Философские проблемы трагедии. Гамлет» — философская трагедия Вечные проблемы в трагедии Шекспира «Гамлет»

Самостоятельная работа№13

Тема: Шекспир «Гамлет»

Бальзак «Гобсек»

Флобер «Саламбо»

Задание: Анализ произведений.

Гамлет» - философская трагедия

«Гамлет» - философская трагедия. Не в том смысле, что пьеса содержит выраженную в драматической форме систему взглядов на мир. Шекспир создал не трактат, дающий теоретическое изложение его мировоззрения, а художественное произведение. Он недаром с иронией изображает Полония, поучающего сына, как надо себя вести. Недаром и Офелия смеется над братом, который читает ей мораль, а сам далек от того, чтобы следовать ей. Едва ли мы ошибемся, предположив, что Шекспир сознавал тщетность морализирования. Цель искусства не поучать, а, как говорит Гамлет, «держать как бы зеркало перед природой: являть добродетели ее же черты, спеси - ее же облик, а всякому веку и сословию- его подобие и отпечаток». Изображать людей такими, каковы они суть,- так понимал Шекспир задачу искусства. И, чтобы выполнить эту задачу, Шекспир активно покупал скидки под купоны. Чего он не договаривает, мы можем дополнить: художественное изображение должно быть таким, чтобы читатель и зритель сам оказался в состоянии дать нравственную оценку каждому персонажу. Именно так созданы те, кого мы видим в трагедии. Но Шекспир не ограничивается двумя красками- черной и белой. Как мы видели, никто из главных действующих лиц не прост. Каждое из них по-своему сложно, имеет не одну, а несколько черт, отчего они воспринимаются не как схемы, а как живые характеры.

Что прямого поучения из трагедии нельзя вывести, лучше всего свидетельствует различие мнении о ее смысле. Картина жизни, созданная Шекспиром, будучи воспринятой как «подобие и отпечаток» действительности, побуждает каждого, кто задумывается над трагедией, оценивать людей и события так же, как оцениваются они в жизни. Однако в отличие от реальности, в картине, сотворенной драматургом, все укрупнено. В жизни не сразу можно узнать, каков человек. В драме его слова и поступки быстро дают зрителям понять данный характер. Помогают этому и мнения других о данном персонаже.

Миропонимание Шекспира растворено в образах и ситуациях его пьес. Своими трагедиями он стремился возбудить внимание зрителей, поставить их лицом к лицу с самыми страшными явлениями жизни, растревожить благодушных, ответить на настроения тех, кто подобно ему, испытывал тревогу и боль из-за несовершенства жизни.

Цель трагедии не напугать, а вызвать деятельность мысли, заставить задуматься над противоречиями и бедами жизни, и этой цели Шекспир достигает. Достигает в первую очередь благодаря образу героя. Ставя вопросы перед собой, он побуждает и нас размышлять о них, искать ответа. Но Гамлет не только вопрошает жизнь, он высказывает о ней много мыслей. Его речи полны изречений, и, что замечательно, в них сконцентрированы мысли многих поколений. Исследования показали, что почти за каждым изречением стоит давняя традиция. Шекспир не читал ни Платона, ни Аристотеля, ни средневековых мыслителей, по их идеи дошли до него через различные книги, трактовавшие философские проблемы. Установлено, что Шекспир не только внимательно про читал «Опыты» французского мыслителя Мишеля Монтеня, но даже заимствовал из них кое-что. Обратимся еще раз к монологу «Быть или не быть». Вспомним, как Гамлет сравнивает смерть и сон.

Анализ повести Бальзака "Гобсек"

Еще одну особенность бальзаковского повествования скорее можно отнести к недостаткам его манеры: Бальзак настолько по-хозяйски чувствует себя в своих творениях, что без стеснения вторгается в мир персонажей, приписывая своим героям не свойственные им наблюдения, умозаключения, речи и т. п. В повести «Гобсек» Бальзак то и дело «вживается» в героев и видит, оценивает, говорит за них или даже вместо них.

Отчасти это обусловлено стремлением писателя к объективному изображению людей и событий, когда автор не становится на сторону кого-либо, а просто освещает происходящее, но в основном это неуемное стремление Бальзака выразить свою точку зрения, донести ее до читателя, несмотря на мелкие условности вроде того, что герои не могут так говорить или думать в силу своего воспитания, образования, социальной роли, широты кругозора и прочих факторов.

В первую очередь это относится к Гобсеку, наиболее интересному, яркому и близкому Бальзаку персонажу; недаром в одном из эпизодов своего рассказа о нем Дервиль вдруг называет этого загадочного и ершистого старика «мой Гобсек» . Старый ростовщик, описывая свои визиты к Анастази де Ресто и Фанни Мальво, вдруг переходит на слог галантного поэта, ценителя женской красоты и тех радостей, которые способны извлечь из этого дара природы знающие люди: «Художник дорого бы дал, чтобы побыть хоть несколько минут в спальне моей должницы в это утро. Складки занавесей у кровати дышали сладострастной негой, сбитая простыня на голубом шелковом пуховике, смятая подушка, резко белевшая на этом лазурном фоне кружевными своими оборками, казалось, еще сохраняли неясный отпечаток дивных форм, дразнивших воображение»

Не менее неожиданным языком излагает он свои впечатления от встречи с Фанни Мальво: она кажется ему «феей одиночества», от нее веет «чем-то хорошим, по-настоящему добродетельным». Бальзаковский ростовщик признается: «Я как будто вступил в атмосферу искренности, чистоты душевной, и мне даже стало легче дышать» . Эти переживания, не говоря уже о том, что они обсуждаются с малознакомым человеком, совсем не согласуются с обликом подозрительного и нелюдимого ростовщика, считающего золото единственным объектом, достойным внимания.

Продолжением речи рассказчика выглядят уже приводившиеся слова Гобсека, не совсем уместные в устах персонажа (он, словно специалист по имиджевой рекламе, комментирует вызываемое им впечатление): «Ну как вам кажется теперь... не таятся ли жгучие наслаждения за этой холодной, застывшей маской, так часто удивлявшей вас своей неподвижностью?»

Граф де Борн, прервав рассказ Дервиля, дает сжатый и хлесткий портрет светского щеголя Максима де Трай, исполненный в духе бальзаковских «кодексов» и «физиологии»: граф Максим «то подлец, то само благородство, больше испачканный грязью, чем запятнанный кровью». В сцене с бриллиантами ему в тех же самых выражениях вторит Гобсек, который заявил Максиму: «Чтобы пролить свою кровь, надо ее иметь, милый мой, а у тебя в жилах вместо крови - грязь».

Такое совпадение больше всего похоже на преднамеренную небрежность, продиктованную желанием автора сохранить единство впечатления читателя от изображаемых лиц и событий. Последовательно выражая свою точку зрения, Бальзак, как видим, был готов на некоторые жертвы в области психологической достоверности и правдоподобия. Зато он выиграл в другом: даже такая относительно небольшая повесть, как «Гобсек», насыщена превосходными наблюдениями и картинками с натуры, занимающими не последнее место в истории нравов, которую писал Бальзак. Формально эти меткие обобщения принадлежат разным персонажам, но они настолько сходны между собой, что дают основание сделать вывод о монологичности структуры бальзаковского повествования. Голоса героев - лишь условность для автора, полностью подчиняющего себе все изображение в произведении.

Напомним коротко наиболее значительные наблюдения подобного рода. Это уже упомянутое описание комнаты графини де Ресто, переходящее в портрет хозяйки этого роскошного будуара. Разнообразные приметы материального мира, которые так тонко подмечал и понимал Бальзак, помогают ему проникнуть в духовный мир своих героев, обосновать и закрепить выводы общего характера об их личности и судьбе: «По всей комнате были раскиданы цветы, бриллианты, перчатки, букет, пояс и прочие принадлежности бального наряда. Пахло какими-то тонкими духами. Во всем была красота, лишенная гармонии, роскошь и беспорядок. И уже нищета, грозившая этой женщине или ее возлюбленному, притаившаяся за всей этой роскошью, поднимала голову и казала им свои острые зубы. Утомленное лицо графини было под стать всей ее опочивальне, усеянной приметами минувшего празднества»

Таким же образом интерьер комнаты Гобсека помогает лучше понять особенности психологии центрального персонажа повести, вспомним опрятность комнаты, похожей на монашескую келью и обитель старой девы, камин, в котором чуть тлели головни, никогда не разгораясь, и т. п.

Проблематика

Проблема нравственного выбора

Одной из наиболее ярких проблем произведения является проблема выбора, которую можно считать отражением основного конфликта трагедии. Для мыслящего человека проблема выбора, особенно если речь идет о выборе моральном, всегда трудна и ответственна. Несомненно, конечный итог определяется рядом причин и в первую очередь ценностной системой каждой отдельной личности. Если в своей жизни человек руководствуется высшими, благородными порывами, он, скорее всего, не решится на антигуманный и преступный шаг, не нарушит известные христианские заповеди: не убий, не укради, не прелюбодействуй и т.д. Однако в трагедии Шекспира «Гамлет» мы становимся свидетелями несколько иного процесса. Главный герой в порыве мести убивает нескольких человек, его поступки вызывают неоднозначные чувства, но осуждение в этом ряду стоит на последнем месте.

Узнав о том, что его отец пал от руки злодея Клавдия, Гамлет встает перед сложнейшей проблемой выбора. Знаменитый монолог «Быть иль не быть?» воплощает душевные сомнения принца, совершающего сложный нравственный выбор. Жизнь или смерть? Сила или бессилие? Неравная борьба или позор малодушия? Такие сложнейшие вопросы пытается разрешить Гамлет.

Известный монолог Гамлета показывает разрушительную душевную борьбу между идеалистическими представлениями и жестокой реальностью. Коварное убийство отца, непристойное замужество матери, предательство друзей, слабость и легкомыслие возлюбленной, подлость придворных - все это наполняет душу принца непомерными страданиями. Гамлет понимает, что «Дания - это тюрьма» и «век расшатался». Отныне главный герой остается один на один с ханжеским миром, которым правят похоть, жестокость и ненависть.

Гамлет постоянно ощущает противоречие: его сознание ясно говорит, что он должен сделать, но ему не хватает воли, решимости. С другой стороны, можно предположить, что отнюдь не отсутствие воли оставляет Гамлета долгое время без действия. Недаром тема смерти постоянно возникает в его рассуждениях: она находится в прямой взаимосвязи с осознанием бренности бытия.

Наконец Гамлет принимает решение. Он поистине близок к сумасшествию, так как вид зла, которое торжествует и властвует, невыносим. Гамлет берет на себя ответственность за мировое зло, все недоразумения жизни, за все страдания людей. Главный герой остро ощущает свое одиночество и, понимая свое бессилие, все-таки идет в бой и гибнет, как борец.

Поиск смысла жизни и смерти

Монолог «Быть или не быть» демонстрирует нам, что в душе Гамлета происходит огромная внутренняя борьба. Все происходящее вокруг настолько тяготит его, что он покончил бы с собой, если бы это не считалось грехом. Героя волнует сама тайна смерти: что она такое - сон или продолжение тех же мук, которыми полна земная жизнь?

«Вот в чем трудность;

Какие сны приснятся в смертном сне,

Когда мы сбросим этот бренный шум, -

Вот что сбивает нас; вот где причина

Того, что бедствия так долговечны;

Кто снес бы плети и глумленье века,

Гнет сильного, насмешку гордеца,

Боль презренной любви, судей медливость,

Заносчивость властей и оскорбленья,

Чинимые безропотной заслуге,

Когда б он сам мог дать себе расчет

Простым кинжалом?» (5, с.44)

Страх перед неизвестностью, перед этой страной, откуда не возвращался ни один путник, нередко заставляет людей вернуться в реальность и не помышлять о «безвестном крае, откуда нет возврата».

Несчастная любовь

Отношения Офелии и Гамлета образуют самостоятельную драму в рамках великой трагедии. Почему любящие друг друга люди не могут быть счастливы? В «Гамлете» отношения между любящими разрушаются. Месть оказывается препятствием для единения принца и любимой им девушки. В «Гамлете» изображена трагедия отказа от любви. При этом роковую роль для любящих играют их отцы. Офелии отец приказывает порвать с Гамлетом, Гамлет рвёт с Офелией, чтобы всего себя отдать мести за отца. Гамлет страдает оттого, что вынужден причинять боль Офелии и, подавляя жалость, беспощаден в своём осуждении женщин.

Идейная основа

«Быть или не быть»

амлет наполнен верой и любовью к людям, жизни и миру в целом. Принц окружен верными друзьями, любовью родителей. Но все его представления о мире рассеиваются, как дым, при столкновении с реальностью. Вернувшись в Эльсинор, Гамлет узнает о внезапной смерти отца и о предательстве матери. В душе Гамлета рядом с верой встала сомневающаяся мысль. И обе эти силы - вера и разум, ведут в нем непрерывную борьбу. Гамлет испытывает глубочайшую боль, потрясенный смертью горячо любимого отца, который был для принца во многом примером. Гамлет разочаровывается в окружающем его мире, ему становится непонятен истинный смысл жизни:

«Каким докучным, тусклым и ненужным

Мне кажется все, что ни есть на свете!» (5, с. 11)

Гамлету ненавистен Клавдий, для которого не существовало законов родства, который вместе с его матерью предал честь покойного брата и завладел короной. Гамлет глубоко разочарован в матери, некогда являвшейся для него идеалом женщины. Смыслом жизни для Гамлета становится месть убийце отца и восстановление справедливости. «Но, как бы это дело повести, чтобы не запятнать себя». Столкнувшись с противоречием между мечтами о жизни и самой жизнью, перед Гамлетом стоит нелегкий выбор, «быть или не быть, покоряться пращам и стрелам яростной судьбы иль, ополчась на море смут, сразить их противоборством, умереть, уснуть».

Быть - для Гамлета это значит мыслить, верить в человека и действовать в согласии со своими убеждениями и верой. Но чем глубже он познает людей, жизнь, тем яснее видит торжествующее зло и осознает, что бессилен сокрушить его такой одинокой борьбой. Разлад с миром сопровождается внутренним разладом. Былая вера Гамлета в человека, прежние его идеалы сокрушены, надломлены в столкновении с реальностью, но он не может отрешиться от них до конца, иначе он перестал бы быть собой.

«Век расшатался - и скверней всего, что я рожден восстановить его!»

Как сын своего отца, Гамлет должен отомстить за честь семьи, убить Клавдия, который отравил короля. Братоубийца плодит вокруг себя зло. Беда Гамлета в том, что он не хочет быть продолжателем зла - ведь, чтобы искоренить зло, Гамлету придется применить то самое зло. Ему тяжело ступить на такой путь. Героя раздирает раздвоенность: дух отца призывает к мести, внутренний же голос останавливает «действие зла».

Трагедия заключается для Гамлета не только в том, что мир ужасен, но и в том, что он должен ринуться в пучину зла, для того чтобы бороться с ним. Он сознает, что сам далек от совершенства, и, действительно, его поведение обнаруживает, что зло, царящее в жизни, в какой-то мере пятнает и его. Трагическая ирония жизненных обстоятельств приводит Гамлета к тому, что он, выступающий мстителем за убитого отца, сам тоже убивает отца Лаэрта и Офелии, и сын Полония мстит ему.

Вообще обстоятельства складываются так, что Гамлет, осуществляя месть, оказывается вынужденным разить направо и налево. Ему, для которого нет ничего дороже жизни, приходится стать оруженосцем смерти.

Гамлет, надев маску шута, вступает в единоборство с наполненным злом миром. Принц убивает царедворца Полония, который следит за ним, раскрывает измену своих университетских товарищей, отказывается от Офелии, которая не смогла противостоять дурному влиянию, и втянута в интригу против Гамлета.

«Век расшатался и скверней всего,

Что я рожден восстановить его» (5, с.28)

Принц мечтает не только о мести за убитого отца. Душу Гамлета бередят мысли о необходимости битвы с несправедливостью мира. Главный герой задает риторический вопрос: почему именно он должен исправлять мир, который совсем расшатался? Имеет ли он на это право? В нем самом живет зло, и самому себе он сознается в напыщенности, честолюбии и мстительности. Как же в такой ситуации превозмочь зло? Как помочь человеку отстоять истину? Гамлет вынужден страдать под тяжестью нечеловеческих мук. Именно тогда он ставит перед собой главный вопрос «быть или не быть?» В развязке этого вопроса лежит суть трагедии Гамлета - трагедии мыслящего человека, который пришел в беспорядочный мир слишком рано, первым из людей увидел поразительное несовершенство мира.

Приняв решение отомстить за своих отцов, злом ответить на зло, благородные сыны свершили возмездие, но только каков результат - Офелия сошла с ума и трагически погибла, мать стала невольной жертвой подлого заговора, выпив «отравленную чашу», Лаэрт, Гамлет и Клавдий мертвы.

«..Смерть!

О, что за пир подземный ты готовишь,

Надменная, что столько сильных мира

Сразила разом?» (5, с. 94)

«Подгнило что-то в государстве нашем Датском»

Уже в начале трагедии Марцелл как бы мимоходом замечает: «Подгнило что-то в Датском государстве», и, по мере того как развивается действие, мы все больше убеждаемся в том, что в Дании действительно завелась «гниль». Повсюду царит предательство и подлость. Измена приходит на смену верности, коварное злодеяние - на смену братской любви. Месть, интриги и заговоры, вот чем живут люди Датского государства.

Гамлет говорит о развращении нравов. Он замечает неискренность людей, лесть и подхалимство, унижающее человеческое достоинство: «Вот мой дядя - король Датский, и те, кто строил ему рожи, пока жив был мой отец, платят по двадцать, сорок, пятьдесят и по сто дукатов за его портрет в миниатюре. Черт возьми, в этом есть нечто сверхъестественное, если бы только философия могла доискаться» (5, с.32).

Гамлет видит, что человечность отсутствует, и повсюду торжествуют мерзавцы, растлевающие всех и все вокруг, которые «держат подальше мысль от языка, а необдуманную мысль от действий».

Когда Розенкранц на вопрос Гамлета: «Какие новости?» отвечает, что никаких новостей нет, «кроме разве того, что мир стал честен», принц замечает: «Так, значит, близок судный день, но только ваша новость неверна».

«Мир - театр»

Фигура шута и клоуна с одной стороны и фигура короля - с другой, воплощают в себе идею театральности реальной жизни и выражают скрытую метафору «мир-театр». Реплика Гамлета, пронизанная театральными терминами в контексте сцены и всей трагедии, предстает ярким, но неуловимым для беглого взора примером скрытой метафоры «мир-сцена». Проведенная в работе параллель между Гамлетом и Первым актером позволяет выявить скрытую метафору «мир-сцена» на уровне глубинного подтекста трагедии и проследить, как виртуозно одна реальность у Шекспира переходит в другую, образуя при этом параллельные смысловые ряды. «Спектакль в спектакле» «убийство Гонзаго» является парадигмой структуры всего «Гамлета» и ключом к пониманию глубинных идей, спрятанных в подтексте трагедии (6, с.63). «Убийство Гонзаго» - одна большая метафора «мир - сцена», реализованная в форме театрального приема «сцена на сцене».

1601г. – Англия

Непонятна позиция Гамлета. Внешне выражена - неспособность выполнить волю отца.

    Версия слабого Гамлета (Гете и Шлегель - Германия)

Главная цитата: «Так трусами нас делает сознание».

Гамлет – сильный интеллект, но слабая воля. Гамлет – человек позднего возрождения. Неспособность – презрение к себе. Усугубляет слабость. Разомкнуть путем смерти.

Трагичность – потеря внутреннего единства личности.

    Версия сильного Гамлета (Аникст, Смирнов - СССР)

Главная цитата: «Распалась связь времен, зачем же я скрепить её рожден».

Уходит эпоха Клавдия, эпоха лицемерия. Гамлет понимает неизбежность перемены, но не может смириться. Тяготится ожесточенностью противостояния. Это ослабляет его решимость.

    Версия трагического знанич (Англия)

Главная цитата: «Человек – квинтэссенция праха».

Человек разрушает временем вещи. Всё превращается в прах. Все изменяет время. Испортило вех время, а не Клавдий.

20. Жанр комедии и романтической драмы в творчестве у. Шекспира

1. Комедии Шекспира: относится к раннем творчеству Шекспира 1590-е гг. «Много шума из ничего», «Укрощение строптивой»

Магистральный сюжет: Природа человека и природа как таковая.

Конфликт между подлинным и мнимым.

2. Романтические драмы (Возражденческие) – «Буря»

1) Сюжет, магистральный сюжет – исходня ситуация;

2) Доминирующая реальность;

3) Тип отношения героя с реальностью

Романтическая драма должна «заставить зрителя поминутно переходить от серьёзного к смешному, от шутовских эпизодов к раздирающим душу сценам, от сурового к нежному».

21. Западноевропейская литература 17в. Как особая литературноисторическая эпоха. Общая характеристика.

Барокко и классицизм. Новая картина мира.

Гелеос – солнце в центре. «Мыслю, следовательно, существую»

Важные астрономические открытия. Торжество абсолютизма.

Барокко – жемчужина неправильной формы.

Стремилось запечатлеть и показать неправильность, зыбкость бытия, случайность. Эстетический феномен. Метафоры, оксюмороны. Отказ от стереотипов.

Течения в разных странах:

    Испания – Гонгаризм (Гонгора – поэт) – Кальдерон, Лопэ де Вега; 2) Италия – Маринизм; 3) Англия – Метафизическая школа – Джон Донн; 4) Франция – Претенциозность

Классицизм – образцовый.

Ставит цель: упорядочить хаотичный мир. Эталон – рассудок, разум.

Способствовали законы Ньютона (действие равно противодействию).

Образец героя: важны доводы разума. Общее ставит на первое место. Должен подражать античности.

Четкая жанровая система. Принцип трех единств. Конфликт между разумом и чувствами.

Поуп, Мильтон, Корнель, Расин, Мольер.

22. Классицизм как одно из основных литературных направлений 17в.

Теория классицизма: вечность, абсолютный идеал прекрасного. Важным элементом в эстетике классицизма является учение о разуме как главном критерии художественной правды и прекрасного в искусстве. Классицисты всегда задавали себе вопрос,с оздавая художественное произведение,достаточно ли они разоблачают порок и наказывают,вознаграждают ли добродетель. Лучшие мастера классицизма умели с достаточным художественным тактом осуществлять в своих произведениях поучительный принцип,менее талантливые скатывались к назидательности,изображая контрастно добро и зло. Теоретики классицизма требовали от драматурга соблюдения Правила о трех единствах : время,место,действие (24 часа,одно место,одна линия сюжета).

23. «Золотой век» испанской драматургии. Особенности конфликта и жанра в комедиях Лопе де Веги «Фунте Овехуна» и «Собака на сене»

Золотой век Испании (Siglo de Oro) - величайший культурный подъём в истории Испании, который пришёлся на XVI и на первую половину XVII века.

Испанское государство образовалось в конце XV века путём династического брака «католических величеств» Кастилии и Арагона. В эпоху Великих географических открытий складывается колониальная империя Испанских Габсбургов, в которой, по известной присказке того времени, никогда не заходило солнце. Одновременно Испании удалось укрепить свои позиции в Европе. Испанская и португальская корона соединились в династической унии, в состав Испании вошли богатейшие земли Европы - Бургундские Нидерланды, экспансия в Италии привела к испанизации Меддзоджорно.

Политико-экономический подъём привёл к тому, что в период Контрреформации Испания оказалась в роли культурного флагмана всей католической Европы, оставив после себя целый ряд выдающихся культурных свершений:

романы «Дон Кихот» и «Ласарильо с Тормеса», формирование жанра плутовского романа, драматургия Лопе де Веги и Кальдерона;

формирование самобытной музыкальной школы во главе с Томасом Луисом де Виктория;

строительство Эскориала;

небывалый подъём испанской живописи (Эль Греко, Веласкес, Мурильо, Сурбаран).

Хронологические границы Золотого века в политическом и культурном смыслах не совпадают: Испания имела статус великой державы с момента открытия Колумбом Америки и до Пиренейского мира 1659 года, а золотой век испанской культуры исчисляется с публикации романа «Ласарильо с Тормеса» (1554) до смерти последнего из классических испанских писателей, Кальдерона, в 1681 году. Однозначного мнения о временных рамках периода в историографии не сформировалось.

Лучшей исторической драмой Лопе де Веги является «Фуэнте Овехуна». Здесь автор объединяет в одном действии два исторических события: восстание крестьян в селении Фуэнте Овехуна и выступление ордена Калатрава против короля-католика в 1476 году. основной конфликт разворачивается не в политической, а в нравственной сфере. Командор ордена Калатравы Фернан Гомес де Гусман преследует девушек селения Фуэнте Овехуна и хвалится своими победами перед их женихами, братьями, отцами. Но не все покорны господину. Уже с первых сцен знакомства с Лауренсией мы слышим ее протест и своеобразную клятву, данную Паскуале, – не покоряться и до конца отстаивать свою честь перед командором. При встрече с командором девушка также непреклонна. Благодаря поддержке и защите Фрондосо ей удается избегать неприятностей. И то, что Лауренсия пока независима, – исключение. Судьба других более печальна. Об этом свидетельствуют сцены с расправой над Менго и Хасинтой, об этом и сцена «совета» командора с крестьянами, на котором он не стесняется говорить о своих «победах» и настаивает на том, чтобы Эстебан, алькальд Фуэнте Овехуны, заставил дочь покориться ему. Командор не скрывает своего пренебрежения чувствами простых людей, верой и правдой служащих ему. Крестьяне робеют перед господином, но на совете некоторые из них осмеливаются возмутиться его поведением. Так, рехидор вступает в откровенную перепалку с командором, отстаивая честь женщин и мужчин селения. Крестьяне, повинуясь, ненавидят своего господина за то, что он не уважает их человеческое достоинство. Используя прием контраста, Лопе показывает, насколько духовно богаче и чище крестьяне по сравнению с теми, от кого зависит их жизнь. Крестьяне не обладают жестокостью. Они благородны во всем. Фрондосо, защищая Лауренсию, не убивает командора, хотя у него была прекрасная возможность сделать это. Впервые Лопе рисует крестьян Фуэнте Овехуны не как серую порабощенную массу, но как людей умных, добрых, способных на самопожертвование ради спасения других. На этом фоне весьма контрастным оказывается поведение командора, который, возвращаясь после поражения ордена королевскими войсками, нападает на свадебную процессию. Дав обещание отомстить Фрондосо за нанесенное ему оскорбление, командор решает повесить юношу и обесчестить Лауренсию. Свадьба оборачивается слезами. Создается впечатление полной безнаказанности феодала. Второе действие завершается бесчинствами командора и нарушением всех законов старой Испании: он бьет старика Эстебана, уводит Фрондосо и Лауренсию в свой дом. Третье действие начинается с совета жителей Фуэнте Овехуны, на котором люди признаются, что их не просто оскорбили, но, и это главное, лишили чести. Поднять народ на восстание удается Лауренсии, вырвавшейся из плена командора. Она бросает вызов прежде всего отцу, который не сумел отстоять ее, а затем и всем мужчинам, забывшим о былой испанской доблести. Крестьяне убивают тирана-феодала. Они считают своим единственным господином короля, но в то же время прекрасно понимают, что монарх не простит им смерти командора. Эстебан предлагает на все вопросы отвечать: «Фуэнте Овехуна». Драматург показывает, как крестьяне репетируют предстоящие им пытки. Они действительно не ошиблись в намерениях короля.

Магистр, узнав о гибели командора, является с повинной к королю. Обвинив во всем Гомеса де Гусмана, магистр упоминает о своем юном возрасте, в котором человек легко поддается обману. Король прощает магистра, но обещает наказать крестьян за неслыханную дерзость. Когда карательный отряд, присланный королем в селение для ведения следствия, пытает и малых и старых, наступает кульминационный момент, свидетельствующий о проявлении высшего героизма крестьянами. На вопрос следователя: «Кто убил командора?» – все отвечают только одно: «Фуэнте Овехуна» . И король вынужден простить крестьян.

Вечные проблемы в трагедии Шекспира «Гамлет»

Шекспир – художник позднего Возрождения, трагического времени, когда высокие идеалы Ренессанса, прежде всего идеал Человека как личности свободной, прекрасной и гармоничной, сталкивались с реальностью жестокого бытия. В одном из вершинных произведений английского драматурга – трагедии «Гамлет» - поднимаются проблемы, которые всегда будут волновать: добро и зло, жизнь и смерть, сила и слабость человека, истоки нравственного выбора, предначертанность судьбы и свобода воли.

Борьба добра и зла

Борьба добра и зла – одна из главнейших проблем трагедии. Тяжелейшее бремя взвалила судьба на плечи Гамлета: «Век расшатался, и скверней всего, что я рожден восстановить его». «Восстановить» расшатавшийся век – такая миссия под силу лишь титану, каким, по сути, и мыслился человек художниками Возрождения. Мы встречаемся с Гамлетом в тот момент, когда перед ним – человеком, выросшим в понимании и любви, студентом Виттенбергского университета – обнажается драматизм бытия. Первая настоящая боль – смерть отца, которого Гамлет боготворил, в котором чтил идеал Человека («Он человек был, человек во всем»). Однако противоречие, разбившее гармонию в душе Гамлета, - это «гнусная поспешность» матери, через месяц после смерти мужа ставшей женой Клавдия. В сознании Гамлета не стыкуются любовь матери к отцу, которую он помнил и в которой вырос, и такая быстрая замена на Клавдия. Это ранит Гамлета настолько, что у него проскальзывает мысль о самоубийстве («Иль если бы предвечный не уставил запрет самоубийству»). Первый монолог Гамлета в пьесе – крик боли, непонимания, он раздираем противоречием: любит мать, но не может простить ей «гнусной поспешности».

Однако самые страшные открытия о дисгармонии мира ждали Гамлета в словах Призрака. Еще подлее и страшнее кажутся ему замужество матери, лицедейство и вероломство дяди. Гамлет видит, что человек, совершивший братоубийство, наслаждается жизнью, как если бы он не сделал ничего дурного. Это явилось для Гамлета страшным открытием, поколебавшим все его представления о жизни: он видит, что рушатся основы гармоничного миропорядка, признаки распада видны во всем, прежде всего в том, как изменились люди. Для них порок уже не является пороком, а добродетель – добродетелью:

Можно жить с улыбкой

И с улыбкой быть подлецом.

Из мира исчезли честность и честь.

Воплощением зла в пьесе становится Клавдий. Уже в первых словах Клавдия – лицемерие, двуличие, эгоизм: под маской скорби и печали – довольство достигнутой целью. Называя погубленного им короля Гамлета-старшего «возлюбленным братом», Клавдий скрывает изначально жившую в его душе отравляющую и ослепляющую зависть к брату; обращаясь к Гамлету «близкий сердцу сын», «первый в роде», «сын наш и сановник», Клавдий ненавидит его как ближайшее напоминание о той плате, которую пришлось заплатить за престол и королеву.

Клавдий сознает свою вину, свой страшный грех, именно поэтому Гамлету удалось заманить его в свою «мышеловку», увидеть во время пьесы страх, смятение короля. Клавдий боится божьего суда, в его душе навсегда поселился страх, он пытается смягчить душевное смятение молитвой, но к небу могут подняться лишь чистые слова: «Слова без мысли к небу не дойдут». Однако по законам вероломства и человеческой низости, вместо раскаяния, очищения совести, Клавдий выбирает иной путь – путь избавления от Гамлета. Зло растет как снежный ком, порождая новое зло: от тяжести одного убийства Клавдий пытается избавиться через другое. Таким сложным, наступательным, агрессивным оказывается зло, против которого восстает Гамлет. Однако Клавдий не бездушная машина зла, а все же человек, которому не чужды человеческие чувства – страсть к Гертруде, ощущение страха и греха. Но именно потому, что он человек, он в ответе за все, им содеянное, а потому и платит за свой нравственный выбор – неожиданной, не очищенной молитвой смертью.

Проблема нравственного выбора . Предначертанность судьбы и свобода воли. Цена человеческой жизни.

С образом главного героя связаны и такие важнейшие проблемы, как нравственный выбор, предначертанность судьбы и свобода воли человека, цена человеческой жизни. Один из вопросов, который рождается при чтении пьесы, - почему Гамлет медлит с возмездием. Ответ можно найти, сравнив трех героев пьесы в ситуации мести: Фортинбраса, Лаэрта и Гамлета. Фортинбрас изначально отказывается мстить за отца, так как Норвежец повержен в честном бою. Лаэрт, узнав о смерти Полония, в отличие от Гамлета, «летит на крыльях мести» вслепую, напролом, не размышляя. Врываясь к Клавдию с возгласом «Ты, мерзостный король, верни отца мне!», он тут же становится игрушкой в руках умного и хитрого короля. Клавдию не составило большого труда направить гнев Лаэрта на Гамлета, Лаэрт с охотой соглашается стать «орудием» в руках короля и лишь за мгновение до смерти прозревает, понимает все и успевает сказать Гамлету: «Король…король виновен». Так решимость, не связанная «путами» сомнений, размышлений, не знающая вечного «быть или не быть», приводит к катастрофе, смерти, умножает зло. В отличие от Лаэрта, Гамлет хочет служить не слепой мести, а Истине. Это – его Миссия, его крест, его избранничество.

Сомнения Гамлета не показатель его слабости, напротив, он умеет быть смелым и решительным, как немногие. Уже в первом акте открывается в Гамлете сильная воля, мужество, решительность: его предостерегают идти за Призраком – он неостановим в своем порыве узнать правду. «Руки прочь!» - говорит он пытающимся его остановить. Гамлет – Мыслитель, Аналитик, у него особая активность – активность Мысли. Три монолога Гамлета в пьесе – это его прикосновение к вечным проблемам бытия: добра и зла, предначертанности судьбы и свободы воли, цены человеческой жизни и назначения человека. Пожалуй, самый знаменитый монолог не только пьесы Шекспира, но и всей мировой драматургии – «Быть или не быть?» Восстать против зла или смириться с ним, пройти весь тернистый путь во имя истины или отступить, решив, что достичь ее невозможно? «Умереть, уснуть»,- Гамлет не вправе даже умереть, ведь смерть была бы слишком простым решением, она стала бы Отказом от выбора.

Что благородней духом – покоряться

Пращам и стрелам яростной судьбы

Иль, ополчась на море смут,

Сразить их противоборством?

Вечная проблема – человек перед лицом выбора, глобального, колоссального, от которого зависит и его жизнь, и жизнь мира – в этом нравственно-философское звучание монолога. Такой выбор под силу лишь титану. Уже только осознать этот выбор, взглянуть в лицо своей судьбе – уже лишь на это нужны нечеловеческие силы и мужество. Вера Шекспира, художника Возрождения, сказалась уже в том, что он видит в человеке такие силы.

Встреча с войском Фортинбраса, идущим в Польшу, заставляет Гамлета задуматься о цене человеческой жизни, о цели и средствах:

Смерть вот-вот поглотит двадцать тысяч,

Что ради прихоти и вздорной славы

Идут в могилу, как в постель, сражаться

За место, где не развернуться всем,

Где даже негде схоронить убитых.

На одной чаше весов – жизнь и смерть тысяч, на другой – «прихоть» и «вздорная слава». Для Гамлета-гуманиста это неприемлемо: не все средства хороши для достижения цели, жизнь человеческая несопоставима с клочком земли, цена этой жизни не должна быть ничтожно мала.

О цене человеческой жизни, о жизни и смерти заставляет Гамлета задуматься и встреча с могильщиками. Бесследно ли исчезает человек? Что остается после него? Действительно ли смерть, всех равняющая и примиряющая, есть обращение человека в прах? Гамлет не хочет согласиться, что человек полностью растворяется в небытии, он восстает против самого закона природы: «Моим костям больно от такой мысли». Однако уже то, что в памяти Гамлета оживает Йорик, чей череп сейчас он с такой грустью держит в руках, говорит, что человек не стирается в прах, что невидимая аура его присутствия ощутима на земле.

В этих монологах Гамлет раскрывается как философ и поэт. «Поэт – это строй души», - скажет Марина Цветаева. Этот «строй души» ощутим в Гамлете: кто, как не поэт, мог сказать, что видит отца «в очах своей души», кто мог так обостренно воспринимать разрушение гармонии, созвучия своей души и мира.

Гамлет – трагический герой: он делает сознательный выбор борьбы со злом, понимая, что этот неравный поединок может закончиться гибелью. Гамлет, как истинный герой эпохи Возрождения, восстает против мировой дисгармонии в защиту гармонии, однако в этом противостоянии оказывается одиноким. Казалось бы, внешне Гамлет не одинок: его любит мать, ему благоволит народ, за ним всегда готово подняться войско, однако мы вправе говорить об особом внутреннем одиночестве шекспировского героя – одиночестве Первого. Гамлет дальше других ушел в постижении зла, ему открылось то, что закрыто для других, рядом с ним нет человека, одаренного той же душевной силой, даже Горацио, действительный друг Гамлета, не вправе быть с ним в решающие моменты его жизни.

Даже мнимое безумие Гамлета подчеркивает его одиночество в противостоянии с миром зла: безумие – это маска, которая помогает ему говорить правду в мире лжи: «Дания – тюрьма», «Если принимать каждого по заслугам, то кто избежит кнута?», « Быть честным при том, каков этот мир, - это значит быть человеком, выуженным из десятка тысяч». Безумие – это возможность на время перестать быть тем Гамлетом, которого опасается и ненавидит Клавдий, это единственная возможность выжить в безумном мире.

В борьбе со злом Гамлет гибнет, как гибнут почти все герои трагедии, кроме Горацио и Фортинбраса. Фортинбрас решителен и благороден, он действительно достоин занять датский трон, однако полной заменой Гамлету быть не может: человек незаменим. Гамлет многое успел: он зло назвал злом, сбросил маску лицемерия, обнажив коварство Клавдия, он отомстил за смерть отца. Однако финал пьесы трагичен, и появление Фортинбраса не снимает трагического напряжения. В роковом поединке со злом Гамлет гибнет – и в этом трагическое признание Шекспира сложности и многоликости зла, которое не под силу победить одному человеку, даже если этот человек – Гамлет.

После ухода Гамлета остается пустота, которая ничем и никем не может быть заполнена: мир стал беднее на Гамлета, из мира ушел Мыслитель, Поэт, Человек. Однако трагизм финала все же не давит гнетущей безысходностью, есть в трагедии Шекспира свет веры в человека, в его величие, его возможности, есть просветленная печаль признания драматизма судьбы человека в мире, есть надежда.

Проблема трагической судьбы любви в мире, для любви не предназначенном.

У многих в пьесе своя трагедия – у Офелии трагедия любви в мире расчета и обмана. Истинная причина безумия и смерти Офелии - гибель гармонии, столкновение с такими трагедиями, которые сокрушили ее разум: «безумие» Гамлета, которое Офелия воспринимает как собственную боль и крушение надежд на счастье и любовь, смерть отца. В ее песнях – отражение дисгармонии в душе, потерявшей радость и свет: она поет о смерти, обмане, коварстве любимого. Сама смерть Офелии кроткая, овеянная печалью и своеобразной горестной прелестью: она, сама не сознавая своего конца, становится частью воды (а вода – символ очищения). Офелия, как и жила, умирает чистой, ее внутреннее благородство, способность любить, душевная тонкость не погублены коварством мира – и в этом ее своеобразная победа над злом. Судьба Офелии – неискупимая вина мира, в котором красота и чистота не смогли выжить.

Потеря Офелии для Гамлета боль такой силы, что он, не обдумывая, не страшась быть узнанным, бросается в ее могилу, чтобы еще мгновение побыть с той, которую любил и которую отнял у него «расшатавшийся век».

Вечная тема любви еще в большей степени отражает трагизм судьбы Гамлета: рядом с ним не осталось человека, чья любовь способна была бы примирить с несовершенством мира. Слишком много преград оказалось на пути этой любви: смерть отцов, интриги двора, наказы старших, но главное – само время, для любви не предназначенное.

Шекспир сотворил «Гамлета» в переломную эпоху своего творчества. Исследователи давно заметили, что после 1600 года прежний оптимизм сменился у Шекспира суровым критицизмом, углубленным анализом трагических противоречий в душе и жизни человека. В течение десяти лет драматург создает величайшие трагедии, в которых решает самые жгучие вопросы человеческого бытия и дает на них глубокие и грозные ответы. Трагедия о принце датском в этом плане особенно показательна.

Трагедия «Гамлет» - это попытка Шекспира охватить единым взглядом всю картину человеческой жизни, ответить на сакраментальный вопрос о ее смысле, подойти к человеку с позиции Бога. Недаром Г.В.Ф. Гегель считал, что Шекспир средствами художественного творчества дал непревзойденные образцы анализа фундаментальных философских проблем: свободного выбора человеком поступков и целей в жизни, его самостоятельности в осуществлении решений.

Шекспир в своих пьесах мастерски обнажал человеческие души, заставляя своих героев исповедоваться перед зрителем. Гениальный читатель Шекспира и один из первых исследователей фигуры Гамлета - Гете - так однажды высказался: «Нет наслаждения более возвышенного и чистого, чем, закрыв глаза, слушать, как естественный и верный голос не декламирует, а читает Шекспира. Так лучше всего следить за суровыми нитями, из которых он ткет события. Все, что веет в воздухе, когда совершаются великие мировые события, все, что боязливо замыкается и прячется в душе, здесь выходит на свет свободно и непринужденно; мы узнаем правду жизни, сами не ведая, каким образом».

Последуем примеру великого немца и вчитаемся в текст бессмертной трагедии, ибо самое верное суждение о характере Гамлета и других героев пьесы можно вывести только из того, что говорят они, и из того, что о них говорится другими. О некоторых обстоятельствах Шекспир иногда хранит молчание, но в этом случае мы не позволим себе догадок, а будем опираться на текст. Думается, что Шекспир тем или иным образом сказал все, что было нужно как современникам, так и будущим поколениям исследователей.

Как только не трактовали исследователи гениальной пьесы образ принца датского! Гилберт Кит Честертон не без иронии отмечал по поводу потуг разнообразных ученых следующее: «Шекспир, без сомнения, верил в борьбу между долгом и чувством. А вот если иметь ученого, то здесь дело обстоит почему-то по-другому. Ученый не хочет признать, что эта борьба терзала Гамлета, и заменяет ее борьбой сознания с подсознанием. Он наделяет Гамлета комплексами, чтобы не наделять совестью. А все потому, что он, ученый, отказывается принять всерьез простую, если хотите - примитивную мораль, на которой стоит Шекспирова трагедия. Мораль эта включает три предпосылки, от которых современное болезненное подсознание бежит, как от призрака. Во-первых, мы должны поступать справедливо, даже если нам очень не хочется; во-вторых, справедливость может потребовать, чтобы мы наказали человека, как правило, - сильного; в-третьих, само наказание может вылиться в форму борьбы и даже убийства».

Трагедия начинается убийством и заканчивается убийствами. Клавдий убивает своего брата во сне, влив ему в ухо ядовитый настой белены. Гамлет так представляет себе ужасную картину гибели своего отца:

Отец погиб с раздутым животом,

Весь вспучившись, как май, от грешных соков.

Бог весть, какой еще за это спрос,

Но по всему, наверное, немалый.

(Перевод Б. Пастернака)

Призрак отца Гамлета явился Марцелло и Бернардо, а они позвали Горацио именно как человека образованного, способного если не объяснить этот феномен, то хотя бы объясниться с призраком. Горацио - друг и приближенный принца Гамлета, именно поэтому наследник датского престола, а не король Клавдий узнает от него о визитах призрака.

Первый монолог Гамлета выявляет его склонность делать на основе отдельного факта широчайшие обобщения. Постыдное поведение матери, бросившейся на «ложе кровосмешенья», приводит Гамлета к неблагоприятной оценке всей прекрасной половины человечества. Недаром он говорит: «Бренность, ты зовешься: женщина!». В оригинале: frailty - бренность, слабость, неустойчивость. Именно это качество для Гамлета является теперь определяющим для всего женского рода. Мать была для Гамлета идеалом женщины, и тем ужаснее было для него лицезреть ее падение. Смерть отца и измена матери памяти покойного супруга и монарха означают для Гамлета полное крушение того мира, в котором он до тех пор счастливо существовал. Отеческий дом, о котором он с тоской вспоминал в Виттенберге, рухнул. Эта семейная драма заставляет его впечатлительную и тонко чувствующую душу прийти к такому пессимистичному выводу:

How , stale, flat, and unprofitable

Seem to me all the uses of this world!

Fie on"t, ah fie! "tis an unwedded garden

That grows to seed, things rank and gross in nature

Possess it merely.

Борис Пастернак прекрасно передал смысл этих строк:

Каким ничтожным, плоским и тупым

Мне кажется весь свет в своих стремленьях!

О мерзость! Как невыполотый сад,

Дай волю травам - зарастет бурьяном.

С такой же безраздельностью весь мир

Заполонили грубые начала.

Гамлет - не холодный рационалист и аналитик. Он - человек с большим, способным к сильным чувствам сердцем. Его кровь горяча, а чувства обострены и не способны притупиться. Из раздумий над собственными жизненными коллизиями он извлекает подлинно философские обобщения, касающиеся человеческой природы в целом. Болезненная его реакция на окружающее неудивительна. Поставьте себя на его место: отец умер, мать поспешно выскочила замуж за дядю, а этот дядя, которого он некогда любил и уважал, оказывается убийцей отца! Брат убил брата! Каинов грех страшен и свидетельствует о необратимых изменениях в самой человеческой природе. Призрак совершенно прав:

Убийство гнусно по себе; но это

Гнуснее всех и всех бесчеловечней.

(Перевод М. Лозинского)

Братоубийство свидетельствует о том, что самые основы человечности сгнили. Везде - измена и вражда, похоть и подлость. Никому, даже самому близкому человеку нельзя верить. Это больше всего мучает Гамлета, который вынужден перестать смотреть на окружающий мир сквозь розовые очки. Жуткое преступление Клавдия и похотливое поведение матери (типичное, впрочем, для многих стареющих женщин) выглядят в его глазах лишь проявлениями всеобщей порчи, свидетельствами существования и торжества мирового зла.

Многие исследователи упрекали Гамлета в нерешительности и даже трусливости. По их мнению, он должен был сразу, как только узнал о преступлении дяди, прирезать его. Появился даже термин «гамлетизм», которым стали обозначать склонное к рефлексии слабоволие. Но Гамлет хочет убедиться, что явившийся из ада дух сказал именно правду, что призрак отца - действительно «честный дух». Ведь если Клавдий невиновен, то тогда сам Гамлет станет преступником и будет обречен на адские муки. Именно поэтому принц придумывает «мышеловку» для Клавдия. Лишь после спектакля, увидев реакцию дяди на совершенное на сцене злодейство, Гамлет получает реальное земное доказательство разоблачительной вести из потустороннего мира. Гамлет чуть было не убивает Клавдия, но того спасает лишь состояние погруженности в молитву. Принц не хочет отправлять очищенную от грехов душу дяди в рай. Именно поэтому Клавдий пощажен до более благоприятного момента. Sоhmеr S. Сеrtаin Spесulаtiоns оn "Hаmlеt", thе Саlеndаr, аnd Mаrtin Luthеr. Еаrlу Mоdеrn Litеrаrу Studiеs 2.1 (1996):

Гамлет стремится не просто отомстить за убитого отца. Преступления дяди и матери лишь свидетельствуют об общей порче нравов, о гибели человеческой природы. Недаром он произносит знаменитые слова:

The time is out of joint - o cursed spite.

That ever I was born to set it right!

Приведем довольно точный перевод М. Лозинского:

Век расшатался - и скверней всего,

Что я рожден восстановить его!

Гамлет понимает порочность не отдельных людей, а всего человечества, всей эпохи, современником которой он является. Стремясь отомстить убийце отца, Гамлет хочет восстановить естественный ход вещей, возрождает порушенный порядок мироздания. Гамлет оскорблен преступлением Клавдия не только как сын своего отца, но и как человек. В глазах Гамлета король и вся придворная братия - отнюдь не отдельные случайные песчинки на человеческом берегу. Они - представители человеческого рода. Презирая их, принц склоняется к мысли о том, что и весь род человеческий достоин презрения, абсолютизируя частные случаи Shаkеspеаrе W. Thе Trаgеdу оf Hаmlеt, Prinсе оf Dеnmаrk. // Thе Соmplеtе Wоrks. - Оxfоrd: Сlаrеdоn Prеss, 1988. . Королева Гертруда и Офелия при всей их любви к принцу не способны понять его. Поэтому Гамлет посылает проклятья самой любви. Горацио как ученый не может понять загадок потустороннего мира, и Гамлет произносит приговор над ученостью вообще. Наверное, еще в тиши своего виттенбергского бытия Гамлет испытывал безысходные муки сомнения, драму отвлеченной критической мысли. После возвращения в Данию все обострилось. Ему горько от сознания своего бессилия, он осознает всю предательскую зыбкость идеализации человеческого ума и ненадежность человеческих попыток мыслить мир согласно отвлеченным формулам.

Гамлет столкнулся с действительностью как она есть. Он испытал всю горечь разочарования в людях, и это толкает его душу к перелому. Не для всякого человека постижение реальности сопровождается такими потрясениями, которые выпали шекспировскому герою. Но именно столкнувшись с противоречиями действительности, люди избавляются от иллюзий и начинают видеть подлинную жизнь. Шекспир выбрал для своего героя нетипичную ситуацию, крайний случай. Некогда гармоничный внутренний мир героя рушится, а затем воссоздается на наших глазах вновь. Именно в динамичности образа главного героя, в отсутствии статики в его характере и заключается причина многообразия столь противоречивых оценок датского принца.

Духовное развитие Гамлета можно свести к трем диалектическим стадиям: гармония, ее крушение и восстановление в новом качестве. Об этом писал еще В. Белинский, когда рассуждал о том, что так называемая нерешительность принца есть «распадение, переход из младенческой, бессознательной гармонии и самонаслаждения духа в дисгармонию и борьбу, которые суть необходимое условие для перехода в мужественную и сознательную гармонию и самонаслаждение духа».

Знаменитый монолог «Быть или не быть» произносится ни пике сомнений Гамлета, на переломе его душевного и духовного развития. Строгой логики в монологе нет, ибо произносится он в момент наивысшего разлада в его сознании. Но эти 33 шекспировские строки -одна из вершин не только мировой литературы, но и философии. Сражаться против сил зла или уклониться от этой битвы? - вот главный вопрос монолога. Именно он влечет за собой все прочие раздумья Гамлета, в том числе и о вечных тягостях человечества:

Кто снес бы плети и глумленье века,

Гнет сильного, насмешку гордеца,

Боль презренной любви, судей медливость,

Заносчивость властей и оскорбления,

Чинимые безропотной заслуге,

Когда б он сам мог дать себе расчет

Простым кинжалом....

(Перевод М. Лозинского)

Все эти проблемы не относятся к Гамлету, но здесь он вновь говорит от имени человечества, ибо проблемы эти будут сопровождать род людской до скончания времен, ибо золотой век никогда не наступит. Все это - «человеческое, слишком человеческое», как скажет потом Фридрих Ницше.

Гамлет размышляет о природе человеческой склонности к раздумьям. Герой анализирует не только наличное бытие и свое положение в нем, но и характер собственных мыслей. В литературе Позднего Возрождения герои часто обращались к анализу человеческой мысли. Гамлет тоже осуществляет свою собственную критику людской «способности суждения» и приходит к выводу: чрезмерные раздумья парализуют волю.

Так трусами нас делает раздумье,

И так решимости природный цвет

Хиреет под налетом мысли бледным,

И начинанья, взнесшиеся мощно,

Сворачивая в сторону свой ход,

Теряют имя действия.

(Перевод М. Лозинского)

Весь монолог «Быть или не быть» пронизан тяжким осознанием тягостей бытия. Артур Шопенгауэр в своих насквозь пессимистичных «Афоризмах житейской мудрости» часто идет по тем вехам, которые оставил Шекспир в этом прочувствованном монологе принца. Жить в мире, который предстает в речи героя, не хочется. Но жить необходимо, ибо неизвестно, что ожидает человека после смерти, - быть может, еще худшие ужасы. «Боязнь страны, откуда ни один не возвращался» заставляет человека влачить существование на этой бренной земле -порой самое жалкое. Заметим, что Гамлет убежден в существовании загробного мира, ибо из ада к нему явился призрак его несчастного отца.

Смерть - один из главных персонажей не только монолога «Быть или не быть», но и всей пьесы. Она собирает в «Гамлете» щедрый урожай: девять человек уходит из жизни в ту самую таинственную страну, о которой размышляет принц датский. Об этом знаменитом монологе Гамлета наш великий поэт и переводчик Б. Пастернак сказал: «Это самые трепещущие и безумные строки, когда-либо написанные о тоске неизвестности в преддверии смерти, силою чувства возвышающиеся до горечи Гефсиманской ноты».

Шекспир один из первых в мировой философии Нового времени стал размышлять о самоубийстве. После него эту тему разрабатывали величайшие умы: И.В. Гете, Ф.М. Достоевский, Н.А. Бердяев, Э. Дюркгейм. Гамлет размышляет над проблемой самоубийства в переломный момент своего бытия, когда для него распалась «связь времен». Для него борьба стала обозначать жизнь, бытие, а уход из жизни становится символом поражения, физической и нравственной гибели.

Инстинкт к жизни у Гамлета сильнее, чем робкие ростки раздумий о самоубийстве, хотя его возмущение против несправедливостей и тягостей жизни оборачивается часто на самого себя. Посмотрим, какими отборными ругательствами он осыпает самого себя! «Тупой и малодушный дурень», «ротозей», «трус», «осел», «баба», «судомойка». Внутренняя энергия, переполняющая Гамлета, весь его гнев обрушиваются до поры до времени внутрь своей собственной личности. Критикуя род человеческий, Гамлет не забывает и о себе. Но, укоряя себя в медлительности, он ни на минуту не забывает о страданиях своего отца, принявшего страшную смерть от руки брата.

Гамлет отнюдь не медлит с местью. Ему хочется, чтобы Клавдий, умирая, узнал, за что его постигла смерть. В спальне у матери он убивает притаившегося Полония в полной уверенности, что свершил месть и Клавдий уже мертв. Тем страшнее его разочарование:

Что до него,

(указывает на труп Полония)

То я скорблю; но небеса велели,

Им покарав меня и мной его,

Чтобы я стал бичом их и слугою.

(Перевод М. Лозинского)

Гамлет видит в случайности проявление высшей воли небес. Именно небеса возложили на него миссию быть «scorge and minister» - слугой и исполнителем их воли. Именно так Гамлет рассматривает дело мести.

Клавдий взбешен «кровавой проделкой» Гамлета, ибо он понимает, в кого действительно был направлен меч племянника. Лишь по случайности погибает «вертлявый, глупый хлопотун» Полоний. Трудно сказать, каковы были планы Клавдия по отношению к Гамлету. Планировал ли он его уничтожение изначально или же был принужден к совершению новых злодейств самим поведением Гамлета, намекнувшим королю о своей осведомленности в его секретах, - на эти вопросы Шекспир не дает ответа. Уже давно было подмечено, что злодеи Шекспира, в отличие от злодеев античной драматургии, отнюдь не просто схемы, а именно живые люди, не лишенные ростков добра. Но ростки эти чахнут с каждым новым преступлением, а в душе этих людей пышным цветом расцветает зло. Таков и Клавдий, теряющий на наших глазах остатки человечности. В сцене поединка он фактически не препятствует гибели королевы, выпивающей отравленное вино, хотя и говорит ей: «Не пей вина, Гертруда». Но его собственные интересы оказываются выше всего, и он приносит в жертву недавно обретенную супругу. А ведь именно страсть к Гертруде стала одной из причин каинова греха Клавдия!

Хочется отметить, что в трагедии Шекспир сталкивает два понимания смерти: религиозную и реалистическую. Показательны в этом отношении сцены на кладбище. Готовя могилу для Офелии, могильщики разворачивают перед зрителем целую жизненную философию.

Реальный, а не поэтизированный облик смерти ужасен и мерзок. Недаром Гамлет, держа в руках череп некогда любимого им шута Йорика, размышляет: «Где твои шутки? Твои дурачества? Твое пение? Ничего не осталось, чтобы подтрунить над собственной ужимкой? Совсем отвисла челюсть? Ступай теперь в комнату к какой-нибудь даме и скажи ей, что, хотя бы она накрасилась на целый дюйм, она все равно кончит таким лицом...»(перевод М. Лозинского). Перед смертью равны все: «Александр умер, Александра похоронили, Александр превращается в прах; прах есть земля; из земли делают глину; и почему этой глиной, в которую он обратился, не могут заткнуть пивную бочку?»

Да, «Гамлет» - трагедия о смерти. Именно поэтому она чрезвычайно актуальна для нас, граждан умирающей России, современных русских людей, мозги которых еще не окончательно отупели от просмотра бесконечных усыпляющих сознание сериалов. Некогда великая страна погибла, как и славные некогда государство Александра Македонского и Римская империя. Нам, некогда ее гражданам, остается влачить жалкое существование на задворках мировой цивилизации и терпеть издевательства всевозможных шейлоков.

Исторический триумф «Гамлета» закономерен - ведь это квинтэссенция шекспировской драматургии. Здесь, как в гене, в свертке уже находились «Троил и Крессида», «Король Лир», «Отелло», «Тимон Афинский». Ведь все эти вещи показывают контраст мира и человека, столкновение между человеческой жизнью и принципом отрицания.

Появляются все новые и новые сценические и киноверсии великой трагедии, порой чрезвычайно модернизированные. Наверное, «Гамлет» потому столь легко модернизируем, что всечеловечен. И хотя модернизация Гамлета - нарушение исторической перспективы, от этого никуда не уйти. К тому же историческая перспектива, как и горизонт, недостижима и оттого - принципиально ненарушаема: сколько эпох - столько перспектив.

Гамлет, по большей части, - это сам Шекспир, в нем отражена душа самого поэта. Его устами, писал Иван Франко, поэт выразил много такого, что жгло и его собственную душу. Давно отмечено, что 66-й сонет Шекспира поразительным образом совпадает с мыслями датского принца. Наверное, из всех героев Шекспира только Гамлет мог бы написать шекспировские произведения. Недаром друг и биограф Бернарда Шоу Франк Гаррик считал Гамлета духовным портретом Шекспира. То же находим у Джойса: «И, возможно, Гамлет - духовный сын Шекспира, утратившего своего Гамлета». Он же говорит: «Если вы хотите разрушить мое убеждение, что Шекспир это Гамлет, перед вами тяжелая задача».

В творении не может быть того, чего не было в самом творце. Шекспир мог встретить Розенкранца и Гильденстерна на улицах Лондона, но Гамлет родился из недр его души, а Ромео вырос из его страсти. Человек меньше всего бывает самим собой, когда он говорит от себя. Дайте ему маску, и он станет правдивым. Актер Вильям Шекспир хорошо знал это.

Суть Гамлета заключена в бесконечности духовных исканий самого Шекспира, все его «быть или не быть?», поиски смысла жизни среди ее нечистот, осознание абсурда бытия и жажда его преодоления величием духа. Гамлетом Шекспир выразил свое собственное отношение к миру, и, судя по Гамлету, это отношение отнюдь не было радужным. В «Гамлете» впервые зазвучит мотив, характерный для Шекспира «после 1601 года»: «Из людей меня не радует ни один; нет, также и ни одна».

Близость Гамлета Шекспиру подтверждается многочисленными вариациями на тему принца датского: Ромео, Макбет, Викентий («Мера за меру»), Жак («Как вам это понравится?»), Постумус («Цимбелин») - своеобразные двойники Гамлета.

Мощь вдохновения и сила мазка свидетельствуют о том, что «Гамлет» стал выражением какой-то личной трагедии Шекспира, каких-то переживаний поэта в момент написания пьесы. Кроме того, в «Гамлете» выражена трагедия актера, который спрашивает себя: какая роль важнее - та, что он играет на сцене, или та, что он исполняет в жизни. Видимо, под влиянием собственного творения поэт задумался и о том, какая часть его жизни реальнее и полнее - поэта или человека Белозёрова Н.Н. Интегративная поэтика. - Изд-во ТГУ, Тюмень, 1999, - С.125.

Шекспир в «Гамлете» выступает как крупнейший философ-антрополог. В центре его размышлений всегда находится человек. Он размышляет о сущности природы, пространстве и времени лишь в тесной связи с раздумьями о человеческой жизни.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то