократия” происходит от греческого слова… … Энциклопедия инвестора

Прямая демократия (Непосредственная демократия) - форма политической организации и устройства общества, при которой основные решения инициируются, принимаются и исполняются непосредственно гражданами; прямое осуществление принятия решений самим населœением общего и местного характера; непосредственное правотворчество народа.

По формулировке, данной профессором М. Ф. Чудаковым: непосредственная демократия - это совокупность способов и форм, при помощи которых личность или коллектив могут самостоятельно включаться в процесс принятия общеобязательных решений, либо участвовать в формировании и функционировании представительной системы, либо оказывать влияние на выработку государственной политики.

Характерной чертой прямой демократии является использование гражданского населœения (граждан государства), ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ несёт прямую ответственность за принятие и исполнение принимаемых решений.

Варианты и направления для инициирования вопросов могут исходить как от отдельных граждан так и целых групп (партии, общественные или хозяйственные объединœения, органы местного и государственного управления).

Преимуществом прямой демократии является быстрая постановка и принятие конкретных решений на уровне отдельных небольших групп общества (вопросы местного и частного характера).

Недостатком прямой демократии является сложность её применения на больших территориях (сложность формирования вопросов, увеличение сроков на согласование вопросов и проведения голосования) без использования компьютерной техники и средств мобильной связи.

Наиболее распространёнными методами прямой демократии являются:

1) выборы - избрание депутатов или судей гражданами. В большинстве государств (в том числе и в Российской Федерации) всœе депутаты выборные, в ряде стран назначаются только несколько членов верхней палаты парламента. Судьи могут могут как избираться народом, так и назначаться президентом или монархом (в Российской Федерации судьи назначаются президентом). Также в разное время в разных государствах выборными могли быть выборными командующие вооружённых формирований (к примеру командиры Национальной гвардии во Франции в 1790-е годы) и различные полицейские должности. Также в выборность входит право граждан выдвигать кандидатов на выборные должности и право вносить отвод кандидатов. В данный момент в большинстве государств обсуждение кандидатов проводится на собрании выдвинувших их групп избирателœей (съездов партий, съездов общественных организаций, собраний инициативных групп), избирательные собрания на которых происходит обсуждение кандидатов в большинстве государств не созываются, созывались они во Французской Республике в 1791 - 1799 гᴦ. и в Лигурийской Республике 1797 - 1799 гᴦ.

2) народное голосование (референдум) - принятие постановлений путём голосования граждан. Данные постановления носят обязательный характер, но в последнее время в самых разных странах могут народом могут приниматься постановления не имеющие обязательный силы (консультативный референдум). В некоторых государствах низшие местные единицы могут не иметь представительного органа а управление данной местной единицей может осуществлять общее собрание её жителœей. В данный момент в большинстве государств (в том числе и в Российской Федерации) народ не может принимать или отклонять бюджет, вводить или отменять налоги и сборы, ратифицировать и денонсировать международные договоры, объявление войны и заключение мира, объявление амнистии. При этом в ряде государств на референдум должна быть вынесен вопрос (в Российской Федерации не может) о роспуске парламента или отзыве президента.

3) народное обсуждение - право группы избирателœей вносить предложения об изменении и дополнении отдельных пунктов или разделов постановлений парламента. В данный момент большинстве государств (в том числе и в Российской Федерации) народное обсуждение не прописано в конституции и законах.

4) народная инициатива - право группы избирателœей вносить проекты постановлений с обязательством парламента его принять, изменить, дополнить или отклонить. Частный случай народной инициативы - встречное предложение - право определённого количества граждан выдвигать альтернативное предложение в контексте процедуры законодательной инициативы или референдума, при этом в некоторых государствах принятие такого предложения народом может влечь роспуск парламента. Часто высказывается мнение, что процедура общенародного голосования, которая должна быть инициирована не гражданами, а исключительно властными институтами, не имеет отношения к прямой демократии.

5) императивный мандат - право народа принимать наказы обязательные для отдельных депутатов или судей, право народа отзывать отдельных депутатов или судей, обязанность отдельных депутатов или судей регулярно отчитывать перед народом и право народа требовать внеочередной отчёт от них. В данный момент в большинстве государств народ не может отзывать отдельных депутатов, принимать обязательные наказы для отдельных депутатов, а отдельные депутаты не должны давать отчёты народу (в Российской Федерации императивный мандат не запрещён, но и не прописан).

К непосредственной демократии тесно примыкают иные методы политического участия, которые не дают права прямого решения вопросов государственной жизни, но позволяют оказывать влияние на процесс принятия таких решений.

Элементы прямой демократии наиболее развиты в Швейцарии, штате Калифорнии США, Лихтенштейне, Италии и некоторых других странах, где наиболее часты референдумы. Но в большинстве стран, возможности инициировать референдум ʼʼснизуʼʼ, то есть по инициативе простых граждан - очень сильно ограничены законодательно или на практике. При этом народное голосование и народная инициатива существует в большинстве государств, однако основные политические вопросы из рассмотрения на референдуме изъяты. Императивный мандат существует в Китайской Народной Республике, Социалистической Республике Вьетнам, Народно-Демократической Республике Лаос и Корейской Народно-Демократической Республике, а также в некоторых штатах США.

Обе формы осуществления власти - непосредственная и представительная - отнесены Конституцией России к основам конституционного строя:

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

Ст. 3 Конституции РФ

Праву народа соответствует конституционное право каждого гражданина РФ участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителœей:

1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителœей.

2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Ст. 32 Конституции РФ

В Конституции РФ особо подчеркнута роль непосредственной демократии для местного самоуправления:

2. Местное самоуправление осуществляется гражданами путём референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Ст. 130 Конституции РФ

Порядок проведения референдумов в России регулируется Федеральным конституционным законом.

Представительная демократия - политический режим, при котором основным источником власти признается народ, но управление государством делœегируется различным представительным органам, члены которых избираются гражданами. Представительная (репрезентативная) демократия является ведущей формой политического участия в современных государствах. Её суть состоит в опосредованном участии граждан в принятии решений, в выборе ими в органы власти своих представителœей, призванных выражать их интересы, принимать законы и отдавать распоряжения.

Представительная демократия необходима особенно тогда, когда из-за больших территорий или вследствие других причин затруднено регулярное непосредственное участие граждан в голосованиях, а также когда принимаются сложные решения, труднодоступные для понимания неспециалистов.

Проявлениями представительной демократии являются:

1) принятие законов, бюджета͵ установление налогов и сборов, ратификация и денонсация международных договоров парламентом; В данный момент в большинстве государств (в том числе и в Российской Федерации) законы и бюджет принимаются парламентом и утверждаются президентом или монархом с правом последнего отправлять проект закона или бюджета на повторное рассмотрение парламентом. Кроме того в ряде государств круг вопросов по которым принимаются законы должна быть ограничен (в Российской Федерации такого ограничения нет).

2) формирование правительства парламентом. В данный момент в большинстве государств (в том числе и в Российской Федерации) парламент утверждает кандидатуры членов правительства или кандидатуру председателя правительства предложенную президентом или монархом;

3) право законодательной инициативы - в большинстве государств принадлежит только группам из нескольких депутатов при этом право законодательной инициативы принадлежит также и президенту или монарху, в ряде государств (в том числе и Российской Федерации) законодательная инициатива принадлежит и отдельным депутатам.

4) парламентский контроль над правительством: включает в себя утверждение парламентом программы правительства, обязанность правительства и министра давать регулярный отчёт перед парламентом и право парламента требовать от правительства и его членов внеочередной отчёт и право парламента объявлять недоверие правительству или министру влекущее отставку правительства или министра. В данный момент в большинстве государств (в том числе и в Российской Федерации) правительство и министры смещаются указом президента или монарха на основании недоверия со стороны парламента.

Принципиальным недостатком представительной демократии является формирование властных органов посредством выборов, во время которых избиратели вынуждены голосовать за малознакомых им кандидатов, не представляющих интересы всœех слоёв населœения.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то