Детский сад эксперименты старшей группе. Результаты поиска

Создать целостное представление о воде, как о природном явлении; Познакомить со свойствами воды(жидкая, прозрачная,без запаха без вкуса)Дать понятие о значимости воды в жизни человека; Воспитывать бережное отношение к воде.

Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море. в океане
И в водопроводном кране
Так ли это? Как вы думаете? (ответы детей)
Воспитатель: А откуда взялась капелька, где она может быть? Давайте рассмотрим картинки, где путешествовала наша Капелька. Назовите их (озеро, море, океан, лужа, речка, река, ручеек, болото)
Воспитатель: Значит, капелька - это частичка чего? (Воды)
Воспитатель: Кому нужна вода? (Ответы детей)
(вывешивается панно «Кому нужна вода»)
Воспитатель: А может ли человек прожить без воды? (Ответы детей)
Воспитатель: Без воды не было бы жизни на нашей Земле. Вода - это основа жизни.
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, что может делать вода? (бежать, течь, литься, капать, журчать)
Воспитатель: Ребята, а у нас в группе есть вода, где она находится? (в водопроводном кране)
Опыт N1. «Вода - это жидкость»
(на столе стоят стаканы с водой, пустая чашка, мерные стаканчики, дети переливают воду из одной емкости в другую)
Воспитатель: Ребята, что мы можем сказать о воде? Давайте сделаем вывод.
(Вода - это жидкость. Ее можно налить во что-нибудь: в стакан, в ведро, в вазу. Ее можно вылить, перелить из одного сосуда в другой)
Опыт N2. «Вода бесцветная»
На столе у воспитателя стакан с водой, стакан с молоком, ложечка.
Воспитатель: (опускает ложечку в молоко) Ребята, видно ложечку? (нет). (опускает ложечку в воду) А теперь видно ложечку? (да)
Воспитатель: Молоко, какого цвета? (белого) А вода, какого цвета? (вода не имеет цвета, она бесцветная).
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, вода может изменить свой цвет? Хотите в этом убедиться?
На столе у воспитателя два стакана с водой, зеленка, марганцовка.
Воспитатель: Я сейчас в воду добавлю волшебный кристаллик (марганцовку) и мы посмотрим, что произойдет с водой. Изменила свой цвет вода? (да) А теперь я добавлю в воду волшебную капельку (зеленку). Посмотрим, что произойдет с водой. Вода изменила свой цвет.
Воспитатель: Значит какой делаем вывод? (вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили)

Опыт N3. «Вода не имеет запаха»
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь? (ответы детей)
Воспитатель: Какой можем сделать вывод? (вода ничем не пахнет, у нее нет запаха)
Опыт N4. «Вода без вкуса»
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. Какая она? Сладкая? Соленая? Кислая? (Ответы детей)
Воспитатель: Следовательно, делаем вывод. (Вода не имеет вкуса, она безвкусная)
Воспитатель: Сегодня вы очень многое узнали о воде и ее свойствах. А чтобы вы не забыли, я приготовила вот такие символы. Давайте еще раз вспомним, какая бывает вода?
Вода - это жидкость; Вода – бесцветная; Вода не имеет запаха; Вода - безвкусная.
Воспитатель: Ребята, воду нужно беречь? Почему? (ответы детей)
Воспитатель: Для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много трудов и сил. Вот почему нужно беречь воду, плотно закрывать кран.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ

ПО

ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ)

ВОСПИТАТЕЛЬ: КИСЕЛЕВА ОКСАНА ВИКТОРОВНА

Д/С «КОЛОКОЛЬЧИК»

2018

Г.ИСКИТМ

сентябрь

СЕНТЯБРЬ

    Воздух. Некоторые свойства воздуха.

Поиск воздуха

Живая змейка

Воздух занимает место

Реактивный шарик

Подводная лодка

Сухой из воды

Свеча в банке

Почему не выливается

Чем пахнет воздух

Дать представление о воздухе как газообразном веществе. Познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения. Знакомить с органами дыхания человека. Помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека.

Визитка «Ученый – исследователь»; камешек, стакан с водой, полиэтиленовый пакет, резиновая груша, кусочек мела, соломинка, зеркало; вырезанные из бумаги силуэты человеческого тела и дерева с густой кроной; воронка, весы.

Дети оформляют панно «Берегите воздух», прикрепляют силуэты деревьев. Проводиться предварительная работа: беседа «Органы и система дыхания человека». Раскрашивание силуэтов деревьев.

«Надуваем мы шары»

П/И «Раздувайся пузырь»

Копилка стихов и поговорок о ветре

Рисование

    Тема: «Рисование мыльными пузырями»

    Тема: «Забавная клякса» (раздувание краски через соломинку)

Ручной труд

Тема: «Смешарик»

(нитяные работы, изготовленные способом обмотки клеевой нитью воздушного шара)

Беседа : « Опытно – экспериментальная деятельность в жизни старших дошкольников».

Цель: Дать представления о том, что опытно – экспериментальная деятельность пронизывает все сферы деятельности дошкольников.

Вода. Свойства воды.

Откуда берётся вода?

Какая бывает вода?

Есть ли у воды форма?

Ручеёк

Фонтан

Подводная

лодка

Развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования. Познакомить детей со свойствами жидкостей на примере воды.

Визитка «Ученый – исследователь»; ванночка с водой, различные по весу предметы: деревянный брусок, металлическое кольцо, пластмассовая игрушечная ложечка и т. п.; 2 стакана с водой, 2 яйца, 5 чайных ложек соли; камешки, сахар, соль, марганец, масло, глубокая тарелка.

Результаты эксперимента по плавучести предметов в воде заносятся в таблицу при помощи знаков + и -.

Игра «Веселые капельки»

Д/И «Тонет – не тонет»

П/И «Мамам – тучка»

Д/И «Какой бывает вода»

«Течет река» стих – ние Б.Заходер

Копилка стихов и пословиц о воде и её состояниях

Рисование:

    Тема:«Волшебная вода» (колорит).

    Тема:«Чудесный букет» (монотипия).

Тема: «Путешествие капельки» (рисование по- мокрому

В уголок « ДЛЯ ВАС РОДИТЕЛИ»: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».

Цель : предложить практические рекомендации, как поддержать интерес детей к опытно – экспериментальной деятельности.

Октябрь

Визитка «Ученый – исследователь»; образцы почвы в железной баночке, стакан с водой, палочка.

Используется, изображенный в таблице, алгоритм деятельности.

«Песчаный дождик»

Лепим куличики

«Домик для мышонка»

Рисование

Тема: «Сюрприз для гнома» (рисование цветным песком)

Тема: «На песочном острове» (рисование на зеркале песком).

Тема: «Песчаные художники» (сдувание песка

Анкетирование родителей . Цель: выявить отношение родителей к поисково – исследовательской активности детей.

Консультация: «Игра или

экспериментирование».

Цель: Рассказать родителям о том, что экспериментирование, как и игра является ведущим видом деятельности дошколников.

Почва. Свойства почвы.

Познакомить со свойствами почвы и входящих в ее состав песка и глины.

Визитка «Ученый – исследователь»; семена кресс-салата, влажные бумажные салфетки, почва.

Ноябрь

Результаты эксперимента по выявлению взаимодействия магнита с предметами из различных материалов заносятся в таблицу.

Рисование

Тема: «Помоги зайчонку» (рисование при помощи двух магнитов, один из которых в краске)

Домашнее задание: Закрепить знания об устройстве компаса, совершенствовать навыки и умения в практическом использовании компаса.

Домашнее задание: выполнить схематичное изображение линии горизонта, сторон горизонта.

Консультация:

Быстрые кораблики

Притягивает- не притягивает

Развивать познавательный интерес детей в процессе знакомства с глобусом Земли. Расширять представления об атмосфере Земли, четырех сторонах света (север, юг, запад, восток) и их сокращенных обозначениях.

магнитные свойства Земли. Компас.

Формировать умение ориентироваться на карте и определять на ней стороны горизонта; познакомить с современными картами, условными обозначениями на них.

Визитка «Ученый – исследователь»; компас, различные предметы.

Карта полушарий, большой атлас Земли, схематичное изображение линии горизонта, сторон горизонта.

Магниты разных размеров, металлические предметы, деревянные и пластмассовые предметы, вода, магнит на палочке, верёвочка, различные пуговицы

игры «Дотронься до звезды», «Найди планету»

Тема: «Крутится, вертится…» (при помощи нескольких магнитов с разными красками)

Консультация:

«Значение опытно – экспериментальной деятельности в психическом развити ребенка»

Декабрь

«Значение детского экспериментирования для психического развития».

Выявление механизма образования облаков.

Выявление механизма образования инея.

Выявить механизм образования облаков.

Выявить механизм образования инея.

Наблюдение за снегопадом, измо-розью, рассматривание снежинок.

Подвижные игры :

«Пузырь», «Снежный ком».

Зимние забавы: «Снежная карусель». Игры

Зимние забавы : катание на санках, скольжение на льду, постройка и заливание водой снежных фигур, «Кто первый?».

Белорусская народная игра «Мороз».

^ Дидактическая игра:

«Где снежинки?».

^ Дидактические игры:

«Береги природу», «Узнай по следам» (отпечатки на снегу).

В.Одоевский «Мороз Иванович»

С.Иванов «Каким бывает снег?».

Отгадывание загадок о разных состояниях воды, о зимних явлениях, зиме.

ЯНВАРЬ


Книжный уголок

Рассматривание иллюстраций о зиме,

картинок о разных состояниях воды,

картинок с изображением зимних забав.

Занятия

1.Аппликация:

«Пингвин на льдине».

2. Рисование:

«Зимние узоры» (восковые мелки, акварель).

Консультация: «

Почему не тонут корабли.

Почему не тонут корабли.

Емкость с водой, металлические предметы, жестяная банка.

Рассматривание иллюстраций с изображением различных моделей кораблей катеров.

Дидактические игры:

«Раз, два, три картинку поверни», «Капитан укладывает в чемодан».

Пазлы «Кораблик».

Лото «Профессии».

^ Подвижные игры:

«Удочка».

С.р.и. «Юные мореплаватели».

С.Сахаров. Самый лучший пароход.

Заучивание отрывка из стихотворе-ния В.Маяковского «Эта книжечка моя про моря и про маяк».

Загадывание загадок на тему «Водный транспорт».

Рисование техникой набрызга, печатанием.

Рисование «Твой сказочный корабль»

Картинки для раскрашивания «Корабли».

Изготовление бумажных кораблей разных видов.

Консультация: « Соблюдение правил безопасности».

ФЕВРАЛЬ

Игры Дидактические игры:

«Воздух, земля, вода», «Что по воздуху летает?», «Ветерок».

Разрезные картинки с изображением различных видов воздушного транспорта.

^ С.р.и. «Самолет».

Анкетирование родителей: цель -выявить отношение родителей к поисково – исследовательской активности детей.

    Вертушка для ветра.

Выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха (движение).

Вертушка, материал для ее изготовления на каждого ребенка: бумага (квадрат из альбомного листа), ножницы, палочка, гвоздик.

Наблюдение на прогулке за ветром; определить силу ветра (по раскачивающимся веткам деревьев, по флюгеру).

Рассматривание иллюстраций различных транспортных средств, летающих по воздуху: воздушных шаров, дирижаблей, реактивных самолетов, ракет и др.,

фотоиллюстраций людей, работающих на воздушном транспорте

Конструирование из бумаги:

«Самолетик».

Аппликация:

«Парад воздушных шаров».

Практикум:

«Занимательные опыты и эксперименты для умных пап и любопытных дошколят».

МАРТ

С помощью свечей за ранее рисунок, за тем красками проявить изображение, получаются очень красиво.

Загадки о свече, чтение А. Тувим « Что стряслось у тети Вали?».

Перед занятием по лепке предложить детям положить в

Пластелин на хорошо освещенный подоконник и наблюдать, что с ним произойдет

Консультация:

Цель:

Экспериментирование с камнями.

«О чем рассказал камешек».

Уточнить знания о камнях. Беседа «От куда родом камешки».» Кому нужны камни».

Рассматривание экспонатов коллекции камней.

На участке проводятся игры с камнями Игры проводиться утром, днем, вечером, чтобы дети смогли узнать свойства камней, их разнообразие.

Игра исследование «Какие бывают камни».

Игра воображения «Живые камни».С/И игра «Музей Игра - физминутка «Гора и камешки».

Дидактическая игра «Выложи картинку из камней». Подвижные игры «Выбей камушек из круга», «Попади в корзинку», «По каменной дорожке шагают наши ножки» (оздоровительная деятельность).

».

Заучивание стих – ия Л.В.Логиновой «Стоит гора – старушка».

Чтение П.П.Бажова «Малахитовая шкатулка», «Серебряное копытце»,

Лепка «Разноцветные камешки»

Рисование на тему «Самая красивая гора».Творческая коллективна работа «Сад камней».

Оформление папки «Драгоценные камни»,Консультация для родителей «Камень, который можно подарить ребенку».

АПРЕЛЬ

«Соблюдение правил безопасности».

Цель: Познакомить с необходимыми правилами безопасности при организации и проведении экспериментов и игр дома.

Виды электричества.

Познакомить детей с понятиями «электричество», «электрический ток»,

Формировать основы безопасноти при взаимодействии с электричеством.

Визитка «Ученый – исследователь»;

Воздушный шарик, ножницы, салфетка, линейка, расческа, пластилин, большая металлическая скрепка.

Провод в оплетке, резиновые перчатки, пласт

масса, дерево, стекло.

Наши помощники – электроприборы

Д\и «Что сначала, что потом». Дать представление о том, что с момента появления тока люди изобрели электроприборы – помощники (веник – пылесос, стиральная доска – стиральная машина, мясорубка – электромясорубка и т. д.).

Просмотр мультфильма «Фиксики», серии об электричестве.

Консультация: «Соблюдение правил безопасности».

Цель: Познакомить с необходимыми правилами безопасности при организации и проведении экспериментов и игр дома.

МАЙ

Тема: «Чудо дерево» (оттиск корой)

Тема: «Это чудное мгновенье» (тиснение)

    Взаимодействие и переход вещества из одного вида в другой

(нагрев и охлаждение, горение, круговорот воды в природе).

Продемонстрировать детям, как нагревается вода, как циркулирует тепло в комнате, и подвести к самостоятельному выводу о круговороте воды в природе, закрепить представления о расширении тел при нагревании и использовании этого свойства человеком.

Пластмассовая бутылка, воздушный шарик, 2 миски с горячей и холодной водой, термометр, две спички.

Откуда берётся вода?

Какая бывает вода?

Есть ли у воды форма?

Имеет ли вода вкус, цвет, запах?

Ручеёк

Фонтан

Подводная лодка

Игры

Дидактические игры :

«Кому нужна вода?», «Какая бывает вода?», «Круги на воде».

Подвижные игры :

«Солнышко и дождик», «Не намочи ног».

Сказка шорцев «Два ручья».

Сочинение сказки «Приключение ручейка».

Стихи, пословицы о воде и ее состоянии.

Рисование «Разноцветная радуга».

Аппликация и конструирование из бумаги:

«Весенний ручеек. Кораблик».

Практикум:

«Тонет? Не тонет!»

Цель : Предложить практические рекомендации, по организации игр и экспериментов с водой. Познакомить с простыми экспериментами и играми с водой.

по экспериментальной деятельности детей

в старшей группе

Сентябрь.

1. "Воздух и его свойства" - формирование представлений о воздухе. Развитие способностей к преобразованию. («Познавательно исследовательская деятельность» Н. Е. Веракса, О. Р. Галиягов стр. 61)

2. "Прозрачная вода" - расширение представлений о свойствах воды - без запаха, прозрачная, льётся, имеет вес. («Опыты, игры, эксперименты» стр. 66)

3. "Солнечные зайчики" - расширение представлений о свойствах света. («Опыты, игры, эксперименты» стр. 73)

4." Игры с песком" - закрепление представлений о свойствах песка. Развитие любознательности, наблюдательности, конструктивных умений. («Опыты, игры, эксперименты» стр. 76)

Октябрь.

1. "Термометр и температура" - формирование представлений о температуре окружающей среды и собственного тела. («Опыты, игры, эксперименты» стр. 76)

2. "Часы и время" - формирование представлений о времени.

3. "Газ-свойство воздуха" - развитие способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы. («Опыты, игры, эксперименты» стр. 90)

4. "Отражение света. Зеркало. " - развитие способности рассматривать различные отражения от блестящих поверхностей.

Ноябрь.

1. "Воздух вокруг нас" - формирование представлений о значении воздуха для практических целей человека. («Познавательная исследовательская деятельность» стр. 63)

2. "Термометр" - формирование представлений о теплопередачи, нагревании и охлаждении. Развитие способностей к преобразованию. («Познавательно исследовательская деятельность» стр. 68)

3. "Чудо-вода" - закрепление знаний об агрегатном состоянии воды, развивать анализирующее восприятие предметов неживой природы в экспериментировании с жидкостями. («Конспекты занятий» стр. 97)

4. "Сравнение песка и камня" - уточнять представление детей о свойствах песка и камня, объектов неживой природы. Развивать умение сравнивать материалы проводя элементарные эксперименты. Познакомить с увеличительной лупой. («Конспекты занятий» стр. 106)

Декабрь.

1. "Эксперименты с водой" - Закрепление свойств воды в процессе экспериментирования. Знакомство с человечками жидкого вещества. («Опыты, игры, эксперименты» стр. 99)

2. "Отчего происходит смена дня и ночи" - развитие умений устанавливать причинно-следственные отношения.

3."Удивительные свойства льда" - расширение представлений о свойствах льда. («Опыты, игры, эксперименты» стр. 78)

4. "Всё увидим, всё узнаем" - формирование представлений об увеличительном стекле - лупе. («Опыты, игры, эксперименты» стр. 72)

Январь.

1. "Свойства твёрдого вещества" - знакомство с человечками твёрдого вещества. Развивать у детей исследовательский интерес, творческие способности, умение зарисовывать опыты. («Организация опытно экспериментальной деятельности» выпуск 2 стр. 224)

2. "Снег и лёд" - знакомство детей с тем, что большую часть земли занимает вода, уточнить представление детей о разных состояниях воды. Воспитывать экологическое сознание, желание беречь окружающую среду. («Организация опытно экспериментальной деятельности» выпуск 2 стр. 231)

3. "Испытание магнита" - закрепление представлений о свойствах магнита. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы. («Организация опытно экспериментальной деятельности» выпуск 2 стр. 41)

4. "Вода растворяет некоторые вещества" - знакомство с новым свойством воды растворять некоторые вещества, развивать умение работать с моделями. («Конспекты занятий» стр. 135)

Февраль.

1."Маленькие волшебники" - расширение знаний о свойствах льда, актуализировать знания о свойствах дерева, магнита. Развивать умение формулировать проблему. («Опыты, эксперименты, игры» стр. 203)

2. "Лёгкий - тяжёлый" - сформулировать представление о свойствах камня. («Опыты, игры, эксперименты» стр. 195)

3. "Воздух невидимка" - закрепление представлений о свойствах воздуха на основе элементарных опытов. («Конспекты занятий» стр. 138)

4. "Что узнал незнайка о сахарном песке и соли" - развитие познавательного интереса детей в процессе исследовательской деятельности, умение делать выводы. («Конспекты занятий» стр. 142)

Март.

1. "Поговорим о весне" - обобщить знания по теме весна, учить видеть смысловые ошибки и исправлять их. Воспитывать желание проводить опыты, эксперименты. («Конспекты занятий» стр. 149)

2. "Дышат ли прорастающие семена" - формирование представлений о том, что прорастающие семена выделяют углекислый газ.

3. "С водой и без воды, в тепле и в холоде" - формирование представлений о факторах внешней среды, необходимых для роста и развития растений. (вода, свет, тепло)

4."Знакомый незнакомец апельсин"- формирование представлений детей о явлениях и процессах, происходящих в природе. Расширение знаний детей о составляющих здорового образа жизни - показать зависимость здоровья от правильного питания. («Конспекты занятий «стр. 164)

Апрель.

1."Помощница водица" - развитие познавательной активности, подводить к пониманию экологических проблем. («Конспекты занятий» стр. 287)

2. "Стекло, фарфор, пластмасса" - развивать умение сравнивать внешний вид и качество материалов, целесообразность их применения.

3. "Волшебный лучик. Радуга" - показать детям что солнечный луч может стать разноцветным («Организация опытно экспериментальной деятельности» выпуск 2 стр. 42)

4. "Сравнение свойств песка и глины" - формирование знаний о свойствах песка и глины, обобщить представление об их использовании. («Организация опытно экспериментальной деятельности» выпуск 2 стр. 39)

Май.

1. "Дерево, уголь" - знакомство детей с видами топлива, сравнивать материалы по внешнему виду, уточнить знания детей о их значении в жизни человека. («Конспекты занятий» стр. 296)

2. "Какими бывают камни" - формирование представлений о разнообразии внешнего вида камней. («Опыты, эксперименты, игры» стр. 190)

3. "Где лучше расти" - формирование представлений о необходимости почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений. («Опыты, игры, эксперименты» стр. 180)

4. "Опыты и игры с песком и глиной" - показать детям наглядно связи между живым и неживым в природе. («Опыты, игры, эксперименты» стр. 171)

Цель : Формировать основы естественнонаучных и экологических понятий посредством опытно-экспериментальной деятельности детей.

Задачи :

Создание необходимых условий для развития опытно – экспериментальной деятельности детей;

Развитие познавательных интересов;

Развитие мыслительных процессов; самостоятельности;

Воспитание гуманно-ценностного отношения к природе;

Формирование толерантности.

Предполагаемый результат:

Формирование интеллектуальных впечатлений;

Развитие умений работать в коллективе и самостоятельно;

Умение отстаивать собственную точку зрения и доказывать ее правоту.

Сентябрь - Октябрь

«Экспериментирование с песком и глиной»

Познакомить детей со свойствами песка, развивать умение сосредоточиться, планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать малозаметные компоненты, развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать. Устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы. Познакомить с правилами безопасности при проведении экспериментов.

Оборудование: Сухой, чистый песок; большой, плоский лоток; маленькие лотки (тарелочки, сито, вода, глина, песочные часы, лупы, дощечки, изделия из керамики, мерные стаканчики, прозрачные ёмкости, трубочки из бумаги, полиэтиленовые бутылки, банка, карандаш.

Задачи

Взаимодействие с родителями

Тема 1: Песочная страна

Закрепить знания детей о свойствах песка.

Познание (математика): измерение сыпучих предметов с помощью условной мерки. Социализация: Создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность, формировать у детей доброжелательного отношения друг к другу.

Консультация «Опытно – экспериментальная деятельность в жизни старших дошкольников».

Тема 2: Песчаный конус.

Помочь определить, может ли песок двигаться

Художественное творчество: «Сюрприз для гнома» (рисование цветным песком) Здоровье: Физминутка «Ладонь в ладонь»

Беседа дома с детьми: кто такие учёные; что такое эксперимент

Тема 3: Глина, какая она?

Закрепить знания детей о глине. Выявить свойства глины (вязкая, влажная)

Художественное творчество: моделирование изделий из глины.

Социализация: Создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность, формировать у детей доброжелательного отношения друг к другу.

Памятка: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».

Тема 4: Песок и глина – наши помощники.

Уточнить представления о свойствах песка и глины, определить отличия

Художественное творчество: Ленка из глины по замыслу Здоровье: физминутка. «По дорожке ты шагай»

Анкетирование родителей. Цель: выявить отношение родителей к поисково – исследовательской активности детей.

Тема 5: Ветер и песок

Предложить детям выяснить, почему при сильном ветре неудобно играть с песком

Художественное творчество «Песчаные художники» (сдувание песка на лист бумаги) Игра-рефлексия «Цветок для Винни-Пуха»

Предложить родителям приобрести для опытов: соломинки, пипетки, марлю, сосуды разной формы, клеёнку, сетку для опытов и экспериментов. Сшить халаты “ученых” для экспериментирования, сделать эмблемы.

Тема 6: "Свойства мокрого песка"

Познакомить со свойствами мокрого песка

Коммуникация: развитие речи: «Что произойдёт, если…» Художественное творчество «Куличики из песка»

Обновление картотеки условных обозначений «Свойства»

Тема 7: «Песочные часы»

Знакомство с песочными часами

Художественное творчество «Песчаные художники» Познание: «Что было до..» (О.В.Дыбина) Тема: «Часы».

Оформление папки «Мои открытия».

Тема 8: «Песок и глина»

Дать детям представление о влиянии высоких температур на песок и глину.

Художественное творчество Моделирование из глины «Олешек» Безопасность: Формировать представления о вреде грязи для человека и способах борьбы с нею

Создание альбома: «Наши открытия»

Ноябрь – декабрь

«Экспериментирование с воздухом»

Цель: Развивать познавательную активность детей, инициативность; развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; уточнить понятие детей о том, что воздух – это не «невидимка», а реально существующий газ; расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности при проведении экспериментов.

Оборудование: Воздушные шары, целлофановые пакеты, трубочки, прозрачные пластиковые стаканы, вертушки, ленточки, ёмкость с водой, салфетки. свеча, банка, готовые открытки, сырые картофелины.

Тема экспериментальной деятельности

Задачи экспериментальной деятельности

Интеграция образовательных областей

Взаимодействие с родителями

Тема 1: Этот удивительный воздух

Дать представления об источниках загрязнения воздуха; формировать желание заботиться о чистоте воздуха

Художественное творчество Ручной труд Смешарики» (нитяные работы, изготовленные способом обмотки клеевой нитью воздушного шара) Коммуникация: Упражнять детей в выражении своих знаний, воспоминаний, предположений с помощью правильно оформленных монологических высказываний

Тема 2: Парусные гонки

Показать возможности преобразования предметов, участвовать в коллективном преобразовании

Художественное творчество «Забавная клякса» (раздувание краски через соломинку) Здоровье: физминутка «Ветер»

Изготовление корабликов из бумаги способом оригами по схеме.

Тема 3: Вдох - выдох

Расширить представления о воздухе, способах его обнаружения, об объеме воздуха в зависимости от температуры, времени, в течение которого человек может находиться без воздуха.

Художественное творчество «Рисование мыльными пузырями» Здоровье: Закреплять знания детей о здоровом образе жизни

Консультация «Экспериментируем вместе с папой».

Тема 4: Сухой из воды

Помочь определить, что воздух занимает важное место в жизни человека.

Здоровье: Дыхательная гимнастика. Познание: Закрепить знания о том, как сохранить и укрепить здоровье.

Фотовыставка: «Как мы экспериментируем».

Тема 5: Поиск воздуха

Уточнить понятия детей о том, что воздух - это не "невидимка", а реально существующий газ.

Коммуникация: Придумать с родителями сказку «О воздухе» Здоровье: Формировать понимание необходимости сохранять воздух чистым, знать источники загрязнения воздуха, понимать опасность загрязненного воздуха для здоровья.

Практикум: «Варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей в ходе использования естественных ситуаций дома»

Тема 6: Муха – цокотуха

Уточнить знания детей о воздухе, о его значении для насекомых.

Художественное творчество Конструирование «Жуки» (из природного материала).

Чтение художественной литературы: «Муха-цокотуха» К.И. Чуковского

Консультация «Соблюдение правил безопасности». Цель: познакомить с правилами безопасности при организации и проведении экспериментов и игр дома.

Тема 7: Воздух при нагревании расширяется

Сформировать у детей представление о теплом и холодном воздухе.

Здоровье Закаливание с помощью воздушных ванн.

Безопасность: Соблюдать правила безопасности при работе.

Совместное детско-взрослое творчество: изготовление книжек-малышек.

Тема 8: В воде есть воздух

Дать представление о том, что в воде тоже есть воздух, как можно увидеть воздух в воде.

Чтение художественной литературы. «Что ты знаешь о рыбах»

Совместное развлечение детей и родителей «Моя семья». Цель: формировать желание сделать близким и дорогим людям приятное

Январь

«Экспериментирование с водой»

Цель: Формировать у детей знания о значении воды в жизни человека; ознакомить со свойствами воды: отсутствие собственной формы, прозрачность, вода – растворитель; значение воды в жизни человека: круговорот воды в природе, источник питьевой воды, жизнь и болезни водоёмов. Развивать навыки проведения лабораторных опытов:

Закреплять умение работать с прозрачной стеклянной посудой: стеклянными стаканчиками, палочками;

Закреплять умение работать с незнакомыми растворами, соблюдать при этом необходимые меры безопасности.

Оборудование: Прозрачные, стеклянные стаканы разной формы, фильтровальная бумага, вещества (соль, сахар, мука, крахмал, краски, травяной настой ромашки или календулы, растительное масло, воздушный шар, мерные стаканчики, камешки, мелкие игрушки (киндер).

Тема экспериментальной деятельности

Задачи экспериментальной деятельности

Интеграция образовательных областей

Взаимодействие с родителями

Тема 1: Пар - это тоже вода

Дать детям понятие о том, что пар - это тоже вода. Познакомить с некоторыми свойствами воды. Обратить внимание на то, что вода таит в себе много неизвестного.

Художественное творчество «Волшебная вода» (колорит). Безопасность: формировать аккуратность во время работы со стеклянным оборудованием.

Буклет «Экспериментируем дома». Цель: познакомить родителей с играми – экспериментами, которые они могут провести дома вместе с детьми.

Тема 2: С водой и без воды

Познакомить с некоторыми свойствами воды. Помочь выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло)

Художественное творчество «Волшебная вода» («Красочные

брызги»).

Родительское собрание. «Поможем воде стать чистой»

Тема 3: Замораживаем воду

Дать детям понятие о том, что снег - это замерзшая вода.

Художественное творчество Аппликация «Снежинка». Социализация: формировать старание и дружеское отношение между детьми во время выполнения опытов и заданий.

Предложить родителям провести эксперимент с цветными льдинками дома вместе с детьми.

Тема 4:Вода не имеет формы

Дать представление о том, что вода принимает форму сосуда.

Художественное творчество «Путешествие капельки» (рисование по - мокрому). Коммуникация: активизировать речь детей, богатить словарь новыми словами.

Консультация для родителей по экспериментированию с водой. Цель: предложить некоторые опыты, которые можно провести со своими детьми дома.

Февраль

«Человек».

Цель: Формировать у детей знания о собственном теле, о способах реагирования человека на окружающий мир, значении каждого органа в жизни человека. Закреплять знания детей о соблюдении личной гигиены и сохранении здоровья.

Оборудование: стетоскоп, фанендоскоп, линзы разных размеров, фонарики, музыкальные инструменты, продукты питания, поднос, вата, духи, веер.

Тема экспериментальной деятельности

Задачи экспериментальной деятельности

Интеграция образовательных областей

Взаимодействие с родителями

Тема 1: Проверим слух

Познакомить детей с органом слуха – ухом, как частью тела. Рассказать детям об этом важном органе человека, для чего нам нужны уши, как надо заботиться об ушах. Показать - как человек слышит звук.

Памятка: «Береги уши»

Тема 2: Наши помощники - глаза

Познакомить детей с органом зрения как частью тела. Рассказать детям об этом важном органе человека, для чего нам нужны глаза, как надо заботиться о глазах. Помочь определить, для чего человеку нужны глаза.

Художественное творчество «Братья близнецы». (Рисование глаз способом монотипия предметная) Познание: создание проблемной ситуации «Найти дорогу закрытыми глазами»

Заучивание стихотворения А.П.Мартынова «Для чего нужны глаза»

Тема 3: Взаимосвязь органов вкуса и запаха

Показать взаимосвязь органов вкуса и запаха.

Дидактическая игра:

«Определи на вкус», «Определи по запаху»

Приобщить родителей к созданию, оформлению уголка «Ароматерапии».

Март

«Экспериментирование с деревом»

Цель: Познакомить детей со свойствами дерева. Овладеть средствами познавательной деятельности, способами обследования объекта. Развивать умение определять существенные признаки и свойства (структура поверхности, твёрдость, прочность, не тонет, лёгкое). Стимулировать желание детей для самостоятельного эстетического преобразования предметов.

Оборудование: кора разных деревьев, большая миска, вода комнатные растения, целлофановые пакеты, земля, лупы, стека.

Тема экспериментальной деятельности

Задачи экспериментальной деятельности

Интеграция образовательных областей

Взаимодействие с родителями

Тема 1: Тонет - не тонет

Знакомство со свойствами коры дерева

Художественное творчество: «Чудо-дерево» (оттиск корой)

Подбор с родителями пословиц и поговорок о лесе и растениях

Тема 2: Посадим деревце

Дать детям понятие - что растение добывает воду через корневую систему

Художественное творчество Лепка из солёного теста «Волшебное дерево» чтение художественной литературы: Инсценировка произведения:» Чудо-дерево»

Посадка деревьев на участке.

Тема 3: Есть ли у растения органы дыхания?

Помочь определить, что все части растения участвуют в дыхании.

Познание (экология) Тема: «Лес – как экосистема» Физическая культура: Развитие двигательной активности по средствам танцевальных движений

Памятка: «Береги лес!»

Тема 4: Почему осенью опадают листья?

Помочь установить зависимость роста растений от температуры и поступаемой влаги.

Художественное творчество: «Пейзаж» (рисование на коре деревьев) Худ.слово: В.Нирович «Листопад», В Шульжик «Листоход», Белозеров «Осень».

Сбор и оформление гербария.

Апрель

«Магнит и его свойства. Экспериментирование с магнитом»

Цель: Познакомить детей с понятием магнит. Сформировать представление о свойствах магнита. Активизировать знания детей об использовании свойств магнита человеком. Развивать познавательную активность детей, любознательность при проведении опытов; умение делать выводы. Воспитывать правильные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Оборудование: Магниты разных размеров, металлические предметы, деревянные и пластмассовые предметы, вода, магнит на палочке, верёвочка, различные пуговицы.

Тема экспериментальной деятельности

Задачи экспериментальной деятельности

Интеграция образовательных областей

Взаимодействие с родителями

Тема 1: Парящий самолет

Помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойствах притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими; отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит; Познакомить с физическим явлением «магнетизм»

Познание: Определение частей света с помощью компаса на прогулке. помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойстве притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими, через какие материалы и вещества может воздействовать магнит;

Создание мини-лаборатории «Мир магнитов»

Тема 2: Притягивает - не притягивает

Помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойствах притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими; отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит; Изучить влияние магнетизма на разные предметы

Художественное творчество: «Помоги зайчонку» (рисование при помощи магнита и металлической пластинки, которая в краске) Физическая культура: Развитие двигательной активности по средствам танцевальных движений.

Предложить родителям провести дома вместе с детьми опыты с магнитами.

Тема 3: Как достать скрепку из воды, не замочив рук

Помочь определить, какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею

Дидактическая – магнитная игра «Оденем куклу на прогулку» Магнитный конструктор и поделки из него.

Совместное создание кукольного театра на магнитах.

Тема 4: Рисует магнит или нет

Познакомить детей с практическим применением магнита в творчестве. Способствовать воспитанию самостоятельности, развитию коммуникативных навыков;

«Крутится, вертится…» (при помощи нескольких магнитов с разными красками) Социализация: развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей;

Закрепление знаний детей о свойствах магнита «Удивим родителей» Проведение опытов вместе с родителями и умение дать ему научное обоснование.

Экспериментирование с почвой .

Цель: Обогатить знания детей о свойствах почвы. Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений.

Оборудование: Почва; большой, плоский лоток; маленькие лотки (тарелочки, сито, вода, лупы, ящик для рассады, глина, песок, семена укропа, лейка, совок, палочки для рыхления.

Тема экспериментальной деятельности

Задачи экспериментальной деятельности

Интеграция образовательных областей

Взаимодействие с родителями

Тема 1: «Домашняя засуха»

Дать представление о том, что в земле есть вода.

Труд в уголке природы. Рыхление почвы разными способами. Социализация: Формирование умения согласовывать свои действия с действиями партнера;

Консультация: «Организация детского экспериментирования в летний период»

Тема 2: «Где лучше расти»

Знакомство со свойствами почвы

Труд: Работа в огороде. Сбор природного материала для поделок, экспериментов. Коммуникация: Обогащение словаря детей.

Сбор природного материала для поделок, экспериментов.

Перспективное планирование составлено на основании программ:

«От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, соответствующей Федеральным государственным требованиям;

О. В. Дыбиной "Ребёнок в мире поиска";

Н. Н. Николаевой «Юный эколог»;

Н. А. Рыжовой «Наш дом - природа»;

Дыбиной О. В., Рахмановой Н. П., Щетининой В. В. «Неизведанное рядом» (занимательные опыты и эксперименты для дошкольников);

Зубковой Н. М. «Воз и маленькая тележка чудес» (опыты и эксперименты для детей, «научные ответы на детские «почему»;

Шапиро А. И. «Секреты знакомых предметов»;

А. И. Савенкова «Методика проведения учебных исследований в детском саду»;

А. И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду».

Актуальность:

«...Дайте им (детям) право исследовать что-нибудь самостоятельно - только тогда они и начнут что-нибудь действительно изучать. Все остальное - бессмысленное насилие над ребенком.» М.А. Балабан.
ФГОС ДО 2013 г. в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.

Пояснительная записка:
Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста. Примером является принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Данный документ регламентирует образовательную деятельность дошкольной образовательной организации (ДОО) и позволяет по- иному рассматривать вопросы познавательного развития дошкольников.

ФГОС ДО 2013 г. в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того, стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Данный документ трактует познавательное развитие как образовательную область, сущность которой раскрывает следующим образом: развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является экспериментирование, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений. В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него. В процессе экспериментирования ребёнок осваивает позицию субъекта познания и деятельности. Ребенок познает мир в процессе любой своей деятельности, но именно в познавательно - исследовательской дошкольник получает возможность на прямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему? зачем?как устроен мир?)

«Как, зачем и почему?» - вариативная часть к рабочей программе, разработка которой осуществлена в соответствии с федеральными государственными стандартами дошкольного образования и предназначена для детей от 3-х до 7-ми лет.

Данная рабочая программа составлена на основе программы:

  1. «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Веракса
  2. Образовательной программы МКДОУ детский сад № 4 №Радуга» пгт Нема - в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

Цель: развитие познавательной активности детей посредством опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

  • Формировать умение детей видеть и выделять проблему эксперимента.
  • Формировать умение принимать и ставить перед собой цель эксперимента.
  • Формировать умение отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.
  • Формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи
  • Знакомить ребенка с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть и т. д.).
  • Знакомить с основными видами и характеристиками движения: скорость, направления.

Развивающие:

  • Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
  • Формировать интерес к поисковой деятельности.
  • Развивать личностные свойства: целеустремленность, настойчивость, решительность, любознательность, активность.
  • Развивать представления об основных физических явлениях: магнитное и земное притяжение, электричество, отражение и преломление света и др.

Воспитательные:

  • Воспитывать самостоятельность в повседневной жизни, в различных видах детской дея-тельности.
  • Воспитывать умение четко соблюдать необходимую последовательность действий.
  • Воспитывать умение организовать свое ра-бочее место, убирать за собой.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.
  • Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.

В основу положены принципы:

  • Принцип психологической комфортности.
  • Принцип природосообразности.
  • Принцип дифференцированного подхода.
  • Принцип интеграции.
  • Принцип научности.
  • Принцип доступности.
  • Принцип развивающего эффекта содержания. Принцип системности.

Планируемые результаты:

Ребенок может:

  • увидеть и определить проблему, принимать и ставить цель, решать проблем, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные выводы;
  • проявлять инициативу, самостоятельности, сотрудничать с другими, отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими;
  • грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, строить доказательную речь;
  • принимать живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

Примерные виды интеграции области «Познавательное развитие» по программе:

Исследовательская деятельность обеспечивает развитие личности, мотивации и способности детей во всех образовательных областях:

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

«Социально-коммуникативное развитие»

«Художественно-эстетическое развитие»

«Физическое развитие».

Детское экспериментирование тесно связано с такими видами деятельности как: наблюдение, труд, развитие речи, изобразительная деятельность, формирование математических представлений.

Развитие речи хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента - при формировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчёте об увиденном.

Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее будут развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже ребёнок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности.

3блока:

1. Живая природа - характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, как приспособление к окружающей среде и др.;

2. Неживая природа - воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота и др.;

3. Человек - организм; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и явлений и др.

Задачи экспериментально - исследовательской деятельности для детей младшей группы:

  • Воспитывать у детей интерес к явлениям природы. Дать элементарные представления о свойствах песка, воды, камней, воздуха.
  • Развивать у детей познавательную активность, произвольное внимание, память, речь, мелкую моторику рук и тактильно - кинетическую чувствительность.
  • Показать взаимосвязь человека и природы. Воспитывать культуру поведения детей в природе. Учить бережно, относиться к природному окружению.

с детьми младшей группы

Месяц

Тема

Формы деятельности

Сентябрь

«Воздух повсюду»

  • дать понятие о воздухе,
  • познакомить с некоторыми свойствами воздуха.

Проблемная ситуация «Что в пакете?»

Наблюдение за листочками на деревьях.

Наблюдение за летающими предметами.

Игра «Бумажный вихрь».

«Солнышко лучистое»

  • дать представление о том, что солнце излучает тепло,
  • развитие сенсорных ощущений (тепло-холодно).

Чтение сказки «Сказка солнечного лучика»,

Игровое упражнение «Спрячемся в тени»,

Рисование «Солнышко»,

Проблемная ситуация «Куколке холодно».

«Водичка, водичка…»

  • познакомить детей с некоторыми свойствами воды (прозрачная, льётся и др.),

«Водичка, водичка умой моё личико»

Проведение опыта «Я тебя вижу»

Игра «Весёлые кораблики»

Проблемная ситуация «Куколка заболела»

«Проказы зимушки-зимы»

  • продолжать знакомить со свойствами воды,
  • показать, как вода меняет цвет.

Беседа «Где же водичка»

Опыт «Согреем снежинку»

«Цветные льдинки»

Игра «Спрячь игрушку»

Рисование «Белый снег пушистый»

«Бумага, ее качества и свойства»

  • научить узнавать предметы, сделанные из бумаги,
  • познакомить со свойствами бумаги (рвётся, мнётся, размокает и др.)

Проблемная ситуация «Что шуршит?»

«Такая разная бумага»

Конструирование из бумаги «собачка» (оригами)

Игра в «снежки» (из бумаги).

«Снег-снежок»

  • познакомить со свойствами снега в зависимости от температуры воздуха;
  • развивать наблюдательность.

«Лепим снеговика» (снег сухой-влажный)

«Чей след?»

Работа с энциклопедией (следы животных).

ИКТ мультфильм «Маша и медведь» серия - «Следы на снегу»

«Мой организм»

  • познакомить детей с организмом человека;
  • развивать желание узнать что-то новое.

«Для чего нужны глаза»

«Руки помощники»

Наблюдение за работой дворника. Дидактическая игра «Узнай по запаху»

«Расти, расти, росток»

  • дать понятие живых объектов,
  • подвести детей к тому, что необходимо растению для роста.

«Веточка тополя встречает весну»

Эксперимент «Дружба фасолинки с водой»

Уход за комнатными цветами.

«Песок и его свойства»

  • познакомить со свойствами сухого и влажного песка,
  • развивать умение играть с песком.

Чтение сказки «Маша и медведь»

Проблемная ситуация «Как помочь Маше?»

Индивидуальные беседы «Вы любите, ребята, пересыпать песок?»

Задачи экспериментально - исследовательской деятельности для детей средней группы:

  • Воспитывать в детях любовь к природе и интерес к её многообразным явлениям.
  • Расширять знания детей о живой и неживой природе. Продолжать знакомить со свойствами воды, воздуха, песка, глины.
  • Развивать у детей познавательную активность. Умение анализировать, делать выводы. Продолжать развивать мелкую и общую моторику, внимание, память, речь детей.
  • Через взаимосвязь с другими видами деятельности, систематизировать элементарные экологические представления детей.

Перспективное планирование работы

по экспериментально - исследовательской деятельности

с детьми средней группы.

Месяц

Тема

Формы деятельности

Сентябрь

«Песочная страна»

  • продолжать знакомить детей с предметами неживой природы;
  • дать представление о том, что песок - это множество песчинок.

Проблемная ситуация «Как получить чистый песок?»

Строительство песочного замка.

Рисуем на песке.

«Цветной песок»

«Воздух»

  • продолжать знакомить детей со свойствами воздуха;
  • обратить внимание на движение воздуха.

Наблюдения за вращением вертушки, за движением флажка.

Определяем направление ветра.

«Воздух работает»(парусные суда, воздушные шары и т.д.)

Игры «Мой веселый звонкий мяч», «Чья лодка быстрее?»

«Свойства материалов (дерево)»

  • Познакомить детей с изделиями из дерева;
  • Изучить некоторые свойства дерева.

Беседа «Из чего мы сделаны?» (стул, стол и др.)

«Переплывём реку»

Д/И «Найди предмет из дерева».

Д/и «Хорошо-плохо».

Игра на деревянных ложках.

  • дать детям представление о плавучести предметов;
  • дать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы.

Совместное экспериментирование «Плавает-тонет»

«Меняет форму»

«Водяная мельница»

«Я - фокусник» (салфетка в стакане сухая)

«Может ли вода быть твёрдой?»

  • выявить, что лед - твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды.
  • определить, что лед тает от тепла;
  • принимает форму емкости, в которой находится.

Наблюдение «Замерзшая вода»

Совместный эксперимент «Тающий лед»

«Греет ли одеяло?»

«Фокусы с магнитом»

  • познакомить детей с магнитом;
  • выяснить, какие предметы притягиваются магнитом.

Беседа «Волшебный предмет»

Эксперимент «Почему скрепка движется?»

«Полезные» магниты

Игра «Чей улов больше?»

  • изучаем свойства камней;

Совместное экспериментирование «Лёгкий - тяжёлый»

«Гладкий - шершавый»

Рассматривание энциклопедии камней.

«Волшебное стекло»

  • познакомить детей с понятием «отражение»
  • познакомить со свойствами зеркала.

«Свет - тень»

  • познакомить с источниками света - природными и искусственными.
  • познакомить с образованием тени от предмета (напр. дерева);
  • установить сходство тени и предмета;
  • познакомить с тенью в разное время суток.

Рассматривание отражений в зеркале.

«Поймай солнечного зайчика»

«Свет повсюду»

Наблюдение «Когда появляется тень?»

Игра «Поймай свою тень»

П/игра «День - ночь»

«Приборы - помощники»

  • познакомить детей с увеличительными стёклами

Растения

Проблемная ситуация «Как его увидеть?»

«Большие насекомые»

Задачи экспериментально - исследовательской деятельности для детей старшей группы:

  • Воспитывать экологическую культуру дошкольника через любовь к природе и познание окружающего мира.
  • Расширять представления детей о свойствах воды, воздуха, песка, глины и многообразии неживой природы.
  • Формировать умение устанавливать взаимосвязь между некоторыми явлениями природы, развивать мышление, способность делать самостоятельные выводы.
  • Продемонстрировать детям зависимость роста растений от состава грунта, наличие света, воды и тепла.
  • Воспитывать желание беречь землю, очищать её от мусора.

Перспективное планирование работы по экспериментально - исследовательской деятельности с детьми старшей группы.

Месяц

Тема

Формы деятельности

Сентябрь

«Приключения песчинки»

  • продолжать знакомить детей со свойствами песка;
  • развивать познавательный интерес.

« Удивительная глина»

  • познакомить детей со свойствами глины
  • сравнить свойства песка и глины.

«Приключение песчинки и сахара»

Исследовательский проект «Из чего мы сделаны?» (посуда)

Презентация «Путешествие к карьеру»

«Строим прочный дом»

Лепка «Поможем Федоре»

«Удивительные звуки»

  • формировать представления о характеристиках звука;
  • учить сравнивать звуки.

«Воздух - невидимка»

  • Дать представления об источниках загрязнения воздуха;
  • формировать желание заботиться о чистоте воздуха.

«Что звучит?»

«Звучание стакана с водой»

Слушаем звуки природы.

Музыкальные инструменты.

Игровая ситуация «Кто там?»

Беседа: «Невидимка воздух». Эксперименты: «Реактивный шарик», «Расширение воздуха», «Волшебный стакан», «Тяжелая газета или давление воздуха».
Прогулка «Почему дует ветер?»
Беседа «Чистый воздух».
Дидактическая игра «Свойства воздуха».

«Вода-волшебница»

  • Формировать у детей знания о значении воды в жизни человека;
  • Продолжать ознакомство со свойствами воды

«Мир камня»

Беседа: «Волшебница вода»
Эксперименты: «Удивительное вещество - вода», «Сухой из воды»
«Вода бывает теплой, холодной и горячей», «Измеряем дождь».
Трудовое поручение «Мытье игрушек». Просмотр презентации «Чудо водичка».

«Превращения капельки»

  • дать детям представления о том, что вода может быть в трёх состояниях: жидком, твёрдом (лёд), газообразном (пар).

«Посмотри, какой большой»

  • познакомить детей с измерительными приборами;
  • учить самостоятельно выбирать мерку.

Совместное экспериментирование «Что за облако такое?»

«Освобождение из ледяного плена»

«Почему снег греет»

Рассмотреть снежинку в лупу. Просмотр презентации «Три состояния воды».

Чтение сказки Г.Остера «38 попугаев»

«Измеряем длину ковра»

«Чья дорожка длиннее»

«Я - человек»

  • Формировать у детей знания о собственном теле, о способах реагирования человека на окружающий мир,
  • значении каждого органа в жизни человека.

Эксперименты: «Модная прическа»
«Хитрости инерции».

Беседа «Основные системы нашего организма»

Проблемная ситуация «Как помочь повару?»

Рисование «Наш организм»

Дидактическая игра «Полезная еда».

«В гостях у Гвоздика и Карандаша»

  • Познакомить детей с понятием магнит.
  • Сформировать представление о свойствах магнита.
  • Активизировать знания детей об использовании свойств магнита человеком.

Беседа: «Волшебные» свойства магнита.

Эксперименты: «Притягивание предметов к магниту», «Свет повсюду», «Волшебный диск», «Притягивание к магниту через предметы».

«Чудеса растений»

  • Дать детям понятие что растение добывает воду через корневую систему.
  • Помочь определить, что все части растения участвуют в дыхании.

Эксперименты: «Растения «пьют» воду»,

«Дыхание листа»,

«Нужен ли корешкам воздух». «Уход за растениями». «Огород на окне».

«Как Чиполлино подружился с водой»

Работа в экологическом дневнике (опыт «Проверь, нужен ли свет для жизни растений»).

«Земля наш общий дом»

  • формировать представления о планете Земля;
  • Обогатить знания детей о свойствах почвы.
  • Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений.

Рассказ воспитателя: «Что приводит предметы в движение?».

Беседа «Что такое глобус»

Рисование «Портрет Земли».

Эксперименты: «Вращение Земли округ Солнца», «Строители почвы», «Сквозь песок и глину», «Ищем воздух в почве».

Работа в экологическом дневнике (опыт «Какое значение имеет почва для растений»).

«Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко»

Беседы и рассуждения с детьми: «Как получается свет? Значение света в жизни человека?».

Эксперименты: «Влияние солнечного света на жизнь на Земле»,
«На солнце вода испаряется быстрее, чем в тени». Наблюдение за солнцем.

Задачи экспериментально - исследовательской деятельности для детей подготовительной группы:

  • Воспитывать у детей экологическую культуру через любовь и интерес к природе, через познание окружающего мира.
  • Формировать у детей простейшее представление о солнечной системе. Продолжать вовлекать детей в исследовательскую деятельность. Развивать мышление, память. Формировать умение ставить перед собой цель, находить пути её реализации и делать самостоятельные выводы.
  • Через опыты дать детям элементарные представления о некоторых физических свойствах предметов (магнит, компас, термометр). Уточнить представления о свойствах воды, воздуха, песка, глины, почвы. Познакомить детей с защитными свойствами снега.
  • Помочь детям осознать, какое место занимает человек в природе, и показать результаты положительного и отрицательного воздействия человека на природу.

Перспективное планирование работы по экспериментально - исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы.

Месяц

Тема

Формы деятельности

Сентябрь

«Солнце - звезда»

  • углубить представление о солнце, его параметрах.

«Почва - живое, неживое»

  • Сформировать представления о почве, ее строении, значении

Познавательное беседа «День - ночь»;

Эксперимент «Далеко - близко»;

Эксперимент «Чем ближе, тем быстрее»;

Дидактическая игра «День - ночь».

Беседа «Что такое почва?»

Чтение познавательной литературы «Сказки о волшебной кладовой»;

Эксперимент «Такая разная земля»;

Эксперимент «Земля после дождя»;

«Воздух - необходимое условие для жизни на земле»

  • Сформировать представление о воздухе, как компоненте неживой природы.
  • Его значение для живых организмов.
  • Развивать умение определять наличие воздуха на практике.

«Полезные ископаемые»

  • Формировать представления о некоторых полезных ископаемых (уголь, ракушечник)

Опыт «Как увидеть воздух?»;

Опыт «Как услышать воздух?»;

Эксперимент «Движение воздуха».

«Почему мы дышим»

«Рассматривание материала с помощью лупы»;

Получение сведений о полезных ископаемых из энциклопедии.

«Мир ткани»

  • Познакомить с различными видами тканей;
  • помочь понять, что свойства материала обусловливают способ его употребления.

«Отражения»

Беседа «одежда куклы»

Дидактическая игра «Мы - модельеры»

Сюрпризный момент «Необычное письмо»

«Как поднять единицу?»

«Вода в жизни человека»

  • Воспитывать бережное отношение к окружающему миру

«Мир пластмасс»

  • закрепить представления у детей о видах и свойствах пластмасс.

Беседа «Для чего нужна вода»

«Напоим Иванушку чистой водой»

«Как убрать воду со стола»

Рассматривание иллюстраций очистных сооружений

Поисковый метод определения свойств и качеств пластмасса

«Земля-магнит»

  • познакомить с действием магнитных сил Земли.
  • развивать умение рассуждать, сравнивать результаты проверок, наблюдений.
  • учить соблюдать меры безопасности.

Эксперимент «как увидеть притяжение»

Игры с магнитами

«Электричество»

  • Дать детям представление об электричестве,
  • Закрепить понятия о неживой природе. Опытническим путем помочь детям понять интересное явление - гром и молния.
  • Учить строить гипотезы, делать выводы
  • Развивать интерес к камням, умение обследовать их и называть свойства (крепкий, твердый, неровный или гладкий, тяжелый, блестящий, красивый).
  • Дать представление о том, что камни бывают речными и морскими, что многие камни очень твердые и прочные, поэтому их широко используют в строительстве зданий, мостов, дорог.

Опыт «Ожившие волосы»

Беседа «Электроприборы»

Игровая ситуация «Покупаем бытовой прибор»

«Камень, рожденный деревом. Каменный уголь и мел»

«История электрической лампочки»

«Кладовая Земли»

«Почему разрушаются горы?»

Опыт «Вулкан»

«Мир металлов»

  • познакомить со свойствами металлов;
  • использование металлов.

«Увидеть мир через увеличительное стекло»

  • продолжать знакомить детей с увеличительными стёклами.

Рассматривание металлических предметов, выявление их свойств.

Дидактическая игра «Из чего сделано?»

«Необычное письмо»

Игровая ситуация «Найди предмет»

«Растительность - значение в жизни людей и животных»

  • сформировать представления о растительности, о ее пользе,
  • познакомить со значением растений для человека.

Эксперимент «Чем дышит растение?»

Беседа «Лес-защитник»

Проращивание семян гороха, фасоли и злаковых культур;

Рассматривание листьев (виды жилкования: пальчатое, параллельное)

«Такое нужное слово - кислород»

Мониторинг

Литература:

  1. Н.Е.Веракса, О.Р.Галимов «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников». Для занятий с детьми 4-7 лет.--- М.:Мозаика-Синтез, 2014.—80с.
  2. Е.В.Лыскова «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников». Из опыта работы. ---СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.--- 128с.
  3. О.В.Дыбина «Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста/под редакцией О.В.Дыбиной.-м.:ТЦ Сфера, 2009, __64с. —(Программы ДОУ).
  4. О.В.Дыбина Из чего сделаны предметы: Игры - занятия для дошкольников. - 2-е изд., испр., -- м.:ТЦ Сфера, 2014.--- 128С. (Ребенок в мире поиска).
  5. О.В.Дыбина Рукотворный мир: Игры - занятия для дошкольников. - 2-е изд., дополн. и испр., -- М.:ТЦ Сфера, 2014.--- 128С. (Ребенок в мире поиска).
  6. О.В.Дыбина Из чего сделаны предметы: Игры - занятия для дошкольников. - 2-е изд., испр., -- М.:ТЦ Сфера, 2014.--- 128С. (Ребенок в мире поиска).
  7. О.В.Дыбина Приобщение к миру взрослых: Игры - занятия по кулинарии для детей / Под редакцией О.В.Дыбиной.-М..: ТЦ Сфера, 2014.--- 128С. (Ребенок в мире поиска).
  8. О.В.Дыбина Творим, изменяем, преобразуем: Игры - занятия для дошкольников. - 2-е изд., испр., -- м.:ТЦ Сфера, 2015.--- 128С. (Ребенок в мире поиска).
  9. Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет.—СПб.: Речь, 2013. --- 64С., илл.
  10. Рабочая программа воспитателя: ежедневное планирование по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, … первая младшая группа / автор - составитель Н.Н.Гладышева (и др.). - Волгоград: Учитель, 2015, -2015, --216с.
  11. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, … первая младшая группа / автор - составитель Н.Н.Гладышева (и др.). - Волгоград: Учитель, 2015, -2015, --292с.
  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то