8 неполных предложений. Неполные предложения –

неполные предложения

08.09.2011 23005 1067

Неполные предложения.

1.Полные предложения –

Неполные предложения –

1.В диалогической речи.

эллиптических

Неполные предложения.

1.Полные предложения – предложения, в которых присутствуют все необходимые для понимания смысла главные и второстепенные члены предложения.

Неполные предложения – предложения, в которых могут быть пропущены отдельные члены – главные или второстепенные.

Отсутствующие члены предложения могут быть легко восстановлены из предыдущего контекста или из ситуации. Неполные предложения встречаются:

1.В диалогической речи.

2.В контексте (На повороте реки мелькнул огонек. Мелькнул ярко, сильно.)

Неполные могут быть как двусоставные, так и односоставные распространенные и нераспространенные предложения:

Ты понимаешь меня? (двусоставное, распространенное, полное) – Понимаю. (двусоставное, нераспространенное, неполное).

Знаки препинания в неполных предложениях.

1.Тире ставится при наличии паузы в эллиптических предложениях (самостоятельно употребляемых предложениях с отсутствующим сказуемым): Вокруг месяца – бледные круги.

При отсутствии паузы тире не ставится: Снова в час ночной тучи над землей.

2.Тире ставится в эллиптических предложениях, основу которых образуют два существительных- в дательном и винительном падежах, без подлежащего и сказуемого, с четким делением на две части: Родине – наш вдохновенный труд.

3.Тире ставится в неполном предложении, составляющем часть сложного предложения, когда пропущенный член (обычно сказуемое) восстанавливается из предшествующей части фразы и на месте пропуска делается пауза: Они стояли друг против друга: Олег – растерянный и смущенный, Нина – с выражением вызова на лице. Петя пошел в театр, а Саша – в кино.

4.Тире ставится в однотипно построенных частях сложного предложения при пропуске какого-либо члена предложения или даже без пропуска: Деньги – исчезают, работа – остается.

3.На небе яркие звезды.

3.Слова-предложения.

Побудительные и эмоционально-оценочные (междометные): Ну же. Айда. Ай. Ай, ай.

4.Мини-тест.

А) 5 Б) 4 В) 7 Г) 6 Д) 8

2.Дать характеристику предложениям. Где необходимо, расставить знаки препинания.

1.Из садика на балкон вбежала Вера, за ней Сергей прыгавший через три ступеньки.

2.Плыли сюда мироновцы на самоходной барже. Высаживались на берег.

3.На небе яркие звезды.

4.Каждому молодому труженику среднее образование.

5.Один атом натрия замещает один атом водорода, один атом цинка два атома водорода.

3.Слова-предложения. Могут употребляться в диалоге. Делятся на:

Утвердительные: Да. Конечно. Возможно.

Отрицательные: Нет. Вовсе нет.

Побудительные и эмоционально-оценочные (междометные): Ну же. Айда. Ай. Ай, ай.

4.Мини-тест.

1.Определите неполное предложение.

А) Счастье умов благородных – видеть довольство вокруг.

Б) На столе – раскрытый томик вам подаренных стихов.

В) Величайшая из книг – книга жизни.

Г) Честность и точность – близнецы.

Д) Истинное назначение человека – жить, а не существовать.

2.В предложении На тот бок его который обращен к морю волны набросали тины водорослей щепки и обвешанный ими камень кажется привязанным к узкой песчаной полоске отделяющей море от гор. нужно поставить:

А) 7 запятых Б) 9 запятых В) 8 запятых

Г) 6 запятых Д) 6 запятых и тире.

3.Укажите количество пропущенных запятых в предложении: Рябчик вспорхнул сразу весь обозначился в воздухе полетел на нас но вдруг испуганно взвился повернул в сторону второпях задел ветку и быстро-быстро работая крыльями исчез в лесном сумраке.

А) 5 Б) 4 В) 7 Г) 6 Д) 8

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Из урока «Неполные предложения» вы узнаете об отличиях полных предложений от неполных. Ученики научатся различать односоставные и двусоставные, распространенные и нераспространенные синтаксические конструкции. Для закрепления нового материала вы рассмотрите наиболее яркие примеры.

Тема: Односоставные предложения

Урок: Неполные предложения

3. Русский филологический портал ().

1. Прочитайте стихотворение Олега Григорьева.

Отметьте полные и неполные предложения. Разберите их по членам предложения.

— Яму копал? — Копал. — В яму упал? — Упал. — В яме сидишь? — Сижу. — Лестницу ждешь? — Жду. — Яма сыра? — Сыра. — Как голова? — Цела. — Значит живой? — Живой. — Ну, я пошел домой!

2. В каждом ряду слов есть «лишнее». Определите это слово.

В рощ.., много морков.., в изложени.., во время революци...

По памят.., без лодк.., в пут.., в воздух...

Во всей суровост.., к мудрост.., в забо.., об исследовани...

На тюл.., в шампун.., передал Наталь.., о гербари...

В стремен.., на вымен.., в пламен.., на камн…

Дата:

Класс 8

Тема: «Неполные предложения».

Цель: дать понятие о структурных особенностях неполных предложений и сформировать умения различать неполные и полные типы односоставных и двусоставные предложения и опознавать их в тексте; активизировать познавательную деятельность учащихся; воспитывать интерес к познанию и открытиям; культуру общения, самостоятельность, волю и настойчивость, уверенность в своих силах, стремление к достижению результата.

Ход урока

1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Громко прозвенел звонок-

Начинается урок

Ребята, все ли готовы к уроку?

Давайте настроимся на хорошую и плодотворную работу на уроке.

«Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем»,- гласит китайская мудрость. Так пусть же наш урок пройдет под девизом:

« Новый день -новые знания».

2. Повторение изученного материала по теме «Простое предложение». Форма: « Блиц-опрос». Учитель задаёт вопросы, требующие ответа «да» или «нет»».

    Определение – главный член предложения? (нет)

    Подлежащее – второстепенный член предложения? (нет)

    Возможна ли постановка тире между подлежащим и сказуемым? (да)

    Может ли сказуемое быть простым именным? (нет)

    Может ли сказуемое быть простым глагольным? (да)

    Подлежащее может быть выражено прилагательным? (да)

    Дополнение – второстепенный член предложения? (да)

    Сказуемое – второстепенный член предложения? (нет)

    В словосочетании книга сестры –согласованное определение? (нет)

    В двусоставных предложениях один главный член предложения? (нет)

    Ставится ли запятая в сочетании «ни свет ни заря»? (нет)

    Правильно ли выражение: «Я одела платье» ? (нет)

    Правильно ли выражение: «мама надела дочку»? (нет)

    Слово «пятёрка» - числительное? (нет)

    В предложении «Солнце село» солнце является дополнением? (нет)

    Предложение «Какой сегодня день?» повествовательное? (нет)

    Правильно ли согласовано определение в сочетании «Длинный магистраль»? (нет)

3.Объяснение нового материала.

а) Создание речевой ситуации.

Кто ваш классный руководитель?

Какой предмет она ведёт?

Анализ прозвучавших ответов. Запись их и полных ответов на доске.

а) Создание эвристической ситуации.

Какова тема нашего урока?

Определите самостоятельно, какие же предложения называются неполными?

4.Изучение темы.

    Практическая работа.

- Запишите пословицы, опустив повторяющееся слово и поставив тире.

- Выполните синтаксический разбор шестого предложения.

    Мир освещается солнцем, а человек освещается знанием.

    Ложь стоит на одной ноге, а правда стоит на двух.

    Змея один раз меняет кожу, а предатель меняет каждый день

    Кривое дерево исправляет рубанок, дурного человека исправляет народ.

    Знание создаёт науку, а невежество создаёт веру.

6) Ржа железо ест, а печаль ест сердце. (Пословицы)

    Синтаксический анализ сложных предложений.

б) Беседа по записанным пословицам.

Как произносится вторая часть предложения?

С помощью чего соединены части сложного предложения?

Какая из частей сложного предложения полная, какая – неполная?

Сделайте вывод.

(Вывод: Пропуск члена предложения в произношении может быть выражен паузой, а на письме обозначен тире).

а) Синтаксический анализ сложного предложения Из лощины пахло укропом, а из озёр – глубокой водой.

Что представляет собой первая часть предложения? Что – вторая? Чем соединены части сложного предложения?

3. Слуховой диктант.

Цель работы: определить полные или неполные предложения.(в столбик с левой стороны укажите номера предложений: (+ обозначает полное, - неполное предложение)

1. + Грозный – столица нашей республики.

2. – В центре города – главная мечеть «Сердце Чечни».

3. + С высоток Грозный -Сити открывается красивый вид.

4. + - Хотите поехать в экскурсию по нашему городу?

5. - - Конечно.

6.+ Зима.

7. + - Тебе нравится решать лингвистические задачи?

8. - - Нравится.

Пояснения учителя.

Обратите внимание, что в неполном предложении пропуск членов предложения подтверждается наличием в нем зависимых от этого члена слов.

Структура односоставных предложений такова, что один из главных членов в ней не пропущен, а невозможен. Конечно, мы можем, например, «подставить» подлежащее в определенно-личное или неопределенно-личное предложение, но тогда изменится сама их структура, они станут двусоставными. В неполных же предложениях пропущенные члены подразумеваются, они пропущены потому, что полное их значение очевидно из контекста, из ситуации.

5.Закрепление изученного

    Упражнение на различение односоставных и неполных предложений.

Докажите, что первое предложение – двусоставное, второе –односоставное безличное, третье – односоставное назывное.

Наступает вечер. Вечереет. Вечер.

Почему второе и третье предложения нельзя назвать неполными?

    Работа с учебником. Приём «Дневник исследователя»

Разделите страницу тетради пополам. В левой стороне напишите «Знал (а) « и запишите всё, что вы знали о неполном предложении. В правой стороне напишите «Узнал (а)» и запишите, что вы узнали о неполном предложении.

6. Итог урока.

Работа с текстом. Вставьте в текст пропущенные слова, подобрав их из справок и ответьте на вопросы:

С какой целью используются в речи неполные предложения?

Какова сфера употребления неполных предложений?

Неполные предложения делают речь…, экономнее без ущерба для смысла.

Сфера употребления неполных предложений – …речь. Они частые гости в …, в непринуждённых художественных … . Среди …, … также можно встретить … односоставные предложения. Они позволяют глубокое содержание «упаковать» в сжатую, компактную форму.

Для справок: лаконичный, разговорный, диалог, описание, поговорка, пословица, неполное.

7.Рефлексия.

На уроке было….Мне понравилось….

Мне не понравилось….На уроке я узнал (а)….

    Домашнее задание.

Написать мини- сочинение «Январский денёк», употребив в нём двусоставные, односоставные и неполные предложения.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то