Архитекторы конструктивизма 20 века. Стиль конструктивизм в архитектуре

Опубликовано: Ноябрь 26, 2007

КОНСТРУКТИВИЗМ (лат. - построение) - направление в искусстве XX в., преемственно связанное с кубизмом и футуризмом и породившее свой художественный стиль, сказавшийся в советской АРХИТЕКТУРЕ , живописи, прикладном искусстве и поэзии 20-х-нач. 30-х гг.; основной установкой конструктивизма было сближение искусства с практикой индустриального быта по линии формы: геометризация контуров и обнажение технической основы строительства в архитектуре, функционально оправданное конструирование в прикладном искусстве и архитектуре.

Конструктивизм - это стиль архитектуры Советского Союза периода 1920х и начала 1930х годов. Этот стиль сочетает продвинутую технологию, инженерные системы и явную коммунистическую социальную направленность. Хотя этот стиль был разделен на несколько соперничающих между собой направлений, было создано много интересных проектов, часть из которых была реализована. В начале 1930х этот стиль вышел из моды у властьпридержащих. Конструктивизм оказал большое влияние на дальнейшее развитие архитектуры.

Дом чекиста (Нижний Новгород) - характерный пример, © сайт

Термин «конструктивизм»

Конструктивизм в архитектуру пришел из более широкого направления конструктивистского искусства, которое само вышло из русского футуризма. Конструктивистское искусство пыталось применить трехмерное кубистское видение к абсолютно абстрактным беспредметным конструкциям с кинетическим элементом. После революции 1917 года всё внимание было обращено к новым социальным требованиям и промышленным задачам нового времени. Выделилось два четких направления: первое - в реалистическом манифесте Антуана Певзнера и Наума Габо, посвященного пространству и ритму, а второе - представляло борьбу в комиссариате Просвещения между теми, кто отстаивал чистое искусство и продактивистами (практики конструктивизма), такими как Александр Родченко, Варвара Степанова и Владимир Татлин, группой социально-ориентированных художников, которые считали, что искусство должно участвовать и в промышленном производстве. Прикладной конструктивизм.

Раскол произошел в 1922 году, когда Певзнер и Габо эмигрировали. Теперь движение развивалось с социально утилитарной направленностью. Большинство продактивистов добилось поддержки Пролеткульта и журнала «ЛЕФ» (Левый фронт искусств) и позже стало доминантом в архитектурной группе ОСА.

Революция в архитектуре

Первый и самый известный конструктивистский проект был представлен в 1919 году для Коминтерна в Санкт-Петербурге футуристом Владимиром Татлином. Этот проект часто называют Талинской башней. И хотя он так и остался нереализованным, материалы -стекло и сталь - и его футуристический характер и политическая подоплёка (движение его внутренних объемов символизировали революцию и диалектику) задали тон всем проектам 1920х годов.

Другой известный проект в стиле конструктивизм- это Ленинская трибуна (автор Эль Лисицкий (1920) в виде движущегося подиума для спикера. Во время гражданской войны сформировалась группа УНОВИС (Утвердители нового искусства) во главе с Казимиром Малевичем и Лисицким. Создатели супрематизма строили утопические города. Составляющие конструктивизма четко прослеживаются в западных хай-тек проектах, например, Густава Эйфеля и небоскрёбах Нью Йорка и Чикаго.

АСНОВА и рационализм

Непосредственно сразу после гражданской войны казна СССР была пуста и строить новые дома было не на что. И тем не менее, в 1921 году появилась советская авангардная школа Вхутемас (Высшие художественно-технические мастерские), которую возглавлял архитектор Николай Ладовский, который организовал АСНОВА (ассоциация новых архитекторов). Методы обучения были фантастическими; использовались элементы психологии формы (гештальт-психологии), проводились смелые эксперименты с формой (например, стеклянный подвесной ресторан Симбирчева). Среди архитекторов входящих в эту ассоциацию были: Эль Лисицкий, Константин Мельников, Владимир Кринский и молодой Бертольд Любеткин.

Рабочий клуб им. Зуева, 1927.

Проекты 1923 –1935 годов, например, горизонтальные небоскребы Лисицкого и Марта Штама, павильоны Константина Мельникова, демонстрируют оригинальность и амбиции этой группы. Мельников спроектировал Советский павильон на Парижской выставке изобразительных искусств 1925 года, где он пропагандировал новый стиль. Его комнаты были спроектированы Родченко. Другой пример конструктивизма можно увидеть в фильме «Аэлита» (1924), где экстерьеры и интерьеры Александра Экстера смоделированы в угловой геометрической форме. Государственный магазин Моссельпром 1924 года также построен в раннем модернистском стиле для нового поколения покупателей Новой экономической политики; Мосторг архитекторов братьев Весниных, построен тремя годами позже. Современные офисы для общественности были также популярны, например, головной офис «Известия». Он был построен в 1926-1927 годах Григорием Бархиным.

ОСА (организация современных архитекторов)

Более холодный и более технологичный стиль конструктивизма появился в 1923-24 году, как пример, проект офисного здания братьев Весниных для Ленинградской правды. В 1925 году была основана Алексей Весниным и Моисеем Гинзбургом группа ОСА, которая была связана с Вхутемасом. Эта группа имела много общего с веймаровским немецким функционализмом (проекты зданий Эрнста Мея). Жилые дома (дома коммуны) заменили здания совместного проживания девятнадцатого века. Термин «социальный конденсатор» описывал их цели, в основе которых лежали идеи Ленина.

Дома совместного проживания, например, дом коммуны текстильного института Ивана Николаева (ул. Орджоникидзе, Москва, 1929-1931) и многоквартирный дом Госстраха, построенный Гинзбургом, и дом Наркомфина, построенный также по его проекту. Многоквартирные дома в конструктивистском стиле строились в Харькове, Москве, Ленинграде и др. городах. Гинзбург спроектировал правительственное здание в Алма-Ате. Братья Веснины – школу киноактёра в Москве. Гинзбург критиковал идею строительства зданий нового общества на старых принципах: отношение к домам совместного проживания такое же, как к буржуазным апартаментам. Конструктивистский подход – максимально учитывать все изменения повседневной жизни… наша цель - совместная работа с пролетариатом по созданию нового образа жизни. ОСА издавала журнал СА (современная архитектура) с 1926 по 1930 год. Рационалист Ладовский спроектировал свой собственный оригинальный дом совместного проживания в 1929 году. Экстравагантный проект: деревня чекистов в Сердловске (сегодня Екатеринбург) спроектированная Антоновым, Соколовым и Тумбасовым. Жилой комплекс в виде серпа и молота был спроектирован для членов ЧК, сегодня – это гостиница .

Ежедневность и утопия


Конструктивизм в Архитектуре Москвы

Конструктивисткий рабочий посёлок - ул. Короленко - Колодезная улица (ВАО Москва)
фото: @ сайт

Конструктивистский комплекс общежитий Б. Пироговская, 5 - Конструктивизм в архитектуре Москвы

Общественные здания в стиле конструктивизм в Москве

Дворец культуры им. И. В. Русакова , фото: @ сайт

Конструктивизм - художественное направление 1920-х годов ХХ века в архитектуре, оформительском, и театрально-декорационном искусстве, в дизайне.

Век бурно развивающейся промышленности и новых технологий многократно ускорил ход времени. Художники первыми почувствовали необходимость полностью изменить мир вокруг себя. Новый человек ХХ века должен был жить в мире ясных геометрических форм; мире, свободном от прошлых изобразительных традиций. У человека работающего, активно участвующего в общественной жизни, уже не оставалось времени на неспешное созерцание. На первое место вышли скорость и технологичность. Здания, мебель, предметы быта должны были быть удобны не только для потребителя, но и для машин, их производящих. Главным критерием в жизни и искусстве стала универсальность. Человеческая личность оказалась подчинена жестким общественным интересам. Предметы, окружающие человека, тоже потеряли свою уникальность.

Дом – машина для жилья. В этом высказывании Ле Корбюзье предельно четко формулирует цели и задачи конструктивизма. Сторонники конструктивизма, выдвинув задачу "конструирования" окружающей среды, активно направляющей жизненные процессы, стремились осмыслить возможности новой техники, а также эстетические возможности таких материалов, как металл, стекло, дерево. Показной роскоши конструктивисты стремились противопоставить простоту и подчёркнутый утилитаризм новых предметных форм, в чём они видели овеществление демократичности и новых отношений между людьми.

Особое место конструктивизм занимает в русском искусстве. Уникальная политическая ситуация, победа революции, строительство нового мира полностью совпадали с задачами конструктивизма.

В архитектуре принципы конструктивизма были сформулированы в теоретических выступлениях А. А. Веснина и М. Я. Гинзбурга. В 1924 году была создана творческая организация конструктивистов - ОСА, представители которой разработали так называемый функциональный метод проектирования, основанный на научном анализе особенностей функционирования зданий, сооружений, градостроительных комплексов.

Наряду с другими группами советских архитекторов конструктивисты (братья Веснины, Гинзбург, И. А. Голосов, И. И. Леонидов, А. С. Никольский, М. О. Барщ, В. Н. Владимиров и другие) вели поиски новых принципов планировки населённых мест. Они выдвигали проекты переустройства быта, разрабатывали новые типы общественных зданий (Дворцы труда, Дома советов, рабочие клубы, фабрики-кухни и т. д.). Вместе с тем в своей теоретической и практической деятельности конструктивисты допустили ряд ошибок (отношение к квартире как к "материальной форме", схематизм в организации быта в некоторых проектах домов-коммун, недоучёт природно-климатических условий, недооценка роли крупных городов под влиянием идей дезурбанизма).

Эстетика конструктивизма во многом способствовала становлению современного художественного конструирования. На основе разработок конструктивистов (А. М. Родченко, А. М. Гана и других) создавались удобные в пользовании и рассчитанные на массовое производство новые типы посуды, арматуры, мебели; художники разрабатывали рисунки для тканей (В. Ф. Степанова, Л. С. Попова) и практичные модели рабочей одежды (Степанова, В. Е. Татлин).

Можно смело утверждать, что наивысшего расцвета конструктивизм достиг именно в России 1920-х гг. В европейской архитектуре идеи конструктивизма в жизнь проводили такие мастера как Ле Корбюзье, Мис Ван дер Роэ, Гропиуса. Опоры, сады на крышах, свободная планировка, ленточное остекление, фасады без украшений - такие принципы сформулировал Ле Корбюзье для новой архитектуры. Железобетон позволил решить многие конструктивные проблемы, архитекторы получили больше свободы и возможности для фантазии.

Очень интересны работы архитекторов в малых формах. Одним из любимых материалов в дизайне становятся металлические трубки. Знаменитая кушетка Ле Корбюзье действительно универсальна. Ее можно поставить у бассейна, на открытой веранде, в гостиной, спальне. Людвиг Мис Ван дер Роэ относился к мебели как к математическим объектам. Он утверждал, что решает форму очередного предмета как уравнение. Но главное, мебель, спроектированная в те далекие годы, очень популярна и сегодня.

Некоторые идеи конструктивизма были воплощены в западноевропейском (В. Баумейстер, О. Шлеммер и др.) изобразительном искусстве. Применительно к зарубежному искусству термин "конструктивизм" в значительной мере условен: в архитектуре он обозначает течение внутри функционализма, стремившееся подчеркнуть экспрессию современных конструкций, в живописи и скульптуре – одно из направлений авангардизма, использовавшее некоторые формальные поиски раннего конструктивизма (скульпторы И. Габо, А. Певзнер)

Конструктивизм - советский авангардистский метод (стиль, направление) в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии и декоративно-прикладном искусстве, получивший развитие в 1920 - нач. 1930-х годов.

Характеризуется строгостью, геометризмом, лаконичностью форм и монолитностью внешнего облика. В 1924 году была создана официальная творческая организация конструктивистов - ОСА, представители которой разработали так называемый функциональный метод проектирования, основанный на научном анализе особенностей функционирования зданий, сооружений, градостроительных комплексов. Характерные памятники конструктивизма - фабрики-кухни, Дворцы труда, рабочие клубы, дома-коммуны указанного времени.

То творческое мировоззрение, что принято называть конструктивизмом в пределах архитектурного стиля, проявилось несколько раньше, чем непосредственно в архитектуре. Конструктивизм, как и функционализм с рационализмом, принято относить к понятию «современная архитектура».

В указанный период в СССР существовало также литературное движение конструктивистов.

Функциональный метод - есть теоретическая концепция зрелого конструктивизма (1926-1928 гг.), основанная на научном анализе особенностей функционирования зданий, сооружений, градостроительных комплексов. Таким образом, идейно-художественные и утилитарно-практические задачи рассматривались в совокупности. Каждой функции отвечает наиболее рациональная объёмно-планировочная структура (форма соотвествует функции). На этой волне происходит борьба конструктивистов против стилизаторского отношения к конструктивизму. Иначе говоря, лидеры ОСА боролись против превращения конструктивизма из метода в стиль, во внешнее подражательство, без постижения сущности. Так, нападкам подвергся архитектор Г. Бархин, создавший известный Дом «Известий».

В эти же годы происходит увлечение конструктивистов идеями Ле Корбюзье: автор и сам приезжал в Россию, где плодотворно общался и сотрудничал с лидерами ОСА. В среде ОСА выдвигается ряд перспективных архитекторов, таких, как братья Голосовы, И.Леонидов, М. Барщ, В. Владимиров.

Конструктивисты активно участвуют в проектировании промышленных зданий, фабрик-кухонь, домов культуры, клубов, жилых домов.

Особой фигурой в истории конструктивизма считается любимый ученик А. Веснина - Иван Леонидов, выходец из крестьянской семьи, начавший свой творческий путь с ученика иконописца. Его во многом утопические, устремлённые в будущее, проекты не нашли применения в те трудные годы. Сам Ле Корбюзье называл Леонидова «поэтом и надеждой русского конструктивизма». Работы Леонидова и теперь восхищают своими линиями - они невероятно, непостижимо современны.

Конструктивизм в дизайне и фотографии

Конструктивизм - направление, которое, прежде всего, связывают с архитектурой, однако, такое ви́дение было бы однобоким и даже крайне неверным, ибо, прежде, чем стать архитектурным методом, конструктивизм существовал в дизайне, полиграфии, художественном творчестве. Конструктивизм в фотографии отмечен геометризацией композиции, съёмкой в головокружительных ракурсах при сильном сокращении объёмов. Такими экспериментами занимался, в частности, Александр Родченко.

В графических видах творчества конструктивизм характеризовался применением фотомонтажа вместо рисованной иллюстрации, предельной геометризацией, подчинением композиции прямоугольным ритмам. Стабильной была и цветовая гамма: чёрный, красный, белый, серый с добавлением синего и жёлтого. В области моды также существовали определённые конструктивистские тенденции - на волне общемирового увлечения прямыми линиями в дизайне одежды, советские модельеры тех лет создавали подчёркнуто геометризированные формы.

Среди модельеров выделяется Варвара Степанова, которая с 1924 года вместе с Любовью Поповой разрабатывала тканевые рисунки для 1-й ситценабивной фабрики в Москве, была профессором текстильного факультета ВХУТЕМАСа, проектировала модели спортивной и повседневной одежды.

Появление конструктивизма

«Производственное искусство»

Конструктивизм принято считать русским (советским) явлением, возникшим после Октябрьской революции в качестве одного из направлений нового, авангардного, пролетарского искусства, хотя, как и любое явление в искусстве, он не ограничивается рамками одной страны. Так, провозвестником этого стиля в архитектуре явилась ещё Эйфелева башня, сочетающая в себе элементы как модерна, так и конструктивизма. Как писал В. В. Маяковский в своём очерке о французской живописи: «Впервые не из Франции, а из России прилетело новое слово искусства - конструктивизм…»

Как же возникло это принципиально новое направление?

В условиях непрекращающегося поиска новых форм, подразумевавшем забвение всего «старого», новаторы провозглашали отказ от «искусства ради искусства». Отныне искусство должно было служить… производству. Большинство тех, кто впоследствии примкнул к течению конструктивистов, были идеологами так называемого «производственного искусства». Они призывали художников «сознательно творить полезные вещи» и мечтали о новом гармоничном человеке, пользующемся удобными вещами и живущем в благоустроенном городе.

Так, один из теоретиков «производственного искусства» Б.Арватов писал, что «…Будут не изображать красивое тело, а воспитывать настоящего живого гармоничного человека; не рисовать лес, а выращивать парки и сады; не украшать стены картинами, а окрашивать эти стены…»

«Производственное искусство» не стало более чем концепцией, однако, термин конструктивизм был произнесён именно теоретиками этого направления (в их выступлениях и брошюрах постоянно встречались также слова «конструкция», «конструктивный», «конструирование пространства»).

Помимо вышеуказанного направления на становление конструктивизма оказали огромное влияние футуризм, супрематизм, кубизм, пуризм и другие новаторские течения 1910-х годов, однако социально обусловленной основой стало именно «производственное искусство» с его непосредственным обращением к текущим российским реалиям 1920-х.

Рождение термина

Термин «конструктивизм» использовался советскими художниками и архитекторами ещё в 1920 году, однако впервые он был официально обозначен в 1922 году в книге Алексея Михайловича Гана, которая так и называлась - «Конструктивизм». А. М. Ганом провозглашалось, что «…группа конструктивистов ставит своей задачей коммунистическое выражение материальных ценностей… Тектоника, конструкция и фактура - мобилизующие материальные элементы индустриальной культуры». То есть явным образом подчёркивалось, что культура новой России является индустриальной.

Конструктивизм под запретом

Ещё в ту пору, когда конструктивизм, рационализм и прочие новаторские течения были господствующими, им уже противостояли стойкие «консерваторы». Они отстаивали своё право говорить языком традиционных форм, берущих начало в античной Греции, Риме, в шедеврах Палладио и Пиранези, Расстрелли и Баженова

Наиболее известны среди них ленинградский мастер Иван Фомин с его «красной дорикой» и московский архитектор Иван Жолтовский, поклонник Ренессанса.

В начале 1930-х годов в значительной степени изменилась политическая ситуация в стране, а, следовательно, и в искусстве. Новаторские течения сначала подвергались резкой критике, а потом и вовсе оказались под запретом, как… буржуазные. Как правильно написал конструктивист М.Гинзбург, каждой эпохе соответствует свой стиль искусства.

На смену романтично-утопическому, строгому и революционному аскетизму пришли пышные формы тоталитарного барокко и надменная избыточность сталинского неоклассицизма. Странным представляется следующий факт - в СССР велась борьба с «прямыми углами», с «буржуазным формализмом», с «леонидовщиной», а дворцы во вкусе Людовика XIV стали считаться вполне пролетарскими.

Конструктивисты оказались в опале. Те из них, кто не захотел «перестроиться», до конца дней влачили жалкое существование (или даже оказались репрессированы). Однако Илья Голосов, например, сумел вписаться в конъюнктуру 1930-х и смог создать по-настоящему интересные постройки. Братья Веснины также участвовали в творческой жизни СССР, однако такого авторитета, как раньше, уже не имели.

Конструктивизм возрождается

В 1960-е годы, когда, как раз, началась борьба с «архитектурными излишествами», опять вспомнили о наработках конструктивистов. Изучение их наследия стало обязательным для молодых архитекторов. А с начала 1990-х годов многие невоплощённые идеи 1920-х стали реальностью. Примером может служить торговый комплекс «Три кита» на Минском шоссе (выполнен в духе двадцатых годов), многообразное по исполнению элитное жильё в Москве и прочие сооружения современного мегаполиса.

В начале XXI века конструктивизм вновь возвращается в архитектуру. Теперь он носит название скандинавский, так как его корни лежат в загородном домостроении скандинавских стран. Скандинавский конструктивизм характеризуют обилие простора и солнечного света, функциональность и простота, натуральность и естественность. Он имеет заданный ритм линий и строгую геометрию. Ему свойственна эстетика целесообразности, рациональность строго утилитарных форм. На сегодняшний день скандинавский конструктивизм наиболее широко прижился в России, в Санкт-Петербурге. Архитектурная концепция скандинавского конструктивизма считается наиболее органичной для загородных домов близ Северной Столицы. В Санкт-Петербурге преобладание пасмурной погоды приводит к недостатку солнечного света. Эта проблема разрешается за счет свойственных скандинавскому конструктивизму больших площадей остекления и объемных помещений в домах. Ритмичность линий и подчеркнутая строгость геометрии придают домам, выполненным в стиле скандинавского конструктивизма, свой неповторимый облик, а простота и естественность вкупе с использованием натуральных материалов, обеспечивают притягательность архитектурного решения. Такие дома органично вписываются в загородный ландшафт и близки по духу аристократичным петербуржцам.

Братья Веснины и расцвет конструктивизма

Важной вехой в развитии конструктивизма стала деятельность талантливых архитекторов - братьев Леонида, Виктора и Александра Весниных. Они пришли к осознанию лаконичной «пролетарской» эстетики, уже имея солидный опыт в проектировании зданий, в живописи и в оформлении книг. (Они начали свою карьеру ещё в эпоху Модерн).

Впервые архитекторы-конструктивисты громко заявили о себе на конкурсе проектов здания Дворца Труда в Москве. Проект Весниных выделялся не только рациональностью плана и соответствием внешнего облика эстетическим идеалам современности, но и подразумевал использование новейших строительных материалов и конструкций. Следующим этапом был конкурсный проект здания газеты «Ленинградская правда» (московского отделения). Задание было на редкость сложным - для строительства предназначался крохотный участок земли - 6x6 м на Страстной площади. Веснины создали миниатюрное, стройное шестиэтажное здание, которое включало не только офис и редакционные помещения, но и газетный киоск, вестибюль, читальный зал (одна из задач конструктивистов заключалась в том, чтобы на малой площади сгруппировать максимальное количество жизненно необходимых помещений).

Ближайшим соратником и помощником братьев Весниных был Моисей Яковлевич Гинзбург, который был непревзойдённым теоретиком архитектуры первой половины XX века. В своей книге «Стиль и эпоха» он размышляет о том, что каждый стиль искусства адекватно соответствует «своей» исторической эпохе. Развитие новых архитектурных течений, в частности, связано с тем, что происходит «…непрерывная механизация жизни» , а машина есть «…новый элемент нашего быта, психологии и эстетики». Гинзбург и братья Веснины организовывают Объединение современных архитекторов (ОСА), в которое вошли ведущие конструктивисты.

C 1926 года конструктивисты начинают выпускать свой журнал - «Современная архитектура» (или просто «СА)». Выходил журнал на протяжении пяти лет. Оформлением обложек занимался Алексей Ган.

Ленинградские конструктивисты:

  • Александр Иванович Гегелло;
  • НиколайДемков;
  • Евгений Адольфович Левинсон;
  • Эрих Мендельзон;
  • Александр Сергеевич Никольский;
  • Яков Георгиевич Чернихов;
  • Игорь Георгиевич Явейн.

Появление:

В 1923-1925 гг. в советской архитектуре развивалось новое направление - конструктивизм и сплочение сторонников нового направления вокруг лидеров, которыми стали братья Веснины. В проектах общественных сооружений братьев Весниных, участвовавших в первых конкурсах 20-х годов, было зафиксировано появление новой архитектуры, отвечающей духу времени.

Особенности:

Характеризуется строгостью, геометризмом, лаконичностью форм и монолитностью внешнего облика. В 1924 году была создана официальная творческая организация конструктивистов - ОСА, представители которой разработали так называемый функциональный метод проектирования, основанный на научном анализе особенностей функционирования зданий, сооружений, градостроительных комплексов. Характерные памятники конструктивизма - фабрики-кухни, Дворцы труда, рабочие клубы, дома-коммуны указанного времени.

Архитекторы, работавшие в конструктивизме:

Леонид, Виктор и Александр Веснины, Моисей Яковлевич Гинзбург, Константин Мельников, Иван Леонидов, Александр Гегелло, Илья Голосов, Борис Иофан, Иосиф Каракис, Шарль Ле Корбюзье, Олег Лялин и многие другие.

Примеры конструктивизма в архитектуре:

Дворец культуры Завода имени Лихачёва на Восточной улице в Москве.

Построен по проекту братьев Весниных в 1937 году.

Дом культуры имени С. М. Зуева, арх. И.А.Голосов, 1927-1929.

Проект расселения при Магнитогорском комбинате, арх. И. И. Леонидов, 1930.

Конструктивизмом принято называть авангардистские направления в архитектуре, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве и фотографии. Этот стиль получил свое развитие в период с 1920 до начала следующего десятилетия.

Главные характерные черты конструктивизма - строгость, лаконичность форм, геометризм и монолитность облика. Конструктивисты даже создали свою официальную творческую организацию и разработали свой собственный функциональный этот основан на научном анализе функционирования сооружений, зданий, комплексов. Конструктивизм в архитектуре сохранился в своих характерных памятниках - фабриках-кухнях, Дворцах труда, рабочих клубах, домах-коммунах, которые были построены в те времена.

Те творческие взгляды, которые объединят собой понятие «конструктивизм», воплотились не только в архитектуре, но и в других сферах деятельности человека, к примеру, в литературе.

Несмотря на то, что это направление считается советским явлением, как и любое другое течение, оно не ограничивается рамками стран бывшего СССР. Возможно, для кого-то это будет новостью, но провозвестником стиля конструктивизм в архитектуре является также Эйфелева башня, сочетающая в себе как конструктивистские, так и модернистские элементы.

Такое течение зародилось в условиях непрерывного поиска чего-то нового. Новаторы того времени возносили отказ от «искусства ради искусства», и считали что оно должно служить производству. Приверженцы такого мнения призывали художников и архитекторов творить только полезные вещи, обеспечивая тем самым хорошую жизнь в благоустроенных городах. Термин «конструктивизм» привнесли в русский язык теоретики «производственного искусства», главной причиной этого стало частое употребление в брошюрах и выступлениях архитекторов слов «конструктивный», «конструкция», «конструирование».

Архитектура конструктивизма, как и любого другого направления, имеет своих ярких представителей. Это братья Леонид, Виктор и Александр Веснины, которые осознали лаконичную эстетику этого направления, будучи уже опытными специалистами в области проектирования зданий, живописи и оформления книг. Проект братьев выделился на конкурсе проектов здания Дворца Труда в городе Москва. Рациональный план, соответствие внешнего облика эстетике современности, использование самых новых конструкций и строительных материалов - все это стало толчком к развитию направления «конструктивизм».

Архитектура - понятие очень непростое, и следующий этап для Весниных оказался несколько сложнее предыдущего. Так, им нужно было спроектировать здание газеты «Ленинградская правда» на крохотном участке земли. Братья создали небольшое шестиэтажное здание, однако здесь было все: и офисное помещение, и редакционные комнаты, и газетный киоск, и вестибюль, и небольшой читальный зал, ведь именно умение сгруппировать много необходимых помещений в одном - главная задача конструктивистов.

Как уже упоминалось выше, конструктивизм в архитектуре располагал собственным функциональным методом. Согласно конструктивистам, каждой функции соответствует самая рациональная структура.

Было время, когда течение подвергалось критике консерваторов, отстаивающих право использовать традиционные формы, позже оно было запрещено. В Советском Союзе велась активная борьба с буржуазным формализмом и прямыми углами. Когда конструктивисты оказались в опале, часть архитекторов забыли, часть - адаптировалась к изменениям. Некоторые советские ученые утверждают, что на смену течению пришел «постконструктивизм».

Конструктивизм в архитектуре вновь дал о себе знать в 60-е годы, когда началась борьба с «архитектурными излишествами», а в начале 1990-х годов некоторые невоплощенные идеи 20-х стали реальностью. Сегодня это течение все активнее проявляется в архитектуре больших городов.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то