А. Куприн, "Олеся": анализ произведения, проблемы, тема, главные герои

Разум и чувства в повести Куприна "Олеся": что писать в сочинении?

    В повести Куприна Олеся даны два противоположных человека, которых свела судьба-это барин Иван Тимофеевич и простая девушка Олеся. Иван Тимофеевич все подвергает анализу, но боится своих чувств к Олесе и хочет, чтобы она жила в его мире, не понимая, что ей там будет страшно, одиноко и неуютно. Олеся же живет чувствами, она любит горячо и беззаветно, она готова ради любимого сделать то, чего боялась все годы-сходить в церковь, но это трагично для нее заканчивается. Вместе с тем она цельная, решительная, но ею движет любовь, чувство, разум же она не слушает.

    Таким образом, в этих героях показаны две крайности-чересчур осторожная, разумная и слабая жизнь Ивана Тимофеевича и жизнь на эмоциях, чувствах-Олеси. Герои слишком разные, чтобы быть вместе, они не могут друг друга понять, так как у разума и чувств разный язык.

    Тема Разума и чувств достаточно хорошо отражена в произведении Куприна Олеся.

    Чувства Ивана Тимофеевича влекут его к странной деревенской девушке, разум же наоборот говорит, что им не быть вместе. Иван Тимофеевич просто боится связать свою судьбу с судьбой Олеси.

    Олеся же наоборот сильная духом девушка, понимает, что городская жизнь не для не и остатся в деревне.

    Повесть Олеся можно по другому назвать весенняя сказка. Олеся- очаровательная героиня, похожая на сказочную деву, а Иван довольно обычный участник этой истории. Конфликт между сказкой и реальность неизбежен.

    Олеся живет по велению сердца и может пожертвовать собой, она действительно заслуживает счастья, но в реальной жизни оно не длиться для нее вечно. Вся повесть протянулась через красоту природу, через природу описываются человеческие чувства. И все равно в итоге любовь героев обречена, так как они остались сами собой, а мир их не воспринял.

    Двадцатипятилетняя девушка Олеся живт вместе со своей бабушкой в лесу. Бабку звали Мануйлиха. В деревне посчитали, что Мануйлиха ведьма, за что и выгнали из деревни вместе с внучкой. Олеся олицетворяет естественную природную жизнь. Олеся выросла без цивилизации и общественная норма поведения ей чужда. Она руководствуется зовом к свободной воле, цельными естественными порывами, навыками колдовских заговоров. Олеся гадает Ивану Тимофеевичу и прекрасно видит его дурные черты. И ведь вс равно любит его. Причм, она знает, что ничего хорошего с такой любви не будет. Но знает и то, что от судьбы не уйти. Согласилась идти в церковь, хотя прекрасно знала, что ей туда нельзя. Но чувства побеждают. Как говорится, сердцу не прикажешь...

    Главная героиня повести А. Куприна Олеся живет чувствами. Эта деревенская девушка живет в ладу с природой. Она не только чувствует природу, но и понимает ее, слышит. Наши предки любили природу и поклонялись ей. Все деревья, рава, небо - обладали духом. Ко всем нужно относиться с почтением и уважением. Олеся выросла в лесу и умеет жить сердцем. Она влюбляется в приезжего Ивана Тимофеевича. Начинается их прекрасный роман. Иван Тимофеевич готов жениться на сельской девушке и увести ее в город. Но Олеся не готова на такой решительный поступок. Ведь это означало бы для нее разрыв со всем тем, к чему она привыкла. Она не готова расстаться с бабушкой. Олеся не смогла бы жить в городе, без леса, без природы. Ей нужен простор. У нее поэтическая душа. Поэтому, разум ей подсказывает, что ничего хорошего в городе ее ждать не может. И Олеся расстается с Иваном. На мой взгляд, человек в своей жизни должен руководствоваться и разумом и чувствами. Если сердце зовет -нужно идти за своим сердцем. Но если разум говорит, что не стоит этого делать, надо к нему прислушаться.

    В своей повести Олеся Александр Иванович Куприн сводит двух абсолютно разных людей, показывая, насколько сильно каждый из них способен чувствовать, осознавать свои чувства и дарить их другому человеку. Олеся любит Ивана Тимофеевича всей своей душой. Несмотря на то, что девушка выросла вдали от цивилизации и даже не обучена грамоте, она наделена той природной мудростью, которая позволяет ей почувствовать и понять, что е искренняя любовь обречена, что отношения с любимым ею человеком не могут быть счастливыми. Олеся неспроста называет Ивана Тимофеевича слабым - она видит, что его влечт к ней, однако, связать с ней свою судьбу он боится. Когда человек до такой степени пугается своих чувств, встат вопрос, а есть ли они вообще? Может быть, это всего лишь иллюзия, на время завладевшая сознанием?.. Подробный анализ характеров двух главных героев поможет ответить на вопросы о конфликте разума и чувств в повести Олеся.

    Конфликт разума и чувства в поэтической истории любви между городским интеллектуалом и сельской девушкой передан Куприным очень выразительно. Постоянно колеблющаяся натура главного героя, пытающаяся найти компромисс между между любовью и привычным образом жизни, резко контрастирует со смелой решительностью Олеси, привыкшей во всем слушать свое сердце.

    Куприн пытается показать своему читателю, как, перестав прислушиваться к себе, поставив во главу угла разум и холодный расчет, мы безвозвратно потерялись, как подменили простые, естественные ценности на суррогат. Олеся - в своем единении с природой не просто чиста и невинна, она - олицетворение тех великих чувств, ради которых, по мнению Куприна, и стоит жить.

    Повесть Куприна Олеся наполнена мистицизмом. Ее главный герой, Иван Тимофеевич, человек образованный и начитанный, однако его никогда не оставляет мысль о присутствии в природе чего-то высшего, чего-то что не поддается доводам рассудка, что невозможно объяснить научными формулами. Это таинственное слышится ему в порывах ветра и он с удовольствием бросается на услышанную фразу о живущей неподалеку колдунье. Конечно, скептицизм Ивана Тимофеевича говорит ему, что колдовство невозможно, но чувства говорят иное и когда он попадает в домик колдуньи он воспринимает сказанное ему пророчество с недоверием в разуме, но с верой в душе.

    И ведь все сбывается. Его любовь к Олесе, такой странной и загадочной, способной заставить человека споткнуться на ровной дорожке, оказывается такой же невозможной, как и принятие идеи существования колдовства. такие отношения не могли закончится счастливо. Слишком разными были герои и если рассказчик признавал уникальность и неординарность девушки, то местные жители боялись ее.

    Конфликт разницы восприятия тайны цивилизованным человеком и темными местными жителями привел к трагедии - Олеся была вынуждена покинуть свой дом.

    Между тем, Иван Тимофеевич готов был пойти на поводу чувств и хотел жениться на Олесе, что кажется вовсе и не было глупостью, ведь любовь всегда права. Вот только в этой паре именно Олеся сохранила гораздо больше разума и отказалась выходить за барина, понимая, что этот брак не принесет ни ей ни ему счастья.

    Повесть Олеся завораживает интересным сюжетом любви городского молодого человека и девушки Олеси, которая живет в лесу со своей бабушкой по имени Мануйлиха. Как однажды заблудившись Иван влюбляется в девушку. Когда читаешь повесть, то начинаешь задумываться, как же так происходит, что разные люди влюбляются друг в друга. То есть становится совершенно понятно, что они не подвластны разуму, а ими руководят чувства. Вот это и есть настоящая, чистая любовь.

    Как ни странно, в этом романе разум и чувства находятся у главного героя в полном ладу. Чувство влечет его к странной лесной девушке Олесе, и разум подсказывает, что нет никаких причин им не быть вместе. Он хочет жениться на Олесе и увезти ее с собой в город.

    А вот у Олеси все сложнее. Чувство тоже велит ей выйти замуж за героя и уехать с ним, а разум вообще молчит. Вместо него - набор суеверий, вложенных ей в голову бабушкой, которая тоже полностью под властью чувств и не хочет расставаться с внучкой. Поэтому она внушает девушке, что той нельзя заходить в церковь, потом посылает ее в деревенскую церквушку, понимая, как ее там встретят.

    А ведь если бы девушка послушалась своих чувств и просто уехала бы героем, все было бы хорошо.

Иван Бунин и Александр Куприн

Проблема взаимодействия разума и чувств часто поднимается в русской литературе. Некоторые писатели с помощью своих героев пытаются убедить читателя в том, что разум превыше чувств и поэтому в сложных ситуациях всегда нужно полагаться на четко обдуманные действия. Но И.А. Бунин и А.И. Куприн в своих произведениях заставляют нас осознать, что чувства наравне с разумом тоже играют очень важную роль, особенно, если это касается вопроса взаимоотношений между людьми. Ведь зачастую межличностные отношения изначально формируются именно на уровне чувств и эмоций.

Так, в произведении И.А. Бунина «Темные аллеи», Николай во времена своей молодости испытывал огромные чувства к девушке Надежде, которая отличалась своим незнатным положением и была простой крестьянкой. Законы и стереотипы общества запрещали герою быть вместе с любимым человеком, и он подвергся общепринятым стандартам и не связал свою жизнь с Надеждой. Он верил в то, что в будущем еще сможет организовать свое счастье, но этого, увы, не случилось. Николай всю свою последующую жизнь прожил с нелюбимым человеком, так и не испытав настоящей радости любви. Однако спустя большое количество лет Надежда и Николай все-таки встретились, и только тогда герой понял, что именно эта юношеская любовь и должна была пройти с ним через всю его жизнь, но выбор был уже сделан в пользу серого существования. Николай не поверил собственным чувствам в важный момент и этим испортил свой жизненный путь.

В произведении А.И. Куприна «Олеся» также описывается история взаимоотношений простой деревенской девушки Олеси, которую в народе называют колдуньей, и городского интеллигента Ивана Тимофеевича. Изначально чувства героев были чисты, но когда дело подошло к свадьбе, то герой начал сомневаться в своем выборе, несмотря на сильную любовь. Он долго размышлял над тем, что подумают люди о его женитьбе на «колдунье», которая живет по законам природы. И в конечном итоге он принял решение оставить девушку. Это обстоятельство негативно повлияло на судьбу главных героев. Они оба были обречены на одиночество. Олеся была вынуждена покинуть родные места из-за слишком суеверных крестьян, которые не признавали ее таланта. А Иван Тимофеевич не смог стать тем человеком, на которого могла бы положиться его любимая девушка.

В заключение хотелось бы сказать, что в каждом человеке кипит вечная борьба чувств и разума, но существуют такие ситуации, когда только сочетание этих понятий может привести к успешному разрешению проблемы. Человек должен в равной мере подвергаться чувствам и разуму для того, чтобы жить в гармонии с самим собой и окружающим миром.

_____________________________________________________

Я — студентка 2 курса факультета филологии и медиакоммуникаций.
Помогу в написании сочинений, анализов стихотворений, эссе и рецензий.
Стоимость одной работы — 100 рублей.

И снова передо мною страницы книги про любовь, после несравненной, яркой в стилистическом отношении, какой-то торжественной повести «Суламифь», после светлого трагизма и очищающей душу мелодии «Гранатового браслета». И каждый раз - по-другому, потому что нет (и не может быть!) одного-единственного подхода, одного рецепта, одного пути.

Дело не в том, что эта история снова с грустным и в чем-то трагическим концом, а, наверное, в том, что начинаешь искать ответ. Хочешь разобраться: почему все-таки разделенная любовь тоже не всегда счастливая? Хочешь узнать: а как же определить неравный брак? Перед нами - прекрасная колдунья из лесной избушки, необразованная, даже неграмотная, в чем-то диковатая. Она не знает ни жизни в большом городе, ни законов того окружения, к которому принадлежит любимый, но твердо убеждена: сила любви сломает все препятствия. Она бы научилась и важным вещам, и суетливым мелочам и была бы такой красивой и привлекательной, достойной высокого счастья, как здесь, в родной избушке в лесу, потому что есть, и его уже не отнимешь, главное - желание быть достойной любимого, не слепо подчиняясь ему, а даря сокровища своей души. А что же он, тот самый Иван Тимофеевич, тот просвещенный и воспитанный, который знает законы общества и использует это знание - когда нужно, и ружья не пожалеет, чтобы задобрить начальство и добиться своего: отстоять избушку любимой девушки. Сознавая неординарность девушки и ее возможность подняться не только над теперешним уровнем ее жизни, а и над уровнем жизни его городских знакомых, он не видит до конца личности Олеси, отводит ей в будущей семейной жизни второстепенную роль. В их будущем семейном доме он не находит места для ее бабушки, не задумывается над тем, что же делать с полным отсутствием документов у девушки. Живя сиюминутным, он не задумывается над будущим - просто не видит завтрашнего дня. Этот человек не берет на себя настоящую (не на словах, не в конкретной сумме денег) ответственность за любимую. Более того, ради прихоти, абстрактного: «Так все женщины поступают» (заметьте: снова ощущение неравноправия между ним и Олесей) он подтолкнет девушку к трагическому для нее появлению на церковном дворе. Не известно, бросился бы он спасать Олесю, если бы это угрожало его собственной жизни и спокойствию, или просто сложил бы руки?

«У тебя сердце доброе, но ленивое», - говорит девушка - и все равно делает шаг навстречу. Выходит, она, зная его душу, читая в ней, могла отстранить трагическую для нее любовь, но поступила искренне, повинуясь не голосу разума, а сердцу. Вот где оно, это неравенство - в разном подходе к себе и к другим, в разнице требований к себе и к любимому. Неравенство и в расставании. Торопливое бегство из села Ивана Тимофеевича, которого не посмели бы тронуть, и последний дар перед спасением от возможной кровавой расправы грубых деревенских дикарей, дар, о котором она не забыла, - коралловые бусы на оконной раме на память любимому, грусть, что нет от него ребенка.

«Доброе, но ленивое»… Сердце, отдающее себя, и сердце, что бережет свой покой. Вот к каким размышлениям привела меня повесть А. И. Куприна «Олеся».

Тема "Олеси" Куприна - бессмертная тема сердечных взаимоотношений и пылающих страстей. Она ярко и искренне для своего времени показана в трогательном рассказе Куприна, написанном в самом центре природы на Полесье.

Столкновение влюбленных из различных социальных групп обостряет их отношения оттенком жертвования собой, собственными жизненными принципами и оценками их другими людьми.

Анализ "Олеси" Куприна

Загадочная девушка, родившаяся в окружении природы, вобрала в себя все неподдельные и непорочные черты кроткого и простого характера, сталкивается с совершенно непохожей личностью - Иваном Тимофеевичем, который считается эффектным представителем общества в городе.

Начавшиеся трепетные отношения между ними предполагают совместную жизнь, где как заведено, женщина обязана приспособиться к новой окружающей атмосфере быта.

Олеся, привыкшая к своему сказочному обитанию в спокойном,любимом лесу с Мануйлихой, весьма тяжело и мучительно воспринимает перемены в ее жизненном опыте, фактически поступаясь собственными принципами, чтобы быть вместе со своим возлюбленным.

Предчувствуя непрочность отношений с Иваном, она в безжалостном, отравленном бездушием и непониманием городе идет на совершенное самопожертвование. Однако до тех пор отношения молодых прочны.

Ярмола описывает Ивану образ Олеси и ее тети, доказывает ему уникальность того, что в мире обитают маги и чародейки, побуждает его чрезвычайно увлечься загадкой простой девушки.

Особенности произведения

Очень красочно и естественно писатель рисует место обитания волшебной девушки, что нельзя не заметить при анализе "Олеси" Куприна, ведь пейзаж Полесья подчеркивает исключительность проживающих в ней людей.

Нередко говорится, что истории рассказов Куприна написала сама жизнь.

Очевидно, большинству молодого поколения будет сперва непросто понять смысл рассказа и то, что хочет передать автор, однако позднее, после чтения некоторых глав, они смогут заинтересоваться этим произведением, открыв для себя его глубину.

Главные проблемы "Олеси" Куприна

Это превосходный писатель. Ему удалось выразить в собственном творчестве самые тяжелые, высокие и нежные человеческие эмоции. Любовь — есть чудесное чувство, которым испытывается человек, словно пробным камнем. Умение по-настоящему и с открытым сердцем любить имеют отнюдь не многие. Это судьба волевой личности. Как раз подобные люди интересуют автора. Люди правильные, существующие в гармонии с собой и окружающим миром, являются образцом для него, собственно такую девушку создает в рассказе "Олеся" Куприн, анализ которого мы разбираем.

Обычная девушка обитает в окрестностях природы. Она прислушивается к звукам и шелесту, разбирает крики разных существ, весьма довольна своей жизнью и независимостью. Олеся самостоятельна. Ей достаточно той сферы коммуникации, какая у нее имеется. Обступающий со всех сторон лес она знает и разбирает, девушка отлично чувствует природу.

А вот встреча с человеческим миром сулит ей, к несчастью, сплошные неприятности и горе. Горожане думают, что Олеся и ее бабка - ведьмы. Они готовы свалить все смертные грехи на этих несчастных женщин. В один прекрасный день гнев людей уже согнал их с теплого места, и отныне у героини одно лишь желание: чтобы от них отвязались.

Однако бездушный людской мир не ведает помилования. В этом и кроются ключевые проблемы "Олеси" Куприна. Она по-особенному разумна и сообразительна. Девушка отлично осознает, что предвещает ей встреча с городским обитателем, "панычом Иваном". Она не подходит для мира вражды и ревности, выгоды и фальши.

Непохожесть девушки, ее изящество и самобытность вселяют в людей злобу, боязнь, панику. Абсолютно во всех невзгодаз и несчастьях горожане готовы винить Олесю и бабкеу. Их слепой ужас перед "колдуньями", которыми они нарекли их, разжигается расправой без всяких последствий. Анализ "Олеси" Куприна дает нам понять, что появление девушки в храме — это не вызов жителям, а стремление понять человеческий мир, в котором обитает ее любимый.

Главными героями "Олеси" Куприна являются Иван и Олеся. Второстепенные - Ярмола, Мануйлиха и остальные, в меньшей степени важные.

Олеся

Молоденькая девушка, стройная, высокая и очаровательная. Ее вырастила бабушка. Однако невзирая на то что она неграмотна, в ней есть естественный разум столетий, фундаментальные знания людской сущности и любопытство.

Иван

Молодой литератор, разыскивая музу, прибыл из города в деревню по должностным делам. Он интеллигентный и умный. В селе отвлекается с помощью охоты и знакомства с деревенскими жителями. Независимо от собственного происхождения он ведет себя обычно и без высокомерия. "Паныч" добродушный и чуткий парень, знатный и слабохарактерный.

Сочинение

Тема любви основная тема в творчестве А. И. Куприна. Именно любовь дает возможность реализоваться наиболее сокровенным началам человеческой личности. Особенно дороги писателю сильные натуры, умеющие пожертвовать собой ради чувства. Но А. Куприн видит, что человек в современном ему мире измельчал, опошлился, запутался в житейских проблемах. Писатель мечтает о личности, которая не подвержена тлетворному влиянию среды, и воплощает свою мечту в образе полесской колдуньи Олеси, героини одноименной повести.

Олеся не знает, что такое цивилизация, время в чащобах Полесья как бы остановилось. Девушка искренне верит в предания и заговоры, считает, что ее семья связана с дьяволом. Принятые в обществе нормы поведения абсолютно чужды ей, она естественна и романтична. Но не только экзотичность образа героини и ситуации, описанной в повести, привлекают внимание писателя. Произведение становится попыткой проанализировать то вечное, что должно лежать в основе любого высокого чувства.

А. И. Куприн уделяет особенно пристальное внимание тому, как развивается в героях повести чувство. Прекрасен момент их встречи, удивительно нарастание в их сердцах искренней привязанности. А. И. Куприн восхищается чистотой их близости, но не делает эту романтическую любовь безмятежной, приводит героев к тяжким испытаниям.

Любовь к Олесе становится переломным моментом в жизни Ивана Тимофеевича, городского жителя. Свойственная ему первоначально сосредоточенность исключительно на своем мире постепенно преодолевается, потребностью становится осуществление желания быть вместе с другим человеком. Его чувство, вероятно, основано на смутных влечениях, но очень скоро оно подкрепляется духовной близостью. Куприн точно передает внутреннее преображение личности героя, источником которого становится сама природа.

Один из важнейших феноменов любви для Куприна состоит в том, что даже предчувствие счастья всегда омрачено страхом потерять его. На пути к счастью героев стоят разница в их общественном положении и воспитании, слабость героя и трагическое предсказание Олеси. Жажда гармонического союза порождена глубокими переживаниями.

В начале повести Иван Тимофеевич кажется мягким, отзывчивым и искренним. Но Олеся сразу улавливает в нем слабость, говоря: Доброта ваша не хорошая, не сердечная. И герой повести действительно причиняет много зла своей возлюбленной. Его каприз причина того, что Олеся идет в церковь, хотя понимает губительность этого поступка. Вялость чувств героя приносит искренней девушке беду. Но сам Иван Тимофеевич быстро успокаивается. В тот момент, когда он рассказывает о самом, казалось бы, волнующем эпизоде своей жизни, он не испытывает вины и раскаяния, что говорит о сравнительной бедности его внутреннего мира.

Олеся полная противоположность Ивану Тимофеевичу. В ее образе Куприн воплощает свои представления об идеале женщины. Она впитала в себя законы, по которым живет природа, ее душа не испорчена цивилизацией. Писатель создает исключительно романтический образ дочери лесов. Жизнь Олеси проходит изолированно от людей, а потому ее не заботит то, чему посвящают свою жизнь многие современные люди: слава, богатство, власть, молва. Основными мотивами ее поступков становятся эмоции. Больше того Олеся колдунья, ей знакомы тайны человеческого подсознания. Ее искренность, отсутствие фальши подчеркнуты и в ее внешнем облике, и в жестах, движениях, улыбке.

Любовь Олеси становится величайшим даром, который может дать жизнь герою повести. В этой любви есть и самоотверженность и смелость, с одной стороны, и противоречие, с другой. Олеся изначально понимает трагичность исхода их отношений, но готова подарить себя возлюбленному. Даже покидая родные места, избитая и обесчещенная, Олеся не проклинает того, кто погубил ее, а благословляет те краткие минуты счастья, которые она испытала.

Подлинный смысл любви писатель видит в стремлении бескорыстно отдать своему избраннику всю полноту чувств, на которую способен любящий человек. Человек несовершенен, но сила любви может, хоть ненадолго, вернуть ему остроту ощущений и естественность, которые сохранили в себе лишь люди, подобные Олесе. Сила души героини повести способна внести гармонию даже в столь противоречивые отношения, как те, которые описаны в повести. Любовь это презрение к страданиям и даже смерти. Жаль, но способны на такое чувство лишь избранные.

Другие сочинения по этому произведению

«Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире» (по повести А. И. Куприна «Олеся») Чистый свет высокой нравственной идеи в русской литературе Воплощение нравственного идеала писателя в повести «Олеся» Гимн возвышенному, первозданному чувству любви (По повести А. И. Куприна «Олеся») Гимн возвышенному, первозданному чувству любви (по повести А. Куприна «Олеся») Женский образ в рассказе А. Куприна “Олеся” Лобовь в русской литературе (по повести «Олеся») Моя любимая повесть А. И. Куприна «Олеся» Образ героя-рассказчика и способы его создания в повести «Олеся» По рассказу А. И. Куприна «Олеся» Почему любовь Ивана Тимофеевича и Олеси стала трагедией? Можно ли считать виновным в этом «ленивое сердце» героя? (по произведению А. И. Куприна «Олеся») Сочинение по повести Куприна «Олеся» Тема «естественного человека» в повести А. И. Куприна «Олеся» Тема трагической любви в творчестве Куприна («Олеся», «Гранатовый браслет») Урок нравственной красоты и благородства в повести А. И. Куприна «Олеся» (образ Олеси) Художественное своеобразие одного из произведений А.И.Куприна ("Олеся") Человек и природа в творчестве Куприна Тема любви в повести А. И. Куприна «Олеся» Он и Она в повести А. И. Куприна «Олеся» Мир природы и человеческих чувств в повести А. И. Куприна "Олеся" Анализ повести "Олеся" Куприна А.И. Сочинение по повести А.И. Куприна "Олеся"
  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то